Биография софьи: Исторический парк «Россия – Моя история»

Софья Алексеевна — биография, личная жизнь, причина смерти, царевна, правление, деятельность, Петр I, личность

Биография

Софья Алексеевна Романова известна по хрестоматийному портрету работы Ильи Репина. На полотне изображена монументальная фигура суровой женщины, которая испепеляет смотрящего гневным взглядом. Из названия картины становится понятно, что мрачность царевны небезосновательна: ее заточили в монастырь на долгие годы. Деятельная особа пыталась править государством, а в итоге закончила свои дни в отречении от мира, приняв пострижение в великую схиму.

Детство и юность

Царевна Софья стала шестым ребенком государя Алексея Михайловича — второго представителя династии Романовых, взошедшего на российский престол. Всего у царя было 16 детей: 13 от первой жены и трое от второй.

Мария Ильинична Милославская, первая жена государя, происходила из дворянского рода выходцев из Польши. Она родила ему дочь Софью в 1657 году. Царица разрешалась от бремени едва ли не каждый год, многие дети умирали при рождении и в младенчестве, а сама она скончалась от родильной горячки, когда юной царевне было 11 лет.

Спустя два года, в 1671-м, 42-летний царь-вдовец женился на 20-летней дворянке Наталье Кирилловне Нарышкиной. Молодая царица родила мужу еще троих детей, старшим из которых стал будущий император Петр I. Таким образом, в 14 лет царевна Софья обзавелась мачехой, а затем и главным соперником в борьбе за престол.

Уже в детстве девочка отличалась умом и жаждой знаний. Как и ее сестры, она должна была закончить учебу к десяти годам, но упросила отца позволить ей продолжить получать образование наравне с братьями. Наставником стал богослов и писатель Симеон Полоцкий, который считал ученицу на редкость способной.

Царевна легко осваивала языки, знала греческий, польский и латынь, читала книги по истории и религии, упражнялась в написании пьес. Софья Алексеевна была набожна, уделяя часы молитве и чтению Священного Писания, и собственноручно переписывала Евангелие.

В то время при дворе четко обозначились два противоборствующих влиятельных рода — Милославские и Нарышкины. Родственники царевых жен пытались использовать наследников как рычаги влияния на государственные порядки, что усугубилось со смертью Алексея Михайловича в 1676 году.

Царские дети отличались слабым здоровьем, а старшие сыновья умерли раньше отца. Поэтому на трон взошел Федор Алексеевич, младший брат царевны. Он был молодым и крайне болезненным, а старшая сестра пользовалась у юноши влиянием и авторитетом. Уже тогда она начала проводить первые реформы, оказывая влияние на юного царя.

20-летний Федор III ушел из жизни в 1682 году, не оставив наследников. К тому моменту царевна уже привыкла участвовать во всех государственных делах и отдавать распоряжения. Она была энергичной и честолюбивой, а ее ум не подвергался сомнению. Поэтому Софья не разделила привычную участь царевен-затворниц, которые полжизни не покидали своих теремов, и открыла новую страницу своей биографии.

Правление и свержение

Еще опекая царя Федора III, Софья нашла единомышленников и приближенных среди бояр и военачальников. К тому же родственники, Милославские, оказывали наследнице поддержку. Поэтому, когда в 1682 году Наталья Нарышкина усадила на трон своего 10-летнего первенца Петра, Софья не на шутку разгневалась. К ней на помощь пришли стрельцы, устроившие в мае того же года вооруженный мятеж. В результате были убиты влиятельные сторонники Нарышкиных, и им пришлось принять условия разбушевавшегося войска.

Род Милославских не мог выдвинуть достаточно сильного претендента на трон, в их распоряжении был единственный оставшийся в живых наследник — болезненный телом и рассудком 15-летний Иван. Нарышкины держались за сильного и здорового Петра. В итоге Боярская дума пошла на компромисс, и царями были объявлены оба наследника.

Молодые царевичи не могли быть полноценными правителями, и на регентство при братьях единодушно была выбрана Софья Алексеевна. 25 июня 1682 года в Успенском соборе Московского Кремля Ивана и Петра венчали на царство, а по факту правительницей Руси стала их сестра. Вскоре она даже повелела называть себя самодержицей и выпустить монеты с собственным изображением.

Софья Алексеевна и Петр I / «ВКонтакте»

Главной проблемой внутренней политики, с которой столкнулась молодая правительница в первое время, стали бунты и волнения. Часть стрельцов под управлением боярина Ивана Хованского была не согласна со сложившейся ситуацией. Недовольство усугублялось церковным расколом, тянувшимся со времен реформы патриарха Никона. Всю эту смуту царевна пресекла жесткой рукой, не скупясь на репрессии.

Борьбу с раскольниками Софья продолжила в 1685 году, приняв «12 статей», которые узаконили пытки, ущемление в правах и даже казни в отношении старообрядцев. Тысячи староверов бежали из столицы в отдаленные уголки, пытаясь избежать суровых наказаний.

При этом, по мнению исследователей, для тех времен царевна была милосердна. Благодаря ей воровство больше не каралось смертной казнью, а только отсечением руки. Смягчила она наказание и для мужеубийц: раньше их заживо закапывали в землю по шею, из-за чего они умирали в страшных муках. По новому закону преступницы лишались головы.

Деятельность правительницы была направлена на улучшение государственного порядка: она проводила военную и налоговую реформы, занималась расширением торговых связей с зарубежными странами. В 1687 году по инициативе Симеона Полоцкого открылось первое высшее учебное заведение России — Славяно-греко-латинская академия.

В наследство Софье Алексеевне достались проблемы во внешней политике. Многолетним конфликтам с Польшей был положен конец подписанием в 1686 году «Вечного мира», который представлял собой передел украинских земель.

Получив новую территорию, Софья обязалась вступить в войну с Крымским ханством, причинявшим ущерб Речи Посполитой. Это вылилось в серию крымских походов, но ни один не увенчался успехом. Неудачи военных действий пошатнули авторитет царевны. Сомнительным внешнеполитическим решением считается Нерчинский договор с Китаем, по которому Русь теряла Приамурье и ряд дальневосточных областей.

Пока Софья Алексеевна энергично руководила страной, ее сводные братья подрастали. Ивана мало интересовали вопросы власти, а Петру уже не терпелось вступить в законные права. В 1689 году царевич по указанию матери женился на Евдокии Лопухиной. И хотя ему было только 17 лет, факт брака давал ему статус совершеннолетнего.

Регент не собиралась добровольно уступать трон братьям, хотя по закону у нее больше не оставалось на него прав. Поэтому между Софьей и Петром назрел очевидный конфликт, который чуть было не вылился в большое кровопролитие. Но сторонники один за другим покидали царевну, переходя на сторону юного Петра Алексеевича.

В итоге, оставшись без поддержки стрельцов и наемной иноземной пехоты, Софья Алексеевна была вынуждена подчиниться приказу будущего императора и сложить полномочия, удалившись в монастырь.

Личная жизнь

Как писал французский дипломат Фуа де ла Нёвилль, Софья Алексеевна не была хороша собой. Грузная, приземистая, с растительностью на лице, она была лишена женского очарования. Зато ум и душевные качества ее личности ценились высоко. При этом некоторые исследователи считают, что мнение о внешности царевны француз составил только по рассказам ее придворных.

Еще живя при дворе, Софья вела аскетический образ жизни. Она читала Псалтырь и жития святых, постилась, молилась, чем не так уж отличалась от монахини.

Софья Алексеевна и Василий Голицын / @cdkg.ru

Вместе с тем ей приписывают романтические отношения с ее советником, князем Василием Голицыным. Тот был главой Посольского приказа, отвечая за международные связи государства. Софья Алексеевна всецело доверяла дипломату и наделила того большими полномочиями.

Богобоязненный и суровый нрав женщины вкупе со строгими порядками допетровских времен вряд ли делал возможными связь царевны с князем, ведь тот был женат и растил шестерых детей. Однако историки приводят фрагменты переписки Софьи с Голицыным, по которым можно понять, что он занимал важное место в ее сердце и мог быть фаворитом.

Несмотря на все домыслы, известно, царевна так и не вышла замуж, как и каждая из ее сестер. Все бояре считались недостойными чести обручиться с царской дочерью, а заграничные женихи королевских дворов оказывались иноверцами, поэтому устроить личную жизнь этим девушкам было почти невозможно.

Последние годы

В 1689 году царевна Софья была сослана братом в московский Новодевичий монастырь, где прошли последние 15 лет ее жизни. Царевне обеспечили комфортную жизнь, запретив, однако, покидать пределы монастырской ограды.

Первоначально к узнице приставили стражу. Даже с сестрами и тетками она могла видеться в обители только по самым большим праздникам. При этом келья Софьи состояла из нескольких красиво убранных комнат, а в услужение к ней приставили послушниц.

Петр I, уже став единоличным царем, навещал сводную сестру в монастыре, но гордая царевна встретила его холодно. Примирение между ними так и не произошло.

Cтрелецкий бунт при Софье Алексеевне / «ВКонтакте»

Когда в 1698 году в Москве поднялся очередной стрелецкий бунт, Петр I решил, что Софья Алексеевна причастна к нему. Стрельцы возмущались преимущественно по социально-экономическим поводам, но и политическую подоплеку в их выступлении можно было разглядеть. Царь боялся, что бунтовщики попытаются вновь усадить на трон пленную царевну. После этого события ее постригли в монахини с наречением нового имени — Сусанна.

Смерть

Софья Алексеевна прожила 46 лет и умерла 3 июля 1704 года, приняв накануне смерти великую схиму и вернув себе прежнее имя. О причине смерти не сказано ничего определенного. Тело царевны погребено под сводами Смоленского собора Новодевичьего монастыря Москвы.

Интересные факты

  1. Есть мнение, что приход к власти Софьи Алексеевны предзнаменовал знак свыше. В отличие от других царских детей, ее крестили в Успенском соборе, где по традиции венчали на царствование.
  2. Еще когда царевна была совсем юной, ее наставник Симеон Полоцкий посвятил ей первый стих. В период правления многие воспевали Романову в одах и поэмах.
  3. Считается, что после прихода к власти Петра память о его сводной сестре пытались исказить. Результаты ее деятельности подвергались сомнению, а во всех упоминаниях ей приписывали негативные качества. Только с приходом к власти Екатерины II началась реабилитация.
  4. Образ Софьи Алексеевны стал вдохновением для книг и фильмов. Так, в лентах «Юность Петра» и «В начале славных дел» ее сыграла Наталья Бондарчук, а в «Петре Великом» — Ванесса Редгрейв.

Софья Алексеевна — биография, личная жизнь, причина смерти, правление царевны



Полное имя: Софья Алексеевна
Дата рождения: 27 сентября 1657 г.
Знак зодиака: Весы
Возраст: 46 лет
Место рождения: Москва
Дата смерти: 14 июля 1704 г.
Деятельность: Царевна
Семейное положение: Не была замужем
Отец: Алексей Михайлович
Мать: Мария Ильинична Милославская




Софья Алексеевна — царевна, дочь царя Алексея Михайловича. Она спасла Русь от гражданской войны, основала первый вуз и наладила торговлю с другими странами. Почему же Петр I заточил сестру в монастырь — чтобы взять ее идеи и войти с ними в историю?

Большинство привыкло считать царевну Софью отталкивающей, не слишком умной, жадной до власти женщиной, которая возглавила заговор против собственного брата Петра I. На самом деле она была совсем не такой, как нам рассказывали Алексей Толстой в своем романе и школьный учебник истории.

Согласно «официальной» истории, Софья родилась в Москве 27 сентября 1657 года в многодетной семье, она была шестая из 16 детей царя Алексея Михайловича, была крайне непривлекательна: грузная, низкорослая, большеголовая и даже усатая. ..

Однако по утверждению ряда ее современников, в молодости царевна имела если не красивую, то очень приятную внешность. При этом с ранних лет выказывала редкий ум. Выучилась читать, увлеклась науками и потребовала себе учителей. Алексей Михайлович, хотя и немало удивился, но просьбу Софьи выполнил.

Образованием царской дочери занимались известные люди того времени: Симеон Полоцкий, Карион Истомин и Сильвестр Медведев. К 17 годам ученица владела латынью, польским, греческим, разбиралась в астрономии, истории и теософии. Запредельные знания для женщин той эпохи! Но для Софьи это было лишь начало.

Она стала ездить с отцом по стране и даже обсуждать государственные вопросы. До полного женского счастья оставался последний шаг — замужество. Но иностранных кандидатов отец отверг, а среди своих равных не было. Царевне оставалась только политика. Ей Софья и отдалась со всею страстью.

Как особа женского пола Софья Алексеевна не имела права на престол.

Но сумела взять власть в свои руки, пусть и ненадолго.

В 1676 году царь Алексей Михайлович умер. Престол унаследовал его сын Федор, младший брат Софьи. 19-летняя девушка сразу поняла, что правитель он номинальный. Ему всего 14, в политике не разбирается, страдает кишечными и головными болями. Софья начала ему помогать. Однако поумнеть подопечный не успел: через 6 лет «правления» скончался.

Россия оказалась на пороге новой смуты. Кому дальше править? Милославские требовали престол для Ивана (родного брата Софьи), а Нарышкины — для Петра (брата Софьи единокровного). Но обоим кандидатам не было и 10 лет! Плюс ко всему Иван — эпилептик, почти слабоумный… В Москве начались кровавые беспорядки, подстрекаемые стрельцами. И Софья приняла решение, поразившее всех: страной будут править оба брата. Разумеется, при помощи взрослой сестры Софьи.

Целых 7 лет царица балансировала между враждующими кланами и стрельцами. Есть версия, что стрельцы за поддержку Софьи получали от нее деньги.

Мы привыкли думать, что европейской державой Россию сделал Петр I. Это правда, но лишь отчасти. Реформы петровской поры начались задолго до Петра.

Уже Алексей Михайлович, отец Софьи и Петра, выписывал европейскую литературу, носил европейское платье. По его указу ко двору была доставлена мебель из Франции, телескоп из Дании и карета из Германии.

Бойкая и умная Софья линию отца продолжила. Именно при Софье в Париже открылось первое русское посольство. При Софье иностранные специалисты стали приезжать в Россию, а наши юноши -учиться в Европе. Именно она заключила выгодный для России «Вечный мир» с Польшей и сделала Россию членом «Священной лиги» — союза Римской империи, Венецианской республики и Речи Посполитой.

Не менее впечатляет политика внутренняя. В стране открылась Славяно-греко-латинская академия (наш первый вуз!), расцвело ткацкое дело (производство бархата, атласа и парчи), появились библиотеки и коллекции картин, была проведена перепись населения, реформирована налоговая система.

Боролась царица Софья и с варварскими обычаями. Например, запретила взыскивать долги с сирот или закапывать жен-изменниц по шею в землю, обрекая на медленную и мучительную смерть. Внушительный список для 7 лет правления!

Была ли Софья врагом Петра — или всего лишь его талантливой соперницей?

С одной стороны, Софья являлась только регентом-опекуном при малых братьях. А с другой, именовала себя «великой государыней» и «самодержицей», закрепила эти титулы указом 1687 года и велела чеканить золотые монеты со своим изображением — на голове корона, в руке скипетр. Такого Русь еще не видела!

Конечно, для полноты картины нужна была коронация. По одной из версий, Софья пыталась подкупить стрельцов, чтоб они надавили на московского патриарха. Но есть и иное мнение: она планировала получить корону из рук патриарха Константинопольского.

С покушением на убийство Петра также много неясностей. Софья была очень набожна, следовательно, не могла взять на душу такой грех. Между тем, устранение Петра позволило бы ей править бесконечно долго. Слабоумный и больной Иван не нравился стрельцам, а они решали многое.

Как бы там ни было, в августе 1689 года кто-то сообщил Нарышкиной, что ее сына хотят отравить. Учитывая, что недавно от боли в животе умерла ее дочь Феодора, женщина запаниковала. Схватив Петра, она укрылась с ним в Троице-Сергиевой лавре. Стрельцы могли легко взять обитель, но… присягнули Петру.

Репутацию Софьи подорвали два неудачных Крымских похода. Татары подожгли степь, часть русской армии задохнулась в дыму, часть умерла от дизентерии. Конечно, виноват был неопытный полководец Василий Голицын. Но ведь именно ему доверила русскую армию Софья.

Князя Голицына, многодетного семьянина, она вожделела. Любил ли он ее или просто использовал, сказать сложно. Ситуация осложнялась наличием второго фаворита — Федора Шакловитого, главы стрельцов. Ему Софья тоже благоволила. А вот с кем реально состояла в связи, это доподлинно неизвестно.

В итоге 17-летний Петр внезапно устроил всех. Тут впору задуматься: стал бы он императором, если бы не оплошала его сестра?

Петр, получив власть, Шакловитого казнил, Голицына сослал под Архангельск, а сестру запер в Новодевичьем монастыре. Покои Софьи богато обставили и снабдили прислугой, однако арестантка золотой клеткой осталась недовольна. Петр навестил ее лишь раз, перед путешествием по Европе. Хотел помириться, но не вышло. Из монастыря царь вышел мрачным и велел отныне называть узницу только «зазорным лицом».

В заточении Софья Алексеевна провела 15 лет. В 1698 году стрельцы вновь взбунтовались, но освободить опальную царевну не успели. До сих пор неясно, имела ли Софья отношение к этому бунту. Так и не узнав правды, Петр повесил стрельцов под окнами сестры, а саму ее насильно постриг в монахини.

Как умерла царевна, неизвестно. Это произошло 14 июля 1704 года. Было ей всего 46 лет, она ничем не болела. Нельзя исключить, что уйти из жизни ей «помогли». Как и то, что она покончила с собой. Могла, конечно, и сбежать — такая версия тоже существует. Но с кем и куда? Стрельцов Петр расформировал, а народ Софью Алексеевну недолюбливал: по ее приказу были замучены тысячи староверов.

Что же получается — бунтарка Софья проиграла битву с эпохой? Эмансипация русских женщин захлебнулась? Лишь на время. Впереди был реванш — бурный XVIII век. По-настоящему «женский».

Полное жизнеописание (житие) святой Софии

Страсти святых мучениц
Вера, Надежда, Любовь и Матерь Их София

Память 17-го дня сентября месяца
 Великое собрание житий святых
Том 1: сентябрь
составлен Димитрием Ростовским
(Ныне в открытом доступе.)
 
В царствование нечестивого римского императора Адриана, вдова итальянского происхождения по имени София, имя которой означает мудрость, жила в Риме. Она была христианкой и по имени своему жила мудро, показывая ту мудрость, которую восхваляет апостол Иаков, говорящий: «Мудрость, которая свыше, сперва чиста, потом миролюбива, кротка и умилостивительна, полна». милости и добрых плодов. Эта мудрая госпожа София, живя в порядочном браке, родила трех дочерей, которых назвала в честь трех великих добродетелей. Первую назвали Верой, вторую Надеждой, а третью Любовью, ибо что рождает христианская мудрость, как не богоугодные добродетели?
 
Вскоре после рождения трех дочерей София овдовела. Живя благочестиво, она угодила Богу молитвой, постом и милостыней. Она воспитала трех своих дочерей так, как подобает мудрой матери, чтобы они, будучи тезками добродетелей, могли воистину приобрести те черты, имена которых носили. Возмужав, они умножились в добродетели и хорошо усвоили книги пророков и апостолов. Они привыкли слушать слова своих учителей и усердно занимались духовным чтением, молитвой и домашними делами. Более того, они во всем подчинялись своей святой матери, исполненной божественной мудрости. Таким образом, идя от силы к силе, они преуспевали во всем. Поскольку они были чрезвычайно красивы и совершенны в мудрости, взоры всех вскоре были обращены на них.
 
По всему Риму разнеслась молва о мудрости и красоте трех сестер, и даже епарх Антиох пожелал их увидеть. Когда их привели к нему, Антиох узнал, что они христиане, ибо не скрывали своей веры во Христа. Надеясь на Христа, они не сомневались и не колебались в любви к Нему, но пред всеми прославляли Христа, оказывая пренебрежение к идолам, ненавистным Богу.
 
Антиох рассказал обо всем этом императору Адриану, который немедленно послал своих слуг привести к нему девственниц. Когда слуги пришли в дом Софьи, они застали мать занятой обучением своих дочерей. Ей сказали, что она должна прийти вместе с дочерьми к императору. Поняв цель сего призыва, они встали на молитву и сказали: «Всемогущий Боже, сотвори с нами по святой воле Твоей и не оставь нас, но даруй нам святую помощь Твою, да не устрашатся сердца наши от гордых мучителю, чтобы не устрашились мы его страшными мучениями и не устрашились горькой смерти, и чтобы ничто не отлучило нас от Тебя, Бога нашего».
 
Помолившись и поклонившись Богу, все четыре мученицы, мать и дочери, взялись друг за друга за руки, образуя как бы сплетенную гирлянду. Они шли, часто взирая на небо, с воздыханиями и безмолвными молитвами вручая себя помощи Тому, Кто повелел нам не бояться убивающих тело, души же не могущих убить. Прибыв во дворец императора, они крестились и сказали: «Помоги нам, Боже Спаситель наш, ради славы святого имени Твоего!»
 
Затем их привели к Императору, который гордо восседал на своем троне. Они оказали ему подобающую честь, но стояли перед ним без страха, их лица сияли, их сердца были непоколебимы, их глаза радостно смотрели на всех, как будто они были созваны на пир. Такова была их радость, с которой они пришли терпеть мучения за своего Господа!
 
Увидев их благородные, прекрасные и бесстрашные лица, Император спросил мать об их происхождении, именах и вере. Она, будучи мудрейшей, ответила так проницательно, что все дивились ее благоразумию. Сказав лишь вкратце о происхождении и именах девиц, она начала рассказывать о Том, Кого она исповедовала и перед Чьим именем должно преклониться всякое колено. Исповедуя веру во Христа Иисуса, Сына Божия, она называла себя Его рабою и славила Его имя. «Я христианка, — сказала она, — и радуюсь этому благородному имени». Она добавила, что обручила своих дочерей со Христом, чтобы они сохранили свое целомудрие для нетленного Жениха, Сына Божия.
 
Император, видя, что София была мудрой женщиной, не пожелал в то время ни говорить с ней дальше, ни осуждать ее. Он отложил на время дело и отправил всех четырех мучеников к некоей знатной женщине по имени Палладия, которой поручил наблюдать за ними и представить на третий день на суд.
 
Пребывая в доме Палладии, София имела достаточно времени, чтобы обучать своих детей. Она укрепляла их в вере день и ночь, уча их вдохновленными Богом словами и говоря: «Дочери мои возлюбленные, теперь пришло время вам подвизаться за Христа; настал час обручиться с вашим бессмертным Женихом. В соответствии с вашими именами да проявите твердую веру, несомненную надежду и любовь нелицемерную и неиссякаемую. Пришел час возрадоваться вам, ибо увенчаетесь мученическим венцом от возлюбленнейшего Жениха и войдете с радостными гласами в чертог Его.
 
«Дочери мои, ради чести, которой вас будет удостоить Христос, Который прекраснее сынов человеческих, не щадите плоти вашей. Ради жизни вечной, не жалейте цветения юности вашей и не колеблйтесь терпеть лишение этой преходящей жизни, ибо Возлюбленный ваш, Иисус Христос, обитающий на небесах, есть вечное благоденствие и красота невыразимая. Когда ваши тела будут замучены до смерти ради Него, Он облачит их в нетление, и раны, которые вы носите на теле вашем, будут сиять, как звезды на небе.
 
«Когда ты ради Него лишишься красоты твоей, Он украсит тебя небесной красотой, какой не видел глаз. Когда вы положите души ваши за Господа вашего и потерпите утрату временных жизней, то Он дарует вам жизнь вечную и прославит вас во веки пред Отцом Своим Небесным и пред святыми Своими ангелами. Все воинства небесные будут называть вас невестами Христа и Его исповедницами; восхвалят тебя все святые иноки, и возрадуются о тебе мудрые девы и примут тебя в свое общество.
 
«Дети мои милые, не дайте себя обмануть вражеским соблазнам, ибо Император будет сильно прельщать вас и обещать вам богатые дары, предлагая вам славу, богатство, почет и все прелести и сладости сего тленного и напрасный мир. Но не любите ничего из этого, ибо все они исчезают, как дым, и рассеиваются, как прах, ветром, и, как цветок или трава, увядают и возвращаются в землю. И не страшись тяжких мук, ибо, недолго потерпев их, и победив врага, будешь радоваться вечно.
 
«Верую, что Бог мой Иисус Христос не оставит тебя, если ты решишься пострадать за Него, ибо Он сказал: даже если женщина и забудет семя свое, Я не забуду тебя. Он пребудет с вами во всех мучениях, которые вы претерпите, взирая на ваши подвиги, укрепляя вашу немощь и приготовляя в награду вам плетеный венец.
 
«Дочери мои хорошие, вспомните, какие муки я претерпела, вынашивая вас! Вспомни труды, которые я претерпел, воспитывая тебя, вспомни мои слова, которыми я научил тебя страху Божию, и утешь свою мать в старости своим добрым и мужественным исповеданием Христа. Когда я удостоюсь называться матерью мучеников и увижу вас, мужественно страдающих за Христа, исповедующих Его святое имя и умирающих за Него, то я буду иметь больше счастья, радости, чести и славы, чем кто-либо из верных. Возвеличится душа моя, и возвеселится дух мой, и укреплюсь я в старости моей. Повинуясь наставлениям вашей матери, вы воистину будете моими дочерьми, если будете сражаться за вашего Господа даже до пролития своей крови и с усердием предаетесь смерти за Него».
 
Вняв с умилением словам матери, дочери сокрушались сердцем и радовались духом, ожидая времени своей мученической кончины, как бы часа своего бракосочетания. Будучи святыми ветвями священного корня, они всем сердцем желали того, чего научила их жаждать их премудрая мать София. Они хранили ее слова в своих сердцах и готовились к мученическому состязанию, как если бы им предстояло войти в брачный чертог. Препоясываясь верою, ободряясь надеждою и возжигая в себе огонь любви к Господу, они укрепляли друг друга и обещали своей матери, что с помощью Христа претворят в дела ее назидательные к ним слова.
 
Когда наступил третий день, святые предстали перед нечестивым Императором. Думая, что они всего лишь молодые девушки, которых легко заставить повиноваться его обманчивым словам, он начал говорить им так: «Я вижу, дети, что вы прекрасны, и мне жаль вашу молодость. Я советую тебе как отцу поклоняться богам, которые правят вселенной. Если вы послушаетесь меня и будете делать то, что я приказываю, то я назову вас своими детьми. Я созову епархов, наместников и всех моих советников и усыновлю тебя в их присутствии, и все они будут относиться к тебе с величайшим уважением и хвалить тебя. Но если ты не послушаешься меня и не подчинишься моему повелению, то много зла постигнет тебя, и ты принесешь много огорчений своей матери в старости ее. Вы сами погибнете в том возрасте, когда вам следует быть счастливыми и жить среди сладких, хороших вещей и радостей этого мира. Я заставлю тебя погибнуть в жалкой смерти и брошу твои отрубленные члены на съедение собакам, и ты будешь презираем всеми. Итак, послушайся меня, чтобы тебе было хорошо. Я забочусь о тебе и не хочу разрушить твою красоту и лишить тебя этой настоящей жизни; скорее, я хочу, чтобы вы были моими детьми».
 
Святые девы ответили гонителю как бы в один голос, сказав: «Бог, обитающий на небесах, есть Отец наш, заботящийся о жизни нашей и милующий души наши. Мы желаем Его любви и хотим, чтобы нас называли Его истинными детьми. Мы соблюдаем Его заповеди и плюем на ваших богов. Ваши угрозы не устрашают нас, ибо мы желаем страдать и терпеть горькие муки ради сладкого Бога нашего, Иисуса Христа».
 
Император, услышав их ответ, спросил их мать Софию об их именах и возрасте. Она ответила: «Моего старшего ребенка зовут Вера, и ему двенадцать лет. Вторая — Хоуп, которой десять лет. Моего третьего ребенка зовут Любовь, и ей девять лет».
 
Император восхитился духом, умом и быстрыми ответами девушек, тем более что они были так молоды. Затем он начал пытаться заставить каждую из них подчиниться своему нечестию, начиная с Веры, старшей сестры, которой он сказал: «Жертва великой богине Артемиде!»
 
Но Фейт не согласилась подчиниться. Поэтому император приказал ее раздеть догола и приказал жестоко избить. Мучители безжалостно избили ее, говоря: «Жертва великой богине Артемиде!» Однако она хранила молчание, как будто это было чужое тело, несущее страдание. Поскольку мучитель ничего не добился тем, что высек ее, он отрезал ей девственную грудь. Видя, что из ее ран вместо крови течет молоко, народ качал головами и втайне упрекал императора в его глупости и жестокости, говоря: «В чем согрешила эта прекрасная дева? Почему она так страдает? Какая жалость! Такова бездумность Императора и его звериная жестокость, что он не только истязает до смерти стариков, но и маленьких детей!»
 
Затем принесли металлическую решетку, которую поставили на большой разожженный огонь. Когда он раскалился докрасна, испуская искры, на него была поставлена ​​святая мученица Вера. Она пролежала там два часа, взывая к своему Господу, но совсем не обгорела, к удивлению всех присутствующих. Потом ее бросили в котел, наполненный кипящей смолой и маслом, но и там она осталась невредимой, сидя, как в прохладной воде, воспевая Богу. Гонитель, не зная, что еще сделать с ней, чтобы ослабить ее веру во Христа, вынес ей приговор к смертной казни от меча.
 
Когда святая Вера услышала это, она исполнилась радости и сказала своей матери: «Помолись за меня, Мать, чтобы я могла завершить свой путь и достичь того конца, которого я желаю, чтобы увидеть моего возлюбленного Господа и Спасителя и быть наполненный видением Его божественности».
 
Тогда Вера сказала своим сестрам: «Вы знаете, мои дорогие сестры, Кому мы обещали себя и Кому мы были обручены. Вы знаете, что мы подписаны святым Крестом нашего Господа, чтобы служить Ему в вечности. Поэтому будем терпеть до конца. Нас родила, воспитала и наставила мать-одиночка, так примем же общую смерть, ибо мы сестры и разделяем единую волю. Да буду я вам образцом, чтобы вы оба последовали за мной к нашему Жениху, который призывает нас к Себе».
 
Сказав это, Вера поцеловала свою мать и, обняв сестер, поцеловала их, а затем подчинилась мечу. Мать ее не скорбела о дочери, ибо ее любовь к Богу превзошла материнскую любовь и жалость к детям. Она только боялась, что одна из ее дочерей отречется от Господа, поэтому сказала Вере: «Дочь моя, я родила тебя и за это терпела страдания. Но ты искупи мое страдание, если умрешь ради Христа, исповедуя Его и пролив кровь, которую принял во чреве моем. Иди к Нему, мой возлюбленный отпрыск, обагренный твоей кровью, как бы облаченный в багряницу. Когда предстанешь прекраснейшей перед очами Жениха твоего, вспомни пред Ним свою смиренную мать и помолись Ему о сестрах твоих, чтобы Он укрепил их, чтобы они имели такое же терпение, как и ты».
 
И так святой Вере была отсечена честная глава, и она отошла ко Христу Богу своему Владыке. Мать приняла ее многострадальное тело и, целуя его, радовалась и прославляла Христа Бога, принявшего дочь ее Веру в небесный чертог.
 
Тогда нечестивый император привел к себе вторую сестру, святую деву Надежду, и сказал ей: «Дитя доброе, я взываю к тебе как отец, любящий тебя. Прислушайся к моему совету и поклонись великой Артемиде, чтобы не погибнуть, как твоя старшая сестра. Вы видели ее горькую смерть. Вы хотите страдать так же? Поверь мне, дитя; Мне жаль твою молодость, и я хотел бы, чтобы ты была моей дочерью, если бы ты согласилась повиноваться моему приказу.
 
Но Святая Надежда ответила: «О Император, не мою ли сестру ты предал смерти? Разве мы не родились от одной матери? Разве мы не питались одним и тем же молоком? Разве я не принял такое же Крещение, как и моя святая сестра? Я вырос с ней и из тех же книг и того же материнского наставления научился познавать единого Бога, Господа нашего Иисуса Христа, и верить в Него, и поклоняться Ему одному. Поэтому, о Император, не воображай, что я буду рассуждать, думать или желать иначе, чем моя сестра Вера. Я готов следовать ее пути; поэтому не откладывай и не утомляй себя многословием, но приступай к тому, что решил сделать. Вы увидите, что я того же мнения, что и моя сестра, которая ушла раньше меня».
 
Когда Император услышал этот ответ, он передал Хоуп мучителям. Его прихвостни раздели ее, как у них была Вера, и били так долго и безжалостно, что устали. Но она молчала, как будто не страдая от боли. Она только смотрела на свою мать, блаженную Софию, которая стояла рядом и доблестно смотрела, как ее дитя претерпевает мучения, горячо моля Бога, чтобы Он даровал ее дочери твердое терпение.
 
Тогда злой Император повелел бросить Надежду в огонь, но она осталась невредима, прославляя Бога, как Три Отрока. После этого ее подвешивали и царапали железными когтями. Ее плоть была сорвана, хлынули потоки ее крови, и дивное благоухание исходило от ее ран. Лик ее сиял благодатью Святого Духа, и она насмехалась над гонителем за то, что он не мог одолеть даже юную девицу. Она сказала: «С помощью Христа я не боюсь мук; скорее, я желаю их, как я желаю сладостей рая, так сладок мой Господь для меня. Но бесконечные огненные муки и демоны, которых вы считаете богами, ждут вас в геенне».
 
Эти слова сильно разозлили мучителя, который приказал наполнить котел смолой и маслом, раскалить на огне и бросить в него святого. Когда котел закипел и слуги государя готовились бросить в него святого, котел вдруг расплавился, как воск, и горячая смола и елей излились из него на всех, кто стоял рядом.
 
Такова была чудесная сила Божия, охранявшая святую Надежду. Гонитель, хотя и видел все это, но не пожелал познать истинного Бога, ибо сердце его опуталось бесовской тьмой и пагубным заблуждением. Так, увидев себя посрамленным молодой девой и не желая терпеть дальнейшего унижения, он осудил святого на усекновение головы.
 
Когда девица услышала, что ее должны казнить, она радостно поспешила к своей матери и сказала: «Мир и спасение тебе, матушка: вспомни дитя твое!»
 
Мать ее обняла и поцеловала ее, говоря: «Дочь моя Надежда, ты благословлена ​​Господом Богом свыше, на Которого ты уповаешь и ради Которого ты не пощадила своей крови. Теперь иди к своей сестре Вере, чтобы предстать перед нашим Возлюбленным».
 
Тогда Надежда поцеловала свою сестру Любовь, которая наблюдала за ее мучениями, и сказала ей: «Не задерживайся здесь, сестра, но поспеши, чтобы мы могли вместе войти в присутствие Святой Троицы». Затем она подошла к обезглавленному трупу своей сестры Святой Веры и нежно поцеловала его. Природа заставила ее плакать, но любовь ко Христу превратила ее слезы в радость. Тогда она склонила голову под меч, и так святая Надежда была обезглавлена. Мать взяла ее тело и прославила Бога, радуясь мужеству двух дочерей. Затем она вдохновила свою третью дочь сладкими словами и мудрыми советами бороться таким же образом.
 
Преследователь призвал Любовь, третью деву, стремясь соблазнить ее оставить Распятого и поклониться Артемиде, но тщетно трудился обманщик. Ибо никто так не желал подвизаться за нашего возлюбленного Господа, как Любовь, как написано: Любовь сильна, как смерть; многие воды не могут потушить любовь, и потоки не могут потопить ее.
 
Многие воды искушений мира не погасили огня любви к Богу в той деве, и не потопили ее в потоках бед и страданий. Ее великая любовь проявилась в том, что она была готова положить свою душу за своего возлюбленного Иисуса Христа, ибо нет большей любви, чем та, что человек положит свою жизнь за другого.
 
Гонитель, поняв, что своими лестью он ничего не может сделать, стал мучить Любовь, надеясь разными муками отделить Любовь от любви Христовой. Но она ответила словами апостола: «Кто отлучит меня от любви Христовой? Скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? Нет, во всем этом я больше, чем победитель благодаря Тому, кто возлюбил меня».
 
Преследователь начал пытку с того, что приказал растянуть ее на колесе и бить розгами. Юное тело святой растянули так, что члены ее вырвались из суставов, и ее били до тех пор, пока она не окрасилась в багряный цвет от своей крови, орошавшей землю, как дождь.
 
Тогда мучитель показал святому печь, раскаленную добела, и сказал: «Дева, скажи только, что богиня Артемида велика, и я освобожу тебя. а если нет, то тотчас сожжены будете в печи огненной».
 
Святитель сказал: «Велик Бог мой Иисус Христос, но да погибнешь ты вместе с Артемидой!»
 
Преследователь пришел в ярость и приказал стоящим рядом бросить Любовь в печь. Святая не ждала, пока другой бросит ее в печь, а сама поспешила войти в нее. Она вошла в печь, но не обожглась, и радовалась, как бы в прохладном месте, поя и благословляя Бога. И тотчас вырвался огонь из печи, пожрал стоявших рядом неверных, испепелив одних дотла, а других испепелив. Самого Императора опалили, и он убежал далеко от печи. В печи можно было видеть и других светлых людей, радующихся вместе с мучеником. Так возвеличивалось имя Христа, а нечестивые посрамлялись.
 
Когда печь погасла, святая, прекрасная невеста Христова, вышла сияющая и невредимая, как из чертога брачного. Мучители, по повелению императора, схватили ее и просверлили члены сверлами, но помощь Божия укрепила святую в терпении этих мук, чтобы она не умерла. Ибо как иначе могла бы она вынести такие муки и не погибнуть тотчас же? Ее возлюбленный Жених, Иисус Христос, укрепил ее, чтобы нечестивые исполнились стыда и чтобы она получила большую награду и чтобы могущественная сила Божия прославилась в сосуде тленном.
 
Наконец, гонитель, пораженный болью от ожога огнем, повелел святому усечь мечом голову. Услышав, что ей надлежит быть обезглавленной, возрадовалась и сказала: «Тебе пою и благословляю многославное имя Твое, Господи Иисусе Христе, возлюбивший рабу Твою Любовь! Причисли меня к сестрам моим и сподоби меня пострадать за имя Твое, как и они страдали».
 
Мать ее святая София не переставала молить Бога о своей третьей дочери, чтобы Он даровал ей терпение до конца. Она сказала Любви: «Мой третий отпрыск, мой любимый ребенок: терпи до конца! Ты идешь по пути благому, и тебе уже сплели венец. Брачный чертог приготовлен и открыт для вас. Жених ждет тебя, взирая с высоты на подвиг твой, чтобы, когда ты преклонишь голову под меч, Он принял и обнял твою чистую и непорочную душу и даровал тебе покой вместе с сестрами твоими. Помяни меня, матерь твою, в царстве Жениха твоего, да помилует меня и не лишит меня наследства и доли с тобою во святой славе Своей».
 
В этот момент Святая Любовь была обезглавлена ​​мечом. Мать взяла ее тело и положила в красивый гроб вместе с трупами Веры и Надежды, украсив их тела как подобает. Она посадила их в колесницу, отвезла за город на несколько верст и благоговейно похоронила там своих дочерей на высоком холме, плача от радости. Она просидела у их могилы, три дня с умилением молясь Богу, после чего почила смертным сном в Господе и была погребена верующими на том же месте вместе с дочерьми своими. Она не была лишена ни удела с ними в Царствии Небесном, ни мученического венца, так как пострадала за Христа не плотью, а сердцем. Так премудрая Софья мудро закончила свой путь, принеся в дар Троице трех своих добродетельных дочерей: Веру, Надежду и Любовь.
 
О святая и праведная София! Какая женщина так спаслась чрез чадородие, как ты, родившая детей, обрученная Спасителю и страдавшая за Него, и ныне царствующая и с Ним прославляемая? Воистину, ты дивная мать, достойная памяти, ибо видя жестокие и горькие муки, которые претерпели дети твои возлюбленные, и смерть их, ты не потерпела, как обыкновенно у матерей, скорби, но радуешься, утешаясь благодать Божия. Ты побудил их принять мученичество и молиться, чтобы они не ослабели и не сохранили свою мимолетную жизнь, а вместо этого решительно предложили пролить свою кровь за Христа. И ныне ликуя видением пресветлого лика Его, со святыми дщерями твоими, просвети нас, да сохранимся в добродетелях веры, надежды и любви и сподобимся прославиться и предстоять пред лицом Пресвятая, Нетварная и Животворящая Троица, во веки веков. Аминь.
 
В этот же день совершаем память святой мученицы Феодотии и ста пятидесяти шести святых мучеников, погибших в огне.

Софи Лорен | Биография, фильмы и факты

Софи Лорен

Смотреть все медиа

Дата рождения:
20 сентября 1934 г. (88 лет) Рим Италия
Награды и награды:
Империум Премиум (2012) Золотой лев (1998) Премия Оскар (1991) Премия Оскар (1962) Премия Оскар (1962): Актриса в главной роли Почетная награда Академии кинематографических искусств и наук (1991). Премия Сесила Б. Демилля (1995) Премия «Золотой глобус» (1977): Мировые фавориты фильмов Премия «Золотой глобус» (1969): Мировые фавориты фильмов Премия «Золотой глобус» (1965): Мировые фавориты фильмов Премия «Золотой глобус» (1964): Мировые фавориты фильмов Премия Грэмми (2004): лучший альбом для детей

Просмотреть весь связанный контент →

Софи Лорен , настоящее имя

София Виллани Шиколоне , (род. 20 сентября 1934, Рим, Италия), итальянская киноактриса, которая поднялась над своим бедным происхождением в послевоенном Неаполе, чтобы получить всеобщее признание как одна из самых красивых женщин Италии и самая известная кинозвезда.

До работы в кино София Шиколоне сменила фамилию на Лаззаро для работы в fotoromanzi , популярные журналы, в которых для изображения романтических историй использовались неподвижные фотографии. Ее первая роль в кино была статисткой, одной из многих рабынь в американской постановке Quo Vadis? (1951). Под опекой продюсера Карло Понти (ее будущего мужа) Шиколоне превратилась в Софи Лорен. Ее карьера началась в серии малобюджетных комедий, прежде чем она привлекла внимание критиков и публики фильмом « Аида » (1953), в котором она синхронизировала по губам пение Ренаты Тебальди в главной роли.

Красота Лорен часто затмевала ее огромные таланты актрисы, но ее земная харизма очевидна даже в таких ранних работах, как « L’oro di Napoli » Витторио Де Сика (1954; «Золото Неаполя» ). С помощью Понти Лорен увеличила свою международную известность, снявшись в голливудских фильмах вместе с такими крупными звездами, как Кэри Грант ( Плавучий дом , 1968), Кларк Гейбл ( Все началось в Неаполе , 1960), Фрэнк Синатра ( Гордость и Страсть , 1957, также с Грантом), Алан Лэдд ( Мальчик на дельфине , 1957), Уильям Холден ( Ключ , 1958) и Пол Ньюман ( Леди L , 1965). Такое разоблачение, несомненно, помогло ей получить премию Оскар за лучшую женскую роль в фильме Де Сики « La ciociara » (1960; «Две женщины »), в котором она продемонстрировала мощное исполнение роли отважной матери девочки-подростка во время Второй мировой войны. .

Два других фильма Де Сика продемонстрировали ее комические таланты и поставили ее в пару с другой иконой итальянского кино, Марчелло Мастроянни: Ieri, oggi, domani (1963; Вчера, сегодня, завтра ), фильм, получивший премию «Оскар» как лучший иностранный фильм; и Matrimonio all’italiana (1964; Брак в итальянском стиле ). Лучшее выступление в ее поздней карьере, снова с Мастроянни, было у режиссера Этторе Скола в фильме Una giornata particolare (1977, A Special Day ). Последующая работа Лорен включала телефильм « Мужество » (1986) и художественные фильмы «9».0008 Pret-à-Porter (1994), режиссер Роберт Альтман, и мюзикл Nine (2009). В 2010 году она снялась в телефильме La mia casa è piena di specchi ( Мой дом полон зеркал ), который был основан на автобиографии ее сестры Марии Шиколоне. Затем Лорен появилась в Voce umana (2014; Human Voice ), короткометражном фильме по пьесе Жана Кокто; его поставил ее сын Эдоардо Понти. Он также руководил La vita davanti a sé 9.0009 (2020; The Life Ahead ), в котором Лорен сыграла пережившую Холокост, которая принимает у себя молодого беженца из Сенегала.

Международное признание выдающейся актерской карьеры Лорен включало в себя пожизненный «Оскар» (1991) и карьерный «Золотой лев» Венецианского кинофестиваля (1998).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *