Карл Маркс. Материализм и теория антропогенеза
Так называемое вульгарное представление о материализме сводится к тому, что материализм признает только вещи, а все духовное, идеи, ценности, высокие идеалы отрицает. Маркс материалист гораздо более глубокий. Чтобы понять это давайте посмотрим, какой смысл он вкладывал в слово материя.
🧬 Что такое материя? Впервые понятие материи появляется 7 веке до нашей эры у древнегреческого философа Анаксимандра под названием «апейрон» — беспредельное, бесформенное, неопределенное, то, что лежит в основе всего и порождает из себя все, подоснова, порождающая первооснову всего бытия.
💡 Маркс предлагает перестать искать первые элементы или вещи в качестве материи и предлагает посмотреть на общественную жизнь.
В определение материи Маркса заложены три признака 👇
🔺 это что-то, что существует вне моего сознания,
🔺 не зависит от моего сознания,
🔺 определяет мое сознание.
🍞
Рассмотрим пример 👇
У человека есть потребность в пище. Что это значит? Он может осознавать ее или не осознавать. Когда он осознает, возникает чувство голода. Иногда не осознает, что голоден, или запрещает себе есть. Сама потребность никуда не исчезла, человек может запретить себе есть, но тогда умрет от голода.
🤷🏻♂️ Потребности не в нашей власти. Мы не можем просто их отменить, это наша форма зависимости от окружающего мира. Получается, что материя — это не вещи, не энергия, не электрические поля, не атомы, не частицы, это наша форма зависимости от окружающего мира, а именно наши потребности.
🧶 Физические и духовные потребности — материя социальной жизни. Некоторые из этих потребностей являются физическими, как, например, потребность в еде, а некоторые духовными, например, потребность в истине, справедливости. И физические, и духовные потребности, согласно Марксу, являются материальными, они — материя социальной жизни.
🗣 «Меня определяют и насилуют мои собственные потребности».
👩🏻🌾 Труд начинается с потребностей. Маркс говорит, что можно провозглашать красивые идеалистические концепции, но в итоге важным в жизни оказываются только потребности и их удовлетворение. Человек вынужден удовлетворять и духовные, и физические потребности по определению и, чтобы их удовлетворить, нужно трудиться. В входе труда человек создает новые продукты, новую реальность и это новая реальность обрастает новыми обычаями, привычками, постановлениями, конвенциями. Получается, что труд начинается с потребностей, а заканчивается созданием целого социального мира. И этот мир, эта система общественных отношений начинает доминировать над нами в нашей повседневной жизни.
🗑
🗣 «Традиции всех мертвых поколений тяготеют, как кошмар, над умами живых».
💡 Философия молодого Маркса — это по сути философия жизни. Маркса угнетают все формы мертвых традиций, формальных правил, законов, которые искажают и затемняют нашу естественную человеческую сущность.
Диалектический и исторический материализм | КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ БЕЛАРУСИ
Философией марксизма-ленинизма являет диалектический и исторический материализм, составляющий мировоззрение Коммунистической партии. Философское учение марксизма-ленинизма представляет теоретическую основу его экономического учения и научного коммунизма.
Диалектический и исторический материализм создан К. Марксом и Ф. Энгельсом* в 40-х годах XIX века на основе усвоения и критической переработки с позиций нового, революционного класса — пролетариата, всего лучшего, что было создано до того времени человеческой мыслью. Диалектический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса является продуктом исторического развития наук, в т. ч. и философии, за предшествующий период. Он завершает более чем двухтысячелетнюю историю развития материалистической мысли, представляя новую, высшую ступень материализма.
К. Маркс и Ф. Энгельс преодолели ограниченность и недостатки всего предшествовавшего материализма, в т.ч. французского материализма XVIII века и материализма Л. Фейербаха, подняв материализм на новую, высшую ступень. Восприняв основное материалистическое зерно философии Л. Фейербаха, они отбросили его религиозно-этические наслоения и развили материализм в цельную научно-философскую теорию. К. Маркс и Ф. Энгельс обогатили материалистическую философию своим диалектическим методом, родившимся в результате критической переработки идеалистической диалектики Гегеля. Взяв из диалектики Гегеля ее «рациональное зерно», они освободили диалектику из тенет идеализма и развили ее дальше, создали научный метод — материалистическую диалектику, который стал диаметрально противоположным методу Гегеля.
Распространив положения диалектического материализма на изучение общественной жизни, К. Маркс и Ф. Энгельс выработали теорию исторического материализма, которая дала научное
объяснение истории человеческого общества и указала пути его революционного преобразования.
Возникновение диалектического и исторического материализма явилось революционным переворотом в философии. Прежняя философия была, как правило, учением одиночек, далеких от народа. Марксистская философия является духовным оружием рабочего класса, широчайших народных масс. Во введении к «К критике гегелевской философии права» (1844 г.) К. Маркс писал: «Подобно тому как философия находит в пролетариате свое материальное оружие, так и пролетариат находит в философии свое духовное оружие».
Коренной порок предшествующей философии заключался в ее созерцательности. Марксистская философия представляет орудие революционного действия. В «Тезисах о Фейербахе» (1845 г.) К. Маркс писал: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его».
Развитое дальше В.И. Лениным и продолжателем его дела И.В. Сталиным марксистское мировоззрение служит в руках рабочего класса и его партии могучим орудием революционного преобразования мира, потому что верно отражает объективные законы развития самой действительности. Знание этих законов дает возможность использовать их в интересах общества для изменения мира.
Марксистская философия непримиримо враждебна догматизму, свойственному прежней философии, которая претендовала на роль «науки наук», стоящей над другими науками. Возникновение диалектического материализма положило конец философии в старом смысле слова. Как отмечали основоположники марксизма, из всего круга вопросов, которыми занималась прежняя философия, сохранило самостоятельное значение лишь учение о мышлении и его законах; все остальное вошло в положительные науки о природе и обществе. Не претендуя на то, чтобы подменить эти науки, диалектический материализм изучает те общие вопросы, без решения которых не может обойтись ни одна наука: вопросы о методе изучения, о методе познания явлений объективного мира и материалистического истолковании этих явлений. Возникновение марксизма означало появление новой, подлинно научной философии, опирающейся на данные наук о природе и обществе и, в свою очередь, вооружающей эти науки правильной философской теорией и методом исследования.
***
*Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895) – немецкие философы, родоначальники диалектического и исторического материализма, основоположники философского, экономического и политического учения марксизма, социальные теоретики и политические деятели, вдохновители и организаторы международного коммунистического и рабочего движения в 19 веке.
В соавторстве ими созданы труды: «Святое семейство» (1845), «Немецкая идеология», «Манифест Коммунистической партии» (1848).
Также были опубликованы и самостоятельные работы. Например, Марксу принадлежат: «Критика гегелевской философии права» (1843), «Экономическо-философские рукописи» (1844 г), «Тезисы о Фейербахе» (1845) и «Нищета философии», Ответ на ««Философию нищеты» господина Прудона» (1847), в которых он выступает против «утопического социализма» и предлагает концепцию «научного социализма», «Капитал» (1867, 1885, 1894) (Энгельс редактировал второй и третий тома «Капитала» после смерти Маркса), «Критика политической экономии» (1859), «Критика Готской программы» (l875). Энгельс известен своими работами: «Положение рабочего класса в Англии» (1845), «Анти-Дюринг» (1878), «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884), «Диалектика природы» (1870).
диалектический материализм | Определение и факты
Карл Маркс
Смотреть все СМИ
- Похожие темы:
- марксизм материализм противоречие
Просмотреть весь связанный контент →
диалектический материализм , философский подход к реальности, основанный на трудах Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Для Маркса и Энгельса материализм означал, что материальный мир, воспринимаемый чувствами, имеет объективную реальность, независимую от разума или духа. Они не отрицали реальности психических или духовных процессов, но утверждали, что идеи могут возникать поэтому только как продукты и отражения материальных условий. Маркс и Энгельс понимали материализм как противоположность идеализму, под которым они понимали любую теорию, рассматривающую материю как зависимую от разума или духа, или разум или дух как способные существовать независимо от материи. Для них материалистические и идеалистические взгляды находились в непримиримой противоположности на протяжении всего исторического развития философии. Они придерживались радикального материалистического подхода, считая, что любая попытка соединить или примирить материализм с идеализмом должна привести к путанице и непоследовательности.Концепция диалектики Маркса и Энгельса многим обязана немецкому философу-идеалисту Г.В.Ф. Гегель. В противоположность «метафизическому» способу мышления, рассматривавшему вещи отвлеченно, каждая сама по себе и как бы наделенная фиксированными свойствами, гегелевская диалектика рассматривает вещи в их движении и изменении, взаимоотношении и взаимодействии. Все находится в постоянном процессе становления и прекращения бытия, в котором нет ничего постоянного, но все изменяется и в конце концов вытесняется. Все вещи содержат противоречивые стороны или аспекты, чье напряжение или конфликт является движущей силой изменений и в конечном итоге трансформирует или растворяет их. Но если Гегель видел в изменении и развитии выражение мирового духа, или Идеи, реализующей себя в природе и в человеческом обществе, то для Маркса и Энгельса изменение было присуще самой природе материального мира. Поэтому они считали, что нельзя, как пытался Гегель, вывести действительный ход событий из каких-либо «принципов диалектики»; принципы должны быть выведены из событий.
Подробнее по этой теме
материализм: тип, отличающийся своим взглядом на историю
…материализм может напомнить диалектический материализм , который был ортодоксальной философией коммунистических стран….
Теория познания Маркса и Энгельса исходила из материалистической посылки, что всякое знание выводится из чувств. Но против механистического взгляда, выводящего познание исключительно из данных чувственных впечатлений, они подчеркивали диалектическое развитие человеческого познания, общественно приобретаемое в ходе практической деятельности. Люди могут получить знания о вещах только через их практическое взаимодействие с этими вещами, формируя свои идеи в соответствии со своей практикой; и только общественная практика служит проверкой соответствия идеи реальности, т.
Понятие диалектического материализма, являющегося теоретической основой метода рассуждения, не следует смешивать с «историческим материализмом», представляющим собой марксистскую интерпретацию истории с точки зрения классовой борьбы.
Нет систематического изложения диалектического материализма у Маркса и Энгельса, излагавших свои философские взгляды главным образом в полемике.
Редакторы Британской энциклопедии Эта статья была недавно отредактирована и обновлена Брайаном Дуиньяном.
Марксизм и значение материализма
КАРЛ МАРКС был материалистом, более того, он был материалистом историческим. Марксисты, чтобы утвердиться в политической аргументации, часто заявляют, что они дают материалистический анализ явления. Утверждение о том, что проводится материалистический анализ, свидетельствует как о марксистской достоверности аргумента, так и обосновывает установки и действия, вытекающие из этого анализа.
В прошлом часто проводилось противопоставление материализма и взглядов, осуждаемых как «идеалистические», или, в последнее время, взглядов, пронизанных немарксистскими или антимарксистскими предпосылками и теориями, включая различные разновидности реформизма, тождества политика и другие предполагаемые отклонения. Такова была природа некоторых ожесточенных дебатов по вопросу о трансгендерах и правах женщин в последние месяцы.
Но что такое исторический материализм Маркса и что такое материалистический анализ?
МАТЕРИАЛИЗМ ДЛЯ многих людей означает две вещи: во-первых, одержимость материальными вещами (имущество, демонстративное богатство и потребление), и, во-вторых, отказ от теизма (вера в Бога и дух) и принятие взгляда, что естественное мир, частью которого мы являемся, это все, что существует.
Марксова концепция материалистической теории истории связана с обоими этими общеупотребительными употреблениями термина. Маркс считал, что люди были частью природы, а не существами, помещенными на Землю Богом, хотя вера в богов или Бога сама по себе была продуктом специфического отношения человечества к природе — и даже отчуждения от нее. часть.
Хотя люди и являются частью природы, в очень важных отношениях они совершенно не похожи на других животных. Человеческие существа способны создавать вещи своим трудом, чтобы удовлетворять свои потребности и желания. Это влечет за собой формы социального сотрудничества и способность планировать. И люди сознательны, у них есть идеи, которые, среди прочего, позволяют им строить планы.
В основе этой концепции человека как части природного мира — существа, которое было полностью физическим по своей природе — и тем не менее существенно отличающимся от других частей природы, была теория диалектики, адаптированная из Гегеля, в которой, среди другие вещи, количественные изменения (такие как эволюция мозга) могут превратиться в качественные изменения (такие как сознание).
Таким образом, точка зрения Маркса была категорически против любого вида редукционизма или биологического эссенциализма, которые можно найти в теориях психологов-эволюционистов, с одной стороны, и в некоторых течениях феминистской мысли или политики идентичности, с другой.
ДВА ДВА, важные различия необходимы, чтобы понять исторический материализм Маркса.
Под базой понимается процесс производства всего необходимого для жизни (и многого другого) во всех его аспектах. Это будет включать в себя жилье, одежду, еду, транспорт, образование, развлечения и так далее. Он включает в себя методы производства, навыки и опыт рабочей силы, которая идет на это производство, трудовой процесс, сопровождающий эти методы и эти навыки, а также эффективный контроль над производственным процессом.
Надстройка, с другой стороны, включает государство, которое существует для стабилизации условий производства и предотвращения бунта против них, и идеологию, продвигаемую для поддержания существующих социальных механизмов.
Саму основу можно разложить на силы и производственные отношения. Производственные силы включают в себя технику, опыт и трудовой процесс, но абстрагируются от отношений фактической собственности и контроля над производственным процессом. Это производственные отношения, которые могут как способствовать развитию производительных сил, так и сковывать их.
В основе производительных сил лежит динамическое изменение, которое заключается в стремлении сократить количество труда, необходимого для производства того, что необходимо и желательно. Кроме того, развитие производительных сил определяет, какие производственные отношения могут быть возможны в каждый момент времени. Как выразился Маркс в наводящей на размышления формулировке, которую не следует понимать слишком буквально, «ветряная мельница дает вам общество с феодалом, паровая мельница — общество с промышленным капиталистом».
Производственные отношения, с другой стороны, являются основой фундаментального классового конфликта в обществе, где производительные силы позволили создать излишек, который затем может быть присвоен одной группой внутри общества. Классовый конфликт — это конфликт между непосредственными производителями и теми, кто извлекает из непосредственных производителей излишек посредством эксплуатации. В капиталистическом обществе есть два класса — это буржуазия, которая владеет средствами производства и имеет эффективный контроль над ними, и, с другой стороны, пролетариат или рабочий класс, который фактически производит как средства производства, так и средства потребления.
Эффективный контроль — очень важная концепция для понимания производственных отношений. Государственная собственность на основные средства производства может быть необходимым условием преодоления капитализма, но не достаточным условием. Государство может оставаться средством контроля над меньшинством эксплуататоров, конкурирующих в мировой капиталистической системе, если само государство не будет подчинено демократическому контролю большинства, самих непосредственных производителей.
Непосредственный производственный процесс жизненно важен для понимания общества и его способности меняться. Но также важно понимать, что существует процесс воспроизводства труда, необходимого для производства. Процесс воспроизводства формируется потребностями непосредственного производства. Это, в свою очередь, порождает угнетение женщин и некоторые связанные с этим идеологии угнетения, поскольку ищут оправдания неоплачиваемому труду, особенно женщин, в процессе воспроизводства рабочей силы.
Если концепции сил и отношений производства и процесса воспроизводства имеют решающее значение для понимания основы общества, в котором мы живем, его динамики и возможностей изменения, мы не должны понимать надстройку как простое отражение основы и классовых интересов существующего правящего класса, класса, который существует, главным образом, за счет эксплуатации непосредственных производителей. В надстройке также разыгрываются идеи, бросающие вызов существующему общественному устройству.
Эти идеи жизненно важны для радикального изменения общества. Люди делают свою собственную историю, но не в условиях собственного творения; тем не менее, то, что сделано, зависит от идей, которые есть у людей. Эти идеи не возникают в вакууме и не просто живут своей жизнью. Они возникают в конкретных исторических условиях, когда разные классы имеют принципиально разные интересы. Учитывая эти разные интересы, всегда будут возникать идеи, которые бросают вызов правящему классу, и тогда возникает вопрос, как их можно укрепить множеством различных способов.
ТЕОРИЯ МАРКСА о базисе и надстройке, а также о силах и производственных отношениях, составляющих базис, не была чисто академическим анализом, анемичной игрой категорий ради игры. Теория была разработана как для исторического объяснения изменений, так и для объяснения того, как мы лучше всего понимаем возможности изменений в будущем. Это должно было навести порядок и понимание исторических фактов, объяснить, почему классовая борьба между непосредственными производителями и их эксплуататорами была центральной в развитии истории, и как мы можем, в конечном счете, рассчитывать на непосредственных производителей, берущих контроль над обществом. и планирование производства (и воспроизводства) для удовлетворения потребностей и самореализации всех. Таким образом, идеи, включенные в основную схему исторического материализма, находят свое соответствие в действительности.
Но, как и в случае с любыми другими идеями, существует опасность грубого и одностороннего понимания этих идей, стремящегося свести сложности жизни к упрощенным абстракциям. Поэтому некоторые истолковывают исторический материализм как означающий, что производительные силы неизбежно разовьются до такой степени, что по мере того, как капитализм заменит феодализм, социализм автоматически заменит капитализм. Такое отношение ведет к пассивному фатализму. Это механический материализм, явная историческая неточность, а не взгляд Маркса. В истории были длительные периоды, когда производительные силы регрессировали. Это бывает, например, когда борющиеся классовые силы не могут одержать победу друг над другом или когда реакционный класс побеждает класс прогрессивный. То же самое относится и сегодня. Выбор стоит между социализмом и варварством, а достижение социализма критически связано с субъективным фактором, развитием классового сознания и организации, чтобы противостоять варварам в Сити и других местах.
Точно так же некоторые толковали исторический материализм в том смысле, что важна только классовая борьба в точке производства, а все остальное следует игнорировать или, по крайней мере, подчинять ей. Таким образом, борьба с угнетением, уходящим своими корнями в капиталистическую систему, становится неважной, так как такое угнетение просто исчезнет, как только классовая борьба в точке производства увенчается успехом и непосредственные производители возьмут контроль над производством. Опять же, этот экономизм не подразумевается теорией, и марксисты, особенно сегодня, обычно отвергают его. Угнетение, коренящееся в капитализме, может быть в конечном счете решительно преодолено только после того, как будет преодолена капиталистическая система, но у Маркса нет ничего, что предполагало бы, что с угнетением нельзя бороться и оттеснять его в рамках капиталистической системы; действительно, это жизненно необходимо, если мы хотим обеспечить единство рабочего класса, благодаря которому мы победим капитализм.
ДЛЯ МАРКСА и, конечно, Энгельса угнетение женщин при капитализме коренится в потребностях капиталистической системы в обеспечении неоплачиваемого труда в семьях для поддержания и восполнения рабочей силы, от эксплуатации которой зависит правящий класс. Угнетение женщин не является внутренней и существенной чертой мужчин. И люди, идентифицированные как женщины при рождении, не единственные люди, страдающие от угнетения, привнесенного в систему потребностью в неоплачиваемом труде для воспроизводства труда. Ибо реальное материальное угнетение, которого требует система, имеет тогда свое идеологическое выражение не только в реакционных, женоненавистнических, женоненавистнических представлениях о женщинах, усугубляемых овеществлением женских тел как товаров. Это также находит свое выражение в гомофобии и трансфобии. Таким образом, угнетение женщин и членов сообщества ЛГБТ+ неразрывно связаны между собой.
От абстракций, подобных этим, нам нужен все более и более конкретный анализ, чтобы добраться до истины и узнать, как истина должна влиять на нашу политическую практику и как нам избежать механических и редукционистских интерпретаций абстракций.
Однако без этих абстракций нам не обойтись, если мы хотим понять общество и то, как мы должны его изменить. Более того, эти абстракции также могут защитить от постоянно присутствующего давления с целью приспособиться к идеологическим точкам зрения, которые скорее разоружают, чем вооружают нас, чтобы взяться за систему в целом.
Так, например, капиталистические производственные отношения, при которых непосредственные производители отделены от всякой фактической собственности и контроля над средствами производства и где действительные собственники и распорядители, класс капиталистов, также отделены друг от друга в борьба не на жизнь, а на смерть за снижение издержек производства и получение прибыли за счет своих конкурентов, развила производительные силы таким образом, о котором нельзя было и мечтать при феодализме.
Но теперь и во все большей степени те же самые производственные отношения сковывают развитие производительных сил вследствие тенденции нормы прибыли к понижению по внутренним причинам капитализма.