Мастер и маргарита начало романа – Мастер и Маргарита читать онлайн

Содержание

Мастер и Маргарита читать онлайн

Подобрать удобный для чтения размер шрифта:

Мастер и Маргарита

Годы написания романа: 1929 — 1940

Первая публикация: 11-й номер журнала «Москва» в 1966 году сокращённом журнальном варианте.

Писал Михаил Булгаков Мастер и Маргарита в течение 11 лет. Работа над романом продолжалась даже при болезни автора. По сообщению Елены Сергеевны Булгаковой, вдовы писателя, перед смертью Михаила Афанасьевича последними словами о романе «Мастер и Маргарита» были: «Чтобы знали… Чтобы знали»…

«Ма́стер и Маргари́та» — роман. Хорошо бы было определить жанр, но это слегка проблематично. У романа несколько стилистически связанных, но жанро-независимых линий. Жанры, к которым имеет отношение роман: мелодрама, мистика, сатира, философская притча, фантастика, фарс.

Наберемся смелости определить три основные сюжетные линии романа. Нам бы хотелось назвать их так:

1. Мистическая линия. Это события в Москве, в начале 20-го века. Дьявол с помощниками, бал сатаны, полеты на хряках, ну и т.д. Критики считают эту линию в романе – основной. Наберемся наглости не согласиться с этим. Скорее описание этих событий служит для увеличения интереса к шедевру.

2. Историческая линия. Этапы общения 5-го прокуратора Иудеи Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри, или Иисуса Христа. Сюжетная линия, как нам кажется, самая трудная для понимания. Не все осознают её важность с первого раза.

3. Романтическая линия. Эта сюжетная линия, как нам кажется, самая важная. Именно эта сюжетная линия является корнем логических связей с остальными сюжетными линиями.

Что касается навигации, на этой странице ссылки на все главы романа. В конце каждой главы есть ссылка на все главы текущей части. Не забывайте пользоваться кнопками «крупнее» и «мельче» если нужно настроить размер шрифта. Роман Мастер и Маргарита читать онлайн будет более комфортно, если настроите размер шрифта. Хоть мы и постарались сделать дизайн (цвета фона и шрифта) сайта удобным для чтения, глаза у всех разные… так что, размер шрифта, это очень индивидуальный параметр.

Читать Мастер и Маргарита онлайн

Приятного вам чтения!

*** ЧАСТЬ 1 ***

*** ЧАСТЬ 2 ***

Не забудьте вернуться на эту страницу и оставить свой комментарий о прочитанной книге. Спасибо.

Страница романа в Википедии

Посетители находят эту страницу по запросам: мастер и маргарита, роман мастер и маргарита, булгаков мастер и маргарита, читать мастер и маргарита, мастер и маргарита онлайн, мастер и маргарита читать онлайн, прочитать Мастер и Маргарита онлайн, роман мастер и маргарита читать онлайн

nashbulgakov.ru

Булгаков «Мастер и Маргарита», глава 1. Никогда не разговаривайте с неизвестными – краткое содержание

В жаркий летний день на Патриарших прудах в Москве встречаются глава одной из крупнейших советских литературных ассоциаций (МАССОЛИТа) Михаил Александрович Берлиоз и простоватый поэт Иван Бездомный. Они собираются обсудить последнюю, ещё не вышедшую в свет, антирелигиозную поэму Ивана. Бездомный малюет в ней Христа чёрными красками, однако Берлиоз считает: лучше было бы не вызывать у читателя отвращение к Иисусу, а доказать, что того вообще никогда не существовало.

Патриаршие пруды. Место в Москве, где начинается действие романа «Мастер и Маргарита»

 

Выпив в ларьке советской абрикосовой воды, которая имеет запах парикмахерской и вызывает страшную икоту, Берлиоз читает Ивану лекцию о восточных религиях. Во всех них, уверяет он, есть легенда о рождении сына непорочной девой, и христиане лишь присвоили эту сказку.

Аллея, где сидят Иван и Берлиоз странно пуста. Вдруг в ней появляется гражданин в дорогом сером костюме, берете того же цвета, в заграничных туфлях и с тростью – по-видимому, иностранец. Он усаживается на соседней скамейке и, немного послушав разговор двух литераторов, подходит к ним.

«Разрешите присесть?» Незнакомец усаживается между ними. «Так вы говорили, что Иисуса не было на свете?» Берлиоз: «Да мы не верим в Бога! Большинство нашего населения сознательно и давно перестало верить сказкам о нём». – «Это очень важное сведение мне, как путешественнику, чрезвычайно интересно, – качает головой неизвестный. – Но как же быть с пятью доказательствами бытия Бога. Старик Кант, правда, разрушил их все, но тут же соорудил шестое, хотя говорил я ему в своё время за завтраком, что оно уж слишком непонятно». (См. Монолог Воланда о Боге и отрывок «Кто управляет жизнью человека?»)

После этих слов Берлиоз и Иван глядят на иностранца как на сумасшедшего. «Если Бога нет, кто же управляет жизнью людей и мира?» – не унимается он.

Берлиоз утверждает, что управляет сам человек. «Но кто может ручаться за свой завтрашний день? – возражает незнакомец. – А если завтра… саркома лёгкого. Или (прищурясь на Берлиоза)… или вдруг человек неожиданно попадёт под трамвай? Человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен».

Иностранец вдруг заявляет, что знает, какой смертью умрёт Берлиоз: ему отрежут голову. «Кто? Враги? Интервенты?» – ужасается Берлиоз. – «Нет, русская женщина, комсомолка. Вы что собираетесь делать сегодня вечером?» – «Пойду к себе в МАССОЛИТ, руководить заседанием». – «Этого не будет. Аннушка уже купила подсолнечное масло и разлила его. Так что заседание не состоится».

 

Мастер и Маргарита. Художественный фильм

 

Бездомный в глаза намекает незнакомцу, что его место – в лечебнице для душевнобольных. Иностранец, со своей стороны, делает намёк, что поэт скоро сам попадёт туда. Выясняется, что он знает имя Бездомного – Иван Николаевич.

Бездомный оттаскивает Берлиоза в сторону и шепчет ему: «Этот тип – наверняка шпион. Русский эмигрант, перебравшийся к нам! Неплохо бы спросить у него документы». Но когда они возвращаются к скамейке неизвестный, как будто он слышал слова Ивана, сам достаёт паспорт и визитку. На ней значится, что он – приехавший в СССР из-за границы для консультации профессор чёрной магии. Наклоняется к ним: «Имейте в виду, что Иисус существовал!» И начинает картинно рассказывать то, что случилось в Иерусалиме почти две тысячи лет назад.

 

© Автор краткого содержания – Русская историческая библиотека. На нашем сайте вы можете прочитать и полный текст 1-й главы «Мастера и Маргариты». Для перехода к краткому содержанию следующей главы романа пользуйтесь кнопкой Вперёд ниже текста статьи.

 

rushist.com

М. А. Булгаков — Мастер и Маргарита

М. А. Булгаков — Мастер и Маргарита

 Здравствуйте, добро пожаловать на наш сайт, посвященный роману М. А. Булгакова —  «Мастер и Маргарита»


 Роман «Мастер и Маргарита» – визитная карточка Михаила Афанасьевича Булгакова.  Более десяти лет Булгаков работал над 

книгой, которая стала его романом-судьбой, романом-завещанием. В «Мастере и Маргарите» есть все: веселое озорство и щемящая печаль, романтическая любовь и колдовское наваждение, магическая тайна и безрассудная игра с нечистой силой. 

 Жанр романа трудно однозначно определить, поскольку роман очень многослоен, в нем слились и сатира, и фарс, и фантастика, и мистика, и история любви, и философская притча. На его сюжет сделано множество театральных постановок и несколько фильмов (в Югославии, Польше, Швеции, России). 

 Роман (булгаковеды его называют ещё мениппеей и свободной мениппеей) «Мастер и Маргарита» при жизни автора не публиковался. Впервые он вышел в свет только в 1966 году, через 26 лет после смерти Булгакова, с купюрами, в сокращённом журнальном варианте. Тем, что это произведение дошло до читателя, общество обязано жене писателя Елене Сергеевне Булгаковой, которая в тяжелые сталинские времена сумела сохранить рукопись романа. 

 Интересно, что сам Булгаков был уверен, что роман «Мастер и Маргарита» никогда не будет опубликован при советской власти, и диктовка романа жене было чем-то вроде попытки связаться с далёкими потомками. Но писатель ошибался — хоть и с тридцатилетней задержкой, роман был опубликован, что вызвало эффект взорвавшейся бомбы среди советской интеллигенции.




ПОСЛЕДНИЕ ЗАПИСИ
Экранизации «Мастера и Маргариты»
Отличная книга – значит отличный фильм? Не интересный роман – значит и фильм, снятый по нему, не стоит смотреть? Всегда ли произведение и его экранизация одинакового хороши или одинаково плохи? Конечно, снять киноленту намного сложнее, чем ликвидировать ооо, особенно если снимать предстоит «Мастера и Маргариту». Читать полностью…
Булгаков, интеллигенция и «нехорошая квартира»
Все, кто читал «Мастера и Маргариту» хотя бы единожды, даже посреди ночи отрапортуют, что находилось по адресу Б. Садовая, 302-бис, квартира 50. «Нехорошая квартира», куда заселилась свита Воланда по прибытии в Москву — это место, где стоит Бегемотов примус, старинные радиаторы отопления биметаллические, место встречи московского общества 1920-х годов.. Читать полностью…
Почему исчез главный храм Москвы со страниц романа Булгакова?
Многие читали в черновиках романа интересную сцену с несчастным буфетчиком, когда после теплой встречи в нехорошей квартире он побежал в церковь. В храме пахло нафталином и святой отец пел не псалмы, а аукционные лоты. И шубу он продавал, и чуть ли не рекламу продам помещение под производство на манер молебна выводил. Читать полностью…
Образ «Нехорошей квартиры» в романе «Мастер и Маргарита»
Как знает каждый поклонник этого шедеврального произведения, Булгаков очень много внимания уделял квартире, находящейся на Большой Садовой. И не удивительно, ведь именно ее стены и чугунные радиаторы стали свидетелями сборов потусторонних сил в виде Воланда и его свиты, приглашенных на бал, и случайных гостей. Но мало кто знает, что образ этого жилья… Читать полностью…
Музей Булгакова в Киеве
Любителям творчества Булгакова рекомендуется хотя бы раз посетить удивительный Киев и Андреевский спуск, на котором свое почетное место занимает музей Булгакова. Экспозиция в нем посвящена так называемому киевскому периоду жизни писателя. Именно в этом городе родился автор бессмертного романа «Мастер и Маргарита». Читать полностью…
Любимые места Булгакова в Москве
Главные действия в произведении Булгакова «Мастер и Маргарита» происходят в Москве. Глазами Булгакова, Москва – это: «Дом Грибоедова», Патриаршие пруды, Дорогомиловское кладбище, Александровский сад, Смоленский рынок, гастроном на Арбате, Брюсов переулок, дом у Каменного моста, и многое другое. Читать полностью…
Мастер и Маргарита: трактовка романа
Великий Оскар Уайльд сказал, что искусство – это не жизнь, а отражение того, кто на него смотрит. Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» – еще одно тому подтверждение. В книге каждый находит самого себя, читая между строк, узнавая в героях своих знакомых, вспоминая свой жизненный путь… Читать полностью…
«Мастер и Маргарита» — общечеловеческий роман
Этот роман одновременно и любят, и не понимают; считают не интересным или, наоборот, мистически завораживающим, вызывающим желание перечитывать еще и еще. Произведения, подобные роману «Мастер и Маргарита», по определению не могут оставить человека абсолютно равнодушным. Этот роман не имеет равных по глубине описания пороков и добродетели, страхов и … Читать полностью…
МУЗЕИ / ЭКСКУРСИИ / ТЕАТРЫ
В данном разделе Вы можете купить билеты на мероприятия связанные с именем Булгаков и его невероятным романом «Мастер и Маргарита». Здесь представлены: экскурсии, музеи, театр… Читать полностью…
Мастер и Маргарита
Шедевр мировой литературы, не оставивший равнодушным ни одного читателя. Всемирно известный автор этого произведения, чьи мысли никто так и не смог до конца понять. Мистика, вера, тайна, любовь и магия – всё это «Мастер и Маргарита». Это одно из немногих произведений, сохранивших ореол таинственности и зарождающих вокруг себя споры и догадки по сей день Читать полностью…
Шутка длиною в вечность: образ Фагота в романе «Мастер и Маргарита»
Роман «Мастер и Маргарита», который до сих пор вызывает споры и разночтения, стал визитной карточкой Булгакова и самым неоднозначным его детищем. В нём автор отразил все свои симпатии и отвращения, человеческие страсти по мирскому и материальному, и то вечное, что заложено в каждой душе самим Бытием. Все эти удачные и емкие аллегории… Читать полностью…
Интересные факты о «Мастере и Маргарите»
В мае этого года исполнится 76 лет с момента, когда Михаил Булгаков завершил работу над своим шедевром и, пожалуй, одним из главных романов своей эпохи. Что ни говори, «Мастера и Маргариту» любят все – и школьницы старших классов, которым по вкусу одновременно Серебряный век и мягкие игрушки большие; и студенты, и взрослые. И неудивительно… Читать полностью…
О съемках Мастера и Маргариты
Одной из самых удачных экранизацией великого романа Булгакова «Мастер и Маргарита» многие считают именно работу Владимира Бортко, которая увидела свет в 2005 году в России. При этом не многие упоминают, что на съемках возникло много проблем, которые съемочная группа относит в категорию «паранормальных». И таких случаев было настолько много, что … Читать полностью…
Рукописи и киноленты не горят!
Премьера экранизации бессмертного произведения Булгакова состоялась почти десять лет назад. Кто-то её одобрил, кто-то высказался весьма неоднозначно. Но зрители и критики сошлись в одном — фильм очень точно передает атмосферу романа. Лестные отзывы подбодрили режиссера Владимира… Читать полностью…
Гелла — Ведьма
​Гелла младший по рангу член свиты Воланда: «Служанку мою, Геллу рекомендую. Расторопна, понятлива и нет такой услуги, которую она не сумела бы оказать». Имя «Гелла» Булгаков почерпнул из статьи «Чародейство» Энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона, где отмечалось, что на Лесбосе этим именем называли безвременно погибших девушек, после смерти … Читать полностью…
—>

masterimargo.ru

История романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»

После смерти Булгакова в его архиве остались восемь редакций романа.

В первой редакции роман «Мастер и Маргарита» имел варианты названий «Черный маг», «Копыто инженера», «Жонглер с копытом», «Сын В», «Гастроль».

18 марта 1930 года, после получения известия о запрете пьесы «Кабала святош», первая редакция романа, доведенная до 15‑й главы, была уничтожена самим автором.

В 1931 году Михаил Булгаков возобновил работу над «Мастером и Маргаритой».

Вторая редакция «Мастера и Маргариты», создававшаяся вплоть до 1936 года, имела подзаголовок «Фантастический роман» и варианты названий «Великий канцлер», «Сатана», «Вот и я», «Шляпа с пером», «Черный богослов», «Он появился», «Подкова иностранца», «Он явился», «Пришествие», «Черный маг» и «Копыто консультанта».

Во второй редакции романа уже фигурировали Маргарита и Мастер, а Воланд обзавелся своей свитой.

Третья редакция романа, начатая во второй половине 1936 года или в 1937 году, вначале  называлась «Князь тьмы». В 1937 году, вернувшись еще раз к началу романа, автор впервые написал на титульном листе название «Мастер и Маргарита», ставшее окончательным, поставил даты 1928‑1937 и более не оставлял над ним работу.

В мае – июне 1938 года полный текст романа впервые был перепечатан, авторская правка продолжалась почти до самой смерти писателя. В 1939 году были внесены важные изменения в конец романа и дописан эпилог. Но затем уже смертельно больной Булгаков диктовал жене, Елене Сергеевне, поправки к тексту. Обширность вставок и поправок в первой части и в начале второй говорит о том, что не меньшая работа предстояла и дальше, но выполнить ее автор не успел. Булгаков прекратил работу над романом 13 февраля 1940 года, менее чем за четыре недели до своей кончины.

Роман «Мастер и Маргарита» не был завершен и при жизни автора не публиковался.

Впервые роман был опубликован только в 1966 году в журнале «Москва» в сокращенном журнальном варианте. То, что это величайшее литературное произведение дошло до читателя, заслуга жены писателя Елены Сергеевны Булгаковой, которая сумела сохранить рукопись романа.

Булгаковские места в Москве

Основные события булгаковского романа «Мастер и Маргарита» разворачиваются в Москве, которая представлена в романе в таких эпизодах, как «Вечер в доме литераторов», «События в жилтовариществе», «На Садовой», «Сеанс волшебной магии в Варьете».

Булгаковская Москва – это и Патриаршие пруды, и особняк Рябушинского ‑ Литературный институт, и особняк Маргариты на Остоженке, и «подвал Мастера» – Дом Пашкова, и гостиница Метрополь, и варьете, и знаменитый » Дом Грибоедова», и, конечно же, «нехорошая квартира на Садовой, 302‑бис», и гастроном на Арбате, Александровский сад, Дорогомиловское кладбище, Лубянка, дом у Каменного моста, Торгсин на Смоленском рынке, Театр детских кукол в Замоскворечье, Брюсов переулок и др.

Патриаршие пруды. С аллей возле Патриарших прудов начинается знаменитый роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».

Еще в XVII в. в усадьбе патриарха на Козьем болоте существовали три пруда. В начале XIX в. два пруда были засыпаны. С тех пор уцелевший пруд хранит в своем названии память о «своих собратьях».

Торгсин. Слово «торгсин» ‑ это сокращение от словосочетания » торговля с иностранцами». Потом такие магазины назвали «Березка». Дом, где первый этаж занимал крупнейший московский Торгсин, появился после революции, его строили с 1928‑го по 1933 год (архитекторы Маят и Олтаржевский) с элементами конструктивизма.

Мансуровский пер., 9. Дом, где жил Мастер. По воспоминаниям современников, когда‑то этот дом принадлежал артисту Малого театра Топленинову, у которого Михаил Афанасьевич часто бывал в гостях и которому ‑ одному из первых ‑ прочитал свой роман.

Дом Драмлита. Лаврушинский пер., 17. Дом Драмлита Булгаков перенес из Лаврушенского переулка на Арбат. Но описан в романе именно этот дом, где жили официальные, номенклатурные писатели и критики, в числе коих и некий Литовский, стараниями которого были запрещены пьесы Булгакова. Литовский стал прообразом критика Латунского, квартиру которого разгромила Маргарита.

Театр Варьете ‑ вымышленный театр в романе «Мастер и Маргарита», где происходит сеанс черной магии Воланда с последующим разоблачением. Прототипом Театра Варьете послужил Московский мюзик‑холл, существовавший в 1926‑1936 годах и располагавшийся неподалеку от Нехорошей квартиры по адресу: Б. Садовая, 18. Ныне здесь находится Московский Театр Сатиры. А до 1926 года размещался цирк братьев Никитиных, причем здание специально было построено для этого цирка в 1911 году по проекту архитектора Нилуса.

Рядом же есть сад «Аквариум», где Варенуха повстречался с Бегемотом и Азазелло.

«Дом Грибоедова» ‑ в романе «Мастер и Маргарита» ‑ здание, где помещается возглавляемый Михаилом Александровичем Берлиозом МАССОЛИТ ‑ крупнейшая литературная организация. Булгаков запечатлел так называемый Дом Герцена (Тверской бульвар, 25), где в 20‑е годы размещался ряд литературных организаций: РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей) и МАПП (Московская ассоциация пролетарских писателей), по образцу которых и создан вымышленный МАССОЛИТ. В ресторане «Дома Грибоедова» отразились черты не только ресторана Дома Герцена, но и ресторана Клуба театральных работников.

Нехорошая квартира ‑ квартира №50 в доме 302‑бис по Садовой улице ‑ квартира в центре Москвы, где поселились «дьявольские» персонажи романа Булгакова «Мастер и Маргарита». «Прототипами» «нехорошей квартиры» были две квартиры (50 и 34) в доме №10 по Большой Садовой улице, где Булгаков жил со своей первой женой (детали интерьера заимствованы из респектабельного дома 13 по Пречистенке, где две квартиры на верхнем этаже занимал родственник знаменитого ювелира Фаберже, и где не раз бывал Булгаков, любуясь высоким потолком с люстрой, на которой потом будет качаться Бегемот). Дом описан как дом «302‑бис». Ни на одной из Садовых улиц в Москве не было и нет дома с таким большим номером. Этот вымышленный большой номер должен был подчеркнуть нереальность происходящего.

Здание было построено в 1903 году архитектором Милковым для московского купца и владельца табачной фабрики «Дукат» Ильи Пигита. Здание отмечено мемориальной доской, напоминающей, что здесь разворачивалось действие известного романа и несколько лет жил сам его создатель.

С 1980‑х гг. «Булгаковская квартира» стала одним из излюбленных мест литературного паломничества в Москву. 15 мая 2004 года  в доме №10 по адресу улица Большая Садовая на первом этаже был открыт «Культурно‑просветительский Центр, музей «Булгаковский Дом».

ria.ru

В каком году Воланд посетил Москву, или Почему неправ Барков

– А число? – пискнул Николай Иванович.
– Чисел не ставим, с числом бумага станет недействительной, – отозвался кот. М. Булгаков, «Мастер и Маргарита»

Начнем издалека. Знаете ли вы, что если внимательно посмотреть экранизацию «Мастера и Маргариты» Бортко (ту самую, с Воландом-Басилашвили и Иешуа-Безруковым), то можно заметить удивительные временные аномалии?

Ну вот к примеру. Председатель жилтоварищества дома 302-бис Никанор Босой находит у себя в портфеле записку Степы Лиходеева – помните? В фильме на этой записке черным по белому написана дата: такое-то мая тридцать четвертого года. Записка Степы Лиходеева (внизу стоит число)

Но вечером того же дня Гелла, соблазняя советских женщин буржуазными нарядами со сцены Варьете, нахваливает почему-то новинки сезона тридцать пятого года. Гелла в Варьете (что-то говорит о весне-лете тридцать пятого года)

А червонцы, дождь из которых устроил в зале поганец-Коровьев, так и вообще относятся к 1922 году. Волшебный червонец из двадцать второго годаВот он покрупнее. Красивая банкнота, правда? Год – слева под цветной блямбой.

Что это – невнимательность реквизитора? Черт его знает, может быть, и невнимательность. Сериал вообще, будем откровенны, сделан довольно неряшливо. Но мне хочется верить, что вот именно эти хронологические нестыковки введены в фильм нарочно. Если бы я экранизировал эту книгу, то поступил бы именно так. Для чего? Да именно для того, чтобы не дать возможности однозначно определить год, в котором Воланд посетил Москву. Дело в том, что прочитав «Мастера и Маргариту», совершенно невозможно точно установить время действия романа. Очень важно понимать этот факт – чуть позже я объясню, почему.

Когда я думаю о времени действия «Мастера и Маргариты», мне всегда приходит в голову сравнение с электроном, который не находится в конкретной точке, а умудряется одновременно быть в нескольких разных местах. Получается, что он как будто размазан в пространстве. Так и роман Булгакова размазан сразу по целому десятилетию, а не относится к какому-то определенному году.

Но не все разделяют такую точку зрения. Различные исследователи с упорством, достойным лучшего применения, пытаются увязать сюжет «Мастера и Маргариты» с конкретным годом и, основываясь на этом, предлагают свою трактовку романа. Ну и бог бы с ними, предлагают – и ладно. В конце концов, книга тем и гениальна, что каждый читатель может найти в романе что-то свое, и его толкование будет не хуже всех прочих.

Но когда разнообразные горе-исследователи начинают заявлять, что именно их трактовка единственно верная, тут уж молчать я не могу.

Вот, к примеру, Альфред Барков в своем исследовании «Мастера и Маргариты» приходит к выводу, что действие романа однозначно относится к 1936 году. Этот вывод позволяет ему развить дикую теорию о том, что раз мастер умер в один год с Максимом Горьким, так, значит, мастер – Максим Горький и есть. Из этой предпосылки Барков развивает свою трактовку в совершенно уже безумное русло. «С балкона осторожно заглядывал в комнату бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми» – так Булгаков описывает мастера.

Представьте себе, у Баркова на сегодняшний день довольно много последователей (и это, скорее, печально, чем смешно). Его аргументы действительно могут показаться убедительными тем людям, которые не занимались изучением романа на более-менее профессиональном уровне. Но сегодня мы не будем разбирать все ошибки подобных толкований. Поговорим лишь о датировке романа.

Нельзя предлагать трактовки «Мастера и Маргариты», опираясь на то, что действие этого романа происходит в таком-то конкретном году.

Если же моя точка зрения кажется вам неубедительной, давайте вместе посмотрим, удастся ли вычислить год, в котором шайка Воланда прибыла в Москву.

Итак. Булгаков писал роман о современности, и писал его с 1928 по 1940 год. Значит, действие романа происходит где-то в этом промежутке. С этим, насколько мне известно, согласны все исследователи.

Теперь давайте абстрагируемся от всех трактовок и попытаемся определить год бесстрастно, с чисто математической, вероятностной точки зрения. Для этого будем руководствоваться следующими принципами:

  1. Даже при самом поверхностном анализе мы сможем убедиться, что в романе присутствуют взаимоисключающие указания на различные годы (например, Торгсин еще существует, но уже ходит троллейбус по Садовой). Поэтому с математической точки зрения решения у задачи нет. Хорошо, если не удается вычислить наиболее вероятный год, давайте попробуем вычислить наименее противоречивый – просто ради интереса.
  2. Все зацепки будут иметь у нас одинаковую значимость. Зацепка с существованием Торгсина не будет более значимой и не перевесит зацепку с существованием троллейбусного маршрута на Садовой: беспристрастная математика так беспристрастная математика.
  3. Мы не будем учитывать косвенные улики вроде увязывания предполагаемого возраста мастера с реальным возрастом Булгакова.
  4. Мы не будем заглядывать в столь любимые исследователями черновые редакции романа. Да, в ранних редакциях присутствовала явная датировка. Но от редакции к редакции она менялась: в различных черновиках можно найти однозначные указания на совершенно различные годы. Какой же редакции верить? Очевидно, самой последней. Но в последней версии романа Булгаков тщательно убрал все явные указания на год. Вряд ли это было случайностью.
  5.  Мы будем помнить, что, в отличие от года, месяц в романе указан прямым текстом: это май.

Перейдем, наконец, к изучению текста романа. Я смог найти там следующие подсказки:

Подсказки в тексте

  1. Популярность извозчиков.
    «Первыми заволновались лихачи, дежурившие у ворот Грибоедовского дома.»
    . . .
    «Усатый худой лихач подлетел к первой раздетой и с размаху осадил костлявую разбитую лошадь.»
    . . .
    «Шофер грузовой машины со злым лицом заводил мотор. Рядом лихач горячил лошадь.»
    В Москве вовсю пользуются услугами извозчиков – при том, что на протяжении тридцатых годов их популярность падает и они постепенно исчезают со столичных улиц, теснимые автомобилями. Таким образом, если в результате вычисления года действия мы получим два равновероятных результата, предпочтение будет отдано более раннему году (когда с большей вероятностью можно было встретить извозчика).
  2. Существование Соловецкого лагеря
    «Взять бы этого Канта, да за такие доказательства года на три в Соловки! –  совершенно неожиданно бухнул Иван Николаевич».

    Лагеря на Соловках (печально известные СЛОН, затем Беломоро-Балтийский лагерь и, наконец, СТОН) существовали с 1923 по 1939 годы.

  3. Идет война в Испании
    «Мой глобус гораздо удобнее, тем более что события мне нужно знать точно. Вот, например, видите этот кусок земли, бок которого моет океан? Смотрите, вот он наливается огнем. Там началась война»).

    Судя по словам Воланда, можно предположить, что речь идет о полуострове. Подходящая под это описание война шла в Испании (Пиренейский полуостров) с июля 1936 по апрель 1939 года.

  4. Недавно расстелян Генрих Ягода
    «Да это кто-то новенький, – говорил Коровьев, щурясь сквозь стеклышко, – ах да, да. Как-то раз Азазелло навестил его и за коньяком нашептал ему совет, как избавиться от одного человека, разоблачений которого он чрезвычайно опасался. И вот он велел своему знакомому, находящемуся от него в зависимости, обрызгать стены кабинета ядом.»

    Как известно, все участники бала у Воланда имеют реальных прототипов. В 1938 году состоялся громкий судебный процесс право-троцкистского блока. Одним из главных обвиняемых был Г. Ягода. По материалам следствия, Ягода опасался, что Ежов может разоблачить его участие в убийстве Кирова и приказал своему секретарю приготовить яд, которым были обрызганы стены кабинета Ежова. Ягода был расстрелян 15 марта 1938 года.

  5. В Москве скоро состоится архитекторский съезд
    «Арчибальд Арчибальдович уже шептал тихо, но очень выразительно, склоняясь к самому уху Коровьева:  – Чем буду потчевать? Балычок имею особенный… у архитекторского съезда оторвал»

    Первый съезд архитекторов СССР состоялся в июне 1937 года.

  6. Червонцы выпуска 1925–1936 годов
    «Сверкнуло, бухнуло, и тотчас же из-под купола, ныряя между трапециями, начали падать в зал белые бумажки»
    «зрители сквозь бумажки глядели на освещенную сцену и видели самые верные и праведные водяные знаки. Запах тоже не оставлял никаких сомнений: это был ни с чем по прелести не сравнимый запах только что отпечатанных денег»

    Белые червонцы с водяными знаками выпускались с 1925 по 1936 год. В начале 1937 года им на смену пришли червонцы нового образца (почему-то без водяных знаков).

  7. Троллейбусные маршруты
    «Откинувшись на удобную, мягкую спинку кресла в троллейбусе, Маргарита Николаевна ехала по Арбату»
    «Проверка квартиры была произведена; <…> Максимилиан Андреевич, шепча только два слова: «Все понятно! Все понятно!» – выбежал во двор. Через несколько минут троллейбус уносил экономиста-плановика по направлению к Киевскому вокзалу»

    По Арбату троллейбус был пущен в конце 1934 года. Но на это можно не обращать внимания, потому что по Садовому кольцу троллейбус стал ходить лишь в конце 1936 года (раз Поплавский оказался в троллейбусе всего через несколько минут после побега из нехорошей квартиры, значит, сел он именно на Садовой).

  8. Еще существует Мюзик-холл
    «Недалеко от дома № 302-бис, на той же Садовой, в кабинете финансового директора Варьете Римского находились двое <…> Большой кабинет на втором этаже театра двумя окнами выходил на Садовую, а одним, как раз за спиною финдиректора, сидевшего за письменным столом, в летний сад Варьете.»
    В 1936 году Мюзик-холл (именно он в романе назван Варьете) закрыли под тем предлогом, что это не советский театр. Мне кажется, такое как раз могло бы случиться после скандального сеанса черной магии.
  9. Уже (или еще) существует Торгсин
    «Через четверть часа после начала пожара на Садовой, у зеркальных дверей торгсина на Смоленском рынке появился длинный гражданин в клетчатом костюме и с ним черный крупный кот»

    Объединение Торгсин (Торговый синдикат) было создано в январе 1931 года. Правда, советские граждане могли попасть в магазин лишь с июня, а значит, описанные в романе майские события могли происходить не раньше 1932 года. В январе же 1936 Тогрсин прекратил свое существование.

  10. Бывший Брянский вокзал уже называется Киевским
    «Через несколько минут троллейбус уносил экономиста-плановика по направлению к Киевскому вокзалу»

    Брянский вокзал был переименован в Киевский в 1934 году.

  11. Уже существуют советские паспорта
    «Кот снял с подзеркального стола очки в толстой черной оправе, надел их на морду, от чего сделался еще внушительнее, и вынул из прыгающей руки Поплавского паспорт»

    Паспорта были введены 27 декабря 1932 года.

  12. Издается «Литературная газета»
    «Помилуйте, Иван Николаевич, кто же вас не знает? – здесь иностранец вытащил из кармана вчерашний номер «Литературной газеты»»

    Первый номер «Литературной газеты» вышел 22 апреля 1929 года.

  13. Полнолуние в майскую ночь с пятницы на субботу
    «Она спасла его от встречи с Маргаритой, ставшей ведьмой в эту пятницу!»
    . . .
    «Ежегодно мессир дает один бал. Он называется весенним балом полнолуния, или балом ста королей.»

    Из календаря полнолуний видно, что в интересующий нас период на пятницу пришлось полнолуние 1932 года. Но оно нам не подходит – полнолуние тут приходится на утро пятницы, а не на ее вечер. А вот в 1928 году полнолуние было в 00:11:01 (то есть, практически в полночь) с пятницы на субботу (с 4 на 5 мая).

Итак, у меня вышла ровно чертова дюжина зацепок. Такой уж роман. Может быть, вы мне подскажете еще что-нибудь? Комментарии к статье – внизу.

Чтобы легче воспринять всю эту информацию, давайте изобразим ее на картинке:

Посмотрев на получившуюся у нас диаграмму, мы увидим, что наибольшее число зацепок приходится на 1934 год (казалось бы, 1935, 1937 и 1938 подходят не меньше, но тут мы вспомним про убывание популяции извозчиков – самая первая из найденных нами в тексте подсказок). В общем, такой результат был предсказуем – с математической точки зрения наиболее вероятный год на промежутке между 1928 по 1940 вычисляется очень просто:

Что скажешь, математика – царица полей. И я еще раз напомню, что даже этот наименее противоречивый год нельзя считать годом действия романа (еще нет ни троллейбуса на Садовой, ни войны в Испании, да и Ягода пока жив-здоров).

Короче говоря

Крайне некорректно (тем более, для исследователей Булгакова) заявлять: «Исходя из того, что действие романа происходит именно в 19** году, можно сделать вывод…» Нельзя сделать.

litvinovs.net

«Мастер и Маргарита»: история романа

Михаил Булгаков начал работу над романом в конце 1920-х годов. Однако уже через несколько лет, после того, как узнал, что цензура не пропустила его пьесу «Кабала святош», своими руками уничтожил всю первую редакцию книги, которая занимала уже больше 15 глав. «Фантастический роман» — книгу под иным заголовком, но с похожей идеей — Булгаков писал до 1936 года. Варианты названий постоянно менялись: одни из самых экзотичных — «Великий канцлер», «Вот и я» и «Пришествие».

Рабочий кабинет Булгакова. (wikipedia.org)

К окончательному названию «Мастер и Маргарита» — оно появилось на титульном листе рукописи — автор пришёл только в 1937 году, когда произведение переживало уже третью редакцию. «Установилось название для романа — «Мастер и Маргарита». Надежды на напечатание его — нет. И все же М. А. правит его, гонит вперед, в марте хочет кончить. Работает по ночам», — напишет в своём дневнике третья жена Михаила Булгакова Елена, которую принято считать основным прототипом Маргариты.

Булгаков с супругой Еленой. (wikipedia.org)

Об известном мифе — якобы Булгаков во время работы над «Мастером и Маргаритой» употреблял морфин — иногда говорят и сегодня. Однако на самом деле, как утверждают исследователи его творчества, автор не употреблял наркотики в этот период: морфий, по их словам, остался в далёком прошлом, когда Булгаков ещё работал сельским врачом.

Многие вещи, которые описаны в романе Булгакова, существовали в реальности — писатель просто перенёс их в свою отчасти вымышленную вселенную. Поэтому, собственно, в Москве достаточно много так называемых булгаковских мест — Патриаршие пруды, гостиница Метрополь, гастроном на Арбате. «Помню, как Михаил Афанасьевич повез меня знакомиться к Анне Ильиничне Толстой и к мужу ее Павлу Сергеевичу Попову. Жили они тогда в Плотниковом переулке, на Арбате, в подвальчике, впоследствии воспетом в романе «Мастер и Маргарита». Уж не знаю, чем так приглянулся подвальчик Булгакову. Одна комната в два окна была, правда, пригляднее, чем другая, узкая, как кишка… В коридоре лежал, раскинув лапы, щенок-боксер Григорий Потапыч. Он был пьян», — вспоминала вторая жена Булгакова, Любовь Белозёрская.

Гостиница «Метрополь». (wikipedia.org)

Летом 1938 года впервые был перепечатан полный текст романа, однако Булгаков правил его вплоть до самой смерти. Кстати, следы морфина, которые обнаружили учёные на страницах рукописей, связаны как раз с этим: преодолевая мучительные страдания, писатель всё же до последнего редактировал своё произведение, иногда диктуя текст жене.

Иллюстрации. (wikipedia.org)

Роман фактически так и не был завершён и при жизни автора, как мы понимаем, не публиковался. Впервые его напечатал журнал «Москва» в 1966 году, да и то в сокращённом варианте.

распечатать Обсудить статью

diletant.media

О Романе

  Религиозные идеи романа «Мастер и Маргарита»
Роман «Мастер и Маргарита» можно одновременно считать и фантастическим, и философским, и любовно-лирическим, и сатирическим. Булгаков дает нам «роман в романе» и оба они объединены одной идеей — поисками нравственной истины и борьбой за нее. Читать полностью…
  Мистическое в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»
Обращение к фантастическому и мистическому сюжетному пространству не является необычным для Булгакова-писателя. Это подтверждается созданием таких произведений как “Дьяволиада”, “Роковые яйца”,“Собачье сердце”. Усложненная фантастичность романа “Мастер и Маргарита “… Читать полностью…
  Борьба добра и зла в романе Михаила Булгакова »Мастер и Маргарита»
оследние вставки в роман он диктовал своей жене в феврале 1940 года, за три недели до смерти. Он писал «Мастера и Маргариту» в общей сложности более 10 лет. Одновременно с написанием романа шла работа над пьесами, инсценировками, либретто, но этот роман был книгой, с которой он не в силах был расстаться, — роман-судьба, роман-завещание. Читать полностью…
  Авторская позиция в романе Михаила Булгакова
«Мастер и Маргарита» – одно из самых сложных для понимания произведений, оно наполнено символами и образами, не все из которых еще разгаданы. В «Мастере и Маргарите» Булгаков выступает во всех своих привычных ипостасях. Читать полностью…
  Проблема милосердия и справедливости в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита
К процессу изучения романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», самого интересного и загадочного, но и сложного для восприятия произведения, каждый учитель ищет свой путь. Какие приемы выбрать? Читать полностью…
  Пространственно-временная структура романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»
Структура романа строится по принципу существования трех миров: земного, библейского и Вечного. Между мирами существует и композиционная связь, в романе они переплетаются. Связь времен выявляет и знаменитая фраза «…Пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий.. Читать полностью…
  Жанровые особенности романа Булгакова «Мастер и Маргарита»
Роман «Мастер и Маргарита» не зря называют «закатным романом» М. Булгакова. Много лет он перестраивал, дополнял и шлифовал свое итоговое произведение. Все, что пережил М. Булгаков на своем веку — и счастливого, и тяжелого, — все свои самые главные мысли, всю душу и весь талант отдавал он этому роману. И родилось творение поистине необыкновенное… Читать полностью…
  Что в мире и человеке открыл мне роман «Мастер и Маргарита»?
Михаил Булгаков — писатель с необычной судьбой: основная часть его произведений стала известна миру лишь через четверть века… Читать полностью…
  Концепция личности в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
За свою недолгую жизнь М. А. Булгаков написал много замечательных произведений, таких как “Роковые яйца”, “Собачье сердце”, “Похождения Чичикова”. Самое великое среди них — роман “Мастер и Маргарита” Читать полностью…
  Как решается проблема учителя и лжеучителя в романе «Мастер и Маргарита»?
​«Мастер и Маргарита» композиционно построен как роман в романе. Главным является роман о Мастере, егожизни и смерти в Москве конца 20-х годов XX века. Но Мастер — писатель, который сочинил роман об античных временах. Эти два романа («московский» и «античный») составляют одно целое, так как в них на разном жизненном материале и на разном уровне … Читать полностью…
  Зачем в романе «Мастер и Маргарита» чередуются сцены из московской и ершалаимской жизни?
​«Мастер и Маргарита» — двойной роман; он состоит из двух романов, одновременно похожих и непохожих друг на друга: романа о судьбе Мастера и романа Мастера о Понтии Пилате. Временной интервал в две тысячи лет без одного столетия разделяет действия этих романов. Они противопоставлены друг другу как священная и человеческая история. Читать полностью…
  Жанровые особенности романа Булгакова «Мастер и Маргарита»
Основной чертой литературного портрета М.А. Булгакова, является его приверженность идее творческой свободы. В своих произведениях писатель не только максимально самораскрывается, что позволяет отнести его творчество к модернизму… Читать полностью…
  В чём суть спора Иешуа Га-Ноцри и Понтия Пилата в романе «Мастер и Маргарита»?
​В «Мастере и Маргарите» совмещены два романа. Га-Ноцри и Пилат— главные герои так называемого «античного» романа, созданного Мастером. «Античный» роман описывает один день из жизни римского прокуратора, который накануне праздника Пасхи должен решить судьбу нищего философа Га-Ноцри. Читать полностью…
  Событийное своеобразие романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»
Во всех произведениях Булгакова, наряду с реальными событиями, которые могут произойти в обыденной жизни, присутствуют события из мира фантастики, которые привлекают и завораживают читателя. Читать полностью…
  Жанровое своеобразие романа «Мастер и Маргарита»
​В повести «Собачье сердце» Булгаков описал в качестве главного героя выдающегося учёного (профессора Преображенского) и его научную деятельность, а от конкретных научных проблем евгеники (науки об улучшении человеческой породы) перешёл к философским проблемам революционного и эволюционного развития человеческого знания, человеческого общества и природы Читать полностью…
  Таинственные события в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»
Произведение М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» — роман сложный, многослойный. Это роман в романе: в нем множество линий, параллельно идущих друг с другом и затем переплетающихся под конец. Читать полностью…
  История создания и анализ романа «Мастер и Маргарита» Булгакова М.А.
Мир булгаковского романа (1928—1940) ярок и блестящ. В нем Сатана выдает себя за профессора черной магии и разгуливает по Москве; “громадный, как боров, черный, как сажа”, кот разъезжает на трамвае и устраивает дебош в Торгсине; почтенный администратор Варьете превращается в вампира, обычный берет становится черным котенком, а червонцы — этикетками c… Читать полностью…
  Значение финала в романе «Мастер и Маргарита» Булгакова М.А.
В жизни второстепенных героев произошли вполне понятные изменения: каждый из них занял то место, которое соответствует его талантам и деловым качествам. Весёлый конферансье Жорж Бенгальский ушёл из театра на пенсию. Грубый и невоспитанный администратор Варенуха стал отзывчивым и вежливым. Бывший директор театра Варьете, любитель алкоголя и женщин… Читать полностью…
  Размышляя над страницами романа «Мастер и Маргарита»
Михаил Булгаков — знаменитый русский писатель, создавший многие произведения, интересные и по сей день. Этот удивительный человек… Читать полностью…
  Жанрово-композиционные особенности Романа «Мастер и Маргарита»
​Жанрово-композиционные особенности. Булгаков создал необыкновенный роман, тайна которого не разгадана до сих пор. Писатель, по наблюдению Е.А. Яблокова, сумел слить в нем воеди­но поэтику романтизма, реализма и модернизма. Необычность бул­гаковского творения во многом связана также с его сюжетно­жанровым своеобразием. Читать полностью…
  Проблема одиночества в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»
В романе писатель глубоко осмысливает проблему одиночества. Не случайно так, очевидно одиночество главных героев (Мастера, Маргариты, Понтия Пилата). Писатель показал трагедию творческой личности, обреченной на непонимание. Читать полностью…
  Только человек ответственен за добро и зло
В романе «Мастер и Маргарита» две главные силы добра и зла, которые, по Булгакову, должны находиться на Земле в равновесии, воплощаются в образах Иешуа Га-Ноцри из Ершалаима, и Воланда… Читать полностью…
  Цитаты и афоризмы из романа «Мастер и Маргарита»
Кот оказался не только платежеспособным, но и дисциплинированным зверем. при первом же окрике кондукторши он прекратил наступление, снялся с подножки и сел на остановке, потирая гривенником усы. Но лишь кондукторша рванула веревку и трамвай тронулся, кот поступил как всякий, кого изгоняют из трамвая, но которому все-таки ехать-то надо. Читать полностью…
  Таинственные события в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»
Произведение М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» — роман сложный, многослойный. Это роман в романе: в нем множество линий, параллельно идущих друг с другом и затем переплетающихся под конец. Читать полностью…
  Проблема свободы и ответственности в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»
В первоначальном варианте роман «Мастер и Маргарита» был историей современных Фауста и Маргариты, рассказанной Булгаковым. А если так, то это история необыкновенной любви, преступившей законы общества, поисков истины и того мгновения… Читать полностью…
  Свой последний роман “Мастер и Маргарита” М. Булгаков…
Свой последний роман “Мастер и Маргарита” Михаил Булгаков начал писать зимой 1929-30гг. В общей сложности работа над ним продолжалась более десяти лет. Тема “художник и общество” всегда волновала писателя, что нашло отражение, в частности… Читать полностью…
  Москва в романе «Мастер и Маргарита»
​У известного булгаковеда Бориса Соколова мы можем прочитать, что Москва в романе «Мастер и Маргарита» нелюбимая: «»Мастер и Маргарита» — роман сатирический, философский, а в ершалаимских сценах — еще и эпический. Вместе с тем, это роман городской, ставший грандиозным памятником Москве, многие здания и улицы которой в нашем сознании связываются теперь.. Читать полностью…
  Значительное значение булгаковского романа
Значительное значение булгаковского романа восходит к нравственным заповедям древнего мира, к фольклорным формулам справедливости с их прозрачной символикой — бесы, жертвоприношение, распятье… Читать полностью…
  Что в мире и человеке открыл мне роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»?
​Михаил Булгаков — писатель с необычной судьбой: основная часть его произведений стала известна миру лишь через четверть века после смерти художника. А главный труд всей его жизни — роман “Мастер и Маргарита” — принес писателю мировую славу. Читать полностью…
  Герои романа «Мастер и Маргарита»
Центральная проблема романа — это проблема ДОБРА и ЗЛА. Почему в мире существует зло, почему оно часто торжествует над добром? Как победить зло и возможно ли это вообще? Что есть добро для человека и что есть зло для него? Читать полностью…
  Фантастические образы в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”
Михаил Булгаков — писатель с необычной судьбой: ос­новная часть его литературного наследия стала известна чи­тающему миру только четверть века спустя после его смерти… Читать полностью…
  Критика по роману «Мастер и Маргарита» Булгакова М.А.
У Булгакова мы не найдём традиционного религиозного сознания. Но нравственное сознание его было глубоким и прочным. В русской литературе XIX века с именем Достоевского была связана категорическая максима: если Бога нет, то “всё позволено”. Это умозаключение, испытанное гениальным писателем на судьбах Раскольникова и Ивана Карамазова, подтверждалось … Читать полностью…

masterimargo.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *