Иван Бездомный в романе “Мастер и Маргарита” – характеристика поэта
Иван Бездомный в романе «Мастер и Маргарита» выделяется среди всех второстепенных персонажей. Его судьба меняется в лучшую сторону под влиянием действий Воланда и Мастера.
У нас появилась новая характеристика Ивана Бездомного.
Значение имени
Бездомный – псевдоним героя. Настоящее его имя – Иван Николаевич Понырев. И псевдоним, и настоящая фамилия и имя несут смысловую нагрузку. Популярны в то время были псевдонимы типа «Бездомный», они указывали на связь писателя с народом. Однако для автора было важным также показать, что всего лишь одной буквой отличается «Бездомный» от «бездумного». Именно таким и был герой до его знакомства с Мастером.
Характеристика Ивана Бездомного невозможна без понимания причин того, почему автор дает герою именно такое имя. Это явно не говорящие номинации, однако, если вникнуть в библейские мотивы, то имя, которое дал герою М. А. Булгаков, связано с пророком Иоанном Крестителем. Он предрек появление Иисуса Христа. Так, Иван Бездомный в произведении, являясь поэтом, говорит другим литераторам, что в Москве появился
Иван Бездомный до «исправления»
Когда Иван Бездомный встречается с Воландом, жизнь героя полностью изменяется. До событий, происходящих в романе, персонаж был довольно известным писателем, имя которого знали многие. Поэт был участником МАССОЛИТа и учеником Берлиоза, которого ждала трагичная участь. Он, как и большинство литераторов того времени, был знаменит в своих кругах, но малообразован. Читатель знакомится с персонажем в тот момент, когда Бездомный обсуждает свое произведение со своим наставником Берлиозом. Произведение это было антирелигиозным, в нем отрицалось существование Бога. Но Берлиоз критиковал произведение за то, что в нем был показан образ Христа как существующий, а это противоречило атеизму. За этот атеизм и были наказаны Берлиоз и Иван Бездомный.
Встреча с Воландом и Мастером
Иван Бездомный встречает Воланда уже в первой главе, когда происходит его разговор с Берлиозом. Сатана задает вопрос: «Ежели бога нет, то, спрашивается, кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле?». Бездомный отвечает, что жизнью управляет человек самостоятельно. Однако впоследствии он понимает, что ошибался. Воланд наказывает Ивана Бездомного за такое заблуждение. Герой, потрясенный встречей с Сатаной, оказывается в сумасшедшем доме, где и знакомится с Мастером.
Встречи с этими двумя персонажами становятся благотворными для Ивана Бездомного. Оказавшись наедине с собственными мыслями, Иван Николаевич приходит к выводу, что жил совсем неправильно, что его творчество было продиктовано властью, а не своими желаниями. Беседы с Мастером помогли герою понять истинное свое предназначение.
Из «бездумного» героя Иван Николаевич превращается в человека с собственным мнением. Он понимает, что его стихи были «откровенно плохие», что они отвечали требованиям власти, поэтому в них совершенно не было души.
В финале романа «Мастер и Маргарита» герой предстает перед читателем профессором истории и философии. Это не тот человек, которого видел читатель в начале произведения. Он перестал пользоваться своим псевдонимом, который указывал на принадлежность к необразованному МАССОЛИТу, и стал работать под настоящим именем. Здесь прослеживается развитие героя.
Значение Ивана Бездомного в произведении действительно велико: именно этот персонаж показывает на возможность каждого человека переродиться и стать настоящим.
Данная статья, которая поможет написать сочинение «Иван Бездомный в романе «Мастер и Маргарита», рассмотрит место этого персонажа в произведении М. А. Булгакова, покажет роль героя в общем авторском замысле.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Оля Калабухова
16/16
Марина Крюкова
15/16
Елена Шипко
16/16
Татьяна Чурочкина
9/16
Дарья Сметанина
15/16
Михаил Черных
15/16
Игорь Хмель
13/16
Assel Karjauva
16/16
Наталья Миллер
16/16
Ivan Iordanov
16/16
Иван Бездомный характеристика в романе Мастер и Маргарита кратко, образ с цитатами для сочинения в таблице
Одним из ключевых героев романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» является Иван Бездомный — молодой поэт, ставший одной из жертв Воланда и его свиты. Знакомство с сатаной и мастером полностью переворачивает мировоззрение героя, который впоследствии начинает совершенно иную жизнь. Характеристика Ивана Бездомного позволяет лучше понять, какие силы участвуют в регулировании Добра и Зла, какую роль в этом процессе играет Воланд. Кроме того, история молодого поэта служит примером нравственного поиска, в ходе которого происходит развитие души человека.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Ильиной Галиной Сергеевной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.
Краткая характеристика
Полное имя — Иван Николаевич Бездомный (Понырев).
Возраст — 23 года.
Род занятий — поэт.
Семья — в конце произведения женится.
Социальное положение — служащий.
Происхождение — родом из простой рабочей семьи.
Воспитание — характерное для представителей рабочего класса.
Образование — образование весьма посредственное,
Внешность — высокий, крепкий, зеленоглазый молодой человек с рыжеватыми волосами.
Характер — самоуверенный, грубый, малообразованный, добрый, дерзкий, невоспитанный, доверчивый, наивный.
Положительные черты — волевой, целеустремленный, энергичный, жалостливый, чувствительный, добрый.
Отрицательные черты — невежественный, невоспитанный, грубый, дерзкий.
Произведение — «Мастер и Маргарита».
Автор — Михаил Афанасьевич Булгаков.
Цитатная характеристика
Описание образа Ивана Бездомного с цитатами позволит раскрыть его своеобразие, продемонстрировать не только внешность героя, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.
Портрет
Художественный портрет Ивана Бездомного основан на том, что он является молодым пролетарским поэтом.
«— Профессия?
Источник: Часть 1, Глава 13
— Поэт, — почему-то неохотно признался Иван».
«…молодой спутник его — поэт…»
Источник: Часть 1, Глава 1
«Иван Николаевич Бездомный — известнейший поэт…»
Источник: Часть 1, Глава 5
«— Помилуйте, Иван Николаевич, кто же вас не знает? — здесь иностранец вытащил из кармана вчерашний номер «Литературной газеты», и Иван Николаевич увидел на первой же странице свое изображение, а под ним свои собственные стихи. Но вчера еще радовавшее доказательство славы и популярности на этот раз ничуть не обрадовало поэта».
Бездомный — литературный псевдоним. Настоящее имя героя — Иван Николаевич Понырев.
«…молодой спутник его — поэт Иван Николаевич Понырев, пишущий под псевдонимом Бездомный».
Источник: Часть 1, Глава 1
Как и большинство известных поэтов и писателей, Бездомный является членом профсоюза литераторов.
«— Член профсоюза?
Источник: Часть 1, Глава 6
— Да».
Поэт Бездомный — член крупнейшего литературного общества МАССОЛИТ.
«…исчезло удостоверение МАССОЛИТа, с которым он никогда не расставался…»
Источник: Часть 1, Глава 4
«Члена МАССОЛИТа Ивана Николаевича Бездомного…»
Источник: Часть 1, Глава 11
В начале произведения Бездомный — холостяк, который позже обзаводится семьей.
«— Женат он?
Источник: Часть 1, Глава 6
— Холост…»
«Его жена притворяется, что не замечает его состояния…»
Источник: Эпилог
Иван Бездомный становится, образно говоря, учеником мастера.
«— Прощай, ученик, — чуть слышно сказал мастер…»
Источник: Часть 2, Глава 30
Иван Бездомный бросает писать стихи, получает высшее образование и становится профессором истории и философии.
«Это — сотрудник Института истории и философии, профессор Иван Николаевич Понырев».
Источник: Эпилог
«…над бывшим поэтом, Иваном Николаевичем…»
Источник: Эпилог
«И возвращается домой профессор…»
Источник: Эпилог
«Будит ученого…»
Источник: Эпилог
Внешность
Портретная характеристика Ивана Бездомного основана на том, что в начале романа он является молодым человеком, ему 23 года.
«…молодой спутник его — поэт…»
Источник: Часть 1, Глава 1
«— Мне двадцать три года, — возбужденно заговорил Иван…»
Источник: Часть 1, Глава 6
Бездомный — крепкий, широкоплечий молодой человек.
«Второй — плечистый, рыжеватый, вихрастый молодой человек в заломленной на затылок клетчатой кепке — был в ковбойке, жеваных белых брюках и в черных тапочках».
У Бездомного рыжеватого цвета волосы.
«…рыжеватый, вихрастый молодой человек…»
Источник: Часть 1, Глава 1
У Ивана глаза зелёного цвета.
«…уставив на него свои бойкие зеленые глаза…»
Источник: Часть 1, Глава 1
Бездомный носит клетчатую рубашку, белые брюки и клетчатую кепку.
«…молодой человек в заломленной на затылок клетчатой кепке — был в ковбойке, жеваных белых брюках и в черных тапочках».
Источник: Часть 1, Глава 1
В попытке поймать Воланда Бездомный, лишившийся своей одежды, вынужден передвигаться по Москве в одних кальсонах. Все его попытки придать кальсонам вид летних брюк остаются безуспешными.
«Иван оборвал пуговицы с кальсон там, где те застегивались у щиколотки, в расчете на то, что, может быть, в таком виде они сойдут за летние брюки…»
Источник: Часть 1, Глава 4
«…пристанут к босому человеку, изводя его расспросами о кальсонах, которые упорно не пожелали стать похожими на брюки».
Источник: Часть 1, Глава 4
Внешний вид босого Ивана, преследующего Воланда, пугает окружающих. Никто не сомневается, что поэт сошёл с ума.
«Он был бос, в разодранной беловатой толстовке, к коей на груди английской булавкой была приколота бумажная иконка со стершимся изображением неизвестного святого, и в полосатых белых кальсонах. В руке Иван Николаевич нес зажженную венчальную свечу. Правая щека Ивана Николаевича была свежеизодрана».
Источник: Часть 1, Глава 5
В конце произведения герою около тридцати лет.
«…человек лет тридцати или тридцати с лишним. Рыжеватый, зеленоглазый, скромно одетый человек».
Источник: Эпилог
Черты характера и поступки
Иван Бездомный пишет стихи не по вдохновению, а на заказ, согласно основным задачам правящей партии. Так, его последним заказом стала антирелигиозная поэма об Иисусе Христе.
«Речь эта, как впоследствии узнали, шла об Иисусе Христе. Дело в том, что редактор заказал поэту для очередной книжки журнала большую антирелигиозную поэму. Эту поэму Иван Николаевич сочинил, и в очень короткий срок, но, к сожалению, ею редактора нисколько не удовлетворил».
Источник: Часть 1, Глава 1
Желая угодить заказчику, Бездомный рисует отрицательный образ Христа.
«…трудно сказать, что именно подвело Ивана Николаевича — изобразительная ли сила его таланта или полное незнакомство с вопросом, по которому он собирался писать, — но Иисус в его изображении получился ну совершенно как живой, хотя и не привлекающий к себе персонаж».
Источник: Часть 1, Глава 1
Бездомный совершенно не знаком с историей христианства.
«Поэт, для которого все, сообщаемое редактором, являлось новостью, внимательно слушал Михаила Александровича…»
Источник: Часть 1, Глава 1
Молодой поэт привык выражаться ёмкими, выразительными фразами.
«— На все сто! — подтвердил тот, любя выражаться вычурно и фигурально».
Источник: Часть 1, Глава 1
Иван Бездомный способен сочувствовать, сострадать чужому горю.
«…молчаливый Иван сочувствовал гостю, сострадал ему…»
Источник: Часть 1, Глава 13
Иван Бездомный способен держать данное им слово.
«Я ведь слово свое сдержу, стишков больше писать не буду…»
Источник: Часть 2, Глава 30
Будучи представителем пролетариата, Бездомный презрительно относится к интеллигенции, но признаёт, что среди интеллигентов встречаются толковые люди.
«Он умен, — подумал Иван, — надо признаться, что среди интеллигентов тоже попадаются на редкость умные. Этого отрицать нельзя!»
Источник: Часть 1, Глава 8
Иван Бездомный является убеждённым атеистом. Он не верит ни в бога, ни в дьявола.
«— Да, мы — атеисты, — улыбаясь, ответил Берлиоз, а Бездомный подумал…»
Источник: Часть 1, Глава 1
«Сидите, как сами понимаете, в психиатрической лечебнице, а все толкуете о том, что его нет. Право, это странно!»
Источник: О Воланде, Часть 1, Глава 13
«Он едва самого меня не свел с ума, доказывая мне, что меня нету!»
Источник: Воланд, Часть 2, Глава 24
Бездомный имеет вредные привычки: он курит и любит выпить.
«— Вы хотите курить, как я вижу? — неожиданно обратился к Бездомному неизвестный, — вы какие предпочитаете?..
Источник: Часть 1, Глава 1
— Ну, «Нашу марку», — злобно ответил Бездомный».
«— Сильно пил? — сквозь зубы спросил доктор.
Источник: Часть 1, Глава 6
— Нет, выпивал, но не так, чтобы уж…»
«А тут еще алкоголизм…»
Источник: Часть 1, Глава 6
Бездомный — впечатлительный молодой человек. Смерть Берлиоза потрясает его восприимчивую психику.
«Поэт бросился бежать к турникету, как только услыхал первый вопль, и видел, как голова подскакивала на мостовой. От этого он до того обезумел, что, упавши на скамью, укусил себя за руку до крови».
Источник: Часть 1, Глава 4
«Видите ли, он вас потряс — и вы свихнулись, так как у вас, очевидно, подходящая для этого почва».
Источник: Часть 1, Глава 13
Знакомство с дьяволом и внезапная смерть Берлиоза становятся причиной того, что Бездомный попадает в психиатрическую клинику с диагнозом «шизофрения».
«— Доктор, — шепотом спросил потрясенный Рюхин, — он, значит, действительно болен?
Источник: Часть 1, Глава 6
— О да, — ответил врач… — Двигательное и речевое возбуждение… бредовые интерпретации… случай, по-видимому, сложный… Шизофрения, надо полагать».
«Сидите, как сами понимаете, в психиатрической лечебнице…»
Источник: Часть 1, Глава 13
«И вы и я — сумасшедшие, что отпираться!»
Источник: Часть 1, Глава 13
Поэт Бездомный, будучи пациентом психиатрической клиники, лежит в одиночной палате № 117 по соседству с мастером.
«Ванна, сто семнадцатую отдельную и пост к нему, — распорядился врач».
Источник: Часть 1, Глава 6
«Дверь Иванушкиной комнаты № 117-й отворилась…»
Источник: Часть 2, Глава 27
«…в 118-ю, где забеспокоился неизвестный мастер…»
Источник: Часть 1, Глава 15
Бездомный становится одной из первых жертв Воланда из-за своего хамского поведения, но получает наименее суровое наказание.
«Вы были одним, по-видимому, из первых, кто от него пострадал…»
Источник: Часть 1, Глава 13
«…вы сами, голубчик, во всем виноваты. Нельзя было держать себя с ним столь развязно и даже нагловато. Вот вы и поплатились. И надо еще сказать «спасибо», что все это обошлось вам сравнительно дешево».
Источник: Часть 1, Глава 13
В психиатрической лечебнице Бездомный резко меняет отношение к собственному творчеству. Стихи, которыми ещё недавно он так гордился, теперь вызывают у него отвращение. Он даёт себе слово больше не писать откровенно плохих стихов.
«— Поэт, — мрачно ответил Иван и впервые вдруг почувствовал какое-то необъяснимое отвращение к поэзии, вспомнившиеся ему тут же собственные стихи показались почему-то неприятными».
Источник: Часть 1, Глава 8
«Хороши ваши стихи, скажите сами?
Источник: Часть 1, Глава 13
— Чудовищны! — вдруг смело и откровенно произнес Иван.
— Не пишите больше! — попросил пришедший умоляюще.
— Обещаю и клянусь! — торжественно произнес Иван».
«— Нет, — тихо ответил Иван, — я больше стихов писать не буду.
Источник: Часть 2, Глава 27
Следователь вежливо усмехнулся, позволил себе выразить уверенность в том, что поэт сейчас в состоянии некоторой депрессии, но что скоро это пройдет.
— Нет, — отозвался Иван, глядя не на следователя, а вдаль, на гаснущий небосклон, — это у меня никогда не пройдет. Стихи, которые я писал, — плохие стихи, и я теперь это понял».
«Я ведь слово свое сдержу, стишков больше писать не буду».
Источник: Часть 2, Глава 30
В психиатрической клинике происходит полное переосмысление жизненных ценностей Бездомного. Его уже не волнуют былые проблемы и тревоги, он находит новый смысл своей жизни.
«…Иванушка совершенно изменился за то время, что прошло с момента гибели Берлиоза. Он был готов охотно и вежливо отвечать на все вопросы следователя, но равнодушие чувствовалось и во взгляде Ивана, и в его интонациях. Поэта больше не трогала судьба Берлиоза».
Источник: Часть 2, Глава 27
«Меня другое теперь интересует, — Иванушка улыбнулся и безумными глазами поглядел куда-то мимо мастера, — я другое хочу написать. Я тут пока лежал, знаете ли, очень многое понял».
Источник: Часть 2, Глава 30
Знакомство с нечистой силой навсегда оставило глубокий след на психике героя. Каждый год в весеннее полнолуние он становится беспокойным, тревожным, в состоянии возбуждения он бродит по московским улочкам.
«Не может он совладать с этим весенним полнолунием. Лишь только оно начинает приближаться, лишь только начинает разрастаться и наливаться золотом светило, которое когда-то висело выше двух пятисвечий, становится Иван Николаевич беспокоен, нервничает, теряет аппетит, и сон, дожидается, пока созреет луна. И когда наступает полнолуние, ничто не удержит Ивана Николаевича дома».
Источник: эпилог
«Ивану Николаевичу все известно, он все знает и понимает. Он знает, что в молодости он стал жертвой преступных гипнотизеров, лечился после этого и вылечился. Но знает он также, что кое с чем он совладать не может. Не может он совладать с этим весенним полнолунием».
Источник: Эпилог
«Час или два проводит так Иван Николаевич. Затем снимается с места и всегда по одному и тому же маршруту, через Спиридоновку, с пустыми и незрячими глазами идет в арбатские переулки».
Источник: Эпилог
После странной прогулки в полнолуние герой возвращается домой совершенно больным человеком. Ему навязчиво снится один и тот же кошмар, который исчезает лишь под воздействием успокаивающего укола.
И возвращается домой профессор уже совсем больной. Его жена притворяется, что не замечает его состояния, и торопит его ложиться спать. Но сама она не ложится и сидит у лампы с книгой, смотрит горькими глазами на спящего. Она знает, что на рассвете Иван Николаевич проснется с мучительным криком, начнет плакать и метаться. Поэтому и лежит перед нею на скатерти под лампой заранее приготовленный шприц в спирту и ампула с жидкостью густого чайного цвета.
Источник: Эпилог
Бедная женщина, связанная с тяжко больным, теперь свободна и без опасений может заснуть. Иван Николаевич теперь будет спать до утра со счастливым лицом и видеть неизвестные ей, но какие-то возвышенные и счастливые сны».
Воспитание
Иван Бездомный является глубоко невежественным человеком.
«Ну вы, конечно, человек девственный, — тут гость опять извинился, — но тот, сколько я о нем слышал, все-таки хоть что-то читал!»
Источник: Часть 1, Глава 13
«…ведь, я не ошибаюсь, вы человек невежественный?
Источник: Часть 1, Глава 13
— Бесспорно, — согласился неузнаваемый Иван».
«Простите, может быть, впрочем, вы даже оперы «Фауст» не слыхали?
Источник: Часть 1, Глава 13
Иван почему-то страшнейшим образом сконфузился и с пылающим лицом что-то начал бормотать про какую-то поездку в санаторию в Ялту…
— Ну вот, ну вот… неудивительно!»
Бездомный не знает, кем был и когда жил Кант.
«—Взять бы этого Канта, да за такие доказательства года на три в Соловки! — совершенно неожиданно бухнул Иван Николаевич».
Источник: Часть 1, Глава 1
Бездомный дурно воспитан и с незнакомыми людьми способен вести себя весьма вызывающе.
«Нельзя было держать себя с ним столь развязно и даже нагловато…»
Источник: Часть 1, Глава 13
После знакомства с Воландом и мастером Иван Бездомный поступает в университет, с головой погружается в науку.
«Это — сотрудник Института истории и философии, профессор Иван Николаевич Понырев».
Источник: эпилог
«И возвращается домой профессор…»
Источник: эпилог
«Будит ученого…»
Источник: эпилог
Характеристика Ивана Бездомного другими героями
Мастер
Мастер считает, что Иван Бездомный ведёт себя слишком дерзко и развязно. По этой причине он стал жертвой Воланда.
«Гость сочувственно положил руку на плечо бедного поэта и сказал так:
Источник: Часть 1, Глава 13
— Несчастный поэт! Но вы сами, голубчик, во всем виноваты. Нельзя было держать себя с ним столь развязно и даже нагловато. Вот вы и поплатились. И надо еще сказать «спасибо», что все это обошлось вам сравнительно дешево».
Мастер удивляется упорству Бездомного, который не хочет признавать очевидный факт — дьявол существует, и именно по этой причине он оказался в психбольнице.
«Вы были одним, по-видимому, из первых, кто от него пострадал. Сидите, как сами понимаете, в психиатрической лечебнице, а все толкуете о том, что его нет. Право, это странно!»
Источник: Часть 1, Глава 13
Наблюдательный мастер сразу понимает, что Иван Бездомный является глубоко невежественным человеком.
«Ну вы, конечно, человек девственный, — тут гость опять извинился, — но тот, сколько я о нем слышал, все-таки хоть что-то читал!. . Впрочем, вы… вы меня опять-таки извините, ведь, я не ошибаюсь, вы человек невежественный?
Источник: Часть 1, Глава 13
— Бесспорно, — согласился неузнаваемый Иван».
«Простите, может быть, впрочем, вы даже оперы «Фауст» не слыхали?
Источник: Часть 1, Глава 13
Иван почему-то страшнейшим образом сконфузился и с пылающим лицом что-то начал бормотать про какую-то поездку в санаторию в Ялту…
— Ну вот, ну вот… неудивительно!»
Мастер понимает, что Бездомный сошёл с ума в результате близкого знакомства с Воландом. Помешательство стало возможным из-за большой впечатлительности поэта.
«И вы и я — сумасшедшие, что отпираться! Видите ли, он вас потряс — и вы свихнулись, так как у вас, очевидно, подходящая для этого почва».
Источник: Часть 1, Глава 13
Общение с мастером не проходит бесследно для Ивана Бездомного, который многое понял благодаря их встрече.
«— Прощай, ученик, — чуть слышно сказал мастер…»
Источник: Часть 2, Глава 30
Подробная характеристика Мастера.
Воланд
Иван Бездомный — убеждённый атеист, который не верит ни в бога, ни в дьявола.
«Он едва самого меня не свел с ума, доказывая мне, что меня нету!»
Источник: Часть 2, Глава 24
Подробная характеристика Воланда.
Народная характеристика
Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.
Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.
Давайте создадим самую подробную характеристику Ивана Бездомного вместе!
Биография
Иван Бездомный (настоящее имя — Иван Николаевич Понырев) — 23-летний герой романа Булгакова, который, несмотря на молодость, является знаменитым поэтом. Благодаря своим пролетарским взглядам и происхождению принадлежит к московской литературной элите: состоит в профсоюзе и в крупнейшей столичной литературной организации МАССОЛИТ, его стихи регулярно публикуются в «Литературной газете».
Иван Бездомный пишет стихи на заказ, в соответствии с линией партии. Его последней работой становится антирелигиозная поэма об Иисусе Христе. Однако Бездомному не удаётся выполнить задание редактора Берлиоза — Иисус в его исполнении получился хоть и отрицательным, но весьма реалистичным персонажем. В ходе разговора с Берлиозом выясняется, что Бездомный — глубоко невежественный человек с большими пробелами в знаниях.
Иван Бездомный и Берлиоз становятся первыми москвичами, которым довелось встретиться с Воландом. В отличие от редактора, Бездомный после этой встречи остаётся в живых, но сходит с ума от всего пережитого. В возбуждённом состоянии Иван попадает в психиатрическую лечебницу, где ему ставят диагноз «шизофрения».
В психбольнице Бездомный знакомится с пациентом клиники, мастером, который рассказывает ему свою историю. Знакомство с писателем полностью меняет мировоззрение Ивана. Он понимает, что его стихи — чудовищно бездарны, а сам он бессмысленно проживает свою жизнь. Иван обещает мастеру больше не писать стихи, и ему удаётся сдержать свое обещание.
Спустя примерно семь лет после судьбоносных встреч с Воландом и мастером Иван Николаевич предстаёт профессором, учёным-историком, сотрудником Института истории и философии. Раз в год, во время весеннего полнолуния, герой впадает в сильное беспокойство, его душу начинают терзать смутные воспоминания. Влекомый неведомой силой, он идёт на Патриаршие пруды, гуляет по арбатским улочкам, а после возвращается домой, где ему каждый год снится один и тот же кошмар. Больной профессор успокаивается лишь после укола, который ему делает заботливая жена.
Образ Ивана Бездомного
Иван Бездомный — один из второстепенных, но важных персонажей романа «Мастер и Маргарита», чей образ дан в постоянном развитии.
В начале произведения Иван Бездомный предстаёт самоуверенным, грубоватым молодым человеком, уже успевшим вкусить славу. Будучи поэтом, он пишет стихи на заказ, подстраивая своё «творчество» под идеологию партии. Иван Бездомный весьма продуктивен: он пишет заказные стихи очень быстро, особенно не задумываясь над смыслом и содержанием — главное, чтобы их одобрил редактор. Неудивительно, что все произведения Бездомного лицемерны, пусты и откровенно бездарны. Но благодаря тому что пишет на «правильные» темы, он является весьма успешным поэтом.
С самого начала Иван Бездомный поражает своим невежеством, низким уровнем грамотности и культуры. Он не знаком даже с основами истории, религии, философии. Иван любит яркие фигуральные выражения, которые, по его мнению, способны произвести впечатление на собеседника, но на деле его речь сразу указывает на малообразованность и наивность. С незнакомым иностранным профессором Воландом Иван ведёт себя развязно и дерзко, что указывает на недостатки в воспитании.
Как и большинство советских людей, Бездомный — атеист, который не верит в существование бога или дьявола. Однако атеизм героя происходит не из его личных убеждений об устройстве мироздания, а является подражанием той идее, что была популярна в обществе в те времена.
Кардинальная перемена Ивана Бездомного происходит в психиатрической клинике, где, под влиянием мастера, он полностью пересматривает свои жизненные принципы. Он понимает, что стихи его безобразны, бездарны и он занимается никому не нужной, бесполезной халтурой. Бездомный принимает существование более тонкого мира, недоступного простому смертному.
При всей своей поверхностной, неглубокой натуре Иван Бездомный имеет в себе силы не только признать собственные ошибки, но и исправить их. Из психиатрической лечебницы он выходит совершенно другим человеком. Впоследствии герой получает образование, посвящает себя науке, становится сотрудником Института истории и философии.
5 фактов об Иване Бездомном
- Автор наделяет поэта звучным псевдонимом «Бездомный» согласно моде, которая царила в среде советских литераторов в 20–30-х годах ХХ века. Такой псевдоним красноречиво указывает на то, что поэт имеет простое происхождение, является выходцем из народа, далёк от богемной жизни.
- Работая над этим персонажем, Булгаков рассматривал несколько псевдонимов: Иванушка Безродный, Антоша Безродный, Иванушка Попов, Палашов, Покинутый.
- На роль прототипа поэта Бездомного претендуют сразу несколько исторических персонажей: советские поэты Демьян Бедный, Иван Приблудный, Александр Безыменский.
- Иван Бездомный становится одной из первых жертв Воланда в Москве.
- После перенесённых душевных переживаний герой раз в год в весеннее полнолуние страдает приступом острой тревожности. Успокоить его может только укол морфия (жидкость «густого чайного цвета»), который вводит заботливая супруга — в первой половине ХХ века это было популярное обезболивающее и успокаивающее средство.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Вывод
В романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» образ молодого поэта Ивана Бездомного олицетворяет собой человека, избравшего путь духовного поиска и нравственного развития. Пережив сильнейший эмоциональный шок и страдания, герой очищается от скверны и выбирает иную, правильную жизнь.
Автор видит роль героя в том, чтобы показать всю важность сознательного нравственного выбора человека. Иван Бездомный становится, пожалуй, единственным героем романа, чья жизнь после встречи с Воландом меняется в лучшую сторону, пусть и не сразу. Цитатная характеристика образа Бездомного позволит лучше подготовиться к уроку литературы, кратко описать персонажа в докладе или написать сочинение.
Собранный материал, включающий в себя цитаты из текста, позволит самостоятельно дать характеристику герою по плану, поможет составить развёрнутую письменную работу или написать сочинение на заданную тему.
Тест
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Пока никого нет. Будьте первым!
Поиски Ивана в «Мастере и Маргарите» Примеры сочинения
Тип бумаги: Эссе
Тема: Литература, Роман, Образование, Персонаж, Смерть, Иисус Христос, Бог, Поэзия
Pages: 10
Words: 2750
Published: 03/02/2020
One of the most important characters of Mikhail Bulgakov’s The Master and Margarita is Ivan Nikolaevich Ponyrev, also known as «Иоанн Бездомный». Он появляется с самого начала и до конца романа как главный персонаж, но его характер и путешествие достаточно увлекательны, чтобы произвести огромное впечатление на многие более важные темы романа. Поэт и атеист в начале книги, Иван к концу романа превращается в мудрого, богобоязненного человека, отказавшегося от поэзии, но довольно спокойного и все еще мечтающего о Пилате. Благодаря различным встречам Иван многое узнает о себе, своих отношениях с миром и ближними, знакомя читателей с проблемами атеизма как философии. Иван действует как персонаж, идентифицирующий аудиторию романа, учась сомневаться в системе, в которую он вложил так много себя, а также в своем искусстве — тем не менее, он также узнает, что во зле мира всегда есть добро.
Иван многое узнает по ходу романа. В его первой главе его встреча с сатанинским персонажем профессором Воландом дает ему очень ясное чувство сомнения относительно его собственных достижений и художественной ценности. На данный момент Иван — поэт, тот, кто хочет дать глубокое представление о состоянии человека, хотя кажется, что даже рассказчик не уверен в мотивах Ивана:
«Трудно сказать, что именно заставило Бездомного писать так, как он был ли — был ли это его великий талант к образному описанию или полное незнание предмета, о котором он писал, но его Иисус вышел, ну, совершенно живым, Иисусом, который действительно существовал, хотя, по общему признанию, Иисусом, у которого были все возможные вина» (Булгаков 9).
Поэма Ивана о Христе видится реалистичной и подробной, несмотря на атеистические взгляды Ивана. Он и его редактор Берлиоз оба являются атеистами, что является одним из пунктов разногласий, когда профессор Воланд приезжает в Москву со своими друзьями и вовлекает их в беседу. Поэзия Ивана была заказана партией, с которой у него проблемы, чтобы получить «понимание более глубоких вопросов жизни и смерти» (Баласубраманян 1). Из-за своей борьбы он заканчивает тем, что пишет стихотворение, которое прославляет Иисуса и подразумевает, что он действительно существовал, хотя он должен был критиковать христианство: «Вы написали чудесное сатирическое описание рождения Иисуса, сына Божьего. в вашей истории рождение действительно имело место!» (Булгаков 10).
Встреча Ивана с Воландом позволяет ему впервые усомниться в том, как обстоят дела. Агрессивно-атеистический настрой, о котором пишет Булгаков для многих персонажей романа, в том числе и для Ивана, должен наглядно показать, насколько тогдашняя Россия была интеллектуально и духовно банкротом – он не верил, что Иисус был мифом, и обижался на тех, кто сказал бы иначе (Kidder 3). Отрицая пять доказательств существования Бога, Берлиоз и ему подобные ставили человека выше Бога с точки зрения того, кто контролирует жизнь людей. Это заставляет Ивана усомниться в своем мастерстве и репутации как поэта: «Вдруг то, что радовало его вчера как доказательство его славы и популярности, уже совсем не доставляло поэту никакого удовольствия» (Булгаков 14). Это запускает его в поисках на протяжении всего романа, чтобы повысить свое чувство сознания и осознание природы вселенной.
Влияние Воланда на Ивана огромно. Он ставит под сомнение свою способность служить государству, свои взгляды на Бога и даже наговаривает на своего друга Берлиоза гибель, когда тот точно предсказывает его гибель в автокатастрофе. Следуя за Воландом, Коровьевым и Бегемотом по городу из-за своей растерянности и любопытства, он случайно попадает в психиатрическую лечебницу — в этом нет прямой вины Воланда и компании, но их влияние в данных обстоятельствах определенно чувствуется. Здесь Иван узнает, что разницу между негативным состоянием и идеалистическими представлениями о Божественном трудно свести воедино. Его признание в том, что Воланд был из того же времени, что и Понтий Пилат, — одна из вещей, из-за которых он оказался в приюте. Логика часто используется, чтобы заставить его остаться в больнице, но через этот перерыв он встречает Учителя — автора-подрывника, который видит видения Пилата и является врагом советской бюрократии. Отношения Ивана с Хозяином позволяют ему открыть глаза на продажность и несправедливость советской элиты.
Встреча Ивана с Воландом позволяет ему увидеть нехорошие условия в лечебнице, в которой он находится с Хозяином. С этой целью он решает что-то с этим сделать, произнеся несколько важных речей, подчеркнув необходимость улучшения условий для себя и других. Две его речи имеют разный тон, показывая, как он растет и пытается понять, как быть лидером и влиять на людей — перед его заключением первая речь довольно истерична, многие принимают его за пьяного: «Братья по литературе! ко мне, ко всем вам! Он явился! Немедленно хватайте его, иначе он создаст неописуемые беды» (Булгаков 48). Однако второй раз гораздо лучше и уравновешеннее, как он говорит в психиатрической больнице: » Хорошо, тогда вы сами за это заплатите, я вас предупредил, а как пожелаете. В настоящее время меня больше интересует Понтий Пилат» (Булгаков 9).3). Здесь наркотики и гипноз используются для решения его проблем, помогая создать двойственность личности, с которой он должен иметь дело на протяжении романа.
Можно найти много параллелей между Иваном и библейским персонажем Иоанном Крестителем, что интересно из-за библейских сюжетных линий романа. Его жизнь как поэта трижды отвергается, столько же раз Петр отрекся от Христа (Уэллс 3). У него много других общих черт с другими учениками Библии, что делает его совершенным учеником и учеником. он должен изучить правила мира, по Булгакову, чтобы добиться успеха. Это происходит в первую очередь через его отношения с Мастером, отношения наставника и подопечного – Иван многому учится у Мастера, что является необходимым шагом на пути к сознанию. Несмотря на то, что персонал психиатрической клиники не интересуется его собственным чувством истории (например, его свидетелем смерти своего друга Берлиоза), он пытается сохранить свое собственное чувство истории, записывая то, что произошло накануне, хотя он в конечном итоге терпит неудачу.
На протяжении романа отношения Ивана с Хозяином меняются от лояльности к недоверию, в конечном итоге отвергая убеждения Хозяина и все, с чем он связан. В начале романа Иван — ученик мастера, как и отношение Левия к Христу. Иван наивен и невинен, улавливая способность мастера видеть пророчества. «Иван приобретает проклятие барина, видение истинного поэта» (Бэгби 29). Иван также является доверенным лицом Мастера, который часто обсуждает с ним свою любовь к Маргарите: «Мы разговаривали так, как будто расстались только накануне, как будто знаем друг друга много лет» (Булгаков 117). Как и Мастер, Иван становится связанным с вещами, выходящим за рамки нормального или естественного, почти сходит с ума, поскольку он может узнавать о сверхъестественном, но не понимать его (хотя он может это видеть).
Отношения Ивана с Мастером показывают, что «и глупость, и гениальность имеют общее непонимание с общими понятиями общества», что делает их двумя половинками одного целого (Belfjore 111). Это один из центральных уроков книги — не принимать государственную версию истории и реальности за чистую монету, а подвергнуть ее сомнению и найти более тесную связь с божественным и уникальным. Несмотря на то, что Иван «вылечивается» после психиатрической клиники, ему удается занять место Учителя вне общества, больше ориентируясь на необходимость следить за этими видениями изолированно (Уэллс 9).). На самом деле он никогда не покидает приют, хотя Мастеру и Маргарите в конечном итоге разрешают уйти с Воландом и командой — они должны сначала попрощаться с Иваном.
В одной из заключительных сцен книги Ивана мы видим булгаковскую тему о том, что во зле можно найти добро. Иван становится профессором Института истории и философии, должность аналогична магистерской. Ивану противостоит полная луна, которая беспокоит его: «Чего бы я не отдал, чтобы узнать его тайну, узнать, кто та Венера, которую он потерял и теперь тщетно пытается поймать, размахивая руками в воздухе» (Булгаков , 409). К этому моменту полнолуние предвещается злыми событиями, такими как убийство Иуды Понтием, смерть Христа и многое другое. В своем видении он видит, как солдат без носа убивает Гестаса, вора, распятого рядом с Иисусом, что напоминает ему о зле, существующем в мире. Однако из-за медленной смерти Гестаса тот факт, что он все еще жив, указывает на милосердную отсрочку его смерти, что можно рассматривать как благо. Кроме того, эта благость подчеркивается видением, в котором Пилат примиряется со Христом и получает прощение в вечности. Эта сцена демонстрирует один из основных моментов романа Булгакова, переданный через Ивана: «есть сила, к которой мы все тянемся, которая добра, сострадательна и прощает, если только мы можем бескорыстно любить и терпеть страдания» (Бэгби 30). Возможная открытость Ивана божественному и его способность примириться с тем, кто он есть, позволяет ему найти лучший способ жить с этими видениями.
Из опыта Ивана Булгаков надеется, что читатели узнают немало вещей. Во-первых, Булгаков желает, чтобы зрители увидели внутреннюю доброту Ивана и ценность его художественного ума – «поэт проклят в чиновничьем мире мелочности и трусости, но вечно вознаграждается на том свете за свои качества добра и честности, сострадание и понимание» (Бэгби 29). С этой целью интересно изменение Ивана из трусливого дурака в мудрого мудреца со способностью пророчества, вознаграждающего его за исправление ошибок характера, которые он имел в начале. В то же время собственный негатив и сомнения Ивана все же проявляются даже после совершения этих открытий, поскольку он просто говорит себе, что «его необыкновенные переживания были вызваны «гипнотизерами-преступниками» и что он теперь излечился от их коварного влияния». (Киддер 16). Тем не менее, несмотря на это, присутствие его видений (и его вера в них) предполагает, что духовная часть его всегда будет здесь.
Путешествие Ивана — это то, где он учится на ошибках своих старших и достигает собственного сознания. Вначале он в основном работает на государство. В своем собственном чувстве бунта он институционализируется тем же самым состоянием после того, как вся его система убеждений была поставлена под сомнение. Благодаря его взаимодействию с Мастером его убеждения становятся истинными, и читатель может узнать о вере, духовности и мужестве благодаря его встречам с Мастером больше, чем что-либо, что он действительно узнал от Ивана. Он также больше ценит окончательность смерти, особенно когда жизнь связана с повествованием истории: «Конечно. Это закончилось. и всему есть конец. . . Я поцелую тебя в лоб, и все будет так, как должно быть» (Булгаков 409).). Это, кажется, дает ему немного покоя в конце романа, поскольку он смиряется с тем, что находит счастье в моменты между своими видениями.
В заключение, Иван поучительно читает свою сказку в «Мастере и Маргарите». По словам Уэллса, Иван «функционирует и как одна из главных икон романа, и как носитель одной из центральных тематических проблем романа, разработки булгаковского видения истории» (Уэллс 2). Он определенно является персонажем, идентифицирующим аудиторию, через которого идеи персонажей (и самого автора) могут быть показаны и поглощены опытом аудитории. В начале романа он неуверенный в себе поэт, не уверенный в истине Божией. в конце концов, его знакомство с Мастером дает ему возможность лучше осознавать мир вокруг себя и быть открытым для природы Бога. Сознание Ивана растет по ходу романа, всегда отказываясь от жизни поэта в пользу более духовной жизни с Учителем. Несмотря на то, что в конце романа он все еще немного несчастен, он больше осознает духовность вокруг себя, чем раньше, и лучше понимает природу жизни и смерти. Путешествие Ивана в основном учит читателя тому, что хорошее можно найти даже в самых тяжелых неприятностях, и что всегда можно найти что-то хорошее в своей жизни, особенно если кто-то открыт для возможности божественной природы Бога.
Бэгби, Льюис. «Вечные темы в «Мастере и Маргарите» Михаила Булгакова». International
Fiction Review 1.1 (1974).
Баласубраманиан, Радха. «Чтение «Мастера и Маргариты» Булгакова с точки зрения индуизма». Международный обзор художественной литературы 28.1 (2001).
Беленький, Ари. «Мастер и Маргарита: литературная автобиография?». Литература и теология 20.2
(2006): 126-139.
Belfjore, Q.O.S.E. «Четыре метода анализа романа «Мастер и Маргарита» М.
Булгаков». БЖЭС (2013): 106.
Булгаков, Михаил. Мастер и Маргарита. Посев, 1967.
Марченков, Владимир Л. «Искусство и тайна в романе Михаила Булгакова «Мастер
» и «Этюд Маргариты и Алексея Лосевых. Диалектика». мифа. «Тайна в ее страстях: литературные исследования». Springer, Нидерланды, 2004. 347–357.
недель, Лаура Д. «В защиту бездомных: об использовании истории и роли
Бездомного в Мастере и Маргарите. ». Русское обозрение 48.1 (1989 г.)): 45-65.
КОНСТРУКЦИЯ
Введение
— Описание книги, Иван как персонаж
Тезис: Иван в основном существует для того, чтобы показать несогласных с ними как дураков, которые должны научиться лучше понимать, и что всегда есть что-то хорошее, чтобы выйти из зла мира.
I. Встреча Ивана с Воландом позволяет ему впервые усомниться в том, как обстоят дела.
— критикует поэму Иисуса, будучи атеистом
II. Встреча Ивана с Воландом позволяет ему увидеть, что условия в лечебнице, в которой он находится с Хозяином, нехороши.
— Государство ему не верит и всегда отвергает его речи
III. Между Иваном и библейским персонажем Иоанном Крестителем можно найти много параллелей, что интересно из-за библейских сюжетных линий романа.
— трижды отрицает поэзию подобно Петру
— связь с Иоанном Крестителем
IV. На протяжении романа отношения Ивана с Хозяином меняются от лояльности к недоверию, в конечном итоге отвергая убеждения Хозяина и все, с чем он связан.
— все-таки решает занять место провидца видений
V. В одной из заключительных сцен книги Ивана мы видим булгаковскую тему о том, что во зле можно найти добро.
— Финальная сцена в роли профессора, циничного, но все же обладающего видением
VI. Путешествие Ивана — это то, где он учится на ошибках своих старших и обретает собственное чувство сознания.
Вывод: Иван поучительный для читателей, читающих его сказку в «Мастере и Маргарите».
прототип персонажа из романа «Мастер и Маргарита»
«Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова — самое загадочное произведение в русской литературе XX века. Каждый из персонажей достоин внимания. Перечитывать роман можно бесконечно, находя в нем каждый раз что-то новое. Особый интерес Иван Бездомный Критики выдвигали разные версии о том, кто был прототипом героя
Посредственный поэт
Кто такой Иван Бездомный В первой главе персонаж предстает в глазах читателя не в лучшей форме. Как член Массолита он в злосчастный день встречается на Патриарших прудах с председателем вожделенных организаций Берлиозом В разговоре с этим человеком Иван обнаруживает свое безграничное невежество И с появлением Воланда ведет себя очень глупо, что в конце концов приводит его в клинику Стравинского с диагнозом «шизофрения».0005
Иван
На протяжении романа Иван Бездомный постепенно меняется. Основная причина изменения его взглядов – встреча с главным героем, которая произошла в психиатрической больнице. Мастер и Иван Бездомный проводят долгие часы в разговорах о трусости Понтия Пилата, казни преступника Иешуа Га-Ноцри, любовной связи героя и Маргариты. А главное — таинственный сосед рассказывает Ивану о своих злоключениях, связанных с попыткой опубликовать роман.
Враги Волшебника
Члены Массолита – представители литературной элиты – новый друг, Иван не очень фанат. И у него есть причина. По их вине роман не опубликован. Он сжег работу, которую так долго создавал. И виноваты в том, что Мастер находится в клинике для душевнобольных. Он предпринял несколько попыток опубликовать роман, от которого ничего не осталось: ни имени, ни имени, ни будущего. Иван Бездомный в романе «Мастер и Маргарита» — типичный представитель элиты литературного мира. И мир, который ненавидел не только героя романа, но и самого автора.
Александр Безыменский
В начале двадцатых годов в одном из лучших московских театров состоялась постановка пьесы «Дни Турбиных», которая имела ошеломляющий успех. Но у автора было много недоброжелателей. Один из них – Александр Безыменский, активный комсомольский деятель и поэт. Между ним и Владимиром Маяковским когда-то разразился скандал, который впоследствии был сатирически изображен Булгаковым в романе «Мастер и Маргарита». Бездомный оскорблял Сашу Рюхина и называл его бездарностью. Согласно этой версии, прототип — Рюхин Маяковский, Иван Бездомный — Безыменский.
Стэнтон
На Патриарших прудах Воланд предсказал поэту безумие. Между этим фрагментом и романом Матурана «Чужестранка Мельмота» можно провести параллель. Один из персонажей романа английского писателя знакомится с человеком, продавшим душу дьяволу. Он, как и Воланд, сулит ему пребывание в психиатрической больнице, при этом называя точное время этого события. Героя зовут Стентон и он является одним из предполагаемых прототипов Ивана Бездомного.
Студент
Много философской драмы Иоганна Гёте позаимствовал Булгаков при создании романа «Мастер и Маргарита». Иван Бездомный, кстати, имеет черты, указывающие на Студента — персонажа в творчестве немецкого поэта. Главное сходство – уверенность. Ученик Гёте не считается с мнением своего учителя Мефистофеля, который мучительно мучается. Иван Бездомный имеет наглость сказать, что Воланд о своем несуществовании. К тому же грубит, хамит и вообще ведет себя неподобающим образом. С дьяволом так обращаться не следует. А потому в наказание Иван отправляется в клинику, «спросить у профессора, что такое шизофрения».
Другие версии
Прототип Ивана Бездомного, или один из них, мне кажется Иван Бродячий. Этот поэт принадлежал к окружению Сергея Есенина. Он был известной фигурой в московских литературных кругах, имел репутацию шутника и весельчака. Популярность ему принесли не заслуги в литературе, а дружба с великим поэтом и участие в драках, которые устраивали знаменитые «свиньи и кикеры». В пользу этой версии, пожалуй, говорит только драка в ресторане. Что-то подобное дал Бездомный после смерти Берлиоза «Грибоедову».
Прообразом героя Булгакова я считаю даже некоторых представителей литературной Москвы двадцатых годов. Самая распространенная версия гласит, что автор культового романа создал образ бездарного поэта, импонировавшего личности Демьяна Бедного.
Самое неправдоподобное — вот каким прототипом Бомжей является Сергей Есенин. Оно основано только на пребывании в больнице булгаковского героя. Великий русский поэт, как известно, несколько раз посещал эти заведения. Однако на этом сходство, которое может быть между Есениным и Иваном Бездомным, заканчивается. Характеристика этого персонажа указывает прежде всего на отсутствие поэтического дара. Человек в литературе оказался случайно. Он пишет на заказ и делает его посредственно. В этом Бездомном узнает и Хозяин во время их ночных разговоров. Этот образ не имеет ничего общего с великим русским поэтом, который, помимо уникального таланта, имел еще и крайне болезненные чувства. Кстати, некоторые булгаковцы считают Сергея Есенина прототипом самого Мастера.
Расшифровывать роман Булгакова можно бесконечно, чем старательные и занятые исследователи уже более полувека. Но творчество писателя – это прежде всего отражение его жизненного опыта. И потому известные ему при жизни события или люди не могут полностью или частично появиться на страницах его бессмертного произведения.
AR: https://tostpost.com/ar/education/2377-ivan-homeless-the-prototype-of-the-character-from-the-novel-master-and.html
БЫТЬ: https://tostpost.com/be/adukacyya/4199-van-byazdomny-pratatypy-persanazha-z-ramana-maystar-margaryta.html
DE: https://tostpost.com/de/bildung/4198-ivan-bezdomny-prototypen-charakter-aus-dem-roman-der-meister-und-marga.html
ES: https://tostpost.com/es/la-educaci-n/4202-iv-n-personas-sin-hogar-los-prototipos-de-los-personajes-de-la-novela-.html
JA: https://tostpost.com/ja/education/2377-ivan-homeless-the-prototype-of-the-character-from-the-novel-master-and.html
КК: https://tostpost.com/kk/b-l-m/4200-ivan-a-sh-prototipter-key-pkerd-b-r—roman-master-men-margarita.html
PL: https://tostpost.com/pl/edukacja/4202-iwan-bezdomny-prototypy-postaci-z-powie-ci-mistrz-i-ma-gorzata.html
PT: https://tostpost.com/pt/educa-o/4199-jo-o-sem-teto-prot-tipos-personagem-do-romance-o-mestre-e-margarida.