Марксистская политическая экономия кратко: Свободная мысль

4. Марксистская политическая экономия

В середине XIX века возникает одно из самых интересных направле­ний экономической мысли — марксизм. Основоположником этого учения является немецкий экономист и философ Карл Маркс (1818-1883) при не­посредственном участии его друга и соратника Фридриха Энгельса (1820-1895). Марксизм возникает на базе критической переработки достижений классической немецкой философии, английской политической экономии и французского утопического социализма. Составными, внутренне взаимо­связанными частями марксизма являются диалектический и исторический материализм, политическая экономия и научный коммунизм. Создание марксизма было подлинной революцией в истории человеческой мысли. В отличие от предшествующих общественных теорий марксизм научно объ­яснил мир, определил условия, пути и средства его преобразования, Заслу­га марксизма, прежде всего в том, что он установил определяющую роль материальных факторов в жизни общества, выделил производственные от­ношения как экономический базис общества, на котором возвышаются по­литическая, юридическая, идеологическая и другие надстройки.

Материа­листическое понимание истории позволило по-иному подойти к исследо­ванию капиталистического способа производства, показав его исторически преходящий характер. Важно подчеркнуть, что при анализе социально-экономических явлений К. Маркс впервые применил метод материалисти­ческой диалектики. Это позволило создать научную систему категорий и законов, рассматривать их в постоянном развитии, в происходящей смене общественных форм производства под действием объективных экономи­ческих законов.

Главным содержанием марксизма является экономическое учение К. Маркса Начала экономической теории К Маркса были положены работа­ми. «Нищета философии»; «Манифест Коммунистической партии», «На­емный труд и капитал» и др. Особое место занимают экономические руко­писи 1857-1859 гг. В них была изложена трудовая теория стоимости и соз­дана теория прибавочной стоимости, научно обоснованы материальные предпосылки коммунизма. В работе «Критике политической экономии» разработана теория товара и денег, что создало необходимую предпосылку для исследования процесса превращения денег в капитал.

Однако с наи­большей полнотой экономическое учение К. Маркса изложено в работе «Капитал». Первый том «Капитала» опубликован в 1867 году, второй и третий были подготовлены Ф. Энгельсом уже после смерти К. Маркса. «Капитал» состоит из четырех томов В первом томе, который называется «Процесс производства капитала» исследуется процесс производства применительно к условиям свободной конкуренции. Название второго то­ма «Процесс обращения капитала» само говорит о цели исследования. За­дача третьего тома «Процесс капиталистического производства, взятый в целом» состоит в том, чтобы показать конкретные формы капиталистиче­ских отношений, в которых они выступают на поверхности общества. Чет­вертый том занимает особое положение, Он называется «Теории приба­вочной стоимости» и в нем рассматривается история экономических кон­цепций. Подготовил его к изданию К. Каутский. Пересказать содержание четырех томов «Капитала» практически невозможно. Важно понять логику К. Маркса и то принципиально новое, что он внес в политическую эконо­мию.

Центральным вопросом исследования «Капитала» является прибавоч­ная стоимость. По образному выражению В.И. Ленина, «учение о приба­вочной стоимости есть краеугольный камень экономической теории Мар­кса»51. Прибавочную стоимость К. Маркс рассматривал как внутреннюю цель и движущую силу капиталистического производства, а производство прибавочной стоимости — как абсолютный закон этого способа производ­ства. Теория прибавочной стоимости рассматривается К. Марксом как дальнейшее развитие трудовой теории стоимости и теории товарного про­изводства.

Рассматривая законы функционирования капиталистического хозяй­ства, К. Маркс прежде всего показал, как из простого товарного производ­ства, где целью выступает потребление, а деньги лишь посредники в обме­не, вырастает капиталистическое производство, цель которого — увеличе­ние количества денег, получение прибыли. Подчеркивая всеобщий товар­ный характер капиталистического производства, анализ экономических отношений К. Маркс начинает не с богатства как общей категории, прису­щей любой форме хозяйства, а с анализа товара — элементарной клеточки, в которой в зародышевой форме заложены все противоречия исследуемой системы. Как и представители классической политической экономии, К. Маркс различает две стороны товара: потребительную стоимость и мено­вую стоимость и утверждает, что в основе стоимости всех товаров лежит количество труда, затраченное на их производство.

Революционным переворотом здесь является учение К. Маркса о двойственном характере труда, воплощенного в товаре. С одной стороны, это всегда определенный конкретный труд, создающий потребительную стоимость товара. С другой стороны, всякий труд, независимо от его конкретного вида, есть затраты человеческой рабочей силы в физиологиче­ском смысле этого слова, т.е. затраты мускулов, мозга, нервов, энергии. Труд, рассматриваемый в таком виде, К. Маркс называет абстрактным тру­дом. Абстрактный труд создает стоимость товара, проявляющуюся в мено­вой стоимости, т. е. в пропорции, в которой один товар обменивается на другой. Стоимость товара определяется общественно-необходимыми за­тратами труда или затратами труда той группы производителей, которые производят наибольшее количество продукции данного вида при среднем для данного общества уровне умелости и интенсивности труда. Обмен то­варов в соответствии с затратами общественно-необходимого труда спо­собствует, с одной стороны, развитию производительных сил общества. С другой стороны, вызывает дифференциацию или прямое разорение това­ропроизводителей, чьи индивидуальные затраты превышают общественно-необходимые. Тем самым подготавливаются условия для капиталистиче­ских форм производства: разорившиеся товаропроизводители превраща­ются в наемных рабочих, богатеющие — формируют ряды капиталистов.

Исследовав природу товара и сформулировав закон стоимости, К. Маркс переходит к выяснению природы денег. Вопрос о происхождении и сущности денег интересовал многих экономистов, но оставался камнем преткновения для всех экономических школ.

Научное решение этого во­проса впервые дал К. Маркс, показав, что деньги являются продуктом ис­торического процесса развития обмена и форм стоимости. Товар и товар­ный обмен постоянно порождают противоположность товара и денег. Деньги — это товар, стихийно выделившийся из массы товаров и выпол­няющий роль всеобщего эквивалента. В процессе развития обмена на роль денег «претендовали» многие товары: меха, соль, скот, рыба, кожа, ракови­ны каури и т.д. Постепенно роль всеобщего эквивалента закрепилась за драгоценными металлами.

К. Маркс выделяет пять функций денег: деньги служат мерой стоимо­сти, средством обращения и платежа, средством накопления (образования сокровищ), мировыми деньгами. Деньги не существуют вне определенной экономической системы, вне товарного обмена. Являясь конечным про­дуктом развития простого товарного производства, деньги выступают пер­вой формой существования капитала. Однако деньги по своей природе не являются капиталом. Капиталом они становятся при определенных обще­ственных условиях: когда на рынке им противостоит особый товар — рабо­чая сила.

При этом необходимыми условиями превращения рабочей силы в товар являются: личная свобода рабочих, их отделение от средств произ­водства и жизненных средств и наличие развитого товарного производства и обращения. Превращение рабочей силы в товар в массовом масштабе произошло в эпоху первоначального накопления капитала. Появление на рынке особого товара — рабочей силы — означало превращение простого товарного производства в капиталистическое. В противоположность бур­жуазным классикам К. Маркс доказал, что не труд, а рабочая сила является товаром. Как и любой другой товар рабочая сила имеет стоимость и потребительную стоимость. Но в отличие от других товаров стоимость рабочей силы включает в себя исторический и моральный элемент.

Потребление рабочей силы происходит в капиталистическом процессе производства, который двойственен по своему характеру, ибо есть в одно и то же время процесс производства товара и прибавочной стоимости. В процессе производства рабочая сила обладает способностью создавать стоимость большую, чем стоит сама. Это возможно потому, что стоимость рабочей силы определяется количеством труда, необходимым для ее со­хранения и воспроизводства, а потребление рабочей силы ограничено ра­ботоспособностью и физической силой рабочего. Излишек вновь создан­ной стоимости над стоимостью рабочей силы К. Маркс именует прибавоч­ной стоимостью, Прибавочная стоимость — источник прибыли капиталиста. Рабочий не работает вдвойне. В одно и то же рабочее время, благодаря двойственному характеру труда, рабочий создает новую стоимость и со­храняет стоимость потребленных средств производства. На этой основе К. Маркс уточняет определения постоянного и переменного капитала и все* сторонне обосновывает степень эксплуатации рабочей силы. Степень экс­плуатации рабочего находит свое выражение в норме прибавочной стои­мости, которая есть отношение прибавочной стоимости к переменному ка­питалу. Действительным источником прибавочной стоимости является не весь капитал, а лишь его переменная часть.

К. Маркс открыл два метода повышения степени эксплуатации — абсо­лютную и относительную прибавочную стоимости, показав их различия и взаимосвязь. Вместе с этим он объяснил движущие факторы развития про­изводительных сил при капитализме. Особое внимание К. Маркс уделил исследованию рабочего дня как суммы времени необходимого и приба­вочного труда, показал его физические и моральные границы, закономер­ности изменения. Блестящие иллюстрации наглядно показывают истинные отношения между трудом и капиталом: рабочие служат средством произ­водства прибавочной стоимости.

Марксистское учение о заработной плате является завершением тео­рии прибавочной стоимости. К. Маркс первым определил заработную пла­ту как выражение стоимости (соответственно — цены) рабочей силы. Для классической школы политической экономии заработная плата эмпириче­ски дана в готовом виде. В отличие от нее К. Маркс выводит заработную плату из анализа отношений между трудом и капиталом. Исследовав сущ­ность заработной платы, К. Маркс показывает, как она маскирует капита­листическую эксплуатацию. Ведь на поверхности явлений всякие следы разделения рабочего дня на оплаченный и неоплаченный полностью сти­раются. Весь труд представляется полностью оплаченным. И эту види­мость создает заработная плата. Открытые К. Марксом законы движения заработной платы позволяют объяснить изменение ее величины.

Одно из главных мест занимает исследование накопления капитала. В нем раскрыт процесс возникновения капитала из прибавочной стоимости, показан источник самовозрастания капитала и сформулирован всеобщий закон капиталистического накопления. Анализ простого воспроизводства показал, что по истечении более или менее продолжительного времени всякий капитал превращается в капитализированную прибавочную стои­мость, т.е. становится результатом эксплуатации наемного труда. Расши­ренное воспроизводство предполагает потребление части прибавочной стоимости как дохода, а другая ее часть накапливается. Обратное превра­щение прибавочной стоимости в капитал и есть накопление капитала.

Большое место в «Капитале» отводится влиянию накопления капитала на рынок труда и материальное положение рабочего класса Уменьшение доли переменного капитала по сравнению с постоянным ведет к образова­нию избыточной рабочей силы. Часть рабочей силы становится относи­тельно избыточным населением. Не излишней вообще, а лишь «по сравне­нию со средней потребностью капитала в возрастании». Это капиталисти­ческий закон народонаселения. Накопление капитала, рост богатства все­гда сопровождается относительным и абсолютным увеличением промыш­ленной резервной армии, что ведет к ухудшению материального положе­ния всего рабочего класса. К. Маркс формулирует «всеобщий закон капи­талистического накопления»: накопление богатства на одном полюсе, у класса капиталистов, есть накопление нищеты и муки труда на другом по­люсе, на стороне рабочего класса. Конечно, борьба рабочего класса за свои права приводит к тому, что определенная часть произведенного богатства, полученного в результате повышения производительности труда, поступа­ет в распоряжение трудящихся, что повышает их жизненный уровень. Ме­жду тем, накопление капитала означает сохранение и укрепление капита­листической частной собственности. А следовательно, и неизбежность обострения противоречий. Противоречия К Маркс рассматривал как ис­точник движения и развития любой системы. По его мнению, противоре­чие между производительными силами и производственными отношения­ми является источником развития и смены общественно-экономической формации.

Марксистская теория накопления показывает, что сам капитализм создает условия, которые делают возможной и необходимой пролетарскую революцию. Предысторию капитализма составляет так называемое перво­начальное накопление капитала: насильственное отделение непосредст­венных производителей от средств производства, т.е. происходит отрица­ние частной собственности мелких товаропроизводителей. Дальнейший процесс накопления ведет к экспроприации относительно неразвитых форм частнокапиталистической собственности. Концентрация и централи­зация капитала сопровождается экспроприацией наименее эффективных капиталистических фирм и образованием монополий. Этот процесс спо­собствует углублению конфликта между общественными по своему харак­теру производительными силами и частнокапиталистической формой при­своения. Из этого анализа К. Маркс делает вывод об исторической тенден­ции капиталистического накопления, об исторической судьбе капитализма: «бьет час капиталистической частной собственности. Экспроприаторов экспроприируют»52. Это главный вывод К. Маркса об исторически прехо­дящем характере капитализма, о неизбежности его гибели и замене более прогрессивным способом производства.

Прибавочная стоимость создается лишь тогда, когда капитал находит­ся в постоянном движении, когда средства производства и рабочая сила соединяются и функционируют в единении друг с другом. Если это движе­ние остановить, прекратится процесс труда на капиталистическом пред­приятии, не будет производиться ни новая стоимость, ни прибавочная стоимость. Капитал есть движение. Поскольку движение капитала есть круговое движение, все его стадии и формы взаимно переходят друг в дру­га. Движение капитала не ограничивается одним кругооборотом. В перио­дически возобновляющемся процессе кругооборот капитала выступает уже как его оборот, который охватывает период времени, требующийся для полного воспроизводства всей первоначальной капиталистической стои­мости. Исследование кругооборота и оборота капитала ведет к рассмотре­нию движения всего общественного капитала. Результатом этого движения является создание совокупного общественного продукта. Реализация сово­купного общественного продукта представлена К. Марксом в виде опре­деленной модели. Ее анализ позволил раскрыть закономерности и проти­воречия воспроизводства. Реализация занимает в капиталистическом вос­производстве особое место, ибо указывает на первостепенное значение рынка.

Большое внимание уделяет К. Маркс принципам распределения неоп­лаченного труда рабочих между различными классами капиталистов, соот­ветственно и анализу конкретных форм прибавочной стоимости: прибыли, процента, ренты. Распределение прибавочной стоимости между промыш­ленными капиталистами происходит на основе закона средней прибыли. К. Маркс описал механизм образования средней прибыли и показал, как про­исходит перераспределение прибавочной стоимости между капиталистами. В процессе дальнейшего распределения прибавочной стоимости свою до­лю получают торговый и ссудный капитал. Капиталистическая земельная рента есть часть прибавочной стоимости, присваиваемая земельным собст­венником. Не остается в стороне и государство, которые в виде налогов не­прерывно присваивает возрастающую часть прибавочной стоимости.

Анализируя превращение прибавочной стоимости в прибыль и нормы прибавочной стоимости в норму прибыли, К. Маркс раскрывает закон тен­денции нормы прибыли к понижению. Тем самым он показывает ограни­ченность капиталистического способа производства: стремление к увели­чению прибыли сопровождается повышением технического строения ка­питала, что приводит к уменьшению совокупной массы прибавочной стоимости и, соответственно, нормы прибыли. Анализируя процесс произ­водства взятый в целом, К. Маркс всесторонне обосновал неизбежность экономических кризисов перепроизводства при капитализме. К. Маркс признавал циклический характер развития капиталистической экономики и причину экономических кризисов видел как следствие нарушения макро­экономического равновесия. По мнению К. Маркса, расширение производ­ства не порождает автоматически пропорционального увеличения эффек­тивного спроса. Выход из экономического кризиса К. Маркс видел на ос­нове массового обновления капитала.

Экономическая теория К. Маркса имеет большое значение для науч­ного анализа сложных процессов преобразования капиталистического об­щества. В отличие от представителей классической политэкономии К. Маркс не рассматривал капитализм как вечный и неизменный способ про­изводства. Однако и автоматического краха капитализма не произойдет. Капитализм исчерпает себя только тогда, когда существующие экономиче­ские отношения не позволят полностью использовать производительные силы общества. Пока же капитализм хорошо приспосабливается к изме­нившимся условиям.

Дальнейшее развитие марксизм получил в трудах В.И. Ленина, кото­рый проанализировал капитализм на стадии империализма. В.И. Ленин по­казал, что империализм — это продолжение основных свойств капитализма. Ленинский анализ империализма послужил основой последующего разви­тия теории социалистической революции.

Институциональная экономика

 

Тема 4.Учение Карла Маркса (1818 — 1883) и рождение современной радикальной политической экономии

 

Основная работа: «Капитал» [«Das Kapital»] /в 3 томах/  (1867, 1885, 1894)

 

Заслуга немецкого философа и экономиста К. Маркса заключается в не только в разработке им оригинального учения (которое, впрочем, вписывается в стандарты экономической науки на II стадии ее развития), но и в том, что его работы стали точкой отсчета для современной радикальной политической экономии (XX века)[1][1] (рассмотрение которой, впрочем, выходит за рамки курса истории экономического анализа вводного и промежуточного уровней). Кроме того, его экономическая теория послужила в XX веке одной из составляющих общественной идеологии социалистических стран с плановым хозяйством, таким образом, внеся вклад в коренные изменения как экономической, так и общей истории человечества в данном столетии. На основании всего этого учение К. Маркса (несмотря на большое количество ошибок) заслуживает того, чтобы рассматривать его в рамках отдельной темы.

 

 

4.1.Особенности методологии экономического анализа К.Маркса

 

Экономический анализ К.Маркса основан на диалектической философии Г.Гегеля, что проявляется в следующих двух особенностях его методологии.

а) Согласно К.Марксу, общество — это саморазвивающаяся система, динамика которого определяется состоянием и развитием «способа производства». Способ производства — это сочетание имеющихся в настоящий момент количества и качества труда и средств производства («производительных сил») и «производственных отношений» (рабовладельца и раба, капиталиста и наемного рабочего, и т. д.). Существует три типа способов производства или  общественно-экономических формаций, последовательно сменяющих друг друга: докапиталистический строй (включающий  такие разновидности, как первобытное общество, восточный и античный типы рабовладельческого общества, феодализм), капиталистический строй и послекапиталистический строй. Смена одного общественного устройства другим всегда происходит насильственно и обуславливается нарастающими противоречиями, внутренне присущими каждому из этих устройств, кроме социализма. Например, «основным противоречием капитализма» (современного для К. Маркса способа производства) является противоречие между общественным характером производства и частнокапиталистической формой присвоения продуктов труда. По мнению К. Маркса, капитализм посредством «пролетарской революции» (революции «под руководством рабочего класса») должен был быть заменен на коммунистический строй, в котором основное противоречие капитализма (да и другие его «язвы» — безработица, нищета и проч. ) отсутствуют. Теория смены типов общественно-экономических формаций является вариацией на тему теории саморазвития абсолютной идеи Г.Гегеля. К. Маркс лишь «материализовал» диалектику Г. Гегеля, поставив в основу социальных явлений не «мировой дух» («идею»), а материалистически обусловленный способ производства.

б) К. Маркс вслед за Г. Гегелем полагал, что в основе явлений, которые наблюдаются повседневно, лежат особые «сущности», «субстанции». Не зная ничего о «субстанциях», мы не можем объяснить соответствующие явления, которые являются формой проявления этих «субстанций». Так, например, цена товара — «форма проявления» его ценности, т.е. «общественно-необходимых затрат абстрактного труда» (см. следующий раздел), и т.д. К. Маркс обвинял современную ему «политическую экономию» в «вульгаризации» анализа экономики, поскольку представители последней делали акцент, по мнению К. Маркса, лишь на изучении «поверхностных» аспектов экономической действительности, не проникая в их «сущность». Многими критиками К. Маркса отмечалось, что вряд ли «сущности» должны быть предметом серьезного экономического исследования, если они в реальности не наблюдаемы и при этом не влияют на мотивацию хозяйствующих субъектов.

в) Кроме того, следует также отметить, что К. Маркс последовательно придерживался принципа методологического коллективизма, а конкретнее, «исповедовал» «классовый подход»: отдельные хозяйствующие субъекты не имеют собственных целей и предпочтений; их действия определяются классовой принадлежностью. Эта методологическая характеристика позже станет одним из фундаментальных свойств радикальной политической экономии XX века.

г) Как и экономисты-классики, К. Маркса интересовали аспекты динамического взаимодействия между распределением дохода, накоплением капитала и техническим прогрессом. Он отмечал, что «… конечной целью моего сочинения является открытие экономического закона движения современного общества»[2][2].  При этом К. Маркс делал большой акцент на связи указанных аспектов с социальными проблемами, прежде всего, с безработицей и обнищанием рабочего класса. Интерес к данной тематике также характерен для современной радикальной политической экономии.

 

 

4.2. Вклад К.Маркса в трудовую теорию ценности: концепция двойственного характера труда

 

К.Маркс дополнил трудовую теорию ценности А.Смита и Д.Рикардо своим учением о двойственном характере труда. Это учение можно четко изобразить на следующей схеме[3][3] (рис. 4.1).                                  

 

Ценность           Û             Товар      Û        Потребительная ценность

       ­                                                                                      ­

Абстрактный труд                                                       Конкретный труд

           ­                                                                                      ­

Общественный труд                                                          Частный труд

           ­                                                                                      ­

Общественное         ®      Товарное       ¬       Частная собственность

разделение труда           производство          на средства производства

 

Рис. 4.1. Концепция двойственного характера труда в теории ценности К. Маркса.

 

В теории ценности К. Маркса исходным пунктом анализа является товар, который определяется им как продукт труда, предназначенный для обмена (таким образом, понятие товара у К. Маркса является более узким, чем понятие [экономического] блага у маржиналистов, в частности, у К. Менгера и У.С. Джевонса, см. разделы 5.3.2 и 5.4.2). Необходимым условием для системы товарного производства, т.е. системы, основанной на обмене продуктов труда, является сочетание общественного разделения труда и частной собственности на средства производства. Эти два фактора в конечном счете обуславливают двойственный характер труда и двойственную природу товара, как это видно из схемы. При этом едва ли не основная предпосылка теории ценности К. Маркса состоит в несоизмеримости потребительных ценностей различных товаров (т. е. свойств товаров, удовлетворяющих те или иные потребности людей). Потребительная ценность — это только необходимое условие для того, чтобы данный продукт труда мог быть обменен на другой продукт труда, но она не отражает его ценности. Последняя определяется затратами абстрактного труда, т.е. расходованием «… человеческой рабочей силы в физиологическом смысле…»[4][4], вне зависимости от конкретного вида труда (т.е. труда маляра, скульптора или музыканта).  Таким образом, абстрактный труд нужно отличать от конкретного труда. К. Маркс считал, что ценность — это «воплощенный в товаре абстрактный труд», «сгусток лишенного различий человеческого труда»[5][5]. Однако общественная природа абстрактного труда проявляется только лишь косвенно-окольно через товарообмен. При отсутствии товарного производства отсутствует абстрактный труд (и, следовательно, двойственный характер труда), и продукты труда не имеют ценности, поскольку не производятся с целью обмена. Таким образом, К. Маркс полагал, что ценность (товара) — категория, присущая исключительно товарному производству. Определяется она, как уже было сказано, общественно-обусловленными затратами абстрактного труда, а измеряется в ценности другого товара, на который обменивается данный товар, или (при «капиталистическом товарном производстве») — в денежной цене данного же товара. Следует учесть, что денежная цена товара вовсе не обязательно должна быть равна его ценности. Цена — это только «превращенная форма» («форма проявления») ценности; ценность — это всего лишь «центр тяготения» цены, т.е. величина, к которой цена товара «стремится».

При этом тот факт, что труд может быть разным по интенсивности и качеству, с точки зрения К. Маркса, не опровергает его концепцию: ведь все виды «сложного» труда — согласно принципу редукции труда — можно свести с определенным коэффициентом к «простому среднему труду», и якобы это все время и происходит на рынке при установлении меновой ценности товаров.

Здесь можно отметить, что вряд ли обоснованно отстаивать идею соизмеримости затрат труда и одновременно говорить о несоизмеримости потребительных ценностей.

 

 

4.3. Вклад К. Маркса в трудовую теорию ценности: концепция прибавочной ценности

 

Почему цена товара больше, чем издержки на заработную плату рабочего, производящего этот товар, ведь ценность этого товара создается исключительно его трудом? Этот вопрос, на который не дал ответа Д,Рикардо, был разрешен К. Марксом посредством теории прибавочной ценности, которая является, наряду с учением о двойственном характере труда, оригинальным вкладом «основоположника научного социализма» в основную область исследования (проблема цены и ценности) классической политической экономии. Разницу между ценой товара и его (удельными) издержками присваивает капиталист, непосредственно организующий его производство через найм рабочей силы. Эта разница как раз и была названа К. Марксом прибавочной ценностью. К. Маркс полагал, что рабочее время делится на необходимое и прибавочное. В течение необходимого рабочего времени работник окупает «ценность рабочей силы», т.е. объем благ (в ценностном выражении), необходимых для обеспечения его нормальной трудовой деятельности. В течение прибавочного рабочего времени работник «работает на капиталиста». Капиталист пытается увеличить прибавочную ценность за счет увеличения абсолютной прибавочной ценности (т.е. путем абсолютного удлинения рабочего дня) и за счет увеличения относительной прибавочной ценности (т.е. путем увеличения производительности труда, которое позволяет произвести эквивалент «ценности рабочей силы» в течение меньшего промежутка времени). При этом повышается норма прибавочной ценности — ее отношение к затратам капиталиста на использование труда.  Реализация товара позволяет капиталисту трансформировать произведенную и накопленную прибавочную ценность в прибыль. Прибыль и прибавочная ценность — разные категории в теории К. Маркса! Прибыль (как и цена товара по отношению к его ценности) является «превращенной формой» прибавочной ценности. Аналогичным образом, цена рабочей силы или денежная заработная плата — не что иное, как «превращенная форма» ценности этой рабочей силы.

 

 

4.4. Теория цены производства.

 

В экономике, современной К. Марксу, цены на товары формировались таким образом, что уравнивали нормы прибыли на вложенный (основной) капитал в различных отраслях, а вовсе не тяготели к их «ценности», т.е. затратам труда. К. Маркс «объяснил» это при помощи «цены производства». По его мнению, лишь при «простом товарном производстве» цены товаров равны или «близки» их ценности. В развитом капиталистическом хозяйстве товары продаются по «цене производства», которая равна сумме издержек производства и «средней прибыли» (см. табл.4.1). «Средняя прибыль» — это категория развитого капитализма. При «простом товарном производстве» («неразвитом капитализме») связи между отраслями хозяйства слабы, т.е. существуют значительные трудности свободного перелива капиталов из одной отрасли в другую (плохая транспортная связь, недостаток информации и т.д.). Эти трудности отсутствуют при «развитом капитализме». В таком хозяйстве капитал устремляется туда, где прибыль выше. В результате этого происходит уравнение норм прибыли на капитал, и в каждой отрасли капиталист получает «среднюю прибыль» или «среднюю норму прибыли». «Цена производства» как раз и обеспечивает равенство «средних норм прибыли» по всем отраслям экономики. К. Маркс считал, что теория цены производства не противоречит его (трудовой) теории ценности. Цена производства — это «превращенная форма» ценности товара. Ведь в конечном счете сумма цен производства в данной отрасли всегда равна сумме ценностей товаров в ней (см. табл. 4.1). Кроме того, с изменением ценности цена производства изменяется прямо пропорционально.

 

Таблица 4.1.

Капиталы

Прибавочная ценность

Ценность

Норма прибыли до «перелива», %

Цена производства

Норма прибыли после «перелива», %

I. 80c + 20v

20m

120

20

130

30 (+10)

II. 70c + 30v

30m

130

30

130

30

III. 60c + 40v

40m

140

40

130

30 (-10)

 

Здесь следует обратить внимание на то, что у К. Маркса неявно допускается равенство норм прибавочной ценности во всех отраслях; это допущение сделано совершенно произвольно и никак им не обосновывается. Кроме того, если отбросить идеи о «явлениях» как «формах проявления» «сущностей», то получается, что теория цены производства и трудовая теория ценности — совсем разные теории. Причем равенство суммы цен производства и суммы ценностей не является аргументом, достаточным для обоснования тезиса о согласованности этих двух теорий.  Как писал резко критиковавший К. Маркса представитель австрийской школы О. фон Бем-Баверк по поводу последнего аргумента, «… это все равно, что на вопрос, на сколько минут или секунд победитель на скачках употребил меньше времени для того, чтобы прейти ристалище, чем его соперники, нам ответили бы: все соискатели награды, вместе взятые, употребили 25 минут 13 секунд»[6][6].

 

 

4.5. Теория экономического развития и технологической безработицы.

 

По мнению К. Маркса, капиталисты стремятся постоянно внедрять различные технологические новшества, т.е. осуществлять технический прогресс. При этом К. Маркс рассматривал лишь трудосберегающий прогресс (прогресс, приводящий к снижению затрат труда при неизменных затратах капитала и объеме выпуска) и, по-видимому, даже не предполагал возможность капиталосберегающего прогресса (т.е. прогресса, связанного со снижением затрат капитала при постоянстве затрат труда и объема выпуска). Трудосберегающий технический прогресс постепенно вытесняет рабочую силу из общественного производства и увеличивает число безработных, «резервную армию труда», что, в свою очередь, порождает «обнищание пролетариата». Это обнищание все усиливает и усиливает «антагонизм между трудом и капиталом» (т.е. упомянутое в разделе 4.1 «основное противоречие капитализма»). В то же время происходят процессы централизации капитала: он скапливается в руках все меньшего и меньшего количества капиталистов, разоряющих более слабых «собратьев» по классу.   Когда все эти противоречия достигают пика, «бьет час капиталистической частной собственности. Экспроприаторов экспроприируют»[7][7]. Иными словами рабочий класс  совершает пролетарскую революцию, которая кладет конец существованию «антагонистического» способа производства — капитализма.

 

 

4.6. Макроэкономическая модель К. Маркса.

 

К. Маркс, наряду с Ф. Кенэ, может считаться одним из «предтечей макроэкономики». Он создал двухсекторную модель экономики, посредством которой проанализировал условия воспроизводства «совокупного общественного продукта» (аналога валового национального продукта) — СОП. При этом, в отличие от Ф. Кенэ, он проводил различие между «простым» и «расширенным» типами воспроизводства.

Измеренный в деньгах СОП определяется так:

 

Y = c + v + m, (4. 1)

 

где с — «ценность потребленных средств производства» (т.е. материальные затраты), v — «ценность рабочей силы» (т.е. доходы труда), m — «прибавочная ценность» (т.е. доходы капитала). Помимо ценностной («стоимостной») структуры СОП, Маркс выделял также его «натурально-вещественную структуру». В его трактовке СОП подразделяется на средства производства (т.е. капитальные блага) и предметы потребления. Обе эти структуры представлены в табл. 4.2.

 

Таблица 4.2.

 

Натурально-вещественная         Стоимостная структура          

структура СОП                              СОП                                       Всего

 

c

v

m

 

Средства производства (I)

400

100

100

600

Предметы потребления (II)

200

 50

 50

300

Всего

600

150

150

900

 

На данном рисунке представлено «простое» воспроизводство СОП. Условие простого воспроизводства таково:

 

Iv + Im = IIc, (4.2)

 

т.е. сумма доходов труда и капитал в секторе, выпускающем средства производства, должна быть равна материальным затратам в секторе, выпускающем потребительские блага. Тогда совокупная ценность последних будет равна общей сумме «прибавочной ценности» и «ценности рабочей силы», т.е. сумме факториальных доходов, на которые эти блага покупаются.

 

Iv + Im + IIv + IIm = IIY (4.3)

 

(100 + 50 + 100 + 50 = 300)

 

В то же время, совокупная ценность произведенных капитальных благ будет соответствовать совокупной ценности их потребления, т.е. совокупным материальным затратам во всей экономике.

 

        Ic + IIc = IY (4. 4)

 

(400+200 = 600)

 

Наконец, «расширенное» воспроизводство СОП состоит в том, что происходит «накопление капитала», т.е. прирост средств производства.

 

IY = Ic + Iv + Im > Ic + IIc (4.5),

 

или

 

Iv + Im > IIc. (4.6)

 

 

 

 

 

 

 


 


 


[1][1] К «несовременной» радикальной политической экономии можно отнести труды таких авторов XIX века, как Ж. Сисмонди, П. Ж. Прудон, Р. Оуэн, Дж. Грей и др. Эти труды, с точки зрения сегодняшнего экономического анализа (как магистрального, так и еретического) в целом безнадежно устарели.

[2][2] Маркс К. Капитал. Том 1. М., 1983. С. 10.

[3][3] Эта схема была предложена Л. Д. Широкорадом в одной из своих лекций в июне 1995 года на экономическом факультете СПбГУ.

[4][4] Маркс К. Указ. соч. С. 55.

[5][5] Там же. С. 72-73.

[6][6] Бем-Баверк Е. Теория Карла Маркса и ее критика, СПб. 1898. С. 30.

[7][7] Маркс К. Указ. соч. С. 773.

 

 

 

 

 

 

 

 

«Критика политической экономии» Карла Маркса: Критика | Экономика слова: язык, история и экономика

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicThe Economy of the Word: Language, History, and EconomicsEconomic HistoryBooksJournals Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicThe Economy of the Word: Language, History, and EconomicsEconomic HistoryBooksJournals Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

Cite

Tribe, Keith,

«Критика политической экономии» Карла Маркса: критика

,

Экономика слова: язык, история и экономика

(

Нью-Йорк,

2015;

онлайн-издание,

Oxford Academic

, 19 марта 2015 г.

), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/97801

615.003.0006,

, по состоянию на 7 февраля 2023 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicThe Economy of the Word: Language, History, and EconomicsEconomic HistoryBooksJournals Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicThe Economy of the Word: Language, History, and EconomicsEconomic HistoryBooksJournals Термин поиска на микросайте

Advanced Search

Abstract

В этой главе реконструируется первое знакомство Маркса с политической экономией в начале 1844 г. , используя его ранние записные книжки как доказательство того, что он читал, и того, что он сделал из прочитанного. Показано, что, поскольку Маркс находился в Париже с конца 1843 г. по начало 1845 г., его раннее прочтение политической экономии происходило в контексте французской политической экономии и рецепции английской политической экономии французскими социалистами. Выдающимся среди них был Прудон, и именно его противостояние с Прудоном привело к написанию его первой работы по политической экономии 9.0075 Нищета философии , критика Прудона. Затем показано, как идеи, которые он впервые разработал в этой работе, помогли сформировать его 1867 Capital Vol. И.

Ключевые слова: Карл Маркс, политическая экономия, Прудон, Луи Блан, французский социализм

Предмет

Экономическая история

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Нажмите Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Войти через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

Покупка

Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.

Информация о покупке

Что такое марксизм? Определение марксизма, марксизм, означающий

Представленные фонды

Pro Investing от Aditya Birla Sun Mitual Fund

Invest Now

Избранные фонды

★ ★ ★ ★ ★

Canara Robeco Hybrid Fund-Growth-Growth

5Y.

12,28 %

Инвестировать сейчас

ИЗБРАННЫЕ ФОНДЫ

★★★★★

ICICI Prudential Midcap Fund-Growth

503 Возврат

503 Возврат

0002 10.06 %

Инвестирование сейчас

Поиск

+

Business News ›Определения› Экономика ›Марксизм

Предложить новое определение

Предлагаемые определения будут рассмотрены для включения в Economictimes. Введение
Марксизм — одна из самых значительных теорий и философия, внесшая большой вклад в развитие современного мира. Немецкий философ Карл Маркс помог рабочему классу усомниться в несправедливости, навязанной ему заработной платой, образом жизни и угнетением. Марксизм для многих является началом прогресса и эволюции. Маркс считал, что внедрение своей идеологии в сознание таких, как он, однажды сделает мир идеальным бесклассовым обществом.

Что такое марксизм?
Марксизм — социальная, экономическая и политическая философия, анализирующая влияние правящего класса на рабочих, приводящее к неравномерному распределению богатства и привилегий в обществе. Это побуждает рабочих протестовать против несправедливости. Теория была сформулирована Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом в их работе «Коммунистический манифест». это была брошюра, которую они создали в эпоху империализма, опираясь на свою собственную борьбу в качестве членов пролетарской партии. Согласно Марксу, история свидетельствует о существовании классовой борьбы веками ранее. Он объясняет борьбу через пять этапов.

  • Первобытный коммунизм, эпоха охотников-собирателей, когда ко всем людям относились одинаково, следовательно, класс отсутствовал.
  • Эпоха рабства, когда существовало классовое различие между аристократами и рабами.
  • Феодализм, при котором борьба велась между помещиками, владельцами и людьми, которые арендовали или использовали свои земли для сельского хозяйства.
  • Капитализм, при котором рабочее сообщество (пролетариат) отрабатывало свою жизнь только для того, чтобы правящий класс (буржуазия) получал от них прибыль. Это та стадия, когда Марк и Энгельс составляют «Коммунистический манифест» из своего тяжелого положения рабочих на британских фабрикантов.
  • Социализм — это фаза, в которой, по мнению Маркса, пролетариаты восстанут за свою справедливость и в конечном итоге сформируют коммунистическое общество, свободное от классовых различий и равного богатства.

Ключевые принципы марксизма
В капиталистическом обществе есть два очевидных разделения на буржуазию и пролетариат. Эксплуатация последнего составляет суть марксистской идеологии.

Буржуазия обладала властью контролировать заработную плату и работу трудящихся масс, делая их уязвимыми даже для замены в будущем. У первых был доступ к современному оборудованию и инструментам, которые облегчали и ускоряли работу, оставляя рабочего с низкой заработной платой и добавляя себе больше прибыли.

Непрекращающийся тяжелый труд оставил у рабочей силы чувство отчуждения от задачи (Отчужденный труд) и даже от человечества, сосредоточив внимание только на результатах.

Капиталисты использовали все средства — будь то религиозные, образовательные или финансовые в своих интересах, чтобы сохранить власть. Это означает, что каждое действие и потребность рабочих зависят от власти капиталистов.

Капитализм заставил человека ставить деньги выше любви и других эмоций. Карл Маркс называет это Ложным Сознанием, когда людей заставляют верить, что деньги и материалы являются конечными.

Такое неравенство в конце концов приведет пролетариат в ярость и приведет его к революции с целью уничтожения капитализма. Результатом возмездия, по Марксу, будет бесклассовое и равноправное общество.

Марксизм, социализм и коммунизм
Эти три термина часто вызывают у людей путаницу, хотя в некоторых взглядах они схожи. Марксизм, наряду с социализмом и коммунизмом, были сформулированы, чтобы положить конец капиталистическим идеологиям. Социализм настаивает на общей собственности на богатство и землю, но при этом позволяет отдельным лицам владеть активами в частном порядке. Основная идея этой философии заключается в обеспечении равного распределения богатства и вознаграждении людей в зависимости от уровня вклада человека в экономику страны. Тогда как коммунизм означает отсутствие частной собственности. Он настаивает на том, чтобы контроль над такими активами находился только в руках правительства. Правительство должно обеспечить людей всем необходимым, включая образование, медицинскую помощь и жилье.

Хотя абсолютная социалистическая или коммунистическая страна или демократия все еще невозможны, некоторым странам удалось создать такие правительства, приложив максимум усилий. Некоторые из стран, которые следуют коммунизму, — это Китай, Куба и Северная Корея. А самыми социалистическими странами являются Норвегия, Швеция и Дания.

Критика теории марксизма
Вокруг марксизма всегда велись споры и споры. Эксперты критикуют состояние некоторых принципов Маркса, не сбывшихся.

Например, не было социалистической революции против капиталистического сообщества, как предсказывал Маркс. Фактически, те немногие страны, которые столкнулись с социалистическими протестами, все еще были бедными, а не капиталистическими странами, как ожидал Маркс.

Карл Маркс также заявил, что все большая конкуренция в отраслях приведет к безработице. Но, наоборот, есть избыточная рабочая сила для выполнения конкурсов. Они только способствовали расширению возможностей трудоустройства.

Независимо от критики, которую получает философия, в ней есть правда – марксизм определенно заставил нас больше думать и ставить под сомнение то, что мы заслуживаем и что мы получаем.

Какие примеры марксизма?
Рабочий сценарий, в котором рабочие зарабатывают гроши, в то время как владелец той же организации получает прибыль, не вкладывая большую часть своих физических усилий, является примером теорий, рассматриваемых в определении марксизма.

Почему марксизм важен в современном мире?
Теория марксизма побуждает ставить под сомнение идеологию капиталистического общества и понимать связь между тем, что мы заслуживаем, и тем, что мы получаем в награду за свой труд.

Что такое марксизм-ленинизм?
Марксизм-ленинизм — это версия марксизма Владимира Ленина, которая привела его к восстанию против русского капитализма. Хотя идеология не была сформирована ни одним из них, она стала популярной после смерти Ленина.

Что такое неомарксизм?
Неомарксизм — это развитие марксистских идеологий в сочетании с идеологиями Макса Вебера с учетом изменений в обществе 20-го века.

В чем разница между марксизмом и коммунизмом?
Проще говоря, марксизм — это теория и идеология, тогда как коммунизм — это реализация марксистских идеологий в политической системе.

Отказ от ответственности: этот контент создан сторонним агентством. Высказанные здесь взгляды принадлежат соответствующим авторам/организациям и не отражают точку зрения Economic Times (ET). ET не гарантирует, не ручается и не одобряет какое-либо его содержание, а также не несет за него никакой ответственности. Пожалуйста, примите все необходимые меры, чтобы убедиться, что любая предоставленная информация и контент являются правильными, обновленными и проверенными. Настоящим ET отказывается от любых и всех гарантий, явных или подразумеваемых, в отношении отчета и любого его содержания.

Прочитайте больше новостей на

  • Marxneosocialistmarxism the
  • LadlordSintroductionmarxismCommunismThecapitalists
  • возраст рабства. пожелания
  • Западная Бенгалия: Левые на смертном одре? В столкновении титанов, когда TMC вела прямую борьбу с BJP в большинстве избирательных округов, когда-то всемогущие левые, кажется, были преданы забвению.
  • Мнение: Политическая коммуникация, необходимая для продвижения правительственных реформ в области сельского хозяйства, просто отсутствовала. Проблема с недавними политическими реформами правительства Индии в отношении фермерской экономики не в том, что они изначально ошибочны, а в том, что политическая коммуникация, необходимая для продвижения реформ, просто отсутствовала.
  • Выход из Индры-джаалаЭта метафора Индры-джаала используется в политических договорах Камандаки, а также Каутильи, где она связана с дипломатией. Каутилья считает, что Индра-джаал или паутину заблуждений следует использовать для разделения общества. Камандака говорит, что сеть иллюзий можно использовать, чтобы обмануть королей.
  • Трамп объявляет акт вандализма в отношении национальных памятников уголовным преступлением, наказуемым лишением свободы на срок до 10 лет. В соответствии с указом федеральному правительству предписывается преследовать в судебном порядке любое физическое или юридическое лицо, которое повреждает или портит религиозную собственность, и отказывает в определенной федеральной поддержке правительствам штатов и местным органам власти, которые не могут защитить общественность. памятники, мемориалы и статуи от разрушения или вандализма.
  • CPI снова обращается к CPI(M) за воссоединением Генеральный секретарь CPI Сураварам Судхакар Редди недавно встретился со своим коллегой из CPI(M) Ситарамом Ечури и передал письмо о необходимости объединения двух левых партий.
  • Проблема Sabarimala не повлияла на результаты опроса LS; Не изменит стиль работы: Пинарайи ВиджаянВиджаян сказал, что только потому, что его партия проиграла в опросах Lok Sabha, он не собирается менять свой стиль работы, а также нет необходимости в отставке его правительства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *