Авиценна философия: Ибн Сина: биография и философия

Содержание

Авиценна, Ибн Сина



Авиценна, Ибн Сина

980-1037

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ

Авиценна, Ибн Сина

ИБН СИНА Абу Али (латинизированное имя — Авиценна) (980-1037) — средневековый исламский философ, врач, поэт. Под влиянием Аристотеля создал философскую систему так называемого арабского аристотелизма с неоплатоническими элементами, синтезированную с ценностями ислама. Основные сочинения: «Книга о душе», «Книга о спасении», «Указания и наставления. Физика и мета-физика», «Книга знания» (краткая философская энциклопедия), «Книга исцеления», «Трактат об обосновании пророчеств» и др.

В классификации наук И. С. следует Аристотелю. Логика рассматривается им как пропедевтика, введение в философию. Собственно философия разделяется на теоретическую (физика, математика, метафизика) и практическую (этика, экономика, политика). Цель теоретической философии — Истина, ее поиски, приближение к ней. Цель практической философии — Благо, или «правильное устроение человека»: «поскольку человек бывает или в отдельности, или в со-обществе, а сообщество бывает или между членами семьи, или между земляками, то и практическая наука должна разделяться на три вида: первая — наука об управлении городом (политика — авт.

), вторая — наука об управлении домом (экономика — авт.), третья — наука об управлении самим собой (этика — авт.)».

Переосмысливая систему логических категорий Аристотеля, мыслитель создает онтологию, которая в определенной мере противостоит ортодоксально-религиозной картине мира. Мир вечен во времени. Он пребывает в себе как «возможно сущее», как возможность самоосуществления. Бог отделен от мира и существует вне времени. Он есть необходимо сущее, которое есть всегда и не может не быть, поскольку оно само себя обосновывает и оправдывает. «Всё находящееся вне Его самодостаточной сущности всего лишь возможно в отношении к своему существованию, а потому каузально. Это и есть основание того, почему цепь причинно обусловленных вещей приведет к необходимо сущему». Бог — активное первоначало, творящее иерархический строй Вселенной как системы, уровни которой находятся в отношениях жесткой причинно-следственной связи, закона. Свободны только действия человека, они обусловлены им самим.

В гносеологическом плане мир познаваем. Чувственный опыт подготавливает разум к воспроизведению умопостигаемого образа объекта. Но человеческий разум, не удовлетворяясь познанием мира «возможных сущих» (предметов, существующих во времени), стремится к «абсолютно необходимому сущему. Богу», чтобы слиться с ним. Когда это происходит (а это случается крайне редко), появляется «святой разум», выполняющий функцию пророчества для других людей, не одаренных такой способностью.

Представление И. С. о пророке несовпадает с ортодоксально-религиозным. «Среди людей может оказаться человек, чья душа имеет такую чистоту и так связана с началами разума, что он будет воспламеняться наитием от деятельного разума, имеющего связь со всем. Таким образом, формы всего, что содержится в деятельном разуме, отображаются в душе этого человека сразу или почти сразу».

Ум обычного, нормального человека наделен свойством целеполагания; человек стремится сохранить свою «отдельность», не разрушая уз сообщества, в ко-тором живет. Индивидуальные проекты своего желаемого будущего завершаются словом «надежда», которое выражает упование каждого на осуществление истинной человечности в обществе, именуемом мыслителем «Справедливым Градом». Пророк учит своих последователей тому, что ему открылось, и направляет всё человечество к более достойной и счастливой жизни. Такой «святой разум» един в двух лицах: он и философ, и пророк. В качестве примера И. С. называет некоторых «величайших философов и пророков греческих» — Пифагора, Сократа, Платона, Аристотеля.

Именно философ-пророк должен быть правителем идеального человеческого сообщества — Справедливого Града. Обращаясь к людям, которым недоступны отвлеченные мысли, он должен дать представление о существовании единого и всемогущего Творца. Представление о Творце внушает массе впечатление величия и незыблемости Закона, утверждающего Справедливость. Философ-пророк несет Истину в массы «в LUH тех выражениях, которые принесут чувственному миру благо посредством политики, а миру умопостигаемому — посредством науки».

Философ-пророк несет единство научных знаний и принципов практической деятельности («политики»), направленной на благо жителей Справедливого Града.

Жители Града делятся на «устроителей», ремесленников, стражников. Их жизнь, кроме справедливого закона, регулируется религией, обрядами и ритуалами, сплачивающими всех в монолитное сообщество. Жителей Града связывают отношения сотрудничества и обмена трудом и его результатами. Безделье возбраняется под страхом жестких наказаний. Калеки, больные, стражники содержатся на средства общинной кассы, куда идут налоги, штрафы, контрибуции. Преследуются законом «искусства» вымогательства, воровства, ростовщичества, «перемещения благ, услуг, имущества» из одних рук в другие с целью несправедливого обогащения. Особо рассматриваются вопросы соотношения государственных уложений и религиозных норм, а также достаточно тонкий вопрос для исламского мира — вопрос о преемстве и притязаниях на преемство власти философа-пророка в случае его смерти.

Идеи И. С. оказали заметное влияние на Фому Аквинского (разделение на сущее и существование), Бонавентуру (иерархическая множественность индивидуальных форм), Дунса Скота (теория сущностей). В эпоху итальянского Возрождения гуманисты часто находили развиваемые ими идеи в творчестве И. С. и Ибн Рушда.

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010, с. 126-128.


Вернуться на главную страницу Авиценны

.

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ


ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,
Редактор Вячеслав Румянцев
При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС

Авиценна Ибн Сина — презентация онлайн

Похожие презентации:

Ибн Сина (Авиценна)

Абу Али Хусейн ибн-Абдаллах ибн-Али ибн-Сина

Абу Али ибн Сина

Авиценна (980-1037)

Авиценна и народная медицина

Абу Али Ибн Сина (Авицена)

Философы средневековья. Авиценна

Абу Али аль Хусейн ибн Сина (Авиценна)

Аль-Фараби

Абу́ Бакр Муха́ммад ибн Абдул-Ма́лик аль-Кайси (Ибн Туфайль)

Авиценна
Ибн Сина

2. Абу-Али ал-Гусейн Ибн-Абдаллах Ибн-Сина, — (980-1037) знаменитый арабский и философ и врач, родился в 980 г. в Афшеме.

Абу-Али алГусейн ИбнАбдаллах ИбнСина, — (980-1037)
знаменитый
арабский и
философ и врач,
родился в 980 г. в
Афшеме.
.
‘…Когда мне исполнилось десять лет,рассказывал он сам,- я уже покончил с
изучением Корана (Коран — ‘священная книга’
мусульман) и многих словесных наук, так что
мне удивлялись’.
Лет четырнадцати Авиценна
увлекся медициной, прочитал
все медицинские трактаты,
какие можно было найти в
Бухаре, стал посещать
больных, причем самых
трудных. Предполагают, что
увлек его занятиями медициной
известный в то время врач Абу
Сахл Масихи, автор книги
‘Эмия, или Книга ста глав’,
которая для многих врачей
была тогда учебником
медицины. Масихи последователь прославленных
врачей древности Гиппократа и
Галена — оказал большое
влияние на формирование
взглядов Авиценны.

5. Труды по медицине:

«Канон
врачебной науки»
(«Китаб ал-Канун фи-ттибб») — сочинение
энциклопедического
характера, в котором
предписания античных
медиков осмысленны и
переработаны в
соответствии с
достижениями арабской
медицины.
«Лекарственные
средства» («Ал-Адвият
ал калбия») — написан
во время первого
посещения
Хамадана. В
произведении
подробно приведены
роль сердца в
возникновении и
проявлении пневмы,
особенности
диагностики и лечения
заболеваний сердца.
«Удаление вреда от разных манипуляций посредством исправлений и
предупреждений ошибок» («Дафъ ал-мазорр ал куллия ан ал-абдон
ал инсония би-тадорик анвоъ хато ан-тадбир»).
«О пользе и вреде вина» («Сиёсат ал-бадан ва фазоил аш-шароб ва
манофиъих ва мазорих») — самый короткий трактат Ибн Сины.
«Поэма о медицине» («Урджуса фит-тиб»).
«Трактат о пульсе» («Рисолайи набзийа»).
«Мероприятия для путешественников» («Фи тадбир ал-мусофирин»).
«Трактат о сексуальной силе» («Рисола фил-л-бох») — описаны
диагностика, профилактика и лечение сексуальных нарушений.
«Трактат о уксусомёде» («Рисола фи-с-сиканджубин») — описаны
приготовление и лечебное применение различных по составу смесей
уксуса и мёда.
«Трактат о цикории» («Рисола фил-хиндабо»).
«Кровеносные сосуды для кровопускания» («Рисола фил-урук алмафсуда»).
«Рисола-йи жудия» — описывается лечение заболеваний уха, желудка,
зубов. Кроме этого, в нём описаны проблемы гигиены. Некоторые
исследователи оспаривают авторство Авиценны.

8. Философия:

К
кругу мистических произведений
Ибн Сины относятся «Книга о
птицах», «Книга о любви», «Книга о
сущности молитвы», «Книга о
смысле паломничества», «Книга
об избавлении от страха
смерти», «Книга о
предопределении».
Ему же принадлежат
стихотворения на персидском
языке, большей частью в форме
рубаи.

9. Астрономия:

Он предложил новый метод,
состоящий в измерении
кульминационной высоты Луны и
её сравнении с высотой в Багдаде
путём вычислений по правилам
сферической тригонометрии.
В «Книге о способе,
предпочитаемом другим
способам при конструировании
наблюдательного инструмента»,
Ибн Сина описал изобретенный
им наблюдательный инструмент,
который по его мнению, должен
был заменить астролябию; в этом
инструменте для уточнения
измерений впервые применялся
принцип нониуса.

10. Умер Абу Али Хусейн ибн-Сина 24 июня 1037 года. Его похоронили в Хамаране в непосредственной близости от городской стены, но по прошествии 8 мес

Умер Абу Али Хусейн ибн-Сина 24 июня 1037 года. Его похоронили
в Хамаране в непосредственной близости от городской стены, но
по прошествии 8 месяцев прах Ибн-Сины был перевезен в
Исфахал и погребен в мавзолее Ала ал-Даула.
Могила Авиценны в Хамадане, Иран.
О нем рассказывают легенды, поют песни.
Он стал героем сказок.
Авиценна умер в дороге. Полузнакомый
человек написал с его слов завещание.
Все имущество свое Авиценна велел
раздать бедным, слуг отпустить на волю.
Более 900 лет люди берегли его могилу.
Каждое утро к его мавзолею собирались
ученые старцы и юноши, приходили
больные, верившие в чудесное исцеление
от одного только прикосновения к древней
могиле великого врачевателя.

English     Русский Правила

Ислам | Религия, верования, обычаи и факты

Мечеть Абу-Дарвиш

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Мухаммед Ибн Таймия Мухаммад I Аския Аурангзеб Махмуд Газан
Похожие темы:
Исламское искусство Исламский мир суфизм шариат Шии

Просмотреть весь связанный контент →

Последние новости

13 февраля 2023 г., 7:48 по восточноевропейскому времени (AP)

Норвегия: Россия представляет угрозу для всей Европы

Служба разведки Норвегии заявляет, что Россия представляет собой главную угрозу безопасности для Норвегии и Европы

7 февраля 2023 г. , 4:29 утра по восточноевропейскому времени (AP)

Африка к югу от Сахары является «новым эпицентром» экстремизма, говорится в ООН

В новом отчете агентства ООН по международному развитию говорится, что Африка к югу от Сахары новый глобальный эпицентр насильственного исламского экстремизма, и что люди все чаще присоединяются в результате экономических факторов, а не религиозных

5 февраля 2023 г., 2:03 по восточноевропейскому времени (AP)

Первез Мушарраф, военный правитель Пакистана в войнах 11 сентября, умер привел неохотный Пакистан к помощи войне США в Афганистане, умер

1 февраля 2023 г., 15:46 по восточноевропейскому времени (AP)

Эрдоган: Швеция не может вступить в НАТО, если будет разрешено сжигание Корана

Президент Турции подтвердил, что Турция не позволит Швеции присоединиться к военному альянсу НАТО до тех пор, пока она разрешает протесты, оскверняющие священную книгу ислама

Сводка

Прочтите краткий обзор этой темы

Ислам , основная мировая религия, провозглашенная пророком Мухаммедом в Аравии в 7 веке н. э. Арабский термин islām , буквально «сдача», освещает фундаментальную религиозную идею ислама — что верующий (называемый мусульманином, от активной частицы islām ) соглашается сдаться воле Аллаха (по-арабски Аллах: Бог). Аллах рассматривается как единственный Бог — создатель, хранитель и восстановитель мира. Воля Аллаха, которой люди должны подчиняться, становится известна через священные писания, Коран (часто пишется как Коран на английском языке), который Аллах открыл своему посланнику Мухаммеду. В исламе Мухаммед считается последним из серии пророков (включая Адама, Ноя, Авраама, Моисея, Соломона и Иисуса), и его послание одновременно завершает и завершает «откровения», приписываемые более ранним пророкам.

Сохраняя акцент на бескомпромиссном монотеизме и строгом следовании определенным основным религиозным практикам, религия, которой Мухаммад обучал небольшую группу последователей, быстро распространилась по Ближнему Востоку в Африку, Европу, Индийский субконтинент, Малайский полуостров и Китай. К началу 21 века во всем мире насчитывалось более 1,5 миллиарда мусульман. Хотя в исламе возникло множество сектантских движений, все мусульмане связаны общей верой и чувством принадлежности к единому сообществу.

В этой статье рассматриваются основные верования и практики ислама, а также связь религии и общества в исламском мире. История различных народов, принявших ислам, освещается в статье «Исламский мир».

Основы ислама

Наследие Мухаммеда

С самого начала ислама Мухаммед привил своим последователям чувство братства и узы веры, что помогло развить между ними чувство близких отношений это усугублялось их опытом преследований в качестве зарождающейся общины в Мекке. Сильная привязанность к принципам коранического откровения и заметное социально-экономическое содержание исламских религиозных практик скрепили эту связь веры. В 622 г. н. э., когда Пророк мигрировал в Медину, его проповедь вскоре была принята, и возникла община-государство ислама. В этот ранний период ислам приобрел свой характерный этос как религия, объединяющая в себе как духовные, так и светские аспекты жизни и стремящаяся регулировать не только отношения человека к Богу (через совесть), но и человеческие отношения в социальной среде. Таким образом, существует не только исламский религиозный институт, но и исламское право, государство и другие институты, управляющие обществом. Только в 20 веке религиозное (частное) и светское (общественное) были разделены некоторыми мусульманскими мыслителями и формально разделены в некоторых местах, таких как Турция.

Викторина Британика

Ислам

Этот двойственный религиозный и социальный характер ислама, выражающийся одним образом как религиозная община, которой Бог поручил принести в мир свою собственную систему ценностей через джихад («усилие», обычно переводимое как «священная война» или « священная борьба»), объясняет поразительный успех первых поколений мусульман. В течение века после смерти Пророка в 632 году н. э. они подчинили большую часть земного шара — от Испании через Среднюю Азию до Индии — новой арабо-мусульманской империи.

Период исламских завоеваний и строительства империи знаменует собой первую фазу распространения ислама как религии. Принципиальный эгалитаризм ислама в сообществе верующих и его официальная дискриминация последователей других религий быстро завоевали верующих. Евреи и христиане получили особый статус общин, владеющих писаниями, и назывались «людьми Книги» ( ахл ал-китаб ) и, следовательно, им была разрешена религиозная автономия. Однако они были обязаны платить налог на душу населения, называемый джизья , в отличие от язычников, от которых требовалось либо принять ислам, либо умереть. Тот же самый статус «людей Книги» позже был распространен в определенные времена и места на зороастрийцев и индусов, но многие «люди Книги» присоединились к исламу, чтобы избежать инвалидности джизьи . Гораздо более массовое распространение ислама после XII века началось с суфиев (мусульманских мистиков), которые в основном несли ответственность за распространение ислама в Индии, Центральной Азии, Турции и странах Африки к югу от Сахары (9).0053 см. ниже ).

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Помимо джихада и суфийской миссионерской деятельности, еще одним фактором в распространении ислама было далеко идущее влияние мусульманских торговцев, которые не только довольно рано принесли ислам на восточное побережье Индии и в Южную Индию, но и оказались главные катализаторы (помимо суфиев) обращения людей в ислам в Индонезии, Малайе и Китае. Ислам был завезен в Индонезию в 14 веке, едва успев закрепиться там политически, прежде чем регион перешел под голландскую гегемонию.

Большое разнообразие рас и культур, принятых исламом (по оценкам, в начале 21 века во всем мире насчитывается более 1,5 миллиарда человек), привело к важным внутренним различиям. Однако все сегменты мусульманского общества связаны общей верой и чувством принадлежности к единому сообществу. С утратой политической власти в период западного колониализма в 19 и 20 веках концепция исламской общины ( уммы ) вместо того, чтобы ослабнуть, укрепилась. Вера ислама помогла различным мусульманским народам в их борьбе за политическую свободу в середине 20 века, а единство ислама способствовало последующей политической солидарности.

Источники исламских доктрин и социальных взглядов

Исламское учение, закон и мышление в целом основаны на четырех источниках или фундаментальных принципах ( uṣul ): (1) Коран, (2) Сунна («Традиции» ), (3) иджма’ («консенсус») и (4) иджтихад («индивидуальная мысль»).

Коран (буквально «чтение» или «декламация») считается дословным словом или речью Бога, переданной Мухаммеду архангелом Гавриилом. Разделенный на 114 сур (глав) разной длины, он является основным источником исламского учения. Суры, ниспосланные в Мекке в самый ранний период жизни Мухаммеда, касаются в основном этических и духовных учений и Судного дня. Суры, ниспосланные в Медине в более поздний период карьеры Пророка, по большей части касаются социального законодательства и политико-моральных принципов создания и упорядочивания общины.

Сунна («проторенный путь») использовалось доисламскими арабами для обозначения своего племенного или общего права. В исламе оно стало означать пример Пророка, т. е. его слова и дела, записанные в сборниках, известных как хадисы (по-арабски хадис: буквально «отчет»; собрание высказываний, приписываемых Пророку). Хадисы представляют собой письменное подтверждение слов и деяний Пророка. Шесть из этих сборников, составленных в 3 веке н.э. (9 век н.э.), стали считаться особо авторитетными среди самой большой группы ислама, суннитов. У другой большой группы, шиитов, есть свои собственные хадисы, содержащиеся в четырех канонических сборниках.

Доктрина ijmāʿ , или консенсуса, была введена во 2 веке ах (8 век н.э.) с целью стандартизации теории и практики права и преодоления индивидуальных и региональных различий во мнениях. Хотя иджма задумывался как «консенсус ученых», на практике он был более фундаментальным действующим фактором. С 3-го века ah ijmāʿ стал принципом устойчивости мышления; пункты, по которым на практике был достигнут консенсус, считались закрытыми, и дальнейшие их существенные вопросы запрещались. Принятые толкования Корана и действительное содержание Сунны (т. е. хадисов и теологии) в конечном итоге опираются на0053 ijmāʿ в смысле признания власти своей общины.

Иджтихад , что означает «стремиться» или «прилагать усилия», требовалось, чтобы найти юридическое или доктринальное решение новой проблемы. В ранний период ислама, поскольку иджтихад принял форму отдельного мнения ( рахй ), существовало множество противоречивых и хаотичных мнений. Во II веке ах иджтихад был заменен на кийас (рассуждение по строгой аналогии), формальной процедуре вывода, основанной на текстах Корана и хадисах. Преображение иджмах в консервативный механизм и принятие окончательного корпуса хадисов фактически закрыли «врата иджтихада » в суннитском исламе, в то время как иджтихад продолжились в шиизме. Тем не менее, некоторые выдающиеся мусульманские мыслители (например, аль-Газали в 11–12 вв.) продолжали претендовать на право нового иджтихада для себя, а реформаторы в 18–20 вв. больше, чтобы получить более широкое признание.

Коран и хадисы обсуждаются ниже. Значение иджма’ и иджтихада обсуждается ниже в контексте исламского богословия, философии и права.

Чему может научить нас Авиценна в отношении проблемы разум-тело?

Иллюстрация Фумитакэ Учида

Философы исламского мира любили мысленные эксперименты. Они задавались вопросом, если небеса исчезнут, будет ли время продолжать идти? Если бы существование отличалось от сущности, означало бы это, что само существование должно существовать? Может ли Бог превратить вашего домашнего слугу в лошадь, чтобы вы, вернувшись домой, обнаружили, что она помочилась на ваши книги?

Но самым известным является так называемый мысленный эксперимент «летающий человек», разработанный самым влиятельным философом исламского мира Авиценной (по-арабски Ибн Сина , живший с 980 по 1037 год нашей эры). Представь, говорит он, что человек сотворен Богом в воздухе, в хорошем состоянии, но с затуманенным зрением и раскинутыми конечностями, так что он ничего не касается, даже собственного тела. У этого человека нет воспоминаний, он только что создан. Будет ли его разум пустым, лишенным прошлого или настоящего сенсорного опыта? Нет, говорит Авиценна. Он будет осознавать свое собственное существование.

Сразу возникают три вопроса. Во-первых, когда Дуглас Адамс, автор книги «Автостопом по Галактике » (1978), вообразил появление кита в воздухе над чужой планетой, читал ли он Авиценну? Понятия не имею, но мне нравится так думать.

Во-вторых, прав ли Авиценна в том, что «летающий человек» должен обладать самосознанием? Что ж, важно понимать, что Авиценна не пытается доказать , что летающий человек должен знать, что он существует. Скорее, он воспринимает это как очевидное. В одной из версий он даже говорит читателям, что мы должны представить себя такими созданными. Если мы поставим себя на место болтающихся ботинок летающего человека, мы просто увидим, что осознаем себя. Действительно, это оказывается основной идеей философии Авиценны. Он считает, что все мы всегда осознаем себя, даже когда спим или сосредоточены на чем-то другом, кроме себя. Как ни парадоксально, нам часто не осознает самоосознания: это непрерывная фоновая музыка человеческой психологии, нечто, что мы замечаем только тогда, когда к этому обращено наше внимание, дорефлексивное осознание себя. Мысленный эксперимент с летающим человеком сам по себе является одним из способов привлечь внимание к этому самосознанию: Авиценна называет его tanbīh , что означает «указатель» на что-то.

Наше самосознание является основой нашего взгляда на вещи от первого лица. Признаком этого является то, что когда я что-то вижу, представляю или думаю, я могу немедленно понять, что я вижу, воображаю или думаю об этом. Любая другая форма познания — любое осознание других вещей — предполагает осознание себя.

Кстати, вы могли бы возразить, что летающий человек обладал бы определенными формами телесного сознания, несмотря на отсутствие у него зрения, слуха и так далее. Разве он не мог бы, по крайней мере, ощутить расположение своих конечностей с помощью другой формы ощущений, а именно проприоцепции? Представьте, что вы находитесь в полной темноте, и ваша рука ни на что не опирается: проприоцепция — это чувство, которое подсказывает вам, где она находится. Это действительно проблема для мысленного эксперимента, поставленного Авиценной, но на самом деле она не является решающей с философской точки зрения. Можно просто изменить сценарий, добавив, что Бог блокирует способность человека использовать проприоцепцию или что проприоцептивная способность летающего человека оказывается дефектной. Тогда Авиценна будет утверждать, что даже при таких обстоятельствах летающий человек будет осознавать себя.

Теперь третий и самый сложный вопрос: что доказывает мысленный эксперимент с летающим человеком? Авиценна делает удивительный вывод: это показывает, что мы не тождественны своим телам. Просто подумайте. Летающий человек осознает себя; он знает, что он существует. Но он не осознает своего тела; он не знает ни того, что его тело существует, ни того, что вообще существует какое-либо тело. И если я осознаю одно, но не осознаю другое, то как эти две вещи могут быть тождественны?

Это звучит довольно убедительно, пока вы не подумаете, что можно осознавать вещь, не осознавая всего, что с ней связано. Вы, например, осознавали, что читали эту статью в течение последних нескольких минут, но не осознавали, что читали что-то написанное, пока играл диксиленд-джаз. Было бы ошибкой сделать из этого вывод, что статья написана не под диксиленд-джаз. На самом деле, это именно то, что есть. Иными словами, летающий человек мог бы осознавать себя, не осознавая, что он есть тело. Современные философы сказали бы, что Авиценна ошибочно переходит от «прозрачного» к «непрозрачному» контексту, что, по сути, является причудливым способом выразить то, что я только что сказал.

Были предприняты усилия, чтобы избавить Авиценну от этой ошибки. Один из возможных способов спасти спор будет выглядеть следующим образом. Авиценна пытается критиковать другой способ мышления о душе, восходящий к Аристотелю. Согласно теории, которую он отвергает, душа настолько тесно связана с телом, что ее можно понимать только как аспект или организующий принцип тела, который Аристотель называл «формой» тела. Мысленный эксперимент предназначен для того, чтобы показать, что это неправильно. Он делает это, обращая наше внимание на то, что у нас есть средства доступа к нашим душам помимо телесных ощущений, а именно самоосознание.

Как это опровергнет Аристотеля? Что ж, подумайте еще раз, почему летающий человек не осознает своего тела. Это потому, что в настоящее время он не использует свои чувства и никогда не делал этого (он только начал существовать, помните), а чувственное восприятие, как полагает Авиценна, является единственным способом осознать любое тело. Если это так, то все, что схватывает летающий человек без использования чувственного восприятия, не является телом, не материальным. Поскольку он схватывает свою душу, не используя чувственное восприятие, его душа, следовательно, не является телом.

При таком чтении Авиценна мог бы помочь себе в довольно серьезном предположении, что тела можно обнаружить только с помощью органов чувств. Вы можете их увидеть, услышать, потрогать, попробовать на вкус или понюхать, но в противном случае вы никогда не узнаете, что они существуют.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *