Манифест о вольности дворянству: Издан Манифест о вольности дворянства

«Государь достоин, дабы ему воздвигнуть статую золотую»: как были получены «дворянские вольности»

Манифест «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству», подписанный 1 марта 1762 года (18 февраля по старому стилю) только что взошедшим на престол императором Петром III, стал одним из ключевых законодательных актов непродолжительного царствования этого монарха и самым серьезным и принципиальным изменением для всех дворян со времен «Табели о рангах» Петра I.

Петр I обязал всех дворян служить, независимо от их происхождения и заслуг предков, прямо и незамысловато оговорив в своем документе: «Мы для того никому никакого ранга не позволяем, пока они нам и отечеству никаких услуг не покажут и за оные характера не получат». Дворянские дети начинали службу с самого нижнего чина, при этом должны были обладать необходимым образованием и иметь соответствующий патент, российское дворянство какое-то время по самой своей сути оказалось едва ли не синонимом служилого сословия, изначальная знатность сама по себе теоретически не должна была давать никаких дополнительных прав.

К получившему высокий чин сыну мещанина или священника положено было обращаться «ваше превосходительство» или даже «ваше высокопревосходительство», тогда как рано вышедший в отставку подпоручик знатной фамилии мог рассчитывать лишь на начальное «ваше благородие».

«Никакого ранга, пока отечеству услуг не покажут»: как Петр I заставил дворян служить

300 лет назад вступила в силу «Табель о рангах всех чинов, воинских, статских и придворных…»…

04 февраля 12:54

Петр III в «Манифесте о вольности дворянства», напротив, делал серьезный шаг в сторону устроения аристократической системы по более традиционному западному образцу: разрешал дворянам не служить или выходить в отставку по своему желанию, свободно бывать за границей и даже поступать там на службу к другим государям с последующим сохранением полученных там званий в России, хотя и оговаривал при этом, что в случае войны «вольности» все же перестают действовать и дворяне возвращаются на службу, прекращают зарубежные вояжи под страхом лишения своих наделов.

Как говорилось в самом документе, Петр III «из высочайшей своей к верноподданным отеческой милости соизволил дворянам службу продолжать по своей воле, сколько и где пожелают, а когда военное время будет, то они все явитися должны на таком основании, как и в Лифляндии с дворянами поступаетца». Кроме этого имелась еще оговорка: дворянам, которые не дослужились до обер-офицерских чинов, запрещалось выходить в отставку по своему усмотрению, не прослужив как минимум двенадцать лет.

Позже основные положения этого манифеста подтвердила в «Жалованной грамоте дворянству» 1785 года Екатерина II, лишившая власти своего августейшего супруга 28 июня 1762 года, а после Екатерины свои поправки внес в свою очередь ее сын, Павел I. Он во многом дезавуировал волю родителей, но тем не менее не сломил основной тенденции на дарование дворянству дополнительных прав и привилегий с одновременным затруднением попадания новых членов малознатных семей в этот высший класс. И важно то, что даже после формального освобождения дворян от обязательной службы те из них, кто никогда не служил, оставались как бы «не совсем полноценными» дворянами, какими-то «недорослями», пусть даже и в весьма солидных летах, следовательно, такие «недодворяне» подвергались всяческим ограничениям сословных прав, и честолюбие должно было все же приводить их на службу государству.

Так что так или иначе, но петровская система «Табели о рангах» продолжала работать, и «вольность» дворян оставалась редким исключением, а не правилом.

По свидетельству видного деятеля Российской академии наук того времени, действительного статского советника с 1768 года Якоба Штелина, Петр III, будучи еще его учеником, заговаривал о своем желании даровать дворянству возможность покидать службу по своему желанию, а также дать ему право свободно разъезжать по заграницам. И едва лишь придя к власти после смерти 5 января 1762 года своей тети, императрицы Елизаветы Петровны, он приступил к задуманному. Уже 17 января 1762 года, во время своего первого официального посещения Правительствующего Сената, Петр III предписал сенаторам готовить проект своего манифеста, что и было исполнено к 8 февраля 1762 года.

«Самое замечательное дело, которое совершил он в первые дни правления, есть уничтожение Тайной канцелярии и дарование русскому дворянству свободы служить или не служить, выезжать из государства и проч. , — резюмирует Якоб Штелин. — Об этих двух главных предметах и о веротерпимости часто говорил он, будучи великим князем».

В качестве непосредственных авторов текста манифеста современники называли генерал-прокурора Сената Александра Глебова и секретаря императора Дмитрия Волкова — сенатора и тайного советника.

Однако имеются и совершенно иные версии, часто приписывающие инициативу появления подобного документа вовсе не Петру III, а кому-то из его дворян-советников или же сенаторов, а то и вовсе находящие корни этой задумки в царствовании самой Елизаветы Петровны, не успевшей осуществить задуманное или не решившейся воспротивиться мнению ближайшего окружения — так, принципиальным противником «вольностей» мог выступить ее фаворит Иван Шувалов, создавший вместе с Ломоносовым Московский университет и убежденный, что без внешнего понуждения охота дворян к приобретению образования и к дальнейшей службе может изрядно пострадать.

Интересно также, что Екатерина II поначалу не стремилась развить это начинание своего супруга, хотя формально и не отменила само действие манифеста, с немалым воодушевлением воспринятого дворянским сословием.

«С прикладу римского и греческого народов»: как Петра I провозгласили императором

300 лет назад была провозглашена Российская империя, преобразованная из Российского царства и…

22 октября 13:15

Вот как описывала она свое недоумение в дневнике: «По прошествии трех недель по кончине Государыни я пошла к телу для панихиды. Идучи чрез переднюю, нашла тут князя Михаила Ивановича Дашкова, плачущего и вне себя от радости, и, прибежав ко мне, говорил: «Государь достоин, дабы ему воздвигнуть статую золотую; он всему дворянству дал вольность», и с тем едет в Сенат, чтоб там объявить. Я ему сказала: «Разве вы были крепостные и вас продавали доныне?» В чем же эта вольность? И вышло, что в том, чтоб служить и не служить по воле всякого. Сие и прежде было, ибо шли в отставку, но осталось исстари, что дворянство, с вотчин и поместья служа все, кроме одряхлелых и малолетних, в службе Империи записаны были; вместо людей дворянских Петр I начал рекрут собирать, а дворянство осталось в службе.

Отчего вздумали, что в неволе. Воронцов и генерал-прокурор думали великое дело делать, доложа Государю, дабы дать волю дворянству, а в самом деле выпросили не что иное, кроме того, чтоб всяк был волен служить и не служить».

Этот свой пассаж будущая императрица завершает вполне резонным замечанием: «У всех дворян велика была радость о данном дозволении служить или не служить, и на тот час совершенно позабыли, что предки их службою приобрели почести и имение, которым пользуются».

С большим запозданием, лишь в 1785 году, был составлен документ, закрепляющий обещанные «вольности» и дополнительно расширяющий права и привилегии дворянства. «Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства», в частности, сосредоточилась на защите чести и жизни дворянина, освобождала его не только от обязательной государственной службы, но и от телесных наказаний: «Телесное наказание да не коснется до благородного». Дворянина мог судить только суд равных. Утверждалось также и полное и неограниченное право собственности и наследование любого вида имущества, включая крестьян, что, с одной стороны, дополнительно «раскрепощало» дворян, но при этом и окончательно закрепощало низшее сословие, становящимся просто «товаром».

Появилось и право на сословное самоуправление: дворяне могли создавать свои сообщества, дворянские собрания.

От обязательной службы дворян так или иначе начал освобождать Петр III, и этот почин через какое-то время поддержала Екатерина II. При этом Павел I, дороживший отцом и даже посмертно его короновавший, считал нужным возвратить для дворян и обязательную службу, и телесные наказания, но уже по сути не преуспел в этом, а вскоре погиб в результате дворцового переворота.

«Во первый раз в нашем обществе появляется лицо, а не холоп — человек, которого без суда нельзя подвергнуть никакому наказанию, которого и суд не может подвергнуть наказанию телесному; которого без суда нельзя лишить имущества», — писал позже известный российский юрист, статский советник и убежденный монархист Александр Романович-Славатинский.

В конце концов, в «вольностях» дворянства содержатся все важнейшие истоки расцвета русской культуры XVIII-XIX веков, вряд ли без освобождения от повседневной службы расцвел поэтический дар того же Пушкина и последовавшие за ним прозаики, эссеисты, критики, создатели литературных журналов и салонов. Не возникли бы, впрочем, вероятно, и тайные общества, не получили бы столь широкого распространения идеи вольнодумства, самоорганизации и переустройства общества на более справедливых основаниях.

Манифест Петра 3 о вольности дворянства от 18 февраля 1762

Он важен, красит волоса. Он чином от ума избален.

А.С. Пушкин

Период XVIII столетия, начиная с наследников Петра I, характеризуется серьезными изменениями в социальной структуре России. Главным образом это касается расширения прав и привилегий дворянского сословия. Особое место в этом процессе занимает реформа Петра III от 18 февраля 1762 года. Манифест о вольности дворянства 1762 года освобождал дворян от обязательной военной и государственной службы. Статья посвящена истории составления Манифеста, описанию его основных положений, а также анализу основных исторических последствий его принятия.

Улучшение положений дворянства в 18 веке

Дворяне до Манифеста

Во время периода «Дворцовых переворотов» правители регулярно подписывали указы, которые давали дворянству все новые и новые привилегии. Причина — власть принадлежала знатным родам, в том числе и дворянм, которые хотели максимально увеличить собственные привеллегии. Единственное исключение – годы правления Петра 2. Император правил с 1727 года, и было ему тогда всего 11 лет, а умер он в 14. Реального нитереса к политике он не имел. Реальная власть в это время находилась в руках старой боярской аристократии, которая всячески пыталась не допустить усиление роли нового дворянства. Однако уже в 1730-х годах вновь были приняты законы, дающие дворянству дополнительные права. Можно выделить следующие группы указов, которые подготовили Манифест о вольности дворянства:

  • Усиление контроля помещиков над крестьянами. Этот процесс начался еще в 17 веке, при формировании крепостного права, однако в 1730-е годы помещики получили право судебно-полицейской опеки над крестьянами. Например, в 1736 помещику разрешили самому определять наказание для провинившегося крестьянина, а в 1760 году дворяне могли по собственному желанию отправлять крестьян в Сибирь. Кстати, каждый отправленный в Сибирь крестьянин приравнивался к рекруту, за формирование которых также отвечало дворянство.
  • Признание прав дворянства на землю и имения. Теперь дворяне могли передавать имение в наследие по своему усмотрению.
  • Передача дворянам различных монопольных прав, например на винокурение.
  • Получение прав брать у государства деньги в кредит.

Однако, несмотря на значительные привилегии, дворянство имело одну важную обязанность – проходить военную службу. Но само улучшение их положения в России шло по двум направлениям: расширение полномочий и прав дворян и укрепление крепостничества.

Основные положения Манифеста 1762 года

Император Петр 3 правил меньше года, однако за этот период успел войти в историю благодаря Манифесту о вольностях дворянства, принятому им 18 февраля 1762 года. В содержании этого документа можно выделить основные положения:

  1. Главный пункт – отмена обязанности для дворян нести военную службу. Если раньше эта обязанность было основой при формировании этого сословия, то теперь это ставало добровольным вариантом получения славы, но не знатности. Кроме того, все дворяне, находящиеся на военной службе получали возможность уйти в отставку и вернуться к управлению своим поместьем.
  2. Дворянство получало право на посещение заграницы. Теперь дворянству не требовалось получать специальное разрешение. Однако сохранялась обязанность возвращения на Родину, в противном случае у него забирали имение и земли.
  3. Уменьшился контроль за обучением и воспитанием дворянских детей. До 1762 года дать образование дворянским детям – это было одной из обязанностей дворянина-главы семейства, после Манифеста получать образование стало не обязательным. В результате это привело к печальным последствиям, которые знаменитый писатель Фонвизин описал в произведении «Недоросль». Главный герой, Митрофанушка, яркий представитель поколения дворянства без знаний и образования. В 1780 годы директора шляхетских корпусов жаловались на то, что не принимают в учебные заведения многих детей дворян, так как те не владею грамотой. 

Но следует понимать, что эта идея вовсе не революционная и новаторская. Об отмене обязательной службы для дворян говорили начиная с 1750-х годов, поэтому ее авторство не принадлежит Петру 3. Часть историков считает, что основные положения Манифеста были подготовлены еще в годы Елизаветы Петровны.

Также следует отметить, что не все представители дворянского сословия была счастливы этому Манифесту. Не каждый дворянин имел большие поместья и не многие имели в своем подчинении сотни и тысячи крепостных крестья. Часть дворянства – это были знатные, но не богатые люди, для которых жалование за военную службу было единственным существенным источником для суещствования семьи. Для этой категории населения Манифест Петра 3 о вольности дворянства долгое время был в тягость.

Манифест о вольности дворянства — таблица

Манифест о вольности дворянства 1762 года

Дворяне и государственная служба до Манифеста 1762 года

С 14 столетия в России существовала категория «Служилые люди». К ним относились бояре, окольничьи, думные дьяки и дворяне. Они должны были проходить военную службу. За это они получали от государя императора привилегии и земли. Как видим, эта система уходит в средневековье, когда главный феодал (правитель) мог раздавать своим войнам земли и права. Однако после формирования крепостного права в 17 столетии помещики начинают больше внимания уделять управлению поместьем, а значит, пытаются добиться уменьшения срока службы.

На фоне указов периода «Дворцовых переворотов» о дополнительных правах дворянства, в 1736 году был принят новый закон о сроках службы. В этот период императрицей была Анна Иоанновна, которая уменьшила срок обязательной службы до 25 лет. Каждый дворянин при достижении 20 лет должен был пройти государственную службу. Это могла быть не только военная, но иногда и канцелярская служба, а также учеба в военных корпусах. Кроме того, можно было одного из сыновей оставить как управителя в имении.

Любопытным является тот факт, что часто дворяне записывали своих детей в полки в младенческом возрасте, чтобы уже к 30-32 годам они могли уйти в отставку. Этот факт говорит о том, что государство все реже следило за реальным фактом осуществления государственной службы дворянами. Именно поэтому с 1750-х годов увеличилось количество дворянских заявлений на имя государя-императора с предложением ликвидировать обязанность нести военную службу.

Исторические последствия Манифеста

Крестьяне с дворянами

Манифест о вольностях дворянства от 1762 года завершил формирование дворянства как сословия, занимающее особое место в социальной структуре Российской империи. Дворянство было освобождено от самой большой обязанности – нести военную службу. Некоторые государственные деятели говорили, что подобная реформа существенно ослабит Россию в военном плане. Однако выигранная война 1768-1774 с Османской империей символизировала правильность выбранного пути.

После Манифеста 1762 года дворянство сохранило лишь несколько обязанностей: платить подать и поставлять рекрутов. В то же время дворянство получало ряд привилегий, превращаясь в верхушку социальной иерархии российского общества. Именно в это время дворянство стало основной опорой самодержавия в Российской империи. Екатерина 2 в «Жалованой грамоте дворянству» от 1785 года окончательно закрепила все привилегии дворянства.

Таким образом, дворянство как привилегированная социальная группа Российской империи формировалось на протяжении XVIII столетия, особенно после Манифеста Петра 3. Подобное положение дворянского сословия сохранялось вплоть до 1917 года, когда большевики приняли декрет «Об уничтожении сословий и гражданских чинов», что стало концом существования дворянства в России. Таким представляется манифест Петра 3 о вольности дворянства от 18 февраля 1762 года с точки зрения отечественной истории.

Статья о манифесте+о+свободе+благородного+дворянства. Статья The Free Dictionary о манифесте+о+свободе+дворянства+

Манифест+о+свободе+дворянства+ | Статья о манифесте+о+свободе+дворянства+в+свободном словаре


Слово, не найденное в Словаре и Энциклопедии.

Пожалуйста, попробуйте слова отдельно:

манифест на свобода из в благородство

Некоторые статьи, соответствующие вашему запросу:

Не можете найти то, что ищете? Попробуйте выполнить поиск по сайту Google или помогите нам улучшить его, отправив свое определение.

Полный браузер ?

  • Проявление
  • манифест
  • манифест
  • манифест
  • манифест
  • манифест
  • Манифест (альбом)
  • Манифест (альбом Astrovamps)
  • Манифест (значения)
  • Манифест антропофагии
  • Манифест устойчивого общества
  • Манифест устойчивого общества
  • Манифест независимого революционного искусства
  • Манифест независимой социалистической Канады
  • Манифест игр
  • Манифест 101
  • Манифест фашистского расизма
  • Манифест от 17 октября 1905 г.
  • Манифест Праги
  • Манифест расы
  • Манифест 121
  • Манифест антифашистской интеллигенции
  • Манифест фашистских интеллектуалов
  • Манифест девяносто трех
  • Манифест ЦК РСДРП от 27 февраля 1917 г. Ко всем
  • Манифест ЦК РСДРП «Военная и русская социальная»
  • Манифест Российской социал-демократической рабочей партии
  • Манифест о свободе и демократии для Вьетнама
  • Манифест о свободе дворянства
  • Записи манифеста
  • манифест+о+свободе+дворянства
  • манифест+
  • манифест
  • манифест
  • манифесты
  • манифесты
  • манифесты
  • манифест
  • манифест
  • манифест
  • манифесты
  • манифесты
  • манифесты
  • проявляет
  • проявляет
  • проявляет
  • проявляет
  • Манифестык
  • Манифисто (альбом)
  • коллектор
  • коллектор
  • коллектор
  • коллектор
  • Коллектор и соединительная система
  • Коллектор (автомобильная техника)
  • Коллектор (автомобильная техника)
  • Коллектор (автомобильная техника)
  • Коллектор (значения)
  • Коллектор (геометрия)
  • Коллектор (геометрия)
  • Коллектор (математика)

Сайт: Следовать:

Делиться:

Открыть / Закрыть

 

Манифест Великой хартии вольностей Питера Лайнбо — Мягкая обложка

  • к Питер Лайнбо (Автор)
  • июнь 2009 г.
  • Первое издание
  • Мягкая обложка
    $ 29,95, £ 25,00 электронная книга
    29,95 долларов США, 25 фунтов стерлингов
  • Курсы
    Британская история
  • Пожертвования
    Благотворительный фонд Ahmanson Foundation в области гуманитарных наук
  • Информация о заголовке

    Права: Доступно во всем мире
    Страниц: 376
    ISBN: 9780520260009
    Размер обложки: 5,5 x 8,25
    Иллюстрации: 13 ч/б фотографий, 1 линейная иллюстрация, 1 таблица

О книге Из нашего блога об авторе Отзывы Оглавление Связанные книги

О книге

Эта замечательная книга проливает яркий свет на нынешнее состояние свободы и показывает, как давние ограничения против тирании — и права на habeas corpus, суд присяжных, надлежащую правовую процедуру и запрет пыток — сокращаются. Давая обширную историю Великой хартии вольностей, источника этой защиты с 1215 года, эта мощная книга демонстрирует, как эти древние права постоянно отбрасываются, когда жадность приватизации, жажда власти и амбиции империи захватывают государство. Питер Лайнбо опирается на первоисточники, чтобы построить совершенно оригинальную историю Великой хартии и ее малоизвестного спутника, Хартии леса, которая была создана в то же время для защиты прав бедняков на существование.

Из нашего блога

Хартия Леса: Дополнение к Великой хартии вольностей, 800 лет спустя 6 ноября 1217 года. В отличие от Великой хартии вольностей, в которой речь шла о правах …

Подробнее >

Об авторе

Питер Лайнбо — профессор истории в Университете Толедо. Он автор Лондонские повешенные: преступность и гражданское общество в восемнадцатом веке и соавтор (с Маркусом Редайкером) книги Многоголовая гидра: скрытая история революционной Атлантики.

Отзывы

«Прослеживает гордую родословную сражений против сверхмогущественного государства с «Великой хартией» в руках. И делает это со страстью, красноречием и лирическим благоговением перед с трудом завоеванными свободами Старой Англии, от которых захватывает дух». Независимый
«Самая лиричная и нужная книга года о свободе. Манифест Великой хартии вольностей так приятно читать, что легко забыть, что он содержит важные аргументы в пользу обновления гражданских свобод в США и во всем мире». — Джон Николс The Nation
«Показывает, как ослабляются ограничения против тирании по мере того, как права, которые когда-то считались неотъемлемыми, отменяются». Times Higher Education
«Лайнбо следует похвалить за впечатляющий масштаб его анализа. . . . Сочетание серьезного исторического анализа со страстной ясностью в отношении современной несправедливости является долгожданным вкладом в мир, где историческая наука слишком часто, хотя и невозможно, оторвана от политики». Insight Turkey

«Это оригинальная, мощная и новаторская книга. Она чрезвычайно увлекательна и указывает путь, который дает мне и другим людям надежду на лучшее будущее. Лайнбо посылает важное сообщение мир, который все больше верит, что частная собственность на наши ресурсы может сделать нас более процветающими.По мере того, как мы боремся за восстановление утраченной свободы Манифест Великой хартии вольностей заставляет нас понять, что свобода заключается в гарантии экономических и социальных прав, которые позволяют всем нам пользоваться политической свободы». — Майкл Ратнер, президент Центра конституционных прав

«Идеи тоже могут быть красивыми, и идеи, которые Питер Лайнбо провоцирует и наносит на карту в этой истории свободы, ослепительны, напоминая о том, кем мы были и кем мы могли бы быть. В этой замечательной небольшой книге он прослеживает один путь свободы до самого леса и экономическая независимость, которую они представляли для средневековых британцев, еще один путь к недавним революционерам, еще один к нападкам администрации Буша на habeas corpus, Конституцию и свободу, и он связывает хартию прав человека, которую представляла Великая хартия вольностей, с менее известной Лесной хартией , рисуя недостающую связь между экологическим и социальным благополучием», — Ребекка Солнит, автор Штурм райских врат

«Сегодня нет более важного историка. Точка.» — Робин Д.Г. Келли, автор книги «Мечты о свободе: черное радикальное воображение»

«На протяжении веков, от Англии до Азии, Африки и Америки, Питер Лайнбо показывает нам оспариваемую историю Великой хартии вольностей — как свободы, к которым она призывала, были обеспечены. и (как сегодня) нарушались, и как поколения обычных мужчин и женщин пытались возродить идею общего достояния в надежде построить лучший мир». — Эрик Фонер, автор История американской свободы

Подробнее >

Содержание

Иллюстрации

Предисловие
1. Введение
2. Две хартии
3. Товар и общее достояние
4. Утерянные и найденные хартии
5. Хартии в Blackface и Whiteface
6. 1796 и Runname 7. Закон джунглей 90 171 8. Великая хартия вольностей и Верховный суд США 90 171 9. Икона и идол 90 171 10. Эта земля была создана вами и мной 90 171 11. Конституция общин
12. Заключение

Приложение
1.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *