В чем разница между богами Древнего Рима и Древней Греции
Многие из вас слышали имена древних античных богов. О них вы узнали из книг, фильмов, учебников. Но есть ли связь между римскими и греческими богами? Много ли вы знаете о греческих и римских пантеонах? В этой статье мы покажем разницу между богами Древнего Рима и Древней Греции.
В Древней Греции люди верили в богов. Об этом есть упоминания в «Илиаде» древнегреческого философа и поэта Гомера. Он пишет, что боги обладали совершенными телами. У них было специфическое отношение к смертным. У каждого из богов была своя функция. Некоторые из них отвечали за царство, например, подземный мир, небо, морская стихия. Другим было поручено контролировать важные для людей вещи, такие как музыка, война, любовь, молодость, развлечения. У греков было 12 главных богов. Они обладали особым могуществом и обитали на Олимпе.
За ними следовали 15 богов попроще. Были еще существа Титаны. Они находились выше смертных. До богов они управляли Вселенной боги, которые были сами элементами, например, Гея, являющаяся телом Земли и Хронос, представляющий время.
Одной из главных богинь была Афродита, богиня любви, красоты, деторождения. К олимпийским богам относился и Аполлон, бог пророчества, отвечающий за исцеления, чуму, музыку, поэзию, стрельбу, он защищал молодых парней до совершеннолетия. Арес был богом войны, он же отвечал за гражданский порядок. Богиней охоты и живой природы была Артемида. Она была защитницей девушек до совершеннолетия, как Аполлон юношей. Следующей главной богиней древних греков была Афина. Она отвечала за мудрость, добрый совет войну и ремесло.
Деметра была богиней земледелия, а Дионис богом вина веселья, сумасшествия и растительности. Гефеста древние греки считали богом огня, строений из металла, скульптур и архитектуры. Гера была королевой богов. Она покровительствовала браку, женщинам, небу. Гермес был богом торговли, животноводства, дорог, торговли, воровства, гостеприимства, дипломатии.
Он помогал в спортивных соревнованиях, отвечал за астрономию и астрологию. Посейдон царствовал в море и реках. Ему подчинялись наводнения, ветра, землетрясения и лошади. Зевс был царём богов. Он управлял небом, погодой, стихиями и судьбами.
Боги на Олимпе были связаны друг с другом. Они вступали в связи, ссорились и мирились друг с другом, как простые смертные. Они произошли от Титанов, их отношений между братьями и сестрами. У младших богов тоже была своя родословная. Они были причудливыми и легкомысленными. По их примеру древние греки наслаждались земной физической жизнью. Они не думали о загробной жизни.
У древних римлян тоже были свои боги, в которых они верили. О них писал в своей поэме «Энеида» Вергилий. В Древнем Риме были боги, которые защищали любое человеческое действие. Например, воины молились богу войны, замужние женщины обращались к богине семьи, мореплаватели уповали на бога моря. Эти боги были могущественными и мудрыми. Как и у древних греков, древнеримских богов тоже было 12. Одной из них является Венера, богиня любви. Аполлон был богом музыки и медицины.
Марс отвечал за войну, а Диана была богиней охоты. Минерву древние римляне считали богиней мудрости, а Минерва – землетрясения. Бахус был богом вина, а Вулкан – огня, конструкций из металла и архитектуры. Юнона была царицей богов. Меркурий отвечал за дороги, торговлю. Нептун был богом морской стихии. Юпитер был царём богов. Для римлян боги были примером поведения.
Каждый из них обладал большим опытом в своей области ответственности. Марс был непревзойдённым воином, а Диана отличной охотницей. Вулкан в совершенстве владел кузнечным ремеслом. Люди просили помощи у богов. Все их усердия и старания компенсировались в загробной жизни.
Но кто же их богов появился раньше: древнегреческие или древнеримские, и в чём разница между ними? Так как цивилизация в Древней Греции появилась на тысячу лет раньше, чем в древнем Риме, то и древнегреческие боги возникли раньше. Древние греки верили, что при создании мира все его элементы были его изначальными богами: время, земля, море и т. д. Эти изначальные боги породили Титанов, а те уже стали создателями олимпийских богов. Чем больше росла римская цивилизация, тем больше она контактировала с греческой.
У римлян уже существовали свои боги, но более сложный греческий Пантеон пришёлся им по вкусу и был адаптирован ими. Они дали принятым богам свои имена, так что в римской интерпретации это те же древнегреческие боги только с «примерным» поведением. Они действуют, как образец для подражания и как хранители. В обеих цивилизациях одинаковое количество верховных богов, по 12 в каждой.
Но есть и важное отличие между ними. Древнегреческие боги действуют исходя их своих первородных прав. Они показывают своё превосходство над царством смертных. Древние греки жили в постоянном страхе. Они боялись, что поссорившиеся между собой боги направят свой гнев на их головы. А «новые» боги римлян были примерами и защитниками. Их поведению следовало подражать. Кто следовал этому образцу поведения мог не беспокоиться о благополучии своей загробной жизни. Эти люди были достойны жить среди богов.
Но интересно, что человеческий образ придали богам древние греки, хотя они были недоступны простым смертным. У древних римлян боги были мощными силами. Люди стремились быть похожими на них. Боги Древней Греции и Древнего Рима представлены в произведениях искусства. Разница между богами двух цивилизаций находится между вдохновением и стремлением. Греческие боги вдохновлены человеком, а римские боги, это то, к чему стремится человек.
Презентация «Боги Древней Греции и Древнего Рима»
Перегляд файлу
Попередній слайд 1 / 24 Наступний слайд
Зміст слайдів
Номер слайду 1
БОГИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИИ ДРЕВНЕГО РИМА Презентация. Губы Т. Н.учителя истории ОШ № 69г. Запорожья
Номер слайду 2
ХРАМЫРимский храм весталок. Греческий храм
Номер слайду 3
КРОНОС САТУРН Титан, бог времени
Номер слайду 4
Бог — громовержец. ЗЕВСЮПИТЕР Царь богов и людей, повелитель молний и грома. Вместе с другими богами Зевс живет в золотом дворце, на вершине горы Олимп, где царит вечное лето. Восседая на золотом троне, он повелевает богами и людьми. Зевс дал людям законы и строго следит за их исполнением. Преступающих закон Зевс поражает молниями, за что и дано ему прозвище Громовержец. Атрибуты: Перун (молния),скипетр и орёл
Номер слайду 5
ПОСЕЙДОННЕПТУНБрат Зевса, владыка морей Посейдон, живет в золотом чертоге на дне Эгейского моря. Повелитель бурь и наводнений, «колебаний земли», Посейдон ударом трезубца выбивает из земли источники пресной воды. Гордый Посейдон не может смириться с тем, что он, будучи старшим братом, должен подчиняться младшему – Зевсу. Оттого редко появляется Посейдон на Олимпе и не упускает случая пойти наперекор воле владыки богов.
Номер слайду 6
АИДПЛУТОН Глубоко под землей царит неумолимый, мрачный брат Зевса, Аид. Полно мрака и ужасов его царство. Никогда не проникают туда радостные лучи яркого солнца. Бездонные пропасти ведут с поверхности земли в печальное царство Аида. Мрачные реки текут в нем. Там протекает все леденящая священная река Стикс, водами которой клянутся сами боги. В подземном царстве струятся и дающие забвение всего земного воды реки Леты.
Номер слайду 7
ГЕРАЮНОНАЦарица богов, дочь Крона и Реи, великая Гера, восседает на золотом троне рядом с мужем Зевсом и правит богами и людьми. Великая Гера охраняет супружеские союзы и посылает потомство людям. Почитают ее боги, и даже сам Зевс часто просит у нее совета. Велика власть Геры, но и она не смеет открыто выступить против Зевса. Признаки Геры — диадема и завеса, птица павлин и яблоко.
Номер слайду 8
АФИНАМИНЕРВАБогиня мудрости, Афина стала воплощением мыслей Зевса. Ей доверил царь богов защитить героев и покровительствовать городами, заботиться о мудрых законах и науках. Афина всегда там, где идет война. Но, в отличие от кровожадного Ареса, Афина – богиня справедливой войны, опора тех, кто защищает свои города.
Номер слайду 9
АРЕСМАРСГубителем людей и разрушителем городов называют Ареса – коварного и вероломного бога войны. Самая сладкая музыка для кровожадного Ареса – звон оружия и стоны раненых. Самая лучшая картина – дым пожарищ, разрушенные и разграбленные дома. Не любят на Олимпе Ареса и стараются держаться от него подальше. Даже отец Ареса, владыка богов Зевс, еле терпит его присутствие.
Номер слайду 10
ГЕФЕСТВУЛКАНЕсть среди олимпийцев бог-труженик, который целые дни проводит за тяжелой работой. Это бог огня и кузнечного ремесла Гефест. Великий мастер, он ничуть не стыдится своей доли и никогда не променяет работу в закопченной кузнице на праздные игры в золотых дворцах. Гефест (рим. — Вулкан) — сын Зевса и Геры, бог огня, бог-кузнец, с которым никто не может сравниться в искусстве ковать, муж богини любви Афродиты. Много работы у Гефеста, и никогда не гаснет огонь в его горне. Сияют на небе золотые дворцы богов, построенные богом-тружеником. Он кует оружие и доспехи для богов и героев, украшение и посуду.
Номер слайду 11
АППОЛОНФЕБ Аполлон — бог музыки, исцеления от болезней, Бог света, истинны, и пророчества, он был отличным стрелком и превосходным атлетом. Он — сын Зевса, его сестра-близнец — Артемида, богиня охоты и дикой природы. Мифология рассказывает, что когда Гера узнала о неверности муж с Лето, она вынудила ее бродить по земле, в поисках места, где можно чтобы родить; Гера запретила Лето рожать на земле, на островах и в море; единственным местом для Лето был Тилос, который был плавучим островом и остался незамеченным Герой. именно там Лето родила Аполлона и Артемиду. Дерево Аполлона — лавром; его птица — ворона, его животное — дельфин.
Номер слайду 12
АРТЕМИДАДИАНАСестра Апполона, вечно юная богиня охоты Артемида, все дни проводит в лесу в окружении своих подруг-нимф. Она ничуть не хуже своего брата Апполона владеет луком и стрелами, которые могут насылать или, наоборот, лечить чуму. Защитница животных и младенцев, покровительница охоты, Артемида дала обещание никогда не выходить замуж и потребовала от своих подруг такой же клятвы.
Номер слайду 13
АФРОДИТАВЕНЕРАбогиня любви и красоты. Любовной власти Афродиты подчинялись боги и люди. Неподвластны ей были только Афина, Артемида и Гестия. Была безжалостна к тем, кто отвергает любовь. Жена Гефеста и позднее Ареса.
Номер слайду 14
ДЕМЕТРАЦЕРЕРАБогиня полей и плодородия. Её имя означает «Мать-Земля» (греч. da/ga, «земля»: Demeter — буквально «земля-мать»). Культ богини-матери — покровительницы земледельцев, охраняющей всё живое на земле, Одновременно Деметра — «благая богиня», хранительница жизни, научившая человечество земледелию. Помощница в крестьянских трудах, наполняет амбары земледельца запасами.
Номер слайду 15
ДИОНИСБАХУС, ВАКХбог виноградарства и виноделия. В древнегреческой мифологии младший из олимпийцев, бог растительности, виноградарства, виноделия, производительных сил природы, вдохновения и религиозного экстаза. Упомянут в «Одиссее». До открытия Микенской культуры позднейшие исследователи полагали, что Дионис пришёл в Грецию из варварских земель, поскольку его экстатический культ с неистовыми танцами, захватывающей музыкой и неумеренным пьянством казался исследователям чуждым ясному уму и трезвому темпераменту эллинов. Однако ахейские надписи свидетельствуют, что греки знали Диониса ещё до Троянской войны.
Номер слайду 16
ГЕРМЕСМЕРКУРИЙвестник богов, покровитель путников и торговцев Герме́с — в древнегреческой мифологии бог торговли, прибыли, разумности, ловкости и красноречия, дающий богатство и доход в торговле, бог атлетов[1]. Покровитель глашатаев, послов, пастухов, путников; покровитель магии, алхимии и астрологии. Посланник богов и проводник душ умерших (отсюда прозвище Психопомп — проводник душ) в подземное царство Аида, изобрёл меры, числа, азбуку и обучил людей.
Номер слайду 17
ПАНФАВН бог лесов, охотников и пастухов, всей природысын бога Гермеса
Номер слайду 18
ГЕЛИОССОЛБог Солнца Культ Гелиоса был особенно распространён в Коринфе, в Аргосе, в Элиде и на острове Родосе, где при входе в гавань стояло его колоссальное изображение. Из животных ему были посвящены петух и белые кони.
Номер слайду 19
СЕЛЕНАДИАНАБогиня Луны Поэты то называют её «сверкающим глазом ночи» (Пиндар, Эсхил), то изображают в виде прелестной женщины на небе, с факелом в руках, ведущей за собой звёзды, когда она выступает в серебристом блеске в пору полнолуния (Сапфо). Селена — дочь Гипериона, сестра Гелиоса, то есть Солнца; она имеет крылья и на голове золотой венец, от которого мягкий свет разливается по небу и земле; она чествуется жертвоприношениями в дни полнолуния; ей посвящён день весеннего равноденствия, когда она, совершив долгий путь и омывшись в волнах океана, надевает на себя сверкающие одежды и впрягает в свою колесницу блестящих коней.
Номер слайду 20
ФЕМИДАЮСТИЦИЯбогиня правосудия Изображается с повязкой на глазах, весами и мечом в руках. Иносказательно Фемида — правосудие, закон; весы Фемиды — символ правосудия; слуги (жрецы) Фемиды — слуги закона, судьи
Номер слайду 21
АСКЛЕПИЙЭСКУЛАПБог медицины и врачевания. Был рождён смертным, но за высочайшее врачебное искусство получил бессмертие
Номер слайду 22
ГЕСТИЯВЕСТАБогиня домашнего очага. Ей приносилась жертва перед началом всякого священнодействия, все равно, носило ли последнее частный или общественный характер, благодаря чему образовалась и поговорка «начинать с Гестией», служившая синонимом успешного и правильного приступа к делу. Потому же она почиталась вместе с Гермесом, зачинателем жертвоприношений. В награду за то ей были назначены высокие почести. В городах ей посвящался жертвенник, на котором вечно поддерживался огонь, и выселявшиеся колонисты брали с собой огонь с этого жертвенника на новую родину.
Номер слайду 23
ГЕРАКЛГЕРКУЛЕСГерой. Среди многочисленных мифов о Геракле наиболее известен цикл сказаний о 12 подвигах, совершенных Гераклом, когда он находился на службе у микенского царя Еврисфея. Культ Геракла был очень популярен в Греции, через греческих колонистов он рано распространился в Италии, где Геракл почитался под именем Геркулеса. В северном полушарии неба расположено созвездие Геркулес.
Номер слайду 24
источникиhttps://ru.wikipedia.org/wiki http://perstni.com/magazine/history/bogi-drevney-gretsii-spisok-imena-harakter.htmlhttp://biofile.ru/his/12554.html
Природа римских богов: греческие влияния или истинные оригиналы?
Римлян часто обвиняют в краже их богов у греков. Но хотя некоторые божества, такие как Юпитер, Юнона, Марс и Венера, стали стилизованными под членов греческого пантеона, они, как и все римские боги, имели совершенно отдельное происхождение.
Римские боги — как малоизвестные, так и хорошо известные — на самом деле сами по себе являются древними италийскими божествами. Их первоначальные атрибуты и природа уникальны и отражают архаичный римский способ интерпретации невидимого мира.
Женское божество в диадеме – Архитектурный элемент фронтона с Виа ди Сан Грегорио, Капитолийский музей. Авторы и права: Жан-Поль ГРАНМОН. Лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.
Природа римской религии.
Римляне не называли свои верования и духовные практики религией, термин, происходящий от латинского « Religo » — связывать или закреплять. Свидетельств архаической римской религии немного, и большая их часть доходит до нас в форме из вторых рук, записанной авторами, жившими сотни лет спустя. Однако из этого свидетельства мы можем сделать вывод, что римляне не считали себя обязанными служить богам. Скорее, их отношения с невидимым были скорее платой за услугу.
Голова бога Терминуса. Обыкновенная Викимедиа. Общественное достояниеДухи места: анимизм
Одна теория помещает основу римской «религии» в принцип «анимизма» или проявления божественной силы через природу. Для первых земледельческих общин, предшествовавших городу Риму, каждое место — будь то река, ручей или роща — имело свое божество-покровитель. Имена многих из этих духов земли и воды в настоящее время утеряны — если им вообще давали имена, — ибо для римлян было обычным делом не называть таких божеств. Однако, названные они или нет — римляне всегда чтили их.
Римляне верили, что эти духи природы обладают божественной силой, называемой Нумен. С давних времен, если кто-то расчищал или застраивал участок земли, было принято умилостивлять духов места жертвоприношениями. Это не было актом поклонения или подчинения. Скорее, это был уважительный жест доброго соседа.
Овидий в своих Фасти описывает пережиток одного такого ритуала, посвященного богу границ, Терминусу, который проводился каждый год утром 23 февраля. Местные фермеры собирались на границе своих земель, принося «гирлянду и каждый по пирогу», чтобы предложить божеству.
Фреска в Национальном музее Неаполя, изображающая подношения Ларам. Кредит Фотографии: Саилко. Лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Неперенесенная. Wikimedia CommonsThe Lares
Однако даже после того, как дикая сельская местность была расчищена и одомашнена, духи природы остались. Эти духи места были известны как лары — духи-хранители определенных участков земли. Когда на участке земли был построен дом, его Лар оставался, передавая свою защиту новому дому и его обитателям.
Лары, однако, не были ограничены домом — их можно было найти повсюду на ферме или в собственности. Было мудро не забыть их. «Когда хозяин приедет на ферму, — посоветовал Катон, — воздав должное домашним богам (ларам), пусть он пройдет по всей ферме». защитники различных районов. Алтарь или святилище обозначали границы территории каждого Лара — чаще всего их можно было найти на перекрестках. Здесь жители оставляли подношения в знак уважения или благодарности.
Лары защищали всех, кто жил на их земле, будь они рабами или свободными. Со временем некоторые люди стали считать ларов духами умерших предков, охраняющими своих потомков. Это поверье оставалось в моде в имперский период и давало императорам повод требовать несколько довольно истощенных ларов. Император Август, например, назвал своих ларов Венерой и Купидоном, которые, как он также утверждал, были самыми ранними предками его семьи, юлианами. Овидий, однако, сохранил более земное происхождение ларов, утверждая, что они были потомками одной нимфы.
Пенаты
В то время как лары охраняли всех на своем участке земли, пенаты были немного более закрытыми. Вместо этого они ограничивали свое влияние хозяином дома и его семьей. Дионисий Галикарнасский утверждал, что пенаты были наследственными богами Энея, принесенными в Италию, когда троянский герой бежал туда после падения Трои.
Однако более вероятно, что пенаты были просто домашними духами. Их название происходит либо от слова penus — кладовая, либо от penitus — «те, кто обитает внутри» — что делает пенатов богами внутренних пространств дома — или хранителями кладовой.
Сцена римских похорон, I век до н.э. Музей Лувр. Викисклад. Общественное достояниеДи Манес
Хотя и не боги, как таковые, культ Ди Манес или «хорошие мертвецы» оставался жизненно важным с момента зарождения Рима до конца империи. Римляне высоко ценили своих мертвых предков, считая их отделенными от живых, но все же присутствующими в физическом мире.
Римляне чтили этих предков в дни их рождения, а также на трех ежегодных праздниках, проводимых специально в их честь: Фералии, Паренталии и Лемурии.
Статуя Венеры во дворе музея Триполи, Ливия. Кредит Фотографии: Наташа Шелдон. Все права защищены.Что в имени?
Если не считать умерших предков, римляне, похоже, не наделяли своих богов человеческими качествами, личностями или даже полом — по крайней мере, изначально.
Духи места были особенно туманными. Катон пишет, что обряды божествам рощ обычно начинались со слов «будь ты богом или богиней», поскольку не было определенного способа определить пол духа этого места.
Этот гендерный нейтралитет в равной степени относился и к тем богам, которые были названы. Палес, бог-пастух, по-разному представлялся мужчиной или женщиной. Даже Венера, позже считавшаяся воплощением божественной женственности, считалась бесполой, на что указывает нейтральное окончание ее имени.
Часто имена были суммой функций бога. Янус — бог порогов, начал и концов — получил свое имя от латинского ianua или «ворота», тогда как имя богини земледелия и плодородия, Церера, является искажением Гереса от геро или «нести».
Юпитер и Юнон Карраччи, шестнадцатый век. Викисклад. Общественное достояниеРимский пантеон
Поскольку их боги не имели человеческих качеств, римляне не видели необходимости создавать вокруг них сложную мифологию. Но контакт с греческой культурой изменил это, когда римляне увидели преимущества в присоединении своих собственных богов к богам уже сложившейся и престижной культуры.
Итак, римляне начали вписывать некоторых своих богов в греческую мифологическую структуру. Божества с наиболее подходящими атрибутами оказались в роли олимпийцев. Юпитер, бывший римский бог неба и клятв, стал римской версией Зевса, а Юнона, римская богиня-мать, стала Герой. Марс, ранее римский бог земледелия и войны, преуменьшил свою аграрную роль, когда его назвали Аресом.
Многие ранее второстепенные боги также получили повышение, когда заняли оставшиеся олимпийские роли. Венера, прежде второстепенное божество сада, стала богиней любви, а Нептун, который был одним из многих римских водных божеств, стал богом моря.
Другие ключевые римские боги не так легко вписывались в этот пантеон в греческом стиле, но они по-прежнему сохраняли свое культовое значение в римской государственной религии. Богиня Веста, хранительница римского государства, была одним из примеров, как и бог Янус. Сохранились и другие древние божества, такие как Теллус, богиня земли, и Церера, богиня урожая. Однако они стали более маргинальными, поскольку акцент римского общества все больше смещался с сельского хозяйства.
Источники
Апулей, Апология
Борода, Мэри, Норт, Джон и Прайс, Симон (1998) Религии Рима, Том 2: Справочник.
Cato, на сельском хозяйстве
Cicero, . Природа богов
Dumezil, G (1996 Ed) Архаичная римская религия: том 1 и 2, Университет Джона Хопкинса. Овидий Фасти
Нравится:
Нравится Загрузка…
Действительно ли древние греки и римляне верили в богов?
Приверженцам монотеистических религий часто бывает трудно серьезно относиться к древним политеистическим религиям. Хотя мы благодарны Греции и Риму за то, что они оставили нам в наследство литературу и искусство, которые помогли вдохновить их религии, нам кажется, что у греков и римлян было слишком много богов и что их боги были слишком похожи на смертных, чтобы их можно было воспринимать всерьез. Нам трудно принять мысль о том, что разумные римляне могли верить в богов, которые не были ограничены человеческими моральными кодексами и которые провели большую часть своей бесконечной жизни, сидя на вершине горы Олимп, попивая нектар и поедая амброзию, чтобы поддерживать свою вечную молодость. .
Возможно, именно то внимание, которое римляне уделяли физическим проявлениям веры, таким как участие в жертвоприношениях (в отличие от внутренней веры), побудило историков греческой и римской религии сделать вывод, что вера не требуется. Но на самом деле внешнее религиозное соблюдение стало вопросом жизни и смерти: по крайней мере до 312 г. н.э. (когда римский император Константин обратился в христианство) римляне без колебаний преследовали людей, которые отказывались чтить традиционных богов жертвоприношениями и ритуалы. После падения Римской республики считалось, что в пантеон богов входит их нынешний император, поэтому непризнание, принятие или уважение его божественности считалось преступлением, караемым смертной казнью. Христиан, которые отказывались выполнять требуемые обряды, преследовали, и многие из них были зажарены заживо, заболены или съедены дикими животными в качестве развлечения перед живой аудиторией в театрах и на стадионах по всей Римской империи. Другими словами, если римляне совершали жертвоприношения в установленном порядке, не имело значения, что они думали о природе — или даже о существовании — богов.
В книге Вера и культ: переосмысление римской религии Джейкоб Маккей приводит противоположный случай. Он утверждает, что участие в ритуале обязательно подразумевает, что празднующие верили в своих богов. Или (другими словами) он предполагает, что большинство римлян не участвовали бы в ритуалах в честь своих богов, если бы не верили в этих богов. Но как мы можем знать, что они думали, если они нам не говорят? Похоже, что ни один приверженец традиционной римской религии не написал аналогии 9 св. Августина.0011 Исповедь с ярким описанием того, как он обратился в христианство. Ближайшим языческим эквивалентом является роман Апулея « Метаморфозы » (известный также как « Золотой осел» ) с подробным описанием того, как довольно распутный молодой человек решил стать соблюдающим целомудрие жрецом египетской богини Исиды.
Роман Кредо
Чтобы продемонстрировать, что культ не существует без веры, Макки сначала обращается к здравому смыслу. У римлян было слово для обозначения веры, credo, , от которых произошли английские слова creed и credible . Так что проблема не в том, верили ли римляне в своих богов, а скорее в нашей неспособности понять как римляне решили выразить эту веру.
Конечно, Макки знает, что нам, современным, трудно понять римский образ веры. Как могли искушенные римляне первого века до нашей эры, такие как Цицерон или Гораций, предполагать, что подношения, помещенные возле статуй, могут влиять на богов? Как они могли подумать, что изучение внутренностей принесенных в жертву животных или наблюдение за полетами птиц могут надежно направлять их действия? Неужели они действительно верили, что боги будут благосклонно относиться к ритуальным танцам и пению? Действительно ли римская религия заключалась в том, чтобы делать, а не верить, как предполагали некоторые выдающиеся ученые?
Вполне естественно, что мы должны задавать себе такие вопросы, поскольку религии книги (иудаизм, христианство и ислам) уделяют особое внимание теологии и толкованию священных текстов. Но Макки показывает, что в римской религии действие было не пустым ритуалом, а главным средством демонстрации веры. Такие действия включали процессии и совершение жертвоприношений, когда боги вдыхали дым, а смертные ели мясо жертвенных жертв. Римская религия также поощряла смертных делать изображения своих богов (практика, прямо запрещенная Десятью заповедями иудаизма) и приносить богам дорогие дары (которые хранились в храмах).
Все это говорит о том, что римляне поклонялись своим богам, делая вещи , а не изучая религиозные писания или благочестиво размышляя. Для римлян благочестие ( pietas ) означало следование системе правил. В современной теоретической терминологии это была деонтология, или «делай-что-ты-должен-делать-изм». Жрецы руководили их групповыми действиями. Они также интерпретировали prodigia , замечательные события, такие как видения и прозрения. Полет птиц и внутренности животных служили предупреждениями о будущем.
Теории веры
Макки подкрепляет свои аргументы обсуждением современных теорий религиозной деятельности человека. Эти теории предполагают, что люди не делают ничего (особенно того, что связано с большими затратами времени и денег), если они не верят, что то, что они делают, служит какой-то цели. Древние писатели, конечно, не могли знать об этих теориях. Но человеческая психология, похоже, не изменилась радикально с древних времен — и это одна из причин, по которой мы продолжаем читать древние тексты.
Макки также указывает на устойчивость популярных религиозных верований среди древних римлян как на доказательство того, что их верования были искренними. Поэт Лукреций объяснил, что люди поверили в существование богов, потому что видели богов в видениях и снах. Отчаяние было мощным мотивом для молитвы и ритуальных действий. На самом деле все в известном мире возникло благодаря тому, что атомы слились друг с другом и образовали более крупные объекты. Сны и видения образовались из атомов, отброшенных от реальных событий; боги существовали, но не были вовлечены в человеческую жизнь. Но, несмотря на усилия Лукреция, большинство римлян продолжали верить, что боги, изображенные в традиционных мифах, действительно вмешивались в человеческую жизнь, а потому требовали почитания и поклонения.
Римские дети узнавали о религиозной практике так же, как учились говорить: подражая. Не было эквивалента воскресной школы, потому что не было аналога Библии. Жертвоприношения были семейным делом, мало чем отличающимся от барбекю: каждый должен был съесть часть жертвенного мяса. Жертвоприношения также служили средством общения с соответствующими божествами, которые, как считалось, присутствовали на пирах.
Теория не может заменить факты
Чтобы проиллюстрировать серьезность римских религиозных верований, Макки опирается в основном на литературные тексты и искусство. Но он также мог найти подтверждающую документацию по надписям даже после появления христианства. Тексты, найденные в отдаленных уголках Римской империи, свидетельствуют о важности участия в жертвоприношениях. Одним из примеров является надпись на каменной доске, которая сейчас находится в музее на Патмосе, острове в восточном Средиземноморье (где примерно за два века до надписи была написана Новозаветная книга Откровения). Надпись врача посвящена богине Артемиде в память о роли его маленькой дочери Веры в жертвоприношении, когда она принесла богине в жертву эмбрионы только что убитой козы в благодарность за ее защиту. Какими бы ужасными ни казались нам сейчас такие жертвоприношения, они были фундаментальным элементом римской (и древнегреческой) религии, предоставляя людям средство общения с божествами, а также пищу для них самих. люди имели возможность есть мясо. Песня также была важным элементом поклонения. Дети, как мальчики, так и девочки, пели хором, прославляя богов, умоляя их о защите. Старинная мозаика с изображением детского хора находится на суперобложке книги.
Обращаясь к вопросу о вере, Макки внес ценный вклад в наше понимание римской религии. Его обсуждение литературных текстов интересно и поучительно. Но я нашел бы его рассуждения о римской религии еще более убедительными, если бы он тратил больше времени на обсуждение древних документов и меньше времени на объяснение современных теорий веры и практики.