Леонардо да винчи детство кратко: Краткая биография Леонардо да Винчи, главные и интересные факты о творчестве

Леонардо да Винчи: Детство и юность

В селении Анкиано, близ маленького городка Винчи, расположенного между Эмоли и Пестойей, 15 апреля 1452 года родился Леонардо ди сер Пьеро д’Антонио. Его отец, нотариус Пьеро да Винчи, имел связь с женщиной из Анкиано, некой Катериной, которая позднее вышла замуж за крестьянина. Несмотря на незаконное происхождение, отец признал маленького Леонардо, воспитал его и дал образование. В 1469 году, через год после смерти деда Антонио, вся отцовская семья переехала во Флоренцию.

Исключительная одаренность будущего великого мастера проявилась очень рано. По словам историка и биографа Вазари, он уже в детстве настолько преуспел в арифметике, что своими вопросами ставил в затруднительное положение преподавателей. Одновременно Леонардо занимался музыкой, прекрасно играл на лире и “божественно пел импровизации”. Однако рисование и лепка больше всего волновали его воображение.

Отец отнес его рисунки своему давнишнему другу, одному из самых разносторонних и известных во Флоренции мастеров — скульптору, ювелиру и живописцу, Андреа Верроккьо. Тот изумился и сказал, что юный Леонардо должен всецело посвятить себя живописи.

В 1466 году Леонардо поступил в качестве ученика во флорентийскую мастерскую Верроккьо. Именно здесь началось формирование творческой индивидуальности Леонардо да Винчи. Очень скоро ему суждено было превзойти прославленного учителя. Верроккьо часто выполнял работу для Лоренцо Великолепного, правителя Флоренции. После сотен лет рабства и религиозных предрассудков наконец настало время возрождения для изучения наук. Европа оставила Средние века и годы феодализма и много людей переезжало из деревень в города. Благодаря этим изменениям Флоренция, этот замечательный город, заполнился художниками и купцами. Ренессанс достиг и мастерской Верроккьо, в которой рука об руку трудились художники, скульптуры и кузнецы, производившие великолепные механические поделки и музыкальные инструменты и даже ремонтировали всевозможные предметы. Элементарное инженерное искусство являлось составной частью работы художника.

Будучи подмастерьем в мастерской, Леонардо изучал мастерство художника и скульптора и познакомился с широким выбором инструментов для деятельности при поднятии и переноске тяжестей и копании. Позже в своей жизни он будет использовать эти знания как отправную точку для своих многочисленных идей и изобретений. Леонардо занимался всеми видами художественной деятельности, всегда проявляя безграничную любознательность и умение связать искусство с научными познаниями, бывшими результатом пристального наблюдения и неустанного исследования явлений природы.

Ему отпущено природою с лихвой

Одним лишь взглядом всю округу поражает,

След восхищенья оставляя за собой.

Ему отпущено сполна судьбой.

Лик его дивный солнце затмевает,

А смех и пение звучат такою чистотой,

Что все окрест в восторге замирает.

Микеланджело Буонарроти

Великий итальянский художник Леонардо да Винчи в своей жизни, научном и художественном творчестве воплотил гуманистический идеал “всесторонне развитой личности” (homo universale). Круг его интересов был поистине универсален. В него входили живопись, скульптура, архитектура, пиротехника, военная и гражданская инженерия, математические и естественные науки, медицина и музыка.

Художественное наследие Леонардо да Винчи количественно невелико – скульптурные произведения погибли, живопись или плохо сохранилась, или осталась незавершенной, архитектурные проекты так никогда и не были осуществлены. Единственно, что более-менее не пострадало – это записные книжки, отдельные листы c записями и рисунками, часто произвольно объединенные в так называемые кодексы.

Высказывалось мнение, что его увлечения естественными науками и инженерным делом помешали его плодовитости в искусстве. Однако анонимный биограф, его современник, указывает, что Леонардо “имел превосходнейшие замыслы, но создал немного вещей в красках, потому что, как говорят, никогда не был доволен собой”. Это подтверждает и биограф Вазари, согласно которому, препятствия лежали в самой душе Леонардо – “величайшей и необыкновеннейшей… она именно побуждала его искать превосходства над совершенством, так что всякое произведение его замедлялось от избытка желаний”.

В возрасте 20 лет Леонардо да Винчи сделался членом Флорентийской Гильдии Художников. Как раз в это время он внес свой вклад в работу своего учителя Верроккьо «Крещение Христа». По рассказу Вазари, молодой Леонардо написал голову белокурого ангела на левой стороне картины и часть пейзажа. “Эта голова так изящно-благородна, исполнена такой поэзии, что остальные персонажи картины не смотрятся рядом с ней, кажутся нескладными и тривиальными”.

Студенты часто выполняли часть работы своих учителей и Леонардо впоследствии также имел учеников, которые помогали ему в его работе. В картине «Крещение Христа» Леонардо показал талант молодого гения и оригинальность. Он использовал масляные краски, которые явились новшеством в Италии, и с их помощью он превзошел своего учителя в использовании света и краски. Некоторые думают, что талант Леонардо вызывал зависть учителя. Однако, наиболее вероятно, что Верроккьо был рад передать искусство живописи Леонардо. Чтобы уделить больше времени скульптуре и другим проектам, Леонардо продолжал жить со своим учителем, но уже начал работать над своими собственными картинами.

В период Ренессанса большинство художественных полотен были написаны на религиозные темы или являлись портретами. Пейзажи можно было видеть только на фонах таких полотен, как «Крещение Христа». Но написания пейзажей в качестве фона для человеческих фигур для Леонардо было недостаточно. Его первый датированный рисунок является деревенским пейзажем «Долина Арно» (1473). Эскиз выполнен в карандаше и полон движений природы: проходящий над холмами свет, шорох листьев и движение воды. С самого начала Леонардо отошел от общепринятых традиций и создал новый стиль со своим взглядом на мир природы.

Один эпизод, подробно описанный Вазари, относится к начальному периоду художественной деятельности Леонардо. Как-то отец принес домой круглый щит, переданный ему приятелем, и попросил сына украсить его каким-нибудь изображением по своему вкусу, чтобы доставить этому приятелю удовольствие. Леонардо нашел щит кривым и шероховатым, тщательно выпрямил и отполировал его, а затем залил гипсом. Затем он натаскал в свою уединенную комнату великое множество хамелеонов, ящериц, сверчков, змей, бабочек, омаров, летучих мышей и других причудливых животных. Вдохновившись зрелищем этих тварей и воспользовавшись обликом каждой в самых фантастических сочетаниях, он создал для украшения щита некое страшное чудище, “которое заставил выползать из темной расщелины скалы, причем из пасти этого чудовища разливался яд, из глаз вылетал огонь, а из ноздрей – дым”. Работа над щитом так увлекла Леонардо, что “по великой своей любви к искусству” он даже не замечал жуткого смрада от подыхавших животных.

Когда почтенный нотариус увидел этот щит, он отшатнулся в ужасе, не веря, что перед ним всего лишь создание искусного художника. Но Леонардо успокоил его и назидательно пояснил, что эта вещь “как раз отвечает своему назначению…” Впоследствии леонардовский щит попал к миланскому герцогу, который очень дорого заплатил за него.

Много лет спустя, уже на закате жизни, Леонардо, по словам того же Вазари, нацепил ящерице “крылья, сделанные из кожи, содранной им с других ящериц, налитые ртутью и трепетавшие, когда ящерица двигалась; кроме того, он приделал ей глаза, рога и бороду, приручил ее и держал в коробке; все друзья, которым он ее показывал, от страха пускались наутек”.

Он хочет познать тайны и силы природы, подчас зловещие, смертоносные. Через полное познание природы хочет стать ее властителем. В своих поисках он преодолевает отвращение и страх.

Страсть к фантастическому характерна для Леонардо да Винчи – от отроческих лет и до самой смерти. И, когда эта мощь наполняла все его существо, он творил великие дела.

Ко времени ухода из мастерской Верроккьо исследователи относят

“Мадонну с цветком”

(“Мадонна Бенуа”, как она называлась раньше, по имени владельцев),

“Портрет Джиневры де Бенчи”, “Благовещение”.

В этот период Леонардо вероятно некоторое время находился под влиянием Боттичелли.

Его “Благовещение” по детализации еще обнаруживает тесные связи с кватроченто, но спокойная, совершенная красота фигур Марии и архангела, цветовой строй картины, композиционная упорядоченность говорят о мировоззрении художника новой поры, характерном для Высокого Ренессанса.

“Мадонна Бенуа”.

Одну из первых самостоятельных работ молодого живописца отличает новизна трактовки сюжета, решенного как жизненная сцена, где молодая мать, одетая в костюм современниц Леонардо и причесанная по моде тех лет, играя с сыном, протягивает ему цветок крестоцвета. Традиционный символ распятия воспринимается как невинная игрушка, к которой по-детски неловко тянется младенец Иисус, вызывая улыбку юной мадонны, любующейся первыми попытками сына освоить мир. Теплота и обаяние материнского чувства переданы с удивительной жизненной правдивостью. Живописное мастерство Леонардо раскрывается в умении продуманно построить композицию, добиваясь ощущения непосредственности, а использование новой техники масляной живописи позволяет мастеру добиться глубины и звучности цвета, прозрачной легкости теней и тончайшей моделировки, благодаря которой тела и драпировки приобрели живописную осязательность.

Со временем мастерство художника совершенствовалось. Накладывая слой масляной краски поверх другого, он создавал тонкую дымку, что придавало туманность картине, что не отвечало строгости формы традиционного полотна. Эту технику он называл «окутывание дымкой». Он также использовал светлые и темные цвета близко друг к другу, чтобы картина выглядела более естественно.

Леонардо да Винчи — краткая биография


Леонардо да Винчи – один из гениальных людей на планете за всю историю существования жизни на Земле. Он был и великим философом, и талантливым художником, и прирожденным скульптором, одним словом – великим человеком.

Он родился в XV веке, в 1452 году, в Италии, в селе Анкиано близ города Винчи, впоследствии чего появилась знаменитая приставка к имени Леонардо. Новорожденный был крещен святым отцом Пьеро ди Бартоломео. Его отец — нотариус Пьеро, находился в разводе со своей женой и матерью младенца – крестьянкой Катериной, из-за чего мальчик первые годы жизни находился рядом с мамой. Однако через несколько лет мужчина вновь женился (на этот раз на обеспеченной женщине) и забрал ребенка к себе. Из-за отсутствия матери в жизни маленького Леонардо, он постоянно искал ее образ в прохожих и пытался воссоздать его в своих картинах. 

Отец мечтал, чтобы сын пошел по его стезе и выбрал профессию в юриспруденции, однако мальчика больше увлекало искусство и философские науки. Так в 1466 году Леонардо да Винчи поступил в мастерскую художника Верроккьо во Флоренции, где обучался различным гуманитарным наукам. Благодаря этому образованию юноша выучился черчению, химии и работе с металлами, что впоследствии отразилось в его изобретениях и открытиях. После выпуска из мастерской, когда юноше исполнилось 20 лет, он получил квалификацию мастера в Гильдии Святого Луки.


Леонардо да Винчи с детства увлекался живописью. Он с малых лет любил рисовать и совершенствовать свой талант. В наше время даже известна легенда о том, как юный Леонардо разукрасил по просьбе отца щит одного ремесленника таким образом, что превзошел все ожидания. Нотариус продал эту работу другому человеку, благодаря чему она попала в руки главе семьи Медичи. С 1470-х по 1480-е года художник работал над созданием нескольких картин. Например, в эти годы появились такие произведения, как «Крещение Христа» и «Мадонна с цветком». В 1482 году художником было принято решение о переезде в город Милан, там он долгое время работал над созданием летательной машины, но, увы, не смог достигнуть поставленной цели.  


В 1490-х годах Леонардо да Винчи написал картину «Дама с горностаем», а также знаменитое на весь мир произведение искусства и науки «Витрувианский человек». В этой работе автор смог показать всю каноничность пропорций человека, а также его идеальный образ. В 1491 году Леонардо окончил написание картины «Мадонна Литта», а через несколько лет в 1498 году им было создано знаменитое на весь мир художественное произведение «Тайная вечеря». В 1502 г. философ поступил на службу к Чезаре Борджиа, где исполнял обязанности архитектора при дворе, но уже через год он вернулся в родную Флоренцию. В 1506 г. Леонардо нанялся на службу к Людовику XII и работал по его указаниям. В период с 1508 по 1512 года скульптор работал над созданием конного памятника маршалу Тривульцио, а уже в 1512 году он выпустил свой известный «Автопортрет».  

Портрет госпожи Лизы дель Джокондо. 1503—1519 

Женат художник не был. Леонардо в принце уделял мало времени любовной сфере жизни. Он больше отдавал предпочтение изучению науки и искусства. Также известно, что философ увлекался кулинарным делом. Он даже изобрел свое собственное блюдо, вкус которого поражал всех попробовавших его.


В последние годы жизни Леонардо да Винчи был сильно болен. За два года до смерти у него онемела рука, так что больше он мог ей работать. Из-за старости и недомогания ему было трудно передвигаться без посторонней помощи. Впоследствии последний год великий художник провел в постели, не имея возможности встать с нее .С 1513 по 1516 гг он вел работу над созданием картины «Иоанн Креститель». Леонардо да Винчи ушел из жизни 2 мая 1519 года в замке Кло-Люсе во Франции, оставив за собой неизгладимый след в истории человечества.

Добавить комментарий

Леонардо да Винчи Учебное пособие: Детство: 1452-1467

Леонардо записал свое самое раннее детское воспоминание в свой блокноты. Объясняя свою одержимость разработкой машины для летая, он объясняет, что в младенчестве коршун (своего рода ястреб с длинный хвост-перья), приземлился на него и воткнул хвостовые перья ему в рот, несколько раз ударив его перьями по губам. Этот опыт, безусловно, был травмирующим, и историки считают, что это действительно побудило бы мальчика заинтересоваться полет.

Чего не знают историки, так это того, в чьей колыбели младенец Леонардо отдыхал, когда птица села на него. Был ли он в заключении его мать или его отец? Незаконнорожденный ребенок, он родился 15 апреля 1452 года в городе Винчи. Его отец, сир Пьеро, подающий надежды нотариус, определенно взял Леонардо к себе домой, когда ребенку было три года; до этого он вполне мог жить с его мать, Катерина, чтобы она могла кормить ребенка грудью: это маловероятно, что сир Пьеро мог позволить себе кормилицу.

Во всяком случае, Леонардо, вероятно, проводил большую часть своего времени в детстве ни с одним из родителей, но со своим дядей по отцовской линии Франческо, который позже упомянет Леонардо в своем завещании. Сер Пьеро был занят в соседнем городе Флоренции, и Катерина вышла замуж за мужчину по имени Аккаттабрига. Франческо работал фермером, а Леонардо вероятно, провел большую часть своего детства на открытом воздухе, наблюдая за природой и, возможно, зарисовать его.

Комментарий

Статус Леонардо как внебрачного ребенка, безусловно, повлиял его личностное развитие. Хотя высшие классы кватроченто обычно игнорировал незаконнорожденность, позволяя незаконнорожденным сыновьям наследовать собственность и власть, средние классы были весьма специфичны. Как нотариус отец Леонардо, сир Пьеро, занимал довольно солидное положение. внутри развивающихся средних классов, которые были полны клубов, гильдии и союзы, которые тщательно регулировали возможности мальчик, как Леонардо. Как ублюдок, он никогда не сможет присутствовать университет или даже стать нотариусом, как его отец. Кроме того, Леонардо без сомнения, чувствовал, что его родители пренебрегают им. Мало того, что он был незаконнорожденным, но его мать вскоре отвлеклась на своих законных детей, и сер Пьеро, вероятно, большую часть времени проводил вдали от Леонардо, во Флоренции.

Таким образом, не было никого, по чьим стопам его ждали чтобы следовать, Леонардо мог свободно развиваться в универсального человека он станет. Он проводил дни со своим дядей Франческо, ухаживая за животных и изучение сельскохозяйственных угодий, наблюдение за природой и ландшафтами что он позже набросает и изучит. Потому что его не ждали чтобы стать нотариусом, он мог свободно заниматься рисованием. Также, хотя как нотариус, сир Перио, вероятно, позаботился о том, чтобы у мальчика был надлежащий «элементарное» образование, Леонардо многому пришлось научиться самому, таким образом инициируя то, что станет его привычным самоучительством; Позже он выучит латынь, физику и анатомию человека.

Леонардо да Винчи, рассказанный детям

Родившийся в бедной деревне Тосканы в центральной Италии, недалеко от реки Арно, у него никогда не было собственной матери, как у других детей, или любящего отца. Зато у него были мачеха и строгий дедушка. Его единственным настоящим другом и учителем был дядя Франческо, который был старше Леонардо на семнадцать лет. Откройте для себя великолепную судьбу Леонардо да Винчи, рассказанную детям Бруно Нардини.

Автор: Бруно Нардини

Растянувшись в траве за домом своего деда, юноша, которому суждено было вырасти и стать одним из величайших художников и скульпторов, которых когда-либо знал мир, наблюдал за кружащимся в воздухе птицей – воздушным змеем. – вокруг главной башни замка в городе Винчи. Его дядя лежал в траве рядом с ним, пытаясь объяснить механизм полета воздушного змея, который летал кругами, ловя малейшее дуновение ветерка. Но юноша устал: глаза его были уже закрыты, и он заснул. Его звали Леонардо да Винчи.

Был майский полдень, земля благоухала сеном, и сверчки пели из своих укрытий в траве. Леонардо видел странный сон о коршуне: ему снилось, что он еще в колыбели, но уже не дома. Лючия, его бабушка, унесла колыбель в поле и ушла.

Воздушный змей делал все более сужающиеся круги, пока не рухнул с неба и не упал на него сверху; однако птица не поцарапала Леонардо когтями и не клюнула его клювом.

Он просто хлопал крыльями и пытался открыть мальчику рот своим раздвоенным хвостом. Когда рот Леонардо был открыт таким образом, коршун ударил его хвостом по губам и языку. Внезапно Леонардо проснулся с криком и обнаружил, что сидит на траве со своим дядей Франческо.

«Что с тобой?» — спросил дядя.

«Вот змей», — пробормотал парень, еще не вполне уверенный, что очнулся от сна, — «Дядя, мне приснился змей!»

Много лет спустя, когда Леонардо вырос, он написал в Милане, что это было его первое воспоминание детства, яркое воспоминание, которое он никогда не забудет. Теперь, когда он изучал математические законы, связанные с полетом птиц, этот воздушный змей казался ему каким-то вестником, сообщающим ему его дальнейшую судьбу.

И какая это была бы прекрасная судьба! Родившийся в бедной деревне Тосканы в центральной Италии, недалеко от реки Арно, он никогда не имел ни собственной матери, как другие дети, ни любящего отца. Зато у него были мачеха и строгий дедушка.

Его единственным настоящим другом и учителем был дядя Франческо, который был старше Леонардо на семнадцать лет.

Леонардо родился 15 апреля 1452 года. Средневековье, долгий период мрачных башен-крепостей и независимых коммун, подходил к концу. На смену им пришел период местных лордов, правления самых богатых и сильных. Мрачные старые крепости уступали место роскошным дворцам.

Леонардо прибыл во Флоренцию со своим отцом, сером Пьеро, на их лошади и телеге, так как его отец решил навсегда переехать в большой город, чтобы работать нотариусом, как и его предки. Леонардо также сопровождала вторая жена сира Пьеро, молодая женщина по имени Альбиера, занявшая место его матери.

У нас нет сведений о том, что произошло в первый период жизни Леонардо во Флоренции. Все, что мы знаем, это то, что сир Пьеро послал своего сына заниматься музыкой и грамматикой; музыка состояла из обучения игре на флейте, а грамматика означала обучение письму. Затем, в 1465 году, мачеха Альбиера умерла, и сер Пьеро снова женился.

Новую «мать» Леонардо звали Франческой. К тому времени ему было тринадцать лет, и он уже решил, кем станет, когда вырастет: не нотариусом, как его отец или дед Антонио, а художником.

Совершенно случайно сир Пьеро узнал о тайных амбициях своего сына. Однажды он зашел в комнату Леонардо и наткнулся на стопку аккуратно свернутых бумаг и понял, что это рисунки. «Совсем неплохо», — сказал себе отец Леонардо. «На самом деле, они довольно хороши». Не теряя больше времени, сир Пьеро взял рулоны бумаги под мышку и вышел, чтобы показать их Андреа ди Чионе, которого мы знаем как художника Верроккьо. — Послушайте, маэстро, — сказал сир Пьеро, — я нашел эти рисунки, сделанные моим сыном. Что вы о них думаете?

Вероккьо просмотрел рисунки Леонардо один за другим, уделяя все больше внимания, а затем спросил: «Сколько лет этому парню?»

«Всего семнадцать», был ответ.

«Тогда приведите его ко мне. Он сможет жить в моем доме. Я превращу его в великого художника.»

На следующий день юный Леонардо в сопровождении отца в грубом, серьезном настроении вошел в мастерскую Верроккьо в качестве подмастерья. Он не чувствовал себя не в своей тарелке и не нервничал, и ему не пришлось в одиночку встречаться со своим строгим новым учителем. Толпа молодых учеников шумно приветствовала его среди них: все это были молодые мальчики его возраста, и они тоже должны были прославиться по-своему.

Самыми старшими были Сандро Филипепи, также известный как Боттичелли, и Пьетро Ваннуччи, известный как Перуджино. Среди младших учеников Верроккьо были такие имена, как Лоренцо ди Креди, Франческо Боттичини и Франческо ди Симоне. В окружении таких друзей, в этих огромных мастерских, заполненных глыбами мела и мрамора, со столами, заставленными кистями и красками, Леонардо чувствовал себя счастливым в постоянной атмосфере напряженной работы и творчества.

Он охотно выполнял самые будничные задачи: подметал пол, мыл посуду, растирал красящие вещества, готовил краски, чистил кисти и позировал своему хозяину, работавшему над статуей Давида.

Но что занимало его больше всего на свете, так это следить за всем, что происходит вокруг него, впитывая каждый опыт, чтобы вскоре он узнал хитрости ремесла. Чуть позже ему поручили подготовить штукатурку для фресок; затем ему разрешили перенести на стену некоторые из «карикатур» (слово, которым обозначают план, по которому работает живописец). ему дали кисти и велели подправить некоторые работы на стене, которые Верроккьо сделал сам.0003

Однажды Верроккьо поручил Леонардо нарисовать голову ангела на большом холсте, изображавшем «Крещение Христа». Он заметил, что голова ангела, которую он уже нарисовал на картине, не так эффектна, как у Леонардо. История гласит, что Вероккьо взял свои кисти и сломал их, как бы заявляя, что с этого момента он больше не будет заниматься живописью.

В этот период жизни Леонардо появилось много набросков и этюдов лошади; Верроккьо работал над памятником Бартоломео Коллеони, военному капитану, сидящему на своем коне. Леонардо часто поражал своих товарищей-учеников тем, что рисовал левой рукой, и он всегда писал справа налево, сзади наперед, как волшебник, записывающий свои заклинания.

Однажды, когда ему было двадцать два года, он решил вступить в Гильдию Сан-Лука, объединение художников; поэтому он покинул мастерскую Верроккьо, чтобы начать собственное дело, как мы сказали бы в наши дни.

Лоренцо Великолепный дал ему заказ на написание Мадонны, другой покровитель попросил у него «Благовещение», затем у него попросили святого Иеронима и «Поклонение волхвов».

Его собственный отец попросил его нарисовать колесо телеги для крестьянина из его родного города Винчи. Он никогда никому не отказывал, серьезно относился ко всем своим работам, даже к колесу, которое приспособил в виде гротескного монстра. С каждой задачей, за которую он брался, Леонардо стремился достичь еще большего совершенства, пока в конце концов ему не пришлось сдаться и оставить свои работы незавершенными. Это была скрытая драма всей жизни Леонардо.

Однако Леонардо был не просто художником. Он также занимался скульптурой. Ранее он смоделировал несколько человеческих голов и Via Crucis. Позже ему предстояло вылепить огромную лошадь. Он также был музыкантом. Он мог играть на флейте и лире, и люди, знавшие его, записали, что он «изящно пел».

В Винчи он научился у своего дяди Франческо различать разные растения и их действие: это означает, что он также был искусным ботаником и разбирался в травах. Во Флоренции он познакомился с рядом известных врачей и даже начал изучать анатомию. Ночью он проскальзывал в больничный морг, чтобы препарировать трупы, а затем зарисовывал различные органы человеческого тела.

Он изучал течение рек и строил планы каналов, по которым могли бы плыть корабли. Он читал книги по истории и книги об искусстве ведения войны, а затем тут же сел изобретать новые странные боевые машины. Он внимательно изучал здания, в том числе Флорентийский собор, где Верроккьо поместил огромный медный шар на фонарь (открытое сооружение на вершине купола), спроектированное великим архитектором Брунеллески, и придумал необыкновенные машины, которые могли поднимать и перевозить по воздуху огромные тяжести. Он наблюдал за тем, как летают птицы, и мечтал о машине, которая позволила бы людям летать по небу.

Он проанализировал морское дно и уже мог мысленно представить себе костюм водолазов и маску. Он наблюдал за работой людей и предвосхитил современную кибернетику и исследования «времени и движения», разработав машины, которые могли бы исключить некоторые из их движений и избавить их от проблем.

Он читал работы греческих и латинских философов, пока не смог обсудить их идеи таким образом, чтобы произвести впечатление на своих слушателей. Он не был богат, но щедрость тех, кто ценил его гений, позволяла ему жить по-княжески. Он был красив, высок и силен: руками мог согнуть подкову. И все же он был также «мягким и утонченным, полным помощи другим и никогда не хвастался».

Он ценил в жизни все и умел находить во всем хорошее, самое благородное и привлекательное. Он был большим любителем природы: сегодня мы назвали бы его «экологом». Он даже спланировал идеальный город с большим количеством зелени, пересекаемый каналами, с улицами, проложенными над головой, и домами, спрятанными внизу.

Он также любил животных. Всякий раз, когда он видел птиц в клетке, он покупал их, чтобы отпустить. Он считал все «чудом вселенной», и все, что он видел, казалось ему, открывало руку его создателя, Бога, которого он называл «Перводвигателем».

Таким образом, Леонардо был человеком будущего, первым и самым глубоко убежденным гражданином мира.

В возрасте тридцати лет Леонардо отправился в Милан, ко двору Лодовико иль Моро, который просил у Лоренцо де Медичи скульптора для выполнения памятника в память о его отце Франческо Сфорца.

Есть необычное письмо, которое Леонардо отправил герцогу Миланскому сразу после прибытия в столицу Ломбардии. В этом письме он составляет список всех вещей, которые он умел делать, таких как изготовление гигантских пращей и артиллерийских снарядов для бомбардировки, самоходных пушек, танков, нескольких пулеметов и осадных платформ. В конце письма он даже заявляет, что может превзойти всех остальных в архитектуре, живописи и скульптуре, и предлагает герцогу проверить эти способности.

Леонардо сильно рисковал. Лодовико иль Моро мог просто запереть его как мечтательного лунатика. Вместо этого герцог вызвал Леонардо к себе, выслушал то, что он хотел сказать, и дал ему задание поставить памятник своему отцу. Он также дал ему официальный титул «Инженер герцога».

Именно в Милане Леонардо раскрыл еще одну из своих тайных страстей: искусство постановки замысловатых шоу, что сделало его эквивалентом того, что мы понимаем под словом «режиссер». Он создал аллегорическое представление под названием «Рай» для свадьбы Джана Галеаццо Сфорца с Изабеллой Арагонской, а также «Торцовский турнир» для свадьбы Лодовико с Беатрис д’Эсте, и оба спектакля стали легендарными.

В первом представлении семь планет двигались по своим орбитам по звездному небу в сопровождении музыки и пения, а колесница солнца, запряженная дымящимися лошадьми (выдающийся пример самодвижущейся машины), медленно пересек сцену. В другом шоу, «Рыцарском турнире», сцену затмила живая лошадь, покрытая золотой чешуей, с бараньей головой и подогнанным хвостом, который подошёл бы змее.

Из того периода, который Леонардо провел в Милане, сохранились известные работы, такие как картина «Мадонна в скалах», версия которой единолично написана Леонардо в Париже, а версия Леонардо и миланского художника Де Предиса находится в галерее. В Лондоне. Он также сделал «Мадонну» для Матвея Корвино, короля Венгрии, и портрет девушки с горностаем на руках, а также портрет женщины в профиль, которая вполне может быть Беатриче д’Эсте.

И, наконец, великолепная Cenacolo (картина с изображением Тайной вечери Иисуса), у которой есть своя трагическая история. Произошло следующее: Лодовико иль Моро поручил Леонардо нарисовать «Тайную вечерю Христа с его учениками» на стене столовой доминиканского монастыря L Богоматери Милосердия (Санта-Мария-делле-Грацие). Леонардо сразу приступил к работе: он даже останавливал прохожих на улице, чтобы мысленно зафиксировать какую-нибудь деталь движения или облика лица.

Ночью и днем ​​он работал над эскизами и планами различных персонажей своей фрески, пока мультфильм не был готов во всех деталях. В отличие от других художников, которые всегда были склонны изображать Тайную вечерю как мрачную встречу перед последними Страстями, Леонардо замыслил изобразить именно тот момент, когда Христос произнес слова «Один из вас предаст меня!» Ужас, негодование и изумление должны были быть выражены на лицах апостолов, а Иисус должен был сидеть неподвижно в центре, изолированный и отстраненный от страстной реакции своих последователей.

Но вечно ученый Леонардо хотел испытать новый вид штукатурки, состоящей из трех отдельных слоев штукатурки. Когда он закончил картину, и миланцы толпились в трапезной, чтобы полюбоваться законченным шедевром, Леонардо с грустью понял, что слои лепнины не способны в той же степени сопротивляться внешней температуре. Это означало, что его великая картина не будет длиться очень долго. Пятьдесят лет спустя он уже был разрушен, хотя мы все еще можем получить представление об оригинале, когда смотрим на него сегодня.

Как только картина была закончена, Леонардо пришлось уехать из Милана в Венецию. Французские войска короля Людовика XII под командованием Тривульцио вошли в Милан после отступления Лодовико иль Моро. Несколько гасконских арбалетчиков нашли во дворе огромного коня, слепленного из глины.

Они никак не могли знать, что это модель Леонардо для памятника Франческо Сфорца, готовая к окончательной отливке из бронзы. В этом отношении они даже не знали бы, кто такой Леонардо. Они играли в игру, разбивая его на куски, целясь в него из своих арбалетов, чтобы увидеть, кто сможет поразить его чаще.

Из Венеции Леонардо снова вернулся во Флоренцию, но на этот раз он возвращался в свой город с солидной репутацией, созданной за двадцать лет. Он поселился у Слуг Марии в монастыре СС. Аннунциата, потому что он обещал им картину Святой Анны и Мадонны для главного алтаря.

Все чего-то от него хотели, каждая организация хотела его советов и рекомендаций. Секретарь Флорентийской республики Никколо Макиавелли даже спросил его, может ли он отвести воды реки Арно, впадающей в море у Пизы, чтобы заморить голодом пизанцев, воевавших в то время с Флоренцией.

Леонардо никогда не хотел отказываться; его любимым девизом было «Я никогда не устаю служить другим». Но монахи СС. Аннунциата был нетерпелив, поэтому Леонардо заперся в комнате монастыря, чтобы работать над картиной Святой Анны и Мадонны, и менее чем через месяц карикатура была готова.

месяц мультик был готов. Целых три дня флорентийцы проходили мимо замысла Леонардо торжественной процессией. Среди них был Пьер Содерини, стареющий пожизненный главный магистрат Флорентийской республики, а также молодой скульптор, недавно вернувшийся из Рима, где он завершил изумительную Пьету. Его звали Микеланджело Буонарроти.

Писатели того времени рассказывают нам, что соперничество между Леонардо и Микеланджело было напряженным. Это началось, когда Содерини передал Микеланджело глыбу мрамора, которая пролежала за собором более шестидесяти лет и уже привлекла внимание Леонардо. Пока Микеланджело долбил этот мрамор, чтобы создать своего знаменитого Давида, Леонардо отправился в Романью в звании «архитектора и генерального инженера» к ее герцогу Чезаре Борджиа.

Вернувшись во Флоренцию, он обнаружил, что его выбрали в комитет, который должен был решить, что делать с Давидом Микеланджело. Микеланджело раздражало присутствие Леонардо в комитете, и они грубо разговаривали друг с другом.

Когда Содерини предложил Леонардо стену Зала Большого Совета Палаццо Веккьо, чтобы нарисовать батальную сцену, Микеланджело попросил другую стену, чтобы нарисовать другую батальную сцену. Эта просьба была удовлетворена, и между двумя великими художниками развернулось элегантное состязание, за которым следила вся Флоренция.

Оба художника стремились превзойти себя, а не друг друга. Карикатуры Леонардо, изображающие битву при Ангиари, и карикатуры Микеланджело, посвященные инциденту из битвы при Казейне, были показаны широкой публике в разное время и в разных местах. Итальянский художник и мастер по металлу Бенвенуто Челлини позже назвал их «школой мира».

Тем временем Леонардо работал над портретом красивой, но довольно меланхоличной женщины, знаменитой «Джоконды» или «Моны Лизы».

После того, как он закончил карикатуры для своей батальной сцены, Леонардо начал рисовать свой предмет на стене Палаццо Веккьо. Но снова демонический соблазн эксперимента сбил его с пути. Он нашел в произведении латинского писателя Плиния формулу специальной штукатурки, использовавшейся древними римлянами, которая называлась «энкаустика». Это была своего рода паста на основе смеси маслянистых веществ и греческой смолы, высушенная на огне, чтобы сделать цвета резкими и блестящими, как эмаль.

Леонардо провел серию успешных испытаний, а затем решил использовать процесс энкаустики для своей фрески «Битва при Ангиари». Но когда его амбициозный проект уже близился к завершению и оставалось сделать только верхнюю половину, Леонардо обнаружил, что пламя было слишком далеко и цвета не могли застыть на своих местах.

Это была для него отчаянно грустная ночь: краски начали течь, и Леонардо с тревогой приказал разжечь еще дров в большой жаровне, подвешенной на шкиве возле картины. Но было уже поздно, и пламя не окрепло красок: слишком близко поднесенное к стене, оно испортило уже высохшие краски. В течение одного часа запланированный шедевр Леонардо был разрушен.

С ледяным чувством в сердце Леонардо бежал в дом друга в соседней деревне Фьезоле. Но здесь ему суждено было встретить очередную неудачу. После долгих лет учебы он, наконец, соорудил загадочную «летающую машину». Все было готово к внушительному испытательному заезду, и он состоялся на горе Чечери (что означает «лебедь»). Но человек-лебедь (помощник Леонардо) не мог подняться в воздух вместе с машиной и оставаться там. Ему удалось пройти несколько метров, а затем он нырнул в кусты под собой. Так рухнула еще одна давняя мечта.

К настоящему времени он был счастлив покинуть Флоренцию и вернуться в Милан. Король Франции Людовик XII хотел видеть его в своем дворе, а губернатор Милана Шарль Амбуазский осыпал его почестями и милостями. Леонардо снова восстановил свои нервы, начал наслаждаться компанией своих друзей и вернулся к своим научным исследованиям. Он написал серию Мадонн для короля, которые сейчас, к сожалению, утеряны.

Но политические потрясения вынудили Леонардо покинуть Милан. Сын Лодовико возвращался, чтобы отбить Милан, и это предприятие поддержали войска швейцарской кавалерии. Французы сочли за лучшее отступить через Альпы, и Леонардо укрылся в Ваприо д’Адда, в доме своего юного ученика Франческо Мельци.

Тем временем в Риме умер папа Юлий II, и кардинал Джованни Медичи, сын Лоренцо Великолепного, был избран папой с титулом Льва X. Постепенно в Рим стали стекаться художники со всей Италии, и Леонардо решил зайти слишком. Джулиано Медичи, младший из сыновей Лоренцо, поселил его в качестве гостя в своем дворце и дал ему различные заказы: портрет женщины, исследование оптических зеркал и проект по освоению понтийских болот.

Франция, однако, планировала вернуть Ломбардию, у которой теперь был союз с Папой. Людовик XII был мертв, а его преемник, юный Франциск I, быстро перешел через Альпы и разбил оборонявшиеся итальянские силы в Мариньяно. Леонардо покинул Рим со двором Джулиано Медичи, который был главнокомандующим армией Папы. Но Джулиано заболел и остановился во Флоренции, где и умер.

Леонардо проследовал с армией до Пьяченцы. Затем Папа приехал в Болонью, пытаясь уравновесить военное поражение Парижа дипломатической конференцией с французским монархом. Поскольку он знал, что Франциск I был большим любителем искусства, Папа призвал нескольких художников, в том числе Леонардо, присутствовать на конференции.

Когда Леонардо был представлен французскому королю, он был так же поражен, как и все остальные, когда король подошел и обнял его со словами: «Мой отец…!»

Два дня спустя Леонардо принял приглашение короля отправиться в Амбуаз во Франции, где Его Величество должен был предоставить ему в личное пользование целый замок Кло-Люсе.

Теперь начинаются долгие медленные закаты жизни Леонардо. С помощью своего верного ученика Франческо Мельци стареющий художник начал реорганизовывать свои письма и рисунки, чтобы собрать все свои исследования в «корпус» или большую энциклопедию, содержащую древние, средневековые и современные знания.

Французский король никогда не просил Леонардо о конкретных картинах, он довольствовался тем, что навещал его и слушал, что он говорил о вещах. Позже Челлини скажет: «Я слышал, как король заявил, что он не верит, что в мире может быть хоть один человек, который знал бы столько же, сколько Леонардо … и что Леонардо был величайшим философом».

В качестве милости к королю Леонардо разработал удивительный проект системы каналов на Луаре. Он спроектировал замок для королевской резиденции и организовал грандиозный праздник, отмеченный появлением на сцене рычащего льва, который слышит имя короля, а затем разрывает его грудь своими когтями, из-за чего из него выходит каскад французских лилий.

В мирных окрестностях Амбуаза Леонардо пережил в одиночестве свою долгую, полную труда жизнь и записал в своем дневнике: «Хорошо прожитая жизнь длинна».

Воздушный змей пролетел над замком Амбуаз. Это было весной, 2 мая 1519 года. Леонардо умирал в своей плохо освещенной комнате. У него было видение короля, спешащего к нему, уже спускающегося вниз, во двор, и все же никто не подошел к нему. Он хотел крикнуть вслух, но голос его не слушался.

Наконец с его губ сорвался грубый, невнятный звук. Его ученик Мельци услышал его и бросился, чтобы положить Леонардо на подушки и накинуть на плечи умирающего прекрасный плащ, который он всегда носил, когда Франциск I приезжал навестить его.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *