Максимилиан волошин биография краткая – Волошин, Максимилиан Александрович — Википедия

Волошин, Максимилиан Александрович — Википедия

Максимилиан Волошин
Дата рождения 16 (28) мая 1877(1877-05-28)
Место рождения Киев, Российская империя
Дата смерти 11 августа 1932(1932-08-11) (55 лет)
Место смерти Коктебель, Крымская АССР, РСФСР, СССР
Гражданство (подданство)
  •  Российская империя
  •  СССР
Род деятельности поэт, переводчик, литературный критик, художник, художественный критик, эссеист
Направление символизм
Жанр поэзия

ru.wikipedia.org

Краткая биография Максимилиана Волошина

Волошин Максимилиан Александрович (настоящая фамилия Кириенко-Волошин) (1877—1932), поэт, художник.

Родился 28 мая 1877 г. в Киеве. Предки Волошина по отцовской линии — запорожские казаки, по материнской — обрусевшие немцы. После смерти отца Максимилиан с матерью жили в Москве.

Мальчик обучался в московских гимназиях (1887—1893 гг.). В 1893 г. семья переехала в Коктебель; в 1897 г. Волошин окончил гимназию в Феодосии. Образ Восточного Крыма (Волошин предпочитал его древнегреческое название — Киммерия) проходит через всё творчество поэта. В 1897—1900 гг. Волошин учился на юридическом факультете Московского университета (с перерывами, поскольку исключался за участие в студенческих волнениях). В 1899 и 1900 гг. путешествовал по Европе (Италия, Швейцария, Франция, Германия, Австрия, Греция). В 1900 г. в составе изыскательской экспедиции несколько месяцев странствовал по Средней Азии, в том числе водя «караваны верблюдов».

В начале XX в. Волошин сблизился с кругом поэтов-символистов и художников из объединения «Мир искусства». В 1910 г. он издал свой первый сборник «Стихотворения. 1900—1910», в котором предстал уже зрелым мастером.

В стихах о Коктебеле (циклы «Киммерийские сумерки» и «Киммерийская весна») поэт обращается к греческой и славянской мифологии, библейским образам, экспериментирует с античными стихотворными размерами. Коктебельским стихам созвучны изысканные по цвету акварельные пейзажи Волошина, игравшие роль своеобразного дневника.

Особое место в культуре Серебряного века заняла художественная и литературная критика Волошина. Он стремился дать объёмный портрет каждого мастера, не разделяя произведение и личность автора. Статьи объединены в книге «Лики творчества» (1914 г.). Отвращение Волошина к начавшейся Первой мировой войне нашло выражение в сборнике «В год пылающего мира 1915», опубликован в 1916 г.).

Октябрьская революция и Гражданская война застали его в Коктебеле, где он делал всё,
«чтоб братьям помешать
Себя губить,
друг друга истреблять».

Поэт видел свой долг в том, чтобы помогать гонимому: «и красный вождь, и белый офицер» находили убежище под его кровом.

В поэзию Волошина послереволюционных лет пришли публицистически страстные размышления о судьбах России. Произведения этого времени составили сборник «Демоны глухонемые» (1919 г.), книгу стихов «Неопалимая купина», включающую поэму «Россия».

В 20-х гг. Волошин существовал в контакте с новой властью, работал в области народного просвещения, охраны памятников, краеведения. Он вступил в Союз писателей, однако стихи его в России практически не печатались. Дом поэта в Коктебеле, построенный им в 1903 г., вскоре стал местом сбора литературной молодёжи. Здесь бывали Н. С. Гумилёв, М. И. Цветаева, О. Э. Мандельштам и многие другие. В 1924 г. с одобрения Наркомпроса Волошин сделал его бесплатным Домом творчества. В этом доме он и умер 11 августа 1932 г.

Цветаева, откликаясь на известие о кончине поэта, писала: «Творчество Волошина — плотное,
весомое, почти что творчество самой материи, с силами, не исходящими свыше, а подаваемыми той… сожжённой, сухой, как кремень, землёй, по которой он так много ходил…»


citaty.su

Максимилиан Волошин краткая биография

Максимилиан Волошин – бунтарь и пацифист.
Не каждый знаком с творчеством и биографией поэта, художника М. Волошина. Его стихов мы не найдём в учебниках, его картин мы не увидим на обложках книг. Но существует такой уголок земли, где всё говорит о этом человеке – это посёлок Коктебель, который находится в Крыму, недалеко от города Феодосия. Здесь он провёл почти всю свою жизнь, здесь он творил и создавал. В историю поэзии он ворвался, как бесстрашный гражданин и пацифист.

Родился Максимилиан Александрович Волошин в Киеве 16 мая 1877 года. Воспитывала его только мать, Елена Оттобальдовна, из рода обрусевших немцев, с отцом мальчика она развелась вскоре после его рождения. Женщиной она была волевой, строгой, властной, что не скажешь о её сыне миролюбивом, спокойном, добродушном человеке. Мать старалась развивать в нём бойцовский характер.
В 1893 году мать поэта покупает участок земли в Коктебеле и переезжает туда вместе с сыном. Максимилиан учится в гимназии, которая находится в Феодосии, а к матери приезжает только на каникулы.
После окончания школы в 1897 году Волошин поступает в Московский университет на юридический факультет. Проучившись 2 года его отчисляют: за его вольнодумство, за интерес к книгам К. Маркса, за неприязнь власти, позже его лишают права поступать в любые другие университеты России. После этих событий он решает ехать в Европу и занимается самообразованием: слушает лекции в Сарбоне, обучается рисованию и гравюре в Париже.
С 1903 по 1913 годы увлекается акварелью, пишет много пейзажей, вырабатывая в живописи свой стиль.
В 1906 году он женится на художнице М.В. Сабашниковой и переезжает в Петербург, но этот брак был недолгим, буквально через год в 1907 году он возвращается в Коктебель, чтобы поселиться здесь навсегда. Там на участке земли его матери, возле моря, он строит себе двухэтажный дом. Начинается его работа над циклом «Киммерийские сумерки» (Крым он любил называть – «Киммерия»). В его новый дом приезжает очень много гостей знаменитых и известных: Николай Гумилёв, Марина Цветаева, Осип Мандельштам, Валерий Брюсов. Все отдыхали, купались в море, наслаждались природой, а по вечерам декламировали стихи, разыгрывали пьесы.
Его первая книга сочинений выходит в 1910 году и имеет название «Стихотворения 1900-1910». В 1916 году был выпущен ещё один сборник стихов.
В 1914 году, будучи принципиальным пацифистом, он пишет письмо с отказом от военной службы самому министру военных дел России.
Гражданская война оставила тяжёлый отпечаток на его жизни, он не признавал никакой власти, тем самым помогал укрываться в своём доме, то белым, то красным, рискуя собственной жизнью. Свою фамилию он находил в списках, приговорённых к расстрелу крымчан, врангелевцами.
После гражданской войны на него постоянно нападает новая власть, требуя от него выселения из дома, в журналах над ним изгалялись, называя его «контрреволюционером».
В 1919 году выходит последний прижизненный книга стихов, напечатанный на родине, после на протяжении 60 лет о нём как бы забыли.
В марте 1927 года женится на Марии Степановне Заболоцкой. С ней он познакомился ещё в 1922 году. Она работала фельдшером в соседнем селении и помогала ему заботиться о его «сдававшей» матери. Эта женщина была с ним рядом до конца его дней, она пережила его на много лет, но с тем же энтузиазмом продолжала следить за домом, не изменяла тех порядков и устоев, которые там существовали, туда всё время приезжали писатели, поэты, все творческие люди.
В 1929 году Волошин переносит первый инсульт и практически прекращает заниматься творчеством.
В августе 1932 года у него случился второй инсульт, после которого он умирает. Похоронен Волошин на горе Кучук-Енишар, с которой открывается прекрасный вид на Коктебель и Карадаг (потухший вулкан) с профилем поэта.

www.istmira.com

Краткая биография Максимилиана Волошина | Оллам

Максимилиан Волошин — один из самых эксцентричных и загадочных поэтов ХХ века. Великий мистификатор и балагур, он оставил огромное творческое наследие, предоставив нам самим разбираться, что есть в его жизни правда, а что ложь.  

Всю свою жизнь Волошин постигал мир, по крупинке собирая все то —  мудрое и вечное, что составляет наше бытие. Марина Цветаева, оставившая  немало воспоминаний о нем, писала: «Макс сам был планета. И мы, крутившиеся вокруг него, в каком-то другом, большем, круге, крутились совместно с ним вокруг светила, которого мы не знали. Макс был знающий. У него была тайна,…, этой тайны не узнал никто…»  Волошин действительно был выдающейся личностью, человек-оркестр, обладавший многими талантами. Невероятно любознательный, он торопился все успеть в жизни, испробовать себя на разных поприщах, изучить, разобраться в законах вселенной, заглянуть вглубь истории. 

Волошин родился в мае 1877 года  в Киеве у супружеской четы Кириенко-Волошиных. Через два года после рождения Максимилиана семья распалась, и мать, забрав сына, переехала в Севастополь. Строгая и величественная, по-немецки педантичная и властная женщина, она оказала значительное влияние на формирование личности поэта. Обстоятельный и аккуратный, Волошин умел дружить по-настоящему, искренне. Позднее М. Цветаева напишет о нем, как об обладателе  «германской качественности дружбы». При этом Волошин добродушен, друзья называют его солнечным человеком, у него великолепное чувство юмора и он увлечен самыми разнообразными учениями, от новомодной психологии Фрейда, до средневековой алхимии и спиритизма. Обладатель необычной внешности, невысокий, коренастый, широколицый, с пышной бородой, Волошин нередко становился объектом ироничных выпадов и даже откровенных насмешек.

«Макс был настоящим чадом, порождением, исчадием земли. Раскрылась земля и породила: такого, совсем готового, огромного гнома, дремучего великана, немножко быка, немножко бога… со всеми морскими и земными солями в крови…» (М.Цветаева). Но Волошин не обращал внимания на выпады, напротив, его любимой одеждой стала безразмерная холщовая рубаха до колен, которую сам он называл «хитон». И в этом образе была запечатлена вся его суть – не то добрый сказочный домовой, собиравший в своем жилище лучшие дарования серебряного века, не то последователь графа Толстого, бродивший по окрестностям Коктебеля, опираясь на посох.  Вообще, Волошин обожал долгие прогулки, и так, пешим, он исходил и все восточное побережье Крыма, и почти всю южную Европу, останавливаясь на ночлег в дешевых гостиницах.  Сам он считал, что странствия — одна из форм познания мира, эпох, и писал о себе:

«ступни горят, в пыли дорог душа».

Детство Волошина прошло в бедности, они переезжали то в Таганрог, затем в Москву. Но, несмотря на это, Макс рос смышленым ребенком. Общительный и жизнерадостный, он  уже тогда был увлечен рисованием и поэзией, с удовольствием декламировал стихи Некрасова, Пушкина, Ершова. В пятилетнем возрасте Максимилиан сам научился читать, а будучи гимназистом уже писал свои первые стихи.

В 1893 году семья переехала в Коктебель и началась новая веха в жизни Волошина. Макс был несказанно рад переезду, Москва казалась ему «затхлой», учеба в гимназии — скучной, а отметки в аттестате явно не соответствовали его блестящим знаниям.

В то время Коктебель – пустынная долина, постепенно заселяемая дачниками. Именно Волошин, с его обаянием и умением объединять вокруг себя талантливых людей, впоследствии сделает Коктебель одним из любимых мест отдыха русской богемы. А пока что Макса отправили на учебу в Феодосию. Этот городок восхитил молодого поэта, его улочки еще хранили атмосферу средневековой Италии, а на склоне гор возвышались башни генуэзской цитадели. Этот город стал знаковым в жизни Волошина, здесь у него появились первые близкие приятели, здесь его настигла первая влюбленность. В период обучения в гимназии Волошин открыл в себе таланты режиссера и актера, а его рисунки были одобрены самим И.К. Айвазовским. В то же время Волошин не забывал и о поэзии, и хотя его стихи пользовались большим успехом, пока его произведения – это больше подражание великим русским поэтам. Он был еще молод и не «нащупал» свой стиль, однако,  с упоением оттачивал свое мастерство, занимаясь переводами произведений немецких поэтов.

Следующий период жизни поэта – неоднократные путешествия в Европу, экспедиция в Среднюю Азию —  стали завершающим этапом формирования поэтического дара поэта. Он обрел свой стиль, его поэзия стала самобытной и глубокомысленной.

И все же главным детищем Волошина стал его «Дом поэтов» в Коктебеле. Творческая интеллигенция приезжала туда не только отдыхать, но и в поисках убежища. Щедрый Волошин принимал всех, спасая от гонений, укрывая лучезарным светом своей души.

«Он так же давал, как другие берут. С жадностью». (М. Цветаева). В его доме всегда были гости. Веселые, хмельные, они могли сутками кутить, и нередко между ними вспыхивали яростные споры и ссоры, но Волошин, словно третейский судья, мирил их и объединял, находя подход ко всем. В это же время сам поэт все глубже переживал события, происходящие в стране, в его стихах все чаще звучал мотив России – великомученицы.

 «Отдалась разбойнику и вору…
 И пошла, поруганной и нищей,
 И рабой последнего раба». 

За сборник  «Стихи о терроре» и многолетний труд  — поэму «Путями Каина» на Волошина на долгие годы навесят ярлык «контрреволюционера», и его стихи вплоть до 1961 года будут запрещены.

Максимилиан Волошин умер в 1932 году.  По завещанию, его похоронили на коктебельской горе Кучук-Енишар, там, откуда виден его любимый дом.

ollam.ru

Волошин Максимилиан Александрович – краткая биография

Максимилиан Александрович Кириенко-Волошин (28 мая 1877 – 8 ноября 1932) – прославленный русский поэт, один из самых значительных представителей движения символистов в русской культуре, литературный и художественный критик, печатавшийся во многих журналах начала XX века («Весы», «Золотое Руно», «Аполлон»). Он известен также блестящими переводами на русский язык ряда французских поэтических и прозаических произведений.

 

Молодость Волошина

Волошин родился в Киеве в 1877 году. Он провел детство в Севастополе и Таганроге. В 1893 году его мать купила дешевый участок земли в крымском Коктебеле. По окончании средней школы Волошин поступил в Московский университет – как раз во время, когда в России ширилось радикальное студенческое движение. Волошин принял в нём активное участие и в 1899 был исключён из университета.

Не обескураженный этим, Максимилиан Александрович стал путешествовать по всей России, часто пешком. Сам он так описывал этот период своей жизни:

 

«…Доживался последний год постылого XIX века: 1900 год был годом «Трех разговоров» Владимира Соловьева и его «Письма о конце Всемирной Истории», годом Боксерского восстания в Китае, годом, когда явственно стали прорастать побеги новой культурной эпохи, когда в разных концах России несколько русских мальчиков, ставших потом поэтами и носителями ее духа, явственно и конкретно переживали сдвиги времен. То же, что Блок в Шахматовских болотах, а Белый у стен Новодевичьего монастыря, я по-своему переживал в те же дни в степях и пустынях Туркестана, где водил караваны верблюдов».

 

Возвратившись в Москву, Волошин не пробовал восстановиться в университете, а продолжил путешествия – теперь в Западную Европу, Грецию, Турцию и Египет. Пребывание в Париже и поездки по Франции глубоко повлияли на Максимилиана Александровича. Волошин вернулся в Россию «настоящим парижанином».

В то время в России существовало много литературных групп и направлений, создавших «Серебряный век русской поэзии». Но Волошин стоял в стороне от них, хотя был близким другом многих выдающихся деятелей культуры. «Я – Прохожий, близкий всем, всему чужой», – писал он сам о себе.

Портрет Максимилиана Волошина. Художник Б. Кустодиев

 

Когда один «сумасшедший» порезал ножом знаменитую картину Репина «Иван Грозный убивает своего сына», шокировав этим интеллектуальную Россию, Волошин был единственным человеком в стране, который защищал виновного, усматривая в его поступке уместный эстетический протест против «безвкусной» картины, изображающей кровь.

Волошин вступил в кратковременный брак с художницей Сабашниковой, но они вскоре расстались. Максимилиан Александрович вернулся обратно в крымский Коктебель, где прошла большая часть его детства. Первый сборник стихов Волошина появился в 1910 году, за ним последовали и другие. В 1914 было издано полное собрание его сочинений. Поэт оказал горячую и бескорыстную поддержку юной, никому не известной Марине Цветаевой в начале её творческого пути.

 

Волошин в смутные годы

В начале Первой Мировой войны Волошин, живший тогда в Швейцарии, написал глубокие и проницательные стихотворения, полные философского и исторического анализа современных ему трагических событий. Он зарекомендовал себя убеждённым гуманистом, призывая «в дни революций быть Человеком, а не Гражданином», «в смутах усобиц и войн постигать целокупность.  Быть не частью, а всем; не с одной стороны, а с обеих» (стихотворение «Доблесть поэта»).

Волошин переехал во Францию, где оставался до 1916. За год до Февральской революции в России, Максимилиан Александрович вернулся на родину и поселился в Коктебеле, где ему предстояло остаться до конца жизни. Последовавшая за этим Гражданская война побудила Волошина к написанию длинных стихов, где он пытался выявить связь между тем, что происходило тогда в России, и её далеким, мифологизированным прошлым. Позднее, Волошина обвиняли в самом страшном для большевизма грехе: самоустранении от политической борьбы между красными и белыми. На самом деле, он старался защищать белых от красных и красных от белых. Во время Гражданской войны его дом был подпольным убежищем для людей обеих партий, если им грозила опасность.

Ни у одного другого поэта произведения никогда не были так тесно связаны с местом, где он жил. Волошин воссоздавал полумифический мир Киммерии в картинах и стихах, писал пейзажи первозданного Восточного Крыма. Сама природа, казалось, отвечала на искусство Максимилиана Александровича. К востоку от теперешнего Музея Волошина (его бывшего дома), есть гора, форма которой странно напоминает профиль поэта.

Фото Максимилиана Волошина

 

Волошин чудом пережил Гражданскую войну. В 1920-е годы он устроил в своем доме бесплатный дом отдыха для писателей. Максимилиан Александрович всегда с пренебрежением относился к идее частной собственности, однако продолжал черпать большую часть своего вдохновения из одиночества и созерцания природы.

В последние годы жизни Максимилиан Волошин снискал признание и как тонкий акварельный живописец. Некоторые из его картин сейчас принадлежат музеям по всему миру, другие находятся в частных коллекциях в России и за рубежом.

 

Творчество Волошина и память о нём

Хотя некоторые критики ставят весьма разнородную по достоинству поэзию Волошина ниже стихов Пастернака или Ахматовой, признано также, что она содержит глубокие философские прозрения и рассказывает нам о русской истории больше, чем творчество любого другого поэта. Многие из мыслей Волошина кажутся пророческими. Цельность миросозерцания и глубина идей Максимилиана Александровича привели к замалчиванию его наследия в советском государстве. За период 1928-1961 не было опубликовано ни одного его стихотворения. Если бы Волошин не умер от инсульта в 1932 году, то, почти несомненно, стал бы жертвой Большого Террора. «Не в первый раз, мечтая о свободе, мы строим новую тюрьму», – провидчески пишет он в одном из лучших своих произведений – «Китеж».

Небольшая деревня Волошина Коктебель в Юго-Восточном Крыму, которая вдохновила так много его стихов, по-прежнему сохраняет память о своем знаменитом обитателе. Максимилиан Александрович похоронен там на горе, ныне носящей его имя. Волошинский «Дом поэта» (ныне музей) продолжает привлекать людей из всех частей света, напоминая о днях, когда его гостеприимный хозяин собирал вокруг себя множество стихотворцев, художников, актеров, ученых и путешественников. Максимилиан Волошин считается одним из самых замечательных поэтов русского Серебряного века.

 

rushist.com

Максимилиан Волошин: краткая биография и творчество поэта / Другие авторы

Максимилиан Александрович Волошин (наст. фам. — Кириенко-Волошин) — поэт (28.5. (16.5.) 1877 Киев — 11.8.1932 Коктебель в Крыму). Из дворянского рода, по линии отца предки — запорожские казаки, по материнской линии — обрусевшие в 17 в. немцы. В 1897 году Максимилиан Волошин окончил гимназию в Феодосии. Занятия на юридическом факультете Московского университета ему пришлось в 1898 году прервать из-за участия в студенческих беспорядках. 

С 1900 он постоянно выступает как писатель и художник. В 1900 году была опубликована в журнале «Русская мысль» его статья о бальмонтовском переводе Гауптмана. С 1901 по 1917 гг. Максимилиан Волошин жил в основном в Париже, получая широкое образование, много путешествуя по Европе и регулярно бывая в России. Он сотрудничал в символистских журналах «Весы» и «Золотое руно», дружил с М. Цветаевой. В этот период Волошин серьезно занялся антропософией. На его сборник «Стихотворения» (1910), написанный под влиянием французских символистов, с большой похвалой откликнулся В. Брюсов. Последовавший затем в 1916 году второй сборник «Anno mundi ardentis«1915 года содержал стихи о войне. Стихи Волошина стали строже, приближались теперь к эстетике акмеизма; он публиковался в журнале «Аполлон». 

В октябре 1916 года поэт вернулся в Россию и с тех пор постоянно жил в Коктебеле, на восточном побережье Крыма. Большевистский переворот он воспринял как акт насилия, который Россия и каждый человек должны перенести — как Христос свой крест и свою смерть — чтобы очищенными воскреснуть. Поначалу вышли еще два сборника стихов Волошина «Иверни» (1918) и «Демоны глухонемые» (1919, в Харькове). Во время боев в Крыму поэт стал свидетелем страшного террора. Максимилиан Волошин пытался приостановить поток убийств, вступаясь за отдельных жертв, и облегчить страдания; он молился и помогал практически, у него жил «красный вождь» Бела Кун, находили убежище белые офицеры, его имя было в списках предназначенных к ликвидации. Эти события нашли отражение в стихах (см. «Дом поэта»). Из подборки стихов Волошина «Пламена«, переданной за границу в 1920 году, в Берлине были опубликованы «Стихи о терроре» (1923), там же был переиздан сборник «Демоны глухонемые». 

В своем дальнейшем творчестве Максимилиан Александрович оставался последовательным противником коммунистической системы. Его травили в прессе, но покровители на высоких постах сохраняли ему жизнь и свободу. Некоторое время поэт благодаря Луначарскому получал небольшое пособие, но в основном он жил в большой материальной нужде, рисовал акварели, писал стихи. Как человек сильного обаяния Волошин давал душевное утешение некоторым подавленным горем людям (например, жене С. Есенина после его самоубийства), он держал свой дом открытым для несчетного количества людей умственного и творческого труда. Летом дом превращался в место отдыха для многочисленных писателей и знакомых Волошина, причем там одновременно принимали более 100 человек. 

С 1925 года и до конца жизни Максимилиана Александровича в СССР совсем не печатали; он умер в 1932 году своей смертью. Незадолго до кончины поэт завещал свой дом Литфонду Союза писателей СССР, членам которого он служит теперь как место отдыха и работы. На протяжении десятилетий о Волошине в СССР молчали, с 1960 года о нем иногда стали упоминать. Новое издание его стихов в СССР появилось снова в 1977 г. и только перестройка открыла его творчеству свободный и широкий доступ к читателю в России. 

В раннем творчестве Волошина, внесшего существенный вклад в литературу серебряного века, ощутимо французское влияние, мистическое сочетается в нем с античным, обнаруживая любовь поэта к древнегреческой культуре. От сближения с акмеистами его стихи приобрели ясность, строгость и плотность, увеличился вес отдельного слова. Его творчество пронизано глубокой религиозностью, ощущением истории и поисками путей, на которых понимается и преодолевается страдание. В революции он видел кровавый террор, в большевиках — одержимых сатаной, которые низвергают Россию в Хаос, но он верил в богоданность, в необходимость этого разрушения ради очищения и нового возрождения. Часто его стихи отражают поиски смысла жизни в истории, в житиях святых (например, «Святой Серафим«, 1919) или же, и чаще всего — в русских крестьянских бунтах и во Французской революции. Для наглядного изображения ужаса он приводит исторические аналогии, оставаясь при этом на точке зрения жертв. «Дом поэта» наряду с обзором истории Крыма говорит о собственной судьбе Максимилиана Волошина, отражает обретенную в муках и вере внутреннюю свободу этого поэта, на которого мало обращают внимания и о котором Цветаева писала: «француз культурой, русский душой и словом, германец — духом и кровью». Вышедшая в 1990 году книга «Путник по вселенным» — это сборник автобиографической прозы и очерков о писателях и художниках его времени: М. Кузмине, А. Ремизове, И. Эренбурге, О. Мандельштаме и др.

Источник: В. Казак. Лексикон русской литературы XX века — М.: РИК «Культура», 1996

classlit.ru

Всё кратко.ру — Волошин М.А. — Биография кратко. Волошин Максимилиан Александрович



(1877 — 1932)

Волошин (настоящая фамилия — Кириенко-Волошин) Максимилиан Александрович (1877 — 1932), поэт, критик, эссеист, художник.
Родился 16 мая (28 н.с.) в Киеве. Воспитанием занималась мать, Елена Оттобальдовна (урожденная Глазер). Отец Волошина умер, когда Максимилиану было четыре года.
Начинает учиться в московской гимназии, а заканчивает гимназический курс в Феодосии. С 1890 начинает писать стихи, переводит Г.Гейне.
В 1897 поступает на юридический факультет Московского университета, но через три года его исключают за участие в студенческих волнениях. Решает целиком посвятить себя литературе и искусству.
В 1901 едет в Париж, слушает лекции в Сорбонне, в Лувре, много занимается в библиотеках, путешествует — Испания, Италия, Балеарские острова. Пишет стихи.
В 1903 возвращается в Россию, знакомится с В.Брюсовым, А.Блоком, А.Белым и другими деятелями русской культуры. Публикует свои стихи в разных изданиях. Летом того же года недалеко от Феодосии, в поселке Коктебель, покупает землю и строит дом, который очень скоро становится своеобразным «летним клубом», «летняя семья» которого была многолюдна и разнообразна: поэты, художники, ученые, люди всевозможных профессий, наклонностей и возрастов.
Большое влияние на Волошина оказала его первая жена — художница М.Сабашникова, страстно увлекавшаяся оккультизмом и теософией (это влияние нашло отражение в его стихах «Кровь», «Сатурн», цикл «Руанский собор»). Помимо литературы Волошин серьезно занимался живописью (известны его крымские акварели).
Бывая зимой во Франции, в качестве корреспондента журнала «Becы»пишет статьи о современном искусстве, отчеты о парижских выставках, рецензии на новые книги, публикуясь в различных газетах и журналах. Одним из первых он поддерживает творчество молодых М.Цветаевой, С.Городецкого, М.Кузмина и др.
В 1910 критика отметила как событие в литературной жизни новую книгу Волошина «Стихотворения. 1900 — 1910».
Перед первой мировой войной Волошин издает несколько книг: переводы, сборник статей; продолжает увлеченно заниматься живописью. Перед самым началом войны едет в Швейцарию, затем в Париж. Его новые стихи показывают «ужас разъявшихся времен», он выражает протест против мировой бойни в цикле статей «Париж и война».
В 1916 возвращается в Коктебель, читает лекции о литературе и искусстве в Феодосии и Керчи.
Во время Февральской революции, которая не вызвала у него «большого энтузиазма», Волошин находился в Москве и выступал на вечерах и литературных концертах. Октябрьскую революцию принял как суровую неизбежность, как испытание, ниспосланное России. Во время гражданской войны стремился занять позицию «над схваткой», призывая «быть человеком, а не гражданином». Живя в Крыму, в Коктебеле, где особенно часто менялась «власть», Волошин спасал от смерти и «красных», и «белых», понимая, что спасает просто человека.
После революции создает цикл философских поэм «Путями Каина» (1921 — 23), поэму «Россия» (1924), стихи «Дом поэта» (1927), «Владимирская Богоматерь» (1929). Много работает как художник, участвуя в выставках в Феодосии, Одессе, Харькове, Москве, Ленинграде. Свой дом в Коктебеле Волошин превратил в бесплатный приют для писателей и художников, в чем ему помогала его вторая жена М.Заболоцкая. В 1931 он завещал свой дом Союзу писателей.
Волошин умер от воспаления легких 11 августа 1932 в Коктебеле. Похоронен, как он завещал, на вершине приморского холма Кучук-Янышар.
Краткая биография из книги: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.




vsekratko.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *