Македонская династия и расцвет империи (867-1081)
Содержание
- 1 Императоры
- 2 Арабы на Востоке и на Западе
- 3 Болгары и дунайская граница
- 4 Социальные проблемы
- 5 Раскол
- 6 Культура
- 7 Упадок империи
Императоры
Период, к рассмотрению которого мы подошли, наряду с веком Юстиниана является самым славным в истории Византии. Победоносная византийская армия сдержала или отбросила многочисленных противников и раздвинула границы империи. В то же время византийская цивилизация переживала то, что справедливо назвали ее «вторым золотым веком». Никогда со времен Юстиниана Византия не пользовалась таким огромным престижем, никогда больше она не достигнет столь впечатляющих успехов. Мы долгое время знали историю этой воистину эпической эпохи по трудам французского византиниста Ж. Шлюмберже: «Никифор Фока» и три тома «Византийской эпопеи». Здесь мы сможем рассказать о ней лишь в самых общих чертах. Первое и самое новое заключается в том, что осуществленное не явилось делом одного человека, как это было в VI в. при Юстиниане, но многих, сменявших друг друга императоров, выделявшихся различными способностями. Основатель династии Василий I происходил из армянской семьи, обосновавшейся в Македонии, отчего и происходит обычное, на самом деле неточное, наименование династии: «Македонская». Скорее благодаря своей физической силе, ловкости и умению объезжать диких лошадей, нежели действительным достоинствам, он стал фаворитом последнего из аморийских императоров Михаила III, который и привлек его к управлению страной. Однако в 866 г. Василий приказал убить дядю императора кесаря Барду, а в следующем году и самого императора. С 867 по 886 г. Василий правил единолично.
Его сыновья Лев VI Мудрый и Александр царствовали совместно с 886 по 913 г., но правил Лев VI. Ради того, чтобы иметь сына — наследника короны, Льву VI пришлось жениться четыре раза подряд, что вызвало грандиозный скандал. Его удивительное упорство, как говорили, свидетельствовало о появившейся заинтересованности в легитимности власти. Впредь будет существовать «императорская семья, члены которой получают имя Багрянородный (Порфирородный)» (рожденный в палате дворца, называемой «порфирной»). Сын Льва VI Константин VII Багрянородный занимал трон с 913 по 959 г., но с 919 по 944 г. власть в реальности принадлежала соправителю императора Роману Лакапину (Лекапину), армянину по происхождению. Сын Константина VII Роман II царствовал лишь с 959 по 963 г. Его вдова Феофано вышла замуж за военачальника Никифора Фоку, главнокомандующего армией Азии, погибшего в результате покушения в 969 г.
Убийца Иоанн Цимисхий, также армянин, царствовал с 969 по 976 г. и считал себя законным государем, поскольку был женат на Феодоре, дочери Константина Багрянородного. После него трон занимали совместно два сына Романа II Василий II Болгаробойца и Константин VIII (976-1028). Затем началось смутное время, когда появились первые признаки упадка династии. Главная фигура того времени — императрица Зоя, бывшая последовательно супругой трех императоров (Романа IV Аргира, Михаила Пафла-гонянина и Константина Мономаха). Некоторое время она самолично и полноправно управляла империей вместе со своей младшей сестрой Феодорой. Это было последнее женское правление в истории Византии. Следует еще раз подчеркнуть, что Македонская династия была на самом деле армянской. Армянами были также Роман Лакапин, правивший вместо Константина VII, и узурпатор Иоанн Цимисхий. Другая черта, объединявшая этих императоров, заключалась в том, что все они были прежде всего солдатами, за исключением Льва VI и Константина VII, но при Константине VII, как уже говорилось, правил адмирал Роман Лакапин.
Арабы на Востоке и на Западе
На всех границах, кроме дунайской, империи приходилось сражаться против арабов. Василий I и Лев VI почти ежегодно проводили военные кампании, которые часто были победоносными, но никогда не были решающими. На Западе они вернули Тарент, но в то же время арабы окончательно завоевали и закрепили за собой Сицилию, захватили Сиракузы, Тавромений (Таормину) и Региум. На Востоке удалось расширить азиатскую границу империи, но в 904 г. пираты- мусульмане неожиданно захватил Фессалонику, разграбили город и направились к Сирии, увозя богатую добычу и более 20 тыс. пленников. Это послужило сигналом к возобновлению решительного наступления. При Романе Лакапине оно увенчалось успехом в Верхней Месопотамии, в частности была взята Эдесса.
Позже решающие победы одержали Никифор Фока и Иоанн Цимисхий, сперва как военачальники, а затем как императоры. Фока вернул Крит, Кипр, Таре, Киликию и, что особенно существенно, Алеппо и Антиохию. Цимисхий перенес боевые действия на другой берег Евфрата и организовал подлинный крестовый поход с целью освобождения святых мест: захватил Дамаск и часть Палестины, хотя так и не дошел до Иерусалима. Василий II сумел сохранить отвоеванные земли, но значительно их не увеличил. Тем не менее империя добилась решительных успехов на Крите, берегах Евфрата и в Сирии. Не менее явны успехи Византии в Армении. Эта страна была яблоком раздора в непрекращавшейся борьбе Персидской и Римской империй. В VII в. Армению захватили арабы. В IX в. трон заняла армянская династия Багратидов — с обоюдного согласия арабов и византийцев, ибо и те и другие нуждались в поддержке армян. Победу одержит Византия: при Романе Лакапине византийское влияние в Армении усилится, при Василии II часть Армении будет завоевана, а другая окажется в вассальной зависимости, при Константине Мономахе падет армянская столица Ани и Багратиды лишатся трона.
В период этих славных царствований Византия не забывала об Италии, где Лев VI создал две фемы, хотя и очень небольшие: Лангобардскую и Калабрийскую, позднее превращенные в катепанат* Бари. Возможно, византийский император даже намеревался отобрать у императора Запада узурпированные им титулы. Возможно, он оспаривал императорский титул у Людовика II или у Оттона, основателя Священной Римской империи, коронованного в Риме в 962 году. Но арабская опасность затмевала эти распри. Не исключено, что Фока добивался союза с Оттоном I; среди посольств, которыми в то время обменивались обе империи, самым знаменитым было посольство Лиутпранда. Цимисхий отдал византийскую принцессу Феофано в жены Оттону II, который, впрочем, потерпел поражение от арабов. Василий П, по крайней мере, победил в битве при Каннах, где впервые столкнулся с норманнской угрозой. Этот успех укрепил позицию Византии в Италии и позволил Михаилу IV снарядить экспедицию против арабской Сицилии: Георгий Маниак вернул Мессину.
Болгары и дунайская граница
Болгарская опасность была более локальна, но значительно серьезнее, чем арабская. Конфликт разразился при преемнике Бориса — его сыне Симеоне, получившем воспитание в Константинополе. Чтобы помешать Симеону осуществить его опасные планы, Лев VI, следуя традициям византийской дипломатии, призвал мадьяр, или венгров (это первое упоминание о них в истории), и те захватили север Болгарии. Симеон, в свою очередь, обратился к печенегам и с их помощью изгнал мадьяр. Затем он разгромил греков и дошел до стен Константинополя. Лев VI был вынужден подписать договор и заплатить дань. Затем Симеон обратил свои честолюбивые устремления на Фессалонику. Боясь потерять этот город, Лев VI уступил болгарам обширные территории Северной Македонии. Наконец, Симеон поставил перед собой новую цель — Константинополь, намереваясь стать «царем болгар и императором римлян» — титул, который он присвоил себе на какое-то время. В 917 г. Симеон победил в битве при Анхиале, в 922 г. взял Адрианополь и в конце концов захватил всю Македонию и Фракию, за исключением Фессалоники и Константинополя. Он осадил столицу, в очередной раз посчитавшую себя обреченной и в очередной раз спасенную своими стенами.
Вероятно, в 924 г. под ними произошла драматическая встреча Симеона и Романа Лакапина, который накануне провел ночь в молитвах в храме Св. Софии. В результате было заключено перемирие с единственным условием: византийцы выплатят дань — и Симеон отступил. Что произошло? Распространено мнение, что на болгарина произвело впечатление величие византийского императора. Более правдоподобна другая версия, объясняющая сговорчивость Симеона тем, что ему самому в то время угрожали сербы, а его переговоры с арабами о совместной блокаде Византии провалились. Симеон умер в 927 г. При его преемнике Петре Болгария начала приходить в упадок, ускоренный внутренними распрями. Ни-кифор Фока и Иоанн Цимисхий возобновили борьбу, причем некоторое время им помогал русский князь Святослав. Византийцы завоевали Восточную Болгарию, а возможно, и всю Болгарию, вновь отодвинув границу к Дунаю. В очередной раз все изменилось, когда царь Самуил в Западной Болгарии реформировал болгарское войско и восстановил государство, простиравшееся от Дуная до Фессалии и Адриатики.
Василий II сражался с ним с дикой жестокостью (986-1014), не уступавшей жестокости болгар, за что получил прозвище Болгаробойца. Решающая битва произошла в 1014 г. к северу от македонского города Серры. Болгарская армия была разгромлена, всем пленным (15 тыс.) Василий II повелел выколоть глаза, за исключением каждого сотого, оставленного проводником, и отправил это жалкое войско к Самуилу. Через несколько недель Самуил умер. Вся Болгария оказалась под властью византийского правителя. Так пришел конец первой Болгарской империи, а Византия вновь утвердила свое господство на всем Балканском полуострове. Но эти события не гарантировали полной безопасности на северной, дунайской, границе. Не только мадьяры, которым был показан путь на юг, или печенеги, расселившиеся между Дунаем и Днепром и в итоге обложившие Византию данью, но и русские представляли все более серьезную опасность.
Традиционно считается, что князь Олег предпринял поход против Константинополя еще в 907 году. Остается спорным вопрос, был ли этот поход, якобы завершившийся заключением договора, действительно историческим фактом, или же он относится к области легенд. Не вызывает сомнений, что отношения между Византией и Русью, то дружественные, то враждебные, постоянно развивались. С начала X в. в византийской армии служили русские наемники. Во времена правления Романа Лакапина князь Игорь дважды нападал на Константинополь — в 941 и 944 гг., но, заключив договор, вернулся в Киев. Ситуация окончательно разрешилась при Василии II, оформившим союз с принявшим христианство русским князем Владимиром, который женился на византийской принцессе и крестил свой народ в 988 или 989 году. Таков еще один пример свойственной Византии ловкости, ее умению сочетать мощь армии с дипломатическим искусством и религиозной пропагандой.
Социальные проблемы
Управляя государством, императоры особое внимание обращали на вопросы, связанные с земельной собственностью. Документы того времени часто противопоставляют друг другу «людей сильных», имущих, или династов, и бедных, или «убогих». К первым относились те, кому их состояние, должности и положение позволяли оказывать давление на мелких собственников и вытеснять их с земель. В своих владениях, огромных, словно целые провинции, они чувствовали себя независимыми правителями. «Бедные» — это крестьяне — собственники небольших наделов земли или же пользователи воинских участков, о которых речь шла выше. Уговоры и угрозы династов, а порой и злоупотребления сборщиков налогов подталкивали мелких землевладельцев искать защиту и относительное спокойствие у людей сильных, расплачиваясь за это свободой. Исчезновение мелкой собственности повлекло за собой серьезные экономические, налоговые и военные последствия.
Чрезмерное развитие крупной собственности представляло опасность, всю полноту которой пришлось осознать, когда два представителя владетельных фамилий Малой Азии Варда Фока и Варда Склир подняли мятеж, чуть было не лишивший трона Василия II. В 922 г. указом Романа Лакапина было положено начало мерам по изменению такого порядка вещей: богатым запрещалось приобретать имущество у бедняков, крестьянину же, вступающему в борьбу с крупным землевладельцем за приобретение участка земли, давалось предпочтительное право покупки. Указ обязывал также вернуть воинские участки, отнятые или купленные у их законных владельцев. Эти нововведения Роман Лакапин подтвердил в новелле 934 г. Особенно безжалостным к имущему сословию был Василий II. Новеллой 996 г. он отменил сорокалетний срок давности, относившийся к приобретениям крупных собственников, та же новелла запрещала покровительство и вновь вводила в действие положение, обязывающее богачей платить налоги за бедняков, если те не имели достаточных средств.
Не меньшую опасность, чем династы, для мелких собственников представляли монастыри — многочисленные и могущественные. Роман Лакапин указами 922 и 934 гг. лишил монастыри права приобретать земли бедняков, а Никифор Фока запретил создавать новые монастыри и преподносить дары монастырям существующим (964).
Однако предпринятые меры оказались тщетными. Земельная аристократия и монашество были слишком влиятельны, чтобы император мог долго обходиться без их поддержки или же навлекать на себя их гнев. Начиная, по-видимому, с Романа Аргира или во всяком случае с Исаака Комнина, все эти новеллы уже не имели никакой силы. Борьба крупных и мелких собственников, ставшая драмой в социальной истории Византии, закончилась бесспорной победой династов.
Раскол
Мы уже говорили о событии, иногда называемом «первым фотианским расколом». Его спровоцировала анафема, которой взаимно предали друг друга папа и патриарх. Василий I, поначалу заменивший Фотия Игнатием, вновь призвал его после смерти последнего, а Константинопольский собор 879 г. снял с него анафему. До недавнего времени традиционно считалось, что возмущенный папа Иоанн VIII повторно предал Фотия анафеме и в результате между церквами произошел разрыв, названный «вторым фотианским расколом». Исследования Дворника, В. Лорана и В. Грюмеля доказали, что после собора 879 г. не было никакого разрыва; вероятнее всего, папа все же признал Фотия, который со своей стороны, изменил мнение по некоторым пунктам и примирился с папством.
Настоящий и окончательный раскол произошел в середине XI века. Отношения между папством и империей уже давно были натянутыми, так как между ними шла борьба за влияние в Южной Италии. Но это не являлось достаточным основанием для раскола, понадобились высокомерие и амбициозность двух людей, отвергавших мысль о малейших уступках: речь идет о папском легате кардинале Гумберте и о константинопольском патриархе Михаиле Кируларии. Грубый и властный патриарх не побоялся проводить самостоятельную политику в отношениях с Западом, противоположную политике тогдашнего императора Константина IX. Когда папские легаты прибыли в Константинополь, патриарх отказался от любых соглашений. Кардинал Гумберт, выступавший скорее как хозяин, чем как посол, возложил на алтарь Св. Софии буллу, отлучавшую от церкви Кирулария, и покинул Константинополь. Кируларии созвал собор, отлучивший папских легатов. Разделение церквей совершилось. Возможно, в тот момент никто не понял всего значения происшедшего. Такое случалось не впервые, снять отлучение не составляло труда. Но этого не произошло, раскол продолжился. Каковы были его последствия?
Принято считать, что с политической точки зрения ослабление Византии вызвано расколом: он помешал ей найти на Западе поддержку, в которой Константинополь нуждался, например в борьбе против турок. Но рассуждение о том, что Запад обязательно ответил бы на призыв Востока — лишь гипотеза, причем весьма сомнительная. С религиозной точки зрения раскол, безусловно, обернулся победой патриархата Константинополя и поражением папства, потому что именно папству пришлось отказаться от своих претензий в отношении Восточной церкви. Патриархат ничего не терял, напротив, когда он освободился от Рима, его влияние возросло в трех других восточных патриархатах и среди славян-христиан.
Культура
Эпоха Македонской династии была одной из самых блестящих в истории византийской культуры. Прежде всего это проявилось в законотворческой деятельности императоров. Они пренебрегали — впрочем, несправедливо — «Эклогой», и каждый стремился заменить ее сборником законов, более достойных своего времени. Такое намерение имел еще Василий I, но ему удалось обнародовать только два вводных труда: «Прохирон» («Учебник») и «Эпанагогу» («Введение»). Лев VI опубликовал на греческом языке монументальный сборник имперских законов «Васи-лики», объединивший плоды всей
законодательной деятельности Юстиниана (за исключением устаревших, потерявших силу законов) с добавлением недавно принятых постановлений. От эпохи Льва VI до нас дошел особенно интересный документ — знаменитая «Книга эпарха» (то есть градоначальника Константинополя), найденная лишь в конце XIX века. В обязанности столичного эпарха входил надзор над городским хозяйством, торговлей и ремеслом, и «Книга эпарха» предоставляет нам, в частности, список цехов и подробности их организации, что делает ее основным источником сведений об экономической жизни Византии, где почти все профессии подчинялись строгой регламентации в интересах государства и населения.
Судя по содержанию сборника, столица Византии процветала, туда стекались товары и прибывали купцы со всего мира. Константинополь долгое время играл ту же роль, что и Пирей эпохи расцвета Афин. Богатства, полученные от торговли, военная слава и вновь обретенное могущество — все это находит свое выражение в литературе и искусстве. К сожалению, до наших дней не сохранилась «Новая церковь», или Василиева Неа, возведенная в Константинополе, — памятник архитектуры, значивший для той эпохи то же, что Св. София для эпохи Юстиниана. Однако многие произведения декоративно-прикладного искусства, и сегодня встречающиеся в бывших провинциях Византии, свидетельствуют о возрождении искусства в IX-XI вв. , причем часто в типично греческой манере (например, мозаика в Дафни). Этот период называют «вторым золотым веком» византийского искусства.
В сфере интеллектуальной деятельности достаточно напомнить, что в то время творили два в равной степени выдающихся ученых мужа — Фотий и Михаил Пселл. Их объединяла склонность к эллинизму и глубокое знание античной культурной традиции. В отличие от художников, писателям того времени не хватало своеобразия, и можно сказать, что то был век энциклопедических сочинений: появились «Палатинская антология», словарь «Суда», «Жития святых» Симеона Метафраста. И все же не следует забывать поэзию Иоанна Геометра, сказания о Дигенисе Акрите, истории Льва Диакона и продолжателя Феофана, все творчество Пселла, разностороннего ученого и писателя с мировой известностью. Пример подавали императоры: Лев VI, прозванный Философом за любовь к науке и ученым, Константин Багрянородный, писатель, творец, художник, вдохновитель всей интеллектуальной жизни своего времени. Сохранились его трактаты: «Об управлении империей», «О фемах», «О церемониях византийского двора». Константин Мономах совершил, возможно, еще более полезное дело, создав наряду с философской школой (ею, вероятно, руководил Пселл) еще и юридическую (во главе с Ионном Ксифилином) для подготовки корпуса чиновников.
Упадок империи
Со смертью Феодоры в 1056 г. Македонская династия прекращает свое существование. Отличительной чертой нового периода стал постоянный антагонизм между армией и ее командным составом, связанный с особенностями системы набора войск, который осуществлялся провинциальными крупными землевладельцами, с одной стороны, и центральной администрацией и столичным правительством — с другой. Константин Мономах, извлекший уроки из мятежей Георгия Маниака и Льва Торникия, начал проводить политику, враждебную по отношению к армии. Он сократил личный состав вооруженных сил и часто принимал на службу наемников. Начиная с 1056 г. борьба между двумя партиями проявлялась даже в том, как императоры сменяли друг друга. Наконец, после смерти императора Никифора Вотаниата (1078-1081), бывшего стратига одной из фсм Малой Азии, и с приходом к власти Алексея Комнина военная партия окончательно победила.
Междоусобицы сопровождались волнениями и беспорядками, поставившими под угрозу несколько важных внешнеполитических достижений Македонской династии. На Западе в 1071 г. норманны Роберта Гвискара после трехлетней осады взяли Бари, столицу катепаната, что означало падение византийской Италии. На Балканах печенеги, эти «северные турки», переправились через Дунай, опустошили Македонию и Фракию и осадили Константинополь — пришлось платить им дань. На Востоке турки-сельджуки, медленно продвигавшиеся по Персии и Месопотамии, напали на византийскую Армению. В том же роковом 1071 г. в битве при Манцикерте войска Романа Диогена были разбиты, а сам он взят в плен турецким султаном Алп-Арсланом. Так внезапно сделалась очевидной вся серьезность турецкой угрозы. «Границы империи оставались еще нетронутыми от Антиохии до озера Ван, но поражение послужило сигналом к беспорядочному бегству. Войска империи отступили к западу, и дороги Малой Азии открылись перед турками» (Л. Брейе).
123-124 – Македонская династия в Византии
123-124 – Македонская династия в Византии
123. Македонская династия в Византии
Вскоре по окончании внутренних раздоров, вызванных в Византии иконоборством, на императорский престол в Константинополе вступила Македонская династия, царствовавшая с небольшими перерывами около двухсот лет (867–1056).
Основатель этой династии, Василий I Македонянин, происходил из крестьянской семьи, всю молодость провел в плену у болгар, был потом конюхом у разных константинопольских богачей и, получив такую же должность при дворе императора, снискал расположение Михаила III, который и начал его быстро повышать в придворных званиях. Василий сделался даже кесарем, как называли соправителя и наследника императора. Когда, однако, Михаил III задумал было освободиться от Василия посредством убийства, последний сам умертвил императора и занял престол.
Македонская династия снова возвысила империю в удачных войнах с соседями. Между прочим, именно при императорах этой династии византийская история соприкасается с русскою[1] . Это была эпоха обращения южных и восточных славян в христианство и разделения церквей.
124. Внутреннее состояние Византии при Македонской династии
Один из императоров Македонской династии Константин Багрянородный, живший в первой половине X в. (царствовал в 912–959 гг.), в своих сочинениях описал порядок внутреннего византийского управления. В это время империя делилась на фемы, во главе которых стояли стратиги с военною и гражданскою властью. В состав войска входили большею частью поселенные в империи инородцы (много славян), при чем военная служба сделалась своего рода наследственным занятием. Для содержания армии в отдельных областях существовали особые воинские поместья, тоже делавшиеся наследственными под условием поставки в военную службу известного количества солдат. (Эти поместья напоминают западные бенефиции).
Уже первые македонские императоры много занимались законодательством,
В своих законодательных постановлениях Македонская династия особенно вела борьбу с классом крупных землевладельцев (динаты, δυνατοί), из которых брались стратиги, судьи и другие чиновники и которые, пользуясь своим богатством и властью, разоряли крестьян и доводили их до закрепощения. Императоры разными мерами старались охранять крестьянские общины, развившиеся в предыдущем периоде, т. е. и личную свободу крестьян, и их землевладение, и самоуправление общин. Вместе с тем македонская династия принимала меры и против чрезмерного развития церковного и монастырского землевладения.
[1] В учебниках русской истории упоминаются следующие императоры: Лев VI Философ, Константин VIII Багрянородный, Иоанн I Цимисхий, Василий II, Константин IX и Константин XI Мономах.
- Назад
- Вперёд
Македонская династия (862–1056) — Думбартон-Оукс
Сомневаюсь, чтобы какая-либо другая семья когда-либо была так благосклонна к Богу, как их. говорят, укорененные и посаженные в землю с убийством и кровопролитием.Михаил Пселл, Chronographia
Македонская династия была второй по продолжительности правления династией в византийской истории. Однако время от времени македонское правление перемежалось пребыванием в должности людей, которые связали себя с династией посредством брака. Это можно было бы считать «династической прививкой», когда нарушители пытались использовать легитимность македонской династии для продвижения своих семейных амбиций. Долговечность династии и степень, в которой узурпаторы и нарушители были вынуждены сохранить законных македонских правителей (а не просто сместить их), удивительны, учитывая ее зловещее начало. Василий I был маловероятным кандидатом на создание императорской династии. Родился крестьянином во Фракии или Македонии между ок. В 830–836 годах Василий переехал в Константинополь, где стал женихом. Вскоре его заметил император Михаил III и перевел в императорский двор. Майкл заставил Бэзила развестись с женой и жениться на любовнице Майкла. В будущем этот поступок вызовет споры о происхождении сыновей Василия. В 866 году Василий убил стоящего за престолом властителя Варду, дядю Михаила III, и был возведен в сан соправителя. В следующем году Василий убил Михаила и стал единоличным императором.
Василия I, выпущено ок. 868 (БЗС.1958.106.500)
Семья Василия правила 194 года. Македонский период считается золотым веком Византийской империи. В культурном отношении эта эпоха называется македонским Возрождением; процветали искусство, литература и архитектура. В области политики Византия потеряла свои последние владения на Сицилии, но в течение десятого и начала XI веков завоевала господствующее положение в Южной Италии, вернула Крит и Кипр, отодвинула восточную границу вглубь Армении, вернула себе Киликию и обширные территории.
Василий I и Константин (БЗС.1955.1.4286), Лев VI и Александр (БЗС.1955.1.4294), Александр и Константин VII (БЗС.1955.1.4296), Константин VII и Зоя (БЗС.1955.1.4297)
Семейные проблемы преследовали македонцев на протяжении всего их пребывания на имперском престоле. Василий I не был уверен в происхождении своих второго и третьего сыновей Льва и Стефана и даже дошел до того, что кастрировал Стефана. Старший сын Василия Константин умер в 879 году, и старый император стал подозрительно относиться к своему второму сыну Льву. Тем не менее, когда Бэзил умер после того, как олень протащил его за шестнадцать миль во время охоты, его преемником стал Лео. Семейные трудности Льва VI (886–889 гг.)12) носили другой характер; он не смог родить сына и наследника. Лео женился четыре раза, пытаясь родить сына, что вызвало мехианский спор в церкви.
Сын Льва, Константин, родился у его любовницы Зои Карбонопсиной в 905 году. Лев поспешно женился на любовнице, чтобы узаконить своего сына, который был коронован в возрасте двух лет в 908 году. Когда Лев умер в 912 году, его младший брат Александр (912-913) стал старшим императором. У Александра не было детей, и он продолжал изображать себя рядом со своим племянником Константином VII на своих печатях.Василий I, Константин и Лев, выпуск 870–879 (БЗС.1977.34.96)
После одного рисунка, где он изображен один, на печатях Василия I он изображен со своим сыном Константином. На этой двойной портретной печати впервые после Юстиниана II и Тиберия в начале восьмого века изображены императоры, держащие между собой знак (лабарум
Роман I, Христофор и Константин VII (BZS.1951.31.5.21), Роман I и Константин VII (BZS.1951.31.5.1656), Роман I, Константин VII и Стефан (BZS.1951.31.5.51)
Через семь лет Регентство Зои сменилось правительством Романа I Лакапина (920–944). Несмотря на то, что Романос был нарушителем, он очень тщательно подчеркивал свои связи с законной династией. Перед своей коронацией в 920 году Роман уже женил свою дочь на Константине VII. Роман I всегда включал Константина на свои печати. Первоначально они приняли ту же форму, что и у Василия I с его сыновьями Львом и Александром. После смерти своего старшего сына Христофора Роман использовал тип двух императоров, занимая высшую должность напротив македонянина Константина. Позже Роман вернулся к рисунку с тремя императорами, хотя сам он был изображен в естественном стиле, который сильно отличался от того, который использовался для Константина VII и его сына. Программа дизайна, явно продвигая интересы Романа и его семьи впереди интересов Константина, тем не менее признавала, что легитимность была приобретена благодаря связи с македонской династией. Ассоциация может быть сведена к минимуму, но не уничтожена.
Константин VII (БЗС.1958.106.575), Иоанн I (БЗС.1955.1.4316) и Василий II (БЗС.1958.106.584)
Василий II и Константин VIII, выпущенные в 976–1025 гг. (БЗС.1951.31.5.1660)
Став единоличным императором в 945 г., Константин VII решил не делиться многими своими печатями — решение, которое было повторено следующим нарушителем, Иоанном I Цимисхием. (969-976) и внуком Константина Василием II (976-1025) на половине его печатей. Василий правил вместе со своим младшим братом Константином VIII, а другая половина печатей выпущена между 976 и 1025 показывают обоих императоров в традиционной македонской позе.
Императоры после Василия II были членами македонской семьи по браку или усыновлению. Роман III женился на Зое, дочери Константина VIII. После его смерти Зоя вышла замуж за Михаила IV, брата могущественного Иоанна Орфанотрофа. После смерти Майкла Джон смог сохранить трон под контролем своей семьи, хотя и ненадолго, благодаря тому, что Зоя усыновила и короновала своего племянника Майкла V. Михаил V был изгнан, когда напал на императрицу, а Зоя вышла замуж за Константина IX Мономаха. После смерти Зои и Константина Феодора, младшая дочь Константина VIII, правила одна, выбрав Михаила VI своим преемником на смертном одре. Эти императоры в результате брака, усыновления или назначения использовали различные визуальные программы на своих печатях. Изображен только правящий император, резко контрастирующий с печатями первых македонян и узурпатора Романа.
Роман III (BZS.1951.31.5.1664), Михаил IV (BZS.1958.106.525), Константин IX (BZS.1958.106.623) и Михаил VI (BZS.1955.1.4318)
Македонская династия | Западная цивилизация
Цель обучения
- Обсудить гегемонию при македонской династии
Ключевые моменты
- Вскоре после длительных споров по поводу византийского иконоборчества Византийская империя восстановится под властью македонской династии, начиная с 867 г. н.э.
- Македонская династия стала свидетелем византийского Возрождения, времени повышенного интереса к классической науке и ассимиляции классических мотивов в христианских произведениях искусства.
- В этот период империя также расширилась, завоевав Крит, Кипр и большую часть Сирии.
- Тем не менее, Македонская династия также наблюдала рост недовольства и конкуренции за землю среди знати в системе фем, что ослабило авторитет императоров и привело к нестабильности.
Термины
Византийский Ренессанс
Время правления македонской династии, когда искусство, литература, наука и философия процветали.
Вскоре после длительных споров по поводу иконоборчества, которые более или менее закончились (по крайней мере, на востоке) регентом Феодорой, восстановившим поклонение иконам в 842 г. н.э., император Василий I основал новую династию, Македонскую династию, в 867 г. н.э. Василий родился простым крестьянином в византийской феме Македонии; он поднялся при императорском дворе и узурпировал императорский престол у императора Михаила III (годы правления 842–867). Несмотря на свое скромное происхождение, он проявил большие способности в управлении государственными делами, что привело к возрождению имперской власти и возрождению византийского искусства. Византийцы считали его одним из своих величайших императоров, а Македонская династия правила тем, что считается самой славной и процветающей эпохой Византийской империи.
Именно при этой династии Византийская империя оправилась от прежних потрясений и стала самым могущественным государством в средневековом мире. Это был также период культурного и художественного расцвета в византийском мире. Города империи расширились, а богатство распространилось по провинциям из-за вновь обретенной безопасности. Население росло, а производство увеличивалось, стимулируя новый спрос, а также способствуя развитию торговли. Иконоборческое движение пережило крутой спад; упадок был выгоден императорам, мягко подавившим иконоборчество, и примирению религиозных раздоров, истощивших имперские ресурсы в предыдущие века.
Император Василий I. Изображение византийского императора Василия I из македонской династии верхом на лошади.
Время правления македонской династии над Византийской империей иногда называют византийским ренессансом или македонским ренессансом. Долгий период военной борьбы за выживание недавно доминировал в жизни Византийской империи, но македонцы открыли эпоху, когда искусство и литература снова процветали. Классическое греко-римское наследие Византии было центральным для писателей и художников того периода. Византийские ученые, в первую очередь Лев Математик, читали научные и философские труды древних греков и расширяли их. Художники переняли свой натуралистический стиль и сложные приемы из древнегреческого и римского искусства, смешав их с христианскими темами. Византийская живопись этого периода оказала сильное влияние на более поздних художников итальянского Возрождения.
Македонская династия также наблюдала за расширением Византийской империи, которая перешла в наступление на своих врагов. Например, император Никифор II Фокас (правивший с 912 г. н.э. по 969 г. н.э.) проводил агрессивную политику экспансии. Прежде чем взойти на престол, он отвоевал у мусульман Крит, а как император возглавил завоевание Кипра и большей части Сирии.
Македонский период также включает в себя события большого религиозного значения. Обращение болгар, сербов и русов в православие навсегда изменило религиозную карту Европы и до сих пор влияет на демографию. Кирилл и Мефодий, два византийских греческих брата, внесли значительный вклад в христианизацию славян и в процессе изобрели глаголицу, предка кириллицы.