Тайны «Мадонны в скалах» Леонардо да Винчи раскроют на выставке в Лондоне
Исследование картины из собрания Национальной галереи показало, что в первом варианте композиции младенец Иисус и ангел находились выше
Мартин Бейли
16.08.2019
Леонардо да Винчи. «Мадонна в скалах». В первом варианте композиции младенец Иисус и ангел располагались выше.
Фото: The National Gallery, Londo
Иммерсивная выставка, посвященная картине Леонардо да Винчи «Мадонна в скалах», откроется в лондонской Национальной галерее 9 ноября. На ней будут представлены результаты исследования, позволяющие проследить, какие изменения художник вносил в композицию в ходе работы.
Неспешность, с которой Леонардо работал над своими произведениями, широко известна. Лондонскую версию «Мадонны в скалах» он писал в два этапа: сперва приблизительно между 1491 и 1499 годом, а затем в 1506–1508 годах. Проведенный в 2005 году анализ обнаружил изменения в позе Мадонны, однако о других исправлениях тогда можно было только догадываться. Теперь их удалось выявить благодаря современным технологиям макрорентгенофлуоресцентного, инфракрасного и гиперспектрального анализа, позволяющим составить схемы распределения на холсте цинка, входящего в состав красок.
В первом варианте композиции младенец Иисус и ангел располагались выше, и ангел смотрел на Христа, сильнее наклонив голову. Почему художник решил отказаться от этого варианта, по-прежнему неясно, но теперь удалось визуализировать и более поздний предварительный рисунок. Хотя последний гораздо ближе к композиции, на которой Леонардо в конце концов остановился, художник вносил изменения и на этом этапе. Например, голова младенца написана под другим углом, в профиль, а часть намеченных кудрей на голове ангела не вошла в конечную версию.
«Мадонну в скалах» перенесут с основного этажа галереи на нижний уровень, где она будет экспонироваться в сопровождении иммерсивной выставки от компании 59 Productions. Экспозиция займет все залы нижнего этажа, кроме галереи европейской живописи XIII–XIX веков.
Директор музея по коллекциям Кэролайн Кэмпбелл говорит, что, поскольку значительная часть исследовательской работы ведется за закрытыми дверьми в мастерских, лабораториях и библиотеках, этот проект даст широкой публике возможность «узнать о наших открытиях и увидеть результаты нашей работы собственными глазами».
В Национальной галерее считают, что «Мадонна в скалах» полностью принадлежит кисти Леонардо, однако некоторые специалисты полагают, что часть пейзажа, возможно, написали ассистенты художника.
Включение этого проекта в выставочную программу Национальной галереи подтверждает, что она не планирует одалживать «Мадонну в скалах» на большую выставку Леонардо, которую готовит Лувр. Существует вторая версия картины, написанная между 1483 и 1486 годом. Она принадлежит Лувру и станет одним из ключевых экспонатов парижской выставки (24 октября 2019 года — 24 февраля 2020 года).
Национальная галерея, Лондон
Леонардо. Опыт погружения в шедевр
9 ноября 2019 – 12 января 2020
Мадонна в скалах Картина Леонардо да Винчи
1483-1494 годы. Музей Лувр, Париж.
Leonardo da Vinci. Леонардо да Винчи, его картины и творчество ►
Искусство Италии 15 и 16-го веков
К картине «Мадонна в скалах» Леонардо да Винчи приступил в 1483 году, получив заказ на алтарную картину от одного из религиозных братств. Расхождения с заказчиками из-за оплаты привели к тому, что Леонардо да Винчи оставил картину у себя, окончательно завершив ее между 1490 и 1494 годами.
Размер картины 198 x 123 см, холст, дерево, масло. Картина «Мадонна в скалах» (другое название «Мадонна в гроте») может считаться первой монументальной алтарной композицией Высокого Возрождения. В отличие от «Поклонения волхвов» здесь эта задача решается им во всеоружии зрелого мастерства. Флорентийское «Поклонение» изобиловало множеством действующих лиц первого и второго плана. В луврской картине художник изобразил только четыре расположенные на первом плане фигуры – деву Марию, ангела, младенца Христа и маленького Иоанна Крестителя. Но зато эти образы приобрели черты обобщенного величия; в сравнении с ними персонажи ранних леонардовских работ кажутся менее значительными.
Кватроченто знало два преимущественных типа изображения в живописных композициях – либо статичные образы торжественного предстояния, либо подробное повествование, оживленный рассказ. В леонардовской картине «Мадонна в скалах» нет ни того, ни другого. Действующие лица лишены скованности, они отличаются полной свободой физических и душевных движений. Здесь нет и ясно выраженного сюжетно-повествовательного раскрытия темы; вместо четкой фиксации определенного момента (который чувствуется в картине «Мадонна с цветком») Леонардо нашел в луврской картине один из важнейших изобразительных принципов Высокого Ренессанса, который можно определить как воплощение человеческого образа в состоянии гармонического бытия, особого равновесия внутренних и внешних движений. Это не отдельный момент, это своеобразное, «длящееся» состояние, свободное, однако, от внутренней скованности кватрочентистских образов. По-новому представлено здесь и окружение действующих лиц – подобие грота среди причудливых скал, напоминающих по форме гигантские темные кристаллы, почва, усеянная разнообразными цветами. Порознь каждый камень, каждая травинка и цветок – это тончайшее изображение натуры, свидетельство огромных познаний Леонардо да Винчи в геологии и ботанике, но в целом они образуют пейзаж почти фантастического характера. Это уже не фон, а своеобразная эмоциональная среда, вступающая в активную связь с человеческими образами, – недаром фигуры изображены не перед пейзажем, как это бывало прежде, а в самом пейзаже. Традиционная кватрочентистская разобщенность первого плана и фона тем самым была окончательно преодолена.
Под стать обобщенному характеру образов, «крупному» видению натуры и само композиционное мышление Леонардо да Винчи. Его раннее «Поклонение волхвов» по сравнению с картиной «Мадонна в скалах» показалось бы просто хаотичным.
В луврской картине отчетливо проявилось умение располагать фигуры согласно четкому и ясному геометрическому построению: они как бы вписаны в равнобедренный треугольник, вершина которого совпадает с головой Марии. Так Леонардо да Винчи кладет начало чрезвычайно распространенной в живописи Высокого Возрождения пирамидальной композиции, способствующей созданию ясных и гармонических решений. В луврской картине фигуры чувствуют себя в границах этого построения свободно и естественно, тем более что Леонардо да Винчи избегает сухого геометризма, внося в композицию дополнительные оттенки. Так, утяжеляя правый нижний угол картины двумя фигурами – ангела и младенца Христа, – художник уравновешивает ее с помощью крупного просвета в левой верхней части, благодаря чему спокойная статика пирамидальной композиции обогащается движением по диагонали. Подобные приемы сложного динамического равновесия станут характерными для мастеров Высокого Ренессанса.Перейти к следующей работе мастера ►
Дева Скал
«Мадонна в скалах» (иногда «Мадонна в скалах» ) — это название, используемое для двух картин Леонардо да Винчи на одну и ту же тему и с идентичной композицией, за исключением двух важных деталей. Одна картина обычно висит в Лувре в Париже, а другой в Национальной галерее в Лондоне. На обеих картинах изображены Мадонна с младенцем Христом, младенцем Иоанном Крестителем и ангелом в скалистом окружении, что и дало картинам их обычное название. Существенные композиционные отличия заключаются во взгляде и правой руке ангела. Есть много незначительных различий между работами, включая цвета, освещение, флору и способ использования сфумато. Хотя дата связанной комиссии задокументирована, полная история двух картин неизвестна, и это приводит к предположениям о том, какая из двух более ранняя.
Желание проникнуть в самое сердце природы и познать тайны было, пожалуй, главным стимулом Леонардо да Винчи во всем, что он делал; и тот интерес, который он испытывал к картине, мог почти создать соперников природе, объединив все свои знания о ее в создание вещей сверхъестественных. В The Virgin of the Rocks законы принадлежат природе, но окончательное творение принадлежит Леонардо. И здесь он бросает вызов естественному во многих отношениях, которые выходят за рамки прежних художественных предположений. Результат органичен. а не интеллектуальный. Другие художники набросали на природу преднамеренную схему, рассматривая ее как сознательное смешение, обогащенное искусством, где здания были связаны с пейзажем, небольшие группы фигур оживляли фоновые пространства, а предметы художественно перестроены, чтобы отразить космический порядок. Это показало изобретение художника. На этой картине Леонардо рисует грот, который изумителен тем, что кажется совсем не человеческой работой. Он кажется продуктом природных сил: скалы ребристые и сглаживается постоянным движением воды, присутствующей в извилистой реке, но ощущаемой в подводном свете и дающей влагу растениям — каждое записано с ботанической точностью — которые растут так густо и все же бледны.
Этот регион до сих пор кажется нетронутым человеком, потому что фигуры, преклонившие колени в гроте, обладают чем-то таким же неотъемлемым свойством роста, как и растения; они не чужие в своем окружении, и в нем нет ощущения их несоответствия.
Предоставлено LeonardoDaVinci.net |
«Богоматерь в скалах», которая обычно висит в Лувре, большинство историков искусства считает более ранней из двух и датируется примерно 1483–1486 годами. Большинство авторитетов согласны с тем, что работа полностью принадлежит Леонардо. Это около 8 см (3 дюйма) выше лондонской версии. Первое достоверное упоминание об этой картине относится к 1625 году, когда она находилась во французской королевской коллекции. Принято считать, что эта картина была создана для выполнения заказа 1483 года в Милане. Это Предполагается, что эта картина была продана Леонардо в частном порядке и что лондонская версия была написана позже, чтобы заполнить комиссию. Существует ряд других теорий, объясняющих существование двух картин. Эта картина считается прекрасным примером техники «сфумато» Леонардо.
Предоставлено LeonardoDaVinci.net |
Очень похожая картина в Национальной галерее в Лондоне также приписывается Леонардо да Винчи и датируется до 1508 года. недавняя реставрация привела реставраторов к выводу, что большая часть работы выполнена рукой Леонардо. Он был написан для часовни Братства Непорочного Зачатия в церкви Сан-Франческо. Маджоре в Милане. Он был продан церковью, скорее всего, в 1781 году и, конечно же, в 1785 году, когда его купил Гэвин Гамильтон, который увез его в Англию. Пройдя через различные коллекции, она была куплена Национальной галереей в 1880 году.
Мадонна в скалах — Леонардо да Винчи — Лувр
Этот шедевр является одним из главных произведений, выставленных в Лувре. Казненная Леонардо да Винчи и братьями Евангелистой и Амброджо де Предис , картина была заказана в 1483 году Францисканским Братством Непорочного Зачатия для украшения часовни в церкви Сан-Франческо-Гранде в Милане. Масло на панелях должно было стать центральной частью триптиха.
Другая, более поздняя версия картины также существует и выставлена в Национальной галерее Лондона. Эта вторая картина, найденная в часовне Братства, указывает на то, что Первая версия, которая сейчас выставлена в Лувре , так и не была вывешена в часовне.
Произведение, открытое для интерпретации
Это произведение прославляет тайну воплощения с изображениями Марии, Иисуса Христа и Святого Иоанна Крестителя.
Покровители, заказавшие работу маслом на панели, предоставили очень конкретные инструкции относительно ее размеров. Действительно, он должен был быть выставлен в деревянной нише, которая уже была вылеплена. Сюжет картины интересен тем, что не изображает эпизод из Евангелия и поэтому открыт для интерпретации. Мадонна в скалах отсылает к легенде, повествующей о встрече святого Иоанна Крестителя и Иисуса во время их изгнания из Египта. Бог поместил осиротевшего Иоанна Крестителя под защиту архангела Уриила. Они встретились в пещере, где архангел Уриил попросил Марию взять Иоанна Крестителя на ее попечение. Иоанн Креститель занимает видное место на картине: архангел Уриил указывает на него, когда он сидит рядом с Марией.
Производство второй версии
Братство не было удовлетворено, когда масло на панели было доставлено. Из-за размера Иоанна Крестителя, его положения рядом с Марией и места Иисуса было слишком легко спутать двух детей. Таким образом, картина «Мадонна в скалах» была отклонена и никогда не устанавливалась в триптихе, где она должна была быть представлена.
Да Винчи потребовалось более 20 лет, чтобы создать вторую картину. На самом деле она написана Амброджо де Предисом между 149 г.5 и 1508 под опекой Леонардо да Винчи, чтобы заменить первый.
Эта вторая версия, выставленная в Национальной галерее Лондона, сильно отличается от первой. Он подчеркивает личность двух детей: над головой Иисуса парит ореол, а в руках святого Иоанна Крестителя нарисован крест.