Музыканты 19 века русские: Русские композиторы 19 века

10 великих русских композиторов. Часть 1.

Мировая классическая музыка немыслима без работ русских композиторов. Россия, великая страна с талантливым народом и своим культурным наследием, всегда была в числе ведущих локомотивов мирового прогресса и искусства, в том числе музыки. Русская композиторская школа, продолжателем традиций которой стала советская и сегодняшняя российская школы, начиналась в 19 веке с композиторов, объединивших европейское музыкальное искусство с русскими народными мелодиями, связав воедино европейскую форму и русский дух. 


О каждом из этих знаменитых людей можно рассказывать много, у всех не простые, а порой и трагические судьбы, но в данном обзоре мы постарались дать только краткую характеристику жизни и творчества композиторов.

1. Михаил Иванович ГЛИНКА (1804—1857)
 

Михаил Иванович Глинка является основоположником русской классической музыки и первым отечественным композитором-классиком, достигшим мировой славы.

Его работы, опиравшиеся на многовековые традиции русской народной музыки, были новым словом в музыкальном искусстве нашей страны.
Родился в Смоленской губернии, образование получил в Санкт-Петербурге. Формированию мировозрения и основной идеи творчества Михаила Глинки способствовало непосредственное общение с такими личностями, как А.С.Пушкин, В.А.Жуковский, А.С.Грибоедов, А.А.Дельвиг. Творческий импульс его работам добавила многолетняя поездка по Европе в начале 1830-х и встречи с ведущими композиторами времени — В.Беллини, Г.Доницетти, Ф.Мендельсоном и позже с Г.Берлиозом, Дж.Мейербером. Успех пришел к М.И.Глинке после постановки оперы «Иван Сусанин» («Жизнь за царя») (1836), которая была восторженно встречена всеми, впервые в мировой музыке органично соединились русское хоровое искусство и европейская симфоническая и оперная практика, а также появился герой, подобный Сусанину, образ которого обобщает лучшие черты национального характера. В.Ф.Одоевский охарактиризовал оперу «новая стихия в Искусстве, и начинается в его истории новый период — период Русской музыки».
 
Вторая опера — эпическая «Руслан и Людмила» (1842), работа над которой велась на фоне смерти Пушкина и в тяжелых жизненных условиях композитора, в силу глубоко новаторской сущности произведения, была неоднозначно встречена зрителями и властями и принесла М.И.Глинке тяжелые переживания. После этого он много путешествовал, попеременно живя в России и за рубежом, не прекращая сочинять. В его наследии остались романсы, симфонические и камерные работы. В 1990-х годах «Патриотическая песня» Михаила Глинки была официальным гимном Российской Федерации.

Цитата М.И.Глинки: «Чтобы красоту создать, надо самому быть чистым душой.»

Цитата о М.И.Глинке: «Вся русская симфоническая школа, подобно тому как весь дуб в жёлуде, заключена в симфонической фантазии «Камаринская».

П.И.Чайковский

Интересный факт: Михаил Иванович Глинка не отличался крепким здоровьем, несмотря на это был очень лёгок на подъем и прекрасно знал географию, возможно, если бы он не стал композитором, то стал путешественником. Он знал шесть иностранных языков, в том числе персидский.

М.И.Глинка увертюра к опере «Руслан и Людмила»

 

 

2. Александр Порфирьевич БОРОДИН (1833—1887)

Александр Порьфирьевич Бородин, один из ведущих русских композиторов второй половины 19-го века, кроме композиторского таланта был учёным-химиком, врачём, педагогом, критиком и обладал литературным дарованием. 
Родился в Санкт-Петербурге, с детства все окружающие отмечали его необычную активность, увлекаемость и способности в различных направлениях, в первую очередь в музыке и химии. А.П.Бородин является русским композитором-самородком, у него не было профессиональных учителей-музыкантов, все его достижения в музыке благодаря самостоятельной работе над овладением техникой композирования. На формирование А.П.Бородина влияние оказало творчество М.И. Глинки (как впрочем на всех русских композиторов 19-го века), а импульсом к плотному занятию композицией в начале 1860-х дали два события — во-первых, знакомство и женитьба с талантливой пианисткой Е.С.Протопоповой, во-вторых, встреча с М.А.Балакиревым и вступление в творческое содружество русских композиторов, известного как «Могучая кучка». В конце 1870-х и в 1880-х А.П.Бородин много путешествует и гастролирует в Европе и Америке, встречается с передовыми композиторами своего времени, его известность растет, он стал одним из самых известных и популярных русских композиторов в Европе конца 19-го века.

Центральное место в творчестве А.П.Бородина занимает опера «Князь Игорь» (1869-1890), являющаяся образцом национального героического эпоса в музыке и которую он сам не успел закончить (её завершили его друзья А. А.Глазунов и Н.А. Римский-Корсаков). В «Князе Игоре», на фоне величественных картин исторических событий, нашла отражение главная мысль всего творчества композитора — мужество, спокойное величие, душевное благородство лучших русских людей и могучая сила всего русского народа, проявляющаяся при защите родины. Несмотря на то, что А.П.Бородин оставил относительно небольшое количество произведений, его творчество очень разноплановое и он считается одним из отцов русской симфонической музыки, оказавшим влияние на многие поколения русских и зарубежных композиторов.

Цитата о А.П.Бородине: «Талант Бородина равно могуч и поразителен как в симфонии, так и в опере и в романсе. Главные качества его — великанская сила и ширина, колоссальный размах, стремительность и порывистость, соединенная с изумительной страстностью, нежностью и красотой». В.В.Стасов

Интересный факт: именем Бородина названа химическая реакция серебряных солей карбоновых кислот с галогенами, дающая в результате галогенозамещенные углеводороды, которую он первым исследовал в 1861 году.

А.П.Бородин. Симфония № 2 «Богатырская» 

  

 


3. Модест Петрович МУСОРГСКИЙ (1839—1881)
 

Модест Петрович Мусоргский — один из самых гениальных русских композиторов 19 столетия, член «Могучей кучки». Новаторское творчество Мусоргского далеко опередило своё время.
  Родился в Псковской губернии. Как многие талантливые люди, с детства показал способности в музыке, учился в Санкт-Петербурге, был, по семейной традиции, военным. Решающим событием, определившим, что Мусоргский рожден не для военной службы, а для музыки, стала его встреча с М.

А.Балакиревым и вступление в «Могучую кучку». Мусоргский велик тем, что в своих грандиозных произведениях — операх «Борис Годунов» и «Хованщина» запечатлел в музыке драматические вехи российской истории с радикальной новизной, которую не знала до него русская музыка, показав в них сочетание массовых народных сцен и разнообразное богатство типов, неповторимый характер русских людей. Эти оперы, в многочисленных редакциях, как автора, так и других композиторов, являются одними из самых популярных русских опер в мире. Еще одним выдающимся произведением Мусоргского является цикл фортепианных пьес «Картинки с выставки», колоритные и изобретательные миниатюры пронизаны русской темой-рефреном и православной верой.

В жизни Мусоргского было все — и величие, и трагедия, но он всегда отличался подлинной духовной чистотой и бескорыстием. Последние его годы были тяжелыми — жизненная неустроенность, непризнание творчества, одиночество, пристрастие к алкоголю, всё это определило его раннюю смерть в 42 года, он оставил сравнительно немного сочинений, некоторые из которых были завершены другими композиторами.

Специфическая мелодика и новаторская гармония Мусоргского предвосхитили некоторые черты музыкального развития 20 века и сыграли важную роль в становлении стилей многих мировых композиторов.

Цитата М.П.Мусоргского: «Звуки человеческой речи, как наружные проявления мысли и чувства, должны без утрировки и насилования сделаться музыкой правдивой, точной, но художественной, высокохудожественной.»

Цитата о М.П.Мусоргском: «Исконно русское звучит во всем, что творил Мусоргский» Н.К.Рерих

Интересный факт: в конце жизни Мусоргский, под давлением «друзей» Стасова и Римского-Корсакова, отказался от авторских прав на свои произведения и подарил их Тертию Филиппову.

М.П.Мусоргский «Картинки с выставки»

youtube.com/v/pa1kTx6rx7Y?fs=1&hl=ru_RU&rel=0″ type=»application/x-shockwave-flash»/>

 

 

4. Пётр Ильич ЧАЙКОВСКИЙ (1840—1893) 

 

Пётр Ильич Чайковский, пожалуй самый великий русский композитор 19 века, поднял на небывалую высоту русское музыкальное искусство. Он является одним из самых важных композиторов мировой классической музыки.
  Уроженец Вятской губернии, хотя корни по отцовской линии на Украине, Чайковский с детства показал музыкальные способности, однако первое образование и работа была в области правоведения. Чайковский — один из первых русских композиторов-«профессионалов» — теорию музыки и композицию он изучал в новой Санкт-Петербургской консерватории. Чайковского считали «западным» композитором, в противопоставлении народным деятелям «Могучей кучки», с которыми у него были хорошие творческие и дружеские отношения, однако его творчество не менее пронизано русским духом, ему удалось уникально соединить западное симфоническое наследие Моцарта, Бетховена и Шумана с русскими традициями, унаследованными от Михаила Глинки.


Композитор вёл активную жизни — был педагогом, дирижёром, критиком, общественным деятелем, работал в двух столицах, гастролировал в Европе и Америке. Чайковский был человеком достаточно эмоционально неустойчивым, восторженность, уныние, апатия, вспыльчивость, буйный гнев — все эти настроения менялись в нём достаточно часто, будучи очень общительным человеком, он всегда стремился к одиночеству.
Выделить что-то лучшее из творчества Чайковского — сложная задача, у него несколько равновеликих произведений почти во всех музыкальных жанрах — опера, балет, симфония, камерная музыка. Содержание музыки Чайковского универсально: с неподражаемым мелодизмом она охватывает образы жизни и смерти, любви, природы, детства, в ней по-новому раскрываются произведения русской и мировой литературы, отражаются глубокие процессы духовной жизни.

Цитата композитора:
«Я артист, который может и должен принести честь своей Родине. Я чувствую в себе большую художественную силу, я еще не сделал и десятой доли того, что могу сделать. И я хочу всеми силами души это сделать.»
«Жизнь имеет только тогда прелесть, когда состоит из чередования радостей и горя, из борьбы добра со злом, из света и тени, словом — из разнообразия в единстве.»
«Большой талант требует большого трудолюбия.»

Цитата о композиторе:  «Я готов день и ночь стоять почетным караулом у крыльца того дома, где живет Петр Ильич, — до такой степени я уважаю его» А.П.Чехов

Интересный факт: Кембриджский университет заочно и без защиты диссертации удостоил Чайковского звания доктора музыки, так же Парижская академии Изящных искусств избрала его членом-корреспондентом.

П.И.Чайковский. «Славянский марш»

 

 

5. Николай Андреевич РИМСКИЙ-КОРСАКОВ (1844—1908)

Николай Андреевич Римский-Корсаков — талантливый русский композитор, одна из важнейших фигур в создании бесценного отечественного музыкального достояния. Его своеобразный мир и поклонение вечной всеобъемлющей красоте мироздания, восхищения чудом бытия, единства с природой не имеют аналогов в истории музыки.
 Родился в Новгородской губернии, по семейной традиции стал морским офицером, на военном корабле обошёл много стран Европы и двух Америк. Музыкальное образование получил сначала от матери, затем беря частные уроки у пианиста Ф. Канилле. И опять благодаря М.А.Балакиреву, организатору «Могучей кучки», который ввёл Римского-Корсакова в музыкальное сообщество и повлиял на его творчество, мир не потерял талантливого композитора. 
Центральное место в наследии Римского-Корсакова составляют оперы — 15 работ, демонстрирующих разнообразие жанровых, стилистических, драматургических, композиционных решений композитора, тем не менее имеющих особенный почерк — при всём богатстве оркестровой составляющей главными являются мелодичные вокальные линии. Два основных направления отличают творчество композитора: первое — русская история, второе — мир сказки и эпоса, за что он получил прозвище «сказочник».
Кроме непосредственной самостоятельной творческой деятельности Н.А.Римский-Корсаков известен как публицист, составитель сборников народных песен, к которым он проявлял большой интерес, а также как завершитель работ своих друзей — Даргомыжского, Мусоргского и Бородина. Римский-Корсаков был создателем композиторской школы, как педагог и руководитель Санкт-Петербургской консерватории он выпустил около двухсот композиторов, дирижёров, музыковедов, среди них Прокофьев и Стравинский.

Цитата о композиторе: «Римский-Корсаков был очень русским человеком и очень русским композитором. Я считаю, что эта его исконно русская суть, его глубинная фольклорно-русская основа сегодня должна быть особенно ценима». Мстислав Ростропович

Н.А. Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шахерезада»   youtube.com/v/kT3ILorqLL4?fs=1&hl=ru_RU&rel=0″>

 

Продолжение: 10 великих русских композиторов. Часть 2.

 

 

Русские женщины-композиторы 18-19 веков – Московский Женский Музей

В 18-19 веках существовало понятие “просвещенный дилетант”. Это были светские люди, которые занимались музыкой для себя. Они музицировали и даже умудрялись сочинять. По сути многие композиторы из “Могучей кучки”, оставшиеся в истории, были просвещенными дилетантами.

Женщины занимались светской деятельностью, а также разными видами творчества : рисовали, вышивали, сочиняли музыку. В основном это были романсы и песни на стихи русских поэтов. Они охотно публиковались современными издателями. Например, издательством Юргенсона были опубликованы романсы Надежды Федоровны Самсоновой, Ольги Христофоровны Агреневой-Славянской, Эмилии Дельвиг, Ольги фон Радеки, Александры Толстой. Но были те женщины-композиторы, которые в своем творчестве пошли ещё дальше – они написали оперы (некоторые на собственное либретто), фортепианные произведения, для камерных составов, хоры светские и духовные, оркестровые пьесы.

Я очень заинтересовалась “женским” музыкальным пластом ушедшей эпохи. Истории известны около 20 женщин-композиторов России того времени. Среди них:

Принцесса Александра

Александра Иосифовна Романова. Ей принадлежат оркестровые пьесы, фортепианное произведение “Болеро” в 4-ре руки, “Дефиле-марш” в 4 руки, ноктюрн, марш для кавалеристов королевской прусской армии N 73, церковная и духовная музыка – псалмы для солистов, смешанного хора и оркестра. см видео

Феодосия Чичерина. Писала оркестровую музыку.

Надежда Николаевна Римская-Корсакова. Получала профессиональное музыкальное образование, занимаясь в петербургской консерватории в качестве вольнослушательницы, делала 4-х ручные переложения, то есть транскрипции оркестровых произведений для двух фортепиано. .

Зинаида Волконская

Зинаида Александровна Волконская. Певица и композитор. Ей принадлежит опера, написанная в содружестве со скульптором С. И. Гальбергом. Также она перевела с немецкого на итальянский язык пьесу Шиллера “Жанна д’Арк”, составила и издала в Риме либретто, выступила на премьере в роли Жанны.

Элла Шульц

Элла Шульц. Училась в петербургской консерватории по классу фортепиано у Рубинштейна, по классу композиции у Зарембы и Фомина, ею написаны: комическая опера “Непригодная или Соломонида Сатурова” (“Дочь боярина”), опера “Заря свободы”  (была запрещена цензурой из-за сцены крестьянского восстания), 24 прелюдии для голоса с фортепиано на стихи Бени Гейгера, изданные в Лейпциге Кантом, “Греческая соната” для кларнета и фортепиано. Последнее из упомянутых произведение было новаторским, оно было создано под влиянием музыки древней Греции и славянского фольклора с четвертитоновыми интервалами (система нетемперированной нотации, хроматическая гамма которой включает 24 звукоступени вместо привычных 12).

Мария Ивановна Вохина.Написала оперу “Ундина” по одноименной повести Мотт-Фуке.

Валентина Серова

Валентина Семеновна Серова. Училась в петербургской консерватории. Написала 5 опер: “Уриэль Акоста” по драмме К. Гудкова в переводе П. Вейнберга, “Илья Муромец” и “Мария д’Орваль (обе по собственному либретто), “Мироед” по повести А. Потехина, “Встрепенулись” по собственному либретто о революционных событиях в деревне.

Мария Андреевна Данилевская Создала оперы “Призрак” (по собственному либретто) и “Год в монастыре” (по поэме А. Н. Апухтина).

Лидия Михайловна Фетисова. Сочинила детскую оперу “Волшебный сон” по собственному либретто.

Александра Логинова. Написала детские оперы “Весенний сон” и “Мышка-белянка”.

Композиторы-романсовики, которые писали романсы на стихи Пушкина, Лермонтова, Фета и др.: Екатерина Романовна Дашкова, Ольга Васильевна Смитнитская, Софья Александровна Зыбина, Екатерина Кирилловна Зыбина, Анна Константиновна Черткова, Надежда Федоровна Самсонова, Ольга Христофоровна Агренева-Славянская, Эмилия Дельвиг, Софья Тернер, Ольга фон Радеки, Александра Андреевна Толстая, герцогиня Веймарская Мария Павловна.

Алескандра Андреевна Толстая (1817-1904) Елизавета Воронцова-Дашкова Мария Павловна Екатерина Зыбина

Композиторы для фортепиано:
Мария Дюпор, Елизавета Якубович.

Эти имена изучаются исследователями. Хочется надеяться, что музыка этих выдающихся женщин-композиторов будет звучать чаще в концертных залах, передавая неповторимую атмосферу и дух того времени.


композитор и дирижер
Мария Романова

Ноты женщин-композиторов можно найти здесь.

The Women Composers Database

Романсы Зыбиной:

Музыка О. Х. Агреневой – Славянской:

Александра Романова:

 

Поделиться

Мария Романова

ЧАЙКОВСКИЙ И РАННЯЯ РУССКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА

КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА В РОССИИ

Классическая музыка ценится в России. Простые россияне, как и образованные горожане, хорошо разбираются в классической музыке и знают произведения всех известных дирижеров. Уличные музыканты удивительно хороши, а профессиональные музыканты считаются одними из лучших в мире. В Москве, Санкт-Петербурге, Москве и даже провинциальных городах каждую неделю проходят десятки концертов и музыкальных мероприятий.

Крупные города России традиционно имеют свои симфонические оркестры, балетные и оперные театры. Хотя финансирование таких объектов сократилось в 1990-х посещаемость спектаклей остается высокой.

Многие известные музыканты и композиторы прошли обучение в Московской консерватории и Санкт-Петербургской консерватории. Уровень преподавания музыки и исполнения в России остается высоким.

Старинная русская классическая музыка

Старинная русская музыка сложилась из народных песен и танцев и православных церковных распевов. До восемнадцатого века церковная музыка и народная музыка по большей части были единственными видами музыки, существовавшими в России. В 1700-х годах в России появились итальянские, французские и немецкие оперы, что сделало оперу популярной формой искусства среди аристократии. Среди ранних русских композиторов были Михаил Глинка, Александр Даргомыжский, Сезар Кюи, Мили Балакирев и Александр Бородин.

В девятнадцатом веке Россия начала вносить оригинальный вклад в мировую музыку, почти столь же значительный, как и ее вклад в литературу. Михаил Глинка (1804-57) считается первым великим композитором России и первым, кто объединил русские и западные формы. Среди его самых известных произведений — оперы «Иван Сусанин» (или «Жизнь за царя») и «Русланд и Людмила» (по поэме Пушкина). Он оказал сильное влияние на композиторов, которые последовали за ним. Глинка положил начало применению чисто русской народной и религиозной музыки к классическим произведениям. «Руслан и Людмила» и «Жизнь за царя» считаются пионерскими произведениями в становлении русской национальной музыки, хотя они основаны на итальянских образцах.

В 1859 году было основано Русское музыкальное общество, чтобы способствовать исполнению и признанию классической музыки, особенно немецкой, из Западной Европы; наиболее влиятельными фигурами в обществе были композитор Антон Рубинштейн и его брат Николай, основавшие влиятельные консерватории в Москве и Санкт-Петербурге. Антон Рубинштейн также был одним из лучших пианистов девятнадцатого века.

Во второй половине XIX века группа композиторов, получившая известность как «Могучая пятерка» — Милий Балакирев, Александр Бородин, Сезар Кюи, Модест Мусоргский, Николай Римский-Корсаков — продолжила отход Глинки от имитация европейской классической музыки. «Могучая пятерка» бросила вызов консерватизму Русского музыкального общества, представив большой объем работ, тематически основанных на истории и легендах России, а музыкально основанных на ее народной и религиозной музыке. Среди наиболее заметных произведений группы — симфоническая сюита Римского-Корсакова «Шехерезада» и оперы «Снегурочка» и «Садко», оперы Мусоргского «Борис Годунов» и «Хованщина», опера Бородина «Князь Игорь». Балакирев, протеже Глинки, был основателем и руководителем группы. [Источник: Библиотека Конгресса]

«Жизнеописание великих композиторов» Гарольда К. Шенберга

Мусоргский

Модест Мусоргский (1839-1881) – один из величайших композиторов России. Мотивированный своими попытками создать «Русскую национальную музыку», он больше всего запомнился «Картинки с выставки» и оперой «Борис Годунов».

Мусоргский родился 21 марта 1839 года в Карево под Псковом, Россия. Его отец был богатым помещиком. Мать была его первым учителем музыки. В детстве Мусоргский был талантливым пианистом. Когда ему было 13 лет, он поступил в военное училище в Санкт-Петербурге и в 13 лет стал армейским офицером. В свободное время он создавал националистическую музыку с группой, известной как The Five, в которую входили композиторы Николай Римский-Корсаков и Цезарь. Кюи. В 1858 году Мусоргский ушел из армии и посвятил себя композиторству. К этому времени состояние его семьи уменьшилось, и он работал государственным служащим, чтобы прокормить себя.

Мусоргский был пьяницей. Он употреблял большое количество водки, когда был в беспокойстве, и чуть не умер от алкогольных запоев после отказа от любовника в 1858 году и смерти матери в 1865 году. растрепанный, с опухшим от алкоголя лицом», — писал музыкальный современник. Алкоголь сократил его карьеру и жизнь. Он умер в возрасте 42 лет от «алкогольной эпилепсии».

Музыка Мусоргского

Наиболее известные произведения Мусоргского: «Ночь на Лысой горе» (описательная пьеса для оркестра), «Картинки с выставки» (фортепианные пьесы в обработке для оркестра) и зрелищная опера «Борис Годунов».

Мусоргский был вдохновлен ритмами народной музыки и музыкой Русской Православной Церкви. Он также известен незаконченными музыкальными драмами, такими как «Хованщина», «Сорочинская ярмарка» и «Саламмбо», и своими песенными циклами «Без солнца» и «Детская».

Мусоргский поставил оперу из пушкинского «Бориса Годонова», в которой драматизировался конфликт между правителями России и ее народом, почитание традиций и страсть к революции. В оригинальной работе было много проблем. Переработанная версия, выпущенная в 1872 году, все еще имеет недостатки. После смерти Мусоргского опера была переработана в нынешнем виде композитором Римским-Корсаковым. Позже опера была превращена в балет, который помог Михаилу Барышникову стать звездой.

Чайковский

Петр Ильич Чайковский (1840-1893), пожалуй, самый любимый русский композитор как в России, так и за ее пределами. Те, кто любит его, находят его музыку вдохновляющей и красивой. Его критики отвергают его как «юношескую страсть, которую вы перерастаете» и говорят, что его музыка «плачет громче, чем любое страдание может оправдать».

Но многие, даже люди, которые обычно не слушают классическую музыку, любят его. Музыкальный критик Washington Post Тим Пейдж охарактеризовал его музыку как «смесь запоминающихся мелодий, неизменно изобретательной оркестровки и пробуждающей нежности выражения». Уолт Уитмен однажды сказал, что лучшая музыка Чайковского — это когда кто-то, кто заботится о нас, говорит напрямую с нами. Великий модернист Стравинский проявил свое уважение к Чайковскому, включив темы Чайковского в свою музыку.

Среди поклонников и критиков был Гарольд С. Шонберг. В своей книге «Жизнь великих композиторов» он писал: «Большинство слушателей с самого начала наслаждались эмоциональной ванной, в которую их погружал композитор. Другие, более сдержанные, с ходу отвергли послание Чайковского или презирали себя за то, что откликнулись на него… Долгое время Чайковский, столь любимый публикой, многими знатоками и музыкантами считался ничем иным, как плачущей машиной». Пьер Булез заявил журналистам после того, как занял должность художественного руководителя Нью-Йоркской филармонии: «Я ненавижу Чайковского и не буду его дирижировать».

Книги: биография Энтони Холдена. Путеводитель по Чайковскому Дэвида Найса.

Жизнь и гомосексуальность Чайковского

Чайковский родился 7 мая 1840 года в русском городе Воткинске на Урале. Его отец был горным инженером. Его мать была француженкой. В детстве Чайковский был нервным и нервным. Он начал брать уроки игры на фортепиано в возрасте семи лет и считался чем-то вроде вундеркинда, а в семь лет писал стихи и эссе на беглом французском языке.

Семья Чайковского переехала в Петербург в 1850 году. Он учился на юридическом факультете, окончил его с отличием в 1859 году и стал писарем в Министерстве юстиции. В свободное время сочинял и играл музыку. Его склонность работать слишком много и доводить себя до предела привела к ужасной бессоннице, изнурительным головным болям и галлюцинациям. Вдобавок ко всему его учителю по композиции никогда не нравились его работы даже после того, как он стал знаменитым.

Чайковский был описан как «застенчивый человек, который выражал свои эмоции в своей музыке», и как «гордый, либидозный аристократ с редким эмоциональным спокойствием». В 1877 году Чайковский познакомился с Антониной Милюковой и женился на ней после того, как она пригрозила покончить жизнь самоубийством, если он этого не сделает. Брак был катастрофой. Чайковский сбежал от брака через девять недель после его начала. Позже он пытался покончить жизнь самоубийством. Антонина отказалась с ним развестись. Они жили отдельно, но остались женаты.

Чайковский был измученным гомосексуалистом, который верил, что сможет вылечиться от своей «болезни». Он был влюблен в своего молодого племянника и имел несколько романов с крестьянскими мальчиками. Слухи о гомосексуализме Чайковского подогрела «Патетическая симфония» — сомнительный биографический роман о композиторе Клауса Манна, сына Томаса Манна. Попытки Чайковского излечиться от гомосексуализма почти сводили его с ума.

Чайковский пытался бороться со своими депрессивными и пессимистическими наклонностями. Однажды он написал: «Если вы не получаете удовольствия от себя, оглянитесь вокруг. Добрался до людей. Посмотрите, как они радуются жизни и всецело отдаются празднику… Есть еще счастье, простое, родное счастье других».

Ранняя карьера Чайковского как композитора

Чайковский не начал серьезно заниматься музыкой, пока ему не исполнился 21 год, когда он начал заниматься с Антоном Рубенштейном. Через два года, в 1866 году, он оставил государственную службу вопреки совету отца и потому, что был преподавателем Московской консерватории. Свою первую симфонию «Зимний сон» он закончил через год, а первую оперу «Ёевода» — через два года.

Чайковский провел 12 лет в Московской консерватории. Именно там он написал многие из своих самых известных произведений, в том числе «Лебединое озеро» и увертюру к «Ромео и Джульетте». Там же он познакомился со своей женой, которая там училась.

Ранние произведения Чайковского, как правило, не были хорошо приняты, но он привлек внимание Надежды фон Мекк, богатой немецкой вдовы, которая увлеклась его творчеством. Начиная с 1877 года она стала его покровителем и дала ему достаточно денег, чтобы он мог бросить преподавание. Отношения между Чайковским и фон Мекком были странными. Они писали друг другу длинные эмоциональные письма, но поклялись никогда не встречаться (однажды они случайно встретились и были так смущены, что не разговаривали).

Освободившись от финансовых забот, Чайковский смог посвятить себя сочинительству. Он делил свое время между имением сестры в Киеве и жизнью за границей. К 1880 году он был самым популярным композитором в России. В 1887 году он начал публично дирижировать, но никогда не получал от этого столько удовольствия, сколько страдал от боязни сцены. В 1890 фон Мекк резко разорвал их отношения. Чайковский был подавлен.

Чайковский как композитор

Чайковский работал быстро и уверенно. «Пиковая дама», считающаяся одной из лучших его опер, была закончена за 43 дня. Симфония № 6 была в основном закончена за 3,5 недели. В какой-то момент своей карьеры он каждый месяц писал по фортепианной композиции для популярного журнала так же, как журналист пишет колонку. С ними он часто откладывал до последней минуты, а затем накатывал композицию за один день.

Чайковский страдал ужасной неуверенностью в себе. После премьеры «Лебединого озера» он записал в своем дневнике: «Я слышал очень умную музыку [Лео] Делиба. «Лебединое озеро» — бедняжка по сравнению с ним». Он также мог быть жестким критиком самого себя. В 1988 году он писал фон Меку: «Сыграв мою [Пятую] симфонию дважды в Санкт-Петербурге и один раз в Праге, я пришел к выводу, что это провал. Есть в нем что-то отталкивающее, какой-то преувеличенный колорит, какая-то неискренность выдумки, которую публика мгновенно узнает».

Письма Чайковского к фон Мекку иллюстрировали не только творческий процесс как у него самого, но и у других художников. В 1878 году он писал: «Художник должен иметь спокойствие, когда он творит. Печальные и счастливые эмоции, которые он выражает, всегда и неизменно ретроспективны. Без особого повода для радости я могу испытывать радостное творческое настроение. А с другой стороны, при самых счастливых обстоятельствах я мог бы написать музыку, наполненную тьмой и отчаянием. Словом, художник живет двойной жизнью — бытовой, человеческой и художественной, и эти две жизни не всегда совпадают».

Музыка Чайковского

Музыка Чайковского известна своей страстью и страданием, сентиментальностью и мучительностью, краткостью и повторением. Его критики утверждали, что его музыка слишком шаблонна, груба и основана на красивых, но неразвитых темах.

Чайковский написал великие симфонии, богатые «страстным самопроецированием». Ричард Тарускин сказал, что музыка Чайковского «создает сообщество» и имеет дело с «конкретными образами, явно полученными из общего человеческого опыта». «В конце своей жизни, — писал Алекс Росс в New Yorker, — он стал экспериментатором и перфекционистом: он был готов попробовать что угодно, а затем, пожав плечами, отбросить его, если эксперимент провалился».

Пейдж написал: «Личная реакция слушателя на Чайковского, вероятно, изменится со временем. При первом прослушивании, обычно в начале нашего музыкального образования, мы любим его за безудержную интенсивность и величие его работы. Позже мы можем пройти через фазу, когда все это кажется слишком — парящие струны. сверхзаряженная эмоциональность, глубокая субъективность. Наконец, в том, что считается полной зрелостью, мы возвращаемся к Чайковскому и вновь обнаруживаем его навсегда. К настоящему времени мы готовы простить некоторые случайные всплески излияний в обмен на эти необычные мелодии с их точным и вечно творческим озвучиванием. В лучшей музыке Чайковского есть то же наполнение или меланхолия и безмятежность, связанные с золотым осенним днем, красивым и соблазнительным даже среди увядания».

Композиции, балеты и оперы Чайковского

Ранние произведения Чайковского включают «Буря», «Венгерские цыганские песни», «Поцелуй феи». Среди известных произведений, написанных им во время учебы в Московской консерватории, были «Лебединое озеро», увертюра к «Ромео и Джульетте» и «Франческа де Римини». «Увертюра 1812 года» Чайковского посвящена нападению Наполеона на Россию, сожжению Москвы и отступлению французской армии по всей Европе, преследуемой русской армией до самого Парижа.

Другие известные произведения включают Третий фортепианный концерт, симфоническую поэму «Воевода», «Славянское марше», «Итальянское каприччио». Шестая «Патетическая» симфония — мрачная экспериментальная пьеса, которую Чайковский назвал своим лучшим произведением. Он умер в то время как в Санкт-Петербурге на его первом исполнении.

Пейдж писал: «Чайковских много — виртуозный шоумен «Скрипичного концерта» и щемящий, певучий миниатюрист «Никто, кроме одинокого сердца»; раскрепощенный романтик последних трех симфоний и хладнокровный первозданный неоклассик, написавший предшествовавшие им «Зимние грёзы», «Малороссийскую» и «Польскую» симфонии».

«Евгений Онегин» и «Пиковая дама» — оперы Чайковского по произведениям поэта Пушкина. «Иоланта» прекрасна и имела успех в свое время, но сегодня ее мало кто слышит из-за плохого сюжета. Речь идет о слепой женщине, которая влюбляется в графа и вновь обретает зрение после нескольких любовных дуэтов. «Мазепа» — еще одна опера.

К балетам Чайковского относятся «Спящая красавица», «Лебединое озеро» (в котором рекордные 32 «фуэте», номера и знаменитая сцена умирающего лебедя). Чайковский написал «Щелкунчик-сюиту» в 189 г.1 после возвращения в Россию из тура по США. Музыкальный критик «Вашингтон пост» Тим Пейдж написал, что «Щелкунчик» «представляет нам весь спектр творчества Чайковского как композитора — от патрицианского, но глубоко эмоционального «Вальса цветов» до всепоглощающей страсти в «Па-де-де», мировой самая выразительная нисходящая шкала. Особенно восхитительны маленькие движения — фагот омпа и гарцующий пикколо в «Китайском танце», заколдованная челеста в «Танце фей сахарной сливы» и полнейшая дикость «Трепака». «Щелкунчик» сочетает в себе детское удивление со взрослой страстью и мастерством».

Смерть Чайковского

Чайковский внезапно скончался на пике своей славы в возрасте 53 лет в Санкт-Петербурге в 1893 году от холеры. Он заразился, кажется, от стакана сырой воды в разгар эпидемии холеры. По крайней мере, это было безрассудно и, возможно, было преднамеренным саморазрушением.

Ходили слухи, что он отравился по распоряжению «суда чести», состоящего из бывших однокурсников юридического факультета, возмущенных его гомосексуализмом. Эти слухи мало что подтверждают. Четыре врача сказали, что он умер от холеры. Ни один из известных ядов не вызывает симптомов, подобных холере, и необходимо было бы установить большое сокрытие. Более того, за день до смерти он написал письма с подробным изложением своих планов поездки в Одессу.

Одна из основных причин существования слухов о самоубийстве заключается в том, что в музыке, которую он написал перед смертью, особенно в «Adagio Lamentoso» Шестой симфонии, которая закончилась странным предсмертным ревом печали, были элементы, которые, казалось, предвещали смерть. . Премьера Шестой симфонии состоялась за девять дней до его смерти.

Источники изображений:

Источники текста: New York Times, Washington Post, Los Angeles Times, Times of London, Lonely Planet Guides, Библиотека Конгресса, правительство США, энциклопедия Комптона, The Guardian, National Geographic, журнал Smithsonian, The New Yorker, Time, Newsweek, Reuters, AP, AFP, Wall Street Journal, The Atlantic Monthly, The Economist, Foreign Policy, Wikipedia, BBC, CNN, а также различные книги, веб-сайты и другие публикации.

Последнее обновление май 2016 г.


Русское влияние на американскую музыку

Дискуссия «между культурами всегда способствует ослаблению стереотипов о «другой» культуре и помогает осмыслить ее историю как бы изнутри», отметил Виктор Юзефович на семинаре Института Кеннана, состоявшемся 18 февраля 2003 года. Юзефович, к которому присоединились участники дискуссии Энн Шварц и Леонид Грабовский, обсудил, как музыка служит международным языком между культурами, особенно в случае России и Америки.

Юзефович, музыковед из Вашингтона, округ Колумбия, описал несколько способов, которыми американская музыка находилась под влиянием других культур, подчеркнув, что «никакое влияние на американскую музыку не лишило ее поразительной существенной оригинальности». По словам Юзефовича, смешение различных музыкальных традиций «расширило диапазон звуков, которые смог воспринять американский слух, сделав американскую музыку более эклектичной, чем музыка европейских культур, которые стремились к «мононациональности». музыкантов и композиторов для смешивания звуков и паттернов ряда различных музыкальных культур, в том числе русской Юзефович отметил, что полиэтнический характер музыкального фольклора в России и США в сочетании с присутствием большого количества русских музыкантов в Америке «поощряло близость, которую американцы испытывали к русской культуре». 0005

По словам Юзефовича, «русское нашествие» музыкантов началось во второй половине XIX века. Он объяснил, что выступления Антона Рубинштейна в 1872 году, бостонская премьера Первого фортепианного концерта Чайковского в 1875 году и последующие сольные концерты Чайковского в Нью-Йорке, Вашингтоне, Филадельфии и Балтиморе в 1891 году были одними из первых взаимодействий между американской и русской музыкальными культурами.

Юзефович отметил, что другие композиторы, такие как Рахманинов, Набоков и Шиллингер, сделали Америку своей «второй родиной», способствуя российскому влиянию на американскую музыку.
Юзефович утверждал, что приезд Игоря Стравинского в Америку в 1939 году открыл время беспрецедентного влияния России на американскую музыку. Он объяснил успех Стравинского «предрасположенностью американской музыки к модернизму». Юзефович объяснял, что, поскольку американская музыка не прошла через различные культурные периоды европейского Возрождения, американские композиторы не были обременены «монополией классических жанров, которые были общепринятыми в Европе, а новаторы не были вынуждены разрушать многовековые традиции. »

Грабовский, композитор, ныне проживающий в Нью-Йорке, рассказал об отношениях между русскими и американскими композиторами ХХ века. Он утверждал, что школа Ференца Листа в Веймаре, Германия, которая привлекала лучших молодых композиторов Европы, скорее всего, была местом, где американские композиторы впервые встретились со своими русскими коллегами. По словам Грабовского, между этими молодыми композиторами возникло «взаимное влияние», в результате чего стиль композиции просуществовал до начала 20 века.

Грабовский утверждал, что на рубеже веков немецкое господство в музыке пошло на убыль, и Париж стал «столицей мира искусства». Игорь Стравинский, живший в то время в Париже, оказал центральное влияние России на американскую музыку и ее композиторов. По словам Грабовского, неоклассический стиль композиции Стравинского и его искусство оркестровки, состоящее из «безграничной свежести воображения, изобретения необычных инструментальных комбинаций и оркестровых наборов», оказали неизгладимое влияние на поколения композиторов.

Шварц, профессор музыки Барух-колледжа Городского университета Нью-Йорка, предположил, что история игры на фортепиано и исполнительский стиль виртуоза на фортепиано являются общей традицией двух культур. Она утверждала, что прием русских композиторов и исполнителей в Соединенных Штатах иллюстрирует влияние России на американскую музыку. История русского виртуоза в Америке начинается с приезда Антона Рубинштейна в США в 1872 году. По словам Шварца, гастроли Рубинштейна, состоявшие из 215 сольных концертов в 239дней, был важен, потому что «он принес современный фортепианный репертуар в небольшие города и регионы, где было мало возможностей для концертов классической музыки». Она утверждала, что Рубинштейн помог сформировать американские музыкальные вкусы в конце девятнадцатого века, потому что «в его игре было величие, очень страстная, спонтанная игра, которая очаровала американскую публику».

Вторя замечаниям Юзефовича и Грабовского, Шварц заявил, что Чайковский был тепло принят в Соединенных Штатах и ​​«помог формировать музыкальные вкусы в Америке посредством пропаганды современного русского репертуара». Она утверждала, что Сергей Рахманинов, Игорь Стравинский и Йозеф Хофманн среди прочих внесли значительный вклад в американскую музыкальную композицию и педагогику.

В заключение Шварц заявил, что дискуссии о влиянии культуры важны, потому что «культурная коммуникация пробуждает в слушателе осознание красоты музыки и способствует более глубокому пониманию музыкального искусства и общества, которое его воспитывает». Она повторила, что «российские композиторы и исполнители создали прочное культурное наследие, которое обогатило Россию, Америку и, по сути, международное сообщество».

После панельной дискуссии выступили Дэвид Грешам, бас-кларнетист, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк; Тим Скотт Микс, вокалист и студент консерватории Пибоди Университета Джона Хопкинса; Медея Наморадзе, вокалистка и доцент Консерватории Шенандоа Университета Шенандоа; Вера Стерн, пианистка и преподаватель Консерватории Пибоди Университета Джона Хопкинса; и Игорь Юзефович, скрипач, студент консерватории Пибоди Университета Джонса Хопкинса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *