М ю лермонтов поэт: Поэт — Лермонтов. Полный текст стихотворения — Поэт

Содержание

Михаил Лермонтов — Поэт: читать стих «Отделкой золотой блистает мой кинжал», текст стихотворения

Отделкой золотой блистает мой кинжал;
Клинок надежный, без порока;
Булат его хранит таинственный закал —
Наследье бранного востока.

Наезднику в горах служил он много лет,
Не зная платы за услугу;
Не по одной груди провел он страшный след
И не одну прорвал кольчугу.

Забавы он делил послушнее раба,
Звенел в ответ речам обидным.
В те дни была б ему богатая резьба
Нарядом чуждым и постыдным.

Он взят за Тереком отважным казаком
На хладном трупе господина,
И долго он лежал заброшенный потом
В походной лавке армянина.

Теперь родных ножон, избитых на войне,
Лишен героя спутник бедный,
Игрушкой золотой он блещет на стене —
Увы, бесславный и безвредный!

Никто привычною, заботливой рукой
Его не чистит, не ласкает,
И надписи его, молясь перед зарей,
Никто с усердьем не читает…

В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,
Свое утратил назначенье,
На злато променяв ту власть, которой свет

Внимал в немом благоговенье?

Бывало, мерный звук твоих могучих слов
Воспламенял бойца для битвы,
Он нужен был толпе, как чаша для пиров,
Как фимиам в часы молитвы.

Твой стих, как божий дух, носился над толпой;
И, отзыв мыслей благородных,
Звучал, как колокол на башне вечевой,
Во дни торжеств и бед народных.

Но скучен нам простой и гордый твой язык,
Нас тешат блёстки и обманы;
Как ветхая краса, наш ветхий мир привык
Морщины прятать под румяны…

Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?
Иль никогда, на голос мщенья
Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
Покрытый ржавчиной презренья?..

Анализ стихотворения «Поэт (Отделкой золотой блистает мой кинжал)» Лермонтова

После стихотворения «На смерть поэта» Лермонтов получил скандальную славу. Высшее общество во главе с императором видели в нем угрозу существующему режиму. Революционные и демократические круги считали его достойным наследником Пушкина, воспевающим в своем творчестве лучшие идеалы. Лермонтов действительно продолжил и развил многие темы, затронутые Пушкиным. Одна из них – место и роль поэта в обществе. В 1838 г. он написал стихотворение «Поэт», которое можно считать его программным заявлением.

Произведение построено на сравнении кинжала с поэтом. Первая часть посвящена описанию «клинка надежного». Кинжал много лет выполнял свое непосредственное предназначение, заключающееся в убийстве людей. Его ценность заключалась только в остроте. Страшное орудие не нуждалось в бессмысленных украшениях. После убийства хозяина кинжал долгое время пролежал у торговца, пока не был куплен. Теперь он стал безобидной «игрушкой золотой», висящей на стене. Он нужен только для того, чтобы радовать чей-нибудь взгляд. Боевое оружие превратилось в декоративное украшение.

Во второй части Лермонтов сравнивает кинжал с современным поэтом. Явно виден намек на эпоху декабристов. Автор считает, что после убийства Пушкина не осталось настоящих поэтов, которые могут призвать народ на битву. Продавшись власти, современники предпочитают не затрагивать в своем творчестве острых вопросов, ограничиваясь описанием природы или великих деятелей. Литературная деятельность стала источником дохода, она не способна на подвиг. Лермонтов использует символический образ вечевого колокола, который был популярен среди декабристов. Он напоминает о древнерусских традициях народной вольности.

Поэт считает, что в современном лживом и порочном обществе не могут появиться гении и пророки. Люди настолько испорчены, что предпочитают не замечать правды и скрывать ее за «блестками и обманами».

В последней строфе образы кинжала и поэта сливаются воедино. Лермонтов выражает надежду на то, что настанет день пробуждения «осмеянного пророка», который найдет в себе силы обнажить кинжал и направить его острие против прогнившего общества. До тех пор кинжал будет все больше и больше покрываться «ржавчиной презренья».

Стихотворение «Поэт» относится к гражданской лирике. Обычно Лермонтов придерживался темы противостояния поэта и толпы, его одиночества. Но в этом случае он указывает на гражданский долг и прямое предназначение поэта. Большое влияние на него оказала смерть Пушкина и реакция общества на это событие. Лермонтов осознал, насколько значимой может быть роль поэта и какой силой обладает его творчество.

Лермонтов Михаил — Поэт. Слушать онлайн

Тема поэта и поэзии — одна из важнейших в творчестве многих поэтов. М. Ю. Лермонтов — не исключение. Довольно многие его стихотворения посвящены месту поэта в обществе, его роли и назначению. Лермонтов, так же как и Пушкин, видит задачу поэта в том, чтобы своим искусством служить людям, обществу.

Лермонтов — «Поэт»
«Отделкой золотой блистает мой кинжал»

Отделкой золотой блистает мой кинжал;
Клинок надежный, без порока;
Булат его хранит таинственный закал
Наследье бранного востока.

Наезднику в горах служил он много лет,
Не зная платы за услугу;
Не по одной груди провел он страшный след

И не одну порвал кольчугу.

Забавы он делил послушнее раба,
Звенел в ответ речам обидным.
В те дни была б ему богатая резьба
Нарядом чуждым и обидным.

Он взят за Тереком отважным казаком
На хладном трупе господина,
И долго он лежал заброшенный потом
В походной лавке армянина.

Теперь родных ножон, избитых на войне,
Лишен героя спутник бедный,
Игрушкой золотой он блещет на стене
Увы, бесславный и безвредный!

Никто привычною, заботливой рукой
Его не чистит, не ласкает,
И надписи его, молясь с зарей,
Никто с усердьем не читает…

В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,
Свое утратил назначенье,
На злато променяв ту власть, котрой свет
Внимал в немом благоговенье?

Бывало, мерный звук твоих могучих слов
Воспламенял бойца для битвы,
Он нужен был толпе, как чаша для пиров,
Как фимиам в часы молитвы.

Твой стих, как божий дух, носился над толпой
И, отзыв мыслей благородных,

Звучал, как колокол на башне вечевой
Во дни торжеств и бед народных.

Но скучен нам простой и гордый твой язык,
Нас тешат блестки и обманы;
Как ветхая краса, наш ветхий мир привык
Морщины прятать под румяны…

Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк!
Иль никогда, на голос мщенья,
Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
Покрытый ржавчиной презренья?..

Дата написания: 1838 год

Исполнитель: А. Кутепов
Алекса́ндр Я́ковлевич Куте́пов (11 октября 1929 — 25 июля 1999) — советский и российский актёр театра и кино, народный артист России.

Михаи́л Ю́рьевич Ле́рмонтов (3 октября [15 октября] 1814, Москва — 15 июля [27 июля] 1841, Пятигорск) — русский поэт, прозаик, драматург, художник. Творчество Лермонтова, в котором удачно сочетаются гражданские, философские и личные мотивы, отвечавшее насущным потребностям духовной жизни русского общества, ознаменовало собой новый расцвет русской литературы. Оно оказало большое влияние на виднейших русских писателей и поэтов XIX и XX вв. Драматургия Лермонтова имела огромное влияние на развитие театрального искусства. Произведения Лермонтова получили большой отклик в живописи, театре, кинематографе. Его стихи стали подлинной кладезью для оперного, симфонического и романсного творчества, многие из них стали народными песнями.

Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Поэт» Разное Лермонтов М.Ю. :: Litra.RU :: Только отличные сочинения


/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Разное / Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Поэт»

    Михаил Юрьевич Лермонтов является уникумом в истории русской литературы. За отведенный ему кратчайший срок жизни (прожил всего лишь двадцать семь лет) он создал большое количество поистине гениальных, бессмертных произведений. Причем это тот редкий случай, когда человек одинаково талантливо пишет как прозу, так и стихи. Эпоха Лермонтова – это тридцатые годы 19-го века, время застоя, отсутствия в обществе высоких духовных и нравственных идеалов. Лермонтов как истинный поэт не мог это принять. Поэтому многие стихи, относящиеся к гражданской лирике, наполнены горечью, сожалением, протестом. И в то же время в них вырисовывается идеал, который хотел бы видеть Лермонтов-поэт. Таково одно из лучших стихотворений автора — «Поэт» 1838 года.

    Данное стихотворение композиционно и по смыслу разделено на две части. Стихотворение начинается с описания кинжала. Он предназначался человеком для отважных битв, служил грозным боевым оружием.

    Наезднику в горах служил он много лет,

    Не зная платы за услугу;

    Не по одной груди провел он страшный след

    И не одну прорвал кольчугу.

    Боевому кинжалу совершенно не важны были какие-либо украшения. Он был прекрасен своей простотой, его украшали его деяния.

    Забавы он делил послушнее раба,

    Звенел в ответ речам обидным.

    В те дни была б ему богатая резьба

    Нарядом чуждым и постыдным.

    Но отважный хозяин кинжала погибает, и судьба грозного оружия резко меняется. Он больше не выполняет своего предназначения. Теперь он, пыльный и заброшенный, валяется ненужной безделушкой «в походной лавке армянина». Затем кинжал перекочевывает на стену и становится простым и пустым украшением:

    Игрушкой золотой он блещет на стене –

    Увы, бесславный и безвредный!

    Очевидно, что настроение первой части меняется. Мы понимаем, что кинжал был близок автору лишь тогда, когда он был боевым оружием. Лирический герой с горечью взирает на грозный кинжал, висящий на стене пустым украшением. Автор считает, что со смертью хозяина наступила и его смерть. Ведь он больше не мог исполнять своего долга. Передать изменение настроения первой части автору помогают эпитеты. В описании славного прошлого кинжала нет эпитетов, относящихся непосредственно к нему. Но есть определения, характеризующие его подвиги: «страшный след», «речам обидным». Потом появляются эпитеты, относящиеся непосредственно к кинжалу, так как подвигов у него уже нет: «заброшенный», «бедный», «бесславный и безвредный». Сравнение «игрушкой золотой» помогает автору подчеркнуть полную бессмысленность кинжала.

    Вторая часть стихотворения представляет собой сравнение с первой частью. Здесь участь поэта, современника Лермонтова, сравнивается с участью кинжала:

    В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,

    Свое утратил назначенье,

    На злато променяв ту власть, которой свет

    Внимал в немом благоговенье?

    Так же, как и в первой части, поэт вспоминает о предназначении поэта, кем он был раньше:

    Бывало, мерный звук твоих могучих слов

    Воспламенял бойца для битвы,

    Он нужен был толпе, как чаша для пиров,

    Как фимиам в часы молитвы.

    Для автора поэт всегда был подобен пророку, чему-то, близкому к Богу. Лирический герой считает поэта пророком, потому что пиит всегда провидец, он находится над толпой, обладает особой властью и может менять судьбы людей. Лермонтов мечтает о возрождении искусства зажигать словом сердца людей. Свою мечту он передает с помощью сравнений и эпитетов: «мерный звук могучих слов», «нужен, как чаша для пиров», «нужен, как фимиам в часы молитвы», «носился, как божий дух», «мыслей благородных», «звучал, как колокол на башне вечевой». Но автор понимает нереальность своей мечты, ведь люди сами отказались от пророка:

    Но скучен нам простой и гордый твой язык,

    Нас тешат блестки и обманы;

    Как ветхая краса, наш ветхий мир привык

    Морщины прятать под румяны…

    Именно осознанием нереальности своей мечты вызвана особая эмоциональность языка Лермонтова и обличительный пафос стихотворения в целом. Несомненно, это сближает стихотворение «Поэт» с другим стихотворением Лермонтова – «Смерть поэта». Выразить нереальность своей мечты автору помогают риторические вопросы в конце стихотворения.

    Данное произведение написано ямбом с обилием пиррихия. Это позволяет автору создать плавную, тягучую речь.

    Таким образом, стихотворение Лермонтова «Поэт» является одним из лучших его стихотворений, посвященных теме поэта и поэзии. Произведение наполнено горьким пафосом, и в то же время оно изображает несбыточную мечту автора о поэте-пророке, поэте-миссии, призванного «глаголом жечь сердца людей».


0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.


/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Разное / Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Поэт»

Поэт (Когда Рафаэль вдохновенный) читать стих и анализ произведения

Михаил Лермонтов: Поэт (Когда Рафаэль вдохновенный)

Когда Рафаэль вдохновенный
Пречистой девы лик священный
Живою кистью окончал:
Своим искусством восхищенный
Он пред картиною упал!
Но скоро сей порыв чудесный
Слабел в груди его младой,
И утомленный и немой
Он забывал огонь небесный.

Таков поэт: чуть мысль блеснет,
Как он пером своим прольет
Всю душу; звуком громкой лиры
Чарует свет, и в тишине
Поет, забывшись в райском сне,
Вас, вас! души его кумиры!
И вдруг хладеет жар ланит,
Его сердечные волненья
Всё тише, и призрак бежит!
Но долго, долго ум хранит
Первоначальны впечатленья.

написано в 1828 году

Коментарий к стихотворению:

Впервые опубликовано в 1872 году в «Русской старине» (№ 2, с. 294). Это стихотворение Михаил Лермонтов послал в письме М. А. Шан-Гирей в декабре 1828 году.

Творческую мысль Лермонтова рано стали занимать философско-эстетические проблемы. Этому во многом способствовало идейное направление литературного кружка, которым руководил пансионский преподаватель С. Е. Раич.

В альманахе «Цефей» на 1829 год, где печатались произведения членов этого кружка, появилось сходное стихотворение «Видение Рафаэля», подписанное буквой «К» и принадлежавшее Н. Н. Колачевскому. Другой участник кружка Иосиф Грузинов опубликовал позднее (в сборнике «Отблески поэзии», 1849) свое юношеское стихотворение «Поэт»:

Слыхали ль вы старинное преданье,
Как Рафаэль Мадонну написал?
Ее не смел писать он без призванья,
И для святой он вдохновенья ждал…

Затем во сне художник видит образ Марии и принимается за картину, горя «восторгом неземным»:

Окончен труд, и сам он удивился;
Склонился он возвышенным челом,
Перед созданием своим молился
Он сам в благоговении немом!
Таков поэт всегда во всем.
Ждет вдохновенья свыше он.
Вдруг грудь его полна огнем,
Мечтой живой он окрилен… и т. д.

Сюжет стихотворения восходит, по-видимому, к этюду «Видение Рафаэля» в книге В. Ваккенродера и Л. Тика «Об искусстве и художниках…», вышедшей в русском переводе в 1826 г.

Источник стихотворения:

Лермонтов М. Ю. Собрание сочинений в четырех томах / АН СССР. Институт русской литературы (Пушкинский дом). — Издание второе, исправленное и дополненное — Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1979—1981 год. Том 1, Стихотворения 1828—1841 годов. Страница 12.

Лермонтов поэт будущего Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

Bulletin of Medical Internet Conferences (ISSN 2224-6150)

2015. Volume 5. Issue 1

Ю: 2014-12-81-Т-4180 Тезис

Кобзева К.Е., Врабие Е.Е.

Лермонтов — поэт будущего

ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского Минздрава России, кафедра русской и классической филологии

Имя М.Ю. Лермонтова по праву внесено в ряд имен величайших поэтов, составивших гордость национальной русской культуры. Его творчество стало достоянием мировой культуры. Гениальный поэтический дар, великая устремленность к свободе, могучая творческая воля, непрестанное горение помогли ему наполнить глубоким содержанием каждый миг его краткой жизни.

Образ М.Ю. Лермонтова встает перед читателем со страниц его произведений. К. Бальмонт точно охарактеризовал поэта как человека, который «презрением могучим к бездушным людям, к мелким их страстям…подобен молниям и тучам».

В лирике М.Ю. Лермонтова доминирует тема страдающей, мятущейся души, не находящей отклика и понимания в окружающем мире. Страстная натура поэта долгое время оставалась не понятой и не принятой обществом.

Его творчество оказалось пророческим. Гениальный поэт обладал даром погружения в глубинные смыслы жизни и тонко улавливал скрытые течения, которые несло в себе будущее.

Лирика Лермонтова обращена только в будущее, посвящена независимому и гордому человеку, свободно связанному с миром. Поэту был присущ широкий взгляд на жизнь: он имел твердые и неизменные убеждения, был гуманнейшим человеком, у которого отрицание существующей действительности сливалось с жертвенной любовью к простым людям. Лермонтов мечтал о действенной поэзии, которая «воспламеняла бы бойца для битвы». Образцом такого творчества стало стихотворение о Бородинском сражении, которое и сейчас звучит как боевой призыв не щадить себя и своей жизни, защищая Родину.

М. Ю. Лермонтов прожил 27 лет, создав прекрасные лирические стихотворения, драмы, великолепную прозу, на которой выросли титаны русской литературы — И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой.

Ключевые слова: М.Ю. Лермонтов, творчество

www.medconfer.com

© Bulletin of Medical Internet Conferences, 2015

М. Ю. Лермонтов: Поэт и общество в лирике М. Ю. Лермонтова 👍

“Значительную часть своего творчества М. Ю. Лермонтов посвятил проблеме взаимопонимания поэта и общества. В творчестве поэта это тема активных и часто даже враждебных взаимоотношений между творческой личностью и окружающей средой.
Мне кажется, что особенно ярко проблематика этих взаимоотношений выражена в стихотворении “Пророк”. Нужно заметить, что это стихотворение Лермонтов начинает именно с того момента, на котором остановился А. С. Пушкин в своем “Пророке”: “С тех пор, как вечный судия мне дал все видение пророка…”

/> Можно отметить идею преемственности в этих двух произведениях: от социального оптимизма Пушкина к абсолютному одиночеству и трагичности лирического героя Лермонтова. И если Пушкин показывает нам процесс создания Творцом пророка, то Лермонтов показал нам уже результат деятельности пророка. Жизнь лермонтовского героя полна страданий и мучений от непонимания и неверия людей: “В меня все ближние мои бросали бешено каменья”. “Шумный град” встречает лермонтовского героя насмешками “самолюбивой” пошлости, презрением.
Различие трактовки пророков Пушкина и Лермонтова сказалось в самом облике. Пушкин наделяет своего героя сверхъестественными свойствами, Лермонтов же вносит в описание своего героя чисто человеческие черты, даже бытовые подробности: он худ, бледен, одет в лохмотья, он пробирается через город, слыша за спиной оскорбительные возгласы:
…Как он угрюм, и худ, и бледен! Смотрите, как он наг и беден, Как презирают все его!
У Пушкина мы видим веру в свободу, в общество, оптимизм, у Лермонтова мы замечаем совершенно иное настроение: здесь нет надежд и веры. Его стихотворение глубоко пессимистично.
Тема поэта и общества появляется и становится главной и в таких произведениях Лермонтова, как “Смерть поэта” и “Поэт”, “Журналист, читатель и писатель” и др.
Так стихотворение “Смерть поэта” стало не только тем произведением, которое прославило Лермонтова, но и изменило его судьбу,- за него поэт был сослан на, Кавказ. В этом страстном стихотворении, посвященном смерти Пушкина,’ поэт клеймит тех, “кто жадною толпой” стоит у трона, кто явился истинной причиной гибели Пушкина. Именно они – гонители таланта, сплетники, наушники, “свободы, гения и славы палачи” стали причиной смерти поэта.
В другом стихотворении, названном Лермонтовым “Поэт”, эта тема взаимоотношений поэта и толпы, поэта и черни, поэта и общества раскрывается по-другому. Здесь Лермонтов применяет иной художественный прием, прием параллелизма образов. Стихотворение можно разбить на две части.

В первой части Лермонтов рассказывает нам о кинжале, когда-то боевом оружии, а теперь ненужной золоченой игрушке, висящей на стене. Во второй части автор сравнивает участь кинжала с судьбой поэта. Поэт затих, голос его не слышен, былые подвиги (когда голос его звучал “как колокол на башне вечевой среди торжеств и бед народных”) забыты, толпа презирает его. Но в заключение пессимистический тон меняется на обнадеживающий:
Проснешься ль ты опять,
Осмеянный пророк,
Иль никогда на голос мщенъя
Из золотых ножон не вырвешь
Свой клинок,
Покрытый ржавчиной презренья!
Недаром в конце этого стихотворения вновь возникает образ пророка, который является символом гражданской, богом данной поэзии. Тема поэта и поэзии, назначения поэта стала одной из значительных тем в русской литературе. Продолжателями этой темы можно считать Некрасова, Маяковского, Ахматову, Пастернака и других поэтов современности.

М. Ю. Лермонтов. Поэт сверхчеловечества. Статьи о русской литературе [антология]

М. Ю. Лермонтов. Поэт сверхчеловечества

I

Почему приблизился к нам Лермонтов? Почему вдруг захотелось о нем говорить?

Рассказывают, будто бы у Лермонтова был такой «тяжелый взгляд», что на кого он смотрел пристально, тот невольно оборачивался. Не так ли мы сейчас к нему обернулись невольно?

Стихи его для нас как заученные с детства молитвы. Мы до того привыкли к ним, что уже почти не понимаем. Слова действуют помимо смысла.

Помню, когда мне было лет 7—8, я учил наизусть «Ангела» из старенькой хрестоматии с истрепанным зеленым корешком. Я твердил: «По небу полуночи», не понимая, что «полуночи» родительный падеж от «полночь»; мне казалось, что это два слова: «по» и «луночь». Я видел картину, изображавшую ангела, который летит по темно-синему, лунному небу: это и была для меня «луночь». Потом узнал, в чем дело; но до сих пор читаю: «По небу, по луночи», бессмысленно, как детскую молитву.

Есть сила благодатная

В созвучье слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

Я также узнал, что нельзя сказать: «Из пламя и света», а надо: из пламени. Но мне нравилась эта грамматическая ошибка: она приближала ко мне Лермонтова.

Потом, в 12 – 13 лет, я уже для собственного удовольствия учил его наизусть. Переписывал «Мцыри» тщательно, в золотообрезную тетрадку, и мне казалось, что эти стихи я сам сочинил.

Пушкина я тогда не любил: он был для меня взрослый; Лермонтов такой же ребенок, как я.

В то утро был небесный свод

Так чист, что ангела полет

Прилежный взор следить бы мог.

Вот чего Пушкин не сказал бы ни за что. Взор его был слишком трезв, точен и верен действительности. Он говорит просто:

Последняя туча рассеянной бури,

Одна ты несешься по ясной лазури.

Но эта пушкинская «ясная лазурь», по сравнению с бездонно-глубоким лермонтовским небом, казалась мне плоской, как голубая эмаль.

С годами я полюбил Пушкина, понял, что он велик, больше, чем Лермонтов. Пушкин оттеснил, умалил и как-то обидел во мне Лермонтова: так иногда взрослые нечаянно обижают детей. Но где-то в самой глубине души остался уголок, не утоленный Пушкиным.

Я буду любить Пушкина, пока я жив; но когда придет смерть, боюсь, что это примирение:

И пусть у гробового входа

Младая будет жизнь играть,

И равнодушная природа

Красою вечною сиять, —

покажется мне холодным, жестоким, ничего не примиряющим – и я вспомню тогда детские молитвы, вспомню Лермонтова.Не потому ли уже и теперь сквозь вечереющий пушкинский день таинственно мерцает Лермонтов, как первая звезда.

Пушкин – дневное, Лермонтов – ночное светило русской поэзии. Вся она между ними колеблется, как между двумя полюсами – созерцанием и действием.

Голос Божий пророку:

Глаголом жги сердца людей, —

услыхал Пушкин, но не последовал ему, не сделался пророком, идущим к людям, а предпочел остаться жрецом, от людей уходящим:

Подите прочь! Какое дело

Поэту мирному до вас?

Поэт – жрец, а жертва Богу – жизнь людей. Толпа не зажигается огнем пророка, а «плюет на алтарь», где горит огонь жреца.

В жизни Пушкин весь на людях, но в творчестве один.

Ты – царь; живи один.

Лермонтов обратно: в жизни – один, в творчестве идет к людям; пусть не доходит, но идет, пусть ненавидит, но не бесстрастен.

Не для битв

Мы рождены, —

говорит Пушкин.

Бывало, мерный звук твоих могучих слов

Воспламенял бойца для битвы,

говорит Лермонтов. Поэт – кинжал, «спутник героя».

Не по одной груди провел он страшный след

И не одну порвал кольчугу.

Созерцание, отречение от действия для Пушкина – спасение, для Лермонтова – гибель поэта, ржавчина клинка.

Игрушкой золотой он блещет на стене,

Увы, бесславный и безвредный…

Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк,

Иль никогда на голос мщенья

Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,

Покрытый ржавчиной презренья?

У Пушкина жизнь стремится к поэзии, действие к созерцанию; у Лермонтова поэзия стремится к жизни, созерцание – к действию.

На первый взгляд может показаться, что русская литература пошла не за Пушкиным, а за Лермонтовым, захотела быть не только эстетическим созерцанием, но и пророческим действием – «глаголом жечь сердца людей».

Стоит, однако, вглядеться пристальнее, чтобы увидеть, как пушкинская чара усыпляет буйную стихию Лермонтова.

И на бунтующие волны

Льет усмирительный елей.

В начале – буря, а в конце – тишь да гладь. Тишь да гладь – в созерцательном аскетизме Гоголя, в созерцательном эстетизме Тургенева, в православной реакции Достоевского, в буддийском неделании Л. Толстого. Лермонтовская действенность вечно борется с пушкинской созерцательностью, вечно ею побеждается и сейчас побеждена как будто окончательно, раздавлена.Вот одна из причин того, что о Пушкине говорили много и кое-что сказали, о Лермонтове говорили мало и ничего не сказали; одна из причин того, что пушкинское влияние в русской литературе кажется почти всем, лермонтовское – почти ничем.

Другая причина того же указана в статье Вл. Соловьева о Лермонтове, недаром предсмертной – как бы духовном завещании учителя ученикам.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Краткое содержание стихотворения М.Ю. Лермонтов «Мцыри» №

Мцхета — древняя столица Грузии, основанная там, «где, сливаясь, шелестя, / Обнимая, как две сестры, / Арахва и Кури Струи». Сразу же в Мцхете и соборе Светицховели с могилами последних царей независимой Грузии «сдали» свой народ «единоверной России». С тех пор, благословенная милостью Божьей многострадальной страны, она цветет и процветает, «не боясь врагов, / За пределами дружеских штыков.
«Однажды русский генерал / я ехал с гор в Тифлис, он забирал ребенка пленного». Он понял, что в таком состоянии живым ребенка в Тифлис не увезет, генерал оставляет узником в Мцхете, в местном монастыре. Мцхетские монахи, праведники, подвижники, просветители, вылечив и окрестив подкидыша, воспитывают его в истинно христианском духе. И похоже, что упорным и бескорыстным трудом достигается цель

. Забыв родной язык и привыкнув к неволе, Мцыри свободно говорит по-грузински.Вчерашний дикарь «готов в цвете лет произнести монашеский обет». И вдруг, накануне торжественного события, приемный сын исчезает, незаметно выскользнув из монастырской крепости в страшный час, когда святые отцы, боясь бури, толпились, как агнцы, у алтаря. Беглец, естественно, разыскивает всю монастырскую армию и, как положено, три дня. Но безрезультатно. Однако через некоторое время мцыри все же случайно находят чужаков — и не в глубине Кавказских гор, а в непосредственной близости от Мцхеты.Увидев в бессмысленности лежащего на палящем зно монастырского слугу, его несут в монастырь. Когда Мцыри приходит в себя, монахи допрашивают его. Он молчит. Его пытаются насильно кормить, потому что беглец истощен, как будто перенес длительную болезнь или изнурительный труд. Мцыри отказывается от еды. Догадавшись, что упрямый человек нарочно торопит свой «конец», Мцыри послал того же черного человека, который когда-то оставил его и крестил. Добрый старец искренне привязан к подопечному и очень хочет своего ученика, так как он родился, чтобы умереть таким молодым, исполнил христианский долг, покаялся и получил прощение грехов перед смертью.Но Мцыри вовсе не раскаивается в дерзком поступке. Напротив! Он гордится им как подвигом! Потому что в дикой природе он жил и жил, как все его предки, — в союзе с дикой природой — острым, как орлы, мудрым, как змеи, сильным, как горный леопард. Безоружный Мцыри вступает в единоборство с этим царственным зверем, хозяином местных густых лесов. И, честно победив его, он доказывает, что мог «быть на краю отцов / не из последних удальтов». Чувство воли возвращает к молодому человеку даже то, что, казалось, навсегда лишилось рабства: память о детстве.Вспоминает родной язык, родное село, лица родных — отца, сестер, братьев. Более того, даже на короткое время жизнь в союзе с дикой природой делает его великим поэтом. Рассказывая чернокожему, что он видел то, что он испытал, странствуя по горам, Мцыри выбирает слова, поразительно похожие на первозданную природу могучей природы края. И только один грех весит его душу. Этот грех — лжесвидетельство. Впервые, давным-давно, юношей беглец поклялся себе страшной клятвой, что сбежит из монастыря и найдет путь в родные пределы.И теперь он, кажется, придерживается верного направления: идет, бежит, мчится, ползет, лезет — на восток, на восток, на восток. Все время, день и ночь, солнце, звезды — восточнее Мцхеты! И вдруг он обнаруживает, что, сделав круг, он вернулся в то самое место, откуда начался его побег, подвиг Побега, в непосредственные окрестности Мцхеты; отсюда можно сдаться в приютивший его монастырь! И это, в понимании Мцыри, не простая досадная оплошность.Годы, проведенные в «темнице», в темницах,
Жизнь в неволе погасила в его душе «луч-проводник», то есть безошибочно верное, почти животное чувство его пути, которым обладает каждый альпинист от рождения, и без которого ни один ни человек, ни зверь не могут выжить в диких безднах Центрального Кавказа. Да, Мцыри сбежал из монастыря-крепости, но ту внутреннюю тюрьму, ту тесноту, которую цивилизаторы построили в его душе, он не может разрушить! Именно это ужасное трагическое открытие, а не нанесенные леопардом рваные раны убивают в Мцыри инстинкт жизни, жажду жизни, с которой на свет приходят истинные, а не приемные дети природы.Прирожденный свободолюбивый человек, он, чтобы не жить рабом, умирает как раб: смиренно, никого не проклиная. Единственное, о чем он просит своих тюремщиков похоронить в том углу монастырского сада, откуда «и Кавказ виден».

М.Ю. Лермонтов — дуэль на Черной реке как предопределение. — Путеводитель по экскурсиям

М.Ю. Лермонтов — дуэль на Черной реке в Петербурге.

«Могила ждет меня,
Могила без молитв и без креста,
На диком берегу ревущих вод
А под туманным небом пустота
Кругом… «

Так писал поэт России Михаил Лермонтов в 1831 году, современники понимали это как художественную силу слога, потомки — как роковое предчувствие безвременной утраты.
Написал эти строки за несколько лет до трагической дуэли Александра Пушкина — великого современника Михаила Юрьевича и почти десятка — своему собственному по тому же сценарию, но, к счастью, с другим исходом. Совпали даже сцена — Черная река, а также образ врага — сына французского посланника.В ситуации с М. Лермонтовым другое дело.

Поводом для этой драки, как и для первого упоминания поэта, стало стихотворение «Смерть поэта», написанное после смерти Пушкина и ставшее «манифестом» Лермонтова. На одном из вечеров посольства Франции А. К Тургеневу обращается секретарь французской миссии и от имени посла спрашивает его, правда ли, что русский поэт Лермонтов в этом произведении «нападает» не только на самого Дантеса, но и на всех французов.И.А. Тургенев обращается к Михаилу Юрьевичу с просьбой прислать ему этот текст, затем с ним знакомятся секретарь и посол французского дипломатического корпуса. Итог — посол соглашается, что обвинения Лермонтова носят исключительно частный характер, а значит, этого поэта можно пригласить на балы в посольство. Но это был только первый акт истории дуэлей.

Далее могущественные недоброжелатели поэта противостоят ему с сыном посланника Эрнеста де Баранта, показывая последнему старую «школьную» эпиграмму Михаила Юрьевича своему другу, тоже французу Клерону.Им удается убедить молодого человека в том, что эта эпиграмма направлена ​​против него.

А 16 февраля 1840 года происходит второй акт — разговор поэта с сыном посланника на балу на Английской набережной в особняке графини Лаваль. Свои претензии к Лермонтову Эрнест де Барант начинает сначала с «обычных» обвинений в том, что он в разговоре с известным человеком позволил себе высказывать невыгодные для Баранта мнения. На что Лермонтов ответил полным отказом: «Я никому о вас не сказал ничего предосудительного.«Но француз не съеживается и называет поведение поэта плохим и добавляет, что у себя на родине он обязательно найдет форму, в которой такая наглость должна закончиться. Михаил Юрьевич ответил, что в России неукоснительно соблюдаются правила чести, и здесь также царит безнаказанность. кстати, позже, на суде над лейтенантом Лермонтовым, генеральный контролер (высший военный судебный орган) в числе «положительных» сторон борьбы учтет этот факт — принимая вызов мсье де Баранта, Лермонтов «пожелал поддержать честь русского офицера».

Третий из списка «добродетельных причин» суд отменяет выстрел лейтенанта Лермонтова, последний «проявил … похвальное великодушие». Лермонтов действительно стрелял в воздух после того, как выдержал удар врага. Интересно, что в этой схватке использовалось два вида оружия: мечи и пистолеты. Де Барант, нарушая дуэльный кодекс, воспользовался выбором оружия — по «молчаливому согласию» Лермонтова, как будто в лице Де Баранта обиделась вся Франция.Фактически обиженной стороной был Михаил Юрьевич.

Секунданты вмешались в процесс «согласования» условий боя. Столыпин-Монго был секундантом Михаила Юрьевича — он не соглашался с таким преимуществом — ведь в русской армии не владели саблей, как у французов, у нас сабля была больше в движении. Виконт Рауль д’Англь встал на его — либо меч, либо извинение. Благодаря усилиям Столыпина компромисс был найден — противники сражаются сначала на мечах до первой крови, а затем на пистолетах.

Итак, через два дня после «ссоры» на Черной реке началась дуэль с мечом. У Лермонтова ломается конец меча, и Барант (считается, что он в это время поскользнулся) бьет поэта прямо в грудь. К счастью, рана была неглубокой, конец меча прошел по боку поэта, но первая кровь уже есть. Противники переходят к пистолетам. Барант стреляет первым и — мимо. Михаил Юрьевич в ответ стреляет в воздух.

После драки по Санкт-Петербургу пошли слухи о дуэли, и Лермонтов был арестован, как единственный виновный в случившемся.Его второй, Столыпин сам пишет письмо Бенкендорфу, что он не может «оставаться в угрызениях совести», если Лермонтов будет наказан. Баранту даже не допросили. Его отец, французский посол, мечтал сделать своего сына вторым секретарем миссии и теперь просит разрешения поехать на родину. Однако молодой Барант не спешит покидать столицу и обвиняет Лермонтова в обмане на всех светских мероприятиях — мол, выстрела в воздух толком не было.

Михаил Юрьевич в это время находился на гауптвахте Арсенала, где просит прийти к недовольному Баранту.Конечно, это было прямое нарушение, охрана не могла этого допустить, и Лермонтов выходит встречать в коридор — якобы «по нужде». Барант подтвердил свои претензии к поэту по поводу этого выстрела в воздух, на что Михаил Юрьевич ответил, что это правда, что она не должна быть неприятной Баранту, но если он недоволен, Лермонтов соглашается возобновить бой, как только он освободится. . Эрнест де Барант не хотел стрелять больше, принял объяснения и отказался от всех требований в присутствии двух свидетелей.Так его поставили на место.

Трибунал приговорил Лермонтова к гауптвахте в крепости на 3 месяца и переведен в армейский полк того же звания. Царь перевел поэта на Кавказ.

Интересен еще один эпизод из истории этого боя. После прекращения ареста у Лермонтова стали требовать письменного отказа от показаний на следствие к тому же об этом выстреле в сторону. На этот раз за дело взялся Бенкендорф, он настоял на письме Михаила Юрьевича Баранцам с признанием во лжи.Отказ от такого «приказа» означал бы навсегда сделать Бенкендорфа своим врагом, согласие состоит в том, чтобы полностью запятнать честь офицера. Лермонтов составляет письмо на целую неделю, но не для Барантов, а для великого князя Михаила, будучи уверенным, что оно попадет и к царю. Конечно, император прочитал послание, но без разрешения отправил его в жандармерию. Однако Бенкендорф понимал нюансы ситуации, и с тех пор Лермонтов стал еще одним могущественным противником.

Михаил Юрьевич попал на Кавказ, где отличился в нескольких боевых действиях, был представлен к наградам, но не получил их (царь отклонил все ходатайства), устроил дуэль со своим «однокурсником Мартием» (Н. Мартынов) , где он был убит. После смерти царь получил «сводку» — «собака — собачья смерть» и полное отсутствие официальных некрологов в столичных газетах. И все же — множество разных версий его гибели — от разной степени правдивости до мистико-авантюрно-составленной.

Творчество М.Ю. Лермонтов. Знаменитые стихи Лермонтова

1930-е годы стали тяжелым временем в истории XIX века. Расправа над декабристами сменилась жесткой реакцией, которая привела к духовному упадку прогрессивных умов. Именно в этот период громкий голос молодого поэта М.Ю. Лермонтова, которого называли достойным продолжателем Александра Пушкина. Стихи Михаила Юрьевича — это попытка переосмысления истории и действительности, протест против установившегося в стране деспотизма, гневный упрек соотечественникам, молчаливо терпевшим беззаконие и угнетение власти.

Вспомним самые известные стихотворения Лермонтова, навсегда вписавшие его имя в историю русской классической литературы.

«Парус»

Когда имя поэта впервые вспоминают лирическое произведение, написанное в Петербурге в 1832 году. Это были непростые времена для восемнадцатилетнего мальчика — он только что бросил Московский университет и готовился к новому. жизнь, которая, впрочем, ждала немного приятного. Растерянность и чувство неуверенности вызвали в душе поэта строки: «Белый парус одинокий белеет… «… Трудно найти человека, который бы не знал этих знаменитых стихотворений Лермонтова. Обычно они воспринимаются как размышления автора о его будущей жизни. В каждой из трех строф первые два стиха, содержащие пейзажного очерка, заменяются описанием психологического состояния лирического героя. И теперь море уже ассоциируется с жизнью человека, а парус на его поверхности — с мятежной душой. Ведущий мотив стихотворения — одиночество лирического героя, спасение от которого он пытается найти в борьбе, как парус, в борьбе со стихией.Но эта попытка неудачна — причина такого состояния кроется внутри самого человека.

Пройдут годы, но душа поэта никогда не обретет покоя, всегда оставаясь мятежной и одинокой, как в юности.

«Смерть поэта»

Слава и ссылка — вот что принесли в 1937 году молодому поэту его самые известные стихотворения. Михаил Лермонтов за несколько дней познал всю передовую часть России как человек, осмелившийся бросить вызов существующей власти. А в придворных кругах он сразу превратился в автора «бессовестного вольнодумства» и до конца жизни находился под пристальным вниманием цензуры и императора (он никогда не позволял награждать «бунтаря» заслуженными наградами. сражений).

Начало стихотворения было написано уже на следующий день после дуэли Пушкина. И в другой день — сразу после смерти поэта — разлетелся в списках по всему Петербургу. После суда над Дантесом появилось продолжение, начало которому положено знаменитое стихотворение — Лермонтов на «Смерть поэта» сослан на Кавказ — «А вы, высокомерные потомки…».

Историческое и социальное значение этого произведения определялось прежде всего тем, что в нем автор попытался осмыслить трагическую судьбу Пушкина как поэта в целом.Он возложил вину за смерть гения на общество, прямо назвав Дантеса «убийцей», а «новых» аристократов — «высокомерными» и «подлыми». При дворе терпеть не могли самые известные стихи Лермонтова: «И не омоешь праведной кровью всю свою кровь Поэта!». Михаил Юрьевич был сначала арестован, а затем отправлен в действующую армию на Кавказ.

«Облака»

Поэма относится к позднему периоду творчества поэта, имеет свою предысторию. В 1840 году перед очередным отъездом на Кавказ М.Лермонтов стоял у окна в петербургском доме Карамзиных и смотрел на плывущие по небу облака. Вид картины заставил поэта задуматься о своей судьбе. Очень скоро он должен уехать из Петербурга, дорогие ему люди. Поэтому главным приемом в произведении, в том числе на знаменитые стихотворения Лермонтова: «Небесные тучи, вечные странники …», стало сравнение. Поэт видел свою судьбу такой же безрассудной и одинокой, как эти небесные тела. Отсюда ощущение изгнания и ощущение навсегда разорванной связи с Родиной.Подобное состояние, кстати, было характерно для многих современников Лермонтова, выросших в трудные 30-40-е годы.

Но лирический герой не может полностью идентифицировать себя с холодными и равнодушными облаками. В отличие от них, он испытывает тоску по дому, которую невозможно подавить. В этом проявляется философский подтекст: природа свободна, и судьба опального поэта целиком зависит от решения властей.

«К ***» («Не буду унижаться перед тобой… »)

У Лермонтова есть и проникновенные строки о любви. Некоторые из них посвящены Н. Ф. Ивановой, которой увлекся Михаил Юрьевич в юности. Однако искренние чувства юноши девушка не оценила, и это навсегда подорвало в нем веру в женщин. Результатом безответной любви стало стихотворение «К ***», написанное в 1832 году. Его автор выступает против чистого искреннего чувства коварства и притворства, а надежда на счастье вызывает глубокое разочарование. Это стихи Лермонтова о любви.Известные строчки: «Откуда знать, может быть, те моменты, которые текут у твоих ног, я отнял у вдохновения!» Во многом они определили жизненную позицию поэта, целиком посвятившего себя творчеству.

«Размышление Лермонтова — это его поэзия»

Так он сказал о творчестве Михаила Юрьевича Герцена. За свою недолгую жизнь поэт написал более четырехсот лирических стихов. Это и Бородино, и Дума, и «Я ухожу один в дорогу», и «Молитва»… Трудно выбрать что-то одно, ведь каждое из них достойно входит в список лучших поэтических произведений русской литературы.

с>

стихотворений М.Ю. Лермонтова «Три пальмы», «Лист», «Утес. Михаил Лермонтов

.

Читает стихотворение М.Ю. Лермонтова «Три ладони» невольно задумываешься: много ли пользы миру принес я, а может быть, я принадлежу к людям, которые хотят согреться у огня чужой беды? Лермонтов создавал настоящие шедевры.Например, его пейзажная лирика. Как ярко он умел передать красоту природы во всех ее красках, во всех ее настроениях! Многие произведения поэта наполнены грустью, трагедией, причину этой трагедии автор видел в несправедливом устройстве мира. Примером может служить его стихотворение «Три ладони».
Поэма «Три ладони» удивляет своим блеском и мощью. Произошло большое впечатление и на выдающегося русского критика В.Г. Белинского. «Какие образы! — так вы видите все перед собой, и, увидев это однажды, вы никогда не забудете! Прекрасная картина — все сияет яркостью восточных красок! Какая живописность, музыкальность, сила и сила в каждом стихе… «, — он написал.
В Сирии это стихотворение Лермонтова переведено на арабский язык, и школьники выучивают его наизусть.

Действие происходит на фоне красивой восточной природы.

Три пальмы
(Восточная легенда)

В песчаных степях арабской земли
Три гордые пальмы выросли.
Родник между ними из бесплодной почвы,
Ропот, прорывающийся холодной волной,
Сохраненный в тени зеленой листвы
От знойных лучей и летучих песков.
И много лет прошло тихо;
Но усталый странник из чужой страны
Обжигающие груди до ледяной влаги
Я еще не склонился под зеленой скинией,
И они начали сохнуть от знойных лучей
Роскошные листья и звонкий ручей.
И три пальмы начали роптать на Бога:
«Почему мы родились здесь засыхать?
Мы росли и цвели без толку в пустыне,
Колебания с вихрем и жаром палимы,
Никто не доброжелателен, не радует глаз? ..
Твое святое суждение неверно, о небеса! «……..

«Стихи Гумилева» — Тема урока: «Тайны поэзии Н. Гумилева». Цель урока: определить особенности поэзии Н. Гумилева. В. Брюсов. Каракалла (186–217) римский император с 211 г. из династии Северов. Прочтите стихи Гумилева «Я конкистадор в железной оболочке», «Сонет», «Старый конкистадор».

«Поэма в прозе» — МОО «Поспелихинская общеобразовательная школа №3» И.С. Тургенев. Определение особенностей жанра стихотворения в прозе. ЯВЛЯЕТСЯ. Тургенев. Литература — 1) вид искусства, отражающий жизнь через слова; 2) набор художественных произведений: проза, стихи, драма.

«Поэма о природе» — «Смотри, какая мгла …». Алексей Константинович Толстой 1817 — 1875. Родная природа в стихах русских поэтов. Его творчество привлекло внимание композиторов (Чайковский, Рахманинов). Элегия -. Поэт пушкинской галактики. Многие песни стали народными. Народный сход, вече, сход.Яков Петрович Полонский 1819-1898.

«Стихи» — Какая связь прослеживается между стихотворениями? Спит ковыль. Долго петь и звенеть вьюгой … Какие метафоры создают настроение стихотворения? Трехзвездочный березовый лес над прудом … Каким вы увидели лирического героя? Дай мне любимого на родине, Всех любящих умереть с миром! Луна раскинулась лягушкой, как золото, по спокойной воде …

«Поэма Фета» — В поэзии Фета природа и человек часто даны в нераздельном единстве.Пурпурный, янтарный, рассвет. Найдите в тексте указанные средства, создающие необыкновенную мелодию стихотворения. Рассмотрим иллюстрацию, созданную другом А. Фета Ю. Полонским. Фонетические средства. Ночные тени, тени без конца.

«Стихи Некрасова» — 1846. Новаторство Н.А. Некрасова. I.E. Репина. А. В. Дружинин. Некрасов утверждает гражданскую роль поэта. И я сказал Музе: «Смотри! Почти 20 лет Некрасов будет руководить журналом. Я у дверей гроба … »(1877). Петербург в жизни Н.А. Некрасов. Карабиха — имение Н.А. Некрасова, купленное в конце 1861 года.

Восточная легенда

В песчаных степях Аравийской земли
Выросли три гордые пальмы.
Родник между ними из бесплодной почвы,
Ропот, прорывающийся холодной волной,
Сохраненный в тени зеленой листвы
От знойных лучей и летучих песков.

И много лет прошло тихо;
Но усталый странник из чужой страны
Обжигающие груди до ледяной влаги
Я еще не склонился под зеленой скинией,
И они начали сохнуть от знойных лучей
Роскошные листья и звонкий ручей.

И три пальмы начали роптать на Бога:
«Почему мы родились здесь засыхать?
Мы росли и цвели без толку в пустыне,
Колебания с вихрем и жаром палимы,
Никто не доброжелателен, не радует глаз? ..
Твое святое предложение неверно, о небеса! «

И только затихло — вдали синий
Песок золотой уже кружился, как столб,
Колокол раздавал несогласные звуки,
Пучки ковров были полны ковров,
И он шел, покачиваясь, как челнок в море ,
Верблюд за верблюдом, взрывая песок.

Висящие между сплошными неровностями
Полы палаток с узором;
Их темные руки иногда поднимали,
И черные глаза блестели оттуда …
И, прислонившись к луку,
Араб был горяч на черном коне.

И конь временами вставал,
И прыгал, как леопард, пораженный стрелой;
И прекрасные складки белой одежды
На плечах Фарис были в беспорядке скручены;
И крича и свистя по песку,
Он метнул и поймал копье на скаку.

Караван приближается к пальмам, шумит:
В тени их веселый лагерь раскинулся.
Звучащие кувшины, наполненные водой,
И, гордо кивая своей махровой головой,
Пальмы встречают нежданных гостей,
И их щедро поливает ледяной ручей.

Но сейчас мрак упал на землю,
Топор ударил по упругим корням,
И звери веков упали без жизни!
Их одежду сорвали маленькие дети,
Их тела потом изрубили,
И они медленно жгли их огнем до утра.

Когда туман устремился на запад,
Караван усвоил урок;
А потом печальный на бесплодной земле
Виден был только серый и холодный пепел;
И солнце выжегло,
И тогда их унесло ветром в степи.

А теперь вокруг все дикие и пустые —
Листья с гремучей змеей не шепчут:
Напрасно он у пророка тени просит —
Только горячий песок приносит ее
Да, хохлатый стервятник, степь нелюдимая,
Добыча мучает и жалит за это.

Анализ стихотворения Лермонтова «Три ладони»

Поэма «Три пальмы» написана Лермонтовым в 1838 году. По структуре восходит к одной из пушкинских. Но если в творчестве Пушкина жизнь побеждает смерть, то у Лермонтова противоположный смысл: природа умирает от грубого человеческого прикосновения. Поэт закладывает в стихотворение мотив глубоких сомнений в правомерности человеческой деятельности.

Начало работы — картина гармоничной природной идиллии. Глубоко в пустыне есть оазис с тремя пальмами.Среди выжженных солнцем бесплодных песков они питаются холодным источником, который сами защищают от палящих лучей. Ни один человек никогда не ступал в оазис. Это приводит ладони в негодование. Они обращаются к Богу с жалобой на то, что их красота и спасительная хладнокровие растрачены. Ладони недовольны тем, что не могут принести никакой пользы.

Бог услышал движение трех пальм и послал к оазису большой караван. Лермонтов дает ему подробное красочное описание.Караван символизирует человеческое общество в целом: его богатство, красоту женщин и мужество мужчин. Прибытие шумной толпы людей развеяло царившие в оазисе однообразие и скуку. Пальмы и ручей рады нарушить свое одиночество. Они щедро наделяют людей тем, что им больше всего нужно в утомительном путешествии: живительной прохладой и водой.

Члены каравана набрались сил и отдохнули, но вместо заслуженной благодарности пальмы принимают их смерть.Люди безжалостно рубят деревья и используют их по ночам как дрова. Утром караван продолжает свой путь, оставляя после себя только кучу пепла, которая тоже вскоре исчезает. На месте прекрасного оазиса ничего не остается. Некогда весело журчащий источник постепенно засыпается песком. Печальную картину подчеркивает «хохлатый гриф», расправляющийся со своей добычей.

Основная идея стихотворения заключается в том, что люди от рождения беспощадны и неблагодарны. Они стремятся удовлетворить только собственные потребности.Когда люди слабы, они охотно воспользуются предлагаемой помощью, но как только они станут сильнее, они сразу же попытаются извлечь из нее пользу. Природа наиболее уязвима для человеческой жадности. Он совершенно не заботится о том, чтобы сохранить это. После человека остается только пепел и безводные пустыни.

Три ладони тоже свидетельствовали о человеческой глупости. Вместо того, чтобы наслаждаться своим безмятежным существованием, они хотели большего. Ладони понесли божественное наказание, так как нужно быть благодарным за то, что у вас уже есть.Вам не следует роптать на Бога и выражать неумеренные желания, если вы не знаете, к чему они могут привести.

1. Что общего в теме М.Ю. Стихи Лермонтова «Три пальмы», «На диком севере …», «Утес»?

а) гражданская тематика; б) свободолюбивые; в) пейзаж; г) тема одиночества

2. В чем вы видите главную проблематику стихотворения «Три пальмы»?

а) потребительское отношение человека к природе;

б) трагическое столкновение красоты с законами бытия;

3.Определите жанр стихотворения «Три пальмы»

а) баллада; б) стихотворение; в) сонет; г) элегия.

4. Определить размер стихотворения «Три ладони»

а) ямб; б) хорея; в) дактиль г) амфибрах

5. Прочитать отрывок из книги М.Ю. Поэма Лермонтова «Три пальмы». С какой целью М.Ю. Лермонтов переводит ударение на словах?

… Но сейчас тьма упала на землю,

Их одежду сорвали маленькие дети,

Их тела потом изрубили,

а) для придания поэтического оттенка;

б) для поддержания ритма, размера;

в) на соответствие грамматическим нормам XIX века

Контрольный тест на стихи М.Ю. Лермонтов

1. В чем Вы видите главную проблематику поэмы «Три ладони»?

а) трагическое столкновение красоты с законами бытия;

б) потребительское отношение человека к природе;

в) роковое значение ропота ладоней против Бога.

2. Что общего в теме М.Ю. Стихи Лермонтова «Три пальмы», «На диком севере …», «Утес»?

а) свободолюбивые; б) тема одиночества; г) гражданская тематика; в) пейзаж;

3.Какова основная тема М.Ю. Поэма Лермонтова «На Диком Севере»?

а) безответная любовь; б) трагическая непреодолимость одиночества;

в) разлука двух влюбленных.

4. Определите размер, с которым стихотворение М.Ю. Лермонтову «Три ладони» написано?

а) дактил; б) ямбический; в) хорея) г) амфибрахия

5. Определите жанр стихотворения «Три пальмы».

а) баллада; б) стихотворение; в) сонет; г) элегия.

6. Прочтите отрывок из книги М.Ю. Поэма Лермонтова «Три пальмы». С какой целью М.Ю. Лермонтов переводит ударение на словах?

… Но только сейчас мрак упал на землю.

Топор ударил по упругим корням,

И любимцы веков упали без жизни!

Их одежду сорвали маленькие дети,

Их тела потом изрубили,

И они медленно сжигали их на огне до утра.

а) соответствовать грамматическим нормам XIX века

б) создавать поэтический колорит;

в) для поддержания ритма, размера.

1. Сколько мальчиков встретил у костра охотник, герой повести И.С. Тургенева «Бежинский луг».

а) четыре; б) пять; в) шесть; г) семь

2. Старшему мальчику

а) Илюша; б) Павлуша; в) Федя г) Костя

3. Какой истории не было в рассказе мальчиков?

а) о Бабе Яге; б) о воде; в) о дьяволе; г) про русалку

4. Найдите описание Павлуши:

а) «Стройный мальчик, с красивыми и тонкими, чуть мелкими чертами лица, вьющимися светлыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полусредой улыбкой. .«

б)« Она выглядела не старше двенадцати лет », волосы были взлохмачены, черные, глаза были серыми, скулы широкие, лицо было бледным, рябым, рот большой … тело было приземистым , неуклюжий »

в)« мордашка маленькая, тонкая, веснушчатая, заостренная вниз, как у белки; губы едва различимы … маленького роста, хрупкого телосложения. «

г)« На вид не старше двенадцати »,« лицо … довольно незначительное: горбатое, удлиненное, полуслепое ».« Желтые, почти белые волосы.«

Тест по произведению И.С. Тургенева.

1. Найти описание Павлуши:

а)« Стройный мальчик, с красивыми и тонкими, чуть мелкими чертами лица, кудрявыми светлыми волосами, светлыми глазами и неизменной половинкой ». веселая, полураскрытая улыбка ».

б) Лицо маленькое, худое, веснушчатое, направленное вниз, как у белки; губы едва различимы … маленького роста, хрупкого телосложения.

в) Посмотрела не старше двенадцати лет «, ее лицо … довольно незначительное: кривоносое, удлиненное, полуслепое», «желтые, почти белые волосы.«

г) Она выглядела не старше двенадцати лет,« взъерошенные волосы, черные, серые глаза, широкие скулы, бледное лицо, рябое, большой рот … тело приземистое, неуклюжее ».

2. Сколько мальчиков встретил у костра охотник, герой повести И.С. Тургенева «Бежинский луг»?

а) четыре; б) шесть; в) семь; г) пять;

3) Старшему мальчику:

а) Павлуша; б) Федя) в) Илюша; г) Костя

4) Какого сюжета не было в рассказе мальчиков?

а) о дьяволе; б) о воде; в) о Бабе Яге; г ) о русалке

Контрольный зачет по пройденному материалу в 6 классе.Вариант 1.

1. Как называется эпический жанр, в котором художественная образность строится на рецепции аллегории, аллегории?

а) эпос; б) баллада в) басня 4) песня

2. Мораль басни «Свинья под дубом» — разоблачение невежественных:

а) отрицающих важную роль воспитания и отвечающих на добро злом;

б) которые удовлетворены своими знаниями и не хотят учиться дальше;

в) которые не хотят работать на других.

3. Кому адресованы грустные строчки из стихотворения Александра Пушкина «Мой первый друг, мой бесценный друг! …?

а) Дельвиг; б) Кюхельбекер; в) Пущин;

4. В каком возрасте А.С. Пушкин начать писать стихи?

а) в возрасте семи лет; б) в возрасте одиннадцати лет; в) в возрасте тринадцати лет; г) в пятнадцать.

5. Что заставило Дубровского отказаться от мести Троекурову?

а) боязнь Троекурова; б) уважение к богатому соседу; в) любовь к Марье Кириловне.

6. Поэма «Три пальмы» заставляет читателя:

а) заинтересоваться путешествием; б) думать о добре и зле;

в) сожалеть о действиях людей; г) любуйтесь природой.

B1 Напиши эпитет:

Из-под куста у меня серебряный ландыш

Она приветливо кивает головой. _________________________

C1. Какие проблемы решает И.А. Крылова поднимают в своих баснях?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольный зачет по пройденному материалу в 6 классе.Вариант 2

1. Что такое басня?

а) удачное народное выражение, вошедшее в нашу речь;

б) короткий аллегорический рассказ (возможно, в поэтической форме) с морализаторством

в) устный рассказ о событии, произошедшем с рассказчиком и его родственниками, придающий ему достоверность;

г) стихотворение, созданное быстро, без подготовки, чаще всего комического.

2. В какой басне И.А. Крылов, основная идея выражается в следующих словах:

А если засохнет корень,

Дерева не будет, а ты?

а) «Свинья под дубом»; б) Листья и корни »;

в)« Стрекоза и муравей »г)« Волк и ягненок ».

3. Какой стихотворный размер стихотворения «Зимнее утро»?

а) ямб; б) хорея; в) амфибрахий.

4. Где был лицей при А.С. Пушкин учился?

а) в г. Москве; б) в Санкт-Петербурге; в) В Царском Селе; г) в Михайловском

5. Почему Марья Кириловна отказалась помочь Дубровскому?

а) разлюбила его; б) обиделся на него за опоздание;

в) обвенчался в церкви с Верейским и должен оставаться ему верным.

6. Какая тема отражена в стихотворении «Утес»?

а) веселье и радость; б) тоска и одиночество; в) любовь к жизни; г) поэт и поэзия

IN 1. Запишите эпитеты:

Когда тревожится желтеющая нива

А свежий лес шумит от ветра _______________________________

C1. Что такое баллада? Что вам известно об особенностях произведений этого жанра?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

содержания и разбор стихотворения.Что такое стихотворение Лермонтова «Сосна»?

В XIX веке последний немецкий романтик Генрих Гейне написал стихотворение о своей несчастной любви. Его перевели русские поэты. Каждый по-своему. Но лучший перевод сделал Михаил Лермонтов. «Сосна» — небольшое, но необычайно красивое поэтическое произведение о одиночестве и тоске.

Оригинал Heine

Генрих Гейне был не только остроумным публицистом, но и непревзойденным мастером лирического жанра. Решив посвятить любимой стихотворение, он написал восемь стихов о меланхоличном северном дереве.Произведение получилось глубоко лиричным. А через двенадцать лет русский поэт Михаил Лермонтов перевел его, чего он никогда раньше не делал. Художественный перевод поэт не взял, и что его на этот раз подтолкнуло, неизвестно. Но, так или иначе, стихотворение в русском переводе было, скорее, собственным произведением Лермонтова. В нем присутствуют мотивы, близкие ко всему творчеству русской лирики. Сравнительный анализ поэмы Лермонтова «Сосна» и произведений немецкого поэта дает представление о том, насколько разными были внутренние переживания этих двух талантливых авторов.

В оригинале два изображения: ель и пальма. А ель в немецком языке — мужской род. Гейне уделял большое внимание достижению благозвучия в своих лирических произведениях. А в его стихотворении обилие долгих гласных, создающих чувственный нежный эффект. Единственное слово, которому не хватает мягкости — Ein Fichtenbaum, что в переводе означает «ель». С помощью этой фоновой техники автор придает образу дерева жесткость и мужественность. В переводе русского поэта основной образ — сосна.Лермонтов написал стих на основе уже созданного произведения, но он оказался чем-то уникальным.

Одиночество

Трагическая судьба и особенности характера Михаила Лермонтова нашли отражение в его лирике. Мотив одиночества присутствует во многих его работах. Часто в его стихах встречаются такие слова, как «один», «одинокий».

Будущий поэт в детстве потерял мать. Роза без отца. Когда я поступил в университет, я ни с кем не общался.Ему всегда была чужда дружеская лирика, так близок его кумир Пушкин. Друзей у него никогда не было. Обособленный характер начал формироваться еще в детстве, когда стараниями бабушки по материнской линии будущий поэт был полностью лишен внимания отца.

Позже, повзрослев, Лермонтов узнал разочарование иного характера. Для него политическая ситуация в России стала настоящей трагедией. Разочарование переросло в чувство одиночества, и эти настроения отразились в таких произведениях, как «Парус», «Утес», «Я ухожу один в дорогу», «Сосна».Стих о дереве Лермонтов написал «на севере диком» в 1841 году, то есть в год своей смерти. И написание этого лирического произведения стало одним из тех редких случаев, когда перевод не уступает оригиналу.

Сосна

Первая строфа посвящена холодному, но реальному миру, в котором обитает дерево. Сосна на голой макушке — символ одиночества. Одинокое замерзшее дерево тоскует и дремлет. Автор передает свои чувства через это изображение. Ведь он тоже всю свою недолгую жизнь чувствовал себя непонятным, одиноким.

Лермонтов дает деревьям способность чувствовать, мечтать, грустить. Это позволяет ему искренне выражать свои тайные чувства. Но и сам поэт выражает недоверие существованию близкого ему человека. За свою короткую жизнь у него было достаточно оснований сомневаться в женской верности.

Пальма

Вторая часть стихотворения переносит нас на солнечный край, где, как сосна, грустно растет пальма. Оба женственны. При этом у немецкого автора есть противопоставление мужских и женских образов, что уже говорит об основной теме Гейне.Для немецкого романтика главным лирическим мотивом была разлука с любимой, чего нельзя сказать о стихотворении «Сосна». Лермонтов написал стих, скорее, его желание, чтобы его поняли, услышали.

И все же поэт в желании избавиться от одиночества и найти близкого человека создал в его воображении не образ духовного друга, а женский облик. На это ясно указывают последние строки стихотворения, где он представляет сон в виде «красивой пальмы».«

Реальность и мечта

Тема одиночества неоднократно затрагивалась Лермонтовым. Сосна (анализ произведения позволяет предположить, что этот образ не совсем лирический) выражает в стихотворении высшую степень этих ощущений. Поэт рисует атмосферу отчаяния создав два маленьких мира: холодный и горячий. В первом — сосна, во втором — пальма. И они никогда не будут вместе. С помощью сопоставления северного края с югом автор выражает тщетность мечты.

Мечта или мечта?

Столкновение мечты и реальности — прием, который использует в своем переводе Лермонтов. Сосна русского поэта томится, засыпанная снегом. Она мечтает о далекой пустыне, но мечта никогда не сбудется. Это еще одно отличие от оригинала. В немецком языке «мечтать» и «видеть сон» — глаголы, близкие по значению и равные по звучанию. Немецкий поэт говорит: «Er träumt von einer Palme», что можно перевести как «мечтает о пальме», и «видит во сне пальму».Но в русском языке слова «мечта» и «мечта» никогда не были синонимами или паронимами. Возможно, языковые различия усилили эффект, который стремился создать Лермонтов. «Сосна» — это не просто удачный перевод. Это стихотворение проникнуто духом отчаяния, который присущ русскому характеру. Можно предположить, что именно в русской интерпретации мечта становится несбыточной мечтой.

Музыкальность

Благодаря чередованию гласных экстраординарного звука удалось добиться в своем творчестве Лермонтову.«Сосна» — стихотворение, в котором ярко выделяется вокализм. В первой строфе обращают на себя внимание и повторения согласной «с». Возможно, в лермонтовском переводе основной образ был отдан сосне, а не дереву мужского пола (например, кедру), не только потому, что для автора задача выражения одиночества была на первом месте, в котором родовая принадлежность дерева не имеет значения. Дело, скорее, в том, что иначе автору не удалось бы добиться столь гармоничной звуковой системы.

стр >>

анализ стихотворения

Михаил Лермонтов «Три ладони» написал в 1838 году. Произведение представляет собой поэтическую притчу с глубоким философским смыслом. Здесь нет лирических героев, поэт возродил саму природу, наделил ее способностью думать и чувствовать. Михаил Юрьевич очень часто писал стихи об окружающем мире. Он любил природу и любил ее, эта работа — попытка дотянуться до сердец людей и сделать их добрее.

Содержание стихотворения

Поэма Лермонтова «Три пальмы» рассказывает о трех пальмах, растущих в Аравийской пустыне.Между деревьями протекает холодный ручей, превративший безжизненный мир в прекрасный оазис, рай, который в любое время дня и ночи готов приютить незнакомца и утолить его жажду. Все бы ничего, но пальмам в одиночестве скучно, они хотят кому-то быть полезными, а растут там, где никто не ступал ногой. Только они обратились к Богу с просьбой помочь им исполнить свое предназначение, как на горизонте появляется караван купцов.

Пальмы рады встречать людей, кивая им лохматыми вершинами, но красота окрестных мест равнодушна.Торговцы собирали полные кувшины холодной воды, а деревья рубили, чтобы развести костер. Однажды цветущий оазис за ночь превратился в пригоршню пепла, которую вскоре подул ветер. Караван ушел, а в пустыне остался только одинокий и беззащитный ручей, сохнувший под жаркими лучами солнца и несущийся летящим песком.

«Бойтесь своих желаний — иногда они сбываются»

Лермонтов «Три ладони» написал, чтобы раскрыть природу взаимоотношений человека и природы.Люди очень редко ценят то, что им дает мир, они жестоки и бессердечны, думают только о своей выгоде. Руководствуясь сиюминутной прихотью, человек, не задумываясь, способен разрушить хрупкую планету, на которой он сам живет. Анализ стихотворения Лермонтова «Три ладони» показывает, что автор хотел заставить людей задуматься над своим поведением. Природа не может защитить себя, но способна отомстить.

С философской точки зрения стихотворение содержит религиозные темы.Поэт убежден, что Творец может получить все, что душе угодно, только если он удовлетворит конечный результат? У каждого своя судьба, жизнь идет так, как предсказано свыше, но если человек отказывается принять это и что-то просит, то такая спешка может привести к фатальным последствиям — вот о чем предупреждает читателя Лермонтов.

Три ладони — прототипы людей, склонных к гордости. Героини не понимают, что они не кукловоды, а всего лишь марионетки в чужих руках.Часто мы стремимся к какой-то заветной цели, пытаемся ускорить события, всячески пытаемся воплотить желание в реальность. Но в итоге результат приносит не удовольствие, а разочарование, поставленная цель не оправдывает ожиданий. Лермонтов «Три ладони» написал, чтобы раскаяться в своих грехах, понять мотивы своих действий и предупредить других людей о желании получить то, что им не принадлежит по праву. Иногда мечты действительно сбываются, оборачиваясь не радостными событиями, а катастрофой.

Анализ стихотворения: «Молитва», Лермонтов М.Ю.

Стихи такого колоритного поэта, как М.Ю. Лермонтова мы знакомы с раннего детства, и трудно представить автора, который писал бы яснее и красивее. Произведения этого человека настолько проникновены, что от их прочтения возникает неизгладимое ощущение прикосновения к чему-то живому, прекрасному, чистому … Возможно, благодаря этому в первом классе мы так легко выучиваем строчки из стихотворений «Белая береза». и «Парус».Это так просто, что они остаются в нашей памяти на всю жизнь.

Великий автор с верой в добро, светлое, вечное

Несмотря на то, что в этой статье мы попытаемся более глубоко проанализировать стихотворение «Молитва», Лермонтов написал еще два произведения, имеющих прямую направленность на Православие. В них юный Майкл выражает всю свою надежду на благоприятный исход тех жизненных событий, в которых он оказался. В каждом из них просьба, призыв к святым силам, в которые, несомненно, верил Лермонтов, молитва… «Ангел» — второе стихотворение, в котором есть обращение к эфемерному существу из другого мира. Очень эмоционально, как раз в стиле Михаила Юрьевича. Помимо вышеперечисленного, есть еще одна авторская молитва. Лермонтов «Я, Богородица …» не зря назвал первую строчку, так как многие считают ее самой сильной и запоминающейся во всем произведении.

В каждой из трех рифмованных молитв можно проследить яркую взаимосвязь с переживаниями великого поэта.Его жизнь была далеко не безоблачной, но, несмотря на все превратности его пути, Майкл не сдавался. Вопреки всем тем, кто утверждал, что Лермонтов грызет депрессию и беспокойство, он творил и верил в Бога.

Анализ стихотворения «Молитва», Лермонтов М.Ю.

Произведения Михаила Юрьевича отличаются конфронтацией и бунтарской манерой подачи. Многие не любили его за правдивость и понимание работы политической структуры, но большинство людей восхищались смелостью очень молодого писателя и брали с него пример… Несмотря на силу воли и умение своими словами выразить собственную позицию противоборства, у этого автора есть работы, которые отличаются спокойствием и глубиной боли, которую испытал Михаил Юрьевич. Предлагаем вашему вниманию анализ стихотворения «Молитва», Лермонтов поистине раскрывает в нем для читателя всю свою душу.

Тихие переживания автора

Смелый, патриотичный и успешный Михаил Юрьевич проявлял себя в каждом произведении, но анализ стихотворения «Молитва» Лермонтова говорит о том, что в душе поэта были скрыты глубокие чувства и сомнения, которые никто, кроме Бог мог сдержать… За маской высокомерного писателя скрывался ранимый человек, и это отражено в каждой строчке этого произведения. Получилось тихо и спокойно, совсем не как кричащие тексты Михаила, что лишний раз доказывает душевную усталость и одиночество … Ибо истинное одиночество не в отсутствии людей в окружении, а в отсутствии тех, кто захочет. никогда не предавай. Михаил Лермонтов, как никто другой, знал цену истинным чувствам и переживаниям.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *