Ломоносов достижения биография: Михаил Васильевич Ломоносов. Биографическая справка

Содержание

Михаил Васильевич Ломоносов. Биографическая справка

В Германии Ломоносов поселился в Мальбурге – в доме Екатерины Елизаветы Цильх, вдовы пивовара и члена городской думы Генриха Цильха, с младшей дочерью которой Елизаветой он обвенчался 6 июня 1740 г.

В июне 1741 г. (по другим сведениям, в январе 1742 г.) Ломоносов вернулся в Россию и был назначен в академию адъюнктом Академии наук по физическому классу, а в августе 1745 г. стал первым русским, избранным на должность профессора (академика) химии.

В 1749 г. на торжественном собрании Академии наук Ломоносов выступил с речью под названием «Слово похвальное императрице Елизавете Петровне». Речь произвела хорошее впечатление и Ломоносов стал пользоваться большим вниманием при дворе, сблизился с любимцем Елизаветы графом Иваном Шуваловым.

Ломоносов неоднократно ставил вопрос об открытии университета в Москве. Его предложения, сформулированные в письме к Ивану Шувалову, легли в основу проекта Московского университета.

25 (12 по старому стилю) января 1755 г. Елизавета Петровна подписала указ об основании Московского университета. 7 мая (26 апреля по старому стилю) 1755 г. состоялось торжественное открытие университета в здании Аптекарского дома, находившегося на месте Исторического музея. В 1940 г., в дни празднования 185‑летнего юбилея, университету было присвоено имя Михаила Ломоносова.

В марте 1757 г. Ломоносов был назначен советником Академической канцелярии. В ведении Ломоносова находились Академическое собрание, университет, гимназия и Географический департамент.

В 1763 г. Михаил Ломоносов был избран членом Российской академии художеств. В конце жизни Ломоносов стал почетным членом Стокгольмской (в 1760 г.) и Болонской (в 1764 г.) академий наук.

Умер Михаил Ломоносов 15 апреля (4 апреля по старому стилю) 1765 г., похоронен на Лазаревском кладбище Александро‑Невской лавры в Петербурге.

Открытия Ломоносова в области химии, физики и астрономии на десятилетия опередили работы западноевропейских ученых.

Он развил атомно‑молекулярные представления о строении вещества, высказал принцип сохранения материи и движения, заложил основы физической химии, исследовал атмосферное электричество и силу тяжести. Он выдвинул учение о свете, создал ряд оптических приборов, открыл атмосферу на планете Венера, объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов. Известны его труды в области истории.

Ломоносов – крупнейший поэт XVIII века, создатель русской оды философского и высокого гражданского звучания, автор поэм, поэтических посланий, трагедий, сатир, филологических трудов и научной грамматики русского языка.

Имя Ломоносова носят многие учреждения науки, образования и культуры России: Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Музей М.В. Ломоносова Российской Академии Наук, Московская государственная академия тонкой химической технологии им. М. В. Ломоносова, Архангельский театр драмы имени М. В. Ломоносова, Поморский государственный университет имени М. В.

Ломоносова и др.

Именем Ломоносова названы город в Ленинградской области, течение в Атлантическом океане, горный хребет на Новой Земле, подводный хребет в Северном Ледовитом океане, возвышенность на острове Западный Шпицберген, кратер на Луне.

В марте 2012 г. будет запущен космический спутник МГУ «Ломоносов», который станет отслеживать связь между высокоэнергичными процессами во Вселенной и атмосферными явлениями.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

 

Ломоносов – первый профессор химии в России

Среди всех наук, которыми занимался энциклопедист Ломоносов, первое место объективно принадлежит химии: 25 июля 1745 года специальным указом Ломоносову было присвоено звание профессора химии (то, что сегодня называется академиком – тогда такого звания просто ещё не было).

Ломоносов подчёркивал, что в химии «высказанное должно быть доказываемо», поэтому он добивался издания указа о строительстве первой в России химической лаборатории, которое было завершено в 1748 году. Первая химическая лаборатория в Российской академии наук – это качественно новый уровень в её деятельности: впервые в ней был осуществлён принцип интеграции науки и практики. Выступая на открытии лаборатории, Ломоносов сказал: «Изучение химии имеет двоякую цель: одна – усовершенствование естественных наук. Другая – умножение жизненных благ».

Среди множества исследований, выполненных в лаборатории, особое место занимали химико-технические работы Ломоносова по стеклу и фарфору. Он провел более трёх тысяч опытов, давших богатый экспериментальный материал для обоснования «истинной теории цветов». Сам Ломоносов не раз говорил, что химия – его «главная профессия».

Ломоносов читал в лаборатории лекции студентам, учил их экспериментальному мастерству. Фактически это был первый студенческий практикум. Лабораторным опытам предшествовали теоретические семинары.

Уже в одной из своих первых работ – «Элементы математической химии» (1741) Ломоносов утверждал: «Истинный химик должен быть теоретиком и практиком, а также философом». В те времена химия трактовалась как искусство описывать свойства различных веществ и способы их выделения и очистки. Ни методы исследования, ни способы описания химических операций, ни стиль мышления химиков того времени не удовлетворяли Ломоносова, поэтому он отошел от старого и наметил грандиозную программу преобразования химического искусства в науку.

В 1751 году на Публичном собрании Академии наук Ломоносов произнёс знаменитое «Слово о пользе химии», в котором изложил свои взгляды, отличные от господствующих, на задачи и значение химии для химических производств. То, что задумал свершить Ломоносов, было грандиозным по своему новаторскому замыслу: он хотел всю химию сделать физико-химической наукой и впервые особо выделил новую область химического знания – физическую химию. Он писал: «Я не токмо в разных авторах усмотрел, но и собственным искусством удостоверен, что химические эксперименты, будучи соединены с физическими, особливые действия показывают». Он впервые стал читать студентам курс по «истинной физической химии», сопровождая его демонстрационными опытами.

В 1756 году в химической лаборатории Ломоносов провел серию опытов по кальцинации (прокаливанию) металлов, о которых писал: «…деланы опыты в заплавленных накрепко стеклянных сосудах, чтобы исследовать, прибывает ли вес от чистого жару; оными опытами нашлось, что славного Роберта Бойля мнение ложно, ибо без пропущения внешнего воздуха вес сожженного металла остается в одной мере…». В результате Ломоносов на конкретном примере применения всеобщего закона сохранения доказал неизменность общей массы вещества при химических превращениях и открыл основной закон химической науки – закон постоянства массы вещества. Так Ломоносов впервые в России, а позднее Лавуазье во Франции окончательно превратили химию в строгую количественную науку.

Многочисленные опыты и материалистический взгляд на явления природы привели Ломоносова к идее о «всеобщем законе природы». В письме к Эйлеру в 1748 году он писал: «Все встречающиеся в при роде изменения происходят так, что если к чему-либо нечто прибавилось, то это отнимается у чего-то другого. Так, сколько материи прибавляется к какому-нибудь телу, столько же теряется у другого. Так как это всеобщий закон природы, то он распространяется и на правила движения: тело, которое возбуждает своим толчком другое к движению, столько же теряет от своего движения, сколько сообщает другому, им двинутому». Через десять лет он изложил этот закон на собрании Академии наук, а в 1760 году опубликовал в печати. В упомянутом выше письме Эйлеру Ломоносов сообщил ему, что этот очевидный закон природы некоторые члены Академии ставят под сомнение. Когда директор академической Канцелярии Шумахер, без согласования с Ломоносовым, направил ряд работ Ломоносова, представленных к печати, на отзыв к Эйлеру, ответ великого математика был восторженным: «Все сии сочинения не токмо хороши, но и превосходны – писал Эйлер, – ибо он (Ломоносов) изъясняет физические материи, самые нужные и трудные, кои совсем неизвестны и невозможны были к толкованию самым остроумным ученым людям, с таким основательством, что я совсем уверен в точности его доказательств.

При сем случае я должен отдать справедливость господину Ломоносову, что он одарован самым счастливым остроумием для объяснения явлений физических и химических. Желать надобно, чтобы все прочие Академии были в состоянии показать такие изобретения, которые показал господин Ломоносов».

Универсальный гений. 10 достижений Михаила Ломоносова | Наука | Общество

19 ноября (по новому стилю) родился великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов.

В истории русской науки он стал первопроходцем в целом ряде отраслей знания. Гений выходца из семьи рыбаков с берегов Белого моря не знал границ. Чтобы охватить все его научные достижения, не хватит и нескольких томов. Ниже приведены всего лишь несколько заметных достижений человека, заложившего основы великого будущего отечественной науки.

Объяснение природы полярных сияний

«Весьма вероятно, что северные сияния рождаются от происшедшей на воздухе электрической силы.

Подтверждается сие подобием явления и исчезания, движения, цвету и виду, которые в северном сиянии и в электрическом свете третьего рода показываются», — писал Ломоносов.

Ломоносов, наблюдавший полярные сияния в детстве, стал первым серьезным ученым, исследовавшим данное явление, и давшим ему достоверное объяснение.

Сегодня полярное сияние определяется как «свечение (люминесценция) верхних слоев атмосфер планет, обладающих магнитосферой, вследствие их взаимодействия с заряженными частицами солнечного ветра».

Открытие атмосферы у Венеры

6 июня 1761 Михаил Ломоносов наблюдал за редчайшим явлением: прохождением Венеры по диску Солнца. В результате преломления солнечного света в верхних слоях атмосферы возникает тонкий светящийся ореол вокруг планеты. Ломоносов первым интерпретировал явление как доказательство существования атмосферы у Венеры. Впоследствии открытие Ломоносова было подтверждено, а оптический эффект получил название «явление Ломоносова».

Разработка корпускулярно-кинетической теории

После серии научных опытов Ломоносов утверждает, что все вещества состоят из корпускул — молекул, которые являются «собраниями» элементов — атомов. Концепция русского учёного предвосхитила формирование и принципы современной молекулярно-кинетической теории.

Получение твёрдой ртути

В декабре 1759 года Михаил Ломоносов вместе с Иосифом Брауном в ходе опытов получили ртуть в твёрдом состоянии. До этого подобного результата не удавалось получить ни одному учёному в мире. В 1760 году Ломоносов доказал электропроводность и «ковкость» ртути, что стало основанием для отнесения этого вещества к металлам.

Разработка принципов физической химии

Михаилом Ломоносовым были заложены основы новой науки: физической химии. Как писал учёный, «физическая химия есть наука, объясняющая на основании положений и опытов физики то, что происходит в смешанных телах при химических операциях». Ныне физическая химия определяется как наука об общих законах строения, структуры и превращения химических веществ, исследующая химические явления с помощью теоретических и экспериментальных методов физики.

Разработка принципов экономической географии

Ломоносов, возглавлявший географический департамент Академии Наук, ввёл термин «экономическая география», определив её как дисциплину, изучающую хозяйство, природные и трудовые ресурсы страны. Учёным были заложены основы изучения России в рамках экономической географии.

Наука о стекле и создание мозаик

Наука о стекле возникла на стыке физики и химии, став областью физико-химических исследований в рамках физической химии.

Ломоносов разрабатывал не только теорию, но и технологии производства, в частности, основы производства цветных стекол и методику варки смальт. В основанной им мастерской создавались уникальные мозаичные картины, в том числе знаменитая мозаика «Полтавская битва».

Создание «Российской грамматики»

В 1755 году была издана «Российская грамматика» Михаила Ломоносова, одна из первых русских грамматик, выдержавшая 14 переизданий. Ломоносов выделял в российской азбуке 30 букв, определял восемь частей речи, шесть падежей, десять временных форм глагола, три наклонения и шесть залогов.

«Грамматика» Ломоносова стала базой для дальнейшего развития русской филологии.

Реформа русского стихосложения

Вместе с Василием Тредиаковским Михаил Ломоносов стоял у истоков силлабо-тонического стихосложения в России. Силлабо-тоническое стихосложение — это способ организации стихотворения, при котором ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, неизменном для всех строк стихотворения. В XIX веке силлабо-тоническое стихосложение безраздельно господствовало в русской поэзии, при его помощи были написаны лучшие произведения так называемого «золотого века» русской поэзии.

Введение новых слов в русский язык

Научная деятельность Михаила Ломоносова сопровождалась выработкой новых слов и терминов, которые с лёгкой руки учёного входили не только в научную практику, но и в повседневную жизнь.

Некоторые из слов, появившихся в русском языке благодаря Ломоносову: «атмосфера», «микроскоп», «минус», «полюс», «формула», «периферия», «горизонт», «диаметр», «радиус», «пропорция», «барометр», «манометр», «эклиптика», «метеорология», «оптика», «вязкость», «кристаллизация», «материя», «эфир», «селитра», «сулема», «поташ».

Биография Михаила Ломоносова — биография Ломоносова М.

В. Дата рождения: 19 ноября 1711 года
Дата смерти: 15 апреля 1765 года
Место рождения: Деревня Мишанинская, Архангельская губерния, Российская империя

Михаил Ломоносов – русский ученый, естествоиспытатель. Ломоносов Михаил Васильевич известен не только как ученый, но как писатель и поэт.

Гениальный ученый увидел свет в 1711 г. в одной из русских деревень, в благополучной семье. Родители занимались ловлей рыбы и торговлей. Беззаботное детство мальчика проходило за выходами в море с отцом, освоением грамоты, чтением разной литературы.

Однако безоблачное детство вскоре закончилось со смертью матери. Вторая супруга отца относилась к Михаилу довольно холодно. Когда отец решил насильно женить сына, будущему гению пришлось прикинуться больным, чтобы избежать этого.

Поворотным моментом в жизни Ломоносова оказался случай, который изменил его судьбу. Из дома он убежал под покровом ночи и присоединился к каравану с рыбой, державшему путь на Москву.

Нагнал караван он только лишь через несколько дней, имея при себе всего несколько необходимых вещей.

Будущий ученый отдал предпочтение именно этому городу после долгих раздумий, выбирая еще между Киевом и Петербургом, поскольку это были самые перспективные города в плане развития во всех областях знаний.

После изнурительной трехнедельной дороги Ломоносов, наконец, достиг столицы. Вскоре он поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Возрастная разница с другими детьми была довольно велика, не раз приходилось терпеть всяческие насмешки.

Однако Михаил полностью посвятил себя учебе. Выживал всего на пару копеек в день, не обращая внимания на регулярные письма отца с нареканиями. Столь беззаветное посвящение себя в гранит науки не прошло бесследно – за один год учебы он усвоил программу трех лет, восхищая всех педагогов своими способностями.

Намереваясь умножить свои знания в точных науках, в 1734 г. будущий ученый подался в Киево-Могилянскую академию. Через год его и еще нескольких учеников отправили учиться в Петербург. Но задержавшись там ненадолго, Михаил уже через полгода отправляется на немецкую землю. В тот период в России не хватало химиков, понимающих горне дело, и Михаил попал в список немногих студентов, кого отправили постигать эту науку в Германию.

Поступив в немецкий университет, Ломоносов начинает досконально изучать такие науки как гидравлику, гидростатику, механику, теоретическую физику, аэрометрию. Немало времени посвящал изучению иностранных языков. А также занимался танцами, фехтованием, интересовался живописью.

Через несколько лет будущий профессор и еще несколько студентов обосновались во Фрайберге для изучения металлургии. Однако из-за конфликта со строгим преподавателем Михаил оставляет это учебное заведение с намерением вернуться на родину, что удается ему не сразу. В 1741 году Ломоносов возвращается в Петербург. Через четыре года он получает степень профессором химии.

В 1757 году гениальный ученый вступает в членство Академической канцелярии. Тогда же выпускается его наиболее знаменитая работа о металлах. Ломоносов начинает посвящать много времени своим научным трудам.

Последней и самой выдающейся его работой стала «Древняя Российская история». Михаил Васильевич много энергии вкладывал в совершенствование Академии, стремился сделать доступным обучение для низших слоев общества.

Основные достижения Михаила Ломоносова:

• Главные достижения Ломоносова коснулись физики, химии и астрономии.
• Открыл закон сохранения материи
• Обосновал теорию цветов.
• Занимался развитием русского научного языка
• Создал рефлекторный телескоп
• Доказал, что на Венере есть атмосфера

Важные даты биографии Михаила Ломоносова:

• 1730 г. – Путешествие в Москву
• 1748 г. – Создание химическую лабораторию, первую в России
• 1753 г. – Обоснование стекольный завод
• 1755 г. – Завершение проектирования Московский университет

Интересные факты из жизни Михаила Ломоносова:

• Ученый отличался вспыльчивым характером
• Увлекался фехтованием
• Имел почетный титул звание величайшего ученого своего времени
• Любил есть рыбу
• В споре сломал нос немецкому ученому

Биография Михаила Ломоносова

Михаил Васильевич Ломоносов – русский ученый, первый отечественный академик, литератор и реформатор русского языка. Это достаточно выдающаяся личность, за свою жизнь он сделал массу важнейших открытий в физике, химии, астрономии и других областях.

Рождение и образование

Купель, в которой крестили М. В. Ломоносова

Появился на свет Ломоносов 19 ноября 1771 году в деревне Мишанинской Куростровской волости Двинского уезда Архангельской губернии. Современное село названо в честь ученого – Ломоносово. Его отец был крестьянином, отличным купцом, который занимался морским промыслом.

Пруд у восстановленной усадьбы Ломоносовых в селе Ломоносово

Михаил был единственным ребенком в семье. В возрасте 9 лет умерла его мать, после чего отец еще дважды женился. С 10 лет мальчик начинает работать вместе с отцом на его собственных судах помощником. В ходе частых путешествий, мальчик много думает об устройстве природы. Благодаря местному дьяку Михаил научился читать, обучился алгебре, грамматике и открыл для себя литературу.

Чтобы поступить в Славяно-греко-латинскую академию Ломоносов подделал документы о своем происхождении. Он проучился в учебном заведении 5 лет, выучил латинский язык, изучил богословские и современные научные книги.

Образцы почерка М. В. Ломоносова: сверху 14-летнего и снизу 19-летнего

В 1735 году поступает в Санкт-Петербургский университет при Академии наук. Здесь юноша изучает физику, математику, делает первые попытки писать стихи. Уже через год отличной учебы получает возможность поехать на обучение в Европу. В Германии Ломоносов прожил 5 лет. В 1740 году покинул город по причине разногласия со своим наставником Генкелем.

26 мая 1740 году женится на дочери хозяйки квартиры, которую Ломоносов арендовал несколько лет. Первая дочь умерла в раннем возрасте. Второй раз ученый стал отцом сына Ивана в 1741 году, который также скончался в годовалом возрасте. В 1749 году родилась единственная выжившая дочь Ломоносовых Елена.

Успехи в науке

Дом, в котором Ломоносов жил в Марбурге

Всерьез заниматься наукой Ломоносов начал в 1737-1738 годах. В период обучения за границей он пишет свои первые работы. Дебютная работа начинающего ученого называлась «О превращении твердого тела в жидкое, в зависимости от движения предшествующей жидкости» и была посвящена различным агрегатным состояниям.

Следующим исследованием стала диссертация в 1745 году на тему «О металлическом блеске», которая принесла ему профессорское звание и титул дворянина. Все научные работы Ломоносова отличаются точностью. В своих исследованиях и расчетах он практически никогда не ошибался.

Основные открытия ученого в области естествознания:

  • изготавливал цветные стекла и краски;
  • подверг химическому анализу руды;
  • сформулировал основы кинетической теории газов;
  • открыл закон сохранения энергии;
  • объяснил тайну грозовых явлений и северного сияния;
  • придумал основы физической химии.

Ломоносов поддерживал труды Коперника, поэтому занимался и изучением астрономии. Он открыл атмосферу на Венере, усовершенствовал механизм светоотражающего телескопа (современное название – система Ломоносова-Гершеля) и организовал множество научных экспедиций. Также именно он первым догадался, что звезда Солнце, — это огромный огненный шар.

Много новаторских идей ученый предложил и в области грамматики русского языка, сделав его более научным. Так, он ввел целый ряд новых понятий, например, горизонт, атом, молекула, температура. Ум и идеи ученого очень опережали время, поэтому многие работы были обнародованы уже после его смерти.

Ломоносов подготовил и издал множество учебников по химии, физике, металлургии, организовал многие химические производства. Также высоко были оценены и его творческие способности. Ученый известен также как поэт и художник.

Звания и награды

Диплом профессора химии Ломоносова 1745 год

В 1745 году Ломоносов стал первым академиком Петербургской АН. В 1760 году его делает почетным членом Стокгольмская академия наук, а в 1764 году – Болонская АН.

В феврале 1757 года императрица Екатерина возвела ученого в чин коллежского советника.

Посмертное признание

Могила Ломоносова в Александро-Невской лавре

Михаил Васильевич Ломоносов скончался в возрасте 53 лет 15 апреля 1765 года. Умер ученый из-за тяжелого воспаления легких. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры. Сразу после кончины по приказу Екатерины все его научные труды были изъяты и бесследно исчезли.

В честь ученого названо:

  • Город в Ленинградской области;
  • Многочисленные улицы, аллеи и площади по всей стране;
  • Московский институт тонкой химической технологии;
  • Столичный университет;
  • Горный хребет на Новой Земле;
  • Возвышенность на острове Западный Шпицберген;
  • Течение в Атлантическом океане и подводный хребет в Северном Ледовитом океане.

В 1956 года Академия наук Советского союза учредила Золотую медаль имени Ломоносова, которая вручалась ученым за выдающиеся достижения в области химии.

Понравилась запись? Расскажи о ней друзьям!

Просмотров записи: 10832

Запись опубликована: 13.04.2018
Автор: Максим Заболоцкий

Ученые и изобретатели России — Ломоносов Михаил Васильевич

всего голосов

6638


День рождения: 8 ноября 1711 г.

День смерти: 4 апреля 1765 г.

Место рождения: деревня Мишанинская, Куростровская волость, Двинский уезд, Архангелогородская губерния

Семейное положение: женат на Елизавете-Христине Цильх (1739—1765)

Деятельность и интересы: химия, физика, горное дело, астрономия, минералогия, метеорология, география, латынь, стихосложение

У Михаила Ломоносова и Елизаветы-Христины Цильх родились четверо детей, но выжила единственная дочь — Елена Михайловна. Внучка Ломоносова Софья была женой генерала Николая Раевского, героя войны 1812 года. Непрямыми потомками Ломоносова являются Волконские — потомки Марии Раевской и декабриста князя Волконского. Еще факты

Образование, степени и звания

1735, Киево-Могилянская академия: студент (физика, математика)

1739-1740, Обучение у Й. Ф. Генкеля, Германия, Фрайбург: студент (металлургия и горное дело)

Работа

1742, Санкт-Петербург, Академия наук: адъюнкт физического класса

1745, Санкт-Петербург, Академия наук: профессор химии

Открытия

В 1754 году Ломоносов изобрел «аэродинамическую машину» — устройство, которое поднимало на высоту им же изобретенные метеорологические приборы. Этот механизм явился прообразом самолета.

В 1755 году по настоянию Ломоносова в Москве был основан университет — первый в России, куда принимали не только дворян, но и всех «лиц, способных к наукам».

Именно Ломоносов первым заговорил об организации специальной службы погоды, о создании сети метеорологических станций и обсерваторий. Его идеи смогли воплотить только в начале XX века.

Биография

Первый русский ученый, энциклопедист, чьи работы были признаны не только в России, но и в Европе, Михаил Ломоносов начал свое образование с гуманитарных предметов (впоследствии стал лучшим латинистом Европы), позже заинтересовался естественными науками. Ломоносов-гуманитарий — переводчик, автор «Российской грамматики», разграничившей русский и старославянские языки, теории «трех штилей», од и дидактических писем. Ломоносов-физик — автор молекулярно-кинетической теории тепла. Кроме того, его опыты и наблюдения, посвященные электричеству, впоследствии легли в основу теории науки об электричестве. Ломоносов-химик дал определение физической химии и положил начало науке о стекле. Также оставил заметный след в астрономии, географии, металлургии, геологии. Был успешен как изобретатель: например, в 1762 году создал уникальную модель телескопа, усовершенствовав разработку Исаака Ньютона. Выходец из деревни, блестяще владел несколькими языками, но лекции читал исключительно на русском, пропагандируя величие русской науки. Активно выступал против европейских (в основном, немецких) ученых.

Михаил Ломоносов – биография, книги, отзывы, цитаты

Первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик; он вошёл в науку как первый химик, который дал физической химии определение, весьма близкое к современному, и предначертал обширную программу физико-химических исследований; его молекулярно-кинетическая теория тепла во многом предвосхитила современное представление о строении материи, — многие фундаментальные законы, в числе которых одно из начал термодинамики; заложил основы науки о стекле. Астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт, утвердил основания современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики.…

Первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик; он вошёл в науку как первый химик, который дал физической химии определение, весьма близкое к современному, и предначертал обширную программу физико-химических исследований; его молекулярно-кинетическая теория тепла во многом предвосхитила современное представление о строении материи, — многие фундаментальные законы, в числе которых одно из начал термодинамики; заложил основы науки о стекле. Астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт, утвердил основания современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики. Разработал проект Московского университета, впоследствии названного в его честь. Открыл наличие атмосферы у планеты Венера. Действительный член Академии наук и художеств (адъюнкт физического класса с 1742, профессор химии с 1745).

Краткая хронология жизни:
1730 — 7 декабря в Холмогорской воеводской канцелярии получил паспорт.
1730 — 15 (?) декабря отправился пешком в Москву.
1731 — 15 января зачислен учеником в Московскую Славяно-греко-латинскую академию.
1731—1735 — учёба в Московской Славяно-греко-латинской академии.
1734 — учёба в Киево-Могилянской академии.
1736 — 12 января зачислен студентом в Санкт-Петербургский академический университет.
1736 — 4 октября для обучения горному делу и металлургии направлен в Германию.
1736—1739 — обучался в Марбургском университете.
1737 — с января слушает курс механики профессора Х. Вольфа и курс теоретической химии профессора Ю. Г. Дуйзинга.
1739 — в феврале женился на дочери квартирной хозяйки Елизавете-Христине Цильх.
1739 — 8 ноября родилась дочь; 9 ноября — крещена в церкви реформатской общины с именем Екатерина-Елизавета.
1739—1740 — под руководством И. Ф. Генкеля обучался горному делу.
1740 — 26 мая обвенчался в церкви реформатской общины Марбурга с Елизаветой-Христиной Цильх.
1740 — в конце мая, направляясь на родину, под Дюссельдорфом «показался пруссакам годною рыбою на их уду» и обманом «забрит» был в рекруты, но в октябре бежал, прибыл чрез Арнгейм и Утрехт в Амстердам, далее — в Гаагу и, только после возвращения вновь в Амстердам, оттуда отправился морем в Россию.
1741 — 8 июня вернулся в Санкт-Петербург.
1741 — 22 декабря в Марбурге у Ломоносова родился сын, названный при крещении Иваном.
1742 — 8 января определён адъюнктом физического класса Академии наук и художеств.
1745 — 25 июля назначен профессором химии Академии наук и художеств.
1746 — 20 июня впервые читает на русском языке публичные лекции по физике.
1748 — создал первую в России научно-исследовательскую и учебную Химическую лабораторию.
1748—1757 — проводил в Химической лаборатории работы по изготовлению цветных стёкол и красок, — анализ руд.
1749 — 21 февраля родилась дочь Елена.
1752—1753 — в Химической лаборатории читал первый в истории курс лекций по физической химии.
1753 — основана стекольная фабрика в деревне Усть-Рудица.
1755 — по проекту М. В. Ломоносова учреждён Московский университет.
1757 — назначен Советником Академической канцелярии.
1758 — становится руководителем Исторического собрания, Географического департамента, Академических университета и гимназии.
1760 — 30 апреля Шведская королевская Академия наук избрала М. В. Ломоносова своим почётным членом.
1763 — 10 октября избран членом Академии трёх знатнейших художеств (за мозаичные работы).
1764 — 17 (?) апреля (после 2) избран почётным членом Академии наук Болонского института.
1765 — 4 апреля скончался в собственном доме на реке Мойке.
1765 — 8 апреля похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Михаи́л Васи́льевич Ломоно́сов (8 (19) ноября 1711, деревня Мишанинская, Россия — 4 (15) апреля 1765, Санкт-Петербург, Российская империя) — первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик; он вошёл в науку как первый химик, который дал физической химии определение, весьма близкое к современному, и предначертал обширную программу физико-химических исследований; его молекулярно-кинетическая теория тепла во многом предвосхитила современное представление о строении материи, — многие фундаментальные законы, в числе которых одно из начал термодинамики; заложил основы науки о стекле. Астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт, утвердил основания современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики. Разработал проект Московского университета, впоследствии названного в его честь. Открыл наличие атмосферы у планеты Венера. Действительный член Академии наук и художеств (адъюнкт физического класса с 1742, профессор химии с 1745).

* 1730 — 15 декабря в Холмогорской воеводской канцелярии получил паспорт.
* 1730 — 15 декабря отправился пешком в Москву
* — 15 января зачислен учеником в Московскую Славяно-греко-латинскую академию.
* 1731—1735 — учёба в Московской Славяно-греко-латинской академии.
* 1734 — учёба в Киево-Могилянской академии
* 1736 — 12 января зачислен студентом в Санкт-Петербургский академический университет.
* 1736 — 4 октября для обучения горному делу и металлургии направлен в Германию.
* 1736—1739 — обучался в Марбургском университете.
* 1737 — с января слушает курс механики профессора Х. Вольфа и курс теоретической химии профессора Ю. Г. Дуйзинга.
* 1739 — в феврале женился на дочери квартирной хозяйки Елизавете-Христине Цильх
* 1739 — 8 ноября родилась дочь; 9 ноября — крещена в церкви реформатской общины с именем Екатерина-Елизавета.
* 1739—1740 — под руководством И. Ф. Генкеля обучался горному делу.
* 1740 — 26 мая обвенчался в церкви реформатской общины Марбурга с Елизаветой-Христиной Цильх.
* 1740 — в конце мая, направляясь на родину, под Дюссельдорфом «показался пруссакам годною рыбою на их уду» и обманом «забрит» был в рекруты, но в октябре бежал, прибыл чрез Арнгейм и Утрехт в Амстердам, далее — в Гаагу и, только после возвращения вновь в Амстердам, оттуда отправился морем в Россию.
* 1741 — 8 июня вернулся в Санкт-Петербург.
* 1741 — 22 декабря в Марбурге у Ломоносова родился сын, названный при крещении Иваном.
* 1742 — 8 января определён адъюнктом физического класса Академии наук и художеств.
* 1745 — 25 июля назначен профессором химии Академии наук и художеств.
* 1746 — 20 июня впервые читает на русском языке публичные лекции по физике.
* 1748 — создал первую в России научно-исследовательскую и учебную Химическую лабораторию.
* 1748—1757 — проводил в Химической лаборатории работы по изготовлению цветных стёкол и красок, — анализ руд.
* 1749 — 21 февраля родилась дочь Елена.
* 1752—1753 — в Химической лаборатории читал первый в истории курс лекций по физической химии.
* 1753 — основана стекольная фабрика в деревне Усть-Рудица.
* 1755 — по проекту М. В. Ломоносова учреждён Московский университет.
* 1757 — назначен Советником Академической канцелярии.
* 1758 — становится руководителем Исторического собрания, Географического департамента, Академических университета и гимназии.
* 1760 — 30 апреля Шведская королевская Академия наук избрала М. В. Ломоносова своим почётным членом.
* 1763 — 10 октября избран членом Академии трёх знатнейших художеств (за мозаичные работы).
* 1764 — 17 апреля (после 2) избран почётным членом Академии наук Болонского института.
* 1765 — 4 апреля скончался в собственном доме на реке Мойке.
* 1765 — 8 апреля похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Биография Михаила Ломоносова — Детство, жизненные достижения и хронология

Краткая информация

День рождения: 19 ноября 1711 г.

Умер в возрасте: 53

Знак Солнца: Скорпион

Родился: Ломоносово, Россия

Известен как: ученый, поэт, геолог, астроном

Поэты Художники

Семья:

Супруг / Бывшая: Элизабет Зильч (м. 1740)

детей: Елена Ломоносова

Умерла: 15 апреля 1765 г.

открытия / изобретения: Коаксиальные роторы

Рекомендованные списки:

Рекомендуемые списки:

Кем был Михаил Ломоносов?

Михаил Ломоносов был российским ученым, поэтом, геологом и астрономом, который, как полагают, также повлиял на формирование современного русского литературного языка.Его опыт в различных областях принес ему звание первого ученого-естествоиспытателя из России, получившего международное признание. Он родился в крестьянской семье, и с юных лет его побуждали заниматься семейным бизнесом; однако его страсть к учебе привела его в Москву, Киев, а затем в Германию. По возвращении в Россию он начал свою преподавательскую деятельность в Петербургской Академии наук. Наряду с этим он сделал несколько независимых открытий, таких как определение температуры замерзания ртути, определение закона сохранения массы, атмосферы вокруг планеты Венера, объяснение феномена айсбергов и понимание гравитации с механической точки зрения.Он был сторонником прогресса в отечественном образовании и отвечал за создание первой в России химической лаборатории при Петербургской Академии наук. Он также стал соучредителем Московского университета. Лингвистический реформатор, он, как известно, заложил основы русской литературы. Помимо стихов и книг, он также сочинял пьесы, которые были высоко оценены. Он был избран государственным секретарем в 1764 году; однако он мог служить на этой должности только год.

Рекомендованные списки:

Рекомендуемые списки:

Детство и ранняя жизнь

Михаил Васильевич Ломоносов родился 19 ноября 1711 года в Денисовке (позже переименованной в Ломоносово) в России в семье Василия Дорофеевича Ломоносова и Елены Ивановны Сивковой. Он принадлежал к семье прибрежных крестьян, называемой «поморы».

В возрасте десяти лет он начал помогать своему отцу в его ловле трески и грузовом бизнесе. В этот период он также изучал грамматику русского языка.

В 1720-х годах он побывал в нескольких портах Белого и Северного Арктического морей. Он получил возможность разбираться в морской метеорологии, ловле жемчуга, астрономии и навигации, а также приобщился к культуре таких людей, как ненцы, финны и лапландцы.

Паспорт ему был выдан в 1730 году, и для продолжения учебы он в том же году приехал в Москву. Через некоторое время он был принят в Славянско-греко-латинскую академию.

Он был блестящим студентом и после трех лет обучения его отправили в Киев, чтобы проучиться год в Киево-Могилянской академии. Однако он был недоволен образованием, полученным в Киеве, и вскоре вернулся в Москву. Михаил Ломоносов закончил запланированный двенадцатилетний курс за пять лет и был лучшим в своем классе.

В 1736 году он получил стипендию Петербургской Академии и продолжил образование в Императорской Академии наук в Санкт-Петербурге. В следующем году он вместе с несколькими сокурсниками был выбран для обучения в Марбургском университете, Германия.

Между 1739 и 1740 годами он изучал химию, философию, металлургию и минералогию. Он внимательно читал произведения философа Роберта Бойля. Помимо этого, он также увлекался немецкой литературой и владел языком.Было известно, что он любил произведения немецкого поэта Иоганна Кристиана Гюнтера.

В этот период он также начал сочинять собственные стихи, преимущественно оды. Он написал «Письмо о правилах сочинения русской поэзии», в котором подчеркнул, что силлабатонический лад является самой основной частью русского стихотворения.

Читать ниже

Вам может понравиться

Рекомендованных списков:

Рекомендованных списков:

Карьера

Михаил Ломоносов вернулся в Россию в 1741 году и начал исследовательскую работу под руководством профессора Аммана в Санкт-Петербургском университете.Петербургская Академия Наук. Вскоре он был назначен адъютантом физики кафедры академии.

В 1745 году он был введен в должность профессора химии Петербургской Академии наук. В том же году он опубликовал каталог из более чем 3000 минералов.

В 1748 году он опубликовал свою работу «Краткое руководство по риторике». Спустя несколько лет, в 1750 году, по приказу русской императрицы Елизаветы он написал пятиактную трагедию под названием «Тамира и Селим» для будущего национального театра.Спектакль получил высокую оценку.

В 1751 году Петербургская Академия издала дебютный сборник стихов Михаила Ломоносова.

В 1752 году он выпустил свою поэму «О полезности стекла» и написал свою вторую пьесу «Демофонт».

Он стремился улучшить качество образования в России и в 1755 году вместе с графом Иваном Ивановичем Шуваловым основал Московский университет.

В 1765 году Михаил Ломоносов изложил закон сохранения массы, который подразумевает, что масса не может быть ни создана, ни уничтожена, хотя она может перестраиваться в пространстве или связанные с ней сущности могут быть изменены по форме.

Он проводил эксперименты, чтобы доказать закон сохранения массы. Это, в свою очередь, привело к его выводу, что теория флогистона, изложенная Иоганном Иоахимом Бехером, неверна.

Он был назначен директором университета и гимназии Петербургской Академии наук в 1760 году. В том же году в результате своего исследования он объяснил возникновение айсбергов.

Продолжить чтение ниже

Он был первым человеком, зафиксировавшим точку замерзания ртути.Его другие научные открытия включают развитие кинетической теории газов, волновой теории света и механической интерпретации гравитации. Он также считал тепло формой движения.

В 1761 году он наблюдал планету Венеру и ее орбиту вокруг Солнца из обсерватории недалеко от своего дома в Санкт-Петербурге. Его наблюдение привело к гипотезе о существовании атмосферы вокруг планеты.

Он разработал обновленную модель телескопа-рефлектора, который позволял зрителям беспрепятственно смотреть на изображение в окуляр. Он представил модель в Российской академии наук; однако тип телескопа был опубликован намного позже.

Он был страстным поклонником мозаичного искусства. В 1763 году он основал стекольный завод, на котором были изготовлены первые за пределами Италии мозаики из цветного стекла. В том же году он также опубликовал свой важнейший литературный труд по геологии под названием «О пластах Земли».

В 1764 году он был назначен государственным секретарем. Однако прослужить в должности он смог только год.

Рекомендованные списки:

Рекомендуемые списки:

Основные работы

Михаил Ломоносов был экспертом в различных областях, таких как геология, физика, литература, география и химия. Он придал большое значение развитию системы образования в России и вместе с Московским университетом основал первую в России химическую лабораторию в Петербургской Академии наук. В результате своих исследований он объяснил феномен айсбергов, оспорил некоторые предыдущие научные теории, такие как теория флогистона, а также опубликовал теории, такие как закон сохранения массы.

Рекомендованные списки:

Рекомендуемые списки:

Награды и достижения

Он был избран иностранным членом Шведской королевской академии наук в 1761 году.

Он был членом престижной Академии художеств в Санкт-Петербурге. .

Рекомендованные списки:

Рекомендуемые списки:

Личная жизнь и наследие

Михаил Ломоносов познакомился с Елизаветой Кристин Зильх во время учебы в Германии, и они поженились в 1740 году.

Он умер от гриппа 15 апреля 1765 года в своей резиденции в Санкт-Петербурге, Россия, в возрасте 53 лет.

Общая информация

В его честь Московский государственный университет был переименован в Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. В 1940 году.

Подводный хребет в Северном Ледовитом океане был назван в его честь хребтом Ломоносова в 1948 году.

Академия наук СССР (позже переименованная в Российскую академию наук) наградила Золотой медалью Ломоносова за достижения в области гуманитарных и гуманитарных наук. природные науки.Медаль названа в честь Михаила Ломоносова. С 1967 года академия вручает две медали: одну российскому гражданину, а другую — иностранному ученому.

Именем Михаила Ломоносова названы кратер на Луне и кратер на планете Марс.

химия | Определение, темы и история

Химия , наука, изучающая свойства, состав и структуру веществ (определяемых как элементы и соединения), превращения, которым они подвергаются, и энергию, которая выделяется или поглощается во время этих процессов.Каждое вещество, будь то природное или искусственно созданное, состоит из одного или нескольких из ста с лишним видов атомов, которые были идентифицированы как элементы. Хотя эти атомы, в свою очередь, состоят из более элементарных частиц, они являются основными строительными блоками химических веществ; нет кислорода, ртути или золота, например, меньше, чем атом этого вещества. Таким образом, химия занимается не субатомной областью, а свойствами атомов и законами, управляющими их комбинациями, а также тем, как знание этих свойств может быть использовано для достижения определенных целей.

Популярные вопросы

Что такое химия?

Химия — это отрасль науки, изучающая свойства, состав и структуру элементов и соединений, то, как они могут изменяться, а также энергию, которая выделяется или поглощается при их изменении.

Как связаны химия и биология?

Химия изучает вещества, то есть элементы и соединения, а биология изучает живые существа. Однако эти две области науки встречаются в дисциплине биохимии, которая изучает вещества в живых существах и то, как они изменяются в организме.

Большой проблемой в химии является разработка последовательного объяснения сложного поведения материалов, почему они выглядят такими, как они есть, что придает им долговечные свойства и как взаимодействия между различными веществами могут приводить к образованию новых веществ и разрушение старых. С самых первых попыток понять материальный мир в рациональных терминах химики изо всех сил пытались разработать теории материи, которые удовлетворительно объясняли бы как постоянство, так и изменение. Упорядоченная сборка неразрушимых атомов в маленькие и большие молекулы или расширенные сети перемешанных атомов обычно считается основой постоянства, в то время как реорганизация атомов или молекул в различные структуры лежит в основе теорий изменений. Таким образом, химия включает изучение атомного состава и структурной архитектуры веществ, а также различных взаимодействий между веществами, которые могут привести к внезапным, часто бурным реакциям.

Химия занимается также использованием природных веществ и созданием искусственных.Кулинария, ферментация, производство стекла и металлургия — все это химические процессы, восходящие к истокам цивилизации. Сегодня винил, тефлон, жидкие кристаллы, полупроводники и сверхпроводники представляют собой плоды химической технологии. В 20-м веке произошел значительный прогресс в понимании удивительной и сложной химии живых организмов, и молекулярная интерпретация здоровья и болезней открывает большие перспективы. Современная химия, опираясь на все более сложные инструменты, изучает материалы размером с отдельные атомы и такие большие и сложные, как ДНК (дезоксирибонуклеиновая кислота), которая содержит миллионы атомов. Можно даже разработать новые вещества, которые обладают желаемыми характеристиками, а затем синтезировать. Скорость, с которой продолжают накапливаться химические знания, впечатляет. С течением времени было охарактеризовано и произведено более 8 000 000 различных химических веществ, как природных, так и искусственных. В 1965 году их было менее 500 000.

С интеллектуальными проблемами химии тесно связаны проблемы, связанные с промышленностью. В середине 19 века немецкий химик Юстус фон Либих заметил, что богатство нации можно измерить по количеству производимой серной кислоты.Эта кислота, необходимая для многих производственных процессов, остается сегодня ведущим химическим продуктом в промышленно развитых странах. Как признал Либих, страна, производящая большое количество серной кислоты, — это страна с сильной химической промышленностью и сильной экономикой в ​​целом. Производство, распространение и использование широкого спектра химических продуктов присуще всем высокоразвитым странам. Фактически, можно сказать, что «железный век» цивилизации сменяется «полимерным веком», поскольку в некоторых странах общий объем производимых в настоящее время полимеров превышает объемы железа.

Получите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Область химии

Давно прошли те дни, когда один человек мог надеяться получить подробные знания во всех областях химии. Те, кто преследует свои интересы в определенных областях химии, общаются с другими людьми, разделяющими те же интересы. Со временем группа химиков со специализированными исследовательскими интересами становится членами-основателями области специализации. Области специализации, возникшие в начале истории химии, такие как органическая, неорганическая, физическая, аналитическая и промышленная химия, а также биохимия, по-прежнему представляют наибольший общий интерес.Однако в XX веке произошел значительный рост в областях полимерной, экологической и медицинской химии. Более того, продолжают появляться новые специальности, например, пестициды, судебная медицина, компьютерная химия.

электричества | Определение, факты и типы

Электростатика — это изучение электромагнитных явлений, которые происходят при отсутствии движущихся зарядов, то есть после установления статического равновесия. Заряды быстро достигают положения равновесия, потому что электрическая сила чрезвычайно велика.Математические методы электростатики позволяют рассчитывать распределения электрического поля и электрического потенциала по известной конфигурации зарядов, проводников и изоляторов. И наоборот, имея набор проводников с известными потенциалами, можно рассчитать электрические поля в областях между проводниками и определить распределение заряда на поверхности проводников. Электрическую энергию набора зарядов в состоянии покоя можно рассматривать с точки зрения работы, необходимой для сборки зарядов; в качестве альтернативы, можно также считать, что энергия находится в электрическом поле, создаваемом этой сборкой зарядов. Наконец, энергия может храниться в конденсаторе; энергия, необходимая для зарядки такого устройства, хранится в нем как электростатическая энергия электрического поля.

Изучите, что происходит с электронами двух нейтральных объектов, тренных друг о друга в сухой среде.

Объяснение статического электричества и его проявлений в повседневной жизни.

Encyclopædia Britannica, Inc. Посмотреть все видео к этой статье

Статическое электричество — это знакомое электрическое явление, при котором заряженные частицы передаются от одного тела к другому.Например, если два предмета трутся друг о друга, особенно если они являются изоляторами, а окружающий воздух сухой, предметы приобретают одинаковые и противоположные заряды, и между ними возникает сила притяжения. Объект, теряющий электроны, становится заряженным положительно, а другой — отрицательно. Сила — это просто притяжение между зарядами противоположного знака. Свойства этой силы описаны выше; они включены в математическое соотношение, известное как закон Кулона. Электрическая сила, действующая на заряд Q 1 в этих условиях из-за заряда Q 2 на расстоянии r , определяется законом Кулона,

Жирным шрифтом в уравнении обозначается вектор характер силы, а единичный вектор — это вектор, размер которого равен единице, и который направлен от заряда Q 2 к заряду Q 1 . Константа пропорциональности k равна 10 −7 c 2 , где c — скорость света в вакууме; k имеет числовое значение 8.99 × 10 9 ньютонов на квадратный метр на квадратный кулон (Нм 2 / C 2 ). На рисунке 1 показано усилие на Q 1 из-за Q 2 . Числовой пример поможет проиллюстрировать эту силу. И Q 1 и Q 2 выбраны произвольно в качестве положительных зарядов, каждый с величиной 10 −6 кулонов. Заряд Q 1 расположен в координатах x , y , z со значениями 0.03, 0, 0 соответственно, а Q 2 имеет координаты 0, 0,04, 0. Все координаты указаны в метрах. Таким образом, расстояние между Q 1 и Q 2 составляет 0,05 метра.

Получите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Величина силы F на заряде Q 1 , рассчитанная с использованием уравнения (1), составляет 3,6 ньютона; его направление показано на рисунке 1.Сила на Q 2 из-за Q 1 составляет — F , что также имеет величину 3,6 ньютона; его направление, однако, противоположно направлению F . Сила F может быть выражена через ее компоненты по осям x и y , поскольку вектор силы лежит в плоскости x y . Это делается с помощью элементарной тригонометрии из геометрии рисунка 1, а результаты показаны на рисунке 2.Таким образом, в ньютонах. Закон Кулона математически описывает свойства электрической силы между зарядами в состоянии покоя. Если заряды имеют противоположные знаки, сила будет притягивающей; притяжение было бы указано в уравнении (1) отрицательным коэффициентом единичного вектора r̂. Таким образом, электрическая сила на Q 1 будет иметь направление, противоположное единичному вектору , и будет указывать от Q 1 к Q 2 .В декартовых координатах это привело бы к изменению знаков компонентов силы x и y в уравнении (2).

компоненты кулоновской силы

Рисунок 2: Компоненты x и y силы F на рисунке 4 (см. Текст).

Предоставлено Департаментом физики и астрономии Университета штата Мичиган

Как можно понять эту электрическую силу, действующую на Q 1 ? По сути, сила возникает из-за наличия электрического поля в позиции Q 1 . Поле создается вторым зарядом Q 2 и имеет величину, пропорциональную размеру Q 2 . При взаимодействии с этим полем первый заряд на некотором расстоянии либо притягивается, либо отталкивается от второго заряда, в зависимости от знака первого заряда.

стекло | Определение, состав, материал, типы и факты

Стекло , неорганический твердый материал, который обычно бывает прозрачным или полупрозрачным, а также твердым, хрупким и непроницаемым для природных элементов.С древних времен из стекла делали практичные и декоративные предметы, и оно по-прежнему играет очень важную роль в таких разнородных приложениях, как строительство зданий, предметы домашнего обихода и телекоммуникации. Его получают путем охлаждения расплавленных ингредиентов, таких как кварцевый песок, с достаточной скоростью, чтобы предотвратить образование видимых кристаллов.

Британская викторина

Строительные блоки повседневных предметов

Из чего сделаны сигары? К какому материалу относится стекло? Посмотрите, из чего вы на самом деле сделаны, проанализировав вопросы в этой викторине.

Далее следует краткое описание стекла. Стекло подробно рассматривается в ряде статей. Витражи и эстетические аспекты стеклянного дизайна описаны в витражах и стеклянной посуде. Состав, свойства и промышленное производство стекла покрываются промышленным стеклом. Физические и атомные характеристики стекла рассматриваются в аморфном твердом теле.

Разновидности стекла широко различаются по химическому составу и физическим качествам.Однако большинство разновидностей обладают определенными общими качествами. Они проходят вязкую стадию при охлаждении из состояния текучести; они проявляют эффекты цвета, когда стеклянные смеси сплавлены с определенными оксидами металлов; в холоде они плохо проводят как электричество, так и тепло; большинство типов легко ломаются от удара или сотрясения и демонстрируют раковинный перелом; и на них мало влияют обычные растворители, но они легко разрушаются плавиковой кислотой.

стекло; Капля принца Руперта

Капля принца Руперта — это капля стекла, образованная при быстром охлаждении расплавленного стекла в холодной воде. Капли были новинкой 1600-х годов, и сегодня они используются для демонстрации прочности закаленного стекла. Изображение, полученное с помощью поляризованных линз, показывает напряжение и потенциальную энергию, хранящуюся в стекле, в виде радуги.

© Тайлер А. Гордон

Состав товарного стекла

Товарный стакан можно разделить на натриево-известково-кремнеземное стекло и специальное стекло, при этом большая часть произведенного тоннажа относится к первому классу. Такие стекла изготавливаются из трех основных материалов — песка (диоксид кремния или SiO 2 ), известняка (карбонат кальция или CaCO 3 ) и карбоната натрия (Na 2 CO 3 ).Сам по себе плавленый диоксид кремния является превосходным стеклом, но, поскольку температура плавления песка (кристаллического диоксида кремния) выше 1700 ° C (3092 ° F) и поскольку достижение таких высоких температур очень дорого, его использование ограничено теми, в которых его превосходные свойства — химическая инертность и способность противостоять резким перепадам температуры — настолько важны, что стоимость оправдана. Тем не менее, производство кварцевого стекла — довольно крупная отрасль; он производится в различных качествах, и, когда он предназначен для оптических целей, в качестве сырья используется горный хрусталь, а не кварцевый песок.

Получите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Чтобы снизить температуру плавления кремнезема, необходимо добавить флюс; Это назначение карбоната натрия (кальцинированной соды), который делает флюс оксидом натрия доступным. При добавлении около 25 процентов оксида натрия к диоксиду кремния температура плавления снижается с 1723 до 850 ° C (от 3133 до 1562 ° F). Но такие стекла легко растворяются в воде (их растворы называют жидким стеклом).Добавление извести (оксида кальция или CaO), поставляемого с известняком, снова делает стекло нерастворимым, но слишком большое его количество делает стекло склонным к расстеклованию, то есть к осаждению кристаллических фаз в определенных диапазонах температур. Оптимальный состав составляет около 75 процентов диоксида кремния, 10 процентов извести и 15 процентов соды, но даже он слишком склонен к расстеклованию во время определенных операций механического формования, чтобы считаться удовлетворительным.

При производстве листового стекла обычно используют 6 процентов извести и 4 процента магнезии (оксид магния или MgO), а в бутылочном стекле около 2 процентов глинозема (оксид алюминия или Al 2 O 3 ). часто присутствует.Также добавляются другие материалы, некоторые из которых используются для улучшения качества стекла (то есть для удаления пузырьков, оставшихся в процессе плавления), а другие добавляются для улучшения его цвета. Например, песок всегда содержит железо в качестве примеси, и, хотя материал, используемый для изготовления бутылок, специально выбран из-за его низкого содержания железа, небольшие следы примесей все же придают контейнеру нежелательный зеленый цвет; Используя оксид селена и кобальта вместе со следами триоксида мышьяка и нитрата натрия, можно нейтрализовать зеленый цвет и получить так называемое белое (обесцвеченное) стекло.

Оптическое и высокотемпературное стекло

Стекла самого разного, а зачастую и гораздо более дорогого состава изготавливаются тогда, когда необходимы особые физико-химические свойства. Например, в оптических очках требуется широкий диапазон составов для получения разнообразных показателей преломления и дисперсии, необходимых, если разработчик линз должен производить многокомпонентные линзы, которые не имеют различных дефектов, связанных с одной линзой, таких как хроматическая аберрация. . Сверхпрозрачные оксидные стекла высокой чистоты были разработаны для использования в волоконно-оптических системах связи, в которых сообщения передаются в виде световых импульсов по стеклянным волокнам.

Когда обычное стекло подвергается резкому изменению температуры, в нем возникают напряжения, которые делают его склонным к разрушению; однако, уменьшив коэффициент теплового расширения, можно сделать его гораздо менее восприимчивым к тепловому удару. Стекло с самым низким коэффициентом расширения — это плавленый кварц. Другой хорошо известный пример — боросиликатное стекло, используемое для изготовления домашней посуды, коэффициент расширения которого составляет лишь одну треть от обычного натриево-известково-кремнеземного стекла.Чтобы осуществить это восстановление, большая часть оксида натрия, добавленного в качестве флюса, заменяется оксидом бора (B 2 O 3 ), а часть извести — оксидом алюминия. Еще одно знакомое специальное стекло — это свинцовый хрусталь, используемый в производстве превосходной посуды; Используя монооксид свинца (PbO) в качестве флюса, можно получить стекло с высоким показателем преломления и, следовательно, желаемым блеском и блеском.

Добавление цвета и специальных свойств

Агенты, используемые для окрашивания стекла, как правило, представляют собой оксиды металлов.Один и тот же оксид может давать разные цвета с разными смесями стекла, а разные оксиды одного и того же металла могут давать разные цвета. Пурпурно-синий цвет кобальта, хромовый зеленый или желтый цвет хрома, дихроичный канареечный цвет урана и фиолетовый марганец постоянны. Закись железа дает оливково-зеленый или бледно-голубой цвет в зависимости от стекла, с которым он смешан. Оксид железа дает желтый цвет, но для предотвращения восстановления до состояния железа требуется окислитель.Свинец дает бледно-желтый цвет. Оксид серебра дает стойкое желтое пятно. Мелкоизмельченный растительный уголь, добавленный в известково-натриевый стакан, дает желтый цвет. Селениты и селенаты дают бледно-розовый или розовато-желтый цвет. Теллур дает бледно-розовый оттенок. Никель с калийно-свинцовым стеклом дает фиолетовый цвет, а с натриево-известковым стеклом — коричневый. Медь дает павлиний синий цвет, который становится зеленым, если доля оксида меди увеличивается.

стеклянный бокал

Винный бокал, синее стекло, украшенное белой и золотой эмалью, Иран, середина XIX века; в Бруклинском музее, Нью-Йорк.

Фотография Триш Мэйо. Бруклинский музей, Нью-Йорк, подарок мистера и миссис Чарльз К. Уилкинсон в честь Ирмы Л. Фраад, 76.147.3

Важным классом материалов являются халькогенидные стекла, которые представляют собой селениды, содержащие таллий, мышьяк, теллур. , и сурьма в различных пропорциях. Они ведут себя как аморфные полупроводники. Их фотопроводящие свойства также ценны.

Некоторые металлические стекла обладают магнитными свойствами; такие характеристики, как простота изготовления, магнитная мягкость и высокое электрическое сопротивление, делают их полезными в магнитных сердечниках силовых трансформаторов.

Стекловарение на протяжении веков

На протяжении веков из стекла изготавливали множество различных полезных и декоративных изделий. История стекла как творческого искусства частично определялась техническими достижениями в его производстве и декоре, а частично историей вкуса и моды.

Стеклодув

Расплавленное стекло на стержне для выдувания стекла.

© Royik Yevgen / Shutterstock.com

Стекло впервые было сделано в древнем мире, но его происхождение не известно.Египетские стеклянные бусины — самые ранние известные стеклянные предметы, датируемые примерно 2500 годом до нашей эры. Позже, в египетской цивилизации, был изготовлен тип стекла, характеризующийся перистыми или зигзагообразными узорами из цветных нитей на поверхности стеклянного сосуда.

Настоящее происхождение современного стекла относится к Александрии в период Птолемеев, а затем и в Древнем Риме. Александрийские мастера усовершенствовали технику, известную как стеклянная мозаика, в которой кусочки стеклянных тростей разных цветов были разрезаны поперек, чтобы создать различные декоративные узоры.Стекло миллефиори, у которого трости вырезаны таким образом, чтобы создавать рисунки, напоминающие формы цветов, является разновидностью мозаичного стекла.

стеклянная чаша

Чаша из прессованного мозаичного стекла, предположительно из Александрии, Египет, I век до нашей эры; в Музее Виктории и Альберта в Лондоне.

Предоставлено Музеем Виктории и Альберта

Формованное стекло также было разработано рано, когда стекло прессовалось в форму для придания ему определенной формы. Также были возможны различные виды декора с гравировкой и цветом.

Выдувание стекла, вероятно, было разработано в I веке до нашей эры мастерами стекла в Сирии. С помощью этой техники возможности придания стеклу желаемой формы были безграничны. Стекло можно было выдуть в форму или придать ему совершенно произвольную форму. Римляне усовершенствовали стекло-камею, в котором рисунок был получен путем срезания слоя стекла, чтобы оставить рисунок рельефным.

Портлендская ваза

Портлендская ваза, стеклянная римская камея, I век н. Э .; в Британском музее.

Предоставлено попечителями Британского музея

Следующие важные события в истории стекла произошли в 15 веке в Венеции.Еще в 13 веке венецианский остров Мурано стал центром стеклоделия. Сначала венецианские стеклодувы использовали многие из древних и средневековых декоративных техник для создания богато окрашенных и декоративных предметов с мотивами, характерными для итальянского Возрождения.

Мурано: выдувание стекла

Мастер выдувания стекла на острове Мурано, недалеко от Венеции.

© Боян Бречель — Неизданный банк изображений / Getty Images

Позже они разработали прозрачное стекло, похожее на хрусталь, под названием cristallo , которое должно было сформировать основу для процветающей экспортной торговли и распространиться по всей Европе.Простые выдувные стаканы этого типа были очень востребованы в 16 веке. Такое стекло можно было декорировать гравировкой тонких узоров; Используемая с начала 16 века, эта техника оставалась популярной и в 18 веке по всей Европе. Гравировка алмазным острием практиковалась, в частности, в Нидерландах и Германии.

В конце 17 века Богемия стала важным регионом производства стекла и оставалась важной до начала 20 века. К 17 веку Англия производила стекло в венецианской традиции, которое отличалось своей простотой.Стеклодув Джордж Равенскрофт около 1675 года обнаружил, что добавление оксида свинца к стеклу венецианского типа дает твердое и тяжелое стекло. Свинцовый хрусталь, как его называли, впоследствии стал излюбленным типом стекла для изготовления изысканной посуды.

Равенскрофт, Джордж: стеклянная кружка

Стеклянная кружка Джорджа Равенскрофта, c. 1674–80; в Музее Виктории и Альберта в Лондоне.

Предоставлено Музеем Виктории и Альберта, Лондон

Эмалирование вошло в моду в Англии в середине 18 века, что привело к развитию стекла, которое иногда называют бристольским стеклом.В 18 веке в моду вошло резание стекла. По мере совершенствования этой техники стало возможным большое богатство эффекта. В конце концов, к концу 18 века, когда эта техника получила дальнейшее развитие в Ирландии, вся поверхность стекла была глубоко прорезана для отражения света. Этому свинцовому кристаллу английской и ирландской огранки подражали в Европе и США, и он остается популярным по сей день. Кристалл Уотерфорда — важный пример этого типа.

В период модерна произошли важные изменения.Стекло Favrile, изобретенное Луи Комфорт Тиффани, с плавными формами, заимствованными из натуралистических форм, и блестящей поверхностью, вызвало большое восхищение и оказало особое влияние на стеклоделов в Центральной Европе. Французский стеклодув Эмиль Галле и фирма Daum Frères также были важными дизайнерами в эпоху модерна.

Рене Лалик, один из лидеров французского стекольного искусства, изготовил стекло с рельефным декором. Стеклянная компания Steuben из Нью-Йорка производила предметы из прозрачного стекла, часто с гравировкой или надрезом.

Дверное полотно из стекла Lalique

Дверное полотно из стекла Lalique, разработанное Норманом Миллером, в церкви Св. Матфея, приход Св. Лаврентия, Джерси.

© E&E Image Library — Heritage-Images / Imagestate Редакторы энциклопедии «Британская энциклопедия». Последний раз эту статью отредактировал и обновил Адам Августин, управляющий редактор справочной информации.

Узнайте больше в этих связанных статьях Britannica:

  • Строительство: Стекло как строительный материал

    Стекло претерпело значительное развитие во второй индустриальной эпохе.Изготовление прозрачного листового стекла было усовершенствовано в конце 19 века, равно как и методы пескоструйной обработки и травления. В Соединенных Штатах в 1905 году компания Libbey Owens Glass

  • Консервация и реставрация произведений искусства: Стекло и другие стекловидные материалы

    Стекло издревле использовалось как в декоративном, так и в повседневном использовании. Стекло , глазурь, эмаль и фаянс — четыре изделия из стекловолокна — производятся из трех основных компонентов: кремнезема, щелочи и небольшого количества кальция. Стекло , глазури и эмаль (но не фаянс)…

  • аморфное твердое тело: прозрачные стекла

    Термины стекло и оконное стекло часто используются как синонимы в повседневном языке, настолько знакомо это древнее архитектурное применение аморфных твердых тел.Оксидные стекла, описанные в таблице, не только отлично пропускают свет, но и хороши…

Русский язык | Происхождение, история, диалекты, алфавит и факты

Русский язык , Русский язык Русский язык , основной государственный и культурный язык России. Русский язык вместе с украинским и белорусским составляет восточную ветвь славянской языковой семьи.Русский является основным языком подавляющего большинства людей в России, а также используется в качестве второго языка в других бывших республиках Советского Союза. Русский язык также широко преподавался в странах, находящихся в сфере советского влияния, особенно в Восточной Европе, во второй половине ХХ века.

Британская викторина

Языки и алфавиты

Parlez-vous français? ¿Habla usted español? Посмотрите, как M-U-C-H вы знаете о своих ABC на других языках.

русских диалекта делятся на северную группу (простирающуюся от Санкт-Петербурга на восток через Сибирь), южную группу (в большей части центральной и южной России) и центральную группу (между северной и южной). В основе современного литературного русского языка лежит центральный московский диалект, в основе которого — согласная система северного диалекта и система гласных южного диалекта. Однако различий между этими тремя диалектами меньше, чем между диалектами большинства других европейских языков.

Русский и другие восточнославянские языки (украинский, белорусский) практически не отличались друг от друга вплоть до среднерусского периода (конец 13–16 вв.). Термин древнерусский обычно применяется к общему восточнославянскому языку, который использовался до того времени.

Русский язык находится под сильным влиянием старославянского языка и, начиная с западноевропейской политики царя Петра I в XVIII веке, языков Западной Европы, из которых он заимствовал много слов.Поэт XIX века Александр Пушкин оказал очень большое влияние на последующее развитие языка. Его сочинения, сочетающие разговорный и церковнославянский стили, положили конец значительным спорам, которые возникли в отношении того, какой стиль языка лучше всего подходит для литературного использования.

Получите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Современный язык использует шесть падежных форм (именительный, родительный, дательный, винительный, инструментальный, местный) в единственном и множественном числе существительных и прилагательных и выражает как совершенный аспект (завершенное действие), так и несовершенный аспект (процесс или незавершенное действие) в глаголах.В своей звуковой системе русский язык имеет многочисленные свистящие согласные и группы согласных, а также ряд палатализованных согласных, контрастирующих с рядом непалатализированных (простых) согласных. (Палатализованные согласные — это те, которые образуются при одновременном движении лезвия языка к твердому небу или к нему; они звучат так, как будто сопровождаются плавным скольжением и , и часто известны как мягкие согласные.) Сокращенные гласные ĭ и ŭ исконных славянских языков были потеряны в русском языке в слабом положении в ранний исторический период.Структура предложения русского языка — это в основном субъект-глагол-объект (SVO), но порядок слов варьируется в зависимости от того, какие элементы уже знакомы в дискурсе.

Санкт-Петербург | Карта, достопримечательности и история

Санкт-Петербург , Россия Санкт-Петербург , ранее (1914–24) Петроград и (1924–91) Ленинград , город и порт, крайний северо-запад России. Крупный исторический и культурный центр и важный порт Св.Петербург расположен примерно в 400 милях (640 км) к северо-западу от Москвы и всего в 7 ° к югу от полярного круга. Это второй по величине город России и один из крупнейших городов мира. Санкт-Петербург играет жизненно важную роль в истории России с момента своего основания в 1703 году. На протяжении двух веков (1712–1918) он был столицей Российской империи. Город помнят как место Февральской (мартовской по новому стилю) и Октябрьской (ноябрьской по новому стилю) революций 1917 года, а также за его яростную оборону во время осады во время Второй мировой войны.В архитектурном отношении он считается одним из самых великолепных и близких по духу городов Европы. Его исторический район был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1990 году. Площадь города составляет 550 квадратных миль (1400 квадратных километров). Поп. (2010) 4 879 566; (2012 г.) 4,953,219.

Британская викторина

47 вопросов из самых популярных викторин по географии Британники

Только самые лучшие и целеустремленные мастера должны пройти эту викторину.Он состоит из вопросов, взятых из самых популярных викторин Britannica. Сможете ли вы его победить?

Характер города

Санкт-Петербург — Мекка культурных, исторических и архитектурных достопримечательностей. Основанный царем Петром I (Великим) как «окно России в Европу», он имеет неофициальный статус культурной столицы России и самого европейского города, и стремится сохранить это отличие в своем постоянном соперничестве с Москвой. Три отличительные особенности St.Петербург привлекает внимание. Во-первых, это гармоничное сочетание западноевропейской и русской архитектуры в городе. Во-вторых, в Санкт-Петербурге нет однозначного центра города, который в других русских городах средневекового происхождения определяется кремлем и его окрестностями. Третья характерная черта города — множество водных путей. Короткие, но полноводные притоки и каналы Невы, которые простираются до побережья Балтийского моря, неотделимы от панорамы Санкт-Петербурга. Многие из самых известных архитектурных памятников города тянутся вдоль исторических набережных Невы.Более того, мосты и естественные каналы реки снискали Санкт-Петербургу прозвище «Северная Венеция». Из-за того, что Санкт-Петербург расположен на севере, с 11 июня по 2 июля в городе наблюдаются «белые ночи», когда световой день длится почти 19 часов — еще одна из самых известных характеристик Санкт-Петербурга. Среди культурных мероприятий, посвященных празднованию Белых ночей, — фестивали, организованные Мариинским и Эрмитажным театрами, Санкт-Петербургской государственной консерваторией им. Н.А. Римского-Корсакова.Каждую ночь во время белых ночей мосты через Неву поднимаются, чтобы пропустить лодочное движение. После распада Советского Союза Санкт-Петербург впитал новую энергию: были отремонтированы полуразрушенные фасады, выбоины на дорогах и культурные достопримечательности.

Пейзаж

Городской участок

Санкт-Петербург расположен в дельте реки Невы, в истоке Финского залива. Город раскинулся на 42 островах дельты и прилегающих частях поймы материка.Очень низкое и изначально заболоченное место подвергало город периодическим наводнениям, особенно осенью, когда сильные циклонические ветры поднимают воды залива вверх по течению, а также во время весеннего таяния снегов. Исключительно сильные наводнения произошли в 1777, 1824 и 1924 годах; последние два были самыми высокими за всю историю наблюдений и затопили большую часть города. Чтобы контролировать разрушительные паводковые воды, в 1980-х годах город построил дамбу длиной 18 миль (29 км) через Финский залив. Несколько каналов также были прорезаны для облегчения дренажа.

Большой Санкт-Петербург — сам город со своими городами-спутниками — образует форму подковы вокруг истока Финского залива и включает остров Котлин в заливе. На севере он тянется на запад вдоль берега почти на 50 миль (80 км), включая Зеленогорск. Это северное расширение — это район спальных городков, курортов, санаториев и детских лагерей, расположенный среди обширных хвойных лесов и окаймленный прекрасными пляжами и песчаными дюнами. У некоторых элитных петербуржцев также есть дачи или дачи в этом районе.На южной стороне залива границы метрополии простираются на запад и включают Петергоф и Ломоносов. На восток Большой Санкт-Петербург тянется вверх по Неве до Ивановского.

Получите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Климат

Смягчающее воздействие Атлантического океана обеспечивает Санкт-Петербург более мягким климатом, чем можно было бы ожидать для его крайнего северного района. Тем не менее, зимы довольно холодные, со средней температурой января около 21 ° F (-6 ° C), что на несколько градусов выше, чем в Москве.Однако зимние температуры могут опускаться ниже -40 ° F (-40 ° C). Снежный покров держится в среднем около 132 дней. Нева начинает нормально замерзать примерно в середине ноября, а к началу декабря лед становится твердым; разрыв начинается в середине апреля и обычно завершается к концу месяца. Ледоколы продлевают сезон навигации. Лето умеренно теплое, со средней температурой в июле 65 ° F (18 ° C). Среднее годовое количество осадков составляет около 25 дюймов (634 мм), причем лето является самым влажным периодом.

Наука, цивилизация и общество

Наука, цивилизация и общество

Михаил Васильевич Ломоносов

Поэт, ученый и реформатор лингвистики, р. 19 (8 * ) 1711 ноября (близ Холмогор, Россия), д. 15 (4 * ) 1765 апреля (Санкт-Петербург).


Михаил Ломоносов был сыном бедного рыбака. В десять лет он сам стал рыбаком. У юного Михаила была жажда знаний, и за несколько свободных часов он прочитал все книги, которые мог достать.В возрасте девятнадцати лет он решил, что ему нужно ехать в Москву, чтобы добиться каких-либо успехов, и покинул деревню пешком и без единой монеты в кармане.

Маскируя свое семейное происхождение, Ломоносову удалось попасть в Славяно-греко-латинскую академию. Он едва мог содержать себя, и его благородные однокурсники постоянно беспокоили его; но за пять лет он прошел восьмилетний курс обучения, сам выучил греческий и изучал философские классики.

Это было время, когда царь Петр I призвал всех ученых людей объединиться и преобразовать великую нацию, в то время как аристократия и церковь открыто выступали против распространения образования, опасаясь потери своих привилегий. Но преподаватели Академии уже не могли игнорировать достижения Ломоносова, и в 1736 году он был принят в Петербургский университет. Однако Ломоносов решил уехать в Германию. За тремя годами обучения в Марбургском университете последовали два года в Академии горного дела и стекольной промышленности Фрайбурга.

В 1741 году Ломоносов вернулся в Петербургскую академию, где снова столкнулся с враждебностью аристократии. Его разочарование по поводу некомпетентности совета директоров и его вспыльчивый характер поставили его в затруднительное положение, и в мае 1743 года он был отправлен в тюрьму. Он использовал это время, чтобы уточнить рабочий план своей жизни, уже составленный в Марбурге, в котором основное внимание уделялось вопросу о структуре материи.

Ломоносов был выдающимся поэтом, и две оды, посланные императрице Елизавете, обеспечили его освобождение в январе 1744 года.Его 276 заметок по физике и корпускулярной философии («276 заметок по корпускулярной философии и физике») привели к его назначению профессором Академии в 1745 году. Он переводил иностранные труды на русский язык и писал на латыни работы по термодинамике, электричеству и физике. свойства воздуха, опубликованные Академией по рекомендации близкого друга Ломоносова Леонарда Эйлера.

В 1748 году Академия предоставила Ломоносову средства на строительство лаборатории, и Ломоносов, наконец, смог сам заняться изучением природы.В течение трех лет он провел более 4000 задокументированных экспериментов, которые привели к созданию стекольного завода и производству цветного стекла.

Ломоносов сосредоточился на передаче своих знаний будущим поколениям. Он написал введение в физическую химию, русскую грамматику и по заказу императрицы Елизаветы краткую историю России. Он составлял планы Московского университета и следил за его развитием с 1755 года.

В 1757 г. Ломоносов стал советником Академии.В последующие годы он сосредоточился на географии, геологии и океанографии полярных морей и опубликовал работы по мореплаванию, исследовательским рейсам и недрам северных регионов России. Он был избран членом Шведской академии наук и Болонской академии.

Хотя теперь Ломоносов был признан выдающимся интеллектуалом в России, русское дворянство ненавидело его материалистические и гуманистические идеи и продолжало преследовать его при каждом удобном случае.Когда в 1762 г. (1761 г. по старому календарю) умерла его покровительница, императрица Елизавета, напряжение в его жизни усилилось, и через три года Ломоносов скончался истощенным в возрасте 51 года. Императрица Екатерина II Великая распорядилась провести государственные похороны в честь «двора поэт », но для предотвращения распространения его идей и защиты системы крепостного права она проследила за тем, чтобы все его записи были конфискованы.

Биография Михаила Ломоносова появилась в 1937 году. Полное собрание сочинений Ломоносова было наконец опубликовано Советским Союзом в 11 томах на латинском и русском языках в 1950–1983 годах, примерно через 200 лет после их написания.Московский университет теперь называется Ломоносовским университетом, а деревня, где он родился, недалеко от Архангельска на Белом море, теперь называется Ломоносово.

Портрет: картина Леонтия Миропольского, 1787 г .; общественное достояние (Википедия)


Университет им. М.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *