Либеральные реформы в россии были начаты: В каком году были начаты либеральные реформы в России?

Либеральные реформы Александра II 60 – 70-х годов XIX века

Реформы управления и образования, реформа суда не были единственными в обширном списке преобразований, задуманных Александром II.

Все изменения, произошедшие в 60–70-е годы XIX века, были взаимосвязаны.

Реформирование только одной области не дало бы нужных результатов.

Поражение России в Крымской войне наглядно показало необходимость  технического переоснащения, улучшения снабжения, руководства русской армии.

Причины реформ в России

Либеральные преобразования Александра II в обществе не затрагивали войска. Солдаты по-прежнему почти не имели прав. Это грозило превратить армию из опоры самодержавия в его врага.

На содержание российской армии и её аппарата управления тратилось около 30 % от всего бюджета даже в мирное время. Для государства это было очень обременительно. Кроме того, зачастую средства расходовались

нерационально.

Сложная для России международная обстановка (изоляция, агрессивная политика Пруссии, усиление экспансии иных европейских стран) требовала

введения новой комплектации и организации войск, при которой в армии

имелся бы обученный резерв на случай войны, а войска в короткие сроки смогли бы прибыть в нужное место.

Хотя преобразования в армии были начаты уже в ходе Крымской войны, качественных изменений удалось добиться не сразу. Многие представители высшего командования не видели смысла в реформах.

В 1861 году военным министром Российской империи стал Дмитрий Алексеевич Милютин. Именно им были разработаны основные положения военных реформ.  Их реализация заняла более 10 лет и затронула все стороны армейской жизни.

Следует отметить, что ещё в 1857 году были ликвидированы военные поселения

. В 1859 году срок службы рекрутов был сокращён до 15 лет.

С 1856 по 1861 год численность армии была сокращена с 2,2 миллионов человек до 1,5 миллиона. Главным образом за счёт роспуска ополчения. Но эти действия не затрагивали основ устройства армии России.

В 1862–1867 годах была проведена военно-окружная реформа. Её главными задачами были децентрализация и упрощение военного руководства на местах.

При старой системе все распоряжения приходили из центра. Поэтому местные власти не могли  действовать самостоятельно.

В ходе реформы территория России была разделена на 15 военных округов – территориальных объединений войск.

Во главе округа

находился командующий. Он управлял всеми войсками и военными учреждениями округа. В его обязанности также входила помощь гражданским властям в сохранении порядка.

В мирное время основной тактической единицей войск в округе признавалась дивизия, а не армия или корпус как прежде. Командиры дивизий руководили войсками на местах.

На военно-окружные штабы возлагалась задача снабжения и обслуживания войск.

Параллельно с военно-окружной реформой осуществлялась реформа военного министерства. Её необходимость объяснялась отсутствием единства управления министерством, одновременно с его строгой централизацией.

Процесс реорганизации военного министерства длился с 1862 по 1868 год.

В ходе реформы были чётко определены права и обязанности военного министерства и его подразделений. В ведении министерства остались только вопросы управления, которые имели значение для всей армии. Оно получило контроль над всеми нижестоящими органами военной администрации.

В составе министерства был образован Главный штаб, в задачу которого входило решение всех вопросов, связанных с руководством армией в мирное время, подготовкой войск к войне.

Был значительно сокращён штат офицеров и чиновников, бюрократическая переписка.

В результате реформ военного управления была проведена децентрализация  руководства российской армией. Ввиду реорганизации военного министерства упрощено руководство различными родами войск.

Повышена мобильность войск (после ввода военно-окружной системы, сроки мобилизации сократились с 6 месяцев до месяца).

Были значительно сокращены расходы на аппарат управления войсками.

В 1867 была начата военно-судебная реформа. В её основу легли положения судебной реформы 1864 года.

Новая система военных судов основывалась на принципах бессословности, гласности и состязательности. На отказе от прежней «палочной» системы наказаний.

При каждом полку учреждались полковые суды. Фактически они были аналогом мировых судов.

В округахвоенно-окружные суды. Они, как и полковые, были судами первой инстанции.

Верховным судом был

Главный военный суд при военном министерстве.

В военное время при штабе армий учреждались главные полевые военные суды. При корпусах – временные полевые суды.

Начиная с 1863 года, по инициативе Милютина, в России началось реформирование в области военного образования.

Его основные причины были следующими:

- Нехватка офицерских кадров в российской армии (российские военные учебные заведения в год выпускали только около 600 подготовленных офицеров).

- Недостаточный уровень профессиональной подготовки многих офицеров (около 60 % получали звание по выслуге лет – эти офицеры были дворянскими детьми, получившими звание по праву рождения).

В основу реформы были положены следующие принципы:

- Отделение общего образования (общеобразовательные предметы) от специального военного.

- Создание ряда всесословных учебных заведений для подготовки младших офицеров.

- Подготовка новых учебных программ, ориентированных на получение практических военных навыков.

- Расширение сети высших военных учебных заведений для обучения дворян.

В ходе реформы была организована сеть военно-учебных заведений. Она включала четыре разряда.

Первый – заведения, дававшие высшее военное образование (Николаевская академия, академия Генерального  штаба, Военно-юридическая и иные). Всего – семь.

Ко второму разряду относились заведения среднего и профессионального военного образования (кадетские корпуса, военные училища, юнкерские училища). Всего – 25 учебных заведений.

Третий разряд – учебные заведения, дававшие общее образование. Ими были военные гимназии и прогимназии. Всего – 30.

Четвёртый разряд – специальные низшие учебные заведения для унтер-офицеров (современные сержанты). К ним относились школы военного ведомства, в которых готовили оружейных мастеров, пиротехников, фельдшеров и иных военных специалистов.

Реформа военного образования принесла положительные результаты.

Уже в 1870-х годах военные учебные заведения выпускали более трёх тысяч офицеров в год.

Это позволило решить проблему нехватки кадров в русской армии.

Одной из основных задач военных реформ было сокращение расходов на армию. Добиться этого предполагалось сокращением численности войск в мирное время. Для этих целей планировалось создать обученный резерв на случай войны.

Военные реформы

Добиться такого результата можно было переходом от рекрутских наборов к всеобщей воинской повинности.

Милютин представил императору план введения всеобщей воинской повинности ещё в 1870 году.

Но его обсуждение вызвало яростное сопротивление генералитета.

Оппоненты военного министра выступали против всесословного призыва.

Но внешние факторы ускорили проведение реформы. С 1870 по 1871 год шла франко-германская война. Франция потерпела в ней поражение.

В результате на западной границе России возникло новое мощное государство – Германская империя.

Пример быстрой мобилизации армии Пруссии показал преимущества всеобщей воинской повинности.

Военные реформы в России продолжилась.

В 1874 году был издан «Манифест о введении всеобщей воинской повинности».

Вслед за «Манифестом» появился «Устав о воинской повинности». В нём говорилось: «Защита престола и отечества есть священная обязанность каждого русского подданного. Мужское население без различия состояний подлежит воинской повинности».

Следует отметить, что рекрутская повинность была обязательной для всего податного населения России. После отмены крепостного права в рекруты по-прежнему забирали только крестьян и горожан.

Рекрутские наборы в России проводились ежегодно вплоть до 1874 года.

Согласно «Устав о воинской повинности» призыву на воинскую службу подлежало всё мужское население Российской империи в возрасте 20 лет (позднее в возрасте 21 года).

Поступление на службу определялось жребием, который тянули раз в жизни. Не попавшие под призыв зачислялись в ополчение. Срок службы в сухопутных войсках определялся в 15 лет. Из них 6 на действительной службе, 9 – в запасе.

 На флоте – в 10 лет. Из них семь лет действительной службы и три года в запасе.

«Устав» предусматривал льготы по образованию.

- Для выпускников высших учебных заведений срок службы составлял 6 месяцев.

- Средне-специальных – полтора года.

- Средних – 3 года.

- Для лиц имевших начальное образование – 4 года.

От службы в армии освобождались учёные, преподаватели вузов, деятели искусства, единственные сыновья и кормильцы в семье, неспособные к несению службы по состоянию здоровья.

Не подлежали призыву христианские священнослужители, некоторые представители мусульманского духовенства.

По национальному признаку от службы в российской армии освобождались народы Средней Азии, Сибири, финны, население Кавказа и Закавказья.

Введение всеобщей воинской повинности позволило значительно сократить численность российской армии в мирное время.

В России начал формироваться обученный резерв войск на случай войны. Армия стала более мобильной и боеспособной. Следует отметить, что всеобщая воинская повинность сильно изменила статус русского солдата.

Если прежние рекруты уходили служить практически пожизненно и часто их положение сравнивали с каторгой. То призывник был уже защитником Отечества. Его служба в армии приравнивалась к почётной обязанности.

По плану военных реформ Милютина было проведено техническое перевооружение российской армии.

В 1870 году на вооружение армии России поступила винтовка Бердананомер 2. Это оружие было одним из самых передовых на то время. Винтовка была однозарядной, имела нарезной ствол, в ней использовались унитарные патроны с металлической гильзой – то есть, такой патрон объединял в себе пулю, заряд пороха и воспламенитель (капсюль), он заряжался в оружие в один приём.

Стрелковое оружие российской армии

Винтовка Бердана была казнозарядной – то есть заряжалась не через дуло, а с казённой части ствола (сзади).

В 1871 году на вооружение был принят револьвер системы Смита-Вессона. Ёмкость его барабана составляла 6 патронов.

Русская артиллерия получила на вооружение казнозарядные, нарезные орудия. Вместо чугуна и бронзы, они стали изготавливаться из стали. Их дальность стрельбы была почти втрое больше, а показатели меткости стрельбы на дальности километра были в пять раз лучше, чем у гладкоствольных.

Военно-морской флот России претерпел качественные изменения. Он стал паровым. Его корабли оснащались тяжёлой артиллерией и толстой бронёй.

Первый русский броненосец (тяжёлый артиллерийский корабль) был спущен на воду в 1872 году и носил имя «Пётр Великий».

Артиллерия российской армии

В ходе военных реформ изменилась боевая подготовка войск. Солдат стали больше учить практической стороне войны. Была введена физическая подготовка. Разработан ряд новых уставов и учебных пособий.

Военные реформы Милютина достигли поставленных целей. Они воссоздали одну из главных опор самодержавия – армию. Преобразования сделали армию Российской империи отвечающей потребностям времени.

По своим качествам она перестала уступать войскам европейских стран.

Преобразования Александра II были настолько масштабными и значимыми, что уже от современников получили название «великих реформ». Они коренным образом изменили многие стороны жизни государства и общества.

Но реализация «великих реформ» проходила очень сложно. Многие российские государственные деятели желали остановки реформ и возврата назад. Но сделать это было уже невозможно. Император не стал отступать от своего курса.

Ситуация осложнялась тем, что реформы Александра II изменили структуру российского общества, затронули все стороны жизни государства. Но при этом политическая система Российской империи осталась прежней.

«Великие реформы»

Сам император не был сторонником ограничения самодержавия. Он видел в нём гарантию спокойствия в стране.

Но ситуация внутри страны заставила Александра II изменить своё мнение. Революционные организации России развязали террор против государственных чиновников. В ходе их деятельности было совершено несколько покушений на Александра II. На фоне этих событий в стране продолжало развиваться недовольство населения «незавершённостью» реформ. Их логическим продолжением виделось введение в России конституции.

Всё это вынудило императора принять меры по наведению в стране порядка. При этом основным средством умиротворения, наравне с жёсткой политикой в отношении революционеров, было решено сделать расширение сотрудничества с обществом.

В 1880 году была образована Верховная распорядительная комиссиячрезвычайный государственный орган, призванный объединить усилия всех властей для поддержания порядка в государстве.

Главой комиссии был назначен граф Михаил Тариэлович Лорис-Меликов. Впоследствии министр внутренних дел России. Под его руководством в стране были проведены масштабные ревизии.

На их основе был сделан вывод о том, что главной причиной общественного недовольства стала незавершенность «Великих реформ».

В январе 1881 года Лорис-Меликов представил Александру II свой проект по привлечению общественности к решению государственных дел. Фактически это был план политической реформы. Впоследствии за ним закрепилось название «Конституция Лорис-Меликова».

Согласно «Конституции» предлагалось создать временные комиссии для подготовки законопроектов по финансовым вопросам, местному управлению, продолжению крестьянской реформы.

После – привлечь к обсуждению составленных проектов выборных представителей от земств и городов.

На следующем этапе допустить 10–15 «лучших» из этих представителей в Государственный совет Российской империи для выработки окончательной редакции законопроектов.

В итоге Госсовет стал бы прообразом парламента, а в государственном управлении утвердился бы важный конституционный принцип – принцип народного представительства.

1 марта 1881 года Александр II сообщил Лорис-Меликову, что 4 марта его проект будет обсуждаться на заседании Совета министров. Но в тот же день император был убит в ходе организованного на него покушения.

Следующий российский монарх, Александр III, отправил Лорис-Меликова в отставку.

Таким образом, в ходе военной реформы 1874 года Россия получила современную, боеспособную армию, способную решить основные задачи внешней политики государства.

Введение всеобщей воинской повинности стало продолжением реформ по переустройству российского общества. Она на практике показала, что у населения должны быть не только равные права, но и обязанности.

Изменилось положение русского солдата, его служба стала приравниваться к почётной обязанности. Ещё более укрепился статус армии, как главной опоры самодержавия.

Но претворение «Великих реформ» в жизнь было осложнено сопротивлением высших слоёв общества. Незавершённостью самих преобразований.

Попытка Лорис-Меликова начать переустройство государственного управления России на принципах народного представительства не увенчалась успехом.

Тест по истории России Либеральные реформы 60-70-х гг. XIX в. 8 класс

Тест по истории России Либеральные реформы 60-70-х гг. XIX в. 8 класс с ответами. Тест включает в себя 2 варианта. В каждом варианте по 10 заданий.

Вариант 1

1. Какое из названных событий произошло в 1864 г.?

1) начата земская реформа
2) М.Т. Лорис-Меликов разработал проект конституции
3) начата военная реформа
4) открыта Морская академия

2. Отметьте один из результатов либеральных реформ 60-70-х гг. XIX в.

1) введение института присяжных заседателей
2) организация фискальной службы
3) введение должности обер-прокурора Синода
4) отмена телесных наказаний для крестьян

3. Первые выборы в городские думы состоялись в

1) 1864 г.
2) 1870 г.
3) 1874 г.
4) 1881 г.

4. Инициатором и разработчиком проекта реформирования российской армии был

1) Д.А. Милютин
2) В.А. Черкасский
3) М.Т. Лорис-Меликов
4) В.Н. Панин

5. Установите соответствие между именами государственных деятелей и их деятель­ностью: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Имена

А П.А. Валуев
В) П.А. Шувалов
В) Д.А. Толстой

Деятельность

1) министр внутренних дел
2) министр народного просвещения
3) шеф корпуса жандармов
4) министр иностранных дел

6. Выборы в городские думы осуществлялись на основе

1) всесословных выборов
2) прямых и тайных выборов
3) имущественного ценза
4) сословной принадлежности

7. Д. Каракозов совершил покушение на императора Александра II в

1) 1861 г.
2) 1864 г.
3) 1866 г.
4) 1881 г.

8. Отметьте положение военной реформы.

1) увеличение срока службы
2) усиление муштры
3) введение телесных наказаний для крестьян
4) реформирование военно-учебных заведений

9. Отрицание общепринятых в обществе ценностей, традиций называется

1) монополизмом
2) авторитаризмом
3) фрондёрством
4) нигилизмом

10. Расположите в хронологической последовательности следующие события. Запишите цифры, которыми обозначены события, в правильной последовательности.

1) введение восьмилетнего обучения в гимназиях
2) введение временнообязанного состояния крестьян
3) появление в судебном заседании адвокатов
4) появление городских дум и управ

Вариант 2

1. Какое событие из названных произошло в 1864 г.?

1) проведена крестьянская реформа
2) создан институт присяжных заседателей
3) введены в действие новые судебные уставы
4) в городах появились органы самоуправления

2. Отметьте положение военной реформы.

1) введение всеобщей воинской повинности
2) освобождение крестьян от воинской повинности
3) организация военных поселений
4) введение в армии телесных наказаний

3. Реформы в области просвещения были начаты в

1) 1862 г.
2) 1864 г.
3) 1874 г.
4) 1881 г.

4. Реформу среднего школьного образования, ограничивавшую доступ в высшие учебные заведения, провел в 1871 г.

1) С. Ланской
2) Д. Толстой
3) П. Шувалов
4) И. Гурко

5. Установите соответствие между событием и датой: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Событие

А) утверждение нового устава для университетов, расширившего их автономию
Б) назначение в Петербург, Харьков и Одессу временных генерал-гу­бернаторов
В) открытие Военно-юридической академии

Дата

1) 1864 г.
2) 1867 г.
3) 1879 г.
4) 1872 г.

6. «Диктатурой сердца» называли политику, проводимую

1) М.Т. Лорис-Меликовым
2) Н.А. Милютиным
3) Д.А. Толстым
4) Ф.Н. Плевако

7. Террористический акт против Александра II, подготовленный членами организации «Народная воля», состоялся в

1) 1864 г.
2) 1867 г.
3) 1870 г.
4) 1881 г.

8. В соответствии с судебной реформой высшей судебной инстанцией был объявлен

1) Государственный совет
2) Сенат
3) окружной суд
4) мировой суд

9. Физическое насилие, вплоть до уничтожения, по отношению к политическим или иным противникам — это

1) террор
2) апелляция
3) нигилизм
4) геноцид

10. Расположите в хронологической последовательности следующие события. Запишите цифры, которыми обозначены события, в правильной последовательности.

1) покушение на императора Александра II в Зимнем дворце
2) создание реальных училищ
3) введение суда присяжных заседателей
4) создание «Конституции» М. Т. Лорис-Меликовым

Ответы на тест по истории России Либеральные реформы 60-70-х гг. XIX в. 8 класс
Вариант 1
1-1
2-1
3-2
4-1
5-132
6-3
7-3
8-4
9-4
10-2341
Вариант 2
1-3
2-1
3-2
4-2
5-132
6-1
7-4
8-2
9-1
10-3214

российских танков сокрушают надежды либеральной программы Москвы

Майкл Стотт — Анализ

Чтение за 5 минут

МОСКВА (Рейтер) — Российские танки, въехавшие в Грузию в этом месяце, не просто раздавили беспокойного бывшего советского соседа. Они также развеяли надежды на более либеральную повестку дня дома, в Москве.

Кремлевский лидер Дмитрий Медведев, хорошо разбирающийся в Интернете 42-летний бывший корпоративный юрист, вступил в должность в мае, пообещав бороться с коррупцией и беззаконием дома, продвигать демократию и задавать более мягкий тон за границей.

Приход Медведева пробудил у западных держав надежды на более либеральный и дружественный к инвесторам Кремль после того, что они считали восемью годами разрушения демократии и ястребиной внешней политики при его предшественнике и наставнике Владимире Путине.

Эти надежды продлились всего три месяца.

Затем Москва развязала крупнейшую демонстрацию военной мощи со времен распада Советского Союза в 1991 году, чтобы подавить нападение соседней Грузии на пророссийскую сепаратистскую провинцию Южная Осетия.

Теперь сложные, адвокатские фразы кремлевского начальника уступили место отрывистым ругательствам военачальника.

Слова «ублюдок» и «сумасшедший» вошли в лексикон Медведева, а верховенство закона уступило место верховенству войны.

Проявив жесткую полосу, казавшуюся немыслимой еще месяц назад, Медведев пообещал ветеранам войны в телевизионных комментариях, что Россия даст «сокрушительный ответ» любому будущему агрессору.

Один из его высших генералов пригрозил Польше возможным будущим ядерным ударом после того, как она согласилась развернуть американскую противоракетную систему.

«Нет сомнений, что сторонники жесткой линии полностью контролируют ситуацию», — сказал на условиях анонимности один из высокопоставленных московских дипломатов. «Эта интервенция в Грузии изменила правила игры».

ДРУГОЙ СЦЕНАРИЙ

Заявленная Медведевым программа поощрения демократии и экономических реформ теперь прочно отошла на второй план, наряду с надеждами на улучшение отношений с Европейским Союзом, крупнейшим торговым и инвестиционным партнером России.

Либеральные реформаторы, такие как первый вице-премьер Игорь Шувалов, который воодушевил инвесторов сильным рыночным посланием на деловом саммите в июне, исчезли из поля зрения государственного телевидения.

Ястребы, такие как министр иностранных дел Сергей Лавров, доминируют в эфире, наряду с очень эмоциональными фотографиями жертв и беженцев после первого нападения Грузии на Южную Осетию. Сообщения нападают на «предвзятое» и «ложное» освещение конфликта в западных новостях.

Это был не тот сценарий, который советники Медведева написали для его президентства, администрации, которая подчеркивала преемственность политики с Путиным, но добавляла более мягкие грани и более современный тон.

Всего два месяца назад Медведев делил сцену на встрече в верхах с расслабленным и улыбающимся председателем Еврокомиссии. Жозе Мануэль Баррозу приветствовал «новую главу в наших отношениях», когда обе стороны начали давно откладывавшиеся переговоры по ключевому новому соглашению о партнерстве.

Теперь Баррозу возглавляет Союз, встревоженный военной мощью Москвы и разделившийся по поводу того, как реагировать.

Тем временем Медведев награждает героев войны и рассчитывает на дальнейшее увеличение военных расходов Москвы.

«Перспектива действительно уютных, дружественных отношений с Европой исчезла», — сказал Крис Уифер, главный стратег московской брокерской компании «Уралсиб».

ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЛАН

Хотя прагматичные деловые отношения сохранятся благодаря зависимости Европы от российских энергоносителей, долгосрочный план Путина по модернизации России и превращению ее в ведущую мировую экономику к 2020 году также может оказаться под угрозой, добавил он.

«Если между Брюсселем и Москвой возникнут гораздо более воинственные и менее конструктивные отношения, то я действительно считаю, что план будет серьезно сорван или отложен», — сказал Уифер.

Еще больше осложнив любые шансы Медведева на продвижение либеральных реформ, аналитики подвергли критике его действия в качестве лидера на начальных этапах войны с Грузией, заявив, что ему не удалось быстро или достаточно твердо взять власть в свои руки.

Именно Путин доминировал в решающий первый уик-энд боевых действий, вылетев с Олимпиады в Пекине прямо в гарнизонный город Владикавказ, чтобы встретить солдат и беженцев.

В красноречивом эпизоде ​​на государственном телевидении, где один дипломат сравнил отца с сыном, Путин информирует Медведева о войне в Москве и говорит ему, что нужно делать. Медведев охотно согласился.

Дипломаты также отметили, что Путин присутствовал на заднем плане на ключевой встрече в Москве, где президент Франции Николя Саркози вел переговоры с Медведевым о плане прекращения огня из шести пунктов.

Поведение российского руководства во время первого крупного кризиса президентства Медведева укрепило уже широко распространенное среди простых россиян, политологов и дипломатов мнение о том, что Путин и окружение приближенных к нему бывших силовиков остаются у власти.

— Да, конечно, балом в Москве правят ястребы, — сказал второй дипломат. — Но ведь они всегда были.

Монтаж Марка Тревельяна

Советские социальные реформы

«Что дала женщинам Октябрьская революция», советский плакат 1920 года.

Большевистская революция была мотивирована не только экономическим равенством, но и мечтой о радикальных социальных изменениях. Советские социальные реформы 1920-х годов были направлены на улучшение жизни простых россиян, особенно женщин, крестьян и промышленных рабочих.

Чтобы освободить женщин

Советские социальные реформы были идеалистическими, амбициозными и масштабными. Инициированные большевистскими лидерами, такими как Александра Коллонтай, они стремились освободить женщин, сняв традиционные ограничения на брак, развод, аборты и противозачаточные средства. Вместо гендерного неравенства и эксплуатации государство будет поддерживать работающих женщин, разрушая дискриминационные барьеры и предоставляя социальные услуги, такие как услуги по охране материнства и уходу за детьми.

Грамотность и образование также были важными составляющими нового социалистического общества. Подавляющее большинство русских были неграмотны или в лучшем случае полуграмотны. Если граждане новой советской республики должны были быть политически сознательными и по-настоящему равными, способность читать и переваривать информацию была необходима.

Советы предприняли смелые и амбициозные попытки провести реформы в обеих областях. Некоторые из этих реформ были успешными. Однако в целом усилия большевиков по проведению реформ были подорваны другими факторами, такими как гражданская война и применение террора.

Женщины при царизме

В царской России женщины веками подвергались угнетению как патриархальными социальными ценностями, укоренившимися в царизме, так и подъемом индустриализма конца 19-го и начала 20-го веков.

В 1914, российские женщины составляли одну треть промышленной рабочей силы. Рабочие женщины работали в тех же вопиющих условиях, что и мужчины, но получали более низкую заработную плату.

Крестьянки эксплуатировались по-разному, рассматривались как источник неоплачиваемого труда для своих мужей. Одна сельская жена утверждала, что «в деревне на женщину смотрят как на рабочую лошадку. Вы всю жизнь работаете на мужа и всю его семью, терпите побои и всякого рода унижения, но ничего, деваться вам некуда – вы связаны узами брака».

Роль церкви

Женщинам в царской России было почти невозможно избежать этой жизни эксплуатации, жестокого обращения и тяжелой работы. Царская социальная политика, которая почти полностью диктовалась Русской православной церковью, была традиционалистской, консервативной и ограничительной.

Развод был редкостью и, как правило, разрешался только мужьям. Брак считался пожизненным контрактом, даже если муж был алкоголиком, жестоким или небрежным.

Аборт считался уголовным преступлением, и противозачаточные средства также не приветствовались. Это привело к нежелательной беременности и рождению детей, а также к значительной торговле незаконными абортами, которые по своей сути были опасны для матери.

Женщины-лидеры большевиков

Все это вызывало отвращение у большевиков-социал-реформаторов, особенно женщин-революционеров, таких как Коллонтай, Надежда Крупская и Инесса Арманд.

Эти ведущие большевики требовали больше, чем группы суфражисток в Европе и Соединенных Штатах. Они утверждали, что предоставление женщинам права голоса или более высокой оплаты труда было лишь уступкой. Настоящее гендерное равенство может быть достигнуто только путем отмены частной собственности на капитал и устранения правовых и социальных уз, сдерживающих женщин.

Они утверждали, что социалистическое государство должно выполнять три роли в отношении женщин.

Во-первых, он должен обеспечить женщин образованием и профессиональной подготовкой, чтобы позволить им полностью раскрыть свой потенциал и добиться равенства с мужчинами как в качестве рабочих, так и интеллектуалов.

Во-вторых, государство должно демонтировать и устранить все юридические и бюрократические барьеры, препятствующие равенству между мужчинами и женщинами.

В-третьих, государство должно поддерживать женщин в их роли матерей и опекунов. Запреты на противозачаточные средства и аборты также необходимы для того, чтобы женщины могли пользоваться репродуктивной свободой.

Коллонтай лидирует

В советской женской политике было несколько чемпионок, но самой известной из них была Александра Коллонтай. В конце 1917 года Коллонтай был избран в Совнарком комиссаром по социальным реформам. Коллонтай и другие женщины-большевики созвали «съезд советских женщин» в конце 1918 года, что привело к созданию в 1919 году Женотдела , первого в мире государственного ведомства, занимающегося исключительно делами женщин.

Серия указов, принятых между 1918 и 1920, дали русским женщинам политическое и юридическое равенство с мужчинами. Все взрослые женщины получили право владеть имуществом, владеть бизнесом или управлять им, а также право голоса (право, не предоставленное американским женщинам до 1920 года и британским женщинам через восемь лет после этого).

Большевистский семейный закон, принятый в октябре 1918 года, кодифицировал изменения в отношении брака, развода и воспитания детей. Церковь была лишена контроля над браком, который стал гражданским договором, а не религиозной церемонией.

Процесс развода также был упрощен и облегчен, особенно если мужья бросали женщин, подвергали их жестокому обращению или пренебрегали ими. Также были провозглашены права детей и обязанности родителей.

Улучшения для работающих женщин

Были также улучшены права и условия работающих женщин, особенно женщин с детьми. Женщины выиграли от введения восьмичасового рабочего дня, а фабричные инспекторы-женщины были назначены для проверки условий труда своих коллег-женщин.

Трудовой кодекс 1918 года запрещал беременным женщинам работать сверхурочно и в ночные смены. Работодатели были обязаны предоставлять кормящим матерям 30-минутный перерыв для кормления грудью каждые три часа.

Советское правительство также ввело программу оплачиваемого отпуска по беременности и родам, разработанную Коллонтай до революции, которая предоставляла работающим матерям восьминедельный оплачиваемый отпуск и другие льготы.

Также создано Матмлад Государственное управление «Охраны матери и ребенка», которое предоставляло родильные дома, ясли и приюты для матерей-одиночек в городах России.

Аборты декриминализированы

Аборты были незаконны при царизме, но тысячи абортов каждый год производились частными, но неквалифицированными врачами, обычно старыми женщинами или акушерками. Многие женщины умерли или серьезно заболели или стали бесплодными в результате этих процедур.

В 1920 году правительство приняло закон об исключении абортов из уголовного кодекса. Их цель заключалась не в поощрении абортов, а в снижении смертности и осложнений от прерывания беременности «на заднем дворе», проводимого в антисанитарных условиях.

Со следующего года российские женщины смогут делать бесплатные аборты во многих государственных больницах. Женщины в городских районах широко пользовались этой услугой, хотя незаконные аборты продолжались в сельских или отдаленных районах без доступа к больницам.

Борьба с неграмотностью

«Грамотность — путь к коммунизму», советский плакат 1920 г.

Одной из самых значительных советских социальных реформ была «борьба с неграмотностью». Многие большевики были полны решимости повысить грамотность и образование, особенно среди крестьянства. Первый большевистский декрет об образовании (19 ноября17) приказал образовать комиссариат для работы над «всеобщей грамотностью».

Это была идеалистическая цель, но у нее была политическая цель. Российское крестьянство было упрямо, консервативно и сопротивлялось новым идеям, но многие считали, что это произошло главным образом из-за его неспособности читать и узнавать больше о внешнем мире.

«Неграмотный человек стоит вне политики», — говорил Ленин. «Сначала надо научить его алфавиту. Без этого есть только слухи, сказки и предрассудки — но не политика». Если бы крестьяне умели читать, они могли бы получить доступ к партийной пропаганде, развить классовое сознание и поддержать революцию.

Грамотная ЧК

В конце 1918 года советское правительство попыталось ускорить этот процесс, отдав приказ о мобилизации грамотных членов партии. Как и до них популисты 19-го века, эти добровольцы отправлялись в отдаленные районы, чтобы читать вслух важные указы, сводки новостей и политические события. Партия также увеличила объем визуальной пропаганды, подчеркивая важность грамотности и образования.

Первые согласованные попытки повышения грамотности были предприняты спонтанно в 1918. Они начали с того, что небольшие группы партийных кадров отправились в сельские районы, чтобы научить крестьян читать и писать. В декабре 1919 года советское правительство издало Декрет о неграмотности, предписывавший всем неграмотным русским в возрасте от восьми до 50 лет научиться читать и писать; отказ сделать это является уголовным преступлением.

В июле 1920 г. правительство образовало «ЧК грамотности» (Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности, подотдел Наркомпроса , Наркомпрос). Вооруженная властью набирать персонал и арестовывать отказников, комиссия призвала в учителя более 100 000 грамотных членов партии, большинство из рядов комсомола , большевистской молодежной организации.

Эти активисты перебрались в районы со значительной неграмотностью, где они открыли ликпункты , или школы ликвидации неграмотности. Всего комиссия создала около 30 000 ликпунктов , а также 33 000 библиотек или читальных залов. Большевики также напечатали более шести миллионов учебников для поддержки своих программ ликвидации неграмотности.

Outcomes

Открытка 1918 года, рекламирующая советские программы грамотности крестьянских детей.

Понятно, что советская пропаганда и история претендовали на победу в этой войне с неграмотностью. Луначарский, советский комиссар просвещения, делал преувеличенные заявления о том, что семь миллионов россиян научились читать и писать, причем многих всего за несколько недель.

На самом деле успехи в грамотности были скромными и поверхностными. Миллионы русских крестьян действительно получили элементарное введение в чтение, однако программа не была устойчивой или недостаточно обеспечена ресурсами, чтобы добиться устойчивых изменений или улучшений.

Таким образом, советская кампания по ликвидации неграмотности 1919–1921 годов пыталась добиться слишком многого и слишком рано. Во многих областях эти программы были сорваны или заброшены из-за гражданской войны или экономических лишений.

Не было значительных успехов в грамотности до относительного мира и процветания середины 1920-х годов, когда правительство возобновило свои программы борьбы с неграмотностью.

К концу 1920-х годов уровень грамотности в СССР наконец приблизился к уровню западных народов. К 1929 г. 68 % мужчин и 56 % женщин умели читать и писать — заметное увеличение по сравнению с 40 % и 16 % соответственно в 189 г.7.

Взгляд историка:
««Новая советская женщина» знакома большинству изучающих советскую историю. Рожденная в годы революции и гражданской войны, советская героиня впервые предстала в периодических изданиях как медсестра, как политрук в армии, даже как боец. Она была скромной, твердой, целеустремленной, отзывчивой, смелой, смелой, трудолюбивой, энергичной и часто молодой. Она не думала о своем личном благополучии… полагая, что ее жертва способствовала построению лучшего мира. Изначально она была нарисована с натуры. В 1920 лет в Красной Армии служило 66 тысяч женщин, что составляло два процента от этой силы… На основе этих реальных женщин советские публицисты создали самоотверженную революционерку, которая была первым воплощением новой советской женщины».
Abbott Gleason

1. Советские социальные реформы были направлены на обеспечение гендерного равенства путем устранения правовых и социальных ограничений, которые ограничивали женщин по всей России.

2. Во главе с Александрой Коллонтай советское правительство создало женское бюро, Женотдел и ввел ряд прогрессивных реформ.

3. Работающим женщинам была предоставлена ​​равная оплата и условия, а матерям были предоставлены государственные услуги и льготы, такие как доступ к уходу за детьми.

4. Советский режим также объявил войну неграмотности, набрав тысячи учителей и создав «школы грамотности» для обучения крестьянства.

5. Эти социальные реформы 1920-х гг. принесли важные успехи, но в условиях гражданской войны они не улучшили жизнь многих людей.

Информация для цитирования
Название: «Социальные реформы в СССР»
Авторы: Дженнифер Ллевеллин, Майкл МакКоннелл, Стив Томпсон
Издательство: Alpha History
URL: -social-reforms/
Дата публикации: 6 августа 2019 г.
Дата обращения: 27 марта 2023 г.
Авторское право: Содержание этой страницы не может быть повторно опубликовано без нашего прямого разрешения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *