«Маскарад» — краткое содержание драмы М. Ю. Лермонтова
Здесь даны основные сведения о драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад», представлено её краткое содержание для читательского дневника и пересказ, который можно читать по действиям. Также дана краткая характеристика главных героев и других персонажей. В конце статьи указаны темы и основная мысль (идея) этой драмы.
Содержание
Краткие сведения о произведенииДраму «Маскарад» Михаил Юрьевич Лермонтов написал в 1835 году. Это пьеса в 4-х действиях, в стихах.
В ней рассказывается о петербургском обществе 1830-х годов. Главный герой, Арбенин, стремящийся к независимости и свободе, всё же живёт по законам этого общества.
Главные герои драмы- Арбенин Евгений Александрович — дворянин, умелый игрок в карты, но после женитьбы перестал играть. Наделён умом, мятежной душой, сильной волей. Самолюбив и ревнив.
- Нина (в 3-м действии пьесы упоминается её полное имя — Настасья Павловна) — молодая жена Арбенина, прекрасная и нежная.
- Князь Звездич — молодой человек, самолюбивый и азартный.
- Баронесса Штраль — заигрывала на маскараде со Звездичем. Когда, во многом по её вине, Нину стали подозревать в измене мужу, баронесса раскаялась, оставила свет и уехала в деревню.
- Казарин Афанасий Павлович — игрок в карты, старый приятель Арбенина.
- Шприх Адам Петрович — даёт деньги в долг под проценты, был не раз бит, но человек, нужный для картёжников. Вмешивается в личные дела, надеясь на денежную выгоду.
- Маска (Неизвестный) — человек, который желал отомстить Арбенину за то, что он выиграл в карты всё его состояние и обрёк на прозябание.
- Чиновник.
- Игроки.
- Гости.
- Слуги и служанки.
Арбенин, дворянин, введённый в заблуждение, подозревает свою молодую жену Нину в неверности.
Единственным доказательством для её предполагаемой им измены является то, что её потерянный браслет Арбенин увидел у другого мужчины, который сказал, что получил его в подарок от возлюбленной. Ослеплённый ревностью, Арбенин отравил свою жену.
Краткий пересказ по действиям (более подробный, чем краткое содержание)Действие 1Князь Звездич проиграл в карты всё состояние и был в отчаянии. Арбенин, сочувствуя молодому князю, сел играть вместо него, выиграл деньги и отдал Звездичу.
Чтобы рассеяться, они поехали на маскарад у Энгельгардта. Туда поехала и жена Арбенина, Нина.
Со Звездичем стала заигрывать дама в маске, которая вела себя вольно. Затем эта дама нашла браслет, оброненный Ниной, и дала его на память Звездичу.
Звездич показал браслет Арбенину. Тот приехал домой, узнал, что жена потеряла браслет, и стал подозревать, что она сама отдала его Звездичу и что изменяет с ним мужу. Он укоряет жену и не верит, что она не виновата перед ним.
Действие 2Нина приехала к баронессе. Туда же пришёл Звездич. В разговоре выяснилось, что Нина потеряла браслет, и Звездич подумал, что это она была на маскараде в маске и подарила ему браслет.
Когда Нина ушла, князь сказал баронессе, что на маскараде Нина подарила ему браслет. Баронесса не призналась, что это сделала она. Когда пришёл Шприх, она солгала ему о любовной связи Звездича с Ниной. Тот передал эту сплетню Казарину.
Арбенин прочитал письмо, которое написал Нине Звездич. Он пришёл в ярость, так как о якобы измене Нины знает уже весь петербургский свет.
Арбенин пришёл к Звездичу, когда он спал, хотел заколоть его, но решил обесчестить его перед всем светом.
Он столкнулся с дамой в вуали, пришедшей к Звездичу, и узнаёт в ней баронессу. Он решил, что баронесса свела Звездича с его женой, и не слушал возражений баронессы.
Когда Арбенин ушёл, князь проснулся и увидел баронессу. Она объяснила ему, что была на маскараде в маске и подарила ему браслет, что Арбенин прочитал его письмо к Нине и может его убить.
Когда баронесса ушла, Звездич увидел на столе записку от Арбенина: тот звал его на вечер к N. весело провести время.
Вечером, играя в карты, Арбенин сделал так, что Звездич выиграл, а затем обвинил его в том, что он подменил карты, назвал его подлецом и шулером и сказал, что Звездича будет презирать весь свет.
Действие 3Желая отомстить за измену, на балу Арбенин подмешал яд в мороженое и дал его Нине. Этот яд он хранил с молодости, когда хотел сам отравиться после крупного проигрыша в карты.
В спальне произошло объяснение Арбенина с супругой. Он сказал, что любит её, но как будто не слышал её мольбы позвать доктора, так как ей стало плохо.
Действие 4Нина погибла. К Арбенину явились Звездич и Неизвестный, которые хотели ему отомстить. Они принесли ему письмо баронессы, в котором та оправдывала Нину.
Арбенин понял, что жена была невиновна, и сошёл с ума.
Заключение к краткому пересказу
В драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад» раскрыты темы:
- смысл жизни;
- любовь, ревность;
- петербургское светское общество, его люди и их страсти.
Основная мысль (идея) драмы: под маской благополучия светского общества прячется пустота, бездуховность, лицемерие, праздность, ложь.
Краткое содержание драмы может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ по действиям — для подготовки к уроку литературы.
Учительница Косточка задаёт прочитать:
жанр, основная идея, тема, конфликт, символика игры и маскарада в драме
- Сочинения
- По литературе
- Лермонтов
- Анализ пьесы Маскарад
Произведение относится к раннему творчеству поэта и появляется в период, когда писатель знакомится с жизнью светского общества, отличающейся разнообразными развлечениями, в том числе маскарадами. Однако выход в печать пьесы произошел только после смерти автора, поскольку цензора не пропускала произведение и поэту приходилось вносить неоднократные изменения., меня количество персонажей, название, систему повествования, финал пьесы.
Смысловое значение названия выражается в самом понятии маскарада, который представляется обителью вечной праздности и торжества лицемерия. Маскарад является местом, на котором происходит развертывание основного конфликта пьесы, заключающегося в изображении блеска и мишуры в сочетании с пороками общества.
Отличительной особенностью пьесы является раскрытие автором темы судьбы и случая, заключающейся в преследовании героя собственной предначертанной судьбой, финалом которой становится трагический конец.
Реальная жизнь отличается постоянной игрой людей, надевающих на себя чужие маски, что и делают герои произведения на всем протяжении повествования, думая, что наблюдают свое отражение в зеркале, сглаживающем угловатости и неровности, с помощью которого осуществляют попытки убеждения окружающих в собственном превосходстве. В этом мире появляется человек, который не желает проявляться притворство и лицемерие, при этом он не испытывает необходимости в этом, поскольку его не волнует общественное мнение.
Пьеса имеет в своем содержании романтический конфликт, заключающимся в изменении главного героя буквально на глазах. Первоначально Арбенин является спокойным, утомленным человеком, но подозрение об измене жены выводит героя из душевного равновесия, превращая его из тихого семейного человека в страстного любовника. Таким образом, ревность подталкивает героя к совершению необдуманных поступков.
Главным героем, как было сказано, является Евгений Арбенин, представленный в образе обличителя, пресыщенного светской жизнью, с которой он пытается вступить в борьбу, изначально обреченную на провал. Герой обличает пороки окружающих, не замечая, что становится непонятым, отвергнутым, осмеянным членом общества.
Важным персонажем в произведении является образ Нины, молодой девушки, чистого, цветущего создания, посланного главному героя для кардинального изменения его внутреннего состояния, испытания, которое Евгений Арбенин не в силах преодолеть. Главного героя настигает прошлое, которому он не может противостоять, поддаваясь слабости характера. Кроме того, над ним довлеет ревность и дикая страсть, обуславливая его прыжок в бездну.
Финал пьесы заключается не только в потере главным героем всего самого дорогого. Герою предстоит осознать всю тяжесть содеянного им, непонятого на протяжении ослепления ревности и страсти. Данное осознание обуславливает невозможность дальнейшего существования героя, поскольку его разум является полностью погруженным во тьму.
Сумасшествие главного персонажа становится его наказанием за грехопадение, при этом судьбы не лишает его жизни, но не дает возможности обретения счастья и покоя в земном существовании, заставляя его существовать между небом и землей, не давая второго шанса на исправление за совершенные поступки.
История создания
Работа Михаила Юрьевича над драматическими пьесами приходится на период с 1830 по 1836 годы. «Маскарад» стал четвертым подобным произведением после «Люди и страсти», «Испанцы», «Странный человек». Текст молодой и пылкий поэт писал в течение 1834−1835 года. Он уже успел вкусить прелести светской жизни и был знаком с развлечениями в доме Энгельгардта. Маскарады, которые устраивали в нем, стали основой для развития событий в пьесе.
Произведение с трагическим финалом не прошло цензуру. В нем увидели критику популярного в те времена праздного времяпровождения знати. Лермонтов несколько раз переделывал драму, вносил изменения в концовку, образы, количество актов. Был момент, когда произведение получило название «Арбенин». Однако ни одна редакция не была одобрена.
С произведением публика познакомилась в 1842 году после гибели автора. Пьесу ставили во многих театрах Петербурга, однако она нигде не вошла в постоянный репертуар. Только в 1917 году Мейерхольд воскресил ее, поставив в Александринском театре. Премьера состоялась 23 февраля.
Характеристика персонажей
Перед проведением анализа драмы «Маскарад» Лермонтова следует кратко ознакомиться с главными героями, проблемой и содержанием произведения. Ее действие разворачивается в Петербурге в середине 30-х годов XIX века. Наиболее драматичные события приходятся на время торжественных приемов, балов и маскарадов. Ключевые персонажи обладают сложными характерами. Наибольшего внимания заслуживают следующие фигуры:
- Евгений Арбенин. Богатый и влиятельный светский лев. Желанный гость на приемах и любимец общества, которое не догадывается, что своим состоянием Евгений обязан карточным играм. В прошлом персонаж познал все прелести разгульной жизни. Он во всю крутил романы, но в зрелом возрасте влюбился и решился на брак.
- Нина (Настасья Павловна). Супруга Арбенина, покорившая мужа прелестным характером, юностью и красотой. Он обожает жену, но не проявляет своих чувств ни наедине, ни на людях. По описанию автора молодая женщина покладиста и скромна в обществе, и эти качества сыграли с ней роковую шутку.
- Князь Звездич. Противоречивый персонаж, способный как на благородные, так и на необдуманные поступки. Азартен, плохо разбирается в людях. Легко распоряжается картами и человеческими судьбами. Не анализирует последствий своих действий, при возникновении которых теряется.
- Баронесса Штраль. Светская дама, которая преуспела в искусстве интриг. Неоднозначный персонаж, способный проявить и жесткость по отношению к окружающим, и испытывать муки совести. Использовала благородное имя Нины для спасения своей репутации, что привело к трагическому финалу.
- Шприх Адам Петрович. Светский персонаж. Лицемер, описываемый автором как человек со «стеклярусными глазами» и «злобной улыбкой». В отдельных случаях он предстает очень общительным, но не вызывает доверия зрителей и читателей произведения.
Второстепенные герои также играют значительную роль в произведении. Это Казарин, который связывает всех действующих лиц и Неизвестный, появляющийся практически в финале.
При косвенном участии Казарина свет узнает ложную новость о связи Нины и Звездича. Неизвестный — мстительный и жестокий человек, ранее ставший жертвой Арбенина. Он вершит возмездие.
Романтический конфликт
На протяжении произведения Арбенин меняется буквально на глазах. Он предстает перед нами спокойным, остепенившимся человеком. По всему видно, что он несколько притомился забавами света, но пока еще не чужд им. Евгений, кажется, вполне рад встрече со старыми знакомыми и не прочь вспомнить прежние времена, когда он был молодым страстным игроком, искал свое счастье в картах, «не завидовал» товарищам по интересам, «но и не знал участья» к их судьбе. Он охотно отправляется с князем Звездичем на маскарад. В то же время, именно там проявляется отстраненность героя: «Они все чужды мне, и я всем им чужой!» — говорит он о том обществе, в которое попал. Юные годы его прошли, шумные балы больше не прельщают его. Теперь, мирно стоя в стороне, он читает фальшь во всех собравшихся и больше не хочет быть причастным к их образу жизни.
Из душевного равновесия героя выводит весьма прозаичное происшествие: у него появляются подозрения, что жена ему изменяет. Мгновенно из тихого семьянина он превращается в пылкого любовника. Ревность клокочет в нем, толкая героя на необдуманные поступки. Теперь он уже не самоустраняется. Отчасти в произошедшем Евгений винит и общество, которое без труда может «заглотнуть» чистое, безгрешное создание (такое как Нина) и опошлить его, уничтожить в нем все самое хорошее, сделать его подобным себе. От немого осуждения Арбенин переходит к громким нападкам. Сейчас он один против всех. Зная все пороки общества изнутри, он один может сорвать с окружающих маски.
Сюжетная линия
При изучении произведения в рамках школьной программы ученикам может быть задан пересказ текста, составление цитатного плана, анализ «Маскарада» Лермонтова или написание тематического сочинения. В силу загруженности быстрое прочтение пьесы целиком не всегда возможно. В этом случае можно обратиться к читательскому дневнику или ознакомиться с кратким содержанием. Условно поэму можно разделить на 3 главные части:
- Завязка сюжета. Судьба сводит Арбенина, Звездича и Шприха за игорным столом. Звездич проигрывает, но светский лев отыгрывается за него, спасая от долговых обязательств. Он же предлагает всем развеяться на маскараде, не зная, что там планирует присутствовать его супруга Нина. Во время веселья незнакомка в Маске дарит Звездичу браслет, который потеряла жена Евгения. Чуть позже молодая женщина и князь случайно сталкиваются в доме баронессы Штраль. Мужчина уверен, что браслет ему подарила именно эта красавица. Однако Нина дает ему отпор. Хвастливый князь показывает браслет Арбенину, который узнает вещь супруги. Не вдаваясь в размышления и сходя с ума от ревности, он устраивает дома скандал.
- Кульминационный момент. Понимая суть Звездича, баронесса решает не выдавать себя. Она пустила слух о связи Нины и князя. Сплетни дошли до супруга молодой женщины, который все это время невыносимо страдал, не желая верить людской молве. Обезумев, он ворвался в дом Звездича с намерением прикончить соперника. Однако в последний момент не решился. Он наказал его позже, за игорным столом, обвинив в шулерстве и опорочив имя. Нине Арбенин подсыпал яд в мороженое. Его супруга угасла на глазах, но не признала своей вины.
- Развязка. Главным действующим лицом выступает Неизвестный. Он обличает Евгения в убийстве супруги и приводит факты в пользу ее супружеской верности. Когда-то Арбенин разорил его, и теперь он хочет взять реванш. В ход событий вмешивается Звездич. Он осознает, какое непростое время пришло для Арбенина и хочет восстановить свое доброе имя. Понимая, что он натворил, светский лев бросается к гробу жены и впадает в безумство.
В итоге жизнь и репутация Арбенина погублены, его ждет безумное существование в наказание за убийство жены. Зрители и читатели подсознательно чувствуют, что каждый герой преследует свои интересы, и никто не думает о трагической судьбе прекрасной юной Нины. Причиной ее гибели стали самолюбие и страх перед общественным порицанием.
Образ Нины
Нина. Молодая девушка, милое, чистое, цветущее создание, только вступающее в жизнь. Как такой холодный, скупой на чувства человек, как Арбенин, одержимый лишь одной страстью, мог заполучить ее сердце? Сам он назвал ее ангелом, посланный ему Богом, чтобы построить его счастье. Нина единственная, кто может спасти душу Евгения, но чтобы искупить все его прошлые поступки, совершить этот подвиг, недостаточно только ее чувств, главное, — это его желание измениться. Он любит жену, ему хорошо в семейном уюте, он забывает об игре, буйный нрав его утихает. И все же отказаться от прошлого — еще не значит начать новую жизнь. Герой застывает в новом образе до первого потрясения. Малейшее сомнение рушит новообретенную гармонию, и супруг оказывается не в силах устоять перед натиском былых порывов. Нина – это испытание, которое он силится преодолеть, но не может. Ему не хватает веры.
Прошлое настигает Евгения, он поддается слабости, и дикая страсть застилает ему глаза, не дает увидеть и услышать даже очевидное. Арбенин не может совладать с гневом, ревностью, жаждой снова включится в игру. На этот раз ставки непомерно высоки – судьбы людей на кону. Игрок готовится к финальному раунду, ничто и никто не может удержать его на краю пропасти. Он забывает, что любые деньги можно вернуть, отыграть, заработать, а жизнь человеку возвратить нельзя. Он шагает в бездну, еще не осознавая, что вместо победы над обстоятельствами или ничьей в его схватке с обществом, которое он желает проучить, он стремительно приближается к полному поражению и саморазрушению.
Смысл названия
Заголовок пьесы подчеркивает, что ее действия разворачиваются на фоне увеселительных мероприятий. Однако замысел автора глубже. В жизни многим приходится надевать маски и скрывать качества, которые могут невыгодно сказаться на репутации в обществе. Большинство героев пьесы заняты только этим. Они словно каждый день смотрятся в волшебное зеркало, способное сгладить негативные черты.
В зазеркалье каждый из них видит собственный идеальный облик и пытается убедить в своем совершенстве окружающих людей. Изредка скрывать правду не удается. Как ни странно, маски оказываются сорванными именно в тот момент, когда лица героев скрыты — во время маскарада.
Костюмированный бал — обитель вечной праздности, торжества и лицемерия. Здесь разворачивается основной конфликт пьесы, которая изображает блеск и мишуру общества в сочетании с его пороками.
Главная идея и анализ
«Маскарад» в четырех действиях — зрелое драматическое произведение в многогранном творчестве Лермонтова. Хорошо прослеживается мастерство, которого достиг автор. Богатый язык, фактурные диалоги, глубина символических образов заслуженно ставят пьесу в одно из лучших произведений русской драматургии.
Тема карточных игр является ключевой. Она развивает сюжет и дает возможность поразмышлять, что судьба порой тасует свои карты, вмешиваясь в жизненные планы. Многие люди полностью погружаются в события и следуют воле случая. Редкие личности противятся системе. Будучи настоящими игроками, они не хотят следовать общим правилам и вступают в спор с судьбой.
Центральный герой пьесы Арбенин наделен подобными качествами, из-за чего заметно выделяется среди окружающих персонажей. Некоторые отмечают его демоническую силу, которая помогает идти наперекор судьбе. Автор ставит вопрос — сможет ли его персонаж сохранить истинное обличье или же он такой, как все — без рассуждений невольно примет участие в маскараде.
Обличая пороки других людей, Арбенин не сразу замечает, что сам становится объектом общественных насмешек. Судьба послала ему прекрасную любящую жену, которая смогла бы помочь преодолеть его внутреннее состояние. Однако он не способен проанализировать свое положение и в полной мере оценить этот дар. Настигнутый прошлым, герой проявляет слабость характера. Кроме того, над ним довлеет ослепляющая ревность, что и обуславливает прыжок в бездну.
В финале истории герой теряет все самое дорогое и осознает свое положение. Не вынося этой ситуации, он сходит с ума. Это наказание не лишает его жизни, но делает невозможным обретение в дальнейшем покоя и счастья. Потеряв рассудок, он не имеет второго шанса исправить поступки. В смерти Нины виноват не только ее супруг. Тяжкое бремя с ним невольно разделили Казарин, Шприх, хитрая баронесса и другие знакомые. Все они шли к своей цели, не считаясь с репутацией и чувствами людей из окружения.
Пьеса Лермонтова — образец социальной трагедии. Это история не о любви, а драма сильных людей, у которых мало выбора — бездействие или противозаконные поступки.
Образ Евгения Арбенина
Именно вышеназванное качество выделяет героя Лермонтова из толпы. Арбенин – обличитель, благодаря определенным событиям это становится его главной функцией. Такому герою суждено пройти через разочарование в обществе или пресыщение светской жизнью. Это влечет за собой проявление таких качеств, как неудовлетворенность действительностью, самовозвышение над окружающими, замкнутость, нелюдимость. Гордец на время застывает в таком состоянии, а затем, как правило, происходит столкновение его с реальностью или обществом. Зарождающийся и развивающийся конфликт сильно действует на персонажа, тот теряет способность держать эмоции и мысли под контролем и начинает бросать направо и налево хотя и обоснованные, но все же жесткие обвинения. Битва эта обречена, ибо не стоит ни малейшего труда социуму сплотиться против инородного элемента, этого разрушителя порядка и спокойствия. Оно уничтожает обличителя или попросту изолирует его от себя.
Многие исследователи отмечают преемственность персонажа Лермонтова по отношению к Чацкому. Подобно герою «Горя от ума» Арбенин, будучи оскорблен жестокостью общества, врывается в привычный ход его жизни, стремясь вывернуть его миропонимание наизнанку – той стороной, в которой он видит истину. Занятый изобличением пороков окружающих, он не замечает, что остается непонятым, осмеянным, отвергнутым. Никто не желает поддержать его правду.
Что же касается пути, по которому герой пришел к финалу своей истории, то тот напоминает жизнь Онегина (неспроста они тезки). Пушкинский Евгений до поры, до времени блистал в обществе, любил светские развлечения, как никто, и вдруг в одночасье все бросил, удалился в деревню, скрылся ото всех. Разница в том, что Арбенин смог найти свое счастье в этом мире, хотя длилось оно не долго. Онегин же так был занят осуждением нравов, поступков, убеждений, что упустил свой шанс и больше уже не смог примириться с действительностью, достичь с ней гармонии.
краткое содержание драмы
В 1835 году написал свою самую известную драму «Маскарад» Лермонтова. Краткое содержание стихотворения рассказывает читателю о жизни Евгения Арбенина, профессионального карточного игрока, разбогатевшего на этом поприще. Поскольку мужчина уже дожил до средних лет, он решил остепениться, бросить игры и обзавестись семьей, что вскоре и сделал. Его молодая жена Нина (официально Настасья Павловна) была настоящим ангелом, Арбенин вдруг влюбился в себя, поэтому всегда сидел, как пороховая бочка, завидуя своей красоте всем, кого встречал.
Первые подозрения в неверности жены
Несовпадение характеров и разные взгляды на жизнь ровесника и его молодой жены в спектакле «Маскарад» Лермонтова. Краткое содержание рассказывает, что Нина любила ходить на балы, а Арбенин нарушил обет и сел за карты. Однажды он выручил из беды князя Звездича, что было большой потерей. Из игорного дома товарищи отправились в Энгельгардт — дом маскарада. Арбенин чувствовал себя чужим в новом обществе, ему хотелось поскорее вернуться домой, но его молодой и красивый друг был на пике популярности.
Одна незнакомка в маске призналась Звездичу в любви, и он попросил ее подарить что-нибудь на память о встрече. Красавица побоялась быть узнанной и подарила оброненный кем-то браслет. Князь хвастался своим трофеем перед Арбениным, орнамент показался знакомым, но он не придал этому значения. Евгений Александрович возвращается домой и ждет жену, каково же было его удивление, когда у Нины не оказалось ни одного браслета, а потом выяснилось, что она была не на балу, а на публичном маскараде, куда велено было войти приличной женщине.
Расследование ревнивого мужа
Неумение и нежелание слышать говорящего с тобой человека, хотел показать в своей драме «Маскарад» Лермонтов. Краткое содержание рассказывает, что Нина оббегала все ювелирные магазины в поисках безделушки, похожей на бикини, но ничего не нашла. В отчаянии она пошла к своей подруге-вдове баронессе Штраль и рассказала ей о своей беде. Подруга с ужасом понимает, что она натворила, ведь это она в маске подошла к Звездичу и отдала ему чужое украшение.
Каждый думает только о себе и бережет свою репутацию, это наглядно продемонстрировал Лермонтов в спектакле «Маскарад». В кратком изложении рассказывается, что баронесса тонко намекает Звездичу, что незнакомка, подарившая браслет, — Нина, тем самым снимает с себя подозрения. Князь начинает ухаживать за мадам Арбениной, но та отталкивает его, не понимая, в чем дело. Звездич распустил слухи о своем романе с Ниной на весь Петербург, и Евгений лишний раз убеждается, что его жестоко обманули.
Разоблачение мошенничества
Подлость и коварство светского общества изобразил в своей пьесе М. Лермонтов. «Маскарад», вкратце рассказывающий нам о том, что баронесса все-таки во всем призналась и Арбенину, и Звездичу, говорит нам о том, что Евгений задумал отомстить своим обидчикам, не желая слушать ничьих оправданий. Втягивая князя в карточный бой, Арбенин придирается к пустякам, дает сопернику оплеуху, унижая всех. Звездич пытается предупредить Нину, что ее муж негодяй и может ее погубить, но женщина ничего не понимает. Арбенин приносит жене отравленное ядом мороженое, и в ту же ночь она умирает.
На похороны к Нине приходят друзья и знакомые, а также Звездич с незнакомым господином, который в маскараде предсказал Арбенину несчастье. Принц и вовсе называет Евгения убийцей и во всех подробностях рассказывает ему подлинную историю браслета. Глупость и слепая зависть погубили невинную жизнь — именно так Лермонтов написал «Маскарад». Краткое содержание рассказывает, что в конце концов Арбенин сошел с ума, а Звездич лишен чести и спокойствия, так как не смог вызвать своего обидчика на дуэль.
Маскарад | Государственный академический театр им. Вахтангова
Перенос чувств в другой мир: от жаркого солнца на лице до вида беспощадного снега, от кроссовок до бальных платьев, от английской прозы до русской поэзии — это дезориентирующий опыт. Всего через неделю после представления Санкт-Петербургским балетом Эйфмана спектакля «Эффект Пигмалиона» в центре Нью-Йорка Государственный академический театр им.0025 Маскарад .
Маскарад. Фото Александры Торгушниковой.
Действие происходит в Санкт-Петербурге 1830-х годов,
Леонид Бичевин и Лидия Вележова. Фото Валерия Мясникова.
История театра имени Вахтангова со спектаклем восходит к 1941 году, когда в репертуаре театра впервые появился «Маскарад ». К сожалению, тираж спектакля был прерван. Война захлестнула жизнь города. Хотя оригинальная постановка не является нашей сегодняшней темой, важно отметить одну вещь. В 1941 году композитора Арама Хачатуряна попросили создать вальс, который сопровождал бы творчество Лермонтова на вахтанговской сцене. Музыка, которую он создавал, была мощной: жуткой, красивой, в ней сочетались трагедия и вселяющая надежду. По мере того, как он вращается по сюжету, он вплетается в ДНК пьесы. Когда в 2010 году Римас Туминас привез Masquerade вернулся в репертуар труппы, он включил эту же музыку в центральную роль.
Ольга Немогай и Владимир Князев. Фото Валерия Мясникова.
Есть два аспекта вактанговского Маскарада , которые отличают постановку, и оба они связаны с чувственной сферой. Во-первых, это вышеупомянутая музыка. Вальс Хачатуряна, этот круговой танец, навязчивый и волшебный. Это привносит на сцену некую мистику. И второе, но не менее важное, — яркая визуальная подача спектакля. Набор скудный. Два мраморных пьедестала с женской скульптурой на одном, склеп, который когда-то заменили пианино, и замысловатые исторические костюмы — все это размещено на черном фоне и под зимним снегопадом.
Туминас придает пьесе плотность, опираясь на идеи Лермонтова. В эмоциональном, порой истерическом тоне спектакля присутствуют элементы абсурда и гротеска: нескончаемый, удушающий снег, снежный ком, нарастающий с каждой новой сценой и перекатывающий Арбенина в конце спектакля. Есть игрок, который умирает в первом акте и, как бы герои ни пытались избавиться от его трупа, продолжает всплывать на поверхность, как будто в нем есть что-то, что не может быть скрыто даже после смерти. Есть и комические сцены, вроде появления человека в современной хоккейной форме во втором действии или эпизод с князем Звездичем, спорящим со слугой, говорящим с китайским акцентом, пародирующим сцену торга на рынке. И не будем забывать, что фоном для всего этого является вальс Хачатуряна.
Леонид Бичевин в роли князя Звездича. Фото Валерия Мясникова.
Эти интерлюдии Туминаса и визуальные композиции – это то, о чем зрители думают в конце спектакля. В чувственном мироздании режиссера звуки лермонтовской прозы подчиняются его видению.