Лермонтов Михаил
Лермонтов Михаил Юрьевич (1814–1841) — поэт. Сын аристократки, вышедшей против воли родных замуж за бедного дворянина — армейского «капитана в отставке». Мать Лермонтова умерла в 1817, отец по бедности мог доставить ребенку лишь скромное воспитание. И бабушка Михаила по матери взяла мальчика к себе.
Лермонтов в 1828 поступает в московский «Благородный университетский пансион», где между прочим сотрудничает в школьном журнале, а с 1830 числится студентом «нравственно-политического отделения», а потом «словесного» отделения Московского университета. Покинув в 1832 университет, Л. поступает в петергофскую «школу гвардейских подпрапорщиков», откуда в 1834 был выпущен в корнеты лейб-гвардии гусарского полка. «Насмешливый, едкий, ловкий, вместе с тем полный ума самого блестящего, богатый, независимый, — вспоминает о Лермонтове поэтесса Растопчина, — он сделался душою общества молодых людей высшего круга; он был запевалой в беседах, в удовольствиях, в кутежах».
Ни военная служба, ни те светские и литературные кружки, в которых приходится вращаться поэту, не удовлетворяют его, и он то просится в отпуск, то мечтает о возвращении на Кавказ.
На одной из вечеринок в доме Верзилиных и произошла роковая ссора Лермонтова с Мартыновым, закончившаяся «вечно печальною» дуэлью.
Ангел
Бородино
Боярин Орша
Ветка Палестины
Дума
Есть время
К Божией Матери
Когда волнуется желтеющая нива…
Листок
Маскарад
Молитва — Михаил Лермонтов
Молитва (Не обвиняй меня, Всесильный…)
Мцыри
На севере диком стоит одиноко…
Парус
Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова
Пророк
Три пальмы
Тучи
Утес
Размер шрифта: A- 15 A+
Цветовая схема:
ЦветаЦвет фона:
Цвет текста:
Цвет ссылок:
Цвет акцентов
Цвет полей
Фон подложек
Заголовки: Прямой (Lucida)С засечками (Times)GeorgiaМоноширинныйСжатыйРукописныйIBM Plex SerifVollkornOranienbaum
Текст: Прямой (Arial)С засечками (Times)GeorgiaМоноширинныйСжатыйРукописныйIBM Plex SerifVollkornOranienbaum
Выравнивание:
Боковая панель:
Сбросить настройки
Детская художественная школа №1 имени П.

Нет, я не Байрон, я другой,
Ещё неведомый избранник,
Как он гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.
Родился 3 октября 1814 в Москве. Умер 15 июля 1841 у подножья горы Машук, близ Пятигорска; похоронен в селе Тарханы Пензенской области.
В 2014 году 200-летие со дня рождения поэта.
Михаил Юрьевич Лермонтов — великий русский поэт, прозаик, драматург, художник, офицер и художник.
Заболотский П. Е. Лермонтов в ментике |
Известно, что Лермонтов всю свою сознательную жизнь, до своей безвременной гибели, посвящал не только литературе, но и рисованию. Многое из его художественных работ не сохранилось, но то, что дошло до наших дней, — это более десятка картин маслом, более пятидесяти акварельных работ, свыше трёхсот рисунков — даёт нам возможность оценить его художественное наследие.
Талант художника Лермонтова очень многогранен. Он увлекался портретом, изображая с большой достоверностью людей своего круга. Ему великолепно удавались пейзажи, как в живописи, так и графике. Лермонтов проявил себя незаурядным мастером карикатуры и анималистических зарисовок скачущих лошадей и групп всадников. Множество его работ посвящены военной тематике – это изображение поединков, сражений, вооружённых черкесов, русских офицеров и юнкеров. По художественной пластике его рисунки необычайно динамичны и выразительны, а живописные картины
прекрасны по своему колориту и напоминают таких мастеров того времени, как братья Никанор и Григорий Чернецовы, князь Гагарин и другие. Некоторые из его работ являлись предвестниками его очередного литературного произведения. Так поэт Лермонтов данным ему природой талантом художника запечатлел тот образ природы или иное событие, которые потом воплощались в его стихах и прозе.
Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ.
Михаил Юрьевич Лермонтов был очень одарённым человеком. Помимо высокого дара поэзии и природной музыкальности, он был наделён большим талантом художника. Многие исследователи его творчества считают, что если бы он занимался живописью и графикой более серьёзно и профессионально, то, несомненно, он бы стал большим русским художником.
Воспоминания об увлечении рисованием Лермонтова относятся к его раннему детству. Так, например, в одном из самых ранних детских портретов, выполненном неизвестным художником, он изображён с мелком в правой руке за рисованием в возрасте 4-5 лет. В его детской комнате в Тарханах (в имении его бабушки) пол был обит сукном, что позволяло мальчику постоянно рисовать мелом. Многие современники по детству в Тарханах вспоминают об его увлечении изобразительным искусством.
«Великим постом Мишель был мастер делать из талого снегу человеческие фигуры в колоссальном виде; уже в раннем детстве – рисовал акварелью довольно порядочно и лепил из крашеного воску целые картины; охоту за зайцем с борзыми, которую раз всего нам пришлось видеть, вылепил очень удачно также переход через Граник и сражение при Арбеллах, со слонами, колесницами, украшенными стеклярусом, и косами фольги»
Переехав в Москву в 1827 году, Лермонтов поступил на обучение в благородный пансион при Московском университете. Там он посещал обязательные уроки рисования, изучал перспективу, «снимал», как тогда говорили, с натуры ландшафты. А затем уже в Петербурге брал уроки у известного тогда живописца П.Е. Заболотского. В своих самых ранних литературных произведениях Лермонтов упоминает имена своих любимых художников: Рафаэля, Перуджино, Рембрандта.

Известно, что Лермонтов всю свою сознательную жизнь, до своей безвременной гибели, посвящал не только литературе, но и рисованию. Многое из его художественных работ не сохранилось, но то, что дошло до наших дней, — это более десятка картин маслом, более пятидесяти акварельных работ, свыше трёхсот рисунков — даёт нам возможность оценить его художественное наследие.
Талант художника Лермонтова очень многогранен. Он увлекался портретом, изображая с большой достоверностью людей своего круга. Ему великолепно удавались пейзажи, как в живописи, так и графике. Лермонтов проявил себя незаурядным мастером карикатуры и анималистических зарисовок скачущих лошадей и групп всадников. Множество его работ посвящено военной тематике – это изображение поединков, сражений, вооружённых черкесов, русских офицеров и юнкеров.
Художественное наследие Лермонтова является подлинной изобразительной летописью его жизни. Огромное место, как и в его литературном творчестве, занимает Кавказ. Первые детские воспоминания о Кавказе связаны с поездками в 1820-х и 1825-х годах вместе с бабушкой, Е.А.Арсеньевой, которая возила слабого здоровьем внука на Горячие воды (Пятигорск).
М. Лермонтов, 1825год.![]() |
Путешествие на Кавказ было длинным, долгим и опасным. Ехали на лошадях через всю Россию. Как правило, отправлялись на почтовой карете с «оказией», в сопровождении целого отряда вооружённых казаков и двумя пушками. На самой окраине посёлка, у подножия Горячей горы останавливались в доме у родной сестры бабушки Лермонтова.
Кавказ надолго останется в памяти поэта и отразится в лирических строках и художественных картинах.
Своё первое восхищение красотой Кавказа Лермонтов передаст в детском рисунке акварелью, подписанном на французском языке «М.Л. 1825 год. 13 июня. На Горячих водах». Горы на рисунке по силуэту напоминают Бештау и Машук, у их подножия огромное озеро и лодка под парусом. Символично, что именно у одной из этих гор встретит свой последний час великий поэт.
Почти все самые лучшие картины, рисунки акварели поэта связаны с зародившейся в детстве любовью к Кавказу. Он был одним из первых русских художников, начавших писать природу Кавказа. Сам Лермонтов признавался, что привёз из первой ссылки на Кавказ «порядочную коллекцию» рисунков, снятых «на скорую руку», они и послужили ему материалом для будущих картин. Именно по возвращению с Кавказа талант Лермонтова – живописца раскрылся в полной мере.
В 1837 году за стихотворение «Смерть поэта», посвящённое гибели А.С. Пушкина, Лермонтов был выслан на Кавказ. По дороге в Кахетию, где стоял нижегородский драгунский полк, Лермонтов заболел и, попав в ставропольский госпиталь, в середине мая был переведён на лечение в Пятигорск. До конца лета Лермонтов продолжал курс лечения в Кисловодске и Железноводске. Кавказские впечатления жизни «на водах» легли в основу повести «Княжна Мэри», и тогда же им был написан прекраснейший пейзаж маслом «Вид Пятигорска». Именно в это панорамном пейзаже с прохладными голубыми далями и аккуратными домиками в долине жили герои его литературных произведений. «… внизу передо мной пестреет чистенький, новенький городок, шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа, — а там, дальше, амфитеатром громоздятся горы все синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльбрусом…»
Лермонтов М.![]() |
На многих рисунках и картинах Лермонтова изображены конкретные места Кавказа, бесспорно, выполненные с натуры, поскольку они очень точны в деталях. Это пейзаж окрестностей Пятигорска: «Бештау около Железноводска» и «Офицер верхом и амазонка». На них изображён посёлок Иноземцево, что в нескольких километров от Пятигорска. Это бывшее селение Шотландка – немецкая колония Каррас, как чаще её называли в то время. Сюда Лермонтов приезжал и весёлой шумной компанией, но иногда и один. Здесь хорошо думалось, здесь он писал стихи и делал пейзажные зарисовки, здесь же он провёл последние часы перед роковой дуэлью.
Военные экспедиции были приостановлены, и Лермонтову не пришлось принимать участие в боевых действиях. «Я приехал в отряд слишком поздно, — писал он Раевскому, — …я слышал только два-три выстрела…».
Лермонтов М. |
По предписанию командования он едет по Военно-Грузинской дороге в Грузию, в свой полк.
На своей картине «Развалины близ селения Караагач в Кахетии» Лермонтов изобразил его окрестности, где стоял нижегородский драгунский полк, в котором он служил. Изображенная на картине скала над Караагачем была видна за много десятков километров из левобережной части Алазанской долины, где пролегал старинный торговый путь.
«Роскошной Грузии долины
Ковром раскинулись вдали:
Счастливый, пышный край земли!»
— такой Грузия предстала перед Лермонтовым, такой он её увидел и полюбил.
Одна из лучших живописных работ Лермонтова «Крестовая гора» написана под сильными впечатлениями от увиденного им на Кавказе. Она выполнена по зарисовкам, сделанным с натуры, в конце 1837 года.
Лермонтов М.![]() |
Вот как описывает свои впечатления Лермонтов в письме своему другу С. Раевскому:
«Как перевалился через хребет в Грузию, так бросил тележку и стал ездить верхом; лазил на снеговую гору (Крестовая) на самый верх, что не совсем легко; оттуда видна половина Грузии как на блюдечке, и, право, я не берусь объяснить или описать этого удивительного чувства: для меня горный воздух – бальзам; хандра к чёрту, сердце бьётся, грудь высоко дышит – ничего не надо в эту минуту: так сидел бы да смотрел целую жизнь».
Эту картину Лермонтов в 1841 году, в последний свой приезд в Петербург, подарил своему другу, писателю В.Ф. Одоевскому.
Долгие годы её местонахождение было неизвестно, а 1966 году она была найдена в Финляндии и теперь хранится в Государственном музее-заповеднике М.Ю. Лермонтова в Пятигорске.
В это же время, в 1837-1838 годах Лермонтов создаёт свой автопортрет. Он изобразил себя в черкеске с газырями на груди, наброшенной на плечо бурке, с шашкой на поясе, на фоне гор. Это один из лучших и достовернейших портретов поэта. Он передаёт глубокий, напряжённый мир поэта, его страдания, его состояние души. Взгляд его задумчив, даже печален. Таким современники видели Лермонтова в Грузии.
Вот как он пишет о своих странствиях Раевскому:
«С тех пор как выехал из России, поверишь ли, я находился до сих пор в беспрерывном странствовании, то на перекладной, то верхом; изъездил Линию всю вдоль, от Кизляра до Тамани, переехал горы, был в Шушке, в Кубе, в Шемахе, в Кахетии, одетый по-черкесски, с ружьём за плечами; ночевал в чистом поле, засыпал под крик шакалов, ел чурек, пил кахетинское Лермонтов М. Ю. Автопортерт. даже…».
Древняя столица Грузии – Мцхета ярко отражена как в художественном, так и в поэтическом творчестве Лермонтова.
Великолепие гор, величественные стены собора Светицховели, развалины монастыря Джвариссагдари воскрешали в памяти поэта давно минувшие образы. Эти места воспел Лермонтов в поэме «Мцыри», действие которой происходит «…там, где, сливаяся, шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры…»Эти места Лермонтов запечатлел на своей картине «Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты».
Лермонтов стремился сохранить в памяти пейзажи, бытовые сцены, которые не только взволновали его, но и рождали новые поэтические образы. По существу для него это были памятные записки, ведь рисовались они раньше, чем поэт создавал свои литературные произведения. Хотя многие картины и рисунки Лермонтова могли служить иллюстрациями к его стихам и поэмам.
Лермонтов М. Ю. Военно-грузинская дорога близ Мцхета. (Кавказский вид с саклей),1837 |
На многих Грузинских картинах и рисунках Лермонтова изображены караульные башни или старинные крепости. Он так верно почувствовал характерную особенность грузинского пейзажа, в котором эти безмолвные свидетели былых сражений против иноземцев были неотъемлемой частью. Такова, например, картина «Башня в Сиони».
И башни замков на скалах
Смотрели грозно сквозь туманы-
У врат Кавказа на часах
Сторожевые великаны!
Лермонтов М. Ю. Тифлис, 1837 |
Полк, в котором служил Лермонтов, располагался недалеко от Тифлиса – всего в ста верстах. И поэт неоднократно бывал в этом замечательно древнем городе. Так появилась ещё одна замечательная картина Лермонтова «Вид Тифлиса». Он является отличным образцом романтической живописи, характерной для той эпохи.
В письме к С. Раевскому Лермонтов писал: «Хороших ребят здесь много, особенно в Тифлисе есть люди очень порядочные…». Поэт встречался с ссыльными декабристами – передовыми людьми того времени. Здесь он знакомится с местными легендами и преданиями, своеобразным бытом жителей, это отражается в его творчестве.
В ладони мерно ударяя,
они поют – и бубен свой
Берёт невеста молодая.
И вот она, одной рукой
Кружа его над головой,
То вдруг помчится легче птицы,
То остановится, глядит –
И влажный взор её блестит
Из-под завитливой ресницы.
Во вторую ссылку Лермонтов был отправлен в Тенгинский пехотный полк, в район тяжёлых военных действий. Совсем иным предстал Лермонтову любимый Кавказ.
В сентябре 1840 года в одном из своих писем в Петербург Лермонтов сообщал: У нас были каждый день дела, и одно довольно жаркое, которое продолжалось 6 часов сряду. Нас было всего 2000 пехоты, их до 6 тысяч; и всё время дрались штыками… вообрази себе, что в овраге, где была потеха, час после дела ещё пахло кровью».
Лермонтов М.![]() |
Это нашло своё отражение в композиции «Эпизод сражения при Валерике 11 июня 1840 года», который был выполнен Лермонтовым вместе с князем Гагариным. Лермонтов выполнил рисунок композиции, а Гагарин дописал его акварелью. Этот рисунок обнаруживает в Лермонтове блестящего рисовальщика и баталиста. Война изображена им во всём её драматизме, без прикрас.
«…Я думал: жалкий человек.
Чего он хочет!…небо ясно,
Под небом места много всем,
Но беспрестанно и напрасно
Один враждует он – зачем?»
Лермонтов М. Ю. Перестрелка в горах Дагестана, 1840 |
Одной из картин на военную тему явилось полотно «Перестрелка в горах Дагестана». Здесь Лермонтов средствами живописи сумел показать суровую обстановку военной жизни и утомительный бой русских с черкесами.
Лермонтов, как и многие великие поэты и художники, изобрёл свою собственную тайнопись. Например, Леонардо Да Винчи писал зеркально так, что его текст можно было прочитать при помощи зеркала. Лермонтов зашифровывал имена и фразы из своих стихотворений в штриховке на рисунках.
Тайнопись-это способ зашифровки каких-либо имён и фраз, у художников это способ незаметной вставки текста в свои работы и их маскировка. Автограф посвящения к поэме Аул Бастунджи 1831 «Тайнопись Лермонтова» была обнаружена одним профессиональным художником-графиком, Л.Н. Шаталовой. Она занималась работами Лермонтова шесть лет, восполняя реальные прообразы, и только потом смогла увидеть вплавленный в рисунки текст. Извилины текста просматривались не более заметно, чем хамелеон в гранитной трещине, — только иногда некоторые редкие штрихи, некоторые линии лермонтовского рисунка оказывались неоправданными, не образовывая, но скрадывая, даже извращая форму. Сами штрихи и линии возникали на листе чрезвычайно искусно, более того, они замечательно камуфлировались автором, и потому совершенно исключалось, что их нерадивость в этом карандашном или чернильном месиве, в абрисе многочисленных человечьих фигур, голов, многочисленных скакунов на галопе – порождение дилетантизма. Наоборот, только виртуоз мог так незаметно включать их в общую ткань своих рисунков. Но у гипотезы «Тайнописей Лермонтова» нет пока притязаний стать абсолютной истиной.
Рисунки и картины Лермонтова, которых он создал большое количество за свою недолгую и беспокойную жизнь, – это живописные и графические дневники его жизни. Он открыл миру красоты Кавказа, всматриваясь в него зорким взглядом гениального поэта и замечательного художника.
«Как я любил, Кавказ мой величавый,
Твоих сынов воинственные нравы,
Твоих небес прозрачную лазурь
И чудный вой мгновенных, громких бурь…»
Источники:
1. Художественный календарь. Ежегодное иллюстрированное издание. М. 1988.
2. Графическое и живописное наследие Лермонтова М. Ю. [Электронный ресурс: http://lermontov.sch2262.ru/7.html
3. Михаил Лермонтов: Pro et contra. СПб., 2002.
Просмотров: 8235
Сборник стихов Михаила Лермонтова
Вы здесь: Главная » Русские поэты » Михаил Лермонтов
Поделиться |
BY
(Род. 1814, Умер 1841)
(Переводы с русского)
Михаил Лермонтов был потомком Джорджа Лермонта, шотландского офицера, который
поступил на русскую службу в начале XVII века. Его литературная слава началась с
стихотворение на смерть Пушкина,
полна гневных выпадов против придворных кругов; за это Лермонтов, гвардейский офицер,
был отдан под трибунал и временно переведен на Кавказ. С заметным
исключение из Ангел (1831), лучшее из его стихов было написано во время последней
пять лет своей жизни. Последнее новоселье (1840), в котором он протестует против
перенос тела Наполеона с острова Святой Елены в Дом Инвалидов является примером его
риторическая сила. Он был убит на дуэли в возрасте двадцати семи лет.
А | ||
Ангел | ||
Б | ||
Нищий | ||
С | ||
Пленный рыцарь | ||
Исповедь | ||
Крест на скале | ||
Д | ||
Кинжал | ||
Смерть поэта | ||
«Не верь в себя.![]() | ||
Мечта | ||
Ф | ||
Первое января | ||
«Навеки ты, немытая Россия!» | ||
Из Гёте | ||
Г | ||
Благодарность | ||
Могила Оссиана | ||
Н | ||
«Он родился…» | ||
я | ||
«Я выхожу на путь…» | ||
«Я хочу жить…» | ||
Дж | ||
Еврейская мелодия | ||
л | ||
Одиночество | ||
М | ||
Моя страна | ||
Мой дом | ||
Н | ||
Сосед | ||
«Нет, я не Байрон.![]() | ||
«Нет, только не с тобой…» | ||
«Не гордой красотой» | ||
О | ||
«На вершине голого холма…» | ||
П | ||
«Народ Израиля, плачьте, плачьте!» | ||
Молитва | ||
Пророчество | ||
Пророк | ||
Р | ||
Реквием | ||
С | ||
Парус | ||
Т | ||
«Их любовь была такой нежной…» | ||
Смирнову А.О. | ||
Графине Ростопчиной | ||
Нарышкина | ||
К картине Рембрандта | ||
К портрету | ||
Трубецкой | ||
К *** | ||
Ш | ||
Волны и люди | ||
«Мы стояли в строю.![]() | ||
«Когда, В Кукурузном Поле…» | ||
Почему |
Особая благодарность Евгению Бонверу, Тане Карштедт и Дмитрию Карштедту за предоставленный мне уникальный материал для этой страницы (т.е. их переводы известных стихи Михаил Лермонтов )
Михаил Лермонтов в Интернете: Google | Википедия
Поделиться |
«); }
Вы здесь: Главная » Русские поэты » Михаил Лермонтов
x
Используя наш веб-сайт, вы соглашаетесь с нашей политикой использования файлов cookie. Закрыть
Авторское право © 1995-2020 Стихи. Все права защищены.
Страница любителей поэзии находится на реконструкции. Пожалуйста, следите за обновлениями для новых и интересных функций.
Теперь у нас есть словарь. Попробуйте: дважды щелкните любое слово на этой странице, а затем нажмите Определение
Михаил Юрьевич Лермонтов — Поэт Михаил Юрьевич Лермонтов Стихи
Михаил Юрьевич Лермонтов Стихи
1.
Я выхожу на дорогу один
Один я отправился в путь;
Сверкает в тумане кремнистая дорожка;
Ночь тихая. Пустыня внемлет Богу,
И звезда со звездой беседует.
…
2.
Плыть
Одинокий парус сверкает белым
Среди голубого тумана моря!…
Что он ищет на чужбине?
Что он оставил дома?..
…
3.
скучно и грустно
Скучно и грустно, и нет никого вокруг
Во времена душевных мук. ..
Желаний!… Что толку от нашего суетного и вечного желания?..
Пока идут годы — все лучшие годы!
…
4.
Ангел
В полночь ангел летел по небу,
И тихо пел;
Луна и звезды и сборище облаков
Внял его небесной песне.
…
5.
Тамара
Где вальсируют волны Терека
В самом порочном проходе Дариэля,
Там поднимается из самых мрачных штормовых скал
Древняя серая возвышающаяся масса.
…
6.
О смерти Пушкина
Он пал, раб мишуры-чести,
Жертва похоти клеветы;
Надменная голова Поэта, благороднейшая,
Склонился на израненной груди в пыли.
…
7.
О смерти Наполеона
Холод слышит душе твоей похвалу или проклятие потомства.
Покинь человеческий род, человек судьбы!
…
8.
Молящийся
Пред Тобою верная, Матерь Божия, ныне коленопреклоненная,
Образ чудесный и милостивый — тебя
Не за здравие души моей ни брани вели, умоляя,
…
9.
Об отъезде на Кавказ
Прощай, моя ненавистная русская страна!
Люди лорда и крепостного вы—
Прощай, салют, преклонение колен и поцелуй рук,
…
10.
Небеса и звезды
Блестящие небеса вечера,
Далекие звезды ясно сияют,
Яркий, как восторг детства,
О, почему я смею посылать вам приветствие Nevermore—
. ..
11.
Медитация
С грустью смотрю на наше нынешнее поколение!
Их будущее кажется таким пустым, темным и холодным,
Отягощенный бременем знающих колебаний,
…
12.
Родина
Такой порочной любовью я люблю родную землю!
Мой здравый смысл здесь не при чем.
Не слава, добытая в кровавом бою,
…
13.
От демона
Без парусов и без руля,
В воздушном океане—
Плывут хоры звезд стройные,
‘Среди вечных там туманов;
…
14.
Облака
Облака в небе вверху, небесные странники,
Длинные нити снежного жемчуга протянулись по лазурным равнинам!
. ..
15.
Нищий
У врат обители, благословенной,
Стоял человек, просил пожертвование,
Нищий, жестоко угнетенный
Голодом, жаждой и лишениями.
…
16.
Колыбельная песня казачки-матери
Спи сладко, мой прекрасный ребенок,
Спи спокойно, спи—
Мирные лунные лучи освещают твою комнату,
В твоей колыбели ползать;
…
17.
Нет, я не Байрон; Я, Тем не менее
Нет, я не Байрон; Я, тем не менее,
Другой выбор для священного пособия,
Подобно ему — гонимая душа,
Но только русского набора.
…
18.
Молитва
В самый трудный момент жизни, когда
скорбящее сердце переполнено,
самая мощная молитва
Звоню и повторяю.
…
19.
Навеки ты, немытая Россия!
Вечно ты, немытая Россия!
Земля рабов, земля господ:
А вы, синие мундиры,
…
20.
В жаркий полдень
В полдень в кавказской долине
Я лежал неподвижно, пуля в груди;
Дым еще поднимался из моей глубокой раны,
Капля за каплей вытекала моя кровь.
…
Михаил Юрьевич Лермонтов Биография
Лермонтов родился в Москве 15 октября 1814 года в семье отставного армейского капитана и его жены. В трехлетнем возрасте умерла мать Лермотова, и он был отправлен жить к бабушке в ее имение в Пензенской губернии. Здесь на него произвела неизгладимое впечатление природная и временами экзотическая красота местности, а также обычаи и обряды того времени, рассказы, легенды и народные песни, которые он слышал. В 1827 году он переехал с бабушкой в Москву и учился в пансионе. Там он начал писать стихи и учиться живописи. Лермонтов, как и многие другие молодые писатели того времени, находился под сильным влиянием английского поэта лорда Байрона, о чем свидетельствуют его первые два стихотворения «Черкесы» и «Кавказский пленник» (1928).
Его первое опубликованное стихотворение «Весна» последовало в 1830 году. В том же 1830 году он поступил в Московский университет и учился вместе с такими демократически настроенными представителями дворянства, как Александр Герцен и Николай Платонович Огарев. Студенты регулярно обсуждали политические и философские проблемы, и именно в этой атмосфере Лермотов написал ряд более длинных повествовательных поэм и драм. Например, его драма «Странный человек» (1831) отразила настроения членов студенческих обществ: ненависть к деспотическому царскому режиму и к крепостному праву. В 1832 году он оставил Московский университет и поступил в юнкерский корпус в Петербурге.
После его окончания в 1834 году он был назначен в лейб-гвардии Гусарский полк, дислоцированный в Царском Селе (ныне Пушкин), недалеко от Санкт-Петербурга. В 1840 году он был сослан после дуэли с сыном французского посла в Петербурге. Однако в 1841 году ему разрешили вернуться, чтобы провести некоторое время с бабушкой. На обратном пути он испытал прилив творческой энергии и написал такие поэтические произведения, как «Утес» («Утёс»), «Спор» («Спор»), «Нет, не тебя так пылко я любил» («Нет, это не тебя я так горячо любил») и его последняя работа Пророк («Пророк»). Лермонтов погиб во время дуэли с товарищем-офицером в 1842 году. Ему было всего двадцать шесть лет, но он еще проявил себя как одаренный поэт, писатель и драматург, вдохновивший многих других русских художников.)
Лучшее стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова
Я выхожу на дорогу один
Один я отправился в путь;
Сверкает в тумане кремнистая дорожка;
Ночь тихая.