Лермонтов демон экранизация: Спектакль Демон — смотреть бесплатно онлайн в хорошем качестве. Московский международный Дом музыки. Актеры и роли

Демон (фильм-опера), сюжет, интересные факты, в ролях, литература


Русское названиеДемон
РежиссёрВиталий Головин
АктёрыГеорг Отс, Сергей Лемешев
Жанрфильм-опера
СтранаСССР
ЯзыкРусский
Год1960
Время63 мин.

«Демон» — телевизионная экранизация одноимённой оперы Антона Рубинштейна. Драма по мотивам произведения М. Ю. Лермонтова «Демон». Фильм снят в Центральной студии телевидения СССР на Шаболовке в 1960 году.

Сюжет

Трагическая история любви Демона — изгнанника рая, к смертной девушке. Устав сеять зло и разрушения на земле, устав от ненависти ко всему сущему, Демон встречает юную княжну Тамару. Полюбив её Злой дух отрекается от всего нечистого. Он готов раскаяться, примириться с небом, веровать добру. Он клянется ей в вечной любви… но эта любовь была обречена. Тамара, поддавшись искусителю, погибает после первого его поцелуя.

Интересные факты

  • На момент съёмок Сергею Лемешеву, исполнившему роль молодого князя Синодала, было 58 лет.
  • Несмотря на большую известность и популярность оперы Рубинштейна, этот фильм стал первой и единственной, на сегодняшний день её экранизацией в отечественном кино и телевидении. Оба главных исполнителя в фильме: Сергей Лемешев и Георг Отс, к моменту съёмок, были предельно заняты в театре и в концертных выступлениях. Особенно трудно приходилось Отсу: ведь съёмки проходили в Москве, а он был солистом театра «Эстония» в Таллине. Для съёмок в его распоряжении был всего один день. Нужно было сыграть весь спектакль, где сложный грим Демона требовал работы на несколько часов, и успеть вернуться в свой театр. Ко всему прочему в это время в Москве неожиданно был обнаружен случай заболевания оспой, поэтому въезд в город оказался ограничен, а выезд невозможен без справки о прививке. А в этот день у Отса была важная премьера в Таллине. Его выручил врач, приехавший в студию. После съёмки певцу была сделана прививка и выдана необходимая справка. Георг смог вылететь в Таллин вовремя.

В ролях

  • Георг Отс — Демон
  • Сергей Лемешев — князь Синодал
  • Эра Краюшкина — Ангел
  • Андрей Атлантов — старый слуга

Литература

  • Розов А. Ю. Шаболовка, 53. Страницы истории советского телевидения. — М.: Искусство. 1988.

Режиссер: Виталий Головин 1960 года Демон — Георг Отс Синодал — Сергей Лемешев.Все видео

  • Понравилось 0
  • Не понравилось 0
  • Не по теме
  • Не работает

Категория:Фильмы СССР 1960 года Категория:Фильмы-оперы

 


Комментарии

Добавить комментарий

«Демон» и Георг Отс.

А также композитор Рубинштейн и великий певец Лемешев, но они явно вторые. :): anna_y — LiveJournal Прочитавши про «Русалку» в колонке оперных страстей и, как вы помните, осмелившись не согласиться, решила посмотреть, что режиссер с мужским кризисом среднего возраста наговорит дальше — про рубинштейновского «Демона». О, други, тут пошла такая ЧКА/ракугань, что волосы дыбом, насколько мужской кризис среднего возраста, оказывается, влияет на понимание элементарных вещей даже теми мужчинами, которые работают режиссерами.

А именно. «Демон устал, ему, извините за каламбур, осточертело его демоническое ремесло, и он начал подумывать о смене деятельности. Типичная ситуация: извините ещё за один каламбур, бес в ребро. Тогда становятся понятными и оправданными все последующие события. Понятна теперь и сценическая задача Ангела: любой ценой не допустить изменения того «статуса-кво», который мы только что наблюдали».

«Впереди замаячила возможность «явки с повинной» главного врага и опасность того, что вся раскормленная «небесная канцелярия» с непомерно раздутым штатом окажется попросту не нужна. ..В заключение дуэта Ангел, только что всячески призывавший Демона к любви и обещавший за это прощение, произносит следующую загадочную фразу, очень важную для всего, что будет дальше: «До того, что небу мило, не касайся ты, смотри!» То есть любить можно только то, что небу не мило? Или как это понимать? Получается, что Демона водят за нос, играют с ним в одни ворота! Что все призывы к любви и раскаянию — чистой воды демагогия, а на самом деле в разрушении «биполярного мира» никто не заинтересован! Последующие события оперы будут только подтверждать это предположение».

«Чтобы понять дальнейшие события оперы «Демон», надо обратить внимание на одну важную особенность главного героя: он, несмотря на свой почтенный возраст, совершенно неопытен в любви. Ему приходилось соблазнять, совращать, растлевать и т. п., а вот любить — нет. В этом причина той бесхитростной прямолинейности, с которой он домогается Тамары. В этом же и главная причина того, что ему не удалось добиться желаемого».

«. ..снова ей [Тамаре] слышится голос Демона. Тогда она просит отца отпустить её в монастырь… Князь Гудал… не решается ответить согласием… Старый слуга князя Синодала, оставшийся без хозяина, просит за Тамару, обещая сопровождать и оберегать её. Вслед за ним за Тамару начинают просить и все гости. Причём, как заведённые, настойчиво так! Спрашивается, чего лезут в семейные дела? Бесы, что ли в них вселились? Думаю, что не бесы, а совсем даже наоборот. Думаю, это давние враги Демона захотели взять ситуацию под свой контроль».

«…у самого входа в монастырь Демоном овладевает робость. Он понимает, что, вторгнувшись сюда, нарушит все конвенции и вообще может наворотить. Поэтому он ещё раз прислушивается к себе. И делает следующий шаг, только убедившись в полнейшей чистоте, серьёзности и благородстве своих намерений. «Для добра открыт мой дух», — восклицает он. (Господа верующие, очень вас прошу: все вопросы, несогласия и возражения не ко мне, а к Рубинштейну)».

«…только лишь Демон схватился за ручку входной двери, как сработала сигнализация. В её равномерном предостерегающем попискивании слушатель без труда может узнать лейтмотив Ангела, который «уполномочен заявить». Начинается новый дуэт Демона и Ангела… Ну, лично мне всегда казалось, что Ангел в этой сцене говорит не от себя, а «зачитывает по бумажке» переданные «сверху» указания. Моё предположение косвенно подтверждается словами Демона «вот мой ответ». Типа, передай своему барину. Ангел продолжает увещевать, на что Демон возражает:
Раб неба, не гляди так грозно,
Явился ты, защитник, поздно,
И ей, как мне, ты не судья.
Как понимать эту загадочную фразу? Почему поздно? Почему не судья? Да потому что Демон уже и не демон вовсе! Он хороший, добрый, белый и пушистый. Полон веры, надежды и любви. Какого рожна ещё, спрашивается, надо?»

«Далее совсем потерявший голову Демон излагает Тамаре план своего спасения через любовь к ней.
По Тамаре вполне заметно, что ей и льстит внимание «знаменитости», и свою ответственность за судьбу мира мужественная девочка тоже вполне осознаёт. Но любит ли она Демона? По всей видимости, нет. Демон, будучи влюблён, решил в этот раз играть честно, без дьявольских афродизиаков, в чём сам же простодушно признался. А честность в любовных делах нередко наказуема. Как бы то ни было, Тамара требует клятву, что всё это не уловки, и жаждущий любви Демон торопливо и многословно клянётся. Тамара уже почти готова вверить себя Демону, но тут её «приводит в чувство» хор монахинь, не вовремя донёсшийся из-за сцены. Тем не менее, Демону удаётся сорвать с уст Тамары поцелуй, и Тамара падает замертво. Так заканчивается последнее, третье действие оперы «Демон», но не сама эта опера.
Вы можете себе представить, какой переполох происходит во время всей этой сцены на небесах? Вот-вот, и я о том же. Толстой в «Войне и мире» пишет, что если бы в 1812 г. русским удалось взять в плен Наполеона, то это не дало бы никаких выгод и только осложнило бы дипломатическую ситуацию. А тут «Наполеон» сам пришёл сдаваться! В небольшом эпилоге оперы на Демона нападают ангелы и просто насильственно отнимают у него душу Тамары. ..
Обратите внимание на следующую фразу хора ангелов: «Нету прощения духу надменному, ни обновления грешному нет вовек!» — и сравните с тем, что Ангел пел в прологе: «Не кляни, а люби, и простит тебя Тот, в ком любви нет конца…» Ведь это же форменное надувательство! Нашего бедного Демона обвели вокруг пальца самыми что ни на есть уголовными методами, имя которым: мошенничество и грабёж…
Вечное противостояние сохраняется. Замешанная на нём гармония мира незыблема».

Что-то в этом (кроме, конечно, простенького посыла ЧКА/ракугани «сделаем черное белым, а белое черным, потому что от черного я кончаю, а от белого нет») есть от обворожительных фантазий Гершензона на тему «Легенды о любви» с их скрытыми лесбийскими устремлениями, местью-изнасилованием и прочей мерцающей сексуальностью. Но как-то посимпатешнее и Гершензона, и этих, которые кончают от черненького. Все-таки человек не занимается моральной мастурбацией, а искренне ассоциирует несчастного в любви и никем не понятого демона средних лет с сами понимаете кем.

А еще, честно говоря, я очень люблю Демона, особенно там, где его поет Отс. Да уж что там — я совершенно влюблена в Демона в те минуты, когда его поет Отс. А в Отса тем более. Это не просто лучший исполнитель Демона — это какой-то совсем другой, чем все остальные, исполнитель Демона. И, что уж там, если б за мной так ухаживали, как за Тамарой, я бы решительно пропустила ту часть, где мне льстит внимание знаменитости, и по-простому упала к демоническим ногам. Сколько слышала Демонов, а по-настоящему прекрасного Демона, такого, где можно поверить — да, был самым прекрасным из прекраснейших ангелов, — знаю одного.

Но. Как бы это сказать. Все эти раскаяния, когда поет Отс, не просто искренни, но вышибают искренние слезы. Жалко Демона, у которого не свершилось, ужасно. Но при чем тут интриги злобных ангелов и лично небес? Всякую возможность искупления, обновления, чего там еще в либретто накрутили не самые талантливые либреттисты, баритон, даже если он Отс, зарубил себе совершенно самостоятельно.

Потому что, прежде чем начать петь офигенные, слезовышибающие, душервущие, благороднейшие, искреннейшие и т.д. романсы, он всего-то навсего физически — и довольно подло — устранил соперника.

Вот и все. На тот момент, когда из груди баритона полилась, так сказать, прекрасная песнь любви, было уже поздно. Поэтому и поцелуй Демона Тамару убивает — про «будешь ты царицей мира, подруга вечная моя» сказано бесконечно красиво, благо лично Лермонтовым, но все, что делает Демон, уже отравлено эгоизмом и убивает. Потому что нельзя искупить свою вину любовью к девушке, убив ее возлюбленного. Понять Демона можно, а искуплению подобного рода не бывать, сколь бы особенно прекрасным ни был Отс.

Если уж, знаете ли, ставить «Демона» по-настоящему, так и надо ставить трагедию существа, которое решило — еще один последний раз убить, а потом исключительно только спасать, любить и прочее. Это пусть тупые зрители и зрительницы рыдают, спрашивая — почему он хороший, добрый, белый и пушистый и вообще полон веры, надежды и любви, какого рожна ещё, спрашивается, надо всем этим придуркам, что Лермонтову, что Рубинштейну? Дело режиссера — поставить историю о том, как последний шанс таки ж был дан. И совершенно самостоятельно погублен. И все, что было потом, то есть абсолютно все, — поздно. Как говорил Лермонтов, сиял он тихо, как звезда, манил и звал он… но куда?..

Эх, такая красота и по собственной дури пропала.

Так вот.

P.S. А Отс бессмертен и невероятен. И как раз понимает сюжет и своего героя именно как надо.

Один романс Демона-Отса.

Два романса Демона-Отса, фрагмент фильма 1960г.

Кусочек у ворот монастыря, фильм 1960 г.

Сцена третьего действия с Тамарой, фильм 1960 г.

Целиком можно взять на ютубе — http://www.youtube.com/results?search_query=%D0%94%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D0%BD+%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC-+%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0+&aq=f Конечно, опера не вся, только ударные моменты. И Лемешев Синодалом, тоже замечательно. Хотя после Отса Лемешев, конечно, всего лишь второй. Эх, где бы взять Тамару уровня влюбленных в нее тенора и баритона. Каллас, видимо, не меньше…

Обзор раннего русского кино

Этот период отечественного кинематографа часто упускают из виду, но среди немых фильмов, снятых в начале 20 века, есть много скрытых жемчужин — от исторических драм и экранизаций до комедий и мультфильмов.

Все началось с короткометражных фильмов, документирующих исторические события, такие как Первая русская революция 1905-1907 годов, но диапазон жанров быстро рос и к 1920, в России было снято более 2700 фильмов, но, к сожалению, сегодня доступно только около 300 из них, так как остальные с годами были утеряны или повреждены.

Первая российская кинокомпания была основана Александром Драньковым , фотографом и владельцем десятков петербургских фотостудий. После того, как он побывал за границей и посетил кинотеатры, он решил сам сосредоточиться на кинопроизводстве. Создать совершенно новую индустрию было непросто — поначалу процесс создания фильма был неизведанной территорией, и ни съемочная группа, ни актеры не знали, как все устроено.

Однако, после нескольких не очень удачных попыток, один из самых первых русских короткометражных фильмов, Стенька Разин (1908) был закончен и встречен довольно тепло. В его основе трагическая история (возможно, только легенда) о прекрасной иноземной принцессе, схваченной казаками и брошенной в реку Волгу в качестве своеобразного жертвоприношения.

Анимационные фильмы Владислава Старевича (например, Прекрасная Леуканида (1912) и Месть оператора (1912)) также стали прорывом как для российского, так и для мирового кинематографа, став одними из первых покадровых фильмов. Их главные герои — жуки, сатирически изображающие аристократов и кинематографистов того времени. Это было настолько необычно для современников, что многие полагали, что насекомые на самом деле живы и каким-то образом обучены действовать.

Еще одной вехой раннего российского кинематографа стали фильмы Пола Тимана . Среди его самых популярных работ были экранизации классических книг. Он продюсировал популярную и хорошо принятую русскую золотую серию, в которую вошли адаптации произведений Льва Толстого, Михаила Лермонтова и Александра Пушкина. Некоторые из фильмов, например

Фонтан Бахчисарай (1909) и Демон (1911) сейчас утеряны, но другие доступны и сейчас, более ста лет спустя – например, Анна Каренина (1914).

Яков Протазанов , снявший сериал, в дальнейшем продолжил работу над экранизациями, а также снял Пиковая дама (1916), в котором использовал совершенно новый для того времени прием – точку угол обзора.

В 1919 году была национализирована многообразная российская киноиндустрия, представлявшая собой рассвет советского кино, с шедеврами Сергея Эйзенштейна и Дзиги Вертова — но это стоит совсем другой истории.

Вернуться к началу

Ксения Терещенко

Журналист

Теги

  • Российское кино
  • Кинопроизводство
  • Немое кино
  • Старые фильмы
  • Три лучших классических российских фильма о Второй мировой войне
  • Четыре российских фильма, которые стоит посмотреть на Netflix
  • Зима в российском кино

Русский раритет возродился в Бард-колледже

By MIKE SILVERMAN18 июля 2018 г. по Гринвичу

НЬЮ-ЙОРК (AP) — Одинокий демон встречает красивую девушку и влюбляется. Девушка амбивалентна. Демон убивает жениха девушки. Девушка бежит в монастырь. Демон преследует ее. Девушка умирает и попадает в рай. Демон обречен на вечное одиночество.

Обнаженный до сути, таков сюжет оперы Антона Рубинштейна 1871 года «Демон», адаптированной из одноименного стихотворения русского писателя-романтика Михаила Лермонтова. Пышно мелодичная опера по-прежнему популярна в России, но мало известна в других странах, что делает ее естественным выбором для 15-го ежегодного фестиваля искусств SummerScape в Бард-колледже, который специализируется на постановке произведений, которые основатель (и президент колледжа) Леон Ботштейн считает незаслуженно забытыми произведениями.

РЕКЛАМА

«У нас здесь нет никаких ограничений, потому что мы делаем это именно так, как хотим», — сказал директор Таддеус Штрассбергер в интервью ранее в этом месяце во время перерыва между репетициями в кампусе в 90 милях к северу от Нью-Йорка. Йорк Сити. «Девяносто девять процентов людей, пришедших в Бард, увидят его впервые».

Страсбергер признает, что, если понимать эту историю буквально, современному зрителю может быть трудно ее проглотить. «Вы не можете просто выйти за дверь в 2018 году и поговорить с ангелами и демонами, или люди думают, что вы немного сумасшедший», — сказал он.

Итак, Страсбергер сосредотачивается на героине Тамаре, грузинской принцессе, которая никогда не встречает мужчину, с которым она помолвлена. По наущению демона жениха убивают татары, когда его караван пересекает Кавказские горы на пути к свадьбе.

«Помолвка какая-то странная, она очень похожа на Люсию (ди Ламмермур в опере Доницетти) или любой брак по расчету», — сказал Страсбергер. «Свадьба никогда не была связана с тем, что она любит этого парня. Это уловка, которую патриархальное общество может использовать на впечатлительном уме молодой девушки».

Что касается вторжения демона в ее жизнь, а также ангела, который в конечном итоге спасает ее, Страсбергер сказал: «Это не обязательно что-то, что ее посещает. Она интересуется чем-то другим, кроме того, что дала ей ее семья. В своем воображении вы могли бы придумать вариант куда более интересный».

В своей постановке «Демон и ангел имеют реальные формы», — сказал он. «Они взаимодействуют с ней, у них есть физическое присутствие. А вот существуют ли они, когда она с ними не общается, это другой вопрос. Я не показываю им на сцене богатую жизнь, когда ее там нет».

РЕКЛАМА

Из-за того, что ее привлекает демон, сказал Страсбергер, «она начинает чувствовать себя виноватой. … Все это начинает становиться метафорой сыновнего долга, того, что вы должны делать, а не свободы воли».

Страсбергер сказал, что важно отметить, что опера называется «Демон», а не «Демон».

— Леон очень настаивает на этом, — сказал он. «В России нет прилагательных с артиклем «the» или «a». Так что, если это «Демон», то это как баритон, который стоит там, и он демон. Но если это «Демон», то он кажется нам гораздо более концептуальным в плане существования как некой негативной силы».

Это уже шестой раз, когда Страсбергер ставит оперу в Барде. Эти задания он выполняет в рамках насыщенной международной карьеры, которая привела его из Лос-Анджелеса и Вашингтона в Скандинавию и Россию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *