стиль и символы в ранних картинах
Андреа Вероккьо, учитель Леонардо, был поражен талантом ученика, когда тот написал на его картине одного из ангелов. В этой части разберемся в ранних работах да Винчи.
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Алина Аксёнова
Историк искусства, экскурсовод и лектор ГМИИ им. Пушкина 2010-2019, автор книги «История искусств. Просто о важном»
Поговорим о ранних работах да Винчи. И начнем с картины «Крещение Христа», которую написал Андреа Вероккьо — а Леонардо добавил в картину своего учителя ангела.
Что мы видим на этой картине 👇
🕊 Перед нами привычный сюжет. Показана сцена Крещения: Иоанн Креститель и Христос, с небес нисходит Святой Дух в образе голубя.
👼 Гораздо интереснее ангел в левом углу. Доказано, что его написал Леонардо. Уже по этой ранней работе видно, какое внимание да Винчи уделяет деталям и драпировкам.
❌ По легенде, учитель был потрясен мастерством ученика. Вазари говорит, что после этого Вероккьо перестал писать.
Андреа Вероккьо. Крещение Христа, 1472—1475
Телеграм-канал
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Теперь перед нами «Мадонна с гвоздикой». Авторство картины долго приписывали неизвестному фламандскому живописцу — и для этого были причины.
Вот почему 👇
✨ Чувствуется влияние нидерландского искусства, которое ценит в живописи фактуры и световые эффекты. На картине у гвоздики выписаны ворсинки, на гладкой броши бликует свет. Леонардо более внимателен к таким деталям, чем другие флорентийские художники.
*Первые работы в мастерской Вероккьо Леонардо писал темперой. В 1470-е он перешел на масло.
👶 Возможно, художник писал младенца не с живой модели. Он мог вылепить фигурку ребенка из глины и писать с нее.
Леонардо да Винчи. Мадонна с гвоздикой, 1480
Завершаем рассказ о ранних работах Леонардо «Портретом Джиневры де Бенчи». Джиневра д’Америго де Бенчи — флорентийская поэтесса и интеллектуалка 15 века.
Вот как Леонардо ее изобразил 👇
👩 Кьяроскуро. Леонардо использует резкий контраст света и тени, бледного лица и темного можжевельника. Биографы установили, что бледность объясняется не только задумкой художника, но и болезнью Джиневры.
🎨 Холодное сочетание цветов. Это еще черта Кватроченто — сильные контрасты, строгая симметрия волос, каждый волосок выписан отдельно.
🍂 Можжевельник — символ: по-итальянски его название созвучно фамилии Джиневры. Ренессанс любил такие детали, в которых можно зашифровать принадлежность человека к знатному роду.
Леонардо да Винчи. Портрет Джиневры де Бенчи, 1474
Леонардо да Винчи. Дама с горностаем, 1489—1490
В качестве задания предлагаем внимательно рассмотреть работу Леонардо «Мадонна Литта» и сравнить ее с «Мадонной с младенцем», написанной его учителем Андреа Вероккьо.
Подумайте, в чем, по-вашему, проявляются сходства и различия между ними? Согласны ли вы с утверждением, что Леонардо «превзошел своего учителя»?
Первая картина принадлежит кисти Леонардо, вторая — Вероккьо.
курс Level One
Как получать удовольствие от искусства
Курс лекций о том, как устроены картины. Любое полотно — это выбор холста и типа краски, отчаянный поиск идеального цвета и композиции, работа с символами и архетипическими образами. Научимся наслаждаться картинами от первого эскиза и мазка краски до музейной рамы.
Сегодня можно купить со скидкой 50%
3900₽
1950₽
подробнее о курсе
Мастер иллюзий: как Леонардо да Винчи обгонял свое время | Статьи
570 лет назад, 15 апреля 1452 года, в селении Анкиано в окрестностях городка Винчи, что неподалеку от Флоренции, у нотариуса Пьеро ди Бартоломео и его возлюбленной крестьянки Катерины родился первенец. Леонардо, сын господина Пьеро из Винчи, или просто Леонардо да Винчи, как он известен всему миру уже несколько веков, продолжает удивлять своими творениями и сегодняшнее человечество. «Известия» вспоминают жизнь одного из главных титанов Ренессанса — и, возможно, самого смелого изобретателя и ученого в истории человечества.
Ученик Вероккьо
Будущий автор «Джоконды» воспитывался поначалу в доме матери (рожден он был вне брака), а потом — в более состоятельной семье отца, который, судя по всему, был изрядным ловеласом.
Мастер иллюзий_9
Дом в Анкиано, в котором жил Леонардо в детстве
Фото: commons.wikimedia.org
Семейство жило в достатке, Леонардо получил хорошее домашнее образование, рано проявил художественные способности и в 14 лет поступил учеником в мастерскую Андреа Вероккьо — знаменитого скульптора и живописца, который, несомненно, обладал и педагогическими талантами.
Эпоха Возрождения, с ее внимательным отношением к земному пути человека, с ее бунтом против средневековых устоев, формировалась именно в таких флорентийских мастерских. Там кроме искусств изучали металлургию, химию и математику. Есть легенда, что учитель однажды поручил Леонардо написать двух ангелов для картины «Крещение Христа» — и, пораженный мастерством ученика, навсегда оставил кисти, посвятив себя исключительно ваянию.
Взыскательный художник
В 20 лет Леонардо из учеников стал мастером и вступил в гильдию Святого Луки. Его ценили главным образом как портретиста, который умеет находить неожиданную деталь, раскрывающую глубины характера. Но где игра ума — там и движения души, там и эмоции. «Изображенная фигура имеет ценность только в том случае, если ее движение передает состояние души», — писал Леонардо. И его кисть рождала не просто самоуверенных или кротких красавиц, а людей, испытывающих и ревность, и усталость, и двуличие, глядящих на мир то умиротворенно, то тревожно, то иронически.
Писать он любил медленно, как будто переселялся в своих героев — как медиум. Иногда мастер часами в застывшей позе сидел возле неоконченной картины или фрески и ждал, пока ему откроется необходимый штрих, самый точный, возможно, неожиданный и непонятный с первого взгляда.
Фото: commons.wikimedia.org
Картина Леонардо да Винчи «Дама с горностаем» в Национальном музее в Кракове
Ходили пересуды о невероятной силе художника. Будучи правшой, он левой рукой сминал подкову. И даже формула отдыха у него была своя собственная, повторить которую вряд ли кто-то сможет: он спал по 15 минут каждые четыре часа, после чего пробуждался бодрым и работал, работал, работал, не зная усталости.
Мастер иллюзий_5«Портрет музыканта» Леонардо да Винчи в миланской Пинакотеке Амброзиана
Фото: Global Look Press/i15
Современники находили у Леонардо лишь единственный недостаток: он нередко не заканчивал своих работ: в нем кипели новые замыслы. Мастер не любил расставаться со своими картинами, ускользал от заказчиков, никогда не ставил творчество «на поток». «Работа художника никогда не может быть закончена, а может быть только заброшена» — это слова человека, который осознанно стремился к совершенству и ставить финальную точку не любил. На склоне лет, приводя в порядок ворох своих замыслов и эскизов, Леонардо написал в дневнике: «О, читатель, не проклинай меня за то, что невозможно удержать в памяти сразу столько предметов».
Разгадать природу мысли
Живопись — как и инженерное творчество — стала для него не украшением жизни, а способом познать все измерения мира и человека. И потому его манера таинственна и многозначна, потому каждая картина мастера вызывает к жизни множество трактовок — самых фантастических.
Впрочем, над загадкой этой женщины размышляли тысячи искусствоведов, философов, писателей, художников. А сколько противоположных трактовок порождает полуулыбка Джоконды! Она и «лукавая», и «мудрая», и «демоническая», и «чистая», и «болезненная»… Есть даже версия, что Мона Лиза вообще не улыбается, а тщательно скрывает раздражение.
Мастер иллюзий_7
«Мона Лиза» в экспозиции Лувра
Фото: Global Look Press/Ringo Chiu
Некоторые считали, что модель Леонардо была беременна. По другой гипотезе это вообще зашифрованный автопортрет Леонардо, любившего «запутывать следы».
Ближе всех, на мой взгляд, подошел к тайне великого портрета профессор Московского университета Борис Виппер: «Чудо Моны Лизы заключается именно в том, что она мыслит. Мы ощущаем присутствие существа, наделенного разумом, с которым можно говорить и от которого можно ждать ответа». Для Леонардо это был образ жизни — мыслить, творить. Он пытался разгадать природу мысли — и очень вероятно, что портрет Моны Лизы связан именно с этим — главным — направлением его творчества.
Дуэль не состоялась
Не меньше легенд связано и с противостоянием двух гениев — Леонардо и его младшего современника Микеланджело. Когда им обоим заказали оформление зала Большого совета в палаццо Веккьо — вся Флоренция ждала этого соревнования. Их картины должны были располагаться на противоположных сторонах зала. Оба обратились к батальным сюжетам флорентийских побед. Да Винчи выбрал эпизод схватки двоих всадников за знамя в битве при Ангиари. Микеланджело собирался изобразить эпизоды битвы флорентийцев с пизанцами в битве при Кашине. Леонардо изображал жаркую схватку, а его молодой соперник — купание воинов, которых неожиданно призывают на бой.
Мастер иллюзий_4
Зал Большого совета в палаццо Веккьо во Флоренции
Фото: commons.wikimedia.org
По большому счету дуэль не состоялась. Микеланджело не окончил свою работу: папа Юлий II вызвал его в Рим. А у Леонардо во время работы смешались невысохшие краски, испортив часть композиции. В результате оба забросили этот заказ, а об их замыслах мы знаем по сохранившимся эскизам и копиям. Леонардо удалось передать ярость боя — как будто он сам сражался при Ангиари.
Фото: commons.wikimedia.org
Эскиз фрески «Битва при Ангиари» Леонардо да Винчи
Как писал о нем современник, «его искусная рука, более всякой другой, умела располагать для утехи глаз тени и краски. Он обладал тайною воспроизводить тела людей и даже воздушные образы богов. Его кисть давала жизнь и лошадям».
Миланский кудесник
К 30 годам Леонардо с двумя учениками переехал в Милан. В этом зажиточном городе он надеялся блеснуть инженерными талантами, поправить финансовое положение, конструируя военные машины, чтобы заниматься искусством без оглядки на заказы. В герцогстве правил Лодовико Сфорца, прозванный Моро: по одной версии, за темный цвет лица (как у мавра), по другой — за благоразумие, символом которого считалось тутовое дерево — morus. Мастер подарил «мавру» серебряную лиру (разумеется, собственного изготовления) и предложил свои услуги военного инженера.
Герцог сразу высоко оценил не только художественные и изобретательские таланты Леонардо, но и его музыкальность. В Милане ценили умение петь, которое входило в длинный список талантов да Винчи. При дворе Сфорца Леонардо блистал своими «фатециями» — короткими рассказами, которые можно назвать и загадками, и притчами, и пророчествами, и анекдотами. Он часто развлекал друзей и меценатов интеллектуальными загадками, в которых рассказывал о будущем. Предвидения Леонардо, как правило, звучат загадочно: «люди будут ходить и не будут двигаться; будут говорить с тем, кого нет, будут слышать того, кто не говорит».
Фото: commons.wikimedia.org
Монументальная роспись «Тайная вечеря» работы Леонардо да Винчи в доминиканском монастыре Санта-Мария-делле-Грацие в Милане
Но, пожалуй, главной его миланской работой стала «Тайная вечеря» — роспись в трапезной церкви Санта-Мария-делле-Грацие. Его интерпретация известного евангельского сюжета стала классической, столько в ней темперамента и подтекста одновременно. Есть легенда, что моделью для Христа и Иуды послужил для Леонардо один человек, только с разницей в три года. За это время он сумел превратиться из одухотворенного певчего в опустившегося нищего. Художник не узнал его, когда решил, что с этого человека можно писать Искариота. Пожалуй, это слишком красиво, чтобы быть правдой.
Кто знает всё, тот может всё
Вглядимся в знаменитый автопортрет Леонардо, на котором он выглядит то немощным старцем, то полным сил изобретателем, то сосредоточенным праведником, то лукавцем, который уже несколько веков посмеивается над человечеством. Многое можно рассмотреть в его чертах — в зависимости от ракурса и нашего настроения.
Мастер иллюзий_2
Эскиз вертолета Леонардо да Винчи
Фото: commons.wikimedia.org
Столь же разнообразны и его таланты. «Кто знает всё, тот может всё», — выводил он на странице дневника своим странным, вывернутым почерком принцип, которому следовал неуклонно. Вся его жизнь состояла из смелых идей, рисунков и чертежей.
Мастер иллюзий_3
Танк да Винчи с броней и без нее
Фото: commons.wikimedia.org
Список открытий Леонардо фантастичен. Великий мечтатель разработал прообраз современного вертолета. А еще — скафандра, механической повозки, прожектора, спасательного круга и велосипеда. Кроме того, в его записях можно разглядеть схемы пулемета, субмарины и танка — с применением интересных инженерных идей, о которых в XVI веке никто и не помышлял.
На чужбине
На склоне лет он нашел нового покровителя — французского короля Франциска I. Великому старцу присвоили титул «первый художник, инженер и архитектор короля» и отвели для него поместье Ле-Клу, которое часто посещал монарх, любивший жить по соседству, в Амбуазе. Это считалось великой честью: не Леонардо появлялся при дворе, а его величество посещал мастера.
Пенсия в 700 золотых экю позволяла не думать о хлебе насущном. Для молодого Франциска он стал образцом идеальной личности. Говорят, король даже копировал бороду Леонардо и его манеру одеваться. Но главное — он считал да Винчи великим художником и стремился учиться у него. В то время великого живописца уже не так увлекало искусство. Он проектировал систему каналов, предлагал новые конструкции крепостей и радовал монарха механическими львами.
Привечали его во Франции с истинно королевским размахом, но силы да Винчи иссякали. Свои лучшие работы он, без сомнения, создал на родине, в Италии. Но похоронили Леонардо, по его завещанию, в Амбуазе, в галерее церкви Сен-Флорантен, с такой эпитафией: «В стенах этого монастыря покоится прах Леонардо да Винчи, величайшего художника, инженера и зодчего Французского королевства». Биографы художника (и прежде всего Джорджо Вазари) утверждали, что Леонардо в последние годы жизни стал набожен, смирил свою гордыню. Возможно, они пытались приукрасить его образ в духе тогдашней «политкорректности». Леонардо никогда не бунтовал против церкви, но верил на свой лад, считая мыслящего человека почти всесильным.
Мастер иллюзий_1
Могила Леонардо да Винчи в замке Амбуаз
Фото: commons.wikimedia.org
Увы, обитель, в которой он нашел упокоение, разграбили во время гугенотских войн, а в начале XIX века снесли и церковь с могилой Леонардо. Вечной оказалась только слава великого флорентийца, который стал символом всего, чем может гордиться Старый Свет. И утонченная культура, и взлет инженерной мысли, и вера в прогресс, и парадоксализм — это всё Леонардо. Гений, для которого, кажется, не существовало невозможного.
Леонардо в России
До нашего времени сохранилось около 15 картин Леонардо — не считая более многочисленных фресок и рисунков. Пять из них хранятся в парижском Лувре, две — в петербургском Эрмитаже, еще в нескольких музеях мира — по одной. Знаменитую «Мадонну Литта» в 1864 году продал директору Эрмитажа Степану Гедеонову герцог Антонио Литта.
Мастер иллюзий_8
Турист у картины Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге
Фото: РИА Новости/Евгений Биятов
У второй эрмитажной «Мадонны» Леонардо более интересная история. Ее в конце XVIII века купил в Италии генерал Алексей Корсаков, директор Артиллерийского корпуса и большой ценитель классического искусства. Скорее всего, это изображение Мадонны с цветком было одной из первых самостоятельных работ Леонардо. В конце XIX века шедевр оказался в коллекции купца Александра Сапожникова. Его дочь Мария вышла замуж за придворного архитектора Леонтия Бенуа — и супруги решили продать картину императорскому Эрмитажу. Последние платежи за картину они получили уже после революции. Это наше достояние — как, впрочем, и всё, чем восхищает мир Леонардо. И всё, чему он учит нас через века.
Автор — заместитель главного редактора журнала «Историк»
10 известных произведений Леонардо да Винчи
Курирование этого контента осуществляется по усмотрению автора и не обязательно отражает точку зрения Encyclopaedia Britannica или ее редакции. Для получения наиболее точной и актуальной информации обращайтесь к отдельным статьям энциклопедии по темам.
© Everett Historical/Shutterstock.comЛеонардо да Винчи, один из великих художников эпохи Возрождения, постоянно тестировал художественные традиции и приемы. Он создавал новаторские композиции, исследовал анатомию, чтобы точно представить человеческое тело, рассмотрел человеческую психику, чтобы проиллюстрировать характер, и экспериментировал с методами изображения пространства и трехмерных объектов на двухмерной поверхности. Результатом его неиссякаемой любознательности является множество незаконченных проектов, а также некоторые из самых реалистичных, сложных и нежных изображений человеческой природы. Его эксперименты повлияли на искусство его преемников и часто становились стандартом изображения в последующие века. После его смерти в 1519 г.Леонардо оставил много тетрадей, заполненных заметками и набросками, но очень мало законченных работ. Некоторые из его произведений были завершены ассистентами, но другие были утеряны, уничтожены или закрашены. Ниже приведены 10 примеров некоторых из его самых известных сохранившихся работ.
- Мона Лиза (ок. 1503–1519) Леонардо да Винчи: Мона Лиза © Everett-Art/Shutterstock. com в Лувр каждый день, многие из которых очарованы таинственным взглядом и загадочной улыбкой натурщика. Обычный, казалось бы, портрет молодой женщины, скромно одетой в тонкую вуаль, в мрачных тонах и без украшений, тоже может сбить с толку зрителей, которые могут задаться вопросом, к чему вся эта суета. Простота картины противоречит таланту Леонардо к реализму. Мягко смоделированное лицо субъекта показывает его умелое обращение с сфумато, художественной техникой, в которой для моделирования формы используются тонкие градации света и тени, а не линии. Изящно расписанная вуаль, искусно сделанные локоны и тщательная прорисовка сложенной ткани свидетельствуют о неутомимом терпении Леонардо в воссоздании своих заученных наблюдений. Более того, недоумевающее выражение лица натурщика только добавляет ей реалистичности. Ее улыбка может быть привлекательной или насмешливой — зрители не могут этого понять, потому что, как и человек, она — сложная фигура, одновременно воплощающая в себе противоположные характеристики.
- Тайная вечеря (ок. 1495–1498) Леонардо да Винчи: Тайная вечеря Images Group/REX/Shutterstock.com
Одна из самых известных картин в мире, Тайная вечеря 040093 был заказан Людовико Сфорца, герцогом Миланским и покровителем Леонардо во время его первого пребывания в этом городе, для доминиканского монастыря Санта-Мария-делле-Грацие. Описывая последовательное повествование, Леонардо иллюстрирует несколько тесно связанных моментов в Евангелиях, в том числе Матфея 26: 21–28, в котором Иисус объявляет, что один из апостолов предаст его, а затем учреждает Евхаристию. Леонардо, который был заинтригован тем, как характер человека может проявляться в позе, выражении лица и жестах, изобразил уникальную реакцию каждого ученика на заявление. Позы апостолов поднимаются, опускаются, вытягиваются и переплетаются, когда они, кажется, шепчут, кричат, скорбят и спорят вокруг Иисуса, который безмятежно сидит в центре. Из-за экспериментальной техники живописи Леонардо, в которой он использовал темперную или масляную краску на двух слоях подготовительного грунта, работа начала распадаться вскоре после того, как он ее закончил. Зрители, однако, все еще могут распознать его как сложное исследование разнообразных человеческих эмоций, раскрытых в обманчиво простой композиции.
- Витрувианский человек (ок. 1490) Леонардо да Винчи: Витрувианский человек Creatas/Getty Images
Рисунок Леонардо, сделанный пером и тушью, из записных книжек многих Ви0004 под рукой в зрелые годы. Он сопровождается примечаниями, написанными зеркальным шрифтом, об идеальных пропорциях человека, которые римский архитектор Витрувий изложил в книге по архитектуре I века до н.э. Рисунок иллюстрирует теорию Витрувия о том, что идеальный человек может вписаться в круг и квадрат, две несовместимые формы. Леонардо решил эту концепцию, нарисовав мужскую фигуру в двух наложенных друг на друга положениях: одно с вытянутыми руками, чтобы поместиться в квадрат, а другое с расставленными ногами и руками по кругу. Работа показывает не только стремление Леонардо понять значимые тексты, но и его желание расширить их. Он не был первым, кто проиллюстрировал концепции Витрувия, но его рисунок позже стал самым знаковым, отчасти потому, что его сочетание математики, философии и искусства казалось подходящим символом эпохи Возрождения. Рисунок сейчас находится в Галерее Академии в Венеции, где он обычно не выставляется, а хранится в архиве с контролируемым климатом.
- Автопортрет (ок. 1490/1515–16) Леонардо да Винчи: автопортрет Photos.com/Jupiterimages
длинные волнистые волосы и борода были воспроизведены до такой степени, что определяют, как большинство людей думают о внешности Леонардо. Тем не менее, некоторые ученые утверждают, что фигура с ее резкими чертами лица, нахмуренными бровями и опущенными глазами выглядит намного старше того возраста, которого когда-либо достиг Леонардо; Леонардо умер в возрасте 67 лет. Они предполагают, что рисунок может быть одним из его гротескных рисунков, набросков, которые он обычно делал в своих записных книжках людей с эксцентричными чертами лица. Кого бы ни изображал портрет, это отход от часто пленительных сюжетов Леонардо, но ему удалось наполнить фигуру благородством и мудростью зрелого возраста. 9 Giraudon/Art Resource, New York Богородица в скалах в Лувре первая из двух картин Леонардо на основе апокрифической легенды, в которой Святое Семейство встречает святого Иоанна Крестителя, когда они бегут в Египет от Иродовой резни невинных. Леонардо был вовлечен в многолетние судебные тяжбы с Братством Непорочного Зачатия, которое заказало работу, и спор в конечном итоге привел Леонардо к написанию другой версии предмета около 1508 года, которая сейчас находится в Национальной галерее Лондона.
На первой картине показано, как Леонардо открыл Высокое Возрождение. Ранние картины этого периода часто изображали фигуры в линейном порядке, отдельные друг от друга и неподвижные по форме. Однако в «Мадонна в скалах» фигуры Девы Марии, Младенца Христа, младенца Иоанна и архангела расположены пирамидальной композицией и не только убедительно занимают пространство, но и взаимодействуют друг с другом посредством жесты и взгляды. Юная Мария сидит на земле среди таинственного скалистого пейзажа, а не на троне, как ее изображали на многих картинах раннего Возрождения. Ее тело движется — кажется, что оно покачивается, когда она покровительственно наклоняет голову к младенцу Иоанну, который стоит на коленях в молитве слева, и она выглядит так, как будто подталкивает его к Младенцу Христу справа. Иисус, в свою очередь, благословляет Иоанна, как архангел, видимый в сложной позе со спины, указывает на Иоанна и непостижимо смотрит на зрителя. Леонардо также заметно исключил традиционные святые сигнификаторы — нимбы для Марии и Христа и посох для Иоанна — так что Святое Семейство кажется менее божественным и более человечным.
- Голова женщины (1500–10) Леонардо да Винчи: Голова женщины © Alfredo Dagli Orti/REX/Shutterstock.com
Рисунок головы женщины 900, маленькая кисть с пигментом, изображает молодую женщину с наклоненной головой и опущенными глазами. Ее поза напоминает Деву Марию из картины Леонардо « Дева в скалах» , что позволяет предположить, что рисунок мог служить моделью. Прозвище рисунка, La scapigliata 9.0004 переводится как «растрепанный» и относится к непослушным прядям волос молодой женщины. Свободно нарисованные усики и плечи контрастируют с тщательно проработанным лицом, где Леонардо мягко смоделировал тонкие черты женщины, от ее тяжелых век до ее нежных губ. Он раскрывает плавные методы работы Леонардо, используя как выразительный рисунок для создания формы, так и контролируемое наслоение для обеспечения детализации.
- Дама с горностаем (ок. 1489–1491) Леонардо да Винчи: Дама с горностаем © ALIK KEPLICZ/AP/REX/Shutterstock.com
Многие искусствоведы идентифицируют юную женщину в Дама с горностаем как Сесилию Галлерани, любовницу покровителя Леонардо Людовико Сфорца, герцога Миланского . Горностай часто использовался как эмблема герцога. Женщина поворачивает голову вправо, ее блестящие глаза как будто направлены на что-то за кадром. Хотя картина была сильно закрашена, особенно темный фон, она, тем не менее, показывает знание Леонардо анатомии и его способность изображать характер в позе и выражении. Он улавливает юность и добродушие девушки в ее бесхитростных чертах, внимательном взгляде и нежных объятиях горностая, который царственно и настороженно сидит, склонив голову набок. Ее тонкая рука обнажает сложную костную структуру под кожей, точно так же, как голова горностая предполагает наличие черепа под тонко нарисованным мехом.
- Спаситель мира (ок. 1500 г.) Леонардо да Винчи: Спаситель мира Спаситель мира») попала в заголовки газет в 2017 году, когда была продана на аукционе за рекордную сумму в 450,3 миллиона долларов. Высокая цена была тем более удивительной, если учесть, что Salvator Mundi находился в плохом состоянии, имел сомнительную историю, а его атрибуция была предметом споров среди ученых и критиков. Многие ученые мужи отмечали плохое мастерство изображения лица Иисуса; жесткая поза, так непохожая на характерные извивающиеся позы мастеров эпохи Возрождения; и неубедительное изображение стеклянного шара, который, если бы он был сплошным, отражал бы искаженное изображение его держателя — оптический трюк, о котором Леонардо знал бы. Аукционный дом Christie’s, организовавший продажу, отклонил критику, отметив, что любое отсутствие мастерства было результатом серьезной реставрации в предыдущие века, и указал на мягкое моделирование правой руки Иисуса и изящность его тугих локонов, обе характеристики это напоминало технику Леонардо. Аукционный дом также утверждал, что реставраторы подтвердили, что картина была сделана из тех же материалов, которые использовал бы Леонардо, в частности, ультрамарина, дорогого высококачественного синего пигмента, который часто предназначался исключительно для виртуозов. Споры об атрибуции продолжались и после продажи, но интерес к работе и крупная сумма, уплаченная на аукционе, свидетельствовали о непреходящей известности Леонардо и его влиятельном положении в каноне истории искусства спустя пять столетий после его смерти.
- Джиневра де Бенчи (ок. 1474/78) Леонардо да Винчи: Джиневра де Бенчи Предоставлено Национальной галереей искусств, Вашингтон, округ Колумбия (Фонд Эйлсы Меллон Брюс; номер доступа 1967). .a)
Находящийся в Национальной галерее искусств в Вашингтоне, округ Колумбия, портрет Джиневры де Бенчи — единственная картина Леонардо, публично выставленная в Западном полушарии. Это одна из самых ранних работ Леонардо, законченная, когда ему было чуть за 20, и демонстрирующая некоторые из нетрадиционных методов, которые он использовал на протяжении всей своей карьеры. Вдохновленный своими северными современниками, Леонардо нарушил традицию, изобразив торжественную молодую женщину в позе в три четверти, а не в обычном профиле, и, таким образом, он, возможно, был первым итальянским художником, нарисовавшим такую композицию. Он продолжал использовать вид в три четверти во всех своих портретах, включая Мона Лиза , и он быстро стал стандартом для портретной живописи, настолько вездесущим, что сегодня зрители воспринимают его как должное. Леонардо, возможно, также использовал свои пальцы, когда краска была еще липкой, чтобы смоделировать лицо Джиневры, о чем свидетельствуют отпечатки пальцев, обнаруженные на поверхности краски.
На оборотной стороне картины венок из лавра и пальмы окружает ветку можжевельника ( ginepro по-итальянски — игра слов от имени натурщика), а свиток с латинской фразой «красота украшает добродетель» обвивает каждую флоры. Усеченный вид обратной стороны предполагает, что картина могла быть срезана внизу, возможно, из-за повреждения водой или огнем. Некоторые ученые предполагают, что на портрете на аверсе должны быть изображены руки Джиневры, и предполагают, что эскиз рук и кистей с помощью серебряной иглы, хранящийся в Виндзорском замке, мог служить предварительным рисунком.
- Богородица с младенцем и святой Анной (ок. 1503–1519) Леонардо да Винчи: Богородица с младенцем и святой Анной Фотография предоставлена Giraudon—Art Resource, New York
Некоторые ученые считают, что « Богородица с младенцем и святой Анной » была последней картиной Леонардо, и в этой работе он использовал многие условности, которые он установил на протяжении всей своей карьеры, чтобы изобразить три поколения Святого Семейства — Святую Анну, ее дочь, Богородицу. Мария и Младенец Христос. Анна, на вершине пирамидальной композиции, наблюдает за Марией, которая сидит у нее на коленях, пока Богородица нежно удерживает Младенца Христа от восхождения на ягненка. В отличие от знающего младенца Леонардо, изображенного в Дева в Скале , фигура Христа в Богородица с Младенцем и Святой Анной выглядит невинно, демонстрирует игривое юношеское поведение и показывает доверчивое выражение, когда он отвечает взглядом своей матери. Взаимодействие между фигурами кажется интимным и раскрывает способность Леонардо изображать убедительные человеческие отношения.
Картина также свидетельствует о давнем интересе Леонардо к правдоподобному изображению трехмерного пространства на двухмерной поверхности. Как и на многих картинах Леонардо, фигуры сидят среди фантастического пейзажа. Используя воздушную перспективу, технику, о которой он писал в своих Трактат о живописи , Леонардо создал иллюзию расстояния, нарисовав скалистые образования на заднем плане так, чтобы они казались серо-голубыми и менее детализированными, чем пейзаж на переднем плане. Он использовал эту технику во многих пейзажах своих ранних работ, в том числе Мона Лиза и Дева в скалах .
Витрувианский человек — Леонардо да Винчи
Предоставлено LeonardoDaVinci.net |
Витрувианский человек был создан Леонардо да Винчи примерно в 1487 году. Он сопровождается примечаниями, основанными на работах знаменитого архитектора Витрувия Поллиона. Рисунок, выполненный пером и тушью на бумаги, изображает мужскую фигуру в двух наложенных друг на друга положениях с расставленными руками и ногами и одновременно вписанными в круг и квадрат. Рисунок и текст иногда называют Каноном пропорций или, реже, Пропорции человека. Он хранится в Галерее Академии в Венеции, Италия, и, как и большинство работ на бумаге, выставляется лишь изредка.
Пропорциональное соотношение частей отражает универсальный дизайн. А «медицинское» равновесие элементов обеспечивает стабильную структуру. Таким образом, эти качества в равной степени разделяются Богом, созданным человеком. тело и собственное производство человека хорошего здания. В конце 1480-х годов эта тема художественного микрокосма стала одним из великих объединяющих принципов его мысли. Это архитектурное приложение однако дело не в этом; это только начало концепции, которая имела буквально универсальное применение.
Это изображение является прекрасным примером пристального внимания Леонардо к пропорциям. Кроме того, эта картина представляет собой краеугольный камень попыток Леонардо соотнести человека с природой. Британская энциклопедия в Интернете говорится: «Леонардо представлял себе великую схему изображения человеческого тела, которую он создал с помощью своих анатомических рисунков и Витрувианского человека, как космографию дель минор мондо (космографию микрокосма). Он считал, что работа человеческого тела аналогична работе Вселенной».