Легенда про Сфинкса
Тему легенды о Сфинксе начну с отрывка из книги Анастасии Новых «Сэнсэй-IV»:
«— Кстати говоря, “Сфинкс” — это далеко не истинное наименование данного сооружения. Это вообще греческое слово, означающее “тот, кто душит”, возникшее от глагола “сжимать”, “удушать”. Так эту статую называли греки, поскольку, пребывая в Египте, ассоциировали её с персонажем своих древнегреческих легенд — Сфинга (Сфинкс). Сфинга у греков означало сказочное животное с головой и грудью женщины, туловищем льва, крыльями птицы. Это существо по легенде обитало на скале близ Фив и задавало прохожим неразрешимую загадку и когда не получало ответа, то душило их. Поскольку где-то их легенда перекликалась с древнеегипетскими легендами о расправе богини Сахмет (львице с человеческим лицом), дочери бога Ра, с непокорными людьми, то это название так и осталось в истории.
Хотя отмечу, что греческая легенда родилась из более древней версии о хищнице Фикс, обитавшей в Беотии на горе Фикион — свирепом чудовище, способном заглатывать свою добычу.
В жестоком сражении её одолел Эдип. А сам образ Сфинга родился у греков под влиянием малоазийского образа крылатой полудевы-полульвицы. Что же касается большого Сфинкса, то, на самом деле, в Египте его именовали как Хармахис, который олицетворяли с восходящим на Востоке солнцем и символом воскрешения. Но эти понятия вытекали из более ранних представлений о большом Сфинксе как о “Страже дома богов”. И это не случайно. Так как это сооружение охраняет тайну пути, ведущего к Храму Лотоса — одной из древнейших подземных построек в этом месте».
Из этого интересного и содержательного отрывка текста можно сделать несколько выводов:
- На самом деле большого Сфинкса называли Хармахис;
- Греки именовали его Сфинксом. Основанием для такого названия послужила местная легенда о Сфинге. Опять-таки, легенда о Сфинге появилась из более древнего повествования о Фиксе;
- Изображение сфинкса было распространено в Египте и Малой Азии и совмещало в себе черты человека и различных животных;
- Большой Сфинкс служит стражем дома Богов.
О Большом Сфинксе в Интернете и книгах Анастасии Новых выложено очень много материала. Изложенной информации для анализа и изучения более, чем достаточно. Но всё же, может, отойдём немного в сторону от общепринятых теорий изучения большого Сфинкса и посмотрим на Сфинкса как на стража дома Богов, но не того, который скрыт под ним. Иного.
Так пусть и дальше будем называть Хармахиса Большим Сфинксом, просто хотя бы для того, чтобы избежать путаницы. Наш мозг уже привык к этому названию, и вместе с упоминанием Большого Сфинкса сразу же возникает его величественный профиль.
Современный толковый словарь издательства «Большая Советская Энциклопедия» предложил следующее толкование:
- ХАРМАХИС (Хор-Эм-Ахет) (др.-егип. Гор на небосклоне), в египетской мифологии одна из ипостасей бога Гора, связанная с культом солнца. Изображался в виде сфинкса или льва с головой сокола.
О Сфинксе или Сфинге в Интернет-пространстве можно узнать следующее:
- Сфинкс (др. греч Σφίγξ, Σφιγγός, сфинга, собств. «душительница») — зооморфное мифическое существо.
- В древнеегипетском искусстве — животное с телом льва, головой человека или (реже) — головой сокола или барана.
- В древнегреческой мифологии — чудовище с головой женщины, лапами и телом льва, крыльями орла и хвостом быка, персонаж легенды об Эдипе.
Греческий миф об этом мифическом создании легко можно найти. Сфинкс или Сфинга в древнегреческой мифологии — это крылатое чудовище с лицом и грудью женщины и туловищем льва. Она — порождение стоглавого дракона Тифона и Ехидны. Имя Сфинкс связано с глаголом «сфинго» — «сжимать, удушать». Насланная Герой на Фивы в наказанье за совращение Лаем юного Хрисиппа, она расположилась на горе близ Фив (или на городской площади), и задавала каждому проходившему загадку: «Кто из живых существ утром ходит на четырех ногах, днём на двух, а вечером на трёх?» Не сумевшего дать разгадку Сфинкс убивала, и таким образом погубила много знатных фиванцев, включая сына царя Креонта.
Удручённый горем царь объявил, что отдаст царство и руку своей сестры Иокасты тому, кто избавит Фивы от Сфинкса. Когда загадку разгадал Эдип, Сфинкс в отчаянье бросилась в пропасть и разбилась на смерть, а Эдип стал фиванским царём.Этот вариант мифа появился из своей более древней версии, в которой первоначальным именем хищницы, обитавшей в Беотии на горе Фикион, было Фикс (здесь её родителями названы Орф и Эхидна). Древняя Фикс была свирепым чудовищем, способным заглатывать добычу. Её одолел Эдип с оружием в руках в ходе жестокого сражения. Сам образ Фикс возник под влиянием образа крылатой полудевы-полульвицы, распространённого в Малой (Передней) Азии.
Чем глубже вникаешь в этот вопрос, тем больше он вызывает недоумение. Как можно было отождествлять столь разные сущности? Как их можно было связать?
Почему греки назвали Большого Сфинкса этим именем? Ведь он олицетворяет воплощение бога Гора, надежду на воскрешение, а Фикс – это вообще свирепое чудовище, заглатывающее свою добычу. Большой Сфинкс вмещает в себе образ льва. Богиня Сехмет изображалась с головой львицы и телом женщины. Фикс тоже появилась из образа полудевы-полульвицы. Может, поэтому греки дали этому изваянию такое имя? По сути, легенда о Фиксе где-то похожа на древнеегипетскую легенду о богине Сехмет. Сехмет была супругой бога Птаха, богиней войны и грозным оком бога Солнца Ра. Она изображалась с головой львицы и телом женщины. Известна она была своей расправой с непокорными людьми, что немного схоже с образом Сфинги. Давайте отметим, что Сехмет расправлялась именно с непокорными. Здесь есть ещё о чём подумать. Как связаны между собой Хармахис и Сехмет? Может потому, что Сехмет охраняла фараона. А комплекс пирамид в Гизе официально признается как гробница фараонов. Здесь есть связь, но мне интересно разобраться в другом.
Посмотрим на сфинкса. Поиск изображения сфинкса дал разнообразные результаты. Теперь можно разделить, что есть скульптуры сфинксов, которые во множестве распространены в Малой (Передней) Азии, Египте, есть скульптура Большого Сфинкса и есть изображения Сфинга/Фикса. Изображения сфинкса также были распространены в Греции. К примеру, там даже монеты чеканились с их изображением. Среди скульптур сфинксов есть такие, которым придан именно такой образ. Он совмещает в себя части тела человека, льва, орла и быка; этот образ несёт в себе уже знакомые нам черты.
Образы человека, льва, орла и быка в свете истинных Знаний используются для объяснения энергетической конструкции Человека, его четырёх Сущностей. И через образ сфинкса в древнегреческой мифологии идёт указание на четыре Сущности как собирательный облик чудовища, совмещающего в себе человека, льва, орла и быка.
О значении человека, льва, орла и быка в исконных Знаниях хорошо написано в книге Анастасии Новых «АллатРа», особенно в том отрывке, где дается описание иконы «Спас в силах».
Приведу цитату из этой книги:
«Ригден: Более того, на иконе “Спас в Силах” Христос изображён на фоне геометрических фигур. В частности, на заднем плане находится красный квадрат, по углам которого расположены крылатый человек, лев, телец и орёл.
Анастасия: То есть символы четырёх Сущностей на фоне красного квадрата.
Ригден: Да. Сейчас в христианстве эти образы (тетраморфы) трактуют как символы евангелистов (соответственно, Матфея, Марка, Луки, Иоанна). Вследствие такой жреческой трактовки, теперь мало кто знает об истинной сути этих символов и их происхождении. А вот “пастве” этой мировой религии их поясняют так: Матфей — это образ крылатого человека. Он был сборщиком податей, поэтому его образ обычно изображают при помощи денежной суммы, копья, меча…
Анастасия: Ну да, образ человека — это символ человеческой природы и желаний, традиционное аллегорическое толкование у древних восточных народов Задней сущности в контексте знаний о четырёх Сущностях.
Ригден: Абсолютно верно, только об этом уже давно никто не помнит. Далее символ Марка — лев, царь зверей. Символ Луки — крылатый бык, где сам бык рассматривается как жертвенное животное.
Анастасия: Так бык ещё в праиндийской цивилизации означал Животное начало, а у большинства древних народов — характеристику Правой сущности человека. А сколько старинных восточных сюжетов посвящено борьбе со львом и победе над ним, как символе укрощения человеком своей самой умной и властолюбивой Левой сущности — опоре Животного начала!
Ригден: Ну так всё просто, когда понимаешь очевидное… А вот символ Иоанна — орёл. Однако изначально в контексте знаний о четырёх Сущностях стояла другая птица. По факту, здесь должен быть изображён сокол, если следовать первоисточникам, откуда жрецы копировали сюжет для своей новой религии. У многих древних народов, в том числе и египтян птица (сокол) являлась символическим обозначением Передней сущности. Орёл — это уже вставка от жрецов в сведения, заимствованные ими у других народов. Но это уже другая тема разговора».
Если рассматривать образ сфинкса как указание на четыре Сущности человека, то сама легенда и вопрос, который задает Сфинг, в греческой мифологии предстают уже в новом, отличительном свете. Если в жизни своей человек совершил правильный выбор, смог побороть в себе Животное начало, правильно ответить на вопрос: «Кто я?»; то он, как Эдип, способен победить своё Животное начало и войти в царство, которое ему обещано.
В более ранней версии древнегреческого мифа, указания на исконные Знания носили ещё более конкретный характер. Фикс именно заглатывала проигравшего ей в схватке человека. Это так похоже на объяснения ада, которое также приведено в книге «АллатРа»:
«Кстати, на санскрите “ад” (транскрипция русскими буквами) означает “есть, глотать, поглощать”, или, говоря древнерусским языком, — “жрать”. Этот материальный мир считался древними людьми как раз тем местом, что нынешние религии называют адом и изображался в виде чудовища, которое пожирает людей, их судьбы и Души. Но если человек денно и нощно жаждет спасти свою Душу, работает над собой в каждом дне, то это даёт ему шанс выйти навсегда за пределы материального мира, за пределы страданий и постоянных перерождений».
Не зря легенда говорит о жестоком сражении Эдипа с Фиксой, и оно, по сути, похоже на личный армагеддон человека. Но Человек способен выйти из него победителем. В этом сражении важно сделать правильный выбор и твёрдо следовать намеченному пути. Человек способен одержать победу над своим животным началом, обрести воскрешение в новом для себя качестве как Ангел Божий уйти в Мир Духовный.
Но здесь мне все-таки вновь хотелось бы вернуться к началу этой темы и вспомнить, что Большой Сфинкс создан именно как страж Дома Богов. Само понимание стража довольно интересно в Исконных Знаниях и не раз отражалось в эпосе народов мира. Поэтому на страже, как части легенды о Сфинксе, хотелось бы отдельно остановиться во второй части этого изложения.
Легенда о Сфинксе — один из примеров того, как в древних верованиях, сказаниях, сказках. мифах и легендах нашли свое отражение Исконные Знания. Они раскрываются идущему по Духовному пути. Но бывает, когда в таких красивых и поэтических произведениях скрыто нечто большее. Когда неясная связь легкой тенью скользит от древней Греции к еще более мудрому древнему Египту. В Исконных Знаниях победа Человека над своим Животным началом неизменно сопровождается прохождением им стража.
Стражем, охраняющим Дом Богов, является Хармахис. Да правильно, первый взгляд на комплекс в Гизе создает впечатление, что Большой Сфинкс охраняет пирамиды. Но все-таки его основное предназначение — это Храм Лотоса. Под ним скрыто это подземное сооружение, вход в которое расположен в лапах Льва. Хотя все же Домом родным для каждого человека есть Мир Духовный. Мир, где в Любви живут Ангелы, о котором так сказано в предисловии к книге Анастасии Новых «АллатРа».
Для меня Хармахис является логическим завершением легенды о Сфинксе, которая так красиво и незатейливо указывает на историческую личность — Гора. Гор был реальным лицом, жившим и правящим в Египте на протяжении многих лет. Нас приучают к тому, что персонажи в легендах и мифах выдуманы. Так можно было бы и относится к этому человеку. Но вот египетский жрец Манафон оставил нам более чем конкретное упоминание о нём. В книге Анастасии Новых «Эзоосмос. Исконный Шамбалы» говорится о Горе как о сильной духовной личности. Его деятельность неразрывно связана с духовным развитием человечества. И древние египтяне, сознавая ценность полученных знаний, стремились закрепить их в народном творчестве, памятниках архитектуры, культуры и быта, в том числе и изваянии Большого Сфинкса. Ведь не зря первоначально это величественное изваяние назвали Хармахис, что означает «Гор на небосклоне».
Если писать о Горе, то полагаю обязательно надо начать с Осириса – отца Гора. Осирис унаследовал трон правителя Египта и стал править им с добротой мудрого правителя. Египтяне признают, что это были поистине золотые времена для их страны. Много народов покорилось Осирису без какого либо принуждения, добровольно. И во всех делах этого правителя ему верной подругой и помощницей была его жена – Исида. Но Осирис был умерщвлен Сетом, как говорят, без пролития и капли божественной крови. Потом со временем тело Осириса было расчленено Сетом на 14 частей и разбросано по территории Египта. Исида собрала все части тела Осириса и на тех местах, где их находили, построены 14 храмов. От этих отстроенных храмов и развивался Египет в дальнейшем.
Гор вырос и победил Сета. Он смог оживить своего отца, но Осирис не пожелал вернуться в мир материальный и остался в мире загробном. Он передал власть Гору, который и занял трон правителя Египта. У Гора были 4 сына: Амсет, Хапи, Дуамутеф и Кебексенуф. Четверо сыновей Гора, в изначальном духовном смысле, и есть четыре Сущности человека. Они присутствуют на суде Осириса и им определена роль защитников трона Осириса. В обретенных знаниях сказано, что победив свое Животное начало, человек подчиняет себе четыре Сущности и они становятся все защитниками. И ещё один факт о защитниках: Тот повелел египтянам хранить и защищать Гора, когда его родила Исида, сказав при этом, что без него Египет погрузится во мрак и хаос.
Будучи спасённым, после своего становления Гор, если образно выражаться, стал стражем Дома Богов. В Знаниях отдельно выделено, что идущий по Пути духовного развития Человек обязательно должен с ним встретится, ответить искренне и честно на вопрос: «Кто я?», победить свое Животное начало и сдать самый главный экзамен в Жизни. Гор может быть и не является напрямую тем самым Стражем (хотя откуда мне знать доподлинно), но через образ его переданы Знания о пути Бессмертия. О прохождении этого Стража так вдохновенно написала Анастасия Новых в книге «Сэнсэй-IV»:
«Духовный опыт — это результат жизни, в которой твоя духовность должна проявляться во всём: в мыслях, поступках, действиях, духовных практиках и, в первую очередь, помощи людям во имя добра, ибо это есть самый ближайший путь к Богу. Любовь человека не тщетна, ибо она очищает душу и дарует силу созидания. Молитвы и медитации не бессмысленны, ибо они есть такое же благо для духовного роста человека, как питание для плода, набирающего силу. Упование на Бога не ложно, ибо в нём сокрыто сущее, что связывает нас непосредственно с Ним. Так что быть настоящим Человеком и истинно приближаться к Богу — это значит с каждым днём всё больше проявлять в мир Свет своей души и добиться того, чтобы в этом Свете не было даже намёка на присутствие тени. Только тогда вы сможете пройти Стража и воссоединиться с истинным Источником Света».
Давайте посмотрим на изображение Стража, нарисованного Анастасией Новых. Как-то он мало похож по виду на Гора или Большого Сфинкса, но мне кажется суть у них очень близкая.
Пройдя Стража, сдав экзамен на духовную зрелость аттестационной комиссии под председательством Владыки Шамбалы, Человек ещё при жизни смело проходит в Мир Духовный или, говоря иными словами, в Дом Богов и сам становится частью Беспредельного.
Так в легендах древней Греции, в символике Египта сохранились зерна духовных Знаний о сути Человеческой жизни. Кроме Большого Сфинкса можно найти другие источники истинных Знаний. Но в то же время, на основе легенды о Сфинге/Фиксе видно, как сознание противится процессу духовного освобождения Человека, как неуклонно оно затирает исконные Знания, искажает их. Да, дьяволу под силу исказить истинный смысл духовных Знаний в умах людей, но затереть Большого Сфинкса он не может. Ибо само время боится Пирамид и Величественного изваяния Стража Мира Духовного.
Автор: Игорь Гайдук
25.12.2016
Самая большая статуя в Египте
Каждая цивилизация имеет свои символы, которые считаются неотъемлемыми частями народа, его культуры и истории. Сфинкс Древнего Египта – бессмертное доказательство могущества, силы и величия страны, немое напоминание о божественном происхождении его властителей, канувших в века, но оставивших на земле образ вечной жизни. Национальный символ Египта считается одним из самых великих архитектурных памятников прошлого, до сих пор наводящим невольный страх своей внушительностью, ореолом тайн, мистических легенд и вековой историей.
Памятник в цифрах
Сфинкс египетский известен всем и каждому жителю на земле. Памятник вырублен из монолитной скалы, имеет тело льва и голову человека (по некоторым источникам — фараона). Длина статуи составляет 73 м, высота – 20 м. Символ могущества королевской власти расположен на плато Гизы западного побережья реки Нил и окружен широким и достаточно глубоким рвом. Глубокомысленный взор Сфинкса устремлен на восток, в сторону той точки небес, где восходит Солнце. Памятник много раз оказывался под покровом песка и был не раз отреставрирован. Статуя была полностью очищена от песка только в 1925 году, поразив воображение жителей планеты своим масштабом и размерами.
История изваяния: факты против легенд
В Египте Сфинкс считается самым загадочным и мистическим памятником. Его история на протяжении многих лет вызывает бурный интерес и особое внимание историков, писателей, режиссеров и исследователей. Каждый, кому довелось прикоснуться к вечности, которую олицетворяет статуя, предлагает свою версию ее происхождения. Местные жители называют каменную достопримечательность «отцом ужаса» по причине того, что Сфинкс является хранителем множества таинственных легенд и излюбленным местом туристов – любителей загадок и фантастики. По мнению исследователей, история Сфинкса насчитывает более 13 веков. Предположительно, он был построен для того, чтобы зафиксировать астрономический феномен – воссоединение трех планет.
Миф о происхождении
До сих пор не существует достоверных сведений о том, что же символизирует это изваяние, для чего оно было построено и когда. Отсутствие истории заменяется легендами, которые передаются из уст в уста и рассказываются туристам. Тот факт, что в Египте Сфинкс является древнейшим и самым большим памятником, порождает о нем таинственные и нелепые истории. Существует предположение, что статуя охраняет надгробия величайших фараонов – пирамиды Хеопса, Микерина и Хефрена. Другая легенда гласит, что каменное изваяние символизирует личность фараона Хефрена, третья – что это статуя бога Гора (бог неба, получеловек, полусокол), наблюдающего за восхождением своего отца – Бога Солнца Ра.
Легенды
В древнегреческой мифологии Сфинкс упоминается в качестве безобразного чудовища. По версии греков, легенды Древнего Египта об этом монстре звучат так: существо с телом льва и головой человека породили Эхидна и Тифон (женщина-полузмея и великан с сотней драконьих голов). Оно имело лицо и грудь женщины, тело льва и крылья птицы. Чудовище обитало недалеко от Фив, подстерегало людей и задавало им странный вопрос: «Кто из живых существ утром передвигается на четырёх ногах, днём на двух, а вечером на трёх?» Никто из дрожащих от страха странников не мог дать Сфинксу вразумительного ответа. После чего монстр приговаривал их к смерти. Однако наступил тот день, когда мудрый Эдип смог разгадать его загадку. «Это человек в детстве, зрелости и старости» — ответил он. После этого сокрушенное чудовище бросилось с вершины горы и разбилось о скалы.
По второй версии легенды, в Египте Сфинкс был когда-то Богом. Однажды небесный правитель попал в коварную ловушку песков, именуемую «клеткой забытья», и уснул в ней вечным сном.
Реальные факты
Несмотря на загадочный подтекст легенд, реальная история не менее мистична и таинственна. Согласно первоначальному мнению ученых, Сфинкс был построен в одно время с пирамидами. Однако в древних папирусах, из которых была почерпнута информация о застройке пирамид, нет ни одного упоминания о каменном изваянии. Известны имена архитекторов, строителей, создавших грандиозные усыпальницы для фараонов, но имя человека, подарившего миру Сфинкс египетский, до сих пор остается неизвестным. Правда, через несколько столетий после создания пирамид возникают первые факты о статуе. Египтяне зазывают ее «шепес анх» — «живой образ». Больше никакой информации и научного объяснения этих слов ученые дать миру не смогли.
Но в то же время культовый образ таинственного Сфинкса – крылатой девы-чудовища – упоминается в греческой мифологии, многочисленных сказках и преданиях. Герой этих сказаний, в зависимости от автора, периодически меняет свой облик, выступая в одних версиях получеловеком-полульвом, а в других – крылатой львицей.
Очередной головоломкой для ученых стала летопись Геродота, который в 445 г. до н.э. описал в мельчайших подробностях процесс застройки пирамид. Он поведал миру интересные истории о том, как воздвигались сооружения, в течение какого времени и сколько рабов было задействовано в их строительстве. Повествование «отца истории» коснулось даже таких нюансов, как питание невольников. Но, как ни странно, Геродот, ни разу не упомянул в своем труде каменный Сфинкс. Ни в одном из последующих записей факт возведения памятника также не был обнаружен.
Помог пролить ученым свет на загадку Сфинкса труд римского писателя Плиния Старшего «Естественная история». В своих записях он рассказывает об очередном очищении памятника от песка. Исходя из этого, становится ясно, почему Геродот не оставил миру описание Сфинкса – памятник на тот момент был погребен под слоем песчаных наносов. Так сколько же раз он оказывался в песчаной ловушке?
Первая «реставрация»
Судя по надписи, оставленной на каменной стеле между лапами чудища, фараон Тутмос I потратил год на освобождение памятника. Древние письмена рассказывают о том, что, будучи принцем, Тутмос уснул крепким сном у подножия Сфинкса и увидел сон, в котором ему явился бог Хармакис. Он предсказал принцу восхождение на трон Египта и приказал освободить изваяние из песочной ловушки. Спустя некоторое время Тутмос благополучно стал фараоном и вспомнил о данном божеству обещании. Он приказал не только откопать гиганта, но и отреставрировать его. Таким образом, первое возрождение легенды Египта произошло в XV в. до н.э. Именно тогда мир узнал о грандиозном сооружении и уникальном культовом памятнике Египта.
Доподлинно известно, что после возрождения Сфинкса фараоном Тутмосом его в очередной раз откапывали при царствовании династии Птоломеев, при римских императорах, захвативших Древний Египет, и арабских правителях. В наше время он был вновь освобожден от песков в 1925 году. До сей поры статую приходится очищать после песчаных бурь, так как она является важным туристическим объектом.
Почему у памятника отсутствует нос
Несмотря на древность скульптуры, она практически сохранилась в первоначальном виде, воплощающем Сфинкс. Египет (фото памятника представлено выше) сумел сохранить свой архитектурный шедевр, но не сумел защитить его от варварства людей. У изваяния нет в данный момент носа. Ученые предполагают, что один из фараонов по неизвестной науке причине приказал отбить нос у статуи. Согласно другим источникам, памятник повредила армия Наполеона, обстреляв его лицо из пушки. Англичане же откололи бороду чудища и переправили ее в свой музей.
Однако в обнаруженных позднее записях историка Аль-Макризи от 1378 года говорится о том, что каменное изваяние уже не имело носа. По его словам, один из арабов, желая искупить религиозные грехи (В Коране запрещалось изображение человеческих лиц), отколол нос гиганта. В ответ на подобное злодеяние и надругательство над Сфинксом пески начали мстить людям, наступая на земли Гизы.
В итоге ученые пришли к выводу, что в Египте Сфинкс лишился носа в результате сильных ветров и наводнений. Хотя и это предположение не нашло до сих пор реального подтверждения.
Ошеломляющие секреты Сфинкса
В 1988 году, в результате воздействия едкого заводского дыма, от памятника откололась приличная часть каменной глыбы (350 кг). ЮНЕСКО, обеспокоившись внешним видом и состоянием туристического и культурного объекта, возобновили ремонт, тем самым открыв дорогу новым исследованиям. В результате тщательного изучения каменных блоков пирамиды Хеопса и Сфинкса японскими археологами была выдвинута гипотеза о том, что памятник был построен гораздо раньше великой усыпальницы фараона. Вывод стал ошеломляющим открытием для историков, которые предполагали, что пирамида, Сфинкс и другие погребальные сооружения – современники. Вторым, не менее удивительным открытием, стал обнаруженный под левой лапой хищника длинный узкий тоннель, соединенный с пирамидой Хеопса.
После японских археологов древнейшим памятником занялись гидрологи. Они обнаружили на его теле следы эрозии от большого водного потока, который двигался с севера на юг. После ряда исследований гидрологи пришли к выводу, что каменный лев был безмолвным свидетелем разлива Нила – библейской катастрофы, которая произошла около 8-12 тысяч лет назад. Американский исследователь Джон Энтони Уэст объяснил следы водной эрозии на теле льва и их отсутствие на голове доказательством того, что Сфинкс существовал еще во времена ледникового периода и датируется любым периодом до 15 тыс. года до н. э. По мнению французских археологов, история Древнего Египта может похвалиться древнейшим памятником, существовавшим даже во времена гибели Атлантиды.
Таким образом, каменное изваяние говорит нам о существовании величайшей цивилизации, которой удалось воздвигнуть столь величественное сооружение, ставшее бессмертным образом Прошлого.
Преклонение древних египтян перед Сфинксом
Фараоны Египта регулярно совершали паломничества к подножию гиганта, который символизировал великое прошлое их страны. Они приносили жертвы на алтарь, который находился меж его лап, воскуривали благовония, получая от гиганта немое благословение на царство и трон. Сфинкс был для них не только воплощением бога Солнца, но и священным образом, который даровал им наследную и законную власть от предков. Он олицетворял могущественный Египет, история страны отражалась в его величественном виде, воплощая каждый образ нового фараона и превращая современность в составляющую вечности. Древние письмена прославляли Сфинкса в качестве великого бога-творца. Его образ воссоединял прошлое, настоящее и будущее.
Астрономическое объяснение каменного изваяния
По официальной версии, Сфинкс бы построен в 2500 году до н. э. по приказу фараона Хефрена в период правления Четвертой Правящей династии фараонов. Громадный лев расположился среди других величественных сооружений на каменном плато Гизы – трех пирамид.
Астрономические исследования показали, что расположение статуи выбрано не по слепому наитию, а в соответствии с точкой пересечения пути небесных светил. Он служил экваториальным пунктом, указывающим точное расположение на горизонте места восхода Солнца в день весеннего равноденствия. Согласно мнению астрономов, Сфинкс был построен 10,5 тысяч лет тому назад.
Примечательно, что пирамиды Гизы располагаются на земле в точно таком же порядке, как три звезды Пояса Ориона на небосводе в том году. По преданию, Сфинкс и пирамиды зафиксировали то положение звезд, то астрономическое время, которое древние египтяне называли первым. Так как небесным олицетворением бога Осириса, правившего на тот момент, был Орион, рукотворные сооружения были построены с целью изображения звезд его пояса, дабы увековечить и зафиксировать время своей власти.
Великий Сфинкс как туристический объект
В настоящее время гигантский лев с головой человека привлекает миллионы туристов, жаждущих воочию увидеть легендарную, окутанную мраком многовековой истории и множеством мистических преданий каменную скульптуру. Интерес к ней всего человечества обусловлен тем, что тайна создания статуи так и осталась нераскрытой, погребенной под песками. Трудно представить, сколько тайн хранит в себе Сфинкс. Египет (фото памятника и пирамид можно увидеть на любом туристическом портале) может гордиться своей великой историей, выдающими людьми, грандиозными памятниками, правду о которых их создатели унесли с собой в царство Анубиса — бога смерти.
Велик и внушителен громадный каменный Сфинкс, история которого так и осталась неразгаданной и полной тайн. Все так же устремлен спокойный взгляд изваяния вдаль и все так же невозмутим его облик. Сколько веков он является безмолвным свидетелем человеческих страданий, тщеславия правителей, горестей и бед, постигших египетскую землю? Сколько же тайн хранит в себе Великий Сфинкс? К сожалению, на все эти вопросы на протяжении многих лет так и не найдено ответов.
Mythic Monday: The Riddle of the Sphinx
Сфинкс « sfihngks » был мифическим существом с телом льва и головой человека, сокола или барана. Сфинкс встречается как в древнеегипетской, так и в греческой мифологии. В египетском мифе Сфинкс был скорее символом, чем отдельной сущностью. Это была фигура-хранитель, защитник пирамид и бич врагов Ра, бога солнца. Он также представлял фараона и божественную силу фараона. Иногда лицо резного или нарисованного сфинкса должно было напоминать того или иного фараона.
В греческой мифологии Сфинкс был чудовищем. В некоторых источниках отмечается, что у него было тело и хвост льва, лицо женщины и крылья птицы. Это был потомок Ехидны и Тифона, которые также породили таких других чудовищ, как гидра, химера, многоголовый пес Ортус и мерзких горгон.
В легенде об Эдипе богиня Гера послала Сфинкса напасть на жителей древнего города Фив. Это было наказанием за древнее преступление, возможно, за неспособность искупить преступления бывшего царя Фив. Сфинкс сидел на скале недалеко от древнего города. Существо охраняло Фивы загадкой, которую она узнала от Муз. Каждый раз, когда путешественнику не удавалось разгадать ее загадку, она пожирала их, эффективно не позволяя никому покинуть город или войти в него.
Загадка? «У какого существа четыре ноги, затем две, а потом три?» Некоторые источники пишут: «У кого четыре ноги утром, две в полдень и три вечером?» После того, как многие люди угадали неправильно и были убиты, царь Фив объявил, что отдаст королевство тому, кто сможет разгадать загадку. Дорога мимо горы Фисион, где Сфинкс ждал своих жертв, была усеяна костями людей, не сумевших найти правильный ответ. В конце концов, Эдип, бежавший из Коринфа, разгадал загадку. Он ответил: «Человек, который в младенчестве ползает на четвереньках, затем ходит на двух ногах и, наконец, в старости нуждается в трости». Услышав правильный ответ, Сфинкс прыгнул со скалы насмерть. Чума в Фивах была снята.
Untitled Document
World Book Online предоставляет прогрессивную последовательность основных баз данных, поддерживаемых дополнительными инструменты, такие как языковой перевод, графические органайзеры и уникальные веб-квесты. Переход от От Early World of Learning до World Book Advanced, World Book Online объединяет конечных пользователей с их соответствующий уровень обучения. Каждый автономный сайт предоставляет дополнительные функции для поддержки потребности конкретных возможностей пользователей.
Разница в мировой книге
World Book сочетает в себе передовые технологии с традиционным редакционным мастерством для создания
авторитетный, заслуживающий доверия и беспристрастный контент. Цифровой контент обновляется в режиме реального времени и
тщательно подобраны для каждого уровня обучения. Доступный 24/7 контент доступен на различных устройствах.
World Book Online сочетает в себе методы обучения 21-го века со своевременной информацией.
Разбивая сложные темы и используя понятный текст, World Book Online помогает
развивать беглость речи и улучшать понимание. Благодаря возможности единого входа эти сайты являются парными.
с очень визуальным содержанием, чтобы привлечь даже самого неохотного читателя. Наша коллекция ресурсов зажигает
опыт обучения на протяжении всей жизни для каждого пользователя. Эта приверженность ясности, актуальности и точности делает
Цифровые предложения World Book представляют собой информационный центр для класса, библиотеки и не только.
Изображение: Сфинксы фигурируют в рассказах древних людей из Египта, Греции и Ближнего Востока. Показанный здесь Большой Сфинкс представляет собой огромную известняковую статую, созданную около Гизы в Египте около 4500 лет назад. Кредит: © Dreamstime
Мифическое существо в Древнем Египте против Греции
Когда мы думаем о Древнем Египте, на ум приходят пирамиды, фараоны и сфинксы. Но хотя сфинкс тесно связан с нашими современными представлениями о Египте, в древности его преобладание было распространено по всему древнему миру. Сфинксов можно встретить в Древней Греции, Вавилоне, Персии и даже в Восточной Азии. У некоторых есть крылья, у некоторых самки, у других змеиные хвосты, но у всех общее кошачье тело и гуманоидное лицо. Безусловно, самые распространенные изображения встречаются в Древнем Египте и Греции, и именно на них мы и сосредоточимся.
Попросите кого-нибудь нарисовать сфинкса, и в 9 случаях из 10 вы получите египетскую версию. Человеческое лицо, окруженное головным убором фараонов и телом льва. Как вы можете видеть на изображении Сфинкса Мемфиса, сфинксы в Египте изображались с накладными бородами, которые указывали на царский ранг и божественный статус.
Сфинкс существует в египетской мифологии по крайней мере с 2575 г. до н. э., но, возможно, и раньше. Самым старым известным примером является Большой Сфинкс, стоящий за пределами Великой пирамиды Хуфу. Построенный сыном Хуфу, Хефреном, его лицо было вырезано по его подобию. Это установило стандарт для будущих изображений сфинкса. От Рамзеса Великого в Мемфисе до Хатшепсут, женщины-фараона, они служили портретами своих уполномоченных.
Вам нравится эта статья?
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостейДля египтян сфинкс был защитником. Построенный для охраны королевской семьи, его часто находили рядом с королевскими захоронениями и входами в храмы. Он был связан с богом солнца с головой ястреба Ра (или Ре) и, как таковой, был существом добра. Ра, царь богов, но также и благочестивый отец фараона, был ключевым компонентом власти фараона на земле. Сфинксы по этой ассоциации защищали от зла, сражаясь с врагами Ра, буквальными силами тьмы.
Как и многие древние статуи, сфинксы должны были быть раскрашены. Есть свидетельства того, что Большой Сфинкс был окрашен в красный цвет, а его головной убор окрашен в желтый и синий цвета. Представление памятника во всем его безвкусном великолепии помогает нам понять, какое влияние он оказал на древний мир.
Причина, по которой Великий Сфинкс был помещен перед Великой Пирамидой, не совсем ясна. Марк Ленер, известный египтолог, обнаружил доказательства того, что храм Великого Сфинкса был построен в соответствии с Великой пирамидой и пирамидой Хефрена, чтобы соответствовать летнему равноденствию. Это еще больше подчеркнет связь между сфинксом и богом солнца. Доктор Захи Хавасс также предположил, что расположение Великого Сфинкса и пирамиды Хефрена было способом представить Хефрена как Гора, делающего подношения своему отцу, который стал единым с Ра. Ленер согласился с тем, что:
«Даже если это совпадение, трудно представить, чтобы египтяне не видели эту идеограмму, если она каким-то образом преднамеренная, она считается примером архитектурного иллюзионизма в грандиозном, может быть, величайшем масштабе».
Имя Сфинкса
Происхождение сфинкса до сих пор обсуждается. Наше понимание того, что это означало для египтян, основано на каменной табличке, известной как Стела Снов между лапами Великого Сфинкса. Однако он был размещен примерно через 1000 лет после его создания фараоном Тутмосом IV. Он выкопал табличку после того, как ему приснился сон, в котором сфинкс пообещал ему помочь стать фараоном. Во сне монстр показал, что его зовут Хоремахет, что означает «Гор на горизонте». Гор, сын Исиды и Осириса, первый фараон, был еще одним ключевым богом, связанным с солнцем. Его правый глаз был солнцем, а левый — луной.
Что касается Хоремахета, то он был богом, олицетворявшим рассвет, и его часто изображали в виде сфинкса. Опять же, эта атрибуция относится к периоду после создания Великого Сфинкса. Было ли это развитием предыдущей мифологии или уникальной позицией, пока неизвестно. Однако есть некоторые свидетельства того, что он может представлять Рути (или Акера), двуглавого льва, охранявшего подземный мир Египта.
Если и существовали другие мифы о сфинксах, предшествовавшие Великому Сфинксу, то сегодня они утеряны. Точно так же не записано то, что египтяне называли мифическими видами. Само имя происходит от греческого либо как адаптация имени «Фикс», как Гесиод — греческий поэт — называл существо, либо происходит от sphingein , что означает «связывать» или «сжимать».
Представление о сфинксе как о существе, любящем головоломки и охраняющем сокровища, сегодня распространено. От «Гарри Поттера» до голливудских фильмов, таких как «Боги Египта», мифическое существо представляет собой угрозу и сбивает с толку своими загадками.
Но это впечатление вовсе не египетское: оно греческое. В истории об Эдипе Сфинкс выступает в роли привратника, посланного богами в город Фивы, чтобы загадать загадку любому прохожему. При правильном ответе вы проходите, и Сфинкс умирает. Если ошибешься, она тебя съест. Загадка следующая:
«Какое существо имеет один голос, но становится четвероногим, двуногим и трехногим?»
Эдип правильно ответил, что существо — человек. При рождении человек ползает. По мере взросления они ходят на двух ногах. С возрастом они используют палку. В зависимости от версии истории чудовище бросается на смерть или погибает от рук Эдипа.
Различия между греческими и египетскими сфинксами
Хотя сфинкс возник в Египте, по мере его распространения в Греции и Азии его значение и внешний вид менялись. Из духа-защитника древних египтян он превратился в опасного монстра.
В греческом мифе Сфинкс был дочерью Орфа (собака-чудовище с двумя головами) и Ехидны (наполовину женщина, наполовину змея) или даже Химеры (составное существо: лев, коза и змея). Греческая версия имеет сходство личности и чудовищности со своими родственными мифическими существами женского пола, Химерами и Горгонами. Их истории объединяет вопящая женщина-монстр, подстерегающая героя-мужчину, прежде чем ее перехитрили и убили. Таким образом, в этом греческий сфинкс соответствовал образцу других греческих чудовищ. Оно было злобным, безжалостным и коварным. В рассказах поэтов, таких как Статий, чудовищные образы были сосредоточены на ее когтях и злых глазах, последние также являются важным аспектом Медузы Горгоны.
Физически сфинкс Греции отличался от того, что составлял сфинкс Египта. Последние имели тело льва, почти всегда человеческую голову (некоторые более поздние образцы имели голову барана) и были в основном мужчинами (если только они не представляли женщин-фараонов, таких как Хатшепсут). Греческая версия всегда была женщиной и имела тело кошки с крыльями.
Представляется наиболее вероятным, что сфинкс как понятие зародился в Египте. В греческой мифологии это существо происходит из Эфиопии, довольно расплывчатое географическое понятие, примерно соответствующее верхнему Нилу и землям к югу от Египта. Так как же мы перешли от египетской версии к греческой?
Один из возможных ответов — время. Мы склонны объединять все древние миры в один однородный период, но Египет Хефрена был хронологически так же далек от времен Геродота, как Геродот от нас! Действительно, с эллинистической эры прошло так много времени, что Большой Сфинкс был покрыт песком по самую шею.
Естественную эволюцию идей и концепций следует ожидать в течение 2000 лет. Эта эволюция имеет больше смысла в свете политического состояния Египта в классический греческий период. Когда история Эдипа переписывалась, Египет уже не был независимой империей, способной навязывать и увековечивать свою собственную культуру, а был сатрапией под персидским правлением, с дальнейшими внутренними раздорами.
Ключевым влиянием этого персидского контроля стало увеличение сложности доступа к знаниям иероглифов. Когда примерно в 454 г. до н. э. древнегреческий историк Геродот путешествовал по Египту, он писал о том, как трудно найти человека, способного перевести «священные писания» (то есть иероглифы). Это означает, что даже те египтяне, которые были современниками греков, не могли легко получить доступ к письменным источникам, чтобы восстановить первоначальное значение мифического существа. Греческий миф, вписывающийся в существующую мифологию о женщинах-монстрах, на тот момент не вызывал возражений.
Другой проблемой является ксенофобское отношение древних греков к другим культурам, что не исключало египтян. Как мы уже упоминали, греческие идеологии были пропитаны более широкими взглядами на «варварство» и стереотипами, основанными на их взглядах. В сочетании с трудностью поиска египетских свидетельств и отсутствием интереса к оригинальному египетскому мифу, логично предположить, что греки не воспроизводили оригинального египетского сфинкса, а создали свою собственную версию.