Правые партии россии в начале 20 века: Лидеры и основные политические позиции партий в России начала XX века

Какие политические партии были в Российской империи

До 1905 года в Российской империи действовали только подпольные революционные партии. Легальная деятельность политических партий стала возможной только после провозглашения 17 октября 1905 года Манифеста об усовершенствовании государственного порядка. Этим же Манифестом объявлялись выборы в Государственную Думу, за места в которой и стали бороться вновь созданные партийные организации. Правые

Фото: Русская семеркаРусская семерка

«Русское собрание»

Видео дня

«Русское собрание» начинало свою деятельность в 1900 году как литературно-художественный клуб для приверженцев право-консервативных взглядов. Его первым председателем стал князь и писатель Дмитрий Голицын. В политическую партию оно оформилось только в 1906 году. «Русское собрание» никогда не участвовало в думских выборах, и его политическое влияние, в отличие от идеологического, было невелико, однако из него вышли некоторые лидеры других партий монархического и черносотенного толка, такие как Александр Дубровин, Владимир Пуришкевич, Владимир Грингмут. В начале 1-ой Мировой войны «Русское собрание» прервало политическую деятельность, а в 1917 году прекратило своё существование.

Программа партии основывалась на знаменитой триаде «Православие. Самодержавие. Народность». В ней значилось, что «православная вера должна быть господствующей в России, как непреложная основа русского просвещения и народного воспитания», «царское самодержавие – совершеннейшая форма правления в России», и «царь не может подлежать никакой ответственности ни перед кем, кроме Бога и Истории», а «Россия – едина и неделима, никакие автономии недопустимы».

Членами «Русского собрания» были представители знати, высшего духовенства, офицерства (до 1906 года, когда военным запретили состоять в политических организациях), консервативные публицисты. Среди них были известный издатель Алексей Суворин, вдова великого писателя Анна Достоевская. Симпатизировали «Русскому собранию» Виктор Васнецов и Николай Рерих.

«Союз русского народа»

«Союз русского народа» возник в 1905 году во время Первой русской революции с целью противодействия ей. У истоков «Союза русского народа» стояли врач Александр Дубровин, художник Аполлон Майков и его главный идеолог игумен Арсений (Алексеев), радикальные взгляды и поступки которого не раз вызывали гнев церковных иерархов.

Из-за разногласий в руководстве партии в 1908 году от неё отделился «Русский народный союз имени Михаила Архангела» под руководством Пуришкевича, а в 1912 году – «Всероссийский Дубровинский союз русского народа», который возглавил оттеснённый от руководства бывший председатель. Однако существенных отличий в программах этих партий не было. Во главе же «Союза русского народа» утвердился крупный помещик и известный публицист Николай Марков. До февральской революции 1917 года «Союз русского народа» был самой массовой политической партией России, однако вскоре после революции был запрещён.

Программа партии опиралась на триаду «Православие. Самодержавие. Народность». При этом зачастую подвергались резкой критике правительственные действия, в частности, Союз выступал против привлечения иностранного капитала. Российское общество члены Союза мечтали строить на основах соборности, отвергая как революционные потрясения, так и буржуазную демократию. «Союз русского народа» неоднократно обвиняли в раздувании антисемитизма, организации еврейских погромов и политических убийств.

Отношение к «Союзу русского народа» в высших кругах было неоднозначным. Его деятельности симпатизировали сам император Николай Второй, святой Иоанн Кронштадтский и многие представители высшего духовенства, включая будущего патриарха Тихона (Белавина). Однако премьер-министр Сергей Витте называл Союз «организацией обычных воров и хулиганов» и считал, что «порядочный человек не будет подавать им руки и постарается избегать их общества».

Русский монархический союз

Прообраз русского монархического союза – русская монархическая партия была основана в 1905 году. Долгое время эта организация была близка к «Союзу русского народа», и речь шла об их объединении, но затем разногласия между организациями усилились, и в 1909 был зарегистрирован Русский монархический союз. На первом этапе лидером партии был идеолог черносотенства Владимир Грингмут, а после его смерти – протоиерей Иоанн (Восторгов) и архимандрит Макарий (Гневушев). Позиции монархистов сильно пошатнулись в начале Первой Мировой войны после запрещения духовных лицам состоять в политических организациях, а также вследствие финансовых скандалов, в которых оказалось замешано руководство партии. После февральской революции партия была запрещена, а её лидеры подвергались арестам и были расстреляны в 1918 году.

Партия выступала за неограниченную монархию, против любых уступок парламентаризму, а либералов, наряду с революционерами, относила к врагам России. При этом монархисты подвергали резкой критике правительство (особенно когда им руководил Сергей Витте) и государственную бюрократию, стоящую, по их мнению, между государем и народом. Названием «черносотенцы» монархисты гордились: «Враги самодержавия назвали „чёрной сотней“ простой, чёрный русский народ, который во время вооружённого бунта 1905 года встал на защиту самодержавного Царя. Почётное ли это название, „чёрная сотня“? Да, очень почётное». При этом они отвергали террор и насильственные методы борьбы.

«Союз 17 октября» («Октябристы»)

«Союз 17 октября», крупнейшая в России либерально-консервативная партия, получила своё название в честь царского манифеста 17 октября 1905 года, провозгласившего некоторые гражданские свободы, в том числе, организации политических партий. Базой октябристов были помещики, крупные предприниматели, чиновничество и правая часть интеллигенции. Её лидером стал видный юрист Александр Гучков, председатель 3-й Государственной думы, которого впоследствии сменил крупный землевладелец Михаил Родзянко, председатель 3-й (после отставки Гучкова) и 4-й Государственной думы. В числе членов и сторонников партии были адвокат Фёдор Плевако, ювелир Карл Фаберже, географ и путешественник Григорий Грум-Гржимайло. Партия октябристов в Думе считалась опорой правительства Петра Столыпина. В 1913 году в стане октябристов произошёл раскол, и партия вскоре практически прекратила политическую деятельность. Однако её лидеры сыграли большую роль в февральской революции 1917 года и способствовали отречению Николая Второго, а впоследствии занимали важные посты во Временном правительстве.

Ключевыми пунктами программы «Союза 17 октября» было введение конституционной монархии, гарантии гражданских свобод, единство и неделимость России (право на автономию признавалось только за Финляндией).

Центристы

Прогрессивная партия

Прогрессивная партия была основана в 1912 году. Её предшественники, прогрессивно-экономическая и торгово-промышленная партии и торгово-промышленный союз, появившиеся в 1905 году, просуществовали недолго. Партию прогрессистов возглавили промышленник Александр Коновалов и крупный землевладелец Иван Ефремов. Большое влияние в ней имели одни из богатейших капиталистов братья Рябушинские. После февральской революции левые прогрессисты во главе с Коноваловым влились с ряды кадетов, а правые, под предводительством Ефремова, преобразовались в радикально-демократическую партию.

Партия прогрессистов выражала, в первую очередь, интересы крупного бизнеса. В политическом спектре её место было между октябристами и кадетами. Прогрессисты выступали за умеренные политические реформы, а их идеалом было государственное устройство, близкое к британскому, с конституционной монархией и двухпалатным парламентом, причём для депутатов и избирателей предполагался достаточно высокий имущественный ценз. Радикально-демократическая партия, организованная остатками прогрессистов после февраля 1917 года, выступала уже за президентскую форму правления с государственным устройством, близким к американскому.

Партия конституционных демократов (кадеты)

Конституционно-демократическая партия (другие названия – «Партия народной свободы» и просто «кадеты») была крупнейшей либеральной партией Российской империи. Она была основана в 1905 году на базе «Союза земцев-конституционалистов». Ядро партии составляла интеллигенция. Её лидером стал историк Павел Милюков, а среди её активных членов были учёные Владимир Вернадский и Пётр Струве, видный юрист, отец великого писателя Владимир Набоков и множество других известных представителей интеллигенции. Партия одержала победу на выборах в Первую Государственную думу, председателем которой был избран её член, профессор права Московского университета Сергей Муромцев. Вторую Думу возглавил другой кадет, юрист Фёдор Головин. Кадеты играли важную роль в Февральской революции 1917 года и занимали ключевые посты во Временном правительстве. Вскоре после Октябрьской революции конституционно-демократическая партия была запрещена. Впоследствии её лидеры пользовались большим влиянием в эмигрантских кругах.

Программа кадетов утверждала равноправие всех граждан России вне зависимости от пола, возраста, национальности, религии и социального происхождения, парламентскую демократию, разделение властей, гарантии личных свобод, федеративное устройство России с правом наций на культурное самоопределение, бесплатное школьное образование, 8-часовой рабочий день.

Левые

Трудовая народно-социалистическая партия

Партия народных социалистов (энесов) образовалась в 1905 году. Её идеология была близка к народничеству 19-го века – партия выступала за переход к социализму, опираясь на крестьянскую общину, минуя стадию капитализма. При этом энесы отвергали террор и другие насильственные методы. Партия народных социалистов состояла, по большей части, из левой интеллигенции и крестьян. Их лидером был известный экономист Алексей Пошехонов. После роспуска Второй Государственной думы в 1907 году и до февральской революции 1917 года политическая активность партии была почти не заметна, пока ей остатки летом 1917 года не объединились с трудовиками в Трудовую народно-социалистическую партию.

Трудовая группа (трудовики) возникла как объединение депутатов Первой Государственной думы, придерживавшихся народнических взглядов. В основном в неё входили депутаты из крестьян и деятелей земского движения, а также некоторая часть левой интеллигенции. Трудовики позиционировали себя как защитники интересов всех трудящихся: крестьян, рабочих и трудовой интеллигенции. После разгона первой Думы часть депутатов группы подверглась арестам, некоторые – эмигрировали. В последующих Думах трудовики были уже не столь многочисленны. В 1917 году они объединились с энесами в Трудовую народно-социалистическую партию. В 1918 году партия была запрещена.

Анархисты

Среди революционно настроенных граждан Российской империи идеи анархизма пользовались известной популярностью. Но крупной анархистской партии в России не существовало – жёсткая партийная организация противоречила самой сути этого вольнолюбивого учения. Анархисты признавали только «добровольное соглашение личностей в группы и групп между собою». Они не желали участвовать в выборах и деятельности Государственной думы. Существовало множество анархистских групп различных направлений, объединяющей фигурой для которых был князь Пётр Кропоткин, пользовавшийся у всех анархистов огромным авторитетом.

Наиболее влиятельная анархо-коммунистическая группа «Хлеб и воля» (хлебовольцы) была создана анархистскими эмигрантами в Женеве в 1903 году. Они мечтали не только о свержении царизма, но и об упразднении государства вообще, а будущее страны видели как свободное объединение вольных коммун. Хлебовольцы призывали к массовым забастовкам и революционным выступлениям, но при этой отвергали террор. В противовес хлебовольцам, группа «Чёрное знамя» (чернознаменцы), лидером которой был литератор Иуда Гроссман, считала экспроприации и террор против любых «буржуев» основным средством революционной борьбы.

Социалисты-революционеры (эсеры)

Партия социалистов-революционеров (эсеров), выросшая из народнических организаций конца 19-го века, долгое время была самой массовой и самой радикальной из социалистических партий. Датой рождения партии можно считать 1901 год, однако её программа окончательно оформилась только в начале 1906 года. Лидером партии эсеров был профессиональный революционер Виктор Чернов. После февральской революции численность эсеров превысила миллион, а во главе Временного правительства в июле стал эсер Александр Керенский. Они получили большинство на выборах в Учредительное собрание, которое было разогнано большевиками. После этого правые эсеры боролись с Советами, а отколовшиеся от партии левые эсеры во главе с Марией Спиридоновой фактически примкнули к новой власти и ещё несколько лет сохраняли относительную самостоятельность.

Помимо политического крыла у партии эсеров была боевая организация, которую возглавляли Григорий Гершуни, Евно Азеф (разоблачённый впоследствии как агент охранки) и Борис Савинков. Самыми известными террористическими актами эсеров были убийство министров внутренних дел Дмитрия Сипягина Степаном Балмашёвым и Вячеслава фон Плеве Егором Сазоновым, а также Великого князя Сергея Александровича Иваном Каляевым.

Программу социалистов-революционеров лучше всего характеризует лозунг «Земля и воля». Они выступали за национализацию земли, запрет её купли-продажи и наделение земельными наделами всех желающих в объёме, который можно обработать собственным трудом. Неудивительно, что наибольшую популярность эта партия обрела среди крестьянства. Эсеры выступали за самые широкие политические свободы и декларировали право народов на самоопределение.

Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП)

РСДРП была нелегально основана в 1898 году. У её истоков стоял видный философ Георгий Плеханов. В 1903 году партия раскололась на 2 группы – большевиков (которые на том съезде оказались в большинстве) во главе с Владимиром Ульяновым-Лениным и более умеренных меньшевиков, лидером которых стал Юлий Мартов. Примкнул к меньшевикам и Плеханов. Большевики склонялись к революционным методам борьбы, а меньшевики предпочитали легальную деятельность. Фактический раскол на 2 партии произошёл в 1912 году, но формально большевики окончательно отмежевались от меньшевиков и выделились в отдельную партию весной 1917 года.

Ко времени февральской революции меньшевики были многочисленнее и влиятельнее большевиков. Их представители входили во Временное правительство. Вместе с эсерами они контролировали большинство советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Большевики от сотрудничества с Временным правительством отказались и взяли курс на подготовку вооружённого восстания, которое и осуществили 25 октября 1917 года. Меньшевики осудили Октябрьскую революцию. Впоследствии многие их лидеры (Мартов, Ираклий Церетели, Павел Аксельрод) оказались в эмиграции, а значительная часть рядовых членов предпочла сотрудничать с большевиками. С 1918 по 1921 год меньшевики находились у власти в Грузии.

РСДРП сочетала легальную деятельность (её представители были в Государственной думе) с революционной борьбой. У партии было 2 программы: программа-минимум и программа-максимум. Первая предусматривала установление демократической республики, расширение прав трудящихся (установление 8-часового рабочего дня, социальное страхование), гражданские свободы, реализация права наций на самоопределение. Целью программы-максимум была социалистическая революция, отмена частной собственности на средства производства и установление диктатуры пролетариата.

Национальные

Политические программы национальных партий Российской империи, как правило, мало отличались от программ центральных партий, за исключением акцентирования вопроса о национальной автономии или независимости.

«Бунд»

«Бунд» (Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польше и России) действовал, в основном, в западных губерниях Российской империи. Взгляды бундовцев были близки к программе РСДРП, и некоторое время «Бунд» входил в её состав как автономная организация, поначалу склоняясь к большевизму, а затем перейдя на сторону меньшевиков. Бундовцы выступали против эмиграции евреев в Палестину, противопоставляя этому создание национально-культурных автономий в местах компактного проживания евреев.

«Мусават»

«Мусульманская демократическая партия Мусават» (это слово в переводе означает «равенство») была основана в Баку в 1911 году и стала самой влиятельной азербайджанской партией, пользующейся широкой поддержкой различных слоёв населения. Её лидером стал писатель и журналист Мамед Эмин Расулзаде. Первоначально её члены стояли на позициях пантюркизма и мечтали о создании единой с Турцией Туранской империи, но впоследствии умерили свои требования и, после объединения с «Тюркской партией федералистов», настаивали лишь на автономии в составе России. Они также выступали за республиканскую форму правления, гражданские свободы, всеобщее бесплатное образование и социальные гарантии.

«Дашнакцутюн»

Армянская революционная федерация «Дашнакцутюн» была создана в 1890 году в Тифлисе. Главной её целью было освобождение Турецкой Армении из-под власти Османской империи или, как минимум, установление армянской автономии. Для этого планировалось использовать все средства, включая террор. В начале 20-го века «Дашнакцутюн» стала активно участвовать и в российском революционном движении. В числе их требований были установление демократических свобод, передача всей земли крестьянам и создание национальной автономии. В 1918-1921 годах, до установления советской власти, «Дашнакцутюн» была правящей партии Армении.

«Белорусская социалистическая Громада»

«Белорусская социалистическая Громада», первая политическая партия Белоруссии, была создана в 1902 году на основе национальных студенческих кружков. Целью партии было создание белорусской автономии, а впоследствии даже создание национального государства. Социально-экономическая программа партия поначалу была близка к меньшевистской, а затем – к эсеровской.

«Украинская социал-демократическая рабочая партия»

Первая украинской политической партией стала «Украинская революционная партия», основанная в 1900 году. Но несколько лет спустя она раскололась на несколько частей, самой крупной из которых стала «Украинская социал-демократическая рабочая партия» (УСДРП). Её лидером был писатель и художник Владимир Винниченко, а в руководящий состав входил Симон Петлюра, в те годы работавший учителем и журналистом. Программа УСДРП была очень близка к меньшевистской. После Октябрьской революции левое крыло партии поддержало большевиков, а правое взяло курс на создание независимого украинского государства.

Серия «Политические партии России. Конец XIX – первая треть ХХ века. Документальное наследие»

Серия «Политические партии России. Конец XIX – первая треть ХХ века. Документальное наследие»

2 / 512

Главная Серия «Политические партии России. Конец XIX – первая треть ХХ века…

Описание

Описание

Серия «Политические партии России. Конец XIX – первая треть ХХ века. Документальное наследие»

«Российская политическая энциклопедия» начиналась с двух исследовательских и научно-издательских проектов. Прежде всего это касается работы над энциклопедией «Политические партии России. Конец XIX  первая треть XX в.». Инициаторы проекта ставили своей задачей создать фундаментальный труд, не имеющий аналогов в мировой историографии. Книга получила обширную прессу, хорошие отзывы историков и высокую оценку коллег-издателей, была отмечена дипломом Ассоциации книгоиздателей «Лучшая книга года» России в 1996 г. 

В 1991 г. началась подготовка первых книг серии «Политические партии России. Конец XIX – первая треть ХХ века. Документальное наследие». К концу 2005 г. издано уже 44 тома, посвященных кадетской партии, меньшевикам, эсерам, октябристам, правым партиям, анархистам и др. Успешная работа стала возможной благодаря кооперации с российскими и зарубежными научными центрами. За эту работу группа ученых получили Государственную премию РФ по науке и технике за 2002 г. (см. Награды издательства).

С этих проектов начиналась научно-исследовательская и издательская деятельность РОССПЭН.  Сегодня общественно-политическая проблематика, история, политология, социология, социальная философия по-прежнему составляют содержание работы издательства, которое  выступает в качестве не просто издательской структуры, но и в качестве интеллектуального центра, продуцирующего идеи, ведущего научно-организационную работу.

  • Конференции РСДРП 1912 года : документы и материалы

  • Правоэсеровский политический процесс в Москве. 8 июня – 4 августа 1922 г. Стенограммы судебных заседаний: в 14 т.: Т. 1-2

  • Меньшевики в эмиграции : протоколы Заграничной Делегации РСДРП, 1922-1951 гг. : в 2 ч. — Москва, 2010.

  • Тактический центр. Документы и материалы

  • Анархисты. Документы и материалы. 1883—1935 гг. В 2 тт.

  • Меньшевики в 1903—1931 гг.

  • Партия «Союз 17 октября».

    Протоколы съездов, конференций и заседаний ЦК. В 2-х т.

  • Всероссийский Национальный Центр

  • Либеральное движение в России. 1902—1905 гг.

  • Партия социалистов-революционеров. Документы и материалы. 1900—1925 гг. В 3-х т.

  • Правые партии. 1905—1917 гг. Документы и материалы. В 2 т.

  • Союз эсеров-максималистов. 1906—1924 гг. Документы, публицистика

  • Партии демократических реформ, мирного обновления, прогрессистов. 1906—1916 гг. Документы и материалы

  • Трудовая народно-социалистическая партия: Документы и материалы

  • Партия левых социалистов-революционеров. Документы и материалы. 1917—1925 гг. В 3-х т.

  • Партии российских промышленников и предпринимателей. Документы и материалы. 1905—1906 гг.

  • Конституционно-демократическая партия

  • Объединенное дворянство

  • Российские либералы: кадеты и октябристы

  • Бунд. Документы и материалы. 1894–1921 гг.

Российская политика: правильная путаница

Когда правители России пытаются доказать свою современность и плюралистичность, они обычно ссылаются на обилие гражданских движений: есть и коммунисты, и националисты, и либеральные реформаторы, и национал-большевики. , левые и правые. Но нет объяснения смысла имен, их значения или каких-либо изменений в нем. Нет не только материалистического понимания истории, но и исторического понимания социального материала. Никакой памяти о том, какой была жизнь четверть века назад. Путин, наш общенациональный лидер, объявил распад Советского Союза величайшей геополитической катастрофой ХХ века. Чего он не объяснил, так это того, как эта великая держава, занимающая второе место в мире, испарилась за один вечер. Джиггерский покер? Измена? Чья?

Левые и правые: происхождение 

Политическое значение слов «левый» и «правый» берет свое начало со времен Французской революции в зависимости от того, слева или справа заседали партии в Законодательном собрании. Но с тех пор значения запутались. Левые хотели свободы, а правые не позволяли. Буржуазия стремилась к экономической свободе, а впоследствии и к политической свободе, чтобы противостоять любым неэкономическим попыткам расквитаться.

Затем слева появились движения в защиту интересов и прав рабочих как участников буржуазного хозяйства. Российская социал-демократия тоже была левой. Даже большевистская Октябрьская революция была еще левой: большинство ее декретов, начиная с Декрета о земле и Декларации прав народов России, разрубали феодальные узлы. Большевики, как партия свободы, изначально называли себя временным правительством и провели выборы в Учредительное собрание. Когда они получили менее четверти мест, они распустили Ассамблею и перестали говорить о временном правительстве. Их больше не заботило, чего хотят люди в России, и их власть не оставляла места для свободы.

Сможет ли Россия избежать катастрофы, добившись большей свободы и вытеснив правые идеи и ценности, продвигаемые нынешней российской элитой?

Роспуск Учредительного собрания 19 (6 по старому стилю) января 1918 г. подал плохой пример, и не только для России. Впервые в истории левая партия попрала свободу и волю народа. Придя к власти, многие рабочие, как социалисты, так и другие, изменили свою окраску с левой на крайне правую, продолжая при этом скандировать левые лозунги, которые им не удалось воплотить в жизнь. Возникла новая социальная структура. Ленин задумал это еще в своей хате в Разливе, но это произошло не сразу, потому что новой власти сначала пришлось смириться со свободами, которые она даровала во время революции. Государству принадлежали средства производства: это, а также насильственная коллективизация деревни выявили неофеодальный характер тоталитарного строя, установившегося в 19 в.18. Изменилось и значение слова «левые»: из него было вычеркнуто понятие свободы, и левыми стали обозначать борцов за тоталитаризм, диктаторов и террористов, отнявших свободу, а зачастую и жизни, у других, миллионов других .

СССР мертв. Да здравствует номенклатура!

И так продолжалось 74 года. Коммунисты (при поддержке союзников) победили во Второй мировой войне; потом они пустились в гонку вооружений против тех самых союзников. Более 80% советских ученых и большинство заводов так или иначе работали на новую войну, хотя СССР обладал ядерным оружием и не сталкивался с серьезной угрозой со стороны какой-либо другой страны. При таком общественном строе сводить концы с концами было невозможно, и в 1991 Советскому Союзу пришел конец.

«К 1929 году коммунисты из левой партии превратились в партию феодальной реакции, продолжая при этом изображать себя левыми».

Однако в России, главной наследнице и правопреемнице СССР, прежний правящий класс, т.е. номенклатура , оставался у власти. Его члены не стремились признать недостатки социальной структуры, которая так подвела страну. Чтобы улучшить ситуацию, они передали крупные предприятия, очевидно, в частную собственность зависимых от государства «олигархов», предоставив им определенную свободу действий. Не было реальной приватизации, кроме жилья, и не было других возможностей для масс владеть какой-либо частной собственностью. Мелкие и средние предприятия не процветали больше, чем сельское хозяйство или торговля. Законы и суды, защищающие их от беззакония, не сработали. В 1993 Ельцин распустил Верховный Совет, который все еще был склонен отыгрываться, а затем открыто приступил к созданию системы, очень похожей на предыдущую, наделив президента полномочиями, подобными прежним Политбюро. Он начал чеченскую войну, чтобы помешать российским автономным республикам захватить независимость, как это сделали советские республики, и обеспечить, чтобы Россия оставалась империей.

Но и до этого новое правительство, позволив высказаться некоторым политическим силам, само не было готово осудить опыт последних 70 лет. За это время коммунисты, которые до Октября призывали к свободе, заменили ее ГУЛАГом; равные права для всех народов были заменены депортациями; и права рабочих с привилегиями номенклатура . К 1929 году коммунисты из левой партии превратились в партию феодальной реакции, поэтому им пришлось убить большинство своих товарищей, создавших Коммунистическую партию, продолжая при этом изображать себя левыми. . В 1991 году их товарищи, которые на словах отреклись от прежней идеологии, но держались за нее мысленно, охарактеризовали свою, очень похожую партию, как правую, утверждая, что она строит не социализм, а капитализм.

Постсоветская экономическая реформа: от одного неидеала к другому

Когда Гайдар и другие, изначально мечтавшие только о повышении эффективности советской экономики, приступили к ельцинским реформам, они все же были вынуждены допустить большую свободу, чем у советских властей было. В этом контексте их действия были действительно левыми, но по сравнению с европейским капитализмом они были на самом деле правыми. Не только потому, что ограниченные гражданские свободы, которые они предлагали, включали только возможность говорить и читать то, что вы хотите, и ездить за границу, но и потому, что после 90s в России в очередной раз исчезла свобода печати, ее распространения и свобода собраний. Но правительство было правым и в более глубоком смысле: оно сохранило, хотя и в менее жесткой форме, советский феодальный строй. Трагедия в том, что даже крах крайне правой, советской, тоталитарной системы не смог сдвинуть Россию влево, к свободе, или подтолкнуть ее от феодального социализма к капитализму.

«После 1991 года внезапно всколыхнулись движения пестрые, но неизбежно правые: волюнтаристы, необольшевики, шовинисты и другие. Не было места традиционным левым сторонникам экономической и политической свободы, отвергавшим любой тоталитаризм, не только сталинский. «Яблоко», социал-либеральную партию, атаковали все».

Россия фактически не совершила этот переход. Сравнивая реальный, а не мифологический капитализм и социализм (коммунизм), ни один из них не следует идеализировать. Наш социализм, конечно, не был более продвинутой стадией истории. Оба возникают из феодализма, но какой из двух возникнет, зависит от того, предоставил ли феодальный абсолютизм автономию отдельным предприятиям или же ему удалось подавить их. Система процветает не благодаря своим декларациям, а потому, что ее экономика продуктивна, а это зависит от ее запасов свободы, особенно когда речь идет о передовых технологиях. Итак, при прочих равных условиях капитализм опередил социализм, поэтому строителей социализма всегда так тянуло к нему, как Ленина к нэпу или, совсем недавно, Дэн Сяопину.

Наши реформаторы твердили нам, что они тоже идут по этому пути, но просто приукрашивают рыночную экономику капитализмом. Рынок — это, конечно, самая совершенная форма обмена, которая позволила нам выйти за рамки натурального хозяйства. Но древние и средневековые рынки поддерживались принудительным трудом. Замена централизованного хозяйства рынком не означает, что его товары созданы свободным наемным трудом. Тот факт, что поставщиком на мировой, а недавно созданный внутренний рынок было не советское государство, а отдельная компания, не означает, что товары были произведены в капиталистических рыночных условиях, т.е. с оплатой бесплатной рабочей силы и интеллектуальной собственности, вот что ведет к техническому прогрессу.

Само существование такого рынка находится в прямой зависимости от политических условий, степени свободы граждан и степени игры властей по правилам. Процесс возвращения тоталитаризма в Россию, который уже начался, нельзя объяснить просто тем, что Путин был в КГБ. Дело в том, что после 1991 года крайне правая коммунистическая идеология была просто отброшена, не до конца понята: коммунисты продолжали активную деятельность как напрямую, так и под видом реформаторов. Ельцинские реформы носили правый характер: сбережения населения были обесценены, «олигархи» стали монополистами, а чиновникам приходилось полагаться на щедрость коррупции в качестве хлеба насущного.

После 1991 года внезапно всколыхнулись движения пестрые, но неизбежно правые: волюнтаристы, необольшевики, шовинисты и другие. Не было места традиционным левым сторонникам экономической и политической свободы, отвергавшим любой тоталитаризм, не только сталинский. Даже «Яблоко», социал-либеральную партию, которая по западным меркам немного левее центра, подверглась всеобщим нападкам. В сумме все это возвращало Россию к ее прошлому, поэтому Ельцин выбрал своим преемником человека из КГБ, довольно молодого и не партийного. Ельцин надеялся, что освоит новые формы лицемерия, и Путин его не разочаровал.

Модернизация по-русски

Политический деспотизм душит не только мышление и художественное творчество. Жесткая политика оказывает ощутимое влияние и на экономику. Петр [Великий] был отцом технической модернизации, и его подход к ней заключался в закручивании гаек крепостничества. Его модернизация помогла одержать победы в XVIII и начале XIX вв., но, стесненная крепостничеством, отстала от органичного развития Запада и не принесла пользы в Крымской войне. Задолго до этого Пушкин надеялся, что царь не только проявит милосердие к декабристам в стиле своего предшественника Петра, но и во всем уподобится своему предку. Николай I не был похож на Петра и при существующей системе (которую он еще более ужесточил) не мог поднять Россию. Чтобы экономика была успешной, ему пришлось бы изменить эту систему.

«Нынешняя власть боится допустить внутреннюю свободу и, как Советы после царей, хочет осуществить готовую, заемную модернизацию. Но воровство, взяточничество и советское противодействие требованиям экономики сделают это невозможным. Если мы не будем развивать свободную экономику, все это плохо кончится».

Его сын [Александр II] освободил крепостных и учредил регулярные суды, но не ввел ни конституционной монархии, ни парламента – пусть он и был изначально неравноправным – и не дал крестьянам земли . Спустя четверть века после его убийства экономика явно улучшилась, но конфликты все еще бушевали, и Россия проиграла войну с Японией. После этого это был просто вопрос времени.

Нынешняя власть боится допустить внутреннюю свободу и, как Советы после царей, хочет осуществить готовую, заемную модернизацию. Но воровство, взяточничество и советское противодействие требованиям экономики сделают это невозможным. Если мы не будем развивать свободную экономику, все это плохо кончится. Вместо грандиозных проектов и команд сверху нужны сотни тысяч конкурирующих между собой отдельных инициатив, а для их расцвета нужна новая структура и новое правительство – но на этот раз по-настоящему, не как в 1991. Непокоренная советская вертикаль и невозможность ввести какую-либо другую форму отношений вернули жестокость и повышенный цинизм. К личным качествам Путина это относится не больше, чем к сталинским. Что лично для них, так это не разделяемая многими готовность сделать то, что должно быть сделано для спасения их класса.

Советские нравы привлекательны не только для Путина, но и для его самых суровых критиков. Навальный утверждает, что коммунисты сейчас совсем другие, чем были; он расстроен, что они не вернулись к власти в 1996. Бывший диссидент Скобов ищет союза с коммунистами, жалуясь только на то, что Зюганов антисемит, и надеясь, что ему удастся это обойти. Молодые большевики Лимонова призывают к революции. Радзиховский отвечает, что, объединившись, господствующий класс устоит. Но постсталинские разногласия советского руководства возникали из-за того, что никто из них не знал, как выйти из того угла, в который они с великим кормчим (а впоследствии и без него) загнали страну.

Обстрел якобы консервативного и реакционного российского парламента в 1993 году Борису Ельцину удалось построить систему с большими президентскими полномочиями, ничем не отличающуюся от прежней Политбюро.

Путин тоже не знает, что не так, поэтому очень нервничает, ведя Россию в пропасть. Явлинский, пожалуй, единственный человек, хоть немного понимающий. Но он не может набрать достаточно голосов даже на честных выборах. Разве что, начальство разных недружелюбных барышень на каком-то из телеканалов даст ему эфирное пространство, пусть даже только в тех количествах, которые имелись во времена горбачевской 9-ки.0023 гласность [открытость]. Это позволило бы ему регулярно разъяснять, как сойти с ложного пути, по которому Россию толкали в 1918, 1929, 1937 и если не в 1991, то в 1993 и 1994 годах. Народ часто ругают за молчание. Их молчание интерпретируется как вера в Путина, но люди, разочаровавшиеся в Гайдаре и Чубайсе, а ранее в Хрущеве и Брежневе, не верят в Путина и не могут поверить в его оппонентов. Они принимают жизнь такой, какая она есть, и изменятся, если она изменится.

Те, кто верят, что режим продержится, пока он единый, забывают, что он ведет Россию к катастрофе. Это приведет либо к бессилию, либо к безумию, но к какой угодно катастрофе не только для нас, но и для самого режима. Такой конец, над которым мы не имеем никакого контроля, становится все более вероятным. У нас уже была экономическая катастрофа 80-х, изрыгнувшая перестройку, но такие старые левые, как я, антикоммунисты, антиимпериалисты, антиволюнтаристы и антитоталитаристы, не хотят, чтобы Россия пережила новая катастрофа, даже та, которая может спасти ее. Мы убеждены, что только с обретением свободы Россия и впредь будет считаться движущей силой цивилизации. Только если мы сможем разрушить Московскую стену, которая может быть всего лишь изображением, но страшнее Берлинской стены. Под этим изображением стены я подразумеваю фалангу правых идей, о которых трубят Зюганов, Жириновский, Ельцин, Гайдар, Путин-Медведев, Лимонов и Демушкин.

Политические партии России начала ХХ века как историографическая проблема

1. «Конституция 1993 г. и российский либерализм: к 20-летию Конституции России». В. Муромцевские чтения. Сборник материалов научной конференции. 27-28 сентября 2013 г. Орел, 2013.

2. «Имперско-монархическая составляющая либеральной идеологии». Муромцевские чтения. Сборник материалов Всероссийской научной конференции. Орел, 2014.

3. «Время выбрало нас». Путь интеллектуала в политику. IV Муромцевские чтения. Сборник материалов научной конференции. 25-26 октября 2012 г. Орел, 2012.

4. Абушик В. В. Деятельность монархических организаций Центральной России в период буржуазно-демократических революций (1905—1907). М., 1995.

5. Агафонов О. В., Канищева Н. И., Морозова Е. Г. Западная немарксистская историография РСДРП. Основные направления, исследовательские центры, архивы. М., 1989.

6. Александров С. А. Лидер русских кадетов П. Н. Милюков в эмиграции. М., 1996.

7. Анархисты. Документы и материалы. 1883-1935 гг. / Ред. Шелохаев, сост., автор предисловия, введения. и комментарий. В. В. Кривенький. В 2 т.р. М., 1998-1999 гг.

8. Аронов Д. В. «Жизнь, отданная борьбе за право»: научная конференция «Муромцевские чтения, 2009—2018» // История: факты и символы. 2019. № 1 (18). стр. 165-168.

9. Аронов Д.В. Муромцев Сергей Андреевич. Жизнь, посвященная борьбе за право. Орел, 2019.

10. Багирова И. С. Политические партии и организации Азербайджана в начале ХХ века. 1900–1917 гг. Баку, 1997.

11. Белов А.М. Политические партии и рабочие Центрально-промышленного района в революции 1905-1907 гг. Кострома, 1997.

12. Бонис С. «Дон Кихоты революции»? Левые эсеры как массовое политическое движение // Там же. С. 185–194.

13. Будницкий О. Русский либерализм в войне и революции // Там же. С. 149–168.

14. Бунд: документы и материалы, 1894–1921 гг. / Сост. и комментарий автора. Ю. Н. Амиантов, К. Г. Ляшенко, И. С. Розенталь, З. И. Перегудова, З. Тихонова. М., 2010.

15. Конференции РСДРП 1912 г.: документы и материалы / Сост., авт. комментарий. Ю. Н. Амиантов, К. Г. Ляшенко, И. С. Розенталь, З. И. Перегудова, З. Н. Тихонова; транс. от немца С. А. Гаврильченко. М., 2008.

16. Съезды и конференции Конституционно-демократической партии / Под ред. В. В. Шелохаева, сост., автора предисловия и примечания Н. И. Канищева. В 3т. М., 1997-2000.

17. Консерватизм в России и мире: прошлое и настоящее. Сборник научных трудов Воронежского государственного университета. Выпуск 1. Воронеж, 2001.

18. Корни Ф.К. Партийная история – что это и чем не является // Там же. С. 207–219.

19. Дорошенко А. А. Право в Государственной Думе Российской империи. Самара, 2004.

20. Думова Н. Г. Либерал в России: трагедия несовместимости. Исторический портрет П. Н. Милюкова. М., 1993.

21. Думова Н. Г. Партия кадетов в годы Первой мировой войны и Февральской революции. М., 1988.

22. Егоров А. Н. Очерки историографии русского либерализма конца XIX – первой четверти ХХ века (дореволюционный и советский периоды). Череповец, 2007; Егоров А. Н. Российские либералы начала ХХ века и власть: историографические дискуссии. Череповец, 2007.

23. Эммонс Т. Освобождение или либерализм? // Критика. Том. 5. 2004. № 1. С. 107–112; Беккер С. А

24. Ермаков В. Д. Анархическое движение в России: история и современность. Санкт-Петербург, 1997.

25. Ерофеев Н. Д. Народные социалисты в первой русской революции. М., 1979.

26. Этноконфессиональные и национальные проблемы развития российской государственности в теории, программике и политико-правовой практике российского либерализма. Сборник материалов Всероссийской научной конференции. 1—3 октября 2015 г. Орел, Приокский государственный университет. Орел, 2015.

27. Федоренко А. А. Политическая концепция В. М. Чернова. М., 1999.

28. От Временного Демократического Совета Российской Республики до конца декабря (1-я декада октября – конец декабря), Москва, 1997.

29. Гайда, Ф. А. Либеральная оппозиция на пути к власти (1914 – весна 1917). М., 2003.

30. Гайда Ф. А. Власть и общественность в России: диалог на пути политического развития (1910—1917). М., 2016.

31. Галай Ш. Истинная природа октябризма // Там же. С. 137–148.

32. Гоголевский А.В. Очерки истории русского либерализма XIX — начала XX века. ХХ век. Санкт-Петербург, 1996.

33. Городницкий Р. А. Боевая организация партии эсеров (1901—1911). М., 1998.

34. Гусев К. В. В. М. Чернов. Штрихи к политическому портрету. М., 1999.

35. Гусев К. В., Миллер В. И. Система политических партий в России. К постановке вопроса // Кентавр. 1992 г. Ноябрь–декабрь; Политическая история России в партиях и лицах. Москва, 1993; Шелохаев В. В. Многопартийность, вышедшая в воздух. 1993. № 6. С. 166–171.

36. Гарус О. А. Либерализм в Сибири в начале ХХ века: Идеология и политика. Томск, 1996.

37. История терроризма в России в учениях, биографиях, исследованиях / Сост. О. В. Будницкий. Ростов н/Д, 1996.

38. История государства и права. 2017. № 19. Спецвыпуск, посвященный 100-летию Революции 1917 года.

39. Исхаков С. М. Русские мусульмане в революции (Весна 1917 — Лето 1918). М., 2004.

40. Иванов А. А. Правые в российском парламенте: от кризиса к краху 1914–1917 гг. Москва.

41. Иванов А.А. Владимир Пуришкевич. Опыт биографии правого политика. М.; СПб, 2011.

42. Канищева Н. И., Леонов М. И., Павлов Д. Б., Степанов С. А., Шелохаев В. В. Политические партии в 1905–1907 гг. (Обзор новейшей немарксистской историографии) // История СССР. 1989. № 6. С. 180–195.

43. Канищева Н. И., Придворова Т. П., Шелохаев В. В. Партия большевиков в годы реакции и новореволюционного подъема // Вопросы истории КПСС. 1988. № 7. С. 82–98.

44. Канищева Н. И., Придворова Т. П., Шелохаев В. В. Партия большевиков в годы Первой русской революции. Критика новейшей буржуазной историографии // Вопросы истории КПСС. 1985. № 12. С. 87—100.

45. Карапетян Л. А. У истоков российской многопартийности: Северо-Кавказский край (конец IX в.).0-х годов XIX века. февраль 1917 г.). Краснодар, 2001.

46. Казарова Н.А.Ю. О. Мартов. Штрихи к политическому портрету. Ростов н/Д, 1998.

47. Кирьянов Ю.А. I. Правые партии в России. 1911–1917 гг. М., 2001; Кирьянов Ю. I. Русское собрание 1900–1917 гг. М., 2003.

48. Киселев И. Н., Корелин А. П., Шелохаев В. В. Политическая карта России 1905–1907 гг. Количественный анализ // Россия и США на рубеже XIX-XX вв. Математические методы в исторических исследованиях. Москва, 1992. стр. 114–142.

49. Киселев И. Н., Корелин А. П., Шелохаев В. В. Политические партии в 1905–1907 гг.: численность, состав, местонахождение (Количественный анализ) // История СССР. 1990. № 4. С. 71-87.

50. Коконенко А. Партия эсеров в 1901–1922 гг. Проблема историографии. Тюмень, 2004.

51. Колоницкий Б. И. «Товарищ Керенский»: антимонархическая революция и формирование культа «вождя народа» (март-июнь 1917 г.). Москва, 2017.

52. Коновалова О. В. В. М. Чернов о путях развития России. М., 2009.

53. Кривенький В. В. Анархистское движение в России в первой четверти ХХ века. Теория, организация, практика. Москва, 2018.

54. Трудовая народно-социалистическая партия. Документы и материалы / Под ред. В. В. Шелохаева, сост., автор предисловия, введения. и комментарий. СРЕДНИЙ. Сыпченко, К. Н. Морозов. М., 2003.

55. Лебедев С. В. Русские идеи и русское дело. Национально-патриотическое движение в России в прошлом и настоящем. СПб, 2007.

56. Леонов М. И. Левое народничество в начале пролетарского сегодня либеративного движения в России. Куйбышев, 1987.

57. Леонов М. И. Эсеры в революции 1905-1907 гг. Самара, 1992.

58. Леонов М. И. Партия эсеров в 1905—1907 гг., Москва, 1997.

59. Леонтьев Я. V. «Скифы» Русская революция: партия левых эсеров и ее литературные соратники. М., 2007; Галили З., Хеймсон Л., Миллер В., Ненароков А. РСДРП(б) в 1917: Документальные и исторические очерки. М., 2007.

60. Либеральный консерватизм: история и современность. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ростов н/Д, 25–26 мая 2000 г., М., 2001.

61. Либеральное движение в России, 1902–1905 гг. / Под ред. В. В. Шелохаев, сост. Д. Б. Павлов, авторы заметок О. Н. Лежнева, Д. Б. Павлов. М., 2001.

62. Либералы и революция. Сборник материалов Всероссийской научной конференции. 13—14 октября 2017 г. Орел, 2017.

63. Логинов В. Т. Неизвестный Ленин. М., 2010.

64. Логинов В. Т. Владимир Ленин. Выбор пути. Биография. М., 2005.

65. Лукьянов М. Н. Российский консерватизм и реформы. 1907–1914 гг. Пермь, 2001.

66. Ляндрес С. Документы и политика в 1917 г. // Там же. С. 169–178.

67. Малов Ю.В. К. Введение в теорию политических партий (Обзор идей и концепций). М., 2005.

68. Мелансон М. Опыт неопопулизма: дефолтные интерпретации и новые подходы // Там же. стр. 195–206.

69. Меньшевики и меньшевизм. Сборник статей. М., 1998; Исторический опыт взаимодействия русской и немецкой социал-демократии. К 100-летию РСДРП. Материалы российско-германского двустороннего симпозиума 5—7 марта 1998 г., Москва, 1998.

70. Михайлова Е. М. Черносотенные организации Среднего Поволжья в 1905–1917 гг. Чебоксары, 2000.

71. Модели социальной реконструкции в России. ХХ век / Под ред. В. В. Шелохаев. М., 2004.

72. Нравственные аспекты политической деятельности в теории, программировании, партийной практике и законотворчестве российского либерализма. Сборник материалов научной конференции. VIII Муромцевские чтения. 8—9 октября 2016 г. Орел, 2016.

73. Морозов К. Н. Партия эсеров в 1907—1914 гг., М., 1998.

74. Муромцевские чтения. Работает. 2009—2013 гг. Сборник научных статей. Орел, 2014.

75. Нарский И. В. «Революционеры справа»: Черносотенцы на Урале в 1905—1916. Материалы для изучения «русскости». Екатеринбург, 1994.

76. Нарский И. В. Русское провинциальное партизанство: политические объединения на Урале до 1917 г. (К вопросу о демократической традиции в России) Гл. 1–2. Челябинск, 1995; Постников Н. Д. Политические партии России 1907–1917 гг. (Количественный анализ) М., 2001.

77. Ненароков А. П. Правый меньшевизм: взгляды русской социал-демократии. Москва, 2012.

78. Непролетарские партии в России. Урок истории. Москва, 1984.

79. Омельянчук И. В. Черносотение в Российской империи (1901–1914). Русские русские идеи и русское дело: Киев, 2006.

80. Орловские либералы: лица, события, эпохи. Сборник научных статей. Орел, 2010.

81. Орел Мудрец, опережая время. Сборник научных статей. Орел, 2011.

82. Орлов Б. С. Политическая культура и становление демократии в России. М., 1994.

83. Орлов Б. С. Российская социал-демократия: история и современность (К 100-летию РСДРП). Научно-аналитический обзор. М., 1998.

84. Орлов Б. С. Социал-демократия как объект научного исследования в России. Научно-политическое обозрение. М., 2000.

85. Орлов Б. С. Социал-демократическая теория: взгляд из России. Сборник статей. М., 1993.

86. П. Н. Милюков: историк, политик, дипломат. Материалы международной научной конференции. Москва, 26–27 мая 1999 г., М., 2000.

87. Ч. 2. Историография. М., 2001; Часть 3. Происхождение меньшевизма. М., 2005. Ч. 4. Формирование партии. М., 2008.

88. Партии российских промышленников и предпринимателей. Документы и материалы 1905–1906 гг. / Под ред. В. В. Шелохаева, сост. и автор комментария. В.Ю. Карнишин. М., 2004.

89. Партии демократических реформ, мирного обновления, прогрессисты. Документы и материалы 1906–1916 гг. / Под ред. В. В. Шелохаева, сост., автор предисловия, введения. и комментарий. Н. Б. Хайлова. М., 2002.

90. Партия левых эсеров. Документы и материалы. 1917–1925. В 3-х томах, 2000–2015 гг.

91. Партия социалистов-революционеров. Документы и материалы / Под ред. В. В. Шелохаева, сост., автор предисловия, введения. и комментарий. Н. Д. Ерофеев. В 3-х томах, 1996–2000 гг.

92. Павлов Д.Б. Отечественные и зарубежные публикации документов российских партий. Автореф. Тезис. Кандидат исторических наук. М., 1998.

93. Павлов Д. Б. Большевистская диктатура против социалистов и анархистов 1917 — середина 1950-х гг. Москва, 1999.

94. Павлов Д.Б. Эсеры-максималисты в Первой русской революции. М., 1989.

95. Политические деятели России, 1917: биографический словарь. М., 1993.

96. Политическая история России в партиях и лицах. История национальных партий России. Материалы международной конференции. Москва, 1997.

97. Политические партии и движения Украины XIX-XX веков. Сборник научных трудов. Днепропетровская, 1993.

98. Политические партии и общество в России 1914—1917 гг. Сборник статей и документов. М., 1999.

99. Политические партии в русских революциях в начале ХХ века. Москва, 2005.

100. Политические партии России. Конец XIX – первая треть ХХ века. Энциклопедия / Под ред. В. В. Шелохаева. М., 1996.

101. Политические партии: история и современность. Учебник для историко-гуманитарных факультетов высших учебных заведений / Под редакцией А.И. Зевелева, Ю.С. П. Свириденко, В. В. Шелохаева, М., 2000.

102. Постников Н. Д. Территориальное размещение и количество политических партий в России (1907–февраль 1917 гг.). М., 2013.

103. Программы политических партий России конца XIX – начала XX вв. / изд. В. В. Кривенький, Н. Н. Тарасова. М., 1995.

104. Протоколы ЦК Конституционно-демократической партии / Под ред. В. В. Шелохаева, сост., авторы коммент. Н. И. Канищева, Д. Б. Павлов. В 6т. М., 1994–1999.

105. Присман Л. Третий путь в гражданской войне. Демократическая революция 1918 года на Волге. СПб, 2015.

106. Раскин Д. И. Идеология русского правого радикализма в конце XIX – начале XX вв. «Русская праворадикальная идеология в конце XIX — начале XX века». / Под редакцией О. Вите, В. Воронкова, Р. Ганелина, Б. Фирсова. Ч. 1. Россия и русское зарубежье. СПб, 1992. С. 5—46.

107. Репников А.В. Консервативная концепция российской государственности. М., 1999.

108. Репников А.В. Консервативные концепции перестройки России. М., 2007.

109. Правые партии. Документы и материалы. В 2 т. / Ред. В. В. Шелохаев, сост., автор предисловия, введения. И. Кирьянов, М., 1998.

110. Розенталь, И. С. Н. Валентинов и др. XX век глазами современников. М., 2015.

111. Рублев Д. И. Диктатура интеллигенции? Проблема «интеллигенции и революции» в русской анархистской публицистике конца XIX — начала XX веков. Москва, 2010.

112. Россия в годы Гражданской войны 1917—1922 гг.: власть и общество по обе стороны фронта. Материалы международной научной конференции (Москва, 1—3 сентября 2018 г.). Москва, 2018.

113. Россия в годы Первой мировой войны, 1914-1918 гг. Материалы Международной научной конференции (Москва, 30 сентября — 3 октября 2014 г.) / Отв. ред. А. Н. Артизова, А. К. Левыкина, Ю. А. Петров. М., 2014.

114. Россия в годы Первой мировой войны: экономическое положение, социальные процессы, политический кризис / Под ред. Ю. А. Петров. М., 2014.

115. Русский либерализм и Государственная Дума. 1906-1917 гг. Материалы международной научной конференции. 11—12 октября 2019 г. Орел, 3 / Под общ. ред. Д. В. Аронова. Орел, 2019.

116. Русский либерализм. Исторические судьбы и перспективы. Материалы международной научной конференции. М., 27–19 мая 1998 г., М., 1999.

117. Русский либерализм: идеи и люди / Под общ. ред. А. А. Кара-Мурзы. В 2 т., 2018.

118. Русский либерализм: идеи и люди. Эд. 2/ Под общ. ред. А. А. Кара-Мурзы. М., 2007.

119. Русский либерализм: итоги и перспективы изучения. Сборник материалов международной научной конференции. 28—29 сентября 2018 г. Орел, 2018.

120. Русский либерализм: теория, программка, практика, личности. Сборник научных статей. Орел, 2009.

121. Российские либералы. Сборник статей / Под редакцией Б. С. Итенберга, В. В. Шелохаева. М., 2001.

122. Санькова С. М. Русская партия в России. Образование и деятельность Национального союза (1908–1917). Орел, 2006.

123. Сеидзаде Д.Б. Азербайджанские депутаты в Государственной Думе России. Баку, 1991.

124. Секиринский С. С., Шелохаев В. В. Либерализм в России: Очерки истории (середина XIX — начало XX вв.). М., 1995.

125. Селецкий В. Н. Прогрессизм как политическая партия и идеологическое направление в русском обществе, М., 1996.

126. Селезнев Ф. А. Конституционные демократы и буржуазия (1905—1917). Н. Новгород, 2006.

127. Селезнев Ф.А. Нижегородские кадеты: региональный опыт политической партии (1905—1917). Н. Новгород, 1997.

128. Сенин А. С. Александр Иванович Гучков. М., 1996.

129. Муромцев Сергей Андреевич — Председатель I Государственной Думы: ученый, политик, педагог. Орел, 2010.

130. Шелохаев В. В. Дискуссия о типе политической партии в российской интеллектуальной сфере // Российская многопартийность и российские кризисы XX–XXI веков. Сборник научных статей и материалов круглых столов. Вып. 6. Москва, 2016. С. 344–350.

131. Шелохаев В. В. Идеология и политическая организация либеральной буржуазии. Российская Федерация, 1907–1917 гг., М., 1991.

132. Шелохаев В. В. Либерализм в России начала ХХ века. М., 2019.

133. Шелохаев В. В. Многопартийность в России: история и современность. в России: история и современность. Трудный поиск решения. Вып. 1. Москва, 1992. С. 141–159.

134. Шелохаев В. В. Политические партии в 1917 (Итоги изучения и задачи исследования) // 1917. Гос. Сила. Территория. Доклады международной научной конференции 25 октября 2017 г. Москва, 2017. С. 379–387.

135. Шелохаев В. В. Политические партии в Первой русской революции: проблемы дальнейшего изучения // История России. 2016. № 4. С. 101–109.

136. Шелохаев В. В. Политические партии отечественных предпринимателей: история и современность // Обновление России: трудный поиск решения. Выпуск 2. М., 1994. стр. 182–188.

137. Шелохаев В. В. Реформирование партийно-политического пространства в России в 1917 г. 2017. № 2. С. 22–41.

138. Шелохаев В. В. Итоги и задачи изучения русских буржуазных партий в современной советской литературе // Непролетарские партии России в годы буржуазно-демократической революции и в период нарастания социалистической революции. Москва, 1982. С. 74–81.

139. Шелохаев В. В. Конституционно-демократическая партия в России и эмиграции, Москва, 2015.

140. Шелохаев В. В. Либеральная модель трансформации России. М., 1996.

141. Шелохаев В. В., Соловьев К. А. Политические партии России в начале ХХ века. Особенности явления и перспективы изучения // Россия XXI. 2019. № 5. С. 10-27.

142. Шерстяников И. С. История меньшевистской фракции РСДРП (1903 — февраль 1917). М., 2003.

143. Шевцов А.В. Издательская деятельность русских несоциалистических партий начала ХХ века. Санкт-Петербург, 1997.

144. Шиловский М. В. Общественно-политическое движение в Сибири во второй половине XIX — начале XX века. Новосибирск, 2013.

145. Штырбуль А. А. Анархическое движение в Сибири в 1-й четверти ХХ века: антигосударственный бунт и негосударственная самоорганизация трудящихся: теория и практика. Ч. 1. Омск, 1996.

146. Шубин А.В. Анархия — мать порядка. Между красным и белым. М., 2005.

147. Социал-демократические фракции I и II Государственных Дум: протоколы фракционных собраний и материалы. 1906–1907 / Под ред. П.Ю. Савельев; комп. Р.М. Гайнуллиной, А.П. Ненарокова, З.И. Перегудовой, П.Ю. Савельев, Г.Н. Симаков, А.В. Стемальхова, М.Д. Трухин. М., 2020.

148. Солдатенко В. Ф. Громадско-политична дияльнист Владимир Винниченко: (до 125-рычча вид ден народа). Киев, 2006.

149. Солдатенко В. Ф. Украина: 1917 рик. Киев, 2012.

150. Соловьев К. А. Круг «Разговор». В поисках новой политической реальности 1899—1905 гг. Москва, 2009.

151. Спирина М. В. Крушение мелкобуржуазных концепций социализма эсеров. М., 1987.

152. СПб, 2013; Иванов А. А. «Дело чести». Депутаты Государственной Думы и дуэльные скандалы 1906-1917 гг. СПб, 2018.

153. Степанов С. А. Черная сотня в России (1905–1914) М., 1992.

154. Стогов Д. И. Правомонархические салоны Петербург–Петроград (конец XIX – начало XX в.). Санкт-Петербург, 2007.

155. Стрелков А. Черная сотня в Центральном Черноземье. Курск, 2000.

156. Сыпченко А.В. Трудовая народно-социалистическая партия: теория и практика. Самара, 2004.

157. Сыпченко А.В. Народно-социалистическая партия в 1907—1917 гг., Москва, 1999.

158. Первая мировая война и конец Российской империи. Т. И. Февральская революция. СПб, 2013.

159. Великая русская революция 1917 года и мусульманское движение. Сборник документов и материалов / Сост., предисловие и примечание. Исхаков М., 2019 г..

160. Великая русская революция 1917 года: Сто лет изучения. Материалы международной научной конференции (Москва, 9—11 октября 2017 г.) / Отв. ред. Ю. А. Петров. М., 2017.

161. История политических партий в России / Под ред. А. И. Зевелева, М., 1994.

162. Меньшевики в 1917 г. / Под общ. ред. З. Галили, А. Ненарокова, Л. Хеймсона. В 3 т., Т. 1. Январь-июльские события, Москва, 1994; Том. 2. От июльских событий до корниловского мятежа, Москва, 1995; Том. 3. От корниловщины до конца декабря. Ч. 1. От Корниловского мятежа до Временного демократического Совета Российской Республики (август – первая декада октября), Москва, 1996 г.; Ч. 2.

163. Партия «Союз 17 Октября». Протоколы съездов и заседаний ЦК / Под ред. В. В. Шелохаева, сост., автор предисловия, введения. и комментарий. Д. Б. Павлов. В 2-х томах, 1996–2000 гг.

164. Партия левых эсеров. Документы и материалы. 1917—1925. В 3т. М., 2000—2015.

165. Русская революция 1917 года: власть, общество, культура. В 2 т.р. / Ред. Ю. А. Петров. М., 1917.

166. Толочко А. П. Черносотенцы в Сибири (1905 – февраль 1917). Омск, 1999.

167. Цюнчук Р. А. Представление этноконфессиональных и региональных интересов в политических программах и предвыборных платформах партий и общественно-политических объединений Российской империи 1905-1912 гг. // Пространство власти: исторический опыт России и России. вызовы современности. Москва, 2001. С. 288—316.

168. Тумаринсон В. Х. Меньшевики и большевики: несостоявшийся консенсус. Опыт исторической реконструкции. М., 1994.

169. Тютюкин С. В. Александр Керенский: страницы политической биографии (1905—1917). Москва, 2012.

170. Тютюкин С. В. Г. В. Плеханов. Судьба русского марксиста. М., 1997.

171. Тютюкин С. В. Меньшевизм: страницы истории. М., 2002.

172. Тютюкин С. В., Шелохаев В. В. Марксисты и русская революция. М., 1996.

173. Союз эсеров-максималистов. 1906–1924 гг. Документы, журналистика / Под ред. В. В. Шелохаев, сост., автор предисловия, прим. Д. Б. Павлов. М., 2002.

174. Объединенное дворянство. Съезды уполномоченных провинциальных дворянских обществ. В 3т. М., 2001–2002.

175. Урилов И. Х. История российской социал-демократии (меньшевизма). Часть 1. Источниковедение. М., 2000.

176. Вандалковская М. Г. Милюков П. Н., Кизеветтер А. А.: история и политика. М., 1992.

177. Вишневский Э. Либеральная оппозиция в России накануне Первой мировой войны, Москва, 1994.

178. Волкогонов Д.А. Ленин. В 2 т.р. М., 1994.

179. Волобуев О. В., Леонов М. И., Уткин А. И., Шелохаев В. В. История политических партий периода Первой русской революции в новейшей советской литературе // Вопросы истории. 1985. № 7. С. 52–67.

180. Волобуев О.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *