Характеристика героя Катерина, Леди Макбет Мценского уезда, Лесков. Образ персонажа Катерина
Главная>Характеристики героев Леди Макбет Мценского уезда
Катерину автор описывает как женщину молодую двадцати четырех лет, внешне располагающей к себе, но не красавицей. Она невысокая стройная брюнетка с тёмными глазами. Так же вначале очерка Лесков Н.С. ссылается на особый характер Катерины Львовны, о котором невозможно вспомнить без душевного трепета.
Замуж выходит Катерина за купца Измайлова, который ее старше и по положению выше. Но в брак вступает девушка не от большой любви, а скорее по расчету, да и автор намекает, что выбора особого у нее нет, так как она бесприданница.
Живут они с мужем Зиновием Борисовичем в доме свекра – Бориса Тимофеевича, где Катерине очень скучно, и чувствует она себя птичкой золотой клетке. Муж и свекор особого внимания и ласки к девушке не проявляют. На любые выезды по купечеству в восторг не приходит, так как все взгляды прикованы к ней, как к эталону, коим она не является, вследствие того, что родом из простой семьи. Разнообразить свой досуг чтением Екатерина желания не проявляет, да и библиотека в купеческом доме отсутствует. Единственной отдушиной мог стать ребенок, но Бог не посылал купеческому роду Измайловых наследника. Так и жила Екатерина Львовна в тоске и безразличии пять лет, а на шестой год появился у них приказчик Сергей, который своим обаянием и наглостью обратил на себя внимание купчихи. И женщина поддается, даже на такие нелепые уговоры ведь всю жизнь она не была избалована мужским вниманием.
Екатерина Львовна в своих чувствах к приказчику Сергею, назвать любовью это нельзя, это сущее помешательство, не видит никаких границ. Мораль, нравственность, законы – все перестает существовать для нее, она видит только свою цель – Сергея, и ради счастья с ним готова на все, даже идти по этапу, но только рядом с любимым. Так в своем помутнении рассудка от чувств и боязни потерять любимого, становится соучастницей убийства трех невинных людей, включая ребенка, а от своего малыша она отказывается, видя в нем обузу, возникающую на пути между ней и Сергеем.
Она очень болезненно переживает предательство любовника, и охваченная обидой и ревностью заканчивает свою жизнь самоубийством, потянувши за собой ко дну и молодую соперницу. На смертном одре Катерина пытается вспомнить слова молитвы, но в голове лишь: «как мы с тобой погуливали, осенние долга ночи просиживали, лютой смертью с бела света людей спроваживали»
В образе Измайловой Екатерины – нет ни одной положительной черты, во всех своих поступках она руководствуется лишь своими желаниями, чувством наживы и эгоизмом. Даже в момент уличения, когда ее высекают плетью, ссылают на каторгу, она не раскаивается, а чистосердечное признание, лишь удивляет ее, свои же темные поступки она мотивирует чувством любви к мужчине.
см. также:
Характеристики главных героев произведения Леди Макбет Мценского уезда, Лесков
Краткое содержание Леди Макбет Мценского уезда, Лесков
Сочинения по произведению Леди Макбет Мценского уезда, Лесков
Краткая биография Николая Лескова
анализ и содержание произведения кратко
Женщины – создания нежные, но в коварности их не превзойти. Это подтверждают примеры из жизни. И этой теме посвящали свои творения гении драматургии и прозы. Первым о женской хитрости и жестокости сказал Уильям Шекспир. Николай Лесков драматический образ использовал в создании очерка «Леди Макбет Мценского уезда». Анализ этого произведения, впрочем, говорит о том, что русский классик раскрыл тему глубже. Ведь посвятил он его неудержимой женской любви, которая сильнее разума и нравственных законов.
История создания
Свое произведение Лесков определил как очерк. Этот жанр является чем-то средним между художественной литературой и публицистикой. По роду деятельности писатель некоторое время имел отношение к судебным уголовным делам. И, возможно, одно из них и легло в основу сюжета. Хотя прямых доказательств этому нет.
Журнал «Эпоха» – периодическое издание, в котором впервые появилась «Леди Макбет Мценского уезда». Анализ этого художественного произведения необходим, прежде всего, для того, чтобы понять, каким видел автор силу женского русского характера. Ведь именно этой теме писатель в дальнейшем планировал посвятить ряд работ. Однако очерк, о котором идет речь в этой статье, стал первым и последним.
Заглавие произведения является аллюзией на название тургеневского рассказа «Гамлет Щигровского уезда».
Катерина Измайлова
Кто такая леди Макбет Мценского уезда? Анализ этой героини позволяет сделать вывод, что это женщина, лишенная всякой нравственной основы, и в жизни ее занимает главенствующее место слепая страсть. Имя ее – Измайлова Катерина Львовна.
Ей двадцать три года, и по происхождению она крестьянка. За пять лет до описываемых в очерке событий Катерина вышла удачно замуж за немолодого мужчину, представителя купеческого сословия. Ее жизнь до невозможности скучна, потому как нет ее в душе ничего – одна пустота. Ребенка Измайловы за пять лет не нажили. Рассказчик, однако, упоминает, что от первого брака у мужа Катерины детей тоже не было.
Женщиной, абсолютно лишенной каких-либо привлекательных душевных качеств, является леди Макбет Мценского уезда. Анализ этого персонажа следует делать на основании ее поступков и событий, которые изображены в произведении, а также исходя из художественных средств, которые автор использует для того, чтобы глубже раскрыть ее характер. Но прежде следует сказать об основной особенности этой натуры – она малообразованна и далека от христианской религии. Это дает основание полагать, что безумная страсть овладела ею в силу душевного уродства, моральной неполноценности.
Сергей
Муж Катерины Львовны уехал надолго и оставил ее в доме со своим отцом Борисом Тимофеевичем. Молодой женщине в отсутствие мужа приглянулся дерзкий красивый работник. Ранее его она не видела, но узнала некоторые факты из его биографии от кухарки. Оказывается, Сергей недавно только появился у Измайловых. А на прежнем месте задержаться долго не смог из-за любовной связи с тамошней хозяйкой. Но Катерину Львовну эти сведения не только не смущают, но даже, напротив, интригуют, что говорит отнюдь не в пользу ее морального облика.
Первое убийство
Между Сергеем и Измайловой быстро завязывается тот род отношений, из-за которых Сергей не так давно был изгнан из прежнего дома. И Катерина Львовна впервые в жизни испытывает счастье. Раньше она об этом и не помышляла. Жила с нелюбимым немолодым мужем и невыносимо скучала. Но человек не может вести бесцельное существование. И если после долгого застоя он вдруг приобретает смысл жизни, лишиться его он боится превыше всего.
А потому, когда свекор узнал о любовной связи Катерины с Сергеем, она, недолго думая, отравила Бориса Тимофеевича крысиным ядом. Тело они с Сергеем спрятали в погребе.
Второе убийство
Как сказано было великим английским драматургом – «Кто начал со зла, тот в нем и погрязнет». Сергей, понимая, что все действия Катерины Львовны теперь зависят лишь от него, убеждает ее в том, что не может пребывать с ней дальше в незаконной связи. Он хочет, чтобы она стала его женой. Следует сказать, что молодой человек умеет оказывать влияние на человеческую душу. Он относится к тому типу аморальных мужчин, которые живут за счет своего таланта влюблять в себя женщин. Играя роль ревнивого любовника и убеждая ее в том, что хочет стать ее законным мужем, он ясно отдает себе отчет в последующих событиях.
Когда же возвращается муж и обвиняет Катерину в «амурах», она, ничуть не смутившись, подзывает Сергея и признается в преступной связи. А затем начинает его душить. Сергей, разумеется, приходит ей на помощь. Какие чувства испытывает после совершенного злодеяния леди Макбет Мценского уезда? Анализ произведения можно провести параллельно характеристике шекспировской героини. Если сравнивать этих персонажей, можно обнаружить общие черты: холодность, сдержанность и решительность. Но Измайлова совершает злодеяние не из корыстных соображений и честолюбия, а исключительно из-за своей болезненной страсти.
Сергей и Катерина
Удивительно то, что реакция сообщников разная. Сергею после убийства мерещатся призраки. Катерина же не испытывает никаких угрызений совести. Во время убийства губы его дрожат, его бьет лихорадка. Она же спокойна, хотя позже и видит тревожные сны. Однако это вовсе не говорит, что Сергей обладает более тонким душевным строем.
Катерина Львовна преступила закон нравственности. Она утратила свое душевное начало и остановиться больше не в силах. Измайлова и после убийства мужа способна на все, чтобы удержать счастье. Любить и быть любимой во что бы то ни стало – теперь великая цель ее жизни. И состояние ее души находится на грани безумия. Сергей же – подлец. Его действиями руководит не чувство, а расчет. Его жизнь, в отличие от жизни его соучастницы, и после совершенных злодеяний не остановится. А потому он обнаруживает некую тревогу, которая, впрочем, отнюдь не является следствием угрызений совести.
Жизнь без мужа
Второе убийство не омрачает счастья Катерины. Зиновия Борисовича разыскивают, а она тем временем не особенно стремится создать образ безутешной вдовы. Это отличает от подобных персонажей героиню очерка «Леди Макбет Мценского уезда». Анализ произведения кратко можно сделать и на основе заключительных событий. Уже в первые дни знакомства с Сергеем кардинально меняется ее душевный мир. Ею руководит исключительно зов плоти. Состояние героини повести Лескова напоминает тяжкую болезнь, психическое расстройство. И когда позже, на каторге, Сергей отвергает ее, она лишает себя жизни.
Но возвращаясь к событиям, предшествовавшим аресту, следует продолжить анализ повести «Леди Макбет Мценского уезда», сравнив главную героиню с новым персонажем – Федей. Этот герой противопоставлен Катерине, представляет собой образ мученика, почти ангела, погубить которого — значит совершить самый страшный грех.
Федя
Мальчик является единственным законным наследником убитого мужа. В то время когда он приезжает в дом Измайловых, Катерина уже ждет ребенка. Но даже этот факт не удерживает ее от смертоубийства. Однако следует сказать, что на этот раз инициатором выступает Сергей. Убеждая сообщницу в том, что мальчик стал единственным препятствием на пути к их великому счастью, он высказывает мысль о необходимости избавиться от него. И лишь на мгновение душа будущей матери оживает. Решающую роль играет в сюжете «Леди Макбет Мценского уезда» любовь.
Анализ этого произведения приводит к мысли о том, насколько многозначно это слово. Под понятием «любовь» понимают чрезвычайно широкий спектр чувств. И для Катерины Львовны оно значит безумную слепую страсть, которая приводит не только к убийствам. Она уничтожает и душу героини. А главное — убивает в ней женщину и мать.
Федя – мальчик богобоязненный. В день убийства он читает житие одного из святых. Его образ – символ окончательной нравственной гибели Измайловой. И после его убийства женщина лишается не только свободы, но и материнских чувств. Рожденный перед отправкой на каторгу ребенок не вызывает в ее душе никакого отклика.
Весьма своеобразную оценку русской женской душе дал Лесков. «Леди Макбет Мценского уезда» (анализ представлен в этой статье) является произведением, в основе которого – представление автора о характере простолюдинки. В конце повести героиня погибает, уничтожая при этом свою соперницу. Это ничуть не делает ее образ более привлекательным.
Очерк вызвал негативную реакцию в обществе. Представление о характере русской женщины не гармонировало с настроениями, царившими в России во второй половине девятнадцатого века.
Согласно революционно-демократическим идеям, «простой человек» был избавителем, обладающим всевозможными добродетелями. Писатель же настаивал на том, что психологический тип, изображенный им в очерке, нельзя обойти вниманием, потому как он все-таки существует. Звериная простота, глупость и бездуховность способны сделать из человека преступника. Достаточно всего лишь одной искры. Для героини очерка этой искрой стала любовь. Но ведь бывают и другие – месть, обида, стремление к наживе или желание самоутвердиться.
Груоч — Настоящая леди Макбет
(общественное достояние)Это гостевая статья Кейт Брейтуэйт.
Примерно в 1606 году Уильям Шекспир написал «Макбет», также известную как «Шотландская пьеса», трагическую историю пророчества, убийства и безумия. При этом он создал леди Макбет, честолюбивую жену, подстрекающую своего мужа к убийству, чтобы занять трон только для того, чтобы быть доведенным до безумия и самоубийства. Персонаж вымышленный, но Макбет был настоящим шотландским королем с женой по имени Груох.
Что мы знаем о ее реальной жизни в Шотландии 11-го века и была ли она на самом деле той злодейкой, которой Шекспир так запомнился?
Груоч была королевской принцессой, родственницей короля Малкольма II, который правил Шотландией с 1005 по 1034 год. Ее брат претендовал на трон Малькольма, но король был полон решимости, что его внук, Дункан, станет его преемником. Дата рождения Груоха неизвестна, но где-то в 1020-х годах она вышла замуж не за Макбета, а за его двоюродного брата Гиллакомгейна.
В 11 -м -м веке Морей, область на северо-востоке Шотландии, была самостоятельным королевством со своим собственным королем Финли, отцом Макбета. Но хотя Финли был королем, у его старшего брата было два сына, одним из которых был Гиллакомгейн. Незадолго до женитьбы Груоха Гиллакомгейн и его брат убили короля Финлея, своего дядю, и заняли трон. Макбет, моложе своих кузенов, бежал, скорее всего, в Ирландию.
Брак Груоха с Гиллакомгейном, безусловно, имел стратегическое значение со стороны могущественной семьи Морей. Брак с Груох связал их через ее королевские связи с шотландским королем. С рождением сына Груоха и Гиллакомгейна, Лулаха, у Морей был потенциальный будущий претендент на шотландский престол.
Но в 10:30 Макбет отомстил. Из изгнания он отправил сообщение семьям Морей, недовольным руководством Гиллакомгейна, и вернулся в Морей, чтобы убить Гиллакомгейна и его людей, возможно, во время пира. Любые поклонники Game of Thrones легко могут себе представить, как это событие могло закончиться. Вскоре после этого Груох и Макбет поженились. Для Макбета этот шаг положил конец кровной мести в его семье. Он стал отчимом и защитником Лулаха и смог воспитать его как собственного наследника. Королевские связи и земли Груоха также добавляли к его собственным несколько незначительным притязаниям на более широкий шотландский трон, все еще принадлежавший Малькольму II, который к тому времени был уже стариком. Отношение Груох к браку с убийцей ее мужа неизвестно, но желание защитить своего маленького сына, должно быть, было важным фактором. Ее семья не могла ей помочь. Вскоре после возвращения Макбета ее брат был убит, как полагает Малькольм II, чтобы расчистить путь для наследства Дункана в 1034 г.
Личное участие Макбета в армии, выступившей против Малькольма II в 1034 году, неясно. Известно, однако, что Малькольм был убит в битве при Глэмисе, и Дункан преуспел в гораздо более сильных притязаниях на трон, чем мог бы предъявить любой Макбет. Несмотря на споры, Дункан был назначен королем Шотландии во дворце Сконе через пять дней после смерти Малькольма. Он был не молодым человеком, но далеко не стариком из знаменитой пьесы. Он также не был убит Макбетом, когда был гостем в его замке, как гласит история Шекспира. Вместо этого кажется, что Дункан двинулся с армией в Морей в 1040 году. Этот вызов правлению Макбета нельзя было игнорировать. Битва завязалась в Питгавени недалеко от Элгина, и Дункан погиб, возможно, от рук самого Макбета.
Королевские связи Груоха сыграли важную роль в утверждении Макбета как короля Шотландии и Морей. Его собственное королевское происхождение было в лучшем случае незначительным, и, возможно, в период потрясений и неопределенности дворянство в Шотландии предпочло силу праву первородства, назвав его королем. Хотя с тех пор история охарактеризовала Макбета как узурпатора, народ провозгласил его королем, и он и Груох правили следующие семнадцать лет. Вдова и сыновья Дункана бежали — возможно, на юг, в Англию, или на север, на Оркнейские острова, — оставив поле для правления Макбета.
Теперь Груоч имела удовольствие видеть, как ее сын, Лулах, стал наследником обеих корон Морей и Шотландии. У Макбета и Груоха не было собственных детей, но, судя по сохранившимся немногочисленным записям об их правлении, в браке нет никаких признаков напряженности. Правление Макбета принесло период процветания и стабильности объединенным землям Шотландии и Морей. В 1050 году Макбет и Груох были достаточно самоуверенны, чтобы покинуть страну и совершить длительное паломничество в Рим, предприятие, которое было бы невообразимым, если бы они не укрепились на троне.
Старость, тяжелые сражения против англичан и возрастающая угроза со стороны сына Дункана, Малькольма, вернувшегося из ссылки, заставили Макбета отречься от престола в пользу Лулаха в 1057 году. Но Лулах был убит во время противостояния между его войсками и войсками Малкольма. в марте 1058 года. Сын Лулаха был ребенком, но Макбет снова взялся за оружие, чтобы отстоять свое право на престол. Он боролся напрасно. Войска Малькольма нанесли поражение Макбету при Лумфанане в августе 1058 года. Нет никаких записей о том, что случилось с Груохом, но останки Макбета были погребены на королевском кладбище в Ионе, демонстрируя, что что бы ни случилось с его репутацией после его смерти, его современники оценили его долгое и успешное правление.
(общественное достояние)Как Груох так преобразился в пьесе Шекспира?
Источником Шекспира было второе издание «Хроник Холиншеда», опубликованное в 1587 году. Написанная как история, но часто опирающаяся на легенду, а не на фактические источники, «Хроника Холиншеда» рассказывает различные истории, которые, как говорят, вдохновили Шекспира на создание «Леди Макбет». Есть история о шотландском короле Даффе, жившем в десятом веке, который был убит одним из своих людей, Дональдом, по настоянию жены Дональда. А рассказ Холиншеда об убийстве Дункана Макбетом — это во многом та драма, которую Шекспир излагает в своей пьесе. О причастности жены Макбета к смерти Дункана Холиншед писал:0005
, «но в особенности его жена возненавидела его за попытку сделать это, так как она была очень честолюбива и горела неутолимым желанием носить имя королевы».
(но особенно его жена уговаривала его сделать это, поскольку она была очень амбициозна и горела неутолимым желанием носить имя королевы)
Однако сегодняшние исторические записи не поддерживают версию Холиншеда об столетие шотландской истории. В массовом сознании, каким теперь может быть Леди Макбет, ясно, что Груоч был совсем другим персонажем: выжившей, матерью, пилигримом и верной королевой почти два десятилетия. 1
- Рекомендуемое чтение:
Документальная литература: Макбет, реальная история Фионы Уотсон (Quercus, 2010)
Fiction: King Hereafter Дороти Даннетт (Винтаж, 1998)
Нравится:
Нравится Загрузка. ..
Леди Макбет | вымышленный персонаж
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- В этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Обзор недели
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Компаньоны
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории. - Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
- Студенческий портал
Britannica — лучший ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.