Черты классицизма в горе от ума: Черты классицизма и реализма в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Меткий, афористический язык комедии.

Содержание

черты классицистической комедии / Справочник :: Бингоскул

Признаки классицизма в «Горе от ума»: черты классицистической комедии

добавить в закладки удалить из закладок

Содержание:

Европейская литература в стиле классицизма пользовалась особой популярностью в период с семнадцатого до начала девятнадцатого века. Авторы обращаются к античному, поэтическому искусству, созданному Горацием, Аристотелем. В основе произведений – положительный образ, идеализированный. Конкретные, индивидуальные образы отсутствуют. Общество описывается со стороны писателя на базе нескольких персонажей. Особое место занимает разум, культура, духовность. 

Классицистический взгляд жанра представляет прекрасную, идеальную жизнь. Произведение направлено на совершенствование человека, его моральных ценностей.  Грибоедов написал поэму «Горе от ума» в стихотворной форме. Большинство критиков относят ее к псевдоклассицизму. Писатель использует различные сатирические элементы, превращая монолог главного героя в типичную сатиру.  

Признаки классицизма в комедии «Горе от ума»

Черты классицистической комедии отображены в условных образах с типичными характерами. Они сформированы на основании живой реальности, традиционные аспекты придают героям индивидуальность и единство одновременно. 

Использование имен-масок помогает Грибоедову подчеркнуть основные особенности персонажей. Чацкий – главный герой, символизирующий веру в лучшее, стремление к переменам. Персонаж Фамусова – его антипод. Он привык к традиционному устою в жизни, боится любых изменений. Классицизм в литературе характеризовался определенными принципами:

  • Принцип тройного единства;

  • Соответствие размеров глав;

  • Простой, доступный сюжет;

  • Лаконичная композиция;

  • Важная черта – ясный, понятный язык;

  • Соответствие изъяснений и выбранного стиля;

  • Стройная, логическая последовательность.

Признаки классицизма в «Горе от ума» просматриваются на протяжении всего произведения. Их можно заметить в диалогах между актерами, общей стилистике написания.

Черты классицизма в комедии «Горе от ума» – примеры

Писатель использует частную завязку, интригу, постепенно вовлекающую в сюжет всю социальную среду. Между описанием гор, природы, красот русской земли Грибоедов рассказывает о низменности, алчности чиновников. Начало пьесы – неразделенная любовь Чацкого к Софье. Далее вводится новая сюжетная линия – противостояние между героями. Комедия создана с учетом правила тройного единства, характерного для классицизма. Примеры классицизма в «Горе от ума»:

  • Единое место. Все события происходят в родном доме Фамусова. Некогда герой также проживал в этом доме. Когда ему исполнилось восемнадцать лет, Чацкий съехал от вельможи;

  • Единое время. Грибоедов рассказывает о ситуациях, которые произошли в один день. Завязка начинается с приезда главного действующего лица в столицу России. Много диалогов характеризуют впечатления героев от государственного уклада. Каждый поддерживает свою точку зрения;

  • Единое действие. Ключевым персонажем становится Чацкий. Он высказывает новый, прогрессивный взгляд, вызывающий у представителей дворянства страх, удивление.

Согласно принципам классицизма, «Горе от ума» относится к низкому жанру. После прочтения пьесы многие воспринимают ее как комедию. Грибоедов применяет всеобъемлющий, органический синтез новаторских мотивов, традиционных аспектов. Такой подход лег в основу нового направления – художественного реализма.


 

Смотри также: «Горе от ума»: отношение к крепостному праву каждого из героев

Поделитесь в социальных сетях:

7 мая 2021, 13:55

Литература

Could not load xLike class!



Черты классицизма в комедии “Горе от ума”

Феномен классицизма.

В комедии А. Грибоедова «Горе от ума» преобладают черты классицизма, однако однозначно отнести ее к этому направлению все-таки нельзя. Некоторые исследователи называют это произведение пародией на классицизм, другие утверждают, что «Горе от ума» — это реализм, стремящийся казаться классицизмом. Какое теоретическое обоснование имеют под собой данные характеристики?

Говоря о классицизме в литературе, мы имеем в виду ряд рамок и требований, за которые не должно выходить и которым должно соответствовать произведение этого направления. Рамки классицизма, в отличие от рамок всех последующих направлений, чрезвычайно жестки.

Одной из основных черт классицизма является единство места, времени и действия. Это значит, что события классицистического произведения должны происходить в одном месте, в течение одного дня (суток) и относиться к единственной сюжетной линии. Если первые два условия выполняются (действие происходит в доме Фамусова, начинается утром одного дня и заканчивается утром следующего), то с третьим все сложнее. Очевидно, что основной конфликт «Горя от ума» — социально-политический, однако есть и второй, не подчиненный первому, а самостоятельный — любовный. Можно выделить и третий: конфликт поколений, проявившийся не только в отношениях Чацкого и Фамусова, но и Фамусова и Софьи.

Другая отличительная особенность классицизма — структурная — состоит в том, что классицистическая пьеса должна иметь трех- или пятиактовое строение. «Горе от ума», как известно, состоит из четырех действий.

Фольклорная тема борьбы достойного человека за руку и сердце прекрасной девушки — для классицизма русского особенно характерная! — в этом произведении подана с совсем другой стороны, чем, например, в «Недеросле» Д. Фонвизина. Прекрасная девушка оказывается неумной и непостоянной, соперники — полковник Скалозуб, за которого Софья идти не хочет, и Молчалин, использующий ее влюбленность для своего карьерного благополучия, — не вовлеченными ни в какую борьбу, а сама девушка к достойному человеку равнодушна. Противостояние заканчивается не торжеством любви и правды, как ему положено, а бегством резонера.

Другое требование классицизма — «говорящие» имена персонажей — выполняется, казалось бы, неукоснительно. Фамилия Фамусова происходит от французского слова fama, что значит «молва»; Молчалин держит свои истинные суждения в тайне; Скалозуб, действительно, злорадствует; и так далее. Исключительно в этом смысли имя Софья, в переводе с греческого означающее «мудрость».

Герои классицистического произведения должны четко делиться на положительных и отрицательных, причем первые призваны одержать верх над вторыми. Это требование выполняется лишь отчасти. Однозначно положительным можно назвать одного лишь Чацкого — резонера, которому противопоставлены все остальные герои. Но здесь встает вопрос: действительно ли персонажи, противостоящие положительному, обязательно отрицательные?

В случае «Горя от ума» совсем не обязательно. Отрицательным называют героя злонамеренного, а таким является только Молчалин, и тот — только с определенной точки зрения. А Фамусов, например, — заботливый и любящий отец, Софья — глупая, но не злая девушка, и так далее.

И главное отклонение «Горя от ума» от традиций классицизма: эта пьеса, объявленная комедийной, носит в основном драматический характер. Подобное допущение могло бы считаться частью художественного замысла уже в том же XIX в. (например, Н. Гоголь назвал свое прозаическое произведение «Мертвые души» поэмой), но с точки зрения классицизма это можно рассматривать только как нарушение канонов направления.

Несмотря на все рассмотренные противоречия,»Горе от ума», написанное в конце эпохи классицизма, рассматривают как исключительное явление именно классицизма. И трудно судить о том, опередило это произведение свое время или явилось его отражением — противоречивого, напряженного и более сложного, чем о нем принято думать.

Добавить комментарий

Горе | Что нормально?: Примирение биологии и культуры

Фильтр поиска панели навигации Оксфордский академический Что нормально? Примирение биологии и культурыСоциальная теорияКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Оксфордский академический Что нормально? Примирение биологии и культурыСоциальная теорияКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

Cite

Horwitz, Allan V. ,

«Горе»

,

Что нормально? Согласование биологии и культуры

(

Нью-Йорк,

2016;

онлайн-издание,

Oxford Academic

, 22 сентября 2016 г.

4./orgos/orgos.1:1): 1 9780190603243.003.0007,

, по состоянию на 22 ноября 2022 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Оксфордский академический Что нормально? Примирение биологии и культурыСоциальная теорияКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Оксфордский академический Что нормально? Примирение биологии и культурыСоциальная теорияКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Advanced Search

Abstract

В этой главе горе после смерти близкого человека используется для иллюстрации того, как естественные эмоции и культурные нормы могут взаимно усиливать друг друга.

Горе биологически создано, чтобы возникать после того, как близкие родственники умирают. Однако, в отличие от ненасытных аппетитов и древних страхов, которые не соответствуют современным обстоятельствам, естественные склонности к скорби сохраняют свою предназначенную функцию привлечения социальной поддержки. Более того, горе связано с культурными ценностями: люди, которые не горюют после смерти их близких обычно считаются ненормальными. Горе показывает, как некоторые древние биологические эмоции, хотя и вызывающие тревогу, сохраняют свои естественные функции и в настоящее время. Кроме того, исследования нечеловеческих приматов, младенцев и выражений лиц в разных культурах показывают, что горе после смерти близкого не является специфическим для западной культуры или даже для людей.

Ключевые слова: горе, естественные эмоции, культурные нормы, социальная поддержка, близкие отношения

Предмет

Социальная теория

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Щелкните Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Войти с помощью личного кабинета

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

Покупка

Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.

Информация о покупке

3 Горе: пример | Беспорядок внутри: повествование, эмоции и разум

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicБеспорядок внутри: повествование, эмоции и разумФилософия литературыФилософия разумаКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicБеспорядок внутри: повествование, эмоции и разумФилософия литературыФилософия разумаКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

CITE

GOLDIE, PETER,

‘3 GRIE ,

Oxford Academic

, 20 сентября 2012 г.

), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199230730.003.0003,

по состоянию на 22 ноября 2022 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicБеспорядок внутри: повествование, эмоции и разумФилософия литературыФилософия разумаКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicБеспорядок внутри: повествование, эмоции и разумФилософия литературыФилософия разумаКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Advanced Search

Abstract

В главе 3 эти идеи применяются к рассказам о горе и, в более широком смысле, к рассказам о прошлых травматических переживаниях. Вопреки подавляющему большинству современных философских взглядов на эмоции возражают, что горе (и другие эмоции) — это своего рода процесс, а не психическое состояние или событие. Более того, нарратив — это идеальный способ описания процесса горя. Затем обсуждается, как наша способность рассказывать о своем прошлом разрушается после некоторых травмирующих переживаний. Это рассматривается в связи со стремлением к эмоциональному закрытию. Как в художественных, так и в реальных повествованиях эмоциональное завершение, как и завершение повествования, является чем-то вроде идеала: завершение, как бы сильно к нему ни стремились, на самом деле никогда не достигается и остается иллюзорным.

Ключевые слова: горе, повествование, эмоция, травматический опыт, закрытие

Субъект

Философия литературы Философия разума

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Щелкните Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *