Старуха Изергиль. Краткое содержание, Горький. » Рустьюторс
Краткое, но подробное содержание рассказа «Старуха Изергиль» М. Горького для тех, кто сдает ЕГЭ по русскому языку и литературе.
Анализ рассказа «Старуха Изергиль»
1
Эти рассказы автор слышал в Бессарабии. Молдаване, с которыми он работал, разошлись, осталась только старуха Изергиль. «Время согнуло ее пополам, черные когда-то глаза были тусклы и слезились. Ее сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила костями». Указывая на тень от облака, старуха утверждает, что это Ларра идет по степи. «Он живет тысячи лет, солнце высушило его тело, кровь и кости, и ветер распылил их». Старуха рассказывает сказку о том, как бог наказал человека за гордость. В далекой и богатой стране жило племя могучих и веселых людей. Однажды, во время пира, орел унес красивую девушку. Ее не нашли и вскоре о ней забыли. Она вернулась через двадцать лет, измученная и постаревшая, и привела с собой красивого юношу, ее сына от орла. Юноша был горд и высокомерен: его глаза были холодны, он разговаривает со старейшинами племени как с равными, не желает их чтить, потому что он единственный в своем роде. Ларра отправляется к красивой девушке, дочери одного из старшин. Она отталкивает его, потому что боится отца. Юноша бьет ее, встает ногой ей на грудь, и девушка умирает. Окружающие стоят некоторое время оцепенев, но потом хватают его и решают придумать казнь, достойную преступления. Ни одна казнь не кажется им достойной. Даже мать не решается заступаться за Ларру. Затем Ларру спрашивают, почему он убил девушку. Он отвечает, что убил ее за то, что она его оттолкнула. Старейшины возражают, что «за все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда — жизнью». Ларра же считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего. Люди обрекают Ларру на свободу и одиночество. С неба раздается гром, юноша становится бессмертным. Десятки лет он скитался по земле и наконец захотел умереть от руки человека. Но люди догадываются о его намерениях и не убивают его, а поднимают на смех. Ларра не может и сам покончить с собой. С тех пор он ходит повсюду, свободный, тоскующий, ожидающий смерти. «Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей…»
2
Издалека доносится красивая песня. Старуха улыбается и начинает рассказывать о себе. В молодости она по целым дням ткала ковры, хотя «как солнечный луч, живая была». А по ночам бежала к тому, кого любила. В 15 лет она встретила красивого, высокого, черноусого, веселого рыбака. Между ними возникает любовь. Но вскоре Изергиль наскучивает однообразие их отношений (он только «пел и целовался»). Она просит подругу познакомить ее с гуцулами. Она познакомила его с рыжим, кудрявым молодцем, ласковым и горячим. (Однажды он ударил ее в лицо, она в ответ укусила его в щеку. На этом месте впоследствии образовалась ямка, и парень любил, когда Изергиль его в эту ямку целовала.) Затем и рыбака, и гуцула повесили. Изергиль присутствовала при казни. Рыбак боялся смерти, а гуцул шутил и курил трубку. Еще Изергиль любила турка и неделю жила у него в гареме, однако ей стало скучно с женщинами, и она убежала от турка с его 16-летним сыном в Болгарию. Мальчик умер «от тоски по дому или от любви». Одна болгарка ударила Изергиль за своего любимого ножом в грудь. Изергиль лечила молодая полька в женском монастыре. К польке приходил ее брат, тоже монах. Когда Изергиль выздоровела, то ушла вместе с ним в Польшу. Однажды он оскорбил ее, и она его утопила. В Польше Изергиль было трудно жить, так как она ничего не умела делать. Поэтому она переходит от мужчины к мужчине. Одного из них, пана с изрубленным в сражениях лицом, Изергиль очень уважала, так как этот человек «любил подвиги». «В жизни, знаешь ли, всегда есть место подвигам». В Польше же Изергиль встретила красивого шляхтича, гордого и избалованного женщинами. Изергиль к тому времени было уже 40 лет. Он бросил ее, и она поняла, что уже состарилась. Шляхтич отправился на войну с русскими, Изергиль поехала за ним. Добравшись до места, она узнает, что шляхтич попал в плен. Изергиль обманывает часового: говорит, что ее сын попал в плен, что ей бы только взглянуть на него, падает на колени, валит солдата на землю и душит его. Изергиль спасает шляхтича и его товарищей. Шляхтич в благодарность за спасение обещает любить ее. Но гордая Изергиль отталкивает его. Шляхтич и его друзья уходят. Изергиль обзаводится семьей, 30 лет живет в Бессарабии. Год назад у нее умер муж, и она осталась одна.
С моря поднимается туча, в степи вспыхивают маленькие голубые огоньки. Изергиль говорит, что это искры от горящего сердца Данко.
3
Изергиль рассказывает сказку. В старину жили веселые, сильные и смелые люди. Чужие племена прогнали их в глубь лесов. Там было темно, а от болот поднимались зловонные испарения. Люди гибли один за другим. Они решают уходить из леса, но не знают, какой дорогой пойти. От долгих раздумий люди слабеют, в их душах поселяется страх. Многие уже готовы идти к врагу и согласны на участь рабов. Но появляется Данко и спасает всех один. Данко был красив, смел и решителен. Соплеменники верят ему и идут за ним. Дорога оказывается трудной, люди ропщут на молодость и неопытность Данко. Начинается гроза. Утомленные люди падают духом и в злобе и гневе принимаются упрекать Данко. Данко отвечает, что ведет их, потому что в нем есть мужество вести людей, а остальные покорно идут, словно стадо овец. Разъяренные люди решают убить Данко. «Не было на лидах их благородства, нельзя было ему ждать пощады от них. Тогда и в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло. Он любил людей и думал, что, может быть, они без него погибнут». Данко разрывает себе грудь руками, вырывает свое сердце и поднимает его над головой. «Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца. и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям…» Данко вновь призывает людей идти за ним, потрясенные люди бросаются вперед, «увлекаемые чудесным зрелищем горящего сердца». Данко выводит людей из леса, радостно смотрит на свободную землю, гордо смеется, падает и умирает. Люди не замечают его смерти, только один осторожный человек, «боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой. И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло. ..»
Старуха Изергиль, кончив рассказ, засыпает, автор размышляет об услышанном.
Старуха Изергиль краткое содержание по главам читать онлайн Максим Горький
Книги→ Классика → Максим Горький → Старуха Изергиль краткое содержание
Select rating Дать оценку 1/5Дать оценку 2/5Дать оценку 3/5Дать оценку 4/5Дать оценку 5/5
Изменить размер шрифта — +
Романтический рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль» был написан в 1894 году. Композиция произведения – «рассказ в рассказе». Повествование ведется от лица автора и героини рассказа старухи Изергиль. Три части подчинены общей идее: размышлению об истинной ценности человеческой жизни, смысле жизни, свободе человека.
Главные герои
Старуха Изергиль – пожилая женщина, собеседница автора. Рассказывает об истории своей жизни, легенды о Данко и Ларре. Считает, что «каждый сам себе судьба». Ларра – сын женщины и орла. Презирал людей. Наказан людьми бессмертием и одиночеством. Данко – юноша, любящий людей, «лучший из всех». Спас людей ценой собственной жизни, освещая им дорогу из леса вырванным из груди сердцем.
Другие персонажи
Рассказчик – пересказал услышанные истории, работал с молдаванами на сборе винограда.
Краткое содержание
Глава 1
Истории, которые рассказывает автор своим читателям, он слышал в Бессарабии, работая вместе с молдаванами на сборе винограда. В один из вечеров, закончив трудиться, все работники ушли к морю, а в тени винограда остались отдыхать только автор и пожилая женщина по имени Изергиль. Наступил вечер, по степи плыли тени облаков, и Изергиль, показывая на одну из теней, назвала ее Ларрой, и поведала автору древнюю легенду. В одной стране, где земля щедра и красива, жило счастливо человеческое племя. Люди охотились, пасли стада, отдыхая, пели и веселились. Как-то раз во время пира орел унес одну из девушек. Она вернулась только через двадцать лет и привела с собой красивого и статного юношу. Оказалось, все прошедшие годы украденная соплеменница жила с Орлом в горах, и юноша – сын Орла. Когда Орел стал стареть, он бросился с высоты на скалы и погиб, а женщина решила вернуться домой. Сын царя птиц внешне не отличался от людей, лишь «глаза были холодны и горды». Он непочтительно разговаривал со старейшинами, а на других людей и вовсе смотрел свысока, говоря, что «таких, как он, нет больше». Старейшины рассердились и приказали ему идти туда, куда хочет, – ему не было места в племени. Юноша подошел к дочери одного из них и обнял. Но та, боясь гнева отца, оттолкнула его. Сын орла ударил девушку, она упала и умерла. Юношу схватили и связали. Долго думали соплеменники, какое наказание ему выбрать. Послушав мудреца, люди поняли, что «наказание – в нем самом» и просто отпустили юношу. Героя стали называть Ларра – «отверженный». Много лет жил Ларра, вольно обитая возле племени: воровал скот, крал девушек. Стрелы людей не брали его, прикрытого «невидимым покровом высшей кары». Но однажды Ларра приблизился к племени, дав понять людям, что не будет защищаться. Кто-то из людей догадался, что Ларра хочет умереть – и никто не стал нападать на него, не желая облегчить его участь. Видя, что не погибнет от рук людей, хотел юноша убить себя ножом, но тот сломался. Земля, об которую бился головой Ларра, уходила из-под него. Убедившись, что сын орла не может умереть, люди племени обрадовались и ушли прочь. С тех пор, оставшись совсем один, гордый юноша бродит по миру, уже не понимая языка людей и не зная, что ищет. «Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему». Так был наказан человек за свою непомерную гордость. До собеседников с берега донеслось чудесное пение.
Глава 2
Старуха Изергиль сказала, что так красиво могут петь только те, кто влюблен в жизнь. Ей «хватило крови» дожить до своих лет именно потому, что любовь была сутью ее жизни. |
А.Куприн «Гранатовый браслет», или Любовь, прошедшая мимо
Любовь. Именно силу этого чувства Александр Куприн ставил на первое место в своем творчестве. «Гранатовый браслет» представляет читателю успешную женщину, княжну Веру. Она верна и предана своему мужу, но чувство любви к нему уже утрачено. Однажды, за два года до замужества, она написала письма и объяснилась в любви обычному чиновнику с благородным сердцем. Но она отвергла это. Она понимает, что чувства этого мужчины – это та любовь, о которой мечтают все женщины. Но она не хочет об этом думать. Автор преподносит нам любовь как редкий дар.
Какую княгиню показывает нам Вера Алексеевна Куприна? «Гранатовый браслет» описывает увядающую даму. Он напоминает однообразную осеннюю, дремлющую природу. В таком сне вся ее семья. Отношения здесь очень крепкие, но нет чувств. Поэтому молодая женщина перестала стремиться к любви, избегает чувств, поэтому по статусу стала «милой» и «холодной со всеми».
Любя ее, Жолтков никогда не скучает по ней. Он не может терпеть такие изменения в любимой женщине. Ее царственное спокойствие и строгая простота скрывают в ней постоянную заботу о будущем и ожидание чего-то рокового. Ее преследуют плохие мысли. И вот влюбленный молодой человек приносит ей подарок ко дню ангела. В сопроводительном письме он пишет, что благодаря этой безделушке Вера обретет дар предвидения, и ее перестанут преследовать дурные мысли. Эта вещь принадлежала его прабабушке. Согласно легенде, она спасала мужчин своего рода от насильственной смерти. Значит, даритель лишает себя этой магической защиты и дарит семейную реликвию ради счастья возлюбленной.
Дар влюбленного человека и название рассказа придумал сам Куприн — «Гранатовый браслет». Краткое содержание сюжета не может передать всю глубину драматизма этой истории. Его события развиваются медленно. Сначала опишем хлопоты, связанные с приготовлением обеда, посвященного имениннице, с приемом почетных гостей. Принц дарит жене серьги с жемчугом. Они драгоценны. Жемчуг – символ духовной чистоты. Гранат является символом не только любви, но и крови. Символ роковой любви.
Откуда Куприн взял сюжет для этой истории? «Гранатовый браслет» написан на достоверную историю телеграфиста, безнадежно влюбленного в жену губернатора одной из российских губерний. Правда, в реальной истории он подарил любимой недорогую позолоченную цепочку, кулон из которой автор превратил в гранат, имеющий более драматичный и тонкий смысл. Это было высоко оценено публикой, когда Куприн впервые опубликовал «Гранатовый браслет».
Автор не сравнивает удивительные переживания влюбленного человека и не превозносит его образ перед другими героями. Князя Шеина он представляет как добросовестного человека, его жену Веру — как чистую, удивительную женщину, но среду их общения опускает ниже, потому что она совершенно домашняя. В нем теряется любовь. И все это становится понятно, когда они встречаются с по-настоящему любящим человеком.
Нет смысла передавать содержание трагических событий, благородство любящей души и текст письма А. Куприна. «Гранатовый браслет» следует читать и перечитывать лично.
Настоящая любовь всегда трагична за и против. Почему в образе И.А любовь
- Сила любви заставляет человека меняться ради того, кого он любит.
- Любовь не всегда красива снаружи, она выражается в счастье внутри человека.
- Любовь может толкнуть человека на необдуманные, бесстрашные и даже безнравственные поступки.
- Суть любви заключается в том, что любящий человек никогда не сделает любимому человеку больно.
- Любовь к людям – это способность жертвовать собой ради их счастья.
- Любовь пробуждает в человеке лучшие чувства
Л.Н. Толстой «Война и мир». Любовь Пьера Безухова к Наташе Ростовой можно назвать настоящей. Он знал, что Наташа невеста Андрея Болконского, его друга, поэтому не позволял себе лишнего. Лучшие чувства Пьера проявлялись в его готовности помочь, поддержать в трудной ситуации. Он уважал любимого человека. Пьер имел возможность ухаживать за Наташей, когда князь Андрей был в отъезде, но он считал низким мешать чужому счастью, разрушать отношения близких ему людей. Это и есть настоящая любовь: она живет внутри человека, проявляется в благородных поступках.
Куприн А. «Гранатовый браслет». Желтков, обычный чиновник, оказывается способен на настоящую любовь. Любовь для Веры Шеиной – основа его жизни.
М. Булгаков «Мастер и Маргарита». Любовь Маргариты к Мастеру можно назвать настоящей, невероятно сильной. Маргарита готова на все, лишь бы снова быть рядом с любимым человеком. Она заключает сделку с дьяволом, становится королевой на балу Сатаны. И все ради одного человека — Хозяина, без которого она не может жить. Любовь побуждает человека совершать самые безумные поступки. Сила любви сильнее страха. Маргарита доказывает это, за что получает награду — вечный покой с Мастером.
Джек Лондон Мартин Иден. Выходец из рабочего класса, бедный молодой моряк Мартин Иден влюбляется в Рут Морс — девушку, принадлежащую к высшему классу. Любовь побуждает малообразованного молодого человека развиваться, чтобы преодолеть пропасть, отделяющую его от Руфи. Мартин Иден много читает, начинает писать свои произведения. Вскоре он становится одним из самых образованных людей, имеющих на все свое мнение, чаще всего отличное от взглядов, господствующих в обществе. Мартин Иден и Рут Морс помолвлены, но это держится в секрете, ведь молодой человек все еще пытается стать писателем, а денег в кармане пока нет. В Мартина Идена не верит никто: ни сестры, ни Рут, ни семейство Морзе. Он много работает во имя любви: пишет, спит по четыре часа, читает, снова пишет, потому что искренне любит Рут, хочет обеспечить их счастье. После скандала вокруг личности Мартина Идена, устроенного молодым репортером, помолвка разрывается. Рут даже не хочет с ним разговаривать. Но когда он становится популярным, богатым, получает признание, тогда его начинают любить.
М. Горький «Старуха Изергиль». Настоящей может быть не только любовь между двумя сердцами, но и любовь к людям вообще. Данко, герой произведения, жертвует своей жизнью во имя спасения людей. Его цель благородна. Данко вырывает сердце из груди и освещает им путь. Люди выходят из леса и спасаются. Но никто не помнит подвига героя, а ведь он отдал свою жизнь за счастье других.
Надпись
Любовь – одна из главных тем в творчестве Куприна. Более полно раскрываются герои его произведений, «озаренные» этим светлым чувством. В рассказах этого замечательного автора любовь, как правило, бескорыстна и бескорыстна. Прочитав большое количество его произведений, можно понять, что у него она всегда трагична, и она явно обречена на страдания.
В этом ключе звучит поэтично-трагическая история молодой девушки в повести «Олеся». Мир Олеси – это мир душевной гармонии, мир природы. Он чужд Ивану Тимофеевичу, представителю жестокого большого города. Олеся влечет его своей «необычностью», «в ней не было ничего похожего на местных девушек», естественность, простота и какая-то неуловимая внутренняя свобода, присущая ее образу, притягивали его, как магнит.
Олеся выросла в лесу. Она не умела ни читать, ни писать, но обладала большим духовным богатством и сильным характером. Иван Тимофеевич образован, но не решителен, и его доброта больше похожа на трусость. Эти два совершенно разных человека полюбили друг друга, но эта любовь не приносит героям счастья, ее исход трагичен.
Иван Тимофеевич чувствует, что влюбился в Олесю, он хотел бы даже жениться на ней, но его останавливают сомнения: «Я даже не смел представить, какой будет Олеся, одетая в модное платье, говорящая в гостиной с женами моих коллег, вырванной из очаровательного обрамления старого леса, полного легенд и загадочных сил. Он понимает, что Олеся не может измениться, стать другой, и он сам не хочет, чтобы она менялась. Ведь стать другим — значит стать таким, как все, а это невозможно.
Поэтизируя жизнь, не ограниченную современными социокультурными рамками, Куприн стремился показать явные достоинства «естественного» человека, в котором он видел утраченные в цивилизованном обществе душевные качества. Смысл рассказа в утверждении высокого стандарта человека. Куприн ищет людей в реальной, повседневной жизни, одержимых высоким чувством любви, способных хотя бы в мечтах подняться над прозой жизни. Как всегда, он обращает свой взор на «маленького» человека. Так возникает повесть «Гранатовый браслет», повествующая об утонченной всеобъемлющей любви. Эта история о безнадежной и трогательной любви. Сам Куприн понимает любовь как чудо, как прекрасный дар. Смерть чиновника воскресила женщину, не верившую в любовь, а значит, любовь все-таки побеждает смерть.
В целом история посвящена внутреннему пробуждению Веры, постепенному осознанию ею истинной роли любви. Под звуки музыки перерождается душа героини. От холодного созерцания к горячему, трепетному ощущению себя, человека вообще, мира — таков путь героини, однажды соприкоснувшейся с редкой гостьей земли — любовью.
Для Куприна любовь – безнадежное платоническое чувство, притом трагическое. Причем есть что-то истеричное в целомудрии купринских героев, а по отношению к любимому человеку бросается в глаза, что мужчина и женщина как будто поменялись ролями. Это характерно для энергичной, волевой «Полесской ведьмы» Олеси в отношениях с «добрым, но только слабым Иваном Тимофеевичем» и умной, расчетливой Шурочки — с «чистым и добрым Ромашовым» («Поединок»). Недооценка себя, неверие в свое право обладать женщиной, судорожное желание уйти — эти черты дополняют купринского героя хрупкой душой, попавшей в жестокий мир.
Замкнутая в себе, такая любовь обладает созидательной созидательной силой. «Случилось так, что меня ничего в жизни не интересует: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей, — пишет Желтков перед смертью предмету своего поколения, —. .. меня, вся жизнь состоит только в тебе». Желтков уходит без жалоб, без упреков, произнося, как молитву: «Да святится имя твое». оптимизм и жизнелюбие.Закрываешь книгу, и надолго остается ощущение чего-то светлого в душе.
На рубеже 19-20 веков русская литература переживала период особого расцвета. В поэзии его называют «Серебряным веком». Но проза обогатилась многими шедеврами. На мой взгляд, немало способствовал этому А. И. Куприн. В его работах странным образом сочетаются жесточайший жизненный реализм и удивительная воздушность, прозрачность. Его перу принадлежат одни из самых проникновенных произведений о любви в русской литературе.
Хочу остановиться на двух из них: «Дуэль» и «Гранатовый браслет». Они очень разные, но при ближайшем рассмотрении даже в сюжете можно найти перекличку. В обеих повестях в основу сюжета становится история несчастной любви, причем оба главных героя трагически погибают, а причиной тому является отношение к ним любимой женщины.
Георгий Ромашов, «Ромочка», из «Дуэли» — молодой офицер. Его характер совершенно не соответствует выбранной сфере. Он застенчив, краснеет, как барышня, в любом человеке готов уважать достоинство, но результаты плачевны. Его солдаты — худшие участники марша. Он все время ошибается. Его идеалистические представления постоянно приходят в противоречие с реальностью, и жизнь его мучительна. Единственное его утешение — любовь к Шурочке. Она олицетворяет для него красоту, грацию, образованность, вообще культуру в атмосфере провинциального гарнизона. В ее доме он чувствует себя мужчиной. Шурочка также ценит в Ромашове его превосходство, его непохожесть на других. Она горда и честолюбива, ее мечта — вырваться отсюда. Для этого она заставляет мужа готовиться к академии. Она сама преподает воинские дисциплины, чтобы не погрязнуть в безделье, не неметь в окружающем бездуховности. Ромашов и Шурочка нашли друг друга, встретились противоположности. Но если любовь Ромашова поглотила всю его душу, стала смыслом и оправданием жизни, то Шурочке она мешает. Достижение намеченной цели невозможно для нее с безвольной, нежной «Ромочкой». Поэтому она позволяет себе эту слабость лишь на мгновение, а потом предпочитает остаться со своим нелюбимым, бездарным, но настойчивым и упрямым мужем. Когда-то Шурочка уже отказалась от любви Назанского (а теперь он пьяный, отчаянный человек).
В понимании Шурочки любовник должен идти на жертвы. Ведь она сама, недолго думая, жертвует любовью и своей, и чужой ради благополучия, социального положения. Назанский не смог приспособиться к ее требованиям — и его сняли. Шура потребует от Ромашова еще большего — ради ее репутации, ради сплетен и болтунов он должен пожертвовать своей жизнью. Для самого Джорджа это может быть даже спасением. Ведь если бы он не умер, его в лучшем случае постигла бы участь Назанского. Окружающая среда поглотит его и уничтожит.
В «Гранатовом браслете» ситуация похожая, но не совсем. Героиня тоже замужем, но мужа любит, а к господину Желткову, напротив, никаких чувств, кроме досады, не испытывает. Да и сам Желтков кажется нам сначала просто вульгарным ухажером. Так его воспринимает Вера и ее семья. Но в рассказе о спокойной и счастливой жизни мелькают тревожные нотки: это роковая любовь мужа брата Веры; любовь-обожание мужа к сестре Веры; несостоявшаяся любовь дедушки Веры, именно этот генерал говорит, что настоящая любовь должна быть трагедией, а в жизни она банальна, мешают быт и всякие условности. Он рассказывает две истории (одна из них даже чем-то напоминает сюжет «Поединка»), где настоящая любовь превращается в фарс. Слушая эту историю, Вера уже получила гранатовый браслет с окровавленным камнем, который должен был уберечь ее от беды, а мог уберечь от насильственной смерти ее бывшую хозяйку. Именно от этого подарка меняется отношение читателя к Желткову. Он жертвует всем ради своей любви: карьерой, деньгами, душевным спокойствием. И ничего не просит взамен.
Но опять же пустые светские условности портят даже это призрачное счастье. Николай, шурин Веры, сам когда-то поддавшийся своей любви к этим предрассудкам, теперь требует того же от Желткова, грозит тюрьмой, судом и своими связями. Но Желтков резонно возражает: что могут сделать с его любовью все эти угрозы? В отличие от Николая (и Ромашова), он готов бороться и отстаивать свои чувства. Барьеры, воздвигаемые обществом, ничего для него не значат. Только ради покоя возлюбленной он готов отказаться от любви, но вместе с жизнью: кончает жизнь самоубийством.
Теперь Вера понимает, что потеряла. Если Шурочка отказалась от чувств ради благополучия и сделала это осознанно, то Вера просто не увидела большого чувства. Но ведь, в конце концов, она не хотела его видеть, она предпочла покой и привычную жизнь (хотя от нее ничего не требовалось), и этим как бы предала человека, который ее любил. Но настоящая любовь щедра — она прощена.
Почему любовь в произведениях Куприна обычно заканчивается печально? Может быть, он и сам считал, что настоящая любовь должна быть трагичной? Я думаю, что это о людях и мире, в котором они живут. Этот мир не нуждается в любви. И люди сами предают его, отказываются от него ради более понятных, материальных вещей. Не многим дано понять, что они теряют, и именно этим людям дарована любовь. Для них это становится смыслом жизни. А жизнь всегда заканчивается смертью.
Сколько слов, сколько фраз посвящено ей, королеве всех чувств — любви. Любовь – это дар свыше. К этому мы привыкаем с детства: сначала любим родителей, игрушки, домашних животных. Потом, взрослея, мы находим в нем другие грани: любовь к противоположному полу, к Родине, к творчеству и людям в целом. Оно приходит неожиданно, разрушает устоявшийся образ жизни. Кому-то любовь дает крылья — и люди начинают «летать». Она разрушает чью-то жизнь, обрекая на страдания и боль. Тема любви настолько необъятна и многогранна, что кажется, встречается в творчестве всех писателей и поэтов. И каждый видит это по-своему, «со своей колокольни». Куприн, например, говорил о любви, «которая повторяется лишь раз в тысячу лет». А. П. Чехов, говоря устами своего героя — помещика Алехина, утверждал: «…когда любишь, то и в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить из высшего, из более важного, чем счастье и несчастье, грех или добродетели в их ходячем смысле или вообще не надо рассуждать. Но творчество Ивана Алексеевича Бунина было особенным,самым памятным для меня.Многие произведения он посвятил теме любви.Не имея сложного сюжета,будучи кратким по содержанию, Рассказы Бунина несут в себе целый поток чувств, эмоций и впечатлений. Любовь бунинских героев всегда трагична, окутана пеленой грусти. Она таинственная стихия, способная как бесконечно возвышать, так и губить человека.0003
Тема любви и страдания неразделима в творчестве писателя. Любовь яркая и неожиданная, но всегда безнадежная и часто имеет печальный конец. Огромное количество рассказов о печальной, но живительной силе любви Бунин объединил в один сборник — «Темные аллеи». Впоследствии критики назовут этот сборник «энциклопедией любви». Я думаю, что для этого есть веские причины.
Два его произведения помогут нам более подробно раскрыть тему любви в творчестве писателя: «Солнечный удар» (1925) и «Темные аллеи» (1935). Почему эти две работы? Думаю, ответ на этот вопрос станет ясен позже. Попытку понять и оценить природу этого великого чувства Блок сделал в рассказе «Солнечный удар». Сюжет рассказа очень прост: между лейтенантом – главным героем рассказа и молодой женщиной, путешествующей на пароходе, вдруг вспыхнуло чувство, связывающее их на время. Страсть, как вспышка, осветила обоих. Но это были короткие отношения с неизбежным трагическим исходом. Расставшись с прекрасной незнакомкой в одном из портов, лейтенант не мог обрести душевный покой и покой. «Лейтенант сидел под навесом на палубе, чувствуя себя на десять лет старше», — так заканчивается рассказ. Герой, случайно соприкоснувшись с неведомой силой любви, потерял ее навсегда. Эта краткая вспышка, эта быстрая утрата привели его к осознанию всей трагедии бытия. Что у него осталось после такой яркой, но такой короткой встречи? Мука любящей души, горечь утраты, боль воспоминаний навсегда останутся незаживающей раной на сердце героя. Но почему автор сделал финал таким трагичным, почему так быстро разделил героев? Сюжетная линия повести еще раз подтверждает мнение автора о том, что настоящая, настоящая любовь обречена быть лишь вспышкой, кратким прозрением. Настоящая любовь не терпит расширения, потому что может стать обыденной, пресной.
Второй рассказ, не менее удивительный по силе и эмоциональности, был написан в 1935 году. Именно он дал название всему сборнику — «Темные аллеи». Люди, любившие друг друга в юности, но расставшиеся по понятным причинам, встретились случайно через тридцать лет. Когда-то он, молодой дворянин, был влюблен в крепостную девушку Надежду. Но никто не позволил бы им пожениться и быть вместе, а сам молодой человек оказался заложником своего времени. Она хоть и любимая, но не его «окружение». Легко расставшись с ней, он женился на той, которая соответствовала его положению. Что случилось с крепостной Надеждой? Она, получив от господ свободу, стала хозяйкой постоялого двора. При встрече, состоявшейся через тридцать лет, Надежда признается Николаю Алексеевичу: «Сколько бы времени ни прошло, все жили одним. Все проходит, но не все забывается. . Она не могла изменить своим чувствам — так и не вышла замуж. На мгновение Николай Алексеевич понимает, что Надежда — это «самое дорогое», что у него было в жизни.