Г р державин водопад: Державин «Водопад» – краткое содержание и анализ

Содержание

Державин «Водопад» – краткое содержание и анализ

Знаменитый екатерининский фаворит Григорий Потемкин изображен Державиным сперва в оде «Фелица», потом в «Вельможе». О нем же говорится в оде «Водопад» (см. её полный текст). Могущественный князь Потемкин, этот «второй Сарданапал», как его называл Державин, сыгравший такую громкую роль в царствование Екатерины, – умер внезапно, объезжая подвластный ему Крым, среди дороги. Почувствовав себя плохо, Потемкин попросил остановить лошадей и положить себя на землю, где и скончался, в безлюдной степи, без помощи врачей, далеко от обычной роскоши и славы, окружавшей его всю жизнь. Этот контраст блестящей, великолепной жизни и одинокой, убогой смерти, поразил и вдохновил Державина. Смерть князя Потемкина он сравнивает с водопадом, который, низвергаясь с необычайной высоты, с шумом, грохотом, брызгами и пеной, исчезает в темной, неведомой бездне.

 

Державин.

Водопад. Анализ стихотворения. Слушать аудиокнигу

 

Начинается ода с описания известного водопада Кивач (на реке Суне, недалеко от Петрозаводска). Державин посетил этот водопад, будучи олонецким губернатором.

 

«Алмазна сыплется гора
С высот четырьмя скалами,
Жемчугу, бездна, и сребра
Кипит внизу, бьет вверх буграми;
От брызгов синий холм стоит,
Далече рев в лесу гремит.

Седая пена по брегам
Лежит буграми в дебрях темных;
Визг пил и стон мехов подъемных:
О, водопад! В твоем жерле
Все утопает в бездне, в мгле»

 

 

Любуясь этим страшным и великолепным зрелищем, поэт спрашивает себя:

 

«Не жизнь ли человеков нам
Сей водопад изображает?»

 

После длинного рассуждения, он рисует картину смерти Потемкина:

 

«Чей труп, как на распутьи мгла,
Лежит на темном лоне нощи?

Простое рубище чресла,
Два лепта покрывают очи,
Прижаты к хладной груди персты,
Уста безмолвствуют отверсты.

Чей одр – земля; кров – воздух синь;
Чертоги вкруг пустынны воды?
Не ты ли, счастья, славы сын,
Великолепный князь Тавриды,
Не ты ли с высоты честей[1].
Внезапно пал среди степей?»

 

Изобразив грустную, одинокую смерть Потемкина, Державин восклицает:

 

«Где слава? – Где великолепье?
Где ты, о сильный человек?»

 

Ничтожество и беспомощность человека перед смертью поражают поэта. Эту мысль он развивает затем в одной из своих лучших од, «На смерть князя Мещерского».

«Водопад» – одна из самых больших од Державина, – в ней много длиннот. Но картины природы и смерть «великолепного князя Тавриды» написаны сильными, яркими красками.

 



[1] Честей – почестей.

 

Анализ стихотворения Державина “Водопад 📕

Мастер литературного слова и один из основоположников русской классической поэзии, Гавриил Державин в 1794 году опубликовал свою знаменитую оду “Водопад” , которая носит аллегорический характер. Из дневников поэта становится ясно, что над этим произведением Державин начал работать после смерти Григория Потемкина. Он вошел в историю как фаворит императрицы Екатерины-II, однако Державину он запомнился, прежде всего, как выдающийся русский полководец и политический деятель. Именно его автор сравнивает с водопадом, который “кипит внизу, бьет вверх буграми”.

Исследователи творчества Гавриила Державина убеждены, что воссоздать образ бушующей водной стихии, которая словно “алмазна сыплется гора”, поэту помогло путешествие по Карелии. И в своей оде он описал водопад Кивач, расположенный на реке Суне. Это предположение подтверждает и фраза “стук слышен млатов по ветрам”, которая указывает на расположенные поблизости Кончезерский завод – одно из первых российский предприятий по производству чугуна.

После величественного и очень яркого описания водопада Державин переходит к иносказаниям. Если взять за основу тот факт, что под самим водопадом поэт подразумевает князя Потемкина, то строчки о том, что в источнику чистой воды подходят различные звери, однозначно указывает на широту души знаменитого полководца. Между тем, Державин дает очень меткую характеристику так называемым просителям. Так, волк, который “рыщет вокруг” олицетворяет непримиримого врага. Лань, которую страшит даже “хрупкий под ногами лист” – простой люд, который нуждается в защите великого князя, но не смеет о ней простить. Что же касается коня, который “отважно в хлябь твою стремится”, то этот образ собирательный, и представляет собой всею русское воинство, готовое отважно защищать свою родину и почитающее мудрого полководца.

В этом произведении присутствует и еще один образ, который наделен тайным смыслом. Это старец, символизирующий мудрость, духовную крепость и смирение. Именно таким Державину видится князь Потемкин, который в своей жизни познал не только взлеты, но и падения. Сама судьба заставила его каждый раз подниматься с колен, благодаря чему “имя и дела цветут его средь разных глянцев”. Обращаясь к своему герою, Державин отмечает: “Любезен ты всем; сколь дивен, столь полезен”. Этим автор подчеркивает, что о Григории Потемкине будут помнить и через века, потому что его вклад в развитие России потомкам еще предстоит оценить.

сочинение по литературе на Сочиняшка.Ру

  • Анализ стихов
  • Державин
  • Водопад

Мастак литературного слова и основопологатель русской классической поэзии, Державин выпускает свое прославленное произведение «Водопад» в 1794 году, которое содержит иносказательный характер. По рукописям поэта можно понять, что к созданию данного стихотворения Державин приступил, когда умер Григорий Потемкин. Он был одним из фаворитов правительницы Екатерины Второй, но поэт помнил Потемкина другим, великим русским полководцем и общественным деятелем. Ему и был посвящен «Водопад», где поэт проводит сравнение между Григорием и кипящим и бурлящим водопадом.

Почитатели лирики Державина утверждают, что для того чтобы так описать образы непокорной стихии воды, поэт побывал и путешествовал по Карелии. В этом произведении идет речь о водопаде Кивач, который находиться на реке Сун. Это можно понять по фразе «стук слышен млатов по ветрам». Неподалеку располагался Кончезерский завод, который занимался производством чугуна.

За описанием могущественного и живого водопада, поэт добавляет в произведение иносказания. В тех строках, где поэт описывает разных животных, пришедших к водному источнику попить воды, Державин представляет Потемкина в качестве водопада, а звери у воды показывают насколько большая и широкая душа у полководца. Также Державин с особой точностью описывает и пришедших просителей. Волк, который крутится рядом, означает врага, недоброжелателя. А лань, что боится всего, даже мелкого листка под ногами-это обычные люди, которых нужно защищать ,но которые в тоже время бояться об этом попросить. Образ коня здесь представлен доблестным и отважным. Он готов в любой момент ринуться в бой, защитить родину, а также он очень признателен своему полководцу.

В данном стихотворении существует также другой образ, у которого имеется определенный загадочный смысл. Старец, который означает старость и умудрённость жизнью. Для Державина Потемкин представлялся именно в таком образе, и который на протяжении всей своей жизни почувствовал и подъемы и падения. Его судьба не раз ставила в сложные положения, из которых он всегда выходил с гордо поднятой головой, о чем свидетельствует строчка «имя и дела цветут его средь разных глянцев». Поэт обращается к главному герою Григорию Потемкину и говорит ему о том, что его запомнят на многие века вперед, потому что он поистине великий человек и совершил великие дела при жизни.

Вариант 2

Произведение носит характер аллегории. В виде нескольких образов автор описывает одного из видных деятелей эпохи императрицы Екатерины Второй.

По мнению ряда литературоведов, стихотворение навеяно поэту посещением русского Севера. Однако описание водного потока и природы вообще, не являлось главной целью автора.

По косвенным данным можно предположить, с достаточными основаниями, что Державин хотел изобразить одного из крупных деятелей России своей эпохи светлейшего князя Потемкина. Записи автора свидетельствуют о том, что работа над произведением началась вскоре после смерти фаворита Екатерины Второй.

Кроме того, Державин упоминал в своих произведениях этого политического деятеля. Поэт делал это без лести и чрезмерного восхваления, принятого в то время по отношению к богатым и влиятельным лицам. В данном стихотворении, он также придерживался той же линии, хотя и отдал должное заслугам князя.

Скорее всего, под водопадом поэт понимал фаворита императрицы. К источнику воды, изображенному в стихотворении, подходят напиться разные животные, в образах которых изображены просители, осаждавшие влиятельного человека. Вода представляет собой явное олицетворение благ, которые получали от светлейшего князя, как отдельные лица, так и Россия в целом.

Типы искателей покровительства фаворита разнообразны. Лань – травоядное и робкое животное явно олицетворяет простых людей, опасающихся даже скромно попросить о помощи и защите.

Волк – общепринятый образ хищника, олицетворяет врагов светлейшего князя, которых у него было достаточно.

Наряду с ними конь, представляющий собой боевое животное, смелость которого подчеркивает поэт, напоминает о несомненных полководческих заслугах, командовании Потемкина армией во время русско-турецких войн и уважении военных к нему.

В произведение введен и еще один образ, который можно отнести к светлейшему князю. Это мудрый старец. Его немощь, в сочетании с рассудительностью и смирением, видимо, навеяны автору событиями последних лет жизни Потемкина, когда тот стал терять свое влияние. Благородный образ старца должен был выразить уважение автора к достоинству, с которым этот человек переносил невзгоды, выпавшие на его долю, а также заслуги князя перед страной.

Поэт обращаясь к герою данного произведения, прямо выражает свое отношение, говоря о пользе, которую тот принес.

Анализ стихотворения Водопад по плану

Водопад в поэзии Г.Р.Державина

В июле 1785 года на Киваче побывал Г. Р. Державин. Дикая красота северного уголка оставила глубокий след в душе поэта, и из под его пера вылилась величественная и поэтическая ода «Водопад». До сих пор не померкли ее строки, которыми восхищался и сам А.С. Пушкин. Для Державина водопад символизирует вечность, он отожествляет его с Потемкиным и со всеми земными владыками, «водопадами мира». Последние строки оды посвящены реке Суне. Как писал В. Г. Базанов: «Не только Кивач, но и карельская Суна получила через Державина поэтическое бессмертие». Тем самым, Державин является первым и главным популяризатором Кивача.

«Водопад», Гавриил Романович Державин (1743—1816)

1.Алмазна сыплется гора[1] С высот четыремя скалами, Жемчугу бездна и сребра Кипит внизу, бьет вверх буграми; От брызгов синий холм стоит, Далече рев в лесу гремит.

2.‎Шумит, и средь густого бора Теряется в глуши потом; Луч чрез поток сверкает скоро; Под зыбким сводом древ, как сном Покрыты, волны тихо льются, Рекою млечною влекутся.

3.‎Седая пена по брегам Лежит буграми в дебрях темных; Стук слышен млатов по ветрам[2], Визг пил и стон мехов подъемных: О водопад! в твоем жерле Всё утопает в бездне, в мгле!

4.‎Ветрами ль сосны пораженны? — Ломаются в тебе в куски; Громами ль камни отторженны? — Стираются тобой в пески; Сковать ли воду льды дерзают? — Как пыль стекляна[3] ниспадают. 5.‎Волк[4] рыщет вкруг тебя и, страх В ничто вменяя, становится; Огонь горит в его глазах, И шерсть на нем щетиной зрится; Рожденный на кровавый бой, Он воет, согласясь с тобой.

6.‎Лань идет робко, чуть ступает, Вняв вод твоих падущих рев, Рога на спину приклоняет И быстро мчится меж дерев; Ее страшит вкруг шум, бурь свист И хрупкий под ногами лист.

7.‎Ретивый конь, осанку горду Храня, к тебе порой идет; Крутую гриву, жарку морду Подняв, храпит, ушми прядет, И, подстрекаем быв, бодрится, Отважно в хлябь твою стремится. 8.‎Под наклоненным кедром вниз, При страшной сей красе Природы, На утлом пне, который свис С утеса гор на яры воды, Я вижу, некий муж седой[5] Склонился на руку главой.

9.‎Копье и меч, и щит великой, Стена отечества всего, И шлем, обвитый повиликой[6], Лежат во мху у ног его. В броне блистая златордяной, Как вечер во заре румяной[7],

10.‎Сидит — и, взор вперя к водам, В глубокой думе рассуждает: «Не жизнь ли человеков нам Сей водопад изображает? — Он так же блеском струй своих Поит надменных, кротких, злых[8]. 11.‎Не так ли с неба время льется, Кипит стремление страстей, Честь блещет, слава раздается, Мелькает счастье наших дней, Которых красоту и радость Мрачат печали, скорби, старость?

12.‎Не зрим ли всякой день гробов, Седин дряхлеющей вселенной? Не слышим ли в бою часов Глас смерти, двери скрып подземной? Не упадает ли в сей зев С престола царь и друг царев?

13.‎Падут, — и вождь непобедимый, В Сенате Цезарь средь похвал, В тот миг, желал как диадимы, Закрыв лице плащом, упал; Исчезли замыслы, надежды, Сомкнулись алчны к трону вежды. 14.‎Падут, — и несравненный муж Торжеств несметных с колесницы, Пример великих в свете душ, Презревший прелесть багряницы. Пленивший Велизар[9] царей В темнице пал, лишен очей.

15.‎Падут. — И не мечты прельщали, Когда меня, в цветущий век, Давно ли города встречали, Как в лаврах я, в оливах тек[10]? Давно ль? — Но, ах! теперь во брани Мои не мещут молний длани!

16.‎Ослабли силы, буря вдруг Копье из рук моих схватила[11]; Хотя и бодр еще мой дух, Судьба побед меня лишила». Он рек — и тихим позабылся сном, Морфей покрыл его крылом. 17.‎Сошла октябрьска нощь на землю[12], На лоно мрачной тишины; Нигде я ничего не внемлю, Кроме ревущия волны, О камни с высоты дробимой И снежною горою зримой.

18.‎Пустыня, взор насупя свой, Утесы и скалы дремали; Волнистой облака грядой Тихонько мимо пробегали, Из коих, трепетна, бледна, Проглядывала вниз луна.

19.‎Глядела и едва блистала, Пред старцем преклонив рога[13], Как бы с почтеньем познавала В нем своего того врага, Которого она страшилась, Кому вселенная дивилась. 20.‎Он спал — и чудотворный сон Мечты ему являл геройски: Казалося ему, что он Непобедимы водит войски; Что вкруг его перун молчит, Его лишь мановенья зрит.

21.‎Что огнедышащи за перстом Ограды[14] в след его идут; Что в поле гладком, вкруг отверстом, По слову одному растут Полки его из скрытых станов, Как холмы в море из туманов.

22.‎Что только по траве росистой Ночные знать его шаги; Что утром пыль, под твердью чистой, Уж поздно зрят его враги; Что остротой своих зениц Блюдет он их, как ястреб птиц. 23.‎Что, положа чертеж и меры, Как волхв невидимый, в шатре[15], Тем кажет он в долу химеры, Тем — в тиграх агнцов на горе, И вдруг решительным умом На тысячи бросает гром.

24.‎Что орлю дерзость, гордость лунну[16], У черных и янтарных волн, Смирил Колхиду златорунну[17], И белого царя урон[18] Рая вечерня пред границей Отмстил победами сторицей.

25.‎Что, как румяной луч зари, Страну его покрыла слава; Чужие вожди и цари, Своя владычица, держава, И все везде его почли, Триумфами превознесли[19]. 26.‎Что образ, имя и дела Цветут его средь разных глянцев; Что верх сребристого чела В венце из молненных румянцев Блистает в будущих родах, Отсвечиваяся в сердцах.

27.‎Что зависть, от его сиянья Свой бледный потупляя взор, Среди безмолвного стенанья Ползет и ищет токмо нор, Куда бы от него сокрыться, И что никто с ним не сравнится.

28.‎Он спит — и в сих мечтах веселых Внимает завыванье псов, Рев ветров, скрып дерев дебелых, Стенанье филинов и сов[20], И вещих глас вдали животных, И тихий шорох вкруг бесплотных. 29.‎Он слышит: сокрушилась ель, Станица вранов встрепетала, Кремнистый холм дал страшну щель, Гора с богатствами упала; Грохочет эхо по горам, Как гром гремящий по громам.

30.‎Он зрит одету в ризы черны Крылату некую жену, Власы имевшу распущенны, Как смертну весть, или войну, С косой в руках, с трубой стоящу, И слышит он — проснись! — гласящу.

31.‎На шлеме у нее орел Сидел с перуном помраченным, В нем герб отечества он зрел; И, быв мечтой сей возбужденным, Вздохнул и, испустя слез дождь, Вещал: «Знать, умер некий вождь! 32.‎Блажен, когда, стремясь за славой, Он пользу общую хранил, Был милосерд в войне кровавой И самых жизнь врагов щадил[21]: Благословен средь поздных веков Да будет друг сей человеков!

33.‎Благословенна похвала Надгробная его да будет, Когда всяк жизнь его, дела По пользам только помнить будет; Когда не блеск его прельщал И славы ложной не искал!

34.‎О! слава, слава в свете сильных! Ты точно есть сей водопад. Он вод стремлением обильных И шумом льющихся прохлад Великолепен, светл, прекрасен, Чудесен, силен, громок, ясен; 35. ‎Дивиться вкруг себя людей Всегда толпами собирает; Но если он водой своей Удобно всех не напояет, Коль рвет брега и в быстротах Его нет выгод смертным — ах!

36.‎Не лучше ль менее известным, А более полезным быть[22]; Подобясь ручейкам прелестным, Поля, луга, сады кропить, И тихим вдалеке журчаньем Потомство привлекать с вниманьем?

37.‎Пусть на обросший дерном, холм Приидет путник и воссядет, И, наклонясь своим челом На подписанье гроба, скажет: Не только славный лишь войной, Здесь скрыт великий муж душой. 38.‎О! будь бессмертен, витязь бранный, Когда ты весь соблюл свой долг!» Вещал сединой муж венчанный И, в небеса воззрев, умолк. Умолк, — и глас его промчался, Глас мудрый всюду раздавался.

39.‎Но кто там идет по холмам, Глядясь, как месяц, в воды черны? Чья тень спешит по облакам В воздушные жилища горны? На темном взоре и челе Сидит глубока дума в мгле![23]

40.‎Какой чудесный дух крылами От севера парит на юг? Ветр медлен течь его стезями, Обозревает царствы вдруг[24]; Шумит, и как звезда блистает, И искры в след свой рассыпает. 41.‎Чей труп, как на распутьи мгла, Лежит на темном лоне нощи? Простое рубище чресла, Две лепте покрывают очи[25], Прижаты к хладной груди персты, Уста безмолвствуют отверсты!

42.‎Чей одр — земля; кров — воздух синь; Чертоги — вкруг пустынны виды? Не ты ли счастья, славы сын, Великолепный князь Тавриды[26]? Не ты ли с высоты честей Незапно пал среди степей?

43.‎Не ты ль наперсником близ трона У северной Минервы[27] был; Во храме муз друг Аполлона[28]; На поле Марса вождем слыл; Решитель дум в войне и мире, Могущ — хотя и не в порфире? 44.‎Не ты ль, который взвесить смел Мощь росса, дух Екатерины, И, опершись на них, хотел Вознесть твой гром на те стремнины[29], На коих древний Рим стоял И всей вселенной колебал?

45.‎Не ты ль, который орды сильны Соседей хищных истребил, Пространны области пустынны Во грады, в нивы обратил, Покрыл понт Черный кораблями, Потряс среду земли громами?

46.‎Не ты ль, который знал избрать Достойный подвиг росской силе, Стихии самые попрать В Очакове и в Измаиле, И твердой дерзостью такой Быть дивом храбрости самой?[30] 47. ‎Се ты, отважнейший из смертных! Парящий замыслами ум! Не шел ты средь путей известных, Но проложил их сам[31] — и шум Оставил по себе в потомки; Се ты, о чудный вождь Потемкин!

48.‎Се ты, которому врата Торжественные созидали[32]; Искусство, разум, красота Недавно лавр и мирт сплетали; Забавы, роскошь вкруг цвели, И счастье с славой следом шли.

49.‎Се ты, небесного плод дара Кому едва я посвятил, В созвучность громкого Пиндара Мою настроить лиру мнил, Воспел победу Измаила[33], Воспел, — но смерть тебя скосила! 50.‎Увы! и хоров сладкий звук Моих в стенанье превратился; Свалилась лира с слабых рук, И я там в слезы погрузился, Где бездна разноцветных звезд[34] Чертог являли райских мест.

51.‎Увы! — и громы онемели, Ревущие тебя вокруг; Полки твои осиротели[35], Наполнили рыданьем слух; И всё, что близ тебя блистало, Уныло и печально стало.

52.‎Потух лавровый твой венок, Гранена булава упала[36], Меч в полножны войти чуть мог[37], Екатерина возрыдала! Полсвета потряслось за ней Незапной смертию твоей! 53. ‎Оливы свежи и зелены Принес и бросил Мир из рук; Родства и дружбы вопли, стоны И муз ахейских жалкий звук[38] Вокруг Перикла раздается: Марон по Меценате рвется[39],

54.‎Который почестей в лучах, Как некий царь, как бы на троне, На сребро-розовых конях[40], На златозарном фаэтоне, Во сонме всадников блистал И в смертный черный одр упал[41]!

55.‎Где слава? Где великолепье? Где ты, о сильный человек? Мафусаила долголетье[42] Лишь было б сон, лишь тень наш век; Вся наша жизнь не что иное, Как лишь мечтание пустое. 56.‎Иль нет! — тяжелый некий шар, На нежном волоске висящий, В который бурь, громов удар И молнии небес ярящи Отвсюду беспрестанно бьют И, ах! зефиры легки рвут.

57.‎Единый час, одно мгновенье Удобны царствы поразить, Одно стихиев дуновенье Гигантов в прах преобразить: Их ищут места — и не знают: В пыли героев попирают!

58.‎Героев? — Нет! — но их дела Из мрака и веков блистают; Нетленна память, похвала И из развалин вылетают; Как холмы, гробы их цветут; Напишется Потемкин труд. 59.‎Театр его — был край Эвксина; Сердца обязанные — храм; Рука с венцом — Екатерина; Гремяща слава — фимиам; Жизнь — жертвенник торжеств и крови, Гробница ужаса, любови.

60.‎Когда багровая луна Сквозь мглу блистает темной нощи, Дуная мрачная волна Сверкает кровью и сквозь рощи Вкруг Измаила ветр шумит, И слышен стон, — что турок мнит?

61.‎Дрожит, — и во очах сокрытых Еще ему штыки блестят, Где сорок тысяч вдруг убитых Вкруг гроба Вейсмана лежат[43]. Мечтаются ему их тени И росс в крови их по колени! 62.‎Дрожит, — и обращает взгляд Он робко на окрестны виды; Столпы на небесах горят[44] По суше, по морям Тавриды! И мнит, в Очакове что вновь Течет его и мерзнет кровь[45].

63.‎Но в ясный день, средь светлой влаги, Как ходят рыбы в небесах[46] И вьются полосаты флаги, Наш флот на вздутых парусах Вдали белеет на лиманах, Какое чувство в россиянах?

64.‎Восторг, восторг — они, а страх И ужас турки ощущают; Им мох и терны во очах, Нам лавр и розы расцветают На мавзолеях у вождей, Властителей земель, морей. 65.‎Под древом, при заре вечерней Задумчиво любовь сидит, От цитры ветерок весенней Ее повсюду голос мчит; Перлова грудь ее вздыхает, Геройский образ оживляет[47].

66.‎Поутру солнечным лучом Как монумент златый зажжется, Лежат объяты серны сном И пар вокруг холмов виется, Пришедши, старец надпись зрит: «Здесь труп Потемкина сокрыт!»

67.‎Алцибиадов прах[48]! — И смеет Червь ползать вкруг его главы? Взять шлем Ахиллов[49] не робеет, Нашедши в поле, Фирс[50]? — увы! И плоть и труд коль истлевает, Что ж нашу славу составляет? 68.‎Лишь истина дает венцы Заслугам, кои не увянут; Лишь истину поют певцы, Которых вечно не престанут Греметь перуны сладких лир; Лишь праведника свят кумир.

69.‎Услышьте ж, водопады мира! О славой шумные главы! Ваш светел меч, цветна порфира, Коль правду возлюбили вы, Когда имели только мету, Чтоб счастие доставить свету[51].

70.‎Шуми, шуми, о водопад! Касаяся странам воздушным, Увеселяй и слух и взгляд Твоим стремленьем, светлым, звучным, И в поздной памяти людей Живи лишь красотой твоей! 71. ‎Живи — и тучи пробегали Чтоб редко по водам твоим, В умах тебя не затмевали Разженный гром и черный дым[52]; Чтоб был вблизи, вдали любезен Ты всем; сколь дивен, столь полезен.

72.‎И ты, о водопадов мать[53]! Река на севере гремяща, О Суна! коль с высот блистать Ты можешь — и, от зарь горяща, Кипишь и сеешься дождем Сафирным, пурпурным огнем, —

73.‎То тихое твое теченье, Где ты сама себе равна, Мила, быстра и не в стремленье, И в глубине твоей ясна, Важна без пены, без порыву, Полна, велика без разливу, 74.‎И без примеса чуждых вод Поя златые в нивах бреги. Великолепный свой ты ход Вливаешь в светлый сонм Онеги; Какое зрелище очам! Ты тут подобна небесам.

1791—1794

Источник текста и комментарии: https://ru.wikisource.org/wiki/Водопад_(Державин)

Державин о значении поэзии и призвании поэта («Мой истукан», «памятник»)

Д. высоко ценил роль поэзии и считал поэта служителем правды. Он пишет о праве художника на самостоятельность суждений и оценок, о необходимости служить своей лирой делу, а не лицам. Кристальная честность, по Д.,- главное качество поэта. Звание поэта — поэта, обличавшего порок и прославлявшего добрые дела, — дает, по Д. право на бессмертие. Той теме посвящен «Памятник», где он рисует «картину своей посмертной славы среди многочисленных народов, населяющих Россию», предвосхищая «Памятник» Пушкина.

Лирический субъект державинского «Памятника» претендует на бессмертную славу для себя и своей поэзии, опираясь при этом на освященный традицией авторитет Горация. Он так определяет свое право на бессмертие:

Всяк будет помнить то в народах неисчетных,

Как из безвестности я тем известен стал,

Что первый я дерзнул в забавном русском слоге

О добродетелях Фелицы возгласить,

В сердечной простоте беседовать о боге

И истины царям с улыбкой говорить.

Главной особенностью эстетической поэзии Державина была искренность. Когда он хвалил императрицу — он не льстил, но писал Правду, веря, что приписываемые добродетели действительно были ей свойственны. В стихах он наиболее точно определял свои поэтические принципы. «Памятник» — в этом смысле важнейший эстетический документ. Опираясь на традицию, поэт открывал существо своего художественного новаторства, которое и должно было обеспечить «бессмертие».

Постараемся исторически понять смысл державинских слов-определений, гарантирующих это бессмертие. «Первый я дерзнул в забавном русском слоге…» В чем «дерзость» Державина? В отступлении от знаменитых «правил» классицизма. Правила эти требовали, чтобы поэт «вещал», провозглашал в виде вечных истин те абстрактные добродетели, которые «положены» императорскому сану и выражались общим для од слогом. Державин же создал «забавный русский слог», помогавший ему раскрывать во всем, о чем бы он ни писал, свою личность. Шутка выявляла индивидуальный склад ума, манеру понимать вещи и взгляд на мир, свойственный именно данному поэту, его личное отношение к Екатерине II — человеку, с характерными для него привычками, делами, заботами.

Поэт записывает себе в заслугу умение “в сердечной простоте беседовать о Боге” в полной уверенности, что:

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,

Металлов тверже он и выше пирамид;

Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,

И времени полет его не сокрушит.

Анализ оды Державина Водопад

Главным объектом поэтики Державина является человек, как неповторимая индивидуальность во всём богатстве личных вкусов и пристрастий. Многие его оды имеют философский характер, в них обсуждается место и предназначение человека на земле, проблемы жизни и смерти:

Державин создаёт ряд образцов лирических стихотворений, в которых философская напряженность его од сочетается с эмоциональным отношением к описываемым событиям. например в стихотворении «Снигирь» (1805) Державин оплакивает кончину Суворова

Высшего художественного воплощения это двойное восприятие Д. жизни своего времени достигает в его знаменитой оде «Водопад». В образе водопада — «алмазной горы», с «гремящим ревом» низвергающейся вниз в долину, чтобы через короткое время бесследно «потеряться» в глуши «глухого бора», Д. дал не только аллегорическое изображение жизненной судьбы одной из самых характерных фигур русского XVIII в. — «сына счастия и славы» — «великолепного князя Тавриды», Потемкина, но и грандиозный охватывающий символ всего «века Екатерины» вообще.

Сплошной антитезой является самый стиль Д., представляющий собой замечательное сочетание элементов, прямо противоположных друг другу. Уже Гоголь о слог Державина, увидишь «необыкновенное соединение самых высоких слов с самыми низкими и простыми». Это наблюдение целиком подтверждается филологическим анализом, действительно вскрывающим в языке Д. самую причудливую «смесь церковно-славянского элемента с народным», выражающуюся не только в наличии в стихах Д. друг подле друга церковно-славянских и народных слов, форм, синтаксических конструкций, но и в своеобразном, как бы химическом их взаимопроникновении: «часто церковно-славянское слово является у Д. в народной форме и, наоборот, народное облечено в форму церковно-славянскую» (Я. Грот). Такое же соединение торжественности и простоты имеем и в отношении изобразительной стороны его творчества. Д. создает в своих стихах мир феерической пышности, сказочного великолепия. «Какое зрелище очам!» — эта строка, повторяемая Д. в нескольких его одах («Водопад», «Изображение Фелицы»), может быть распространена на всю его поэзию. Все в ней сверкает золотом и драгоценными камнями. По его стихам разлиты «огненные реки», рассыпаны «горы» алмазов, рубинов, изумрудов, «бездны разноцветных звезд». Всю природу рядит он в блеск и сияние. Небеса его — «златобисерны» и «лучезарны», дожди — «златые», струи — «жемчужные», заря «багряным златом покрывает поля, леса и неба свод», «брега блещут», луга переливаются «перлами», воды «сверкают сребром», «облака — рубином». Излюбленные эпитеты — составные, типа: «искросребрный», «златозарный». «Лазурны тучи, краезлаты, блистающи рубином сквозь, как испещренный флот, богатый, стремятся по эфиру вкось» — таков наиболее характерный пейзаж Д., в создании к-рого участвовала столько же баснословная роскошь дворянского быта екатерининского времени, сколько отзвуки военно-морских триумфов эпохи, отсветы победных зарев Кагула, Наварина и Чесмы. И тут же, рядом со всей этой пышностью и сверканием — такие «опрощенные» образы, как знаменитое «И смерть к нам смотрит чрез забор», или разящий натурализм его осени, к-рая, «подняв пред нами юбку, дожди, как реки, прудит». На протяжении одной и той же оды находим такие строки, как «Небесные прошу я силы, Да их простря сафирны крылы», и почти рядом: «И сажей не марают рож». В сложнейшей многоярусной композиции огромных по размеру од Д. («Водопад» — 444 стиха, «Изображение Фелицы» — 464, в «Медном всаднике» Пушкина — 465 стихов) имеем такое же соединение тяжелой пышности нагромождаемых друг на друга словно бы без всякого усилия грандиозных архитектурных масс с бесформенностью, отсутствием единого, цельного плана, с той «дикостью», к-рая так потрясала С. Т. Аксакова и Гоголя и так раздражала Пушкина.

в отличии от Ломоносова, Державин

невозможно найти иллюстрации к готовым философским системам и философский смысл возникает спонтанно из жизненых наблюдений поэта, из естественного развития поэтического образа.

философские стили Дрежави на делятся на 2 группы:

1) проблемам этики, проблемам взаимоотношения людей. Нравственным кредоДержавина становится девиз «живи и жить давай другим» снисхождение по отношению к людям

2) религиозно философские мотивы. поиск смысла человеческих молитв

напишите плиз анализ стихотворения Державина»Водопад»

5-9 класс

«Водопад». В стихотворении Державин возвращается к теме скоротечности бытия и задает вопрос, что такое вечность, кто из людей имеет право на бессмертие.

Лирическое произведение на­чинается с описания водопада, поэтом дана аллегория водо­пад — быстротекущее время, а волк, лань и конь, приходящие к нему, — приметы таких человеческих качеств, как злоба, кро­тость и гордость: Не жизнь ли человеков нам Сей водопад изображает? Он так же благом струй своих Поит надменных, кротких, злых.

Не так ли с неба время льется, Кипит стремление страстей… Большинство человеческих судеб исчезают в вечности, и только немногие остаются в памяти потомства. Данное стихо­творение относится к философской лирике Державина.

«Водопад». В стихотворении Державин возвращается к теме скоротечности бытия и задает вопрос, что такое вечность, кто из людей имеет право на бессмертие. Лирическое произведение на­чинается с описания водопада, поэтом дана аллегория водо­пад — быстротекущее время, а волк, лань и конь, приходящие к нему, — приметы таких человеческих качеств, как злоба, кро­тость и гордость: Не жизнь ли человеков нам Сей водопад изображает? Он так же благом струй своих Поит надменных, кротких, злых. Не так ли с неба время льется, Кипит стремление страстей… Большинство человеческих судеб исчезают в вечности, и только немногие остаются в памяти потомства. Данное стихо­творение относится к философской лирике Державина.

Больше сочинений и гдз на: https://vsesochineniya.ru/analiz-stixotvoreniya-vodopad-derzhavina.html

Ответить

Hakama55 / 22 нояб. 2013 г., 11:25:06

Напишите пожалуйста анализ стихотворения И.А.Бунина

Помню — долгий зимний вечер план анализа 1) дата создания стихотворения 2) тема 3) идея 4) эпитеты, олицетворения, и.т.д 5) стихотворный размер ( хорей, ямб)

Заранее спасибо!!!

Pashka1949 / 03 марта 2014 г., 0:12:01

Напишите Срочно анализ стихотворения «Тучи» М.Ю. Лермонтов

Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники С милого севера в сторону южную.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? злоба ль открытая? Или на вас тяготит преступление? Или друзей клевета ядовитая? Нет, вам наскучили нивы бесплодные…

Чужды вам страсти и чужды страдания; Вечно холодные, вечно свободные, Нет у вас родины, нет вам изгнания. 1)Тема (о чём?), 2)Идея (какую проблему(вопрос)решает автор), 3)Языковые средства, 4)Настроение (пафос) стихотворения,

5)Ваше отношение,

Nastsha / 16 нояб. 2013 г., 6:43:20

Помогите с анализом стихотворений (любого) по плану: 1)Тема (о чём данное стихотворение) 2)Идея текста (с какой цеью написан?)

3)Изобразительно выразительные средства (Эпитеты сравнения, метафоры и т.д.) и для чего используются.

  • 4)Синтаксис и пунктуация предложений
  • 5)Звукопись
  • 6)Рифма, ритм, размер
  • 7)Выводы
  • Анализ стихотворения:1) В.Лебедева-Кумача:

Вставай, страна огромная, Вставай на смертный бой С фашистской силой темною, С проклятою ордой! Пусть ярость благородная Вскипает, как волна,- Идет война народная, Священная война! Как два различных полюса, Во всем враждебны мы: За свет и мир мы боремся, Они — за царство тьмы. Дадим отпор душителям Всех пламенных идей, Насильникам, грабителям,

Мучителям людей!

Zazaza1 / 23 февр. 2014 г. , 9:23:45

ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА СДЕЛАЙТЕ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ АНЧАР ПО ЭТИМ РАЗДЕЛАМ : 1) Чем вызвано это стихотворение

2) Взгляды, убеждения 3) Состояние автора , который писал этот стих или героя этого стиха СДЕЛАЙТЕ ПОЖАЛУЙСТА СРОЧНО НАДО !!! СРОЧНО ПОЖАЛУЙСТА ПОМОГИТЕ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ » АНЧАР » ПО ПЛАНУ , ПЛАН ВО ВЛОЖЕНИЯХ !!! ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА СРОЧНО НАДО , А Я ЧИСТО ФИЗИЧЕСКИ НЕ УСПЕВАЮ !!! ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА И , ЧТОБЫ БЫЛИ ПРИВЕДЕНЫ К КАЖДОМУ РАЗДЕЛУ СТРОЧКИ ИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ !!! ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА !!! В пустыне чахлой и скупой, На почве, зноем раскаленной, Анчар, как грозный часовой, Стоит — один во всей вселенной. Природа жаждущих степей Его в день гнева породила, И зелень мертвую ветвей И корни ядом напоила. Яд каплет сквозь его кору, К полудню растопясь от зною, И застывает ввечеру Густой прозрачною смолою. К нему и птица не летит, И тигр нейдет: лишь вихорь черный На древо смерти набежит — И мчится прочь, уже тлетворный. И если туча оросит, Блуждая, лист его дремучий, С его ветвей, уж ядовит, Стекает дождь в песок горючий. Но человека человек Послал к анчару властным взглядом, И тот послушно в путь потек И к утру возвратился с ядом. Принес он смертную смолу Да ветвь с увядшими листами, И пот по бледному челу Струился хладными ручьями; Принес — и ослабел и лег Под сводом шалаша на лыки, И умер бедный раб у ног Непобедимого владыки. А царь тем ядом напитал Свои послушливые стрелы И с ними гибель разослал К соседям в чуждые пределы.

Вы находитесь на странице вопроса «напишите плиз анализ стихотворения Державина»Водопад»

«, категории «
литература
«. Данный вопрос относится к разделу «
5-9
» классов.

Здесь вы сможете получить ответ, а также обсудить вопрос с посетителями сайта. Автоматический умный поиск поможет найти похожие вопросы в категории «литература

«.

Если ваш вопрос отличается или ответы не подходят, вы можете задать новый вопрос, воспользовавшись кнопкой в верхней части сайта.

Источник: https://literatura. neznaka.ru/answer/2189795_napisite-pliz-analiz-stihotvorenia-derzavinavodopad/

Водопады — «Республика»

«Обычно в названии водопада отражается важная для человека информация. Она может рассказать о характере порога, силе течения и даже о том, что на этом месте находится мельница или завод, — рассказывает главный научный сотрудник Института языка, литературы и истории КарНЦ РАН Ирма Муллонен. — «Киваччу» и «кивакка» переводится с карельского как «бурный, стремительный, неистовый», что замечательным образом характеризует этот мощный водопад».

Говорят, что поток Кивача был настолько мощным, что стоять рядом с ним было невозможно — на лицо постоянно падали брызги, а кругом стоял пугающе громкий шум. Еще во время своего визита на водопад Гавриил Романович Державин ради интереса приказал срубить высокую сосну и пустить ее по течению. Дерево было разбито в щепки. Позже для сплава бревен был сделан обходной путь. По наблюдениям академика Якова Карловича Грота, при сплаве по самому Кивачу только меньшая половина бревен оставалось целой.

Первым водопад сфотографировал изобретатель, химик и пионер цветной фотографии Сергей Михайлович Прокудин-Горский. В начале XX века он исколесил два десятка регионов Российской империи, оставив после себя огромный багаж в виде двух тысяч уникальных снимков. Во время поездки по Мурманской железной дороге он побывал на реке Суне, где и снял три ее знаменитых падуна — Гирвас, Пор-порог и Кивач.

На фотографиях Прокудина-Горского запечатлены и некоторые строения, находившиеся рядом или поставленные вплотную к водопаду-гиганту. В начале XVIII века прямо над шумящими порогами Кивача поселился крестьянин Лазарев. Здесь он построил дом и мельницу, которая с перерывами проработала вплоть до 1940 года и обслуживала три поколения его семьи.

 

Дом у водопада Кивач. 1916 год. Фото: Сергей Прокудин-Горский. Источник: Библиотека Конгресса США

Этюд у водопада Кивач. 1916 год. Фото: Сергей Прокудин-Горский. Источник: Библиотека Конгресса США

 

В 30-е годы прошлого века сунские водопады пострадали при строительстве ГЭС. Русло реки по искусственному каналу перебросили в Пальеозеро, ставшее водохранилищем, а в районе Гирваса построили плотину. Выжил только Кивач, но и он лишился своей былой мощи.

«В интернете нередко сравниваются нынешний водопад с искусственным, который образуется на время водосброса на Пальеозерской ГЭС, — рассказывает ведущий специалист отдела экологического просвещения заповедника «Кивач» Валентина Ротькина-Качалова. — Ставить их в один ряд не совсем правильно, так как один объект природный, а другой все-таки рукотворный».

Водопады, кстати, оказались не единственным чудом природы в этом месте. Гидроэлектростанцию построили рядом с жерлом древнего вулкана, правда, узнали о нем спустя десятки лет после запуска ГЭС. Это было большое открытие — обнажились породы, по которым можно было «читать» и изучать вулкан.

Заповедник Кивач

Интересное о заповеднике Кивач

  • По мнению филологов, название Кивач происходит либо от финского слова kivi — камень, либо от карельского kiwas — снежная гора.
  • Заповедник «Кивач»  был создан еще в 1931 году при Академии наук СССР для охраны природы севера. Таким образом, это один из старейших заповедников России.
  • Большой штат научных сотрудников заповедника занимается не только охраной природы, но также ведет обширную научно-исследовательскую работу и активно занимается экологическим просвещением  населения.
  • На данный момент заповедник «Кивач» занимает площадь около 11 000 га.

 

 

 

 

 

Заповедник «Кивач» называют «Карелией в миниатюре». Познакомившись с ландшафтом, флорой и фауной заповедника, Вы получите представление практически о всей природе Карелии. Ведь заповедник «Кивач» — это и таежные леса, и лесные озера — ламбы, и 2 порожистые реки, и гектары торфяных болот, и один из крупнейших равнинных водопадов, и знаменитый Сопохский бор, где сохранились сосны возрастом до 200 лет и более! На территории заповедника зарегистрировано 47 видов млекопитающих, 216 видов птиц, 18 видов рыб.

Основные достопримечательности заповедника

ВОДОПАД КИВАЧ — это гордость не только республики, но и всей страны, знаменитый на весь мир один из крупнейших равнинных водопадов Европы. Конечно, если вы были в горах и видели горные водопады, то водопад Кивач покажется Вам не таким уж и высоким. Но стоит присмотреться повнимательнее! Когда река стекает с гор, то в появлении водопада нет ничего удивительного. Здесь же Вы увидите абсолютно спокойную равнинную реку Суна, которая вдруг, как по взмаху волшебной палочки, обрушивается мощными потоками с диабазовых скал вниз, после чего ее течение вновь едва заметно. В этом и есть уникальность равнинных водопадов! Высота северного богатыря почти 11 метров! Кивач настолько мощный, что он не замерзает даже в самые суровые зимы северного края. В каждое  время года он по-своему прекрасен: полноводный и мощный весной, в ярких красках сочной зелени летом, в золотых отблесках увядающей природы осенью, в обрамлении льда и снега зимой.

Водопад Кивач привлекал путешественников задолго до создания самого заповедника. Так, в 1791 г.  на Киваче побывал великий русский полководец Александр Суворов. В 30-е гг. XIX в. поэт-декабрист Федор Глинка посетил водопад и воспел его в своей поэме «Карелия». В 1858 г. на водопад приезжает сам император Александр II со своей свитой.  А первый губернатор Олонецкой губернии известный русский поэт Г. Р. Державин после посещения водопада написал свою знаменитую оду «Водопад», где есть такие строки:

Алмазна сыплется гора
С высот четыремя скалами,
Жемчугу бездна и сребра
Кипит внизу, бьет вверх буграми;
От брызгов синий холм стоит,
Далече рев в лесу гремит.

Музей природы

На территории экскурсионной зоны заповедника находится небольшой музей природы, в котором представлено 2 зала: зал растительного мира и зал животного мира. В музее вы увидите информативные экспозиции об истории заповедника,фотографии водопада в разные годы, познакомитесь с представителями северной флоры и фауны, рассмотрите продольный и поперечный срезы древесины карельской березы.

Дендрарий

Среди высаженной под открытым небом коллекции из 43 видов растений можно встретить как растения-аборигены (растущие в Карелии повсеместно), так и растения-интродуценты (которые были завезены из других регионов, стран и даже континентов и высажены в дендрарии). Центральное место в дендрарии занимает роща карельской березы. Это загадочное дерево карельской тайги занесено в Красную Книгу. На вид абсолютно невзрачное, но обладающее чрезвычайно прочной древесиной с неповторимым  «мраморным» рисунком! Именно на территории экскурсионной зоны заповедника Кивач вы увидите как растет это уникальное дерево, а в музее природы еще и рассмотреть структуру его древесины. А совсем недавно сотрудники Карельского научного центра РАН высадили на территории дендрария новую молодую рощу клонированной карельской березы.

Особенности экскурсии в заповедник «Кивач»

Посещение заповедника возможно в любое время года. В среднем, туристам достаточно 1,5-2 часа, чтобы познакомиться с музеем природы, дендрарием и полюбоваться водопадом с нескольких смотровых площадок. Дорога в 80 км от Петрозаводска до заповедника занимает около 1,5 часов в одну сторону. По пути наш экскурсовод расскажет много полезной и интересной информации о Карелии и о тех местах, которые встречаются по пути. Экскурсия вместе с дорогой длится примерно 5 часов.

Так как территория заповедника находится под охраной государства и главная его функция — охрана природы, то самостоятельные прогулки по заповеднику запрещены.  Туристам и гостям заповедника разрешено посещать специально оборудованную экскурсионную зону строго по билетам.

На территории заповедника запрещена любая хозяйственная деятельность! Помните об этом и соблюдайте правила поведения. Нарушители заповедного режима штрафуются, а если ими нанесен урон природе, то с них взыскивается еще и материальный ущерб!

Во время экскурсии будьте очень осторожны! Ходить придется по камням, смотрите внимательно под ноги, следите за вашими детьми, не выходите за специальные ограждения! Если Вы отправитесь в поездку с домашними животными, то выгуливать их без поводка на территории заповедника запрещено!

На территории экскурсионной зоны заповедника есть кафе с небольшим ассортиментом (чай, выпечка), но работает оно только в пик туристического сезона. Заранее подумайте о питании. Можно заказать организованное питание на маршруте или взять еду с собой.

На территории заповедника разработано несколько экологических маршрутов для желающих более подробно ознакомиться с местной флорой и фауной. Посещение экомаршрутов возможно только в сопровождении гида-проводника из числа работников заповедника и по предварительным заявкам. Большинство экомаршрутов доступны только с мая по сентябрь.

Поездку в заповедник «Кивач» удобно объединять с экскурсией на первый российский курорт «Марциальные воды», который также расположен в Кондопожском районе, а также с экскурсией в Успенскую церковь в г.Кондопога и с экскурсией на древний вулкан Гирвас.

Полезная информация

  • Рекомендуем иметь удобную обувь без каблуков, чтобы она хорошо фиксировалась на ноге.
  • Территория экскурсионной зоны ежегодно обрабатывается от клещей.
  • На территории экскурсионной зоны работает сотовая связь Мегафон. У других операторов сигнал слабый.

____________________________________________________________________________________________________

*Благодарим заповедник Кивач за предоставленный фотоматериал.

Фото: Виктор Драгуев, Илья Гурбузов, Наталья и Александр Федосовы.

Водопад Кивач — Мотель Вояж

Водопад Кивач – природная жемчужина Карелии, второй по величине равнинный водопад в Европе. Водопад Кивач расположен на реке Суна примерно в 20 км от города Кондопога и в 80 км от Петрозаводска. Высота водопада равняется без малого 11 метрам. С этой высоты четырьмя каскадами падает огромная масса воды, создавая мокрую завесу из водяной пыли.

Кивач является вторым по величине водопадом в Европе.

Жители Карелии рассказывают легенду о том, как произошло становление водопада. В ней говорится о двух речках-сестричках — Суне и Шуе, которые бежали рядом и не хотели расставаться. Однажды Суна остановилась, чтобы отдохнуть и задремала. А когда проснулась, Шуя уже убежала далеко-далеко. Тогда Суна кинулась вдогонку, снося все на своем пути. В том месте, где она пробивалась сквозь скалы, разрезая их своими водами, и возник водопад Кивач.


Первое упоминание о водопаде Кивач датируется 1566 годом. Название водопада, наиболее вероятно, произошло от карельского слова kivas, которое можно перевести как «снежная гора».
Не маленькую роль в популяризации Кивача сыграл первый карельский губернатор, он же известный поэт Державин Г. Р. В 1785 году объезжая свою губернию он впервые посетил водопад Кивач, о чем написал в своих записках строки: — «Чернота гор и седина бьющей с шумом и пенящейся воды наводит приятный ужас и представляет прекрасное зрелище».


Самым известным посетителем этих мест был, пожалуй, император Александр II, приехавший посмотреть на Кивач в 1868 году. Специально к его приезду была проложена дорога к водопаду, на правом берегу рядом с бурлящими потоками Кивача поставлена беседка для отдыха, а ниже по течению через реку Суна проложили деревянный мост.


В тридцатые годы прошлого столетия на реке Суна выше водопада началось строительство Сунского каскада ГЭС. Строительство гидроэлектростанций значительно снизило эстетическую привлекательность водопада Кивач, из-за оттока значительной части воды на нужды ГЭС. Сегодня что-то подобное тому, что предстало взору Александру II, можно увидеть только весной, когда Суна набирает силу, питаясь талыми весенними водами. Несмотря на это, водопад Кивач имеет большую туристическую привлекательность в течение всего года.
Всего в 5 км от водопада проходит трасса Петербург — Мурманск, и проезжающие мимо водители часто сворачивают к нему. 


В 1931 году вокруг водопада был организован Государственный природный заповедник Кивач.  Большинство экскурсионных программ по Карелии включают поездку в заповедник Кивач к одноименному водопаду, рядом с которым находится Музей природы и организованный в 1947 году дендрарий.


Так же имеется парковка для личных автомобилей, небольшое кафе, беседки для отдыха и смотровые площадки. Иногда работают сувенирные лавки, в которых можно приобрести сувениры изготовленные, преимущественно из карельской березы. Групповые экскурсии в заповедник Кивач совсем недорогие, поэтому не пожалейте времени, чтобы увидеть одно из красивейших мест Карелии и России.

КАЗАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А. Н. ТУПОЛЕВА

14 июля 2017 года исполняется 274 года со дня рождения великого русского поэта и выдающегося государственного деятеля Гавриила Романовича Державина.

Гавриил Державин вошел в историю не только как писатель, он прошел путь от гвардии рядового до министра юстиции Российской империи. Был губернатором двух областей и личным помощником Екатерины II. Он написал первый неофициальный гимн России, участвовал в одном из первых литературных кружков XVIII века, а потом создал — «Беседу любителей русского слова».

Подробнее

Казань и Лаишево примут Всероссийский фестиваль поэзии

 Подробнее

Казанцев приглашают в Лядской сад отметить день рождения поэта Гавриила Державина

Подробнее

Молодые казанские поэты прочтут стихи в Лядском саду в день рождения Г. Державина

http://kazan.bezformata.ru/listnews/sadu-v-den-rozhdeniya-g-derzhavina/58991404/

http://www.kzn.ru/news/59967-molodye-kazanskie-poety-prochtut-stihi-v-lyadskom-sadu-v-den-rozhdeniya-gderzhavina

С произведениями Державина Г.Р. и с его биографией Вы можете ознакомиться в художественном отделе научно-технической библиотеки им. Н.Г.Четаева КНИТУ-КАИ

 

Державин, Гаврила Романович.

Водопад : избранные стихотворения / Г. Р. Державин. — М. : Дет. лит., 1971. — 128 с. — (Школьная б-ка). — 0.27 р.

История русской поэзии : в 2-х т. / АН СССР, Инстиут русской литературы; ред. Б. П. Городецкий. — Л. : Наука, Ленингр. отд-ние. — 1968. — 560 с.

Михайлов, Олег Николаевич.

Державин. Романизированное описание исторических происшествий и подлинных событий, заключающих в себе жизнь Гаврилы Романовича Державина / О. Н. Михайлов. — М. : Молодая гвардия, 1977. — 336 с. — (ЖЗЛ: серия биогр.: осн. в 1933 г. М. Горьким ; вып. 4 (567)).

Михайлов, Олег Николаевич.

Державин / О. Н. Михайлов . — М. : Воениздат., 1979. — 496 с.

ORION NOTES — Каппелен Дамм

ПРИМЕЧАНИЯпролог: смерть в степях1 Донесения В.С. Попова Екатерине II о болезни ГАП являются основным источником этого сообщения о его кончине, если не указано иное: РГВИА 52.2.94.3–26 и РА (1878) 1 л. 20–5. Г. Державин, Водопад, в Х. Г. Сегале, Литература России восемнадцатого века, том 2, стр. 302.2 РГАДА 5.85.1.124–5, L153 / SIRIO 27: 217, CtG to GAP 30 сентября 1782 г. 3 Принц де Линь, Письма и размышления, изд. Баронесса де Сталь, том 2, стр. 6, принц де Линь графу де Сегюру 1 августа 1788 г.4 Гравюра М. М. Иванова, Эрмитаж Е: 22158. Заказ В. С. Попова и графини А. В. Браницкой. Как ни странно, хотя Попов, по-видимому, ждал турецких полпредов в Яссах и не был на месте гибели, он изображен там, несомненно, по его собственному приказу. Иванов был домашним художником ГАП и путешествовал в его свите. См. главу 23. Это не единственная гравюра со смертью Г.А.П.: см. также Смерть Г. А. Потемкина, гравюра Г. И. Скуродитова, на которой изображены только голова и туловище мертвого князя со скрещенными на груди руками.5 Джеймс Харрис, Дневники и переписка, стр. 281, сэр Джеймс Харрис виконту Стормонту, 21 июля/1 августа 1780 г. 6 Визит автора в Молдову, 1998 г. , CtG барону Ф. М. Гримму, август 1792 г. К. Валишевский, Autour d’un trône vol 1 p 141.9 AKV 13: 216–22, А. А. Безбородко П. В. Завадовскому 5 декабря 1791 г., Яссы. 10 РГАДА 5.85.1.429. L470, CtG для GAP 3 октября 1791.11 RGADA 5.85.2.304. L470, CtG на GAP.12 РГВИА 52.2.22.191. L470, CTG к GAP октябре 1791.13 CFP Masson, секретные мемуары P 109.14 Авторский визит в Молдова 1998,15 РА 1867 г. Самойлов 1998,15 РА 1867 г. Генерал Генерал Генерал. Самойлов кол. 1558.19 АКВ 13: 216–22, Безбородко Завадовскому 5 декабря 1791 г., Яссы.20 Державин, Водопад, в Сегале т. 2 стр. 299.21 БМ 33540 ф 296, Джереми Бентам князю П. Дашкову 19/30 июля 1786 г.22 Masson p 110.23 Ligne, Letters (Staël) vol 2 p 6, Prince de Ligne to Comte de Ségur 1 августа 1788 года. Ségur, Mémoires 1859

  • Стр. 6 и 7: примечания 51728 Дашкова стр. 45.29 CtG,
  • Стр. 9 и 10: 520 примечаний16 Ransel, Politics стр. 76.
  • Стр. 11 и 12: 522 примечания35 Starina i Novizna 13 и 14: 524 примечания41 RA (1873) 2 стр. 125. Бары
  • Стр. 15 и 16: 526 примечаний26 SIRIO 19: 406, Gunning
  • Стр. : 530 примечаний22 Корберон, стр. 230-1.SIRI
  • Страница 21 и 22: 532 примечания инструмент и его мастерство
  • Страница 23 и 24: 534 примечания Биография (1903). Кастера
  • Страница 25 и 26: 536 примечанийКонстантинополь. DE TOTT VO
  • Page 28 и 28: 538 Notesto SR Vorontsov 17 июля
  • Page 29 и 30: 540 Notechapter 17: Potemkin’s P
  • Page 32 и 32: 542 Notes36 Rgvia 52.1 / 194.20.6.58
  • Page 33 33 и 34 : 544 банкноты для ее одобрения и подачи
  • стр. 35 и 36: 546 нот95 Майкл Дженкинс, Аракч
  • стр. 37 и 38: 548 банкнот, просуществовавших до
  • стр. 39 и 40: 550 банкнот Банк.RGADA 11.946.226, BA
  • Page 41 и 42: 552 Notes37 BM 33540 F94, SBTOJB18
  • Page 43 и 44: 554 Notes13 Engelhardt 1868 P 49.14
  • Page 45 и 46: 556 Notes23 RGVIA 52.2.61.7, Принс
  • Стр. 47 и 48: 558 примечаний91 Harris, стр. 200, H to Weym
  • Стр. 49 и 50: 560 примечаний37 Aragon, стр. 138, NS to wi
  • Стр. 51 и 52: 562 примечания11 JII-CII (Arneth), стр. 356,
  • Страницы 53 и 54:

    564 примечания19 Ligne, Letters (Staël)

  • Страницы 55 и 56:

    566 примечаний4 RS (1875) May vol 8 pp 2

  • Страница 57 и 58:

    570 примечаний25 Дамас стр. 63-4.26 Ligne,

  • Page 61 и 62:
  • 572 Notes14 Aragon P 280, NS к Wi

  • Page 63 и 64:

    574 NoteRymnik, например, он WR

  • Page 65 и 66:

    576 Notes39 Пушкин, «Заметки

  • стр. 67 и 68:

    578 примечания наименьшие из леопольдовских р

  • стр. 69 и 70:

    580 примечания, близкие Серениссимусу.

  • Page 71 и 72:
  • Page 71 и 72:
  • Page 71 и 72:
  • Page 71 и 72:

    582 NoteChapter 31: красивый

  • Page 7000 94:

    584 Notes5 Anspach, Путешествие P 137,

  • Page 75 и 76:

    586 NotesWas увлекается реформируем ARM

  • стр. 77 и 78:

    588 примечаниеэпилог: жизнь после смерти

  • стр. 79 и 80:

    590 банкнот продано до 1871 г. при Гладсе

  • стр. 81:

    592 банкноты Херсон.Скульптор И. П

  • показать все

    (PDF) Историософия и Эрос в русской анакреонтике

    богатые соски <…>,. Стихи Петрова: И Ты накормишь Их / Соской Твоей

    Щедрость, <…>.

    Иными словами, Ломоносов просит живописца написать портрет Екатерины, какой она была

    любимой им и русскими поэтами в 1740-х годах, а не такой, какой она стала за последние пять

    осенних лет.

    Сравнение женских портретов в поэмах Анакреона, с одной стороны, и портретов со-

    поэтов XVIII века, с другой, позволяет понять, что идеал женской (королевской) красоты

    менялся с течением времени. и зависело не в последнюю очередь от возраста императрицы и любовного настроения поэта. Следует отметить, что все «олени», которые автор приписывает монархине, будь то любовница, невеста, мать или прародительница, сохраняют ее женственное, эротическое очарование.Без его присутствия, проявления, так сказать, авторитет оказывается ослабленным, и поэт не чувствует себя полноценным субъектом.

    4 Г. Р. Державин «Анакреонтические песни»

    Канал Ломоносова, посвященный анакреонической поэзии, любовной и эпикурейской поэзии, был

    окончательно забыт. Однако оно освоило серьезное, в частности, философское содержание,

    , о чем свидетельствуют, например, «Анакреонтические песни» Г.Р.

    Державин. Вот одно из самых изящных стихотворений Державина — миниатюра «Незабудочка» 1809 года «Незабудочка»: Милый незабудка цветик! / Видишь, друг мой,

    я, стена, / Еду от тебя, мой светик, – / Не забудь меня [14], – и далее в том же духе: если

    ты с кем-то связан, забудь меня нет, если вы будете плавать, не забудьте меня; если

    кто-то поманит и начнет целовать тебя, не забывай меня. Где здесь историософия? Ответ

    может быть следующим.

    Условное эмблематическое описание того, что может быть при жизни врозь друг от друга

    скрывает представления Державина о человеческой природе, о том, как живет сама любовь. При

    разлуке, то есть некоторое время, возможны и неизбежны любые «перемены»: новые встречи, причуды, забавы, соблазны. Однако есть нечто, считает автор, что

    всегда связывает его и его «незабудку» и противостоит судьбе – ходу времени

    и естественным инстинктам человеческой натуры.Это память: незабудка – заклинает припев.

    То, что память, по мнению Державина, является историософским термином, безусловно, наглядно демонстрируют и другие его произведения, например, «Водопад» («Водопад»),

    «Памятник» («Памятник»). ), «Лебедь» («Лебедь»), «К Евгению. Жизнь в Званке» («Евгению.

    Жизнь Званская»), «На тленности» [14]. О

    их философском и историческом содержании написано много.Нам нужно только выяснить

    историософскую идею, излюбленную Державиным и развиваемую в этих и других

    анакреонических стихотворениях: все дела человеческие живут только в памяти других людей. И это

    не только деяния «великих» Потемкина и Румянцева (уже вошедших

    в историю) или «бессмертное» стихотворение самого Державина (должно войти в

    историю), но а также любовное чувство неизвестных персонажей «Незабудки»

    («Незабудочка») (которое никогда не войдет в историю в высоком смысле этого слова, но

    составляют историю).

    Тем не менее, вернемся к «буколической поэзии» — поэме, написанной тоже в 1809 году: «К

    Аспазии» («Аспазии») [15]. Сделано в поддержку Марии Антоновны Нарышкиной,

    фаворитки императора Александра I. Державин относит известные события, происходившие в 5-м к

    4-му векам. ДО Н.Э. с гетерами Аспазией и Фриной в комплиментарные стихи. Как

    Анакреон отказался «восхвалять» героев, так и его современники стали одержимы любовью и

    женской красотой: Мудрецы по ней вздыхают, / Я Перикл в ней влюблен.

    «Красота есть страшная сила» – известное с древности изречение подтверждает поэт

    рубежа XVIII-XIX веков, который добавляет: сила, движущая историю как в

    прошлом, так и во времена Перикла, и в настоящее время под властью Александра. Красота правит всем

    Какие стороны мастерства Державина отразились в «Исповеди». Творчество Державина

    Замечательный русский поэт Державин Гавриил Романович был прежде всего глубоко верующим человеком, всегда думавшим о своей родине и правде человеческой природы.Родители назвали его в честь архиепископа Гавриила. Это в немалой степени придавало ему не только духовные, но и физические силы, возлагало на него ответственность за свою гражданскую позицию и вдохновляло на самые смелые, честные и правдивые поступки как в жизни, так и в творчестве. В то время он был еще никому не известен, будущий гениальный поэт, а пока только юный лицеист Александр Пушкин.

    Г.Р. Державин «Признание»

    Творчество такого всемирно известного поэта, как Державин (1743-1816 гг.) — вершина русского классицизма. В начале своей плодотворной творческой деятельности он подражал главным корифеям и представителям этого стиля А. П. Сумарокову и М. В. Ломоносову. Однако со временем Державин стал отходить от этих классических канонов и стал искать свой художественный метод мышления.

    Обратим внимание на стихотворение «Исповедь». Державин написал ее уже в 1807 году. Именно это великолепное произведение стало своеобразным итогом всего творческого периода жизни знаменитого поэта.И вот очень интересно узнать, какие стороны мастерства Державина нашли отражение в «Исповеди». Ведь это одно из лучших его лирических произведений.

    Творчество Державина

    В конце 1770 года из-под пера Державина вышла «Ода на смерть князя Мещерского» (1779), именно благодаря ей начался новый период творчества известного поэта.

    В 1783 году была создана ода «Фелица», которая прославила Державина как одного из великих поэтов России.Затем были написаны поэмы «Бог» (1784 г.), «Осень при осаде Очакова» (1788 г.), «Видение Мурзы» (1789 г.), «Водопад» (1794 г.), где Державин проявил себя как поэт-новатор, потому что, как и в стандартных классических методах письма, он вводит некоторые параметры, связанные с использованием элегии и сатиры.

    При Ломоносове сатира была более «низким» жанром, по сравнению с «высокой» литературой. Все это привело к упрощению и нарушению традиций написания од, где стала использоваться простонародная лексика.В русской литературе Державин впервые применил прием образных знаков звукозаписи. Она помогала слушателю создавать в воображении определенные художественные образы. Далее попробуем понять, какие стороны мастерства Державина нашли отражение в «Исповеди».

    Цель поэта

    Любому поэту свойственно до конца жизни оглянуться назад и проанализировать собственный творческий путь, чтобы понять то важное, ради чего он жил, чего достиг в своем литературном творчестве, и что в итоге сформулировал и предопределил его личность.Это тема стихотворения «Признание». Державин признает как исповедь, что он никогда не был святым и не претендовал на святость, а также не любил быть серьезным и философствовать.

    Великий Державин

    Какие стороны мастерства Державина нашли отражение в «Исповеди»? Это произведение он написал уже в зрелом возрасте, поэтому его идеалистическое мировоззрение к тому времени уже сильно изменилось. На определенном этапе он понял, что часто люди ценят других не за их талант, правдивость и стремление к самосовершенствованию, а за положение, внешние данные и, конечно же, за финансовое благополучие.

    Рассуждая о том, какие стороны мастерства нашли отражение в «Исповеди», стоит отметить тот факт, что здесь он пытается отразить всю суть христианского понимания того, что человек создан по образу и подобию Божию. Поэт прославляет Бога за то, что он дал ему свой талант.

    В конце своего стихотворения «Признание» писатель даже использует известное библейское высказывание о том, что безгрешных людей не бывает, а кто безгрешный, тот пусть бросит камень на гроб.

    Тотчас же Державин утверждает в своих стихотворениях, что он такой же, как все, и не хочет возвыситься ни над кем.Гавриил Романович пишет, что он, как и многие люди, был очарован суетой жизни и женской красотой, популярностью и славой.

    Сводка

    Как бы то ни было, этому благороднейшему поэту в этом деле повезло. Ему удалось сделать политическую карьеру, он был популярным при дворе поэтом. Державин мог много говорить вслух, в отличие от других, которые предпочитали молчать и отсиживаться. Он открыто выражал свои политические взгляды и был приверженцем монархии.

    Когда Европу захлестнула волна свободомыслия, Державин написал оды Великой Императрице Екатерине, в которых она искренне восхваляла ее ум и предприимчивость.В нем глубоко сидел патриотизм, поэтому он всегда хотел сохранить в истории подвиги простых русских воинов. Он презирал роскошь и чванство, никогда не завидовал тем, кто имел власть и деньги, но не мог молчать, если люди использовали все это не на благо России, а в своих корыстных целях. Литературоведы неоднократно отмечали огромное влияние Державина на русскую литературу.

    р>

    Памятник А. С. Пушкину описание и фото — Россия — Поволжье: Казань

    Рейтинг: 8,0/10 (689 голосов)