Культура Древнерусского государства — онлайн справочник для студентов
- Развитие Древнерусской культуры
- Литература древнерусского государства
- Архитектура и живопись Древней Руси
Особенности Древнерусской культуры
Просвещенность Древней Руси развивалась от момента становления государства до вторжения татаро-монгольских племен.
Древнерусская культура имеет вековую историю. С 10 по 13 столетие была связана с политической, хозяйственной деятельностью и социальными вопросами.
На начальном этапе и во время раннефеодального строя основным занятием было земледелие. Жизнь простых людей и знати по своему диктовалась устоями христианской религии и морали. Христианство учило смирению, почитанию родителей и старшин, упрочняла авторитет власть имущих. Особенно ценились творческие личности, но их творения приписывались божественному началу.
Развитие культуры Древнерусского государства протекало в двух временных промежутках:
- Культура Киевской Руси, XI век;
- Первая половина XII столетия, начало XIII века – период феодальной разобщенности.
В начале культура Древней Руси развивалась быстрыми темпами, в связи с чем русское государство считалось одним из самых развитых. Причинами бурного процветания послужили две составляющие этой тенденции:
- Язычество. Религия древних славян, которая повлияла на развитие всей культуры средневековья.
- Просвещенность Византийской империи, обусловленная канонами христианской веры, и стоящая у истоков православия. С момента крещения Руси князем Владимиром в 988 году и вплетения христианства в жизнь русского народа, начали появляться науки: философия, письменность, язык, зодчество, образование, политика.
С появлением христианства и с проведением социальных и экономических реформ на Руси стали появляться образовательные учреждения, библиотеки, положительно сказавшиеся на грамотности населения. В X веке двое пришлых монахов просветителей Кирилл и Мефодий опубликовали первый русский алфавит. Это послужило толчком для распространения образования среди: духовенства, княжеских родов, представителей высшего света, простых ремесленников, купечества.
Литература Древней Руси
Древнерусская литература разделена на два этапа:
- Как часть культуры Древней Руси. Литература была неотъемлема от единения ключевых старославянских городов – Киева и Новгорода, в IX–XII вв.
- Развитие литературы в исконно русских городских центрах – Муром, Псков, Суздаль, Владимир, Полоцк. В то же время она претерпевала нововведения и обычаи.
Религия оказывала масштабное влияние на изложение мыслей авторов, написание литературных произведений. Писатели выражали свои идеи и смотрели на вещи через призму религиозного христианства. Правда, книги могли приобретать только состоятельные люди.
Фольклор и устная поэзия являлись одной из частей культуры. Благодаря этому течению в творчестве, из уст в уста передавались послания от минувших поколений к нынешним, черпалась информация.
Архитектура
С принятием христианской веры стала стремительно развиваться архитектура. Повсеместно строились храмы и церкви. Идеи для своих каменных строений создатели черпали из греческой архитектуры и русского зодчества.
Живопись
На живопись Древнерусского общества религия так же имела главенствующее влияние. Из Византии пришла культура иконописи, датируемая 10 веком. На деревянных дощечках писали природными красками образы Иисуса, Богородицы, святых мучеников.
Статьи на тему:
Периодизация русской культуры
Культура периода ордынского нашествия
Домонгольская культура
Постордынский период русской культуры
Восточнославянское язычество и формирование культурной традиции
Физика
166
Реклама и PR
31
Педагогика
80
Психология
72
Социология
7
Астрономия
9
Биология
30
Культурология
86
Экология8
Право и юриспруденция
36
Политология
13
Экономика
49
Финансы
9
История
16
Философия
8
Информатика
20
Право
35
Информационные технологии
6
Экономическая теория
7
Менеджент
719
Математика
338
Химия
20
Микро- и макроэкономика
1
Медицина
5
Государственное и муниципальное управление
География
542
Информационная безопасность
2
Аудит
11
Безопасность жизнедеятельности
3
Архитектура и строительство
1
Банковское дело
1
Рынок ценных бумаг
6
Менеджмент организации
2
Маркетинг
238
Кредит
3
Инвестиции
2
Журналистика
1
Конфликтология
15
Этика
9
История и нюансы киноискусства Период Республики Период Империи Период этрусской культуры Царский период
Узнать цену работы
Узнай цену
своей работы
Имя
Выбрать тип работыЧасть дипломаДипломнаяКурсоваяКонтрольнаяРешение задачРефератНаучно — исследовательскаяОтчет по практикеОтветы на билетыТест/экзамен onlineМонографияЭссеДокладКомпьютерный набор текстаКомпьютерный чертежРецензияПереводРепетиторБизнес-планКонспектыПроверка качестваЭкзамен на сайтеАспирантский рефератМагистерскаяНаучная статьяНаучный трудТехническая редакция текстаЧертеж от рукиДиаграммы, таблицыПрезентация к защитеТезисный планРечь к дипломуДоработка заказа клиентаОтзыв на дипломПубликация в ВАКПубликация в ScopusДиплом MBAПовышение оригинальностиКопирайтингДругоеПринимаю Политику конфиденциальности
Подпишись на рассылку, чтобы не пропустить информацию об акциях
Развитие Древнерусской культуры: искусство и архитектура
Спикер: Александр Макушин, историк, эксперт Российского военно-исторического общества
Что такое культура? Культура — это совокупность материальных и духовных ценностей, объектов архитектуры, т.
Если говорить о древнерусской культуре, то ее образом является Софийский собор в Киеве. Это не первое каменное храмовое сооружение, построенное в Древней Руси, но оно самое величественное для всех древнерусских земель, для всей общности людей, которые жили в ореоле культуры Древней Руси. А это были не только славянские племена. Это были и те племена, которые входили во время расширения Древней Руси в ее культурный состав. Он был неким символом. Все основные х
рамы древнерусских княжеств строились потом по образцу многоглавой Киевской Софии. Этот храм был построен древнерусскими мастерами и греками, а само строительство началось в 1037 году.
Вторым образцом каменной архитектуры, построенным примерно в то же время, являются Киевские Золотые ворота. История не пощадила этот величественный памятник оборонного зодчества. В нем мы видим те особенности, которые отличали русское оборонное зодчество эпохи Древней Руси. На Золотых воротах, которые были не только в Киеве, они сохранились и во Владимире (сохранились, кстати, до нашего времени в не сильно измененном виде), сверху стояла небольшая церковь. Эта особенность прошла через все развитие не только древнерусской, но и русской культуры. На главной святыне — главных воротах московского Кремля — мы тоже видим место под икону.
Древнерусская культура, а позднее русская, белорусская и украинская, всегда формировались на сплаве материального и духовного. Принятие православия, восточной ветви христианства, не затормозило развитие России, как любили говорить западно ориентированные историки. Мы не отгораживались от мира. Наша культура во всех ее проявлениях была, может быть, немного отличной от западной, но она никогда от нее не отставала. Но особенностью нашей культуры всегда был поиск совмещения некоего небесного образа, образца идеала на земле.
Спикер показывает на экран:
Роль иконописи в древнерусской культуре и искусствеЭто София Новгородская. После постройки Софийского храма Новгород, второй по значимости и экономике город Древней Руси, тоже решил построить храм. Новгородская София отличается от Киевской. Она другая по строительным методам, по архитектурному замыслу, она по-другому воспринимается. Это строгий храм. Именно Новгородская София в дальнейшем свои образы оставила во всем храмовом зодчестве допетровской эпохи. А после эпохи Петра I этот строгий стиль, эта строгая красота остались в архитектуре маленьких церквей в селах, в небольших уездных городах.
Второй по значимости частью древнерусского искусства, которая сохранилась и которую мы можем увидеть, являются иконы. С иконами связано очень много распространенных мифов. Первый миф появился в эпоху Петра I. Особенностью иконописи было то, что для защиты иконы покрывались олифой. Олифа со временем темнела. В Древней Руси в период раздробленности княжества, в период ига мастера знали, как обновлять олифу и снимать почернения. После таких работ иконы не теряли своей яркости, своей живости красок. В Новгородском музее находится богатейшая коллекция икон разных школ письма. Поражаешься яркости их красок и понимаешь, как это воздействовало на человека. Наша довольно-таки суровая природа небогата красками, особенно в Северной Руси. Она богата оттенками серого, синего, по весне — зеленого. А иконы яркие, с буйством красок. На них всегда изображены образы достаточно суровых, но одухотворенных людей.
История культуры Древней Руси показывает, что искусство и культура в нашей стране отображают душу народа. Как итальянская живопись отражает душу итальянцев, как пламенеющая готика Англии и Франции отображает душу и англичан, и французов, так и наша иконопись и архитектура церквей отражают душу русского человека. Русского в очень широком смысле. Александр Макушин в ходе своего выступления вспомнил слова Маргелова:
Никто не разбирает нас по разрезу глаз и цвету кожи. Мы для всего мира русские в широком смысле этого слова.
Именно поиск небесного на земле, создание некоего идеального мира всегда было основой духовной жизни и простого крестьянина, и холопа или смерда, государственных и духовных деятелей Древней Руси и Московского княжества, Московского царства, Российской империи, Советского Союза. Современная Россия не сильно от этого отличается.
С приходом христианства дописьменная русская культура обретает письменность. Очень крепко, по меркам средневековья, письменность и грамотность входят в быт населения. Производство книг на пергаменте было очень дорогим удовольствием. В основном это были либо летописи, либо церковные книги.
Спикер демонстрирует на экране слайд, где можно увидеть культуру Нестора-летописца. Летописи — это очень интересный пласт нашей культуры. Он своеобразен. Это не просто сухое летоописание каких-либо событий. Это нравственная оценка. Первые листы «Повести временных лет» — это и попытка вывести генеалогию русского народа, и попытка объяснить, кто мы, зачем и куда идем. Этот вопрос задавали себе и наши предки. Потому что изначально мы формировались именно как народ, нацеленный не только на материальное, но и на духовное. И этим духовным стали книги.
Александр Макушин упоминает миф о том, что наша культура отставала. Он считает, что это абсолютно не так:
Такое известное произведение, как “Слово о полку Игореве”, например, ничуть не хуже, чем знаменитая поэзия трубадуров Лангедока и Прованса XII и XIII века. Оно не уступает скандинавским сагам, германскому эпосу. Оно не посвящено мифологии, оно посвящено реальному историческому событию — трагическому походу на степных захватчиков половцев одного из русских князей. В этой книге ее неизвестный автор поднимает очень важные вопросы. Нам, современным людям, очень часто кажется, что наши предки были очень ограниченны.
Они не владели интернетом, не могли, как мы сейчас, двумя пальцами кликнув по мышке, получить огромный объем информации. Но, читая «Слово о полку Игореве», невольно поражаешься кругозору автора, тому, как он владеет описанием, знает о многих странах и землях, и тем вопросам, которые он задает себе и своим читателям.
Как показывают раскопки в древнем Новгороде, находки берестяных грамот, грамотность в Древней Руси была очень широко распространена. Именно в распространении грамотности домонгольская Русь была, наверное, на одном из самых передовых мест в Европе. Потому что берестяные грамоты — это кладезь информации о простых, бытовых вопросах, которые решали простые новгородцы IX-XII веков. Простая бытовая переписка, хозяйственные и финансовые вопросы, которые отражены в этих грамотах, показывают, что грамотность среди простого населения Новгорода была на высочайшем уровне и превосходила по многим параметрам уровень грамотности в Париже, германских и польских землях.
В завершение своего выступления спикер отметил, что развитие древнерусской культуры нарушилось монгольским нашествием. После этого произошло восстановление многих утраченных видов ремесла, навыков строительства, иконописи. Но живая нить этого развития не была остановлена. Даже жесточайшее нашествие, которое привело к колоссальным жертвам, к разрушению городов и монастырей, уничтожению огромного количества грамотных людей, не прервало развитие культуры Древней Руси. И в дальнейшем культура Московской Руси, культура Московского царства, культура Российской империи стояла на глубочайшем фундаменте, которые заложили те достижения культуры, те ее памятники, те книги и монастыри, которые остались от культуры IX-XII веков — того времени, которое мы называем Древней Русью.
Вопросы ведущегоВедущий:
Александр Владимирович, вы нам рассказали про архитектуру, иконопись, письменность. На эти проявления культуры повлияло, безусловно, принятие христианства.
Появились каноны, которые дожили до наших дней. И сейчас мы их видим в религиозных строениях. Иконопись, православие — это уже непосредственно религия. А после принятия христианства какие-то проявления язычества остались где-нибудь на небольшом уровне?
Макушин:
Они не просто остались. Во многом наши культуры и наша религиозная традиция — это синтез язычества и христианства. Мы же не просто скопировали византийскую культуру и архитектуру и даже византийские каноны иконописи. У нас совершенно разные образы. Например, образ Богоматери в византийской иконописи — это достаточно строгий, суровый образ. А любимый образ нашей культуры — Владимирская Богоматерь, женщина-мать. Очень тяжело говорить о культуре без исторического аспекта.
Реформы Никона во многом были связаны с пониманием, что надо из церковного канона убрать все то, что было там от язычества. Но если говорить про народную культуру, про народную живопись, то это дома с резьбой, которые всегда украшали солярными символами.
Сегодня они сохранились на Севере, Вологодчине, в Архангельске, Сибири. Это наши вышивки, рушники, с птицами, со столярными символами. Даже в язычестве был поиск некоего образа рая на земле. Мы всегда пытались создать некий идеал.
Ведущий:
Предположим, что Русь не приняла христианство. У нас осталось язычество. Допустим, татаро-монголы оказались степными пацифистами, ни на кого не нападали. Какой бы сейчас предстала наша культура?
Макушин:
Мы бы не сохранились как народ. Славянское население было не самым крупным. Люди жили на бедных землях. Области, которые стали сердцем нашей страны (Москва, Ярославль, Владимир), небогаты. Здесь практически нет железа, здесь бедная земля. Чем мы могли привлечь, чем мы могли взять в свою орбиту волжских булгар, астраханских татар, мордовские племена и дальше расшириться? Мы же не брали силой. Одной только силой оружия невозможно удержать такую страну. Приведу простой пример.
Иван Грозный в середине XVI века присоединяет Астрахань и Казань. В начале XVII века в России — смута. Сыпется государство. Нет армейской силы, все раздроблено. Обыкновенный купец, мещанин с Нижнего Новгорода, собирает ополчение. Но эти земли, которые совсем недавно присоединены, которые верят не в Христа, а в Аллаха, уходят. Страна не рассыпается. Значит, кроме силы оружия, был еще нравственный, моральный стимул. Был образ общего будущего, который объединял народы. Тогда не было мобильных телефонов, не было ни вертолетов, ни самолетов, которые могли бы перебросить какой-то отряд, чтобы подавить мятеж в Астрахани или в Казани. Это достаточно далеко от Москвы.
Ведущий:
Получается, это такие краеугольные, важнейшие моменты, которые объединяли нашу страну, народ, помогли сохраниться, сохранить и пронести через эти годы культуру.
Макушин:
Да, это краеугольный камень. Он был основан именно на православии.
русских коряков барабанят и поют, чтобы сохранить родную культуру представить, что местные культуры все еще процветают на российском Камчатском полуострове.
Культурное представление в Пимчахе, в 40 км (25 миль) от областного центра Петропавловска-Камчатского 17 июня 2007 г. Когда русские начали селиться на Камчатке — вулканическом регионе в 12 000 км (7 500 миль) и в девяти часовых поясах к востоку от Москва — во второй половине XVII века здесь проживало до 11 тысяч коряков, занимавшихся рыболовством, оленеводством и охотой на китов и моржей. Три века всепроникающего российского и советского влияния и смешанных браков оставили неизгладимый след в жизни камчатских коряков, численность которых в настоящее время составляет около 7300 человек, что на сегодняшний день является самой многочисленной группой коренных народов на полуострове. REUTERS/Олеся Дмитракова
На самом деле только исключительное упорство местных коряков, ительменов, эвенов и других аборигенов удерживает от вымирания вековые обычаи и языки на диком Дальнем Востоке России после того, как многое было разрушено советской властью.
«Родные люди должны жить дальше. Без них эта земля будет бедной, и наполнить ее смыслом будет невозможно», — сказала Вера Ковейник, глава этнической общины Пимчах в 40 км от областного центра Петропавловска-Камчатского.
Когда русские начали заселять Камчатку — вулканический регион в 12 000 км (7 500 миль) и девять часовых поясов к востоку от Москвы — во второй половине 17 века, здесь проживало до 11 000 коряков, которые ловили рыбу, пасли оленей и охотились на китов. морж.
Три столетия всепроникающего влияния России и Советского Союза и смешанных браков оставили неизгладимый след в жизни камчатских коряков, численность которых сейчас составляет около 7300 человек, что на сегодняшний день является самой многочисленной группой коренных народов на полуострове.
«Все представители моего поколения говорят на корякском языке, знают обычаи, танцы, блюда, как в древности. А некоторые наши дети вообще ничего не знают», — сказала народная исполнительница Лидия Чечулина, слегка запыхавшись после танцев под барабан из оленьей шкуры и музыку собственного голоса.
Ее песни, исполняемые на гортанном языке, напоминающем китайский, описывают красоту тундры, вулканов и моря, объясняет она. Она добавляет, что песни, по одной на каждого человека, сопровождают коряков всю жизнь и действуют как оберег.
«Наши родители сохранили все, как было до (большевистской) революции», — добавила Чечулина, маленькая, жизнерадостная женщина лет 50-ти.
Вероятно, наиболее эффективной советской политикой ассимиляции было насильственное помещение корякских детей в государственные интернаты для обучения их русскому языку и обычаям.
«Им навязывали советскую культуру, — говорит Андрей Самар, научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока.
Поскольку дети возвращались домой только один или два раза в год, добавляет он, они очень мало знали о своей родной культуре, не говоря уже о таких традиционных навыках, как трудная и опасная морская охота.
Некоторые из этих детей, уже взрослые, и их родители активно работают над возрождением культуры коренных народов.
Многие школы проводят внеклассные занятия по корякскому и другим языкам коренных народов, а семьи отмечают старинные праздники. Также предпринимаются усилия по расширению оленеводства в регионах, где оно быстро сокращается.
Община Пимчах организует в селе летние лагеря, где дети знакомятся со старинными традициями и занимаются рукоделием.
Областное правительство утверждает, что осуществляет культурные программы и оказывает финансовую помощь этническим общинам.
Но Ковейник говорит, что на Камчатке нет вывесок ни на одном из коренных языков и нет памятников, посвященных культуре и истории аборигенов.
«Наверное, государство как-то помогает. Не знаю, не сказала бы», — сказала Чечулина в традиционном замшево-меховом пальто, головном уборе из бисера и мягких кожаных сапогах, предназначенных для защиты от мха и комаров в тундре.
Мало кто из аборигенов носит такие костюмы каждый день, и многие из них имеют университетское образование, но то, как они говорят, сохраняет следы их древней духовности, уходящей корнями в практикуемый до сих пор шаманизм.
Лидер пимчахов Ковейник, ительмен, сказал собравшимся после выступления общинного ансамбля, что они привилегированные.
«Вы сегодня самые богатые люди, вы получили столько силы и энергии», — сказала она.
Украина Война: Бельгород местные жители живут в страхе, но не будут обвинять Путин
Опубликовано
Связанные темы
- РОССИЯ-УКРИЦА. , Раиса защищает вторжение России в Украину
Стив Розенберг
BBC News, Белгород
Звуки войны становятся обычным явлением на этом рынке в нескольких милях от границы России с Украиной. Я слышу взрывы вдалеке. Но никто не вздрагивает.
Всего в нескольких метрах другие прилавки превратились в искореженный металл. За несколько дней до этого их обстреляли из миномета.
В то время рынок был закрыт, поэтому никто не пострадал. Но многие киоски остаются закрытыми, а покупателей очень мало. Возле некоторых зданий сложены мешки с песком.
Во многих частях России это похоже на виртуальную войну: конфликт разыгрывается по телевидению, вдали от дома. Но в Белгородской области России война кажется очень реальной и очень близкой.
Раиса Александровна, торгующая здесь сладостями, потеряла чувство безопасности.
«Никто нас не защищает», — говорит мне Раиса. «Когда люди идут домой вечером, они не знают, будут ли они утром целыми и невредимыми».
Все, с кем я разговариваю на рынке, говорят мне, что живут в страхе перед украинскими обстрелами. Но они не упоминают, что это их страна вторглась в Украину.
Image caption,Несколько прилавков на рынке попали под обстрел из минометов
Они подтверждают, что год назад здесь была тихая и спокойная жизнь. Тем не менее, они отказываются подводить итоги и обвинять Кремль в том, что произошло.
«Мы должны были начать эту военную операцию», — настаивает Раиса. «Правильное дело. Надо было только лучше к этому подготовиться. Нужно было сразу же призывать людей в армию. Так много наших юношей умирает. Нашим женщинам не за кого будет выйти замуж».
«А как быть с украинцами, убитыми из-за вторжения России?» Я спрашиваю.
«Да, с обеих сторон убиты», — отвечает Раиса. «Но сознание украинцев изменилось. Там выросло новое поколение, ненавидящее русских. Нам нужно их перевоспитать. Переделать их».
В Белгороде вдоль оживленной трассы установлена гигантская буква «Z» — символ российской военной операции. В последние месяцы в Белгороде тоже были взрывы, в том числе в аэропорту, на нефтебазе и, видимо, удар по электростанции. Внезапно жителям приходится думать, где укрыться. В подвалах и подвалах многоквартирных домов открыты приюты.
Image caption,В Белгороде полно рекламных щитов и лозунгов в поддержку российских солдат
Разговоры здесь проходят так же, как на рынке, и большинство людей говорят мне: да, безопасность стала проблемой только после вторжения, но нет, они не Не вините само вторжение.
Как будто существует психологический брандмауэр, не позволяющий людям связать ухудшение ситуации с безопасностью с решением своего президента.
Если есть брандмауэр, патриотические сообщения питают его.
С билбордов и рекламных щитов в Белгороде смотрят портреты награжденных российских солдат, воевавших на Украине. Изображения и лозунги призывают общественность сплотиться вокруг флага.
«Спасибо за подвиги!» читает один плакат.
«За Родину!» заявляет другой.
«Все для передовой! Все для победы!»
«Верь в себя, но живи для России!»
Помимо лозунгов на улице, есть еще и пропаганда на российском государственном телевидении. С утра до вечера сводки новостей и ток-шоу уверяют зрителей, что Россия права; что Украина и Запад являются агрессорами и что в этом конфликте на карту поставлено само будущее России.
Обмен сообщениями работает.
В белгородской вязальной мастерской я болтаю с хозяйкой. Он явно считает, что, критикуя Россию, Запад вводит всех в заблуждение.
«Запад играет отрицательную роль», — говорит он мне. «Он явно хочет уничтожить Россию. Мы уже видели это раньше. При Адольфе Гитлере».
У входа в магазин студентка юридического факультета Ксения соглашается.
«Украина — марионетка Запада, — говорит Ксения, — а Запад всегда хотел уничтожить Россию. Гитлер хотел захватить нашу землю. А кто нет? У нас такая огромная страна».
Не все разделяют это мнение, но немногие готовы признать это публично.
«Я не верю, что могу повлиять на ситуацию», — говорит Иван дальше по улице. «Я понимаю, в какой стране я живу и что сделали власти, чтобы простые люди не могли выражать свое мнение. Любое такое выражение опасно».
Image caption,Мешки с песком теперь защищают несколько зданий по всему российскому пограничному городу
Упоминание Гитлера не случайно. Вы постоянно слышите их по российскому телевидению. Чтобы разжечь патриотический пыл и усилить общественную поддержку «специальной военной операции», Кремль рисует войну на Украине в тех же тонах, что и Вторая мировая война: как Россия борется с фашизмом, сражаясь, чтобы защитить Родину от иностранных захватчиков.
Реальность совсем другая. В 1941 году нацистская Германия напала на Советский Союз. В 2022 году Россия Владимира Путина начала полномасштабное вторжение в Украину.
На пустыре под Белгородом я своими глазами вижу, как создаются связи со Второй мировой войной. Группа вооруженных людей согласилась встретиться со мной. Они называют себя «Смерш» («Смерть шпионам») в честь печально известного подразделения контрразведки, созданного Иосифом Сталиным во время Второй мировой войны. Они не откроют ни своих лиц, ни имен, но вкратце расскажут о своей деятельности.
«Сейчас мы готовим отряд территориальной обороны для Белгородской области», — говорит один мужчина. «Некоторые из тех, кто проходит обучение, имеют боевой опыт. Есть бывшие полицейские и бывшие военные. Они будут защищать Белгородскую область, если будет нападение на Россию. Что касается нас, то мы выполним любую задачу, которую поставит главнокомандующий. дайте нам, в любом городе, в любой точке мира».
BBC
Украинцы — это русские.
Бакало ЕвгенийОни просто забыли об этом.
Бизнесмен в БелгородеСреди обучающихся есть Евгений Бакало, местный писатель и бизнесмен. В Белгороде Евгений создал группу поддержки украинцев, перебравшихся в Россию, спасаясь от войны. Мнение г-на Бакало об Украине совпадает с противоречивыми взглядами президента Путина.
«Мы один народ», — говорит он мне. «Украинцы — это русские. Они просто забыли об этом».
Год войны и ожесточенного украинского сопротивления говорят об обратном: сейчас, больше, чем когда-либо в постсоветской истории, украинский народ ценит свой суверенитет и независимость и полон решимости не возвращаться в орбиту Москвы.
Тем временем Москва продолжает изображать украинских чиновников неонацистами, а западные правительства — сторонниками нацизма: еще одна причина частых ссылок Кремля на 1940-е годы.
При президенте Путине национальная идея строится вокруг Второй мировой войны, которую большинство россиян называет Великой Отечественной войной: как победы Советского Союза в этой войне, так и огромных человеческих жертв этой победы.