Куликовская битва произошла на берегах: Куликовская битва произошла на берегу Москва-реки?

Куликовская битва произошла на берегу Москва-реки?

Сегодня годовщина Куликовской битвы. Подробности этого события нашей истории, казалось бы, хорошо известны. Однако это не так. Более того, скорее всего, все было совсем не так, как мы привыкли думать. И главное заблуждение — это само место, где произошла битва. Существует много аргументов в пользу того, что Куликово поле находилось на территории современной Москвы.

Куликовская битва – крупнейшее сражение в истории Руси. История говорит, что на берегу Дона в 1380 году сошлись два войска, общая численность которых составляла более трехсот тысяч человек. В результате жестокой многочасовой сечи на поле осталось лежать две трети ее участников. Выжившим русским воинам понадобилось восемь дней, чтобы собрать и похоронить тела павших товарищей.

Казалось бы, после такого страшного кровопролития Куликово поле просто должно быть усыпано наконечниками копий, стрел, их обломками, а также частями щитов и другого военного снаряжения. Должны навечно остаться были и останки убитых ордынцев, которых естественно, никто не хоронил: нечестивые тела, как говорит летописец, были брошены зверям и птицам на растерзание. Однако ничего этого на Куликовом поле не найдено, как не найдена и братская могила десятков тысяч русских воинов. Где же все это?

Единственно правильным ответом на этот вопрос будет то, что никакого сражения в этом месте не было.
Современные историки считают, что численность обоих войск, скорее всего, преувеличена. Однако это не ничего не меняет – археология Куликова поля очень бедна. То количество находок, которое было здесь обнаружено, настолько мало, что не превышает фона – столько можно найти в любом другом месте.

В поисках решений данной проблемы историки предположили – вопреки древним свидетельствам, — что тела погибших увезли в Москву, где и похоронили. Но до Москвы войско добралось только спустя более трех недель после битвы. Невозможно представить, чтобы мертвых не хоронили столько времени, да и ради чего? Всегда и везде павших на поле битвы хоронили там же. И в любом случае остается непонятным, где же тогда останки воинов Мамая?

Как ни крути, ничего не получается. Так, может, Куликово поле находится где-то в другом месте? Зная, что описание битвы – это всего лишь литературный источник, можно предположить, что изначальный текст по ряду причин был неправильно понят, и локализация Куликова поля на Дону является всего лишь версией. Если эта версия ошибочна, то вполне естественно попытаться выдвинуть другую, менее противоречивую.

Много лет назад академик А.Т.Фоменко предположил и аргументировано обосновал идею, что Куликовская битва произошла на территории нынешней Москвы, у места впадения Яузы в Москва-реку. Именно здесь находятся московские Кулишки, ранее называвшиеся Куличковым полем. Ближайшие же места напрямую связаны с самой Куликовской битвой или ее описанием.

На Кулишках находится церковь Всех Святых, которую заложил Дмитрий Донской в память воинов, павших в Куликовской битве. Вполне естественно предполагать, что храм в честь погибших был воздвигнут на месте битвы. Рядом с церковью находится улица Солянка, которая раньше называлась Кулижки.

Рядом с Кулишками, за Яузой, расположена Таганская площадь. Она находится на вершине холма, который раньше назывался Красным. Следы этого имени до сих пор сохраняются в названиях Краснохолмской набережной, Большого и Малого Краснохолмских мостов. Но ведь Красный холм хорошо известен, как место, откуда Мамай наблюдал за ходом Куликовской битвы!

Вспомним, а что же еще упоминается из топонимики, связанной с Куликовской битвой?

Вот, есть Кузьмина гать, на которой, двигаясь к Куликову полю, остановилось ордынское войско. Так в Москве тоже есть похожее место — это район Кузьминки. И упоминание источником гати вполне применимо к московским Кузьминкам, так как раньше эта местность была болотистой. Об этом свидетельствует и название другого района, расположенного недалеко — Нагатино.

Известно, что Дмитрий Донской выступил в поход из Коломны. Этот город находится примерно в ста километрах от Москвы, то есть добраться до Коломны – уже целый поход. Однако все встанет на свои места, если считать, что речь идет о другой Коломне – селе Коломенском, месте, находящемся сегодня в Москве. Более того, Коломенское находится почти там же, где и упомянутое Нагатино.

Войско Дмитрия, по словам летописца, двигалось на Котел. Глядя на современную карту, мы находим его как раз рядом с Коломенским: об этом нам говорят находящиеся здесь речка Котловка и железнодорожная станция Нижние Котлы. Сейчас здесь – муниципальный район Котловка. Возможно, что речь идет о другом Котле, который был совсем рядом с Кулишками. Сегодня мы там видим Котельническую набережную и Котельнические переулки.

Не доходя до Куликова поля, Дмитрий устроил на Девичьем поле смотр войск. Что это за Девичье поле, уж не то ли, что опять же находилось в Москве? Сейчас такого места в городе нет, но оно было еще в XIX веке. Так, например, оно обозначено на иностранной карте Москвы, выпущенной в 1893 году. Соответствующий фрагмент ее представлен ниже. О бывшем названии этого места напоминают расположенные здесь проезд и сквер Девичьего поля. Рядом стоит и известный Новодевичий монастырь, а также находятся Новодевичья набережная и Новодевичий переулок.

Рядом с Кулишками на холме стоит церковь Святого Владимира в Садах. Почему в садах? Какие в диком поле могут быть сады? Владимир – это князь Владимир Андреевич, чей полк, во время Куликовской битвы находился в засаде, и удар которого в самый тяжелый для русских момент решил исход всего сражения. Не покидает ощущение, что воины Владимира были спрятаны за сельскими или городскими садами, на месте которых потом и возвели данную церковь.

Очевидно, что такая версия локализации Куликовской битвы лучше отражает реальность. Места, связанные с этим событием, четко идентифицируются по их названиям, притом на небольшой по размерам территории, а не на растянутой на сотни километров, где в виду обширности пространства можно найти все, что угодно. К тому же, кажется весьма неправдоподобным, чтобы вдали от обжитых мест, там, где, как считается, произошла битва, поля и холмы имели свои названия. А вот в случае с Москвой такое более вероятно.

То, что Куликовская битва «уехала» с берегов Москвы-реки на Дон, имеет объяснение. Дело в том, что упоминаемая в сказаниях река Дон – это и есть река Москва. В древности именно так и называли реки вообще, и даже сегодня в некоторых языках слово «дон» означает просто «реку». Многие реки так и сохранили этот корень в своих названиях: Дунай, Днепр, Днестр, Двина… Вероятно, Доном в прошлом называлась и Москва-река, а после переименования возникла путаница: историки посчитали, что в летописях речь идет о современном Доне.

Возможно, что память о прошлом именовании реки Москвы сохранилась в названии Донского монастыря, стоящего во все том же рассматриваемом здесь районе Москвы. Считается, что он был основан в память победы над татарами, но не над этими, а над теми, которых разбили здесь два века спустя. Название же монастыря якобы произошло от чудотворной иконы, с чьей помощью была одержана победа в бою, и которая, как раз, и называлась Донской. Ее название объясняется тем, что ранее она точно так же помогла князю Дмитрию на Куликовом поле. Кстати, до этого ее подарили Дмитрию донские казаки! Почему донские, почему опять это слово, да и какие могли быть казаки в то время?!

Очевидно, что здесь мы видим очередную путаницу. Перепутано все, в том числе и сражения с татарами. Скорее всего, и название иконы, и монастыря, и прозвище князя Дмитрия произошли от места победы над татарами, расположенного на берегу реки Дон – будущей Москвы.

Вспомним теперь археологический вопрос, который ставит под сомнение то, что Куликово поле находится в Тульской области. Есть ли материальные следы битвы в Москве? Да есть, и более того, они находятся все в том же районе города. Рядом с Краснохолмской набережной расположен Старо-Симонов монастырь, на территории которого были найдены массовые захоронения.

В этом монастыре стоит церковь Рождества Богородицы. Вся земля вокруг церкви в радиусе около ста метров и несколько метров в глубину заполнена человеческими костями. Характер расположения найденных останков говорит о том, что это не отдельные захоронения, а одна огромная братская могила. Вероятно, это и есть место захоронения погибших в Куликовской битве воинов. В пользу этого говорит и название церкви, ведь битва состоялась как раз в день празднования Рождества Богородицы.

И, наконец, летописи сообщают, что у стен этой церкви похоронены Ослябя и Пересвет – известные всем герои Куликовской битвы. Вот так сообщение! После этого не остается никакого сомнения в том, что Мамаево побоище произошло на берегу Москва-реки, а не Дона.

Кто-то скажет, что этих героев-монахов решили похоронить с почестями в Москве, для чего привезли их тела с места сражения. Но, опять же, невозможно представить, что тела везли три недели, чтобы просто похоронить. Рефрижераторов тогда не было, да и вообще как-то не по христиански это. К тому же, если уж и решили везти их, то уж доставили бы не в Москву, а домой – в Троице-Сергиеву обитель. Так что более логичным представляется, что они погибли в Москве на Кулишках, и здесь же, поблизости, у воздвигнутой в память об этом дне церкви были похоронены.


Часть Москвы, на которой кучкуются куликовская топонимика и исторические памятники той битвы. Красным цветом обозначены названия, упоминаемые в ее описаниях.

Московская версия Куликовской битвы более правдоподобна, но принять ее трудно. В основном из-за того, что речь идет о Москве. Ведь если бы в качестве нового места сражения называлось какое-нибудь дикое поле на берегу Волги или Оки, это воспринималось бы более естественно: то поле или другое – какая разница? Но в городе, да к тому же в Москве – это невероятно!

Однако это более чем вероятно и возможно. Потому что, скорее всего, никакого города тогда еще не было. Москва только начиналась и представляла собой одно или несколько сел. То, что город Москва был основан еще в начале XII века, за два с половиной столетия до Куликовской битвы, мало правдоподобно. Никаких свидетельств, более или менее достоверных, о существовании здесь города до Дмитрия Донского нет. Именно после победы над Мамаем Дмитрий начал отстраивать Москву. Тогда же появились и первые московские церкви.

Метки: история, новая хронология

Куликовская битва произошла в Москве?

Главная » Новая хронология » Куликовская битва произошла в Москве?

в Избранноев Избранномиз Избранного 0

Я в обсуждении статей по новой хронологии я писал. Что это направление я разделяю на 2 поднаправления – критика и реконструкция. Критику у НХ я считаю очень сильной стороной, которую ,практически, не возможно оспорить. А вот реконструкция, зачастую, чистая фэнтази. Да и нет единой теории реконструкции прошлого, сколько авторов столько и теорий.

Но, правда, есть у НХ, отдельныё удачные эпизоды, реконструкцию которых можно считать не менее удачной, чем критику.

Одним из таких эпизодов я считаю определение места реальной Куликовской битвы. По этому поводу мне попалась в ЖЖ  amigooo очень удачная статья, её я и выкладываю. Дальше авторский текст.

Подробности этого события нашей истории, казалось бы, хорошо известны. Однако это не так. Более того, скорее всего, все было совсем не так, как мы привыкли думать. И главное заблуждение — это само место, где произошла битва. Существует много аргументов в пользу того, что Куликово поле находилось на территории современной Москвы.

 

Куликовская битва – крупнейшее сражение в истории Руси. История говорит, что на берегу Дона в 1380 году сошлись два войска, общая численность которых составляла более трехсот тысяч человек. В результате жестокой многочасовой сечи на поле осталось лежать две трети ее участников. Выжившим русским воинам понадобилось восемь дней, чтобы собрать и похоронить тела павших товарищей.

 

Казалось бы, после такого страшного кровопролития Куликово поле просто должно быть усыпано наконечниками копий, стрел, их обломками, а также частями щитов и другого военного снаряжения.
Должны навечно остаться были и останки убитых ордынцев, которых естественно, никто не хоронил: нечестивые тела, как говорит летописец, были брошены зверям и птицам на растерзание. Однако ничего этого на Куликовом поле не найдено, как не найдена и братская могила десятков тысяч русских воинов. Где же все это?

 

Единственно правильным ответом на этот вопрос будет то, что никакого сражения в этом месте не было.

Современные историки считают, что численность обоих войск, скорее всего, преувеличена. Однако это не ничего не меняет – археология Куликова поля очень бедна. То количество находок, которое было здесь обнаружено, настолько мало, что не превышает фона – столько можно найти в любом другом месте.

 

В поисках решений данной проблемы историки предположили – вопреки древним свидетельствам, — что тела погибших увезли в Москву, где и похоронили. Но до Москвы войско добралось только спустя более трех недель после битвы. Невозможно представить, чтобы мертвых не хоронили столько времени, да и ради чего? Всегда и везде павших на поле битвы хоронили там же. И в любом случае остается непонятным, где же тогда останки воинов Мамая?

 

Как ни крути, ничего не получается. Так, может, Куликово поле находится где-то в другом месте? Зная, что описание битвы – это всего лишь литературный источник, можно предположить, что изначальный текст по ряду причин был неправильно понят, и локализация Куликова поля на Дону является всего лишь версией. Если эта версия ошибочна, то вполне естественно попытаться выдвинуть другую, менее противоречивую.

 

Много лет назад академик А.Т.Фоменко предположил и аргументировано обосновал идею, что Куликовская битва произошла на территории нынешней Москвы, у места впадения Яузы в Москва-реку. Именно здесь находятся московские Кулишки, ранее называвшиеся Куличковым полем. Ближайшие же места напрямую связаны с самой Куликовской битвой или ее описанием.

 

На Кулишках находится церковь Всех Святых, которую заложил Дмитрий Донской в память воинов, павших в Куликовской битве. Вполне естественно предполагать, что храм в честь погибших был воздвигнут на месте битвы. Рядом с церковью находится улица Солянка, которая раньше называлась Кулижки.

Рядом с Кулишками, за Яузой, расположена Таганская площадь. Она находится на вершине холма, который раньше назывался Красным. Следы этого имени до сих пор сохраняются в названиях Краснохолмской набережной, Большого и Малого Краснохолмских мостов. Но ведь Красный холм хорошо известен, как место, откуда Мамай наблюдал за ходом Куликовской битвы!

 

Вспомним, а что же еще упоминается из топонимики, связанной с Куликовской битвой?

 

Вот, есть Кузьмина гать, на которой, двигаясь к Куликову полю, остановилось ордынское войско. Так в Москве тоже есть похожее место — это район Кузьминки. И упоминание источником гати вполне применимо к московским Кузьминкам, так как раньше эта местность была болотистой. Об этом свидетельствует и название другого района, расположенного недалеко — Нагатино.

 

Известно, что Дмитрий Донской выступил в поход из Коломны. Этот город находится примерно в ста километрах от Москвы, то есть добраться до Коломны – уже целый поход. Однако все встанет на свои места, если считать, что речь идет о другой Коломне – селе Коломенском, месте, находящемся сегодня в Москве. Более того, Коломенское находится почти там же, где и упомянутое Нагатино.

 

Войско Дмитрия, по словам летописца, двигалось на Котел. Глядя на современную карту, мы находим его как раз рядом с Коломенским: об этом нам говорят находящиеся здесь речка Котловка и железнодорожная станция Нижние Котлы. Сейчас здесь – муниципальный район Котловка. Возможно, что речь идет о другом Котле, который был совсем рядом с Кулишками. Сегодня мы там видим Котельническую набережную и Котельнические переулки.

 

Не доходя до Куликова поля, Дмитрий устроил на Девичьем поле смотр войск. Что это за Девичье поле, уж не то ли, что опять же находилось в Москве? Сейчас такого места в городе нет, но оно было еще в XIX веке. Так, например, оно обозначено на иностранной карте Москвы, выпущенной в 1893 году. Соответствующий фрагмент ее представлен ниже. О бывшем названии этого места напоминают расположенные здесь проезд и сквер Девичьего поля.
Рядом стоит и известный Новодевичий монастырь, а также находятся Новодевичья набережная и Новодевичий переулок.

 

 

Рядом с Кулишками на холме стоит церковь Святого Владимира в Садах. Почему в садах? Какие в диком поле могут быть сады? Владимир – это князь Владимир Андреевич, чей полк, во время Куликовской битвы находился в засаде, и удар которого в самый тяжелый для русских момент решил исход всего сражения. Не покидает ощущение, что воины Владимира были спрятаны за сельскими или городскими садами, на месте которых потом и возвели данную церковь.

 

Очевидно, что такая версия локализации Куликовской битвы лучше отражает реальность. Места, связанные с этим событием, четко идентифицируются по их названиям, притом на небольшой по размерам территории, а не на растянутой на сотни километров, где в виду обширности пространства можно найти все, что угодно. К тому же, кажется весьма неправдоподобным, чтобы вдали от обжитых мест, там, где, как считается, произошла битва, поля и холмы имели свои названия.
А вот в случае с Москвой такое более вероятно.

 

То, что Куликовская битва «уехала» с берегов Москвы-реки на Дон, имеет объяснение. Дело в том, что упоминаемая в сказаниях река Дон – это и есть река Москва. В древности именно так и называли реки вообще, и даже сегодня в некоторых языках слово «дон» означает просто «реку». Многие реки так и сохранили этот корень в своих названиях: Дунай, Днепр, Днестр, Двина… Вероятно, Доном в прошлом называлась и Москва-река, а после переименования возникла путаница: историки посчитали, что в летописях речь идет о современном Доне.

 

Возможно, что память о прошлом именовании реки Москвы сохранилась в названии Донского монастыря, стоящего во все том же рассматриваемом здесь районе Москвы. Считается, что он был основан в память победы над татарами, но не над этими, а над теми, которых разбили здесь два века спустя. Название же монастыря якобы произошло от чудотворной иконы, с чьей помощью была одержана победа в бою, и которая, как раз, и называлась Донской.
Ее название объясняется тем, что ранее она точно так же помогла князю Дмитрию на Куликовом поле. Кстати, до этого ее подарили Дмитрию донские казаки! Почему донские, почему опять это слово, да и какие могли быть казаки в то время?!

 

Очевидно, что здесь мы видим очередную путаницу. Перепутано все, в том числе и сражения с татарами. Скорее всего, и название иконы, и монастыря, и прозвище князя Дмитрия произошли от места победы над татарами, расположенного на берегу реки Дон – будущей Москвы.

 

Вспомним теперь археологический вопрос, который ставит под сомнение то, что Куликово поле находится в Тульской области. Есть ли материальные следы битвы в Москве? Да есть, и более того, они находятся все в том же районе города. Рядом с Краснохолмской набережной расположен Старо-Симонов монастырь, на территории которого были найдены массовые захоронения.

 

В этом монастыре стоит церковь Рождества Богородицы. Вся земля вокруг церкви в радиусе около ста метров и несколько метров в глубину заполнена человеческими костями. Характер расположения найденных останков говорит о том, что это не отдельные захоронения, а одна огромная братская могила. Вероятно, это и есть место захоронения погибших в Куликовской битве воинов. В пользу этого говорит и название церкви, ведь битва состоялась как раз в день празднования Рождества Богородицы.

 

И, наконец, летописи сообщают, что у стен этой церкви похоронены Ослябя и Пересвет – известные всем герои Куликовской битвы. Вот так сообщение! После этого не остается никакого сомнения в том, что Мамаево побоище произошло на берегу Москва-реки, а не Дона.

 

Кто-то скажет, что этих героев-монахов решили похоронить с почестями в Москве, для чего привезли их тела с места сражения. Но, опять же, невозможно представить, что тела везли три недели, чтобы просто похоронить. Рефрижераторов тогда не было, да и вообще как-то не по христиански это. К тому же, если уж и решили везти их, то уж доставили бы не в Москву, а домой – в Троице-Сергиеву обитель. Так что более логичным представляется, что они погибли в Москве на Кулишках, и здесь же, поблизости, у воздвигнутой в память об этом дне церкви были похоронены.

 

 

Часть Москвы, на которой кучкуются куликовская топонимика и исторические памятники той битвы. Красным цветом обозначены названия, упоминаемые в ее описаниях.

 

Московская версия Куликовской битвы более правдоподобна, но принять ее трудно. В основном из-за того, что речь идет о Москве. Ведь если бы в качестве нового места сражения называлось какое-нибудь дикое поле на берегу Волги или Оки, это воспринималось бы более естественно: то поле или другое – какая разница? Но в городе, да к тому же в Москве – это невероятно!

 

Однако это более чем вероятно и возможно. Потому что, скорее всего, никакого города тогда еще не было. Москва только начиналась и представляла собой одно или несколько сел. То, что город Москва был основан еще в начале XII века, за два с половиной столетия до Куликовской битвы, мало правдоподобно. Никаких свидетельств, более или менее достоверных, о существовании здесь города до Дмитрия Донского нет. Именно после победы над Мамаем Дмитрий начал отстраивать Москву. Тогда же появились и первые московские церкви.

 

РОССИЯ Кремль несет Богородицу на войну

«Донская» Мадонна, выставленная в Москве, чтобы вдохновить русских на успех в войне на Украине. То же самое православные власти сделали с Рублевской Троицей. Патриарх Кирилл продолжает свою пропутинскую военную риторику и еще больше закрывает дверь для диалога с Западом, также отказываясь присутствовать на 11-й ассамблее Всемирного совета церквей (ВСЦ), крупнейшего экуменического органа, собравшегося в Карлсруэ.

Москва (AsiaNews) — После зачисления Святой Троицы в армию со знаменитой иконой Андрея Рублева, Православный Патриарх Кирилл также призвал Божию Матерь в образе другой иконы, похищенной из Третьяковской галереи.

«Донская» Мадонна экспонируется со вчерашнего дня по 2 сентября в большом соборе Донского монастыря в центре Москвы: она послужит «боевому» почитанию православных верующих, занятых восстановлением Святой Руси с освободительной войной Украины, захваченной «развратным» Западом.

Военная символика тесно связана с подобным переносом Троицы. Икона Рублева действительно вернулась в Сергиеву Лавру, где погребен святой радонежский монах, заказавший ее для своего ученика Андрея, и благословивший войско князя Дмитрия Московского на битву с татарами на берегах р. священный Дон.

Куликовская победа 1380 года считается датой рождения Святой Руси Московии, провозгласившей себя впоследствии «Третьим Римом»; Дмитрий получил прозвище «Донской», отсюда и название посвященного ему великого монастыря, закрытого Советами и вновь открытого в годы покойного Михаила Горбачева, что ознаменовало собой рассвет посткоммунистического религиозного возрождения. Донская икона считается чудотворной за многочисленные чудеса, совершенные по ее заступничеству, а также за то историко-идеологическое воспоминание, которое она представляет.

Если Рублевская Троица была «написана» (как говорят об иконах, которые являются текстами откровения, а не картинами) около 1420 года, то о происхождении Донской Мадонны у нас есть только предания, согласно которым донские казаки привезли ее как благоприятный подарок Дмитрию накануне Куликовской битвы.

Перед этим образом молился первый царь Иван Грозный в 1552 году, перед тем как отправиться на завоевание Казанского татарского ханства, окончательную победу над захватчиками Золотой Орды. Затем Иван взял в бой другую икону, ставшую еще более известной, Казанской иконы Божией Матери, подтвердив деятельное участие Божией Матери в успехах русского войска. Эта военная преданность подтверждается в церкви Победы, открытой в 2020 году, где на мозаике изображена вознесенная на небеса Мария среди советских пулеметов, занятых изгнанием нацистов.

Таким образом, Патриарх Кирилл решает еще более торжественно встать на престол Церкви, борющейся против всего мира, развращенного дьяволом, как раз в тот момент, когда в Карлсруэ, Германия, открывается 11-я Ассамблея Всемирного Совета Церквей (ВСЦ), высшая экуменическое собрание, в котором он сам несколько раз принимал активное участие в прошлые годы. Духовно-идеологический путь Кирилла символизирует дрейф путинской России от диалога к изоляции.

Заседание Собора считалось последней возможностью Кирилла вернуться, чтобы показать себя непосредственно Западу и противостоять другим христианским конфессиям, отказавшись даже от возможности встретиться с Папой Франциском на «нейтральной» земле Казахстана. В последние месяцы несколько голосов предлагали исполнительному комитету ЕЦЦ исключить Московский Патриархат из состава членов, и если этого до сих пор не произошло, то также предложить русским возможность приехать и объясниться в Карлсруэ.

Однако на Ассамблее будет присутствовать московская делегация во главе с молодым митрополитом Антонием (Севрюком), недавно сменившим сосланного в Венгрию Илариона (Алфеева). Кирилл, вероятно, тоже думал об этой возможности конфронтации, когда решил несколько недель назад захватить более верного ему человека в качестве неожиданности, чтобы Иларион не уступил ни на какие предложения католиков и протестантов: Россия никому не уступит сегодня ни на Украине, ни в Германии, потому что она должна спасти мир от антихриста, с помощью Донской иконы Божией Матери (бас).

г. Тула Путеводитель по России

История Тулы

Основание Тулы

Тула — один из древнейших городов России. В далеком прошлом на территории Тульской области проживало славянское племя вятичей. В конце X века вятичи стали данниками киевских князей. В 1054 году их земли вошли в состав Черниговского княжества. Впервые Тула упоминается в Никоновской летописи XII века под 1146 годом.

В первые века своего существования Тула ничем не отличалась от других поселений этого региона. Это была небольшая, обнесенная частоколом деревня, расположенная на островке при слиянии рек Упа и Тулица. Название «Тула», по-видимому, тесно связано с рекой Тулица и трактуется, скорее всего, как «потаенное, недоступное место».

В 13 веке северо-восточная часть Черниговского княжества, в состав которой входила и Тула, была захвачена рязанскими князьями. Во время монгольского нашествия Тульская область была на пути продвижения монголов к Москве. В 1380 году в юго-восточной части современной Тульской области, между реками Дон и Непрядва, произошла знаменитая Куликовская битва (ключевой момент русской истории, когда монгольское влияние начало уменьшаться).

Больше исторических фактов…

Тула в XVI-XVII веках

С XVI века Тула стала иметь большое стратегическое значение, так как находилась на южной окраине Русского государства, на его степной границе и вблизи нескольких дорог, по которым крымские татары взолнованный. В 1514-1521 годах на левом берегу реки Упы была построена каменная крепость (кремль), ставшая ядром развивающегося города. В 1552 году Тула выдержала осаду войск крымского хана Девлет I Гирея, пытавшегося остановить поход войск царя Ивана Грозного на Казань. В течение 16 века Тула сильно страдала от постоянных набегов крымских татар.

В начале XVII века Тула оказалась в гуще событий, вошедших в историю России как Смутное время. В 1605 году Лжедмитрий I, захвативший Тулу, ждал здесь падения Москвы. В 1607 году Тулу охватило крестьянское восстание под предводительством Ивана Болотникова, которое правительственным войскам удалось подавить только после четырехмесячной осады города.

К середине XVII века, с присоединением Левобережной Украины, Тула утратила свои позиции оборонительного центра, так как граница России отошла далеко на юг. Но его расположение на пересечении важных дорог способствовало тому, что Тула стала торговым городом. Развитие традиционного кузнечного ремесла в городе поддерживали московские государи, нуждавшиеся в собственной металлургической и оружейной промышленности.

Первый оружейный завод в Туле построил Андрей Виниус, разрешение на строительство которого он получил от царя Михаила Федоровича в 1632 году. Позже его сподвижники Петр Марселиус и Филимон Акема построили под Тулой новые заводы, производившие не только военные , но и изделия из металла для дома. С конца XVII века тульское железоделательное производство перешло в руки известного русского промышленника Никиты Демидова.

Тула в XVIII-XIX веках

XVIII век стал новой эпохой в развитии Тулы. По приказу Петра I в Туле был построен первый казенный оружейный завод — основа всей оружейной промышленности России. Тула стала известна как крупный промышленный центр производства чугуна. Город прославился искусством своих мастеров, изготовлявших не только оружие, но и точные измерительные и физические приборы, различные механизмы, художественные изделия из металла.

В 1778 г. утвержден герб Тулы со следующим описанием: «В червленом поле, горизонтально положенных на двух серебряных клинках мечей, лежащих, как Андреевский крест, концами вниз, серебряный винтовочный ствол; вверху и внизу по одному золотому молотку. Все это говорит о достойном и полезном оружейном заводе, расположенном в этом городе». В 1797 Тула стала центром Тульской губернии.

В начале XIX века, во время французского нашествия на Россию, значение Тулы как производственного и оружейного центра еще более возросло. Город был основным центром, обеспечивавшим снабжение русской армии оружием. В 1812-1814 годах завод и частные мастерские смогли произвести в общей сложности почти 600 тысяч ружей.

После окончания войны в оружейной промышленности наступил спад, что привело к появлению новых видов продукции. Самовары и гармошки, созданные местными мастерами, быстро завоевали всемирную известность и, наряду с изготовлением оружия, надолго определили специализацию тульской промышленности. В 1863 году население Тулы составляло около 56 700 человек.

Тула в 20 веке

В конце 19 — начале 20 веков в Туле появились крупные предприятия металлургической, металлообрабатывающей, военной, сахарной промышленности, которые вместе с реконструированным в 1870-х гг. оружейным заводом 1873 г., стояли в одном ряду с крупнейшими промышленными предприятиями Российской империи. По переписи 1912-1913 годов в Туле насчитывалось 50 самоварных заводов с годовым выпуском 660 000 самоваров. Население города увеличилось до 138,9 человек.00 человек.

В годы Гражданской войны в России Тула была центром вооружения Красной Армии. В 1929 году Тула вошла в состав Московской области. В 1937 году город стал административным центром вновь образованной Тульской области.

В 1939 году население Тулы составляло около 272 тысяч человек. В октябре-декабре 1941 года, во время Великой Отечественной войны, Тула находилась практически в полной осаде, подвергалась артиллерийским и минометным обстрелам, налетам немецкой авиации. В решающие дни обороны Москвы Тула блокировала южные подступы к ней. В 1976, в связи с этим Тула была удостоена почетного звания «Город-герой».

В послевоенные годы в Туле и области получили дальнейшее развитие машиностроение, химическая и угольная промышленность, появились новые научно-исследовательские институты и конструкторские бюро, продолжающие традиции тульских оружейников.

В 1991 году численность населения Тулы достигла пика в 544 тысячи жителей. После этого он начал непрерывно снижаться.

Улицы г. Тулы

Городской транспорт г. Тулы

Автор: Sergey Bulanov

Красочные цветочные грудь в Tula

Автор: Roman Dawydkin

TRAM в Tula

Автор: Sitnikov

TULA -PEALIN до Москвы (2-3 часа на машине или поезде). День города Тулы традиционно отмечается во вторую субботу сентября.

Климат Тулы умеренно континентальный с ярко выраженными сезонами. Для него характерно теплое продолжительное лето и умеренно холодная зима с частыми оттепелями. Средняя температура июля плюс 19.1 градуса Цельсия, в феврале — минус 7,5 градуса Цельсия.

Территорию города пересекают или проходят в непосредственной близости важные автомобильные дороги федерального значения (Москва — Крым, Калуга — Тула — Рязань) и железные дороги (Москва — Донбасс, Тула — Козельск). Общественный транспорт Тулы представлен автобусами, маршрутками, троллейбусами и трамваями.

Тула — крупный промышленный и торговый центр России. Ведущими отраслями промышленности являются черная металлургия, машиностроение и металлообработка. Рядом с Тулой расположено несколько крупных заводов — ОАО «Тулачермет» (крупнейший экспортер чугуна в России), ОАО «Косогорский металлургический завод» (достаточно крупный производитель доменного чугуна, художественного и промышленного литья), ОАО «Полема». (одно из крупнейших в России предприятий, специализирующихся на порошковой металлургии), а также ОАО «Ванадий-Тула». Работа этих заводов негативно влияет на экологию города, оказывая прямое влияние на чистоту воздуха.

Тула известна тремя видами деятельности местных жителей, уходящим корнями глубоко в историю города: производством оружия, самоваров и пряников. Каждый из них представлен в городе Музеем оружия, Музеем самоваров, Музеем тульского пряника.

В русском языке есть такой фразеологизм, как «С самоваром в Тулу не ходи», что означает делать что-то бесполезное. В английском языке есть близкая пословица — «Угли в Ньюкасл не возить».

Всего на территории Тулы находится более 300 объектов культурного наследия: памятники архитектуры и градостроительства, истории. Тульский кремль, старейшее здание города, памятник архитектуры XVI века. Ясная Поляна, дом-музей Льва Толстого, расположена примерно в 14 км к юго-западу от Тулы. Чтобы посетить все достопримечательности Тулы, вам понадобится как минимум 2-3 дня.

Центр Тулы – площадь Ленина, расположенная недалеко от Тульского кремля. Главная улица города — проспект Ленина — самая оживленная улица города с множеством учебных заведений, драматическим театром, филармонией, памятниками различным деятелям культуры, памятниками, посвященными ВОВ, различными магазинами, ресторанами, кафе и супермаркеты. Здесь проходят торжества, парады и шествия.

Основные достопримечательности Тулы

Тульский кремль — кирпичная крепость с 9 башнями, расположенная в центре Тулы, уникальный комплекс архитектурно-исторических памятников XVI-XIX веков, старейшее здание города. На территории крепости можно увидеть Успенский собор, построенный в стиле русского барокко в 1766 г., Богоявленский собор (1862 г.), возведенный в память о воинах, павших в Отечественной войне 1812 г. (французское вторжение в Россию). и использовался как филиал Тульского музея оружия, а также 19торговый пассаж века.

Помимо экскурсии по Тульскому кремлю рекомендуем посетить экспозицию Спасской башни. В подвале башни находится выставка «Камера пыток 17 века», а на двух верхних этажах можно увидеть выставку «Оружие средневекового воина». На территории Тульского Кремля есть несколько сувенирных лавок с изделиями ручной работы. Красивейшая Казанская набережная проходит прямо у стен крепости — отличное место для прогулок по небольшой речке Упе.

Свято-Успенский собор (1898-1902 гг.) — очень живописное здание в русском стиле со стенами из красного кирпича, черными куполами и золотыми крестами. Внутреннее убранство впечатляет великолепными росписями и фресками. Находится на выезде из Тульского кремля на улицу Менделеевскую возле площади Ленина.

Музей «Тульские самовары» — один из символов Тулы, расположенный в старинном здании имени императора Александра II перед входом в Тульский Кремль. Здесь можно увидеть большую коллекцию всевозможных уникальных самоваров 18-20 веков, узнать об основных этапах истории и производства самоваров. улица Менделеевская, дом 8.

Тульский музей оружия — старейший музей оружия в России, основан в 1873 году. В 2012 году было открыто новое здание этого музея, выполненное в виде старинной русской каски. В 2015 году здесь открылась новая постоянная экспозиция «История стрелкового и холодного оружия с XIV века до наших дней». На территории музея расположена выставка русской военной техники второй половины 20 века. улица Октябрьская, дом 2.

Музей «Тульский пряник» — небольшой музей, посвященный истории, многообразию и традициям производства тульского пряника. В двух залах музея представлен огромный ассортимент пряников: именных, поздравительных с надписями, почетных, заказных, приуроченных к особым датам и праздникам, в том числе единственный в своем роде пряник весом 50 килограммов. При музее работает магазин с различными съедобными пряничными сувенирами. Октябрьская, 45а.

Тульский музей изобразительных искусств — один из крупнейших региональных музеев России, в котором хранится более 23 тысяч произведений живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного и народного творчества. Всего три коллекции: отдел русского искусства, отдел западноевропейского искусства и отдел современного искусства. Здесь можно увидеть работы таких известных русских живописцев, как Суриков, Репин, Поленов, Айвазовский, Шишкин, Левитан. Энгельса, д. 64.

Музей «Некрополь Демидовых» — мемориальный исторический музей, посвященный деятельности Демидовых, династии промышленников и предпринимателей, известной на всю Россию. Экспозиция была открыта к 340-летию со дня рождения основателя династии — Никиты Демидова. Центральное место в музее занимает фамильная усыпальница семьи Демидовых, которая находится на территории Николо-Зарецкой церкви. улица Демидовская, 9.

Центральный парк культуры и отдыха им. П.П. Белоусов . В прошлом на месте этого парка была огромная городская свалка, но по настоянию главного санитарного врача П.П. Белоусова территория была расчищена и засажена различными деревьями, кустарниками, цветами. Сегодня это самая большая парковая зона в Туле (143 га), имеющая статус памятника природы национального наследия. Основная часть парка – это лес и зона отдыха. Одним из самых живописных его мест является каскад из трех прудов.

**Мотомузей «Мото-Авто-Арт». Основу его экспозиции составляет уникальная, самая полная в мире коллекция мотоциклов производства Тульского машиностроительного завода. Однако есть здесь и другие мотоциклы, многие из которых являются поистине редкими экземплярами. Музей находится под Тулой, в деревне Харино (Кольцевая улица, 12).

Музей-усадьба Льва Толстого «Ясная Поляна» . В этом имении, примерно в 14 км к юго-западу от Тулы, родился великий русский писатель Лев (Лев) Николаевич Толстой. Здесь он прожил основную часть своей жизни. Помимо старинного дома, в состав музейного комплекса входят и другие постройки: конюшня, кузница, баня, беседка, березовый мостик. Здесь же находится могила Льва Толстого. Почти ничего не изменилось с тех пор, как писатель жил и работал в этом прекрасном имении.

Музей-заповедник «Куликово поле» — мемориальный музей-заповедник, расположенный на предполагаемом месте исторической Куликовской битвы (1380 г.), примерно в 125 км к юго-востоку от Тулы у села Моховое.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *