Кто является создателем теории официальной народности: Теория официально народности — проект Уварова от 1833 года

Теория официально народности — проект Уварова от 1833 года

В политике, как и во всей общественной жизни, не идти вперед — значит быть отброшенным назад.

Ленин Владимир Ильич

Теория официальной народности возникла в годы царствования Николая 1; эта теории основывалась на принципах православной веры, самодержавия и народности. Данная идеология впервые была озвучена в 1833 году графом Уваровым, который в Российской Империи занимал пост министра народного Просвещения.

Сергей Семенович Уваров

Правительство Николая 1 стремилось создать в России идеологию, которая отвечает потребностям государства. Реализацию этой идеи доверили С.С. Уварову, который 19 ноября 1833 года направил в адрес императора специальный доклад, под названием «О некоторых общих началах, могущих служить руководством при укреплении Министерства».

В этом докладе он отмечал, что в России есть только три незыблемых понятия:

  • Самодержавие. Уваров искренне верил, что русский народ не разделяет таких понятий как «царь» и «страна».
    Для людей это все является единым, гарантирующим счастье, силу и славу.
  • Православие. Народ в России является религиозным, и почитает духовенство наравне с государственной властью. Религия можно решать вопросы, которые нельзя решить самодержавием.
  • Народность. Основа России кроется в единении всех народностей.

Общая суть новой концепции сводилась к тому, что русский народ и так развит, а государство является одним из лидирующих в мире. Поэтому никаких коренных изменений проводить не нужно. Единственное что требовалось, это развивать патриотизм, усиливать самодержавие и позиции церкви. В дальнейшем сторонники данной программы использовали в своей деятельности лозунг «Самодержавие. Православие. Народность».

Необходимо отметить, что принципы, которые были изложены в  теории официальной народности, не являлись новыми. Еще в 1872 году А.Н. Пыпин в своих литературных произведениях приходил точно к таким же выводам.

Теория официальной народности

Недостатки новой идеологии

Теория Уварова  была логичной и многие политические деятели ее поддержали. Но так же было и очень много критиков, которые в массе своей выделяли два недостатка теории:

  • Она опровергла любое созидание. Фактически в документе происходило констатация факта, что является важным для российского народа, и что его сплачивает. Никаких предложений о развитии не было, поскольку и так все идеально. Но обществу нуждалось в конструктивном развитии.
  • Концентрация только на положительной стороне. У любой народности есть как достоинства, так и недостатки. Официальная же теория блог акцентировала только на положительное, отказываясь принимать отрицательное. В России было множество проблем, которые было нужно решать, идеология официальной народности такую необходимость отрицала.

Реакция современников

Естественно, что недостатки новой идеологии были очевидны для всех мыслящих людей, но лишь единицы решались озвучивать вслух свою позицию, опасаясь негативной реакции государства. Одним из немногих, кто решил высказать свою позицию, был Петр Яковлевич Чаадаев. В 1836 году журнал «Телескоп» опубликовал «Философское письмо», в котором автор отмечал, что Россия фактически изолировать себя от Европы.

Государство создало в стране обстановку самоуверенного национализма, который базировался не на реальном положении дел, а на застое общества. Автор подчеркивает, что в России нужно активно развивать идейные течения и духовную жизнь общества. Реакция правительства Империи была парадоксальной — Чаадаева объявили сумасшедшим и посадили под домашний арест. В этом была официальная позиция государства и лично императора Николая 1, при котором теория официальной народности на долгие годы стала основным идейным документом в стране. Эту теорию распространяли все, кто имел хоть какое-то отношение к государству.

схема теории

Литература

  • История России 19 век. П.Н. Зырянов. Москва, 1999 «Просвещение»
  • Доклады Уварова императору Николаю 1.
  • Официальная народность.  Р. Вортман. Москва, 1999.

Триада Уварова «Православие, Самодержавие, Народность»

https://radiosputnik.ria.ru/20230320/1859304889.html

Триада Уварова «Православие, Самодержавие, Народность»

Триада Уварова «Православие, Самодержавие, Народность» — Радио Sputnik, 20.03.2023

Триада Уварова «Православие, Самодержавие, Народность»

В чем суть идеологии официальной народности, создателем которой является граф Уваров? Как к «теории официальной народности» отнеслись в высших эшелонах… Радио Sputnik, 20.03.2023

2023-03-20T20:33

2023-03-20T20:33

2023-03-20T21:03

в эфире

подкасты – радио sputnik

рассказы из русской истории

россия

история

владимир мединский

юрий никифоров

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e7/03/14/1859304790_0:0:1280:720_1920x0_80_0_0_19a0a77286f00861d537da407520bf4a.jpg

Триада Уварова «Православие, Самодержавие, Народность»

В чем суть идеологии официальной народности, создателем которой является граф Уваров? Как к «теории официальной народности» отнеслись в высших эшелонах российской власти? Были ли востребованы идеи графа Уварова после его смерти и какое он оставил наследие? Об этом и не только – в продолжении авторской программы Владимира Мединского «Рассказы из русской истории» на радио Sputnik.

Юрий Никифоров (об отношениях Уварова и Шереметьева после скандала с эпиграммой Пушкина на Уварова – ред.): как раз они-то друг друга никак не задели в этой истории. Шереметьеву не за что было обижаться на Уварова, держать на него какое-то зло. А Уварову не было смысла обижаться на Шереметьева, он же тоже в этой истории ни при чем. В данном случае проблема была в тех людях, кто злорадно пересказывал стихи Пушкина, читал друг другу и показывал в сторону Уварова пальцем. А стишок же был закамуфлирован под подражание античному, но люди же зубоскалили по этому поводу. Юрий Никифоров (об идее изучения России – ред.): идея Уварова, что нужно бросить силы образованного русского общества на изучение, познание своей собственной страны – это была идея для того времени значимая. И Уваров ее постоянно двигал, двигал вместе с Карамзиным, вместе с Пушкиным, даже несмотря на их личную ссору, ведь все-таки в главном идеологически они были русофилами, если так можно выразиться. Они считали, что Россия не может, не должна перестать быть сама собой, заимствуя с Запада все подряд.
И в этом они расходились со многими людьми того времени, кто вообще считал, мол, какая может быть Россия, давайте будем лепить по мировым стандартам.

audio/mpeg

Триада Уварова «Православие, Самодержавие, Народность»

В чем суть идеологии официальной народности, создателем которой является граф Уваров? Как к «теории официальной народности» отнеслись в высших эшелонах российской власти? Были ли востребованы идеи графа Уварова после его смерти и какое он оставил наследие? Об этом и не только – в продолжении авторской программы Владимира Мединского «Рассказы из русской истории» на радио Sputnik. Юрий Никифоров (об отношениях Уварова и Шереметьева после скандала с эпиграммой Пушкина на Уварова – ред.): как раз они-то друг друга никак не задели в этой истории. Шереметьеву не за что было обижаться на Уварова, держать на него какое-то зло. А Уварову не было смысла обижаться на Шереметьева, он же тоже в этой истории ни при чем. В данном случае проблема была в тех людях, кто злорадно пересказывал стихи Пушкина, читал друг другу и показывал в сторону Уварова пальцем.

А стишок же был закамуфлирован под подражание античному, но люди же зубоскалили по этому поводу. Юрий Никифоров (об идее изучения России – ред.): идея Уварова, что нужно бросить силы образованного русского общества на изучение, познание своей собственной страны – это была идея для того времени значимая. И Уваров ее постоянно двигал, двигал вместе с Карамзиным, вместе с Пушкиным, даже несмотря на их личную ссору, ведь все-таки в главном идеологически они были русофилами, если так можно выразиться. Они считали, что Россия не может, не должна перестать быть сама собой, заимствуя с Запада все подряд. И в этом они расходились со многими людьми того времени, кто вообще считал, мол, какая может быть Россия, давайте будем лепить по мировым стандартам.

audio/mpeg

В чем суть идеологии официальной народности, создателем которой является граф Уваров? Как к «теории официальной народности» отнеслись в высших эшелонах российской власти? Были ли востребованы идеи графа Уварова после его смерти и какое он оставил наследие? Об этом и не только – в продолжении авторской программы Владимира Мединского «Рассказы из русской истории» на радио Sputnik. Юрий Никифоров (об отношениях Уварова и Шереметьева после скандала с эпиграммой Пушкина на Уварова – ред.): как раз они-то друг друга никак не задели в этой истории. Шереметьеву не за что было обижаться на Уварова, держать на него какое-то зло. А Уварову не было смысла обижаться на Шереметьева, он же тоже в этой истории ни при чем. В данном случае проблема была в тех людях, кто злорадно пересказывал стихи Пушкина, читал друг другу и показывал в сторону Уварова пальцем. А стишок же был закамуфлирован под подражание античному, но люди же зубоскалили по этому поводу.Юрий Никифоров (об идее изучения России – ред.): идея Уварова, что нужно бросить силы образованного русского общества на изучение, познание своей собственной страны – это была идея для того времени значимая. И Уваров ее постоянно двигал, двигал вместе с Карамзиным, вместе с Пушкиным, даже несмотря на их личную ссору, ведь все-таки в главном идеологически они были русофилами, если так можно выразиться. Они считали, что Россия не может, не должна перестать быть сама собой, заимствуя с Запада все подряд.

И в этом они расходились со многими людьми того времени, кто вообще считал, мол, какая может быть Россия, давайте будем лепить по мировым стандартам.Первую часть эфира программы слушайте здесь.Такого Telegram-канала, как у нас, нет ни у кого. Он для тех, кто хочет делать выводы сам.

россия

Радио Sputnik

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2023

Радио Sputnik

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://radiosputnik.ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

Радио Sputnik

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og. xn--p1ai/awards/

1920

1080

true

1920

1440

true

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e7/03/14/1859304790_160:0:1120:720_1920x0_80_0_0_687731b4981a99f70cc368dfd2cf03c2.jpg

1920

1920

true

Радио Sputnik

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Радио Sputnik

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

в эфире, подкасты – радио sputnik, аудио, россия, история, владимир мединский, юрий никифоров

В эфире, Подкасты – Радио Sputnik, Рассказы из русской истории, Россия, история, Владимир Мединский, Юрий Никифоров

В чем суть идеологии официальной народности, создателем которой является граф Уваров? Как к «теории официальной народности» отнеслись в высших эшелонах российской власти? Были ли востребованы идеи графа Уварова после его смерти и какое он оставил наследие?

Об этом и не только – в продолжении авторской программы Владимира Мединского «Рассказы из русской истории» на радио Sputnik.

Юрий Никифоров (об отношениях Уварова и Шереметьева после скандала с эпиграммой Пушкина на Уварова – ред.): как раз они-то друг друга никак не задели в этой истории. Шереметьеву не за что было обижаться на Уварова, держать на него какое-то зло. А Уварову не было смысла обижаться на Шереметьева, он же тоже в этой истории ни при чем. В данном случае проблема была в тех людях, кто злорадно пересказывал стихи Пушкина, читал друг другу и показывал в сторону Уварова пальцем. А стишок же был закамуфлирован под подражание античному, но люди же зубоскалили по этому поводу.

Юрий Никифоров (об идее изучения России – ред.): идея Уварова, что нужно бросить силы образованного русского общества на изучение, познание своей собственной страны – это была идея для того времени значимая. И Уваров ее постоянно двигал, двигал вместе с Карамзиным, вместе с Пушкиным, даже несмотря на их личную ссору, ведь все-таки в главном идеологически они были русофилами, если так можно выразиться. Они считали, что Россия не может, не должна перестать быть сама собой, заимствуя с Запада все подряд. И в этом они расходились со многими людьми того времени, кто вообще считал, мол, какая может быть Россия, давайте будем лепить по мировым стандартам.

Первую часть эфира программы слушайте здесь.

Такого Telegram-канала, как у нас, нет ни у кого. Он для тех, кто хочет делать выводы сам.

Официальная национальность | Encyclopedia.com

В 1833 году Сергей Уваров в своем первом изданном циркуляре в качестве нового министра просвещения выдвинул трехчастную формулу «православие, самодержавие, народность» как девиз развития Российской империи. Эти три термина и стали основными составляющими доктрины, господствовавшей в эпоху императора Николая I, правившего с 1825 по 1855 год, и получившей название «официальная национальность». Около двух десятков периодических изданий, десятки книг и вся школьная система пропагандировали эти идеи и сделали их основой для ведения России к современности, не поддаваясь материализму, революционным движениям и слепому подражанию иностранным концепциям.

Смысл православия и самодержавия был ясен. Православная вера легла в основу духовной, нравственной и культурной жизни России с Х века и всегда выступала объединяющим фактором в народе. Это также оказалось полезным в проповеди повиновения авторитету. Самодержавие, или абсолютная монархия, предполагало убеждение, что Россия избежит революции под просвещенным руководством царя, который обеспечит политическую стабильность, но проведет своевременные и просвещенные реформы, чтобы Россия могла постоянно прогрессировать во всех сферах национальной жизни. Политическая теория давно утверждала, и исторические уроки России, казалось, демонстрировали, что для поддержания единства на огромной территории с разнообразным населением необходим единый правитель.

Третий член трехчастной формулы был самым оригинальным и самым загадочным. Широкая идея национальности ( народность ) только что вошла в моду среди образованной публики, но четкого определения этого понятия не существовало. В 1834 году Петр Плетнев, литературный критик, профессор русской словесности Петербургского университета, отмечал: «Идея народности есть важнейшая черта, которую современники требуют от литературных произведений… точно знать, что это значит». Различные школы мысли по этому вопросу возникли в 1830-х и 1840-х годах.

Романтические националисты во главе с Михаилом Погодиным и Стефаном Шевыревым из Московского университета и журнал Москвич, прославляли абсолютистскую форму правления России, ее уникальность, ее поэтическое богатство, миролюбивые добродетели ее жителей и понятие славян как избранного народа, все это якобы возложило на Россию славную миссию по спасению человечества и поставило ее выше «загнивающего» Запада. Славянофилы во главе с московскими помещиками, в том числе братьями Аксаковыми и Киреевскими, выступали против таких западных концепций, как индивидуализм, законничество и власть большинства, в пользу идеи соборность : община, как и церковный совет ( собор ), должна участвовать в обсуждении с целью достижения «хора» единодушного решения и, таким образом, сохранения духа согласия и братства. Тогда народ советовал царю через какой-нибудь земельный совет ( земский собор ) систему, как считали славянофилы, «истинно» русский путь во всем. Западники, напротив, симпатизировали ценностям других европейцев и предполагали, что развитие России, хотя и идет другим путем, будет происходить в контексте либеральной традиции, ставящей личность выше государства. Однако все три группы согласились с необходимостью эмансипации, правовой реформы, свободы слова и печати.

Доктрина официальной национальности представляла собой ответ правительства на эти интеллектуальные течения, а также на волну революций, прокатившуюся по большей части остальной Европы за пределы России. Однако сторонники этого учения не высказывались в один голос. Например, из-за их поддержки существующего государства романтические националисты часто определяются как сторонники официальной национальности. Однако наиболее влиятельная группа, иногда называемая династическими националистами, включала императора Николая I и двор, и их взгляды пропагандировались в разветвленных журналистских предприятиях Фадея Булгарина, Николая Греча и Осипа Сенковского. Их понимание народности было основано на патриотизме, оборонительной доктрине, используемой для поддержки статус-кво и статуса великой державы России. Для них «русскость», даже для прибалтийских немцев или поляков, вращалась вокруг лояльности подданного самодержцу. Иными словами, они отождествляли нацию с государством, управляемым династией, которая рассматривалась как хранилище и эмблема национальной культуры.

Собственные взгляды Сергея Семеновича Уварова на национальность охватили многие школы мысли. Он разделял большую часть мнений династических националистов, покровительствовал романтически настроенным националистам и их журналу, восхвалял славянофилов за их православный дух и принимал некоторые западнические тенденции в историческом развитии России. Но этот архитектор официальной национальности придерживался доктрины, лишенной привлекательности и жизненности. Вместо того, чтобы рассматривать народ как активно формирующего содержание национальности, Уваров считал, что государство должно определять, направлять и навязывать «истинные» национальные ценности пассивному населению. Одним словом, его концепция народности исключала творческую деятельность народа и делала ее синонимом верности престолу и алтарю. Доктрина, хотя и достигла той устойчивости, которая была ее целью, оказалась анахронизмом и не пережила Николая I и Уварова, умерших в 1855 г.

См. также: национализм в царской империи; национальная политика, царская; нация и народность Николай I; славянофилы; уваров, сергей семенович; западники

Линкольн, В. Брюс. (1978). Николай I: Император и Самодержец Всея Руси. Блумингтон: Издательство Индианского университета.

Рясановский Николай. (1967). Николай I и официальное гражданство в России, 1825–1855 гг. Беркли: Издательство Калифорнийского университета.

Уиттакер, Синтия Х. (1984). Истоки современного российского образования: интеллектуальная биография графа Сергея Уварова, 1786–1855 гг. ДеКалб: Издательство Университета Северного Иллинойса.

Cynthia Hyla Whittaker

Николай I и официальное гражданство в России 1825-1855 гг.

Николай В. Рясановский — Мягкая обложка

О книге об авторе Оглавление Связанные книги

О книге

Николай I и официальная народность в России, 1825 — 1855 гг. возникла из гораздо более скромного интереса к учению Уварова о «православии, самодержавии и народности». При изучении автором, в частности, славянофилов, он все больше убеждался в скудости наших знаний об этой так называемой официальной национальности, часто сочетавшейся с пренебрежительным отношением к ней. Не найдя удовлетворительного анализа предмета, автор приступил к написанию собственного. Эта книга в значительной степени организовалась сама собой: изложение и обсуждение идеологии, естественно, заняли центральное место, которому предшествовало краткое описание ее сторонников. Но официальная национальность вышла за пределы интеллектуальных кругов, лекций и книг; действительно, в течение тридцати лет он правил Россией. Поэтому автор счел необходимым написать главу об императоре, который, по сути, лично господствовал и управлял страной на протяжении всего своего правления; добавить раздел об императорской семье, министрах и некоторых других высокопоставленных лицах к счету интеллигенции, поддерживавшей государство; и набросать применение официальной национальности как во внутренних делах, так и во внешней политике. Таким образом, это заглавие способно привлечь внимание к государственной доктрине и ее роли в истории России.

Об авторе

Николай Валентин Рясановский (21 декабря 1923 — 14 мая 2011) — профессор Калифорнийского университета в Беркли, автор многочисленных книг по истории России и европейской интеллектуальной истории.

Содержание

1. Официальная национальность, Верховный главнокомандующий
2. Официальная национальность, мужчины
3. Официальная национальность, идеи
4. Официальная национальность: внутренние дела
5. Официальная национальность: внешняя политика
6. Заключение: Официальная национальность и история

Библиография
Алфавитный указатель

Related Books

Art of Suppression

Pamela M. Potter

Greeks, Romans, Germans

Johann Chapoutot

Mediterranean Encounters

Fariba Zarinebaf

The Crime of Nationalism

Matthew Kraig Келли

Борьба за Индокитай

М.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *