Кто такой сергий радонежский кратко детям: Краткая биография Радонежского Сергия, интересное о святом для детей всех классов

Содержание

Что сделал для Руси Сергий Радонежский и что нельзя делать в день его преставления

  • Новости
  • Вопрос дня

Рассказываем, за что на Руси почитают Сергия Радонежского

8 октября 2021, 05:05

Комментировать

8 октября день преставления одного из самых почитаемых на Руси святых – преподобного Сергия Радонежского. Его считают хранителем земли русской и великим чудотворцем. Рассказываем, кто такой Сергий Радонежский и почему его так любят в России.

Кто такой Сергий Радонежский?

Сергий Радонежский – один из любимых на Руси святых. Известен как отшельник и чудотворец, основатель целого ряда монастырей, в том числе Троице-Сергиевой лавры под Москвой. Также его называют духовным собирателем русского народа. Считается покровителем учащихся.

Когда родился и жил Сергий Радонежский?

Точная дата и год его рождения неизвестны. Русская церковь традиционно считает днем его рождения 3 мая 1314 года.

Родителей будущего святого звали Кириллом и Марией. Мальчику при рождении дали имя Варфоломей. Кроме него в семье было еще двое детей. Старший – Стефан и младший – Петр. Семья жила в селе Варницы под Ростовом. Когда  Варфоломей был подростком, его семья, спасаясь от голода, переехала в Радонеж.  

Как он попал в монахи?

  • Новости
  • Прочее

Радонежский: памятник одному из самых почитаемых святых открыли в Барнауле

Как говорится в житии святого, еще ребенком Варфоломей «стал поститься строгим постом и от всего воздерживался, в среду и в пятницу ничего не ел, а в прочие дни хлебом питался и водой; по ночам часто бодрствовал и молился». Такое поведение сына не нравилось его родителям, и они взяли с него обещание, что в монахи он уйдет только после их смерти. Так и произошло. В 23-летнем возрасте Сергий позвал своего брата Стефана жить в пустыню. Но тот недолго пробыл с братом: жизнь в пустыне оказалась слишком трудной, и Стефан ушел. Варфоломей призвал некоего игумена Митрофана и принял от него постриг, назвавшись Сергием, так как в тот день (7 октября) праздновалась память мучеников Сергия и Вакха.

Вскоре к нему стали примыкать ученики. Сергий запретил им просить подаяние и ввел правило, что все они живут своим трудом. За свою жизнь Сергий основал пять монастырей. Самый известный – Троице-Сергиева лавра, а также Благовещенский монастырь на Киржаче, Старо-Голутвин – рядом с Коломной, Высоцкий монастырь, Георгиевский – на Клязьме.

Почему Сергий Радонежский считается покровителем учащихся?

С именем этого святого связано много чудес. Одно из первых – удивительное обучение грамоте. Учиться Варфоломея отдали в семилетнем возрасте. Его братья быстро освоили чтение, а Варфоломей все никак не мог научиться. Родители ругались, учитель наказывал, а мальчик никак не мог выучиться и «со слезами молился Богу».

Однажды в поле Варфоломей увидел молящегося монаха-черноризца, «старца благообразного, подобного ангелу», рассказал ему о своей беде и попросил за него помолиться Богу. После молитвы старец дал мальчику кусок святой просфоры и велел съесть ее, предсказав, что теперь он будет знать грамоту лучше всех своих сверстников. Так и произошло. Сергий был очень образованным человеком. Он знал несколько языков, много читал и многое знал. Знания он передавал своим ученикам. И сегодня считается покровителем учащихся.

Почему Сергия Радонежского называют хранителем земли русской?

Считается, что Сергий примирял враждующих князей. В житии говорится, что святой «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточенные сердца. И именно благодаря Сергию ко времени Куликовской битвы почти все русские князья перестали враждовать.

Сергий Радонежский имел дар предвидения. Он благословил князя Дмитрия на битву с татарским ханом Мамаем на Куликовом поле. Когда Дмитрий пришел к нему за советом, Сергий предсказал победу русскому войску. «Если враги хотят от нас чести и славы – дадим им; если хотят злата и серебра – дадим и это; но за имя Христово, за веру православную надо душу свою положить и кровь пролить», – произнес Радонежский и пообещал молиться за победу русских воинов.

В помощь князю он отпустил двух иноков – Пересвета и Ослябю, хотя в те времена инокам запрещалось принимать участие в битвах. В итоге русское войско победило.

Какие чудеса совершил Сергий Радонежский?

Чудес он совершил очень много. Перечислим только несколько:

Источник. В одном из монастырей монахи оказались вынуждены приносить себе воду издалека, возник ропот, и тогда преподобный, «нашедши в одном рву немного дождевой воды, сотворил над нею усердную молитву», после чего открылся источник воды.

Воскрешение ребенка. Один местный житель принес Сергию больного сына. Но ребенок умер. Убитый горем отец ушел за гробом. «Но пока он ходил, преподобный помолился над умершим, и дитя ожило», говорится в житии.

Наказание за жадность. Богатый сосед забрал у бедного борова и «не хотел платить за него денег». Когда Сергий обратился с увещеванием, богач пообещал «заплатить за взятую у бедного соседа свинью, а также исправить и всю свою жизнь». Обещание не выполнил, и свиная туша, несмотря на то, что была заморожена, была изъедена червями.

Как умер Сергий Радонежский?

Умеющий предсказывать будущее Сергий еще за полгода узнал о своей смерти и успел к ней подготовиться. Тогда он уже был глубоким старцем. Он назначил преемника в монастыре и 25 сентября (8 октября по новому стилю) 1392 года отошел в мир иной. Через 30 лет после его смерти люди обнаружили его нетленные мощи. С ними тоже было связано много чудес, и в 1452 году Сергия Радонежского причислили к лику святых. Сейчас мощи хранятся в Троице-Сергиевой лавре, люди тысячами приходят в этот храм в надежде на исцеление и помощь.

Что нельзя делать в этот день?

В этот день следует хотя бы несколько часов освободить от мирских забот, сходить в храм, помолиться. В народе считают, что в этот день нельзя проводить генеральную уборку и большую стирку. Не рекомендуются работы на огороде.

Избегайте конфликтов и ссор.

А поскольку Сергий Радонежский – покровитель домашней птицы, сегодня нельзя забивать кур и готовить блюда из курятины.

    Новости партнеров

    Детство преподобного Сергия и переселение родителей его в Радонеж

    О детстве преподобного сложно рассказать больше, чем изложено в его житии. Учеба, начавшаяся в возрасте семи лет, шла непросто. Варфоломей отставал от своих сверстников, что приносило ему скорби. Скорби породили молитву. Молитва же не осталась неуслышанной. Чудесным образом отроку была подана способность к грамматике, о чем подробнее, нежели даже о других событиях из жизни святого, рассказал Епифаний. Речь идет о явлении отроку Варфоломею монаха-схимника, по молитвам которого мальчику было дано выучить не дававшуюся ему до того грамматику. 

    Отметим бытовую деталь. Отрок встретил схимника в лесу, куда отец отправил его искать убежавших жеребят. Быт даже знатнейших из ростовских бояр был прост: боярский сын приставлен к работе, подобно тому как гомеровский Одиссей, будучи царем о. Итака, сам пас собственное стадо овец. Позднее сыновья Кирилла построили в лесу под Радонежем первую на Маковце часовню.

    Очевидно, что они не были изнежены. И если это не стало следствием скудости хозяйства Кирилла, то можно предположить, что отец готовил юношей в воины.

    В Ростове было и где, и чему учиться. Уже рассказывалось об ученых книжниках, вышедших из стен ростовских училищ. Атмосферы книжности невольно должен был вкусить и отрок Варфоломей. Знаменитые библиотеки уцелели, татарские набеги обошли стороной Ростовскую землю.

    Обучение отрока Варфоломея. 
    Миниатюра их рукописного лицевого «Жития преподобного Сергия Радонежского». XVI в.

    Из собрания Троице-Сергиевой Лавры

    Важно и то, что Ростов — первый церковный центр Северо-Востока. Здесь же находилась древнейшая епископская кафедра, на протяжении почти всего XIII века остававшаяся единственной наряду с Новгородом (помимо митрополичьей, формально считавшейся пребывающей в Киеве). И лишь меньше чем за пятьдесят лет до рождения преподобного Сергия появилась Тверская кафедра. Троицкая летопись под 1314 годом сообщает о смерти владыки Симеона, который назван епископом Ростовским и одновременно Владимирским. Следует понимать, что под формальной властью ростовского владыки пребывала епархия, охватывавшая помимо самого Ростова Москву, Владимир, Ярославль, Углич, Кострому, весь северный край (включая Белозерск). Обилие монастырей и монашествующих должно было внушить молодому человеку настроение к монастырской жизни. Епифаний описывает стремление к постничеству и богослужению у Варфоломея с младенчества. Современные светские писатели даже предполагают, что сложности, с которыми он столкнулся во время учебы, были естественным следствием постничества. Человеку же церковному уместнее видеть в этом особый Промысл Божий, как если бы болезнь сия была не к смерти, а к славе Божией.

    Епифаний подробно повествует о переселении семьи в Радонеж. Событие это настолько примечательно на фоне происходивших на Руси процессов, что редкое затрагивающее первую половину XIII века современное исследование по русской истории оставляет без анализа или хотя бы упоминания это место из «Жития преподобного Сергия». Кирилл разорился. Как пишет биограф преподобного Сергия, этому, помимо уже упомянутых княжеских визитов в Орду, способствовали хлебные неурожаи, татарские набеги, дани и «выходы». Но более всего, повествует преподобный Епифаний Премудрый, погнал его из родной стороны на худостное житие в Радонеж приход Туралыковой и Федорчуковой рати 1328 года, с которыми, как читаем в «Житии преподобного Сергия», «отошли от князей ростовских слава, честь» и прочие владетельные атрибуты.

    Преподобный Кирилл посылает отрока Варфоломея на поиски потерявшихся лошадей.
    Рукописное лицевое «Житие преподобного Сергия Радонежского». XVI в.

    Простые объяснения, что помянутая татарская рать непосредственно нанесла ущерб имуществу ростовского боярина, не могут быть приняты. Туралыкова рать не была направлена ни против Ростова, ни против Руси в целом, она была послана громить мятежную Тверь. В 1326 году (15 вгуста) там произошло восстание, которое, может, и не заметили бы в Орде, если бы оно не стоило жизни двоюродному брату хана Узбека, именуемому в русских источниках «Щелкан Дюдене- вич», «Шевкал», что, видимо, соответствует татарскому Чол- хан.

    Отряд Чолхана разместился в городе, что было для Твери необычно и вызвало перетолки. По обычаям Орды кровь чингизида (потомка Чингисхана) не могла быть оставлена неотомщенной. Потому убийство Чолхана неизбежно влекло татарский набег. Поводом для восстания стала потасовка, случившаяся между Дудко, дьяконом одного из тверских храмов, и татарином из отряда Чолхана, пытавшимся отнять у того упитанную лошадку. Дьякон крикнул о помощи. Дело пошло дальше — ударили в набат. И в городе началось избиение татар. Ответ последовал скоро. Рать в пятьдесят тысяч воинов (пять туменов), возглавляемая послами теменниками Туралыком и Федорчуком, жестоко наказала Тверь и ее пригороды (Кашин). Татарское войско сопровождали и русские князья: суздальский Александр Васильевич и московский Иван Данилович. Великий князь Александр Михайлович Тверской бежал в Новгород. Великое княжение Узбек передал суздальскому князю Александру Васильевичу, а год спустя оно перешло Ивану Калите. 

    На Руси и в Орде одержали победу враги усилившегося Тверского княжества. Можно предположить, что сторонники тверской линии в Ростове тоже подвергались гонениям, и беда с Кириллом случилась именно потому, что он имел какое-то отношение к тверской партии. Во всяком случае, иную связь между упомянутым Епифанием Федорчуковым погромом Твери и переселением боярина Кирилла из Ростова в Радонеж предположить сложно.

    Известие Епифания о «московских насилиях» над именитыми ростовцами и отходе от ростовского дома к Москве «чести и славы и княжения» не может быть истолковано в смысле, что тогда Ростов был присоединен к Москве и перестал быть удельным княжеством. Присоединение Ростова к московским землям, по русским летописям, произошло значительно позже — уже при Дмитрии Ивановиче Донском, в 1365 году. Влияние Москвы на Ростов, безусловно, имело место в 20—30-е годы XIV столетия, хотя Ростов и не утрачивал своего удельного положения. 

    Еще историк Татищев отмечал, что в начале XIV века Ростов был разделен на две «половины», именовавшиеся по двум ростовским церквам Борисоглебской стороной и Сретенской стороной. Князем одной из них (Борисоглебской) был зять Ивана Даниловича Калиты — Константин Васильевич. Князь Сретенской стороны Феодор (1311—1331 год) нам интересен тем, что с ним обязательствами службы был связан боярин Кирилл. По некоторым признакам видно, что в конфликте Москвы с Тверью Ростов играл самостоятельную роль, причем по большей части в союзе с Тверью. Оба враждующих князя — Юрий Даниилович Московский и Михаил Тверской — были женаты на ростовских княжнах. Соответственно в ростовской политической элите были сторонники и Твери, и Москвы. Партии эти временами преобладали друг над другом. На Ростовский стол садились князья — сторонники то Твери, то Москвы. Позиция князя отражала настроение боярства. К тому времени тверичи возобладали над москвичами. Это становится яснее, если обратить внимание на тот факт, что порой за «грехи» тверского князя доставалось Ростову. Например, в 1317 году Юрий Московский с отрядом Кавдыгея по пути в Тверь сжег Ростов, что может говорить об отношениях Ростова и Москвы в контексте соперничества последней с Тверью.

    В 1318 году в Твери при загадочных обстоятельствах умерла жена Юрия Даниловича Московского Агафья — сестра хана Узбека, носившая до крещения имя Кончака. Немедленной реакцией был «приезд» целенаправленно не в Тверь, а именно в Ростов «посла» Кончи и наказание Ростова (речь об этом набеге уже заходила при определении даты рождения преподобного Сергия). Агафья же была похоронена не в Твери, а в Ростове, в принадлежавшей Москве церкви Богородицы, на земле, которую Юрий еще в 1297 году получил как приданое за ростовской княжной, вступая в первый брак. То, что в 1322 году с Ахмыловой ордой на Ростов идет Иван Калита, тоже говорит о непростых отношениях Ростовской земли и Москвы. 

    Князь Сретенской половины Ростова Феодор правил недолго, до 1331 года. Он не оставил взрослых наследников, способных постоять за себя, и потому его удел, как предполагают историки, был включен в состав Великого княжества Владимирского. Следует пояснить, что титул великого князя был не просто почетным званием, дававшим его носителю номинальное превосходство чести над остальными русскими князьями, а предоставлял возможность присоединить к собственной земле еще и дополнительные территории. Поскольку с великокняжеского удела татары собирали особую дань (что, собственно, и вменялось в обязанность великому князю), Орда время от времени вмешивалась в наследственные дела князей и передавала в состав великокняжеского удела выморочные земли, т. е. земли, не имеющие прямых наследников, либо наследников, права которых Орда не считала нужным принимать во внимание. К примеру, так было с Переяславлем, который сначала достался по наследству Даниилу Московскому, но в середине XIV века по непонятным причинам вошел в великокняжеский удел. Таким же образом фискальная административная единица Ростова, потерявшая своего князя Феодора, сделалась частью Великого княжества Владимирского. А великим князем владимирским к тому времени (1332 г.) стал известный своей «любовью» к Твери и ее сторонникам московский князь Иван Данилович Калита.

    Переселение семьи отрока Варфоломея из Ростова в Радонеж.
    Рукописное лицевое «Житие преподобного Сергия Радонежского». XVI в.
    Из собрания Троице-Сергиевой Лавры

    Умерший князь Феодор Васильевич, по всей видимости, и был лидером протверского движения в Ростове. Именно ему и служил боярин Кирилл. Со смертью князя он оказался на распутье. 

    У Феодора остался сын-младенец Андрей, права которого, собственно, и были попраны передачей отцовского удела в состав Великого княжества Владимирского. С политической точки зрения это вполне логично. Великий князь из московского княжеского дома, говоря современным языком, употребил свой кредит доверия в Орде, чтобы лишить базы тверскую боярскую партию в Ростове, отняв у князя, вокруг которого она сосредоточилась, удел. Малолетний князь Андрей был отправлен княжить в крохотный Бохтюжский удел в северной стороне Ростовского княжества. 

    Право в XIV веке предусматривало, что бояре за себя и за своих детей клялись князю «в верной службе», в том, что всегда и во всем будут «хотеть добра» ему и его детям, по совести, без утайки сообщать своему господину о всяком «лихе и добре», касающемся его, не нарушать клятвы и «не отъезжать» от него. Между сторонами существовали взаимные обязательства: боярин должен был служить князю (это давало ему право требовать такой службы, судить и казнить), а князь обязался оказывать покровительство и защиту, держать боярина в чести — обеспечивать ему почет, достойное место на службе и соответствующие материальные выгоды. Отъезд боярина к другому князю был поступком, имеющим правовые последствия: если отъезжающий предварительно не заявлял о своей обиде, т. е. о нарушении князем этих условий, и не получал от князя удовлетворения или отказа, то его отъезд считался клятвопреступлением и изменой. Однако со смертью князя Феодора Васильевича у Кирилла оказались развязаны руки: смерть князя освобождала его от клятвы, и он мог располагать собой. Кирилл мог присягнуть малолетнему князю Андрею, отправиться с ним в его новый удел либо отъехать в другое княжество. То, что Кирилл оказался в итоге в Радонеже, говорит о его выборе. Видимо, эта не формальная, но моральная измена младенцу князю мучила его до конца дней. И, вероятно, именно этого ростовского князя Андрея, а не владельца Радонежа, поминала семья Кирилла в своих фамильных синодиках, оказавшихся в итоге в храме апостола Иоанна Богослова Ростовского кремля. 

    Но история взаимоотношений Кирилла и преподобного Сергия с князем Андреем на этом не закончилась. Забегая вперед: сын «изменившего» князю-младенцу Кирилла через сорок лет способствовал, прямо или косвенно — неизвестно, возвращению повзрослевшего князя на родительский Ростовский стол. В 1363 году митрополит Алексий направил преподобного Сергия в посольство к Ростовскому князю Константину Васильевичу, некогда покорному Ивану Калите. Ростовский князь пытался теперь играть самостоятельную игру, противную Москве, выступая против притязаний малолетнего внука Калиты Дмитрия Донского на великое княжение, отнятое у москвичей союзными Ростову суздальскими князьями. Итогом дипломатической миссии преподобного Сергия стало оставление князем Константином своего стола. Его занял наследник князя Сретенской половины Феодора — князь Андрей Усретинский-Бохтюжский. Но пока до счастливого завершения этого круга таинственно связанных событий было еще далеко, и Кирилл оказался перед разгневанным на ростовских сторонников Твери великим князем Иваном Калитой.

    К прочим несчастьям добавилось и то, что примерно в это же время (1331—1332 гг.) татары потребовали с Руси «выхода» дополнительно к обычным выплатам, понадобившегося им, видимо, на военные нужды. Установлено, что Орда вела войну где-то на юге, против ясов, что, естественно, требовало денег. По русским летописям можно проследить, сколько раз великий князь ездил к татарам и собирал дань по Руси: в Орду с пустыми руками не наведывались. В тот период великий князь бывал в Орде практически каждый год: в 1331— 1332, 1333—1334, 1336, 1338—1339 годах. Таким образом, можно предположить, что на приобретенный великим князем Ростов навалилась новая неприятность, которая, возможно, вызвала недовольство. Лишенные сантиментов москвичи ответили насилием, тем более обидным и болезненным, что раньше такого местные князья не делали со своим именитым боярством.  

    Историк А. Н. Насонов пишет, что с конца XIII века право сбора дани в Ростово-Суздальской земле перешло от баскаков к местным князьям, которые сами передавали ее в Орду через великого князя. Так что в Ростове от приездов чужаков, пусть даже и русских, за деньгами уже давно отвыкли. Вероятно, дополнительные тяготы в первую очередь легли на плечи сторонников тверской партии, чем Москва убивала сразу двух зайцев: собиралась сверхустановленная дань и ослаблялась враждебная Москве часть местной элиты. 

    Епифаний описывает эпизод подобной расправы: посланные Калитой наместники Миня и Василий Кочева «обесих стремглав епарха Аверкия», т. е. несчастного Аверкия подвесили за ноги, вниз головой. Он едва остался жив.

    Среди московских воевод, погибших во время битвы сторожевого московского полка с Ольгердовой ратью у реки Тростны, упомянут Дмитрий Минин, по всей видимости, сын Мини, что учинил описанные Епифанием в «Житии преподобного Сергия» «московские насилия» в Ростове (ПСРЛ. Т. XXIV. С. 125).

    О финансовых причинах «московских насилий» говорит тот факт, что Кирилл обеднел. Видимо, свирепая московская «административная деятельность» коснулась его непосредственно.

    Н. С. Борисов в работе «Сергий Радонежский» предлагает интересное толкование житийному рассказу о «епархе Аверкии». Дешифровка основывается на наблюдении за художественным стилем Епифания Премудрого — сюжеты Священного Писания он вплетает в собственное повествование. Поэтому в этом рассказе проглядывает библейская аллюзия. Должность, которую Епифаний присваивает боярину Аверкию, в русской администрации не встречается. Зато наименование «епарх» упоминается в Ветхом Завете во Второй Книге Маккавейской (см.: 2 Мак. 4:27-28) в рассказе о взыскании Менелаем дани, которая нерадиво собиралась Состратом — «епархом». При этом за недоимки Сострат, подобно боярину Аверкию, был подвергнут истязаниям.

    Епифаний риторическим приемом хотел передать искушенному в Священном Писании читателю, что насилия московских наместников были связаны именно с взысканием татарского «выхода», а Аверкий подвергся глумлению либо как упорный, сознательный неплательщик, либо как городской чин, ответственный за проводившийся накануне поездки Калиты в Орду сбор дани.

    Существует также мнение, что «московские насилия» были направлены против городского самоуправления — вечевого строя. Ростов как раз и был таким древним вечевым центром Северо-Восточной Руси. При этом важно отметить, что «насилия» эти последовали за нашествием Федорчуковой и Туралыковой рати, которое стало наказанием за восстание, произошедшее по сигналу вечевого колокола. Исходила ли инициатива уничтожения вечевых порядков от Узбека или же это было делом самого Калиты, но после разгрома Твери в 1327 году Иван Данилович увез в Москву тверской вечевой колокол со Спасского собора. Возможно, что и Аверкий был представителем местного ростовского самоуправления, с которым боролся Калита.

    Историческая правда была на стороне Калиты. Но можно ли строго судить тех, кто ему противился? Москва была меньшим из уделов и княжений, род ее князей велся от младшего из сыновей Александра Невского. По всем правилам лествич- ного старшинства, если уж кто и имел право на первенство на Руси, то точно не московские «выскочки» — Даниловичи.

    Москва в представлениях людей того времени — нахрапистый провинциал, разбогатевший неведомым образом и с неуемной наглостью, опираясь на Орду, претендующий на то, что ему не принадлежит по праву. Наверное, не случайно Узбек не решился в полной мере сразу вручить Калите великое княжение, дав ему преимущество перед другим его родичем, потомком старшего брата Невского — Александром Васильевичем Суздальским, разделив удел великого князя между двумя «героями» подавления тверского восстания. А ведь татар в вопросе, кому вручить ярлык, прежде интересовало, сколько князь обещает давать «выходу».

    Избиение епарха Аверкия. Книжная миниатюра.
    Рукописное лицевое «Житие преподобного Сергия Радонежского». XVI в.
    Из собрания Троице-Сергиевой Лавры

    Не способствовала проявлению симпатий к Москве и сама история с подавлением Твери. И тут было в чем запутаться. С одной стороны, все понимали, что противостоять Узбеку — самоубийство. Героизм кончался плохо и для смельчака князя, и для его земли. Летопись со свойственной ей деликатностью сообщает, что, узнав о гибели в Твери Чолхана, Узбек «оскорбел зело». Это дипломатичное замечание современному человеку следует понимать в том смысле, что хан был взбешен. Рязанский князь Иван Ярославич, оказавшийся на то время в Орде, был под горячую руку без лишних рассуждений убит. Опасность положения понимал не только Калита, и потому деятельных союзников у Александра Тверского на Руси не было. Ограничиться пришлось моральной поддержкой. А вот признание нравственного превосходства Твери над «московскими карателями» было всеобщим.

    Летописцы донесли до нас то, как понимались причины тверского восстания: размещенный в Твери отряд Чолхана должен был извести христианскую веру на Руси, отнять у князей русских власть и отдать ее непосредственно татарам. Конечно, Тверь, воспротивившаяся этой мнимой или реальной угрозе, привлекала сердца русских сильнее, чем Москва, в угоду татарам устроившая погром этому намечавшемуся центру русского объединения. Воистину, лучше грешным быть, чем грешным слыть. Неудивительно, что и сердце боярина Кирилла было не на стороне Ивана Калиты.

    Но Федорчукова рать была низшей точкой падения русских. Оттолкнувшись от нее, Русь в «великой тишине», которую ей обеспечил на сорок лет Калита, смогла подняться и окрепнуть. Летописцы отмечают, что следующее большое нашествие на Русь произошло только в 1368 году и было оно не татарским, а литовским: тверской князь Михаил Александрович навел литовские войска своего зятя Ольгерда на московские пределы. Описывая события литовского нашествия, отразить которое у малолетнего великого князя Дмитрия Ивановича, будущего Донского, не было возможности, хронографы вспоминают именно Федорчукову рать: «Се же первое зло Москве от Литвы створися, от Федорчуковы бо рати Татарския в сорок лет и едино лето таково ино не бывало ничтоже» (ПСРЛ. Т. XXIV. С. 126).

    Источник: Т. Крючков. Преподобный Сергий Радонежский и его окружение. Исторический очерк. М., Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2012.


    18 августа 2020

    Поделиться

    Лучшие 10 Отели Возле Храм Сергия Радонежского от USD /Night-Strel'na на 2022

    Часто задаваемые вопросы

    • Какие гостиницы рекомендуются возле Храм Сергия Радонежского?

      Если вам трудно выбрать отель, подумайте о том, чтобы остановиться в Гостиница Балтийская Звезда или Гостевой дом Старая Стрельна , у этих отелей отличные отзывы. Убедитесь, что вы бронируете заранее!

    • Какие популярные отели рядом с достопримечательностью Храм Сергия Радонежского предлагают парковку?

      Если вы планируете доехать до храма преподобного Сергия Радонежского в Стрельне, почему бы не остановиться в Гостиница Балтийская Звезда ? В этом отеле есть парковка.

    • Какие отели возле Храм Сергия Радонежского самые популярные?

      Гостиница «Балтийская звезда» и гостевой дом «Старая Стрельна» являются одними из самых популярных отелей.

    • В каких отелях рядом с Храм Сергия Радонежского есть номера для некурящих?

      Многие гости заботятся о качестве номеров, в которых они останавливаются, и хотят, чтобы в их номерах был свежий и чистый воздух. Гостиница Балтийская Звезда популярный отель с номерами для некурящих.

    • Какие популярные отели рядом с достопримечательностью Храм преподобного Сергия Радонежского имеют рестораны?

      Если вам нравится пробовать местные блюда во время путешествия, подумайте о том, чтобы остановиться в Гостиница Балтийская Звезда . Рядом с отелем есть множество ресторанов, где подают блюда местной кухни.

    • Какие популярные отели рядом с достопримечательностью Храм Сергия Радонежского имеют бассейны?

      Лето — отличная пора, чтобы отправиться с детьми или всей семьей в Храм Сергия Радонежского в Стрельне. Гостиница Балтийская Звезда популярный отель с бассейном.

    • Какие отели, подходящие для гостей с ограниченными физическими возможностями, расположены рядом с Храм Сергия Радонежского?

      Гостиница Балтийская Звезда популярный доступный отель.

    • В каких отелях рядом с храмом преподобного Сергия Радонежского есть тренажерные залы?

      Поскольку для многих гостей важно оставаться в форме, неудивительно, что тренажерные залы есть во многих отелях. Гостиница Балтийская Звезда популярный отель с тренажерным залом.

    • Какие отели рядом с достопримечательностью Храм преподобного Сергия Радонежского предлагают бесплатный Wi-Fi?

      Независимо от того, путешествуете ли вы по делам или на отдыхе, Wi-Fi необходим. Гостиница Балтийская Звезда и Гостевой дом Старая Стрельна Во всех популярных отелях есть бесплатный Wi-Fi.

    • В каких отелях рядом с Храм Сергия Радонежского предлагают завтрак?

      Вкусный завтрак — отличное начало дня. Если вы хотите остановиться в отеле с завтраком рядом с Храм Сергия Радонежского в Стрельне, рассмотрите Гостиница Балтийская Звезда . Обязательно бронируйте этот популярный отель заранее!

    Стрельна Церковь Сергия Радонежского Путеводитель по отелям

    На Trip. com легко найти отели в Стрельна . Бронируйте отели в городе Стрельна через сайт или приложение Trip.com, это просто и без проблем. Вы можете запланировать однодневную экскурсию в Стрельна . Стрельна — тихий город. Вы обязательно почувствуете себя расслабленным во время вашего визита.

    Стрельна не имеет гражданского аэропорта. Вы можете прилететь в соседний город и добраться сюда другим видом транспорта. Стрельна часто путешествуют на автобусе.

    Стрельна не туристический город, поэтому индустрия гостеприимства здесь не очень развита. Многие отели можно забронировать только на месте. Средняя местная цена составляет 282 доллара США за ночь. Есть множество отелей, чтобы удовлетворить потребности различных типов путешественников. В Стрельна есть 2 пятизвездочных отеля по средней цене 493 USD за ночь. Уникальные местные отели в Стрельна подарят гостям неповторимое и свежее ощущение. Популярный отель в Стрельна , Квартира на Львовской 25 также является одной из самых рейтинговых. Если вы все еще не уверены, Trip.com рекомендует Дом для отпуска .

    Показать еще

    Подвеска с гравированной иконой Святого Сергия st

    Размер: 28×13 мм / 1,10×0,51 дюйма
    Вес: ~4,6 г / ~0,14 унции

    Подвеска-икона «Св. Сергия Радонежского»

    Этот наплечник особенно актуален для студента, так как к преподобному Сергию Радонежскому часто обращаются за помощью в учебе. Тем не менее, это также может быть вкусным подарком для всех, кто хочет иметь переносную икону своего святого покровителя. Из-за небольшого размера подвеска-икона «Св. Сергия Радонежского» незаметен и удобен в носке. Его можно легко спрятать под одеждой или, наоборот, надеть на видное место для особого случая.

    Символика подвески-иконы «Св. Сергия Радонежского»

    Наличник представляет собой прямоугольник с закругленными краями, увенчанный куполообразной главой святого. Эта форма характерна для миниатюр на металлических окладах икон и Евангелий XIV-XV вв.

    На лицевой стороне поясное изображение величайшего русского святого преподобного Сергия Радонежского. По обычаю, он изображен в монашеской схиме. В левой руке он держит свиток, а правая рука сложена в жесте двузначного благословения. На реверсе изображена стилизованная церковь, обрамленная орнаментом из вьющихся лоз, символа Христа и Его плодоносящей Церкви. В центре вписана молитва святому: «Сергий, отче наш, моли Христа Бога нашего, чтобы Он спас наши души».

    Будущий святой и инок Сергий родился в 1314 году в Ростове, в благочестивой семье бояр (русских дворян). При крещении ему дали имя Варфоломей. Еще до его рождения Божественное Провидение дало знак, что он будет великим слугой Господним. С первых дней жизни младенца Варфоломея начался дивный подвиг воздержания. По средам и пятницам он отказывался сосать молоко из груди матери.

    Еще одно чудо произошло, когда он был подростком. Несмотря на его усердие и слезную молитву, ему было очень трудно научиться читать и писать. Однажды, идя по полю, юный Варфоломей встретил таинственного старца в черной ризе. Он попросил монаха помолиться за него, чтобы он мог понять буквы. Старец помолился, благословил мальчика и сказал, что ему суждено быть обителью Святой Троицы. Он сказал, что Вафоломей приведет многих людей к пониманию Божьих заповедей. С тех пор Варфоломей стал очень искусным в чтении и письме. Кроме того, он начал проявлять плоды Евангелия с раннего возраста.

    Вскоре после этого семья Варфоломея, включая его родителей Кирилла и Марию и братьев Стефана и Петра, переехала в Радонеж. Там юный Варфоломей продолжил уже начатый им духовный подвиг, проводя день и ночь в молитве и посте. Незадолго до смерти родители Бафоломея удалились в монастырь. Бафоломей оставил свое имущество младшему брату Петру и переехал в дремучий лес со своим старшим братом Стефаном. Братья срубили несколько деревьев и построили келью и небольшой храм, посвященный Святой Троице. Это было началом знаменитого монастыря преподобного Сергия.

    Вскоре Стефан оставил брата и переехал в Богоявленский монастырь в Москве. Он был назначен приором и стал духовником великого князя. Варфоломей, получивший монашеское имя Сергий, около трех лет продолжал жить в лесу один. В одиночестве он боролся с различными искушениями и с тяготами жизни в пустыне. Его подвиг вскоре привлек до 12 учеников, которые увидели в нем пример подлинной монашеской жизни. В 1354 году преподобный Сергий был рукоположен во пресвитера и игумена. Преподобный Сергий, поставленный настоятелем, не оставил привычных иноческих подвигов. Он жил простой жизнью и предпочитал учить братию личным примером, а не устным словом. До конца своих дней он оставался воплощением кротости и смирения.

    Жизнь и труды преподобного Сергия занимают особое место в истории монашества. Создав монастырь и монашескую общину за городом, он заложил основы жизни на природе. Патриарх Константинопольский Филофей послал преподобному Сергию свое благословение вместе с грамотой об утверждении нового порядка учреждения монашеских общин. Многочисленные последователи преподобного Сергия несли его послание любви и самоотречения и его монашеский опыт в самые дальние уголки России. По всей стране стали основываться новые монастыри. Преподобный Сергий был не только учителем монахов, но и духовным основанием всей России. Недаром его называют игуменом всея Руси. Он смог примирить русских князей друг с другом. Он также благословил Дмитрия Донского на борьбу с татарским ханом Мамаем и даже дал ему двух своих монахов в солдаты.

    Еще при жизни преподобный Сергий совершил множество чудес и удостоился великих откровений. Однажды Богородица явилась ему с апостолами Петром и Иоанном и пообещала защищать и поддерживать его монастырь. В другой раз он увидел необыкновенный свет и множество разных птиц, чье гармоничное пение наполняло воздух. Видение пришло с откровением, что в будущем в его монастыре соберется много монахов.

    Скончался о Господе раб Божий 25 сентября (8 октября) 1391, в возрасте 77 лет. Через 30 лет после погребения мощи святого преподобного явились в небесном видении. Сегодня они остаются неиссякаемым источником исцеляющей благодати.

    На протяжении многих веков православные обращались с молитвами к своему покровителю в различных нуждах. Однако верующие чаще всего прибегают к его покровительству, когда обращаются за помощью в обретении мудрости и способности к обучению.

    Память святителя 25 сентября (8 октября) и 5 ​​(18) июля.

    Технические детали подвески-иконы «Св. Сергий Радонежский»

    Наплечник изготовлен из серебра 925 пробы, украшен чернением. Куполообразная верхняя часть заканчивается неподвижным ушком с обручем для продевания цепочки. Внешние края покрыты 24-каратным золотым покрытием, как и ореол вокруг головы святого монаха. По центральной части верхнего обруча проходит полоса орнамента, напоминающая цепь или веревку.

    Значок довольно маленький, его размеры составляют 1,10 × 0,51 дюйма (28 × 13 мм), а вес — 0,14 унции (4,6 г). В результате его можно легко спрятать и незаметно носить под одеждой. Однако при желании его можно носить на виду. В этом случае подвеска-икона послужит красивым дополнением праздничного наряда.

    О мастере-ювелире Юрии Федорове

    Юрий Федоров более 35 лет занимается мелкой скульптурой иконографического характера. Он создал несколько коллекций личных святынь, изготовленных в специальной технике литья, в том числе нательные крестики, наплечники и складные иконы. Кроме того, художник изучал древнерусское и византийское искусство, участвовал в археологических экспедициях и тематических выставках православного искусства.

    Коллекция Ю. Федорова постоянно экспонируется на ювелирных выставках и выставках православных изделий в России и за рубежом.

    Работы художника отмечены многочисленными наградами, в том числе несколькими орденами Мемориального фонда Карла Фаберже. Ю. Федоров неоднократно удостаивался поощрений Русской православной церкви и Министерства культуры Российской Федерации, занимал призовые места на различных выставках и конкурсах.

    Важно отметить, что данное изделие изготовлено в мастерских Ю.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *