Кто такой перун в славянской мифологии: Славянский бог Перун

Перун. Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии

Перун

Один из главных богов древних славян, означает светоносное начало; божество грома и молнии. Огонь был священной принадлежностью богослужения Перуну; само слово «перун» на многих языках означает огонь. В Киеве и Новгороде перед идолом Перуна горел негасимый огонь из дубовых поленьев. Перун был также богом войны и мира, к подножию его идолов клали оружие и клялись его именем при составлении договоров.

У Перуна в руке был меч или огненный камень. В мифах бог-громовержец ездил по облакам в колеснице, запряженной двумя козлами-великанами. Перун кресал из туч молнии и гром, орошая землю дождем, что было залогом будущего урожая. Упоминаем Перун как бог дождя, изображают его воином и охотником. Имеет он лук и стрелы. На рассвете едет на охоту или на войну. Славянские воины возили впереди своего войска деревянного Перуна, голову которого украшали козьи рога. Этот атрибут, очевидно, возник из мифа про козу, выкормившую Перуна своим молоком.

С тем же мифом связана «мистерия с козой» (на праздник Щедрого вечера парни водят козу и поют ритуальные песни).

Перун наделяет человека активностью, храбростью, упрямством, смелостью, рыцарством, откровенностью, честью, достоинством и гордостью, смекалкой. День Перуна – четверг, дерево Перуна – дуб. Перуну приносили в жертву черных петухов, псов, быков.

«И стал Владимир княжить в Киеве сам. И поставил деревянных богов на горе за теремным двором: бога молний, грома и туч дождевых Перуна; тело его было высечено из дерева, голову имел вылитую из серебра, усы золотые, ноги железные, в руках держал камень с подобием перуна пылающего, украшенного рубинами и карбункулом, а перед ним огонь всегда горел, и когда по недосмотру жреца случилось бы тому огню погаснуть, жреца того карали на смерть, яко ворога Богу своему» («Повесть временных лет»).

По представлению белорусов, Перун был высокий, с черными волосами и длинной бородой (борода – символ туч, закрывающих небо).

Считали гром грохотом Перуновой колесницы, а слепящие молнии – его стрелами. Как божество, насылающее дожди, Перун считался творцом земных урожаев, покровителем хлеборобов. На зиму Перун замыкает небо и засыпает, а весной своим могущественным молотом разбивает зимние путы, освобождает землю, и все опять оживает. По поверьям, будит Перуна кукушка, которая прилетает из вырея, потому кукушку и зовут вещей птицей.

Своим первым громом Перун воскрешает землю. Этот гром дает силу не только земле, но и людям. Во время грома запрещалось свистеть или петь, есть или спать, потому, что гром побьет. Злые силы боятся грома и ищут себе спасение в человеческих жилищах, под деревьями. Жилища в грозу закрывали, чтобы нечисть не вскочила; под деревьями не становились, чтобы Перун, охотясь на нечисть, не попал.

С принятием христианства культ Перуна был перенесен на святых громовержцев: Илью, Михаила, Пантелеймона (Паликопу) и др. Больше всего функций Перуна перенял популярный святой – Юрий. Заговоры, в которых персоной был Перун, перешли на святого Юрия; он змееборец, как и главный бог язычников.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Перун

Перун Каприще «збручского идола» Рисунок архитектора Д. П. Сухова. 1945 г.Главнейший бог славянского пантеона, основной бог земледельческого культа, олицетворение грома и молнии. Он почитался славянами, поскольку именно от него зависело появление дождей, необходимых для

ПЕРУН

ПЕРУН Лунный ворог побежденный Еле светится внизу. Бог Перун на мир смущенный мечет светлую грозу. С. М. Городецкий. Перун, 1907 Кто он всё-таки, Перун: бог воинов, властителей или земледельцев? Вот в чём вопрос.По распространённому в отечественной науке мнению,

2.

СОВЕТСКИЙ ПЕРУН

2. СОВЕТСКИЙ ПЕРУН Язычество в потоке советской политики. Очень важной для начала XX в. в изучении языческой религии в России была методологическая переориентировка — перенос центра исследовательских интересов с истории на этнографию и археологию. Это четко выразил

1. ПЕРУН НА КАВКАЗЕ

1. ПЕРУН НА КАВКАЗЕ Что в долине утеряно, в горах найдется.Акакий

18. Перун, Перунова

18. Перун, Перунова Бог грома и молний, как небесного огня, упомянут в летописях в договорах русов и славян с ромеями (кн. Олег — 907 г, кн. Игорь — 945 г., кн. Святослав — 971 г.). Сварожич (Перун — в русских летописях, Перунова, Перун, то есть Юпитер — в «Mater Verborum», Пероун — в

Перун

Перун Перун — начальнейший и первостатейный славянский бог, его признавали производителем грома, молнии, дождя, облаков и прочих всех небесных действий: стан его был вырезан искусно из дерева, голову имел серебряную, усы и уши золотые, ноги железные, в руках держал камень,

Перун

Перун Найвиразніше з усіх поганських богів України зарисовується в нашому уявленні бог лискавки-грому — Перун. В Густинському літопису говориться, що Перун був найстаршим з богів; його зображували в виді чоловіка з дорогоцінним каменем у руках і йому, як головному богові,

Перун Сварожич

Перун Сварожич Перун – славянский Бог Грозы, Бог грома и молнии. Его представляли себе немолодым разгневанным мужем с рыжей клубящейся бородой. Сразу отметим, что рыжая борода – непременная черта Бога Грозы у самых разных народов. В частности, рыжебородым считали своего

Перун

Перун Один из главных богов древних славян, означает светоносное начало; божество грома и молнии. Огонь был священной принадлежностью богослужения Перуну; само слово «перун» на многих языках означает огонь. В Киеве и Новгороде перед идолом Перуна горел негасимый огонь

Перун

Перун И хмелясь победным пиром, За лучом бросая луч, Бог Перун владеет миром, Ясен, грозен и могуч! Сергей Городецкий, «Перун» Перун (Перен, белорусс.

Пярун, словацкое Паром и т. д.) – пожалуй, самое известное Божество славян – хотя бы по пушкинскому «покорный Перуну

Перун. Бог Перун. Кто такой Перун — Древнерусский словарик

ПЕРУН — бог Громовержец, занимавший в пантеоне богов языческой Руси, но очень непродолжительное время, место, подобное тому, которое древние греки отводили Зевсу, а поскольку это относится буквально к кануну введения на Руси христианства, имя Перуна известно больше, чем имена других богов. В этот период времени, особенно в княжеской среде, ему отводились главное место и главная роль среди всех признаваемых богов. Но не следует забывать, что превращение Перуна во владыку мира происходит (образ его был известен, конечно, значительно раньше и был, как считают некоторые исследователи славянской мифологии, заимствован, вероятно, из Скандинавии) почти одновременно со становлением Киевского государства.

Перун — бог грома, молнии и дождя. Ему подвластны все стихии природы. Он повелевает всем. У него огромная свита прислужников, исполняющих его волю. Гром и Молния, Дождь и Град, Ветры и Бури, включая Соловья-Разбойника, морозы-калинники Трескунец, Студенец, Карачун, богатыри Дубыня, Дугиня, Лесиня, Валигора, Елиня, Усыня, Святогор и т. д. и т. п., змеи, водяные, лешие — все это помощники Перуна. Ему подвластны и Явь и Навь — и властелин подземного царства Вий, а следовательно, и вся его нечисть, служат Перуну. Ему посвящались реки, считавшиеся священными; ему посвящались рощи, дубравы и целые леса, рубка деревьев в которых была запрещена под страхом смертной казни.

Перун — жестокий, устрашающий бог. Ему приносились кровавые жертвы, в том числе и человеческие. Не случайно, а как средство устрашения и подчинения народа культ Перуна находит отклик и распространение прежде всего в княжеской среде. Уже изначально, когда он еще не возводился в ранг высшего божества, как считает Б. Рыбаков, Перун

«был, очевидно, не столько богом оплодотворяющих туч, сколько Перуном-Грозой, грозным божеством первых племенных дружин, конных пастухов-воителей, вооруженных боевыми топорами, надолго ставшими символом бога грозы», а с началом формирования государства он становится символом княжеских дружин, символом власти — княжеской грозы.

Боги велики; но страшен Перун;

Ужас наводит великая стопа,

Как он в предшествии молний своих

Мраком одеян, вихрьми повит,

Грозные тучи ведет за собой.

Ступит на облак — огни из-под пят;

Ризой махнет — побагровеет твердь;

Взглянет на землю — встрепещет земля;

Взглянет на море — котлом закипит.

Клонятся горы былинкой пред ним.

Официальное введение культа Перуна как верховного божества происходит незадолго до введения христианства. Его храмы были учреждены и установлены истуканы Перуна лишь в 980 г. князем Владимиром. Перед храмом Перуна горел вечный огонь, непрерывное поддержание которого входило в обязанности жрецов. За небрежное исполнение этой обязанности виновному грозила смертная казнь в форме сожжения на костре.

Созижден высоко Перунов гордый храм,

Он тени распростер далеко по горам:

Пред ним всегда горит неугасимый пламень,

При входе утвержден краеугольный камень,

И камнем гибели народом наречен;

Он черной кровью отовсюду омочен;

На нем несчастная та жертва трепетала,

Свирепости жрецов которая питала:

Там смертоносные оружия висят,

Сосуды кровию наполнены стоят.

«Владимириада»

Это божество явно было любителем кровавых жертв. Так, даже чтобы предотвратить гибель урожая от гроз, которыми распоряжался Перун, ему 20 июля (стиль старый) приносились «мясные» жертвы.

Тело истукана Перуна было вырезано из дерева, голова отлита из серебра, уши, усы и борода изготовлены из золота, ноги были выкованы из железа, в руке он держал изображение молний, составленное из драгоценных камней.

Сей мрачный храм вмещал ужасного кумира,

На нем златый венец, багровая порфира;

Извитые в руке перуны он держал,

Которыми разить во гневе угрожал;

Златые на челе имел огромны роги,

Серебряную грудь, имел железны ноги;

Горел рубинами его высокий трон,

И богом всех богов именовался он.

Провозвестник ужасного для человека:

Разит перунами, он молниями блещет,

Убийство на челе, смерть носит на очах.

Его венец змеи, его одежда страх.

«Владимириада»

Введение христианства на Руси в 988 г. требовало ликвидации поклонения всем языческим богам. Согласно распоряжению князя Владимира все идолы подлежали уничтожению. Ии рубили и ожигали. (Стоит ли удивляться тому, что на Руси периодически уничтожались, уничтожаются и сейчас, памятники прошлого, в том числе и церковные. Именно православная церковь ввела у нас сей обычай.)

С идолами Перуна поступили несколько иначе. В Киеве его привязали к лошадям и проволокли через город в сопровождении эскорта на двенадцати дружинников до Днепра, бросили его в воду и сплавили за днепровские пороги. Подобным образом с идолом. Перуна обошлись и в Великом Новгороде, отправив его В плавание по Волхову: река считалась дорогой в потусторонний мир, куда Перун и был отправлен.

Читать также  Велес (Волос)

На примере введения культа Перуна в качестве верховного божества можно видеть, как изменяется форма религии под воздействием социально-политических условий, под воздействием потребностей формировавшегося государства, как меняется ее социальная роль, как религия ставится на службу власть имущим.

Владыка сидит на престоле громов,

В руке его вихрь одичалый,

Он молнию бросил в пучину валов,

И море ударило в скалы,

И волн его песнь от начала веков

Великому не умолкала.

Владыка нисходит на землю в громах,

И дрогнуло сердце природы:

Завыли пещеры в бездонных горах,

Эфира обрушились своды,

Вселенную обвил клубящийся прах,

И ужасом смолкли народы.

А. Н. Муравьев

В менее ярко выраженной форме подобные процессы — процессы становления религии на службу господствующим социальным группам, — наблюдаются и в современной России.
Перун — один из самых главных Богов Славян. Бог-громовержец, покровитель воинов. Именем Перуна и Велеса клялись русские послы при заключении договора с греками в 911 году, что говорит о его высоком статусе в Божественном пантеоне славян. Именами этих двух Богов клялись и дружинники Игоря. Они же упомянуты в договоре Святослава 971 года. Перун покровительствовал князю и княжеской дружине — это явно прослеживается в истории тысячелетней давности. Перун, как Бог грома и молнии, подразумевал под собой нечеловеческую силу и мощь. В пантеоне князя Владимира, Перун был главным среди всех остальных Богов, и об этом ясно повествует «Повесть временных лет»: «И начал княжить Владимир в Киеве один, и поставил идолы на холме, вне теремного двора: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, Хорса (и) Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь». Идол Перуна в центре Киева выглядел величественно: голова его была серебряная, а усы золотые. Идол Перуна был установлен и в Новгороде: «и пришел Добрыня к Новугороду, постави Перуна кумира над рекою Волховом, и жряхуть ему людье новгородьстии акы Богу».

В честь Перуна возжигали вечные огни на капищах. Вечные костры, которые никогда не гасли, были сложены из дубовых поленьев — дерева, которое непосредственно относится к Перуну. Из дуба добывался живой огонь. Дубовые рощи и леса также принадлежали этому Богу и тщательно охранялись, как священные. Когда долго не было дождя, в таких рощах взывали к Перуну, чтобы он ниспослал людям свои тучные стада (облака), которые бы напоили землю водой, а своими стрелами (молниями) сразили врага и нечистую силу. Константин Багрянородный в X веке даже оставил описание ритуала связанного с дубом, которое увидел на острове Хортица: «На этом острове они совершают свои жертвоприношения, так как там стоит громадный дуб: приносят в жертву живых петухов, укрепляют они и стрелы вокруг [дуба], а другие — кусочки хлеба, мясо и что имеет каждый, как велит их обычай». Наукой археологией было дважды найдено священное дерево Дуб с артефактами утверждающими, что эти находки почитались нашими предками наравне с чурами и идолами. Так в 1909 году недалеко от устья Десны из воды был извлечен 150-летний дуб. Примечательно то, что в сравнительно молодом возрасте в ствол дерева были врезаны и успели в него врасти четыре кабаньих челюсти, которые были расположены квадратом. В 1975 году неподалёку от первой находки было найдено второе дерево, только теперь вросшими на высоте примерно 6-ти метров оказались 9 кабаньих челюстей, а низ ствола носил следы огня. Обе находки датируются VIII веком нашей эры. В одной из украинских колядок поётся, что два дуба стояли в первозданном океане ещё до сотворения мира. В одной из русских сказок говорится, что дуб растёт до самого неба. В сербско-болгарском апокрифе 15 века говорится, что весь свет держится на железном дубе: «дубъ железны, еже есть прьвопосаждень, от въсего же корение на силе божией стоить». Всё этого говорит нам о том, что дуб, как символ Перуна, был очень почитаем среди славянских племён и имел, как сакральный, так и Божественный облик.

До нас дошли сведения о праздниках Перуна, в которых приносились жертвы либо в виде быка, либо в виде петуха. Судя по некоторым источником, петух должен быть обязательно красным. При исследовании капища-жертвенника 980 года в Киеве, в котором горели те самые неугасимые огни из дубовых дров, найдено большое количество костей, которые преимущественно принадлежали быкам. Также в жертвеннике найдены кости свиней и птиц. Кроме того, вместе с костями была найдена керамика и боевой железный топор — символ Перуна. Аналог этого капища-жертвенника-святилища находился и в Новгороде, в Перыни.
Известно, что Перун под разными вариантами имён существовал в традициях разных племён и народов. К примеру, в Литве его называли Перкунас, в Белоруссии — Пярун, в индии — Parjánya, так же в Индии Богом грозы, грома и молнии считался Индра. В Скандинавии этого Бога называли Тор, кельты называли его Таринис. Западные славяне называли Перуна — Прове. Вот так описывает культ Прове Гельмольд: «Здесь, среди очень старых деревьев, мы увидали священные дубы, посвящённые богу этой земли, Прове. Их окружал дворик, обнесённый деревянной, искусно сделанной оградой, имевшей двое ворот. Все города изобиловали пенатами и идолами, но это место было святыней всей земли. Здесь были жрец, и свои празднества, и разные обряды жертвоприношений. Сюда каждый второй день недели имел обыкновение собираться весь народ с князем или жрецом на суд. Вход во дворик разрешался только жрецу и желающим принести жертву или тем, кому угрожала смертельная опасность, ибо таким здесь никогда не отказывали в приюте».

Читать также  Перуны, стрелы Перуна

От того что исторические источники доносят его имя, как Прове, мнения исследователей расходятся. Одни говорят, что это просто искажённое — Перун, другие утверждают, что таким образом Бог Грозы мог быть ещё и Богом Права, недаром в месте его поклонения свершались суды.

Во время крещения образы языческих Богов, были перенесены на образы христианских святых. Эта участь не обошла и Перуна. В каком-то смысле люди переименовали своего Бога и образ Перуна был перенесён на Илью-Пророка, которого также называют Ильёй Громовником.

Слово Перун в том или ином значении множество раз встречается даже в таком древнем писании, как Махабхарата, например: «Ты — это облако, ты — Ваю, ты — огонь, происходящий от молнии в небе. Ты — гонитель толп облаков, именно тебя называют Пунаргхана, ты — страшный и несравнимый Перун, ты — грохочущее облако! Именно — ты творец миров и их разрушитель, о непобедимый!» или: «Некогда для могучего Индры был создан перун для убийства Вритры, он разлетелся на десятки и сотни кусков в голове Вритры. И отколовшаяся часть перуна почитается Богами. Всякое средство, которое существует в мире, считается телом Перуна. У брахмана такая частица перуна в его руке, у кшатриев она в колеснице, вайшьи владеют ею в виде своих щедрот, а у шудр она — в их обязанностях. Кони у кшатриев — это также частица перуна, поэтому кони их считаются неприкосновенными».

Историками и лингвистами довольно точно выяснено, что имя Перун произошло от древнеславянского слова perti или переть, что означало — ударять, бить. Хотя здесь же возникает вопрос, на который нет однозначного ответа — имя произошло от глагола или наоборот. Таким образом, Перун означает — разящий, бьющий. Словом «Перун» в древней Руси называли и просто молнию с громом. Предки верили, что Перун выгоняет небесные стада (облака) пастись на небесные нивы, громко гудит в трубу, метает молнии на землю. Тучи и облака называли — «Перуновы деревья», на которых сидят птицы-молнии.

Упоминание о Перуне в древних источниках встречается очень часто. В частности, в некоторых из них ясно говорится о том, что громовержца почитали, приносили ему жертвы: «…Они считают, что один из богов, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды». В писании «Беседа трёх святителей» Перуна называют ангелом грома и молнии. Однако первое упоминание относится всё к той же Повести временных лет, где говорится о клятве Руси с византийцами: «И если кто с русской стороны помыслит разрушить такую любовь… то некрещёные да не получат помощи ни от Бога, ни от Перуна, да не защитятся щитами своими, и да погибнут они от мечей своих, от стрел и от иного своего оружия, и да будут рабами в этой жизни и в загробной». После чего произошла присяга на холме (это очень характерно для капищ Перуна, что располагались на возвышенности), возле идола Перуна, где князь Игорь вместе с дружинниками сложили своё оружие, щиты и золото. Во время присяги перед идолом говорилось: «А если выше сказанного не выполним…, да будем прокляты Богом, в которого веруем, Перуном и Волосом, скотьим богом, да будем желты, как золото, и да будем посечены своим оружием».


Молнии, которые разят с неба и вызывают гром, раскалывают деревья и даже иногда попадают в живых существ — животных и людей, в представлении славян — стрелы Перуна или топор, который он метает в прячущуюся нечисть. Именно по этой причине после дождя с громом так свежо пахнет и легко на душе. В одной из Белорусских сказок рассказывается о том, как Громовержец преследует чёрта, пытаясь поразить его молнией, чёрт же прячется то в человеке, то в животных, то в дереве, то в камне и, наконец, прячется в воде. С этим связано одно поверье. Нечисть прячется в воде большую часть времени и выходит на землю в период с Купалы и до Перунова дня (Ильина). Поэтому купаться можно только в этот период, когда вся нечисть вышла из рек и озёр. По этой же причине именно в этот период большое количество гроз — Перун отстреливает вышедших на землю недобрых существ.

Читать также  Прокураты

Оружие Бога Перуна называют «громовыми стрелами», «Перуновыми камнями», «стрелками». Оружием этого Бога считаются — топор, палица, камни. Под «камнями» имеется ввиду кресало, из которого возможно высечь искру при помощи удара о другой камень или ударом железа. Одно из поверий гласит, что огонь некогда спрятался в камень от своего противника — воды. По описанию некоего Стрийковскаго «истукан Перкуна держал в руках камень, сделанный наподобие молнии». Древние славяне полагали, что различные моллюски, наконечники стрел, копий, топоры, камни причудливой формы, которые они изредка находили, обрабатывая землю, являются Громовыми Стрелами, которые некогда были пущены Громовержцем и ушли глубоко под землю. Такие вещи почитались как священные, целительные и способные делать чудеса. Сплав песка (белемнит) также называли Перуновым Камнем. Нередко удивительные камни находили на месте удара молнии (расплавившийся песок) и называли их «стрелками Перуна», которыми лечили, изводили те болезни, что боятся гнева громовержца.

Перунов цвет

Цветком Перуна считается Ирис. Южнославянские народы, болгары и сербы так и называют этот цветок — Перуника или Богиша. В виде шестилепесткового Ириса, судя по раскопкам, делались и святилища Перуна. В каждом лепестке возжигался, либо горел неугасимый огонь, а в центре стоял идол с алтарем или жертвенником. Символом, амулетом имени Перуна считается не только Ирис (громовой знак о шести лепестках, громовое колесо, Перунов щит, громовник, Перуника, Перунов цвет), но и различные топорики, молоты. Амулеты-топорики часто находят на месте археологических раскопок. Считается, что топорики — амулеты в виде топоров (молотов) — вручались юношам и мужчинам, как обереги, а также являлись отличительной чертой членов царской дружины, чьим покровителем, как уже говорилось, являлся Перун. Кроме того, символом Громовержца считается изображение молнии и восьмилучевая звезда, которую называют Перуницей. Символы в виде топориков, молний, шестилучевое колесо либо громовой знак с шестью лепестками, стрелы изображаются на капищах этого Бога и его идолах. Колесо с шестью спицами раньше изображалось на всех избах, элементах одежды, прялках, оружии, утвари и т. д. Этот символ оберегал жилища от удара молнии и считался предохранительным. Подобные символы можно увидеть и сейчас в некоторых деревнях, где ещё сохранились дома со старыми наличниками и традиционной резьбой.

В связи с изучением культа этого Бога историками было выявлено, что днём Перуна является Четверг. В индоевропейской традиции именно этот день связывают с Богом-Громовержцем. Полабы называют четверг Peräunedån, что можно перевести как День Перуна. Четверг перед Ильиным Днём в славянской традиции считается равным по значимости праздником. Так же существует поговорка «После дождичка в четверг», которая относит нас к древним поверьям.

Перунов День

Даже после принятия христианства культ Перуна оставался сильным. Например, в Житие св. Яцека написано, что жители Киева тайно собирались на одном из островов, где занимались почитанием старых дубов, произраставших там. Галицко-волынский князь Лев Данилович в одном из своих жалований пишет: «А отъ тои горы до Перунова Дуба горъ Скломъ. А отъ Перунова Дуба до Белых Береговъ». Некто Феофан Прокопович уже в Петровскую эпоху в своём «Регламенте духовном» запрещал «пред дубом молебны петь», что ясно говорит нам о том, что язычество, и вера в Перуна, в частности, никуда не исчезало и не умирало, а жило и живёт до сей поры.

Перунов День традиционно отмечается 20 июля. Так как Перун покровительствует воинам, все мужчины имеют при себе оружие, которое освящается в ходе праздника. В честь Перуна в древние времена приносились в жертву бык или петух. Так же в этот день часто проводится ритуал вызывания дождя.

Перун — Славянская мифология — GonGoff.com

Перун — славянская мифология

Деттагли
Категория: Мифология

Сварог тоже бог неба, но его функция не идентична функции Перуна. Сварог скорее рассматривается как бог мироздания и духа, «невещественного» неба, где обитают мертвые. Можно сказать, что Сварог правит на высоком небе, а Перун — на низком небе, то есть Сварог — бог вселенной, а Перун — бог атмосферы. Перун — один из самых могущественных славянских богов. Он наказывает неверность и всех плохих людей. Он связан со справедливостью, как любое божество, связанное с Юпитером. Он наказывает злых и непослушных людей, закрывая для них дверь рая. Он наказывает нелояльность и для принуждения часто использует молнию. Имя Перун происходит от суффикса «-ун» или «-УНЖ» (-йнь), что означает «тот, кто должен что-то делать», и от корня «пер-», что означает поражать, разрушать.

Итак, Перун означает «тот, кто поражает, сокрушает и гремит» и даже «бог разрушения и разрушения».

Вот почему ему дана сила вызывать стихийные бедствия. Легенда гласит, что когда Перун ехал на колеснице, звук колес представлял собой гром. Перуна описывали как сильного мужчину с бородой. Одежда дает основания полагать, что он был воином в доспехах, как и большинство славянских богов. Перун также представлен с каменным мечом, которым он поражает и превращает в камень все, к чему прикасается. Кроме того, он представлен с луком, который когда-то отождествлялся с радугой, и когда он натягивал лук, стрела превращалась в молнию. У него также были золотые яблоки. Некоторые легенды рассказывают о конфликте между Перуном и Велесом. Велес украл у Перуна женщин, мужчин и зверей. Велес попытался спрятаться, но Перун, разбив камень, за которым он спрятался, нашел его и победил. Эта белорусская легенда повествует о том, что Велес был вынужден остаться на земле. Однако другая легенда гласила, что во время женитьбы Перуна на Дойдоле (богине дождя) Велес попался на глаза богине и признался ей в любви. После того конфликта с Перуном Велес был побежден и сослан на землю и наконец нашел свое место в подземном царстве.

Перун также ассоциировался с огнем и огненными животными.

Его животным был огненный петух, подобие славянского Феникса. Среди его питомцев были и драконы. Его обряды были связаны с огнем. Возле его идола горел вечный огонь, его ни в коем случае нельзя было гасить (подобный обычай существовал в Древней Греции, храме Гестии, или Риме, храме Весты). Боролся Перун и с засухой. Одни говорят, что Перун имел власть повелевать дождем, другие утверждают, что этой властью обладала его жена Дойдола. Во всяком случае, Перун мало что мог с этим поделать.
Несмотря на попытки уничтожить его, его имя сохранилось. Кроме того, Перун – один из богов, наиболее известный и наиболее почитаемый славянами.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Дазбог был богом огня, солнца и дождя

Весна была богиней весны

Хорз связан с Луной

Род был создателем

Радгост ​​был богом гостеприимства 9 0005

Стрибог бог ветра

Морана была богиней зимы и смерти

Девана была богиней охоты

  • Индитро
  • Аванти

Joomla SEF URLs by Artio

Перун — славянский бог грома — Slavorum

Перун, славянский бог грома — пантеон и бог грома и молнии, как германский Тор или греческий Зевс.

Символ Перуна: «Громовые знаки»

Другими его атрибутами были горы, огонь, ирис, орел, дуб, твердь, кони и повозки, оружие (молот, топор Перуна и золотые стрелы) и, конечно же, война. Сначала он ассоциировался с оружием из камня, а затем с оружием из металла, таким как самый популярный топор Перуна. На протяжении истории некоторые славянские народы поклонялись ему как главному богу славянского пантеона, в то время как другие поклонялись Сварогу, но правда заключается в правильной временной шкале, так как Сварог был первым главным богом, но по мере развития мифологической истории его сын Перун занимает его место как главный бог, а после Перуна его место занимает Ярило.

Описание Перуна

Перун описывается как сильный мускулистый мужчина с золотисто-медной бородой. Он едет в огненной колеснице, запряженной козлом, и владеет могучим топором Перуна. Топор в бою метнут в злых людей и духов и всегда вернется в его руку.

Педанты с топорами Перунов

Два типа педантов с топорами Перунов, которые обычно находили в археологических раскопках:

Происхождение и этимология Перуна

Перун очень похож и связан с почти идентичным Perkūnas / Pērkons из балтийской мифологии, что предполагает либо общее производное от протоиндоевропейского бога грома, чье первоначальное имя было реконструировано как Perkwunos, либо, возможно, одна из этих культур заимствовала божество у другой, учитывая размер и обширное население славян, где они поклонялись Перуну, и не находясь в близости к балтским культурам, мы можем сделать вывод, что балты действительно заимствовали божество от своих соседних славян. корень *perkwu первоначально, вероятно, означало дуб (который рассматривается как дерево Перуна) , но в протославянском языке это превратилось в per- , означающее «ударять, убивать». Литовское слово «Перкунас» имеет два значения: гром и бог грома и молнии.

Славянский бог Перун в мифологии

В славянской мифологии, как и в скандинавской и балтийской мифологиях, мир представлялся священным деревом, обычно дубом, чьи ветви и ствол представляли живой мир небес и смертных, а его корни представляли подземный мир, то есть царство мертвых. Перун был правителем живого мира, неба и земли, и его часто символизировал орел, восседающий на вершине самой высокой ветки дерева, с которого он наблюдал за всем миром. Глубоко в корнях дерева находилось место его врага, символизируемого змеем или драконом: это был также славянский бог Велес, водный бог подземного царства, который постоянно раздражал Перуна тем, что воровал его скот, детей или жену. . Перун преследовал Велеса по земле, нападая на него своими молниями с неба. Велес бежал от него, превращаясь в различных животных, или прячась за деревьями, домами или людьми; куда бы ни ударила молния, считалось, это потому, что Велес спрятался от Перуна под или за именно этим местом. На изображении выше вы можете увидеть сцену финальной большой битвы между двумя богами. В конце концов Перуну удалось убить Велеса или загнать его обратно в его водное подземное царство. Таким образом, верховный бог восстановил порядок в мире, нарушенный его хаотичным врагом. Затем он вернулся на вершину Мирового древа и с гордостью сообщил своему противнику в корнях: Ну, там твое место, там сабе будь! (Ну, там твое мьесто, там сабже буд! «Ну, вот твое место, оставайся там!» ). Эта строчка пришла из белорусской народной сказки большой древности. Для славян чрезвычайно значимым был мифологический символизм верховного небесного бога, сражающегося со своим подземным врагом бурями и громами, а от Перуна и Велеса это представление о космической битве перешло к Богу и Дьяволу после христианизации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *