Как жили при николае 2: Как жила семья Романовых после отречения Николая II от престола

«Надеялись, что их не убьют». Как семья Николая II жила в Сибири

События 1917 года в России неизбежно отсылают нас к трагической судьбе последней царской семьи. Николай II и его близкие пережили три ссылки. Сначала отрекшегося императора и его родных держали под арестом в Царском Селе. Однако в августе 1917 года жизнь в Александровском дворце, которую можно было назвать относительно спокойной и даже комфортной, сменилась ссылкой в Сибирь.

Царскую чету вместе с отпрысками доставили в Тобольск, где для них специально обустроили дом местного губернатора. Впрочем, Романовым разрешалось ходить в церковь, а режим охраны здесь был гораздо более легким, чем в Царском Селе. В первые месяцы ссылки Николай писал в своем дневнике: «Нам здесь хорошо – очень тихо».

Тем не менее условия постепенно ухудшались. Особенно тяжело семье Николая пришлось после того, как в Тобольске был сформирован Солдатский комитет. Военные не скрывали своей ненависти к царю: потребовали перевести его на солдатский паек, переселили прислугу из отдельного дома в покои бывших монархов и даже пытались сорвать с Николая погоны.

О том, как жила императорская семья в сентябрьские дни 1917 года, о ее быте и тяготах «Истории.РФ» рассказал кандидат исторических наук, доцент РГГУ, автор книг о династии Романовых Евгений Пчелов.

– Евгений Владимирович, почему из Царского Села семью Николая II решили сослать именно в Тобольск?

– По всей стране тогда полыхали восстания, а Сибирь казалась спокойным регионом вдалеке от революционных треволнений. Поэтому ради того, чтобы как-то сохранить царскую семью, ее перевезли туда. Конечно, спасением для них был бы только переезд за границу, а это невозможно было осуществить.

 

– Насколько изменилось положение царской семьи после переезда в Сибирь? Сильно ли ухудшились условия жизни Романовых?

– В принципе, условия в Тобольске были более-менее терпимые. Конечно, это несравнимо с тем, что было потом в Екатеринбурге. Екатеринбургское содержание царской семьи было очень сложным и тяжелым. А в Тобольске, конечно, они были до некоторой степени ограничены. Но тем не менее содержание там было не такое тяжелое, как потом. У Николая II и его родных даже была относительная свобода. Они находились в хорошем здании – это был губернаторский дом, они занимали второй этаж. Сейчас там открыт музей.

– Вы сказали, что свобода была «относительной». Что дозволялось Романовым?

– Они могли посещать церковь. Вся корреспонденция, конечно, была под контролем. Но до того, как установилась большевистская власть, жизнь у них была спокойная и тихая. Конечно, с приходом советской власти все стало по-другому.

– В ссылке царскую семью сопровождал кто-то из свиты? Как они себя обслуживали?

– Когда семью Николая перевозили в Екатеринбург, там уже никого не оставалось. Люди постепенно уезжали – их просто отпускали. Но, конечно, до последнего с царской семьей были служащие при ней люди: в Екатеринбурге погиб повар Романовых, Иван Харитонов, в Тобольске и в Екатеринбурге их сопровождал камердинер Терентий Чемодуров, была горничная Анна Демидова. То есть там был относительно скромный штат слуг, который остался с царской семьей до конца. Но не стоит думать, что Николай, Александра Федоровна и их дети были ни на что не способны и все за них всё делали. Естественно, так не было и в те времена, когда они были царской семьей. Они не были окружены гигантской свитой, как Людовик XIV. И потом, ведь император вел очень простую жизнь: он занимался физическим трудом, даже пилил дрова. В бытовом плане все это было для него достаточно просто.

– В Тобольске был образован Солдатский комитет, которому фактически была поручена охрана царских особ. Правда ли, что его члены враждебно относились к Николаю?

– Да, разумеется. Солдатский комитет даже постановил снять с царя погоны, но государь от этого отказался. Безусловно, урезали и содержание царской семьи. Но это все уже было после прихода к власти большевиков. Вспоминать о царе большевики начали только в декабре 1917 года, это было переломное время.

 – У советских властей были какие-то другие варианты, кроме как расстрелять императорскую семью?

Советское правительство рассматривало вопрос о суде над бывшим царем. Этот вопрос очень активно циркулировал, и даже готовились планы о том, как перевезти Николая в Москву, чтобы провести судебный процесс. Конечно, мы не знаем, какое решение принял бы суд, но такие идеи действительно были. Что касается Временного правительства, то я думаю, что оно вообще не знало, что делать. Был упущен момент, когда царская семья могла выехать за границу: ведь Милюков хотел, чтобы они уехали сразу после Февральской революции, шли переговоры с Англией. Но здесь вмешался Петроградский совет – нельзя думать, что Временное правительство было всемогущим.

– Как вы думаете, сами Романовы предчувствовали страшный финал?

– Я думаю, что Николай предполагал, что так может произойти. Конечно, они надеялись, что их не убьют, а куда-то переведут. Осознания того, что все идет к концу, не было в полной мере. Но Николай II был разумным человеком и должен был понимать, что добром это все не кончится. Это очень трагическая история.

«Я берег не самодержавие, а Россию» | Статьи

17 июля 2018 года исполняется столетие со дня злодейского убийства в Ипатьевском доме Екатеринбурга императора Николая II и его семьи, прославленных Русской православной церковью в лике страстотерпцев. Часто приходится слышать, что Николай II прославлен именно за свою смерть, а, дескать, жизнь его и тем более царствование были неудачными. Самое характерное выражение в отношении Николая II — «слабый царь». Однако при этом никто не может объяснить, как эта «слабость» сочеталась у императора с широтой замыслов, поразительной работоспособностью, неколебимой верностью принципам и долгу.

Ровно 100 лет назад, в ночь с 16 на 17 июля, в Екатеринбурге были убиты большевиками последний российский император Николай II, императрица Александра Федоровна, великие княжны Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия, цесаревич Алексей и члены царской свиты — лейб-медик Е.С. Боткин, лейб-повар И.М. Харитонов, комнатная девушка А.С. Демидова, камердинер императора полковник А.Е. Трупп. Портал iz.ru подготовил специальную фотогалерею к годовщине трагедии в Ипатьевском доме

Фото: commons.wikimedia.org

Николай II кормит слона в Царском Селе

Фото: commons.wikimedia.org

В царской семье многие увлекались фотографией. Этот снимок цесаревны Анастасии сделан ее матерью, императрицей Александрой Федоровной в 1915 году. Согласно материалам комиссии следователя Соколова, Анастасия выжила после пулевых ранений и была добита штыками и прикладами

Фото: РИА Новости

Наследник престола цесаревич Алексей страдал гемофилией. К концу жизни он практически не мог ходить. В подвал дома, где были убиты Романовы, отцу пришлось нести его на руках

Фото: brbl-dl.library.yale.edu

Великая княжна Татьяна на борту яхты «Штандарт»

Фото: brbl-dl.library.yale.edu

Великие княжны Ольга и Татьяна занимаются французским языком со своим преподавателем
 

Фото: brbl-dl.library.yale.edu

Слева направо: дядька цесаревича боцман А.Е. Деревенько, цесаревич Алексей Николаевич, император Николай II, няня детей императора М.И. Вишнякова, великие княжны Татьяна, Мария и Анастасия. 1907 год

Фото: ТАСС

На другой фотографии, сделанной в 1915 году, императрица запечатлела мужа и сына

Фото: РИА Новости

В 2000 году убитые в Екатеринбурге Романовы были канонизированы Русской православной церковью Московского патриархата и почитаются как царственные страстотерпцы

Фото: ТАСС

Николай II, императрица Александра Федоровна и сестра императора великая княгиня Ольга Александровна на прогулке. Ольге Александровне одной из немногих в царской семье удалось спастись от большевистского террора

Фото: РИА Новости

Николай II и цесаревич Алексей на смотре войск в Могилеве

Фото: commons.wikimedia.org

Говорить сегодня об «ошибках» Николая II, реальных или мнимых, — дело неблагодарное и бесполезное. Он был гораздо более, нежели мы, информирован о ситуации, по которой следовало принимать решение, так как он был непосредственным участником событий. С другой стороны, у нас имеется опыт целого столетия, прошедшего после крушения монархии. То, что мы сегодня считаем ошибкой, сто лет тому назад таковой вовсе не казалось. Вместо того чтобы выискивать недочеты государя, следует сосредоточиться над теми задачами, которые перед ним ставила история, рассмотреть, как он их решал и что ему удалось делать.

Хозяин Земли русской

Николай II считал себя «Хозяином земли Русской», за которую он один несет ответственность перед Богом. В мировоззрении Николая II православие, самодержавие и Россия составляли единое целое.

В марте 1917 года он скажет предателю генералу Рузскому: «Я берег не самодержавие, а Россию». Николай II писал П.А. Столыпину: «Я имею всегда одну цель перед собой, благо Родины: перед этим меркнут в моих глазах мелочные чувства отдельных личностей».

Николай II обладал незаурядной работоспособностью. Его рабочий день начинался затемно и заканчивался около полуночи. Доклады и документы, которые министры приносили с собой, государь оставлял у себя для внимательного чтения. На каждом документе он ставил свои заметки карандашом.

Глобальная модернизация

При вступлении на престол Николай II выбрал курс, ориентированный на создание мощной отечественной промышленности, глобальную модернизацию, необходимость в которой была ему очевидной. Она объяснялась не только внутренними, но и внешними факторами: быстрыми темпами индустриального развития ряда западных держав, чреватого экономическим и военным отставанием России, что угрожало ее национальной безопасности и суверенитету.

Однако Николай II был убежден, что эта модернизация должна проводиться эволюционно, в соответствии с российскими национально-историческими особенностями.

Император Николай II стал инициатором большинства экономических, промышленных и социальных реформ, которые преобразили Россию, придав ей статус мировой державы, входившей в пятерку ведущих экономик мира.

При Николае II был выработан и начал осуществляться план всеобщей электрификации, создана политехническая школа и лучшее в мире классическое образование, произошло рождение отечественной авиации, подводного флота, одобрено государственное финансирование исследований радиоактивных металлов, начаты исследования по подготовке полетов в космос, созданы система участковых врачей и основа бесплатной медицины, введено бесплатное начальное образование, на 1918 год было намечено введение бесплатного среднего.

Именно при Николае II были осуществлены, начаты или запрограммированы Транссиб, Байкало-Амурская железнодорожная магистраль, освоение Дальнего Востока, строительство крупнейших ГЭС, основание незамерзающего порта за Полярным кругом (Романов-на-Мурмане, нынешний Мурманск). Интересный факт: 80% железных дорог Российской Федерации построены или заложены при царе. По указу Николая II был ограничен экспорт сырой нефти с целью развития собственной промышленности: 94% всей нефти перерабатывалось внутри страны.

По инициативе Николая II была осуществлена и аграрная реформа, которую принято называть столыпинской. Историк С.В. Куликов отмечает: «Анализ личного участия царя в осуществлении аграрной реформы позволяет утверждать, что при ее подготовке и проведении Николай II воплощал собственные планы».

Царь приступил к ее постепенной реализации сразу же после воцарения.

Пример императора Николая II убедительно доказывает возможность проведения масштабных реформ без гибели и обнищания миллионов людей, как это было при большевистских и либеральных «преобразованиях». Накануне Первой мировой войны по сравнению с данными переписи 1897 году население империи возросло до 178 млн  человек, то есть прирост составил 53 млн человек. И.Л. Солоневич считал, что свои реформы государь проводил «медленно и, как всегда, с огромной степенью настойчивости, — ничего не ломая сразу, но всё переделывая постепенно». Коренным образом улучшилось благосостояние народа.

Впереди времени

Николай II опередил свое время по меньшей мере на 50 лет, выбрав важнейшим для России геополитическим направлением азиатский вектор. Николай II писал своему брату, великому князю Георгию Александровичу: «

На Тихом океане почти вся будущность развития России». Новыми приоритетами политики Николая II стало развитие Сибири, Дальнего Востока, активное проникновение в Северный Китай, Маньчжурию и Корею. При этом Николай II стремился достигнуть компромисса со всеми государствами региона, включая Японию.

Д.И. Менделеев писал в те годы: «Только неразумное резонерство спрашивало: к чему эта дорога? А все вдумчивые люди видели в ней великое и чисто русское дело, к будущей истории, которая неизбежно станет свершаться на берегах и водах Великого океана». Большая азиатская программа императора Николая II во многом стала предшественником Шанхайской организации сотрудничества.

Николаю II принадлежит инициатива созыва первой Гаагской мирной конференции 1899 году по ограничению и сокращению вооружений.

Она выработала правила ведения войны, конвенцию о мирном разрешении международных столкновений. Были созданы органы международного следствия и Третейский международный трибунал.

Твердость духа

С началом Русско-японской войны Николай II постоянно совершал разъезды по стране на большие расстояния, переведя центральную и региональную администрации в режим оперативного управления.

К 1905 году в противостоянии с Японией наступила патовая ситуация: японская армия, истощенная огромными потерями, не могла больше вести активные боевые действия, а Россия находилось в тяжелом финансовом положении из-за отказа Запада предоставить ей необходимые кредиты и начавшейся, во многом на японские деньги, революции. Таким образом, как пишет академик А.Н. Сахаров: «Портсмутский мир вырос на почве общей заинтересованности не победившей Японии и не проигравшей войну России

». Требования японской стороны были весьма жесткими. Ответ Николая II также был твердым: «Ни пяди нашей территории, ни одного рубля вознаграждения за военные расходы». К полному потрясению всех, японская делегация согласилась с русскими условиями мира: Россия, которой все пророчествовали страшное поражение, потерю территорий, вышла из войны непобежденной. По мнению историка И.В. Лукоянова, «относительно почетными условиями Портсмутского мира Николай II был обязан прежде всего себе, проявленной им незаурядной твердости духа».

На русских началах

В 1905 году Николаю II пришлось столкнуться с революцией, вооруженным мятежом и массовым террором. Николай II не боялся брать на себя ответственность. Видя бездействие властей и несовершенство законодательства, он ввел военно-полевые суды, которые имели право в течение 48 часов приговаривать к смертной казни захваченных при осуществлении теракта преступников, и обратился напрямую к народу с призывом помочь одолеть смуту. На этот призыв откликнулись сотни тысяч русских людей, которые стали организовываться в антиреволюционные дружины.

Либеральная оппозиция требовала от государя введение парламента и конституции. Николай II отвечал, что речь идет о «насильственной пересадке на нашу почву чуждых русской истории и духу нашего народа совсем не русских форм: конституции и парламентаризма». Царь осознавал необходимость созыва в России сословно-выборного совещательного органа, но «на русских традиционных началах». По решению Николая II в январе 1906 года должна была собраться законосовещательная Государственная дума. Однако обществу и оппозиции был нужен парламент по западному образцу.

На фоне всеобщей стачки началась активная деятельность С.Ю. Витте по введению в России конституции. Все верные государю люди всецело поддерживали программу Витте. Николай II признавал, что России даруется конституция. Когда Витте сказал государю, что в лице Думы он нашел верного помощника, тот, плохо скрывая раздражение, заметил: «Не говорите мне этого, Сергей Юльевич, я отлично понимаю, что создал себе не помощника, а врага, но утешаю себя мыслью, что мне удастся воспитать государственную силу, которая окажется полезной для того, чтобы в будущем обеспечить России путь спокойного развития, без резкого нарушения тех устоев, на которых она жила столько времени».

В условиях всеобщего кризиса царь сохранил главное: целостность России и самобытную основу русской государственности. Учреждение Думы и дарование гражданских свобод не затрагивали основ самодержавия, что государь доказал в самом ближайшем будущем, распустив первую и вторую революционные Думы. Николай II сказал П.А. Столыпину: «Я обязан перед моею совестью, перед Богом и перед родиною бороться и лучше погибнуть, нежели без сопротивления сдать всю власть тем, кто протягивает к ней свои руки».

Сила веры

Николай II не отделял реформирования страны от укрепления православия. Все преобразования государя шли на фоне церковного расцвета, прославления святых, строительства храмов и монастырей, улучшения жизни духовенства.

Православная вера не мешала Николаю II с большим уважением относиться к другим религиям. Любой искренне верующий в Бога человек, пытающийся соблюдать Его заповеди, вызывал в государе чувство расположения. На Светлой пасхальной седмице государь христосовался со старообрядцами. Николай II был убежден, что нужно делать всё, чтобы «не идти против мусульман. Мы с ними хорошо ладим. В этом наша сила». Глубоко почитали царя буддисты России и Азии, которые считали его Чакравартином (в буддийской традиции — «Царь Мира»). В царствование Николая II были построены шесть больших хоральных синагог.

Путь к Победе

Император Николай II делал всё, чтобы не допустить участие России в европейской войне. В 1911 году государь сказал русскому послу в Болгарии А.В. Неклюдову: «В этот исторический момент необходимо избегать всего, что может привести к войне». Однако в Берлине к 1914 году были нацелены только на войну с Россией, которая по планам германской верхушки «должна лишиться балтийских провинций, части Польши, Донецкого угольного бассейна, Одессы, Крыма, Приазовья и Кавказа».

Убийство 28 июня 1914 года в Сараево эрцгерцога Франца Фердинанда было немедленно использовано Берлином и Веной для развязывания войны против Сербии. Существует распространенный миф, что Николай II вступил в войну исключительно из-за «благородного рыцарства» в отношении Сербии. Конечно, Николай II как православный монарх, защитник и покровитель славян, не мог оставить в беде братский сербский народ. На раздавшийся из Белграда призыв королевича Александра Карагеоргиевича о помощи государь ответил: «Россия не останется равнодушной к участи Сербии». Но помимо этого, царь летом 1914 года исходил из конкретных интересов России. Николаю II было очевидно, что германский блок решил воевать во что бы то ни стало. 1 августа 1914-го Германия объявила войну России, 6 августа это сделала Австро-Венгрия, осенью того же года на Россию напала Турция.

Государь постоянно выезжал на фронт, посещал раненых в госпиталях и передовые позиции, находясь в зоне огня вражеской артиллерии. За это Георгиевская Дума наградила государя орденом Святого Георгия 4-й степени. В кампанию 1914 — начала 1915 годов русские войска одержали несколько крупных побед, но летом 1915-го на фронте произошел кризис: мощное германское наступление, в результате которого нашим войскам пришлось оставить Царство Польское и часть Прибалтики. 23 августа 1915 года император Николай II принял на себя Верховное главнокомандование, после чего фронт стабилизировался. В кампанию 1916 года русские войска одержали выдающиеся победы на Кавказе и в Галиции. Победа в войне была не за горами.

Заговор

События, произошедшие 2 (15) марта 1917 года в Пскове, которые до сих пор именуются отречением императора Николая II, в действительности были результатом тщательно и давно спланированного заговора против самодержца. Лидеры либерально-кадетской оппозиции при поддержке группы высших военных решили любой ценой свергнуть Николая II до начала весеннего наступления 1917-го. На Западе также имелись сторонники переворота. Ведь государь добился от союзного командования признания за Россией важнейших геополитических территорий: Черноморских проливов, Константинополя, Восточной Пруссии, Галиции. Выполнять свои обязательства перед Россией союзники никак не хотели.

22 февраля генерал М.В. Алексеев обманом убедил Николая II прибыть в Ставку. На следующий день начались волнения в Петрограде. Государь повелел немедленно их прекратить. Видя, что его приказы не выполняются, он послал в Царское Село отряд георгиевских кавалеров, а также семь полков с фронта для подавления мятежа. Царь сам выехал в мятежную столицу, но благодаря взаимодействию заговорщиков в Петрограде и изменников в Ставке его поезд был остановлен и отправлен в Псков, где ситуацию контролировал генерал-изменник Н.В. Рузский.

3 марта 1917 года Временное правительство объявило, что царь накануне отрекся от престола. Но независимо от того, подписывал ли государь какую-то бумагу или не подписывал, никакого отречения на деле не было, а сам «документ» является юридически ничтожным.

«Не зло победит зло, а только Любовь»

Государь был арестован и доставлен под конвоем в Александровский дворец, в котором царская семья прожила под арестом весну-лето 1917 года. В августе решением Керенского ее направили в ссылку в Тобольск. Весной 1918 года большевики перевезли царскую семью в Екатеринбург, в Ипатьевский дом, который они символично назвали Домом особого назначения. Этот последний период жизни царской семьи стал венцом их мученичества. До конца они сохраняли полное доверие Божией Воле. «Никто как Бог, да будет Воля Его Святая», — говорил Государь в заточении. Большевистское руководство тайно приняло решение убить Николая II, его семью и их верных слуг. В ночь с 16 на 17 июля 1918 года убийцы их разбудили и приказали спуститься в подвальную комнату. Государь нес больного сына на руках. Там все они были злодейски убиты. Царственные мученики совершили подвиг во имя Христа и России. Подвиг этот возвещает всему миру, что «не зло победит зло, а только Любовь».

Убийство царской семьи носило не характер политического или уголовного акта, а имело сакральные и духовные причины. Сегодня иногда приходится слышать нелепые и малодушные высказывания, что в Екатеринбурге убили не царя, а «гражданина Романова». Но, как отмечал святитель Иоанн Шанхайский, «под сводом екатеринбургского подвала был убит Повелитель Руси, лишенный людским коварством Царского венца, но не лишенный Божией Правдой священного Миропомазания».

Великие преобразования Николая II закончились крушением в феврале 1917 года не потому, что царь был «слабым», а потому что наше общество не хотело проникнуться планами созидания, предпочитая исполнению великих исторических задач политические интриги и личные интересы. Н.А. Павлов писал: «Не умея оценить этого Государя, ни использовать опыта истории, ни содействовать Власти, ни ценить блага владеть такой страной, своей ленью, легкомыслием и ропотом глухого недовольства и бессмысленных исканий общества современное поколение нации пришло к 1917 году».

Возвращение к традициям

Известный литературный критик и поэт Г.В. Адамович назвал «день 17 июля 1918 года» «одним из самых темных, самых бесчеловечных», выражая надежду, что настанет то время, когда в России открыто признают грех цареубийства, и «если этого дня никогда не будет, лучше бы не быть русским». Слава Богу, последнего не случилось. Растет покаяние в нашем народе, а покаяние означает изменение сознания.

Еще десять лет назад трудно было представить, что народное сознание через светлый образ святого государя будет возвращаться к Богу и традиционной России. Это возвращение к «Вишневому саду» Чехова, к «Вечному покою» Левитана, возвращение к Чайковскому, Глинке, Гоголю и Пушкину, возвращение к преподобным Серафиму Саровскому и Сергею Радонежскому, возвращение к «Троице» преподобного Андрея Рублева, святому великому князю Александру Невскому. В ночь с 16 на 17 июля 2018 года именно эта Россия прошла Крестным ходом во главе со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

 

Николай II: Царская жизнь для народа?

16 и 17 июля Россия отметит одно из самых важных столетий в своей новейшей истории: убийство последнего российского царя Николая II, его жены (англо-германской императрицы Александры), пятерых детей и четырех оставшихся слуг в упор большевистской расстрельной командой в 1918 году. За пределами России Великая война, шатаясь, приближалась к своей ужасной, утомительной кульминации. Внутри них была середина первого года Гражданской войны в России, и Романовых нужно было убить, чтобы они не попали в руки приближающейся белой армии, состоящей в основном из чехословацких военнопленных, на пути к Владивостоку.

После того, как началась стрельба, не потребовалось много времени, чтобы положить конец 300-летней династии Романовых в России (хотя в сцене поистине готического ужаса выжили сын Николая и Александры, две дочери и горничная). основной расстрел пришлось завершать комбинацией штыкового боя и пуль в висок). Однако избавиться от трупов оказалось гораздо сложнее. Грубые солдаты, которым было поручено задание, отвезли тела в заброшенную шахту в хвойном лесу в 25 километрах от Екатеринбурга, забрали все ценное (у Императрицы и ее дочерей были спрятаны драгоценности), сожгли их одежду и разбили имущество семьи. лица в попытке помешать их идентификации. Тем не менее импровизированная могила, обычная старательская яма, была явно слишком мелкой, чтобы долго скрывать свою болезненную тайну. На следующее утро измученные люди снова выкопали разлагающиеся трупы, погрузили их обратно в грузовик и увезли в лес с отвратительной миссией, чтобы найти место получше, чтобы спрятать их от белых. В полнейшем отчаянии они закопали их в неглубокой и наспех вырытой могиле на заболоченном участке дороги через лес, где временно застрял их грузовик, хитро прикрыв его шпалами, чтобы он выглядел как чисто прагматичный след по грязи . Что примечательно, это сработало. Всего несколько дней спустя белая следственная группа, проехавшая по самому мосту из железнодорожных шпал, даже не подозревая о существовании лежащих под ним свежепогребенных тел, обнаружила у шахты кучу пепла, в которой первоначально были сброшены Романовы. и пришли к выводу, что их тела были сожжены. Кости снова никто не трогал до 1979, а Русская Православная Церковь, придерживающаяся первоначального расследования Белых, до сих пор не считает их Романовыми. 1

Понятно, что люди, замешанные в этом жутком фарсе, скрывали его от новых большевистских правителей России в Москве. Что касается Владимира Ленина и его главного приспешника Якова Свердлова (который тайно санкционировал убийства), ночь 16 июля 1918 года означала конец не только Николая и династии Романовых, но и всей старой России. невежественный социальный строй царей, священников и крестьян. 2 По словам Троцкого, «страна так радикально извергла монархию, что уже никогда не сможет снова заползти в глотку людям». 3

Похоже, он был прав. В Петрограде Владимир Коковцов, более десяти лет проработавший до начала войны министром финансов и председателем Совета министров, вспоминал, как на следующий день после известия о расстреле Николая катался по бывшей столице в трамвае. было объявлено (и когда убийство императрицы и детей еще отрицалось). «Среди людей не было никаких признаков горя или сочувствия, — вспоминал он. «Сообщение о смерти царя было прочитано вслух с улыбками, насмешками и подлыми комментариями». 4 В то время как пожилые люди, как правило, хранили молчание, молодежь особенно ликовала. В частном порядке некоторые, но далеко не все, ныне обездоленные российские аристократы горевали об убийстве царя и опасались худшего для его семьи. Но в Сибири крестьяне праздновали на улицах. 5 К лету 1918 года Коковцов, как и многие представители царского правительства и правящих классов, оказался в большевистской тюрьме. Его доставили к главе Петроградской ЧК, где его допросили о его причастности к антибольшевистскому заговору, который, как опасались, не мог начаться. Удовлетворив своих похитителей в своей невиновности, бывшему царскому министру задал вопрос чекистский шеф, который только что держал в своих руках его жизнь и будущее. — Вы хорошо знали бывшего Императора? он спросил. «Как вы думаете, он осознавал, что причиняет стране зло?» 6

Николай II в русской памяти

В каком-то смысле с тех пор Николай II находится на скамье подсудимых. Названный «тираном» во времена ленинской диктатуры пролетариата, Николай и его семья были осуждены как «враги народа». В течение семи десятилетий последний Помазанник России подвергался злобному и беспощадному Damnatio Memoriae , имя его сначала очернилось всеобщим и обязательным добавлением эпитета «Кровавый», а затем, по мере того как шли годы и поблекли воспоминания, просто и жестоко подавлено. «Медленно, но верно, — вспоминала женщина, выросшая в Советском Союзе, — память о Романовых стиралась из психики нации. К тому времени, когда я рос в Советском Союзе и изучал историю в школе в начале 19В 80-е годы учебники почти не упоминали их имени, предпочитая безликие термины вроде «царизма», «тирании» и «самодержавия». врожденная некомпетентность недемократически избранных правителей. Нерешительный, безвольный и оторванный от современного мира, он стал жертвой собственных фантазий о единстве царя и его народа. Николай предстает (не всегда справедливо) в западной историографии как упорно, непреклонно и без сожаления ведущего свою страну к катастрофе. 8

Однако в России через сто лет после революции Троцкий оказался неправ. На родине Николай был реабилитирован и прославлен вместе с женой и детьми Русской Православной Церковью в 2000 году в лике святых и «Царственных страстотерпцев». часовни и святыни от Балтийского до Тихого океана, лики Николая и его семьи смотрят на верующих с их священных икон. Каждый год десятки тысяч людей приезжают в Екатеринбург, чтобы выразить свое почтение и вознести свои молитвы российскому «царю-мученику».

Тем, кто знаком только с Николаем из западных книг по истории, решение потомков его бывших подданных причислить столь злополучного правителя к лику святых покажется гротескным. Те, кому еще предстоит уследить за изменениями, произошедшими в России после распада Советского Союза, найдут реабилитацию Романовых вдвойне обескураживающей. Разговоры о «новой холодной войне» вызвали поток аналогий между путинской Россией и сталинским и брежневским Советским Союзом. 9 Говорят, что Путин, бывший сотрудник КГБ, жаждет восстановить Советский Союз, распад которого он печально назвал «величайшей геополитической катастрофой бурного века». чувства мотивируют внешнюю политику России. Более того, обычно считается, что, поскольку Россия почти неизбежно возвращается к своему тоталитарному прошлому, страна, недавно демократизированная Ельциным, подвергается «ресталинизации» Путиным. Однако если это так, то это повторная сталинизация, которую маршал вряд ли признает или одобрит.

Для Сталина Романовы принадлежали прошлому и заслуживали того, чтобы их забыли. «Ни слова больше о Романовых!» Сообщается, что он заявил, когда к нему подошли, о праздновании десятой годовщины их казни. 10 После распада Советского Союза, когда были открыты архивы и Россия была наводнена семейными фотографиями Романовых, и особенно после прихода Путина к президентству в 2000 году, когда Романовы были объявлены святыми, пренебрежение постсоветской Россией к Приказ Сталина отличался смачностью. У Николая II, «царя-мученика», было более 9В его честь написано 0025 акафистов (богослужебных песнопений), чем в честь любого другого из недавних святых России. Всего за две недели 2013 года четверть миллиона москвичей собрались в павильоне у Кремля, чтобы посмотреть на историческую экспозицию о Романовых, организованную совместно Московским Патриархатом Русской Православной Церкви и Министерством образования и культуры России в 2013 году. празднование -й годовщины избрания династии на российский престол в 1613 г.0025 fin-de-si ècle Петербургская сцена, в стиле Чарльза и Дианы рассказ о браке без любви, прелюбодеянии и близком династическом крахе вызывал возмущение со стороны приверженцев святого царя, которые временами, казалось, заходили так далеко как угрожать гражданскими беспорядками, если Кремль не согласится запретить фильм (это не было). И по иронии судьбы, которую, вероятно, даже самые преданные его сторонники не предвидели, Николай недавно вышел из общенационального опроса как «величайший русский лидер двадцатого века», опередив и Сталина, и Ленина (именно в таком порядке). 11

Путин и цари

Будет ли Путин присутствовать на праздновании столетия в Екатеринбурге? Сложно сказать. В России все еще есть много людей, ностальгирующих по коммунистическим временам. Действительно, с момента его переизбрания на пост президента в начале этого года рейтинг одобрения Путина упал на десять процентов, и не столько в пользу прославленной, но немногочисленной российской «либеральной оппозиции», сколько в пользу значительно более популярной Коммунистической партии. Хотя идеологически Путин к ним не относится, он избегал безоговорочно становиться на сторону падшей династии в прошлогодние символически заряженные столетия Февральской и Октябрьской революций. В своем самом длинном и тщательно сформулированном комментарии к 1917, Путин защищал дело умеренных, постепенных реформ в явно берковских терминах, осуждая революцию как «результат дефицита ответственности как у тех, кто хотел бы сохранить, заморозить на месте устаревший порядок вещей, который явно нуждается в изменении , так и тех, кто стремится ускорить перемены, прибегая к гражданскому конфликту и деструктивному сопротивлению». Выступая на заседании дискуссионного клуба «Валдай», он сказал: «Сегодня, когда мы обращаемся к урокам столетней давности, а именно к русской революции 1917, мы видим, насколько неоднозначными были его результаты. . . . Спросим себя: нельзя ли было пойти эволюционным путем, а не совершить революцию? Разве мы не могли развиваться путем постепенного и последовательного движения вперед, а не ценой разрушения нашей государственности и безжалостного дробления миллионов человеческих жизней?» 12

Вряд ли подобные замечания можно назвать восхвалением России Романовых. С другой стороны, Путин публично назвал убийство семьи свидетельством жестокости советского государства. И Путин тонко уловил прошлогодний задумчивый настрой, чтобы привлечь внимание к вкладу Романовых в строительство нации другими способами. Например, в мае Путин нашел время посетить повторное освящение памятного креста, изначально воздвигнутого в честь дяди Николая II, великого князя Сергея Александровича, которого, будучи московским генерал-губернатором, ненавидели за реакционные взгляды и разнесли на куски бомба революционера, когда его карета выезжала из Кремля в 1905. В своем выступлении Путин отметил, что оригинальный крест «был в числе первых памятников, уничтоженных после революции». «Однако сегодня, — с благодарностью отметил он, — история России вновь обретает свое единство. Мы дорожим каждой страницей этой истории, какой бы сложной она ни была. Это наши национальные духовные корни». 13

Затем, в ноябре, всего через одиннадцать дней после столетия «Великой Октябрьской социалистической революции» (в честь которой Путин ничего особенного не сделал), он вылетел в Крым, чтобы открыть массивную статую отца Николая II, царя Александра III. (1881–189 гг.4), у отреставрированного императорского дворца в Ливадии, где в 1894 году прошел Александр. Учитывая, что Александр, отправивший старшего брата Ленина на виселицу за покушение на его жизнь в 1887 году, превзошел даже Николая в коммунистической демонологии, это был акт значительной символической смелости. В то время как либералы и социалисты вместе ненавидели коренастого императора Александра III, первого царя за два с половиной века, носившего традиционную православную бороду, российские славянофилы девятнадцатого века (в том числе Достоевский, представленный ему во дворце) восхваляли его. ) за отказ от «культурной революции», затеянной его чисто выбритым предком Петром Великим (1682–1725) в его рабском подражании западным манерам, стилям и обычаям.

Сущность консерватизма Берка была описана как лежащая в «философии, поддерживающей авторитет традиции; органическая, историческая концепция общества; и необходимость защищать порядок, религию и собственность». 14 Если это так, то Путин снова сформулировал отчетливо по Бёрку те уроки, которые он извлек из царствования Александра для России двадцать первого века. Александр III, по его словам, «полагал, что сильное, суверенное и независимое государство должно опираться не только на свою экономику и военную мощь, но и на свою традиции ; что для великой нации крайне важно сохранить свою самобытность, а любое движение вперед невозможно без уважения к собственной истории, культуре и духовным ценностям . Александр III любил Россию и верил в нее, и, открывая сегодня этот памятник, мы отдаем дань уважения его делам, достижениям и заслугам, мы проявляем свое уважение к непрерывной истории нашей страны людям всех чинов и сословий, которые постоянно служили Отечество» (выделено мной). 15

Значение реабилитации Романовых

В чисто отрицательном смысле, конечно, реабилитация Романовых представляет собой отказ от всей идеи революционного переворота, что подавляющее большинство россиян отвергает для своей страны. Естественно, циник скажет, что обращение Кремля к риторике в стиле Бёрка для идеализации самодержавия Романовых — это всего лишь апология реакции, показуха для дальнейшего закручивания политических гаек России. Возможно, так оно и есть, и было бы глупо не учитывать такую ​​возможность. Но для нас, наблюдателей за Россией на Западе, важно иметь достаточно широкое представление о российском обществе и политике, чтобы иметь возможность учитывать и альтернативу. Не будет, если будем повторять себе, что сталинский тоталитаризм — единственная путеводная звезда постсоветской России. Является ли реабилитация Романовых в положительном смысле средством восстановления нарушенного единства исторического опыта России? Если это так, то, возможно, сочувственное переосмысление морального и политического затруднительного положения последнего российского царя с точки зрения как последующей русской истории, так и «метакризиса» либерализма двадцать первого века могло бы дать ключ к пониманию его содержания и направление.

В своей речи в 1905 году (когда в Британии Эдмунд Берк только-только возрождался как отец консерватизма) Николай утверждал почти идентичную «необходимость в том, чтобы общественные и политические структуры соответствовали «уникальным русским принципам»» и к «историческим основам» России». 16 По крайней мере, с риторической точки зрения это совершенно, хотя и поверхностно, по Бёрку. Однако у истоков берковской защиты традиции органическое историческое развитие и постепенные реформистские изменения (которые, даровав России первый национальный представительный орган, Николай к 19 г.17 мог обоснованно считать, что его преследуют), была его концепция общества как основанного не на договоре, условия которого могли быть пересмотрены или пересмотрены в любой момент его соответствующими сторонами. Он представлял собой скорее священное «партнерство» нерожденного, живого и мертвого, которое ни одно поколение или просто индивидуум, сколь бы возвышенным он ни был, не имело права в одностороннем порядке изменять. 17

Этот более глубокий, берковский взгляд на нацию как на «моральную сущность», чьим унаследованным законам должен подчиняться даже самодержец, Николас полностью разделял. «Я не вправе, — сказал он генералу Рузскому, глубоко убежденному, хотя и в значительной степени скрытому либералу, во время их знаменитой беседы в императорском поезде в Пскове, когда революция в Петрограде достигла своего апогея, — отказываться от всего вопроса управления Россией». в руки тех, кто сегодня в правительстве мог причинить такие промахи отечеству, а завтра умыть руки и отправить в отставку из кабинета». 18 Словно предвидя невесомый карьеризм, замкнутость, краткосрочность и моральное малодушие современной либеральной политики, Николай сетовал на то, что, хотя министр может нести ответственность перед Думой до тех пор, пока ему удобно нести бремя (или наслаждаться блага) государственной должности, царь был ответственен перед Богом и своим народом пожизненно, хотел ли он отказаться от них или нет. «Наблюдение за тем, что делают министры, не во благо России», — сказал он, отвергая формулу Рузского о том, что царь должен «царствовать, но не править». «Я никогда не смогу с ними согласиться, утешая себя мыслью, что дела не в моих руках и что ответственность лежит не на мне». 19 (Если верить недавнему сериалу Netflix Корона , это затруднительное положение, в котором тихо благочестивой королеве Великобритании Елизавете II — последнему помазаннику христианского мира — приходилось много раз примиряться за свое шестидесятипятилетнее правление. .)

Тем не менее, хотя мысли Николая о правительстве часто совпадали со многими наиболее важными идеями Берка, он был, по сути, православным «интегралистом». Не будет преувеличением сказать, что Николай, известный тем, что отпускал служителей крестным знамением и побуждал их молиться вместе с ним перед иконой Христа в своем кабинете, воображал себя главой «сакраментального царства», в Его отношение к русскому народу было смоделировано по образцу отношения Христа к Церкви. 20 «Я отвечаю, — сказал он в заключение разговора с Рузским, — перед Богом и Россией за все, что было и будет». То, что, в конце концов, такой горячей моральной приверженности было недостаточно, должно послужить источником размышлений для тех, кто (справедливо) ищет сегодня постлиберальную политику, которая исправила бы иссушающую моральную и онтологическую пустоту в сердце современного либерализма. на Западе. 21

Однако в самой России канонизация Романовых как святых символизирует возрождение древнего видения православной «Святой Руси», подавленного семидесяти годами атеистического коммунизма. Официальная литургия, написанная в честь Николая и его семьи, непреклонно описывает большевизм как «безбожную власть», которой «была угнетена Россия» после «многих беззаконных… . . вожди народа желали восстать против Веры, Царя и Отечества». 22 Конечно, нота здесь патриотическая и консервативная. Но и по этой причине мы не должны упускать из виду его потенциальный радикализм. Идеал святого, самоотверженного князя пронизывал культуру средневековой России; культ «Царственных страстотерпцев» ХХI века по существу возрождает его. 23 Как царь и мученик, Николай II предлагает русскому народу правителя «кроткого и молчаливого в . . . страданиях», который добровольно «отказался от земной власти, славы и чести» в своем желании «избежать каиновоподобного братоубийства». Разве мы не находим здесь именно то «антисталинское», которого, по общему мнению, не хватает российскому обществу, — средство для россиян как восстановить свою историю, так и превзойти ее?

Конечно, это можно легко списать на наивный христианский идеализм. Но все режимы в конечном счете опираются на некий основополагающий идеал. Знаменитая патриотическая опера Глинки « Жизнь за царя », рассказывающая историю крестьянина Ивана Сусанина, жертвующего своей жизнью ради спасения жизни первого новоизбранного царя Романовых во время польской оккупации 1612 года, была неотъемлемым элементом каждого национального праздника. в последние дни царской России. Николас и Александра, должно быть, видели его десятки, если не десятки раз. 24 Однако, причисляя убиенного императора и его семью к лику святых, современная Русская Церковь сумела как сохранить, так и извратить эту логику. Истинный патриотизм, как, по-видимому, утверждает Церковь, требует не только жертвы подвластных ради правителя, но и правителя ради управляемого. Проверка величия правителя заключается не в том ужасе, который он способен внушить своим подданным, таким как Иван Грозный или Сталин, и не в его способности доминировать над ними. Скорее, она заключается в глубине его любви к людям, в его готовности пожертвовать собой ради большего блага, вплоть до отказа от своей власти и жизни. Правда, Николай согласился на это только после того, как потерял моральный аргумент в пользу православного самодержавия. И все же, если бы сегодня была написана опера, выражающая смысл, придаваемый свидетельству Николая и Александры как «Царских страстотерпцев», ее можно было бы с некоторым основанием назвать «Царская жизнь для народа».


Notes

1 См. яркую реконструкцию событий в Wendy Slater, The Many Deaths of Nicholas II: Relics, Remains and the Romanovs (London: Routledge, 2007), 1–15.

2 О виновности Ленина см. Robert Service, The Last of the Tsars: Nicholas II and the Russian Revolution (London: Pegasus Books, 2017),  248–53.

3 Цитируется по Орландо Файджес и Борис Колоницкий, Интерпретация русской революции: язык и символы 19 века17 (Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета, 1999), 72.

4 Граф Владимир Николаевич Коковцов, Из моего прошлого: Воспоминания графа Коковцова , изд. HH Fisher и пер. Лаура Матвеев (Пало-Альто: издательство Стэнфордского университета, 1935), 522.

5 Дуглас Смит, Бывшие люди: последние дни русской аристократии (Лондон: Пикадор, 2013), 184.

6 Коковцов, 518-19.

7 См. Анастасия Эдель, «Останки Романовых», New York Times , 10 июля 2017 г.

8 Служба, 5–10. См. также: С. А. Смит, Россия в революции: империя в кризисе, 1890–1928 (Оксфорд: Oxford University Press, 2017), 16–21. Для более сочувственной интерпретации Николая как человека и правителя см. Dominic Lieven, Николай II: Император Всея Руси (Лондон: John Murray Publishers Ltd, 1993).

9 Эндрю Монаган, «Новая холодная война»? Злоупотребление историей, неправильное понимание России», Исследование Chatham House, Королевский институт международных отношений, 2015 г.

10 Слейтер, 44.

11 «Ленин, Сталин и последний император Николай II — самый популярный рейтинг исторических деятелей России», RT, 26 июня 2018 г.

12 9000 6 Владимир Путин, Обращение к Заседание дискуссионного клуба «Валдай», 19 октября 2017 г.

13 Путин, Открытие памятника великому князю Сергею Александровичу, 4 мая 2017 г. Новое время 60, вып. 2 (весна 2018 г.).

15 Путин, Открытие памятника Александру III, 18 ноября 2017 г.

16 Марк Д. Штейнберг и Владимир М. Хрусталев, Revolution (Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 1995), 21.

17 Джесси Норман, Эдмунд Берк: Первый консерватор (Нью-Йорк: Basic Books, 2013), 138, 232. Николас также не обязательно выступал против изменяться в себе, как его часто представляют. Не связанный торжественной клятвой, которую Николай поклялся перед Богом при коронации, его сын Алексей, как он считал, «отменит лишнее». «Я ему дорогу готовлю», — сказал царь члену двора (Служба, Последний из царей , 10).

18 Цуёси Хасэгава, Февральская революция: Петроград, 1917 (Сиэтл: University of Washington Press, 1981), 493–94.

19 Ливен, Николай II , 232.

20 Об общении Николая с министрами см. Коковцов, Out of My Past , с. 153. О том стандарте, которого придерживался Николай как «апостолоподобный царь», см. John Strickland, The Making of Holy Russia: The Православная церковь и русский национализм до революции 9.0026 (Джорданвилль: публикации Святой Троицы, 2013 г.), 97–102. Я твердо убежден, что Николай мог представить себе возможность отделения церкви от государства не более, чем принципы чисто конституционной монархии. По вопросу о таком разделении как идеологически составляющем современного либерализма см. Эндрю Уиллард Джонс, Before Church and State: A Study of Social Order in the Sacramental Kingdom of St Louis IX (Steubenville: Emmaus Academic, 2017), 2– 20.

21 Патрик Денин, Почему либерализм потерпел неудачу (Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 2018), 27–31, 174–78; также Джон Милбэнк и Адриан Пабст, Politics of Virtue: Post-Liberalism and the Human Future (London: Rowman and Littlefield International, 2016), 247–76.

22 Текст литургий можно найти в Царственные Страстотерпцы Российские: Их жизнь и служение , Братство прп. Германа Аляскинского, (Платина, Калифорния, 2014).

23 Михаил Чернявский, Царь и народ: исследования русских мифов (Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 1961), 13–17.

24 Ричард С. Вортман, Сценарии власти: мифы и церемонии в русской монархии от Петра Великого до отречения Николая II (Принстон: Princeton University Press, 2006), 160–61, 388, 393; Орландо Файджес, Народная трагедия: русская революция, 1891–1924 (Лондон: Penguin Books, 1996), 10–11.

Последний из царей: Николай II и русская революция

В отличие от Ленина, Троцкого и Сталина, о которых Роберт Сервис написал отдельные биографии, Николай Романов не был автором истории. Он потерял. Его тоталитарное право разрушило его восприятие беспорядков в его стране, руин, в которые Россия превращалась в преддверии и во время Первой мировой войны. Сервис рассказывает о недостатках характера Николая, но, поскольку эта книга начинается с отречения, сам Николай не проявляет стресса по поводу правления.

Николас не был задумчивым человеком, поэтому, когда он потерял власть, его главной заботой стало обеспечение безопасности своей семьи и продуктивное занятие временем. К чести Сервиса, читатель с богатым воображением будет постоянно задаваться вопросом: «Чувствовали ли они, как затягивается петля вокруг них в реальном времени, как это чувствую я?»

После отречения Романовы укрылись в Царском Селе, их дворцовом комплексе в пригороде Санкт-Петербурга. Лишившись власти, семья сохранила свое окружение, комфортную жизнь и свободу бродить по обширным и красивым землям. Николай и Александра пытались покинуть Россию, пишет Сервис, уговорив двоюродного брата Николая, короля Англии Георга. Увы, Джордж был политически неспособен проявить жалость, боясь дать социалистам и радикалам в Англии повод выплеснуть свой гнев против тирана на улицы.

Когда побег стал невозможен, стены их тюрьмы стали толще. Но даже несмотря на то, что Николай был свергнут, Александр Керенский, лидер первого (и недолговечного) представительного правительства в России, выказывал ему почтение и уважение. Возможно, в конце концов он вернул бы Николая в Санкт-Петербург для суда, но в первые месяцы его правления приходилось решать гораздо более отчаянные вопросы. Романовы были пассивными участниками, когда Керенский решил перевезти их в Тобольск в Западной Сибири.

Автор определяет книги, которые читал Николай, и то, как они могли повлиять на него в те дни, говоря, что Николай был воспитан царем, ни перед кем не подотчетным. «Николас был человеческой крепостью. Но он был крепостью с сердцем». Он любил читать своей семье Чехова и Артура Конан Дойля. Для собственного развлечения он читал военные истории Куропаткина и Успенского. Однако его любимой серией книг были « Христос» и «Антихрист » Дмитрия Мережовского.

Мережовский рассмотрел в каждой книге исторические драмы от Римской империи до правления Петра Великого. Когда Николай прочитал Петра и Алексея , он испытал «тяжелое впечатление». На самом деле его не волновали модернизационные пути Петра, и он был в ужасе от того, что тот убил собственного сына. То, что «Николай скорее отказался от престола, чем разлучился со своим собственным ребенком», помогло ему найти «некоторое утешение в этой литературе в период его собственной драмы».

Хватка Керенского у власти проскользнула через лето и осень 1917, и в конце концов Ленин организовал свой переворот во имя большевизма. Чтобы предотвратить побег или спасение Романовых, Якову Свердлову было поручено перевезти их из Тобольска в Екатеринберг (позднее переименованный в Свердловск). Но напряженность нарастающей гражданской войны и гнев рабочих, крестьян, солдат и матросов означали, что угрозы существовали на всем пути. Романовы никогда не были в безопасности.

Сервис указывает на различные причины. В то время как Екатеринберг был более безопасным для большевиков, чем Тобольск, большевики Урала были ошеломлены Брест-Литовским договором, который вывел Россию из Великой войны в Европе. Они были склонны полагать, что московские большевики, таким образом, были обязаны Германии и находились в союзе с ней.

Несколько месяцев ходили слухи, что Романовы были убиты без приказа. Были левые социалисты-революционеры, которые правили вместе с большевиками, но отвергли Совнарком, первое правительство большевиков в Москве. На юге собиралась Белая армия, которая вскоре ввергнет страну в гражданскую войну. И был чехословацкий легион, марширующий к Уралу, который казался неудержимым только что организующейся Красной Армии.

Сказать, что Николай и Александра жили во все более напряженном горниле, значит показать, что они были микрокосмическими примерами того, через что проходил в то время любой гражданин России. Силы перемен и насилия коснутся всех. Работа Сервиса по воспроизведению этой истории об отречении, тюремном заключении, ограничениях, скуке и ужасе обыденна в рассказе, но указывает на огромную драму.

В течение этих месяцев свобода передвижения Романовых была ограничена и ограничена. Окружение сократилось. Еда становилась все хуже. Надзиратели воровали и стали дерзкими и оскорбительными по отношению к семье. В комнатах стало холоднее, стены мокрее. Бары более четко установлены вокруг них. И всем им пришлось приспосабливаться к неизбежному, не зная, когда и как оно наступит — безвыходной ситуации, как замедленная съемка авиакатастрофы.

По словам Сервиса, кажется, что Романовы, их врач и повар были застигнуты врасплох в самом конце. В полночь их разбудил минометный огонь страшного чехословацкого легиона, и им сказали, что их нужно отодвигать. Они спокойно оделись и приготовились, затем были проведены в подвал, где было зачитано заявление о немедленной казни.

Николай Романов, от отречения от престола до наглого убийства 18 месяцев спустя, является прекрасной центральной фигурой в эпической истории, как иллюстрирует Роберт Сервис. Силы, столкнувшиеся вокруг Николая с февраля по октябрь 1917 г., во время последующей большевистской консолидации власти, а затем и в начале гражданской войны к середине 1918 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *