Кто такой аполлон лаокоон: Лаокоон | это… Что такое Лаокоон?

Лаокоон PR в Античной мифологии

PR в Античной мифологии

Гоменюк Оксана

Лаокоон

 

 

Краткое содержание мифа

 

Скульптурная композиция «Лаокоон» г. Одесса
Фото: Оксана Гоменюк

Из мифологии Древней Греции нам известно, что стены Трои возвели Аполлон и Посейдон, пока находились в ссылке за мятеж против Зевса. Лаокоон (в других источниках можно встретить Лаокоонт) был  троянским прорицателем (или жрецом) Аполлона.  По преданию, чтобы греки смогли захватить Трою, им нужно было пойти на хитрость: ахейцы провели шумные сборы и сели на корабли, сделав вид, что отчаялись в победе и отправляются по домам. На деле же они спрятались за островком Тенедосом. Высыпав из городских ворот, троянцы вошли в оставленный лагерь. Всем хотелось зайти в опустевшие палатки, взглянуть на могильный холм Ахилла. В изумлении окружила толпа огромного деревянного коня, который не уступал размерами кораблю. Жители Трои стали думать откуда он взялся, что с ним делать: поджечь, сбросить в море или посмотреть что внутри.

Мраморная группа «Лаокоон»
родосских скульпторов Агесандра,
Атенодора и Полидора
I в. до н.э.

Вдруг из-за вершины холма показался человек с копьем в руке и с ним несколько других. Когда он приблизился, все увидели, что это жрец Аполлона Лаокоон и его юные сыновья. Ещё издалека жрец стал говорить, что «деревянное чудище» создано на погибель Трои по коварному плану Одиссея. «Вы думаете, что враги оставили вам этого коня в дар. Вот что я вам скажу: бойтесь данайцев дары приносящих!» И после этих слов Лаокоон с огромной силой метнул копье в деревянное чрево коня. Отозвался конь звоном оружия, вещая погибель Трое, но никто не прислушался к этому звуку, словно боги наслали на людей глухоту.          

Толпу внезапно привлекли голоса пастухов. Они тащили человека, который  назвал себя ахейцем Синоном и сам сдался в плен. Синон рассказал троянцам, что его хотели принести в жертву богам, дарующим попутный ветер, но он бежал и скрылся в кустах. Тогда Эней спросил у Синона, что это за чудище. Синон только и ждал этого вопроса и ответил: «О, это дар богине Афине.

Лаокоон. Мрамор
Паоло Андреа Трискорни
1757-1833
Санкт-Петербург, Эрмитаж

Прорицатель Калхант приказал его построить таким большим. Ибо есть предсказание, что город, в котором будет стоять этот конь, неприступен».   Троянцы услышав его слова, тотчас его развязали, а Синон стал их заверять, что его слова – истина. Лаокоон закричал, чтобы лжецу не верили, но в это же мгновение все увидели, что из моря высунулись две огромные змеиные головы. Змеи передвигались по воде, изгибаясь огромными кольцами. Выбравшись на сушу, они накинулись на сыновей жреца, а когда отец бросился на помощь юношам, схватили и его, опутав могучее тело петлями. Напрасно сопротивлялся Лаокоон. Облитый липкой слюной и черным ядом, он бессильно уронил голову.  Оставив мертвых, змеи, не тронув больше никого, поползли к храму Афины, где улеглись у ног статуи.

Долго стояли потрясенные троянцы, пока кто-то не сказал, что жрец получил по заслугам, потому что кинул копье в святыню богини, и она его наказала. И троянцы поверили, что это дар и потащили его к воротам города. Трижды слышался звон оружия в чреве, но его никто не услышал. За ворота навстречу шествию выбежала Кассандра и тоже предсказала падение Трои, но её словам никто не поверил. Пока устанавливали коня, наступила ночь, и ахейцы в чреве коня задремали. Вдруг они услышали, как кто-то пытается отыскать дверцу, и разные женские голоса зовут мужей. Одиссей догадался, что это хитрость троянцев и всем приказал молчать. Позже Синон выпустит войско из чрева коня, потом откроет ворота другой части воинов и Троя падет в огне.  

 

Образы и символы мифа

 

Миф о Лаокооне несет образ трагической, но в тоже время героической смерти жреца Лаокоона и его двух сыновей от пророческого видения будущего. Сам Лаокоон несет образ мудрости и сопротивление личности предначертанию свыше, ведь он был прорицателем, и знал будущее, уготованное и ему и Трое. Когда Лаокоон говорил, что этого коня нужно сжечь или сбросить в море, он знал, что его не послушают, поэтому не опустил руки от бессилия, а кинул единственное копье, которое у него было. Его копье несет символ истины, которую никто не услышал.

 Стоит также уделить внимание образу двух змей в мифе. Змея — в высшей степени сложный и универсальный символ. Змеясимвол тех богов, которые обладают ясновидением и мудростью. В Греции змея является священным животным богини мудрости Афины. Также образ змеи является символом смерти. Два змея — эта символика отсылает нас к египетскому мировому змею, Апопу, вечно поедающему свой хвост, который тоже исходит из бездны, водной пучины. Он душит в своих объятиях человека с сыновьями, это мировой змей душит человечество. Остающиеся — пока — живыми граждане Трои (то есть мира) воспринимают судьбу Лаокоона, то есть всех прежде живших людей, как знак, который истолковывают прямо противоположным истинному образу, то есть гибельно. Смысл этого эпизода, в том, что человечеству невозможно выбраться, освободиться от объятий мирового змея (это и время, и всеобщая телесная гибель, и превращение всего во все).

Не менее сильный и загадочный смысл несет образ троянского коня. Троя в итоге была разграблена и уничтожена, но почему причиной её гибели стал именно троянский конь? Любопытно, но конь символически связан с рождением и смертью. Лошадь из дерева ели, вынашивающая что-то в своем чреве, символизирует рождение нового, а троянский конь сделан как раз из еловых досок, и в его полом животе сидят вооруженные воины. Получается, что троянский конь несет смерть для защитников крепости, но в то же время означает и рождение чего-то нового.

Имя лжеца Синона иногда употребляют как символ предательства, ведь именно он убедил жителей Трои, что конь – это дар богине Афине и символ неприступности города.

 

Коммуникативные средства создания образов и символов

 

Эль Греко. Лаокоон
1604-1614
Национальная галерея, Вашингтон

Известная скульптурная группа «Лаокоон» была создана греческими скульпторами уже в I в. до н. э. Она стала источником вдохновения для художников и скульпторов.

Группа «Лаокоон» рассчитана на восприятие анфас (спереди). Зритель видит сразу и бородатого троянского жреца Лаокоона, тщетно пытающегося сорвать с себя змеиные путы, и двух его детей, один из которых уже погибает. Яд разлился по телу жреца снизу вверх: бедро омертвело, но руки и торс ещё продолжают бороться, а в лице запечатлелась смертельная боль. Несмотря на тяжесть ситуации, Лаокоон сохраняет благородство и величие.

Миф о Лаокооне отражён в античном изобразительном искусстве (помпейские фрески, рельефы, вазопись и т. д.). Мраморная группа «Лаокоон» родосских скульпторов Агесандра, Атенодора и Полидора послужила прототипом для последующих воплощений мифа в живописи — например, Эль Греко написал несколько картин, на которых изобразил жреца и его сыновей.

Скульптурная группа послужила сюжетом для трактата Г.Э. Лессинга «Лаокоон, или о границах живописи и поэзии», вошедшего в сокровищницу мировой эстетической и критической мысли. В нем излагаются принципы реалистического искусства.

    В «Божественной комедии» Данте «троянский грек и лжец Синон» пребывает в муках Ада среди «поддельщиков слов».

 

Социальное значение мифа

 

Миф о Лаокооне в основном дал нам крылатые выражения: «Дары данайцев» и «Троянский конь».

Троянский конь — символ скрытности, коварства и предательства. Отсюда выражение «ход конем». Выражение «Троянский конь» стало нарицательным для обозначения обманных действий.

 Также мы помним, что из всех жителей Трои, только Лаокоон и Кассандра заподозрили коварство.  Лаокоон уговаривал жителей быть острожными и твердил им вещие слова «бойтесь данайцев дары приносящих», часто это выражение цитируется по-латыни «Timeo Danaos et dona ferentes». С древнейших времен слова эти стали повсюду звучать как призыв к бдительности, к настороженности, против лести, лицемерных подарков и всякого фальшивого заискивания.

Лаокоон жертва бескорыстной готовности сеять разумное, доброе, вечное, за что и был задушен змеями и встречен непониманием и недоверием людей, с которыми жил бок о бок.

Лаокоон (Лаокоонт), жрец Аполлона, убитый богами, чтобы не раскрыл секрет троянского коня

Want create site? Find Free WordPress Themes and plugins.

Лаокоон (Лаокоонт), греч. — жрец Аполлона в Трое, трагический герой последнего дня троянской войны.

Не сумев овладеть Троей за девять лет силой оружия, ахейцы решили взять ее хитростью. По предложению Одиссея они построили огромного деревянного коня, спрятали в нем лучших воинов, сожгли свой лагерь и сделали вид, что уплыли на родину. Однако в открытом море они развернули свои корабли и укрылись за островом Тенедос. Троянцы обнаружили коня и очень ему удивлялись. Пока они спорили, что с ним делать, в кустах был найден связанный грек Синон.

Сцена из фильма «Елена Троянская» (США, 2003 год)

Поверив утверждениям Синона, будто присутствие гигантского коня в Трое сделает город навеки неприступным, троянцы начали дружно ломать стену, так как конь не прошел бы даже в огромные Скейские ворота. Один только Лаокоон не утратил бдительности. Он утверждал, что врагам нельзя верить, даже когда они приносят дары, и пытался в одиночку разрушить коня своим копьем. Однако судьба предназначила, что Троя должна пасть, — и боги заставили Лаокоон замолчать.

Место на раскопках Трои, где были убиты Лаокоон и его сыновья (судя по описанию в мифах)

Из безмятежного моря вынырнули две змеи, направились к обоим сыновьям Лаокоона и начали их душить. Лаокоон бросился на помощь детям, но змеи обвились и вокруг него. Отчаянно напрягая силы, он пытался разомкнуть их смертельное объятие, но змеи были сильнее, они рвали Лаокоон ядовитыми зубами и убили его вместе с сыновьями, а затем скрылись в храме Афины. Сопоставив увиденное со лживым рассказом Синона, напуганные троянцы могли дать единственное объяснение смерти Лаокоона: богиня Афина отомстила Лаокоону за кощунственное посягательство на священного коня. Они поспешили втащить коня в город и этим обрекли Трою на погибель. Ночью Синон выпустил спрятанных воинов и обозначил факелом пролом в городской стене, через который ахейское войско вторглось в город и за одну ночь превратило его в груду дымящихся развалин.

Картина по сюжету мифа о Лаокооне (Франческо Хайес, 1812 год)

История Лаокоона относится к числу наиболее известных сюжетов из античной мифологии. В этом заслуга не Гомера, который в «Одиссее» говорит о «троянском коне» очень кратко, а имя Лаокоона вообще не упоминает и не Софокла, чья трагедия «Лаокоон» вообще не дошла до нас, и, пожалуй, даже не Вергилия, который посвящает ей значительную часть второй книги «Энеиды». Скорее всего, Лаокоон известен всем благодаря скульптурной группе «Лаокоон», одному из шедевров эллинистической пластики, а еще больше благодаря скоплению загадок вокруг нее. Эта скульптурная группа была обнаружена в 1506 г., когда на холме Эсквилин в Риме начали копать котлован под фундамент здания. Поскольку скульптура была сильно повреждена, а некоторые части ее вообще отсутствовали, папа Юлий II предложил Микеланджело дополнить ее. Тот отказался, заявив, что «для этого его дарования недостаточно». Тем не менее кто-то другой решил, что его собственных дарований для этого вполне достаточно; кто это был, мы точно не знаем, но это не так уж важно, поскольку управление Ватиканских музеев давно уже распорядилось убрать эти дополнения. По вопросу о том, кто, где и когда создал эту скульптуру, возникла целая литература. Сегодня преобладает мнение, что скорее всего ее создали в 1 в. до н. э. родосские скульпторы Агесандр, Афинодор и Полидор, которых упоминает Плиний Старший (имена их были обнаружены также в 1957 г. на обломках статуи «Лаокоон» в Сперлонго, которая примерно в два раза больше ватиканского «Лаокоона»). В Рим она попала, очевидно, в 1 в. н. э., когда родосский сенат подарил ее императору Тиберию в знак своей покорности Риму: этот дар должен был символизировать тщетность сопротивления судьбе.

Сцена из фильма «Одиссей» (Италия, 1997 год)

«Лаокооновская литература», вдохновленная этой статуей, насчитывает сегодня сотни книг, статей и ученых работ. Правда, в большинстве случаев она находится лишь в отдаленной связи с этим мифом, но можно напомнить, что в ее перечень входит, скажем, «Лаокоон» Лессинга, а в списке авторов — такие имена, как Монфокон, Винкельман, Гёте, Шопенгауэр.

Из антики, кроме ватиканского «Лаокоона», которого ежегодно видит более миллиона человек, заслуживает внимания помпейская фреска «Смерть Лаокоона», обнаруженная в 1930 г. в «доме Менандра». Из произведений европейского искусства назовем картину Эль Греко «Лаокоон» (1610—1614) и одноименную картину Неймегена (2-я пол. 18 в.), которая находится в Праге, в Национальной галерее: из пластики — «Лаокоон и его сыновья» Де Фриза (1623, в настоящее время в копии в Вальдштейнском саду в Праге) и конечно же замечательную скульптуру Мештровича «Лаокоон наших дней» (1905, Дом-музей в Загребе).

Кирилл Хрусталев «Лаокоон и сыновья», 2010 год

Копия древней скульптурной композиции в питерском Эрмитаже

Картина по сюжету мифа (Эль Греко, 1604-1614 годы)

Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.

Лаокоон | Греческая мифология | Британика

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Обзор недели
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • Студенческий портал
    Britannica — лучший ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
  • Britannica Beyond
    Мы создали новое место, где вопросы находятся в центре обучения. Вперед, продолжать. Просить. Мы не будем возражать.
  • Спасение Земли
    Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать!
  • SpaceNext50
    Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы изучаем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!

Содержание

  • Введение

Краткие факты

  • Связанный контент

Викторины

  • Изучение греческой и римской мифологии
  • От Афины до Зевса: основы греческой мифологии

Провидец Лаокоон в греческой мифологии

Лаокоон был известным провидцем в греческой мифологии, тесно связанным с городом Троя. Действительно, Лаокоон должен был умереть под Троей во время Троянской войны, но провидец не погиб на поле битвы, а вместо этого был поражен богами.

Лаокоон и город Троя

Говорят, что Лаокоон был сыном человека по имени Акоетес, и от неназванной женщины он стал отцом двух сыновей, Антифанта и Тимбрея.
 
Лаокоон должен был стать главным жрецом Аполлона (или Посейдона) в Трое, и следует предположить, что именно Аполлон дал Лаокоону навыки, необходимые для того, чтобы заглянуть в будущее.
 
Троя на самом деле была благословлена ​​рядом искусных провидцев, среди которых были Хелен, Кассандра, и Лаокоон, все они высоко ценились. Однако Хелен покинул Трою, когда увидел грядущую катастрофу, а Кассандра была проклята, так что ее правдивым пророчествам никто не поверил.
 
Лаокоон тоже был высококвалифицированным, но троянский провидец прославился способом своей смерти; смерть, связанная с падением Трои.

Лаокоон и деревянная лошадь

По мере того, как Троянская война затягивалась, в конце концов идея Деревянной лошади была воплощена в жизнь, и гигантская лошадь осталась позади, поскольку ахейцы сделали вид, что отступают с поля боя.


 
Обрадовался народ Трои и, убедившись словами Синон , «случайно» оставленная ахейка, готовилась привести Деревянного коня в город Трою.

Лаокоон, заметив глупость своих собратьев-троянцев, покинул храм Аполлона и бросился к берегу, чтобы отговорить их от того, чтобы привести коня в Трою.
 
Лаокоон провозгласил: «Я боюсь греков, даже когда приношу дары» (отсюда фраза остерегайтесь греков, приносящих дары), и, бросив копье в бок коня, сказал своим соотечественникам, что они должны сжечь Деревянного коня.

Лаокоон и его сыновья, задушенные змеями — Питер Клас Саутман (c1601-1657) = PD-art-100

Смерть Лаокоона

Как Лаокоон пытался убедить троянцев, так и Афина вызвала землетрясение, сотрясшее землю, и когда Лаокоон продолжал отстаивать свою позицию, богиня заставила его ослепнуть. Тем не менее, Лаокоон продолжал говорить, и в конце концов Афина послала двух змей, которые напали и убили двух сыновей Лаокоона, Антифанта и Тимбрея.

​Лаокоон отправился на помощь своим сыновьям, но обычно говорят, что троянский провидец также был убит змеями, хотя другие говорят, что он выжил, но оставил оболочку своего бывшего эльфа из-за потери своих сыновей и его зрение.
 
Другие говорят, что именно Аполлон или Посейдон были ответственны за падение Лаокоона.

Лаокоон — Франческо Паоло Хайес (1791-1881) — PD-art-100

Вмешательство богов

Что касается причин вмешательства богов, то они различаются. Афина, конечно, была сторонницей греков, и некоторые говорили, что Деревянная Лошадь была изобретена ею и определенно посвящена ей. Таким образом, нанесение удара по нему Лаокооном было бы святотатством.


Посейдон, конечно же, тоже не был другом Трои и поколением ранее послал против города морского чудовища.
 
Аполлон хоть и был защитником Трои, да и Лаокоон был его главным жрецом, так зачем Аполлону нападать на собственного жреца? Приводится аргумент, что Лаокоон разозлил Аполлона тем, что не сохранил целомудрие, как бог ожидал от своего жреца, или, возможно, Лаокоон осмелился переспать со своей женой в храме Аполлона.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *