Что сделал для руси олег вещий: Вещий Олег — биография и правление русского князя

Вещий Олег — биография и правление русского князя

Фото Все
Видео Все

Вещий Олег — легендарный русский воевода, князь Новгородский, а затем и князь Киевский.

Вещего Олега можно смело назвать великим сыном Русской земли, он был язычником, но при этом великим воином и жрецом. Он стал выше своей религиозности, дабы развить культуру и просвещение для будущего народов России, которое уже стало неизбежно, после того как народ обрёл славянскую письменность и русскую азбуку. Его образ князя-воителя, защитника русской земли и создателя Русского государства стал частью самоидентификации российского народа в течение всей его последующей за IХ столетием истории.

Происхождение Олега

Нужно понимать, что исторически доказанных фактов о жизни и рождение Вещего Олега несколько, какая из версий достоверна сказать точно не может никто. История его рождения и жизнь со временем окутались легендами и тайнами. Учёные могут оперировать только сведениями, которые черпают из немногих сохранившихся писаний.

О происхождении Олега имеются две версии, традиционной признано считать которая написана в «Повестях временных лет», но имеется библиография и Новгородской Первой летописи. В ней описываются фрагменты более раннего летописного свода, нежели повествующим в «Повести временных лет».

Князь Олег Вещий

Если принимать версию «Повести временных лет», то Олег являлся соплеменником Рюрика, считается, что он мог быть шурином(братом) жены Рюрика, которую звали Ефанда, либо, что он был воеводой при Правителе.

Имеются полумифические скандинавские саги, рассказывающие об Одде Орваре, широко известном князе в Скандинавии. Но большинство учёных не поддерживают скандинавскую версию происхождения Олега.

Правление

Когда князь Рюрик был уже на сметном одре, он назначает Олега регентом при своём малолетнем сыне Игоре. Князь был уверен, что передаёт власть умелому и мудрому воину. И оказался прав. Предприимчивости и хитрости Олега можно было только удивляться. Своё правление он начал с авантюры, которая, впрочем, закончилась весьма успешно.

Достоверно известно, что на момент прихода к власти Олега, как такового Новгорода ещё не существовало, а имелось три селения, окружённых городской крепостью, которая была построена ещё в IX веке. Именно крепость в те времена именовали «городом». Так что и Рюрик, и Олег сидели не в Новгороде, а в Старгороде.
Рядом находился большой по тем меркам торговый город Ладога, но к 859-862 годам его значимость значительно снизилась, из-за многочисленных войн и непомерных налогов.

Олегу удалось объединить Древнюю Русь. Он стал первым кто дал отпор Хазарскому каганату, которому города платили дань не одно столетие. Он первый кто начал сотрудничество с греками.

В 882 году князь Олег захватывает хитростью Киев, он знал, что силою нелегко будет взять этот город, там были опытные вожди, да и дружина у них храбрая, бывалая. Пришлось применить хитрость, своё войско он оставил позади, а сам с несколькими лодками подплыл к Киеву, остановился неподалеку от города и послал сказать Аскольду и Диру, что их земляки, купцы варяжские, едут в Грецию, хотят повидаться с ними и просят их прийти к лодкам. А когда они пришли их умертвили. При въезде в город он произнёс слова, которые навсегда сохранились в истории, что Киеву быть матерью русских городов. И это действительно стало так.

Убийство Олегом Аскольда и Дира

Он был весьма доволен тем, насколько удачно было выбрано место для строительства города. Пологие берега Днепра, были практически непреступными, что позволяло надеяться, что город будет надежной защитой для своих жителей. Наличие преграды со стороны водной границы города было очень актуальным, поскольку именно по этой части Днепра проходил знаменитый торговый путь из варяг в греки.

Через несколько лет Олег решает расширять территории и подчинить себе племена, проживающие на них. Ему подчинились кривичи, ильмены и финно-угорские племена, в числе которых были чуди и веси. И покорил города Смоленск и Любич. Тогда же к Киеву были присоединены и угорские племена, которые ранее были вытеснены половцами. Недалеко от Киева сохранилось место, которое до сих пор называют Угорским.

На вновь захваченных землях были назначены наместники князя. Но ежегодно Олег сам объезжал владения. Это стало своеобразным сбором налогов, полюдье. Так же Олег вершил и правосудие решал возникшие разногласия.

А далее была война с хазарами, он смог освободить восточные земли от захватчиков, которые два столетия грабили русские земли. В 898 году вплотную к границам приблизились венгерские войска, но князю Олегу удалось мирным путём договориться о добрососедстве.

Отдельного упоминания заслуживает поход Олега на Константинополь. Легенда гласит, что князь снарядил войско в 2000 ладей, по 40 воинов в каждой и готовился к отплытию. Византийский император Лев VI Философ, испугался многочисленного войска и приказал закрыть ворота города, оставив на разорение пригороды Царьграда. Но и здесь Олег проявил хитрость, он велел к кораблям приладить колёса, и под поднятыми парусами пошёл к городу.

Собственно, после этого напуганные греки и предложили заключить мирное соглашение и выплатить дань по 12 гривен на каждого воина, а в знак победы Олег повесил свой щит на вратах Царьграда. Так же купцы получили право беспошлинно торговать в Византии. Но упоминание об этом событии можно найти только в средневековых писаниях Руси. В Византийских грамотах нет упоминания об этом событии, хотя их византийские летописцы всегда очень красочно описывали все события, включая и осады византийских городов. Историки ставят под сомнение самого похода и мирного договора от 907 года, который, по мнению исследователей, является компиляцией схожих соглашений от 911-го, когда Олег направил посольство дабы подтвердить мир.

Именно после этого похода Олег получил прозвище «Вещий». Согласно легенде, правители Константинополя вышли за стены города договариваться и мире и предложили Олегу угощения, но князь предположил, что еда может быть отравлена и отказался принять яства.

Согласно некоторым документам имеются сведения, что Олег выступал и против персов, но описанные события не имеют конкретики. Восстановить хронологию не удалось точно, имеются лишь отдельные описания эпизодов. Так в XIII веке Ибн Исфандийар описал набеги русичей на персидский Абаскун.

Поход Олега на Константинополь

Арабский ученый Аль-Масуди писал о том, что в 912 году правитель русов, которого он не называл по имени, на 500 ладьях прошел из Черного моря в Азовское через Керченский пролив. Далее он упоминал человека, которого по сходству имен можно было бы сравнить с Олегом.

Личная жизнь

Передавать бразды правления Игорю Олег не спешил. По летописям можно сделать вывод, что, вовремя участия Олега в походах Игорю было уже около 35 лет. И только на время своего отсутствия, Игорь имел право управлять Киевом. Но с возвращением власть опять переходила к Олегу.

О его личной жизни не сохранилось никаких достоверных сведений. Кто была его жена и дети не известно. Но по законам того времени, он мог иметь и несколько жён, тем более князь находился продолжительное время в походах. Чтобы пользоваться уважением у воинов, и иметь безусловный авторитет, он должен был быть полигамен.

Скорее всего официального брака Олег не заключал, и по некоторым исследованиям у него не было детей. Но моравские источники утверждают, что молодой человек по прозвищу Варяг, бежавший из Руси и имеющий отчество Олегович, является его сыном.

Так же утверждается что он был родным братом Ольги, которая стала впоследствии супругой Игоря. Так вот, есть предположение, что это дети Олега. В летописи написанной в XV веке имеется список, который подтверждает эту версию. Запланированный брак Ольги и Игоря мог свидетельствовать о том, что Олег рассчитывал таким образом сплотить Русь.

Смерть

Спросил как-то Вещий Олег у волхвов, от чего ему предстоит умереть. И они ему предсказали гибель от его любимого коня. Олег приказал поставить его в конюшню, кормить, но никогда более не показывать ему. Так же он дал себе клятву, что никогда не оседлает его. Олег ходил в походы, княжил в Киеве. С того времени уже прошло четыре года, и наступил пятый, 912 год. По возвращении князя Олега их Царьграда, он вспомнил о своем любимом коне, позвал конюха и спросил о состоянии здоровья своего верного спутника, и узнал, что конь умер три года назад.

Олег сделал вывод, что волхвы его обманули, конь мёртв три года, а он до сих пор жив. Но Олегу захотелось увидеть останки животного, и приказал его к ним отвести. Когда он увидел череп коня, то наступил на него со словами «От сего ли черепа смерть мне принять?». Вылезшая из черепа змея ужалила Вещего Олега за ногу, и он заболел, а в скорости и умер.

Памятник Рюрику и Вещему Олегу

В пользу этой версии есть и другое доказательство, она перекликается с исландской сагой, которая описывает смерть викинга Орварда Одде. Историки делают заключение, что викинг и есть Вещий Олег.

Как и многие другие события тех времён, если касается дат, то всех их можно назвать условными. К примеру историк Шахматов написал, в 912 году согласно летописям умер и византийский император Лев VI. Они были современниками, и их кончины приурочили к окончанию правлений.

Но эта не единственная версия смерти Вещего Олега. Есть сведения, что он мог погибнуть в походе на персов. Учёные по этому поводу до сих пор ведут споры. Новгородская летопись к примру утверждает, что Олег погиб «за морем». Так же об этих событиях и повествует Аль-Масуди, он писал, что русич погиб в Керченском проливе.

Память о Вещем Олеге увековечена в литературных произведениях и фильмах, которые снимаются деятелями культуры. Предки хранят память о князе, который объединил славянские племена, и организовал единый центр — Киев. Он расширил границы Руси, и установил дружеские отношения с Византией. А прозвали его вещим, может быть за его прозорливость, умение выбирать правильную стратегию и за успешную внешнюю политику.

Ссылки
  • Страница в Википедии

If you have found a spelling error, please, notify us by selecting that text and tap on selected text.

Читать онлайн «Олег Вещий», Владимир Филиппов – Литрес

© Филиппов В.В., 2017

© ООО «Издательство „Вече“», 2017

© ООО «Издательство „Вече“», электронная версия, 2018

«Только сильная рука Героя основывает великие Империи и служит им надежною опорою». Эта аксиома выведена рукой великого русского историка Н.М. Карамзина. Спорить в этом случае бессмысленно. Жизнь героя далека от обыденности. Она видится чередой подвигов, приключений, на основе которых создаются мифы и легенды, живущие в веках. Герой гордо стоит на своём, воздвигнутом для себя пьедестале, настолько высоко, что от обычных людей его отделяет пропасть. Чаще всего он сам прилагает к этому руку, стараясь возвеличить свои деяния и подчеркнуть свою славу. «Воителю слава – отрада»

, как говорил А.С. Пушкин. Каждый воздвигает сам себе монумент. Это было важно во все времена. В те лета, о которых пойдёт повествование, это было необходимо втройне. Легенды, солдатские байки и даже слухи, одним словом, сарафанное радио, самая эффективная реклама тех далёких дней. Вождь тем популярнее, чем больше о нём говорят, а значит, больше воинов готово встать под его знамёна. Со счастливым да удачливым вождём воевать легче, больше надежды остаться в живых и вернуться с добычей и славой. Удача, она хоть и капризна, но кого-то любит, а кого-то и нет. И эта удача много стоит в жизни любого воина. Легенды и слухи подчас удваивают силу вождя и нагоняют непомерный ужас на его врагов. После его смерти они срастаются с ним так, что отличить правду от вымысла становится довольно непросто, а иногда даже и не нужно. Народу во все времена нужны свои герои, пусть даже образ их и был далёк от реальности. Чаще всего именно легенды продолжают жить в народной памяти, заслоняя собой статистику и экономику. Образ, созданный из них за столетия, постепенно становится фигурой, имеющей зачастую очень мало общего с реальным персонажем. Вещий Олег – один из тех, кто стал легендой. Он растворился в ней без остатка. Его настоящая жизнь ушла на второй план, затёрлась и постепенно стала никому не интересна. Он стал символом, песней, сказкой, кем угодно, но только не реальным человеком. Годы и таланты умело скрыли его натуру, создали ему новый характер. О том, что он был, знают все; о том, каким он был на самом деле, лишь единицы. Ещё меньше тех, кому он нужен таким, каким он был на самом деле.

«Смерть от своего коня» – единственное, что большинство людей слышало когда-либо о вещем князе Олеге. Сюжет широко известен. Эта смерть, воспетая двумя величайшими поэтами нашей страны, стала визитной карточкой князя. Жуткая история, с которой большинство из нас знакомится ещё в раннем детстве. Кульминация запоминается надолго.

«Из мертвой главы гробовая змия,/ Шипя, между тем выползала; / Как черная лента, вкруг ног обвилась,/ И вскрикнул внезапно ужаленный князь» (А.С. Пушкин). А, казалось бы, совсем ещё недавно ничто не предвещало подобного исхода. Возможно, поэтому мы вспоминаем Вещего Олега как символ обречённости на провал любых попыток бороться с судьбой. Как оно на роду написано, так и случится. И о том, что у каждого из нас свой конь.

Вещий Олег – «Государь народов многочисленных, повелитель войска храброго» – один из самых славных русских князей, чья биография плотно окутана завесой тайны. Вещий Олег достиг вершин славы и власти, опираясь не столько на свой острый меч, сколько на точный расчет. Его жизнь была чередой смелых, рискованных авантюр, каждая из которых неизменно оканчивалась успехом. Он стал первым руководителем славянского государства, объединившим Север и Юг. Как сказал классик,

«Олег завоевал все от Смоленска до реки Сулы, Днестра и, кажется, самых гор Карпатских» (Н.М. Карамзин). Завоеватель, трудясь не покладая рук, он создал и собрал воедино огромное государство, которым сам долгое время и управлял. Именно он дал ему громкое и красивое название – Русь, с которым оно вошло в историю. Он поставил на колени надменную Византию. Укоротил границы Хазарии. Он не любил защищаться, поэтому нападал всегда первым. Под его властью оказались все самые важные торговые пути Средневековья, что давало непрекращающийся поток золота в казну. Торговля при нём переживала небывалый расцвет. Это то, что касается экономики, в плане духовном во время правления Вещего Олега были заложены предпосылки победы христианства на Руси. К тому же его можно смело назвать первым русским дипломатом.
Его удача состязалась с его славой. В то же время сложно найти кого-то ещё из политических деятелей, равных ему по рангу, о которых было бы столь мало известно и кто служил бы предметом множества неверных и часто совершенно путаных оценок. Сейчас всё чаще можно услышать мнение, что «ни о ком из князей древнерусских не создано столько легенд, сказаний, песен». Увы, на самом деле это утверждение далеко от действительности. Попробуйте вспомнить сами. Только зря потратите время. Нечего вспоминать и выискивать в закоулках памяти и на просторах Интернета. О Вещем Олеге нет ни единой былины. Отважные богатыри Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич известны нам наперечёт, как и их противники: Соловей Разбойник, Змей Горыныч, Идолище Поганое. Ни с кем из них Вещий Олег дела не имел. Некоторые исследователи пытаются усмотреть в Олеге прообраз богатыря Вольги Святославича, но и это не соответствуют действительности, ибо ничего сходного в «биографиях» этих деятелей нет. Первым князем, упомянутым в былине, был Владимир Красное Солнышко, он же Владимир Святой.
Никого из тех, кто правил на Руси раньше его, былины не упоминают. Да и песни вспомнить тяжело. Что касается легенд, то их о Вещем Олеге до нас дошло куда больше. Из них можно выделить три довольно популярных сюжета. Это убийство Олегом киевского князя Аскольда, поход Вещего Олега на Византию и самый, как я говорил, популярный – это смерть героя от своего коня.

Трудно выяснить что-либо наверняка о событиях, произошедших более тысячи лет назад, особенно о людях, которые были довольно спорными фигурами, однако мы попытаемся как можно ближе подойти к истине, опираясь на логику и изучив документы, дошедшие до нас. Для этого нужно просто извлечь из этих приукрашенных народным воображением творений достоверные исторические детали. В отношении Вещего Олега такая задача стоит потраченных усилий, поскольку князь был личностью действительно выдающейся, по сей день вызывающей интерес.

Биография Вещего Олега – дело непростое. Писатель, задумавший провести бесстрастное изучение предмета, заранее оказывается в невыгодной ситуации. Слишком непохоже лицо героя на то, что мы привыкли видеть, на наше обычное представление о нём. А именно это как раз происходит с Вещим Олегом. Он не был ангелом, однако и назвать его кровожадным тираном было нельзя. Холодный, расчетливый эгоист, умелый тонкий политик, талантливый организатор. Глупо было бы умалить заслуженную славу, но разобраться с тем, как он её добился, совершенно нелишне.

Поэтому я попробую дать правдоподобное описание событий, в которых Вещий Олег был основной действующей фигурой. Считать этот вариант изложения единственно верным наверняка нельзя, слишком много тёмных пятен, которые в этой истории нужно пытаться раскрыть, а документов, дошедших до нас, слишком мало или не существует вообще, поэтому выводы и вариации описываемых событий основаны на правдоподобности, логике и косвенных доказательствах. А выбор совершать приходится довольно часто, ведь откровенные противоречия в изложении фактов и дат встречаются практически постоянно. В этом повествовании мне придут на помощь великие умы прошлого, которых интересовали те же самые вопросы, что и меня.

Знаменитый русский историк Н.И. Костомаров заметил: «В русской летописи Олег присутствует не столько в качестве исторического деятеля, сколько в виде литературного героя, образ которого искусственно слеплен из припоминаний в варяжских сагах о нём». В чём-то он прав. Князь Олег – один из наиболее таинственных персонажей самого раннего периода истории Киевской Руси, но вот скреплён он отнюдь не варяжскими сагами. Все его истории склеены иным клеем.

Честолюбивым желанием Олега было создание своей империи, этому делу он посвятил всю свою жизнь. Достигнутое им, превзошло все разумные ожидания. Правда, в конце жизни ему, возможно, довелось пережить крах. Всё, чего он смог добиться, рухнуло в одночасье, и он вернулся к тому, с чего и начинал. Правда, государство, которое он оставил после себя, живёт до сих пор. Оставаясь истинным варягом, он долгое время удерживал власть над своими подданными – славянами, сохраняя при этом их доверие. Он собирал в казну огромные деньги, умело распределяя налоги так, чтобы грабительскими они были только для тех, кто открыто противился ему или выступал против его власти. Идеализировать деятельность Вещего Олега в отношении местного населения я не буду. Для широких народных масс Олег всё равно продолжал оставаться угнетателем, завоевателем и сборщиком дани. Его ближайшее окружение составляли такие же варяги, как и он сам, наемники и викинги, обосновавшиеся на Руси. Но именно благодаря Вещему Олегу они стали считать Русь своей Родиной. Не просто второй, не новой, а единственной и настоящей! Из простых наёмников и искателей удачи они превратились в её защитников, служивших ей верой и правдой, обороняя от любого врага, не щадя своих жизней. Но Олег старался удерживать вокруг себя не только их, но и наиболее влиятельных из поддержавших его славян, которыми весьма дорожил. И не просто дорожил, он породнился с ними, сделав таким образом первый шаг к ассимиляции на Руси викингов. Он подал личный пример такого симбиоза, который пошёл в итоге стране только на пользу. Киевский князь Олег умел удержать в узде своих многочисленных подданных и навести страх на соседей.

После себя он оставил богатую процветающую страну, твёрдо стоящую на ногах. При жизни он немало сделал для славян, ещё больше он сделал для варягов. Однако первые никогда не забывали о том, что он всего лишь пришелец и по сути своей узурпатор. Поэтому едва ли мог быть прославляем и любим. Скорее его уважали, с ним считались до тех пор, пока не могли открыто бросить ему вызов.

 

Главной чертой характера Вещего Олега была рациональность, или, говоря по-иному, расчетливость. Кровожадной жестокостью князь не отличался, но если нужны были крутые меры, то перед пролитием крови он никогда не останавливался. Бранные подвиги его тоже не привлекали, поэтому и битв, которые бы остались в истории, за ним не числится. Он умел применить силу, но никогда не ставил всё на кон в одном бою. Олег был искушённым политиком, не смущался пускаться в интриги, если это было нужно и давало результат. Он был истинным вождём. Но возраст берёт своё. Старость хоть и не сломила его, но притупила остроту ума и звериное чутьё на приближающуюся опасность. Но в борьбе за власть скидку на возраст никто делать не будет, здесь царят иные нравы, да и вообще стариков редко кто жалеет. Разнежился киевский князь под лучами своей славы, уверовал в своё могущество, что оно непоколебимо, тут-то его беда и настигла. Оппозиция нанесла удар, от коего князь оправиться уже не смог. Однако даже несмотря на это, он оставался фигурой, выделявшейся на фоне своих современников. Образ Вещего Олега стал интересен только в последнее время. Вот сейчас он тиражируется действительно без конца, представая в различных вариантах, пусть и не былинных, но все же далёких от какой бы то ни было реальности.

Возможно, что-то из того, что вы только что прочли о Вещем Олеге, вам покажется спорным, невероятным, а возможно, даже совсем неверным, но не торопитесь делать скороспелые выводы, ибо для каждого изложенного здесь тезиса на страницах этой книги найдётся своё подтверждение.

Рассказав вкратце о герое нашей книги, я постепенно перейду к материалам, на основе которых она была написана. Говорят, что информации о тех далёких временах, когда киевский князь Олег жил и правил, осталось крайне мало и она настолько отрывочна и недостоверна, что какие-либо выводы и теории на ней строить совершенно невозможно. Поэтому можно зачастую столкнуться вот с такими заявлениями: «Наука не располагает заслуживающими доверия сведениями древних источников ни о социальном статусе Олега, ни о его происхождении» (Н. Котляр).

На самом деле это не совсем так. А если быть точнее, то совсем не так. Наши знания об этом периоде русской истории действительно обрывочны и в какой-то мере случайны, но это совсем не значит, что вся история древних времён лишь выдумка людей с хорошо развитым воображением. Да и людям, живущим в те времена, так не казалось. Недостаток исторических свидетельств не означает, что они отсутствуют вообще и что нам будет не на что опереться, кроме фантазии и археологии. Их достаточно, жаль только, что они действительно в большинстве своём эпизодичны и почти постоянно противоречат друг другу. Поэтому довольно часто приходится стоять перед непростым выбором: чему можно верить, а чему не стоит. С другой стороны, именно это и придаёт нашему расследованию дополнительный интерес.

Жизнь Вещего Олега освещена в летописях довольно неплохо. Информация о его социальном статусе и происхождении тоже не секрет. Пусть даже «рассказы Нестора построены в основном на памятниках устного народного творчества и рисуют фигуру скорее сказочную, чем реальную» (Н. Котляр). Но в рассказах Нестора, как и других его собратьев по перу, мы сможем найти главное – информацию и сопоставить её с другими дошедшими до нас источниками, а также наукой, называемой археологией.

Действительно, сведения о первых правителях, дошедшие до нас, нередко рассматривались как произвольные вымыслы составителей летописных сводов, стремившихся заполнить пробелы начальной истории нашего государства. А это совсем не так. После тщательного изучения древнейшего периода истории Руси историки признали достоверность сведений, изложенных в летописях и о событиях, произошедших в древности, и о правителях Северной и Южной Руси. Поэтому не стоит изначально отвергать историческую достоверность каких-либо летописных сведений и квалифицировать их как заведомо «выдумку».

Нет никаких оснований сомневаться в реальности существования Вещего Олега, ибо она многократно засвидетельствована самыми различными источниками того времени. Основным источником сведений о первых правителях Руси, из которых мы черпаем информацию, на которые опираемся и ссылаемся, являются летописи. До нас их дошло немного.

В этой книге собран весь исторический материал, который только можно найти о светлом князе Вещем Олеге. Ничего другого уже не появится, а то, что может появиться, будет основано на тех же самых материалах, что использованы в этой работе, только взгляд будет иной. Новых открытий или других прорывов в смысле появления материалов, способных пролить свет на те или иные события, не предвидится. Так что исходим из того, что есть.

Самый ранний из летописных сводов, дошедших до нас, – Повесть временных лет – был составлен в 1110-х годах. Его материал основан на ряде фрагментов, взятых у греческих хронистов, текстах, составленных ранними летописцами, двух-трех мирных договоров, заключенных между греками и скандинавами. Можно с уверенностью сказать, что часть известий этого документа была заимствована из устных преданий, притом не только славянских. Древнейшие летописцы использовали не только не дошедшие до нас свитки, они смело задействовали в своих работах сокровищницу устного народного творчества, прошедшую через несколько поколений. Ведь в те времена славяне «никакого письма не имели», а лишь бережно хранили устные предания. Профессор Петербургского университета А.А. Шахматов научно доказал, что киевское летописание лишь с 1061 г. вырабатывает привычный нам приём записи текущих событий, скрепляемый точными датами, который становится усвоенною манерою наших летописей. Именно поэтому к истории древнейших времён нужно относиться особенно аккуратно. Народная память не всегда бывает надёжным источником, на который можно смело опереться. Однако при всей своей нестабильности она хороша уже тем, что хранит быт и поступки в своих сказаниях и легендах. Мы можем добавить сюда же информацию, сохранившуюся в Варяжской саге. Там тоже можно отыскать богатый материал о деятельности викингов на востоке в интересующий нас период. Но вернёмся к летописи.

Когда великий историк В.Н. Татищев обратился к летописным источникам по древнейшей истории Руси, на дворе стояла уже середина XVIII века. Разбираясь в первоисточниках, ему пришлось встретиться со многими противоречивыми версиями. Даты часто были проставлены произвольно с целью внести определённый порядок в недатированный материал древнейшей истории, отсюда вытекают серьезные расхождения между датировками событий в разных летописях. Это и понятно. Располагая в своей работе весьма незначительным количеством датированных письменных источников, летописцы, опираясь главным образом на устную традицию, извлекали оттуда факты для связного повествования об истории IX и X веков. Порой этого не хватало. Иногда они не могли точно определить, к какой же дате лучше подходит то или иное событие, и ставили его, полагаясь лишь на свою интуицию. К тому же главным делом летописца было не просто описать историю народов и их деяния, их цель была в описании истоков происхождения русского княжеского дома, то есть «откуду есть пошла Русськая земля». Поэтому приходится с сожалением признать, что летописи XV–XVI веков нельзя считать достоверными источниками по истории древнейшей Руси. Любая летопись никогда не была безгрешна. Множество факторов влияют на её точность, беспристрастность, но… в сочетании с другими источниками информации она чаще всего помогает нам найти то, что мы ищем, и то, что бывает на первый взгляд скрыто от нас.

Летописи – это памятник своего времени. Они представляют ценность не только из-за достоверности тех фактов, о которых они повествуют. К тому же, понимая, что даты, изложенные в них, не всегда верны, у нас появляется возможность переставлять или передвигать их, если того потребуют логика и здравый смысл. Тем более что к старым, давно известным нам источникам добавились иные, более надежные и более современные.

Ещё раз отмечу, что летописные своды сохранили для нас немало информации о жизни первых русских князей вообще и Вещего Олега в частности. Пусть представления, изложенные в летописях о первых правителях Руси IX-Х веков, во многом туманны и нередко противоречивы. Пробелы и неясности имеются, но, что самое интересное, все белые пятна в жизни киевского князя появляются там, где его нужно было привязать к Рюрику и его «сыну» Игорю. Ведь в изложении русской истории только Олег связывает эти две фигуры в одну семью. Без него этой связи нет, она рассыпается, и объяснить её внятно непросто, и в этих самых местах зияют дыры, которые добавляют в наших глазах вещему князю загадочности и сказочности. А по-иному их было и не закрыть. Это самый простой способ. Для чего всё это было сделано, я расскажу позже. Тоже не тайна за семью печатями. Всё же остальное, что не касается ни Рюрика, ни Игоря, зафиксировано в скрижалях истории довольно подробно. И проследить жизненный путь Вещего Олега совсем не так сложно, как кажется на первый взгляд. Загадки останутся, их будет немало, но сквозь шелуху придумок и баек вы сможете увидеть истинное лицо этого неординарного человека, вставшего во главе первого объединённого славянского государства.

Описание внешности князя Олега до нас не дошло. Как, собственно, и всех первых русских князей. Все гравюры, рисунки и портреты и даже скульптуры были сделаны много веков спустя. Делались они по наитию или в традициях современной моды. Опираться на эти рисунки нельзя. Так что о том, как выглядел наш герой, остаётся только гадать. С уверенностью можно сказать лишь об одном: в облике Олега не было ничего, что бросалось бы в глаза. Он не был ни карликом, ни великаном, ни писаным красавцем, да и уродством наделён не был. Все его отличия были не во внешности. Можно было бы назвать его типичным варяжским конунгом, но в отличие от своих собратьев он предпочитал думать головой, а не полагаться лишь на крепость рук и остроту своего меча.

Происхождения, как вы поняли, Олег был варяжского. А если точнее, то, по всей видимости, он был норвежцем. Летопись так и величает его: Вещий Олег князь урманский, а урмане есть русское название норвежцев, норманнов. Второе его значение было «северные люди», что, по большому счёту, является синонимом, ибо так изначально называли обитателей Скандинавии, особенно Норвегии, позже так стали величать всех морских разбойников. Летописи даже делают пояснения: урмане норвежцы (Лаврентьевская летопись) и нурмане «норвежцы» (I Софийская летопись). Кстати, такую же информацию дают и толковые словари. Казалось бы, вопрос исчерпан, но нет. Очевидное, оно всё равно очевидно не всем. Попытки объявить Вещего Олега славянином в последнее время появляются всё чаще. Основания для такой версии высосаны, по большому счёту, из пальца. Желание понятно и похвально – раз герой, то должен быть славянином, и обуславливается это мнение в первую очередь патриотизмом, гордостью за нацию, только вот с исторической правдой оно не имеет ничего общего.

Спорить о том, кем был по национальности Вещий Олег, совершенно не хочется. Зачем тратить время на споры о том, что и так бесспорно. А в данном вопросе все летописи и все историки, внимательно с ними работавшие, ни капли не сомневаясь, приписывали Олега к варягам. Он и ведёт себя всю свою жизнь исключительно по-варяжски, как привык, как воспитан. Это самое его поведение лишь подтверждает информацию, полученную из летописей. Но к этому вопросу мы всё равно ещё вернёмся. Так быстро от него уйти не удастся.

Точного момента прихода Олега на Русь, казалось бы, не зафиксировано. Но и это не так. Рукописи, даже те, которые написаны много позже, без малейшей тени сомнения говорят о том, кто был Олег и откуда он появился.

Известный историк О. Рапов собрал в один блок практически все летописные известия, что-либо упоминающие об отношениях новгородского князя Рюрика с Олегом. Воспользуемся удачной цитатой. «Большинство летописей называет его родственником Рюрика, Воскресенская и некоторые другие летописи – племянником Рюрика, Иоакимовская – шурином Рюрика (то есть братом одной из Рюриковых жен), „князем урманским“, мудрым и храбрым, Новгородская первая летопись младшего извода – просто воеводой князя Игоря Рюриковича. В Повести временных лет под 879 годом сообщается, что Рюрик, умирая, передал свое княжество родичу Олегу, а также „отдал ему на руки сына Игоря, ибо тот был еще очень мал“» (О. Рапов).

Добавить можно немного: у преподобного Нестора Олег Рюриков свойственник, а в раскольничьей летописи он вуй Игоря, то есть брат его матери. В «Прологе» под 11 мая вещий князь назван дядей Игоря, что точно обозначало в древности только брата отца.

 

Есть и другая формулировка. От обратного. Историк Н. Котляр проделал работу не менее кропотливую, чем О. Рапов, и всё для того, чтобы доказать свою теорию. Как мы видим, ничего особо нового ему найти не удалось. Напрасные нападки на Татищева мы опустим в силу голословности и необъективности.

Цитирую: «Позднейшие летописцы по-своему пытались осмыслить факт захвата „золотого“ киевского стола претендентом некняжеского происхождения. Например, Иоакимовская летопись объявляет Олега варягом, „князем урманским“, т. е. норманнским, и шурином Рюрика, о чём повествуется в „Истории Российской“ В. Н.Татищева. В другой использованной этим историком летописи – Раскольничьей- Олег назван „вуем“, т. е. дядей (по матери), Игоря. К этому Татищев добавляет, что в некоторых известных ему летописях „вуй“ именуется уже братом Рюрика. Столь же неуклюжей попыткой объяснить нелогичное в глазах феодального общества вокняжение Олега в стольном граде Руси выглядит рассказ одного из летописцев ХVII в., связывавшего его приход в Новгород с легендой Нестора о призвании варягов и объявившего Олега племянником Рюрика» (Н. Котляр).

Вот и всё. Что мы видим в итоге? Пытаясь доказать свою правоту, Н. Котляр привел все те же самые факты, ничего нового не найдя. Как говорится, то же яйцо, только вид сбоку. Но для нас это не так важно. Главное в том, что ничего другого о происхождении Олега мы не найдём. Но и не нужно, этого нам вполне достаточно. На первый взгляд вся эта информация кажется хаотичной и даже порой противоречащей друг другу, на что и намекает Н. Котляр. Но если только разложить её по полочкам, в правильном порядке, то окажется, что она не просто дополняет одна другую, не противореча ей, в большинстве случаев, но и даёт нам возможность проследить историю Олега ещё до того момента, когда летописцам и рассказчикам стал интересен он сам.

Источники возвещают нам о том, что правящий в этот момент новгородский князь Рюрик и Олег находились в родственных отношениях. Вот это мы возьмём за основу и на этом остановимся. Вся остальная информация нам, безусловно, понадобится, но чуть позже. А пока давайте выстроим её в понятном и удобоваримом для нас порядке.

Для этого начнём рассказ о жизни Вещего Олега задолго до прихода на Русь молодого урманского конунга. Без предыстории в этом случае мы не обойдёмся.

Вторжение Путина в Украину и Киев как духовный поиск — The Riddleblog

Несколько лет назад я наткнулся на увлекательное эссе, в котором утверждалось, что Владимир Путин вел серьезные переговоры с Патриархом Русской Православной Церкви, чтобы вернуть церкви ее прежнее господство в Россия. Путин открыто выразил готовность финансировать строительство и ремонт новых церквей, а также тесно сотрудничать с Патриархом, чтобы запретить в российском государстве все те формы христианства, которые воспринимаются как враждебные православию. Были выделены Свидетели Иеговы, но евангелисты также подвергались угрозам, потому что они занимались «прозелитизмом» среди ортодоксов. В обмен на деньги Путина православный патриарх восстановит титул «царь» и дарует его Путину на торжественной церемонии коронации, которая состоится в восстановленном православном соборе в Москве. Тогда это звучало неправдоподобно, не так уж и сейчас. С тех пор, как «Влад Захватчик» (я счастлив дать ему царский титул) выступил против Украины, я долго и упорно искал это эссе, но не смог его найти.

Но я нашел это недавнее эссе о связях Путина с Русской православной церковью и патриархом Кириллом, в котором делается тот же вывод и содержится ряд захватывающих идей о мотивах Путина («Духовная судьба Путина»).

О явном интересе Путина к Киеву (примечание: Киев — украинское написание, Киев — русское название). . .

«Духовный выбор, сделанный Святым Владимиром, и сегодня во многом определяет нашу близость», — писал Путин только в прошлом году. «По словам Олега Вещего о Киеве, «да будет он матерью всех городов русских»» 9.0003

Мы, на Западе, склонны думать о недавних событиях строго в геополитическом плане, не имея достаточных знаний об исторической связи между Русской православной церковью и ее отношением к древнему городу Киеву. То, что сейчас является независимым государством Украина, когда-то было значительной частью древней Российской империи. Поскольку Киев был известным центром исторического православия и благочестия, ленинско-сталинская эпоха стремилась стереть все исторические православные связи с городом.

Год 988. Это знаменательный акт основания Русского Православия. Именно отсюда распространится христианство и сольется с русской любовью к родине, создав мощное варево национализма и духовности. В мифологии 988 года как бы крестился весь русский народ. Владимир [Рус] был объявлен святым. Когда Византийская империя пала, русские считали себя ее естественными преемниками. Они были «третьим Римом».

Советский коммунизм пытался все это сокрушить — но не смог. А в постсоветский период были построены и перестроены тысячи церквей. Хотя на Западе христианство представляется чем-то ослабевшим и приходящим в упадок, на Востоке оно процветает. Еще в 2019 году глава Русской православной церкви патриарх Кирилл хвастался, что они строят по три храма в день. В прошлом году открыли Собор Вооруженных Сил в часе езды от Москвы. Религиозная образность сливается с военным прославлением. В витражах установлены боевые медали, напоминающие посетителям о русском мученичестве. В большой мозаике отмечаются недавние победы, в том числе «возвращение Крыма» 2014 года. «Блаженны миротворцы» это не так.

Как описано ниже, очевидно, Путин считает, что ему суждено вернуть Киев и возродить российскую (не советскую) империю. Это отчасти объясняет желание Путина оккупировать Киев именно из-за его роли в православной истории и его мистической духовности. Помимо попыток расколоть альянс НАТО (из соображений самосохранения и личной выгоды), Путин также считает себя защитником христианского мира, хотя он готов использовать для этого жестокую военную силу и подчинение миллионов грузин и украинцев.

Крещение Руси является основополагающим событием формирования русской религиозной психики, здесь берет свое начало Русская Православная Церковь. Вот почему Путина не так сильно интересуют несколько пророссийских районов к востоку от Украины. Его цель, ужасающая, — сам Киев.

[Путин] родился в Ленинграде — городе, который вернул себе свое первоначальное имя святого — в семье набожной христианки и отца-атеиста. Его мать крестила его тайно, и он до сих пор носит свой нательный крестик. С тех пор, как он стал президентом, Путин представил себя истинным защитником христиан всего мира, лидером Третьего Рима. Его безжалостные бомбардировки ИГИЛ, например, были представлены как защита исторической родины христианства. И он, как правило, использует веру как способ ударить Запад, как он это сделал в своей речи в 2013 году:

«Мы видим, что многие евроатлантические страны фактически отказываются от своих корней, в том числе от христианских ценностей, составляющих основу западной цивилизации. Они отрицают моральные принципы и все традиционные идентичности: национальные, культурные, религиозные и даже половые. Они проводят политику, приравнивающую большие семьи к однополым партнерствам, веру в Бога к вере в сатану».

Эссе предостерегает нас помнить об этой связи. . .

Такова центральность Украины вообще и Киева в частности, по воображению Русской церкви они готовы разбить многовековой союз Православия. Снова и снова речь идет об Украине, воображаемом месте материнской церкви Руси. . . .

Западное светское воображение этого не понимает. Он смотрит на вчерашнее выступление Путина и описывает его как сумасшедшего — это еще один способ сказать, что мы не понимаем, что происходит. И мы показываем, как мало мы понимаем, думая, что набор санкций может изменить ситуацию вслепую. Они не будут. «Украина — неотъемлемая часть нашей собственной истории, культуры и духовного пространства», — сказал Путин. Вот что это такое, «духовное пространство» — страшное словосочетание, укоренившееся в более чем тысячелетней русской религиозной истории.

Помолимся за наших братьев и сестер в Украине, которые столкнулись с войсками «Влада Захватчика» и со всеми ужасами, которые с ними связаны. Путин — преступный самодержец, преклоняющийся перед портретом Петра Великого, украшающим его кабинет, считая себя избранным восстановить утраченную империю. В то время как Путин осуждает «светский» Запад (считая себя верным сыном церкви, открыто враждебной евангелизму пяти сола Реформации и тем, кто стремится его распространять), он и его приспешники-олигархи грабят Российскую Федерацию вслепую.

Тем временем Патриарх Кирилл обеспечивает Путина историческим нарративом и духовным прикрытием. Да погибнут фантазии о «Владе Захватчике» от рук храбрых украинцев!

Мировые новости, экономика и анализ на основе библейских пророчеств

Добиться чего-то меньшего, чем решительная победа, было бы унизительной потерей лица.

Автор: Иеремия Жак • 3 марта 2022 г.

Мир с осторожным оптимизмом наблюдал за тем, как народ Украины вел ожесточенную борьбу против кровавого вторжения России в их страну. Украинцы нанесли удар выше своего веса, удержали большую часть своих позиций и напомнили циничному миру о том, что такое мужество и самоотверженность.

Солдаты доблестно сражались, сбив значительное количество боевых самолетов и вертолетов и не дав России установить контроль над воздушным пространством Украины. Гражданские лица Украины также продемонстрировали поразительную решимость. Большинство из них не обучены боевым действиям, но они бросали коктейли Молотова в российские войска, вступали в уличные бои и даже пытались своими телами отразить российские танки.

https://twitter.com/0419R7264968959/status/1497816769616044034

Аналитики сходятся во мнении, что украинские солдаты и гражданские лица удивили оккупантов своим упорством. И когда мы миновали недельный рубеж этой войны, легко почувствовать некоторый оптимизм в отношении дела украинского народа. Но правда в том, что президент России Владимир Путин не может позволить себе потерять Украину.

«Духовное пространство» России

Украина была не просто частью Советского Союза, которым Россия руководила большую часть 20 века. Это была вторая по значимости нация — после России — в этом союзе. Украина была самой густонаселенной страной после России. Это была житница профсоюза. Он имеет общую границу с Россией протяженностью 1200 миль. И пока он политически нейтрален или связан с Кремлем, он функционирует как массивный буфер между Москвой и многими историческими врагами России в Европе.

Очевидно, что Путин уже более десяти лет работает над восстановлением Советского Союза. Эта цель мотивировала его нападение на Грузию в 2008 году и его первое нападение на Украину в 2014 году. Это также было его основной мотивацией для более полного подчинения Азербайджана и Казахстана в прошлом году и для превращения Беларуси в государство-сателлит России. Во всех этих странах Путин вернул части бывшей советской территории под контроль Москвы. Всеми этими маневрами Путин восстанавливал старый Советский Союз.

Но Украина является краеугольным камнем этого проекта восстановления. Это жемчужина империи, которую Путин твердо намерен восстановить.

И его важность для Путина еще до советского времени. В восьмом веке Украина стала родиной русского православия. В Украине в н.э. В 988 г. крестился Владимир Великий, впоследствии названный Святым Владимиром. Он увещевал всех киевлян, согласно древним преданиям, сразу же креститься в украинской реке Днепр.

https://twitter.com/PatriarchPrimus/status/1496879826937937920

Это было знаменитое «Крещение Руси», и оно считается эпохальным событием в развитие уникальной религии России — генезис Русской Православной Церкви. И произошло это в Киеве, Украина.

Это наполняет Украину в целом и Киев в частности глубоким религиозным смыслом для Владимира Путина и миллионов других россиян, принадлежащих к Русской православной церкви. Это значительная часть мотивации путинского вторжения.

«Многие люди не понимают, в какой степени вторжение в Украину является для него духовным поиском», — написал на прошлой неделе журналист Джайлс Фрейзер. «Крещение Руси есть основополагающее событие формирования русской религиозной психики. Здесь берет свое начало Русская Православная Церковь. Вот почему Путина не так сильно интересуют несколько пророссийских районов к востоку от Украины. Его цель, ужасающая, — это сам Киев».

Сам Путин намекнул на эту цель в прошлогодней декларации. «Духовный выбор, сделанный св. Владимиром Великим, и сегодня во многом определяет нашу близость», — писал он. «По слову Олега Вещего о Киеве, да будет мать всем городам русским» 9.0003

Когда Путин пытался оправдать свое вторжение на прошлой неделе, он подтвердил эти чувства, заявив: «Украина для нас не просто соседняя страна. Это также неотъемлемая часть нашей собственной истории, культуры и духовного пространства».

Украина имеет решающее значение для путинской цели восстановления Российской империи. Это центр русской религиозной души и краеугольный камень его экспансионистских амбиций. Это большая часть того, почему, независимо от того, насколько мужественное сопротивление проявляют украинцы, Путин не может позволить этому уйти.

Спасти лицо

Даже до полномасштабного вторжения на прошлой неделе Путин не мог позволить себе потерять это «духовное пространство» в пользу Запада. Он не мог допустить, чтобы этот ключевой элемент его имперского видения стал членом Европейского Союза или НАТО. Это то, чего хочет большинство украинского народа, и Путин этого не допустит. Поэтому он вел извращенную войну.

И теперь, когда он зашел так далеко, когда десятки тысяч российских солдат на территории Украины работают над установлением российского контроля над украинскими городами, чувство, что он не может позволить себе его потерять, становится еще сильнее.

Путинская Россия должна быть свирепой военной державой, уступающей только Соединенным Штатам. Предполагается, что это возрождающийся джаггернаут, который вселяет страх и меняет баланс сил на любом театре военных действий, в который он входит. Предполагается, что это восходящая сверхдержава, которая вскоре сможет противостоять — вместе со своими союзниками — США. Это было бы унизительной потерей лица для Путина и показало бы, что Россия потерпела неудачу в той области, где она заявляет о своей неприкасаемости: в военной мощи.

Путин поставил на кон этим вторжением ошеломляющую сумму, и это правда, что украинцы сопротивляются сильнее, чем ожидалось. Но кажется, что их доблесть и мужество лишь предвосхищают неизбежное. И это может означать, что перчатки Путина вот-вот сорвутся. До этого момента Путин стремился атаковать в основном только военные объекты. Он пытался свести к минимуму потери среди гражданского населения и старался избегать разрушения городов. В конце концов, что хорошего в том, чтобы захватить духовный город-мать, если этот город — не что иное, как руины, трупы и пепел?

Путин надеялся, что украинское правительство сбежит без особого боя всего за несколько дней, и тогда он сможет установить марионеточное правительство, и вопрос будет улажен. Это будет главным образом политическое завоевание — быстрое и легкое. Основываясь на этой надежде, он вторгся сдержанно. Но это был просчет. Его силы встретили мощное сопротивление со стороны президента Украины Владимира Зеленского и миллионов его людей. И все же он не может позволить себе потерять Украину, особенно теперь, когда он зашел так далеко.

Путин имеет опыт завоевания враждебных городов, обрушивая на них огневую мощь России. И в Чечне, и в Сирии он добивался этого ракетными ударами и взрывами бомб в жилых кварталах. Это разрушает инфраструктуру, но также заставляет мирных жителей бежать из городов. Затем российские сухопутные войска могут продвинуться в город.

Похоже, именно такой подход вскоре примет Путин в Украине. Он уже начал использовать более жестокую тактику, в том числе жестокий обстрел 1 марта жилого района Харькова, второго по величине города Украины.

https://twitter. com/olex_scherba/status/1498688688913625092

Дуглас Лют, бывший посол США в НАТО, сказал New York Times: много карт для игры. Слишком рано быть триумфалистом, и многие российские возможности еще не задействованы».

Когда вы оцениваете все еще не использованные российские силы, обычные силы просто сногсшибательны. До сих пор основная часть российской авиации не участвовала в войне. Есть сотни тактических и дальнемагистральных боевых самолетов с неподвижным крылом, которые не вступили в бой, и то же самое можно сказать и о большей части российской винтокрылой авиации. До сих пор было задействовано очень мало. Россия также пока воздерживается от радиоэлектронной борьбы. Возможно, вскоре мы увидим, как многие из этих ранее не использовавшихся обычных возможностей и стратегий вступят в игру.

А еще есть ядерный арсенал России, насчитывающий почти 6000 боеголовок — больше, чем у любой другой страны в мире. Особенно пугающее событие произошло 27 февраля, когда Путин объявил, что привел российские ядерные силы в состояние повышенной боевой готовности. Это был тот самый день, когда под его тайным руководством Беларусь (теперь марионетка России) пересмотрела свою конституцию, отказавшись от многолетнего статуса «безъядерной страны». Это означает, что вскоре Беларусь может разместить российское ядерное оружие всего в 90 милях от Киева.

Действительно ли Путин сделал бы немыслимое? Гарри Казианис изучил вопрос для Spectator World . «Да, Россия может применить ядерное оружие», — написал он. «Поскольку президент России Владимир Путин в настоящее время переводит ядерные силы своей страны в состояние боевой готовности, Москва сигнализирует нам, что недавние поставки оружия, санкции, нападки в СМИ и давление на правительство Путина действуют на нервы. Путин пытается недвусмысленно сказать нам, что мы приближаемся к его геополитическим красным чертам, и, как животное в клетке, он нанесет ответный удар, если мы окажем слишком сильное давление. Это может даже означать использование ядерного оружия».

Трудно представить себе более ужасающую возможность. Но из-за извращенных замыслов Путина в отношении Украины мир в настоящее время находится именно там. Он не может позволить себе потерять его, особенно сейчас, когда он так глубоко вляпался. Это означает, что в ближайшие дни и недели жестокость Путина может стать намного хуже.

Главный редактор Trumpet Джеральд Фларри 25 февраля написал о российском вторжении, заявив: «Более двух десятилетий я предупреждал, что Владимир Путин будет ответственный за насильственные завоевания, и что он приведет в движение некоторые удивительные исторические события».

Г-н Фларри объяснил, что его предупреждение о путинской России основано на его понимании Библии:

Иезекииль 38 — особенно важный отрывок о России. … Вся эта глава содержит ошеломляющее представление о могущественной Российской империи и ее «принце», которого все боятся. …

Я твердо верю, что этот «главный князь» — Владимир Путин, и я много раз объяснял почему за последние 20 лет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *