Кто такие гугеноты: ГУГЕНОТЫ | Энциклопедия Кругосвет

Содержание

Гугеноты | это… Что такое Гугеноты?

ТолкованиеПеревод

Гугеноты
Гугеноты (Huguenots) — название франц. протестантов (кальвинистов),происходящее от имени Гюга, женевского гражданина, или. как думаютдругие, испорченное из Eidgenossen (как называли швейцарцев). Сначалаэто прозвище имело значение насмешки и употреблялось противникамипротестантов; но впоследствии, когда реформация стала распространятьсяво Франции, оно приобрело, благодаря главным образом пропагандеженевских граждан, право гражданства у французских протестантов.Сторонники реформации во Франции появились очень рано. Лефевр, Брюсонне,Фарель, Руссель пропагандировали протестантское учение. Припокровительстве Маргариты, королевы наваррской, сестры короля ФранцискаI, возникли тайные лютеранские общины. Но наибольшее сочувствие ираспространение нашло учете Кальвина, особенно в среди дворянства исреднего сословия.
Франциск I повелел конфисковать все протестантскиесочинения и запретил Г., под угрозою смертной казни, устраивать своепротестантское богослужение; но эти меры не могли остановитьраспространение реформатского учения. Генрих II в 1555 г. издал эдикт,которым грозил Г. сожжением на кострах, и после заключенияКатоКамбрезийского мира с особенным рвением принялся за искоренение»ереси». Тем не менее при нем во Франции насчитывали до 2000кальвинистских общин. При Франциске II, находившемся под сильнымвлиянием Гизов, в 1559 г. при каждом парламенте была учреждена особаякомиссия (Chambre ardente), следившая за исполнением эдиктов оберетиках. Всеобщая оппозиция против Гизов дала Г. мужество боротьсяпротив преследований. Часть дворян-кальвинистов, под руководствомЛареноди, составила заговор, с целью потребовать от короля свободысовести и удаления Гизов, а в случай отказа — силою захватить короля изаставить его передать управление расположенным к кальвинизму: Бурбонам,Антону Наварскому и Людовику Кондэ.
Заговор был открыт; Король бежал изБлуа в Амбуаз. Нападение заговорщиков на Амбуаз было отбито; многиепогибли в бою, другие казнены. Тем не менее в мае 1560 г. былиуничтожены Chambres ardentes, но по-прежнему запрещены религиозныесобрания и публичное отправление протестантского богослужения. В августетого же года адмирал Колиньи на собрании нотаблей потребовал длякальвинистов свободы совести. Собрание отложило решение до созваниягенеральных штатов в Орлеане; чтобы воспрепятствовать постановлениямэтого собрания в благоприятном для Г. смысле, Гизы захватили в пленБурбонов, а Кондэ, за участие в заговоре, был приговорен к казни. СмертьФранциска II помешала исполнению приговора. При Карле IX, в 1561 г.,издан был эдикт, которым отменялась смертная казнь за принадлежность кереси. Для прекращения вражды между католиками и Г., был устроен междуними религиозный диспут в Нуасси, который, однако, не привел к желанномусоглашению. Так называемый триумвират, из герцога Гиза, коннетабляМонморанси и маршала Сент-Андре, стремился к подавлению реформации, иему удалось перетянуть на свою сторону Антона Наваррского.
Как толькобыл издан эдикт 1562 г., предоставлявший Г. право свободногобогослужения, Франциск Гиз напал при Васей на толпу Г., собравшихся всарае для совершения богослужения. Все они были перебиты, и это былоначалом междоусобной войны. Первая война (всех было 8) велась спеременным счастьем и кончилась в 1563 г. соглашением, получившим своеподтверждение в Амбуазском эдикте, в котором Г. опять была предоставленасвобода вероисповедания. Королева-мать, лишив Гизов влияния, не желала,однако, чтобы им стали пользоваться Г., и новым эдиктом отменила почтивсе прежние вольности, предоставленные Г.; тогда Кондэ и Колиньирушились захватить короля в свои руки; но заговор их был открыт и дворбежал в Париж. Кондэ осадил столицу. Снова был заключен мирный договор вЛонжклю, в силу которого была объявлена всеобщая амнистия; но спустяполгода возгорелась опять гражданская война. Ненависть католическихнародных масс против Г. выразилась во многих кровавых насилиях.
Кондэ иКолиньи бежали в Ларошель, которая с этих пор стала главною квартирою Г.Английская королева Елизавета снабдила Г. деньгами и оружием, немец.протестантские князья оказали им помощь войсками. В битве при Жарнаке, в1567 г., католики, под начальством маршала Таванна, разбили Г. наголову; Кондэ попался в плен и был убит. Иоанна Наваррская созвала тогдаГ. в Коньяк, воодушевила их своей речью и поставила во главе войскасвоего сына, Генриха; но, несмотря на подкрепления, посланные Германией,Г. снова потерпели поражение, и только в следующем году Колиньи удалосьзавладеть Нимом и Ларошелью и нанести поражение королевским войскам.Наконец, умиренная партия взяла верх, и в том же году был заключенСен-Жерменский мир, в силу которого была объявлена амнистия и свободавероисповедания. Для большей гарантии, в руках Г. оставлены крепостиЛарошель, Лашарите, Монтобан и Коньяк. Чтобы приобрести доверие Г.,Екатерина Медичи решила выдать замуж сестру Карла IX за ГенрихаНаваррского; были начаты переговоры с Англией относительно совместнойподдержки нидерландского восстания.
Колиньи был назначен главнымначальником снаряженной с этой целью французской армии. Во всей Францииводворилось спокойствие и мир, так что королева наваррская, вместе спринцем Кондэ и Генрихом Наваррским, безбоязненно могла приехать вПариж, на бракосочетание последнего с сестрой короля. На эту свадьбубыла приглашена масса знатных Г.; глава их, Колиньи, пользовался,по-видимому, исключительным благоволением короля и руководил французскойполитикой. Католики с возрастающей ненавистью смотрели на это сближение;да и королева-мать прежде всего хотела устранить Колиньи, находя еговлияние вредным для себя. Этим была вызвана Варфоломеевская ночь. МногиеГ. спаслись от резни и стали защищаться с мужеством отчаяния в Ларошели,Ниме, Монтобане. Везде, где Г. чувствовали себя достаточно сильными, онизакрыли перед королевскими войсками ворота. Тщетно старался герцогАнжуйский завладеть Ларошелью; война кончилась миром 1573 г., покоторому Монтобан, Ним и Ларошель остались за Г.
и в этих городах имбыла предоставлена свобода богослужения. Вскоре после заключения мира,умеренная партия завязала сношения с Г., чтобы с помощью их добитьсянизвержения Гизов. Заговор был, однако, открыт; герцог Алансонский(младший брат Карла IX), стоявший во главе этой партии, и ГенрихНаваррский были заключены в Венсенн, а Кондэ спасся бегством вСтрасбург. При Генрихе III начались снова преследования Г., и войнавозобновилась, причем к Г. присоединился и Генрих Наваррский, перешедшийснова в протестантизм. Кондэ, подкрепленный вспомогательным немецкимкорпусом, вторгся во Францию. Король, видя перевес военной силы настороне Г., рушился на выгодный для них мир, по которому, за исключениемПарижа, они получили право свободного богослужения, доступ ко всемдолжностям и восемь новых укрепленных мест. Но в том же 1576 г. герцогГенрих Гиз основал священную лигу для защиты катол. веры. Король, наблуаских генеральных штатах, сам стал во главе лиге, и тогда сновавозгоралась религиозная война; она продолжалась недолго, потому чтоГенрих III опасался честолюбивых планов герцога Гиза больше, чем самихГ.
, в решил в 1579 г. заключит мир в Пуатье, которым восстановлены быливсе прежние вольности Г. Возрастающее влияние Гиза заставилокоролеву-мать войти с Генрихом Наваррским в переговоры, закончившиесяпредоставлением еще более широких прав Г. и передачею им четырнадцатиукрепленных мест. После смерти младшего брата короля, ближайшие права натрон принадлежали Генриху Наваррскому; но так как герцог Гиз не желалдопустить, чтобы корона досталась еретику, то заключил союз с Испанией ипапой для устранения Генриха. лига провозгласила наследником престоластарого кардинала бурбонского и заставила короля в 1585 г. издатьНемурский эдикт, которым отнимались все прежние права и преимущества уГ., католицизм объявлялся господствующей религией во Франции, а всемисповедывавшим другие религии предписывалось покинуть страну в течениемесяца. Г. взялись снова за оружие и возникла восьмая религиозная война,известная в истории под именем «войны трех Генрихов». ПротестантскаяГермания поддержала Г.
присылкою войск, Англия — деньгами. ГенрихНаваррский нанес католикам при Кутра решительное поражение. Несмотря наэто, Гиз, пользуясь бунтом парижан, заставил короля издать эдикт,лишавший права на франц. престол лиц не катол. вероисповедания. Послесмерти Генриха III, Генрих Наваррский, в силу наследственного права,стад законным королем Франции, но ему пришлось выдержать продолжительнуюборьбу и перейти в католицизм, прежде чем за ним была всеми признанакорона. Сначала Король опасался раздражить католиков покровительствомГ., но, наконец, в 1598 г. издал Нантский эдикт, который был как быповторением прежних эдиктов 1563, 1570, 1577 гг., с некоторымидобавлениями . Несмотря на недовольство парижского парламента, Генрихзаставил его внести в свои регистры Нантский эдикт. Хотя Людовик XIII иподтвердил этот эдикт, тем не менее Г., под влиянием честолюбивогодворянства, поддержала восстание принца Генриха II Кондэ и успокоилисьтолько тогда, когда были подтверждены их права и вольности.
В 1617 г.катол. духовенство убедило короля издать эдикт, которым вводилась катол.религия в чисто протестантском Беарне; Г. должны были возвратитькатоликам церковные имущества, бывшие в их руках уже в течение 50 лет. Ввиду неподчинения их эдикту, Король сам прибыл в Беарн и силою заставилпривести его в исполнение. Г. увидели в этом открытый вызов к войне ивзялись за оружие, но, вследствие неспособности своих предводителей,терпела постоянные поражения. Тем не менее, заключенный в Монпелье мирпредоставил им полную амнистию и возврат захваченных имуществ;запрещалось только без предварительного согласия короля устройстворелигиозных сборищ. Король не выполнил многих условий договора, и Г.восстали снова; их флот, под начальством Субиза, разбил королевскийфлот, посланный Ришелье против Рошфора, но вскоре сам потерпел полноепоражение. После непродолжительного перемирия война снова возгоралась.Несмотря на морскую помощь Англии, королевские войска овладели главнойтвердыней Г.
, Ларошелью. По Алесскому договору Г. должны были срытькрепостные укрепления Кастра, Монтобана, Нима и Юзеза, за что им данабыла амнистия и предоставлена свобода вероисповедания. При Ришелье иМазарини Г. пользовались беспрепятственно своими правами; но ЛюдовикXIV, мало помалу, начал ограничивать права Г., а после смерти Кольбераих стали обращать в католичество насильственным путем, пока и самыйНантский эдикт не был отменен, в 1685 г. Множество Г. спаслось тогдабегством в Швейцарию, Нидерланды, Германию и Англию. В общем Францияпотеряла 200000 трудолюбивых граждан. За границей они везде были принятырадушно и способствовали в значительной мере поднятию торговли ипромышленности. Ожесточающиеся гонения вызвали в 1702 г., в Севеннскихгорах, такт. назыв. восстание камизардов . Несмотря на все стеснительныемеры, протестантизм удержался во Франции. Людовик XV, по настояниюиезуитов, издал несколько новых декретов против еретиков; но духгуманности пустил на столько глубокие корни, что даже королевскиечиновники не в состоянии были исполнять эти декреты. В 1752 г.правительство сделало последнюю попытку подавить протестантизм, объявиввсе крещения и браки, совершенные реформатскими священниками,недействительными и предписав произвести их вновь католическомудуховенству. Эта мера вызвала новую сильную эмиграцию; общественноемнение заставило правительство взять свое постановление обратно.Революция 1789 г. предоставила протестантам все политические права,которых они были так долго лишены. Кодекс Наполеона узаконил ихравноправность и даже реставрация признала за реформатами свободусовести и гарантировала их священникам жалованье от государства. Правда,в начале правления Людовика XVIII протестанты были смещаемы то там, тоздесь с должностей, и на юге Франции, особенно в окрестностях Нима,вследствие подстрекательства ультрароялистов в ультрамонтанов, былиотдельные случаи нападения черни на Г.; но с тех пор подобные явления неповторялись. На русском яз. о протестантском движении во Франции естькапитальные труды проф. И. В. Лучицкого: «Феодальная аристократия икальвинисты во Франции» и «Католическая лига и кальвинисты во Франции»,в которых история Г. рассматривается в связи с политическим и социальнымдвижением во Франции. Кроме того, на русском яз. см. труд Клячина:»Политические собрания и политич. организация кальвинистов во Франции».De Felice, «Hist. des protestants en France»; Anquez, «Hist. desassemblies politiques des reformes en Fr.»; Puaux, «Hist. de la reformefranсaise»; Lacretelle, «Hist. de Fr. pendant les gnerres civiles»;Kitipfel, «Le colloque de Poissy»; Remusat, «La SainteBarthelemy»;Challe, «Le calvinisme et la ligue»; Schaeffer, «Les huguenots du XVIsiеcle»; Soldan, «Gesch. des Protestantismus in Frankreich»; vonPollenz, «Gesch. des franz. Calvinismus»; Baumgarten, «Von derBartholomaensnacht»; Poole, «Hist. of the huguenots»; While, «Massacreof St. Bartholomew, preceded by a narrative of the religious wars».

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

  • Губки
  • Гудеа

Полезное


Гугеноты



Гугеноты

XVI-XVIII вв.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ

Гугеноты

Гугеноты (фр. huguenots) — прозвище, данное католиками французским протестантам, сторонникам кальвинизма в XVI-XVIII вв. Название произошло, по-видимому, от нем. Eidgenossen (конфедераты, союзники), как называли женевских противников герцога Савойского, сторонников Швейцарской конфедерации.

+ + +

Гугеноты — в широком смысле сторонники кальвинистской (протестантской) религии во Франции XVI—XVII веков, в узком смысле — особая религиозно-политическая группировка французских кальвинистов, существовавшая в 60-х годах XVI — 20-х годах XVII века. Социальный состав гугенотов был крайне пестрым: представители буржуазии и плебейства, для которых кальвинизм стал знаменем борьбы против феодальной эксплуатации, с одной стороны; и часть дворянства и феодальной знати, выступавшие с феодально-сепаратистских позиций против крепнувшего королевского абсолютизма, с другой. Борьба между гугенотами и католиками вылились в так называемые Религиозные войны. По мере усиления абсолютизма при Ришелье с политической самостоятельностью гугенотов было покончено («эдикт милости» 1629).

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,
Редактор Вячеслав Румянцев
При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС

гугенотов — Определение и французские гугеноты

Жан Кальвин

После Реформации теолог Жан Кальвин стал ведущей фигурой протестантизма 16 века, прославившейся своим интеллектуализмом.

Подход Кальвина понравился образованным французам, среди его последователей были некоторые из самых ярких и элитных представителей Франции, где преобладали католики, а также видные торговцы и военные. Из-за влияния последователей кальвинизма корона поначалу терпела его.

Церковь гугенотов

Французские кальвинисты приняли имя гугенотов около 1560 года, но первая церковь гугенотов была создана пятью годами ранее в частном доме в Париже.

Происхождение названия гугеноты неизвестно, но считается, что оно произошло от объединения фраз на немецком и фламандском языках, описывающих их практику домашнего поклонения.

К 1562 году во Франции насчитывалось два миллиона гугенотов с более чем 2000 церквями.

Эдикт Сен-Жермена

В январе 1562 г. Сен-Жерменский эдикт признал право гугенотов исповедовать свою религию, хотя и с ограничениями.

Гугенотам не разрешалось практиковать в городах или ночью, и, чтобы утолить страх перед восстанием, им не разрешалось вооружаться.

Резня в Васси 

1 марта 1562 года 300 гугенотов, проводивших религиозные службы в амбаре за городской стеной Васси, Франция, подверглись нападению войск под командованием Франциска, герцога Гиза.

Более 60 гугенотов были убиты и более 100 ранены во время резни при Васси. Франциск утверждал, что он не отдавал приказ об атаке, а вместо этого отвечал на камни, которые бросали в его войска.

Французские религиозные войны

Резня в Васси положила начало десятилетиям насилия, известным как французские религиозные войны.

В апреле 1562 года протестанты захватили Орлеан и вырезали многих католиков в Сансе и Туре. В Тулузе в результате беспорядков погибло до 3000 человек, многие из которых были гугенотами.

Битва продолжалась до февраля 1563 года, когда Франциск, герцог де Гиз, был убит гугенотом во время осады Орлеана и было заключено перемирие.

Резня в день Святого Варфоломея

Довольно скоро религиозное насилие снова обострилось. Худшее из них произошло во время Варфоломеевской резни в 1572 году, когда по всей Франции было убито до 70 000 гугенотов под руководством Екатерины Медичи, королевы-регента и матери короля Карла IX.

В течение трех дней насилия, начавшегося в ночь на 23 августа 1572 г. и распространившегося из города в город, чиновники вербовали граждан-католиков в группы ополчения, которые выслеживали граждан-гугенотов, предаваясь не только убийствам, но и ужасным пыткам, увечьям и осквернению. мертвых.

Насилие и убийства последовали в 12 городах в течение двух месяцев после Варфоломеевской резни, что привело к первой волне отъезда гугенотов из Франции в Англию, Германию и Нидерланды.

Нантский эдикт

Насилие, такое как Варфоломеевская резня, стало нормой, поскольку гражданское кровопролитие и военные сражения тянулись до Нантского эдикта в апреле 1598 года, положившего конец гражданской войне и предоставившего гугенотам требуемые гражданские права.

Гугеноты использовали свою свободу, чтобы организоваться против французской короны, получить политическую власть, накопить лояльные силы и установить отдельные дипломатические отношения с другими странами.

Когда король Людовик XIV взошел на французский престол в 1643 году, гонения на гугенотов начались снова, дойдя до такой степени, что он направил войска на захват домов гугенотов и принуждение их к обращению в католицизм.

Эдикт Фонтенбло

В 1685 году Людовик XIV издал Эдикт Фонтенбло, который заменил эдикт Сен-Жермена и объявил протестантизм незаконным. Последовало новое кровопролитие, и в течение следующих нескольких лет более 200 000 гугенотов бежали из Франции в другие страны.

В 1686 году Людовик XIV решил, что хочет предотвратить бегство гугенотов на юг в протестантские общины, известные как вальденсы или вальдуа, которые поселились в регионе Пьемонт в Италии, который находился сразу за французской границей.

Войска разорили протестантские деревни, 12 000 протестантов были брошены в лагеря, где большинство из них умерло от голода. Те немногие, кто выжил, были отправлены в Германию.

Диаспора гугенотов

Исход гугенотов стал катастрофой для Франции, лишившей ее культурного и экономического влияния. В некоторых французских городах массовый исход означал потерю половины трудоспособного населения.

Гугеноты были особенно плодовиты в текстильной промышленности и считались надежными работниками во многих областях. Они также были образованной группой, умеющей читать и писать. Многие страны приветствовали их и, как полагают, выиграли от их прибытия.

Некоторые бежавшие гугеноты первыми направились в Женеву, но город не мог прокормить такое количество людей, и лишь немногие часовщики остались там.

Части Германии, еще не оправившиеся после Тридцатилетней войны, приветствовали гугенотов. Город Бранденбург зашел так далеко, что объявил о своем желании поселить здесь гугенотов. Около 4000 гугенотов поселились в Берлине, и считается, что они стали той искрой, которая превратила его в крупный город.

Самое значительное население оказалось в Нидерландах, а Амстердам получил больше всего трансплантатов гугенотов. Другие города стремились привлечь гугенотов и соревновались за их привлечение, полагая, что приток квалифицированных, грамотных рабочих может помочь оживить их экономику.

Гугеноты в Англии

Англичане не были в дружеских отношениях с французским королем Людовиком XIV, и гугенотов там приветствовали.

Около одной пятой населения гугенотов оказалось в Англии, а меньшая часть перебралась в Ирландию. Считается, что гугенотам принесли слово «беженец» в английский язык по прибытии на Британские острова, когда оно впервые использовалось для их описания.

Гугеноты в Южной Африке

С 1688 по 1689 год некоторые гугеноты поселились на мысе Доброй Надежды в Южной Африке при поддержке Голландской Ост-Индской компании. Первоначально предложение было сделано в 1685 году, но интерес проявила лишь горстка гугенотов.

Однако после Нантского эдикта несколько сотен человек воспользовались этим предложением, перенеся свои винодельческие и другие навыки в Южную Африку.

Голландская Ост-Индская компания предоставила поселенцам-гугенотам сельскохозяйственные угодья, но разместила их между голландскими сельскохозяйственными угодьями, чтобы отделить гугенотов и помешать им организоваться против голландцев.

Гугеноты в Америке

Некоторые гугеноты эмигрировали задолго до массового движения в 17 веке, но многих постигло несчастье. Группа гугенотов отправилась на остров в заливе Гуанабара в Бразилии в 1555 году, но позже была схвачена и убита португальскими войсками.

В 1564 году норманнские гугеноты поселились во Флориде на территории нынешнего Джексонвилля, но были уничтожены испанскими войсками после ссоры с французским флотом.

Начиная с 1624 года гугеноты стали массово прибывать в район Нью-Йорка и Нью-Джерси. В 1628 году некоторые переехали в то, что впоследствии стало Бушвиком, Бруклин. Другие переехали в Нью-Рошель и Нью-Палц, штат Нью-Йорк, а также на Статен-Айленд.

Ко времени исхода, начавшегося в 1685 году, общины гугенотов возникли в Массачусетсе, Пенсильвании, Вирджинии и Южной Каролине. Часто поселенцы-гугеноты ассимилировались с существующими протестантскими группами.

Отец Пола Ревира, Аполлон Ривуар, был гугенотом, а Джордж Вашингтон происходил от гугенота по имени Николя Мартио.

Huguenots Today

Монетный двор США в 1924 году отметил 300-летие прибытия гугенотов в Новый Свет памятной серебряной монетой, гугенотско-валлонским полдоллара.

По большей части гугеноты во всем мире успешно ассимилировались с господствующей культурой той страны, в которой они поселились, и многие — если они исповедуют какую-либо религию — исповедуют протестантскую форму религии, за которую их изначально преследовали.

По всей Англии, Франции, Австралии и Соединенных Штатах остатки культуры гугенотов, включая французские протестантские церкви, французские названия городов и улиц, а также текстильные и винодельческие традиции, сохранились как напоминания о глобальном влиянии гугенотов.

Источники

Гугеноты. Джеффри Треже.
Убежище гугенотов. Виртуальный музей протестантизма.
История гугенотов. Общество гугенотов Америки.
История гугенотов. Общество гугенотов Англии и Ирландии.
Прибытие и обустройство гугенотов на мысе Доброй Надежды. Общество гугенотов Южной Африки.

История гугенотов – Общество гугенотов Америки

Гугеноты во Франции

Маргарита Ангулемская (1492–1549)

Протестантизм был быстро принят представителями знати, интеллектуальной элитой и профессионалами в области ремесел, медицины и ремесел. Это было уважаемое движение, в котором участвовали самые ответственные и образованные люди Франции. Это означало их стремление к большей религиозной и политической свободе. Имена лидеров гугенотов в то время включали королевские дома Наварры, Валуа и Конде; Адмирал Колиньи и сотни других военных офицеров. Маргарита д’Ангулем, которую ученые называют «первой женщиной современности», была одним из первых сторонников реформ в католической церкви. Маргарита (бабушка Генриха IV) оказала влияние на своего брата Франциска I и заставила его снисходительно относиться к гугенотам.

Церковь гугенотов быстро росла. На его первом синоде в 1559 году было представлено пятнадцать церквей. Более двух тысяч церквей отправили своих представителей на синод в 1561 году. Вначале Франциск I очень благосклонно относился к гугенотам из-за их положения и способностей, а также их экономического вклада в финансы страны. Однако девяносто процентов Франции были католиками, и католическая церковь была полна решимости оставаться контролирующей силой. Гугеноты чередовались между высокой благосклонностью и возмутительным преследованием. Между католиками и гугенотами неизбежно происходили столкновения, многие из которых заканчивались кровопролитием. В течение 1560-х годов столкновения обострились. Наконец, Екатерина Медичи (вдова Генриха II, сына Франциска I) и фракции Гизов, вместе представляющие Корону и Церковь, организовали смертоносный акт.

Варфоломеевская резня, 1572 г.

Тысячи гугенотов находились в Париже на праздновании свадьбы Генриха Наваррского и Маргариты де Валуа в день святого Варфоломея, 24 августа 1572 года. В этот день солдаты и организованные толпы напали на гугенотов, и тысячи из них были убиты. Гаспар де Колиньи одним из первых пал от рук слуги герцога де Гиза и был разрублен на куски. Папа Григорий XIII приказал снять медаль в честь этого события и отправить Екатерине и всем католическим прелатам.

 

Преследование и изгнание

Битва при Иври, 1590

Последовали гражданские войны. 4 марта 1590 года принц Генрих Наваррский возглавил силы гугенотов против Католической лиги в битве при Иври в Нормандии, что привело к решающей победе. Затем, 13 апреля 1598 года, как только что коронованный Генрих IV, он издал Нантский эдикт, который даровал гугенотам терпимость и свободу поклоняться по-своему.

По крайней мере, на какое-то время гугеноты получили больше свободы. Однако примерно через сто лет, 18 октября 1685 года, Людовик XIV отменил Нантский эдикт. Практика «еретической» религии была запрещена. Гугенотам было приказано отречься от своей веры и присоединиться к католической церкви. Им было отказано в выезде из Франции под страхом смерти. И Людовик XIV нанял 300 000 солдат, чтобы выследить еретиков и конфисковать их имущество. Этот отзыв привел к тому, что Франция потеряла полмиллиона своих лучших граждан. Лишь 28 ноября 1787 года, после того как Соединенные Штаты Америки обрели независимость от Англии, маркиз де Лафайет, на которого произвело впечатление то обстоятельство, что многие американские лидеры были гугенотского происхождения, убедил Людовика XVI и Французский совет принять Эдикт о веротерпимости, гарантирующий свободу вероисповедания всем во Франции.

В течение всего периода с начала шестнадцатого века до 1787 года тысячи гугенотов покинули свои дома во Франции и уехали в другие страны из-за повторяющихся волн преследований. Как писала Эстер Форбс в Пол Ревир и мир, в котором он жил в  (Бостон: Houghton Mifflin Company, 1942): в каждой стране, которая их получала, этот удивительный штамм действовал как дрожжи.

 

Гугеноты в Америке

Поселенцы-гугеноты иммигрировали в американские колонии непосредственно из Франции и опосредованно из протестантских стран Европы, включая Нидерланды, Англию, Германию и Швейцарию.

Хотя гугеноты расселились почти по всему восточному побережью Северной Америки, они отдавали предпочтение нынешним штатам Массачусетс, Нью-Йорк, Пенсильвания, Вирджиния и Южная Каролина.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *