Кто такие донские казаки по национальности: история, песни, форма и традиции донского казачества

история, песни, форма и традиции донского казачества

Существуют не только отдельные люди, но и целые их объединения, история и быт которых окружена легендами и своеобразной романтикой. Именно таким объединением можно назвать донское казачество. Россия известна своей армией издавна. Но вряд ли какое другое войско наводило такой ужас на западных и восточных врагов страны, как казаки. Кто же они такие, эти донские казаки, почему о них написано столько книг и песен? Для этого стоит перелистать страницы истории, а также познакомиться с казачьей культурой.

История донских казаков

Большое сообщество людей, принадлежащее к тому или иному народу, однако проживающее обособленно, имеющее свой диалект и культуру, носит название субэтноса. Именно таким субэтносом и стали донские казаки. Об их происхождении до сих пор спорят историки. Неверным было бы считать, что казачество произошло от «иноверцев» – людей иной национальности, нежели доминирующий русский этнос, исповедующих какую-то другую религию. Дело в том, что история донского казачества неотделима от русской истории, и это обусловлено как единым этническим генотипом, так и христианской религией, которой всегда придерживались люди, живущие в этом южном российском регионе.

Историческая область расселения донских казаков – это современные Приазовье, Волгоградская область, восточные части Украины. Именно здесь проживало этническое русское население еще с домонгольского периода, в годы существования Хазарии. Но это лишь одна версия. Согласно альтернативному варианту, которого придерживаются многие историки, во времена монголо-татарского ига исконное население, относившееся к русскому этносу, было уничтожено. В результате эти опустевшие земли начали заселять беженцы из тех областей, которые сегодня называются средней частью России. Во всяком случае, исследователи обнаруживают определенную связь некоторых традиций донских казаков с хлыновскими и новгородскими ушкуйниками, а также мотивы, свойственные жителям Рязанщины.

Документальные источники до середины 16 столетия не упоминали о казаках. Лишь в 1550 году Юсуф, ордынский князь, пожаловался в письме Ивану Грозному на неких людей, подданных русского царя, которые не дают покоя татарским послам, отлавливают их на дорогах, возвращающихся домой с подарками самому Юсуфу, и бессовестно грабят. Судя по всему, уже в середине XVI века будущие донцы действовали активно и не слишком боялись наказания.

Через 20 лет, в 1570 году Иван Грозный направил донским «бродникам» грамоту, признав, таким образом, их как организованное сообщество и дав независимость. Именно этот год считается точкой отсчета официальной истории донских казаков, хотя в действительности формироваться данный субэтнос начал гораздо раньше.

Этапы развития донского казачества

Изначально Донское войско пользовалось своими привилегиями, данными грамотой. Однако постепенно из вольницы начало формироваться самостоятельное, но несколько ограниченное в решениях воинское формирование. Так, уже в 1584 году войско Донское присягнуло Феодору Блаженному (сыну и наследнику Ивана Грозного) на верность. Спустя 40 лет казаки принесли такую же присягу Михаилу Романову. Это, однако, не мешало им иметь собственные взгляды на происходящее и самостоятельно решать, чью сторону поддержать в сложные периоды российской истории – например, во времена Смуты. Более того, донцы периодически умудрялись еще и пиратствовать, отправляясь по морю в турецкие земли. В этих начинаниях Москва старалась их поддерживать, видя свою выгоду. Однако восстание Степана Разина многое изменило. После того как этот бунт был подавлен, полувоенную вольницу вынудили присягнуть Алексею Михайловичу. И донские казаки с 17 века все свои шаги в дальнейшем были обязаны согласовывать с правительственным гарнизоном, который разместился на Дону.

История донского казачества изобиловала самыми разными событиями. Уже одно перечисление их подтверждает то, насколько активно казаки принимали участие во всем, что происходило в стране. Стоит упомянуть:

  • восстание Болотникова;
  • поддержка поляков и Тушинского вора в Смутное время;
  • Азовский поход Петра Первого;
  • русско-шведская война;
  • восстание Булавина;
  • Персидский поход Петра Первого;
  • Семилетняя война;
  • русско-турецкие войны;
  • восстание Пугачева и его подавление;v
  • взятие Измаила;v
  • Итальянский поход Суворова;
  • Отечественная война 1812 года;
  • Первая мировая война;
  • Гражданская война на Дону.

Особенно сложным стал период Гражданской войны, которая длилась на территории Дона в 1917-1920 годах. Эту эпоху донского казачества Шолохов гениально описал в своем знаменитом романе. Многие донцы были вынуждены уехать в эмиграцию, но большинство осталось в Советской России. Однако далеко не все казаки смирились с новой властью, что и привело к неприятному эпизоду в их истории. Далеко не каждому известно, что часть донских казаков в ВОВ перешла на сторону вермахта, а в Новочеркасске была 1-я казачья дивизия. Впоследствии из нее сформировали казачий корпус СС.

После окончания Второй мировой войны донские коллаборационисты были вынуждены скрываться в Европе, однако американцы и англичане выдали их руководству СССР. Во многом эта страница истории существенно подорвала отношение советской власти к донскому казачеству, в результате чего донцы длительное время оставались вне круга интереса и внимания со стороны государства. Тем не менее, отдельные казачьи части воевали против вермахта и на стороне Красной Армии.

Второй шанс донское казачество получило с началом перестройки. В настоящее время во многих городах страны, от Краснодара до Салехарда, имеются собственные казачьи подразделения. Но исконные донцы все же предпочитают оставаться на своей исторической территории, занимая твердую позицию поддержания государственной внешнеполитической линии. Это, в частности, выражается в участии донских казаков в войне на Донбассе.

Как посвящали в казаки донские

Традиции казачества своеобразны. Они, несомненно, берут свое начало от тех полузабытых времен, когда вольница с Дона пользовалась свободой, дарованной Иваном Грозным. Именно в ту пору зарождался своеобразный казачий устав, который регламентировал принятие в казаки.

Нужно отметить, что казаки всегда гордились своим происхождением. В их кругу считалась доблестью не только служба, но и образ жизни. О том, что казаком надо родиться и стать, говорят и некоторая обособленность казачьего уклада, и дошедшие из старины некоторые обряды.

Так, настоящим казаком мог быть только тот, кто родился на Дону и имел свою генеалогию донского казачества. Однако вровень с ним мог стать и потомок в третьем колене человека, принятого на кругу в казаки и создавшего здесь собственную семью. Если казачья семья приезжала на Дон из других мест, можно было пройти обряд посвящения в донские казаки.

В этом ритуале принимали участие дети от 3 до 7 лет (из иногородних семей). Однако станичные дети также проходили такой же обряд посвящения, только возраст их начинался от 10 лет. Сначала мальчик должен был продемонстрировать, что отлично знает не только традиции, но и православные молитвы. Затем он целовал казачью шашку в знак присяги на верность войску Донскому. После этого казачку дарили евангелие и фуражку, и с этого момента он считался полноправным казаком, вступившим на военную службу.

Стоит принять во внимание, что воспитание будущих воинов у донских казаков было доволько строгим. Драться юный казак должен был уметь, когда только начинал говорить. Мальчики учились рукопашному бою с 3-х лет. В том же возрасте начиналась учеба верховой езде. Стрелковое оружие преподавалось с 7-ми лет, а владение орудовать шашкой и нагайкой – с 10-ти. Казаки были не только прирожденными воинами, но и хорошими земледельцами, поэтому детвора работала в поле наравне со всеми уже с пяти лет.

Символика донского казачества

Издревле донцы имели свою атрибутику, по которой их можно отличить от других войсковых соединений. На гербе донских казаков изображен олень, который поражен в бок стрелой. При этом, если рассматривать этот герб в цвете, выясняется, что сам олень имеет серебристый оттенок, а копыта и рога у него – золотые. Стрела, которая пронзила животное, также имеет золотистый цвет. Сам герб выполнен на лазоревом фоне. Почему именно олень со стрелой в боку был выбран для обозначения Всевеликого войска донского, не слишком понятно. Историки утверждают, что этот мотив во многом переплетается с древней киммерийской легендой об олене, который, даже будучи раненым, всегда скрывается от охотника и не дает себя поймать.

Не менее интересен и флаг донского казачества. Он представляет собой полотнище, на котором последовательно расположены три полосы одинаковой ширины – синяя, желтая, красная. Почему именно эти цвета выбраны в качестве войскового объединения? Здесь также существует несколько версий. Согласно одной из них, эти три цвета обозначают три категории населения Дона – казаков (синий), калмыков (желтый), крестьян (красный). По крайней мере именно так они указывались в одном из официальных казачьих законов начала ХХ века.

Есть и другое объяснение. Геральдисты утверждают, что синий цвет символизирует воду Дона, желтый – казачьи степи, а красный – волю к жизни и победе. Более того, бытует мнение, что равная ширина каждой из полос означает принадлежность донцов к христианской религии и веру в Триединого Бога.

Помимо флага донских казаков можно встретить хоругви, а также войсковое знамя, которое выглядит как прямоугольное синее полотнище, отороченное красной каймой. На лицевой стороне знамени расположен государственный герб РФ, на оборотной – герб войска Донского.

Форма и одежда казаков с Дона

В течение веков форменная одежда донских казаков не раз видоизменялась. Однако, начиная со второй половины 19 столетия, она начала приводиться к единому образцу. В настоящее время одеяние донцов стало выглядеть уже традиционным. Во многом форма повторяла общевойсковую. Однако отличительными особенностями в одежде у казаков являются башлык (капюшон с длинными белыми завязками), казакин (накидка), штаны с лампасами. Кстати, даже в мирное время настоящий казак всегда носит шаровары военного образца, на которых в обязательном порядке присутствуют лампасы. Такой лампас – символ того, что некогда казакам была дана воля. Еще один отличительный знак – погоны донских казаков.

Обувью представителям донского казачества служат сапоги. Головной убор – это либо папаха, либо фуражка. По мнению настоящих казаков, голова должна быть покрыта (по крайней мере, во время несения службы).

Фуражка всегда была особым достоянием каждого донца. Отличительные ее особенности – синий цвет и красный околыш. Вручение фуражки мальчику при посвящении в казаки автоматически означало, что он мужчина и может быть настоящим хозяином. В соответствии с этим правилом новоиспеченный казак получал право на земельный надел. Шапка донского казака в прежние времена (а для многих донцов и сегодня) являлась подлинным атрибутом его принадлежности к войску. Без нее появление мужчины даже во дворе собственного дома считалось неприличным.

Культура донских казаков: песни, обычаи

Самобытность казаков отражается и в их культуре. Отечественные зрители и слушатели составляют себе мнение об этом этническом сообществе на основании фильма «Кубанские казаки», песен Розенбаума и книги «Тихий Дон». Однако для того чтобы понять донскую душу, стоит прислушаться к старинным народным песням. Они являются ярким элементом казачьей культуры.

Песни донских казаков слушать нужно хотя бы для того, чтобы понять, насколько тесно эти традиции переплетены с фольклором малороссийских и южных русских регионов. Однако в этих песнях есть и уникальность, свойственная только донской культуре.

Народные казачьи песни исполняются всегда несколькими людьми, причем на фоне обязательных нижних голосов наблюдается высокий подголосок. Это придает песне особую эмоциональность.

Нужно отметить и еще один нюанс – в исполнении задействован хор донских казаков, то есть, старинные песни поют преимущественно мужчины. Возможно, причиной служит тематика такого фольклора, ведь песни казачьи, по большей части, рассказывают о военной службе. Кроме того, казаки не просто поют, но и с помощью вокала проигрывают, проживают любую песню. Наконец, особенностью является и длительность подобных песен. Считалось, что чем длиннее песня, тем лучше.

В целом песни донского казачества можно поделить на строевые и лирические. Первые отличаются ярко выраженным темпом и напоминают молодецкую скачку на лошадях. Лирические же песни, чаще всего, являются медленными, плавными, протяжными.

Культура донских казаков сформировалась на базе христианских ценностей. Так, строго соблюдаются 10 заповедей, а также казачьи обычаи. Среди последних выделяется безоговорочное подчинение старшим, уважительное отношение к женщинам, гостям дома. Родители являлись для казаков основой мироздания, поэтому дети в казачьих семьях всегда обращались к отцу и матери исключительно на «Вы». А в присутствии человека, старшего по возрасту, запрещалось не только курить, но и сидеть.

Несмотря на то, что двор донских казаков всегда хлебосолен, а сами станичники очень позитивно относятся к застольям, пьянство в их среде строго осуждается. Напиться до состояния риз считается зазорным. Вместе с тем, редко какой праздник у донцов обходится без угощения, танцев и песен. А вот и еще одна сторона казачьих обычаев – гулянья исключительно мужской компанией, без женщин, ведение бесед. Видимо, связан такой обычай был с привычкой к долгим военным походам. В настоящее время эта традиция почти ушла в прошлое.

Почему донские казаки не женились на русских

На этот вопрос можно ответить, изучив историю казачества. В 15 веке крестьяне, искавшие вольно жизни и нашедшие свою землю на берегах Дона, были практически все мужского пола. Неудивительно, что «женский вопрос» стоял очень остро. Отчасти поэтому частенько казаки устраивали набеги на соседей, в основном Турцию. В качестве трофеев нередко попадались красивые турчанки, их донцы брали в жены, образуя смешанные браки.

Интересный факт!

Во время атаки на турок в Таганрогском заливе в 1635 году донские казаки захватили в плен 1735 женщин, которых всех впоследствии взяли в жены. Турчанок они называли ясырками, а рожденных детей — болдырями. От этого то и пошла фамилия Болдырев.

А вот жениться на русской или украинке у донских казаков было не в почете. Даже, когда на Юг массово заселялись русские, донцы предпочитали дистанцироваться от близких контактов. Переселенцев, вероятнее всего, они воспринимали, как угрозу своей самобытности. Если все-таки свадьба состоялась, то донской казак обрекал себя и свой род на вечный позор. Интересно, что казаки старались рано обзаводиться семьей, до 20 лет, чтобы успеть продолжить свой род до уход на службу.

Национальность и происхождение донских казаков, что говорит генетика

Главная » Книги по военной истории

в Избранноев Избранномиз Избранного 1

Вопрос этнического происхождения донских казаков из исторической дискуссии перерос в спекулятивную тему, которую в начале ХХ века использовали для политического раскола России. Сторонники казачьей независимости утверждали, что казаки самостоятельный народ, кровно не связанный с русскими. Окончательный ответ на этот вопрос историки смогли дать только благодаря генетике.

Содержание:

Потеря вольностей

До конца XVI века донское казачье войско не подчинялось русскому правительству, однако не жило в отрыве от Руси.

Из нее донцы получали новых бойцов, хлеб, порох, свинец и прочие припасы, необходимые для войны с турками и татарами. В 1584 году донские казаки принесли присягу на верность царю Федору Иоанновичу, а во время Смуты поддерживали самых разных самозванцев.

Впоследствии они присягнули на верность царю Михаилу Федоровичу Романову, но дела с донцами Россия вела через Посольский приказ – аналог современного министерства иностранных дел. В 1708 году большая часть донских казаков поддержала восстание Булавина и Петр I упразднил их право на независимость и вольности, дарованные Иваном Грозным. В 1718 году их церкви стали подчиняться Воронежской епархии.

Проводы донских казаков в армию

Более двух веков казаки были главной опорой императорского трона, но в начале ХХ века на территории Войска распространение получила идея отличности станичников от остальных русских.

Ее сторонники утверждали, что казаки не часть великоросской общности, а отдельный народ, имеющий право на собственное государство.

Происхождения казаков

Вопросом происхождения казачества историки занимаются с середины XIX века. Несмотря на это четкой концепции на этот счет у ученых нет. Основными являются следующие теории:

  • миграционная – основу донского казачества составили русские люди – старообрядцы, разбойники, первопроходцы, которые бежали на Дон из-за конфликта с властью. Теорию отстаивал историк Сергей Соловьев;
  • татарская – тюркское слово «казак» означает свободного человека и разбойника. Историк Вельяминов-Зернов считал казаков татарами, принявшими христианство, Татищев предполагал, что они потомки касимовых татар, которые под давлением ногайцев переселились на Дон. Руслан Скрынников считал, что основой казачества стали татары-мишари, к которым присоединились русские переселенцы;
  • смешанная – Лев Гумилев выдвинул версию, по которой казаки сформировались в результате смешения русских переселенцев и кавказских косогов, сбежавших в донские степи с Кубани;
  • автохтонная – казаки потомки древнего праславянского населения, которое еще в середине I тысячелетия н. э. жило по берегам казачьих рек.

В последнее время развиваются теории о скифских, сарматских, готских и хазарских корнях. Дать ответ на сложный вопрос происхождения казаков, и степени их родства с русскими, историкам и антропологам помогла генетика. Наличие в казаках нерусского элемента в любом случае должно отобразится в его генетическом материале, который и был изучен учеными.

Сбор и изучение генетического материала

Исследование генома донских казаков провел Медико-генетический научный центр, под руководством доктора биологических наук профессора Елены Владимировны Балановской. Работа была проведена лабораторией популярной генетике ФГБНУ «МГНЦ», совместно с международным проектом The Genographic и при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований. ДНК материал для исследования был собран в 2008 году в разных казачьих станицах и хуторах верхнего и нижнего Дона.

В проекте приняло участие 324 мужчины, предки которых достоверно происходили из казачества и уже три поколения проживают на данной территории. Специалисты Медико-генетического центра проанализировали ДНК быстро мутирующих тандемных повторов Y-хромосомы, который известен как фрагментный анализ. Это распространенный в криминалистике способ определения отцовства, а в популяционной генетике он используется как «молекулярные часы», определяющие возраст отдельных гаплогрупп. Обработанн было ДНК 131 казака из станиц Верхнего Дона.

Результаты генетического исследования

По полученным данным миграционный поток в казачьи области шел с Южной и Центральной области России, а также с Украины. Генетически, с жителями этих регионов донцы практически идентичны. Полных совпадения с южнорусской популяцией обнаружено 8%, а с центральнорусской – 6%. С жителями Северной России совпадений практически нет.

Карта генетических расстояний от донских казаков. Чем темнее цвет, тем больше генетическое расстояние от казаков до данной популяции.

Больше всего переселенцев на Дон пришло с территории Воронежской, Курской, Орловской, Белгородской области. Обнаружена незначительная часть татарского элемента. Видимо, это след ногайской прослойки, которая влилась в состав Донского Войска. Кавказские народы практически не связаны с казаками. Выявлено 1% совпадение с черкесами, что может быть отголоском общего потока генов между Восточной Европой и Кавказом.

Руководитель лаборатории геномной географии Института общей генетики РАН Олег Балановский говорит, что такая ситуация характерна не только для донского, но и кубанского и запорожского казачества. В их генофонде отсутствует или находится в низких частотах Y-хромосомные гаплогруппы G и J, характерные для кавказских и азиатских народов.

Гребенские казаки

Таким образом донское казачество вместе с кубанским и запорожским образовала единый южнославянский генофонд, что подтверждает миграционную теория образования казачества. Генофонд терских казаков отличается большой долей компонента горских народов Западного Кавказа. Это роднит их с адыгами, абхазами, сванами, карачаевцами, балкарцами.

Внешность донского казака

Наиболее полное исследование антропометрических данных казаков провел советский антрополог и доктор биологических наук Виктор Бунак. На основе собранных данных ученый поделил жителей донских станиц на три антропометрических группы:

1. Казаки-великороссы – самая большая категория для представителей которой характерны светлые волосы и борода. Прямой нос, большой рот, широкое лицо и разрез глаз. Высокий рост сближает их с русским населением средней Волги. В целом казаки имеют черты характерные для общерусского антропологического типа.

2. Казаки-малороссы – потомки запорожских казаков (черкас), которые переселились на Дон в разные исторические периоды. Для них характерен средний рост, темные волосы и смуглей, чем у великороссов кожа. Волосы темные, голова круглая, нос с горбинкой. Имеют короткий торс, длинные ноги и руки.

3. Смешанный тип – высокорослы имеют высокий лоб и круглую голову. Преобладают темно-русые волосы и небольшой подбородок. Часто встречаются блондины с носом, имеющем горбинку.

Калмыки-бузавы, служившие в составе войска Войска Донского

Свой след в антропометрии казаков оставили и соседние народы – татары (выпуклый лоб, смуглое широкое скуластое лицо и короткие кривые ноги), калмыки (красивые и широкие лица, чаще всего проявляются у женщин) и даже евреи (долговязость, семитский нос, темные волосы, но с рыжей бородой).

Автор: Александр Бражник

Источник — https://zen.yandex.ru/media/moiarussia.ru/nacionalnost-i-proishojdenie-donskih-kazakov-chto-govorit-genetika-5e3114aef5f9695471f0e3c4

[Программа гапломатч для сравнения STR-гаплотипов Y-хромосомы и ее применение для анализа происхождения донских казаков]

Клинические испытания

. 2016 май; 52(5):595-604.

[Статья в русский]

Чухряева М.И., Иванов И.О., Фролова С.А., Кошель С.М., Утевская О.М., Схаляхо Р.А., Агджоян А.Т., Богунов Ю.В. , Балановская Е.В., Балановский О.П.

  • PMID: 29368486

Клинические испытания

[Статья в Русский]

М И Чухряева и др. Генетика. 2016 май.

. 2016 май; 52(5):595-604.

Авторы

Чухряева М.И., Иванов И.О., Фролова С.А., Кошель С.М., Утевская О.М., Схаляхо Р.А., Агджоян А.Т., Богунов Ю.В., Балановская Е.В., Балановский О.П.

  • PMID: 29368486

Абстрактный

STR-гаплотипы Y-хромосомы широко используются в качестве эффективных генетических маркеров в исследованиях человеческих популяций и в криминалистическом анализе ДНК.

Часто возникает задача сравнить спектр гаплотипов у особей или целых популяций. Выполнение этой задачи вручную слишком трудоемко и потому нереально. Мы предлагаем алгоритм подсчета сходства между STR-гаплотипами. Этот алгоритм подходит для массовых анализов образцов. Он реализован в компьютерной программе Haplomatch, позволяющей находить гаплотипы, отличающиеся от целевого гаплотипа на 0, 1, 2, 3 и более мутационных шагов. Программа может работать в двух режимах: сравнение особей и сравнение популяций. Гибкость программы (возможность использования любой внешней базы данных), удобство ее использования (используются электронные таблицы MS Excel) и возможность применения к другим хромосомам и другим видам могут сделать эту программу новым полезным инструментом в популяционной генетике и судебно-медицинской экспертизе. генеалогические исследования. Программа Haplomatch находится в свободном доступе на нашем сайте www.genofond.ru. Программа применяется для изучения генофонда казачества. Проведен экспериментальный анализ Y-хромосомного разнообразия в репрезентативной выборке (N = 131) казаков Верхнего Дона.
Анализ STR-гаплотипов выявляет генетическую близость казаков к восточнославянским популяциям (в частности, к южным и среднерусским, а также к украинцам), что подтверждает гипотезу о происхождении казаков в основном за счет иммиграции из России и Украины. Также обнаруживается небольшое генетическое влияние тюркоязычных ногайцев, вероятно, вызванное их залеганием в Донском Войске в составе татарского слоя. Сходства между гаплотипическими спектрами казаков и кавказских популяций не обнаружено. Это тематическое исследование демонстрирует эффективность программного обеспечения Haplomatch при анализе больших наборов гаплотипов STR.

Похожие статьи

  • Анализ гаплотипов полиморфных маркеров 40 Y-STR в популяциях Китая.

    Оу С, Ван И, Лю С, Ян Д, Чжан С, Дэн С, Сун Х. Оу Х и др. Судебно-медицинская экспертиза Int Genet. 2015 ноябрь;19:255-262. doi: 10.1016/j.fsigen.2015.08.007. Epub 2015 28 августа. Судебно-медицинская экспертиза Int Genet. 2015. PMID: 26344901

  • Анализ распределения гаплотипов 17 локусов Y-STR и гаплогрупп Y-хромосомы в пяти китайских этнических группах.

    Ван И, Лю С, Чжан ЦС, Ли Р, Ли И, Оу XL, Сунь ХИ. Ван Ю и др. Электрофорез. 2015 окт; 36 (20): 2546-52. doi: 10.1002/elps.201500089. Электрофорез. 2015. PMID: 26105777

  • Северные славяне из Сербии не проявляют эффекта основателя в аутосомных и Y-хромосомных STR и сохраняют свое отцовское генетическое наследие.

    Рембала К., Веселинович И., Сивакова Д., Пацкун Е., Кравченко С., Щерковская З. Рембала К. и др. Судебно-медицинская экспертиза Int Genet. 2014 Январь;8(1):126-31. doi: 10.1016/j.fsigen.2013.08.011. Epub 2013 4 сентября. Судебно-медицинская экспертиза Int Genet. 2014. PMID: 24315599

  • Генетический портрет индейского племени Ораон, нарисованный с использованием 15 аутосомных и 17 Y-хромосомных STR-маркеров.

    Шривастава П., Джайн Т., Триведи В.Б. Шривастава П. и др. Международная юридическая медицина. 2016 г., сен; 130 (5): 1185-6. doi: 10.1007/s00414-016-1322-7. Epub 2016 4 февраля. Международная юридическая медицина. 2016. PMID: 26846764

  • Вклад мужчин в бразильское население Эспириту-Санту.

    де Ф. Фигейреду Р., Амброзио И.Б., Браганхоли Д.Ф., Чемале Г., Мартинс Х.А., Гомеш В., Гужман Л., Чикарелли Р.М. де Ф. Фигейредо Р. и соавт. Международная юридическая медицина. 2016 май; 130(3):679-81. doi: 10.1007/s00414-015-1214-2. Epub 2015 16 июня. Международная юридическая медицина. 2016. PMID: 26076592 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Связь генетических, культурных и географических ландшафтов Мавераннахра.

    Жабагин М., Балановская Е., Сабитов З., Кузнецова М., Агджоян А., Балаганская О., Чухряева М., Маркина Н., Романов А., Схаляхо Р., Запорожченко В., Сароянц Л., Далимова Д., Давлетчурин Д., Турдикулова С., Юсупов Ю., Тажигулова И., Акилжанова А., Тайлер-Смит С., Балановский О. Жабагин М. и соавт. Научный представитель 8 июня 2017 г .; 7 (1): 3085. дои: 10.1038/s41598-017-03176-з. Научный представитель 2017. PMID: 28596519 Бесплатная статья ЧВК.

Типы публикаций

термины MeSH

Южный федеральный университет | Пресс-центр: Российские казаки: класс или этнос?

Казачество в России зародилось много веков назад. Из военного сообщества оно сформировалось в отдельную прослойку общества. До сих пор специалисты не могут прийти к единому мнению: можно ли считать казаков этносом или особым явлением или определенным классом. Свою позицию при ответе на этот вопрос имеют и историки Южного федерального университета.

Почему казаки не этнос

«Этническая самоидентификация – это личный выбор каждого человека, государство и общество не должны ничего навязывать. Что касается происхождения, то по источникам существует тесная связь донских казаков с русским народом, а также казаков с украинским народом. Преобладают восточнославянские корни казачества. В то же время казаки были этнически пестрыми», — отмечает Д.И. наук, профессор кафедры специальных исторических дисциплин и документоведения Института истории и международных отношений ЮФУ Николай Мининьков.

По данным историка, среди донских казаков есть большая группа калмыцких казаков. До 70-х гг. XIX век. жила группа казаков-татар, которые затем эмигрировали в Турцию. В XVII в. по источникам, «донские татары» общеизвестны. Это донские казаки, сохранившие мусульманскую веру и свои имена. В целом в литературе рассматривалось этническое происхождение отдельных казаков. Кроме казаков восточнославянского происхождения (украинцы по происхождению — казаки Черноморского казачьего войска, ставшего основной частью кубанского казачества), калмыков, представителей тюркских народов, есть казаки иного происхождения.

«Миф о происхождении казачества в древности (Е.П. Савельев) считаю мифом о казачестве как об особом этносе, не принадлежащем русскому народу. Можно говорить о тенденции превращения казачества в субэтнос до революции, она существовала, ее признавал выдающийся историк казачества В.Н. Королев, работавший в ЮФУ, но революция и гражданская война прервали этот процесс. Также нельзя говорить о происхождении казаков только из-за бегства крепостных и холопов. Уход крепостных из внутренней России на Дон с принятием этих людей в казаки действительно имел место и усилился после принятия Уложения царем Алексеем Михайловичем в 1649 г., — добавил Николай Александрович.

Как уточнил Николай Мининков, на самом деле процесс формирования казачества был гораздо сложнее. Источники часто позволяют проследить происхождение некоторых казаков XVII века, как правило, происходили из служилых людей по прибору.Во второй половине 17 в.в источниках появляется все больше и больше донских казаков во втором поколении.

«Вопрос о принадлежности казаков к отдельному этносу стоит не столь категорично ставится сегодня исторической наукой. Более того, я считаю это утверждение неверным само по себе.О каких казаках в данном случае идет речь?Сами казаки были крайне неоднородны в этническом,культурном и в других отношениях.Безусловно,классовый и прочая обособленность стали характеризовать Донское и другие казачьи Войска с течением времени, его непростые отношения с так называемыми иногородними и другими категориями. наступление казачьих отрядов извне стало ограничиваться, хотя бы и из среды славян», — Дмитрий Сен, Д. и. наук, профессор кафедры специальных исторических дисциплин и документоведения Института истории и международных отношений ЮФУ.

Как заметил Дмитрий Сень, с другой стороны, еще в 18 веке. Русское самодержавие не сильно препятствовало пополнению иноэтничностями (опять же извне) самых разнообразных казачьих Войск, зачисляя в них представителей самых разных народов — калмыков, ногайцев, татар, кабардинцев и других. В целом следует отметить, что казачество не является исключительным для истории явлением культуры, скажем, присущим только России. В то же время состав самих российских казаков следует признать исключительно разнообразным — они полиэтничны и поликонфессиональны, органично сочетают в себе культуру межнациональных контактов и не всегда выражают волю только государственных институтов. И, конечно, не следует забывать, что казаки постоянно трансформировались — поэтому, скажем, донские казаки второй половины XVI века. и 18 век. — это разные общины или, другими словами, разные донские казаки. Здесь, например, принципиальной была разница между их «свободным», в первом случае, и «военнослужащим», во втором случае, статусом.

Антон Аверьянов, кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории ХХ-ХХI веков, добавил, что до революции казачество определялось по сословной принадлежности. Казаки были одним из сословий (как дворянство, буржуазия, духовенство, купечество и т. д.) со своими четко регламентированными правами и обязанностями.

«Если в прежние времена — XVI-XVII вв. — стать казаком было достаточно легко (небольшие казачьи общины в условиях постоянной военной опасности нуждались в притоке новых людей), то со временем — к XIX в. Казачество интегрировалось в социальную и государственно-правовую систему Российской империи, так как казачество наделялось определенными привилегиями, наконец, по мере роста населения и истощения земельных ресурсов казачество превращалось в закрытую социальную структуру, которая явно отделилась от окружающего населения и защитила свою корпоративную идентичность. Теперь решающее значение имело происхождение — рождение от казака и казачки. Хотя формально в казачье сословие еще мог вступить любой гражданин, массовый прием в казаки, как это было раньше, прекратился», — сказал Антон Аверьянов.

По мнению эксперта, в советское время казачество, лишенное исключительного права владения землей, превратилось в этнокультурную группу, самосознание которой постепенно размывалось. Хотя в деревне есть казачья идентичность, многие традиции и обычаи сохранились. На современном этапе идет процесс поиска места казаков в обществе, их уникальной социальной ниши. Ключевая идея – служить обществу и государству.

 

Русские казаки — явление неуникальное

Как сказали историки, получается, что русские казаки — явление неуникальное. В средние века подобные воинствующие группировки возникали на территории других стран. Но со временем они не достигли такого развития и вовлеченности в государственные дела, как русские казаки. В качестве такого населения, переселившегося на Запад, он называл пионеров, ковбоев, звероловов. А. Каппелер сравнивал все эти группы с казаками, признавая, что такое сравнение условно (Каппелер А. Казаки. История и легенды. Перевод с немецкого Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2014. С.81-85).

Дмитрий Сень также считает, что казаки не являются исключительно российским явлением. Кроме того, напрасно идеализировать отношения казаков и власти — на протяжении их крайне «неравномерных» отношений. Русские казаки не обязательно и далеко не всегда русские по своему этническому составу, не всегда православные (равно как и буддисты, мусульмане), не всегда лояльны царизму и так далее. Утверждать обратное — значит сознательно не замечать многообразия внутренних составляющих казачества, значения собственной культуры и особого взгляда самих казаков на мир и на государственную власть, выхолащивать историю казачества в угоду мифологических и других псевдонаучных построений. Нельзя обобщать значение только одного «московоцентрического» взгляда в жизни казачества, скажем, XVI-XVII вв. Например, донцы активно взаимодействовали с разными народами и государствами Европы и Востока, и их военно-политические интересы не всегда совпадали с целями московской дипломатии.

«Историю русского казачества уместно рассматривать на фоне мировой истории и других, подобных военизированных (военизированных) сообществ — граничар, ускоков и др. Несомненно, раннее казачество явление более органичное для восточных , включая тюркский мир, чем для славянского мира. В частности, речь идет о ногайских казаках, казаках Золотой Орды, азовских казаках и других. Кстати, многие крайности разных подходов при описании культурных особенностей казачества и разных векторов его исторического развития успешно преодолены в новейших монографиях — «Казачество в тюркском и славянском мире» (Казань, 2018) и «История донского казачества» в трех томах (Ростов-на-Дону, 2020 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *