Кто такая пифия: Недопустимое название | Матрица вики

Пифия (Матрица) | это… Что такое Пифия (Матрица)?

У этого термина существуют и другие значения, см. Пифия (значения).

Пи́фия, в оригинале Оракул (англ. The Oracle) — вымышленный персонаж во вселенной кинотрилогии «Матрица». Роль Пифии в первых двух частях исполняла актриса Глория Фостер. Вторая часть трилогии стала последним фильмом в жизни Фостер. В третьей части роль Пифии исполнила Мэри Элис.

Пифия — программа, специально созданная для изучения человеческой психики. В оригинале персонаж звали Оракул (англ. The Oracle), но в русском переводе его имя было изменено на Пифию (древнегреческая жрица-прорицательница), в связи с тем, что в русском языке слово Оракул мужского рода, а персонаж женский. В английском языке Оракул не имеет такой жёсткой привязки к полу. Надо отметить, что в переводах на другие языки также не всегда использовался прямой перевод слова «Оракул».

По мнению критиков, взаимоотношения Пифии и Архитектора соответствуют взаимоотношениям между концепциями «рефлективной» и «первичной» наукофикации, которые обозначил Ульрих Бек в своей работе «Общество риска» (1986). Пифия с рационально-критической позиции оценивает техно-научную цивилизацию, которая заключена в Матрице. Фактически, она пытается определить те риски, которые стоят перед этой цивилизации, а также степень опасности этих рисков. Такой подход аналогичен действиям современных учёных, которые анализирует нашу «Матрица-подобную» массовую культуру.[1]

Как объясняет в фильме Архитектор, он пытался создать идеальную конструкцию общества — но при этом потерпел полный провал. Мир был построен заново с учётом истории человечества и его «гротескной» (по словам Архитектора) культуры, но и эта попытка закончилась провалом. В конце концов Архитектор пришёл к выводу, что решение скорее сможет найти интеллект несколько иного типа — может быть, не столь мощный (как его собственный), но зато не пытающийся найти именно «идеальное» решение. В итоге, к такому решения проблем этой цивилизации ближе всего подошла Пифия — программа, которая была создана для изучения некоторых аспектов человеческой психологии. «Если я — Отец Матрицы, то она, без сомнения, её Мать», — говорит Архитектор.[1]

В то время, как целью Архитектора является реконструкция природы и общества в Матрице — Пифия старается реконфигурировать уже созданную «Матрицу» так, чтобы в ней были допустимы разнообразные варианты человеческой индивидуальности. При этом она сознаёт, что её действия (а точнее — предсказания) оказывают значительное влияние на развитие человеческого общества внутри Матрицы.[1]

Во втором фильме программа Пифия говорит Нео: «Меня интересует лишь одно — будущее. И поверь мне, мы [машины и люди], лишь сплотившись, доживём».

См. также

  • Пифия
  • Оракул

Ссылки

  • Пифия (The Oracle) на сайте imdb

Примечания

  1. 1 2 3 Stefan Herbrechter. The Matrix in theory

Дельфийские пифии | Пифийские игры

Во-первых, до этого надо еще дожить: младше 50 лет в пифии не брали. Ну ведь правда, — что можно понимать в жизни и о чем пророчествовать, если ты не воспитала детей, да и сама еще толком не пожила… Правда, легенда гласит, что еще раньше в пифии брали юных дев. Но, поскольку совета в жизни ищут, в том числе, и молодые люди, пифии оставляли свой священный пост (временно или навсегда). Так и было принято трудное, но правильное решение о другом возрастном цензе.

Но кроме возраста, надо было еще обладать чем-то, что могли уловить только жрецы Аполлона. Нет в тебе каких-то особых качеств — не бывать тебе пифией. Той, к кому стекается народ в знаменитый и прекрасный городе Дельфы, названном так в честь символа Аполлона — дельфина. Кстати, первая пифия и была дочерью Аполлона (Фемоноя), она и стала первой пророчицей, причем, пророчества свои изрекала в гексаметрах, что тоже не просто. Есть и другое имя для пифии — Сивилла, одна из них предсказала Троянскую войну. Но нам проще называть пророчиц пифиями, тем более, что фильм «Матрица» вернуло нам его, немного странным образом, конечно.

А потом кандидаткам нужно было пройти целый церемониал: посты, омовения, обряды в подземном помещении, о которых можно только догадываться, а еще нужно было попить воды из Кастальского и Кассотидского священного источников, пожевать листья лавра. Лавровый лист обладает массой оригинальных свойств, но вряд ли только этим можно объяснить тот факт, что пифии впадали в транс. Ко всему прочему пифиям приходилось вдыхать ядовитые пары, которые вырывались из глубокой расселины. По легенде, одна не выдержала, упала в бесчувствии с треножника и умерла.

В этом трансе и произносились божественные фразы в виде невнятного обрывочного лепета, истолковывались эти фразы уже жрецами. Истолковывались тоже неоднозначно — все-таки пророчества, дело серьезное. Но и греки, в огромном количестве стекающиеся в Дельфы за тем, чтобы узнать будущее (да и понять прошлое), не случайно назвали Аполлона Локсий — то есть Двусмысленный.

Тем не менее, и войны, и свадьбы, жертвоприношения и путешествия, и все-все самое важное в жизни происходило так, как было предсказано оракулом. Прислушивались к нему люди. Пифагора назвали в честь пифии, которая предсказала его рождение. (Действуют пифии и в трагедии Эсхила «Эвмениды», трагедии Еврипида «Ион», а мифов, связанных с ними – не перечесть).

Но людям хотелось больше конкретики. Они настаивали на точном ответе, как Геракл. Известен случай с Александром Македонским, который не получив нужного ответа от очень нерешительной пифии, просто схватил ее за волосы. Ответ стал более конкретным: да, Александр, ты победишь во всех походах и битвах…

Много веков вещал дельфийский оракул у горы Парнас. Многое поведал он грекам. Были и знаменитые Пифийские игры, вторые по значению после Олимпийских. Но в 393 году император Феодосий I Великий приказал закрыть святилище как языческое. Наступила эра христианства.

Не услышим мы больше никогда дельфийского оракула. Не увидим Аполлоновых спутниц — муз на склонах Парнаса (разве что явятся к нам домой в нежданный час. Но музы фриланса все равно нет…). А в Дельфы съездить нужно обязательно. Потому что это еще и центр античной вселенной, и как всякий центр, он имеет свой центр — ни много, ни мало — Пуп Земли. Так и называется это прекрасно сохранившееся мраморное изваяние. А теперь у Пупа Земли есть и свой большой музей (который ведь тоже — от слова муза).

А есть и маленький музей, которому можно уделить внимание. Греческий поэт Сикелианос со своей женой-американкой немало сделали для того, чтобы город Дельфы стал городом искусств. В их домик тоже можно вполне зайти.

А также почитайте:

Учёные женщины Древней Греции

Лекарственные препараты древних греков

Загадочный Антикитерский механизм: древний компьютер, обогнавший время

Олимпийские игры — великий праздник античности

Святилище Афродиты

Священное место Древней Олимпии

Интересные факты о Древней Греции

Кабирские мистерии: когда Филипп Македонский влюбился в Олимпиаду

Диолк — древняя дорога-волок через Коринфский перешеек

Галерея Аттала — один из крупнейших Торговых центров древности

Стадион Панатинаикос и его тайны

Храм Зевса Олимпийского и Арка Адриана

Древнегреческие вазы

Древняя Агора

Пифия — Энциклопедия всемирной истории

Определение

Пифия Дельфийского оракула

Джон Коллиер (общественное достояние)

Пифия (или Дельфийский оракул) была жрицей, находившейся при дворе в Пифоне, святилище дельфинцев, святилище, посвященном греческому богу Аполлону. Пифию высоко ценили, так как считалось, что она посылала пророчества от самого Аполлона, находясь в похожем на сон трансе. Первоначально бога направляли только один раз в год, но на пике его популярности было известно, что до трех пифиев занимали должности. Святилище в Дельфах было построено в 8 веке до н. э., а последнее пророчество было дано около 39 г.3 г. н.э., после того как римский император Феодосий приказал закрыть все языческие святилища.

Пифия была выбрана среди жриц храма после смерти предыдущей Пифии. Моральные качества имели первостепенное значение, и даже если новоизбранная Пифия была замужем и имела семью, ей приходилось отказываться от всех семейных обязанностей, чтобы выполнять свою роль в храме. Пифии, вероятно, были женщинами из семей более высокого класса, были образованными и начитанными.

Те, кто ищет совета Аполлона, будут предлагать лавровые ветви, деньги и черного барана.


Практика толкования слова Аполлона заключалась в том, что пифии купались в касталийском источнике, после чего приносили в жертву козла. Затем она спустилась в специальную камеру под названием adyton под храмом, которая была окурена ячменной мукой и лавровыми листьями на горящей гестии.

Там, в центре храма, Омфалосе, она сидела на закрытом котле-треножнике над глубокой расщелиной, похожей на колодец. Сидя таким образом, окутанная парами, покачивая лавровыми ветвями, пифия впадала в состояние транса и направляла бога. Таким образом Пифия произносила приговор и пророчество присутствующим. Те, кто искал совета Аполлона и его жрицы, приносили в жертву лавровые ветви, денежные дары и черного барана в жертву.

Удалить рекламу

Реклама

Омфалос Дельфийский

Марк Картрайт (CC BY-NC-SA)


Согласно греческой традиции, Пифия вошла в транс под влиянием вулканических паров или галлюциногенных газов, выходящих из расщелины в дне Кастальского источника. Хотя святилище находится прямо над двумя линиями геологических разломов, а источник рядом с святилищем содержит этилен, который может вызывать галлюцинации, не было окончательного определения того, были ли состояния транса пифиев вызваны воздействием или были вызваны ими самими.

Вам понравилось это определение?

Редакционный обзор Перед публикацией эта статья прошла проверку на точность, надежность и соответствие академическим стандартам.

Библиография

  • Беркерт, В. Греческая религия. Уайли-Блэквелл, 1991, 116–117.

Переводы

Мы хотим, чтобы люди во всем мире изучали историю. Помогите нам и переведите это определение на другой язык!

Бесплатно для всего мира, поддерживается вами

Энциклопедия всемирной истории — некоммерческая организация. Всего за 5 долларов в месяц вы можете стать участником и поддержать нашу миссию по привлечению людей с культурным наследием и повышению качества образования по истории во всем мире.

Стать участником Пожертвовать

Рекомендуемые книги

  • История Деймона и Пифии

    Написано Харрисом, преподобным С. Л. , опубликовано Kessinger Publishing, LLC (2010)

    25,56 $ $33,56

  • Иллюстрированные рыцари Пифиаса: полное иллюстрированное изложение…

    Написано Ашером Куком, Эзрой , опубликовано Forgotten Books (2018)

    25,91 $

  • Рыцари Пифия Иллюстрированный

    Автор: [Кук, Эзра Ашер] 1841-, опубликовано Wentworth Press (2016)

    14,95 $

  • Великая конституция и Великие статуты Ордена рыцарей Пифиаса…

    Написано Пифиасом, Орденом рыцарей года, опубликовано Forgotten Books (2018)

    10,57 $

  • Пифия

    Написано Спитери-старшим, Даниэлем , опубликовано Kingdom International Publishing (2021)

    7,99 $

 

Добавить внешнюю ссылку

Внешние ссылки

Пифия, дельфийский оракул: одаренная гадалка или пользователь галлюциногенов?

allthatsinteresting. com

Лицензия и авторское право

Представлено Габриэлем Х. Джонсом, опубликовано 30 августа 2013 г. Правообладатель опубликовал этот контент на условиях следующей лицензии: Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike. Эта лицензия позволяет другим микшировать, настраивать и использовать этот контент в некоммерческих целях, если они указывают автора и лицензируют свои новые творения на тех же условиях. При повторной публикации в Интернете гиперссылка на исходный URL-адрес источника контента должна быть включена. Обратите внимание, что контент, связанный с этой страницей, может иметь другие условия лицензирования.

Самая влиятельная женщина древнегреческой религии

Краснофигурная чаша для питья, изображающая Пифию, дающую совет в Дельфах, 5 век до н.э., через Researchgate.net; с Аполлон коронует себя , Антонио Канова, 1781–1782, через Музей Дж. Пола Гетти

 

Женщины в Древней Греции в основном вели домашний образ жизни. Они были исключены из общественной жизни за одним принципиальным исключением — религия. Женщины часто играли важную роль в религиозных праздниках и поклонении различным божествам. Жрицы также были обычным явлением в ряде культов пантеона греческих богов и богинь. Но, пожалуй, самой престижной и могущественной из всех жриц была Пифия Аполлона.

 

Аполлон, как бог пророчеств, рассматривался как источник руководства. В результате ряд религиозных святилищ по всей Греции стал местом для оракулов Аполлона. Дельфийский оракул превратился в самый известный и влиятельный из всех оракулов. Люди приезжали издалека, чтобы посоветоваться с оракулом в Дельфах, и именно Пифия встречалась с ними. Пифия выступала в качестве основного рупора божественных слов Аполлона. Но кем на самом деле была эта загадочная женщина?

 

Пророчица или Жрица? Кем была Пифия Дельфийская?
Оракул , Бьякка Камилло Миола, 1880 г.
, через Музей Дж. Пола Гетти

 

Пифия занимала уникальное положение в древнегреческой религии. В древних источниках для ее описания используются следующие термины: hiereia (жрица), mantis (провидица) и Prophetis (пророк). В использовании этих терминов нет последовательности, поэтому роль пифии, по-видимому, в значительной степени не определена. Насколько мы можем судить, у пифий также не было административной роли. Эту функцию выполнял верховный совет Амфиктиония. Они отвечали за содержание сайта, его финансы и Пифийские игры. Возможно, лучше всего описать Пифию как агента Аполлона, поскольку она «действовала» от его имени в процессе консультации.

 

Бронзовый бюст матери и богини земли Геи, 1 век нашей эры, через Художественный музей Уолтерса

 

В Древней Греции существовал обычай, когда божества-мужчины имели жрецов, а божества-женщины имели жриц. Но дельфийский оракул был исключением. Причина этого, возможно, кроется в происхождении памятника (Померой, 1975, стр.

33). История Дельф была сложной, но древние источники рассматривали Гею, богиню-мать, и Фемиду, богиню закона и порядка, как первых обитателей этого места. Оба были архаичными женскими божествами, и это может объяснять соответствующий пол женщины-Пифии. Интересно, что самый ранний источник о Дельфах, Гомеровский гимн Аполлону , Пифия вообще не упоминается. Вместо этого он утверждает, что ранние ответы оракула были получены через лавровое дерево, слова которого затем интерпретировались священниками-мужчинами. Однако это объясняет тесную связь Дельф с лавровыми листьями, которые в греческой культуре часто ассоциировались с мудростью.

Вам нравится эта статья?

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей

 

Аполлон и Питон , Дж. М. У. Тернер, 1811 г., через галерею Тейт, Лондон

 

Этимологический корень названия «Пифия» также происходит от истории происхождения, связанной с Дельфами. Говорили, что Аполлон убил местного монстра, чтобы объявить Дельфы своей собственностью. После этого его тело оставили «гнить» на солнце. Греческий глагол puthein означает «гнить». Считается, что это слово является корнем как архаичного названия Дельфы, Пифо, так и самой Пифии.

 

Мало что известно об отдельных Пифиях и их жизнях. Древние источники утверждают, что она должна была быть местной женщиной старше 50 лет, которая прожила хорошую жизнь. Также ожидалось, что она будет целомудренной и будет занимать этот пост до конца своей жизни. Плутарх говорит, что пифия была выбрана из хорошей семьи, но не обязательно из элитной. Это говорит о том, что пифия была выбрана на основе личных качеств, а не статуса.

 

Один день из жизни Пифии
Кастальская весна , сэр Уильям Гелл, 1801 г., через Британский музей

 

День Пифии начался еще до рассвета. Считается, что в какой-то момент в 4 веке ей дали дом в пределах святилища в Дельфах. Это было бы оплачено из большой казны сайта.

 

Ее первой задачей было очиститься, что она и сделала в священных водах близлежащего Кастальского источника. Среди ее личных украшений будет венок из лавровых листьев, вплетенный в ее волосы, еще одна связь с лавровым деревом. Перед любыми консультациями в жертву приносили небольшое животное, например козу. Это позволило бы жрецам или служителям Пифии проверить предзнаменования на день вперед. То, как вело себя животное, или даже цвет его внутренностей использовалось как указание на какие-либо предзнаменования.

 

Бронзовый треножник со съемным котлом, обнаруженный в Дельфах, поздний геометрический период, в Археологическом музее Дельф

 

Пифия провела совещание в храме Аполлона. Эта структура была построена и перестроена несколько раз на протяжении веков из-за повреждений от пожаров и землетрясений. Однако остатки версии 4 века до н.э. можно увидеть и сегодня.

 

Внутри Храма была особая комната, называемая 9-й. 0040 адитон . Именно здесь Пифия принимала посетителей. Она сидела на бронзовой треноге, такой же, как на картинке выше, а в комнате пахло горящими лавровыми листьями. Историк Плутарх на самом деле сам был священником в Дельфах во втором веке нашей эры. Его учетная запись содержит некоторую полезную информацию о повседневной работе сайта, хотя и в более поздний период. Интересно, что он сообщает нам, что на пике популярности Дельфийского оракула часто было более одной Пифии. Это позволило немного отдохнуть от огромного количества посетителей.

 

Посетители Дельфийского оракула
Голова Аполлона из известняка, середина 3 века до н. э., через Музей Метрополитен

 

Дельфийский оракул был доступен для консультаций один день каждого месяца в течение девяти месяцев в году. Это означало, что у посетителей было только девять возможностей обратиться за советом к Аполлону в год. Также существовала строгая иерархия с точки зрения порядка, в котором видели людей.

 

У тех, кто стоял в начале очереди, было то, что было известно как promanteis привилегия. Сюда входили жители Дельфи и люди, имевшие особое отношение к этому сайту. Затем шли граждане государств с представителем в совете Амфиктионии, за ними шли все остальные греки. Иностранцы приходили последними, и, что интересно для святилища, ориентированного на женщин, женщинам вход был запрещен. Все консультанты должны были заплатить вознаграждение (которое варьировалось в зависимости от их статуса) и предложить pelanos , своего рода жертвенный пирог. Они также должны были сжечь подношение всем богам и жителям Дельф, прежде чем подошла их очередь.

 

Мраморный портретный бюст императора Адриана, около 117–138 гг. н.э., через Британский музей

 

Дельфы посещали самые разные люди, от частных лиц до послов, представляющих целые города-государства. Пифия также получила некоторые из самых известных имен из древнегреческой истории. Говорят, что Ликург, основатель высокоэффективного военного режима Спарты, получил совет от Пифии. Реформатор афинской политики и отец демократии Солон также посетил Дельфы за инструкциями. Короли великих королевств, такие как Крез из Лидии и Александр Македонский, также почтили Оракула своим присутствием. Часто это было попыткой получить совет по поводу расширения их империй.

 

В последующие годы римские императоры также посещали Дельфийский оракул. Император Нерон посетил Дельфы где-то после 54 г. н.э. и принял участие в Пифийских играх. Император Адриан, большой поклонник греческой культуры, консультировался с Оракулом в 125 году нашей эры. Говорят, что он задал Пифии ряд вопросов об эпическом поэте Гомере (Скотт, 2014, стр. 224).

 

Изменяющие сознание испарения Дельф — Факт или вымысел?
Жрица Дельф , с картины Джона Кольера, 1891 г., через Художественную галерею Южной Австралии

 

Одной из самых горячо обсуждаемых тем, связанных с Дельфийским оракулом, является состояние ума Пифии, когда она произнесла слова Аполлона. Более поздние древние источники утверждают, что она находилась в состоянии дикого исступления, что выражалось в бессвязных словах и высказываниях. Считалось, что это произошло из-за опьянения парами, поднимающимися из пропасти в полу храма Аполлона. Страбон, древний географ и историк, называл эти пары pneuma — древнегреческое слово, обозначающее газ, а также дыхание и дух.

 

Остатки храма Аполлона в Дельфах, фото автора

 

Некоторые ученые утверждают, что это состояние опьянения было придумано более поздними авторами, чтобы добавить Дельфи загадочности и очарования. Также нет упоминаний об опьянении пифией у более ранних древних писателей. Геродот, например, определенно ссылается на двусмысленность некоторых высказываний оракула, но не делает вывод о непоследовательности Пифии.

 

В 1996 году группа геологов и токсикологов провела обследование этого места, пытаясь разгадать эту тайну. Они обнаружили пересечение двух географических линий разлома, сходящихся почти прямо под храмом Аполлона. В этой области они также обнаружили уровни этилена, углеводородного газа, который может вызвать интоксикацию при вдыхании. Этот увлекательный постскриптум, возможно, оправдывает некоторых из более поздних древних писателей и описывает таинственное поведение Пифии, когда она предлагала свои утверждения. Полный отчет об опросе можно прочитать здесь.

 

Периалла Пифия — Скандал в Дельфах
Мраморный бюст Геродота, II век н.э., через Музей Метрополитен

 

Мало что известно об отдельных Пифиях и их жизни. Многие древние писатели, в том числе трагики Эсхил, Софокл и Еврипид, упоминают Пифию, но лишь немногие выходят за рамки общих представлений. В «Историях », Геродота Пифия упоминается более 40 раз. Это подчеркивает важное положение, которое она занимала в греческом мире в целом. Пифий Геродота взаимодействует с царями, законодателями и основателями государства. Она представлена ​​как уверенная в себе и напористая женщина, которая разговаривает с мужчинами на равных. В одном редком случае Геродот упоминает Пифию по имени. Его история Периаллы Пифии включает в себя рассказ об обмане и довольно унизительном грехопадении.

 

Бронзовая статуя спартанского царя-воина, копия греческого оригинала ХХ века

 

Клеомен I был царем Спарты примерно с 519 г. до н.э. Спартой правило двойное царство, а царем Клеомена был Демарат. Клеомен хотел избавиться от Демарата, и поэтому он решил попытаться опровергнуть свои претензии на трон. Чтобы осуществить свой план, ему понадобилась помощь Дельфийского оракула. Он заручился поддержкой влиятельного дельфийского человека по имени Кобон. Кобону заплатили, чтобы он подкупил Пифию — в то время Периаллу — чтобы она дала заявление о том, что Демарат не был королевского происхождения.

 

В своем тексте Геродот использует греческий глагол, означающий «убеждать», когда описывает подкуп Периаллы. Смысл в данном контексте неясен, но вполне вероятно, что деньги были переданы. К несчастью для Периаллы, стало известно о ее подкупе. В результате Кобон был изгнан из Дельф, а Периалла отстранен от должности. Самому царю Клеомену также пришлось бежать из Спарты.

 

Важность Пифии
Серебряная монета, посвященная основанию Кротона, греческой колонии в Италии, основанной по совету Дельфийского оракула, 425–350 гг. до н.э., Staatliche Museen zu Berlin

 

Широкое влияние Дельфийского оракула поставило Пифию на непревзойденное возвышенное положение среди женщин Древней Греции. За свою тысячелетнюю историю с Оракулом консультировались по поводу основания новых государств и колоний, а также исходов войн и вторжений. Он также сыграл очень важную роль в фундаментальных политических реформах греческих государств, некоторые из которых продолжают оказывать влияние на западный мир даже сегодня.

 

Влиятельные деятели греческой и римской истории почувствовали потребность быть связанными с Дельфами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *