Колумб Христофор | |
1451–1506 | БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ | Христофор КолумбОткрытия Колумба имели всемирно-исторические значениеКолумб (лат. Columbus; итал. Colombo, исп. Colón), Христофор (29.X.1451 — 20.V.1506) — мореплаватель. По происхождению генуэзец, родился в семье ткача. Около 1472 года стал моряком, в 1476 году прибыл в Португалию, участвовал в португальских плаваниях в Северной Атлантике, жил несколько лет на Мадейре, возможно, около 1482 года посетил Гвинею. Проект плавания к восточным берегам Азии западным путем Колумб разработал на основании учения о шарообразности Земли и расчетов космографов 15 века, значительно преуменьшавших протяженность океанического пространства к Западу от Европы. В 1485 году проект Колумба был отвергнут португальским королем, и Колумб переселился в Кастилию, где после 7 лет борьбы за принятие этого проекта при поддержке андалусских и арагонских купцов и банкиров добился успеха. 17 апреля 1492 года Изабелла и Фердинанд заключили с Колумбом договор (капитуляцию) и обещали ему в случае удачи титул адмирала и вице-короля всех земель, которые будут им открыты при плавании на Запад. 3 августа 1492 года 3 каравеллы («Санта-Мария», «Нинья» и «Пинта») с экипажем в 90 человек вышли из Палоса. Миновав Канарские острова, Колумб взял курс на Запад и в ночь с 11 на 12 октября 1492 года открыл один из Багамских островов, названный им Сан-Сальвадор (Гуанахани). 27 октября Колумб открыл северо-восточный берег Кубы, 6 декабря — остров Эспаньолу (Гаити). Потеряв у берегов Эспаньолы флагманский корабль «Санта-Марию», Колумб на «Нинье» в марте 1493 года вернулся в Кастилию. Сообщение об открытии богатых земель, которые Колумб счел частью Восточной Азии, побудили кастильские власти организовать 2-ю экспедицию. 25 сентября 1493 года Колумб покинул Кадис. Открыв ряд Малых Антильских островов и Пуэрто-Рико, прибыл на Эспаньолу, где испанцы основали несколько поселений. В апреле — сентябре 1494 года Колумб открыл южный берег Кубы и остров Ямайку, после чего возвратился на Эспаньолу. В 1495 году и в начале 1496 года организовал на Эспаньоле ряд походов против индейцев, восставших против испанских колонизаторов, затем вернулся в Испанию. В конце июля — августе 1498 года во главе 3-й экспедиции Колумб открыл остров Тринидад и дельту реки Ориноко и участок северного побережья Южной Америки. В 1500 году Изабелла и Фердинанд в связи с мятежами испанских колонистов против Колумба сместили его и совершенно отстранили от управления новооткрытыми землями. В июле 1502 — мае 1503 года Колумб в ходе 4-й экспедиции открыл Карибский берег Центральной Америки (от мыса Гондурас до Дарьенского залива). В ноябре 1504 года Колумб вернулся в Испанию. Умер в Вальядолиде. О целях 1-й экспедиции Колумба и его приоритете в открытии Антильских островов, Южной и Центральной Америки в литературе идет долгая дискуссия. Но ни один из «антиколумбианцев» не мог привести сколько-нибудь убедительных доказательств против приоритета Колумба. Бесспорно, Северо-Восточная Америка открыта была норманнами приблизительно за 500 лет до Колумба. Возможно, что до Колумба европейские или африканские суда случайно пересекали Атлантический океан. Я. М. Свет. Москва. Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 7. КАРАКЕЕВ — КОШАКЕР. 1965. Источники: Путешествия Христофора Колумба. Дневники, письма, документы, пер. с исп., 4 изд., М., 1961. Литература: Морисон С. Э., Христофор Колумб, мореплаватель, пер. с англ., М., 1958. Вернуться на главную страницу Колумба
|
| ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
| ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |
Камчатские экспедиции Витуса Беринга | Наука и жизнь
Витус Ионассен (Иван Иванович) Беринг A681—1741 годы) принадлежит и числу великих мореплавателей и полярных исследователей мира. Его имя носит море, омывающее берега Камчатки, Чукотки и Аляски, и пролив, отделяющий Азию от Америки.
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
‹
›
Открыть в полном размере
Беринг стоял во главе величайшего географического предприятия, равного которому до середины XX века не знал мир. Возглавляемые им Первая и Вторая камчатские экспедиции охватили своими исследованиями северное побережье Евразии, всю Сибирь, Камчатку, моря и земли северной части Тихого океана, открыли неведомые ученым и мореплавателям северо-западные берега Америки.
Очерк о двух Камчатских экспедициях Витуса Беринга, который мы здесь печатаем, написан по документальным материалам, хранящимся в ЦГАВМФ (Центральном государственном архиве Военно-Морского Флота). Это указы и постановления, личные дневники и научные заметки участников экспедиции, судовые журналы. Многие из использованных материалов раньше не публиковались.
Витус Бериаг родился 12 августа 1681 года в Дании, в городе Хорсенсе. Он носил фамилию матери Анны Беринг, принадлежавшей к знаменитому датскому роду. Отец мореплавателя был церковным старостой. О детстве Беринга сведений почти не сохранилось. Известно, что юношей он участвовал в плавании к берегам Ост-Индии, куда еще раньше отправился и где провел много лет его брат Свен.
Витус Беринг возвратился из своего первого путешествия в 1703 году. Корабль, на котором он плавал, прибыл в Амстердам. Здесь произошла встреча Беринга с русским адмиралом Корнелием Ивановичем Крюйсом. По поручению Петра I Крюйс нанимал на русскую службу опытных моряков. Эта встреча привела Витуса Беринга на службу в русский военный флот.
В Петербурге Беринга назначили командиром небольшого судна. Он доставлял лес с берегов Невы к острову Котлину, там по приказу Петра I создавалась военно-морская крепость — Кронштадт.
В трудах и баталиях прошло двадцать лет. И вот наступил крутой поворот в его жизни.
23 декабря 1724 года Петр I дает указание Адмиралтейств-Коллегий отправить на Камчатку экспедицию под начальством достойного морского офицера.
Адмиралтейств-Коллегия предложила во главе экспедиции поставить капитана Беринга, поскольку он «в Ост-Индии был и обхождение знает». Петр I согласился с кандидатурой Беринга.
6 января 1725 года, всего за несколько недель до своей смерти, Петр подписал инструкцию для Первой камчатской экспедиции. Берингу предписывалось на Камчатке или в другом подходящем месте построить два палубных корабля.
На этих судах следовало отправиться к берегам «земли, которая идет на норд» и которая, возможно («понеже оной конца не знают»), является частью Америки, то есть определить, действительно ли земля, идущая на север, соединяется с Америкой.В экспедицию, кроме Беринга, были назначены морские офицеры Алексей Чириков, Мартын Шпанберг, геодезисты, штурманы, корабельных дел мастера. Всего в путешествие отправилось 34 человека.
Петербург покинули в феврале 1725 года. Путь лежал через Вологду, Иркутск, Якутск. Много недель и месяцев длился этот трудный поход. Лишь в конце 1726 года экспедиция достигла берегов Охотского моря.
К постройке судна приступили немедленно. Необходимые материалы доставляли из Якутска в течение всей зимы. Это было связано со множеством трудностей.
22 августа 1727 года только что построенное судно «Фортуна» и сопровождающий его небольшой бот покинули Охотск.
Спустя неделю путешественники увидели берега Камчатки. Вскоре в «Фортуне» открылась сильная течь. Вынуждены были зайти в устье реки Большая и разгрузить суда.
Сохранившиеся в Центральном государственном архиве Военно-Морского Флота донесения Беринга в Адмиралтейств-Коллегию дают представление о тех трудностях, с которыми встретились путешественники на Камчатке, где они пробыли почти год, прежде чем смогли снова отправиться в плавание, дальше на Север.
«…По прибытии к Большерецкому устью,— писал Беринг,— материалы и провиант переправили до Большерецкого острога водою в малых лодках. При оном остроге русского жилья 14 дворов. И отправил вверх рекою Быстрою в малых лодках тяжелые материалы и некоторую часть провианта, которые довезены были водою до Верхнего Камчадальского острога за 120 верст. И той же зимою из Большерецкого острога до Верхнего и Нижнего Камчадальских острогов переправили совсем по тамошнему обычаю на собаках. А каждый вечер в пути для ночи выгребали себе станы из снегу, а сверху покрывали, понеже великие живут метелицы, которые по тамошнему называются пурги. И ежели застанет метелица на чистом месте, а стана себе сделать не успеют, то заносит людей снегом, отчего» и умирают».
Пешком и на собачьих упряжках они прошли по Камчатке более 800 верст до Нижне-Камчатска. Там был построен бот «Св. Гавриил». На нем 13 июля 1728 года экспедиция снова отправилась в плавание.
11 августа вошли в пролив, отделяющий Азию от Америки и ныне носящий имя Беринга. На следующий день моряки заметили, что земля, мимо которой они плыли, осталась позади. 13 августа корабль, подгоняемый сильным ветром, пересек Северный полярный круг.
Беринг решил, что экспедиция выполнила свою задачу. Он увидел, что американский берег не соединяется с Азией, и убедился, что нет такого соединения и дальше к северу.
15 августа экспедиция вышла в открытый Северный Ледовитый океан и продолжала в тумане плавание на северо-северо-восток. Появилось множество китов. Кругом расстилался безбрежный океан. Земля Чукотская далее к северу, по словам Беринга, не простиралась. Не приближалась к «чукотскому углу» и Америка.
На следующий день плавания тоже не было видно признаков берега ни на западе, ни на востоке, ни на севере. Достигнув 67°18′ с. ш., Беринг отдал приказ возвращаться на Камчатку, чтобы «без причины» не зимовать на незнакомых безлесных берегах. 2 сентября «Св. Гавриил» возвратился в Нижне-Камчатскую гавань. Здесь экспедиция провела зиму.
Как только наступило лето 1729 года, Беринг снова вышел в плавание. Он направился на восток, где, по словам камчатских жителей, в ясные дня иногда виднелась «чрез море» земля. Во Бремя прошлогоднего плавания путешественникам ее «не случилось видеть». Бериг решил «известится доподлинно» о том, действительно ли существует эта суша. Дули крепкие северные ветры. С большими трудностями мореплаватели прошли 200 километров, «но токмо земли никакой не видали»,— писал Беринг в Адмиралтейств-Коллегию. Море окутал «великий туман», а вместе с ним начался жестокий шторм. Взяли курс на Охотск. На обратном пути Беринг впервые в истории мореплавания обогнул и описал южный берег Камчатки.
1 марта 1730 года Беринг, лейтенант Шпанберг и Чириков возвратились в Пе.тербург. В «Санкт-Петербургских ведомостях» была опубликована корреспонденция о завершении Первой камчатской экспедиции Витуса Беринга. Сообщалось, что русские мореплаватели на судах, построенных в Охотске и на Камчатке, поднялись в Полярное море значительно севернее 67° с. ш. и тем самым доказали («изобрели»), что «тамо подлинно северо-восточный проезд имеется». Далее газета подчеркивала: «Таким образом, из Лены, ежели б в северной стране лед не препятствовал, водяным путем до Камчатки, а также далее до Япана, Хины и Ост-Индии доехать возможно б было, а к тому же он (Беринг.— В. П.) и от тамошних жителей известился, что пред 50 и 60 летами некое судно из Лены к Камчатке прибыло».
Первая камчатская экспедиция внесла важнейший вклад в развитие географических представлений о северо-восточном побережье Азии, от Камчатки до северных берегов Чукотки. География, картография и этнография обогатились новыми ценными сведениями. Экспедиция создала серию географических карт, из которых особо выдающееся значение имеет итоговая карта. Она основана на многочисленных астрономических наблюдениях и впервые дала реальное представление не только о восточном побережье России, но и о размерах, протяженности Сибири. По свидетельству Джеймса Кука, который присвоил имя Беринга проливу между Азией и Америкой, его далекий предшественник «очень хорошо нанес на карту берега, определив координаты с точностью, которую при его’ возможностях трудно было бы ожидать». Первая карта экспедиции, на которой показаны районы Сибири на пространстве от Тобольска до Тихого океана, была рассмотрена и одобрена Академией наук. Итоговая карта также была немедленно использована учеными России и вскоре широко распространилась в Европе. В 1735 году она была гравирована в Париже. Спустя год опубликована в Лондоне, потом снова во Франции. И далее эта карта неоднократно переиздавалась в составе различных атласов и книг… Экспедиция определила координаты 28 пунктов по маршруту Тобольск — Енисейск — Илимск — Якутск — Охотск—Камчатка—Чукотский Нос—Чукотское море, которые затем вошли в «Каталог городам и знатным местам сибирским, положенным на карту, через которых тракт имели, в какой ширине и длине оные».
***
А Беринг уже разрабатывал проект Второй камчатской экспедиции, которая впоследствии превратилась в выдающееся географическое предприятие, равного которому долго не знал мир.
Главенствующее место в программе экспедиции, начальником которой был назначен Беринг, отводилось исследованию всей Сибири, Дальнего Востока, Арктики, Японии, северо-западной Америки в географическом, геологическом, физическом, ботаническом, зоологическом, этнографическом отношениях. Особое значение придавалось исследованию Северного морского прохода из Архангельска в Тихий океан.
В начале 1733 года из Петербурга выехали основные отряды экспедиции. Из столицы в Сибирь направлялось более 500 морских офицеров, ученых, матросов.
Беринг вместе с женой Анной Матвеевной отправился в Якутск, чтобы руководить переброской грузов в порт Охотск, где предстояло построить пять кораблей для плавания по Тихому океану. Беринг следил за работой отрядов X. и Д. Лаптевых, Д. Овцына, В. Прончищева, П. Лассиниуса, занимавшихся исследованием северных берегов России, и академического отряда, в состав которого входили историки Г. Миллер и А. Фишер, натуралисты И. Гмелин, С. Крашенинников, Г. Стеллер, астроном Л. Делякроер.
Архивные документы дают представление о необычайно активной и разносторонней организаторской работе мореплавателя, руководившего из Якутска деятельностью многих отрядов и звеньев экспедиции, которые вели исследования от Урала до Тихого океана и от Амура до северных берегов Сибири.
В 1740 году было закончено строительство пакетботов «Св. Петр» и «Св. Павел», на которых Витус Беринг н Алексей Чириков предприняли переход в Авачинскую гавань, на берегу которой заложили Петропавловский порт.
В плавание на двух кораблях уходило 152 офицера и матроса и двое из членов академического отряда. Профессора Л. Делякроера Беринг определил на судно «Св. Павел», а адъюнкта Г. Стеллера взял на «Св. Петр» в состав своего экипажа. Так начался путь ученого, получившего потом всемирную известность.
4 июня 1741 года корабли вышли в море. Они взяли курс на юго-восток, к берегам гипотетической Земли Хуана де Гама, которая значилась на карте Ж. Н. Делиля и которую было приказано отыскать и исследовать по пути к берегам северо-западной Америки. Сильные штормы обрушились на суда, но Беринг настойчиво шел вперед, стараясь точно исполнить указ Сената. Часто наплывал туман. Чтобы не потерять друга друга, на кораблях били в колокол или стреляли из пушек. Так прошла первая неделя плавания. Суда достигли 47° с. ш., где должна была находиться Земля Хуана де Гама, но никаких признаков суши не было. 12 июня путешественники пересекли следующую параллель — никакой земли. Беринг приказал идти на северо-восток. Главной своей задачей он считал достичь северо-западных берегов Америки, еще не открытых и не исследованных ни одним мореплавателем.
Едва суда прошли первые десятки миль к северу, как оказались в густом тумане. Пакетбот «Св. Павел» под командой Чирикова исчез из виду. Несколько часов было слышно, как там били в колокол, давая знать о своем местонахождении, потом не стало слышно ударов колокола, и глубокая тишина легла над океаном. Капитан-командор Беринг приказал выстрелить из пушки. Ответа не последовало.
Три дня Беринг бороздил море, как было условлено, в тех широтах, где разлучились суда, но так и не встретил отряда Алексея Чирикова.
Около четырех недель пакетбот «Св. Петр» шел океаном, встречая по пути лишь стада китов. Все это время штормы нещадно трепали одинокое судно. Бури следовали одна за другой. Ветер рвал паруса, наносил повреждения рангоуту, расшатывал крепления. В пазах кое-где появилась течь. Взятая с собой пресная вода была на исходе.
«17 июля,— как записано в вахтенном журнале,— с полудни в половине первого часа увидели землю с высокими хребтами и сопку, покрытую снегом».
Берингу и его спутникам не терпелось поскорее высадиться на открытый ими американский берег. Но дули сильные переменные ветры. Экспедиция, опасаясь каменных рифов, вынуждена была держаться в отдалении от земли и следовать вдоль нее на запад. Лишь 20 июля волнение уменьшилось, и моряки решили спустить шлюпку.
Беринг отправил на остров натуралиста Стеллера. Стеллер провел 10 часов на берегу острова Каяк и успел за это время ознакомиться с покинутыми жилищами индейцев, предметами их быта, оружием и остатками одежды, описал 160 видов местных растений.
Конец июля н август «Св. Петр» шел то в лабиринте островов, то в небольшом отдалении от них.
29 августа экспедиция снова приблизилась к земле и стала на якорь между несколькими островами, которые были названы Шумагинскими по имени матроса Шумагина, он только что скончался от цинги. Здесь путешественники впервые познакомились с жителями Алеутских островов, обменялись с ними подарками.
Наступил сентябрь, океан заштормил. Деревянное судно с трудом выдерживало натиск урагана. Многие офицеры стали поговаривать о необходимости остаться на зимовку, тем более что воздух становился все более студеным.
Путешественники решили поспешить к берегам Камчатки. В вахтенном журнале появляется все больше н больше тревожных записей, свидетельствующих о трудном положении мореплавателей. Пожелтевшие страницы, торопливо исписанные дежурными офицерами, говорят о том, как плыли они день за днем, не видя земли. Небо было затянуто тучами, сквозь которые многие сутки не пробивался солнечный луч и не виднелась ни одна звезда. Экспедиция не могла точно определить свое местонахождение и не знала, с какой скоростью продвигаются они к родному Петропавловску…
Витус Беринг был тяжело болен. Недуг еще больше усилился от сырости и холода. Почти непрерывно лил дождь. Положение становилось все серьезнее. По расчетам капитана, экспедиция находилась еще далеко от Камчатки. Он понимал, что доберется до родной обетованной земли не раньше конца октября, и это лишь в том случае, если западные ветры переменятся на попутные восточные.
27 сентября налетел жестокий шквал, а через три дня началась буря, которая, как отмечено в вахтенном журнале, развела «великое волнение». Только спустя четыре дня ветер несколько уменьшился. Передышка оказалась непродолжительной. 4 октября налетел новый ураган, и огромные волны снова в течение нескольких суток обрушивались на борты «Св. Петра».
С начала октября большая часть команды уже так ослабела от цинги, что не могла принимать участия в корабельных работах. У многих отнялись руки и ноги. Запасы провизии катастрофически таяли…
Перенеся жестокий многодневный шторм, «Св. Петр» снова стал, несмотря на встречный западный ветер, продвигаться вперед, и вскоре экспедиция открыла три острова: Св. Маркиана, Св. Стефана и Св. Авраама.
Драматичность положения экспедиции усугублялась с каждым днем. Не хватало не только продовольствия, но и пресной воды. Офицеры и матросы, которые еще держались на ногах, были измучены непосильной работой. По словам штурмана Свена Вакселя, «корабль плыл как кусок мертвого дерева, почти без всякого управления и шел по воле волн и ветра, куда им только вздумалось его погнать».
24 октября палубу покрыл первый снег, но, к счастью, продержался недолго. Воздух становился все более и более студеным. В этот день, как отмечено в вахтенном журнале, больных было «разных чинов 28 человек».
Беринг понимал, что в судьбе экспедиции наступил самый ответственный и тяжелый момент. Сам, совершенно обессиленный болезнью, он все же поднимался на палубу, навещал офицеров и матросов, пытался поднять веру в благополучный исход путешествия. Беринг обещал, что как только на горизонте появится земля, они непременно причалят к ней и остановятся на зимовку. Команда «Св. Петра» верила своему капитану, и все, кто мог передвигать ноги, напрягая последние силы, исправляли срочные и необходимые корабельные работы.
4 ноября рано утром на горизонте обозначились контуры неизвестной земли. Приблизившись к ней, отправили на берег офицера Плениснера и натуралиста Стеллера. Там они обнаружили лишь заросли карликовой ивы, стлавшейся по земле. Нигде не росло ни одного деревца. Кое-где на берегу лежали бревна, выброшенные морем и засыпанные снегом.
Поблизости текла небольшая речка. В окрестностях бухты обнаружили несколько глубоких ям, которые, если их покрыть парусами, можно приспособить под жилье для больных матросов и офицеров.
Началась высадка. Беринга на носилках перенесли в подготовленную для него землянку.
Высадка проходила медленно. Голодные, ослабевшие от болезни моряки умирали по пути от корабля к берегу или едва ступив на землю. Так погибло 9 человек, 12 матросов скончалось во время плавания.
28 ноября сильной бурей корабль сорвало с якорей я выбросило на берег. Моряки в первое время не придали этому серьезного значения, так как верили, что высадились на Камчатку, что местные жители помогут ям на собаках добраться до Петропавловска.
Группа, отправленная Берингом на разведку, поднялась на вершину горы. С высоты они увидели, что вокруг них расстилается безбрежное море. Они высадились не на Камчатке, а на затерянном в океане необитаемом острове.
«Это известие,— писал Свей Ваксель,— подействовало на наших людей, словно удар грома. Мы ясно поняли, в какое беспомощное и тяжелое положение попали я что нам угрожает полная гибель».
В эти трудные дни недуг все сильнее мучил Беринга. Он чувствовал, что дни его сочтены, но продолжал заботиться о своих людях.
Капитан-командор лежал один в землянке, прикрытой сверху брезентом. Беринг страдал от холода. Силы оставляли его. Он не мог уже пошевелить ни рукой, ни ногой. Сползавший со стен землянки песок засыпал ноги и нижнюю часть тела. Когда офицеры хотели откопать его, Беринг воспротивился, заявив, что так теплее. В эти свои последние, самые трудные дни, несмотря на все несчастья, выпавшие на долю экспедиции, Беринг не утратил бодрости духа, он находил задушевные слова, чтобы ободрить своих приунывших товарищей.
Беринг умер 8 декабря 1741 года, не подозревая о том, что последнее пристанище экспедиции находится в нескольких сутках хорошего хода судна от Петропавловска.
Спутники Беринга пережили тяжелую зиму. Питались мясом морских животных, которые водились здесь в изобилии. Под руководством офицеров Свена Вакселя и Софрона Хитрово они выстроили новое судно из обломков пакетбота «Св. Петр». 13 августа 1742 года путешественники простились с островом, который назвали именем Беринга, и благополучно достигли Петропавловска. Там они узнали, что пакетбот «Св. Павел», которым командовал Алексей Чириков, возвратился на Камчатку еще в прошлом году, открыв, как я Беринг, северо-западные берега Америки. Эти земли вскоре были названы Русской Америкой (ныне Аляска).
Так закончилась Вторая камчатская экспедиция, деятельность которой увенчалась великими открытиями и выдающимися научными достижениями.
Русские моряки первыми открыли неведомые ранее северо-западные берега Америки, Алеутскую гряду, Командорские острова и перечеркнули мифы о Земле Хуана де Гама, которую западноевропейские картографы изображали на севере Тихого океана.
Русские корабли первыми проложили морской путь из России в Японию. Географическая наука получила точные сведения о Курильских островах, о Японии.
Результаты открытий и исследований в северной части Тихого океана нашли отражение в целой серии карт. В их создании принимали участие многие из оставшихся в живых участников экспедиции. Особо выдающаяся роль в обобщении добытых русскими моряками материалов принадлежит Алексею Чирикову — одному из блестящих и искусных мореходов того времени, преданному помощнику и преемнику Беринга. На долю Чирикова выпало завершение дел Второй камчатской экспедиции. Он составил карту северной части Тихого океана, на которой с поразительной точностью показаны путь корабля «Св. Павел», открытые моряками северо-западные берега Америки, острова Алеутской гряды и восточные берега Камчатки, служившие исходной базой для русских экспедиций.
Офицеры Дмитрий Овцын, Софрон Хитрово, Алексей Чириков, Иван Елагин, Степан Малыгин, Дмитрий и Харитон Лаптевы составили «Карту Российской империи, северных и восточных берегов, прилежащих к Северному Ледовитому и Восточному океанам с частью вновь найденных чрез морское плавание западных американских берегов и острова Япона».
Столь же плодотворной была деятельность северных отрядов Второй камчатской экспедиции, нередко выделяемых в самостоятельную Великую северную экспедицию.
В итоге морских и пеших походов офицеров, штурманов и геодезистов, действовавших в Арктике, было исследовано и картировано северное побережье России от Архангельска до Большого Баранова Камня, находящегося к востоку от Колымы. Тем самым, по словам М. В. Ломоносова, был «несомненно доказан проход морской из Ледовитого океана в Тихий».
Для изучения метеорологических условий Сибири были созданы наблюдательные пункты от Волги до Камчатки. Первый в мире опыт организации метеорологической сети на столь обширном пространстве блестяще удался русским ученым и морякам.
На всех судах Второй камчатской экспедиции, которые плавали по полярным морям от Архангельска до Колымы, по Тихому океану до Японии и северо-западной Америки, велись визуальные, а в отдельных случаях и инструментальные метеорологические наблюдения. Они внесены в вахтенные журналы и сохранились до наших дней. Сегодня эти наблюдения имеют особую ценность еще и потому, что они отражают особенности атмосферных процессов в годы экстремально повышенной ледовитости арктических морей.
Научное наследство Второй камчатской экспедиции Витуса Беринга столь велико, что не освоено полностью до сих пор. Его использовали и сейчас широко используют ученые многих стран.
Генри Хадсон | Биография и факты
Генри Хадсон
Смотреть все медиа
- Дата рождения:
- около 1565 г. Англия
- Умер после:
- 22 июня 1611 г. Гудзонов залив Канада
Просмотреть весь связанный контент →
Популярные вопросы
Чем прославился Генри Хадсон?
Генри Хадсон был английским мореплавателем и исследователем, который намеревался найти либо северо-восточный проход «через Северный полюс в Японию и Китай», либо аналогичный северо-западный проход. Хотя ни один проход не был найден, его попытки внесли значительный вклад в навигационную географию Северной Америки.
Как умер Генри Хадсон?
Во время плавания в Гудзонов залив, начатого в 1610 году, среди экипажа возникли ссоры. Последовал мятеж, и в июне 1611 года Генри Хадсон, его сын и семеро других были брошены по течению на маленькой лодке. О потерпевших кораблекрушение больше ничего не было слышно, и ничего определенного о том, что с ними случилось, неизвестно.
Какое наследие оставил Генри Хадсон?
Генри Хадсон внес значительный вклад в наше понимание географии Северной Америки, особенно ее северо-восточных водных путей. В память о нем несколько водоемов, по которым он плавал, теперь носят его имя: Гудзонов залив, река Гудзон и Гудзонов пролив.
Сводка
Прочтите краткий обзор этой темы
Генри Хадсон (родился около 1565 г., Англия — умер после 22 июня 1611 г. в Гудзоновом заливе или рядом с ним?), английский мореплаватель и исследователь, трижды плававший за англичанами (1607, 1608, 1610–1611 гг.). ) и однажды для голландцев (1609 г.), пытался открыть короткий путь из Европы в Азию через Северный Ледовитый океан, как в Старом Свете, так и в Новом. В его честь названы река, пролив и залив в Северной Америке.
О молодости Хадсона ничего не известно. Несколько Хадсонов были связаны с его спонсорами, Московской компанией в Лондоне, на поколение раньше его времени. Путешествие 1585 года английского мореплавателя Джона Дэвиса, который плыл в Арктику, чтобы предпринять первую попытку найти Северо-Западный проход из Европы в Азию, было запланировано в доме Томаса Хадсона в Лаймхаусе, ныне в районе доков на востоке Лондона. Конец. Генри Хадсон, возможно, присутствовал на том мероприятии и, следовательно, на всю жизнь проявил интерес к исследованию Арктики. Несомненно, он был хорошо знаком с географией Арктики и что его компетентность как мореплавателя была такова, что две богатые компании выбрали его для проведения опасных исследований.
Поиски Северо-восточного прохода
Весной 1607 года, отплыв за Московскую компанию, Хадсон, его сын Джон и 10 спутников отправились «для открытия прохода через Северный полюс в Японию и Китай». Полагая, что он найдет свободное ото льда море вокруг Северного полюса, Хадсон направился на север. Достигнув края полярного льда, он последовал за ним на восток, пока не достиг архипелага Шпицберген (Шпицберген). Оттуда он продолжил исследования, проведенные ранее голландским мореплавателем 16-го века Виллемом Баренцем, который также искал Северо-Восточный проход в Азию.
22 апреля 1608 года Московская компания снова отправила Гудзона на поиски Северо-восточного прохода, на этот раз между Шпицбергеном и островами Новой Земли, лежащими к востоку от Баренцева моря. Обнаружив, что его путь снова прегражден ледяными полями, он вернулся в Англию в августе.
Вскоре после своего возвращения Хадсон был заманен в Амстердам, чтобы совершить третье северо-восточное путешествие по контракту с Голландской Ост-Индской компанией. Находясь там, он услышал сообщения о двух возможных каналах в Тихий океан через Северную Америку. Один из них, расположенный примерно на 62° северной широты, был описан в бортовых журналах путешествия, совершенного в 1602 году английским исследователем капитаном Джорджем Веймутом. О другом, который, как говорят, находился около 40° северной широты, недавно сообщил из Вирджинии английский солдат, исследователь и колонист капитан Джон Смит. Хотя его интерес к Северо-Западному проходу был пробужден, Хадсон согласился вернуться прямо в Голландию, если его северо-восточное путешествие окажется неудачным.
Хадсон отплыл из Голландии на корабле Half Moon 6 апреля 1609 года. Когда встречный ветер и штормы вынудили его отказаться от своего северо-восточного путешествия, он проигнорировал свое согласие и предложил команде искать Северо-Западный проход. Имея выбор между возвращением домой или продолжением пути, команда решила следовать предложенному Смитом маршруту и искать Северо-Западный проход около 40 ° с. , который с тех пор будет известен как Гудзон. Поднявшись по ней примерно на 150 миль (240 км) к окрестностям нынешнего Олбани, штат Нью-Йорк, Хадсон пришел к выводу, что река не вела в Тихий океан. Во время исследования региона Гудзон прошел в пределах 100 миль (160 км) от группы во главе с французским исследователем Самуэлем де Шампленом, который отправился на юг со своей базы в Квебеке, но эти две группы не знали друг о друге.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Узнайте о жизни английского мореплавателя и исследователя Генри Хадсона
Просмотреть все видео к этой статьеПо пути в Голландию Хадсон пришвартовался в Дартмуте, Англия. Затем английское правительство приказало ему и английским членам его команды воздержаться от дальнейших исследований в других странах. Его журнал и документы были отправлены в Голландию, где вскоре стало известно о его открытиях.
Хадсон приготовился к путешествию в Америку, чтобы выполнить предложение Веймута. Уэймут описал бухту (ныне Гудзонов пролив), откуда с каждым отливом вырывался «яростный поток» воды. Это явление предполагало, что за проливом лежит большой водоем. Хадсон был уверен, что это Тихий океан. Британская Ост-Индская компания выделила 300 фунтов стерлингов на его путешествие, и Московская компания, по-видимому, предоставила такую же сумму; Частными спонсорами Хадсона были 5 дворян и 13 купцов.
Путешествие в Гудзонов залив
Отплыв из Лондона 17 апреля 1610 года на 55-тонном судне Discovery , Гудзон ненадолго остановился в Исландии, затем приступил к «яростному падению». Пройдя через него и войдя в Гудзонов залив в начале августа, он затем проследовал вдоль восточного побережья на юг, вместо того чтобы смело ударить на запад. Оказавшись в заливе Джеймс на самой южной оконечности Гудзонова залива и не найдя выхода в Тихий океан, Хадсон бесцельно плыл, пока его не настигла зима.
В тесноте арктической зимы возникли ссоры. Хадсон разозлил одного из членов своей команды, Генри Грина, тем, что сначала дал ему серое платье, а затем, когда Грин ему не понравился, забрал его и отдал другому. Кое-кто из его команды подозревал, что Хадсон тайно копил еду для своих фаворитов, и гнев вспыхнул, когда Хадсон приказал обыскать собственные морские сундуки команды в поисках дополнительных провизий. Роберт Джуэт, помощник, был понижен в должности, и он сговорился с Грином и другими, чтобы поднять мятеж. Как только обратный путь начался, мятежники схватили Хадсона, его сына и семерых других, бросив их по течению в Гудзоновом заливе на небольшой открытой лодке 22 июня 1611 года.0059 Дискавери отплыла домой в Англию, ни один из главарей не вернулся с ней, будучи убитым вместе с несколькими другими в драке с эскимосами. О Хадсоне и его небольшой группе больше ничего не было слышно, хотя в 1631–1632 годах другой исследователь нашел руины убежища, возможно, построенного потерпевшими кораблекрушение.
Как командир Хадсон был скорее упрямым, чем смелым. Он нарушил свое соглашение с голландцами и не смог подавить мятеж 1611 года. Он играл в фаворитов и позволял моральному духу страдать. В Джеймс-Бей он казался нерешительным.
Тем не менее, Хадсон совершил четыре опасных путешествия, провел свою команду через арктическую зиму и сохранил свои корабли среди опасностей льда и неизвестных берегов. Он был компетентным мореплавателем, существенно расширившим исследования Верраццано, Дэвиса и Баренцева моря. Его вклад в географические знания был велик, а его открытия легли в основу голландской колонизации реки Гудзон и английских притязаний на большую часть Канады.
Джон Эдвардс Касуэлл Редакторы Британской энциклопедииГенри Хадсон — Эпоха исследований
Введение
Генри Хадсон совершил четыре путешествия в поисках водного пути на Дальний Восток. Его первые два плавания проходили через арктические воды и оказались неудачными из-за льдов. Его третье и четвертое путешествия были в Северную Америку, где он открыл и проплыл по реке Гудзон, Гудзонову проливу и Гудзонову заливу. Открытия Генри Хадсона повлияли на других исследователей и заложили основу для будущей колонизации и торговли.
Биография
Молодость
Немногое известно о молодости Генри Хадсона до его первого значительного путешествия в 1607 году. Большинство историков считают, что он родился около 1565 года в Англии и некоторое время жил в Лондоне. 1 Он получил бы хорошее образование, ведь известно, что он умел читать, писать и заниматься математикой. Большинство ученых считают, что дед Хадсона был одним из основателей Московской компании. Это была очень важная торговая компания того времени, и именно по ней Хадсон отправился в свои путешествия. Весьма вероятно, что Генрих работал на кораблях с юных лет, вероятно, юнгой. Он бы научился готовить, управлять парусами, ухаживать за кораблем и вести судовой журнал. 2 Он также выучил бы навыки навигации. Точно неизвестно, когда, но в какой-то момент Хадсон женился на женщине по имени Кэтрин, и у них родилось трое сыновей — Оливер, Джон и Ричард. 3 Его сын Джон присоединился к нему во всех четырех его путешествиях.
Считается, что Хадсон плыл вместе с другим исследователем Джоном Дэвисом в 1587 году. Во время путешествия Дэвиса они отправились в Арктику в поисках Северо-Западного прохода. Торговля и коммерция были двумя мотивами для исследователей в 17 веке. Большая часть мира была нанесена на карту и заселена разными странами. Но возможность морского пути на вершину мира была еще неизвестна. Многие страны Европы продолжали искать более быстрые пути в Азию. Стремление к более быстрым маршрутам в Азию было вызвано спросом на различные товары, такие как специи. Московская компания не стала исключением. У них были корабли и команда, но некому было руководить плаванием. Ричард Хаклайт, уважаемый священник и ученый, рекомендовал Хадсона на эту работу. 4 До этого у Хадсона был опыт только штурмана, но не капитана. Но в 1607 году Московская компания поручила Хадсону совершить путешествие через Полярный круг в Китай.
Путешествия
Основное путешествие
Генри Хадсон отплыл из Грейвсенда, Англия, в апреле 1607 года на борту корабля Хоупвелл . У него была команда из десяти человек, включая его сына Джона. Это была медленная поездка с плохим ветром. Потребовалось 26 дней, чтобы добраться до Шетландских островов к северу от Великобритании. Потом еще полторы недели, чтобы добраться до Полярного круга. 5 Не только погода была сложной, но и по дороге у него возникли проблемы с некоторыми членами экипажа. Хадсон понизил в должности двух опытных мужчин: первого помощника Уильяма Коллинза и Джеймса Янга. Джон Колман заменил Коллинза на посту первого помощника. 6 Это расстроило многих членов экипажа и, возможно, впоследствии привело к неприятностям для Генри Хадсона. Они проплыли мимо побережья Гренландии в сильно покрытые льдом воды. Они продолжили путь к Северному полюсу и достигли Шпицбергена на архипелаге Шпицберген (часть Норвегии). По пути они видели много китов, тюленей и моржей, а также несколько видов морских птиц. Он предпринял несколько попыток обогнуть льдины, но безуспешно. 27 июля, Хоупвелл и ее экипаж возвращаются в Англию. Хадсон не смог найти свой северный путь в Китай.
Московская компания была взволнована, узнав о китах, которых Хадсон видел в Арктике. Китобойный промысел в 17 веке был очень прибыльным. Китовое мясо и жир использовались для изготовления масел, которые помогали зажигать свечи. Московская компания быстро планировала начать китобойную экспедицию. 7 Но Хадсона не интересовал китобойный промысел, его интересовала разведка. Итак, в 1608 году Московская компания снова поручила Гудзону найти проход на Дальний Восток. На этот раз Хадсон планировал найти северо-восточный проход в сторону российской части Новой Земли. Хадсон вышел 22 апреля 1608 года на борту 9-го0059 Хоупвелл еще раз, с экипажем из 14 человек, включая снова его сына Джона. 8 У Хадсона снова возникли проблемы с несколькими членами его команды. Но они пошли дальше и достигли Новой Земли. Они снова увидели несколько животных, и Хадсон даже записал в своем дневнике, что видел русалку. Но, как и в своем последнем путешествии, Хадсон не смог пройти мимо больших паковых льдов и вернулся в Англию.
Последующие путешествия
Солдаты Московской компании были недовольны результатами Хадсона. Поэтому они отказали ему в возможности совершить еще одно плавание. Поэтому Хадсон обратился к голландцам. Он отправился в Амстердам и был заказан Голландской Ост-Индской компанией в 1609 году.найти северо-восточный проход в Азию. Он отплыл из Голландии на борту корабля Half Moon 6 апреля 1609 года. Недалеко от России Гудзон и его люди снова были заблокированы тяжелыми паковыми льдами. Хадсон предпочел проигнорировать приказы голландцев и вместо этого направился на поиски Северо-Западного прохода. Он пересек Атлантический океан, пробрался через Ньюфаундленд и Новую Шотландию в Канаду. Двигаясь дальше, он миновал участки, которые впоследствии стали Плимутом и Бостоном (в настоящее время Массачусетс). Они добрались до британского поселения Джеймстаун, штат Вирджиния. 9 Затем они повернули назад, направляясь на север, и вошли в реку в современном Нью-Йорке. Хадсон надеялся, что это именно тот проход, который он искал. Это та же область, которую ранее исследовал Джованни да Верраццано в 1524 году. Гудзон прошел 150 миль вверх по этой реке, но обнаружил, что это не тот проход, на который он надеялся. Эта река стала известна как река Гудзон. Экспедиция следовала по реке, пока команда не определила, что она не ведет к Тихому океану. Они вернулись в Европу.
По возвращении в Голландию корабль Half Moon пришвартовался в Дартмуте, Англия. Англичане, имевшие плохие отношения с голландцами, не позволили Гудзону вернуться в Голландию. Ему пришлось отправить бортовой журнал информации без него. В то время Хадсон был одним из самых опытных капитанов арктических исследований в Европе. 10 Итак, они призвали его еще раз вернуться в поисках Северо-Западного прохода. Хадсон, его сын Джон и команда Хадсона отправились в плавание на .Открытие 17 апреля 1610 года. Они пересекли Атлантику, достигли северной Канады, а затем взяли курс на Гудзонов пролив. Вскоре они оказались в заливе Джеймс, в самой южной части Гудзонова пролива. Но они не нашли выхода, ведущего к Тихому океану в сторону Азии. После поиска какое-то время они были вынуждены остаться там, поскольку наступила арктическая зима. В эти зимние месяцы напряженность между Хадсоном и его командой привела к печальной судьбе.
Спустя годы и смерть
Хадсон и его команда провели зиму в заливе Джеймс, так как они не могли плыть по ледяным водам. К июню 1611 года «Дискавери» был свободен ото льда и мог продолжать свое путешествие. Но к концу зимы команда еще больше рассердилась на своего капитана. Многие из них считали свою поездку пустой тратой времени. В июне 1611 года Роберт Джуэт, пониженный в должности до помощника, возглавил мятеж против Гудзона. Хадсон, его сын и несколько больных членов экипажа были отправлены по течению на небольшой лодке. Что стало с потерпевшими кораблекрушение, до сих пор неизвестно.
Наследие
Генри Хадсон был целеустремленным капитаном, исследователем и штурманом. Он плыл по неизведанным опасным ледяным водам Арктики. Но его плохие лидерские качества привели к его печальному концу. Хотя ему так и не удалось найти проход в Азию, Гудзон открыл различные водные пути в Северной Америке. Его открытия привели других европейцев к путешествию в Северную Америку, где должны были происходить колонизация и торговля. Многие районы, которые он исследовал и через которые проплыл, сегодня названы в его честь. В его честь названы пролив, залив и река — река Гудзон в Нью-Йорке.
Примечания
- Джозефа Шерман, Генри Хадсон: английский исследователь Северо-Западного прохода (Нью-Йорк: The Rosen Publishing Group, Inc., 2003), 13.
- Кристин Петри, Генри Хадсон (Эдина: издательство ABDO, 2007), 8.
- Энтони Далтон, Генри Хадсон: обреченный навигатор и исследователь (Канада: Heritage House Publishing Company Ltd., 2014), 20.
- Далтон, Генри Гудзон: обреченный навигатор и исследователь , 24.
- Далтон, Генри Хадсон: обреченный навигатор и исследователь , 27.