«Один день Ивана Денисовича» анализ произведения Солженицына – проблемы, история создания, жанр повести
4.2
Средняя оценка: 4.2
Всего получено оценок: 1819.
Обновлено 10 Июля, 2021
4.2
Средняя оценка: 4.2
Всего получено оценок: 1819.
Обновлено 10 Июля, 2021
Рассказ «Один день Ивана Денисовича» – правдивое изображение сибирских будней жертв сталинских репрессий. Произведение позволяет читателю представить, какая судьба ожидала тех, кто не угодил советской власти. В образе главного героя воплощён опыт самого Солженицына, а также множества заключённых, которых он видел. В школе изучают рассказ в старших классах. Быстро подготовиться к уроку и освежить знания о рассказе перед ЕГЭ поможет представленный в статье анализ произведения.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Краткий анализ
Год написания – 1959.
История создания
Тема – В произведении развивается тема лагерной жизни политических заключенных, жертв сталинского режима.
Композиция – А. И. Солженицын описал один день из жизни заключённого, поэтому основой для композиции стали временные рамки от утра до вечера, вернее, от подъема до отбоя. Анализируемое произведение – сплетение рассказов, раздумий, в которых важную роль играют детали.
Жанр – Рассказ, хотя перед публикацией редактор порекомендовал А. Солженицыну назвать свое произведение повестью, и автор прислушался к совету.
Направление – Реализм.
История создания
История создания произведения связана с лагерной жизнью А. Солженицына. Писатель задумал его в 1950–1951. Тогда он отбывал срок в северном Казахстане.
Позже Александр Исаевич вспоминал: «Я в 50-м году в какой-то долгий лагерный зимний день таскал носилки с напарником и подумал: как описать всю нашу лагерную жизнь?». Он решил, что достаточно детального описания одного дня из жизни тех, кто пребывал в «вечной ссылке». К реализации замысла Александр Исаевич приступил спустя 9 лет уже после возвращения из ссылки. На написание рассказа ушло около полутора месяцев (май-июнь 1959 г.).1961 – год написания варианта произведения без некоторых наиболее резких политических моментов. В том же 1961 году Солженицын передал рукопись главному редактору журнала «Новый мир» А. Твардовскому. Произведение автор не подписал, но А. Берзер, сотрудница редакции, добавила псевдоним А. Рязанский. На редактора рассказ произвел «сильнейшее впечатление», о чём свидетельствует запись в его рабочей тетради.
Редакция предложила Александру Исаевичу изменить название: и рукопись была названа «Щ-854. Один день одного зэка». Издатели также внесли коррективы в жанровое определение, предложив назвать произведение повестью.
Автор разослал рассказ коллегам-писателям и попросил составить о нём отзывы. Так он надеялся продвинуть своё произведение к публикации. Однако Александр Исаевич понимал, что произведение может не пройти цензуру. За помощью обратились к Н. Хрущёву, и он добился разрешения на публикацию. Рассказ Солженицына «Один день Ивана Денисовича» увидел мир на страницах журнала «Новый мир» в 1962 г.
Публикация произведения стала грандиозным событием. Во всех журналах и газетах появлялись отзывы о нём. Критика считала, что рассказ стал разрушительной силой для господствующего доселе соцреализма.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тема
Для лучшего усвоения материала по рассказу А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» анализ его следует начинать с характеристики мотивов.
В литературе «послесталинского» времени активно развиваются мотивы репрессий, ссылок. Особенное место они занимают в творчестве писателей, которым довелось побывать в лагерях. В анализируемом произведении раскрывается тема жизни политических заключенных в ссылке. Основные герои рассказа – заключенные и надзиратели.
А. Солженицын описывает всего один день из жизни сосланного в северные края героя, Шухова Ивана Денисовича, что определило и смысл названия.
Это крестьянин, который честно защищал Родину на фронте. Шухова взяли в плен, но он сумел сбежать, за что и попал в ссылку. Нечеловеческие условия жизни не смогли убить истинно крестьянскую душу. Иван Денисович сохранил простодушие, доброту. В то же время он был хитёр в бытовом плане. Внутренний стержень помог ему выжить.Каждый образ – инструмент для раскрытия определенной грани лагерной жизни. В контексте главной темы формируется проблематика рассказа. Особое внимание следует обратить на такие проблемы: человеческая жестокость, несправедливость режима, взаимопомощь как способ выживания, любовь к ближнему, вера в Бога. Автор только поднимает острые для его эпохи вопросы, выводы же читатель должен сделать сам.
Идея рассказа – показать, как политический режим может разрушать судьбы, калечить человеческие тела и души. А. Солженицын осуждает репрессии, хочет, чтобы потомки не совершали таких ошибок.
Композиция
Строение рассказа продиктовано его содержанием и временными рамками описываемых событий. Сначала А. Солженицын рассказывает о подъёме в пять часов утра. Это и есть экспозиция, которая переносит читателя в лагерный барак и знакомит его с главным героем.
Развитие событий – все передряги, в которые Иван Денисович попадает за день. Сначала его застают лежащим после «подъёма», потом отправляют мыть полы в надзирательской. Разговоры с Алексеем баптистом и сговор с заключённым, получившим богатую посылку, тоже относятся к развитию событий.
Кульминаций в произведении минимум две – эпизод, когда надзиратель ведёт Шухова отбывать наказание и сцена, где Цезарь прячет еду от надзирателей. Развязка – отбой: Шухов засыпает, понимая, что прожил день счастливо.
Главные герои
О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Один день Ивана Денисовича».
Жанр
А. И. Солженицын по настоянию редакции определил произведение как повесть. На самом деле – это рассказ. В нём можно заметить такие признаки малого литературного жанра: небольшой объём, внимание автора сконцентрировано на сюжетной линии Шухова, система образов не очень разветвлённая. Направление произведения – реализм, так как автор правдиво описывает человеческую жизнь.
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Рейтинг анализа
4.2
Средняя оценка: 4.2
Всего получено оценок: 1819.
А какую оценку поставите вы?
«Один день Ивана Денисовича» | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов
ЗЕРКАЛО ЭПОХИ ГУЛАГА«Один день Ивана Денисовича» (1959) — первое произведение А. Солженицына, увидевшее свет. Именно этот рассказ, опубликованный более чем стотысячным тиражом в 11-м номере журнала «Новый мир» за 1962 год, принес автору не только всесоюзную, но и по сути мировую известность. В журнальной версии «Один день…» имел жанровое обозначение «повесть». В книге «Бодался теленок с дубом» (1967-1975) Солженицын поведал, что назвать это произведение повестью («для весу») автору предложили в редакции «Нового мира». Позже писатель высказал сожаление, что поддался внешнему давлению: «Зря я уступил. У нас смыкаются границы между жанрами и происходит обесценение форм. «Иван Денисович» — конечно рассказ, хотя и большой, нагруженный».
Значение произведения А. Солженицына не только в том, что оно открыло прежде запретную тему репрессий, задало новый уровень художественной правды, но и в том, что во многих отношениях (с точки зрения жанрового своеобразия, повествовательной и пространственно-временной организации, лексики, поэтического синтаксиса, ритмики, насыщенности текста символикой и т. д.) было глубоко новаторским».
Урманов А. «Один день Ивана Денисовича» как зеркало эпохи ГУЛАГА
«СИЛЬНЕЙШЕЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ ПОСЛЕДНИХ ДНЕЙ — РУКОПИСЬ А. РЯЗАНСКОГО»
История публикации повести была сложна. После речи Хрущева на XXII съезде КПСС машинописный экземпляр рассказа 10 ноября 1961 года был передан Солженицыным через Раису Орлову, жену друга по камере на «шарашке» Льва Копелева, в отдел прозы «Нового мира», Анне Самойловне Берзер. На рукописи автор указан не был, по предложению Копелева Берзер вписала на обложку — «А. Рязанский» (по месту жительства автора). 8 декабря Берзер предложила ознакомиться с рукописью главному редактору «Нового мира» Александру Твардовскому. Зная вкусы своего редактора, она сказала: «Лагерь глазами мужика, очень народная вещь». В ночь с 8 на 9 декабря Твардовский читал и перечитывал рассказ. 12 декабря в рабочей тетради он записал: «Сильнейшее впечатление последних дней — рукопись А. Рязанского (Солженицына)…»
9 декабря Копелев сообщил телеграммой Солженицыну: «Александр Трифонович восхищен…». 11 декабря Твардовский телеграммой попросил Солженицына срочно приехать в редакцию «Нового мира». 12 декабря Солженицын приехал в Москву, встретился с Твардовским и его замами Кондратовичем, Заксом, Дементьевым в редакции «Нового мира». На встрече присутствовал также Копелев. Рассказ решили назвать повестью «Один день Ивана Денисовича».
Но одного желания Твардовского опубликовать эту вещь было мало. Как опытный советский редактор, он прекрасно понимал, что она не выйдет в свет без разрешения верховной власти. В декабре 1961 года Твардовский дал рукопись «Ивана Денисовича» для прочтения Чуковскому, Маршаку, Федину, Паустовскому, Эренбургу. По просьбе Твардовского они написали свои письменные отзывы о рассказе. Чуковский назвал свой отзыв «Литературное чудо». 6 августа 1962 года Твардовский передал письмо и рукопись «Ивана Денисовича» помощнику Хрущева Владимиру Лебедеву. В сентябре Лебедев в часы отдыха стал читать рассказ Хрущеву. Хрущеву повесть понравилась, и он распорядился предоставить в ЦК КПСС 23 экземпляра «Ивана Денисовича» для ведущих деятелей КПСС. 15 сентября Лебедев передал Твардовскому, что рассказ Хрущевым одобрен. 12 октября 1962 года под давлением Хрущева Президиум ЦК КПСС принял решение о публикации рассказа, а 20 октября Хрущев объявил Твардовскому об этом решении Президиума. Позже в своей мемуарной книге «Бодался теленок с дубом» Солженицын признался, что без участия Твардовского и Хрущева книга «Один день Ивана Денисовича» не вышла бы в СССР. И в том, что она все-таки вышла, было еще одно «литературное чудо».
Басинский П. 50 лет «Ивана Денисовича». Российская газета, 16 ноября 2012 г.
«Щ-854. ОДИН ДЕНЬ ОДНОГО ЗЭКА»
Я в 50-м году, в какой-то долгий лагерный зимний день таскал носилки с напарником и подумал: как описать всю нашу лагерную жизнь? По сути, достаточно описать один всего день в подробностях, в мельчайших подробностях, притом день самого простого работяги, и тут отразится вся наша жизнь. И даже не надо нагнетать каких-то ужасов, не надо, чтоб это был какой-то особенный день, а — рядовой, вот тот самый день, из которого складываются годы. Задумал я так, и этот замысел остался у меня в уме, девять лет я к нему не прикасался и только в 1959, через девять лет, сел и написал.Писал я его недолго совсем, всего дней сорок, меньше полутора месяцев. Это всегда получается так, если пишешь из густой жизни, быт которой ты чрезмерно знаешь, и не то что не надо там догадываться до чего-то, что-то пытаться понять, а только отбиваешься от лишнего материала, только-только чтобы лишнее не лезло, а вот вместить самое необходимое. Да, заглавие Александр Трифонович Твардовский предложил вот это, нынешнее заглавие, свое. У меня было «Щ-854. Один день одного зэка».
Из радиоинтервью Александра Солженицына Би-Би-Си к 20-летию Выхода «Одного дня Ивана Денисовича»
АХМАТОВА ОБ «ИВАНЕ ДЕНИСОВИЧЕ» И СОЛЖЕНИЦЫНЕ
«Эту повесть обязан прочитать и выучить наизусть — каждый гражданин изо всех двухсот миллионов граждан Советского Союза».
«Приезжал ко мне автор «Ивана Денисовича»… Учил меня, как писать стихи».
«Славы не боится. Наверно, не знает, какая она страшная и что влечёт за собой».
Исторические анекдоты
«ДОРОГОЙ ИВАН ДЕНИСОВИЧ…!» (ПИСЬМА ЧИТАТЕЛЕЙ)
«Уважаемый товарищ Солженицын! <…> Прочитал Вашу повесть «Один день Ивана Денисовича» и от души благодарю Вас за матушку-правду. <…> Я работаю на шахте. Вожу электровоз с вагонетками коксующего угля. Наш уголь имеет тысячеградусное тепло. Пусть это тепло через посредство моего уважения согреет Вас».
«Уважаемый товарищ А.Солженицын (к сожалению, не знаю имени и отчества). Примите с далекой Чукотки горячее поздравление с Вашим первым общепризнанным литературным успехом — выходом в свет повести «Один день Ивана Денисовича». Прочел ее с необычайным интересом. Восхищен оригинальностью языка, глубоким, рельефным, правдивым изображением всех деталей лагерной жизни. Ваша повесть очищает наши души и совесть за все беззакония и произвол, которые чинились в годы культа личности Сталина. <…> Кто я? Был на фронте от командира батареи до ПНШ <помощника начальника штаба.> артполка. В связи с ранением осенью 1943 г. на фронт не вернулся. После войны — на партийной и советской работе…».
«Многоуважаемый Александр Исаевич! Только что прочел Вашу Повесть (пишу с большой буквы). Прошу простить меня за несвязность письма, я не литератор и, наверное, даже не очень грамотный человек, а Ваша Повесть так взбудоражила меня и разбудила столько горестных воспоминаний, что мне не до подбора стиля и слога письма. Вы описали один день одного зэка, Ивана Денисовича, понятно, что это день тысяч и сотни тысяч таких же зэков, причем день этот не так уж плохой. Иван Денисович, подводя итоги дня, во всяком случае, доволен. А вот такие морозные дни, когда к разводу, на вахту дневальные сносят из бараков умерших и складывают в штабель (но были и такие, что не приносили мертвеца сразу, а получали на них паек несколько дней), а мы, несчастные зэки, 58-я, окутанные всякими мыслимыми и немыслимыми тряпками, стояли в строю по пять, ждали вывода за зону, а баянист, обеспечивающий мероприятия КВЧ <культурно-воспитательной части. >, играет “Катюшу”. Крики нарядчиков «в консервные банки обую, а пойдешь на работу» и пр., пр., пр. Потом 7-8 км в лес, норма заготовки 5 кбм…».
«Несмотря на весь ужас этого обычного дня <…> в нем нет и одного процента тех ужасных, нечеловеческих преступлений, какие видел я, пробыв в лагерях более 10 лет. Я был свидетелем, когда на прииск осенью поступило 3000 «оргсилы» (так называли заключенных), а к весне, т.е. через 3-4 месяца, живых осталось 200 человек. Шухов спал на вагонке, на матраце, хотя и набитом опилками, а мы спали на болотных кочках, под дождем. А когда натянули дырявые палатки, сами себе сделали из неотесанных жердей нары, подстилали ветки хвои и так, сырые, во всем, в чем ходили на работу, ложились спать. Утром сосед слева или справа отказывался от «сталинской пайки» навсегда…».
«Многоуважаемый… (чуть было не написал: Иван Денисович; к сожалению, не знаю Вашего имени-отчества) многоуважаемый писатель Солженицын! Пишу Вам потому, что не могу удержаться и не написать. Сегодня я прочел в журнале Вашу повесть и — потрясен. Больше того, я счастлив. Счастлив тем, что такая изумительная вещь написана и напечатана. Она неотразима. Она с огромной силой подтверждает великую истину о несовместимости искусства и лжи. После появления такой повести, по-моему, любой писатель устыдится лить розовую водичку. И ни один прохвост не сможет обелить необелимое. Я убежден, что миллионы читателей прочтут «Один день Ивана Денисовича» с чувством глубочайшей признательности автору».
«Дорогой Иван Денисович!..»: Письма читателей: 1962–1964. Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына
50 лет Ивана Денисовича. Журнал «Коммерсантъ Weekend», №45(290), 23 ноября 2012 г.
уровней смысла в одном дне из жизни Ивана Денисовича
Тюремный роман
Большинство достойных произведений литературы работают на нескольких смысловых уровнях. Одним из них является буквальный уровень, т. е. уровень, на котором требуется лишь понимание основного значения терминов и понятий, используемых автором. Проще говоря, на этом уровне автор общается с читателем «реалистично», несимволически. Читателю приходится очень мало терминов и понятий переводить на небуквальный, символический или аллегорический уровень.
«Один день Ивана Денисовича » — это буквально тюремная повесть, и поэтому она занимает свое место в длинном списке подобных произведений, посвященных условиям в тюрьмах, трудовых лагерях, концлагерях, психиатрических больницах или лагерях для военнопленных. Таким образом, он имеет дело со многими из тех же проблем, что и Выживший Терренса де Пре, Пьера Буля Мост через реку Квай
Как и все эти произведения , Один день из жизни Ивана Денисовича посвящен борьбе за выживание в нечеловеческих условиях. Что должен сделать мужчина или женщина, чтобы выбраться из такого лагеря живым? Является ли выживание единственной и самой важной целью, или есть пределы того, что человек может и должен делать, чтобы остаться в живых? Необходима или жизненно важна религиозная вера для выживания? На все эти вопросы эта работа пытается ответить на буквальном уровне.
Солженицын, на собственном опыте испытавший лагерные условия, о которых рассказывает в этом рассказе, рассказывает о реальных переживаниях миллионов своих соотечественников, и его русские читатели не могли не задуматься над реальной возможностью столкнуться с положением Ивана Денисовича. .
Как и авторы других тюремных романов, Солженицын приходит к выводу, что долг человека не сдаваться и отказываться от борьбы за выживание. Однако неправильно концентрироваться на том, что нужно делать, чтобы выжить. Лучше установить личный кодекс поведения, который диктует, что нельзя делать только для того, чтобы сохранить свое физическое существование.
Существование без достоинства ничего не стоит — на самом деле, потеря человеческого достоинства также уменьшает волю и способность к выживанию. Компромиссы, конечно, необходимы, но между Иваном и Фетюковым огромная моральная пропасть: Фетюков пойдет на все, лишь бы немного поесть, и его правильно называют падальщиком; Иван, напротив, время от времени будет жульничать и запугивать, но в основном он полагается на свою находчивость для достижения той же цели.
Выживание — это задача, требующая постоянного и простодушного внимания Ивана. Абстракции, эзотерические дискуссии о религии или искусстве неуместны и контрпродуктивны. Цезарь Маркович может выжить только до тех пор, пока приходят его посылки. Капитану, если он выживет в одиночной камере, придется отказаться от своих нереалистичных представлений о коммунизме и своей властной манеры, если он хочет жить. Алеша Креститель по самой природе своей веры больше заинтересован в загробной жизни, чем в физическом выживании в этой жизни. Понятно, что Фетюкову и большинству осведомителей долго не прожить.
Только Иван сочетает в себе все качества, необходимые для выживания: он работает на себя и на своих товарищей, но не на начальство; он надеется не на постороннюю помощь, а на свое умение и хитрость; он привык подчиняться разумным приказам и обходить нелепые; у него есть вера, но эта вера призвана помочь ему справиться с реалиями этой жизни, а не та, которая исчерпывается в догматических богословских спорах. Иван верит в силу и достоинство простого русского рабочего и крестьянина, не будучи доктринером-коммунистом. Он, с некоторыми оплошностями, сострадательный человек, который смотрит на своих сокамерников с сочувствием и пониманием. Большинство из них ценят такое отношение и относятся к нему с таким же уважением.
Социальный комментарий
Население Иванова лагеря представляет собой срез российского общества. Есть заключенные, представляющие практически все профессиональные, социальные и этнические группы в Советском Союзе: мы находим художников, интеллигенцию, уголовников, крестьян, бывших чиновников, офицеров, украинцев, латышей, эстонцев и цыган (Цезарь Маркович), просто чтобы назвать немного. Если выйти поэтому за пределы буквального уровня романа, становится ясно, что Солженицын не только хотел дать реалистическое описание жизни в сибирском лагере, но и хотел, чтобы читатель понял, что лагерь — на аллегорическом уровне — представляла собой сталинскую советскую Россию.
В одном из интервью Солженицын как-то заявил, что его заинтересовало высказывание Льва Толстого о том, что роман может иметь дело либо с столетиями европейской истории, либо с одним днем из жизни человека. (Это высказывание Толстого могло быть и причиной того, что Солженицын изменил название этой работы с С-854 на Один день из жизни Ивана Денисовича .) Во время своего собственного тюремного заключения автор принял решение описать один день тюремной жизни, один день из жизни Ивана Денисовича Шухова, судьбу которого Солженицын однажды назвал «величайшей трагедией в русской драматургии».
Читая на этом уровне, роман становится резким обвинением советской системы сталинской эпохи. Теперь Солженицын наверняка распространил бы это обвинение на всю советскую систему. Существует хроническая нехватка продовольствия, за исключением немногих привилегированных, которые могут подкупить коррумпированных чиновников. Есть вандализм и бюрократическая неэффективность, ведущие к растратам и саботажу. Чтобы рассеять сомнения в том, что все это относится только к лагерной жизни, Солженицын вводит мысли Ивана о колхозе, из которого он родом («Грезы о доме и о Колхоз «), который почти не функционирует. Тамошние чиновники подкупают чиновников, чтобы освободить их от сельскохозяйственных работ, чтобы они могли красить прибыльные, неряшливые ковры. Советское общество, и Солженицын их больше всего сожалеет, ибо они вызывают недоверие у людей, которые должны сотрудничать против власти, а не против себя. Арестант, говорит он, злейший враг арестанта, а не власти. Интересно отметить, что , несмотря на отбывание десяти-двадцатипятилетнего срока, все заключенные, кажется, отбывают пожизненные сроки. Из большой советской тюрьмы никого никогда не выпускают, когда заканчивается один срок, прибавляется еще один.0003
Вероятно, случайно, что Один день из жизни Ивана Денисовича был опубликован ровно через сто лет после Письма из мертвого дома , известного рассказа Достоевского о его собственном опыте в царской тюрьме. Но, несомненно, многие русские читатели сразу же распознали бы связь между двумя произведениями и осознали бы иронию, заложенную в сравнении: тюрьмы ненавистных царей были куда более гуманными, чем сталинские, и в них сидело гораздо меньше людей.
Что можно сделать, чтобы преодолеть эти ужасные социальные условия? Ясно, что Солженицын видит так же мало возможностей для успешного насильственного свержения советского режима, как и для вооруженного восстания в лагере Ивана. Настоящая надежда состоит в том, что коррумпированная, неэффективная система разрушит себя изнутри, и что Россия вернется к системе, основанной на качествах, которые олицетворяет Иван: тяжелая работа без чрезмерной опоры на технологии.
Здесь Солженицын следует антизападной, антитехнологической позиции Достоевского. Он призывает (1) возродить старые русские народные традиции, (2) простую, мистическую веру без догматической бюрократии какой-либо установленной церкви, (3) сотрудничество между множеством этнических и социальных групп в России, которые теперь разделены и, таким образом, «свои злейшие враги» и (4) отношение отказа от сотрудничества и ненасильственного подрыва бюрократии и властей.
Даже если окажется, что условия не скоро изменятся (может быть добавлен еще один срок), действия русского народа должны быть рассчитаны на то, чтобы выжить достойно и гордо, а не пресмыкаться и ползать. Следует отметить, что никакого лидерства в этой борьбе Солженицын не ждет от интеллигенции, церковников или художников. Их любовь к абстракциям и бесконечным дискуссиям показана как не дающая практических результатов.
Экзистенциальный комментарий
Помимо буквального и социального уровня, мы можем обнаружить в этом произведении тему, которая тесно связана со многими произведениями современной художественной литературы. Его тема — судьба современного человека, который должен разобраться во вселенной, действия которой он не понимает. Таким образом, смысловой уровень вопросов «Как выжить в концлагере?» и «Как выжить в Советском Союзе, похожем на лагерь для военнопленных?» распространяется на этот вопрос: «Согласно каким принципам следует жить в кажущейся абсурдной вселенной, управляемой силами, которые он не может понять и над которыми он не имеет контроля?»
Судьба Ивана очень напоминает судьбу Йозефа К. в произведении Франца Кафки «Процесс» . Однажды утром Йозефа К. арестовывают, не зная за что, и он пытается выяснить причины. В своих поисках он сталкивается с жестокой судебной бюрократией, действующей по непонятным правилам; юристы и священники не могут дать ему разумных ответов на вопрос о его судьбе, и поэтому он в конце концов приходит к выводу, что он должен быть виновен. Соответственно, он охотно подчиняется его казни.
Иван также арестован и отправлен в лагеря по абсурдным причинам, как и большинство его сокамерников. Он не понимает законности своего дела. Ведь он всего лишь простой рабочий и никогда не встречает высших инстанций, которые могли бы дать ему ответ. Он встречает только жестоких, мелких чиновников системы, которые только подчиняются приказам, но не дают объяснений. Окружающие его интеллигенты, кажется, не имеют правильных ответов, а религиозные люди, вроде Алеши Крестителя, очень похожи на утешителей, пытающихся объяснить Иову, почему он должен так жестоко страдать. Их аргументы догматичны; они не логичны и не практичны.
У человека, оказавшегося в такой ситуации, есть несколько вариантов. Один из них — отчаяние, пассивное принятие всего, что уготовила ему судьба. Это, как указывает Камю в Миф о Сизифе , является неприемлемым поведением для разумного человека. Расширением этого варианта является самоубийство, альтернатива, которая даже не упоминается в «Один день Ивана Денисовича ».
Другой альтернативой является поиск системы мышления, которая даст объяснение такому основному экзистенциальному вопросу, как «Почему все это происходит со мной?» Это могут быть философские, религиозные или политические системы мышления, у большинства из которых есть представители, которые, по-видимому, способны дать ответы. К сожалению, все они требуют, чтобы человек принял хотя бы один основной пункт догмы 9.0009 на веру — то есть доказательств просить не надо. А это неприемлемо для многих практичных, логичных людей вроде Ивана. Следовательно, Иван должен в конечном итоге отвергнуть интерпретацию мироздания Алешей Крестителем.
Несмотря на то, что Иван верит в Бога, хотя и в пантеистического языческого бога, его ответ на экзистенциальный вопрос современного человека в основе своей совпадает с ответом Жана-Поля Сартра и других экзистенциалистов. Он решает принять личный кодекс поведения, подобный кодексу так называемых «героев кодекса» Хемингуэя, чье высшее удовлетворение достигается за счет демонстрации «изящества под давлением». Вместо того, чтобы перенимать чужие поведенческие кодексы (например, Десять заповедей), Иван устанавливает свой собственный набор морали, призванный помочь ему достойно выжить. Поскольку никто не может дать ему логического объяснения его судьбе, он оставляет все попытки найти такое объяснение и строит свою жизнь исходя из того, что его на самом деле нет. Это позволяет ему сконцентрироваться на получении удовлетворения от следования стандартам, которые он для себя установил. Ему не нужно никому угождать в практических вопросах. Это наглядно демонстрирует Иван, особенно в его чувстве уверенности в себе и в его поведении «изящество под давлением». Он — прообраз того, что Сартр называет «человеком, живущим добросовестно», а также прообраз простого русского, в котором Солженицын возлагает надежды на лучшее будущее.
Солженицын «День Ивана Денисовича» 50 лет спустя
Гектор Тобар
Одно литературное произведение, возможно, больше, чем любое другое, помогло изменить ход Советская история — «Один день Ивана Денисовича», роман Александра Солженицына о спуске одного человека в печально известный сталинский ГУЛАГ.
Роман «Один день» был опубликован в Советском Союзе в этом месяце 50 лет назад, и эта веха отмечена серией рассказов из России.
Солженицын был арестован во время Второй мировой войны и брошен в концлагерь за то, что писал другу письма с критикой Сталина. Находясь в тюрьме, он тайно написал роман, основанный на его опыте.
«Персонаж был вымышленным», — пишет корреспондент BBC Стив Розенберг в ретроспективе из Москвы. «Но таких, как он, были миллионы — невинных граждан, которые, как и сам Солженицын, были отправлены в ГУЛАГ во время волны террора Иосифа Сталина».
«Я был убежден, что никогда в жизни не увижу в печати ни одной своей строчки», — сказал Солженицын в автобиографическом очерке, опубликованном Нобелевским комитетом после того, как он получил премию по литературе в 1919 году.70. «Но также я почти не осмеливался позволять кому-либо из моих близких знакомых читать что-либо, что я написал, потому что боялся, что об этом станет известно».
Когда Сталин умер в 1953 году, его преемник Никита Хрущев начал закрывать лагеря. Солженицын представил свой роман престижному советскому литературному журналу «Новый мир», который, как и любое другое издание в советской системе, находился под официальным контролем.
Но с явного одобрения Хрущева роман был опубликован как часть официальной критики Хрущевом «эксцессов» правления Сталина.
«Если бы Хрущев не напал на Сталина именно в этот момент, моя история никогда бы не была опубликована», — писал позже Солженицын, умерший в 2008 году.
Миллионы советских граждан либо сидели, либо имели близкого человека, который сидел. Рассказ Солженицына был первым публичным признанием их страданий.
«Для нас Солженицын был подобен комете, упавшей с неба, — сказал агентству AFP литературовед Бенедикт Сарнов. «Эта история стала огромным событием». Оттепель была недолгой. В 1974 года Солженицын был арестован и сослан.
Для своего сюжета к годовщине «Одного дня» Радио «Свободная Европа» направило корреспондента на место печально известной тюрьмы, где Солженицын написал сюжет — в городе Экибастуз, в районе, перешедшем после распада в Казахстан Советского Союза.
Солженицына в Экибастузе не очень хорошо помнят. Он был непоколебимым защитником русской национальной гордости и утверждал, что Экибастуз должен был остаться в России.
Лагерь для заключенных давно сровняли с землей, чтобы освободить место для спортивного стадиона.