История одной картины: «Боярыня Морозова»
искусство
История одной картины:
«Боярыня Морозова»
Прежде чем представить «Боярыню Морозову» публике, Василий Суриков 6 лет подбирал для картины правильную композицию и идеальный формат. Рассказываем, как живописцу удалось вдохнуть жизнь в монументальное полотно.
«А то раз ворону на снегу увидал… Сидит ворона на снегу и крыло отставила, черным пятном на белом сидит. Так вот эту ворону я много лет забыть не мог. Закроешь глаза — ворона на снегу сидит. Потом «Боярыню Морозову» написал».
Василий Суриков
Этими словами Суриков приоткрывает психологические тайники своих замыслов. «Стрельцы» пошли от пламенника свечи, горящей днем на фоне белой рубахи. «Меншиков» — от низкой избы, в которой «мне скучно, и кто-то безвинно гибнет рядом». «Морозова» — из трагического черного пятна вороны с отставленным крылом на белом фоне. «Боярыня Морозова» была задумана еще раньше «Меншикова», сейчас же после «Стрельцов». Первый эскиз ее был сделан еще в 1881 году, но к настоящей работе Суриков приступил только в 1884.
Уже в эскизе 1881 года вся композиция и устремление сил установлены. Только общий фон и тон картины иные. Даны мглистая московская оттепель и Кремлевские стены в глубине. Шутовской характер поездки подчеркнут погремушками, которыми потрясает ведущий лошадь. Сама боярыня Морозова пока только черное пятно, без экстатического жеста. Но почти все основные персонажи толпы уже налицо. Слева бежит мальчишка, справа идет женщина и стоит на коленях старуха.
Боярыня Морозова. Эскиз. Василий Суриков. 1881
Карандашный эскиз 1884 года вытягивается в длину и дополняется рядом фигур, которые в первом эскизе не включались в пределы рамы. Он любопытен тем, что в нём все персонажи, с одной стороны, откровенно современны, а с другой — расставлены почти без жестов. Очевидно, художнику хотелось проверить общее движение задуманной композиции, независимо от индивидуальных движений отдельных лиц.
Боярыня Морозова. Эскиз. Василий Суриков. 1884
«Для «Морозовой» я много раз пришивал холст, не идёт у неё лошадь, да и только. Наконец прибавил последний кусок — и лошадь пошла. Я её ведь на третьем холсте написал. Первый-то был совсем мал, а тот я из Парижа выписал».
Василий Суриков
Любопытно, как Суриков геометрически разрешил поставленную себе задачу. Ему надо было передать движение, уходящее в глубину картины, дать ощущение того, что Морозову «везут».
Конечно, тут вопрос был не столько в величине, сколько в удлиненном формате холста.
Боярыня Морозова. Василий Суриков. 1884—1887. Государственная Третьяковская галерея
Если мы разделим всю композицию по диагонали, то заметим, что спина лошади и правый борт розвальней идут по диагонали от правого нижнего к левому верхнему углу, а левая оглобля с левым бортом саней образуют как бы перспективную линию удаления, сходящуюся с первой на куполе церквей. В этом конусе, составляющем основной клин движения, пересекающий наискось все полотно, вписаны вплотную розвальни, фигура Морозовой, лошадь и стража с алебардами, идущая впереди. Из него подымается только кисть правой руки с двуперстным знаменьем. Это, конечно, не случайно, потому что именно данный жест выводит фигуру Морозовой из общего потока движения и притягивает внимание к ее руке как к основному символу совершающегося события.
Если же от середины купола, в котором сходятся линии, опустить перпендикуляр, в этот соседний конус вместится как раз фигура мальчишки, бегущего за санями. Таким образом определяется поток движения, уходящего в глубину картины, и достигается необходимая иллюзия удаления, дополненная еще и тем, что точка схождения этого конуса движения находится значительно выше линии горизонта.
Боярыня Морозова. Эскиз. Василий Суриков. 1885
По книге Максимилиана Волошина
«Суриков. Материалы для биографии».
Поделиться с друзьями находкой:
Картина «Боярыня Морозова» Суриков В.
И. — история, описание и фото+5 фото
поделиться: |
Зал 28
Картина «Боярыня Морозова» — самая известная работа Василия Сурикова. Масштабное полотно (его размеры составляют 306 на 587 см) было создано в 1887 году, а темой работы стал церковный раскол XVII века.
История
Церковные реформы, проводимые Патриархом Никоном, одобренные царем Алексеем Михайловичем, вызвали протест значительной части общества. Изменения вносились в церковные книги и правила богослужения. Так, креститься необходимо было тремя пальцами вместо двух, земные поклоны заменялись на поясные, вводились и другие новшества. Церковь вела непримиримую борьбу с теми, кто выступал против новых уставов. Протестующих называли раскольниками и жестоко наказывали.
Описание
В центре картины изображена боярыня Феодосия Прокопиевна Морозова, которая не собиралась отрекаться от старых правил и убеждений.
+5 фото
Боярыня Морозова крупным планом на картине Сурикова
Первоначально автор написал разноликую толпу, выделяющуюся очень яркими личностями. Посмотрите на юродивого, сидящего на снегу. Художник нашел натурщика на рынке, он продавал там огурцы и согласился позировать на снегу в одной холщовой рубахе. Чтобы он не замерз, Васнецов растирал его озябшие ноги водкой, а за работу наградил тремя рублями. Для крестьянина это были огромные деньги.
+5 фото
Суриков В.И. «Боярыня Морозова» (деталь)
Три боярыни придерживаются старой веры и явно сочувствуют главной героине. На голове одной из них платок золотистого цвета, он загнулся, что говорит о поклоне до самой земли в знак почтения Феодосии.
Долго не мог найти живописец типаж для главной героини, не теряющийся среди разноликой толпы. Когда же наконец он увидел старообрядку, некую Анастасию Михайловну, приехавшую с Урала, этюд был написан за два часа.
Лицо боярыни Морозовой вызывает двоякие чувства — мы видим истощенную и измученную женщину, и в то же время она не сломлена пытками, это сильная духом личность, призывающая народ твердо стоять за старую веру.
+5 фото
Справа изображена родная сестра Феодосии — княгиня Евдокия Урусова, также примкнувшая к раскольникам и разделившая участь своей сестры. Обеих женщин заточили в тюрьму в Боровске и заморили голодом.
Церковный раскол, ставший для России трагедией, привел к гибели тысяч старообрядцев. Картина Василия Сурикова «Боярыня Морозова» — это вершина творчества художника. Историческая правда полотна была столь сильна, что автора обвиняли в поддержке и защите старообрядчества и ему пришлось доказывать, что он не разделяет их взглядов. Вместе с тем, мы видим, что живописец выступает за свободу вероисповедания и против подавления свободы личности.
+5 фото
←
Назад:
Васнецов В.М. «После побоища Игоря Святославича с половцами»
Дальше:
Суриков В.И. «Утро стрелецкой казни»
→
поделиться: |
поделиться: |
Боярина Морозова — Василий Суриков – Галерея Дамаскин
75,00 $
Артикул: морозова-суриков-1
Тип Растяжка FramedCanvas Print
Размер 18 дюймов 20 дюймов 24 дюйма
Эластичная рама / 18 дюймов Эластичная рама / 20 дюймов Эластичная рама / 24 дюйма Печать на холсте / 18 дюймов Печать на холсте / 20 дюймов Печать на холсте / 24 дюймаКоличество 12345678910+Количество
Боярыня Морозова — Василий Суриков — Эластичная рама / 18 дюймов (как и почти все наши значки) будут **изготовлены на заказ** после размещения вашего заказа.
- Описание
- О наших иконах
- Часто задаваемые вопросы
Репродукция картины Василия Сурикова «Боярыня Морозова» архивного качества.
«Боярыня Морозова» Василия Сурикова. Сверхвысококачественная архивная художественная печать на холсте, покрытом лаком, защищающим от УФ-излучения, усиливающим цвет. Все репродукции изобразительного искусства в галерее Damascene включают 2,5-дюймовую белую границу холста, позволяющую растягивать.
О наших иконках
Классическая , Высококачественная и Премиум — это три линейки установленных иконок, различающихся по типу крепления.
Классические иконы представляют собой гладкие гравюры, закрепленные на деревянном иконном щите, облицованном березовым шпоном. Наши панели устойчивы к деформации, и мы используем те же высококачественные пигментные чернила и изображения с высоким разрешением, что и в наших линиях High Quality и Premium. Classic Icons — это наша самая доступная линейка монтируемых икон, демонстрирующая нашу непоколебимую приверженность исключительному качеству и мастерству.
Высококачественные иконы напечатаны архивными пигментными чернилами на специальном холсте художественного качества, выбранном за его чрезвычайно ненавязчивое переплетение. Затем оттиски на холсте монтируются на массивные иконные панели из тополя, отшлифованные на барабане до идеально ровной поверхности. Традиционные опорные планки из твердой древесины (дуба) вставляются с обратной стороны панели для предотвращения коробления. Наши панно идентичны тем, которые веками использовались при создании икон ручной росписи. Эта комбинация тщательно отобранных компонентов придает нашим высококачественным иконкам неповторимый внешний вид. В то время как другие с тех пор подражали нашему новаторскому дизайну накладных икон, галерея Damascene остается оригиналом.
Иконки премиум-класса — это что-то действительно особенное: «высший уровень» наших предложений встраиваемых иконок. Иконки премиум-класса состоят из потрясающего принта архивного качества на массивной панели из тополя с ковчегом (приподнятая окантовка вокруг основной иконки). Мы используем исключительно лучшую бумагу для изобразительного искусства, доступную на рынке, и наносим на наши иконы УФ-защитное покрытие, обеспечивающее стабильность цвета, благодаря которой эти иконы получили архивный рейтинг. Задняя часть панелей отделана красивым светлым пятном, и даже планки из твердой древесины имеют орнаментальный оттенок. Эти потрясающие значки потребовали многолетней разработки, и мы уделили все внимание каждой детали. Это определенно не ваши простые «заурядные» иконки.
Наши навесные иконыКаково обычное время выполнения ваших Mounted Icons?
Подавляющее большинство икон Дамасской галереи изготавливаются на заказ, поэтому срок изготовления составляет от 7 до 15 дней. В некоторых случаях можно ускорить заказ иконы.
Какова политика возврата значков?
Мы стоим на 100% за наши иконы и с радостью принимаем возврат или обмен, когда возникают проблемы с качеством или качеством изготовления. Тем не менее, поскольку наши иконы изготавливаются на заказ, возврат, как правило, не принимается при отсутствии дефектов. Таким образом, запросы на возврат оцениваются в каждом конкретном случае. Об отмене заказа Заказы на значки, находящиеся в наличии, могут быть отменены без вопросов до момента отгрузки, связавшись с нами и запросив отмену. Однако иконы на заказ могут быть отменены без платы за пополнение запасов только при условии, что мы еще не начали работу над иконами, которая обычно начинается в тот же день, что и заказ.
Заказы, содержащие сделанные на заказ значки, которые уже находятся в производстве, как правило, не могут быть отменены, поскольку они производятся специально в соответствии с вашими требованиями. Тем не менее, отмена заказов на значки, изготавливаемые на заказ, в процессе обработки, обрабатывается в каждом конкретном случае, и мы рекомендуем вам связаться с нами, если у вас возникнут дополнительные вопросы.Что вы подразумеваете под значками «Классический», «Высокое качество», «Премиум» и «Большой формат»?
Classic , High Quality и Premium — это наши три линейки монтируемых иконок, которые различаются по типу крепления. Классические иконки можно печатать на гладкой поверхности или на холсте для художников. Классические иконы представляют собой гладкие принты, смонтированные на доске с сердцевиной из МДФ (древесноволокнистая плита средней плотности). Наши картоны устойчивы к деформации, и мы используем те же высококачественные пигментные чернила и изображения высокого разрешения, что и в наших линиях High Quality и Premium. Classic Icons — это наша самая доступная линейка монтируемых икон, демонстрирующая нашу приверженность исключительному качеству и мастерству. Classic с холстом Icons изготавливаются из того же холста художественного качества, что и наши High Quality Icons (см. непосредственно ниже), и устанавливаются на основу из МДФ наших стандартных
Можете ли вы объяснить подход Damascene Gallery к размеру иконок?
Размеры «добавить в корзину» в нашем интернет-магазине — это размер по вертикали или по горизонтали, в зависимости от того, что больше, в дюймах.
Доступны ли ваши значки в других размерах, кроме тех, которые представлены в качестве вариантов на веб-сайте?
Если вы заинтересованы в нестандартном размере любой из наших икон, сообщите нам об этом, и мы определим, сможем ли мы удовлетворить ваш запрос.
Есть ли на ваших иконах углубленный «ковчег», куда наносится изображение?
Наши Premium Icons имеют эту функцию.
Предлагаете ли вы позолоту на своих накладных иконах?
Мы создали множество иконок с позолоченными ореолами и в настоящее время работаем над тем, чтобы сделать их необязательными надстройками к любой из наших иконок (преимущество использования холста). Пока эта услуга не будет доступна через веб-сайт, запросы на позолоту обрабатываются в каждом конкретном случае.
Где находится «Дамасская галерея»?
Наша штаб-квартира сейчас находится в Уэйне, Западная Вирджиния, менее чем в миле от Эрмитажа Святого Креста. Мы находимся в процессе запуска нашей физической витрины и часовни Святого Иоанна Дамаскина, нашего небесного покровителя. Обязательно приезжайте к нам, когда будет возможность!
Как связаться с «Damascene Gallery»?
Почтовый адрес
1373 Left Fork of Miller’s Fork Road
Wayne, WV 25570-5317
Телефон: 1 (877) 807-4659
Электронная почта: icons@damasce !
Разные вопросы
Расскажите подробнее о ваших проектах полного иконостаса и храма.
Галерея Damascene рада предложить проектные услуги, ориентированные на вашу ситуацию. У нас есть множество полных комплектов икон для иконостасов, и мы можем физически построить иконостас для вашего храма, в котором будут размещены иконы. Кроме того, мы предлагаем фресковые иконы, включая услуги по полной планировке вашей церкви, чтобы создать эффект полностью расписанной церкви. Это включает в себя предложение нескольких различных видов иконографических полотенец с многочисленными вариантами орнаментов, цветочных бордюров и т. д. Мы являемся поставщиком иконок с полным спектром услуг и сделаем все возможное, чтобы удовлетворить ваш проект.
Родион Щедрин «Боярыня Морозова» Русская хоровая опера в 2-х частях —
234-й сезон
|