Эллинистическая философия: общая характеристика, представители
Содержание:
-
Основные черты
- Этическая направленность
- Адаптация восточных религиозных моментов
-
Направления и представители
- Киники
- Скептики
- Эпикуры
- Стоики
- Неоплатоники
- Общая характеристика периода
Содержание
-
Основные черты
- Этическая направленность
- Адаптация восточных религиозных моментов
-
Направления и представители
- Киники
- Скептики
- Эпикуры
- Стоики
- Неоплатоники
- Общая характеристика периода
Эллинистическая философия — последний период развития философии Древней Греции, начавшийся с завоеваний Александра Македонского в VI-III в. в. до н.э. и завершившийся уже в VI в. н.э. с закрытием последней школы Платона. В это время в Афинах сформировались четыре философские школы: Академия, Ликей, «Сад», Стоя. Философия эллинов была направлена на осмысление и улучшение бытия. В центре изучения находилось общество и человек.
Основные черты
Этическая направленность
Одна из особенностей эллинистической философии — обращение к вопросам этики. Главной задачей философии стал поиск способов улучшения жизни человека, достижение им крупных благ.
Адаптация восточных религиозных моментов
Благодаря походам Александра Македонского греческая культура распространялась в регионах Востока. Это приводило к смешению греческой и восточной культур. Поэтому сам период называется не эллинский, а эллинистический, так как вбирал в себя элементы философии других народов. Среди них и восточные религиозные учения.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Например, привычный пантеон греческих богов пополнился восточными божествами — богини Атагарта и Исида получили имя Деметры. Именно в этот период получает распространение практика прижизненного обожествления правителей, свойственная восточным культурам.
Направления и представители
Киники
В основе направления лежало упрощение. Человек, по мнению, кинийцев, должен отказаться от роскоши и богатства, стать ближе природе. Любая власть над человеком также отвергалась. Высшее благо — свобода.
Самые известные философы этого направления — Антисфен и его ученик Диоген, прославившийся своими суждениями и образом жизни. По легенде философ жил в бочке, не признавал правителей и государство, а также отрицал государственные границы.
Скептики
Главный принцип скептицизма — мир изменчив, у каждого понятия и предмета есть две стороны. Поэтому ни одно утверждение нельзя считать истинным.
Эпикуры
Свое название направление получило по имени основателя — философа Эпикура. Основное положение эпикуреизма — истинно ощущение. Через ощущения человек приходит к удовольствию духовному. Настоящее понимание духовного удовольствия может получить только тот человек, который осознанно избегает отрицательных эмоций, вырабатывает стойкость духа и стремится к наслаждению. Только отринув все тревоги, человек сможет достичь гармонии.
Стоики
В стоицизм были включены три течения — логика, этика и физика. В основе учения лежали этические принципы. Человек должен быть стойким перед искушениями и контролировать свои чувства с помощью разума. Главное благо — добродетель.
Последователями учения были такие философы, как Зенон Элейский, Сенека, Цицерон, Марк Аврелий.
Неоплатоники
Одна из особенностей течения — создание иерархии человеческого общества, на вершине которого находится сверхразумное божественное начало. Среди людей последователи неоплатонизма различали простых и мудрецов. Они различались по отношению к материальному и духовному мирам. Для простых характерно телесное начало, а для мудрецов моральное, метафизическое.
Одна их характеристик неоплатонизма — стремление к синтезу различных учений: от зарождавшегося христианства до восточной мифологии.
Основателем школы был ученик Платона Плотин. Примечательно, что неоплатонизм стал переходным звеном между античностью и теизмом.
Общая характеристика периода
Во время расцвета эллинистической философии получают развитие и другие науки: математика, механика, астрономия, медицина, география, филология. Среди ученых этого периода: Евклид, Архимед, Аристарх Самосский. Эллинизм влиял на культурную, политическую, социальную и даже экономическую сферы жизни общества.
Основные вопросы, на которые стремились ответить философы всех направлений этой эпохи:
- В чем коренится скрытая причина явлений?
- Что является критерием истины?
- Что дает счастье?
Насколько полезной была для вас статья?
Рейтинг: 3.93 (Голосов: 14)
Выделите текст и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter»
Поиск по содержимому
основные идеи кратко и понятно
Философия эллинистов возникла во времена деятельности Александра Македонского. Она стала предпоследним периодом философии Древней Греции. Эллинистическая философия исследует вопросы общества и человеческой природы. Мыслители отходят от метафизики и углубляются в этику. Своей главной задачей они считают создание условий бытия, которые сделают жизнь комфортной и приятной.
Особенности философии киников: аскетизм и истинные ценности
Основа философии кинизма – противопоставление себя существующему общественному строю. Это учение проповедует упрощение жизни. Киники отвергали разделение на богатых и бедных. Счастливым человек становится, только отказавшись от удовольствий, роскоши и стремления к славе. Не должно быть государства и правителей, которые угнетают народ. Философия должна быть максимально приближена к природе и естественным процессам.
Одни из первых киников, Кратет и Гиппархия, не основывали школы в классическом понимании. Они не писали трактатов и не создавали учебных центров. Формирование учения происходило путем передачи информации от одного другому. Киники прославляли свободу, как высшую добродетель и призывали отказаться от всех благ и научится наслаждаться малым. Человек в киннийской философии должен быть отделен от государства, общества и семьи.
Известные киники: Антисфен (ученик Сократа), и его ученик Диоген, живший в 4 веке до н. э. Следуя наставлениям своего учителя, он презирал богатство и славу и единственной настоящей ценностью считал разум. Диоген считал, что земная жизнь ужасна, поэтому ее соблазнов нужно избегать.
Диоген прославился эксцентричным образом жизни. По ночам он ходил по городу с фонарем, говоря, что ищет человека. По легенде, философ отказался от своего дома и жил в бочке, лежавшей на берегу моря. Этот факт его биографии ничем не подтверждается, но существует много истории о знаменитых правителях и простых людях, которые приходили к нему, чтобы стать учениками или просто послушать его рассуждения. Диоген общался с посетителями неохотно и не обращал внимания на звания и статус своих визитеров. Однажды Диогена посетил Александр Македонский. Философ не стал его приветствовать и отказался от подарков. Он только попросил его отойти от бочки и не заслонять солнце.
Диогена считают одним из первых космополитов. Он отрицал существование государственных границ, которые только создают дополнительные проблемы и мешают людям свободно познавать мир.
Скептицизм: философия стремления к безмятежности
Скептицизм основан на идее изменчивости мира. Он возник под влиянием античной философии, проповедующей отказ от категорических суждений. Скептики полагали, что у одной и той же вещи могут быть разные признаки. Все зависит от того, кто и как ее воспринимает. Для одних людей вкус меда сладкий, для других – горький. Поэтому нельзя однозначно сказать, какой настоящий вкус меда. Ни одно утверждение не является истиной. Задача философа – не поиск единственного правильного ответа, а стремление к отказу от категоричности.
Пиррон, так же как и киники, не записывал свои измышления на бумаге и излагал их устно. Суть его учения – стремление к атараксии, состоянию полной безмятежности. Пирон считал, что истина открывается лишь тем людям, которые придерживаются аскетического образа жизни. Земные блага заслоняют истинную радость бытия и усложняют жизнь, делают человека злым и завистливым. Подлинное счастье мудрого человека – в невозмутимости.
Эпикуреизм: учение о гармоничной жизни
В эпоху философии эллинизма особую известность приобрел Эпикур и его школа эпикуреизма под названием «Сад Э». Эпикур видел природу, как бесконечное количество миров.
Они появляются и развиваются спонтанно, в результате деления атомов. Пространство между мирами – «междумирье», Эпикур считал пристанищем бессмертных богов. Философ считал необходимым поклоняться богам, но он отрицал бессмертие души и возможность загробной жизни. Строение души он описывал, как скопление особых атомов: легких и подвижных.Эпикур полагал, что ощущения являются истинными, а их толкование неистинным. Познавая природу через ощущения, человек избавляется от страха смерти и суеверий, приходит к духовному удовольствию. Прийти к истинному счастью человек способен благодаря разуму – божественному дару, наделявшему людей возможностью регулировать свое поведение. Человек сознательно отказывается от негативных эмоций, остается спокойным и сдержанным. Невозмутимый человек благочестив и дружелюбен, ему доступно настоящее понимание удовольствия. Понятие «эпикуреизм» в философии близко к «гедонизму», и означает стремление к наслаждению.
Эпикурейцы предлагали людям:
- Не думать о смерти: пока человек жив, смерти нет.
- Возвысится над повседневными переживаниями и потребностями.
- Усмирять чувство тревоги и стремиться находить удовольствие в действиях.
Достигнув наслаждения, индивид освобождается от всего лишнего и становится подобен Богу. Он является источником счастья и, обретя чувство гармонии, уже не сможет его потерять.
Стоицизм: философия добродетели
Классический стоицизм – еще одна школа древнегреческой философии. Ее название – производное от названия зала Стоя. В нем философ Зенон Элейский впервые выступал со своими выводами относительно концепции движения. Помимо Зенона, среди знаменитых стоиков выделяются:
- Панетий;
- Сенека;
- Цицерон;
- Марк Аврелий;
- Эпиктета.
Большая часть письменных работ стоиков была утрачена, но по сохранившимся фрагментам, составлено общее представление об учении. Основа стоицизма – этика. Он состоит из добродетели: спокойствия, стойкости и невозмутимости. В стоицизме идеальный человек – это мудрец, способный преодолевать искушения. Он считает добродетель единственным благом и стремится к нему. Мудрец руководствуется только разумом и умеет контролировать чувства.
Стоики представляли мир, как единство материи и формы. Мир – один живой организм, обладавший особым типом дыхания «пневмой». В философию стоицизма включены 3 части:
- физика;
- логика;
- этика.
Концепция стоиков позволяла достичь гармонии с природой, и одновременно быть независимым от нее. Достигнув равновесия с мирозданием, люди обретают гармонию, которую не разрушит никакое внешнее воздействие.
Неоплатонизм – закат эпохи эллинизма
Особенности идей эллинской философии прослеживаются и в последней эпохе, относящейся к древнегреческому периоду – неоплатонизме. Создатель неоплатонической школы – ученик Платона Плотин.
Плотином были написаны более 50 работ, в которых он рассматривает различные философские аспекты. Неоплатонизм развивается на фоне, начавшего зарождаться, христианства. Он стремится охватить разнообразные учения, сочетать конфликтующие элементы систем философии античности.
Свое учение Плотин развивает, опираясь на представления о людях, как о мыслящих существах, принадлежащих к разным группам. Для простого человека, телесное важнее идеального. Он сосредоточен на ощущениях и материальной стороне мира. Его жизнь и душа зависит от тела. Для мудреца на первом плане – душа. Его тело – лишь сосуд, который наполняется жизненной энергией благодаря действиям души.
Ключевой момент неоплатонизма – учение о сверхразумности первоначала. Под первоначалом понимается Бог – создатель всего. Он стоит на вершине мировой иерархии. За ним следует человек, после которого идут другие живые существа. Человек уподобляется Богу, но не сможет постичь его и достичь его могущества. Неоплатонизм стремится к мифологизации – возврату к нерациональному пониманию природных процессов. Этим он существенно отличается от школы Платона и противопоставляет себя раннему христианству.
В неоплатонизме переплетаются элементы восточной мифологии и магии. Он черпает отдельные фрагменты из учений Индии и Китая, соединяя их в новое учение. При очевидной враждебности к христианскому учению, впоследствии неоплатонизм оказывает на него существенное влияние. Он становится переходным моментом развития мировой философии после кризиса античного мира и становления теизма.
Эллинистическая философия А. А. Лонга — Мягкая обложка
О книге об авторе Отзывы Оглавление Связанные книги
О книге
Цель этой книги — проследить основные события в греческой философии в период, начинающийся со смерти Александра Македонского в 323 г. до н. э. до конца Римской республики (31 г. до н. э.). Эти три столетия, известные нам как эллинистический век, были свидетелями обширной экспансии греческой цивилизации на восток после завоеваний Александра; а позже греческая цивилизация глубоко проникла в западный средиземноморский мир при содействии политических завоевателей Греции, римлян. Но философия на протяжении всего этого времени оставалась преимущественно греческим занятием. Самыми влиятельными мыслителями в эллинистическом мире были стоики, эпикурейцы и скептики. Эта книга дает краткий критический анализ их идей и их методов мышления. Последняя книга на английском языке, освещающая эту тему, была написана шестьдесят лет назад. В промежутке тема продвинулась довольно быстро со времени последней войны, но большинство лучших работ узкоспециализированы. Существует явная потребность в общей оценке эллинистической философии, которая могла бы предоставить тем, кто не является специалистом, современное представление о предмете. Эллинистическую философию часто считают скучным продуктом второсортных мыслителей, не выдерживающих сравнения с Платоном и Аристотелем. Эта книга поможет развеять подобные заблуждения и пробудить более широкий интерес к интересной как с исторической, так и с концептуальной точки зрения области.
Об авторе
Энтони Артур Лонг — британский и натурализованный американский ученый-классик, профессор классики и профессор литературы Ирвинга Стоуна Калифорнийского университета в Беркли.
Отзывы
«Научный, но читабельный отчет об эпикуреизме, скептицизме и стоицизме… прекрасно ясный». — Греция и Рим . «Удовлетворяет давно ощущаемую потребность в актуальной общей оценке». — Journal of Hellenic Исследования 9. — Классический обзорСодержание
Предисловие к первому изданию
Предисловие ко второму изданию
Сокращения
1. Введение
2. Эпикур и эпикуреизм
3. Скептицизм
4. Стоицизм
5. Позднее развитие эллинистической философии Философия и классическая традиция
Библиография
Библиографический постскриптум 1985
Алфавитный указатель
Related Books
Stoic Studies
A. A. Long
The Greeks and the Irrational
Eric R. Dodds
A Free Will
Michael Frede, A. A. Long
Confucianism
Paul R Голдин
Аристотель и Ксенофонт о демократии и олигархии
Дж.