Крыжовник краткий рассказ: «Крыжовник» за 6 минут. Краткое содержание рассказа Чехова

«Крыжовник» за 6 минут. Краткое содержание рассказа Чехова

Микропересказ: Мелкий чиновник полжизни копит на маленькое поместье, голодает. Наконец, его мечта исполняется, и чиновник превращается в толстого, самодовольного барина, самоуверенно рассуждающего о нуждах народа.

Встретившиеся на охоте ветеринарный врач Иван Иваныч и учитель гимназии Буркин шли по полю.

Иван Иваныч Чимша-Гималайский — ветеринарный врач, дворянин, высокий худощавый старик с длинными усами, рассказывает историю о своём брате Николае.

Буркин — учитель гимназии и товарищ Ивана Иваныча.

Буркин предложил Ивану Иванычу рассказать обещанную накануне вечером поучительную историю, но тут начался сильный и затяжной дождь. Стало не до рассказов, и учитель предложил Ивану Иванычу укрыться у их общего знакомого Алёхина, поместье которого находилось неподалёку.

Павел Констан­тинович Алёхин — помещик, знакомый Ивана Иваныча и Буркина, высокий и полный человек с длинными волосами, похожий на учёного или художника.

Реклама:

Алёхина приятели нашли возле веялки. Был он немыт, давно небрит и одет в кальсоны и грязную рубаху, подпоясанную верёвкой. Когда он вместе с гостями отправился мыться в купальню, «вода около него стала тёмно-синей, как чернила».

Алёхин принял гостей радушно, поселил в парадных комнатах. Прислуживала им молодая и очень красивая горничная. До истории Ивана Иваныча очередь дошла только после ужина.

Ветеринар рассказал о своём младшем брате Николае.

Николай Иваныч Чимша-Гималайский — младший брат Ивана Иваныча, мелкий чиновник, вначале бедный, робкий и добрый, после покупки поместья — сытый и самоуверенный.

Отец их из простых солдат дослужился до офицера, оставив сыновьям наследный дворянский титул и маленькое имение. После смерти отца имение «оттягали за долги», Иван Иваныч «пошёл по учёной части», а Николай стал мелким чиновником.

В «казённой палате» Николай тосковал, вспоминал детство, проведённое в поместье, на лоне природы, и мечтал о собственной усадебке.

Иван Иванович не поддерживал мечтаний своего доброго и кроткого брата, считая, что прятаться в усадьбе «от борьбы, от житейского шума» — это проявление лени и эгоизма, своего рода «монашество без подвига».

Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа.

Реклама:

Просиживая штаны в канцелярии, Николай читал сельско­хо­зяй­ственные книжки, советы в календарях и копил на усадебку с барским домом, садом, прудом с гусями и карасями. И в каждой его мечте непременно присутствовали кусты крыжовника, ставшие для Николая символом барской жизни.

Жил Николай скупо, недоедал и каждую сэкономленную копейку нёс в банк. Шли годы. Николая перевели в другую губернию, где он женился ради денег на старой и некрасивой вдове. Жену он держал впроголодь, та начала чахнуть и через три года такой жизни умерла. Николай ни на миг не почувствовал себя виноватым в её смерти.

Наконец, он начал «высматривать себе имение» и выбрал совсем не то, о чём мечтал. Не было там ни фруктового сада, ни прудов с карасями, ни крыжовника. Была только река, загрязнённая кирпичным и костопальныи заводами, между которыми и находилось имение. Николай, однако, не горевал, посадил двадцать кустов крыжовника «и зажил помещиком».

В прошлом году Иван Иваныч проведал брата в имении, названном Гималайским. Встретила его толстая кухарка, похожая на свинью. Николай постарел, растолстел и тоже стал похож на свинью. Он стал с гордостью показывать брату имение, и Иван Иваныч с горечью увидел, что «робкий бедняга-чиновник» стал настоящим барином.

Реклама:

Николай судился с обоими заводами, заставлял мужиков называть себя «высокобла­городием», «и добрые дела творил не просто, а с важностью». На свои именины он служил молебен и ставил мужикам полведра водки, считая, что так положено.

Перемена жизни к лучшему, сытость, праздность развивают в русском человеке самомнение, самое наглое.

Когда-то Николай боялся иметь собственное мнение, а теперь решил, что знает народ, и изрекал «одни только истины»: образование для народа необходимо, но преждевременно, а телесные наказания в общем вредны, но иногда полезны и необходимы. Он считал себя дворянином, забыв, что его отец был солдатом, и гордился своей несообразной фамилией.

Вечером кухарка поставила на стол тарелку крыжовника — первый урожай с посаженных Николаем кустов. Ягоды были твёрдые и кислые, но Николай ел их с жадностью и нахваливал. Иван Иваныч видел перед собой «счастливого человека, заветная мечта которого осуществилась так очевидно», и им овладело «тяжёлое чувство, близкое к отчаянию».

Ночью Иван Иваныч слышал, как брат то и дело подходит к тарелке с крыжовником и ест его. Он думал, что мы видим только вот таких довольных всем людей, которые заслоняют «то, что страшно в жизни» — вырождение, пьянство, лицемерие, враньё. Только немая статистика знает, сколько людей сошло с ума от пьянства, сколько детей умерло с голоду.

…очевидно, счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут своё бремя молча, и без этого молчания счастье было бы невозможно.

Иван Иваныч понял, что он тоже всегда был доволен, счастлив и часто самодовольно рассуждал о народе, образовании, вере и свободе. Он считал, что и с образованием, и со свободой надо подождать, но теперь уверен, что несправедливо ждать, когда страдают люди. Неужели стоять возле рва и дожидаться, что он затянется илом, лучше, чем перепрыгнуть через него или построить мост?

Реклама:

От брата Иван Иваныч уехал рано утром и с тех пор невзлюбил город. Ему стало ненавистно мещанское счастье, выглядывающее из каждого окна. При виде его Иван Иваныч раздражается, скорбит и сожалеет, что слишком стар для борьбы.

Закончив рассказ, Иван Иваныч попросил Алёхина не успокаиваться, не давать счастью усыпить себя, а делать добро, ведь смысл жизни не в счастье, «а в чём-то более разумном и великом».

Буркину и Алёхину рассказ Ивана Иваныча показался скучным и неинтересным. Они сидели в красивой комнате с портретам дам и господ на стенах, и здесь хотелось слушать рассказы о красивых женщинах, а не о чиновнике, «который ел крыжовник».

Наконец, все легли спать. В окна всю ночь стучал дождь.

Пересказала Юлия Песковая. Нашли ошибку? Пожалуйста, отредактируйте этот пересказ в Народном Брифли.

Краткое содержание Крыжовник Чехова за 2 минуты пересказ сюжета

Краткие содержания за 2 минуты

  • Краткие содержания
  • Чехов
  • Крыжовник

Двое приятелей — Буркин с Иваном Иванычем Чимша-Гималайским попали под дождь, поэтому решили остановиться у их давнего знакомого – Павла Алехина. Его имение находится неподалеку. Сам Алехин не выглядит, как помещик. Вид его неряшлив: грязная одежда, лицо в пыли, волосы длинные, полнота. Алехин, будучи радушным хозяином, предложил им помыться, переодеться и выпить чая. Во время чаепития Иван Иваныч делится с друзьями историей собственного брата, по имени Николай Иваныч.

Все детство братьев Чимша-Гималайских прошло в усадьбе отца, который дослужился до чина и передал детям дворянский титул. После того как отец умер, имение у братьев отобрали из-за долгов. Николай работал в казенной палате, у него была мечта – купить небольшую усадьбу. Иван желаний брата не понимал. Но мысли брата были заняты только одним — покупкой усадьбы, рядом с которой можно посадить крыжовник. Николай долго откладывал деньги, отказывая себе в еде, вступил в брак по расчету. Он урезал расходы на еду даже после женитьбы. Жена этого не вынесла и скончалась. Николай, не сожалея о смерти жены, наконец приобрел имение, заказал кусты крыжовника, высадил вокруг имения и стал помещиком.

Однажды, навещая брата, Иван Иваныч заметил, что тот изменился в худшую сторону – постарел, располнел, завел манеру выражаться, как чиновники, говоря красноречивыми, но ничего не значащими фразами. Николай угощал Ивана крыжовником и, видимо, его вполне удовлетворяло то, к чему он стремился.

 

Иван Иваныч после визита к брату задумался о том, что тот слишком счастлив. Ведь существует столько страдающих людей в мире… Разве можно быть счастливым, зная об этом? Пребывая в счастье, невозможно быть глухим и слепым к тем, кто несчастен, поэтому каждому счастливому человеку должен кто-то напоминать о том, что с тобой может тоже случиться несчастье, а другие не увидят и не услышат этого. Свой рассказ Иван Иваныч подытоживает словами о том, что смысл жизни состоит не в личном счастье, а в добре, которое должен творить каждый.

Приятелям Ивана Иваныча история не совсем понравилась. Алехин недоумевает, поскольку философия Ивана Иваныча не имеет ничего общего с его жизнью, которую тот проводит в подсчетах своего хозяйства. Но ему радостно, что гостям есть о чем поболтать. Однако уже поздно, поэтому все трое идут спать.

История Николая Иваныча учит тому, что человек может обманываться, забывая об истинном счастье в погоне за мнимым. Автор от лица рассказчика пытается внушить читателю, что истинное счастье заключается в свершении добрых дел и помощи тем, кто нуждается.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Чехов. Все произведения

  • Альбом
  • Анна на шее
  • Архиерей
  • Беглец
  • Беззащитное существо
  • Безотцовщина
  • Белолобый
  • В овраге
  • Ванька
  • Вишнёвый сад
  • Враги
  • Глупый француз
  • Горе
  • Гриша
  • Дама с собачкой
  • Детвора
  • Дом с мезонином
  • Драма на охоте
  • Душечка
  • Дуэль
  • Дядя Ваня
  • Егерь
  • Жалобная книга
  • Злой мальчик
  • Злоумышленник
  • Иванов
  • Ионыч
  • Канитель
  • Каштанка
  • Крыжовник
  • Леший
  • Лошадиная фамилия
  • Мальчики
  • Маска
  • Медведь
  • Моя жизнь
  • Мужики
  • На мельнице
  • Налим
  • Невеста
  • О любви
  • Орден
  • Остров Сахалин
  • Палата №6
  • Пари
  • Переполох
  • Пересолил
  • Письмо к учёному соседу
  • Попрыгунья
  • Предложение
  • Радость
  • Размазня
  • Репетитор
  • Свадьба
  • Скрипка Ротшильда
  • Скучная история
  • Случай из практики
  • Смерть чиновника
  • Спать хочется
  • Степь
  • Страшная ночь
  • Студент
  • Счастье
  • Толстый и тонкий
  • Тоска
  • Три года
  • Три сестры
  • Унтер Пришибеев
  • Учитель словесности
  • Хамелеон
  • Хирургия
  • Цветы запоздалые
  • Чайка
  • Человек в футляре
  • Чёрный монах
  • Шведская спичка
  • Шуточка
  • Юбилей

Крыжовник.

Картинка к рассказу

Сейчас читают

  • Краткое содержание Бабель Мой первый гусь

    Рассказчик Лютов попадает в ряды Первой конной армии Буденнова. Армия воюет с поляками на территории Западной Украины и Галиции. Для всех окружающих он — чужой. Это ясно уже по тому, как принимает героя начальник дивизии Савицкий.

  • Краткое содержание Пришвин Изобретатель

    Трогательный рассказ ведется от лица автора, который взял на себя заботу о трёх диких кряковых утятах, забрав их домой и соорудив для них жилище. Оно им очень понравилось

  • Краткое содержание Лиханов Мой генерал

    События произведения «Мой генерал» разворачиваются вокруг четвероклассника Антона Рыбакова, который живет в Сибири с родителями, и его дедушки Антона Петровича, проживающего в Москве.

  • Краткое содержание Чехов Альбом

    В рассказе А. П. Чехова «Альбом» речь идёт о том, как действенный статский советник по фамилии Жмыхов празднует свой юбилей.

  • Краткое содержание Волшебник из Страны Оз Баума

    Налетевший ураган уносит прямо в домике, не успевшую спрятаться в подвал, девочку Дороти и её собачку. Домик был перенесён в волшебную страну Оз, где жителями были Жевуны.

Чеховские рассказы Крыжовник Сводка и анализ

Сводка

Небо затянуто тяжелыми тучами, но дождя нет. По полю идут два старика — Иван, ветеринар, и Буркин, учитель. Иван готовится рассказать своему другу историю и закуривает трубку. В этот момент начинается гроза, и мужчины бегут, чтобы укрыться в имении своего друга Алехина. Они находят сорокалетнего мужчину, стоящего в одном из своих сараев возле веялки. Алехин грязный от работы, и он приглашает своих друзей в главный дом, чтобы помыться. Красивая молодая девушка по имени Пелагея приносит мужчинам полотенца и немного мыла, и все трое начинают умываться. Иван и Буркин в шоке, когда вода вокруг Алехина становится коричневой, но Алехин оправдывается, что давно не мылся. Неожиданно Иван выбегает на улицу и бросается в широкую водную гладь перед домом, раскинув руки и прося у бога милости.

Мужчины возвращаются в дом, и «прелестная Пелагея» угощает их чаем. Иван рассказывает историю, которую собирался рассказать Буркину. Он объясняет, как он и его младший брат Николай провели свое детство, «одичав в деревне» после того, как имущество их мертвого отца было ликвидировано для оплаты долгов и юридических счетов. Николай ненавидел свою работу государственного чиновника, которую считал слишком ограничивающей, и очень хотел купить себе загородное поместье. Затем он стал «страшно скупым» и женился на богатой вдове, которую не любил, чтобы накопить капитал. Ничто не удержало молодого человека от его стремления купить таунхаус, где он мог бы выращивать крыжовник. После смерти вдовы Николай приобрел имение, где посадил двадцать кустов крыжовника. Зайдя несколько лет спустя к брату, Иван обнаружил, что Николай стал невыносимо высокомерным. Ветеринар отмечает, что даже его свежий крыжовник на вкус «кислый и незрелый». Иван помнит, как впадал в глубокую депрессию, потому что в самодовольном самодовольстве своего брата он усмотрел «дерзость и праздность сильных». Он вспоминает, как желал, чтобы человек мог стоять с молотком «у дверей каждого счастливого, довольного человека, напоминая ему постукиванием о том, что есть несчастные люди». Ветеринар заканчивает свой рассказ, исследуя собственное чувство счастья и личного удовлетворения. Он приходит к выводу, что раньше был таким же самодовольным, как и любой другой богатый человек, полагая, что все люди однажды станут свободными. К сожалению, Иван признает, что он теперь слишком «стар и непригоден для борьбы», и умоляет Алехина что-нибудь сделать.

Несмотря на страстную проповедь Ивана, Алехин и Буркин остаются «неудовлетворенными» его рассказом. Алехин чувствует сонливость, но откладывает отход ко сну, чтобы посмотреть, станет ли разговор более интересным. Он заинтригован чем-то, что обсуждают двое мужчин, но не раскрывается, что именно. Вскоре трое мужчин ложатся спать, а Буркин не спит из-за запаха трубки Ивана. Рассказ заканчивается комментарием о том, что дождь всю ночь хлестал по окнам.

Анализ

Крыжовник был написан в конце жизни Чехова и впервые был опубликован как средний рассказ Маленькая трилогия в 1898 году. Мы видим, что автор исследует в этой сказке две свои любимые темы: социальная несправедливость и стремление к самореализации. . Якобы эта история имеет дело с лицемерием землевладельцев, которые игнорируют страдания тех, кому повезло меньше, чем им самим. Но Чехов также поднимает более тонкий вопрос, чем классовые различия, как мы видим, когда Иван утверждает пустоту личных достижений. Иван считает, что успешные люди слепы к реальности, потому что считают, что защищены от неудач. Таким образом, Иван отчаивается в своем собственном счастье, поскольку он признает, что «жизнь рано или поздно покажет ему свои когти». Этим штрихом, который словно укол в хвост его текста, Чехов выбивает своих читателей из самодовольной объективности. Мы вынуждены задаться вопросом, можно ли пройти через жизнь, не ожидая столкнуться с проблемами или неудачами, или она дает нам возможность постичь «нечто большее и более рациональное», чем счастье. Чехов пользуется случаем, чтобы ответить на философский вопрос Толстого: «Сколько земли нужно человеку?», когда Иван утверждает, что человеку нужна только свобода странствовать по земному шару, где он может «иметь место для проявления всех качеств и особенностей своего свободный дух.»

Глядя на грандиозное теоретизирование Ивана, мы видим, что Чехов ставит больше вопросов, чем дает ответов. В Крыжовник, нам предлагается использовать собственный интеллект и воображение, чтобы понять, что движет персонажами, и, кроме того, угадать смысл событий. Но от этого изображаемые эпизоды и персонажи кажутся более реалистичными — в «реальной жизни» нам тоже приходится строить гипотезы о том, что движет действиями людей. Средства, с помощью которых Чехов драматизирует свое повествование, — приемы, которые он использует, чтобы вызвать атмосферу и создать персонажей, которые кажутся подлинными, — также создают впечатление места, наполненного реальными людьми, живущими настоящей жизнью. Автор не выдвигает мелкие разочарования человеческого существования на задний план своего текста. На самом деле, он подчеркивает такие слабости, чтобы конкретизировать личности своих персонажей. Например, мы читаем, что «гнетущий запах» «застоявшегося табака», исходящий от трубки Ивана, не дает Буркину заснуть. Точно так же нам показывают, как вода вокруг Алехина становится коричневой, потому что он давно не мылся. Мало что ускользает от внимания Чехова или не привлекает его внимания; мельчайшие детали используются, чтобы оправдать человечность, а также хрупкость его персонажей. Однако, хотя творчество Чехова богато важными (но, казалось бы, несущественными) деталями, он не заставляет нас ценить эти чудесные штрихи. Как заметил критик Морис Бэринг в Достопримечательности русской литературы, Чехов «никогда не подчеркивает своих эффектов, никогда не толкает читателя локтем». Нам остается уловить мелочи и оценить более тонкие тонкости его текста.

Комфортное чтение: Крыжовник Антона Чехова | Короткие рассказы

Я склонен скептически относиться к идее комфортного чтения. Для меня это предполагает самоуспокоенность, жажду подтверждения или восстановление более раннего периода – обычно детства – посредством обволакивающей силы того, что Пруст называл непроизвольной памятью. Это не то, что я ищу в книгах. Одна вещь в его пользу, однако, заключается в том, что комфортное чтение — это акт перечитывания, и многие опытные читатели настаивают на том, что это самый полезный вид чтения.

По словам Владимира Набокова, «хороший читатель, крупный читатель, активный и творческий читатель — это перечитывающий». Шон О’Фаолейн, обсуждая рассказ Антона Чехова «Верочка», пишет: «Перечитав его, я чувствую… что никто не должен читать больше, чем он может перечитать за 10 лет; что первое чтение — удовольствие для юношества, второе чтение — наставление для мужчин, а в третьем чтении, верно, утешение и отчаяние старости. Ведь Верочка перечитана, это совсем другое дело. То, что здесь определяет О’Фаолен, — это совершенно высшая форма комфорта, обеспечиваемая неисчерпаемым произведением искусства.

В 1898 году Чехов написал трилогию рассказов о летней охоте ветеринара Ивана Иваныча и школьного учителя Буркина. Каждая представляет собой историю внутри истории, рассказанную мужчинами в перерывах между охотой. В первом рассказе «Человек в футляре» Буркин описывает коллегу-учителя, который отгородился от жизни. «О любви» описывает любовь, в которой признались слишком поздно. В центральной повести «Крыжовник» Иван Иваныч рассказывает историю о счастье, самообмане и жестокости.

Я снова и снова возвращаюсь в Крыжовник. На первый взгляд это простая история. Иван и Буркин довольные гуляют по русской деревне. Когда начинается сильный дождь, они укрываются в ближайшем поместье своего друга Алехина. Их встречает, угощает красивая служанка, и они купаются. Вечером того же дня Иван рассказывает своим друзьям историю о своем брате.

Начальная часть рассказа доставляет массу удовольствия. Мне нравится читать ее в тепле, когда я могу лучше всего наслаждаться мужчинами, бредущими мокрыми под проливным дождем, и чеховским описанием их ног, «отягощенных грязью». Я хочу, чтобы прекрасная Пелагея напоила меня горячим чаем, сходила в баню, а потом снова помылась, бросилась в пруд и купалась под дождем, как это делает Иван. В своем полнометражном исследовании «Чтение Чехова» Джанет Малкольм пишет, что ему «нравилось противопоставлять суровую погоду божьего мира более мягкому климату человеческих укрытий от него. интерьеры», и он делает это здесь с вызывающей воспоминания простотой, которая является одним из главных удовольствий его прозы.

Но когда мужчины возвращаются внутрь и усаживаются за свои закуски, настроение начинает меняться. Иван возвращается к рассказу о своем брате Николае, который он впервые начал рассказывать Буркину незадолго до начала дождя. Это горькая история о «добром, кротком человеке», госслужащем, который лелеял мечту уединиться на скромном участке в деревне, где будет жить простой жизнью и выращивать крыжовник. Но по мере того, как он откладывает деньги, его жадность растет, его мечта становится менее скромной. Он женится из-за денег и заставляет свою жену жить так скромно, что Иван предполагает, что Николай виноват в ее смерти. В конце концов Николай уходит на пенсию и покупает захудалую ферму с «кирпичным заводом с одной стороны… и костоплавильным заводом с другой». Николай заказывает и сажает 20 кустов крыжовника.

Когда Иван приходит в гости, он находит своего брата напыщенным, невыносимым. Крыжовник – первый урожай – «жесткий и кислый», но Николай «со слезами на глазах» называет их вкусными. Затем Иван пускается в страстную тираду против неравенства общества, где «счастливому человеку хорошо только потому, что несчастный молча несет свое бремя, и без этого молчания счастье было бы невозможно»:

Мы видим тех, кто ходит на базар за продуктами, днем ​​ест, ночью спит, говорит свою чепуху, женится, стареет, благодушно тащит своих мертвецов на кладбище; но мы не видим и не слышим тех, кто страдает, а ужасы жизни происходят где-то за кадром.

 

Речь Ивана переносит несправедливость и нищету в уютную гостиную Алехина. Это, если заимствовать описание Голого обеда Джека Керуака: «застывший момент, когда все видят, что находится на конце каждой вилки». Как пишет Малькольм о крыжовнике и подобных ему историях, они «не прославляют очаг, а, напротив, представляют собой притчу из трех частей об опасностях сохранения тепла и безопасности и, таким образом, упускания того, что стоит в жизни, если не жизни. сам». Смысл и цель жизни, увещевает Иван своих друзей, не в счастье и комфорте, а «в чем-то более разумном и великом», в доброте к ближнему.

Поведение Ивана раздражает Буркина и Алехина, которым «скучно слушать рассказ о несчастном чиновнике, объевшемся крыжовником». Понятно, что они не хотят слышать о неравенстве и лишениях, уютно спеленав, как есть. Но в рассказе Чехова есть и другой, более загадочный слой, который, возможно, раскрывается только при перечитывании. Иван называет счастье, как и воспринимаемую сочность крыжовника его брата, иллюзией; и все же растет подозрение, что именно счастье Николая, чистое и простое, злит Ивана и что, может быть, его страстный аргумент построен задним числом, чтобы оправдать его позицию. Тогда мы считаем, что раньше, когда мужчины купались, в пруду купался только Иван, который, когда мужчины впервые вошли на скотный двор, описывался как «холодный, злобный». Пока Иван плещется, двое его друзей угрюмо стоят на краю пруда, призывая его поторопиться, чтобы они могли войти внутрь. Является ли пруд символом, предназначенным для рифмы с крыжовником? Связаны ли счастье Николая на своем хуторе и, в меньшей степени, счастье Ивана на пруду? Как это часто бывает у Чехова, рассказ ставит вопросы, но не дает определенных ответов; в письме 1888 г. своему издателю Суворину он пишет:

Тот, кто говорит, что сфера творчества — это все ответы и никаких вопросов, никогда не писал и не имел дела с изображениями. Художник наблюдает, отбирает, угадывает и синтезирует… Вы правы, требуя от автора сознательной оценки того, что он делает, но вы путаете два понятия: отвечать на вопросы и правильно их формулировать. Только последнее требуется от автора.

 

В конце истории, когда дождь бьет в окна, Буркин лежит в постели. Его беспокоит сильный запах, который он не может определить (это запах застоявшегося табака из трубки его друга).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *