Александр невский краткое содержание: Краткое содержание Житие Александра Невского для читательского дневника, читать краткий пересказ онлайн

Краткое содержание Житие Александра Невского для читательского дневника, читать краткий пересказ онлайн

Князь Александр был отпрыском великого князя Ярослава. Он был мощным, разумным и смелым.

Однажды король Римской веры из Полуночной страны пожелал захватить территорию князя. Узнав об этом, Александр сразу же отправился к противникам с небольшой дружиной. Старшему по имени Пелугий Александр поручил военно-морской караул. Князь Александр пошел в бой и принес удар самому королю. Остальные оппоненты мчались.

Через год  снова объявился люд с Западной страной, и они построили небольшой городок на чужой для них земле. Александр немедленно разрушил город. Он наказал некоторых из противников, а некоторых пощадил.

На третий год, Александр отправился на немецкую территорию с огромной армией. Он освободил город, который был взят раньше. Битва состоялась на Чудском озере. Когда князь вернулся с победой, население города, величественно приветствовало его у своих стен.

В Восточной стране, в то же время был могущественный правитель. Он послал людей к князю и приказал ему прийти к нему в Орду. Александр отправился к королю Батыю. Второй разозлился на Андрея, суздальского князя, а его командир Невруй опустошил Суздальскую землю. Уже после этого великий князь Александр возобновил соборы и города.

Между тем, царь Восточной страны заставил христиан пойти с ним в дорогу. Услышав это, Александр прибыл в Орду, чтобы убедить короля не поступать, таким образом, каким он желает. А отпрыска его собственного Дмитрия отправил в Западные государства. Он взял город Юрьев и вернулся в Новгород.

В то время, когда князь Александр возвращался домой, он занемог. Он принял монашеские обеты перед тем, как скончался. Он умер 14 ноября. Во Владимире тело великого князя было похоронено. Священники и весь люд большой приняли его в Боголюбове. Стоял в воздухе громкий, долгий крик и плач.

Оцените произведение:

  • 3.22
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Голосов: 810

Читать краткое содержание Житие Александра Невского. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Картинка или рисунок Житие Александра Невского

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание оперы Пуччини Богема

    В этой опере показана трагическая история любви. Трагична она тем, что героиня умирает в финале. Также трудности у влюбленных героев из-за страшной бедности, в которой они живут.

  • Краткое содержание Ледяной дом Лажечников

    В середине 18 века в период правления Анны Иоанновны негласно страной руководил фаворит императрицы Бирон, окрыленный мечтой получить полную власть в государстве.

  • Краткое содержание Гёте Эгмонт

    Данное произведение рассказывает о событиях, которые происходят в Голландии много веков назад. Страной правит Маргарита. Ей не довольны простые жители, но это никак не мешает ей спокойно править

  • Краткое содержание Чехов Дом с мезонином

    Произведение А.П. Чехова «Дом с мезонином» посвящено несостоявшейся любви молодого художника и провинциальной чистой девушки по имени Женя. Молодой человек не понравился ее старшей сестре, Лиде

  • Краткое содержание Синяя птица Метерлинка

    К двум детям приходит фея, которая просит их найти Синюю Птицу, чтобы излечить ее внучку. В помощь им она дает волшебную шапочку и души предметов. Они отправляются в путешествие в Страну Воспоминаний

  • Быков

    Василий Владимирович Быков является известным белорусским писателем. он родился в Беларуси в Витебской области. Василий Владимирович принимал участие в Великой Отечественной войне.

Краткое содержание «Житие Александра Невского» за 1 минуту, подробно за 4 мин

⭐⭐⭐⭐⭐ «Житие Александра Невского» за 1 минуту и подробно за 4 минуты

Содержание

Очень краткий пересказ повести «Житие Александра Невского»

В «Повести о житии и храбрости благоверного и великого князя Александра» описаны главные деяния, прославившие правителя Руси. Обрисовав в общих чертах характер и облик князя, летописец перечисляет подвиги Александра: битву на Неве со шведским войском, освобождение захваченного иноземцами Пскова, битву на Чудском озере (Ледовое побоище 1242 года), поездку в Орду к Батыю, отстраивание поселений и городов после разорения Суздальского княжества. Далее летописец включает в свой рассказ эпизод с подосланными к Невскому иноверцами – «кардиналами Агалдадом и Ремонтом», которые хитрыми речами должны были склонить Александра к своей вере. Но Невский решительно отказывается предавать православие и даже не слушает посланников.

В конце «Жития» летописец повествует о печальном возвращении Невского из второй поездки в Орду. Князь заболел в дороге и вскоре скончался, народ был в горе, а небеса отметили смерть святого князя следующим знаком: в его руку собирались вложить духовную грамоту, но он сам, как живой, поднял руку и эту грамоту взял.

Описанием этого чуда заканчивается «Повесть о житии… князя Александра».

Главные герои и их характеристика:

  •  Александр Невский  – великий князь Руси, обладавший «мудростью Соломона», храбростью «римского царя Васпасиана», красивый, словно Иосиф, а голос его напоминал «трубу в народе», то есть был очень звучным и сильным. Пользовался любовью и уважением подданных, был смел в бою, а в миру – тих, кроток, «радушен к приходящим из других стран» (если иноземцы приходили без злобных намерений). Готов был жертвовать собой ради блага Русской земли.

Второстепенные герои и их характеристика:

  •  Ярослав Всеволодович  – отец Александра, мудрый князь, любил сына своего Александра, помогал ему, если имелась возможность.
  •  Митрополит Кирилл  – искренне любивший Александра служитель церкви, по его словам, смерть князя означала, что «зашло солнце земли русской».
  •  Ратмир  – один из воинов дружины Александра, слуга его. Был чрезвычайно храбр: пал в бою, окруженный бесчисленными врагами.
  •  Яков  – ловчий князя Александра, преданный Невскому и Руси. За смелость удостоился личной похвалы Александра.
  •  Гаврило Олексич  – воин Александра, отличался смелостью и находчивостью. Бился с самим воеводой вражеским.
  •  Пелугий  – старейшина Ижорской земли, благочестивый человек, христианин среди своих соплеменников-язычников. Ему было послано видение от бога, в котором святые Борис и Глеб обещали помочь в бою князю Александру.
  •  Андрей  – князь Суздальский, младший брат Александра, вызывавший гнев Батыя. На его защиту двинулся Александр.
  •  Сбыслав Якунович  – житель Новгорода. В дружине Александра дрался бесстрашно, вооруженный одним топором.
  •  Дмитрий  – сын Александра, завоевавший Юрьев и земли на западе, возвратившийся домой с добычей.
  •  Неврюй  – один из командиров отряда ордынцев, отправленный разбить Андрея Ярославича, брата Александра.
  •  Андреаш  – некий житель страны Запада, который побывал на Руси и рассказал своему королю о благодатной Русской земле и князе Александре.
  •  Царь Батый  – глава Золотой Орды, всесильный в то время правитель, которого боялись многие народы, так как нашествие его войска означало верное разорение и гибель людей.
  •  Сава  – воин из младшей Александровой дружины, прославившийся тем, что сумел обрушить шатер иноземного короля, что вызвало большое воодушевление русских полков.
  •  Меша  – глава дружины новгородцев, сумел ловко потопить три вражеских корабля.

Краткое содержание повести «Житие Александра Невского» подробно

Летописец, по обычаю всех излагавших биографии великих деятелей эпохи, предваряет свой рассказ упоминанием о том, что он, «многогрешный, недалекий умом», решается изложить письменно для потомков славную историю жизни и битв князя Александра Невского.

Затем летописец рисует портрет правителя, который дает представление об Александре как о красивом и статном мужчине, смелом, мужественном, мудром, точно царь Соломон.

После этого небольшого вступления идет рассказ о наиболее значимых событиях Александрова правления.

Летописец упоминает «именитого мужа» Андреаша, побывавшего на Руси и подивившегося уму и славе Александра. Выслушав рассказ Андреаша, король той западной страны принимает решение напасть на Александра и захватить его землю. Завоеватели пришли на Русь, объявив от имени своего государя: «Я уже здесь, разоряю землю твою, защищайся».

Александр готовится к битве. Прежде всего он молится богу, чтобы укрепить свой дух. «Не в силе бог, но в правде», — говорит Александр дружине после молитвы. И, взяв лишь малую часть войска (большая часть была в другом месте), идет наперерез иноземным захватчикам.

Ярослав, отец Александра, не успел отправить сыну помощь, так что молодому князю оставалось надеяться на храбрость и удачливость русских воинов. Один из старейшин Ижорской земли, Пелугий, был послан в ночной дозор, где ему в божественном видении явились святые князья-мученики Борис и Глеб и дали понять: нужно начинать битву, дело Александра правое, ему будет дана божественная помощь.

Ободренный Александр в шестом часу дня идет на врагов. Бьется отважно, даже на лице короля остается след копья русского князя. Особое мужество проявили шестеро русских воинов: дружинник Гаврило Олексич, новгородец Сбыслав Якунович, полочанин Яков, новгородец Меша, дружинник Сава и слуга князя Ратмир.

Видение не зря было у Пелугия перед битвой: бог помогал русскому воинству, потому что иначе нельзя объяснить тот факт, что за рекой Ижорой (куда не дошли воина Александра) после сражения поле оказалось усеяно трупами иноземных врагов. Король был побежден.

Прошел год, иноземцы не успокаивались. Вновь они явились, взяли Псков, посадили своих наместников. Александр задумал устроить битву. Она состоялась на Чудском озере. Знаменитое Ледовое побоище 1242 года было долгим, жестоким, «не видно было льда», так как озеро «покрылось кровью».

Александр победил, взял главу врагов в плен и вернулся во Псков.

Его имя стало греметь в соседних странах, и однажды восточный царь (это был Батый), победивший многие народы, призвал Александра к себе. Сделал он это для устрашения, чтобы Александр увидел грозную силу Батыеву и не вздумал противиться.

Невский отправился в Орду. Приняли его с почетом, Батый отозвался о русском князе с уважением. Правители договорились между собой, и Александр вернулся на Русь.

Между тем Батый не отступал от мысли о полном владении русскими землями. Он отправил на Суздальское княжество, где сидел Андрей Ярославич, своего воеводу Неврюя.

Много бед наделал Неврюй. После его нападения Александр помог брату благоустроить земли, вновь воздвиг дома и церкви.

Летописец указывает, что бог, видя благие дела Александра, продлил его жизнь и сделал его народ счастливым.

Видя такое процветание Руси, к Александру пришли два «умнейших кардинала» из Рима, католики. Целью их было уговорить Александра сменить веру. Однако русский князь ответил, что не примет чужого учения.

Ордынцы, несмотря на стремление Александра мирно улаживать конфликты, продолжали бесчинствовать на русской земле. Тогда князь отправил сына своего Дмитрия в страны запада, охранять рубежи русских земель, сам же вновь отправился в Орду. На обратном пути, уже достигнув Руси, Александр тяжело заболел. Когда он слег, то принял высший монашеский чин – схиму.

Тело Александра понесли во Владимир. Люди толпились, стенали и плакали – так любили князя Александра на Руси. По христианскому обычаю, тело правителя уложили в гроб, и митрополит Кирилл собирался разжать ему руку, чтобы в нее вложить духовную грамоту (завещание).

Но тут случилось чудо: князь, разжав руку, сам взял грамоту, будто живой. Люди расценили это как знак божественного признания: «… так прославил бог угодника своего».

Кратко об истории создания произведения

Точную дату написания «Повести о житии… великого князя Александра» пока установить не удалось. Скорее всего, она была создана по заказу сына Невского Дмитрия в 80- егг. XIII столетия.

До нас «Житие» дошло в 9 различных редакциях, которые свидетельствуют о многочисленных переработках. Внимание к этому русскому князю, не ослабевавшее в течение нескольких веков, доказывает, что его роль в русской истории трудно переоценить. Князь-миротворец, князь-защитник, справедливый и честный – таким остался Александр Ярославич в памяти народной.

Александр Невский: Сводка и анализ

Сводка:

Тевтонские рыцари вторгаются в город Псков и вырезают его население. Перед лицом сопротивления Невский сплачивает новгородцев и в решающем Ледовом побоище побеждает врага и отбивает город.

Анализ:

СССР 1920-х годов был свидетелем взрыва творчества в изобразительном искусстве. Пьянящая погоня за новыми советскими формами творческого самовыражения с социальной функцией (философия конструктивизма) привела к захватывающим кинематографическим экспериментам. Такие режиссеры, как Всеволод Пудовкин и Дзига Вертов, представили голливудский стиль непрерывного монтажа как один из буржуазных методов киноконструирования. Сергей Эйзенштейн был самым выдающимся из этих советских кинематографистов. Его мастерство интеллектуального монтажа привело к международному одобрению броненосца «Потемкин» (1925) за его ритм, использование сопоставления и общее воздействие.

Эйзенштейн также настаивал на ограничении роли личности в центре повествования; вместо этого отдавая предпочтение массам, объединенным пролетарским героизмом. Для этого он использовал типографию, стиль, который отказывался от «актерской игры» в пользу подбора подходящей фигуры для исполнения определенной роли. Вместо этого эмоциональное воздействие «перформанса» создавалось за счет динамики монтажа. Сильное чувство композиционной геометрии Эйзенштейна и использование шокирующего образа также были ключевыми приемами. Такие сцены, как лошадь, свисающая с поднимающегося моста в октябре (1928), или сбежавшая детская коляска среди царской жестокости в «Броненосце Потемкин» — дерзкие, запоминающиеся и страшные. Эти фильмы полны политических намерений как по форме, так и по содержанию.

К 1938 году эпоха экспериментов закончилась. Культ личности Иосифа Сталина прочно утвердился, а стилистические эксперименты 1920-х годов были запрещены. Всем советским кинематографом руководил Борис Шумяцкий, который подчинялся непосредственно Сталину. «Советский Голливуд» Шумяцкого настаивал на доктрине социалистического реализма: никаких формальных авантюр, только изображения идеализированных социалистических целей с положительными пролетарскими героями.

В результате наступил период легких комедий и «тракторных мюзиклов» — развлечений идеологически марксистских и несложных для понимания. Бюрократический контроль над кинопроизводством душил изобретательность, проекты дорого откладывались, а создание не того фильма могло привести к казни. Мыслители-«диссиденты» (по сути, все, кто думал иначе, чем параноик и капризный Сталин) могли ожидать, что жизнь усложнится, что может привести к тюремному заключению или смерти. Эйзенштейн подвергся нападкам и был вынужден признать «прошлые ошибки». Возможно, неизбежно в эту опасную эпоху сам Шумаяцкий был казнен в 19 г.38.

К тому времени, когда Эйзенштейн пришел снимать «Александра Невского», он уже девять лет не мог закончить ни одного фильма. Однако, если название предполагает отход от прежнего стиля Эйзенштейна, предполагая центральную фигуру, которая доминирует в действии, «Александр Невский» далек от прямой капитуляции перед социалистическим реалистическим шаблоном.

События фильма происходят в России XIII века. Уже под контролем монголов появилась свежая угроза из Германии: тевтонские рыцари. После жестокого разграбления города Пскова новгородцы просят одноименного героя прийти им на помощь. Невский принимает символическое решение сражаться с захватчиками на замерзшем Чудском озере, а не на русской земле. После кровопролитной битвы немецкие рыцари терпят поражение. Они отступают, и лед ломается под объединенным весом их тяжелой брони, топит побежденную армию. Метонимия сильной России, объединенной вокруг «божественного» лидера, столкнувшегося с неизбежным нацистским вторжением, неуловима. В 1938, эта угроза была вполне реальной, поэтому рассказ об успешном разгроме, казалось бы, непобедимой иностранной армии является безошибочной пропагандой.

В это время Сталин стал одобрять фильмы о дерзких, хотя и часто жестоких поступках царей и роялистов из прошлого России. Официальное одобрение получали фильмы о жизни Петра Великого или более позднего Ивана Грозного Эйзенштейна. Ясно, что Сталин примерял на себя роль добродушного лидера, столкнувшегося с трудным выбором: навязать тиранию во имя общего блага. Поэтому фигура Невского проблематична для современного зрителя. В отличие от следующих фильмов об Иване Грозном, где диктаторская центральная фигура представлена ​​с бородавками и всем остальным, Невский — некритичный дублер Премьера.

Эйзенштейн подкрепляет благородство Невского христианской символикой: например, он впервые появляется среди рыбаков, а его изгнание новгородских богачей перекликается с изгнанием Христом храмовых ростовщиков (O’Mahony 2008: 168). Христианские образы встречаются на протяжении всей работы откровенно антирелигиозного Эйзенштейна, оказываясь созревшими для композиционного грабежа, когда этого требует бывший католический режиссер, стремящийся к драматическому эффекту. Его фильмы изобилуют примерами заимствованной церковной иконографии, используемой для подчеркивания грандиозности композиции или усиления эмоционального воздействия. Современные советские образы его лидеров уже использовали квазирелигиозную символику для представления как Ленина, так и Сталина. Невский, часто изображаемый в низком ракурсе и склонный к мудрым воззваниям, изображается как вождь, спаситель и святой — именно такой образ желал для себя Сталин.

Однако сама религия представлена ​​как разрушительная и коварная. Монахи зловещи и своекорыстны, а Эйзенштейн озорно включает свастики среди набожной символики на костюмах некоторых немецких священников, действия которых бесчеловечны и жестоки. И наоборот, выступая на фоне церквей, русские говорят о своей земле и человечестве, а не о воле Божией. Их видимые лица контрастируют с роботизированной армией вторжения в тревожных шлемах. Обычная семиотическая условность переворачивается: героические персонажи одеты в черное, а злодеи-угнетатели — в белое. В этом есть смысл: русские — «земные», противостоящие католическому врагу, несут «спасение» через смерть.

Таким образом, простые люди становятся героическими и определяются своей приземленностью, соответствующей коммунистическому идеалу коллективного труда. Эйзенштейн открывает фильм кадрами русских черепов, разбросанных по земле после предыдущей битвы. Позже русские солдаты «выпрыгивают из самой земли» (Scherr 2001: 221), когда их поднимают на бой. Эйзенштейн часто кадрирует солдат низко в кадре, часто позволяя небу доминировать в композиции, подчеркивая их связь с землей.

Наоборот, сам Невский, как чисто символическая фигура великого мужества, никогда не изображается с какой-либо глубиной, сводясь к ряду жестов, доблестных прокламаций и многого другого. Он никогда не боится поражения и не испытывает ничего похожего на драматическую неудачу на протяжении всего фильма, что делает его отдаленной фигурой. Точно так же тевтонские рыцари никогда не представлены более подробно, чем явное злодейство.

Если герой фильма слишком далек, а злодеи слишком похожи на машины, то фильм оживляет пролетариат. Все человеческое взаимодействие оставлено обычным солдатам и крестьянам. Дружеское соперничество между Василием и Гаврило и самопожертвование Игната придают фильму человеческое лицо и возвращают нас к контрасту между грубо нарисованным правящим классом и натуралистическим изображением пролетариата эпохи немого Эйзенштейна. В результате получился фильм, теплота которого во многом исходит от сцен, в которых отсутствует заглавный персонаж (Scherr 2001: 213), напоминая ссылку на 19 лет Эйзенштейна.Направление исполнения 20-х годов и его более раннее использование типографии.

«Александр Невский» заслуживает похвалы за организацию зрелищности во время великолепного ледового боя. Ритмичные переходы между общими и крупными планами, динамичная композиция и подвижная камера несут в себе 37 минут бездиалогового отрывка. Если современному зрителю эта битва кажется менее чем удивительной, то это потому, что с тех пор технику Эйзенштейна бесконечно копировали. Случайные примеры варьируются от «Курантов в полночь» Орсона Уэллса (1966) до «13 убийц» Миике Такаши (2010).

Менее всего имитируется подход Эйзенштейна к непрерывности. Русская армия, кажется, сталкивается с атакующим противником, которого обстреливают с разных сторон, вместо того, чтобы использовать более логическую последовательность выстрела-обратного выстрела, поэтому немцы, кажется, совершают атаку со всех направлений. То, что Эйзенштейн теряет в темпоральной логике, он приобретает в драматическом воздействии.

Разграбление Пскова — самый жестокий эпизод фильма, напоминающий кульминацию Эйзенштейна к его дебютному фильму «Забастовка» (1925) по своему ударному эффекту. Контраст между побежденными, но достойными русскими гражданами и злобными тевтонскими рыцарями подчеркивается бесчеловечными шлемами захватчиков и зловещей неподвижностью. Эйзенштейн снимает их под низким углом, контрастируя с перепуганными заключенными. Последовательность строится на одном из самых ужасных зверств в кино, когда голых детей бросают в горящий костер.

Обсуждая период «социалистического реализма» Эйзенштейна, критик Дэвид Бордвелл считает, что эта последовательность структурирована как «всегда установленный набор элементов, а затем их перестановка, удаление одних и введение других, отодвигание одних на задний план и продвижение других» ( в Шерр 2001: 25). Последствия для зрителя тревожны, поскольку персонажи появляются из ниоткуда. Жесткий монтаж Эйзенштейна, вечно формалиста, подчеркивает жестокость последовательности с использованием осевого разреза, «врезки внутрь или назад прямо вдоль оси объектива» (там же: 15–16) вместо более традиционного редактирования под углом более 30 градусов. прочь, вперед или назад или масштабирование. При использовании этой техники актеры, как правило, остаются неподвижными в статическом кадре, в то время как Эйзенштейн полагается на внезапные переходы, а не на движение персонажа или камеры, чтобы создать действие посредством движения. Результат этого поразителен: создается диегетическое пространство, полностью зависящее от эйзенштейновской догматической организации монтажа.

Необычный подход к саундтреку к фильму. Эйзенштейн оказался в подходящей компании с композитором Сергеем Прокофьевым, которого советские власти также считали идеологически подозрительным. Степень, в которой переплетаются визуальные эффекты и музыка в «Александре Невском», — это настоящее слияние умов. Эйзенштейн тесно сотрудничал с Прокофьевым на протяжении всей съемки, обсуждая настроение и эффект. Несколько секвенций нарезаны на ранее записанный музыкальный трек. Эйзенштейн был строг к себе в отношении того, какие типы кадров он мог или не мог использовать, что диктовалось структурой музыки. В своих трудах Эйзенштейн раскрывает свои методы за кулисами, где для победоносных русских солдат играют на свирели и барабанах:

«Я никак не мог объяснить Прокофьеву, какой именно эффект должен «видеть» в его музыке этот радостный момент. Видя, что у нас ничего не получается, я заказал изготовление некоторых «бутафорских» инструментов, заснял их игру (без звука) визуально и спроецировал результаты Прокофьеву, который почти сразу же вручил мне точный «музыкальный эквивалент» этому визуальному образу волынщиков. и барабанщики, которых я показал». (1943: 124)

На протяжении всего произведения Прокофьев использует музыкальные темы, чтобы подчеркнуть контраст между соперничающими армиями. Русская идентичность пробуждается через народные мелодии и согласные гармонии; немцы обозначены суровыми тонами и устрашающими ритмами. Во время битвы эти элементы саундтрека сталкиваются, каждый из которых стремится доминировать в партитуре. Музыка к фильму высоко ценится как отдельная вещь, хотя именно в контексте самого фильма она действительно летает. Ледовое побоище – это удивительная хореография изображения и звука.

Судьба выставки Александра Невского типична для судьбы Эйзенштейна в течение десятилетия. Выпущенный для первоначального признания в 1938 году, советский пакт о ненападении с Гитлером в августе 1939 года привел к тому, что фильм был отозван. После вторжения нацистов в 1941 году он был переиздан с дополнительной актуальностью. Ужасно, но последовательность разграбления Пскова точно предсказывает настоящие зверства нацистов, которые должны были обрушиться на город во время войны. К счастью для России, победный исход фильма также оказался пророческим.

Фил Ллойд

Примечание

295.

Актеры и съемочная группа:

[Страна: СССР. Компания-производитель: Мосфильм. Режиссер: Сергей Эйзенштейн. Сценаристы: Сергей Эйзенштейн и Петр Павленко. Оператор: Эдуард Тиссе. Музыка: Сергей Прокофьев. В ролях: Николай Черкасов (Александр Невский), Николай Охлопков (Василий), Андрей Абрикосов (Гаврило).]

Дополнительная литература

Дэвид Бордвелл, «Эйзенштейн, социалистический реализм и очарование Мизансцены» в Al LaValley and Barry Scherr (eds), Eisenstein at 100, New Brunswick, New Jersey & London, Rutgers University Press, 2001, стр. 13–37.

Сергей Эйзенштейн, The Film Sense, London, Faber & Faber, 1943. Джей Лейда, Kino A History of the Russian and Soviet Film, Sydney, Allen & Unwin, 1960.

Майк О’Махони, Сергей Эйзенштейн, Лондон, Reaktion, 2008. Барри Шерр, «Александр Невский: фильм без героя», в книге Эла ЛаВэлли и Барри П. Шерра (редакторы), Eisenstein at 100, New Brunswick, New Jersey & London, Rutgers University Press, 2001, стр. 207–26.

Источники:

The Routledge Encyclopedia of Films, под редакцией Сары Бэрроу, Сабин Хенни и Джона Уайта, впервые опубликовано в 2015 году.

Средневековый бой, «Ледовое побоище», музыка Прокофьева и советского мастера монтаж (монтаж) делает из мизансцены спектакль (постановка, эпические кадры) — вот что вызывают киноманы вверх, почитая 19 лет Сержа Эйзенштейна.38 классик

«Александр Невский».

Кинорежиссер, прославившийся тем, что рассказывает свои истории и доносит свои (часто пропагандистские) доводы мастерскими шквалами монтажей в «Броненосец Потемкин» и «Октябрь», превращается в статный и почти грандиозный в масштабную патриотическую эпопею, взятую со страниц русского история.

Что врезалось мне в память — а я впервые увидел его спустя десятилетия — так это знаменитая декорация «Ледовое побоище», стремительная схватка кавалерии и пехоты на замерзшем озере, насыщенная действием, но увиденное в основном глазами горстки стандартных «типов» персонажей, оказавшихся в нем.

Снова пересматривая «Невский», я не могу не поразиться тому, как он выглядит по-западному, как в «Старом Западе», снятом Джоном Фордом. В «Дилижансе», выпущенном Фордом годом позже, есть следы «Невского», которые, должно быть, были наиболее очевидны, когда вы видели их новыми в кинотеатрах с разницей всего в год.

Это совершенно разные фильмы, но их сюжетная структура, образы персонажей и декорации сняты и синхронизированы достаточно сходным образом, чтобы Форд — прославленный, но еще не культовый фильм «Режиссер Джон Форд» — мог бы поглотить «Невский» в процесс превращения своего Ура в западный.

В разделенной и завоеванной России 13-го века земли, которые еще не принадлежали монгольской Орде, были захвачены вторгшимися шведами и другими. Русы не совсем порабощены, но они должны почтительно относиться к своим хозяевам.

Некнязь Александр Невский ( Николай Черкасов ). Человек с широкими плечами, мы встречаем его, когда он перестает ухаживать за своими рыболовными сетями, чтобы прервать паузу проходящего мимо монгольского набега, остановившего и унизившего местных жителей в их продолжающемся мародерстве.

«Больше не сражайся!» Он делает это просто своим властным присутствием.

«Это вы победили шведов?» монгольский лидер хочет знать. Да, признается Невский, расправив плечи перед камерой, как герой викторианской сцены. Тогда «важное лицо», вроде тебя, должно присоединиться к Орде.

У моего народа есть поговорка, — произносит Невский, устремляя взоры в далекий горизонт. «Лучше умереть на своей земле, чем покинуть ее!»

Когда позднее приходит известие о тевтонских захватчиках, сворачивающих города на пути на восток, Невский игнорирует призывы стать тем, кто избавит Мать-Россию от монгольской угрозы. С ними он разберется позже (или оставит их Ивану Грозному). Сначала я разобью немцев.

Так начинается конфликт — непокорные, мускулистые и отважные русские дворяне и крестьяне сражаются с дисциплинированными, лучше вооруженными и лучше обученными тевтонскими рыцарями, захватчиками, стремящимися завоевать их землю и разделить ее между собой.

Пропагандистская ценность фильма о том, как нацистская Германия перевооружается на их Запад, была неоспорима, настолько, что, когда Сталин доверчиво принял нацистский мирный пакт за чистую монету, он приказал изъять «Невский» из проката.

Потому что иконография Ненавистного Захватчика, который выбьет их дверь через три года после своего 19-летия38 выпуск неоспорим.

Убивая одним выстрелом двух Врагов народа, Эйзенштейн (соавтор и режиссер «Невского») смыкает монолитного немецкого агрессора рука об руку со Святой Церковью, ненавидимой большевиками и страшащейся их лидерами.

Немцы облачены в кресты, имеют крестообразные прорези в шлемах, их направляют, охраняют и подстрекают католические священники.

«Все, кто отказывается поклониться Риму

, должны быть уничтожены », зловещий архиепископ ( Лев Фенин ) рычит.

Посмотрите на символ на его митре и увидите, как Эйзенштейн соединяет церковь и (нацистское) государство в декоре. Посмотрите, как ненавистные гунны буквально бросают русских младенцев в костер.

Сам Невский отходит на второй план после того, как собрал войска и расставил ловушку. Сама битва, бессистемная и ничуть не кровавая по меркам исторического и современного кино, разбита на отдельные декорации.

Седой, причудливый мастер-оружейник ( Дмитрий Орлов ) изобилует патриотическими обещаниями и забавными афоризмами.

«Каждая птица клюёт своим клювом», — посмеивается он (на русском языке с английскими субтитрами) над своей постоянной продажностью.

Два дворянина — Василий и Гаврило ( Николай Охлопков, Андрей Абрикосов ) сражаются, чтобы доказать, кто самый доблестный в глазах дворянки (

Валентина Ивашова ), за которую они соревнуются. Это отражено в батальных сценах «Властелина колец» Питера Джексона, а также во многих вестернах и боевых фильмах.

Женщина-воин ( Александра Данилова) надевает кольчугу и приветствуется, еще один Товарищ, вооруженный в Борьбе.

Умиротворения просят только «денежные люди» Новгорода досоединенной России, а не «патриоты» среди буржуазии.

Стиль игры не стареет. Вы никогда не узнаете, что Россия также является родиной Метода из большинства фильмов Эйзенштейна. Ему нравилось отбирать любителей, которые выглядели слишком уж для его же блага.

И великая батальная сцена, несмотря на волнующую (и часто заимствованную) музыку Сергея Прокофьева, кажется скорее источником вдохновения для всего, что последовало за ней, чем чем-либо, выдержавшим испытание временем. Безмолвный «Наполеон» был более впечатляющим, а «Иван Грозный» Эйзенштейна через несколько лет превзошел в этом отношении «Невский».

Но я все же отношу эту классику 1938 года к числу двух великих фильмов первооткрывателя русского кино, уступая только «Потемкину» по художественности, сплоченности, длительному воздействию и важности.

Если вы хотите назвать себя киноманом, «Александр Невский» остается обязательным фильмом в вашем кинематографическом опыте.

Рейтинг: без рейтинга, насилие

В ролях: Николай Черкасов, Николай Охлопков, Андрей Абрикосов, Валентина Ивашова, Александра Данилова, Дмитрий Орлов, Лев Фенин и Владимир Ершов Сергей М. Эйзенштейн и Петр Павленко.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *