Кровавое воскресенье гапон: Главные загадки «Кровавого воскресенья» 22 января 1905 года

«Кровавое воскресенье» – Картина дня – Коммерсантъ

22 января (9-го по старому стилю) 1905 года была расстреляна мирная демонстрация рабочих в Петербурге, возглавляемая священником Гапоном. События, ставшие прологом революции и вошедшие в историю под названием «Кровавое воскресенье», — в фотогалерее «Ъ».

Предыдущая фотография

В 1903 году священник Георгий Гапон с ведома начальника московского Охранного отделения Сергея Зубатова организовал в столице рабочий кружок, который год спустя превратился в «Собрание русских фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурга», занимавшееся просветительством и взаимопомощью
На фото: Георгий Гапон и градоначальник Иван Фуллон (в центре) в «Собрании русских фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурга»

Фото: РИА Новости

Священник Гапон был популярен среди народа и призывал к тому, чтобы рабочий класс начал организованным образом требовать улучшения заработной платы и уменьшения продолжительности рабочего дня. Его агитация вначале носила мирный характер, однако к 1904 году она сделалась революционной

Фото: Wikimedia

3 января 1905 года началась забастовка на Путиловском заводе, рабочие потребовали введения восьмичасового рабочего дня и возвращения рабочих, уволенных незадолго до этого. Путиловцев поддержали на других заводах, и всего через несколько дней число бастующих превысило 150 тыс. человек

Фото: Wikimedia

Возглавляемое Гапоном собрание решило искать поддержки непосредственно у Николая II, подготовив специальную петицию, в которое призывало царя: «Повели и поклянись исполнить их, и ты сделаешь Россию и счастливой, и славной, а имя твое запечатлеешь в сердцах наших и наших потомков на вечные времена; а не повелишь — мы умрем здесь, на этой площади, перед твоим дворцом. Нам некуда дальше идти и незачем. У нас два пути: или к свободе и счастью, или в могилу! Укажи, государь, любой из них — мы пойдем по нему беспрекословно, хотя бы это был и путь смерти! Пусть наша жизнь будет жертвой для исстрадавшейся России! Нам не жалко этой жертвы, мы охотно приносим ее»

Фото: Wikimedia

9 января собралось многотысячное шествие, чтобы доставить петицию в Зимний дворец Николаю II. Последний же предпочел не вмешиваться в конфликт и накануне специально отбыл из столицы в Красное Село, передав власть военному командованию которое приняло решение не допустить шествия

Фото: Wikimedia

По распоряжению министра внутренних дел Петра Святополк-Мирского на главных магистралях города были расставлены войсковые заграждения. Подавить выступление должна была гвардия, которая была усилена другими войсковыми частями Петербургского округа. В столице были сосредоточены 20 батальонов пехоты и свыше 20 кавалерийских эскадронов

Фото: Владимир Маковский / Из книги М. Пазина «Кровавое воскресенье. За кулисами трагедии»

Историк Александр Шубин: «Как раз в январе 1905 года власть получила шанс договориться с организованными массами и их лидерами, не попав самой под удар. Рабочее движение во главе с Гапоном предложило монархии реформы в направлении социального государства, которые можно было осуществлять за счет буржуазии, а не бюрократии. Место царя мыслилось как роль арбитра, стоящего над конфликтом рабочих и предпринимателей, он мог получить поддержку пролетариев, разрешая «рабочий вопрос». Но царь и его окружение не пошли на такой союз»

Фото: Wikimedia

Днем 9 января 1905 года многотысячная демонстрация во главе с Георгием Гапоном подошла к Зимнему дворцу. Многие рабочие пришли вместе с семьями, неся с собой иконы и портреты царя

Фото: Bundesarchiv

При приближении шествия командир Семеновского полка генерал Георгий Александрович Мин отдал приказ сделать предупредительный залп в воздух, а когда демонстранты не подчинились — на поражение.

По официальным данным, погибли 130 человек и 300 были ранены

Фото: Wikimedia

Историк Андрей Медушевский: «Первая русская революция одарила нас двумя «-измами»: парламентаризмом и ленинизмом. Оба были возможными выходами из кризиса 9 января. Ленинизм отличается как от классического марксизма, так и от западной социал-демократии соединением крестьянского движения с рабочим протестом. Что такое соединение возможно, было открыто как раз в 1905 году, и эта формула потом так или иначе срабатывала не только в России, но и в других аграрных странах — Иране, Афганистане, Китае»

Фото: Wikimedia

После событий 9 января Георгий Гапон скрылся за границей. 14 января 1905 года Синод выпустил заявление, в котором говорилось о финансировании беспорядков из-за рубежа и о «подкупах врагов России»

Фото: Wikimedia

Историк Андрей Зубов: «Бунт 1905 года стал следствием жестокого отношения властей к своим подданным. Слишком уж долго феодальная аристократия не замечала насущных проблем — прежде всего земельного вопроса, который нужно было решать еще в самом начале XIX века»

Фото: Wikimedia

Следующая фотография

1 / 12

В 1903 году священник Георгий Гапон с ведома начальника московского Охранного отделения Сергея Зубатова организовал в столице рабочий кружок, который год спустя превратился в «Собрание русских фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурга», занимавшееся просветительством и взаимопомощью
На фото: Георгий Гапон и градоначальник Иван Фуллон (в центре) в «Собрании русских фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурга»

Фото: РИА Новости

Священник Гапон был популярен среди народа и призывал к тому, чтобы рабочий класс начал организованным образом требовать улучшения заработной платы и уменьшения продолжительности рабочего дня. Его агитация вначале носила мирный характер, однако к 1904 году она сделалась революционной

Фото: Wikimedia

3 января 1905 года началась забастовка на Путиловском заводе, рабочие потребовали введения восьмичасового рабочего дня и возвращения рабочих, уволенных незадолго до этого. Путиловцев поддержали на других заводах, и всего через несколько дней число бастующих превысило 150 тыс. человек

Фото: Wikimedia

Возглавляемое Гапоном собрание решило искать поддержки непосредственно у Николая II, подготовив специальную петицию, в которое призывало царя: «Повели и поклянись исполнить их, и ты сделаешь Россию и счастливой, и славной, а имя твое запечатлеешь в сердцах наших и наших потомков на вечные времена; а не повелишь — мы умрем здесь, на этой площади, перед твоим дворцом. Нам некуда дальше идти и незачем. У нас два пути: или к свободе и счастью, или в могилу! Укажи, государь, любой из них — мы пойдем по нему беспрекословно, хотя бы это был и путь смерти! Пусть наша жизнь будет жертвой для исстрадавшейся России! Нам не жалко этой жертвы, мы охотно приносим ее»

Фото: Wikimedia

9 января собралось многотысячное шествие, чтобы доставить петицию в Зимний дворец Николаю II. Последний же предпочел не вмешиваться в конфликт и накануне специально отбыл из столицы в Красное Село, передав власть военному командованию которое приняло решение не допустить шествия

Фото: Wikimedia

По распоряжению министра внутренних дел Петра Святополк-Мирского на главных магистралях города были расставлены войсковые заграждения. Подавить выступление должна была гвардия, которая была усилена другими войсковыми частями Петербургского округа. В столице были сосредоточены 20 батальонов пехоты и свыше 20 кавалерийских эскадронов

Фото: Владимир Маковский / Из книги М. Пазина «Кровавое воскресенье. За кулисами трагедии»

Историк Александр Шубин: «Как раз в январе 1905 года власть получила шанс договориться с организованными массами и их лидерами, не попав самой под удар. Рабочее движение во главе с Гапоном предложило монархии реформы в направлении социального государства, которые можно было осуществлять за счет буржуазии, а не бюрократии. Место царя мыслилось как роль арбитра, стоящего над конфликтом рабочих и предпринимателей, он мог получить поддержку пролетариев, разрешая «рабочий вопрос». Но царь и его окружение не пошли на такой союз»

Фото: Wikimedia

Днем 9 января 1905 года многотысячная демонстрация во главе с Георгием Гапоном подошла к Зимнему дворцу. Многие рабочие пришли вместе с семьями, неся с собой иконы и портреты царя

Фото: Bundesarchiv

При приближении шествия командир Семеновского полка генерал Георгий Александрович Мин отдал приказ сделать предупредительный залп в воздух, а когда демонстранты не подчинились — на поражение. По официальным данным, погибли 130 человек и 300 были ранены

Фото: Wikimedia

Историк Андрей Медушевский: «Первая русская революция одарила нас двумя «-измами»: парламентаризмом и ленинизмом. Оба были возможными выходами из кризиса 9 января. Ленинизм отличается как от классического марксизма, так и от западной социал-демократии соединением крестьянского движения с рабочим протестом. Что такое соединение возможно, было открыто как раз в 1905 году, и эта формула потом так или иначе срабатывала не только в России, но и в других аграрных странах — Иране, Афганистане, Китае»

Фото: Wikimedia

После событий 9 января Георгий Гапон скрылся за границей. 14 января 1905 года Синод выпустил заявление, в котором говорилось о финансировании беспорядков из-за рубежа и о «подкупах врагов России»

Фото: Wikimedia

Историк Андрей Зубов: «Бунт 1905 года стал следствием жестокого отношения властей к своим подданным. Слишком уж долго феодальная аристократия не замечала насущных проблем — прежде всего земельного вопроса, который нужно было решать еще в самом начале XIX века»

Фото: Wikimedia

Кровавое воскресенье – статьи

Новости 15.01.2023

Умер Вахтанг Кикабидзе

Сборник

Северная война

Новости 14.01.2023

Умерла Инна Чурикова

Новости 29. 12.2022

Умер композитор Эдуард Артемьев

Предвестником Красного воскресенья стал так называемый Путиловский инцидент, когда работники Путиловского завода воспротивились действиям мастера Тетявкина, несправедливо увольнявшего людей. Этот небольшой конфликт привёл к колоссальным последствиям: 3 января на Путиловском заводе началась забастовка, к которой присоединились и работники других предприятий.

Один из членов рабочего движения пишет: «Когда требование о возвращении их [работников] не было удовлетворено, завод стал сразу, очень дружно. Стачка носит вполне выдержанный характер: рабочие отрядили несколько человек охранять машины и прочее имущество от какой-нибудь возможной порчи со стороны менее сознательных. Затем ими была отряжена депутация на другие заводы с сообщением своих требований и предложением примкнуть».

«Мы решили распространить стачку на Франко-русский судостроительный и Семянниковский заводы, на которых насчитывалось 14 тыс. рабочих. Я избрал именно эти заводы, потому что знал, что как раз в это время они выполняли весьма серьезные заказы для нужд войны», — скажет впоследствии лидер восстания рабочих Георгий Гапон.

Протестующие составили рабочую петицию, в которой изложили свои требования. Её они намеревались «всем миром» вручить царю. Основными требованиями петиции было создание народного представительства в форме Учредительного собрания, свобода печати и равенство всех перед законом.

«Надо сказать, что ни у Гапона, ни у руководящей группы не было веры в то, что царь примет рабочих и что даже их пустят дойти до площади. Все хорошо знали, что рабочих расстреляют, а потому, может быть, мы брали на свою душу большой грех», — вспоминал один из лидеров российского рабочего движения Алексей Карелин.

Солдаты у Нарвских ворот утром 9 декабря. (wikipedia.org)

«Сегодня какое-то тяжелое настроение, чувствуется, что мы накануне ужасных событий. По рассказам, цель рабочих в эту минуту — испортить водопровод и электричество, оставить город без воды и света и начать поджоги», — записала 8 января в своём дневнике супруга генерала Александра Богданович.

Начальник петербургского охранного отделения Александр Герасимов вспоминал: «До позднего вечера в окружении Государя не знали, как поступить. Мне передавали, что Государь хотел выйти к рабочим, но этому решительно воспротивились его родственники во главе с Великим князем Владимиром Александровичем. По их настоянию Царь не поехал в Петербург из Царского Села, предоставив распоряжаться Великому князю Владимиру Александровичу, который тогда был командующим войсками Петербургского военного округа. Именно Владимир Александрович руководил действиями войск в день красного воскресенья».

Ранним утром 9 января, в 6:30, из Колпина двинулись по направлению к Петербургу работники Ижорского завода, которым предстоял самый долгий путь. К ним постепенно присоединялись и коллективы других предприятий. По некоторым оценкам, толпа достигала численности в 50 тысяч человек. В руках у протестующих рабочих были хоругви, иконы и царские портреты. Военные перегородили путь манифестантам у Нарвских ворот. Там-то и началась первая стычка, которая переросла в бои по всему городу.

Дворцовая площади 9 января 1905 года. (wikipedia.org)

В своей книге «Записки о прошлом» очевидец событий «Кровавого воскресенья», полковник Е. А. Никольский рассказывает: «На Невском проспекте и по обеим сторонам реки Мойки стали появляться группы людей — мужчин и женщин. Подождав, чтобы их собралось больше, полковник Риман, стоя в центре роты, не сделав никакого предупреждения, как это было установлено уставом, скомандовал: «Прямо по толпам стрельба залпами!» Раздались залпы, которые были повторены несколько раз. Начался беспорядочный беглый огонь, и многие, успевшие отбежать шагов на триста-четыреста, падали под выстрелами. Я подошел поближе к Риману и стал на него смотреть долго, внимательно — его лицо и взгляд его глаз показались мне как у сумасшедшего. Лицо все передергивалось в нервной судороге, мгновение, казалось, — он смеется, мгновение — плачет. Глаза смотрели перед собою, и было видно, что они ничего не видят».

«Последние дни настали. Брат поднялся на брата… Царь отдал приказ стрелять по иконам», — писал поэт Максимилиан Волошин.

Стрельба. (wikipedia.org)

Корреспондент английской газеты Daily Telegrph Диллон описывает в своём материале разговор с одним из придворных, который состоялся в день «Кровавого воскресенья». Англичанин спросил, почему войска убивают безоружных рабочих и студентов. Придворный ответил: «Потому что гражданские законы отменены и действуют законы военные. Прошлой ночью его величество решил отстранить гражданскую власть и вручить заботу о поддержании общественного порядка великому князю Владимиру, который очень начитан в истории Французской революции и не допустит никаких безумных послаблений. Он не впадет в те ошибки, в которых были повинны многие приближенные Людовика XVI; он не обнаружит слабости. Он считает, что верным средством для излечения народа от конституционных затей является повешение сотни недовольных в присутствии их товарищей. Что бы ни случилось, он будет укрощать мятежный дух толпы. даже если бы ему пришлось для этого послать против населения все войска, которыми он располагает».

Стрельба у Генерального штаба. Кадр из фильма. (YouTube)

Николай II, согласно его собственному дневнику, отсутствовал в столице и о произошедшей трагедии узнал лишь после. Однако на следующий день он сразу же принял меры, отправив в отставку градоначальника Ивана Фуллона и министра внутренних дел Петра Святополка-Мирского.

«Мы обвиняем министра внутренних дел Святополка-Мирского в предумышленном, не вызванном положением дела и бессмысленном убийстве множества русских граждан», — указал Максим Горький в заявлении, которое у него изъяла полиция.

Кавалеристы задерживают шествие. (wikipedia.org)

Начальник департамента полиции Лопухин после произошедшего сообщал: «Наэлектризованные агитацией толпы рабочих, не поддаваясь воздействию обычных общеполицейских мер и даже атакам кавалерии, упорно стремились к Зимнему дворцу, а затем, раздраженные сопротивлением, стали нападать на воинские части. Такое положение вещей привело к необходимости принятия чрезвычайных мер для водворения порядка, и воинским частям пришлось действовать против огромных скопищ рабочих огнестрельным оружием».

Спустя 10 дней с момента «Кровавого воскресенья» Николай II принял депутацию рабочих. Им он заявил: «Вы дали себя вовлечь в заблуждение и обман изменниками и врагами нашей родины. Приглашая вас идти подавать мне прошение о нуждах ваших, они поднимали вас на бунт против меня и моего правительства, насильно отрывая вас от честного труда в такое время, когда все истинно русские люди должны дружно и не покладая рук работать на одоление нашего упорного внешнего врага».


Сборник: Первая русская революция

Массовые выступления начались после «кровавого воскресенья» 22 января 1905-го, когда царские войска расстреляли мирную демонстрацию рабочих в Санкт-Петербурге.

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Кровавое воскресенье

Кровавое воскресенье

«Товарищи русские рабочие! Нет у нас больше царя», – напишет в своём послании вечером 9 января 1905 года Гапон.

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

«Начало революции в России»

«Начало революции в России»

22 января 1905 года Петербург сотрясли драматические события: власти оружием разогнали мирную демонстрацию рабочих, собиравшихся подать царю свою «Петицию».

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Петиция рабочих и жителей Петербурга для подачи царю Николаю II

Петиция рабочих и жителей Петербурга для подачи царю Николаю II

Документ содержал целый список требований: например, составители призывали ограничить произвол чиновников и созвать народное правительство.

  • Тесты
  • Европа
  • XX век

Революция 1905 года

Революция 1905 года

Жернова народного восстания перемололи тысячи жизней. А как повлияла бы на твою судьбу первая русская революция?

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Первая русская революция и контрабанда европейского оружия

Первая русская революция и контрабанда европейского оружия

Будущий нарком иностранных дел СССР занимался снабжением восставших оружием.

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Звезда и смерть Георгия Гапона

Звезда и смерть Георгия Гапона

В апреле 1906 года Санкт-Петербург был взбудоражен известиями об исчезновении одной из самых скандальных фигур того времени — бывшего священника Георгия Гапона.

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Первая русская революция — «генеральная репетиция 1917 года»

Первая русская революция — «генеральная репетиция 1917 года»

Революция 1905 — 1907 годов, несмотря на свой незавершенный характер, оставила глубокий след в истории России.

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Кровавое воскресенье

«Товарищи русские рабочие! Нет у нас больше царя», – напишет в своём послании вечером 9 января 1905 года Гапон.

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

«Начало революции в России»

22 января 1905 года Петербург сотрясли драматические события: власти оружием разогнали мирную демонстрацию рабочих, собиравшихся подать царю свою «Петицию».

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Петиция рабочих и жителей Петербурга для подачи царю Николаю II

Документ содержал целый список требований: например, составители призывали ограничить произвол чиновников и созвать народное правительство.

  • Тесты
  • Европа
  • XX век

Революция 1905 года

Жернова народного восстания перемололи тысячи жизней. А как повлияла бы на твою судьбу первая русская революция?

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Первая русская революция и контрабанда европейского оружия

Будущий нарком иностранных дел СССР занимался снабжением восставших оружием.

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Звезда и смерть Георгия Гапона

В апреле 1906 года Санкт-Петербург был взбудоражен известиями об исчезновении одной из самых скандальных фигур того времени — бывшего священника Георгия Гапона.

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Первая русская революция — «генеральная репетиция 1917 года»

Революция 1905 — 1907 годов, несмотря на свой незавершенный характер, оставила глубокий след в истории России.

Рекомендовано вам

Лучшие материалы

  • Неделю
  • Месяц
  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Линкор «Бисмарк»: триумф и гибель

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Почему адмирал Колчак проиграл?

  • Статьи
  • Европа
  • XV век

«Портрет четы Арнольфини» Яна ван Эйка

  • Статьи
  • Европа
  • XI-XV вв.

Медицина Средневековья: жить или не жить?

  • Статьи
  • Азия
  • XVI-XIX вв.

Как христиан в Японии мучили

  • Статьи
  • Европа
  • IV век до н.э.

Суд над гетерой

  • Статьи
  • Европа
  • XIV век

Чёрная смерть

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Как убирали Маннергейма

  • Статьи
  • Европа
  • XIX век

Последний император Франции Наполеон III

  • Статьи
  • Европа
  • XVII-XVIII вв.

Вильгельм III Оранский — голландец, славно захвативший Англию

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

«Жизнь за жизнь». История Рут Эллис

  • Статьи
  • Европа
  • XIX-XX вв.

Ненасытная Виктория

  • Статьи
  • Европа
  • XIX век

Дуэль Лермонтова с Мартыновым

  • Статьи
  • Европа
  • XIX-XX вв.

Пётр Столыпин: студент-агроном, ставший реформатором

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Бухенвальд — лагерь смерти (18+)

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Махно и его команда в эмиграции

  • Статьи
  • Европа
  • V-XV вв.

Как вступали в брак в Средневековье

  • Статьи
  • Европа
  • XVIII век

Эпоха дворцовых переворотов в Российской империи

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Вторая мировая война: могло ли человечество её избежать?

  • Статьи
  • Европа
  • XVIII-XIX вв.

«Сатурн, пожирающий своего сына»

  • Неделю
  • Месяц
  • 📚 Статьи
  • 👀 71255
Линкор «Бисмарк»: триумф и гибель
  • 📚 Статьи
  • 👀 69953
Почему адмирал Колчак проиграл?
  • 📚 Статьи
  • 👀 65388
«Портрет четы Арнольфини» Яна ван Эйка
  • 📚 Статьи
  • 👀 60647
Медицина Средневековья: жить или не жить?
  • 📚 Статьи
  • 👀 60202
Как христиан в Японии мучили
  • 📚 Статьи
  • 👀 56554
Суд над гетерой
  • 📚 Статьи
  • 👀 54530
Чёрная смерть
  • 📚 Статьи
  • 👀 49444
Как убирали Маннергейма
  • 📚 Статьи
  • 👀 42102
Последний император Франции Наполеон III
  • 📚 Статьи
  • 👀 42057
Вильгельм III Оранский — голландец, славно захвативший Англию
  • 📚 Статьи
  • 👀 5000070
«Жизнь за жизнь». История Рут Эллис
  • 📚 Статьи
  • 👀 810811
Ненасытная Виктория
  • 📚 Статьи
  • 👀 437108
Дуэль Лермонтова с Мартыновым
  • 📚 Статьи
  • 👀 379117
Пётр Столыпин: студент-агроном, ставший реформатором
  • 📚 Статьи
  • 👀 364959
Бухенвальд — лагерь смерти (18+)
  • 📚 Статьи
  • 👀 335334
Махно и его команда в эмиграции
  • 📚 Статьи
  • 👀 229809
Как вступали в брак в Средневековье
  • 📚 Статьи
  • 👀 91732
Эпоха дворцовых переворотов в Российской империи
  • 📚 Статьи
  • 👀 88483
Вторая мировая война: могло ли человечество её избежать?
  • 📚 Статьи
  • 👀 87142
«Сатурн, пожирающий своего сына»

Свидетель Гапона о «Кровавом воскресении»

В конце 1905 года лидер протеста Георгий Гапон дал свидетельство очевидца «Кровавого воскресенья» и расстрела мирных жителей и рабочих царскими войсками:

по мосту через Таракановский канал, которым здесь обозначена граница города, как вдруг, ни с того, ни с сего, без всякого предупреждения и ни минуты промедления послышался сухой треск многих ружейных выстрелов. Позже мне сообщили, что затрубил рожок, но мы не могли его расслышать из-за пения, а если бы и услышали, то не знали бы, что это означает.

Васильев, с которым я шел рука об руку, вдруг оторвался от моей руки и рухнул на снег. Упал и один из рабочих, несших знамена. Сразу же один из двух полицейских, о которых я говорил, закричал: «Что вы делаете? Как вы смеете стрелять в портрет Государя?” Это, конечно, не подействовало, и оба они, и другой офицер, были застрелены – как я узнал потом, один был убит, а другой опасно ранен.

Я быстро повернулся к толпе и крикнул им, чтобы они ложились, и сам растянулся на земле. Пока мы лежали таким образом, раздался еще один залп, и еще, и еще, пока не стало казаться, что стрельба не прекращалась. Толпа сначала встала на колени, а потом легла плашмя, спрятав головы от дождя пуль, а задние ряды процессии начали разбегаться. Дым от костра лежал перед нами тонким облачком, и я чувствовал его душно в горле…

Маленький мальчик лет десяти, несший церковный фонарь, упал, пронзенный пулей, но еще крепко держал фонарь и попытался снова подняться, когда его сразил очередной выстрел. Оба кузнеца, охранявшие меня, были убиты, как и все, кто несли иконы и хоругви; и все эти эмблемы теперь лежали разбросанными по снегу. Солдаты действительно стреляли во дворы соседних домов, где пыталась укрыться толпа и, как я узнал потом, пули попадали даже в людей внутри, в окна.

Наконец стрельба прекратилась. Я встал с несколькими другими, которые остались невредимыми, и посмотрел вниз на тела, которые лежали ничком вокруг меня. Я крикнул им: «Встаньте!» Но они лежали неподвижно. Сначала я не мог понять. Почему они там лежали? Я снова взглянул и увидел, что руки их безжизненно раскинуты, и увидел алое пятно крови на снегу. Тогда я понял. Это было ужасно. А мой Васильев лежал мертвый у моих ног.

Ужас закрался в мое сердце. В голове промелькнула мысль: «А это дело батюшки нашего, царя». люди. Я встал, и вокруг меня снова собралась небольшая группа рабочих. Оглянувшись назад, я увидел, что наша линия, хотя и уходящая вдаль, была прорвана и что многие люди бежали. Напрасно я звал их, и через мгновение я стоял там, в центре нескольких десятков человек, дрожа от негодования среди разбитых руин нашего движения».

‘Отче Царь’ и баррикады

Ленин: 1905/рд: ‘Отче Царь’ и баррикады

Дни революции


5
«Отче наш Царь» и баррикады

При рассмотрении событий Кровавого воскресенья бросается в глаза сочетание наивная патриархальная вера в царя и ожесточенная вооруженная уличная борьба против царское правление. Первый день русской революции принес старую Россию и новое лицом к лицу с поразительной силой и показало предсмертную агонию вековая вера крестьян в «Отче-царя» и рождение революционный народ, городской пролетариат. Неудивительно, что европейские буржуа газеты пишут, что Россия 10 января уже не Россия января 8. Недаром цитируемая немецкая социал-демократическая газета [1] вспоминает, как семьдесят лет назад в Англии началось рабочее движение, как в 1834 г. Английские рабочие устроили уличные демонстрации в знак протеста против запрета профсоюзов, как в 1838 г. они составили «Народную хартию» при встречи монстров под Манчестером, и как Парсон Стивенс провозгласил «право каждого человека, который дышит свободным воздухом Бога и ступает по Божья свободная земля, чтобы иметь свой дом и очаг». И тот же пастор призвал собрал рабочих, чтобы взяться за оружие.

И здесь, в России, во главе движения оказался священник; один день он воззвал к походу с мирной челобитной к самому царю, и на следующий день он выступил с призывом к революции. «Товарищи русские рабочие!» Отец Георгий Гапон написал после того кровавого дня в письме, прочитанном на собрании либералов. «У нас больше нет царя. Сегодня река крови разделяет его от русского народа. Пора русским рабочим начинать борьба за свободу народа без него. На сегодня я даю ты мое благословение. Завтра я буду с тобой. Сегодня я занят работой для нашего причина.»

Это не отец Георгий Гапон говорит. Это голос тех тысяч на тысячи, из тех миллионов, на миллионы русских рабочих и крестьян которые до сих пор могли наивно и слепо верить в Царя-Отца и искать облегчение их невыносимой участи от Отца нашего Царя «самого себя», возложившего вину за все злодеяния и безобразия, произвол и грабеж, только на чиновников, обманывавших царь. Поколение за поколением забитых, полуцивилизованных, деревенских существование, отрезанное от мира, укрепляло эту веру. Каждый месяц жизнь новой, городской, индустриальной, грамотной России подтачивала и разрушая эту веру. Последнее десятилетие рабочего движения произвел тысячи передовых пролетарских социал-демократов, сознательно порвал с этой верой. Она воспитала десятки тысяч рабочих, в которых классовый инстинкт, усиленный стачечным движением и взращенный политическая агитация, подорвала эту веру до основания. За этим однако десятки тысяч стояли сотни тысяч, миллионы трудящихся и эксплуатируемых людей, пролетариев и полупролетариев, терпящих всякую обиду и унижение, в котором еще могла сохраниться эта вера. Они не были готовы к бунт, они могли только просить и умолять. Их чувства и их настроение, их уровень знаний и политический опыт выразил отец Георгий Гапон; в этом заключается историческое значение роли, сыгранной в начале русской революции человеком, вчера неизвестным, сегодня ставшим юбиляром в Петербурге и, как следствие, во всей Европе нажимать.

Теперь ясно, почему петербургские социал-демократы, письма которых мы приведенные выше, сначала относились к Гапону, как не могли не делать, с недоверие. Человек в рясе, веривший в Бога и действовавший под августейшее покровительство Зубатова и охранки, не могло не возбудить подозрение. Был ли искренен он или нет, порвав рясу и проклиная что он принадлежал к тому гнусному сословию, к духовенству, которое грабит и деморализует народ, никто не мог сказать с уверенность, кроме тех, кто знал его хорошо лично, то есть просто горсть. Это мог решить только ход исторических событий, только факты, факты, факты. И факты решили в пользу Гапона.

Сможет ли социал-демократия возглавить это стихийное движение? наш — с беспокойством спрашивали себя петербургские товарищи, видя стремительное неудержимый рост всеобщей забастовки, включающей в себя необычайно широкий слоев пролетариата, видя магнетизм гапоновского влияния на «отсталые» массы, которые были настолько невежественны, что их можно было смести ноги даже провокатором. И социал-демократы не только не питал наивных иллюзий относительно возможности мирно челобитной, а, наоборот, в споре против Гапона, открыто и твердо отстаивая все свои взгляды и свою тактическую линию. История, которую рабочие массы творили без социал-демократии, подтвердил правильность этих взглядов и тактической линии. Логика пролетариата. классовая позиция оказалась сильнее ошибок, наивности и иллюзии. великий князь Владимир, действовавший от имени царя и облеченный всю мощь царя, предпринявшего своим палачским подвигом продемонстрировать рабочим массам то самое, что социал-демократы всегда демонстрировал и будет демонстрировать им через печатные и произнесенное слово.

Массы рабочих и крестьян, еще сохранившие остатки веры в царь не был готов к восстанию, говорили мы. После 9 января мы имеем право сказать, что теперь они готовы к восстанию и поднимутся. Его резней безоружных рабочих «отче наш царь» сам согнал их в на баррикады и дал им первые уроки баррикадного боя. уроки «Отче наш Царь» не пропадут.

Социал-демократам остается позаботиться о том, чтобы известие о кровавом дни в Петербурге размазаны как можно дальше и шире; сплотиться и еще лучше организовывать свои силы и еще энергичнее популяризировать лозунг они уже давно выдвинули: всеобщее вооруженное восстание человек .


Примечания

[1] Ссылка на газету Vorwärts , центральная орган немецких социал-демократов, упомянутый в «Вперёд» , № 4, 31 (18) января 1905 г., в статье «На Дворцовой площади: Письмо очевидца».

  Дополнение к статье «План Петербургской битвы» | Первые шаги  


Работает Индекс   | Том 8 | Собрание сочинений | Л.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *