Крестьянин или холоп на руси: На Руси крестьянин или холоп, 6 (шесть) букв

Содержание

Крепостные крестьяне и холопы | История России

Обычно холопство считалось выгоднее

В Московской Руси

Если на этот вопрос отвечать по-простому, то: конечно, холопам! Правда, холоп был фактически на положении раба и не имел, по закону, никакой собственности. Зато хозяин обязан был его кормить и не имел права просто так взять и выгнать на улицу. Вернее, так: прогнать холопа со двора значило дать ему свободу!

Холоп, по древнерусским законам, не «нёс тягла», то есть не платил денежных податей, не исполнял повинностей в пользу государства, не мог быть призван на военную службу. Он вообще ничем не был обязан государству. У него был только один господин – его личный.

Кадр из фильма «Холоп» 2019г.

Кадр из фильма «Холоп» 2019г.

Тот мог употребить холопа в любую работу. Обычно она была связана не с тяжёлым повседневным трудом на земле, а с домашним услужением. Были на Руси и боевые холопы – вооружённые слуги знатного человека, с которыми тот собирался в поход. Все эти холопы несли ответственность лишь перед хозяином.

Неудивительно, что во все времена у русских людей существовало стремление записаться в холопы к какому-нибудь богатому и сильному человеку. Особенно оно усиливалось в годы всяческих бедствий, неурожаев. Неудивительно и то, что государство всемерно стремилось стеснить возможность стать частным холопом: ведь так сокращалось число плательщиков податей! По Соборному Уложению 1649 года холопское состояние было навеки запрещено. Все холопы должны были быть пристроены к какому-то делу – посажены пахать землю или мастерить что-то, торговать чем-то – и нести государственные повинности.

Кадр из фильма «Холоп» 2019г.

Кадр из фильма «Холоп» 2019г.

В Российской империи

Поэтому в Российской империи уже не было юридического звания холопов. Это слово имело лишь переносное значение. Но в каком-то смысле сословие холопов возродилось в виде крепостных крестьян, занимавшихся личным услужением в доме помещика – дворовых.

Помещик мог отбирать себе в дворовые любых крестьян, кого хотел, так же, как и мог выводить из дома, сажая на землю, превращая в крестьян, любого дворового. Но обычно у помещиков служили уже целые поколения дворовых, потомственно выполняя свои обязанности.

Кадр из сериала «Вольная грамота» 2018г.

Кадр из сериала «Вольная грамота» 2018г.

Со времён Петра I помещик платил в казну подушную подать за всех крестьян мужского пола – «ревизских душ» – которыми он владел, по их числу. Казне было безразлично, чем занималась в хозяйстве помещика та или иная «ревизская душа».

Положение дворового человека, как ранее холопа, полностью зависело от характера и личных склонностей конкретного барина. Одни дворовые могли жить сытно, другие голодать и подвергаться постоянным издевательствам. И кусок хлеба дворового – тучный или тощий – целиком и полностью зависел от благосклонности барина. Быть всё время на виду у господина – может быть, и привилегия, но иногда довольно сомнительная.

А крестьянин пахал землю и всегда имел источник пропитания, не зависящий от капризов хозяина.

Так что везде были свои плюсы и свои минусы.

%d1%85%d0%be%d0%bb%d0%be%d0%bf — со всех языков на все языки

Все языкиРусскийАнглийскийИспанский────────Айнский языкАканАлбанскийАлтайскийАрабскийАрагонскийАрмянскийАрумынскийАстурийскийАфрикаансБагобоБаскскийБашкирскийБелорусскийБолгарскийБурятскийВаллийскийВарайскийВенгерскийВепсскийВерхнелужицкийВьетнамскийГаитянскийГреческийГрузинскийГуараниГэльскийДатскийДолганскийДревнерусский языкИвритИдишИнгушскийИндонезийскийИнупиакИрландскийИсландскийИтальянскийЙорубаКазахскийКарачаевскийКаталанскийКвеньяКечуаКиргизскийКитайскийКлингонскийКомиКомиКорейскийКриКрымскотатарскийКумыкскийКурдскийКхмерскийЛатинскийЛатышскийЛингалаЛитовскийЛюксембургскийМайяМакедонскийМалайскийМаньчжурскийМаориМарийскийМикенскийМокшанскийМонгольскийНауатльНемецкийНидерландскийНогайскийНорвежскийОрокскийОсетинскийОсманскийПалиПапьяментоПенджабскийПерсидскийПольскийПортугальскийРумынский, МолдавскийСанскритСеверносаамскийСербскийСефардскийСилезскийСловацкийСловенскийСуахилиТагальскийТаджикскийТайскийТатарскийТвиТибетскийТофаларскийТувинскийТурецкийТуркменскийУдмуртскийУзбекскийУйгурскийУкраинскийУрдуУрумскийФарерскийФинскийФранцузскийХиндиХорватскийЦерковнославянский (Старославянский)ЧеркесскийЧерокиЧеченскийЧешскийЧувашскийШайенскогоШведскийШорскийШумерскийЭвенкийскийЭльзасскийЭрзянскийЭсперантоЭстонскийЮпийскийЯкутскийЯпонский

 

Все языкиРусскийАнглийскийИспанский────────АймараАйнский языкАлбанскийАлтайскийАрабскийАрмянскийАфрикаансБаскскийБашкирскийБелорусскийБолгарскийВенгерскийВепсскийВодскийВьетнамскийГаитянскийГалисийскийГреческийГрузинскийДатскийДревнерусский языкИвритИдишИжорскийИнгушскийИндонезийскийИрландскийИсландскийИтальянскийЙорубаКазахскийКарачаевскийКаталанскийКвеньяКечуаКитайскийКлингонскийКорейскийКрымскотатарскийКумыкскийКурдскийКхмерскийЛатинскийЛатышскийЛингалаЛитовскийЛожбанМайяМакедонскийМалайскийМальтийскийМаориМарийскийМокшанскийМонгольскийНемецкийНидерландскийНорвежскийОсетинскийПалиПапьяментоПенджабскийПерсидскийПольскийПортугальскийПуштуРумынский, МолдавскийСербскийСловацкийСловенскийСуахилиТагальскийТаджикскийТайскийТамильскийТатарскийТурецкийТуркменскийУдмуртскийУзбекскийУйгурскийУкраинскийУрдуУрумскийФарерскийФинскийФранцузскийХиндиХорватскийЦерковнославянский (Старославянский)ЧаморроЧерокиЧеченскийЧешскийЧувашскийШведскийШорскийЭвенкийскийЭльзасскийЭрзянскийЭсперантоЭстонскийЯкутскийЯпонский

«Люди холопского звания» в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Кому на Руси жить хорошо Некрасов Н.

А. :: Litra.RU :: Только отличные сочинения

/ Сочинения / Некрасов Н.А. / Кому на Руси жить хорошо / «Люди холопского звания» в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

    Поэма “Кому на Руси жить хорошо” — вершина творчества Некрасова. Это произведение грандиозное по широте замысла, правдивости, яркости и многообразию типов. Сюжет поэмы близок к народному сказу о поисках счастья и правды. Но двинувшиеся в путь крестьяне — не странники-богомольцы. Они символ тронувшейся с места, очнувшейся России. Все люди, с которыми встречаются семь мужиков, разные: одни счастливые, другие нет; бедные и состоятельные; бунтари и “рабы”. О последних хочется поговорить отдельно.

    Наряду с крестьянами, осознающими ужас рабской жизни, были и такие, которые свыклись со своим бесправным положением, холопы по убеждению. Яков Верный — холоп примерный. Обиженный жестоким помещиком, Яков в отместку кончает жизнь самоубийством у барина на глазах. В поэме Некрасов создает и образы холопов не только по положению, но и по своей психологии. Такой и дворовый князя Переметьева, который счастлив, вылизывая тарелки и допивая из рюмок иностранное вино.

    У князя Переметъева
     Я был любимый раб,
    Жена — раба любимая…

    Он молится:

    Оставь мне, Господи,
     Болезнь мою почетную,
    По ней я дворянин!

    Близки к холопам Клим и Ипат — люди князя Утятина. Один называет себя рабом, недостойным, а барина — князюшкой. Другому дал оценку сам Некрасов:

    Вот Клим мужик: и пьяниц,
     И на руку нечист.

    Работать не работает,
     С цыганами вожжается,
    Бродяга, коновал!

    Среди крестьян встречаются и такие, которые за деньги способны предать своих товарищей-крестьян. Таким был Егорка Шутов. За службу в полиции его избивали во всех деревнях, где он появлялся. Выражая общее мнение людей о шпионах, Влас, один из влиятельных крестьян, замечает по адресу Егорки:

    А и служба-должность подлая!. .
    Гнусь человек! — Не бить его,
     Так уж кого и бить?

    Жадный староста Глеб сжигает завещание об освобождении восьми тысяч душ. Рассказ о крестьянском грехе повествуется Игнатием вслед за легендой Ионушки “О двух великих грешниках”. Рассказ дается в подтверждение мысли:

    Велик дворянский грех!
    Велик, а все не быть ему
    Против греха крестьянского.

     Грех предательский — самый тяжелый грех:

     Все прощает Бог,

    А Иудин грех не прощается.
     Ой мужик! Мужик!
     Ты грешнее всех,
     А за то тебе вечно маяться!

    Для чего же Некрасов показал столько типов крестьян-холопов? Крепостное право “калечит”, делает из людей либо подхалимов, либо горьких пьяниц, разбойников, а хуже всего — предателей. Реформа 1861 года не улучшила положение народа, и недаром крестьяне говорят о ней:

    Добра ты, царска грамота,
     Да не про нас ты писана…

    Явление “холопства”, если так можно выразиться, можно встретить и в наше время. Большинство таких людей — “холопы” по психологии. “Холопство” пока не искорено и существует повсюду.


28814 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.


/ Сочинения / Некрасов Н.А. / Кому на Руси жить хорошо / «Люди холопского звания» в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

Смерды – одна из самых многочисленных подгрупп населения Древней Руси

Смерды в Древней Руси — часть населения на Руси в IX — XIV веках. Смердами назывались свободные земледельцы, которые позже оказались закрепощены. Смерды проживали общинами и зависели напрямую от князя, который судил их согласно законам Русской Правды.

Условное деление древнерусского общества

Социальная структура Древней Руси была достаточно пёстрой. Население подразделялось на три основных группы.

  • Знать

    Знать представляла собой небольшую прослойку, состоящую из князя и княжат, бояр, дружинников, а позже к ним присоединилось духовенство.

  • Свободное население

    Свободное население обозначалось общим понятием «люди». Сюда входили и горожане, и жители селений. В городах это были ремесленники и те, кто занимался торговлей. В сельской местности первые столетия (IX – X вв.) большую часть этой категории составляли смерды – лично-свободные земледельцы. Кроме того, к свободным относились изгои – люди, по разным причинам отвергнутые своим сословием.

  • Зависимое население

    В эту многочисленную прослойку входили закупы, рядовичи (все, кто отрабатывал свой долг или вынужден был арендовать землю), а также холопы, челядь – абсолютно бесправная часть населения, чья жизнь и имущество целиком зависели от воли господина. Позже в категорию зависимого населения попали и смерды.

История происхождения термина

Смерд – несколько неоднозначное понятие. За время существования домонгольской Руси оно эволюционировало, и значение его коренным образом изменилось.

Согласно общепринятой версии, слово «смерд» имеет индоевропейское происхождение. Первоначально оно обозначало «человек», «человек свободный».

На Руси, возможно, этот термин прижился вследствие особенностей крестьянского быта: бедные люди топили печи «по-чёрному», и дым шёл в избу. Поэтому от селянина исходил специфический запах. Слово «смерд» от «смердеть» постепенно закрепилось в обращении и прочно вошло в русский язык.

Кто же такие смерды?

Согласно сведениям, почёрпнутым из сохранившихся письменных источников, смерд изначально был человеком, владеющим собственным небольшим участком земли и сельскохозяйственными орудиями. Такой участок назывался «усадьбой».

Смерды жили в неукреплённых сёлах или деревнях, объединявшихся в более крупное образование – погост. В принципе, первое время, приблизительно до конца XI в., смердами называли всех свободных крестьян (термина «крестьянин» тогда не существовало).

Смерд имел собственность:

  • землю;
  • орудия производства;
  • инвентарь;
  • оружие;
  • скот.

Он владел этим имуществом и мог передавать его по наследству.

Позже в XII столетии, смерды начинают подвергаться постепенному закабалению. Это был очень постепенный процесс, растянувшийся на века. Изначально смерд обладал значительной частью имущественных и личных прав, что приближало его скорее к категории свободных людей. Смерды жили общинами, на них лежала обязанность платить налоги и дань князю, а во время военных походов князь призывал их на службу (причём смерды состояли в коннице, а это довольно высокая ступень). В военные походы смерды ходили со своим собственным оружием.

Смерд и холоп: сходства и различия

Со временем смерд превращается в зависимого человека, обрабатывающего уже не свою землю, а участок господина. «Русская Правда» в различных редакциях иллюстрирует этот процесс, указывая права и обязанности смерда. В «Пространной редакции» можно встретить упоминание рядом категорий «смерд» и «холоп». По мнению ряда исследователей, в некотором смысле смердов и холопов могли ставить на одну ступень социальной лестницы как людей зависимых. В «Русской Правде» (Краткая редакция) есть статья 26, которая оценивает жизнь смерда и холопа одинаково: в 5 гривен. В сравнении со штрафами, накладываемыми за убийство свободного человека, это в 8 раз меньше.

Смерды имели личную свободу. Они сами за себя отвечали, то есть выплачивали штрафы в казну при каких-либо нарушениях закона. Относительно права наследования известно следующее: если смерд умирал, не оставив наследников (а наследовать могли дочери, ещё не вышедшие замуж; о сыновьях же ничего не известно), то всё, чем он владел, отходило князю. Частично правом наследования смерд обладал.

Холопы не имели практически никаких прав. У них не было личного имущества, они обрабатывали надел не собственный, а принадлежавший господину. За преступление холопа отвечал господин. Последнему же принадлежало право распоряжаться жизнью холопа, как ему заблагорассудится, и никакой ответственности за убийство своего холопа феодал не нёс. Холопом можно было стать по различным причинам: попав в плен, накопив много долгов, а также «по праву рождения», то есть от рабы, холопки. Свободный смерд мог превратиться в холопа при неблагоприятном стечении обстоятельств.

Различия в разных регионах Древней Руси

В Киеве и близких к нему землях смерды составляли большой пласт сельского населения, нёсшего воинскую повинность и платившего налоги князю. Здесь смерды быстрее попали в зависимость от феодалов-бояр и стали занимать уже не свои, а господские участки. Процесс превращения их в зависимых крестьян здесь шёл более интенсивно.

Если говорить о новгородских землях, то здесь многие смерды «сидели» на государственных землях, принадлежавших не боярам, а князю. Новгородские смерды были людьми более независимыми, нередко поднимали восстания, «смуты». Личная свобода у смердов сохранялась здесь вплоть до XIV в.

Смерды: эволюция понятия и превращение в крестьян

Смерды в домонгольской Руси постепенно теряли личную свободу, попадая в зависимость от феодалов, чьи земли обрабатывали. Отчасти это было обусловлено накоплением долговых обязательств, отчасти усилением боярства, которое становилось главной силой и опорой государства и получало всё больше прав и привилегий.

К XV в. смерды наряду с прочими подгруппами сельского населения окончательно влились в общую категорию крестьянства (термин встречается в источниках начиная с XIV столетия). Само слово «смерд» со временем стало употребляться в уничижительном значении, с оттенком презрения, утратив первоначальный смысл.

В 1592 г. после отмены Юрьева дня, крестьяне потеряли последние остатки свободы: отныне они стали крепостными, и такое положение сохранялось до 1861 года.


Литература:

  1. Рыбаков Б.А. «Киевская Русь и русские княжества XII- XIII вв.».
  2. Свердлов Б.М. «Домонгольская Русь. Князь и княжеская власть на Руси в VI – XVI вв.».
  3. Фроянов И.Я. «Киевская Русь. Очерки социально-политической истории».
  4. Греков Б.Д. «Киевская Русь»

Оцените статью!

Социальная структура феодально-зависимого населения в 10-12 вв. (смерды, холопы, рядовичи, закупы, холопы). Зависимое население на Руси X-XII вв.

Похожие главы из других работ:

Далматинские города-государства в период средневековья

2.2 Социальная структура

Установить социальную стратификацию городского населения в Далмации довольно сложно. По существу устойчиво обозначены в источниках только ремесленники, нобили, слуги и рабы. По мнению М.М…

Зависимое население Древней Руси: смерды, закупы, рядовичи

III. Закупы и рядовичи в древнерусском обществе

смерд закуп рядович древнерусский Рядовичи. О социальной природе, а так же функциях рядовича тоже нельзя сказать ничего однозначно. У Сергеевича о рядовичах два мнения. Он считает рядовича, упоминаемого в «Правде Русской»…

Измененя в социальном строе и культуре восточного славянства в период утверждения русского государства

3. Начало княжеского землевладения; княжеские холопы.

Княжеская дружина в Х и начале XI века еще не сделалась землевладельческим классом. Но можно сказать, что эта будущая ее социальная позиция уже намечалась. Глава и вождь ее князь уже в Х веке начинал распоряжаться землей. Ольга, например…

Крестьянство в Европе в Средневековье

Глава1. Формирование феодально — зависимого крестьянства

Крестьянство Европы в период развитого феодализма

Глава 1. Формирование феодально — зависимого крестьянства

Общественно-политический строй Древней Руси

2.3 Дискуссия об институте рабства на Руси. Категории зависимого населения

Наличие института рабства как такового на Руси остаётся весьма спорной материей. Вывод, сделанный известным академиком Б.Д. Грековым, гласит, что рабовладельческой формации в Древнерусском государстве не существовало…

Общественно-политический строй Древней Руси

3.3 Изменения в положении зависимого населения

В период раздробленности произошёл заметный сдвиг в статусе крестьян. Численность зависимого от феодалов населения всё более и более возрастала. Появились новые категории поземельно зависимых крестьян — половники, закладники и прощеники…

Правовое положение населения Киевской Руси

4.1 Холопы

Hа Руси в Х в. понятием «челядь» обозначалась широкая группа зависимых людей. Oценка этих социальных категорий в основном единодушна: челядь и холопы — это рабы. Однако еще М.Ф. Владимирский-Буданов и П.И…

Правовое положение феодально-зависимого населения

Глава 2. Правовое положение феодально-зависимого населения

Псковская судная грамота. Конституция РСФСР 1918 года

Правовое положение зависимого населения

Правовое положение зависимого населения, согласно Псковской Судной Грамоте, мало чем отличается от их положения по Русской Правде. Самой распространенной категорией зависимого населения были половники — крестьяне…

Развитие мордовского края в XIX в.

1.2 Социальная структура

Население в мордовском крае в рассматриваемом периоде делилось на сословия. Из них привилегированными были дворянство, духовенство и купечество при главенствующем положении первого…

Развитие мордовского края в XIX в.

2.2 Социальная структура населения

Дворянство. Дворянство в дореформенный период было настолько неустойчиво и размыто, что наблюдался процесс его социального и экономического расслоения…

Социально-экономическое развитие истории России к концу XIX-началу XX века

1.1 Социальная структура населения России

Конец XIX — начало XX в. отмечен быстрым темпом численности населения Российской империи. Население увеличилось со 125,6 млн. до 159,2 млн. человек (примерно на 33,4%). Средняя продолжительность жизни возросла с 27 до 33…

Социально-экономическое развитие России в XVII веке

2.2 Крестьяне и холопы

В отличие от феодалов, особенно дворянства, положение крестьян и холопов в XVII в. сущест-венно ухудшилось. Из частновладельческих лучше жилось крестьянам дворцовым, хуже всех — крестьянам светских феодалов, особенно мелких…

Специфика периферийного развития экономики Енисейской губернии в 1850-середине 1890-х гг.

1.1 Социальная структура сельского населения Енисейской губернии в 1850-середине 1890-х гг.

Анализ социальной структуры сельского населения является неотъемлемой частью изучения экономики Енисейской губернии. Специфика экономического развития отражается, в том числе, и на социальной структуре. Так, например…

Освобождение русских крепостных.

Санкт-Петербургский корреспондент «Норда» в письме от 25 февр. сообщает об окончательном решении этой меры огромного прогресса:

Совет Империи провел сегодня свое последнее заседание по вопросу о освобождение крепостных. Император говорил довольно долго. Были произнесены и другие речи, в том числе замечательная речь князя ПАВЛА ГАГАРИНА. Значительным большинством было принято решение с таким намерением:

«Личная свобода предоставляется крепостному; всякие отношения между помещиками и крестьянами немедленно прекращаются.Последние должны получить нам в собственность дом, в котором они живут, и принадлежащий ему огород. Что же касается надела (nadiel) пахотной земли, то Совет империи принял урегулирование в одну четвертую часть надела, впервые установленного Комитетом по отчету, по разным правительствам, или от одной до двух десятин в год.

Необходимо небольшое пояснение. Комитет по отчету предлагал отдать крестьянам известное количество пашни, составляющее, по уездам, от трех до восьми десятин, по твердой цене, определяемой комитета в проекте.Комитет в принципе признал, что все крестьяне, подлежащие освобождению и пожалованию, являются земледельцами. Но в действительности число земледельцев далеко не составляет всей совокупности крепостных. Многие из них заняты различными ремеслами, и им было бы трудно заставить их купить значительное количество пахотной земли, принадлежащей землевладельцу. К тому же очень трудно сразу установить точное число земледельцев в России, так как наибольшая часть земельной собственности управляется посредством оброка, т. е. фиксированной ренты, уплачиваемой крестьянами.Только там, где господствует барщинный строй (барщина), крестьянин вынужден быть земледельцем, потому что он обязан сам обрабатывать землю своего хозяина. Как впредь будет разделяться труд русского крестьянина, это еще предстоит увидеть; но было бы очень бесполезно, даже опасно, в отношении расширения производительных сил России, все урегулировать заранее. Речь идет о причинах, побудивших Совет постановить, что надел по твердой цене должен распространяться только на одну четверть обязательной выкупной земли, определенной Комитетом по отчету, и что, если крестьяне желают обрабатывать большие участки земли за свой счет, они должны прийти к частному соглашению по этому вопросу со своими прежними собственниками.

Так разрешился если не совершенным образом — а в этом мире нет ничего совершенного, — то, по крайней мере, возможным и практическим образом, великий вопрос об эмансипации, который годами держал в напряжении всю страну. . Модификации, сделанные в первоначальных проектах, имеют характер примирения восприимчивости, а также интересов двух заинтересованных классов, которые было очень важно разделить, не превращая их в противников.

Имперский манифест уже находится в типографии, и около 100 000 экземпляров будут выпущены в различных типографиях под особым контролем министра юстиции.Однако провозглашение эмансипации не будет сделано 3 марта, как было объявлено. Было бы неблагоразумно провозглашать «индивидуальную свободу», не объясняя в то же время условий, на которых она предоставляется. Во всяком случае, отсрочка будет только на несколько недель или дней, в это время масленица кончится, в это время русский мужик не отличается образцовой трезвостью. Таким образом, в начале Великого поста будет издан Императорский манифест.В самом деле, это самый благоприятный момент для опубликования декрета такой важности.

Власть, политика и деятельность в русской крепостной усадьбе, 1810-1858 гг. // CurateND

Князь, судебный пристав и Мир : Власть, политика и деятельность в русской крепостной усадьбе, 1810-1858 гг. утверждает, что русские крепостные практиковали экономическое агентство еще до освобождения крепостных в 1861 году. Это агентство было возможно, несмотря на правовой статус крепостных как чужой собственности и место в сословии , сословии, иерархии, из-за местных социальных динамика.Хотя помещики имели власть над своими крепостными, крупные магнаты, такие как князь Сергей Михайлович Голицын, не жили в своих губернских поместьях. Следовательно, они полагались на местные учреждения, а именно на

мир , или крестьянскую общину , и сословного пристава, для выполнения своих указаний и информирования их о сословных делах. Уникальное посредническое положение между крепостным и помещиком наделяло мир и пристава полномочиями, давая им собственную власть над поместьем. Эти группы не обязательно разделяли интересы помещика, сами являясь составной частью крестьянской общины.И все же в рамках более крупной социальной системы крепостного права они нуждались друг в друге, чтобы действовать. Таким образом, арендодатель, судебный пристав и мир договорились о своих интересах.

На этой арене конкурирующих интересов крепостные нашли пространство для реализации своих собственных интересов. Они использовали административный аппарат, созданный землевладельцем и местными учреждениями, для обеспечения своих частных операций, включая предоставление кредита, аренду и покупку собственности. Более того, они использовали ту или иную группу интересов для продвижения своих целей и минимизации рисков.Когда хотели строить вопреки проектам имения князя Сергея, обращались за разрешением к приставу или мир . Когда они противились действиям пристава, то являлись перед миром или ходатайствовали перед самим князем Сергеем. Когда мир призвал своих сыновей, они еще раз обратились к князю Сергею.

Тематические исследования, представленные в этом проекте, демонстрируют важность социальной динамики в функционировании учреждений на местах.Более того, они помогают нам понять, как несвободные люди могут проявлять экономическую свободу воли. Этот проект начинается с изучения замыслов князя Сергея в имении в Ярославской губернии Ростовского уезда, показывая, что планирование не удалось без местного сотрудничества. Посредники добавляются к динамике в следующих главах. Тематические исследования, посвященные лесному хозяйству и призыву в армию, определяют объем и пределы полномочий судебного пристава и mir , а также иллюстрируют взаимосвязь между домовладельцем, судебным приставом и mir .В последних двух главах рассматривается крестьянская экономическая деятельность в рамках этой социальной системы, исследуется, как крепостные взаимодействовали с властями сословия, чтобы обеспечить свои частные сделки, а также разделение домашнего хозяйства. Экономическое агентство крепостнических крестьян России завершается признанием важности местных процессов при оценке макросоциальных структур, таких как российская сословная система и крепостничество.

Какой была жизнь крепостных в России? – Цвета-Нью-Йорк.

ком

Как жили крепостные в России?

Исторические справки Крепостные в России На протяжении 16 века русские крестьяне-арендаторы жили в больших поместьях, обрабатывая землю на владельцев, но им выделялись небольшие наделы для выращивания продуктов питания для своих семей. Хотя у них было мало денег, у них была свобода, они подрабатывали случайными заработками, чтобы свести концы с концами.

Как крепостное право повлияло на Россию?

Наконец, мы находим существенное положительное влияние отмены крепостного права на промышленное развитие российской провинции.В средней провинции промышленное производство увеличилось на 60%, а занятость в промышленности увеличилась более чем вдвое в результате отмены крепостного права.

В каком положении находились крепостные крестьяне в конце 19 века?

Благодаря эмансипации крепостные получили полные права свободных граждан, в том числе право вступать в брак без согласия, владеть имуществом и владеть бизнесом. Крепостным из частных поместий давали меньше земли, чем им было необходимо для выживания, что привело к гражданским беспорядкам.

Какой была жизнь русских крестьян в начале 1900-х?

К 1900 г. около 85% населения России проживало в деревне и зарабатывало на жизнь сельским хозяйством. Дворянство по-прежнему владело лучшей землей, а подавляющее большинство крестьян жило в крайней нищете.

Как давно в России были крепостные?

Крепостное право оставалось в силе на большей части России до освободительной реформы 1861 г., принятой 19 февраля 1861 г., хотя в прибалтийских губерниях, контролируемых Россией, оно было отменено в начале XIX века.По русской переписи 1857 года в России было 23,1 миллиона крепостных.

Почему в России закончилось крепостное право?

В 1861 г. Александр II освободил всех крепостных в ходе крупной аграрной реформы, частично мотивированной его мнением о том, что «лучше освободить крестьян сверху», чем ждать, пока они получат свободу восстаниями «снизу». В Калмыкии крепостное право было отменено только в 1892 году.

Какие права имели крепостные?

Крепостные, которые занимали участок земли, должны были работать на помещика, владевшего этой землей.Взамен они имели право на защиту, правосудие и право возделывать определенные поля в поместье для поддержания собственного существования.

Сколько часов работали крепостные?

Один рабочий день считался половиной дня, а если крепостной работал целый день, то это засчитывалось за два «дня-работы»[2]. Цифры Кнупа и Джонса для четырнадцатого века дают в среднем 9 часов в год (исключая приемы пищи и перерывы)[3].

Как крепостные платили арендную плату?

Какими тремя способами крепостные платили арендную плату своим лордам? Давая помещикам долю от каждого продукта, который они выращивали, платя за пользование общими пастбищами и передавая часть неба из прудов и ручьев.

Может ли крестьянин стать дворянином?

Это действительно невозможно. Если бы вы были чрезвычайно способными, вы могли бы подняться на один или два разряда в социальной иерархии в течение одного поколения, но чтобы перейти из крестьянства в дворянство, скорее всего, потребовалось бы сто или более лет последовательного успеха.

Чем обедали крестьяне?

Основной едой средневековых крестьян была похлебка из гороха, бобов и лука, которые они выращивали на своих огородах. Единственной сладкой пищей, которую ели средневековые крестьяне, были ягоды, орехи и мед, которые они собирали в лесу. Крестьяне не ели много мяса.

Почему крестьяне редко ели мясо?

Крестьяне ели очень мало мяса — их рацион полностью основывался на том, что они могли вырастить или купить на месте.Их еда в основном состояла из хлеба, яиц и похлебки (приготовленной из гороха или фасоли, овощей, злаков и небольшого количества бекона и рыбы) — первоначальная цельнопищевая диета! Скудное мясо предназначалось для праздничных дней и торжеств.

Как выглядел средневековый крестьянский дом?

Крестьяне жили в кряжных домах. У них был деревянный каркас, на который были намазаны плетень и мазня. Это была смесь грязи, соломы и навоза. Солома добавляла стене изоляцию, а навоз считался хорошим средством для связывания всей смеси и придания ей прочности.

Что пили крестьяне?

Главным напитком в средневековой деревне был эль. Варить эль было сложно, и процесс занимал время. Обычно сельские жители использовали ячмень. Его нужно было замочить на несколько дней в воде, а затем тщательно прорастить, чтобы получился солод.

Какую основную пищу ели крестьяне ежедневно?

Основной пищей крестьян был черный хлеб из ржаного зерна. Они ели что-то вроде похлебки, приготовленной из гороха, бобов и лука, которые они выращивали в своих огородах.Их единственной сладкой пищей были ягоды, орехи и мед, которые они собирали в лесу. Крестьяне не ели много мяса.

Можно ли выжить на пиве вместо воды?

Как долго человек может прожить на пиве и воде? Не больше нескольких месяцев, наверное. Именно тогда проявляются худшие последствия цинги и дефицита белка. В пиве, конечно, много воды, но мочегонный эффект алкоголя делает его отрицательным с точки зрения гидратации в большинстве условий.

Было ли пиво безопаснее воды?

Некоторые историки предполагают, что люди в средние века пили пиво вместо воды, потому что вода не считалась безопасной для питья, однако другие историки утверждают, что вода была бесплатной и легкодоступной, поскольку большинство городов и деревень были построены вокруг источника воды, а значит, наверняка был выпит …

Что будет, если пить алкоголь и не пить воду?

Алкоголь является мочегонным средством. Это заставляет ваше тело удалять жидкости из крови через почечную систему, которая включает почки, мочеточники и мочевой пузырь, гораздо быстрее, чем другие жидкости.Если вы не пьете достаточно воды с алкоголем, вы можете быстро обезвоживаться.

Может ли питьевая вода вымывать алкоголь?

Вода может помочь снизить BAC, хотя для метаболизма 20 мг/дл алкоголя все равно потребуется один час. Избегайте кофеина. Это миф, что кофе, энергетики или подобные напитки быстрее снимают интоксикацию.

Помогает ли питье воды после алкоголя печени?

Вода очищает организм от токсинов. Как известно, за выведение токсинов отвечает печень.Вода помогает печени в этом процессе. Он увлажняет ваше тело и заставляет ваш мозг работать на полную катушку.

Делает ли человек пьянее питье воды в пьяном виде?

«Если вы поместите унцию спирта в стакан воды на 12 унций, концентрация будет ниже, чем если бы вы поместили унцию алкоголя в стакан воды на 8 унций».

крепостных крестьян в движении: сезонные крестьянские миграции в дореформенной России, 1800–1861 гг.

Один из устойчивых образов русской историографии — образ «отсталого крестьянина», изолированного от внешнего мира и погруженного в нестареющие деревенские нравы.Например, недавнее исследование описывало крестьянскую «изоляцию… от остального общества… почти на всех уровнях — юридическом, политическом, экономическом, культурном, социальном и географическом… Они редко сталкивались с чем-либо за узкими пределами своей деревни и его поля…». Хотя эта картина изолированного аграрного крестьянства в последнее время подверглась критике в нескольких специализированных исследованиях, она сохраняет значительную актуальность в общих изображениях дореволюционного российского общества, особенно в отношении доэмансипационного крестьянства.Многие ученые не знают, что наблюдатели конца 18-го и начала 19-го веков часто изображали русских крестьян как обычно кочующих. «Крестьян Ярославской губернии, — писал житель этой губернии, — можно встретить в каждом городе и местечке России, занимающихся всевозможной хозяйственной деятельностью». Губернский статистик заметил, что «Владимирские губернские крепостные и казенные крестьяне-торговцы закупают свои товары на Нижней и Холуйской ярмарках и в Москве… Сибири.Другие наблюдатели, русские и иностранные, описывали дороги, забитые в разное время года крестьянами, направлявшимися во все стороны для торговли и работы. Это статья о крестьянах центральных промышленных губерний, миллионах мужчин и женщин, которые между 1800 и 1860 годами занимались временной неземледельческой работой — торговлей, коммерцией, услугами, ремеслами, ремеслами и фабричным трудом — вне своих деревень. Они были известны как крестьяне-переселенцы (отходники или отлучные промысловики). В середине 19 века в любое время около четверти взрослых мужчин-крестьян региона и многочисленные женщины и дети были заняты временной миграцией.Крестьяне-переселенцы занимались широким спектром социально-экономической деятельности. Это были крепостные или государственные крестьяне, юридически привязанные к определенному месту жительства. В то же время они занимались фабричными работами или держали небольшие мастерские в торговле или кустарном промысле. Имели они и мануфактурные предприятия, использовавшие наемный труд других людей, иногда даже выходцев из «высших» сословий. С их разнообразными и сложными социальными и экономическими ролями крестьяне-мигранты были важными и многочисленными агентами в обществе, а не пассивными цифрами, которые часто изображаются в истории.По мере ускорения рыночной экономики после 1800 года роль мигрантов в экономике и обществе также возрастала. Эта активность стимулировала заметные изменения в имперских законах о крестьянском сословии. Законодательство 1-й половины 19 в., в свою очередь, еще больше способствовало крестьянской мобильности, предоставляло крестьянам некоторую неприкосновенность от помещиков и в целом ослабляло феодальные узы. Все это легло в основу законов 1861–1864 годов, окончательно отменивших в России узаконенное крепостное право. Хотя эта статья не исчерпывает различных поднятых в ней вопросов, она поможет составить более тонкую картину часто сложной жизни и труда крестьян, нарисованную в нескольких совсем недавних историях русского крестьянства.Это будет сделано путем изучения географических, экономических, правовых и социальных аспектов крестьянской миграции в дореформенной центральной России. В последние два десятилетия резко возросло количество исследований по истории российского крестьянства, особенно в пореформенные десятилетия. Первоначально вдохновленные многообещающими идеями «новой социальной истории», историки попытались реконструировать опыт российских простолюдинов «снизу», исследуя различные социальные, экономические и культурные проблемы. Они стали замечать, что русские крестьяне, традиционно изображаемые аморфно-однородными, «отсталыми», «изолированными», «обособленными» и т. п., на самом деле представляли собой пестрый и разносторонний набор групп и индивидов. Элиза Виртшафтер недавно заявила, что тщательное исследование крестьянской деятельности в более широком экономическом, социальном и политическом контексте поставит под сомнение представление о сельском обществе как обособленном сообществе. Некоторые историки указывали на многопрофильный характер русских крестьян и важность несельскохозяйственной экономической деятельности последних, бросая вызов господствующему образу русского сельского жителя как земледельца, привязанного к своему участку земли и обрабатывающего его.Самое последнее исследование Дэвида Муна иллюстрирует инициативу, способность к воображению и общую осведомленность русского крестьянства. Конечно…

Русское крепостное право и американское рабство

Будучи специалистом по американистике, я нашел книгу Питера Колчина «Происхождение и консолидация несвободного труда » абсолютно увлекательной. Цель Колчина во вступлении, которое мы читаем, состоит в том, чтобы очертить сходства и различия между причинами и реалиями русского крепостничества и американского рабства.Колчин начинает с подробного описания происхождения русского крепостного права. Изначально у крепостных была свобода передвижения по стране; однако в шестнадцатом и семнадцатом веках это право было ограничено и в конечном итоге отменено, потому что миграция крепостных вызвала слишком много разрушений и, следовательно, уменьшила объем выполняемого сельскохозяйственного труда. В Америке в конце семнадцатого / начале восемнадцатого века африканцы, привезенные работорговлей, заменили английских наемных слуг в качестве основного источника рабочей силы.Поскольку рабы работали всю жизнь и размножались, они были более выгодны с экономической точки зрения, чем наемные слуги, которые работали всего несколько лет, чьи дети не становились рабами автоматически, и поэтому их всегда приходилось заменять.

Затем

Колчин приводит обсуждение , почему возникло рабство, утверждая, что, по крайней мере, в России и Америке избыток земли и небольшое количество рабочих заставляли землевладельцев заставлять людей работать на них. Колчин, наконец, приводит два основных отличия американского рабства от русского крепостничества: во-первых, американские рабы были «чужаками», другой национальности, расы и религии по отношению к своим господам, в то время как русские крепостные были почти всегда одной национальности и имели сходные обычаи; и, во-вторых, американские рабы выполняли всю свою работу за своих господ, ничего им не платя и получая взамен некоторое пропитание, тогда как русские крепостные платили своим лордам ренту, работали неполный рабочий день на них , а неполный рабочий день обрабатывали свою землю.

Мне показалось очень интересным замечание Колчина о том, что русские крепостные в расовом отношении не отличаются от своих лордов. Он объясняет, что в то время как многие американцы представляли Соединенные Штаты без черных, Россия зависела от своих аутсайдеров, определяя их не как аутсайдеров, а как «народ». Тем не менее, по мере того как крепостное право сохранялось на протяжении столетий, классовые границы между дворянами и крепостными ужесточались, так что «дворянин и крестьянин казались такими же отличными друг от друга, как белый и черный, европеец и африканец» (Колчин 45). Это означает, что различие между крепостным и дворянином стало считаться врожденным, а не просто следствием того, кому принадлежала земля. Для меня этот раздел поднимает вопрос расы. «Раса» была социально сконструирована, чтобы оправдать жестокое обращение с некоторыми людьми, которые отличались от других — в зависимости от цвета кожи, разреза глаз и т. д. Интересно, считались ли когда-нибудь русские крепостные «расой», отличной от дворян (подобно тому, как африканцы были «расой», отличной от европейцев), в качестве оправдания порабощения.Или раса просто не была такой большой «проблемой» в России, как в Америке?

 

Русский крестьянин – Крестьянство и голод

Когда пытаются связать русское крестьянство с голодом 1932-1933 годов, важно сначала определить, что делало этот класс людей уникальным или значительным. Хотя было бы легко описать крестьянство как «фермеров», гораздо полезнее описать их образ жизни более подробно. Это поможет понять шок от принудительной коллективизации и прольет свет на то, почему ей так яростно сопротивлялись.

 

(Г. Мясоедов. «Сбор урожая». 1887 г.)

 

Русское крестьянство было традиционно аграрным классом, составлявшим значительную часть всего населения. До Манифеста об освобождении 1861 г., отменившего институт крепостного права в Российской империи, большое количество крестьян жило в условиях устаревшего феодального строя, при котором они подчинялись помещичьему дворянству. Вообще говоря, крестьяне организовывались в деревни, где общинная земля, разделяемая этой деревней, делилась на отдельные участки.Каждая семья отвечала за обработку определенного количества участков, на которых они производили не только свою еду, но и то, что они были обязаны производить для помещика.

Matossian (1968) описал часть этой системы следующим образом:

Чтобы выжить, крестьянская семья должна была каждый год производить минимум продуктов питания для собственного потребления, семена для урожая следующего года, корма для скота и запасной фонд для оборудования, необходимого для производства и потребления. Прибавочная продукция семьи должна была покрывать церемониальные расходы (например, свадьбы, Рождество), ее обязательства перед помещиком и налоги. (стр. 8)

 

(«Крестьянин, уходящий от помещика в Юрий день», картина С. В. Иваннова)

 

Это описание демонстрирует двойное бремя, возложенное на крестьян: от них требовалось производить достаточно, чтобы выжить, а также от них требовалось удовлетворять требования землевладельца, в чьей собственности они жили.Несправедливость такой системы проявляется в непропорциональном и перекошенном распределении благ между крестьянином и помещиком, а также в легко различимых различиях в образе жизни. Средняя крестьянская семья находилась в довольно невыгодном экономическом положении и, как и в большинстве феодальных систем, использовалась в качестве источника дешевой рабочей силы теми, кто занимал более влиятельное экономическое или государственное положение. Матосян (1968) упомянул об этой реальности, сказав: «Более удачливые и/или способные крестьяне могли бы нанять бедных крестьян для помощи в работе; они могут получить дополнительную землю для обработки; они могут даже инвестировать в улучшенные семена, запасы или инструменты. Но большинство крестьянских семей чувствовали себя счастливыми, если могли просто наесться, не влезая в долги» (с. 9). Как видно из этой цитаты, жизнь крестьянина или крепостного была полна борьбы и, по сути, была ресурсом, который можно было использовать для сохранения феодальной системы. Без особых усилий можно легко определить, что крестьянство в целом последовательно эксплуатировалось в чужих интересах. Хотя это было правильно осуждено, система также предоставляла некоторый уровень автономии.

Крестьянство отвечало за выполнение определенных обязательств, но также имело право определять, как они должны выполняться.Они использовали свои собственные методы выращивания сельскохозяйственных культур, используя различные методы посадки / сбора урожая, и использовали своих сельскохозяйственных животных по своему усмотрению. По словам Руиса-Диаса, общинный характер этих деревень способствовал этой воспринимаемой идее независимости, когда сами крестьяне были собственностью, но земля была их собственной. Эта несколько воображаемая идея автономии станет источником разногласий, когда коллективизация в конечном итоге будет навязана населению. Удаленный и общинный характер крестьянской жизни также привел к появлению уникальных культурных черт, которые важно понять.Эти черты позже повлияли на представление многих выдающихся коммунистических мыслителей о крестьянском классе, включая их убеждение в том, что крестьянство и революция в значительной степени несовместимы.

 

Эта русская песня под названием «Солдат служил царю» иллюстрирует бремя, которое несли многие крепостные/крестьяне, предоставляя как сельскохозяйственную, так и военную рабочую силу для государства.

(слова взяты из источника Руиса-Диаса)

Солдат отслужил свой суровый долг

Его патриотический долг, его тяжкий долг

Двадцать лет прослужил, и еще пять

До того, как генерал дал ему отпуск

И ушел солдат в родные края

Его грудь полна медалей, его волосы полностью седые

На крыльце сидит его молодая жена

Как будто не прошло и двадцати лет

Ни морщинки на лице

Ни седины в ее юношеских косах

Взглянул солдат на свою жену

И сказал солдат эти горькие слова

«Похоже, ты, моя жена, прожила хорошую жизнь,

прожили хорошую жизнь, не постарели!»

А она ему с крыльца говорит,

Говорит с крыльца со слезами на глазах:

«Я тебе не законная жена, я твоя дочь, сирота.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *