Крестовые походы и Русь XI–XIII вв. — Ликбез
Постепенная, начиная с VII в., утеря правителями христианских государств контроля над священными для каждого верующего территорий, связанных с деятельностью Иисуса Христа и апостолов на Ближнем Востоке (Сирия, Палестина) и в Африке, актуализировалась во второй половине XI в. набегами турок-сельджуков, нанесших в битве под Манцикертом 1071 г. сокрушительное поражение императору Роман IV Диогену (1067–1071), положив тем самым конец намерениям ромеев самостоятельно вернуть захваченные врагом очень важные земли. В Константинополе теперь были вынуждены просить помощи на Западе, где особого авторитета в годы понтификата Григория VII (1073–1085) среди светских правителей феодализированного общества приобрело папство. С 1095 г. берет отсчет финансово и идеологически подготовленная понтификами эпоха масштабных военных кампаний-паломничеств, известная в истории под названием Крестовые походы. Всего при участии большинства тогдашних католических стран на континенте таковых походов, направленных на протяжении XI–XIII вв.
Летописание о Крестовых походах
Житие и хождение Даниила. Руськой земли игумена
В официальном историописании на Руси с XII в. время от времени появляются сюжеты, посвященные крестовым походам и событиям на Ближнем Востоке, упоминаются города Иерусалим, Аскалон и др. Речь идет о Повести временных лет, Киевской летописи XII в. и Повести о взятии Царьграда фрягами, введенная в Новгородскую летопись старшего и младшего изводов. В киевском летописании путем привлечения записей галицкого происхождения отражены события падения Иерусалима 2 октября 1187 г. под ударами войск египетского султана Салах-ад-Дина (1138–1193) и, как следствие, – организация германским императором Фридрихом I Барбаросса (1122–1190) III Крестового похода. Немецкое рыцарство наделялось ореолом мучеников – «Нѣмцы ӕко моученицы ст҃иы. прольӕша кровь свою за Хс̑а». Зато падение 12 апреля 1204 г. Константинополя под ударами войск IV Крестового похода вызвало на Руси скорее негативную реакцию. Из так называемой Галицко-Волынской летописи XIII в. (хроника Романовичей) известно об ордене тамплиеров.
Некоторые паломники, как, в частности, черниговский, вероятно, игумен Даниил или будущий перемышльский епископ и новгородский архиепископ Антоний (до рукоположения – Добрыня Ядрейкович, время паломничеств 1200 и 1208/09), оставили свои, исполненные уникальными свидетельствами, воспоминания. В частности, Даниил в своем «Хождении», написанном под впечатлением паломничества 1104-1106 гг., вспоминал не только знакомство с первым иерусалимским королем Болдуином I (1100–1118), посещение святых мест, связанных с жизнью и деятельностью Иисуса Христа, но и состояние укреплений Иерусалима.
Крестовые походы на фоне междинастических и внешнеполитических связей Рюриковичей
Матримониальная политика руських князей, особенно в западном направлении, позволяла им быть в курсе о крестовых походах даже при собственном прямом неучастии ни в одном из них. Немало представительниц рода Рюриковичей были женами крестоносцев, участниками паломничеств были их дети, или же они прямо либо косвенно приобщались к поддержке крестового движения. Так, сын Анны Ярославны († 1075/1089) и короля Франции Генриха I (1031–1060) Гуго (1057–1102) принимал непосредственное участие в I Крестовом походе 1096–1099 гг., отметившись небывалым героизмом в битве при Дорилее 1 июля 1097 г. и осаде Антиохии 1098 г. Считается, что в этой же кампании вместе со своими фландрскими родственниками приняла участие супруга переяславского князя Владимира Всеволодовича Мономаха (1053–1125) – Гита († после 1099), о чем при дворе мужа не могли не знать. В 1142 г. на дочери киевского князя Всеволода Ольговича († 1146) Звениславе († 1155-1160) женился союзник Фридриха I Барбароссы, крестоносец, силезский князь из династии Пястов Болеслав Высокий († 1201). Дочь одиозного силезского вельможи Петра Влостовича († 1153) и дочери черниговского и тмутараканского князя Олега Святославича († 1115) Марии – Аґафия († после 1180) в 1145 г.
вышла замуж за участника II Крестового похода 1147–1149 гг. крестоносца Яксу († 1176).
Фрагменты печати князя всея Руси, Галиции и Владимирии Льва Юрьевича из договора с Тевтонским орденом заключенного 1 августа 1316 г.
Внебрачный сын дочери переяславского, а с 1113 г. киевского князя Владимира Галича заставил местного беглого князя Владимира Ярославича (1189–1198/99) обращаться за помощью к германскому императору Фридриху I Барбароссе именно во время приготовлений того к III Крестовому походу. Женой активно поощряемого папой Иннокентием III (1198–1216) к V Крестовому походу краковско-сандомирского князя Лешека Белого (1184/1185–1227) была дочь бывшего новгородского князя Ярослава Владимировича (ок. 1155-1165 – конец 1205-1209) – Гримислава († 1258). Правда, ссылаясь на то, что в Святой Земле мало пива, польский правитель в поход так и не отправился. Жена мазовецкого князя Конрада (1187–1247) Агафия Святославна († после 1248) в 30-е гг. XIII в. была одним из инициаторов предоставления Тевтонскому ордену земель на границе с Пруссией. В 8-летнем возрасте на воспитание именно в этот духовно-рыцарский орден уже как сироту было отдано внебрачного сына чешской королевы Кунегунды Ростиславны († 1285) и Завиши из Фалькенштейна (б. 1250–1290) Ешка (Яна) (ок. 1282 – после 1337).
С высокой вероятностью близкие родственники различных участников крестовых походов, путь которых на Святую Землю и обратно домой часто пролегал через земли Рюриковичей, некоторое время даже проживали в Киеве. Речь идет, например, о датском короле Эрике Добром (ок. 1070–1103), или участнике II Крестового похода – чешском князе Владиславе II (1110–1174). Тесными же разносторонними на фоне крестовых походов были контакты Рюриковичей с ромейскими императорами. Так около 1161 г. один из изгнанных Владимирским князем Андреем Юрьевичем, прозванным Боголюбским (ок. 1111–1174), со своих земель младший сводный брат Мстислав († 1162) получил впоследствии от императора Мануила Комнина (1118–1180) в держание область Оскалана (город Аскалон). Вероятно, присоединиться к V Крестовому походу 1217–1221 гг. во главе с венгерским королем Андреем II (1205–1235) должна была часть лояльных ему и подконтрольных галицких элит, тем более, что на территории соседнего с Галицкой землей венгерского Спиша с конца XII в.
Идея крестового движения во внешней политике руських князей и во взаимоотношениях с ближайшими соседями.
Еще с середины XII в., но особенно после падения под ударами участников IV Крестового похода в апреле 1204 г. Константинополя, идея организации «Священной войны» против некатолических стран (в частности, язычников и еретиков) существенно актуализировалась. Однако, подобные нотки во внешней политике соседних Рюриковичам династий отмечались еще с конца XI в. Так, почти синхронно с захватом участниками I Крестового похода города Иерусалим 15 июля 1099 г., в том же году большое венгерское войско во главе с королем Коломаном, прозванным Книжником, в составе которого находилось несколько епископов, отправилось в направлении Перемышля с целью покорения владений князей Ростиславовичей. Однако в битве на р. Вягр они были полностью разгромлены совместными русько-половецкими силами.
Крестик так называемого «сирийско-палестинского типа» из археологического слоя княжеского Галича
Однако, с коронацией старшего Романовича в конце 1253 г. , и попадания его земель в сферу влияния римского папы Иннокентия IV (1243–1254), идеи крестового движения приобрели в наших землях несколько иное звучание. Теперь их вместе с новинками вооружения, наряду с христианской символикой и реликвиями активно проникавшими на Русь, можно было применять против соседних некрещеных соседей – прибалтийских племен, а также с 1240–1241 гг. татар и частично им подконтрольных жителей Болоховской земли. Именно так, видимо, следует квалифицировать совместные с польскими и руськими князьями походы короля Даниила против ятвягов зимой 1254–1255 гг. и поход в начале 1255 г. на болоховские города. Успешные действия войск Романовичей против темника Чингизидов Куремсы в 1256 г., однако, не помогли организации в странах так называемой «Младшей Европы» полноценного крестового похода, к которому накануне так активно призывал папа Иннокентий IV. Однако несмотря на это, с 1254 г. правители королевства Руси стали постоянными союзниками Немецкого ордена в Пруссии.
В целом, идеи крестовых походов на Ближний Восток довольно легко распространились среди крещеного в восточном обряде населения владений Рюриковичей, часть из которого, видимо, хорошо о них знала, а также прямо или косвенно принимала участие. Однако, среди таковых не видим представителей княжеской верхушки, воспитанной в другой мировоззренческой среде, тяготевшей к восточнохристианским традициям и трудно объединявшим в себе три основных фактора западноевропейского крестового движения – освобождение Гроба Господня от «неверных», христианское паломничество к святыням Палестины и Сирии, а также, как пишет Виктор Мудеревич, феномен «Священной войны», в котором сосуществовали глубокие духовно-мировоззренческие и сакральные мотивации латинян с их военно-политическими амбициями.
Похожие записи:Главная, голов
Крестовый поход на Русь. Победы и заслуги Александра Невского
Крестовый поход на Русь. Победы и заслуги Александра НевскогоСайт о истории
RU SR EN
Главная » Россия » Крестовый поход на Русь
Период с XI по XIII вв. для Европы вошёл в историю, как эпоха крестовых походов. Немцы, французы и англичане отправлялись в Палестину для покорения арабских земель. Однако, немецкие рыцари нередко конфликтовали с французами. В связи с этим в середине 13-го в. германский император Фридрих II решил изменить направление экспансии и направил своих рыцарей в Прибалтику для борьбы с местными язычниками.
Рыцари Тевтонского ордена и ордена Меченосцев объединились в Ливонский. Они покорили Прибалтику и создали там свою колонию. Язычников заставляли принимать католичество. Восточнее на их пути лежали уже русский земли. Для католиков православные в то время расценивались, как язычники или заблудшие овцы, которые должны были принять католичество. Ливонский орден благодаря своим завоеваниям достаточно окреп, так же немцы нашли себе крепких союзников – шведов. В середине 13-го в. был объявлен крестовый поход на Русь.
Русь ко времени вторжения крестоносцев находилась в тяжёлом положении, если не сказать больше. Во-первых она была раздроблена, во-вторых только-только была побеждена монголо-татарами.
Вторжение крестоносцев на Русь несло в себе огромную угрозу. Немцы со шведами первоначально предлагали русским военную помощь в избавлении от монгольского ига. Правда, в этом случае жители Руси должны были принять католичество. В Новгородском княжестве появилось две партии: прогерманская и партия, выступавшая за борьбу с иноземцами с запада. Вторые, вероятно, осознавали, что Ливонские рыцари не были в состоянии победить монголов и отбросить их от границ Руси. К тому же, они явно понимали, что немцы вряд ли будут стараться воевать с восточными кочевниками за православных людей, когда им гораздо проще будет создать колонию на территории Руси и получать большую добычу с её земель, а так же распространять католичество. Поэтому хуже всего от этого должно было быть ни немцам, ни монголам, а жителям Руси.
Победила партия, которая стояла за борьбу с крестоносцами. Новгородцы позвали на защиту своей земли молодого суздальского князя Александра Ярославовича и он с доблестью оправдал их надежды, разбив шведов на реке Неве в 1240 г. За что и получил прозвище «Невский».
Однако, угроза с запада не исчезла и через два года рыцари Ливонского ордена заняли Ям, Копорье, а так же Псков при поддержке достаточно сильной в этом городе прогерманской партии. Новгород был в опасности. Его жители снова позвали Александра Невского на защиту своей земли. В 1242 году войска Александра разбили ливонцев в битве на Чудском озере (Ледовое побоище). Вторжение крестоносцев на Русь было доблестно отбито истинными патриотами своей земли.
После триумфальной победы над крестоносцами всё равно опасность с запада для русских не иссякла. Перед Александром Невским стоял тяжёлый выбор либо Запад, либо монголы. Одни христиане, другие язычники… Монголо-татарская сторона привлекала Александра своей веротерпимостью и тем, что они не пытались проводить колонизацию Руси, а только лишь обложили её данью. При этом русские не притеснялись ни с религиозной стороны, ни с национальной. Единственной ложкой дёгтя было то, что монголы отравили отца Александра Невского.
Конечно же Александр понимал чем может грозить ему принятия стороны западного союзника: возможная колонизация русской земли, очень сложный религиозный вопрос. В итоге князь Александр Невский принял сторону монголов. Не прими данное решение Александр, кто знает, были ли русские сейчас православными или нет. В соборном мнении его потомков за этот шаг он получил высшее одобрение. За свои подвиги во имя родной земли Русская православная церковь признала князя Александра Ярославовича святым.
Copyright © historbook 2009-2023
Ливония, Русь и Прибалтика Крестовые походы в XIII веке
Анти Селарт , к.т.н. (2002 г.) — профессор средневековой истории Тартуского университета, Эстония. Он опубликовал статьи о Балтийских крестовых походах, средневековой истории и истории 16-го века Балтийского региона и России.
Содержание
Предисловие ix
Список сокращений x
Введение 1
1 Религиозные границы в Восточной Европе в двенадцатом веке 20
1.1 Раскол и Русская Церковь 20
1.2 Отношения русских княжеств с их западными соседями
28
1.3 Крестовые походы и раскольники 42
1.4 Миссия из Дании и Бремена на восточное побережье
Балтийского моря 47
1.5 Папская курия и Северо-Восточная Европа 55
Часть 1
2 Начало крестовых походов в Ливонии и их влияние
на Русь 61
2.1 Влияние Руси на Восточное Прибалтику в конце XII века
61
2.2 Епископ Мейнхард Ливонский, Полоцкий и миссия к ливам 75
2.3 Крестовый поход в Ливонию под предводительством епископа Рижского Альберта
(1199–1229) 84
2.3.1 Рижская церковь и Даугавские княжества 89
2.3.2 Завоевание Летгалии 107
2.3.3 Завоевание Эстонии 115
3 Ливония и Русь в 1230-х и 1240-х гг. 127
3.1 Ливония, Псков и Новгород c. 1230 127
3.2 Посольство Болдуина Ольнского 129
3.3 Стенбийский мирный договор 1238 г. и военные кампании против
Русь 1240–42 142
3.3.1 Невская битва 1240 147
3.3.2 Покорение Вотии 1240–41 154
3.3.3 Ливония и Псков, 1240–42 159
4 Русь в католические источники первой половины XIII в. Финляндия и Русь 190
Часть 2
5 Отношения Руси и Ливонии при архиепископе Альберте Зурбере
(1245–73) 197
5.1 Основа архиепископства Риги 197
5.2 Полотс, Ливония и Литва 199111111 5.3 Попытки церковного союза на юго-западе Руса и
Legation of Albert Suerbeer 2101111.4 Попытки церковной унии в Северной и
Северо-Западной Руси 218
5.5 Дидмановская вотя Кампания 1256 229
6 Ливония и Русь, 1260–1330 234
6.1 Захват власти князем Довмонтом в Пскове 234
6 .2 Ливония, Литва и Полоцк 236
6.3 Битва при Везенберге в 1268 г. 242
6.4 Ливония, Новгород и Псков, 1270–1280 гг. 252
6.5 Внутренний конфликт в Ливонии 259
6. 6 Ливония и Русь в 1320-е гг. 270
7 Русские княжества в восточноевропейских источниках, 1250–1350 279
7.1 Папство, монголы и Русь 279
7.2 Роль Руси в спорах между Тевтонским орденом,
Рижским архиепископом и городом Ригой 286
7.3 Русь и ее Западная Соседи в первой половине
XIV век 292
Заключение 309
Приложение 312
Светские и церковные правители 312
Генеалогические таблицы 314
Карта: Ливония и ее соседи в XIII веке 316
Карта: Северо-Восточная Европа в XIII веке 317
Согласование многоязычных топонимов 318
Библиография 325
Первичные источники 325
Вторичная литература 332
Алфавитный указатель 373
Всем интересующимся историей крестовых походов, историей восточной и северной Европы, балтийской и русской историей, тевтонским рыцарством, миссией и межконфессиональными отношениями.
РУССКИЙ МИР Последний крестовый поход России
Объявив мобилизацию в среду, через семь месяцев после вторжения на Украину, Россия отказалась от притворства, что проводит «специальную военную операцию». При этом он предпринял последнюю отчаянную попытку противостоять своим последним потерям на поле боя, отказавшись от земель, захваченных в предыдущие месяцы.
Проводя фиктивные референдумы в подконтрольных России частях Украины, российские лидеры дадут возможность утверждать, что они «защищали Родину», а не участвовали в гротескной кампании «денацификации» спорных областей.
В действительности войну следует называть «крестовым походом», учитывая духовный и «метафизический» характер, приписываемый ему путинским режимом и русскими православными под предводительством патриарха Кирилла с целью навязать свое владычество над священными землями Крыма, Подонья и Причерноморья, через которые византийские миссионеры добрались до России в конце I тыс. до н.э.
В день нового призыва к оружию, проповедуя из женского монастыря Святого Зачатия в Москве, патриарх выступил с новым призывом «восстановить единство Русской Церкви, а не считать украинцев врагами».
«Сегодня наша Родина, историческая Русь, переживает тяжелейшие испытания, — сказал Ас Кирилл. «Мы знаем, как страдают наши украинские братья, а другие пытаются их «переформатировать» и настроить против России, но в наших сердцах не должно быть места таким настроениям. Попросим Господа дать нам необходимое мужество и укрепить чувства братства, которые являются истинными узами мира для необъятных просторов Руси».
В действительности после мобилизации мужества у русских мужчин в возрасте от 20 до 50 лет, призванных на военную службу, видимо, не хватает, кажется, до 300 000 человек, а то и миллион, но точных цифр назвать трудно.
Во всяком случае, уличные протесты против призыва требуют мужества, особенно после того, как тысячи людей были арестованы, а многие другие в панике и отчаянно пытаются бежать за границу, оставив позади всю свою жизнь.
Обращение к резервистам кажется большим блефом, отчаянной угрозой, не вызывающей доверия. У России сегодня нет ни средств, ни организационных структур для подготовки к войне людей, не имеющих желания воевать. По консервативным оценкам, на обучение войск уйдет не менее двух-трех месяцев, и к тому времени их развертывание может оказаться невозможным.
До сих пор большинство фронтовиков происходят из азиатских регионов России и с Кавказа, в основном бедняки, привлеченные щедрыми наградами и гарантированными пенсиями, плоть для мясорубки, армия уже выдыхается, с десятками тысяч смертей, в основном неизвестных государству.
Противоречивая военная стратегия России и упор на религиозные мотивы на самом деле являются шагом назад, к XI веку, к Крестовым походам и отвоеванию Святой Земли, во многом сформировавшим миропорядок, существующий до сих пор, между Европой и Средиземноморьем .
Призывы к священной войне перекликаются с пламенной проповедью Первого крестового похода и проповедью Папы Урбана II на Клермонском соборе 1095 года. Поход толп вооруженных паломников западного христианства завершился в 1099 году падением Иерусалима, о котором мечтает Путин делать с Киевом.
В конце концов разношерстная команда войск из разных княжеств и городов-государств не смогла отстоять свои завоевания, разбитые Саладином, Си Цзиньпином Средневековья, разрушившим мечты о христианском королевстве.
Если бы не это, то войну Путина можно рассматривать как запоздалый ответ на величайшее оскорбление, которое латиняне нанесли православному миру, в Четвертом крестовом походе, когда они захватили Византию и создали Латинскую империю Константинополя, просуществовавшую с 1204 г. до 1261 года.
Папа Иннокентий III, который был понтификом во времена святого Франциска, призывал к действиям, чтобы вернуть земли, захваченные мусульманами, но различные группы крестоносцев, вдохновленные венецианскими купцами, совершили худший акт внутри- Христианская междоусобица, а именно разграбление Константинополя, заставило греков говорить: «лучше тюрбан турецкий, чем папская тиара».
Девятый и последний крестовый поход состоялся в конце 13 века, после мученической смерти святого Людовика IX Французского, последнего средневекового монарха, искренне верившего в необходимость освобождения Святой земли, чтобы гарантировать будущее христиан. вера. Английский король Эдуард I прибыл в Тунис слишком поздно, чтобы спасти его, что, вероятно, и произойдет с путинскими резервистами, брошенными в бой на защиту Донбасса.
Брат Людовика, Карл Анжуйский, направился в Акру, чтобы воспользоваться поражением и получить личную выгоду, как и сегодняшний султан, президент Турции Реджеп Эрдоган, очевидно стремящийся, довольный атмосферой крестовых походов, играть как христианин, так и мусульманин.
Последний крестовый поход завершился лишь 11-летним перемирием, и больше никаких рыцарских приключений не последовало; действительно, тамплиеры и госпитальеры отступили на острова Средиземноморья и в страны Европы, где другие расколы и жестокости разделили номинально христианские царства.
Как и тамплиеры, тевтонские рыцари пытались обратить балтийских язычников и православных Руси в католицизм, но были остановлены молодым лидером, святым Александром Невским, который вдохновляет сегодняшних постсоветских россиян. И тысячелетний круг замыкается.
Остается апокалиптический страх перед ядерной войной, о котором Путин и его пьяные приспешники упоминают каждый раз, когда их армии терпят поражение; В прошлый раз он почти комично признал, что «это не блеф», очевидно, ссылаясь на прежние заявления, которым мало кто верил. день.«Святая Русь оправдывает Путина Русский мир , Русский мир, новое, воинствующее христианство.
«Религия огня» опустошила и разрушила сотни церквей, а сам Кирилл объявил о новой программе восстановления зданий, рухнувших под бомбами, о которых он сам молился.
По данным трекинговых сайтов, православные храмы, которые больше всего пострадали в Украине, принадлежат Московскому Патриархату. В Киевской области также уничтожены 27 зданий Украинской православной церкви (УПЦ, ранее подчинявшейся Московскому патриархату) и семь зданий Автокефальной православной церкви Украины (ПЦУ). Всего после войны необходимо восстановить около 200 церквей, в том числе католических и протестантских.
Войны Кирилла больше напоминают расколы более поздних веков между различными европейскими церквями, чем крестовые походы против неверных. Ожидать пацифистского поворота Московской Патриархии было бы слишком, поскольку она неразрывно действует в симбиотических отношениях с Кремлем, несмотря на призывы Папы Франциска и Всемирного Совета Церквей.