Андреа дель Верроккио и Леонардо да Винчи
Главная — Художники — Леонардо да Винчи
(~1472-1475) Масло на дереве.
Галерея Уффици Флоренция, Италия.
«Верроккио поручил Леонардо написать ангела, держащего одеяния. И, хотя тот был юнцом, он выполнил это так, что ангел Леонардо вышел много лучше, нежели фигуры Верроккио». (Вазари-1550г)
Далее искусствовед Вазари добавляет, что учитель так был расстроен явным превосходством своего ученика над собой, что с тех пор не прикасался к кисти. Должны оговориться, что даже очевидцы иногда изобретают драматические коллизии, дабы придать нужную, по их мнению, остроту своему повествованию. Но дело не в том, бросил ли Верроккио писать или нет. Дело в том, что ангел, созданный двадцатилетним Леонардо, носит в себе приметы новой живописи, еще невиданной по мягкости светотени, по обаятельности решения образа, по оригинальности и виртуозности рисунка. (И.Долгополов)
В работе художник руководствовался описаниями Крещения Христа в Евангелии (Матфей3.
Христос стоит в реке Иордан и Иоанн Креститель совершает крещение. Над ними парит голубь Святого Духа, выше — руки Бога Отца.
Слева, один из двух ангелов держит одежду Христа. На заднем плане пальма, дерево Рая, cимволизирует спасение и жизнь и как бы огораживает место. Ясные воды играют вокруг крутых утесов, на горизонте горы, картина кажется наполненной воздухом.
Конечно, не каждая деталь этой истории могла бы противостоять строгой экспертизе, однако, смелое утверждение, что Андреа дель Верроккио перестал рисовать после этого сотрудничество с учеником, возможно, не так неправдоподобно. Есть некоторые картины, которые могут быть приписаны Верроккио после картины «Крещения Христа».
Возможно ли что мастер стоял в стороне, отдав рисовать часть большой картины ученику?
Новые исследования дают более точный ответ, чем простой анекдот, показывая, что ангел на левом краю картины, действительно, отличается по технике и стилю от других фигур.
Даже раньше исследователи уже указывали, что в положении становящегося на колени ангела, чувствуется движение: кажется, что он начинает вставать. Этот стиль типичен для Леонардо: поворот тела, направление головы, движение левого локтя, положении правой руки.
Кроме того, нежная штриховка тонов кожи лица ангела отчетливо отличается от более твердого стиля, обычного в работах Верроккио.
Ещё некоторые выводы могут быть сделаны на основании технических исследований:
тело Христа было, очевидно, переделано маслом позже, штриховка кожи кажется более мягкой, чем на теле Иоанна Крестителя, нарисованного Верроккио с использованием немаслянных красок (tempera), пейзаж также имеет признаки того, что был переделан неоднократно более молодым живописцем.
Однако, если ангел в левом краю картины, переписанная фигуры Христа и часть пейзажа могут быть приписаны Леонардо, то полностью живопись алтаря и большинство деталей Андреа дель Верроккио выполнил сам.
РАССКАЗ
Крещение Христа (Верроккьо и Леонардо да Винчи)
Картины и художники · 09. February 2021
«Крещение Христа» (1472 — 1475) — картина, написанная Андреа Веррокью при участии его ученика Леонардо да Винчи. Хотя Верроккьо начал работу над картиной еще в 1468 году, по неизвестным причинам процесс написания был приостановлен, и картина, как следствие, была завершена лишь в 1475 году.
Некоторые искусствоведы склонны считать, что в работе над «Крещением Христа» были задействованы и некоторые другие ученики Верроккьо — однако нас в первую очередь интересует именно участие Леонардо.
На картине изображено крещение Иисуса Иоанном Крестителем, записанное в библейских Евангелиях от Матфея, Марка и Луки. Ангел со светлыми волосами на переденем плане слева был выполнен молодым Леонардо.
Именно этот факт сделал картину знаменитой, породил множество самых разных предположений и мифов и, в конце концов, заставил всех совершенно забыть о том, что бОльшая часть картины написана все-таки Верроккьо.
Современные критики также приписывают Леонардо значительную часть пейзажа на заднем плане. В наши дни картина находится в галерее Уффици во Флоренции.
На картине представлено крещение Иисуса Иоанном Крестителем на берегу реки Иордан. Два ангела преклонили колени, один — с одеждой Иисуса, другой — со сложенными руками. Позади ангелов изображена пальма, символизируюзщая спасение и жизнь.
Иисус, с нимбом над головой, изображен молящимся босиком в воде, в то время как Иоанн, с посохом, увенчанным золотым крестом, льет воду на голову Христа.
Иисус, в противовес обряженном в одежды Иоанну, представлен почти нагим, если не считать приспущенной набедренной повязки. На свитке, который держит в руке Иоанн, присутствует надпись, включающая два первых слова из Евангелия от Иоанна (1:29): «ECCE AGNUS DEI QUI TOLLIT PECCATA MUNDI» («Вот Агнец Божий, взявший на Себя грехи мира»).
Вверху картины можно увидеть руки Бога-Отца, всевидящего и всемогущего, а также голубя — символ Святолго Духа. От рук Бога-Отца и от голубя исходят лучи света, раскрывающие божественную природу Сына Божьего — Иисуса.
Андреа дель Верроккьо был скульптором, ювелиром и художником, который руководил большой и успешной мастерской во Флоренции во второй половине 15 века. Верроккьо обучал своих учеников рисунку, механике, лепке, умению писать драпировки и правильно использовать свет и тень.
Он также знакомил своих учеников, среди которых был и Леонардо, с такими предметами, как география, итальянская литература и поэзия. Верроккьо традиционно поручал ученикам писать определенные фрагменты тех картин, которые он начинал сам — что позволяло им приобретать практический опыт в живописи под руководством учителя. Среди его учеников и ближайших соратников следует выделить Боттичелли, Франческо Боттичини, Пьеро Перуджино, Франческо ди Симоне, Лоренцо ди Креди и, конечно же, Леонардо да Винчи.
Сам Верроккьо не был плодовитым художником, и очень немногие картины приписываются его руке. Слава его главным образом связана с его скульптурными работами. Картины Верроккьо, типичные для флорентийских вещей того времени, выполнены темперой на деревянных панелях.
Согласно Антонио Билли (1515 г.), картина «Крещение Христа» была заказана братом Верроккьо, Доном Симоне — главой монастырской церкви Сан-Сальви, приблизительно в 1468 году.
Верроккьо нарисовал общий пейзаж вместе с Христом и Иоанном в начале работы над картиной, а затем поручил выполнить кое-какие элементы пейзажа в центральной части своему ученику Франческо Боттичини.
Впоследствии Леонардо да Винчи было поручено изобразить ангела в композиции своего наставника. Вполне вероятно, что Леонардо написал и значительную часть пейзаж, так как он написан маслом, как и ангел, а остальная часть картины — темперой.
По словам Джорджо Вазари, который упоминает эту работу в своих мемуарах, ангел Леонардо получился настолько впечатляющим, что Верроккьо бросил рисовать, убедившись, что Леонардо превзошел его в мастерстве.
Впрочем, Вазари лично не знал Леонардо, поэтому правдивость этой истории остается под вопросом — хотя, с другой стороны, известно, что Верроккьо действительно резко прекратил писать. Последней его живописной работой стала Дева с младенцем и двумя ангелами, которую он тоже не завершил, поручив дописать картину своему помощнику Лоренцо ди Креди.
Уильям Э. Уоллес предполагает, что после того, как Леонардо создал первого ангела, Верроккьо добавил второго ангела, в пару к написанному Леонардо. Уоллес заключает, что «безошибочный глаз» Верроккьо уловил необходимость добавления этого ангела с правой стороны — для того, чтобы сбалансировать композицию.
ЭКСКУРСИИ В ГАЛЕРЕЮ УФФИЦИ
ТОП-12 ЭКСКУРСИЙ В БАРСЕЛОНЕ
САЛЬВАДОР ДАЛИ — ЭКСКУРСИИ
Крещение Христа — Леонардо да Винчи
Предоставлено LeonardoDaVinci. net |
Крещение Христа — известная картина, написанная мастером Леонардо да Винчи Андреа дель Веррокио около 1472 года в его мастерской в Италии. Картина была завершена Веррокьо в сотрудничестве со своим учеником Леонардо. да Винчи, который нарисовал и дорисовал детали некоторых частей картины, в частности ангела. Картина была запрестольным образом, заказанным монахами церкви Сан-Сальви недалеко от Флоренции.
Крещение Христа в основном выполнено Веррокьо с использованием темперного дерева. На картине изображен святой Иоанн Креститель во время крещения Господа Иисуса Христа согласно Евангелиям от Луки, Марка и Матфея. Два ангела с левой стороны картины дополняют четыре фигуры на картине. Сцена, изображенная на картине, включает распростертые руки Бога, окрашенные золотыми лучами, и голубя с широко раскинутыми крыльями, нимбом. с крестообразным изображением на макушке Иисуса и еще один нимб на вершине св. Иоанна Крестителя. Два ангела держат одежду Иисуса.
Ангел с левой стороны — это часть работы Леонардо да Винчи. Он использовал масло, что было в то время новым средством в живописи.Веррокио был художником, чей художественный талант проявился в его картинах, изделиях из металла и скульптурах. Он руководил собственной мастерской вместе со своими учениками, которые тоже оказались великими художниками эпохи Возрождения. вместе с да Винчи. Его учениками, помимо Леонардо да Винчи, были Сандро Боттичелли и Лоренцо де Креди.
Как историк искусства Вазари сообщил о следующих обстоятельствах, касающихся этой картины:
Верроккьо уже сделал основную работу. Леонардо нарисовал ангела, который держал какую-то одежду; и, несмотря на свою молодость, он исполнил ее так, что его ангел был гораздо лучше, чем фигуры, написанные художником. Верроккьо. Это было причиной того, что Андреа никогда больше не прикоснется к цветам, ему было так стыдно, что мальчик понимает их использование лучше, чем он.
Мона Лиза
Тайная вечеря
Витрувианский человек
Спаситель мира
Автопортрет
Богородица с младенцем и святой Анной
Поклонение волхвов
Мадонна с моталкой
Крещение Христа
Благовещение
Дама с горностаем
Бахус
Голова женщины
Литта Мадонна
Портрет Джиневры де Бенчи
Битва при Ангиари
Св. Иоанна Крестителя
Эмбрион в утробе матери
Крещение Христа Верроккьо и Леонардо да Винчи
Это было заказано монахами Сан-Сальви близ Флоренции, это картина, приписываемая мастерской итальянского художника эпохи Возрождения Андреа дель Верроккьо, и, как правило, приписываемая ему, и его жизнерадостный ученик Леонардо да Винчи.
5 Типичное поведение кошек и что…
Включите JavaScript
5 Типичное поведение кошек и его значение
Картина ярко изображает крещение Иисуса Иоанном Крестителем, как это описано в Евангелиях от Матфея, Марка и Луки.
Иоанн Креститель осторожно льет воду на голову Христа. Протянутые руки Бога спускаются с неба, голубь спускается по рукам, символизирующим Святой Дух.
Лучезарными лучами света, исходящими от его славы, все осторожно сливаясь в полотно, хорошо инкапсулированное воплощение божественности Христа, а также признание его единства частью Святой Троицы.
Кроме того, в центре шедевра помещен Иисус, сложив руки в молитвенной позе, что свидетельствует о его благодати и смирении.
Леонардо в то время было 23 года, и документально подтверждено, что ангел слева был нарисован этим молодым учеником, что вызвало столько волнений и вызвало дискуссии; так много специальных комментариев и мифологии.
Современные критики также приписывают большую часть поразительного пейзажа на заднем плане картины, а также фигуру Христа прикосновению Леонардо да Винчи. Из четырех фигур, изображенных на картине, один ангел (тот, что держит одежду Христа) выделяется значительно лучше остальных.
Леонардо выделяется тем, что его вкладом является ангел, держащий каминную полку. Коленопреклоненная фигура иллюстрирует атрибуты, которые Леонардо да Винчи сохранил и тщательно развивал на протяжении всей оставшейся части своей художественной карьеры.
В частности, экзотические светящиеся вьющиеся пряди волос тщательно омывают яркость глаз, а также милое выражение лица или чувство юмора, передаваемое на лице. Даже дерн травы у колен ангела говорит о его интересе ко всем граням природы.
У картины тоже есть история. Говорят, что, взглянув на ангельское прикосновение Леонардо, Вероккьо больше никогда не хотел поднимать кисть, настолько он чувствовал себя пристыженным и униженным; ибо как может осязание ученика быть намного лучше его, именно поэтому он поклялся никогда больше никогда не прикасаться к цвету.
Хотя эта история может быть чем-то вроде старого каштана, она также может быть до некоторой степени правдой, поскольку это правда, что это последняя известная картина, приписываемая итальянскому художнику эпохи Возрождения Андреа дель Верроккьо.
Рентгеновский снимок этой картины показывает, что первоначальный набросок ангела, который Верроккьо сделал для Леонардо, полностью отличается от изложенного окончательного результата. Это еще один пример изобретательности да Винчи, поскольку уже на этой ранней стадии он уже освобождался от ограничений своего учителя и следовал своим собственным путем.
Пристальный взгляд и сравнение двух ангелов; мы видим, что Леонардо уделяет пристальное внимание главному событию картины.
С его ангелом, выглядящим естественно и являющимся частью текущей деятельности, в отличие от ангела Верроккьо, который смотрит в пространство, совершенно не интересуясь тем, что происходит, возможно, было бы не слишком прямолинейно или дерзко, чтобы скажем, ангел выглядит скучающим.
Кроме того, драпировка на ангеле Леонардо да Винчи включает в себя довольно любопытную систему складок, которые изящно идеально подходят к случаю. Но это не все; также было указано, что Леонардо ретушировал волосы второго ангела, а также внес свой вклад в создание поразительного фона; закрашивая область, расположенную непосредственно над головами ангела.
Живописный стиль Верроккьо был очень традиционен для того времени, далекие равнины, холмы, окруженные формализованными скалами, а также разбросанные деревья кажутся несколько пластичными и не очень привлекательными, в то время как работа Леонардо да Винчи на другом уже показала большие надежды и оригинальность. вода, солнечный свет, тень и туман.
Ангел и часть Леонардо, соприкасающаяся с пейзажем, написаны маслом. Это была новая среда и революционный подход к живописи, введенный в Италии в этот период. Части этого шедевра Верроккьо выполнены с использованием традиционной яичной темперы, которая давала поверхность, несколько похожую на эмаль, но ранее требовала строгой демаркационной линии между цветовыми контрастами.