Краткое содержание романа дубровский пушкина: Дубровский (Пушкин) краткое содержание для читательского дневника

Содержание

Очень краткое содержание романа «Дубровский» для читательского дневника (А. С. Пушкин)

Автор: Guru ·

Читательский дневник – важная штука в жизни каждого ученика. Она особенно пригодится, когда придет время сдавать экзамены. Везде сочинения, где нужны аргументы из книг. Для их оперативной разработки используйте кратчайший пересказ от «Литерагуру» и анализ Дубровского от нее же.


(525 слов) Два некогда закадычных друга, помещики Кирила Троекуров и Андрей Дубровский, поссорились. Богатый и своенравный Троекуров решил незаконно отобрать имение небогатого соседа, и ему с легкостью удается подкупить местный суд. Дубровский от горя тяжело заболевает. Слуги вызывают из Петербурга его сына Владимира, который служит в гвардейском полку. Он приезжает и застает Троекурова, раздавленного осознанием своей вины, в попытке помириться со старым товарищем. Однако молодой Дубровский не пускает его к отцу, и тот умирает, так и не услышав искренних извинений.

Едва успели похоронить старого помещика, как в имение приезжают чиновники, чтобы официально передать земли Троекурову. Крестьяне хотели убить непрошенных гостей и отомстить за смерть барина, но Владимир останавливает их. Он решает сжечь дом, чтобы жадному соседу не досталось ничего. Однако он не знает, что крестьяне все-таки заперли чиновников в горящем здании, и поместье сгорело вместе с ними.

Подозрение падает на Дубровского. Он вместе с верными крестьянами уходит в лес и создает там разбойничью шайку. Они грабят богатых помещиков, но не трогают имение Троекурова.

Повествование продолжается в доме барина. С ним живут дочь Маша и ее сводный брат Саша. Отец стремится дать своим детям хорошее образование и выписывает французского гувернера Дефоржа. Учитель сражен красотой дочери Троекурова. Позже помещик сыграл с ним злую шутку, которую часто проделывал ради смеха: гостя втолкнули в комнату с медведем. Однако Дефорж показал себя человеком храбрым и застрелил животное, не показав и тени страха.

Маша влюбляется в молодого француза.

В доме Троекурова проходит большой праздник, съехалось множество гостей. Разговаривают только о разбойниках, но отец семейства не беспокоится: с таким храбрецом как Дефорж ему ничего не страшно. Один из гостей, Спицын, боится ночевать в одиночку, так как имеет при себе крупную сумму, и просит учителя заночевать с ним. Ночью выясняется, что это вовсе не француз, а сам Дубровский, купивший документы у настоящего гувернера.

Владимиру необходимо бежать и он просит Машу о свидании. Тогда он открывает ей свои чувства, ради них он решил не мстить обидчику, девушка обещает ждать своего возлюбленного. За время, пока Дубровскому приходится скрываться, к Троекуровой сватается богатый сосед, старый князь Верейский. Отец велит дочери готовиться к свадьбе. Маша встречается с Дубровским и просит его о помощи. Владимир обещает девушке свою защиту и дарит ей кольцо, которое она должна будет положить в дупло старого дерева у места их свиданий: так он поймет, что нужно действовать незамедлительно.

Маша просит его немного подождать, она уверена, что сможет уговорить отца.

Она пишет письмо князю с просьбой отменить помолвку, однако Троекуров узнает об этом и запирает Машу. Тогда девушка передает заветное кольцо брату, чтобы он спас ее. Около дерева Саша замечает мальчика, который забирает кольцо, чтобы отнести Дубровскому, но ребенок об этом не знал и посчитал незнакомца вором. Завязывается драка, и маленького посланника запирают в доме барина.

Маша венчается с князем. Когда церемония окончилась, молодые садятся в карету и едут к себе в имение. На дороге их останавливает Дубровский со своими разбойниками, открывает дверцы и говорит Маше, что она свободна. Но девушка объясняет возлюбленному, что уже поздно, она стала женой князя и поклялась ему в верности. Верейский стреляет в Дубровского и ранит его, тот теряет сознание.

Власти начинают преследование разбойничьей шайки. Владимир распускает своих союзников и исчезает. Говорят, он уехал заграницу, и больше о нем не слышали.

Автор: Елизавета Весна

Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Читайте также:

Adblock
detector

Краткое содержание романа «Дубровский» и отзыв для читательского дневника (А. С. Пушкин)

Автор Владислав Тараненко На чтение 10 мин Просмотров 957 Обновлено

Не пропустите краткое содержание романа «Дубровский» и отзыв для читательского дневника, которые облегчат понимание хрестоматийного произведения А. С. Пушкина. Знаменитый роман – яркий пример таланта великого русского поэта в области прозы. Владимир Дубровский – один из значительнейших трагических образов в отечественной литературе.

Содержание

  1. Главные герои
  2. Краткое содержание
  3. Том первый
  4. Глава I
  5. Глава II
  6. Глава III
  7. Глава IV
  8. Глава V
  9. Глава VI
  10. Глава VII
  11. Глава VIII
  12. Том второй
  13. Глава IX
  14. Глава X
  15. Глава XI
  16. Глава XII
  17. Глава XIII
  18. Глава XIV
  19. Глава XV
  20. Глава XVI
  21. Глава XVII
  22. Глава XVIII
  23. Глава XIX
  24. Отзыв для читательского дневника

Главные герои

Владимир Андреевич Дубровский – молодой (23 года) офицер, покинувший родительский дом в восемь лет. В Петербурге вел беспечный образ жизни. Болезнь и смерть отца приводят к резкому возмужанию молодого человека. Возглавив разбойничью шайку, Владимир остается честным и благородным человеком. Ради любви к Маше он прощает своего смертельного врага.

Кирила Петрович Троекуров – типичный помещик-самодур, грубый и невежественный человек. По причине своей вспыльчивости и упрямства лишается лучшего друга, а затем становится косвенным виновником его смерти. Обрекает на несчастную жизнь единственную дочь.

Андрей Гаврилович Дубровский – бывший сослуживец Троекурова, обедневший, но очень гордый и дорожащий своей честью дворянин.

Марья Кириловна – дочь Троекурова, молодая красивая девушка. На протяжение всей жизни Маша страдает от тирании отца. Надежду на счастье она находит в любви к Дубровскому, но, как обычно, подчиняется отцовской воле и венчается с противным стариком.

Краткое содержание

Том первый

Глава I

В провинциальном имении жил богатый дворянин Кирила Петрович Троекуров – очень буйный и жестокий барин. К своим людям он относился с большой строгостью. Соседские помещики были вынуждены молча терпеть его разнообразные «проказы».

Настоящие дружеские отношения Троекуров поддерживал лишь с одним бывшим сослуживцем – Андреем Гавриловичем Дубровским, который был значительно беднее своего приятеля, но держался с большим достоинством. У Троекурова была единственная дочь Маша, а у Дубровского – сын Владимир.

Всех соседей очень удивляла прочная дружба всесильного Троекурова с бедным Дубровским. Последний всегда смело высказывал свои взгляды перед всемогущим соседом.

Однажды на охоте слуга Троекурова очень грубо пошутил относительно бедности Дубровского. Андрей Гаврилович в гневе уехал домой и прислал приятелю записку с требованием выдать ему дерзкого слугу для наказания. Троекуров пришел в настоящее бешенство. Он посчитал это требование серьезным оскорблением.

Вскоре Дубровский обнаружил на своих землях троекуровских мужиков, нагло ворующих у него лес. Он немедленно взял их «в плен», приказал высечь, а крестьянских лошадей забрал себе.

Война между бывшими друзьями разгорелась не на шутку. Троекуров решил действовать хитростью. Через дворянского заседателя Шабашкина он начал с Дубровским судебную тяжбу за владение селом Кистеневкой.

Нужные документы сгорели во время пожара. Андрей Гаврилович не придавал этому большого значения, потому что не сомневался в своих правах на Кистеневку.

Глава II

Настал день оглашения судебного решения в присутствии обоих противников. Махинация Троекурова с Шабашкиным блестяще удалась: владение Дубровским Кистеневкой было признано незаконным из-за отсутствия подтверждающих это право бумаг.

После прочтения секретарем суда этого решения Дубровский на некоторое время впал в полное оцепенение, после чего с ним произошел припадок сумасшествия. Лишь к вечеру Андрею Гавриловичу стало немного легче.

Глава III

Припадок нанес серьезный удар по здоровью Андрея Гавриловича. Он сильно ослабел и нуждался в неусыпной заботе. За барином преданно ухаживала старуха Егоровна. Она отправила младшему Дубровскому письмо, сообщавшее о тяжбе отца с Троекуровым и его тяжелом состоянии.

Владимир жил в Петербурге с восьмилетнего возраста, окончил Кадетский корпус и теперь служил в гвардии. Он плохо помнил отца, однако испытывал к нему уважение и благодарность за военное образование и регулярно присылаемые денежные средства.

Владимира очень встревожило послание Егоровны. Он немедленно взял отпуск и поехал в родительский дом.

На ближайшей к Кистеневке станции Владимира встретил старик Антон. Он подробно рассказал о выигранной Троекуровым тяжбе. Антон умолял молодого барина защитить своих людей от самоуправства жестокого соседа.

Прибыв в имение, Дубровский был поражен видом и состоянием отца, которого настолько взволновала долгожданная встреча с сыном, что он впал в беспамятство.

Глава IV

Между тем легкая победа в суде уже не радовала сердце Кирилы Петровича. Он знал, что бывший лучший друг находится чуть ли не при смерти, и хотел как-то исправить неприятную ситуацию.

Срок для подачи апелляции по делу прошел. Троекуров мог в любое время вступить во владение Кистеневкой. Он решил сам отправиться к Дубровскому, добиться примирения и вернуть ему законную собственность.

Андрей Гаврилович увидел в окно приехавшего противника. Это привело к очередному удару. Владимир приказал немедленно привезти лекаря, а Троекурова прогнать со двора. Старший Дубровский уже не дождался лекаря и скончался.

Глава V

После похорон Владимир не пошел на поминки, а отправился погулять и подумать о будущем в одиночестве. Перспективы были очень нерадостны. Лишаясь единственного имения, молодой Дубровский обрекался на бедность.

Вернувшись в деревню, Владимир увидел чиновников, которые объявляли крестьянам о переходе во владение Троекурова. Увидев молодого барина, его крепостные воодушевились и собрались учинить расправу над незваными гостями.

Владимир успокоил своих людей и запретил им препятствовать исполнению закона. Чиновники, опасаясь нападения в дороге, попросились у него остаться ночевать в Кистеневке.

Глава VI

Владимир занялся разбором бумаг покойного отца. Закончив с этим делом поздно ночью, он шел по дому и наткнулся на кузнеца Архипа с топором. Владимир понял, что преданный слуга намеревался убить чиновников. Он приказал ему бросить свое намерение и позвал за собой.

Выйдя на двор, Владимир собрал крестьян и отдал им приказ поджечь барский дом. Молодой барин не желал чиновникам смерти и сказал Архипу, чтобы тот оставил двери открытыми. Кузнец же специально запер их на ключ. Дом мгновенно был охвачен пламенем. Чиновники сгорели заживо.

Владимир на телеге покинул уже не принадлежащее ему имение и назначил преданным ему крестьянам место сбора в ближайшей роще.

Глава VII

Известие о пожаре быстро распространилось по окрестностям. На пепелище были обнаружены останки четырех чиновников. Дубровский и несколько его дворовых людей бесследно исчезли.

Вскоре на местных помещиков начались нападения какой-то шайки разбойников под предводительством молодого отважного вожака. Многие подозревали, что это и есть молодой Дубровский, мстящий за смерть отца и лишение имения. Смущал лишь один загадочный факт: шайка обходила стороной владения Троекурова.

Глава VIII

Марья Кириловна Троекурова росла в одиночестве и была вынуждена молча выполнять все приказания сумасбродного отца. Поначалу ее воспитанием занималась мамзель Мими, с которой Троекуров вступил в любовную связь, а затем выслал из имения. Плодом этой связи стал мальчик Саша, которого Кирила Петрович признал родным сыном.

Для образования наследника Троекуров выписал из Москвы французского учителя – Дефоржа. Однажды Кирила Петрович хотел подшутить над ним, заперев в комнате с разъяренным медведем на цепи. Француз хладнокровно застрелил животное из пистолета, чем заслужил уважение хозяина и любовь Маши.

Том второй

Глава IX

На церковный праздник в доме Троекурова собралось множество гостей. Главная тема для разговоров – шайка Дубровского. Некоторые гости восхищены благородством молодого разбойника, который грабит только богатых.

Новый исправник зачитал приметы главаря разбойников, которые вполне могли подойти любому молодому человеку. Троекуров высмеял его бесплодные поиски шайки и заявил, что вскоре сам займется этим делом.

Глава X

Один из оставшихся на ночь у Троекурова гостей, Спицын, хранил все деньги для сохранности при себе. Он побоялся спать один и решил заночевать в комнате храброго Дефоржа. Ночью Спицын был разбужен и увидел направленный на него пистолет. Мнимый француз забрал его деньги и объявил, что он – Дубровский.

Глава XI

Владимир превратился в Дефоржа следующим образом. Однажды он случайно встретился с французом, который нанялся к Троекурову учителем и направлялся к нему для знакомства и устройства на службу. Дубровский предложил ему крупную сумму денег в обмен на все документы. Француз без колебаний совершил выгодную сделку.

Под фамилией Дефоржа Владимир жил у Троекурова уже месяц и заслужил полное его доверие. Ограбление Спицына он совершил под влиянием эмоций: трусливый помещик выступал лжесвидетелем в роковой тяжбе. Дубровский запугал его и приказал обо всем молчать.

Глава XII

Дефорж передал Марье Кириловне записку с предложением встретиться в саду. Девушка ожидала любовного признания, но с изумлением услышала от француза, что он – разыскиваемый преступник Дубровский.

Владимир успокоил Машу и заявил, что ее красота спасла Троекурова от неминуемой расплаты. Он сообщил, что вынужден немедленно бежать и пообещал девушке любую помощь в случае крайней необходимости.

В это время к Троекурову уже приехал исправник, которому Спицын, собравшись с духом, рассказал об ограблении. Дефорж бесследно исчез.

Глава XIII

Вскоре в соседнее с Троекуровым поместье приехал из заграничного путешествия богатый хозяин – старый князь Верейский. Он нанес визит Кириле Петровичу и был поражен красотой Маши. В ответ на любезный прием Верейский пригласил отца с дочерью к себе, удивив их английской планировкой дома и парка, коллекцией картин, фейерверком.

Глава XIV

Совершенно неожиданно Троекуров объявил дочери о том, что князь ее сватает. Свадьба – уже решенное дело.

Марья Кириловна оплакивала свою несчастную судьбу, как вдруг получила послание от Дубровского. Молодой человек назначал ей новую встречу.

Глава XV

На свидании Владимир предложил Маше спасение от желания Троекурова выдать дочь замуж за дряхлого старика. Девушка категорически отвергла это предложение. Она заявила, что намерена разжалобить отца слезами и смягчить его сердце. В противном случае Марья Кириловна соглашалась воспользоваться помощью Дубровского и выйти за него замуж.

При прощании Владимир дал Маше кольцо, которое она должна была опустить в дупло дуба в качестве условного сигнала.

Глава XVI

Марья Кириловна написала Верейскому письмо, в котором умоляла его сжалиться над бедной девушкой и отменить свадьбу. Князь показал письмо ее отцу. Кирила Петрович был взбешен и назначил свадьбу на следующий день. В отчаянии Марья Кириловна проговорилась, что намерена искать защиты у Дубровского. В ответ на это Троекуров запер девушку в комнате на ключ.

Глава XVII

Марья Кириловна через окно отдала кольцо маленькому Саше, велев положить его в дупло. Возле дуба он случайно столкнулся с деревенским мальчиком Митей – посланником Дубровского. Дети затеяли между собой драку и оба были доставлены слугами к Троекурову, который потребовал объяснений.

Саша признался, что выполнял просьбу сестры. Кирила Петрович догадался, что кольцо – условный знак для Дубровского. Он приказал запереть Митю и послал за исправником.

Исправник придумал хитрость. Он повелел отпустить пойманного мальчика и проследить за ним.

Глава XVIII

В день свадьбы Марья Кириловна тщетно ожидала своего спасителя. Ее отвезли в церковь и обвенчали с Верейским. На обратном пути карету с новобрачными окружили вооруженные люди во главе с Дубровским. Князь успел выстрелить и ранить его в плечо. Владимир запретил трогать Верейского. Он предложил Маше бежать вместе с ним. Девушка твердо заявила, что теперь уже слишком поздно. Она связана с князем священными узами и не имеет права его покинуть.

Раненый Дубровский потерял сознание и был увезен своими людьми.

Глава XIX

Властям удалось выяснить, где находится логово неуловимых разбойников. Против них были выслана военная команда. Дубровскому и его людям удалось отразить нападение на лесную крепость.

Узнав, что правительство направило против разбойников целую роту, Владимир Андреевич распустил свою шайку. Он посоветовал людям правильно распорядиться награбленными средствами и заняться честным делом. Вскоре прошел слух, что сам Дубровский покинул Россию.

Отзыв для читательского дневника

Роман «Дубровский» сочетает в себе несколько очень важных тем: трагической любви; влияния беззакония на судьбу человека; невозможности счастья для людей, поставивших себя вне общества.

Огромную жалость вызывает образ главного героя. Владимир Дубровский встает на преступный путь вопреки своей воле. Ради любви он отказывается от тщательно планируемой мести и лелеет надежду на тихое и спокойное семейное счастье. Свадьба Маши с Верейским лишает его всех надежд. В конце концов несчастный Дубровский вынужден уехать за границу.

Негр Петра Великого, Дубровский, Капитанская дочка Александра Сергеевича Пушкина, Розмари Эдмондс.

Если вам понравилась Пиковая дама: Негр Петра Великого, Дубровский, Капитанская дочка Александра Сергеевича Пушкина, Розмари Эдмондс,


вот такие книги:

«Сказки Белкина»

Александр Пушкин, Джон Бэйли, Рональд Уилкс

Info/Buy

The Portable Chekhov

Anton Chekhov, Avrahm Yarmolinsky

Info/Buy

The Devils

F M Dostoevsky, D Magarshack

Info/Buy

Ghosts: A Public Enemy, When We Dead Wake

Henrik Ibsen, Peter Watts

Info/Buy

The House of the Dead

F M Dostoevsky, D McDuff

Info/Buy

The Luzhin Defense

Vladimir Nabokov

Info/Buy

Герой нашего времени

Mikhail Lermontov, Paul Foot

Info/Buy

Gambler: Bobok, Nasty Story

F M Dostoyevsky, J Coulson

Info/Buy

Примечания от Underground

fyodor; переведено и аннотировано Ричардом Пивером и Ларисой Волохонской

Информация/Купить

Евгений Онегин

Александр Пушкин, Майкл Баскер, Джон Бэйли, Чарльз Джонстон

Информация/Купить

Отцы и дети

Ivan Turgenyev

Информация/Купить

Воскресение

L N Tolstoy, Rosemary Edmonds

Информация/Купить

Dead Souls

Nikolai Gogol

/Buy

и наказ

111115

.

.

11115

1111115

.

.

.9001. Купить

Смерть Ивана Ильича и другие истории: Семейное счастье, Крейцерова соната, Мастер и человек

Лев Толстой

Информация/Купить

Замок

Франц Кафка, Идрис Парри, Дж. Андервуд

Info/Buy

The Idiot (Classic Fiction)

F M Dostoevsky, Fyodor Dostoyevsky, Michael Sheen

Info/Buy

The Brothers Karamazov (Dover Giant Thrift Editions)

Fyodor Dostoyevsky, Constance Garnett

Info/ Купить

Записки из подполья

Ф. М. Достоевский

Информация/Купить

Один день Ивана Денисовича

Александр Солженицын

Информация/Купить

Лабиринты Избранное0011

Хорхе Луис Борхес, Джеймс Ирби, Дональд А.
Йейтс, Андре Моруа О’Брайен

Информация/покупка

Война и мир

Лев Толстой, Энтони Бриггс (переводчик)

Информация/покупка

Александр Пушкин Анализ длинных произведений — Эссе

Три главных произведения Александра Пушкина, Евгений Онегин , Дубровский и Капитанская дочка отражают многие аспекты его литературного творчества. Они показывают его способность адаптировать западные жанры к российскому контексту; они демонстрируют его стилистическое мастерство, одновременно экономное и богатое. Наконец, в своем эмоциональном разнообразии они изображают попытки Пушкина примириться с царским обществом и политикой.

Каждое из этих трех произведений имеет литературный долг. Евгений Онегин , роман в стихах, черпает вдохновение из романов Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда» (1812-1818) и «Дон Жуан » (1819-1824), но смягчает их изобилие характеристиками и сценой из романа о нравах восемнадцатого века. Дубровский родственен разбойничьим повестям немецкого романтизма, рисующим героический образ разбойника, который на самом деле является скорее своевольным изгоем против социальной тирании, чем обычным разбойником. Капитанская дочка — это исторический роман в духе сэра Вальтера Скотта, в котором жизнь обычного участника используется как свидетель и интерпретатор какого-то важного национального события. Долг Пушкина перед иностранными образцами неудивителен, потому что из его писем видно, что он читал практически все, не только то, что производилось по-русски, но и то, что писалось по-французски, по-немецки и по-английски.

Подобно величайшим писателям, Пушкин скорее мастер стилей, чем мастер стиля. Его длинные художественные произведения столь же разнообразны, как и весь его корпус со стихами, пьесами и сказками. Евгений Онегин — это сложно организованное стихотворение: восемь глав, каждая из которых состоит не менее чем из 40 четырнадцатистрочных строф (всего рассказано 389 строф), и каждая строфа следует строгой и формальной схеме рифмовки, которая дисциплинирует множество характеристик, авторских комментарии и социальные наблюдения в связное повествование. Dubrovsky — динамичный, мрачный рассказ от третьего лица, построенный на резком контрасте справедливости и тирании.

Капитанская дочка — более неторопливая, романтическая история от первого лица, в которой молодость и честь побеждают различные препятствия.

Самое интересное в трех крупных длинных художественных произведениях Пушкина — это начертанное ими тематическое направление. Все они стремятся изобразить жизнь, которой руководят представители дворянства, того социального класса, который живет одной ногой в городских коридорах власти, а другой — на сельских тропинках крестьянских поместий. Никакие две из этих работ не предлагают точно такую ​​же перспективу. Евгений Онегин , написанный почти десять лет в переломный период жизни Пушкина, является самым сложным и неоднозначным произведением. Ни одна эмоция не суммирует это; то комический, то сатирический, то патетический, то трагический. Дубровский — гневная книга, безжалостная в описании мелкой тирании, заражающей дворян с разрушительными последствиями.

«Капитанская дочка» показывает кровавый бунт и слепоту правительства, но дает небольшую надежду на то, что человеку удастся выбраться между этими двумя бедствиями. Разбирая эти произведения по порядку, читатель может проследить пушкинский диагноз болезни русского общества и его рецепт лечения.

Евгений Онегин

Евгений Онегин — уникальная работа. Это продукт романтического воображения, которому нравилось экспериментировать с литературными условностями; это роман в стихах, попытка смешать лирическую проницательность поэзии с возможностью повествования для социального наблюдения. Большинство других романов девятнадцатого века в стихах потерпели неудачу, но Пушкину удалось написать и сильную поэму, и важное художественное произведение. Русскому читателю, чувствительному к нюансам тона и игре образов, Евгений Онегин

— это прежде всего поэма-повествование. Нерусскому читателю, которому приходится полагаться на перевод, « Евгений Онегин» более доступен как лирический роман. После первой главы (наименее романной), в которой Пушкин обрисовывает тонкие струны души Негина, вылепленной обществом, читатель перевода начинает интригующую историю любви. Подобно роману, эта любовная история прослеживает эволюцию романа от загородной усадьбы к городской гостиной: она изображает как личные грезы влюбленных, так и их страстные, болезненные встречи, и оценивает их отношения так, как они их понимают и как они отражает общество в целом.

Евгений Онегин – модный молодой человек современного Петербурга. Его богатство и социальный статус позволяют ему играть в игру, которую он знает лучше всего: соблазнение красивых женщин среди бесконечного круга чаев, тет-а-тет и дворцовых балов. Однако непрерывная череда романтических завоеваний утомляет его от жизни в целом. После смерти дяди Юджин унаследовал загородное поместье и удалился в него. Здесь он знакомится с Владимиром Ленским, восемнадцатилетним юношей, обладающим всей страстной натурой Онегина, но еще не имевшим возможности потворствовать ей.

Все внимание Ленского направлено на Ольгу Ларину, которую он любит романтически и для которой пишет стихи. Через Ленского Онегин знакомится с сестрой Ольги Татьяной, замкнутой и замкнутой девушкой, которая с первого взгляда убеждается, что Онегин — ее возлюбленный по судьбе. После нескольких дней самоистязаний, познавшая любовь только по романам, Татьяна пишет Онегину письмо, в котором заявляет о своей преданности. Два дня спустя он отвечает, читая ей лекцию о невозможности кого-либо произвести впечатление на его сердце. Дух Татьяны сломлен, но любовь ее живет.

После этого, на именинах Татьяны, Онегин возмутительно флиртует с Ольгой, которая бездумно наслаждается его вниманием. Владимиру они не нравятся, подозревая своего друга в попытке украсть расположение Ольги. Он вызывает Онегина на дуэль, которой ни один из них особенно не хочет, но оба знают, что общество требует, когда спорит женщина. Онегин убивает Владимира и быстро уезжает в заграничное путешествие; Ольга остается убитой горем, пока Владимира не заменит другой жених; Татьяна бродит по дому, который недавно покинул Онегин, в поисках разгадки его характера, пока мать не забирает ее в Москву на зимний светский сезон и будущего мужа.

Когда история продолжается два года спустя, Татьяна оказывается женой генерала армии. Онегин, вернувшись в светский круг, встречает ее и тут же влюбляется. Сближаясь с генеральским кругом, Онегин души не чает в Татьяне: помогает ей с шинелью, открывает ей двери, ведет беспрерывные светские беседы. Полностью влюбленный, но не уверенный в ее чувствах, Онегин пишет ей несколько писем, в которых признается в любви. Она дает ему интервью, в котором признается, что, хотя она все еще любит его, она отвергает его любовь, потому что теперь у нее есть долг жены. Она вышла замуж не по любви; она вышла замуж за генерала только потому, что он был наименее непривлекательным из плохих вариантов, но она полна решимости оставаться верной своей роли. Роман заканчивается тем, что входит муж, чтобы забрать Татьяну у потрясенного Онегина.

История рассказывается через серию параллелей и контрастов. Быстрая, распутная и духовно расслабляющая жизнь в Петербурге контрастирует с утомительной, контролируемой и лишенной воображения деревенской жизнью. Письмо Татьяны к Онегину и его ответ (главы 3 и 4) иронически перевернуты в его письмах к ней и последующем интервью (глава 8). Представления Татьяны о сентиментальной любви восходят к чтению романов восемнадцатого века в той же мере, в какой духовная летаргия Онегина является подражанием романтической тоске девятнадцатого века. Ленский и Ольга более страстные любовники, чем Татьяна и Онегин, но любовь их угасает быстрее. Евгений расправляется с беспокойной ревностью Ленского так же бессовестно, как и с легкомысленной привязанностью Татьяны.

Усложняет рассказ наличие навязчивого рассказчика. Он знал Онегина, на самом деле разделял многие его взгляды. Подобно Онегину, он упустил возможность настоящей страсти, играя в слишком многочисленные ее имитации. Подобно Онегину, рассказчик зорко видит нелепости тех людей, которые живут общественным укладом, не чувствуя его ограниченности.

Евгений Онегин — главный герой романа, но не герой. Во всяком случае, он является ранней версией традиционного русского антигероя, «лишнего человека». Лишний человек — это тот, кто обладает земными благами, которые может предложить его общество, но у которого нет причин обладать ими. Абсолютно лишний человек — Обломов Ивана Гончарова, который долго и упорно думает, пытаясь найти причину, которая поднимет его с дивана. Пушкинский Онегин менее экстремален, но время и его темперамент лишили его настоящих ощущений и страсти. Только когда Татьяна оказывается вне досягаемости (оттого ли, что она вне досягаемости?), Онегин думает найти некую мотивацию для активного участия в жизни, вновь взяв на себя ответственность за свое существование и стремясь соединиться с другой человеческой душой. Слишком часто Онегин довольствуется тем, что следует кодексу своего социального класса: живи как хозяин поместья, но обращай больше внимания на соседей, чем на управляющих; сохранить честь по пустяку даже ценой жизни друга; если чьи-то эмоции слишком высоки или слишком серьезны, станьте поэтом для отдушины.

Татьяна лучше, чем Онегин: она живет воображаемой жизнью, которая, по крайней мере, честна, хотя в конце концов она уступает тому же социальному коду, который захватывает Онегина. Хотя она и суеверна в отношении примет, указывающих на настоящую любовь, она, по крайней мере, стремится узнать что-нибудь об Онегине. Хотя ее визиты в его незанятый дом происходят из примитивной преданности, они действительно приводят к пониманию его характера. Хотя она участвует в модном круговороте Санкт-Петербурга, она держится достаточно отчужденно, чтобы помнить о своих домашних обязательствах. Внешне Татьяна — прелестный хойден, а Онегин — произведение искусства моды, но внутри Татьяна вызывает у каждого Евгения два вздоха и два удара сердца.

Концовка романа, в которой Татьяна оставляет интервью под руку с мужем, а Онегин стоит в недоумении, не является развязкой. Хотя друзья поощряли завершить рассказ, Пушкин этого не сделал. Возможно, история заканчивается так, как она есть, с главными персонажами, выгравированными в позах, которые представляют их моральный выбор. Татьяна предпочитает жертву счастью, а Евгений обречен преследовать непреодолимую женщину. Драматический финал не предлагает читателям никаких традиционных удобств, благодаря которым персонажи получают некоторую долю удовлетворения.

Дубровский

Дубровский это, как и Евгений Онегин незавершенное произведение. В отличие от «Евгений Онегин» , он изображает угнетение, насилие и смерть лишь с несколькими смягчающими моментами, в которых юная любовь и благородное поведение одерживают мгновенный триумф. История повествует о превращении молодого человека Владимира Дубровского из помещика в преступника. Как и Онегин, Дубровский принадлежит к поколению, родившемуся примерно в конце девятнадцатого века, но относительная бедность его семьи оставляет мало досуга, позволенного молодому кавалеру Санкт-Петербурга. Тема романа скорее политическая, чем социальная: тирания помещичьего класса.

Пожилой Андрей Дубровский владеет несколькими крепостными и деревней Кистенёвкой; он мягкий и благодарный хозяин. Соседний помещик Кирила Троекуров владеет гораздо большим поместьем и, как известно, тиранит своих крепостных. Хотя Дубровский и Троекуров вместе служили в армии и подружились, два мелких спора из-за охотничьих собак и прав на охоту перерастают в полномасштабную вражду. Троекуров, не привыкший к тому, чтобы его волю ни в чем не оспаривали, замышляет завладеть имением Дубровского, подав высокотехнологичный иск под руководством хитрого адвоката. Когда претензия Троекурова побеждает, Дубровский сходит с ума от этого надругательства над справедливостью. Став инвалидом дома, Дубровский вызывает обратно в имение своего сына Владимира со службы в армии. Владимир берется за законное возвращение имения, но прежде чем он успевает это сделать, Троекуров доводит Дубровского-старшего до смертельного припадка, нагло въезжая во двор особняка, который он вскоре займет. В день похорон Троекуров отправляет офицеров, чтобы захватить контроль над имением и деревней, прежде чем молодой Владимир сможет потребовать свое наследство.

Возмущенные этим триумфом тирании, молодой Владимир Дубровский и его крестьяне запирают чиновников в оккупированном особняке и поджигают здание. Скрывшись в лесу, банда Владимира начинает терроризировать окрестности: грабить путешественников, забирать почту, поджигать усадьбы. Единственное имение, избежавшее нападения, как ни странно, принадлежит Кириле Троекурову.

Тем временем Троекуров нанял для своей дочери Маши французского репетитора Дефоржа. Он решает развлечься с красивым молодым иностранцем, заперев его в комнате с голодным медведем. К большому удивлению домовладельца-садиста, наставник вытаскивает из кармана пистолет и стреляет в медведя. Дефорж оказывается таким же очаровательным, как и вооруженным, и вскоре Маша влюбляется в него.

В праздничный день вся окрестная шляхта собирается на пир в имении Троекурова. Один из них опаздывает: Антон Пафнутьич, адвокат, который вел дело против Владимира и недавно был им ограблен. Его рассказ побуждает гостей сравнивать рассказы об отъявленном разбойнике, который с помпой и изяществом ворует только у самых богатых представителей местного правящего класса. Пафнутьич отказывается покидать безопасное поместье и остается на ночь в комнате Дефоржа, только чтобы обнаружить, что воспитателем на самом деле является переодетый Владимир.

Его личность теперь опасно скомпрометирована, Владимир планирует покинуть поместье, признавшись в любви к Маше, раскрыв свою личность и заручившись ее обещанием, что она позовет его, если ей когда-нибудь понадобится помощь.

Обещание кажется излишним до следующего лета, когда Троекуров планирует выдать Машу замуж за своего соседа, князя Верейского. Вдвое старше Маши, доведенный до скуки и разврата безудержным снисходительностью, Верейский в глазах Маши отвратительный жених, но ее отец настаивает на свадьбе. Маша заручается поддержкой Владимира на случай, если она не сможет отговорить отца от его решимости. Она даже пишет Верейскому письмо, в котором откровенно признается в своем отвращении, но это только возбуждает и у него, и у ее отца аппетит к проявлению своего авторитета. Вынужденная присутствовать на свадьбе, Маша с минуты на минуту ожидает, что ее спасет Владимир Дубровский, но он не появляется до того, как священник произнесет клятвы жениху и невесте. Только когда карета Верейского едет домой, появляется Дубровский; он хватает принца и объявляет Машу свободной, но она настаивает на том, что, нравится ей это или нет, она теперь жена. Хотя Дубровский был ранен пулей в плечо и ее ответом в сердце, он удаляется, никому не причинив вреда и ничего не украв. В отместку власти посылают солдат на поиски Дубровского. Когда они осаждают его лесную крепость, Дубровский убегает в лес. Грабежи и нападения на местное дворянство прекращаются, и, по слухам, Дубровский уехал за границу.

Дубровский имеет все сюжетные условности грабительской фантастики конца восемнадцатого, начала девятнадцатого века. Его герой молод, лих, красив и неординарен преступник. В беде находится девушка, которая, конечно же, его возлюбленная. Ее страдания возникают из-за тирании жестокого родителя и похотливого жениха. Приключения, насилие и смерть в темных и неожиданных местах. Персонажи — это не более чем картонные фигуры, поскольку акцент делается на быстро развивающемся сюжете, наполненном драматическим противостоянием невиновности и коварства, добра и зла.

Что сенсационно в Дубровском , так это его тема. Пушкин создает бунтарского героя, завоевавшего симпатии читателя; Владимир Дубровский ведь, как Робин Гуд, на стороне справедливости и настоящей любви. В николаевской России, где даже словесное инакомыслие быстро привлекало официальное внимание, такое облагораживание человека, противостоящего политической системе, было актом ереси. Однако, рисуя такой разительный контраст между тиранией Троекурова и благородством Дубровского, Пушкин как будто загнал историю в угол, из которого нет выхода. Обычно считается незавершенным, Дубровский , возможно, был оставлен на месте, потому что автор не мог придумать удовлетворительного заключения. Героиня жестоко замужем, система утвердила подавляющую силу в защиту местного тирана, а грабеж шайки Дубровского — лишь досадная заусеница на крепком кулаке самодержавия. Сам Дубровский, как кончается рукопись, находится в безвыходном положении. Подобно Евгению Онегину в конце своего романа, Владимир Дубровский потерял свою возлюбленную из-за пожилого военного и не имеет возможности отомстить, чтобы компенсировать эту потерю. Пушкин мудро распрощался с Онегиным в ту непонятную минуту, что Татьяна уходит с мужем. Точно так же Пушкин, кажется, инстинктивно оставил Дубровского в тот момент, потому что у него буквально нет будущего, о котором стоило бы рассказывать; он избит. Дубровский может быть не столько незавершенным, сколько незаконченным.

Капитанская дочка

Последнее художественное произведение Пушкина, «Капитанская дочка », предлагает тематические решения, которых не смог достичь Дубровский . «Капитанская дочка» — очередная история о молодом человеке из дворянской семьи, который должен противостоять системе, но герой этого романа способен как бороться за личную справедливость, так и оставаться (хотя и с трудом) в гармонии с политической и социальной система. Возможно, перенеся свой рассказ на шестьдесят лет назад, Пушкин смог лучше понять, как человек может распоряжаться своей жизнью и при этом оставаться частью общества. Человек, который поддерживает свою честь, может фактически способствовать улучшению всего общества.

Действие «Капитанская дочка» разворачивается во времена крестьянского восстания Пугачева, вспыхнувшего на востоке России в середине 1770-х годов и с большим трудом подавленного через несколько лет войсками Екатерины Великой. Это восстание умерило энтузиазм Екатерины по привнесению в Россию западных путей и идей, продемонстрировав, насколько хрупкой была власть монарха над обширным русским ландшафтом. Впоследствии бунт Пугачева символизировал кошмар самодержавия об опасностях, бурливших под поверхностью русской цивилизации, требовавших постоянной бдительности; возможно, это было единственное, что заставляло правящий класс не следовать примеру Европы в отношении парламентского и конституционного правления. В николаевской России, где всегда были свежи воспоминания о перевороте декабристов, писать о восстании Пугачева означало практически писать о современной политике.

Капитанская дочка рассказывает, как Петр Гринёв поступает на военную службу. Вместо того чтобы послать своего сына Петра на элегантную службу в санкт-петербургский батальон, старший Гринев, верящий в старомодные ценности самопожертвования и тяжелого труда, определил Петра в полк на восточной границе империи в Оренбург. В отвращении Петр отправляется со своим верным крепостным Савельичем и встречает по пути два приключения: ветеран армии напоит его и обманет в бильярде; крестьянин спасает Петра и Савельича, когда они заблудились в метели, а Петр отплачивает человеку дорогим пальто.

В Оренбурге Петра назначают в небольшой отдаленный форт; он всего лишь один из трех офицеров регулярной армии, наблюдающих за разношерстным батальоном местных мужчин. Второй из троих — Швабрин, молодой франт, сосланный из Петербурга за дуэль. Третий — комендант форта капитан Миронов, несколько комическая фигура, время от времени тренирующая свои войска в явно невоенной одежде ночной рубашки и ночного колпака. Единственным обществом троих офицеров являются жена Миронова Василиса и его незамужняя дочь Маша.

Довольно быстро Петр и Швабрин становятся соперниками Маши и на петербургский манер вступают в дуэль. Петр тяжело ранен, но ранение оборачивается благоприятно, ведь его выздоровление требует постоянного внимания Маши. Эта близость быстро приводит к тому, что молодые люди признаются друг другу в любви. Петр пишет домой с просьбой разрешить жениться на Маше, но получает язвительное и твердое письмо с отказом от отца.

Пока несчастные влюбленные обдумывают свой следующий ход, начинается крестьянское восстание под предводительством Емельяна Пугачева, и его основная армия приближается к глинобитной крепости. Защитники быстро сдаются. Капитан убит, Швабрин переходит на сторону врага, Маша скрывается, а Петр спасен от казни, потому что предводитель повстанцев Пугачев — тот самый крестьянин, которому Петр щедро подарил свою шинель.

Вернувшись в свою крепость в Оренберге, Петр охотно советует атаковать, чтобы освободить Машу, но полководец не хочет покидать безопасный город. Когда Петр узнает, что Маша обнаружена и отдана Швабрину, он в одиночку отправляется ее спасать. Схваченный мятежными часовыми, Петр предстает перед Пугачевым. Впечатленный храбростью и честностью Петра, Пугачев решает позволить молодому человеку забрать Машу. Убегая из лагеря повстанцев, влюбленные встречаются с русским отрядом. Петр отправляет Машу в свое родовое поместье, а сам продолжает служить против повстанцев.

К концу восстания Маша завоевала сердца родителей Петра, так что они больше не возражали против брака. Однако Петра арестовывают по обвинению в помощи врагу. Не желая объяснять свои перемещения туда и обратно между вражеским лагерем и дежурным пунктом, чтобы защитить Машу, Петр рискует судом. Маша едет в Москву просить пощады у самой императрицы. Рассказывая свою историю женщине, которую она встречает в дворцовом саду, Маша неожиданно обнаруживает на следующий день, что по незнанию сама разговаривала с Екатериной. Екатерина прощает Петра, и влюбленные могут пожениться.

В характере Петра Пушкин рисует композицию молодого русского дворянина. Как и другим, Петру приходится примирять противоречивые претензии своего европейского и славянского наследия. Это нелегко, потому что оба наследия представляют собой смесь хорошего и плохого. Европейское наследие научило его быть личностью и преследовать любовь Маши как высшее благо, но Европа также является источником франтовства и фальшивой чести, представленных Швабриным. Славянское наследие предъявляет высокие требования к верности семье и государству, но его классовая структура зависит от угнетения и жестокости. Питер пытается объединить лучшее из каждого наследия. Он верный подданный императрицы, но он достаточно чувствителен к человечности восставших крестьян, чтобы желать, чтобы реформа устранила те условия, которые порождают революцию.

Пушкин проводит смелую параллель в политическом плане. Петр и Маша отправляются в одиночное путешествие, чтобы спасти друг друга: Петр идет к Пугачеву, а Маша идет к Екатерине. Монархи ведут себя на удивление одинаково: они обнаруживают в просителе честность и честь, что оправдывает помилование явного врага. Для Пушкина предположение, что Пугачев был чем-то меньшим, чем сумасшедший, или дьявольский приспешник, или воплощение предательства, было политической ересью. Хотя Петр никогда не потворствует тому, что Пугачев берется за оружие, ему импонирует искренность вождя и — среди ожидаемых ужасов войны — сравнительная человечность.

Сама Маша выступает эмблемой России. Как и ее страна в восемнадцатом веке, балансирующая между славянским прошлым и европейским будущим, девственная Маша вот-вот определит свое будущее. Она мудро отвергает поверхностные западные обычаи Швабрина в пользу культурных, но естественных импульсов Петра. Будущее Маши, находящейся под угрозой восстания, висит на волоске, пока ее не спасет храбрость и даже безрассудство того, кто ее любит. В свою очередь, она отвечает на любовь любовью, рискуя вызвать публичное смущение, чтобы поддержать утверждение о том, что мужчина может разговаривать с врагом своей страны, даже сотрудничать с ним и при этом оставаться патриотом.

Судьба Петра предлагает, таким образом, надежду на самодержавную, неизменную Россию. Напуганный грабежами и разрушениями, Питер убежден, что восстание не лекарство от того, что беспокоит его страну. Однако он является живым доказательством того, что идеалы и нравы могут меняться к лучшему. Питер менее сознателен, чем его отец; он отвергает кумовство и безнравственность аристократического солдата; он учится видеть человечность крестьянина под грубой внешностью. Петр избегает последствий своего нового отношения только благодаря вмешательству Екатерины. Тем не менее она вмешивается и видит то, что должен видеть прогрессивный монарх: твердое правление вполне совместимо с личной честностью и общественной моралью.

Действие «Капитанская дочка » происходит во время правления одного жесткого монарха и говорит с другим. Он пытается заверить Николая I в том, что некоторые западные идеалы (любви и личной чести) вполне совместимы с традиционными русскими добродетелями послушания и верности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *