Святослав сын игоря: Недопустимое название | Воины и военная техника вики

Княгиня Ольга и ее сын Святослав

Княгиня Ольга (годы правления 945- 964)

Княгиня Ольга была единственной женщиной из всех правителей Древнерусского государства. Много споров разгорается по поводу ее происхождения: кто-то считает, что она была родом их Пскова, другие же уверены в ее скандинавских корнях. Одно остается точным – правление она получила после смерти своего мужа князя Игоря Рюриковича и правила в период малолетства законного наследника – Святослава, а также во время его военных походов.

Основными направлениями ее политики были: укрепление единства восточнославянских племен, сближение с христианским миром и обеспечение внешней безопасности.

Укрепление единства

В 945 году после убийства князя Игоря, Ольга жестоко отмстила древлянам и сожгла их столицу Искоростень, дабы показать, чем грозит непокаяние. После этого она произвела объезд всех подвластных ей территорий в течение одного года, тем самым напомнив населению о себе и своей власти.

Кроме того, Ольга провела первую налоговую реформу. Она установила четкий порядок сбора дани (полюдья) ,введя уроки (размеры дани) и погосты (места сбора дани).

В результате проведения этой реформы, ей удалось укрепить Российскую государственность (упорядочение налогообложения, укрепление центральной власти, разделение страны на административные участки).

Сближение с христианством

Приблизительно в 957 году Ольга отправилась в Византию, где приняла христианство (крестили ее под именем Елена). Крещение она принимала от Императора Константина и патриарха Феофилакта. Это дало Руси толчок в развитии дипломатических отношений.

Кроме того, в 959 году было направлено посольство к германскому императору Оттону Первому, где была заключена договоренность о приезде в Киев епископа Адальберта для проповеди христианства.

Однако сколько Ольга не старалась, сын ее все еще оставался язычником. Возможно это способствовало торможению принятия христианства по всей Руси.

Обеспечение внешней безопасности

Помимо поддержания дружеских отношений с Византией, Ольга смогла с помощью своей дружины отразить нападение печенегов на Киев в 968 году.

Умерла Ольга в 969 году ( однако эту цифру часто оспаривают, поэтому лучше считать ее приблизительной).

Князь Святослав Игоревич (годы правления 964-972)

Формальное правление Святослава началось сразу после смерти его отца, когда мальчику было всего три года. Однако реальное правление началось только с 964 года.

Особую славу ему принес его военный успех. Это был прирожденный полководец, авторитет для своей армии, быстрый и решительный в приеме решений, необычайно выносливый и неприхотливый. Именно ему принадлежит фраза «Иду на Вы», за что он был уважаем как своими союзниками, так и врагами. Благодаря Святославу, удалось значительно расширить границы Руси и укрепить международное положение. В 964 году ему удалось подчинить себе вятичей, а затем, совершая походы по Оке, в Поволжье, на Кавказ он стал присоединять все новые и новые земли.

В 965 году он и его дружина разгромили Хазарский каганат и его столицу Итиль, тем самым эта территория теперь оказалась под властью Руси.

Также ему удалось осуществить два успешных похода на Болгарию и в результате этого подчинить себе в 968 году Переяславец и Доростол.

С 969 года по 971 Русь была вынуждена вести войну с Византией, поводом для которой стал передел уже поделенной, по мнению Святослава, Болгарии.

В результате нескольких крупных военных сражений, правители провели переговоры, где установили, что русская армия оставляет Болгарию, а Византия выплачивает Руси контрибуцию и предоставляет выгодные условия торговли. Так территории восточной Болгарии присоединили к Византии, а западные земли сохранили независимость.

После окончания войны князь решил возвратиться домой, однако по пути в 972 году был подвержен нападению печенегов и был убит.

И хотя еще при жизни Святослав старался разделить земли между своими сыновьями (Ярополку доставался Киев, Олегу – древлянские владения, а Владимиру – Новгород) , предотвратить усобицу ему не удалось.

Максим Романович | Просмотров: 5.4k

Князь, ходивший «на Вы»

Это была незаурядная личность, с малых лет полюбившая ратное дело. Походы и битвы Святослава позже позволили сравнивать его с великим полководцем Александром Македонским. Давайте попробуем пройти тропами этого князя-воина, посмотрим, как он жил, с кем и за что воевал и чего добился.

Но начнём, пожалуй, с загадки рождения Святослава. Никто не оспаривает того факта, что он княжеский сын. Однако есть немало историков, которые ставят под сомнение дату его рождения — 943 год. Ведь тогда получается, что его отцу — Игорю было уже за 60, а матери — более 50 лет. Упоминаются в некоторых документах два брата Святослава — Володислав и Глеб. Но никаких сведений об их деяниях в истории не найдено. Некоторые историки приводят иную дату появления наследника княжеского престола — примерно 927 год.

Нетрудно представить мальчишеские интересы единственного сына Игоря, видевшего день изо дня на княжеском подворье большое количество вооружённых людей — дружинников князя, собиравшихся в походы. Святослав часто наблюдал за тем, как они тренируются во владении мечом, палицей, боевым топором, копьём, соревнуются в стрельбе из лука и объезжают коней. Ратное дело стало страстью мальчика. И у него появились и свой меч, и свой лук, и свой конь. Святослав научился мастерски владеть практически всеми видами древнего оружия и хорошо сидел в седле. Любопытную характеристику Святослава оставил летописец: «…и легко ходя, аки пардус, воины многы творяще. Ходя, воз по себе не возяше, ни котла, ни мяс варя, но по тонку изрезав конину, или зверину, или говядину, на углех испек, ядяше. Ни шатра имеяше, но подклад постилаше и седло в головах. Такоже и прочий вои его бяху вей…». Переведём этот старинный слог на современный: «…и легко ходил в походах, как пардус (гепард), и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел. Не имел он и шатра, но спал, подостлав потник, с седлом в подголовье. .. Такими же были и его дружинники».

Лёгкая на подъем, быстрая на ходу, не отягощённая обозами, неприхотливая в походных буднях — такой сформировалась основа войска, с которым Святослав позже отправлялся в походы. Со своими дружинниками он был первым среди равных. И они высоко ценили доступность князя, его простоту в поведении и чисто дружеские отношения своего предводителя.

Великая княгиня Ольга не одобряла увлечения своего сына. Ей хотелось, чтобы он вслед за ней принял христианство, стал более покладистым и миролюбивым правителем Русского государства. Но Святослав категорически отвергал новую веру, оставался язычником, поклонником Перуна. Он говорил матери: «Могу ли я один принять новый Закон, чтобы дружина моя смеялась надо мною?» Но оставаясь сам язычником, Святослав никому не запрещал принимать христианскую веру.

Итак, боевые походы были основным занятием молодого князя. И при Святославе набегов на Русь со стороны пограничных племён практически не было. Однако сам молодой князь хорошо помнил неудачный поход своего отца в земли, где жили вятичи и их соседи — волжские булгары.

Покорить их, а заодно и нанести удар по крепнущему в низовьях Волги и Дона государству хазар, которое соперничало с Русью за влияние на племена, жившие в Поволжье, — вот на что нацелился Святослав в первом своём большом походе.

Но покорение Востока преследовало и иную цель — получить в свои руки Великий Волжский путь, который соединял Скандинавию со Средней Азией. Святослав Игоревич выступил в этот поход в 964 году. Через землю северян, подвластных Киеву, он перешёл в верховья Оки, в землю вятичей. Воевать с ними киевский князь не стал, сказав, что освободит вятичей от необходимости платить дань хазарам. Обезопасив таким образом свой тыл, первый удар Святослав обрушил на Волжскую Булгарию — союзника Хазарии. Во многом это нападение было для булгар неожиданным. Хорошо подготовленная дружина Святослава нанесла несколько чувствительных ударов по войску булгар и рассеяла его. Не устояла под славянским натиском и столица государства, и другие города. Их население было разогнано по деревням. Попутно Святослав разгромил живших в окско-волжских лесах и враждебных Руси буртасов, захватил и пожёг их города, вынудив племя уйти в леса.

Вскоре предупреждение Святослава «Иду на Вы», которое он неизменно посылал противникам, получили правители Хазарского каганата. Мощная атака славянской дружины с севера оказалась для этого государства трагичной. Один за другим погибали хазарские отряды, сдавались города и разрушались крепости. Сам каган вышел с войском навстречу русичам, но был разбит, а столица Хазарии город Итиль в низовьях Волги была захвачена Святославом.

Дальше путь русского князя и его дружины лежал в хазарские владения на Северном Кавказе и в земли враждовавших с Русью и союзных Хазарии племён ясов и касогов. Покорив и их, на берегу Дона войско Святослава взяло штурмом последнюю хазарскую крепость — Саркел, которая была построена здесь ещё в IX веке с помощью византийских инженеров для охраны хазарских границ от русских. Следы пожарищ, разрушенных зданий, разбитых крепостных стен — таким предстаёт Саркел по данным археологов.

Цель почти трёхлетнего похода была достигнута. Сильный соперник на Востоке — Хазарский каганат по существу прекратил своё существование как государство.

Оставив на захваченной территории гарнизоны, Святослав вернулся в Киев. Однако оставался в стольном граде князь недолго. Теперь его влекли юго-западные земли, в нижнем течении Дуная, по берегам которого жили болгары.

Летом 967 года Святослав с едва отдохнувшим после похода войском, набрав в него новые силы, двинулся на юг. Русскую рать поддерживали венгерские отряды. Болгария не смогла долго оказывать сопротивление закалённому в битвах воинству. Этому способствовало и то, что соседняя с Болгарией Византия не поддержала её, а хранила нейтралитет, потому что Святослав обещал византийскому императору оставить в покое греческие колонии в Крыму. Верный своей молниеносной манере ведения военных действий, Святослав разбил болгарские отряды. Болгары были вынуждены заключить мир, по которому нижнее течение Дуная с крепостью Переяславец отошло к Руси.

Святослав переносит сюда свою резиденцию и, согласно летописи, заявляет: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае — там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли — золото, паволоки (драгоценные ткани), вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии — серебро и кони, из Руси же — мех и воск, мёд и рабы». Эти намерения русского князя испугали византийского императора Никифора Фоку, который примирился с болгарами, а затем заключил тайный союз с печенегами. Летом 968 года печенеги осадили Киев. Дружины, способной дать отпор врагу, в Киеве не было. Ольга с тремя сыновьями Святослава укрылась за крепостными стенами. На левом берегу Днепра стояла небольшая дружина киевского воеводы Претича, способная непродолжительное время оказывать печенегам сопротивление. Некоему юному киевлянину удалось пробраться через печенежский стан, переплыть Днепр и уведомить воеводу о нашествии кочевников. Когда дружина Претича внезапно появилась у стен Киева, печенеги, устрашившись воинской доблести русичей, заключили мир и удалились от города.

В 969 году, когда умерла Ольга, князь ненадолго покинул свою новую столицу и вернулся в Киев. Здесь он окончательно объявил, что будет княжить в Переяславце, а русские земли делит между своими сыновьями: старшему — Ярополку отдан Киев, среднему Олегу — землю Древлянскую. Младшему — Владимиру во владение перешёл Новгород. Однако когда Святослав вернулся в Болгарию, он столкнулся с результатом тайной политики нового императора Византии Иоанна Цимисхия — сопротивлением болгар, которых пришлось огнём и мечом приводить к покорности. Цимисхий, собравший к тому времени значительное войско, потребовал, чтобы русский князь возвращался в Киев. Святослав ответил отказом, и завязалась кровопролитная война. Решительное сражение произошло у города Адрианополя. Перед битвой Святослав сказал дружине: «Бегство не спасёт нас. Не посрамим земли русской, но ляжем здесь костьми, ибо мертвые сраму не имут! Станем крепко. Иду перед вами, и когда сложу голову свою, тогда делайте, что хотите». Малочисленная дружина Святослава бросилась на византийцев с такой яростью, что войско Цимисхия бежало. Позже Святослав и Иоанн Цимисхий заключили перемирие.

Но длилось оно недолго. В следующем 971 году византийский император пошёл войной на русичей. К тому времени союзники Святослава ушли в свои земли, и русскому войску пришлось вновь сражаться с превосходящими его силами. И снова натиск дружины во главе с князем был столь стремителен, что греки дрогнули. Тогда Цимисхий, сияя золочёными латами, сам повёл навстречу Святославу отборную гвардию — «бессмертных». Святослав был ранен. Русичам пришлось отступить. Русский князь запросил мира.

По условиям мирного договора, скреплённого личной встречей Святослава и Иоанна Цимисхия, русский князь и его войско должны были покинуть Болгарию; они обязались не нападать более на здешние земли. Но за Русью сохранились завоевания в Причерноморье и Поволжье.

Cвятослав обратился к византийскому императору с просьбой помочь в проходе русской рати через земли врагов Киева — печенегов. Цимисхий, демонстрируя свою милость и могущество, согласился сделать это. Но за показной милостью таилась коварная затея: убрать опасного соперника. К печенегам их посольство везло золото, дорогие подарки и просьбу императора остановить Святослава во время его возвращения в Киев.

Осенью русская рать появилась в устье Днепра. Но все пути на север были перерезаны печенегами. Тогда Святослав зазимовал в русских поселениях, расположенных на берегах днепровского устья.

Весной 972 года он снова попытался прорваться в Киев, но на порогах, там, где его дружина перетаскивала свои ладьи берегом, минуя бурлящие водовороты, Святослав попал в засаду. Небольшое русское войско было окружено и уничтожено. Сам Святослав погиб в бою. Так оборвалась его наполненная битвами жизнь.

По преданию, из черепа Святослава печенежский хан Куря по старому степному обычаю сделал чашу, оковал ее золотом и пил из нее на пирах в знак своей воинской доблести. 

10 век Россия | Русмания

                            

В X веке, во время правления Ольги, Святослава Храброго и Владимира Великого, границы Киевской Руси расширились, и Византийская империя, Болгарская империя и Хазарское ханство на себе испытали рост формирующегося государства сила. Век завершился Крещением Руси в православную веру — событием, повлиявшим на все стороны жизни Руси от политики и торговли до искусства, музыки, литературы и архитектуры. Однако в том же столетии произошла и первая междоусобная война между князьями Рюриковичами — первая из многих последующих столетий.


Поход Олега на Константинополь

Олег Провидец был великим военачальником и из своей новой столицы Киева совершил набег на Константинополь в 907 . Ему удалось взобраться на стены города и прикрепить к воротам свой щит. Жители Константинополя так боялись войска Олега, что решили предложить ему торговый договор, весьма выгодный для Киевской Руси. Олег согласился и уехал из города.


Смерть Олега

По легенде однажды мудрец сказал Олегу, что его убьет его собственный верный конь. Олег считал себя провидцем и думал, что сможет обмануть смерть, отправив своего коня прожить остаток жизни из беды. В 912 , когда Олег услышал, что его лошадь в конце концов умерла, он рассмеялся над тем, как ему, по-видимому, удалось обмануть смерть. Олег попросил, чтобы его отвели посмотреть кости его любимой лошади. Когда он приблизился к скелету лошади, из черепа лошади выскочила ядовитая змея и укусила Олега, убив его. Таким образом, пророчество исполнилось.


Поход Игоря на Константинополь

После смерти Олега в 912 сын Рюрика Игорь Рюрикович окончательно стал киевским князем. Еще в 903 Игорь был женат на красивой дворянке из Пскова по имени Ольга. Как и Олег до него, в 941 Игорь выступил в поход на богатый и могущественный город Константинополь, однако византийцы смогли уничтожить флот Игоря своим греческим огнём. Несмотря на поражение, Игорь не сдался и собрал новые войска, в том числе своих союзников печенегов (кочевое тюркское племя), и начал второй поход в 9 в.0012 943 . На этот раз византийцы, должно быть, больше боялись Игоря, поскольку вступили в переговоры, которые привели к заключению выгодного мира и торгового договора для Киевской Руси в 944 .


Убийство Игоря

Игорь правил несколькими племенами и раз в год посещал каждое племя, чтобы собрать с них дань. Любое племя, не платившее этой дани, будет наказано войском Игоря. Одно такое племя называлось древлянами. В 945 Игорь посетил их, и они дали ему меха, еду и другие ценные вещи в качестве дани. Однако Игорь стал жадным и вернулся еще раз в том же году, требуя от древлян еще подарков. Вместо того, чтобы заплатить Игорю, древляне взбунтовались и убили его. В одном рассказе говорится, что две большие березы пригнулись, и древляне привязали к каждому дереву по одной ноге Игоря, а затем отпустили их. Деревья взошли, и Игоря разорвало на части.


Месть Ольги

Поскольку сын Игоря и Ольги Святослав был еще мальчиком, когда его отец был убит в 945 , было решено, что его вдова Ольга должна править Киевской Русью, пока Святослав не станет достаточно взрослым. Первым делом Ольга решила отомстить древлянам за убийство ее мужа. В древних летописях записаны легенды о жестокой мести Ольги. Сначала группу пленных древлян бросили в яму и закопали заживо. Тогда Ольга пригласила к себе лучших мужчин древлян, чтобы выбрать из них нового мужа. Когда пришли мужчины, она приготовила для них баню. Когда они оказались в бане, выходы были заблокированы, и они были сожжены заживо. После этого Ольга и ее войска отправились к месту, где был убит Игорь, чтобы отслужить по нему панихиду. Находясь там, она приказала своим войскам убивать всех найденных древлян. Последняя легенда повествует о том, как Ольга в последний раз обманула древлян. Она сказала им, что если каждая деревня даст ей несколько почтовых голубей, она простит им убийство ее мужа. Когда она получила голубей, она привязала к их ногам что-то горящее. Она выпустила голубей, и они полетели домой. Когда они приземлялись на здания, загорались и сгорали целые деревни.

Хотя Ольга жестоко обращалась с древлянами, позже она стала одной из первых христиан на Руси. Она посетила Константинополь и крестилась там либо в 945 , либо в 957 . В это время остальная часть населения Руси была еще язычниками, верившими в своих богов, связанных с природой. После ее смерти Ольга была причислена к лику святых Русской Православной Церковью. Она также оказалась очень мудрой правительницей и при ней были проведены первые административные реформы на Руси.


Походы Святослава Храброго

Даже когда Святослав Игоревич достиг совершеннолетия, его мать Ольга часто оставалась править Киевом, так как Святослав был в первую очередь военачальником и часто уезжал из Киева в походы. Он был описан как имеющий бритую голову, от которой остался только пейс, и длинные усы. Кроме того, говорят, что он носил большую золотую серьгу. Святослав пользовался уважением своих людей, потому что, хотя он и был их князем, он не жил отдельно от них во время войны, а спал на земле вместе со всеми. Отправляясь на войну, Святослав заранее посылал врагу записку, в которой просто говорилось: «Я иду за тобой!».

Святослав хотел завладеть всей рекой Волгой, чтобы использовать реку для торговли. Однако в то время территория находилась под контролем могущественного Хазарского ханства, которое заставляло местные племена платить им дань. Святослав пообещал защитить эти племена, если они вместо этого будут платить ему дань и поддержат его войну против Хазарии. Те племена, которые отказались от его предложения, были захвачены, и Святослав покорил их и все равно подчинил киевскому владычеству. Наконец Святослав вторгся в Хазарское ханство, разрушив крупный город Саркел в 9 г.0012 965 , разграбив Керчь, а затем полностью стерев с карты хазарскую столицу Атиль.

Дальше Святослав повернул на запад. Византийцы хотели использовать военную силу Святослава и просили его напасть на их общего соседа: Болгарское царство. Поход Святослава в 967 или 968 против Болгарии оказался настолько успешным, что заставил византийцев забеспокоиться, что однажды Святослав станет для них угрозой. Чтобы этого не произошло, византийцы решили заплатить печенегам за нападение на Киев и тем самым ослабить позиции Святослава. Печенеги атаковали в 968 и начал осаду Киева, где находилась Ольга с тремя малолетними сыновьями Святослава. Согласно легенде, Ольга смогла отправить шпиона, чтобы тот приказал ближайшему войску русских немедленно вернуться в Киев. Войско подошло сразу и шумело, как только могло, отчего печенеги бежали, так как думали, что Святослав со всем войском вернулся. Как только город был спасен, Ольга написала сыну гневное письмо за то, что он не смог защитить Киев и его семью. Святослав вернулся в Киев и разбил печенегов, которые еще находились в киевских землях.

После того, как киевская смута уладилась, Святослав вернулся в свой поход на Болгарию. Византия требовала от Святослава отдать завоеванные им земли в Болгарии, но он отказался и поселился во вновь завоеванном Переяславце в 969 . В том же году умерла мать Святослава Ольга. В 970 Святослав начал вторжение в саму Византийскую империю. Война закончилась только тогда, когда у Руси закончились припасы, Святославу ничего не оставалось, как договориться о перемирии с Византией. Однако византийцы больше не доверяли Святославу и поэтому снова воспользовались услугами печенегов, на этот раз, чтобы убить его. В 972 Святослав был убит во время засады печенегов на обратном пути в Киев. Поскольку он был таким страшным воином, хан печенегов приказал превратить его череп в чашу.


Война сыновей Святослава

Поселившись в Переяславце, Святослав разделил свои киевские земли на три части. Своего старшего сына Ярополка он назвал великим князем киевским, второго сына Олега — князем древлянских земель и третьего сына Владимира — князем новгородским. После смерти Святослава в 9 г.0012 972 братья начали спорить между собой. Около 977 началась война между Ярославом и Олегом после того, как Ярополк обвинил Олега в убийстве сына советника Ярополка. Ярополк пошел на Олега и убил его. Затем он направил свои войска в Новгород. До Владимира дошло известие, что Ярополк убил Олега и теперь идет на Новгород. Владимир решил бежать, и Ярополк стал правителем всех русских земель.

Однако Владимир не хотел сдаваться и позволить своему брату править всем и в 978 вернулся на Русь с варяжским войском. Сначала Владимир захватил свой старый город Новгород, а затем захватил город Полоцк (ныне в Белоруссии). Полоцком правил князь Рогволод, у которого была прекрасная дочь по имени Рогнеда. Владимир просил Рогнеду выйти за него замуж, но она отказалась, сказав, что уже дала согласие на брак с Ярополком. Владимир так рассердился, что убил семью Рогнеды и взял Рогнеду силой.

Из Полоцка Владимир отправился в Киев, где находился Ярополк. Владимир начал осаду города. Владимир решил хитростью победить брата и подкупил одного из советников Ярополка. Советник велел Ярополку покинуть город для переговоров с Владимиром. Ярополк доверился своему советнику и отправился в стан Владимира. По дороге он попал в засаду людей Владимира и был убит.


Крещение Руси

После того, как Владимир победил своего брата в 978 , он приступил к закреплению за собой великого князя Киевского. Он решил, что лучший способ сделать это — объединить свой народ под одной религией. В это время народ Руси был язычником и поклонялся различным богам, связанным с природой. У каждого племени был свой набор богов, немного отличающийся от соседнего племени. Владимир решил это изменить и построил на холме высоких идолов шести главных языческих богов: Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши. Он надеялся, что все его люди начнут поклоняться этим шести богам. Однако позже Владимир решил вообще отказаться от язычества и найти для своего народа новую религию.

Чтобы найти подходящую религию для своего народа, он разослал послов в соседние государства, чтобы узнать об их религиях: исламе, иудаизме, католицизме и православии. По легенде Владимир отказался от ислама, так как ему запрещалось есть свинину и пить алкоголь — любимые занятия его подданных. Он отверг иудаизм, так как считал потерю евреями Иерусалима признаком слабости. В конце концов он отверг католицизм, так как посол по возвращении из Германии сказал, что католические церкви там не такие впечатляющие. Однако посол, вернувшийся из Константинополя, рассказал Владимиру, насколько там красивы православные соборы, и он убедился, что находится уже не на земле, а на небе. Владимир был убежден, что православие, религия его бабушки, является правильной религией для Руси, и приступил к обращению своих подданных. Он захватил византийский город Корсунь (ныне Херсонес в Крыму) и потребовал разрешения жениться на Анне, сестре византийского императора. Это было разрешено и в 988 Владимир крестился в Корсуни как православный христианин. Вернувшись в Киев, он крестил всех горожан в Днепре и уничтожил языческих идолов.


                            

Семья Святослава I+ и Малуши+ ЛЮБЕЧ

  • Отец Малуши ЛЮБЕЧЬ: Малк ЛЮБЕЧСКИЙ (918- )
  • Муж: Святослав I + (942-972)
    Жена: Малуша + ЛЮБЕЧ (944- )
    Дети: Владимир I + (960-1015)

    Муж: Святослав I +

    Святослав I +

    Имя: Святослав I +
    Пол: Самец
    Отец: Игорь + (877-945)
    Мать: Ольга + (881-969)
    Рождение 0942 Киев, Украина
    Род занятий Великий князь Киевский
    Название Великий князь Киевский
    Смерть 0972 (29-30 лет) Киев, Украина

    Жена: Малуша + ЛЮБЕЧ

    Имя: Малуша + ЛЮБЕЧ
    Пол: Женщина
    Отец: Малк ЛЮБЕЧ (918- )
    Мать:
    Рождение 0944 Киев, Украина

    Владимир I +

    Имя: Владимир I +
    Пол: Мужчина
    Супруга 1: Милолика (963-982)
    Супруга 2: Анна ВИЗАНТИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (963-1011)
    Супруга 3: Рогнейде + г.
    ПОЛОЦК (974- )
    Рождение 0960 Киев, Украина
    Род занятий Великий князь Киевский
    Название Великий князь Киевский
    Смерть 15 июля 1015 г. (54–55 лет) Берестово, Киев, Украина

    Записка о муже: Святослав I +

    Князь-воин Киевской Руси. Сын Игоря Киевского и Ольги, Святослав известен своими непрекращающимися походами на восток и юг, ускорившими крушение двух великих держав Восточной Европы — Хазарии и Первого Болгарского царства; он также покорил многочисленные восточнославянские племена, разгромил аланов и волжских булгар[2], а временами был в союзе с печенегами и мадьярами.

     

    Его десятилетнее правление на Руси было отмечено быстрой экспансией в долину реки Волги, причерноморские степи и на Балканы. К концу своей короткой жизни Святослав создал для себя самое большое государство в Европе, в конце концов перенеся свою столицу из Киева в Переяславец на Дунае в 969 году.

    В отличие от обращения его матери в христианство, Святослав оставался убежденным язычником всю свою жизнь. жизнь. Из-за его внезапной смерти в засаде завоевания Святослава, по большей части, не были объединены в действующую империю, а его неспособность установить стабильную преемственность привела к братоубийственной вражде между его сыновьями, в результате чего двое из трех его сыновей были убиты.

     

    Святослав был первым настоящим правителем Киевской Руси, чье имя бесспорно славянского происхождения (в отличие от его предшественников, чьи имена в конечном итоге произошли от древнескандинавского). Это имя не зафиксировано в других средневековых славянских странах. Даже на Руси оно засвидетельствовано только среди представителей дома Рюрика, как и имена ближайших преемников Святослава: Владимир, Ярослав, Мстислав)[3]. Некоторые ученые предполагают, что имя Святослав, составленное из славянских корней, означающих «святой» и «слава», было искусственным производным от имени его предшественников Олега и Рюрика (они означают «святой» и «славный» на древнескандинавском языке соответственно).

    ).[4]

     

    О его детстве и юности, которые он провел на княжении в Новгороде, практически ничего не известно. Отец Святослава, Игорь, был убит древлянами около 945 г., а его мать, Ольга, правила регентшей в Киеве до совершеннолетия Святослава (ок. 963 г.)[5]. Его воспитателем был варяг по имени Асмуд. «Быстрый как барс» [6] Святослав, похоже, не имел терпения в управлении. Его жизнь прошла со своей дружиной (грубо говоря, «войсками») в постоянной войне против соседних государств. Согласно «Первой летописи»: в своих походах он не возил с собой ни повозок, ни котелков, и мяса не варил, а отрезал небольшими полосками конину, дичь или говядину и ел ее, поджарив на углях. Не было у него и палатки, но он расстелил под собой попону и положил себе под голову седло, и вся свита его сделала то же самое.

     

    [править] Внешний вид

    Мадридские Скилицы. Встреча Иоанна Цимисхия со Святославом. Внешний вид Святослава очень ярко описан Львом Диаконом, который сам присутствовал при встрече Святослава с Иоанном I Цимисхием. По воспоминаниям Дьякона, Святослав был голубоглазым мужчиной-европеоидом среднего роста, но крепкого телосложения, намного крепче Цимисхия. Он побрил свою белокурую голову и бороду, но носил густые усы и пейс в знак своего благородства[8]. Он предпочитал одеваться в белое, и было замечено, что его одежда была намного чище, чем у его людей, хотя у него было много общего со своими воинами. Он носил одну большую золотую серьгу с рубином и двумя жемчужинами.]

     

    [править] СемьяЕго мать приняла христианство при дворе византийского императора Константина Багрянородного в 945 или 957 году. Однако[10] Святослав продолжал поклоняться Перуну, Велесу, Сварогу и другим богам и богиням славянского пантеона. . Он оставался язычником на всю жизнь; согласно Первичной хронике, он считал, что его воины потеряют к нему уважение и насмехаются над ним, если он станет христианином. Преданность его воинов имела первостепенное значение в его завоевании империи, которая простиралась от Волги до Дуная.

     

    [править] Семья

    Мать Святослава, Ольга, со свитой в Константинополе, миниатюра из летописи Иоанна Скилицы конца XI века. О семейной жизни Святослава известно очень мало. Не исключено, что Святослав был не единственным (и старшим) сыном своих родителей. В русско-византийском договоре 945 года некая Предслава, жена Володислава, упоминается как знатнейшая из русских женщин после Ольги. Георгий Вернадский был среди многих историков, предположивших, что Володислав был старшим сыном и наследником Игоря, умершим в какой-то момент во время регентства Ольги. На момент смерти Игоря Святослав был еще ребенком и воспитывался матерью или по ее указанию. Однако ее влияние не распространялось на его религиозные обряды.

     

    Святослав, имел несколько детей, но происхождение его жен в летописи не указано. По женам у него были Ярополк и Олег[12]. От Малуши, женщины неопределенного происхождения[13], у Святослава был Владимир, который в конце концов порвал с отцовским язычеством и обратил Русь в христианство. Иоанн Скилиц сообщил, что у Владимира был брат по имени Сфенгус; был ли этот Сфенгус сыном Святослава, сыном Малуши от предыдущего или последующего мужа или неродственным русским дворянином, неясно.

     

    Когда Святослав отправился в поход, он оставил своих различных родственников регентами в главных городах своего царства: свою мать Ольгу, а затем Ярополка в Киеве, Владимира в Новгороде и Олега над древлянами.

     

    Вскоре после восшествия на престол Святослав начал кампанию по расширению контроля Руси над долиной Волги и причерноморскими степями. Его величайшим успехом стало завоевание Хазарии, которая на протяжении веков была одним из сильнейших государств Восточной Европы. Источникам неясны корни конфликта между Хазарией и Русью, поэтому было предложено несколько возможностей. Русь была заинтересована в снятии хазарского господства на волжском торговом пути, поскольку хазары взимали пошлину с товаров, перевозимых по Волге. Историки предполагают, что Византийская империя, возможно, настроила русов против хазар, поссорившихся с византийцами после гонений на евреев в царствование Романа I Лакапена.

    [15]

     

    Святослав начал с того, что объединил восточнославянские вассальные племена хазар на свою сторону. Те, кто не присоединился к нему, такие как вятичи, подверглись нападению и были вынуждены платить дань Киевской Руси, а не хазарам. По легенде, записанной в «Повести временных лет», Святослав отправил вятичским правителям послание, состоящее из одной фразы: «Хочу на вас придти!» (Древнеславянский: «???? ?? ?? ???») [17] Эта фраза используется в современном русском языке (обычно неверно цитируется как «??? ?? ??») для обозначения недвусмысленного заявления о своей намерения. Двигаясь по рекам Оке и Волге, он вторгся в Волжскую Булгарию и взимал дань с местного населения, тем самым подчинив Киеву верховья Волги. В этой кампании он использовал наемников-огузов и печенегов, возможно, чтобы противостоять превосходящей коннице хазар и булгар.

     

    Святослав разрушил хазарский город Саркел около 965 г. и, возможно, разграбил (но не занял) хазарский город Керчь в Крыму. [19] В Саркеле он основал русское поселение под названием Белая Вьежа («белая башня» или «белая крепость», восточнославянский перевод слова «Саркел»).[20] Впоследствии (вероятно, в 968 или 969 г.) он разрушил хазарскую столицу Атил.[21] Посетитель Атиля писал вскоре после похода Святослава: «Русь напала, и не осталось ни винограда, ни изюма, ни листа на ветке». [22] Точная хронология его хазарского похода неясна и оспаривается; например, Михаил Артамонов и Давид Кристиан предположили, что разграбление Саркела произошло после разрушения Атиля.

     

    Хотя Ибн Хаукаль сообщает о разграблении Святославом Самандара в современном Дагестане, вождь русов не удосужился навсегда оккупировать сердце хазар к северу от Кавказских гор. На обратном пути в Киев Святослав решил нанести удар по осетинам и заставить их подчиниться.[24] Таким образом, хазарские государства-преемники продолжали свое шаткое существование в регионе.[25] Уничтожение хазарской имперской власти проложило Киевской Руси путь к доминированию на торговых путях с севера на юг через степь и через Черное море, пути, которые раньше были основным источником дохода для хазар. Более того, походы Святослава привели к увеличению расселения славян в районе салтово-маяцкой культуры, что сильно изменило демографию и культуру переходной зоны между лесом и степью.[26]

     

    [править] Походы на БалканыОсновная статья: Вторжение Святослава в Болгарию

     

    Преследование воинов Святослава византийской армией, миниатюра из хроник Иоанна Скилица XI века.

    Святослав вторгается в Болгарию; Хроника МанассииУничтожение Хазарии было предпринято на фоне русско-византийского союза, заключенного после похода Игоря на Византию в 944 году[27]. О тесных военных связях Руси и Византии свидетельствует тот факт, по сообщению Иоанна Скилица, что отряд русов сопровождал византийского императора Никифора Фоку в его победоносном военно-морском походе на Крит.

     

    В 967 или 968 году[28] Никифор послал к Святославу своего агента Калокироса с заданием уговорить Святослава помочь ему в войне против Болгарии[29]. Святославу заплатили 15 000 фунтов золота, и он отправился в плавание с армией в 60 000 человек, включая тысячи наемников-печенегов.

     

    Святослав победил болгарского правителя Бориса II[32] и занял всю северную Болгарию. Тем временем византийцы подкупили печенегов, чтобы они напали и осадили Киев, где Ольга осталась с сыном Святослава Владимиром. Осада была снята дружиной Претича, и сразу после отступления печенегов Ольга послала Святославу укоризненное письмо. Он быстро вернулся и разбил печенегов, которые продолжали угрожать Киеву.

     

    [hide]v · d · e

    Русско-византийские войны

     

    Пафлагония (830-е гг.) – Константинополь (860) – Константинополь (907) – Боспор и Вифиния (941) – Фракия (941) –971) – Крым (988) – Лемнос (1024) – Константинополь и Эгейское море (1043)

     

     

     

     

    Борис Чориков. Военный совет Святослава. Святослав отказался передать свои балканские завоевания византийцам, в результате чего стороны поссорились. К огорчению своих бояр и матери (которая умерла через три дня после того, как узнала о его решении), Святослав решил перенести свою столицу в Переяславец в устье Дуная из-за большого потенциала этого места как торгового центра. В Первичных хрониках запись 969, Святослав поясняет, что именно в Переяславец, центр его земель, «стекаются все богатства: золото, шелка, вино и разные плоды из Греции, серебро и кони из Венгрии и Богемии, а из Руси меха, воск, мед , и рабы».

     

    Летом 969 года Святослав снова покинул Русь, разделив свои владения на три части, каждая из которых находилась под номинальным управлением одного из своих сыновей. Во главе армии, в которую входили вспомогательные отряды печенегов и мадьяр, он снова вторгся в Болгарию, опустошив Фракию, захватив город Филиппополь и вырезав его жителей. В ответ Никифор отремонтировал оборону Константинополя и собрал новые отряды бронетанковой кавалерии. В разгар своих приготовлений Никифор был свергнут и убит Иоанном Цимисхием, который, таким образом, стал новым византийским императором.

     

    Иоанн Цимисхий сначала пытался уговорить Святослава покинуть Болгарию, но безуспешно. Бросив вызов византийской власти, Святослав переправился через Дунай и осадил Адрианополь, вызвав летом 970 года панику на улицах Константинополя[34]. Позже в том же году византийцы начали контрнаступление. Занятый подавлением мятежа Варды Фоки в Малой Азии, Иоанн Цимисхий послал своего главнокомандующего Варда Склероса, который разгромил коалицию русов, печенегов, мадьяр и болгар в битве при Аркадиополе[35]. Тем временем Иоанн, подавив восстание Варды Фоки, пришел на Балканы с большим войском и, выдав себя за освободителя Болгарии от Святослава, проник через неприступные горные перевалы и вскоре после этого захватил Марцианополь, где русы держали ряд Булгарские князья в заложниках.

     

     

    Осада Дуростора в Манассииной летописиСвятослав отступил к Доростолону, который византийские войска осаждали шестьдесят пять дней. Отрезанный и окруженный, Святослав пришел к соглашению с Иоанном и согласился покинуть Балканы, отказаться от своих претензий на южный Крым и вернуться к западу от Днепра. Взамен византийский император снабжал русов продовольствием и безопасным проходом домой. Святослав и его люди отплыли и высадились на острове Березань в устье Днепра, где разбили лагерь на зиму. Через несколько месяцев их стан был опустошен голодом, так что даже конскую голову нельзя было купить меньше чем за полгривны, сообщает киевский летописец «Первой летописи»[36]. Хотя поход Святослава не принес Руси ощутимых результатов, он ослабил болгарскую государственность и сделал ее уязвимой для нападений Василия Болгаробойца четыре десятилетия спустя.

     

    [править] Смерть и последствия

    Смерть Святослава от Бориса Чорикова. Опасаясь, что мир со Святославом не продлится долго, византийский император убедил печенежского хана Курью убить Святослава, прежде чем он достиг Киева. Это соответствовало политике, изложенной Константином VII Багрянородным в De Administrando Imperio по разжиганию розни между Русью и печенегами. Согласно славянской летописи, Свенельд пытался предупредить Святослава, чтобы тот избегал днепровских порогов, но князь пренебрег его мудрым советом и попал в засаду и был убит печенегами, когда пытался переправиться через пороги у Хортицы в начале 9 г. 72. В «Первой летописи» сообщается, что его череп был превращен в чашу печенежским ханом Курей[38].

     

    После смерти Святослава напряженность в отношениях между его сыновьями возросла. Между законными сыновьями Святослава, Олегом и Ярополком, в 976 г. началась война, по окончании которой Олег был убит. В 977 г. Владимир бежал из Новгорода, спасаясь от участи Олега, и отправился в Скандинавию, где собрал войско варягов и вернулся в 980 г. Ярополк был убит, и Владимир стал единоличным правителем Киевской Руси.

     

    [править] В искусстве и литературе

    Иван Акимов. Возвращение Святослава с Дуная к своей семье в Киев (1773 г.) Святослав долгое время был героем русских, украинских и белорусских патриотов благодаря своим большим военным успехам. Его фигура впервые привлекла внимание русских художников и поэтов во время русско-турецкой войны 1768–1774 годов, в которой были очевидны параллели с наступлением Святослава на Константинополь. Экспансия России на юг и империалистические авантюры Екатерины II на Балканах, казалось, были узаконены походами Святослава восемь веков назад.

     

    Среди произведений, созданных во время войны, была трагедия Якова Княжнина «Ольга» (1772). Русский драматург предпочел представить своим главным героем Святослава, хотя его активное участие в событиях, последовавших за смертью Игоря, не соответствует традиционной хронологии. Соперник Княжнина Николай Николаев (1758–1815) также написал пьесу на тему жизни Святослава. Картина Ивана Акимова «Возвращение Святослава с Дуная в Киев» (1773 г.) исследует конфликт между воинской честью и семейной привязанностью. Это яркий пример пуссинской передачи раннесредневековых сюжетов.

     

    В XIX веке интерес к карьере Святослава угас. Клавдий Лебедев изобразил эпизод встречи Святослава с императором Иоанном на своей известной картине, а Евгений Лансере в начале ХХ века изваял конную статую Святослава[39]. Святослав выступает в славянофильских стихах Велимира Хлебникова как воплощение воинствующего славянства:

     

    ?????????? ??? ?????, Разливая знаменитый сок Дуная

     

    ??????? ? ????? ?????, В глубину моей головы,

     

    ????? ???? ?,????????? Выпью и запомню

     

    ??????? ????: «??? ?? ??!». Крик светлых: «Я иду на тебя!»[40]

     

     

    Он злодей из романа Сэмюэля Гордона «Затерянное королевство, или Прохождение хазар»[41], беллетризованного рассказа о разрушение Хазарии Русью. В более положительном контексте славянский воин фигурирует в рассказе Вадима Викторовича Каргалова «Черные стрелки вятича»; рассказ включен в его книгу «Исторические повести»[42].

     

    В 2005 году распространилась информация о том, что в одной из деревень Белгородской области был установлен памятник победе Святослава над хазарами работы русского скульптора Вячеслава Клыкова. В сообщениях описывается, что 13-метровая статуя изображает русского кавалериста, топчущего лежащего на спине хазара со звездой Давида. Это вызвало бурю негодования в еврейской общине России. Споры усугублялись связями Клыкова с «Памятью» и другими антисемитскими организациями, а также его причастностью к «письму 500» — противоречивому обращению к Генпрокуратуре с просьбой проверить все еврейские организации в России на предмет экстремизма[43].

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *