Краткое содержание рассказа собачье сердце булгакова: «Собачье сердце» краткое содержание по главам повести Булгакова – читать пересказ онлайн

«Собачье сердце»: краткое содержание и анализ

Фото: UGC

Повесть «Собачье сердце», краткое содержание которой можно найти ниже, Михаил Афанасьевич Булгаков написал в 1925 году. В это время были востребованы идеи усовершенствования человека как вида с применением новых научных открытий, о чем и расскажет произведение великого автора. Рассмотрим краткое содержание «Собачье сердце», по главам которого можно сделать детальный анализ творения.

«Собачье сердце»: краткое содержание

Знакомство с личностью и творчеством талантливого русского писателя, драматурга, театрального режиссера и актера Михаила Булгакова не будет полным, если не прочесть «Собачье сердце».

Краткий пересказ повести, которую многие считают одним из лучших трудов творца, поможет составить общее впечатление о том, что хотел донести автор читателю. Если же «Собачье сердце» в сокращении придется по вкусу, можно смело браться за прочтение шедевра полностью.

При подготовке школьников и студентов к занятию «Булгаков “Собачье сердце”» краткое содержание придет на помощь и даст возможность сконцентрироваться на значимых деталях творения и основных характеристиках персонажей.

Вот как можно рассказать о повести «Собачье сердце» кратко:

Главы I–III

События берут начало в Москве 1924 года. Профессор, а также хирург Филипп Филиппович Преображенский открыл новый метод, который позволяет омолодить организм человека. Способ этот весьма необычный и даже пугающий — пересадка пациентам внутренней секреции животных.

Кадр из фильма «Собачье сердце»: UGC

Преображенский проживает в огромной семикомнатной квартире, которая находится в центральном районе Москвы. Именно в ней доктор и принимает пациентов.

Внезапно на голову Преображенского обрушивается неприятная новость. С визитом к нему наведывается председатель домового комитета Швондер и велит освободить две комнаты в квартире. Член жилтоварищества рассказывает, что эта неприятная участь постигла не только Филиппа Филипповича, но и других его соседей, к которым в квартиры также подселяют новых жильцов.

Подобное развитие событий не устраивает Преображенского, и он решает позвонить одному из своих пациентов, который занимает высокую должность. Разговор проходит так, как было задумано, и профессор отвоевывает все комнаты в своей квартире, оставив Швондера ни с чем.

Движимый идеей экспериментов, вскоре Преображенский находит больного дворового пса и забирает его домой. Ухаживать за собакой, которую назвали Шарик, Филипп Филиппович приказывает домработнице по имени Зина. Дни идут, и пес чувствует себя все лучше. Теперь он ласковый, красивый и сообразительный.

Кадр из фильма «Собачье сердце»: UGC

Главы IV–VII

Наступает время операции, в которой Преображенскому ассистирует врач Иван Арнольдович Борменталь. В процессе хирургического вмешательства доктора пересаживают Шарику гипофиз — мозговой придаток и семенники — половые железы. Биологический материал было решено взять у Клима Чугункина — молодого человека 25 лет, который был три раза судим и погиб от ножевого ранения.

Эксперимент прошел успешно. Шарик хорошо перенес операцию и начал постепенно превращаться в человека:

  1. Пес начал набирать вес, становиться выше.
  2. Вскоре у него выпала шерсть, и он даже начал пытаться говорить.

Прошло около месяца, Шарик полностью перевоплотился в человека. Он по-прежнему невысокий, довольно несимпатичный и очень увлеченный игрой на балалайке. Также полюбилось ему курение и сквернословие.

Кадр из фильма «Собачье сердце»: UGC

Главы VIII–IX

Пораскинув мозгами, новоиспеченный человек просит Преображенского прописать его в квартире профессора и сделать документы. Имя он уже себе подобрал — Шариков Полиграф Полиграфович.

Шариков пытается развиваться, читает книги, однако выучить хорошие манеры для него все еще остается непосильной задачей. К тому же из собачьей жизни осталась ненависть к кошкам, за которыми Полиграф порою не стесняется гоняться.

Кадр из фильма «Собачье сердце»: UGC

Профессор не спешит прописывать Шарикова в своей квартире, с чем Полиграф Полиграфович пытается как можно скорее разобраться. Однажды Шариков приносит Преображенскому документ, в котором сказано, что Полиграф стал членом жилтоварищества, поэтому ему положена отдельная комната в квартире Преображенского.

В этот же день Шариков крадет у профессора два червонца и отправляется пиршествовать, явившись домой посреди ночи в пьяном состоянии с двумя неизвестными. Выгнать их удалось только после звонка в милицию. Неизвестные, впрочем, не расстроились, ведь прихватили с собой меховую шапку, трость и малахитовую пепельницу Преображенского.

После происшествия Филипп Филиппович ведет беседу с Борменталем, разочарованно рассуждая о поведении Шарикова. Как же из смышленого и милого пса могла получиться подобная мразь?

Кадр из фильма «Собачье сердце»: UGC

Главная же проблема кроется в том, что у Полиграфа уже не собачье, а человечье сердце — самое гадкое из всех, что существуют в природе. Преображенский убежден, что обаятельный пес перевоплотился в Клима Чугункина и перенял его модель поведения.

Как-то раз Шариков возвращается домой и показывает Преображенскому и Борменталю удостоверение, согласно которому Полиграф Полиграфович стал заведующим подотделом Москвы от бездомных животных. Разочарованию докторов не было предела. Иван Арнольдович даже едва не придушил Шарикова.

На этом сюрпризы от Полиграфа не закончились. Через несколько дней он привел в квартиру к профессору женщину. Шариков заявил, что хочет вступить с дамой в законный брак и жить в квартире Преображенского.

Не долго думая, профессор рассказал женщине о собачьем прошлом Полиграфа. Дама пришла в ужас и поведала, что Шариков утаил эти подробности от нее, а шрам от операции выдал за боевое ранение.

Спустя сутки пациент доктора, занимавший высокий пост, принес донос на него, который написал Шариков. Бумага была весьма подробна, Полиграф рассказал:

  • о контрреволюционных речах, которые произносил Преображенский;
  • о хранении им огнестрельного оружия;
  • о тайном проживании в квартире непрописанного Борменталя.

Когда Шариков вернулся домой, профессор спокойным тоном приказал ему убираться из квартиры. Такое развитие событий не устроило Полиграфа, и он показал Преображенскому шиш, а другой рукой вынул из кармана револьвер.

Кадр из фильма «Собачье сердце»: UGC

Не растерявшись, Борменталь бросился к парадному входу и приклеил записку, что сегодняшний прием переносится, поскольку профессор заболел. Иван Арнольдович перерезал провод звонка, приказал домработнице и кухарке не покидать квартиру, запер черный ход на ключ и скрылся в смотровой вместе с Преображенским.

Эпилог

Спустя десять дней к профессору пожаловали следователи и предъявили ордер на обыск жилища и арест Филиппа Филипповича и Ивана Арнольдовича. Причиной послужило обвинение в убийстве Шарикова.

«Какого такого Шарикова? — удивленно спросил Преображенский. — Ах, виноват, этого моего пса…которого я оперировал?» Закончив, профессор попросил Борменталя предъявить сотрудникам правопорядка Шарика. Иван Арнольдович вышел, а вернувшись, свистнул, и из двери выскочил пес.

Местами плешивый, он вышел на задних лапах, потом стал на все четыре, снова поднялся на задние, улыбнулся и уселся в кресло. Побледнев, милицейский упал в обморок.

Шли месяцы, жизнь в квартире профессора стала спокойной и шла привычным чередом. Шарик вечерами смиренно дремал на ковре у дивана в кабинете Преображенского.

Кадр из фильма «Собачье сердце»: UGC

Читайте также: «Мастер и Маргарита»: краткое содержание и анализ

«Собачье сердце»: анализ произведения

Краткое содержание «Собачье сердце» мы уже рассмотрели, что поможет подготовиться к его анализу. Чтобы составить полную картину о произведении, нужно обратиться к аналитической справке. Разберемся, что своим произведением хотел донести Булгаков. «Собачье сердце» имеет такие особенности:

  • История создания повести.

Автор написал рассказ в 1925 году и потратил на это лишь три месяца. За столь недолгий срок Булгакову удалось создать поистине самобытное и гениальное творение, которое стало классикой и принесло писателю известность.

Задумывалось напечатать повесть в альманахе «Недра», однако главный редактор, ознакомившись с произведением, отказался его издавать. Это и неудивительно, ведь главный герой был крайне враждебно настроен к политическому строю, который существовал в те времена. В 1926 году в квартире у Булгакова провели обыск — рукопись произведения изъяли.

При жизни Булгакова его детище не публиковалось, а в 1960-х творение распространялось в самиздате. Затем текст повести передали на Запад, где сразу несколько издательств опубликовали его.

Кадр из фильма «Собачье сердце»: UGC

Лишь через 60 лет после написания, в 1986-м, повесть опубликовали в журнале «Звезда».

Интересные факты о повести:

  1. Изначально автор назвал повесть «Собачье счастье. Чудовищная история», но со временем название было изменено.
  2. Как считают многие литературоведы, при написании произведения Булгаков вдохновлялся творчеством английского писателя Герберта Джорджа Уэллса.
  3. Повесть «Собачье сердце», сюжет которой стал едва ли не пародией на политику, Булгаков дважды читал на литературном собрании. Зрители были в восторге, не понравилось творение лишь нескольким писателям, которые придерживались коммунистических взглядов.
  • Проблематика и тема повести.

Краткое содержание «Собачьего сердца» дало понять, что операция, которую описывал автор, носит характер аллегории. Воспользовавшись этим литературным приемом, Булгаков показал, насколько чудовищные последствия могут произойти, если у власти окажутся люди, подобные Шарикову, — глупые, грубые, необразованные, ограниченные и некультурные.

В повести «Собачье сердце» Булгаков сделал упор на многие нюансы, которые характерны для его творчества. Он заклеймил:

  1. Жестокость.
  2. Невежество.
  3. Превышение служебных полномочий.
  4. Необразованность.
  5. Отсутствие желания развиваться.
Кадр из фильма «Собачье сердце»: UGC

Булгаков затронул и проблематику человеческой природы, наглядно продемонстрировав, что человек стал чувствовать себя всесильным. Именно поэтому он не всегда может контролировать себя и плоды своих деяний.

  • Особенности композиции и жанра.

Если говорить о композиции произведения, то она кольцевая. Творение Булгакова начинается с описания пса, который вскоре перевоплощается в человека. Конец же повести схож с ее началом — новоиспеченного человека прооперировали, и он вновь превратился в собаку.

Завязка «Собачьего сердца» знакомит читателя с размышлениями пса о том, что его окружает. В кульминации Булгаков описывает духовное разложение новоиспеченного человека. Развязка же учит читателей тому, что и хотел донести автор, — некоторые обстоятельства можно изменить, если признать собственную ошибку.

Произведение написано в жанре повести. Если «Собачье сердце» читать внимательно, можно понять, что оно пропитано острой политической и социальной сатирой. Это позволяет назвать творение Булгакова философско-социальной сатирической повестью, наполненной фантастическими элементами.

Кадр из фильма «Собачье сердце»: UGC

Повесть «Собачье сердце», сокращение которой идеально впишется в читательский дневник, — это поистине гениальное и глубокое произведение. Булгаков затронул серьезные проблемы общества, которые актуальны и ныне. Чтобы познать все художественные достоинства творения и посыл автора, рекомендуем полностью прочесть произведение «Собачье сердце».

Читайте также: «Старуха Изергиль»: краткое содержание и анализ произведения

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1851794-sobace-serdce-kratkoe-soderzanie-i-analiz/

Собачье сердце — краткое содержание повести по главам

Глава 1

Повествование ведется от лица бездомного пса, обитающего на московских улицах. Пес воет от боли, так как повар столовой плеснул на него кипяток и обварил ему бок. Пес рассуждает о том, что скоро от боли он не сможет передвигаться и, попадясь на глаза дворникам, погибнет от их ударов. Дворники, по мнению пса,

…самая гнусная мразь. Человечьи очистки – самая низшая категория. Псу очень тяжело:

«Отчаяние повалило его. На душе у него было до того больно и горько, до того одиноко и страшно, что мелкие собачьи слезы, как пупырышки, вылезали из глаз и тут же засыхали»

Пес лежал напротив магазина, из дверей которого показался «гражданин», вернее, «господин», он пересек улицу и пошел в подворотню. Он умственного труда господин, с французской остроконечной бородкой и усами, седыми, пушистыми и лихими, как у французских рыцарей, но запах…от него летит скверный – больницей. И сигарой. Псу понравился господин, и животное, собрав остатки сил, поползло навстречу человеку, в рабском желании получить хоть немного еды. Неожиданно господин дал псу кусок краковской колбасы. Погладив собаку и назвав Шариком, господин велел животному идти за собой.

За вами? Да на край света. Дойдя до какого-то дома за человеком, Шарик увидел швейцара. А швейцар для пса был похлеще дворника: Совершенно ненавистная порода. Живодер в позументе. Швейцар почтительно обращается с господином, от этого в глазах Шарика человек превратился практически в божество. Швейцар, которого, оказывается зовут Федор, сообщает Филиппу Филипповичу (так он называет господина), что в доме выбрали новое товарищество правления и что в третью квартиру вселили новых жильцов. Вместе с Филиппом Филипповичем пес поднимается по мраморной лестнице в квартиру.

Глава 2

Шарик в своем бесприютном существовании выучился читать по цветам: сине-зеленые надписи обязательно обозначали «Мясную торговлю», «изразцовые квадратики» означали «Сыр», букву А он выучил в «Главрыбе» на Моховой, а букву Б – из слова «рыба»: подбегать к этой вывеске удобнее было с конца

. Поэтому, подойдя к двери квартиры Филиппа Филипповича, Шарик спокойно сложил первые три буквы в надписи на табличке: Пэ-ер-о – Про. За дверью их встретила женщина в белом фартучке и кружевной наколке. Пес неуверенно зашел в переднюю, где господин осмотрел Шарика и увидел на боку ожог. Женщину в фартучке звали Зина, ей Филипп Филиппович отдал приказ об отправлении Шарика в смотровую. Пес, почуяв подвох, решил сбежать, не желая оставаться в «собачьей лечебнице», как он обозначил новое помещение, куда его притащили.В дверях показалась еще одна личность в белом халате и быстро сунула под нос бедному псу тошнотворную жидкость: Братцы, живодеры, за что же вы меня? — пронеслось в голове у Шарика. И он завалился на бок.

Когда Шарик очнулся, бок не болел совсем. Он открыл глаза и стал прислушиваться к разговорам. Новая личность спрашивала Филиппа Филипповича о том, как удалось такого нервного пса вообще привести в квартиру.

«Лаской-с. Единственным способ, который возможен в обращении с живым существом. Террором ничего нельзя поделать с животным…террор не поможет…ни белый, ни красный и даже коричневый! Террор совершенно парализует нервную систему»

Шарик встал на ноги и поплелся за профессором Филиппом Филипповичем в кабинет: «Прежде всего он полыхал светом: горело под лепным потолком, горело на столе, горело на стене, в стеклах шкафов. Свет заливал целую бездну предметов». Особенно привлекла внимание Шарика громадная сова. 

Филипп Филиппович сел за стол и начал прием пациентов, очень необычных пациентов. Например, Шарик увидел интересного человека с зелеными волосами, морщины были у этого человека по всему лицу, но само лицо было розовым, как у маленького ребенка. Одна нога еле тащилась, зато другая прыгала, как мячик.  Далее зашла дама, явно скрывающая свой возраст, с темными кругами под глазами, но с постепенно меняющимся на розовый приятный цвет лицом. Осмотр свой профессор вел в этот раз за ширмой, предварительно уложив барышню на какое-то странное кресло. У Шарика потемнело перед глазами, и он заснул. А профессор работал не покладая рук.

Пес окончательно очнулся вечером, когда в комнате оказались четыре особенных посетителя. Филипп Филиппович смотрел же на вошедших, как полководец на врагов. Это были новые представители домоуправления: Швондер, Вяземская, Пеструхин, Жаровкин. Пришли они с целью обязать профессора уступить несколько своих комнат, общее число которых составляло семь, так как на повестке дня собрания жильцов было уплотнение квартир.

Филипп Филиппович, разъяренный, звонит какому-то значительному лицу, после этого звонка, раздосадованные, посетители уходят. А профессор просит Зину накрывать стол для обеда.

Глава 3

Филипп Филипович садится обедать вместе со своим ассистентом, уже знакомым Шарикову, как личность, которая сунула псу под нос странную жидкость, и которого зовут Иван Арнольдович. Обед поражает роскошью: семга, маринованные угри, сыр, икра, раки, водка. У Шарика текут от предвкушения и запахов слюнки. Профессор с вилки кормит счастливого пса. Теперь этот человек для Шарика точно закрепил за собой статус божества. После этого псу Зина принесла кусок осетрины и ростбифа. Наевшись до отвала, Шарик развалился на полу и стал слушать разговоры двух, теперь приятных ему, людей. 

Профессор и Иван Арнольдович рассуждают о том, что со сменой правления дома изменится и сам дом.

«С 1903 года я живу в этом доме …и до 1917 года не было ни одного случая, чтобы из нашего парадного при незапертой двери пропала хоть одна бы пара калош…В марте 17-го в один день пропали все калоши…Я не говорю уже о паровом отоплении…раз социальная революция – не нужно топить»

Филипп Филиппович с презрением относится к новой «власти» дома. «Разруха» во всем – такое определение ситуации выносит Иван Арнольдович. И эта разруха — в головах людей. 

Ассистент отпрашивается по личным делам на этот вечер, а профессор отправляется в Большой театр на оперу «Аида». Шарик в блаженной неге засыпает и думает, что поистине он вытащил «собачий билет».

В течение недели пес сожрал столько же, сколько в полтора последних месяца на улице. Шарик, как мог, высказывал почтение своему хозяину, просто обожал его и был готов на все, лишь бы остаться в этой квартире.  Зина же постоянно ругала Шарика за его проделки, число которых росло с каждым днем. То сову разобьет, то статуэтку профессора Мечникова куда-то засунет. Горничная предлагала выпороть пса. На что профессор всегда отвечал: Никого драть нельзя. На человека и животное можно действовать только внушением.

Через некоторое время псу купили ошейник. Шарик сначала сопротивлялся, чтобы носить эту вещь, а потом понял, что ошейник – все равно что портфель, потому что бездомные собаки с завистью смотрели на прогуливающегося с Зиной пса.  

Любимым местом в квартире профессора для Шарика была кухня, где работала Дарья Петровна. Это было просто райское место. Он со сладострастием наблюдал за тем, как готовила кухарка, вдыхал ароматы и запахи и частенько ему перепадали вкуснейшие куски с хозяйского стола. 

Вечерами же Шарик лежал в кабинете у профессора и наблюдал за «страшными» делами:

«В отвратительной едкой и мутной жидкости в стеклянных сосудах лежали человеческие мозги. Руки божества, обнаженные по локоть, были в рыжих резиновых перчатках, и скользкие тупые пальцы копошились в извилинах»

В этот день Шарика кольнуло предчувствие еще с утра. Зина сводила его погулять, обед прошел как обычно, приема у профессора не было. Вдруг зазвонил телефон, после разговора он засуетился, велел наскоро подавать обед. В это время приехал Иван Арнольдович и привез с собой дурно пахнущий чемодан и прошел в смотровую. Откуда Шариков услышал реплики: — Когда умер? – Три часа назад. Шарика было велено не кормить и запереть в ванной. Около 15 минут пес провел в тоске и неясности, затем пришла Зина, надела на него ошейник и повела в смотровую. Пес насторожился и стал сопротивляться. В смотровой он увидел во всем белом Филиппа Филипповича, руки которого были в черных перчатках, и Ивана Арнольдовича, у которого глаза были

«настороженные, фальшивые, и в глубине их таилось нехорошее, пакостное дело, если не целое преступление»

Снова Шарику подсунули под нос вату с тошнотворным запахом. Ужас исчез, сменился радостью…Затем весь мир перевернулся дном кверху…Потом – ничего.

Глава 4

На операционном столе лежал Шарик, а доктор Борменталь Иван Арнольдович брил ему голову. Профессор давал последние указания перед операцией. 

Операция началась, сначала аккуратно, затем с каким-то остервенением начали работу профессор и его ассистент. Выдернули семенные железы бедного пса и вшили какие-то чужие.

«Затем оба заволновались, как убийцы, которые спешат»

Лицо профессора стало «страшным», и он стал снимать скальп, а затем высверливать в черепе Шарика какие-то дырочки, затем крышку черепа аккуратно снял и выдвинул из полости черепной коробки мозг пса. Из мозга аккуратно выстриг какой-то комочек, швырнул его на тарелку, а на его место вшил другой, похожий комочек. Мозг положил обратно в черепную коробку. Борменталь зашил голову

«Тут же Филипп Филиппович отвалился окончательно, как сытый вампир…раздвинул правое веко пса: — Не издох…жаль пса, ласковый был, хотя и хитрый»

Глава 5

Из дневника доктора Борменталя

Дневник доктора Борменталя – тетрадь, в начале все написано аккуратным и четким почерком, далее – размашистым, взволнованным, с кляксами. 

22 декабря 1924 г. Понедельник, история болезни. Описывается Шарик: дворняга, вес 8 кг, следы ожога на боку.

23 декабря. В 8.30 проведена первая в Европе операция по пересадке мужских семенных желез собаке от человека. Также удален гипофиз и заменен на человеческий от того же мужчины, что и в предыдущем случае. Цель операции – постановка опыта профессором Преображенским пересадки яичек и гипофиза …для выяснения вопроса о приживаемости гипофиза, а в дальнейшем и о его влиянии на омоложение организма у людей.

В последующие дни – стабилизация состояния подопытного. «9 декабря начала выпадать шерсть. Вечером появился лай со звуками, похожими на стон «а-о». 

1 января – лает «Абыр – валг», что означает «ГлавРыба»

В последующие дни отмечается вставание на задние лапы, отчетливый мат, ругань. Профессор начинает плохо себя чувствовать. Все наблюдения приходится вести самому. По городу ползут невиданные слухи.

8 января поставлен диагноз – перемена гипофиза дает не омоложение, а полное очеловечивание. От этого изумительное открытие не становится ничуть меньше.

Далее приучение подопытного к прогулкам, одевание, лексикон обогащается, но пока нет понимания обращенной речи. С увлечением ест селедку. Обучение посещения уборной. Неоднократное!!!

11 января – произнесенные слова становятся реакцией на окружающую действительность, без отрыва от нее. Поддерживает разговор.

12 января – Отныне загадочная функция гипофиза разъяснена. Он определяет человеческий облик…Скальпель хирурга вызвал к жизни новую человеческую единицу. Проф. Преображенский, вы – творец.

Пока я наблюдаю подопытного, Филипп Филиппович изучает историю умершего человека, от которого мы взяли для пересадки органы: Клим Григорьевич Чугункин,25 лет, холост. Беспартийный, сочувствующий. Судился и три раза был оправдан…Профессия – игра на балалайке по трактирам.

На этом историю болезни заканчиваю. Перед нами новый организм; наблюдать его нужно сначала.

Глава 6

Конец января. В газете появляется заметка за подписью Швондер, в которой он говорит о том, что у проф. Преображенского появился незаконнорожденный сын. Вот такие слухи ходят о случившемся по городу.

Пес, превращенный в человека, каждый день играет на балалайке, доставляет много неудобств всем обитателям квартиры Преображенского.  Подопытный теперь выглядел иначе: …человек маленького роста и несимпатичной наружности. Волосы у него на голове росли жесткие, как бы кустами на выкорчеванном поле, а лицо покрывал небритый пух. Лоб поражал своей малой вышиной. Одет был в рваный пиджак, галстук ядовито – небесного цвета, лаковые штиблеты с белыми гетрами. Голос его был глухой, как из бочки.

Новый человек ведет себя очень развязно с профессором, называет его папашей и жалуется, что Преображенский во всем его утесняет и просит выправить ему документы, потому что нельзя человеку в Москве да без документов проживать. Этому его научил товарищ Швондер.  Человек выбирает себя имя по календарю Полиграф Полиграфович Шариков. С помощью домкома в лице Швондера Шарикова прописывают в квартире Преображенского.

Шариков уходит со Швондером, но вдруг из передней послышался невообразимый шум: это Шариков увидел кота одной из пациенток профессора и бросился за ним, сметая все на своем пути. Гоняясь за котом, Шариков попадает в ванну, где случайно запирается и срывает кран, вода затапливает всю квартиру. Швейцар Федор помогает высвободить Шарикова и заодно перекрыть трубы, чтобы прекратить потоп.

Глава 7

Профессор Преображенский и доктор Борменталь учат манерам и правилам поведения Шарикова за столом, но все заканчивается тем, что Полиграф Полиграфович лишь мастерски пьет водку.   Доктора предлагают Шарикову съездить в театр, но тому по душе больше цирк, а театр с его разговорами он называет «контрреволюцией». Тогда ему предлагается что-нибудь почитать, на что Шариков с умным видом отвечает, что он читает …переписку Энгельса с Каутским. Ошеломленные, доктора выпытывают, откуда он взял эту книгу и узнают, что ее дал почитать Швондер. А также Шариков, говоря словами Швондера, предъявляет Преображенскому, что тот занимает слишком много комнат и обычному пролетариату жить негде. Взбешенный профессор произносит речь:

«Вы стоите на самой низшей ступени развития, вы еще только формирующееся, слабое в умственном отношении существо, все ваши поступки чисто звериные…вам нужно молчать…учиться и стараться стать хоть сколько-нибудь приемлемым членом социального общества»

После этого неприятного разговора Преображенский отправляет Борменталя с Шариковым в цирк, а сам запирается в кабинете и рассматривает гипофиз Шарикова в стеклянной баночке: …в белом нетонущем комке хотел разглядеть причину удивительных событий, перевернувших вверх дном жизнь в пречистенской квартире. Очень возможно, что высокоученый человек ее и разглядел. Профессор поджидает возвращение Борменталя.

Глава 8

Квартирная жизнь переполнилась событиями. Преображенский грозится выгнать Шарикова, на что тот отвечает, что он здесь прописан и имеет право на жилплощадь. На следующий день пьяный Шариков возвращается домой с двумя собутыльниками, которых, конечно же, Борменталь выставил за дверь. Терпеть это становится невыносимым.

Доктора запираются в кабинете и думают, что же сделать с Шариковым, ждать пока удастся из этого хулигана сделать человека не представляется им возможным. Преображенский сокрушается, что все его исследования и эксперименты не стоят и выеденного яйца.

«Вот, доктор, что получается, когда исследователь вместо того, чтобы идти параллельно и ощупью с природой, форсирует вопрос и приподымает завесу: на, получай Шарикова и ешь его с кашей»

Кто перед докторами в ходе труднейшего эксперимента? Не новая единица жизни, а исключительный прохвост.

«Гипофиз – закрытая камера, определяющая человеческое данное лицо. Данное!.. а не общечеловеческое. Это – в миниатюре сам мозг. И мне он совершенно не нужен. Я заботился совсем о другом, об евгенике, об улучшении человеческой породы»

Получился человек с собачьим сердцем. Надо прекращать этот эксперимент.

Пока доктора совещаются пьяный Шариков чуть не изнасиловал Зину, этому успела помешать Дарья Петровна. Шарикова укладывают спать.

Глава 9

На следующее утро Полиграф Полиграфович исчез из дома. Но через некоторое время Шариков заявился с известием, что он устроился на работу заведующим подотделом очистки города Москвы от бродячих животных (котов и пр.) в отделе МХК. Преображенский заставляет Шарикова извиниться перед Зиной и Дарьей Петровной за его выходки, Полиграф Полиграфович просит прощения.  После этого случая тишина в квартире длилась целых два дня. 

А через эти два дня Шариков заявился в квартиру с молоденькой барышней, машинисткой подотдела, и говорит, что расписывается с ней и будут они жить здесь, в этой квартире. Преображенский приглашает барышню к себе в кабинет и рассказывает ей о происхождении Шарикова. Девушка в слезах убегает.

На следующий день Преображенскому приходится принять все-таки одного из своих пациентов: толстого и рослого человека в форме. Он приносит профессору донос на него же, подписанный рукой Швондера, который составил эту записку со слов Шарикова о том, что Филипп Филиппович грозился убить Швондера, что Борменталь тайно проживает в квартире профессора, не прописанный, и занимает лишние комнаты, которые могли бы принадлежать Шарикову. Это было последней каплей. 

Шариков вернулся с работы с очень нехорошим предчувствием. Професор предложил ему съехать с квартиры. На что Шариков показал шиш доктору и достал из пиджака револьвер, направив его на Борменталя. Шариков сам пригласил свою смерть. Борменталь схватил Полиграфа Полиграфовича  и стал душить его подушкой, предварительно повалив на кушетке.

В этот день приема у Преображенского не было.

«Тишина покрыла квартиру, заползла во все углы. Полезли сумерки, скверные, настороженные, одним словом, мрак»

Эпилог

Через 10 дней после сражения в смотровой, ночью, в квартиру профессора пришли представители уголовного розыска и следователь, за компанию с ними Швондер. Прежний властный и энергичный Филипп Филиппович, полный достоинства встретил ночных гостей. Посетители предъявили ордер на обыск в квартире профессора и предъявили ему обвинение в убийстве Шарикова. Улыбающийся профессор сказал, что никого он не убивал, что Шарик существует и по сей день: …из двери кабинета выскочил пес странного качества. Пятнами он был лыс, пятнами на нем отрастала шерсть. Вышел он, как ученый циркач, нам задних лапах…и, улыбнувшись, сел в кресло. Милиционеры перекрестились и не могли поверить в происходящее.

«Наука еще не знает способов обращать зверей в людей. Вот я попробовал, да только неудачно, как видите. Поговорил и начал обращаться в первобытное состояние. Атавизм»

Профессор продолжил свою деятельность, пес Шарик думал, что ему очень «свезло» в жизни. Пес видел страшные дела. Руки в скользких перчатках важный человек погружал в сосуд, доставал мозги, — упорный человек, настойчивый, все чего-то добивался, резал, рассматривал, щурился и пел: -К берегам священным Нила.

Собачье сердце Михаил Булгаков Краткое содержание сюжета

Собачье сердце Михаил Булгаков Сюжет | ЛитЧартс

В первые дни Советского Союза сумасшедший ученый (проф. Преображенский) имплантирует человеческий гипофиз бродячей собаке (Шарику) и случайно превращает его в человека. В «Собачьем сердце» Михаил Булгаков использует этот вымышленный эксперимент как метафору того, что он считает неудачами русской революции и коммунистического большевистского правительства. Так же, как неуправляемый эксперимент профессора переворачивает его жизнь, предполагает Булгаков, большевики разрушили русское общество своим неуправляемым коммунистическим экспериментом по социальному равенству.

Роман начинается с перспективы раненого пса, который воет и замерзает суровой московской зимой. Повар в советской правительственной столовой бросил в него кастрюлю с кипятком, обварив бок. Пес проклинает повара, нечестного негодяя, подающего тухлое мясо. Он смотрит, как молодая машинистка (Васнецова) выбегает из столовой в метель, и жалеет ее. Она гладит его и дает прозвище «Шарик» (что означает «Мячик»).

Затем подходит хорошо одетый господин (проф. Филипп Филиппович Преображенский) и кормит Шарика колбасой из конины. Взволнованный паршивый Шарик следует за джентльменом по Москве обратно в его огромный, элегантно оформленный отдел. Но когда профессор Филипп и его красивая молодая горничная Зина ведут Шарика в операционную, Шарик понимает, что происходит. Он пытается убежать и кусает ассистента профессора Филиппа, доктора Борменталя, который усыпляет его ядовитым газом.

Но Филипп лечит Шарику только ошпаренный бок, и Шарик просыпается чистым, перевязанным и безболезненным. Он следует за Филипом в его кабинет, где дремлет, пока один за другим пациенты странного вида сбрасывают штаны и платят Филипу огромную сумму денег. Оказывается, Филипп — хирург, который пересаживает органы животных людям в надежде омолодить их.

Позже в тот же день четверо разгневанных молодых коммунистов во главе с человеком по имени Швондер посещают Филипа и представляются новым комитетом управления зданием. Они объясняют, что семикомнатная квартира Филиппа слишком велика, и требуют, чтобы он уступил часть своей площади. Он гневно отказывается. Он звонит одному из своих пациентов, влиятельному правительственному чиновнику, и уговаривает руководящий комитет оставить его в покое.

В течение следующих нескольких дней Шарик спит и бездельничает в квартире Филиппа, пока Филипп и Борменталь экстравагантно обедают и жалуются на состояние Москвы при новом коммунистическом правительстве. Шарик жадно ест, любуется собой в зеркало и начинает тусоваться с кухаркой Дарьей Петровной на кухне.

Однажды вечером Борменталь лихорадочно сообщает Филиппу, что кто-то умер. Двое мужчин запирают Шарика в ванной и спешат обустроить комнату для осмотра. Затем Шарика усыпляют и начинают операцию. Филипп заменяет семенные пузырьки Шарика (часть репродуктивной системы) и гипофиз (важную железу мозга) человеческими органами, которые он приносит в банках.

Следующая глава — дневник доктора Борменталя. После операции они с Филиппом ожидают смерти Шарика. Вместо этого состояние Шарика улучшается. Он сбрасывает шерсть, начинает стонать и ходить на задних лапах. У него отваливается хвост, он начинает говорить по-русски и все больше становится похож на человека. Филипп поражен, а газеты начинают судачить о его экспериментах. Вскоре Шарик начинает смеяться, курить, одеваться и ругаться на всех вокруг. Борменталь и Филипп понимают, что он становится человеком — и принимает черты донора органов, подарившего ему свой гипофиз, подлого вора и балалаечника по имени Клим Григорьевич Чугункин.

Завершив очеловечивание, Шарик в течение следующих недель становится мерзким и оскорбительным. Он начинает спать на кухне, играть на балалайке, приставать к Зине и Дарье и носить такую ​​же уродливую одежду, как и все остальные мужчины в Москве. Он критикует элитарность Филиппа, настаивает на том, чтобы с ним обращались как с равным, и вступает в сговор со Швондером, чтобы получить в правительственных бумагах его абсурдное новое имя — «Полиграф Полиграфович Шариков».

Потом Шариков видит кошку. Он гонится за ним, разбивает окно и запирается в ванной с включенным краном. Квартиру начинает затапливать, и швейцар Федор лезет в окно, чтобы починить кран. Борменталю приходится отправить всех пациентов Филиппа домой, пока они чистят воду. Шариков не извиняется — вместо этого он начинает жаловаться на кота. Он сохраняет свои дурные манеры, напиваясь за ужином и громко критикуя элитарность и вкус Филиппа в театре. Филипп заявляет, что Шариков явно находится «на низшей ступени развития» и не заслуживает быть равным цивилизованным, образованным людям вроде него самого и Борменталя.

На следующей неделе Филип начинает что-то тайно планировать. Он пытается выгнать Шарикова из его квартиры, но у Шарикова есть государственные бумаги, в которых говорится, что теперь он имеет право на часть квартиры Филиппа. Тем временем Борменталь и Филипп оплакивают свой неудачный эксперимент и замышляют избавиться от Шарикова. Они спорят, проблема Шарикова в том, что он наполовину собака, или в том, что он слишком человек. Когда они узнают, что Шариков пытался изнасиловать Дарью Петровну во сне, Борменталь нападает на Шарикова и обещает преподать ему урок, когда он протрезвеет утром.

Но утром Шариков исчез. Три дня спустя он возвращается с новой одеждой и новой работой государственного ловца кошек. Еще через несколько дней в квартиру приходит Васнецова, молодая машинистка из начала романа. Шариков солгал о том, что он герой войны, и убедил ее переехать к нему. Но Филипп говорит ей правду, и она уходит в слезах. На следующее утро Филипп узнает, что Шариков донес на него правительству за его антикоммунистические выпады. Он и Борменталь противостоят Шарикову, который направляет на них пистолет. Борменталь и Филипп усмиряют Шарикова и возвращают его в смотровую.

В эпилоге читатель узнает, что они сделали: Шарикова снова превратили в собаку. Расследовать исчезновение Шарикова приезжает полиция, и Филипп знакомит их со своей собакой. Он утверждает, что Швондер зарегистрировал пса Шарика на государственную работу в качестве отлова животных, чтобы отомстить ему. Той ночью Шарик бездельничает на ковре, чувствуя благодарность за свою прекрасную жизнь и недоумевая, почему врачи продолжают его оперировать. А Филип, «высшее существо», вернулся к своему прежнему мирному «я».

Собачье сердце Краткое содержание

Собачье сердце

Михаил Булгаков

Сюжет

Михаил Булгаков

Фантастика | Роман | Взрослый

Доступ к библиотеке

Собачье сердце — роман, написанный русским писателем Михаилом Булгаковым в 1925 году, в разгар нового экономического периода в Советской России. Это было время, когда казалось, что коммунизм в Советском Союзе ослабевает, и роман часто интерпретируется как аллегория коммунистической революции. Официально в России не выпускался до 1987. Он был снят как в русской, так и в итальянской версиях, а также в английской адаптации в виде пьес и опер. Сюда входят: комическая опера «Убийство товарища Шарика » в 1973 году; советский фильм 1988 года «Собачье сердце»; Партизанская опера поставила оперу в 2007 году и вторую постановку в 2010 году; постановка в Университете Лидса в 2011 году; и многое другое. The Kills выпустили в 2016 году песню под названием Heart of a Dog , вдохновленную книгой.

История начинается в Москве, 1924. Бродячая собака зимой собирает мусор, и повар, который ее находит, ошпаривает ее кипятком. Собака лежит, умирает и ждет смерти. Тогда хирург по имени Филипп Филиппович Преображенский предлагает собаке колбасу. Пес следует за Филиппом обратно в его квартиру, и его зовут Шарик. Это ироничное имя, обычно используемое для описания избалованной или чистокровной собаки.

Шарик знакомится с домочадцами доктора. Доктор открыто выступает против коммунистов, но он неприкасаем, потому что лечит лидеров РКП. Он отказывается уменьшать свою семикомнатную квартиру и очень плохо относится к большевикам и Швондеру. Шарик впечатлен и берет на себя роль «собаки джентльмена».

Слуга выводит Шарика на прогулку и не обращает внимания на насмешки прохожего. Шарик становится все здоровее, но тут врач приказывает запереть Шарика в ванной, а лаборатория готовится.

Шарик в ярости, и его тащат в лабораторию. Ему ввели успокоительное и прооперировали. Врач дает Шарику человеческий гипофиз и человеческие яички. Эти органы были вырезаны и изъяты у вора-алкоголика и хулигана.

История смещается в сторону Борменталя, помощника врача. Затем он снова переходит в перспективу от третьего лица.

После операции домочадцы наблюдают, как Шарик превращается в очень примитивного человека. Он заключает союз со Швондером и получает человеческие документы.

Доктор и Борменталь пытаются научить того, что сейчас называют Шарикова, элементарным манерам, но он издевается над ними, как над пережитком царизма, и говорит, что лучше вести себя естественно. Он ругается, не бреется, одевается и ест как неряха.

Шариков случайно открывает кран, гоняясь за котом, и заливает всю квартиру. Позже он пытается изнасиловать одну из служанок. Борменталь бьет Шарикова и заставляет его извиниться, но Шариков приходит в ярость и уезжает на несколько дней.

Вскоре после этого Борменталь умоляет доктора что-нибудь сделать с проблемой; в частности, он просит разрешения ввести и убить Шарикова мышьяком. Он называет его человеком с собачьим сердцем. Врач приходит в ужас от этой мысли и говорит, что виноват человек, у которого были извлечены части тела, а не Шариков. Тогда Борменталь предлагает переделать операцию, используя тело гения. Доктор снова говорит «нет», но противоречит своим прежним убеждениям, говоря, что евгеника — пустая трата времени, потому что даже крестьянин может родить гения.

Шариков возвращается и сообщает, что Советское государство дало ему работу. Его работа заключается в том, чтобы душить бездомных кошек. Партия превращает их в дешевые шубы для рабочего класса. После этого он приводит домой женщину, с которой работает, и представляет доктору свою гражданскую жену. Шариков требует, чтобы им выделили отдельную палату, но врач отводит женщину в сторону, объясняя, что Шариков — неудачный эксперимент. Первоначально ей сказали, что он был покалечен, сражаясь в Сибирской армии. Она в шоке и уходит. Шариков клянется ее уволить. Опять же, Борменталь избивает его и заставляет поклясться не делать этого.

Приезжает высокопоставленный партийный деятель и хороший друг Петр Александрович. Он сообщает врачу, что Шариков донес на него в тайную полицию. Он говорит, что ничего не будет, потому что Штаты не доверяют Шарикову, и уходит. Врач и Борменталь говорят Шарикову уйти навсегда. Вместо этого Шариков достает пистолет, и двое мужчин нападают на него.

Проходит время, и в квартире царит тишина. Доктор и Борменталь кажутся очень расслабленными. Прибывает полиция в сопровождении Швондера. Требуют представить Шарикова. Однако Шариков снова превратился в собаку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *